Изменения в закон об образовании техническое и профессиональное. Портал правительства россии. Система образования в России в контексте современных реформ: тенденции, противоречия, перспективы развития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

В августе газеты отмечали санкцию закона 692. «Объективная и профессиональная» средняя школа ознаменовала бы «пробуждение новой Бразилии», - говорится в некоторых редакционных статьях. Год спустя, однако, уже появились критики реформ, свидетельствующие о трудностях школ и правительств в осуществлении профессионального образования.

Реализация таких широкомасштабных изменений была даже сложной, объясняет советник Сената по законодательству Хосе Эдмар де Кейрос. Законодательство изменилось без образования систем образования, физической сети и человеческих ресурсов, готовых к выполнению нового правила. Школа преподает классический и научный курс и внезапно должна учиться профессионально?

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

«Социология»

«Система образования в России в контексте современных реформ: тенденции, противоречия, перспективы развития»

Введение

Много дискуссий разворачивается также вокруг института образования. Обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений.

Консультант рассказывает о таких случаях, как колледж, где учащиеся вводного курса, из-за отсутствия пишущих машинок, обучаются картону с нарисованными ключами. Подобные сообщения появились в газетах того времени. Кейроз, который только что закончил исследование по реформе школы, указывает на еще одну проблему: никто не хотел, чтобы профессионалист. И студенты, и их семьи мечтали об университете. Однако подготовка к вступительному экзамену в колледж потерпела неудачу, особенно в государственных школах.

Потребность в профессионалах на рынке труда также оказалась неверной. Предположение о требовании техников, которые оправдывали бы реформу этого масштаба, не было основано на реальности и не было эффективно продемонстрировано, - говорит Дермевал Савиани.

В данной контрольной работе я решила рассмотреть систему образования в России, перспективы ее развития, тенденции и противоречия. Выделена структура системы образования, ее проблемы. Также рассматриваются изменения в системе образования России.

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России.

Сами предприниматели склонны предпочитать, что школа гарантирует общее образование, объясняет учитель. Но большая ошибка, по его словам, была концепция реформы о роли школы. Было сказано, что школа устарела и должна быть сформулирована в соответствии с требованиями рынка труда. Оказывается, школа не является профессиональным агентством для компаний. Школа - это институт для обучения людей, для доступа к культуре грамотности.

Реформа образования будет глубоко отмечать бразильское образование. Он имеет такую ​​глубину, что, как огромный успех или огромный провал, он не преминет забить. Для профессора Луиса Антонио Куньи нет никаких сомнений. Это был огромный провал, потому что это не привело ни к чему, кроме школьной дезорганизации в старшей школе, чьи отрицательные результаты все еще присутствуют сегодня. Если все образование 2-го класса внезапно обязано вписаться в определенную обязательную форму, некоторые школы преуспеют, а некоторые меньше, но фальсификация становится тонической.

Необходимым условием является модернизация системы образования. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

То, что у нас было ложное профессиональное учение, - это что-то дрожать. Профессор Магда Соареш из группы реформ признает, что системы образования не в состоянии реализовать на практике то, что требует закон. Мы, педагоги, не понимали, что реальность навязывает себя желаемому. Радикальные и даже почти невозможные изменения, связанные с финансированием, наймом новых учителей, строительством лабораторий и мастерских.

До тех пор базовое образование было разделено на начальное и среднее образование. Именно с реформой были созданы первая и вторая ступени. Первый класс объединил основной и гимнастический зал, добавив до восьми лет. Второй класс был три года. На фоне критики обязательной профессионализации диктатура в течение многих лет допускала гибкость в Законе 692.

Современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях. В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Докладчик предложения г-н Ромуло Гальвао объяснил в Пленарной сессии, почему необходимо прекратить обязательное профессиональное обучение. Он сказал, что в течение десяти лет закона в ходе его реализации были выявлены «неустранимые трудности». Помимо отсутствия специализированных учителей, оборудования и средств, Гальвао упомянул другие факторы, которые мотивировали изменение нормы. Обучение молодежи было скомпрометировано обнищанием общей культуры; подготовка к высшим курсам становилась все более зависимой от курсов; не была установлена ​​корреляция между обученными специалистами и потребностями рынка; эффективной профессиональной деятельности не было, только преуспело в системах обучения; и сами преподаватели стали спрашивать, было бы ли педагогически приемлемым навязывать раннее решение о своем профессиональном будущем.

1. Образование в современной России

Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Поскольку обучение столь важно в социальной жизни, общество, как правило, не отдает его на волю случая. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения - того, что социологи называют образованием. Образование - один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие - ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли.

На этом этапе он направлен на интегральное формирование подростка, в основном основанное на общем образовании, которому должно быть соотнесено адекватное видение мира труда, но не обязательно достижение окончательной профессионализации, - утверждал докладчик.

«Квалификация на работу», определяемая реформой, была заменена «подготовкой к работе», исключающей требование профессиональной квалификации, которая стала бы факультативной для школ. Идея обязательного профессионального образования была бы похоронена самой диктатурой, которая ее задумала.

Первые школы появились несколько тысячелетий тому назад для подготовки небольшого числа избранных для ограниченного круга руководящей и профессиональной деятельности. Однако в XIX в. бесплатные средние школы стали основным средством, с помощью которого члены общества получали элементарные знания по чтению, письму и арифметике. Это давало им навыки, необходимые для работы на предприятиях и в бюрократических организациях. Школы имеют существенное функциональное значение для выживания и сохранения современных обществ.

Школа предложила классы по плотничной и печатной машинам

Школа была известна качеством факультета, а также его мастерских. Колледж вызвал мое любопытство в профессиональной сфере. Элио практиковал столярные, металлургические и кожаные ремесла. Сын рабочего, в возрасте 15 лет, начал работать на перчаточной фабрике, используя то, что он узнал в школе.

