Храм русской православной церкви. Русская православная церковь

Власть – от бога. Бог – от власти

Владислав Иноземцев

Современная Россия – страна парадоксов. Совсем ещё недавно атеистическая, сегодня она формально погружена в . Если в начале 1980-х годов православными считали себя 8% граждан, то сегодня такими числятся уже более 70%. Вместо 5300 храмов и 18 монастырей, действовавших на территории РСФСР в 1985 году, мы имеем более 31200 церквей и 790 монастырей, а строительство новых идёт куда быстрее, чем родильных домов, детских садов и школ. Однако нравственность отчего-то не возрождается: в стране случается более 46000 убийств и почти 39000 самоубийств в год; число неполных семей достигло 22% их общего количества; армия наркозависимых оценивается в 2,2 млн., а вовлечённых в проституцию – в 180 000 человек; каждый год фиксируются 230 000 случаев подростковой беременности. Власть и армия пронизаны . Сравнивать всё это с показателями советских безбожных времён даже опасно – того и гляди сочтут оскорблением чувств верующих. Зато , врачующая эти пороки, становится всё влиятельнее и богаче .

Государство – это мы

На протяжении последних двух десятилетий постоянно пыталась доказать, что говорит от имени большинства населения и потому имеет права, сопоставимые чуть ли не с правами светской власти. Ещё на заре истории новой России патриарх Алексий II пытался в стенах Данилова монастыря в 1993 году разрешить конфликт между президентом России и Верховным советом. Начиная с конца 1990-х годов предпринимались постоянные попытки насадить в школах преподавание основ православного мировоззрения, в конечном счёте, трансформировавшихся в .

В 2002 году митрополит Смоленский и Калининградский (а ныне патриарх) на пресс-конференции в ходе VIII Международного фестиваля «Радонеж» заявил: «Мы должны вообще забыть расхожий термин "многоконфессиональная страна": Россия – это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами» . Он же на протяжении первой половины 2000-х годов премного потрудился на ниве «религиозной геополитики» и противопоставления русской цивилизации западному либерализму, разрабатывая «православную доктрину прав человека» и пытаясь усовершенствовать теорию демократии так, чтобы она позволяла утвердить безусловный приоритет интересов общества и государства над интересами отдельного человека.

Представители РПЦ в последние годы телевизионные экраны, а православные церковные праздники стали официальными выходными днями в России – чего в многонациональной и полиэтничной стране не удостоился ни один достопамятный день иной конфессии (замечу, что даже в «авторитарной» Белоруссии выходными являются оба Рождества – и православное, и католическое). Попы стали законодателями мод в (под их указку переписываются сценические постановки сказок Пушкина – в Республике Коми была отменена опера Д. Шостаковича «Балда»), требуют «крещения» Деда Мороза, закрытия комических музеев типа Музея Бабы-Яги в городе Кириллове, Вологодской области.

Они вступают в жёсткие пикировки с учёными, смеющими выражать недовольство уничижением науки со стороны религиозных деятелей, и даже настаивают на возведении теологии в круг научных дисциплин по классификации ВАКа. Всё чаще мы видим их на строительных площадках и верфях, благословляющими новые дома или корабли. В ответ государственные компании щедро спонсируют начинания , а фонд, поддерживаемый на средства РЖД, ежегодно самолётом доставляет из Иерусалима на Пасху благодатный огонь (и хорошо, что ещё не построил из «святой земли» в Третий Рим запускаемую раз в год только для этой цели высокоскоростную железную дорогу).

В российской армии в скором времени будут служить до 400 священников, проходящих уже по бюджету военного ведомства, то есть получающих содержание непосредственно от государства. То же самое происходит в системе исполнения наказаний. По мере не исключено, что заметная доля бюджета Минздрава будет тратиться на оплату молитв за выздоровление больных.

Ради чего и от имени кого?

Церковь убежденно настаивает: её забота – в радении о нравственности. Если в России она в упадке, то, наверное, лишь потому, что наши святые отцы не успели ещё как следует развернуться. Однако зарубежный опыт свидетельствует об ином.

В стремительно отворачивающейся от религиозности Европе с нравственностью не всё так уж плохо, по крайней мере, статистически. Да, в Голландии легализованы проституция и лёгкие наркотики. Но страна имеет в восемь раз меньший удельный показатель подростковой беременности, чем , в 11 раз меньший – распространённости венерических заболеваний, в 19 раз меньший – грабежей и в 22 раза – убийств. При этом верующими себя числят менее 40% голландцев и более 85% граждан Соединённых Штатов .

Саму Америку часто делят на более либеральные и менее приверженные религии «синие» штаты и более консервативные «красные». И что же? Из 22 штатов с самыми высокими показателями убийств 17 – «красные»; из 29 с самыми высокими показателями краж и изнасилований к «красным» относятся соответственно 24 и 25 ; 8 из 10 самых опасных для жизни городов также находятся в религиозных штатах.

Если Америка ещё и остается одним из глобальных лидеров, то благодаря науке. И ведь что примечательно: в целом среди граждан США не верят в создание мира богом лишь 12% . Зато такого мнения придерживается 53% выпускников лучших университетов и 93% членов американской и искусств. Забавно, не правда ли? Тогда, ради чего мы хотим «христианизировать» всю страну? Чтобы люди сняли с себя ответственность и почаще ходили исповедоваться и отпускать грехи? Чтобы поверили в то, что их невежество – своего рода благодать? Но нужно ли это и людям, и стране?

Не менее принципиален и вопрос о том, от имени кого вещают российские святые отцы.

Социологи К. Каариайнен и Д. Фурман, подробно исследовавшие религиозность россиян на протяжении 1990-х годов, отмечали в книге «Старые церкви, новые верующие», что к началу 2000-х лишь 1% опрошенных россиян сказали, что часто общаются со священниками, а 79% ответили, что не общаются с ними никогда . Полностью соблюдали пост только 4% , а 44% заявили, что никогда не раскрывали Библии .

Авторы тогда пришли к выводу о том, что «настоящими» верующими в России являются 6-7% населения, причём «неверующими» в те годы рискнули назвать себя 22% респондентов. Цифры могли за последние годы измениться, но не настолько, чтобы утверждение о том, что активные прихожане составляют очевидное меньшинство населения России, оказалось ошибочным. И от имени этого меньшинства мракобесные воззрения и обряды навязываются сегодня всей стране, от мала до велика?

По сути, апология возрождения религии от имени незначительного меньшинства относительно искренне верующих при молчаливом попустительстве большинства наших сограждан поразительно напоминает апологию утверждения новой российской государственности с марширующими по улицам «нашистами» и уровнем явки к избирательным урнам в несколько процентов . От имени этих нескольких процентов говорит государственная власть; именем такого же меньшинства легитимизирует себя государственная .

Но остаётся главный и самый принципиальный вопрос: сколь долго большинство будет готово не иметь собственного мнения или спокойно жить, не ощущая потребности его выразить? Чем дольше это продолжится, тем позднее станет Россия современной страной.

Русская Православная Церковь (РПЦ, Московский патриархат) – крупнейшая религиозная организация России, самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире.

