Как правильно писать федеральный государственный образовательный стандарт. Требования к способу построения образовательной деятельности

Все чаще упоминается в образовании ФГОС. Что такое новые образовательные стандарты и как они изменили систему отечественного образования? Постараемся найти ответы на эти важные и актуальные вопросы.

Что собой представляют новые образовательные стандарты

Данная аббревиатура расшифровывается как федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Программы, требования зависят не только от специфики учебной дисциплины, но и от ступени обучения.

Предназначение стандартов второго поколения

С какой целью внедряются ФГОС? Что такое УУД? Для начала отметим, что не во всех развитых странах существуют единые образовательные стандарты. В РФ они предназначены для обеспечения преемственности между отдельными ступенями обучения. После окончания одного этапа ученик должен обладать определенным уровнем подготовки, чтобы перейти на следующий образовательный этап.

ФГОС общего образования, предназначенные для воспитанников, имеющих ограничения по здоровью, характеризуются как система требований, являющихся обязательными при реализации адаптированной программы для ребят с ОВЗ.

Требования стандартов 2-го поколения

Определенные требования к уровню обученности и воспитанности по стандартам содержит каждый класс. ФГОС предполагает определенные требования к структуре программ, объему материала. Также учитывают условия реализации образовательных основных программ, включая материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение процесса. Если ФГОС 1 поколения были направлены на усвоение школьниками теоретического материала, то новые стандарты предназначены для гармоничного развития подрастающего поколения.

Составные части новых стандартов

ФГОС 2-го поколения появились в 2009 году. Они включают в себя три основные части.

Первая часть содержит требования к результатам освоения школьниками образовательной программы. Акцент делают не на совокупность умений и знаний, а на универсальные учебные действия, предполагающие самостоятельное добывание необходимой информации посредством применения современных технологий, а также на коммуникативные качества.

Кроме того, в стандарте указываются предполагаемые результаты обученности по каждой учебной области, описаны те качества, которые будут формироваться у школьников: здоровый образ жизни, толерантность, бережное отношение к природе, уважение к родному краю.

Урок по ФГОС предполагает элементы проектной и исследовательской деятельности. Особое внимание новые стандарты отводят внеурочной деятельности в виде творческих студий, кружков, клубов. Указываются требования к компетентности и профессионализму педагогического состава образовательных учреждений.

Стратегия развития страны, разработанная по 2020 год, направлена на формирование компетентного гражданина, умеющего отвечать за свои поступки, готового к саморазвитию и самосовершенствованию.

Специфические особенности ФГОС НОО

Продолжим рассмотрение ФГОС. Что такое новые стандарты для школы, вы выяснили. Теперь выявим их отличия от традиционной образовательной программы. Содержание программы направлено не на получение знаний, а на формирование духовности, нравственности, общей культуры, социальное и личностное развитие.

Особое внимание уделяется физическому развитию подрастающего поколения. Требования к результатам обучения указываются в виде предметных и личностных результатов, это отличает новые стандарты от первого поколения ФГОС. Что такое УУД?

Обновленные стандарты предполагают повышенное внимание к внеурочной деятельности. Ее организация осуществляется по следующим направлениям: социальное, спортивное, нравственное, духовное, общекультурное развитие.

Как формируется дополнительная группа? ФГОС предполагает проведение диспутов, конференций, организацию научных школьных обществ, соревнований, олимпиад. Время, которое по новым стандартам отводится на внеурочную деятельность, не включается в основную нагрузку школьников. Чередование внеурочной и учебной деятельности определяет образовательное учреждение, учитывая пожелания родителей обучающихся.

Отличительные характеристики нового стандарта

Каковы отличительные особенности ФГОС? 5 класс считается началом второй ступени обучения, где основной акцент делают на формирование метапредметных и личностных результатов.

Основной целью нового стандарта стал деятельностный подход, который направлен на развитие личности школьника. Общеучебные умения считают ядром ФГОС, поэтому для каждого предмета разработаны конкретные учебные действия.