Качество, однако, не было правилом в общественной сети. После Гонзага да Гамы, Элио учился в другой школе, где студенты обучались в области химии. Не было даже лаборатории - помните. Общая подготовка также была испорчена. Поэтому молодой человек, который хотел поступить в университет, поступил в частный колледж, который готовился к вступительному экзамену.

Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX в. Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в Космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

Во многих примитивных и аграрных обществах школы отсутствуют. Социализация молодежи осуществляется в них тем же «естественным» путем, каким родители обучают детей ходить или говорить.

Сенатское агентство. Это «трансформация не по краю, а в глубине нашей образовательной системы», - пообещал Франсуа Фийон, поставленный перед правыми избирателями 20 ноября. Его образовательная программа обобщает вступительные экзамены и избавляется от профессиональный путь по регионам.

С 44% голосов в правом первичном, Франсуа Фийон находится на пути к тому, чтобы стать правым кандидатом на президентские выборы. Для республиканцев это четкое скольжение в сторону крайнего правого, появляется Филлон самый консервативный кандидат на первичную.

Взрослые люди в современных обществах не могут позволить себе воспитывать детей по собственному подобию. Очень часто навыки родителей устаревают, и они сталкиваются с тем, что профессия, которой они обучались, больше не нужна. Знания и умения, необходимые в современной жизни, нельзя получить автоматически и «естественно». Для этого требуется специальная образовательная структура, которая будет прививать молодым людям образ мыслей, мироощущения и модели поведения, диктуемые быстро меняющимся урбанизованном и ориентированном на технические достижения обществом.

Удлинение рабочего времени. Филлон хочет дать директорам и руководителям право нанимать, оценивать и увольнять учителей, принимать решения о почасовом распределении предметов, а на втором уровне учителя в 6-м и 5-м классах будут универсальными: один учитель для науки и один для писем и географии истории.

Начальная школа и обучение чтению начнутся в возрасте 5 лет. 75% школьного времени будут посвящены основам школы. В конце школы и в конце колледжа оценка определяла бы переход на следующий уровень. Испытания танков также были бы сведены к основополагающим принципам: всего 4 теста.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:

Что делать со слабыми учениками? Это обеспечило бы возложение национального образования на регионы. Сократите количество тренеров, которые внушают некоторым будущим учителям сомнительные методы обучения, такие как смехотворная оценка, основанная на навыках, которая теряет много времени, чтобы ничего не удалять. В заключение необходимо просто очистить систему, и учителя должны учить. Например, эти знаменитые летнего периода. Ученики, оставшиеся в отпуске, учителя все равно ничего не делают в каждом учреждении. Лично, что они сделали за 10 дней, мы могли бы сделать это за один день. Это только реализация временных графиков требует времени. Таким образом, мы делаем это 10 дней, чтобы ничего не делать в этом году, чтобы мы могли открыть класс в каждой школе. Учителя должны учиться и быть намного эффективнее. Для каждого класса необходимо иметь менее 20 учеников, и, поскольку это уже происходит в некоторых изолированных школах, это не является невозможным решением. Мы говорим об этом через несколько лет, но некоторые до сих пор не знают, что все это значит во время следующей реформы. И поэтому, рассуждая таким образом, можно понять, что можно уменьшить количество студентов в классах. Вы должны быть уверены, что Франция является наименее эффективной страной Европейского Союза по математике и наука. Когда мы это поймем, мы будем прогрессировать. «если вы хотите продолжать работать, будучи недоплаченной и эксплуатируемой». Короче говоря, для меня основополагающая основа школы: поставить педагогов национального образования перед учениками. Обсудить больше часов обучения по отношению к ученикам в обмен на улучшение условий труда. Удалите ненужные встречи конца года для кассира на стерильных педагогических инструментах и ​​сгладьте это рабочее время в течение года. Остановите «игривый» и забив навыками. Избегайте удаления работы. Извините, но это не в генах Социалистов провести такую ​​структурную реформу.

  • Изменена ли история через 10 лет, французский?
  • Пусть учителя адаптируют себя.
Вот неполный рассказ о недавней книге Антуана Проста, которая, ставя историческую перспективу, затрагивает вопросы, связанные с Осведомлением школы Пейлон, освещает дебаты или полемику, которые мы сейчас испытываем.

o систему дошкольного воспитания и образования,

o общеобразовательную школу,

o профессионально-техническое образование,

o среднее профессиональное образование,

o высшее образование,

o послевузовское образование,

o систему переподготовки специалистов.

2. Изменения в системе образования России

Антуан Прост показывает, что, хотя важные изменения изменили систему образования, некоторые из них молчали, такие как смешение, другие шаг за шагом, движимые обществом в движении, но они касаются только структуры и никогда способ учить. Самые амбициозные и системные реформы еще не завершены: в лучшем случае появляется новая мера, в худшем - возврат к статус-кво.

Реформы, которые основали Республиканскую школу

Именно этот аспект мы рассмотрим снова, с учетом проблемы характера образования, которое будет предложено молодежи от 12 до 16 лет. Прост, очевидно, вспоминает, что очень рано мальчики и даже девочки были в школе, а Наполеон, которому приходилось сталкиваться с потребностями лидеров, создавал средние школы. Но если Жюль Ферри и его законы в школе вносят большой вклад в демократизацию, он будет играть в те годы, которые следуют за обучением после обязательной школы.

По ряду направлений за прошедшее десятилетие в системе образования России произошли прогрессивные структурные и функциональные изменения.

Российская система образования в 1990-е гг. получила в виде Закона «Об образовании» и Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одно из самых прогрессивных в мире законодательств, устанавливающее обширную автономию учреждений, особенно профессионального образования, и широкие академические свободы в реализации образовательных программ.