Источник: http://maxpark.com/community/5134/content/3403601

Святейший Патриарх Московский и всея Руси – (с февраля 2009 года).

Фото: http://lenta.ru/news/2012/04/06/shevchenko/

История Русской Православной Церкви

Историки связывают появление РПЦ с момента Крещения Руси в 988 году, когда Митрополит Михаил был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом на созданную в Киеве митрополию Константинопольского патриархата, создание которой признал и поддержал киевский князь Владимир Святославич.

После упадка Киевской земли, после нашествия татаро-монгол в 1299 году митрополия переместилась в Москву.

С 1488 года РПЦ получила статус автокефалии, когда Русскую митрополию возглавил епископ Иона без согласования с Константинополем.

В середине XVII века, при патриархе Никоне, проводилось исправление богослужебных книг и иные меры по унификации московской богослужебной практики с греческой. Некоторые прежде принятые в Московской церкви обряды, начиная с двоеперстия, были объявлены еретическими; те, кто будет использовать их, были преданы анафеме на соборе 1656 года и на Большом Московском соборе. В результате произошёл раскол в Русской церкви, те кто продолжал использовать старые обряды стали официально именоваться «еретиками», позже - «раскольниками», а позднее получили название «старообрядцы».

В 1686 году было осуществлено согласованное с Константинополем переподчинение автономной Киевской митрополии Москве.

В 1700 году царь Пётр I запретил избрание нового патриарха (после смерти предыдущего), а через 20 лет учредил Святейший Правительствующий Синод, который, являясь одним из государственных органов, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, - с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии».

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено после только свержения самодержавия решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (10 ноября) 1917; первым патриархом в Советский период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

После Октябрьской революции 1917 года РПЦ была отчуждена от государства и предана преследованию и разложению. Прекратилось финансирование духовенства и церковного образования из казны. Далее Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов и период гонений.

После смерти Патриарха в 1925 году власти сами назначили священника, который был вскоре изгнан и замучен.

По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников.

Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян были расстреляны или сосланы в концлагеря, богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены.

В тяжёлые для страны годы произошло заметное изменение политики советского государства в отношении Патриаршей церкви, Московская Патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР, исключая Грузию.

В 1943 году Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол.

Во время правления Хрущева, к Церкви было вновь жесткое отношение, которое сохранилось и в 1980-х годах. Тогда Патриархат контролировали спецслужбы, в то же самое время Церковь шла на компромиссы с советским правительством.

К концу 80-х годов количество церквей в СССР было не более 7000, а монастырей не более 15.

В начале 1990-х годов в рамках политики гласности и перестройки М. Горбачева, началось изменение отношения государства к Церкви. Количество церквей стало расти, увеличивалось количество Епархий и приходов. Этот процесс идет и в 21 веке.

В 2008 году по официальной статистике Московский патриархат объединяет 156 епархий, в которых служит 196 архиереев (из них 148 епархиальных и 48 викарных). Количество приходов Московского патриархата достигло 29 141, общее число священнослужителей - 30 544; имеется 769 монастырей (372 мужских и 392 женских). На декабрь 2009 было уже 159 епархий, 30 142 прихода, духовенства – 32 266 человек.

Также развивается и сама структура Московского Патриархата.

Структура управления РПЦ

Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями - каждый в своей компетенции.

Поместный собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, и избирает Патриарха. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.

Архиерейский собор - поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.

Священный синод , согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя - Патриарха, девяти постоянных и пяти временных членов - епархиальных архиереев. Заседания Священного синода проходят не реже четырёх раз в году.

Патриарх - предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.

Высший церковный совет - новый постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при Патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.

Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения. К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.

Учебные заведения Русской Православной Церкви

  • Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия
  • Московская духовная академия
  • Санкт-Петербургская духовная академия
  • Киевская духовная академия
  • Свято-Сергиевская православная богословская академия
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
  • Российский православный университет
  • Российский православный институт святого Иоанна Богослова
  • Рязанская духовная семинария
  • Свято-Сергиевский православный богословский институт
  • Поволжский православный институт
  • Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств
  • Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского

Благосостояние православной церкви держится не только на немалой помощи государства, щедрости меценатов и пожертвованиях паствы - есть у РПЦ и свой бизнес. Но куда тратится заработанное, по-прежнему секрет

​Половину февраля предстоятель Русской православной церкви (РПЦ) патриарх Кирилл провел в дальних странствиях. Переговоры с папой римским на Кубе, Чили, Парагвай, Бразилия, высадка на остров Ватерлоо близ антарктического побережья, где российские полярники со станции Беллинсгаузен живут в окружении папуанских пингвинов.

Для путешествия в Латинскую Америку патриарх и примерно сто человек сопровождения пользовались самолетом Ил-96-300 с бортовым номером RA-96018, который эксплуатирует Специальный летный отряд «Россия». Это авиапредприятие подчиняется управлению делами президента и обслуживает первых лиц государства ().


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на российской станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо (Фото: Пресс-служба патриархии РПЦ/ТАСС)

Власти предоставляют главе РПЦ не только авиатранспорт: указ о выделении патриарху госохраны стал одним из первых решений президента Владимира Путина. Три из четырех резиденций — в Чистом переулке Москвы, Даниловом монастыре и Переделкино — предоставлены церкви государством.

Однако одной помощью государства и крупного бизнеса доходные статьи РПЦ не ограничиваются. Церковь и сама научилась зарабатывать.

РБК разбирался, как устроена экономика РПЦ.

Многослойный пирог

«С экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных агентов. Ими являются каждый приход, монастырь, священник», — писал в своей книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» социолог Николай Митрохин.

Действительно, в отличие от многих общественных организаций, каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо и религиозное НКО. Доходы церкви за проведение обрядов и церемоний не подлежат налогообложению, не облагаются налогом и поступления от продажи религиозной литературы и пожертвования. По итогам каждого года религиозные организации составляют декларацию: согласно последним данным, предоставленным РБК в Федеральной налоговой службе, в 2014 году необлагаемые налогом на прибыль доходы церкви составили 5,6 млрд руб.

Весь годовой доход РПЦ Митрохин оценивал в 2000-х годах приблизительно в $500 млн, сама же церковь о своих деньгах говорит редко и неохотно. На Архиерейском соборе 1997 года патриарх Алексий II докладывал, что основную часть денег РПЦ получила от «управления своими временно свободными средствами, размещения их на депозитных счетах, приобретения государственных краткосрочных облигаций» и других ценных бумаг и от дохода коммерческих предприятий.


Три года спустя архиепископ Климент в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» в первый и последний раз скажет, из чего складывается церковная экономика: 5% бюджета патриархии — отчисления епархий, 40% — спонсорские пожертвования, 55% приходится на заработок коммерческих предприятий РПЦ.

Сейчас спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления из епархий могут составлять треть или около половины общецерковного бюджета, объясняет протоиерей Всеволод Чаплин, до декабря 2015 года руководивший отделом по взаимоотношениям церкви и общества.