Важным этапом формирования УУД на начальной ступени обучения является ориентация младших школьников на овладение коммуникативными и информационными технологиями, а также на грамотное применение современных ИКТ инструментов.

Современные цифровые инструменты и коммуникационные среды указываются в стандартах второго поколения как оптимальный вариант формирования УУД. Существует специальная подпрограмма, направленная на формирование у подрастающего поколения информационных компетенций.

Начальное образование в новых реалиях

Стандарт предполагает определенные требования к результатам школьников, которые освоили программу начального образования. Личностные УУД предполагают желание и способность школьников к саморазвитию, сформированность позитивной мотивации к познанию и обучению, смысловые и ценностные установки обучающихся, которые отражают их индивидуальные позиции, социальные компетенции.

Выпускники начальной школы должны обладать гражданской идентичностью, личностными качествами.

В метапредметных компетенциях подразумевается полное освоение ребятами учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, благодаря которым они овладевают основными компетенциями.

Предметные УУД предполагают получение информации по определенным дисциплинам, преобразование, использование информации, формирование на основе полученных знаний полноценной научной картины мира.

Например, ребенок учится самостоятельно подбирать к тексту заголовок, записывать тезисы текста. Выпускник начальной школы обязан по готовому заголовку составлять тезисный план, продумывать пересказ материала.

Значимость ИКТ в ОУ

Реалии современности таковы, что, помимо классического письма, ребенок практически одновременно осваивает и компьютерную клавиатуру. Многие родители, использующие компьютер в своей профессиональной деятельности, понимают значимость ИКТ в современной школе. Знакомство с окружающим миром, проведение опытов и исследований в наши дни предполагает использование цифровых камер, микроскопов. Для обобщения результатов, полученных в ходе практической деятельности, школьники пользуются цифровыми ресурсами.

Проектная методика

Для проектного метода, который является по стандартам второго поколения обязательным элементом современной школы, также нужны информационные технологии.

Интегрированный подход к обучению, используемый в стандартах второго поколения, связан с активным применением знаний, которые получены на другом уроке. К примеру, работу с текстами, описаниями, проводимую во время русского языка, продолжают при знакомстве с природными явлениями на уроке окружающего мира. В качестве результата подобной деятельности будет выступать видеорепортаж, который описывает природные явления, картины окружающей среды.

Информационно-образовательная среда

Она должна быть оптимальной для информатизации учащегося и педагога. Именно через информационную среду по новым федеральным стандартам обеспечивается дистанционное взаимодействие участников образовательного процесса, включая и внеурочный период. Что входит в ИС? Мультимедийные устройства, компьютеры, выход во Всемирную паутину, доступ к электронным ресурсам.

Именно через информационную среду осуществляется взаимодействие педагога с ребятами, которые по состоянию здоровья не могут посещать обычные уроки и внеурочные мероприятия.

Стандарт касается не только уроков, но и внеурочной деятельности. В нее включают индивидуальные занятия, выполнение домашних заданий, групповые консультации.

Содержание такой деятельности отражается в образовательной основной программе ОУ. ФГОС допускают внеурочную работу младших школьников в размере десяти часов в неделю. На первой ступени обучения он способствует обеспечению равных возможностей в получении качественного общего начального образования, воспитания, нравственного развития школьников, формирование их гражданственности.

Заключение

В связи с изменением социального заказа в российском образовании назрела необходимость существенных преобразований. Вместо классической системы, в которой основное внимание уделялось получению максимального количества теоретических знаний, в российские школы внедряют программы, направленные на саморазвитие подрастающего поколения. ФГОС второго поколения дают возможность получать начальное образование на родном языке, овладевать культурными и духовными ценностями своего народа.