От Народного фронта до Освобождения

На самом деле речь идет о единственной школе или средней школе, которая является долгосрочной: Жан Зай, министр образования при Народном фронте, расширяет обязательное школьное образование до 14 школы, то есть расплавить две системы, которые работают параллельно: первичный, а затем верхний первичный с одной стороны, а другой, элементарные классы и первый цикл лицей, в единый набор, определенный а затем год ориентации, прежде чем выбрать один из трех маршрутов, классический, современный и технический.

Однако профсоюз национальных учителей опасается ослабления первичной системы, а совокупности и национальный союз лицей и колледжей защищают среднее образование и его методы. Изменения будут внесены декретом. Программы бакалавриата и аспирантуры в конечном итоге будут унифицированы, а классы шестого класса с новой педагогикой создаются на экспериментальной основе. Правительство, вдохновленное педагогическими движениями, создает направленное развлечение и физическое воспитание для обучения полных мужчин.

Сделаны конкретные шаги на пути гуманизации образования, обращению к личности обучаемого и воспитанника, особенно в системе дошкольного образования.

Одной из примечательных характеристик общего образования стала его вариативность: стабильно растет число новых видов образовательных учреждений - лицеев, гимназий и образовательных центров, которые позволяют лучше учитывать разнообразие познавательных интересов учащихся и шире внедрять личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания.

Существенно обогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии, технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасности жизнедеятельности. Складывающаяся вариативность обеспечивается многообразием учебной литературы.

В области профессионального образования также достигнут ряд прогрессивных количественных и качественных изменений. При самом высоком показателе в СССР - 219 студентов на 10 тыс. населения, сегодня в России - 260 студентов на 10 тыс. населения. Более того, по доле студентов высшего и среднего профессионального образования Россия достигла показателя 400 студентов на 10 тыс. населения, что является одним из самых высоких показателей в мире.

В 1990-е гг. в российской системе образования были впервые внедрены государственные образовательные стандарты для высшего профессионального образования с учетом принципов автономии учебных заведений в разработке и реализации образовательных программ.

Кардинальные изменения произошли в высшем образовании. Во-первых, здесь введена многоуровневая система подготовки специалистов. Во-вторых, усилилась фундаментализация содержания программ высшего образования, что повлекло за собой существенное сокращение номенклатуры специальностей, а также стало основой для преобразования институтов в университеты. В-третьих, по объему и широте дисциплин социально-экономического цикла образовательно-профессиональные программы российского высшего образования без преувеличения теперь можно отнести к одним из лучших в мире.

Важнейшими элементами российской системы образования стали процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации. Эти новые формы, призванные обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в Российской Федерации при соблюдении автономии образовательных учреждений и академических свобод преподавателей, реально входят в нашу практику.

3. Проблемы системы образован ия

Вместе с тем разразившийся в стране в последнее десятилетие социально-экономический кризис поставил перед системой образования России целый ряд острых проблем.

Рассмотрим основные недостатки и проблемы образования по четырем главным уровням (ступеням) образования:

1. Общее среднее образование (школы, лицеи, интернаты и др.):

· рост учебной и информационной нагрузки за последние 15 лет в школах и негативное влияние на здоровье школьников в связи с сохранением обязательного 9-летнего образования;

· увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного образования;

· сокращение рождаемости населения, рост наркомании, преступности среди малолетних в стране;

· низкая и несвоевременная оплата труда и старение преподавательского состава в школах;

· слабая материально-техническая база учебных заведений, особенно в сельских школах и депрессивных регионах;

· снижение количества учащихся в расчете на одного преподавателя, что приводит к росту необходимых затрат на образование в школах.

2. Начальное профессиональное образование (ПТУ, училища):

· падение объемов производства в отраслях производственной сферы в два и более раза, сокращение прямых заказов на подготовку рабочих и финансовой помощи со стороны крупных и средних предприятий;

· нарастание технологического разрыва по сравнению с развитыми капиталистическими странами в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи;

· недостаточное государственное финансирование начального профтехобразования и контроля за процессом его реструктуризации;

· резкое сокращение выпуска рабочих в учреждениях начального профессионального образования;

· низкая и несвоевременная оплата труда, старение преподавательского состава, уход высококвалифицированных преподавателей в сферу малого бизнеса;

· слабая материально-техническая база учебных заведений профтехобразования, особенно в депрессивных отраслях (радиоэлектроника, металлообработка, легкая промышленность и др.).

3. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи):

· недостаточное государственное финансирование из бюджета и контроль за процессом реструктуризации среднего профессионального образования (либеральная реформа);

· рост платного обучения по гуманитарно-экономическим специальностям, что приводит к потере отраслевой направленности учебных заведений СПО;

· старение материально-технической базы учебных заведений, недостаточная компьютеризация и информатизация образования, особенно в депрессивных отраслях народного хозяйства.

4. Высшее профессиональное образование (университеты, академии, институты):

1. увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного высшего образования;

2. недостаточное государственное финансирование вузов в размере 30-60% от планового бюджета, что вынуждает развивать платное образование по непрофильным специальностям для вузов;

3. слабая материально-техническая база, особенно в передовых и наукоемких отраслях;

4. разрастающаяся коррупция и взяточничество в госвузах из-за сокращения бюджетного и увеличения коммерческого приема студентов;

5. сокращение потребности народного хозяйства в специалистах 1-го уровня квалификации (техников) из-за общего кризиса в отраслях материального производства и рост потребности в специалистах 2-го уровня (бакалаврах и специалистах) со стороны рыночных структур (банки, страховые компании, малые предприятия);

6. возрастающая конкуренция госвузов по приему студентов на специальности экономического и юридического профиля, лицензирование этих специальностей в технических госвузах, что приводит к утрате отраслевой специализации и превращению технических и педагогических вузов в псевдоуниверситеты;

7. усложненная бюрократизированная система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов каждые 5 лет по линии МО РФ, что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства вузов;

8. низкое трудоустройство выпускников государственных вузов:

4. Национальная доктрина обр азования в Российской Федерации

Доктрина российского образования исходит из ведущих тенденций развития цивилизации и образования на рубеже XX и XXI вв., а также концептуального содержания модели образования XXI в. и основывается на следующих принципах:

Народность образования: главным принципом организации образования в России должна являться его доступность для всех граждан России, его массовость, преодоление складывающейся дискриминации населения по образованию как нынешней негативной тенденции в России, обусловленной поощрением элитных форм образования и платного обучения.