Имущество церкви

Уверенность обычного москвича в быстром росте числа новых православных церквей вокруг не сильно противоречит истине. Только с 2009 года по всей стране построили и восстановили более пяти тысяч храмов, — эти цифры озвучивал в начале февраля на Архиерейском соборе патриарх Кирилл. В эту статистику попали как церкви, построенные с нуля (главным образом в Москве; о том, как финансируется эта деятельность, — ), так и отданные РПЦ по закону 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения».

Согласно документу, Росимущество передает РПЦ объекты двумя способами — в собственность или по договору безвозмездного пользования, объясняет Сергей Аноприенко, начальник управления по размещению федеральных органов власти Росимущества.

РБК провел анализ документов на сайтах территориальных органов Росимущества — за последние четыре года православная церковь получила свыше 270 объектов имущества в 45 регионах (выгрузка производилась до 27 января 2016 года). Площадь недвижимости указана только у 45 объектов — в общей сложности около 55 тыс. кв. м. Самый большой объект, ставший собственностью церкви, — ансамбль Троице-Сергиева пустынь.


Разрушенный храм в урочище Курилово в Шатурском районе Подмосковья (Фото: Илья Питалев/ТАСС)

В случае передачи недвижимости в собственность, объясняет Аноприенко, приход получает прихрамовый участок земли. Строить на нем можно только церковные помещения — лавку утвари, дом причта, воскресную школу, богадельню и проч. Воздвигать объекты, которые могут использоваться в хозяйственных целях, нельзя.

В безвозмездное пользование РПЦ получила порядка 165 объектов, а в собственность — около 100, следует из данных на сайте Росимущества. «Ничего удивительного, — объясняет Аноприенко. — Церковь выбирает безвозмездное пользование, поскольку в этом случае может пользоваться государственным финансированием и рассчитывать на субсидии на восстановление и содержание храмов от властей. Если имущество будет в собственности, вся ответственность ляжет на РПЦ».

В 2015 году Росимущество предложило РПЦ взять 1971 объект, однако пока поступило всего 212 заявок, говорит Аноприенко. Глава юридической службы Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега) убеждена: церкви дают только разрушенные здания. «Когда закон обсуждался, мы пошли на компромисс, не стали настаивать на реституции утраченного церковью имущества. Теперь нам, как правило, не предлагают ни одного нормального здания в крупных городах, а только руинированные объекты, которые требуют больших затрат. Мы взяли много разрушенных храмов в 90-е, и сейчас, понятное дело, хотели получить что-нибудь получше», — говорит она. Церковь, по словам игуменьи, будет «биться за нужные объекты».

Самая громкая битва — за Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге


Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге (Фото: Рощин Александр/ТАСС)

В июле 2015 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой отдать знаменитый Исаакий в безвозмездное пользование. Это ставило под вопрос работу расположенного в соборе музея, последовал скандал — СМИ писали о передаче памятника на первых полосах, петиция с требованием не допустить передачу собора собрала свыше 85 тыс. подписей на change.org .

В сентябре власти решили оставить собор на городском балансе, однако Николай Буров, директор музейного комплекса «Исаакиевский собор» (входят еще три собора), по-прежнему ждет подвоха.

Комплекс не получает денег из бюджета, 750 млн руб. ежегодного содержания зарабатывает сам — на билетах, гордится Буров. По его мнению, РПЦ хочет открыть собор только для богослужений, «ставя под угрозу свободное посещение» объекта.

«Все продолжается в духе «лучших советских» традиций — храм используется как музей, музейное руководство ведет себя, как настоящие атеисты!» — парирует оппонент Бурова, протоиерей Александр Пелин из Петербургской епархии.

«Почему музей главенствует над храмом? Все должно быть наоборот — сначала храм, поскольку так изначально задумывалось нашими благочестивыми предками», — возмущен священник. Церковь, не сомневается Пелин, имеет право на сбор пожертвований с посетителей.

Бюджетные деньги

«Если вас содержит государство, вы с ним тесно связаны, вариантов нет», — размышляет священник Алексей Уминский, настоятель храма Троицы в Хохлах. Нынешняя церковь слишком близко взаимодействует с властью, полагает он. Впрочем, его взгляды не совпадают с мнением руководства патриархии.

По подсчетам РБК, в 2012-2015 годах РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и от государственных организаций минимум 14 млрд руб. При этом только в новой версии бюджета на 2016 год предусмотрено 2,6 млрд руб.

Рядом с торговым домом «Софрино» на Пречистенке — один из филиалов группы телекоммуникационных компаний «АСВТ». Фирмой на 10,7% как минимум до 2009 года также владел Пархаев. Соучредитель компании (через ЗАО «Руссдо») — сопредседатель Союза православных женщин Анастасия Оситис, Ирина Федулова. Выручка АСВТ за 2014 год — свыше 436,7 млн руб., прибыль — 64 млн руб. Оситис, Федулова и Пархаев не ответили на вопросы для этой статьи.

Пархаев же числился председателем совета директоров и владельцем банка «Софрино» (до 2006 года назывался Олд-банк). ЦБ отозвал лицензию этой финансовой организации в июне 2014 года. Судя по данным СПАРК, владельцы банка — ООО «Алемаж», ООО «Стек-Т», ООО «Элбин-М», ООО «Сиан-М» и ООО «Мекона-М». По данным ЦБ, бенефициаром этих компаний является Дмитрий Малышев , экс-председатель правления банка «Софрино» и представитель Московской патриархии в органах государственной власти.

Сразу после переименования Олд-банка в «Софрино» фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила несколько крупных подрядов РПЦ: в 2006 году ЖСК победила в 36 конкурсах, объявленных Минкультуры (ранее — Роскультура) на восстановление храмов. Общий объем контрактов — 60 млн руб.

Биография Пархаева с сайта parhaev.com сообщает следующее: родился 19 июня 1941 года в Москве, работал токарем на заводе «Красный пролетарий», в 1965 году пришел работать в патриархию, участвовал в восстановлении Троице-Сергиевой лавры, пользовался расположением патриарха Пимена. Деятельность Пархаева описывается не без живописных деталей: «Евгений Алексеевич обеспечивал стройку всем необходимым, <…> решал все проблемы, и на строительную площадку шли машины с песком, кирпичом, цементом, металлом».

Энергии Пархаева, продолжает неизвестный биограф, хватает и на то, чтобы руководить, по благословению патриарха, гостиницей «Даниловская»: «Это современная и удобная гостиница, в конференц-зале которой проводятся поместные соборы, религиозные и миротворческие конференции, концерты. Гостинице был нужен именно такой руководитель: опытный и целеустремленный».

Суточная стоимость одноместного номера «Даниловской» с завтраком в будние дни — 6300 руб., апартаментов — 13 тыс. руб., в числе услуг — сауна, бар, прокат машин и организация праздников. Доход «Даниловской» в 2013 году - 137,4 млн руб., в 2014-м — 112 млн руб.