Благодаря применению педагогами инновационных методик преподавания у каждого ребенка есть возможность выстраивать собственную образовательную и воспитательную траекторию, постепенно передвигаться по ней, совершенствовать свои умения и навыки. Стандарты второго поколения направлены на удовлетворение социального заказа - воспитание гражданина и патриота, любящего свою страну, гордящегося ею.

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования . К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Цели ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
  • духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Структура ФГОС

Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Предыдущее, второе, поколение ФГОС было разработано в 2005 году.

Реализация ФГОС в образовательном процессе

Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.

Поколения государственных образовательных стандартов

Стандарты общего образования:

  • стандарты первого поколения (были приняты в 2004 году и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (были приняты - для начального общего образования (1-4 классы) 6 октября 2009 года, для основного общего образования (5-9 классы) 17 декабря 2010 года, для среднего (полного) общего образования (10-11 классы) 17 мая 2012 года). Эти стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действий.

Стандарты высшего профессионального образования:

  • стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года и именовались государственными образовательными стандартами);
  • стандарты второго поколения (утверждались с 2005 года и именовались государственными образовательными стандартами), ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков;
  • стандарты третьего поколения (утверждаются с 2009 года), согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.

До 2000 года применялся единый государственный стандарт высшего профессионального образования, который был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 940 и определял:

  • структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
  • общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации;
  • общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и её объем;
  • академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования;
  • общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
  • порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;
  • правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

По каждому направлению подготовки (специальности) принимались государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

С 1 сентября 2013 года согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 должны утверждаться стандарты нового поколения, в том числе и для программ высшего образования − подготовки научно-педагогических кадров, в соответствие с новым законом, а также для дошкольного образования, для которого ранее были предусмотрены Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Разработка ФГОС

Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

ФГОС высшего профессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениями подготовки (специальностям).

Проекты стандартов направляются в Министерство образования и науки Российской Федерации, которое размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет для обсуждения с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием, и направляет их на независимую экспертизу.

Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации:

  • объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики, - по проектам стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования;
  • институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, - по проектам стандартов общего образования;
  • Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.

По результатам независимой экспертизы в Министерство образования и науки Российской Федерации направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом.

Проекты ФГОС, замечания и экспертные заключения к ним обсуждаются советом Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам, который принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению. После получения решения совета Министерство образования и науки Российской Федерации принимает собственное решение относительно утверждения стандарта.

Внесения изменений в ФГОС осуществляется в том же порядке, что и принятие самих ФГОС.

Порядок принятия ФГОС осуществляется в соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

ФГОС ВПО разрабатываются Учебно-методическими объединениями вузов по образованию по соответствующим направлениям подготовки и их базовыми вузами.

В связи с принятием нового закона об образовании и изменений к Трудовому кодексу, вводящим понятие профессионального стандарта по каждой профессии (профессиональной области), планируется разработка ФГОС с учетом положений профессиональных стандартов.

История разработки образовательных стандартов в России

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам. В первоначальной редакции закона стандарт общего образования принимался Верховным советом РФ, но в связи с принятием Конституции 1993 года это положение было отменено, и функции по принятию образовательных стандартов были переданы органам исполнительной власти в определенном Правительством РФ порядке. Верховный совет РФ за период, когда у него было право утверждения образовательного стандарта, его так и не утвердил.

По мнению бывшего министра образования РФ Эдуарда Дмитриевича Днепрова, существенный шаг назад - в сторону унитаризма в образовании - делали проекты поправок, снимая в законе понятие «национально-региональный компонент» государственных образовательных стандартов и заменяя его «региональным компонентом» (ст. 7, п. 1; ст. 29, п. 2е). Эта тенденция прослеживалась и в утвержденном Министерством образования в 1993 г. базисном учебном плане. Усилившаяся к 1996 году стандартизация образования вызвала сопротивление педагогической общественности, выразившееся в забастовка и акциях протеста работников системы образования.