Государственность образования: ответственность государства и общества за динамику среднего образовательного ценза населения. В настоящее время средний образовательный ценз населения (10,5 лет обучения) отстает от среднего образовательного ценза США на четыре года (14,5 лет обучения). Государственность образования означает ответственность государства за обеспечение единого образовательного пространства России, а формами ее реализации должны служить законодательные акты по образованию и вузовской науке, образовательные стандарты, национальные системы качества образования и системы оценки качества образования.

Опережающее развитие качества человека, качества общественного интеллекта и качества образования: по параметрам доступности, массовости, содержанию, качеству знания, разнообразию специальностей, развитию научного потенциала образование в России должно развиваться опережающими темпами, обеспечивая опережающее развитие качества личности, ее профессионализма и качества общественного интеллекта. Важнейшей тенденцией, обеспечивающей реализацию принципов опережения, является формирование исследовательского обучения и проблемного образования, основанных на синтезе научных исследований, проектных процессов и образовательных технологий в высшей школе.

Адекватность российского общества императивам развития мировой цивилизации предполагает реализацию следующих императивов:

o выживаемости человечества в XXI в.;

o становления цивилизации образовательного общества;

o становления новой парадигмы энциклопедического, проблемно-ориентированного профессионализма;

o становления экологического образования и т.д.

Научность: ведущим условием развития российского образования останется развитие науки, научные знания по-прежнему будут составлять ядро знаний, получаемых в процессе образования.

Академические свободы и автономность: данный принцип обеспечивает самоуправление и самоорганизацию прежде всего высших учебных заведений, сохранение репутации высшего учебного заведения «в качестве коллектива, ведущего свободный поиск, способного осуществлять свои творческие, аналитические и критические функции в обществе». Этот принцип дает право насыщать конкретным содержанием учебные программы, преподавателям выбирать образовательные технологии, а учащимся - образовательные траектории в рамках учебного заведения. Принцип академических свобод и автономности находится в диалектической взаимосвязи с принципом государственности. Их баланс определяет свободу развития личности в образовательном пространстве.

Непрерывность образования: ведущей тенденцией реформирования образования в России должно стать непрерывное образование, которое требует обеспечения совместимости социальных норм качества и продвижения по ступеням непрерывного образования.

Непрерывное образование - новая форма образования, сопровождающая человека в течение всей его жизни. Это ставит проблемы развития педагогики взрослых, дифференциации образовательных технологий по возрастным группам. Образование становится стилем жизни личности, базисной технологией развития интеллекта на протяжении всей жизни человека.

5. Тенденции, противоречия, перспективы развития образования в современной России

Особенности современного этапа развития российского общества усиливают значимость и необходимость преобразования различных сфер жизнедеятельности, включая сферу образования. Решение проблем стоящих перед современным обществом обуславливается потенциальными возможностями и имеет некоторые тенденции. Первая тенденция представляет собой постепенный переход к постиндустриальному обществу на основе развития и широкого применения информационных технологий. Вторая тенденция включает повышение культурного и профессионального уровня большинства населения страны на основе развития и распространения методик, средств и технологий образования. Следовательно, в современных условиях существенно возрастает роль образования, растут потребности общества в образовательных услугах. Чтобы система образования была готова принять вызовы современности, необходимы определенные преобразования системы на базе использования современных информационных технологий. Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Так, наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться инновационные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет - технологиях или электронном образовании.

Важнейшими направлениями информатизации образования являются:

* формирование виртуальной информационной среды на уровне учебного заведения;

* системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления;

* построение и развитие единого образовательного информационного пространства;

* постоянное обеспечение новой научно-технической и научно-методической информации;

* создание широкой сети информационных центров, ориентированных на решение задач информационного обеспечения системы образования компьютерными программами.

Согласно распоряжению премьер-министра В.В. Путина от 3 февраля 2010 года, создан департамент науки, высоких технологий и образования правительства Российской Федерации. В сферу ведения нового департамента войдут вопросы государственной политики в области научно-технического обеспечения инновационного развития российской экономики, модернизации системы профессионального образования в стране, кадрового обеспечения в сфере образования и науки, особенно в перспективных инновационных областях, формирования национальных исследовательских центров, сети федеральных и исследовательских университетов.

Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации 1999 года. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Тем самым Россия взяла на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство Европы и обрела наравне с другими государствами-участниками процесса (а их уже 40) право влиять на принимаемые решения. Речь идет о том, чтобы к 2010 году добиться полной гармонизации систем высшего образования стран континента, а значит, повысить его конкурентоспособность и привлекательность на мировом рынке. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам:

Внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр). Бакалавриат призван удовлетворять массовый спрос на высшее образование, магистратура - способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня;

Введение кредитной системы;

Обеспечение контроля качества образования;

Расширение мобильности;

Обеспечение трудоустройства выпускников.