Пархаев — человек из команды Алексия II, который сумел доказать свою незаменимость патриарху Кириллу, уверен собеседник РБК в компании-производителе церковной продукции. Бессменный руководитель «Софрино» пользуется привилегиями, которых лишены даже видные священники, подтверждает источник РБК в одной из крупных епархий. В 2012 году в интернет попали фотографии с юбилея Пархаева — праздник с помпой отметили в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. После этого гости юбиляра на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях, подлинность которых никто не оспаривал, — внушительный коттедж, теннисный корт и пристань с катерами.

От кладбищ до футболок

В сферу интересов РПЦ входят лекарства, ювелирные украшения, сдача конференц-залов в аренду, писали «Ведомости» , а также сельское хозяйство и рынок ритуальных услуг . Согласно базе СПАРК, патриархия является совладельцем ЗАО «Православная ритуальная служба»: сейчас компания закрыта, однако действует учрежденная ей «дочка» — ОАО «Ритуальная православная служба» (выручка за 2014 год — 58,4 млн руб.).

Екатеринбургская епархия владела крупным гранитным карьером «Гранит» и компанией по обеспечению безопасности «Держава», Вологодская епархия имела завод железобетонных изделий и конструкций. Кемеровская епархия является 100-процентным владельцем ООО «Кузбасская инвестиционно-строительная компания», совладельцем «Новокузнецкого компьютерного центра» и агентства «Европа медиа Кузбасс».

В Даниловском монастыре Москвы расположены несколько торговых точек: монастырская лавка и магазин «Даниловский сувенир». Купить можно церковную утварь, кожаные бумажники, футболки с православными принтами, православную литературу. Финансовые показатели монастырь не раскрывает. На территории Сретенского монастыря есть магазин «Сретение» и кафе «Несвятые святые», получившее название в честь одноименной книги настоятеля, епископа Тихона (Шевкунова). Кафе, по словам епископа, «денег не приносит». Основной источник доходов монастыря — издательство. Монастырю же принадлежат земли в сельхозкооперативе «Воскресение» (бывший колхоз «Восход»; основная деятельность — выращивание зерновых и бобовых культур, животноводство). Выручка за 2014 год — 52,3 млн руб., прибыль — около 14 млн руб.

Наконец, с 2012 года структурам РПЦ принадлежит здание гостиницы «Университетская» на юго-западе Москвы. Стоимость стандартного одноместного номера — 3 тыс. руб. В этой гостинице расположен паломнический центр РПЦ. «В «Университетской» есть большой зал, можно проводить конференции, расселять людей, которые приезжают на мероприятия. Гостиница, конечно, дешевая, там селится совсем простой народ, очень редко — епископы», — рассказал РБК Чапнин.

Церковная касса

Протоиерей Чаплин не смог воплотить в жизнь свою давнюю идею — банковскую систему, исключающую ростовщический процент. Пока православный банкинг существует только на словах, патриархия пользуется услугами самых обычных банков.

До последнего времени у церкви были счета в трех организациях — Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет» (последним структуры РПЦ еще и владеют). Зарплаты сотрудников синодального отдела патриархии, по данным источника РБК в РПЦ, переводились на счета в Сбербанке и Промсвязьбанке (пресс-службы банков не ответили на запрос РБК; источник, близкий к Промсвязьбанку, сообщил, что в банке, в том числе, держат средства церковные приходы).

В Эргобанке обслуживались более 60 православных организаций и 18 епархий, включая Троице-Сергиеву лавру и Подворье патриарха Московского и всея Руси. В январе у банка отозвали лицензию из-за обнаруженной в его балансе «дыры».

Церковь согласилась открыть счета в Эргобанке из-за одного из его акционеров — Валерия Мешалкина (около 20%), объясняет собеседник РБК в патриархии. «Мешалкин — церковный человек, православный бизнесмен, много помогавший храмам. Считалось, что это гарантия, что с банком ничего не случится», — описывает источник.


Офис Эргобанка в Москве (Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)

Валерий Мешалкин — владелец строительно-монтажной компании «Энергомашкапитал», член попечительского совета Троице-Сергиевой лавры, автор книги «Влияние святой горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы». Мешалкин не ответил на вопросы РБК. Как сообщил источник РБК в Эргобанке, деньги со счетов структуры РПЦ успели вывести до отзыва лицензии.

В оказавшемся не менее проблемным 1,5 млрд руб. РПЦ, рассказали РБК источник в банке и подтвердили два собеседника, близких к патриархии. В январе у банка также отозвали лицензию. По словам одного из собеседников РБК, председатель правления банка Лариса Маркус была близка к патриархии и ее руководству, поэтому церковь выбрала этот банк для хранения части своих денег. По данным собеседников РБК, помимо патриархии, средства во Внешпромбанке держали несколько фондов, выполняющих поручения патриарха. Крупнейший — Фонд святых равноапостольных Константина и Елены. Источник РБК в патриархии рассказал, что фонд собирал деньги на помощь пострадавшим в конфликтах в Сирии и Донецке. Информация о сборе средств есть и в интернете .

Учредителями фонда являются уже упоминавшиеся в связи с РПЦ Анастасия Оситис и Ирина Федулова. В прошлом — как минимум до 2008 года — Оситис и Федулова были акционерами Внешпромбанка.

Однако основной банк церкви — московский «Пересвет». На счетах банка по состоянию на 1 декабря 2015 года размещались средства предприятий и организаций (85,8 млрд руб.) и физических лиц (20,2 млрд руб.). Активы на 1 января — 186 млрд руб., из которых больше половины — кредиты компаниям, прибыль банка — 2,5 млрд руб. На счетах некоммерческих организаций — свыше 3,2 млрд руб., следует из отчетности «Пересвета».

Финансово-хозяйственное управление РПЦ владеет 36,5% банка, еще 13,2% у принадлежащей РПЦ компании ООО «Содействие». Среди других владельцев — ООО «Внуково-инвест» (1,7%). Офис этой компании расположен по тому же адресу, что и «Содействия». Сотрудник «Внуково-инвест» не смог объяснить корреспонденту РБК, есть ли связь между его компанией и «Содействием». В офисе «Содействия» телефоны не отвечают.

АКБ «Пересвет» мог бы стоить до 14 млрд руб., а доля РПЦ в размере 49,7%, предположительно, — до 7 млрд руб., посчитал для РБК аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

Инвестиции и инновации

О том, куда инвестируются средства РПЦ банками, известно не​много. Но точно известно, что РПЦ не чурается венчурных инвестиций.

«Пересвет» вкладывает деньги в инновационные проекты через компанию «Сберинвест», в которой банку принадлежит 18,8%. Финансирование инноваций долевое: 50% денег дают инвесторы «Сберинвеста» (в их числе «Пересвет»), 50% — госкорпорации и фонды. Средства на проекты, софинансируемые «Сберинвестом», находили в Российской венчурной компании (пресс-служба РВК отказалась назвать объем средств), фонде «Сколково» (в разработки фонд вложил 5 млн руб., сообщил представитель фонда) и госкорпорации «Роснано» (на проекты «Сберинвеста» выделено $50 млн, рассказал сотрудник пресс-службы).