В редакции, предложенной разработчиками закона «Об образовании» в 1992 году, образовательный стандарт, точнее его федеральный компонент, состоял из пяти элементов:

  • цели образования на каждой ступени обучения
  • требования к базовому содержанию основных образовательных программ
  • предельно допустимый объем аудиторной учебной нагрузки
  • требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих различные ступени школы
  • требования к условиям образовательного процесса

Под давлением сторонников предметно-методического подхода эта редакция была деформирована депутатами профильного комитета Верховного Совета РФ и сокращена до трехсоставной формулы: «обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников» (в число коих неправомерно включались и оканчивающие начальную школу).

В результате этого из статьи 7 закона, посвященной образовательным стандартам:

  • из стандартов исчезал целевой блок;
  • требования к базовому содержанию основных образовательных программ заменялись «обязательным минимумом», то есть все тем же традиционным перечнем предметных тем; в итоге стандарт превращался в обычный набор предметных программ;
  • исчезало понятие предельно допустимой аудиторной нагрузки, что отнюдь не адекватно понятию максимальной нагрузки вообще;
  • из стандарта исчезли требования к условиям образовательного процесса.

Оставшаяся в законе указанная трехмерность федерального компонента образовательного стандарта, по мнению Э. Д. Днепрова, «уже вскоре оказалась явно недостаточной, не адекватной ни потребностям образовательной практики, ни запросам развития самого законодательства об образовании. Именно поэтому уже при принятии в 1996 году Федерального закона „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ произошел слом этой узкой законодательной нормы и частичный возврат к исходному замыслу Закона Российской Федерации „Об образовании“. В пункте 2 статьи 5 вузовского закона вновь появились „требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ“ и „условиям их реализации“. Таким образом, возвращаясь к истокам, этот закон делал два существенных шага вперед в трактовке образовательного стандарта. Вновь обращалось внимание на условия реализации образовательных программ и вводились требования к их обязательному минимуму, что уже не позволяло свести этот минимум к банальному перечню предметных тем».

Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 года.

В 1993-1999 года разрабатывались временные образовательные стандарты и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта.

С 2000 года стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого и второго поколений (для высшего образования).

В истории разработка государственных стандартов общего образования имеет четыре этапа: 1993-1996, 1997-1998 и 2002-2003, 2010-2011 гг. На каждом из этих этапов мотивы разработки стандартов менялись. На первых двух - незначительно, в рамках общей и образовательной политики. На третьем и четвертом - кардинально, в русле личностно-ориентированной и деятельностно-развивающей педагогики.

С принятием изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в 2009 году стали разрабатываться стандарты нового поколения - федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральными государственными образовательными стандартами не являлись, а были лишь его компонентами.

Критика образовательных стандартов

Открыто критикует идеи, воплощенные в образовательных стандартах, бывший министр образования РФ Э. Д. Днепров, посвятивший вопросу стандартизации образования книгу «Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки».

Критически относится к проблеме стандартизации образования И. И. Калина, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы.

Имеется ряд публикаций, в которых отмечается, что заявленные разработчиками стандартов идеи и подходы фактически в них не реализованы. Особенно это касается ФГОС среднего профессионального образования, в основу которых положен компетентностный подход.

Образовательные стандарты в других странах

  • В США образовательные стандарты стали использоваться с 1980-х годов в рамках реформы образования, направленной на результаты (англ.)русск.. Стандартизированные экзамены (тесты) часто используются для оценок года обучения в разных районах и штатах, в том числе и как выпускные для учащихся выпускных классов во многих американских школах. Поскольку образовательная система США децентрализована, большинство вопросов образования принимаются местными органами власти. Образовательные стандарты и программы, как правило, установленных каждым штатом самостоятельно. Федеральное правительство в основном участвуют лишь в финансировании образования. Законодательными собраниями каждого штата установить общий минимальный уровень знаний для школ штата. Только 22 штата установили список рекомендуемых книг.
  • В Германии образовательные стандарты стали разрабатываться с 1970 года после исследования PISA, показавшего низкий уровень образования в стране. Немецкие стандарты ориентированы на формирование у учащихся ключевых навыков и компетенций при отсутствии переполненности учебных программ излишними знаниями. Обязательными с 2004 года являются стандарты для школьного образования. Во многом образовательные стандарты носят рамочный характер, и федеральные земли наполняют их своим содержанием.