Как показал опыт последнего десятилетия, активно сотрудничающие с зарубежными университетами, организациями, фондами и программами российские вузы успешно реформируют свою деятельность: управление вузом, систему подготовки специалистов (особенно в области экономики, права, гуманитарных, общественных наук) обеспечивающую адекватность содержания новым экономическим и политическим реалиям России, создают системы управления качеством образования, внедряют современные обучающие технологии. Дальнейшее взаимодействие российских вузов и международных организаций, фондов и программ требует ориентации на решение следующих задач: содействие участию российских вузов в крупных международных, научных и образовательных проектах; созданию в университетах систем управления и контроля качества образования с учетом мирового опыта; освоение новых информационных и обучающих технологий; создание региональных информационных сетей, обеспечивающих, с одной стороны, предоставление зарубежным пользователям разносторонней информации о вузах, их экспортных предложениях в области образования и науки, а с другой, оперативное обеспечение вузов сведениями о зарубежных партнерах и их возможностях.

Среди общих мер по обновлению содержания и структуры профессионального образования в РФ можно выделить следующие:

· создание федеральной и региональных систем прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей отечественного народного хозяйства и рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации, в том числе с учетом общемировых тенденций;

· разработка новой номенклатуры (перечня) профессий и специальностей (с их укрупнением, интеграцией), а также оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями;

· разработка нового поколения образовательных стандартов, соответствующих современным запросам экономики, науки, культуры, для всех уровней профессионального образования, с значительным расширением практико-ориентированной составляющей этого образования. Широкое привлечение к разработке данных стандартов профессионального образовательного сообщества и работодателей;

· переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда; создание механизмов государственно-общественной аккредитации этих образовательных программ;

· широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения; увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов.

Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, обеспечивающая продолжение модернизации российского образования и, в частности, высшего профессионального:

· выделение в системе высшего профессионального образования национальных университетов и базовых вузов для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы;

· реализация многоуровневых программ;

· стимулирование инновационных программ высшего профессионального образования;

· участие в международной деятельности;

· информатизация образования;

· поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи;

· развитие системы профессиональной подготовки в армии.

Государство в сфере образования обязано обеспечить правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности, законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений.

Заключение

образование профессия специальность реформа

Процесс перехода к общеевропейским стандартам в системе российского образования не означает тождества, простого копирования опыта западных моделей образования. Мы должны, сохраняя все лучшее, что было накоплено за многие десятилетия в отечественной системе образования, модернизировать ее на основе современного мирового опыта.

Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеет чрезвычайно важное значение.

Образование во многом определяет лицо общества. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется её самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения. Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека.

История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.) с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования.

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.

2. Кириллова О.Ю. Противоречия и перспективы развития российской системы образования // Успехи современного естествознания. - 2006. - №10 -27-29 с.

3. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании./ И.П. Норенков. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. - 352 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Перспективы развития образования в России. "Утечка умов" как проблема для кадрового обеспечения образовательных учреждений различных уровней системы образования. Реструктуризация сельской школы. Государственная регламентация образовательной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Современное состояние специального образования в России, его проблемы и перспективы развития. Особенности реформирования системы образования в условиях формирующейся рыночной экономики. Сущность тенденции сближения общего и специального образования.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Роль образования в развитии современного общества. История развития и становления образования в России. Анализ нынешнего состояния системы образования в Российской Федерации. Образование в цифрах на федеральном уровне в современном российском обществе.

    реферат , добавлен 19.05.2014

    Необходимость модернизации системы школьного исторического образования в условиях современной российской школы. Проблема оценки качества образования. Государственной стратегии развития исторического образования в XXI веке и освоение зарубежного опыта.

    реферат , добавлен 17.04.2013

    Система образование в дореволюционный период. Реформирование образования в советский период. Особенности системы образования в современный период. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, введение единого государственного экзамена.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2012

    Педагогические идеи в системе образования. Первые учебные заведения в России. Особенности развития высшего образования между Первой и Второй мировыми войнами. Современные тенденции развития образования за рубежом и перспективы российской высшей школы.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

    Традиционная система образования в Российской Федерации и ее реформирование в контексте Болонской системы. Переход к стандартам образования третьего поколения в России как результат сравнительного анализа европейских образовательных стандартов.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2010

    Зарождение и основные тенденции развития высшего образования в России. Ликвидация академических свобод университетов в годы советской власти, централизация управления высшей школой. Государственная политика современной России в области образования.

    презентация , добавлен 06.12.2013

    Регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования. Содержание и элементы российской системы образования. Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования, распространение идей гуманизма в образовании. Индивидуализация и дифференциация образования. Развивающая и воспитывающая направленность образования на современном этапе.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:

    • систему дошкольного воспитания и образования,
    • общеобразовательную школу,
    • профессионально-техническое образование,
    • среднее профессиональное образование,
    • высшее образование,
    • послевузовское образование,
    • систему переподготовки специалистов.

Изменения в системе образования в России. По ряду направлений за прошедшее десятилетие в системе образования России произошли прогрессивные структурные и функциональные изменения.

Российская система образования в 1990-е гг. получила в виде Закона “Об образовании” и Закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” одно из самых прогрессивных в мире законодательств, устанавливающее обширную автономию учреждений, особенно профессионального образования, и широкие академические свободы в реализации образовательных программ.

Сделаны конкретные шаги на пути гуманизации образования, обращению к личности обучаемого и воспитанника, особенно в системе дошкольного образования.

Одной из примечательных характеристик общего образования стала его вариативность: стабильно растет число новых видов образовательных учреждений – лицеев, гимназий и образовательных центров, которые позволяют лучше учитывать разнообразие познавательных интересов учащихся и шире внедрять личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. Сегодня более 2,5 млн. детей обучается в 7,5 тыс. профилированных школах.