В пресс-службе госкорпорации РБК пояснили: для финансирования совместных со «Сберинвестом» проектов в 2012 году был создан международный фонд «Наноэнерго». По $50 млн в фонд вложили «Роснано» и «Пересвет».

В 2015 году «Фонд Роснано Капитал С.А.» — дочерняя компания «Роснано» — обратилась в Окружной суд Никосии (Кипр) с требованием признать банк «Пересвет» соответчиком по делу о нарушении инвестиционного соглашения. В исковом заявлении (есть в распоряжении РБК) говорится, что банк в нарушение процедур перевел «$90 млн со счетов «Наноэнерго» на счета российских компаний, аффилированных со «Сберинвестом». Счета этих компаний были открыты в «Пересвете».

Суд признал «Пересвет» одним из соответчиков. Представители «Сберинвеста» и «Роснано» подтвердили РБК наличие тяжбы.

«Это все ерунда какая-то, — не унывает в беседе с РБК член совета директоров «Сберинвеста» Олег Дьяченко. — С «Роснано» у нас неплохие энергетические проекты, все идет, все движется — полностью вышел на рынок завод композитных труб, на очень высоком уровне диоксид кремния, перерабатываем рис, получаем тепло, вышли на экспортную позицию». В ответ на вопрос, куда ушли деньги, топ-менеджер смеется: «Вы же видите, я на свободе. Значит, деньги не пропали». Дьяченко верит, что дело будет закрыто.

В пресс-службе «Пересвета» не ответили на неоднократные запросы РБК. Так же поступил председатель правления банка Александр Швец.

Доходы и расходы

«С советских времен церковная экономика непрозрачна, — объясняет настоятель Алексей Уминский, — строится по принципу дома быта: прихожане отдают деньги за какую-то услугу, а как они распределяются, никого не интересует. И сами приходские священники точно не знают, на что идут собранные ими деньги».

Действительно, подсчитать церковные расходы невозможно: РПЦ не объявляет тендеры и не фигурирует на сайте госзакупок. В хозяйственной деятельности церковь, утверждает игуменья Ксения (Чернега), «подрядчиков не нанимает», справляясь собственными силами — продукты поставляют монастыри, свечи плавят мастерские. Многослойный пирог делится внутри РПЦ.

«На что тратит церковь?» — переспрашивает игуменья и отвечает: «Содержатся духовные семинарии по всей России, это достаточно большая доля расходов». Еще церковь оказывает благотворительную помощь сиротским и иным социальным учреждениям; все синодальные отделы финансируются из общецерковного бюджета, добавляет она.

Патриархия не предоставила РБК данные о расходных статьях своего бюджета. В 2006 году в журнале «Фома» Наталья Дерюжкина, на тот момент бухгалтер патриархии, оценивала затраты на содержание Московской и Санкт-Петербургской духовной семинарий в 60 млн руб. в год.

Подобные расходы актуальны до сих пор, подтверждает протоиерей Чаплин. Еще, уточняет священник, нужно платить зарплату светскому персоналу патриархии. В общей сложности это 200 человек со средней зарплатой в 40 тыс. руб. в месяц, утверждает источник РБК в патриархии.

Эти траты ничтожны на фоне ежегодных отчислений епархий в Москву. Что же происходит со всеми остальными деньгами?

Спустя несколько дней после скандальной отставки протоиерей Чаплин завел аккаунт в Facebook, где написал: «Понимая все что угодно, считаю сокрытие доходов и особенно расходов центрального церковного бюджета совершенно безнравственным. Ни малейшего христианского оправдания такому сокрытию не может быть в принципе».

Нет никакой необходимости раскрывать статьи расходов РПЦ, поскольку абсолютно понятно, на что церковь тратит деньги — на церковные нужды, упрекнул корреспондента РБК председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

На что живут другие церкви?

Публиковать отчеты о доходах и расходах у церкви, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, не принято.

Епархии Германии

Исключением в последнее время стала Римская католическая церковь (РКЦ), частично раскрывающая доходы и расходы. Так, епархии Германии стали раскрывать свои финансовые показатели после скандала с епископом Лимбургским, для которого в 2010 году начали строить новую резиденцию. В 2010 году епархия оценила работы в €5,5 млн, однако тремя годами позже стоимость выросла почти в два раза — до €9,85 млн . Во избежание претензий в прессе многие епархии стали раскрывать бюджеты. Согласно отчетам, бюджет епархий РКЦ состоит из доходов от собственности, пожертвований, а также церковного налога, который взимается с прихожан. По данным 2014 года, самой богатой стала епархия Кельна (ее доход — €772 млн, поступления от налога — €589 млн). Согласно плану на 2015 год, общий объем расходов епархии оценивался в 800 млн.

Банк Ватикана

Теперь публикуются и данные о финансовых операциях Института религиозных дел (IOR, Istituto per le Opere di Religione), более известного как Банк Ватикана. Банк был создан в 1942 году для управления финансовыми ресурсами Святого престола. Свой первый финансовый отчет Банк Ватикана опубликовал в 2013 году. Согласно отчету, в 2012 году прибыль банка составила €86,6 млн, годом ранее — €20,3 млн. Чистый процентный доход равнялся €52,25 млн, доход от торговой деятельности — €51,1 млн.

Русская православная церковь за границей (РПЦЗ)

В отличие от католических епархий, отчеты о доходах и расходах РПЦЗ не публикуются. По словам протоиерея Петра Холодного, долгое время бывшего казначеем РПЦЗ, экономика зарубежной церкви устроена просто: приходы платят отчисления епархиям РПЦЗ, а те переводят деньги в Синод. Процент ежегодных отчислений для приходов — 10%, из епархий в Синод переводят 5%. Самые обеспеченные епархии — в Австралии, Канаде, Германии, США.

Основной доход РПЦЗ, по словам Холодного, приносит сдача в аренду четырехэтажного здания Синода: оно расположено в верхней части Манхэттена, на углу Park Avenue и 93-й улицы. Площадь здания — 4 тыс. кв. м, 80% занимает Синод, остальная часть сдается частной школе. Ежегодный доход от аренды, по оценкам Холодного, — около $500 тыс.

Помимо этого, доход РПЦЗ приносит Курская Коренная икона (находится в Знаменском соборе РПЦЗ в Нью-Йорке). Икону возят по всему миру, пожертвования идут в бюджет зарубежной церкви, поясняет Холодный. Также Синоду РПЦЗ принадлежит свечной завод под Нью-Йорком. В Московский патриархат РПЦЗ деньги не перечисляет: «Наша церковь гораздо беднее российской. Хотя нам принадлежат невероятно ценные участки земли — в частности, половина Гефсиманского сада, — это никак не монетизируется».