ФГОС - что такое? Требования образовательного стандарта

Вероятно, каждый человек хочет дать своему ребенку качественное образование. Но как определить уровень обучения, если ты не имеешь отношения к педагогике? Конечно, с помощью ФГОС.

Что такое ФГОС

Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.

Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.

Кроме того, российское образование предполагает, что без освоения стандартов невозможно будет получить документ государственного образца. ФГОС - это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.

Цели

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.

Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.

Основой для разработки ориентировочных образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности специализированных учреждений, реализующих образовательную программу, является ФГОС.

Что такое стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.). Без ФГОСа невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся.

Стоит отметить, что одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг качества образования. С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации тружеников образования также находятся в сфере влияния государственных стандартов.

Структура и реализация

Федеральный закон постановил, что каждый стандарт в обязательном порядке должен включать в себя три вида требований.

Во-первых, требования к структуре образовательных программ (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса).

Во-вторых, условия реализации также подвергаются жестким требованиям (в том числе кадровые, финансовые, технические).

В-третьих, результат. Вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.

Разумеется, этот стандарт не является конституцией всех образовательных учреждений. Это лишь начало вертикали, с главными рекомендательными позициями. На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже заинтересованные родители, что урегулировано законом). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы:

Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.

Последний пункт включает в себя такие аспекты, как:

  • учебный план;
  • календарный график;
  • рабочие программы;
  • оценочные материалы;
  • методические рекомендации для предметов.

Поколения и различия ФГОС

Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал и тогда. Но данный конкретный документ появился и вступил в силу лишь в 2000-е годы.

ФГОС именовался ранее просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

Для высшего образования ГОСТы были разработаны в 2000 году. Второе поколение, вступившее в силу в 2005 году, было ориентировано на получение ЗУМов студентами. С 2009 года разрабатывались новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций.

До 2000 года для каждой специальности был определен минимум знаний и умений, которыми должен обладать человек, выпустившийся из ВУЗа. Позднее эти требования ужесточились.

Модернизация государственного образования проходит и по сей день. В 2013 году был издан закон "Об образовании", согласно которому, разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования. Помимо всего прочего, туда прочно вошел пункт о подготовке научно-педагогического состава.

Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?

Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов). Исчезли из текста документа обобщающие понятия (Умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам.

Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса).

Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения - это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.

Кто занимается разработкой стандартов

Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по специальностям, профессиям и направлениям подготовки.

Разработка ФГОС производится с учетом:

  • острых и перспективных потребностей личности;
  • развития государства и общества;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • техники;
  • экономики и социальной сферы.

Учебно-методическое объединение ВУЗов разрабатывает ФГОС для высшего образование. Их проект направляется в Министерство образования, где происходит обсуждение, вносятся правки и коррективы, а затем отдается на независимую экспертизу на срок не более двух недель.

Экспертное заключение возвращается в Министерство. И вновь запускается волна обсуждений советом по ФГОС, который принимает решение утвердить ли проект, отправить на доработку или отклонить.

Если в документ будет необходимо внести изменения, он проходит тот же путь с самого начала.

Начальное образование

ФГОС представляет собой совокупность требований, необходимых для реализации начального образования. Три основных - это результаты, структура и условия реализации. Все они обусловлены возрастными и индивидуальными характеристиками, и рассматриваются с точки зрения заложения фундамента для всего образования.

В первой части стандарта указан срок освоения базовой начальной программы. Он составляет четыре года.