Существенно обогащено содержание общего образования в области обществознания, экологии, технологии, информатики, граждановедения, экономики, основ безопасности жизнедеятельности. Складывающаяся вариативность обеспечивается многообразием учебной литературы. Если в советской школе использовалось около 130 наименований учебников, то на сегодня школьных учебников выпущено более 1000 наименований только по федеральному компоненту.

В области профессионального образования также достигнут ряд прогрессивных количественных и качественных изменений. При самом высоком показателе в СССР – 219 студентов на 10 тыс. населения, сегодня в России – 260 студентов на 10 тыс. населения. Более того, по доле студентов высшего и среднего профессионального образования Россия достигла показателя 400 студентов на 10 тыс. населения, что является одним из Самых высоких показателей в мире.

В 1990-е гг. в российской системе образования были впервые внедрены государственные образовательные стандарты для высшего профессионального образования с учетом принципов автономии учебных заведений в разработке и реализации образовательных программ.

Кардинальные изменения произошли в высшем образовании. Во-первых, здесь введена многоуровневая система подготовки специалистов, которую сегодня успешно реализуют 165 вузов. Во-вторых, усилилась фундаментализация содержания программ высшего образования, что повлекло за собой существенное сокращение номенклатуры специальностей, а также стало основой для преобразования институтов в университеты. В-третьих, по объему и широте дисциплин социально-экономического цикла образовательно-профессиональные программы российского высшего образования без преувеличения теперь можно отнести к одним из лучших в мире.

Важнейшими элементами российской системы образования стали процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации. Эти новые формы, призванные обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в Российской Федерации при соблюдении автономии образовательных учреждений и академических свобод преподавателей, реально входят в нашу практику.

В условиях резкого снижения бюджетного финансирования системы образования подобные достижения были бы невозможны без формирования в 1990-е гг. практически “с нуля” негосударственного сектора профессионального образования. Сегодня в России действуют около 400 негосударственных высших учебных заведений, в которых обучается 270 тыс. студентов.

Вместе с тем разразившийся в стране в последнее десятилетие социально-экономический кризис поставил перед системой образования России целый ряд острых проблем.

Во-первых, уменьшается государственное финансирование образования. Если в 1992 г. доля расходов на образование в федеральном бюджете составляла 5,85%, то в последующие годы она неуклонно снижалась, составив в 1998 г. лишь 3,45%. Во-вторых, через несколько лет станет ощущаться проблема демографического спада. Уже в ближайшие 3 года детей в начальной школе будет на 30% меньше, чем 5 лет назад; через 9 лет количество детей в средней школе вообще уменьшается на треть. В связи с этим особого внимания и особых решений потребуют обостряющиеся проблемы малокомплектных сельских школ, которых в России почти 40% от всех школ страны. Число выпускников школы к 2009 г. станет почти на 300 тыс. меньше, чем число бюджетных (бесплатных) мест приема в учреждения профессионального образования всех уровней. Причем к 2009 г., это – в целом по стране, а в ряде регионов – Северо-Западном, Центрально-Европейском и некоторых других, такие процессы наступят уже через 5-6лет.

Острой во многих муниципальных структурах России стала проблема доступности дошкольного образования. За период с 1993 г, закрыто более 20 тыс. дошкольных образовательных учреждений, а число мест в детских садах сократилось на 2,4 млн., т.е. более чем на треть. Во-первых, здесь проявились последствия демографического спада и положительный результат введения полуторагодового оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и трехлетнего соответствующего неоплачиваемого отпуска, что фактически привело к резкому сокращению ясельных групп. Во-вторых, родители, особенно в сельской местности, из-за низкого уровня жизни и задержек в выплате заработной платы не могут оплачивать содержание детей в детских садах. Сегодня в целом по стране лишь около 50%) детей дошкольного возраста посещают детские сады. Отсутствие внимания и адекватных социально-экономических решений в этом направлении, как известно, уже сейчас создает проблемы равного начального старта для детей в начальной школе.

Если в перспективе, по мере создания условий для реализации 12-летнего общего образования согласно мировым тенденциям с началом обучения с 6-летнего возраста, не будут приняты адекватные меры, могут возникнуть еще более серьезные проблемы. Ведь за последние 30 лет число предметов в школе увеличилось почти на треть, а недельная нагрузка на ученика возросла в 1,5-2 раза в зависимости от вида образовательного учреждения. Осложняет ситуацию и то, что срок обучения при сравнимых объемах содержания в российской школе на 2-3 года меньше, чем в абсолютном большинстве стран мира. Так, в настоящее время на 12-, 13-летнее полное среднее образование перешли все страны не только Западной, но и Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии, Белоруссию, Молдову и Украину .(См.: Российское образование: состояние, проблемы, перспективы//Доклад Министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на Всероссийском совещании работников образования. М., 2000.)

Система высшего образования. Высшая школа России – это не только национальная система высшего образования, но одновременно и наиболее мощная (после США) часть мировой образовательной системы.

Сегодня в мире общепризнано, что без развития высшего образования невозможно обеспечить экономическую, политическую и культурную независимость нации и развитие общества в целом. Развитие высшего образования должно быть связано с требованиями государства, перспективами развития страны, интересами общества. Можно выделить пять основных характеристик, определяющих уровень и критерии развития высшей школы любой страны:

    • доступность системы высшего образования и степень удовлетворения потребностей населения и экономики по объему и качеству предоставляемых услуг;
    • степень разнообразия (диверсификации) уровней и программ высшего образования, его организационных форм и структур;
    • качество подготовки и конкурентоспособность специалистов на внутреннем и мировом рынках образовательных услуг;
    • объем, структура и источники получаемых и используемых; высшей школой ресурсов в целом и уровень ее государственного финансирования в частности;
    • состояние и динамика развития преподавательских кадров, социальной и производственной инфраструктур, систем организации и управления, т.е. основных факторов, определяющих потенциал высшей школы.