При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Титовой, Светланы Бочаровой, Георгия Макаренко, Ирины Малковой

Русская православная церковь (РПЦ) (Название «Русская православная церковь» официально вошло в употребление с 1943 г.; до 1942 г. именовалась «Поместной российской православной церковью»), или Московский патриархат - автокефальная православная церковь, старейшая религиозная организация России. Правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Священное Писание - Библию и Священное Предание (символы веры древнейших поместных церквей, догматы и каноны, разработанные на семи Вселенских соборах (IV-VIII вв.) и ряде поместных, творения святых отцов и учителей церкви, богослужебно-литургические тексты, устная традиция). Первоначально возглавлялась митрополитами, подчинявшимися Константинопольскому патриархату. Патриаршество учреждено в 1589 г., упразднено в 1721 г., восстановлено в 1917 г. Реформы патриарха Никона в 1653-1655 гг., проведенные по инициативе царя Алексея Михайловича (исправление богослужебных книг по греческим образцам, установление единообразия церковной службы, изменение некоторых элементов обрядности), привели к расколу и появлению старообрядчества. После установления Советской власти РПЦ была отделена от государства и подвергалась репрессиям. В настоящее время является крупнейшей религиозной организацией РФ. В ее состав входят епархии прямого подчинения в России, ближнем зарубежье, Европе и США, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская и Эстонская православная церкви, Белорусский экзархат и Казахстанский митрополичий округ. В 2007 г. подписан акт о каноническом общении с Русской православной церковью за рубежом.

РПЦ ведет свое историческое бытие от крещения Руси в 988 г. в Киеве при великом князе Владимире. В 1448 г. она стала де-факто независимой от Константинопольского патриархата, т.е. автокефальной. Рязанский епископ Иона, поставленный Собором русских епископов, получил титул митрополита Московского и всея Руси. В 1589 г. константинопольский патриарх особой грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил московского митрополита Иова первым русским патриархом. Рост духовного влияния и материального богатства РПЦ, ее влияние на политику (включая вопросы престолонаследия) временами делали ее равновеликой царской власти.

Реформы патриарха Никона 1653-1655 гг., проведенные по инициативе царя Алексея Михайловича (исправление богослужебных книг по греческим образцам, установление единообразия церковной службы, изменение некоторых элементов обрядности), привели к расколу и появлению старообрядчества. Раскол был вызван не только собственно религиозными, но и социальными причинами: старообрядцы не принимали «самодержавства» царя в церковных вопросах, падения роли епископов и др.

Консолидация политической власти Петром I потребовала введения государственного контроля над церковью. После кончины в1700 г. патриарха Адриана царь задержал выборы нового предстоятеля, а в 1721 г. учредил государственный орган церковного управления - Духовную коллегию. Позднее она была переименована в Святейший правительствующий синод, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Синода назначались императором, а управляли им светские государственные чиновники - обер-прокуроры. Епископы должны были присягать на верность царю.

В дореволюционной России РПЦ выполняла важные политические функции: это легитимация царской власти, организация народного образования, ведение метрических книг, регистрация браков и смерти, оглашение царских манифестов и т.д. Церковноприходские школы находились в прямом подчинении церкви, а во всех остальных учебных заведениях преподавался «Закон Божий». Священнослужители находились на государственном обеспечении.

В начале ХХ в. в РПЦ, а также среди российских религиозных интеллектуалов сформировалась группа так называемых «обновленцев», выступавших за демократизацию церковного управления и модернизацию богослужения. С целью обсуждения этих и других вопросов была начата подготовка к созыву Всероссийского поместного собора, который, однако, начал свою работу лишь после Февральской революции - в 1917 г. Он восстановил патриаршее управление (патриархом был избран московский митрополит Тихон (Белавин) (1917-1925), призвал вернуться к апостольским соборным началам церковной жизни, т.е. развитию инициативы как на уровне иерархии, так и в среде мирян, и разрешил общинам выдвигать кандидатов на архиерейское и священническое служение. Были образованы два органа коллегиального управления церковью в период между соборами: Священный синод и Высший церковный совет (ВЦС). К компетенции первого были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, второго - дела церковно-общественного порядка: административные, хозяйственные, школьно-просветительные. Особо важные вопросы, связанные с защитой прав РПЦ, подготовкой к соборам, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и ВЦС.

Весной 1917 г. с новой силой развернулось движение за обновление РПЦ. Одним из организаторов новой реформистской организации - Всероссийского Союза демократического православного духовенства и мирян, возникшего 7 марта 1917 г. в Петрограде, был священник Александр Введенский, ведущий идеолог и вождь движения во все последующие годы. В Москве возникла аналогичная по задачам Социал-христианская рабочая партия. «Союз» пользовался поддержкой члена Временного комитета Государственной Думы, обер-прокурора Святейшего синода В.Н. Львова и издавал на синодальные субсидии газету «Голос Христа». В своих публикациях обновленцы ополчались на традиционные обрядовые формы и канонический строй церковного управления.

РПЦ в советский период

После прихода к власти большевистской партии, для которой церковь была идейным и политическим противником, многие священнослужители, монахи и верующие миряне подверглись жестоким репрессиям. В феврале 1918 г. был издан декрет «Об отделении церкви о государства и школы от церкви», который провозгласил светский характер советского государства .

Реакция РПЦ на происходившие события была крайне негативной, хотя патриарх Тихон отказал в поддержке Белому движению и призывал к прекращению братоубийственной гражданской войны. Обострение конфликта между РПЦ и властью произошло в 1921-1922 гг., когда в условиях охватившего страну голода советское правительство, не довольствуясь добровольными пожертвованиями церкви и верующих, приступило к изъятию ценных священных предметов. В мае 1922 г. патриарх был арестован по ложному обвинению в сопротивлении изъятию ценностей, что приравнивалось к контрреволюционной деятельности, и до 1924 г. находился в заключении. Этим воспользовалась группа «обновленцев», которая объявила себя «Высшим церковным управлением». В раскол, провозгласивший солидарность с целями революции, ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил.

В ходе гражданской войны на территориях, контролировавшихся Белым движением, были созданы Временные высшие церковные управления (ВВЦУ). В результате эвакуации армии генерала П.Н. Врангеля из Крыма группа архиереев РПЦ оказалась в Константинополе, где в 1920 г. на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» состоялось первое заграничное заседание ВВЦУ Юга-Востока России (в декабре того же года преобразованное в Высшее русское церковное управление за границей (ВРЦУЗ). В 1921 г. по приглашению сербского патриарха оно переехало в г.Сремски Карловцы (Сербия), где в ноябре того же года состоялось Всезаграничное русское церковное собрание, впоследствии переименованное в Собор. Ряд заявлений Собора носил чисто политический характер (в частности, призыв к восстановлению на российском престоле законного православного царя из дома Романовых и прямой призыв к мировым державам оказать помощь для вооружённого свержения советского режима).

Еще до своего ареста патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому), находившемуся в Германии, и объявил недействительными решения Карловацкого собора. Непризнание его указа положило начало самостоятельной Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) .

После смерти патриарха Тихона развернулась борьба за руководство РПЦ. В итоге во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский) (1925-1944), который избрал путь лояльности советскому режиму. В 1927 г. он издал декларацию, в которой говорилось о необходимости легального и мирного существования РПЦ и поддержке народа и правительства СССР , что вызвало протест части духовенства и верующих, которые отвергли юрисдикцию Московского патриархата и перешли на нелегальное положение (получили собирательное наименование «Катакомбной церкви»). РПЦ было дано разрешение восстановить временное синодальное управление. С 1931 г. стал издаваться официальный «Журнал Московской патриархии», но его выпуск был приостановлен в 1935 г. (возобновлен в 1943 г.) . Церковная структура по всей стране оставалась почти полностью разрушенной.

Катастрофическое для СССР начало Великой Отечественной войны потребовало мобилизации всех ресурсов, включая духовные. РПЦ заняла патриотическую позицию. Поскольку партийно-государственное руководство еще со времен всесоюзной переписи 1937 г. знало, что значительная часть населения СССР относит себя к верующим (56,7% от всех выразивших свое отношение к религии) , оно вынуждено было пойти на сближение с церковью. Для богослужений стали открываться храмы, началось освобождение священнослужителей из мест заключения, были разрешены массовые богослужения, церемонии и общецерковные сборы средств, расширена издательская деятельность. Была свернута всякая публичная антирелигиозная пропаганда. Кульминацией этого процесса в 1943 г. стал созыв Архиерейского собора и избрание патриарха (митрополит Сергий; с 1945 по 1970 г. - Алексий (Симанский) . Возможности РПЦ также использовались для интеграции, денационализации и ассимиляции населения присоединенных к СССР украинских, белорусских и других территорий. После окончания войны она была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе И.В.Сталина международному движению борьбы за мир. В 1961 г. РПЦ вступила во Всемирный совет церквей (международную экуменическую организацию, основанную в 1948 г.)

При Н.С.Хрущеве произошел возврат к методам административной борьбы с религией. После прихода к власти Л.И. Брежнева активное гонение на РПЦ прекратилось, но улучшения отношений с государством не произошло.

Конец 1970-х гг. ознаменовался феноменом так называемого «религиозного возрождения», означавшего рост интереса к православию, прежде всего в кругах интеллигенции (выпуск недолговечных подпольных журналов, создание религиозно-философских семинаров и православных групп). В 1979-1981 гг. наиболее известные представители церковного инакомыслия были арестованы .

В период «перестройки» М.С. Горбачев был заинтересован в поддержке религиозных центров для продвижения реформ в СССР и создания благоприятного общественного мнения за рубежом. С этой целью он воспользовался предстоявшим празднованием тысячелетия крещения Руси: с начала 1988 г. советские газеты, в том числе региональные, были наполнены религиозной тематикой, священникам повсюду предоставлялось слово. На Поместном соборе 1988 г. был принят и новый устав об управлении РПЦ, по которому настоятели храмов могли вновь выполнять обязанности по руководству приходами, чего они были лишены с 1961 г. В результате либерализации РПЦ получила право на большое количество церковных зданий и свободную регистрацию новых приходов, духовных заведений, обществ милосердия и братств.

Развитие РПЦ в 1990-2000-е гг.

После кончины патриарха Пимена (Извекова) (1970-1990) новым патриархом в результате тайного альтернативного голосования был избран митрополит Алексий (Ридигер) (1990-2008) - Алексий II. В своем слове в день интронизации (Интронизация (греч. ένθρονισμός ) - торжественное общественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного предстоятеля церкви на его кафедру.) 10 июня 1990 г. он назвал следующие насущные задачи церкви: возрождение должного духовного состояния христианского общества, возрождение монашества, катехизаторская деятельность (широкая сеть воскресных школ, обеспечение паствы духовной литературой), развитие свободного духовного просвещения, увеличение числа духовных школ, милосердие и благотворительность .

В 1989 г. началось издание газеты «Церковный вестник» , в 1991 г. - ежеквартального журнала Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата «Церковь и время» . В 1991 г. в связи с новым законодательством о свободе совести и религиозных организациях был принят гражданский устав РПЦ, зарегистрированный в Министерстве юстиции РСФСР. В 1993 г. было издано распоряжение президента о признании РПЦ юридическим наследником собственности дореволюционной РПЦ и безвозмездной передаче культовых зданий и иного имущества.

В политической борьбе 1990-х гг. вокруг РПЦ почти не было конфликтов. Православие стало приобретать особое значение символа национальной идентичности - отсюда и стремительный рост людей, считающих себя православными. Все политические силы, за исключением, может быть, сторонников праволиберального Союза правых сил (СПС), выражали РПЦ свою лояльность. Одновременно среди части духовенства РПЦ появились сторонники более активного вмешательства церкви в политические процессы. Их лидером был митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927-1995), который выступал против либерально-демократических преобразований, отстаивая принцип самодержавной монархии как «богоучреждённой формы существования православного народа» .

В этот же период стали появляться общественные фонды (Фонд Андрея Первозванного (1993) , Центр национальной славы России (2001) , которые заявляли о необходимости возвращения к вере, традиции, собственным корням и формирования в обществе «позитивного отношения к традиционным, скрепляющим остовам России - государству, церкви, армии».

В 1993 г. создан Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) , который определяет себя как «крупнейший российский общественный форум». Его главой является «Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания». В заседаниях, посвященных актуальным вопросам жизни страны, принимают участие представители всех ветвей власти и всех сегментов российского общества, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья. ВРНС 2010 г. был посвящен теме «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».

В 2000 г. Архиерейский собор принял документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , который излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. В нем констатируется, что в ходе развития цивилизации, в основе которой лежит идея все большей «эмансипации» человеческой личности и общества, постепенно нарастает «отпадение от Бога», усиливаются «греховные устремления отдельных людей и целых государств». Два основных фактора этого - утверждение принципа так называемой «свободы совести» и ложное понимание человеческих прав. Однако «религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе». Поскольку государство, как правило, сознает, что «земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм…, которые необходимы и для вечного спасения человека», задачи и деятельность Церкви и государства «могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви». Областями сотрудничества РПЦ и государства названы: миротворчество; забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия; попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; наука, включая гуманитарные исследования; здравоохранение; культура и творческая деятельность; работа церковных и светских СМИ и др. «Основы» демонстрируют открытость и активную позицию РПЦ по отношению к миру.

В 2000-х гг. РПЦ активно выступала за преподавание в средней школе «Основ православной культуры». В результате многочисленных обсуждений и эксперимента, проведенного в ряде регионов РФ, была одобрена концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». В 2010 г. этот предмет должен быть введен в 18 субъектах РФ, а с 2012 г. - во всех субъектах.

РПЦ имеет сеть православных СМИ (включая электронные) церковно-общественной направленности. Это газета, радио и телеканал «Радонеж», журнал «Альфа и омега», газета «Воскресная школа», женский журнал «Славянка» и др.

В 2009 г. был создан новый церковный консультативный орган - Межсоборное присутствие, работающее на постоянной основе с участием не только духовенства, но и мирян. Его задача - обсуждение актуальных проблем церковно-общественной жизни между поместными соборами. В 2010 г. им были разработаны и опубликованы с целью проведения общественной дискуссии проекты документов о социальной и благотворительной работе РПЦ, об общественной деятельности православных христиан, о практике заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний и проблеме выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах и др.