Цивилизованный мир стремится к тому, чтобы получить в свое распоряжение мощный потенциал специалистов с высшим образованием, эффективно использовать большой потенциал науки. В российском государстве этот процесс тормозится.

Для того чтобы страна оставалась на уровне обеспечения благосостояния людей, нужно стимулировать (материально и морально) интеллектуальное развитие человека, создавать условия в социуме для востребованности образованных, талантливых людей. В России же востребованность в услугах высшей школы в настоящее время минимальна.

Сегодня в сфере высшего образования наблюдается ряд новых тенденций:

    • происходит переструктурирование высшего образования;
    • меняется соотношение технического и гуманитарного сегментов высшей и средней школы;
    • резко повышается престиж одних вузов, специальностей, профессиональных знаний и одновременно падает престиж других;
    • намечается рост зависимости карьеры от образования; образование на сегодняшний день является необходимым, но не единственным условием успешной карьеры;
    • возникла и утверждается система платного образования.

В 1990-е гг. наметилась устойчивая тенденция качественного и количественного улучшения профессорско-преподавательского состава. Так, с 1992 по 1998 г. штатный персонал государственных вузов возрос с 227,7 тыс. до 246,6 тыс., в том числе докторов наук с 15,7 тыс. до 24 тыс., имеющих звание профессора – с 15,4 тыс. до 24,3 тыс., имеющих звание доцента – с 77,2 тыс. до 85,8 тыс. человек.

Важнейшим показателем состояния отечественного высшего образования является качество подготовки специалистов по сравнению с Западом. Большинство экспертов считают, что наши вузы готовят специалистов не хуже, а порой даже лучше, чем в развитых зарубежных странах (соответственно 37,5 и 16,7%). Лишь 4,2% экспертов оценили уровень подготовки наших специалистов значительно ниже, а 8,3% считают, что специалисты, окончившие наши вузы, несколько слабее западных.

Утверждение о том, что выпускники наших вузов не имеют реальных знаний и поэтому не могут работать за рубежом по специальности, является мифом. Сравнение отечественной практики преподавания с зарубежной не в пользу последней: за рубежом преподавание ведется, как правило, по принципу упрощения материала. Поэтому студенты российских вузов отмечают, что преподаватели, приезжающие из-за рубежа, часто пытаются учить их тому, о чем они знают из школьного курса. Выпускники сегодняшней российской высшей школы успешно выдерживают конкурсный отбор и занимают высокие ответственные посты во многих крупных западных фирмах. Только в США в самых престижных и секретных областях работает более тысячи российских специалистов. К примеру, на экономический факультет Новосибирского университета регулярно обращаются зарубежные вузы с просьбой прислать студентов на стажировку, и каждый год туда уезжают (безвозвратно) по 20-25 человек. Эти процессы провоцируются как нашей бедностью, так и эрозией духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, которая разрастается под воздействием массовой культуры, пропаганды ряда средств массовой информации.

Но надолго ли хватит сил российскому высшему образованию выдерживать небывалые экономические испытания и быть при этом конкурентоспособным?

По оценкам большинства экспертов (60,9%), за последнее десятилетие в вузах произошли изменения в худшую сторону и столько же (60,8%) отметили, что тенденция по дальнейшему ухудшению не ослабевается; 20% студентов отметили плохую обеспеченность библиотек необходимой литературой; 15% крайне неудовлетворены технической оснащенностью вуза.

Важными факторами, влияющими на учебу студентов, являются организация общественного питания, медицинского обслуживания, условий для занятий спортом, условий проживания в общежитии. И каждый второй студент отрицательно оценивает эти сферы своей жизнедеятельности. Каждый четвертый студент считает свое материальное положение плохим; каждый второй вынужден подрабатывать. Все это также не может не сказываться на качестве учебы.

Безусловно, оказывает отрицательное влияние на процесс обучения и то, что профессорско-преподавательскому составу вузов приходится бороться за свое элементарное выживание. Почти все преподаватели имеют дополнительный заработок: почти треть – постоянный, половина – довольно часто, 16,7% – редко. И при такой интенсивной работе материальный уровень семей преподавателей остается довольно низким – лишь 4,2%могут ни в чем себе не отказывать; 47,8% отметили, что на жизнь хватает, но накоплений нет; 30,4% – хватает только на питание и на покупку одежды, обуви; 16,7% – живут от зарплаты до зарплаты.

По данным социологических исследований (1999), около половины преподавателей вузов живут в нищете и бедности. По данным исследования 1997 г. (апрель), доля преподавателей московских вузов, живущих в условиях бедности и нищеты, была на треть выше и составляла 73%. Именно в этом кроются основные причины оттока из вузов молодых и среднего возраста преподавателей в другие сферы деятельности или за рубеж. Так, в 1995 г. наша страна отставала от США по уровню средней заработной платы в 30 раз. В значительной мере в будущем может негативно сказаться на российском образовании и низкий уровень финансирования вузовской науки. В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к сокращению реальных ассигнований на науку, которые только за период с 1988 по 1992 г. снизились в России почти в 3 раза, а с 1990 по 1995 г.– в 12 раз.

Фундаментальную науку в США финансируют более 15 различных федеральных органов (НАСА, Министерство обороны, Министерство сельского хозяйства и др.), притом большая часть этих средств направляется в университеты. В 1993 г. только на проведение НИОКР там было затрачено 161 млрд. долл.