Организационная структура РПЦ

Современная структура РПЦ определена ее Уставом , принятым Архиерейским собором в 2000 г. (с поправками 2008 г.). Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями - каждый в своей компетенции. По Уставу РПЦ является «многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами», а ее юрисдикция «простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах». Таким образом, особенностью РПЦ является транснациональный характер деятельности, обусловленный распространением канонической территории на постсоветские государства. В результате на Украине, в Молдавии и Эстонии существуют параллельные церковные юрисдикции (расколы).

Высшая власть в области вероучения и канонического устроения РПЦ принадлежит Поместному собору, сроки созыва которого определяются Архиерейским собором (в исключительных случаях - Патриархом). Он состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Ему принадлежит право избрания патриарха и определение принципов отношений между РПЦ и государством.

Архиерейский собор является высшим органом иерархического управления РПЦ и состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих синодальные учреждения и духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Он созывается Патриархом и Священным синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного собора, а также в исключительных случаях.

Священный синод, возглавляемый Патриархом, является органом управления РПЦ в период между Архиерейскими соборами. Судебная власть в РПЦ осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства.

В настоящее время РПЦ представляет собой крупнейшую централизованную религиозную организацию с разветвленным административным аппаратом. В ее состав входят епархии прямого подчинения в России, ближнем зарубежье, Европе и США, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская и Эстонская православная церкви, Белорусский экзархат и Казахстанский митрополичий округ. В 2007 г. между РПЦ и РПЦЗ был подписан Акт о каноническом общении, который восстановил единство внутри Поместной русской православной церкви, признав РПЦЗ ее «неотъемлемой самоуправляемой частью» . По данным на 2006 г., РПЦ было зарегистрировано 12 214 религиозных организаций, 50 духовно-образовательных учреждений, 391 монастырь, 225 религиозных учреждений .

В 2009 г. патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Кирилл (Гундяев) .

Об устройстве Православной Церкви без вымыслов – преподаватель Киевской духовной академии Андрей Музольф.

– Андрей, кто глава Православной Церкви?

– Глава Православной Церкви – Сам Господь наш Иисус Христос, Ее Основатель. Однако при этом каждая Поместная Церковь имеет своего Предстоятеля (буквально – тот, кто стоит впереди), избираемого из среды высшего, епископского, духовенства. В разных Церквах это может быть или Патриарх, или Митрополит, или Архиепископ. Но при этом Предстоятель не обладает какой-либо высшей благодатью, он является только первым среди равных, и все основные решения, которые принимаются в пределах Церкви, утверждаются преимущественно на особом Архиерейском Соборе (собрании епископов той или иной Церкви). Предстоятель может, например, инициировать, предложить то или иное действие, но без соборного его утверждения оно никогда не будет иметь силы. Пример тому – история Вселенских и Поместных Соборов, на которых только соборным разумом принимались основы христианского вероучения.

– Какова иерархия среди священнослужителей?

– В Православной Церкви принято деление священнослужителей на три категории или степени: архиерейскую, священническую и диаконскую. Прообраз такого деления мы можем увидеть в Церкви Ветхозаветной, священнослужители которой, будучи исключительно представителями одного колена – Левиина, имели следующую градацию: первосвященник (выполнял функции главного священника с определенными полномочиями), священники и левиты. В Ветхом Завете подобное деление было установлено Самим Богом и преподано через пророка Моисея, причем неоспоримость данного установления была доказана многими чудесами (самые яркие из них расцветший жезл первосвященника Аарона, а также погибель Корея, Дафана и Авирона, оспаривавших богоизбранность левитского священства). Современное же деление священства на три категории имеет свое основание в Новом Завете. Святые апостолы, избранные Самим Спасителем на служение Евангелию и исполнявшие функции епископов, для более успешного распространения учения Христа рукополагали для основываемых ими Церквей (конечно, не в нашем понимании – обширных многомиллионных Поместных Церквей, а первоначальных христианских общин) епископов, священников (пресвитеров) и диаконов.

– Кто такие диаконы, священники, епископы? В чем разница между ними?

– Епископы (архиереи) – это высшая степень священства. Представители этой степени являются преемниками самих апостолов. Епископы, в отличие от священников, могут совершать все богослужения и все Таинства. Кроме того, именно епископы имеют благодать рукополагать других людей для совершения ими священнического служения. Священники (пресвитеры или иереи) – священнослужители, которые имеют благодать совершать, как уже было сказано, все богослужения и Таинства, кроме Таинства Священства, следовательно, не могут передать другим то, что получили сами от епископа. Диаконы – низшая степень священства – самостоятельно не вправе совершать ни богослужений, ни Таинств, а лишь только участвовать и помогать при их совершении епископу или священнику.

– Что значит белое и черное духовенство?

– Более верно говорить: женатое духовенство и монашествующее. Женатое духовенство, как уже видно из самого названия, представляют те священники и диаконы, которые до своего рукоположения в священный сан вступили в брак (в православной традиции брак священнослужителям дозволяется только до хиротонии, после рукоположения жениться запрещено). Монашествующее духовенство – это те священнослужители, которые перед хиротонией (иногда – после хиротонии) были пострижены в монашество. В православной традиции в высшую священническую степень – епископскую – могут быть рукоположены только представители монашествующего духовенства.

– Что-то поменялось за 2000 лет существования христианства?

– Со времен существования Церкви в Ней кардинально ничего не поменялось, потому что Ее основная функция – спасать человека – одна и та же на все времена. Естественно, что с распространением христианства Церковь росла и географически, и, следовательно, административно. Так, если в древности епископ был главой местной Церкви, которая может быть приравнена к сегодняшнему приходу, со временем епископы стали возглавлять группы таких приходов-общин, образовавших отдельные церковно-административные единицы – епархии. Таким образом, церковное устройство благодаря своему развитию стало более сложным, но при этом сама цель Церкви, заключающаяся в приведении человека к Богу, не изменилась.

– Как происходят выборы в Церкви? Кто решает вопросы «карьерного роста»?

– Если мы говорим о выборах в высшую священническую степень – епископскую – то они, например, в Украинской Православной Церкви, происходят на особом собрании епископов – Священном Синоде, который, после Архиерейского Собора, является высшим органом церковного управления (Архиерейский Собор – это собрание всех епископов данной Церкви, а Синод – собрание только отдельных епископов, которые от лица Собора уполномочены решать те или иные церковные вопросы). Точно так же и хиротония будущего епископа совершается не одним каким-нибудь архиереем, пусть это будет даже и Предстоятель, а собором епископов. Вопрос «карьерного роста» тоже решается на Синоде, однако подобное решение более правильно назвать не «карьерный рост», а послушание голосу Церкви, ведь назначение на то или иное церковное служение не всегда связано с ростом в нашем представлении. Пример тому – история с великим учителем Церкви Григорием Богословом, который до своего назначения на столичную Константинопольскую кафедру был определен в небольшой городок Сасимы, вызывающий, по воспоминаниям самого святителя, в его сердце только слезы и отчаяние. Тем не менее, несмотря на свои личные взгляды и интересы, богослов исполнил свое послушание Церкви и в итоге стал епископом новой столицы Римской империи.

Беседовала Наталья Горошкова