Общие расходы на науку в бывшем Советском Союзе составляли 4% ВВП, что было самым высоким показателем в мире, но уже в 1992 г. в России удельный вес ассигнований на НИОКР сократился до 0,87%, что соответствовало 27-му месту в мире. По абсолютным расходам на НИОКР (901 млн. долл.) Россия занимала 24-е место в мире, уступая не только промышленно развитым странам, но и отдельным развивающимся государствам. Наука способна успешно развиваться при уровне финансирования не ниже 2%ВНП (валового национального продукта). Так, по данным на 1996 г., в Израиле эта доля составляла 3,5%, в Японии – 3,1%, в США – 2,7%, а в России – только 0,3%.

Сохранение и приумножение научно-технического потенциала России должно стать также одним из приоритетных направлений государственной политики. Мы пока еще остаемся мировым лидером в разработке ряда перспективных наукоемких технологий. Но и это можно быстро утратить, если не будет развиваться наука, прежде всего вузовская. А тенденции настораживают. Только за 1995–1997 гг. численность исследователей (научных работников и вспомогательного персонала) в секторе высшего образования сократилась на 14,3%, тогда как по стране в целом – на 10,4%. Удельный вес высшей школы в общей численности научных работников также сокращался. Наука должна развиваться в вузе. Это необходимо как для самой науки, развития НТП, так и для подготовки высококвалифицированных кадров: на базе научных исследований строятся (должны строиться) лекционные курсы, лабораторные практикумы, практические занятия, организуется учебная практика студентов. “Если из вуза убрать фундаментальную науку, студент будет начетником, говорит ректор МГУ В. Садовничий. – На Западе берут и наших студентов, наших аспирантов, потому что так, как мы, никто студентов не готовит. Мы этой подготовкой по-настоящему сильны”.

Российское высшее образование стоит сейчас на пороге перемен. Все понимают, что реформирование его необходимо, но при этом не должно быть спешки .(См.: Михайлова М.Л. Российская высшая школа на пороге XXI века//Проблемы современного образования: Межвузовский сборник научных трудов. М., 1999. С. 42-48.) Результаты этих реформ будут определять темпы развития страны в наступающем третьем тысячелетии, в котором высшая школа займет место ведущей отрасли. В информационном обществе именно от результатов ее деятельности будут зависеть возможности социально-экономического развития страны, ее потенциал и место в мировом сообществе.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX в. Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в Космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

Доктрина российского образования исходит из ведущих тенденций развития цивилизации и образования на рубеже XX и XXI вв., а также концептуального содержания модели образования XXI в. и основывается на следующих принципах:

Народность образования: главным принципом организации образования в России должна являться его доступность для всех граждан России, его массовость, преодоление складывающейся дискриминации населения по образованию как нынешней негативной тенденции в России, обусловленной поощрением элитных форм образования и платного обучения.

Государственность образования: ответственность государства и общества за динамику среднего образовательного ценза населения. В настоящее время средний образовательный ценз населения (10,5 лет обучения) отстает от среднего образовательного ценза США на четыре года (14,5 лет обучения). Государственность образования означает ответственность государства за обеспечение единого образовательного пространства России, а формами ее реализации должны служить законодательные акты по образованию и вузовской науке, образовательные стандарты, национальные системы качества образования и системы оценки качества образования.

Опережающее развитие качества человека, качества общественного интеллекта и качества образования: по параметрам доступности, массовости, содержанию, качеству знания, разнообразию специальностей, развитию научного потенциала образование в России должно развиваться опережающими темпами, обеспечивая опережающее развитие качества личности, ее профессионализма и качества общественного интеллекта. Важнейшей тенденцией, обеспечивающей реализацию принципов опережения, является формирование исследовательского обучения и проблемного образования, основанных на синтезе научных исследований, проектных процессов и образовательных технологий в высшей школе.

Адекватность российского общества императивам развития мировой цивилизации предполагает реализацию следующих императивов:

    • выживаемости человечества в XXI в.;
    • становления цивилизации образовательного общества;
    • становления новой парадигмы энциклопедического, проблемно-ориентированного профессионализма;
    • становления экологического образования и т.д.

Научность: ведущим условием развития российского образования останется развитие науки, научные знания по-прежнему будут составлять ядро знаний, получаемых в процессе образования.

Академические свободы и автономность: данный принцип обеспечивает самоуправление и самоорганизацию прежде всего высших учебных заведений, сохранение репутации высшего учебного заведения “в качестве коллектива, ведущего свободный поиск, способного осуществлять свои творческие, аналитические и критические функции в обществе”. Этот принцип дает право насыщать конкретным содержанием учебные программы, преподавателям выбирать образовательные технологии, а учащимся – образовательные траектории в рамках учебного заведения. Принцип академических свобод и автономности находится в диалектической взаимосвязи с принципом государственности. Их баланс определяет свободу развития личности в образовательном пространстве.

Непрерывность образования: ведущей тенденцией реформирования образования в России должно стать непрерывное образование, которое требует обеспечения совместимости социальных норм качества и продвижения по ступеням непрерывного образования.

Непрерывное образование – новая форма образования, сопровождающая человека в течение всей его жизни. Это ставит проблемы развития педагогики взрослых, дифференциации образовательных технологий по возрастным группам. Образование становится стилем жизни личности, базисной технологией развития интеллекта на протяжении всей жизни человека .(Данилов Н.А. Философия образования: опыт ретроспективного подхода//Человек и образование в современной России (социологические очерки). М., 1999. В. 205-206.)

Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования:

    • на первом этапе (до 2003 г.) – не ниже 6%валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе на финансирование образовательных учреждений федерального подчинения не ниже 1% ВВП;
    • на втором этапе (до 2010 г.) – не ниже 8% ВВП, в том числе на финансирование образовательных учреждений федерального подчинения не ниже 1,2% ВВП;
    • на третьем этапе (до 2025 г.) – не ниже 10% ВВП, в том числе на финансирование образовательных учреждений федерального подчинения не ниже 1,5% ВВП.