С его помощью обеспечиваются:

  • равные для всех возможности получения образования;
  • духовно-нравственное воспитание школьников;
  • преемственность всех программ дошкольного и школьного образования;
  • сохранение, развитие и овладение культурой многонациональной страны;
  • демократизация образования;
  • формирование критериев оценки деятельности учащихся и педработников4
  • условия развития индивидуальной личности и создание специальных условий обучения (для одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями).

В основе программы обучения стоит системно-деятельностный подход. Но сама программа начального образования разрабатывается методическим советом учебного заведения.

Во второй части ФГОСа расписаны четкие требования к результату образовательного процесса. В том числе, личностным, метапредметным и предметным итогам обучения.

  1. Формирование представлений о многообразии языкового пространства страны.
  2. Понимание, что язык - это неотъемлемая часть национальной культуры.
  3. Формирование положительного отношения к правильной речи (и письму), как части общей культуры.
  4. Овладение первостепенными нормами языка.

Третья часть определяет структуру начального образования (учебный план, внеурочная деятельность, программы отдельных предметов, что включает тематическое планирование по ФГОС).

В четвертой части содержатся требования к условиям реализации образовательного процесса (кадры, финансы, материально-техническая сторона).

Среднее (полное) образование

Первая часть стандарта о требованиях частично повторяется и перекликается с ФГОС о начальном образовании. Существенные различия появляются во втором разделе, где речь идет о результатах обучения. Также указываются необходимые нормы освоения определенных предметов, в том числе по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, географии и другим.

Делается акцент на личностном развитии учащихся, выделяя такие главные моменты, как:

  • воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
  • формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
  • освоение норм социальной жизни;
  • развитие эстетического понимания мира и прочее.

Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены. Но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.

Высшие ступени

ФГОС для среднего профессионального и высшего образования выстроен по тем же принципам. Различия их очевидны, требования к структуре, результату и условиям реализации не могут быть одинаковыми для разных образовательных уровней.

В основе среднего профессионального образования лежит компетентностный подход, т.е. людям даются не просто знания, а умения этими знаниями управлять. На выходе из учебного заведения выпускник должен говорить не "знаю, что", а "знаю, как".

На основе общепринятого ФГОС каждое учебное заведение разрабатывает свою программу, ориентируясь на профильную направленность колледжа или ВУЗа, на наличие тех или иных материально-технических возможностей и т.д.

Методический совет принимает во внимание все рекомендации Министерства образования и действует строго под его руководством. Однако принятие программ конкретных учебных заведений находится в ведении местных органов власти и управления образования области (республики, края).

Учебные заведения должны учитывать и выполнять рекомендации относительно обучающих материалов (например, учебники ФГОС заняли свое законное место в библиотеках), тематического планирования и т.д.

Критика

На пути к утверждению ФГОС пережил множество правок, но даже в своем сегодняшнем виде реформа образования получает в свой адрес огромное количество критики, а получала еще больше.

По сути, в умах разработчиков стандарта, он должен был привести к единению всего российского образования. А получилось все наоборот. Кто-то нашел в этом документе плюсы, кто-то минусы. Многие учителя, привыкшие к традиционному обучению, тяжело переходили на новые стандарты. Учебники ФГОС вызывали вопросы. Однако во всем можно найти положительные моменты. Современное общество не стоит на месте, образование должно меняться и меняется в зависимости от его потребностей.

Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.

Темы по ФГОС поднимались и будут подниматься, поскольку старые устои, при которых главным в образовании были знания, очень прочно вошли в жизнь каждого. Новые же стандарты, в которых главенствуют профессиональные и социальные компетенции, еще долго будут находить своих противников.

Итог

Развитие ФГОС оказалось неизбежным. Как и все новое, этот стандарт вызвал массу споров. Однако реформа состоялась. Чтобы понять, успешна она или нет, как минимум, необходимо дождаться первого выпуска учеников. Промежуточные результаты являются малоинформативными в этом плане.

На данный момент безусловно только одно - работы учителям прибавилось.

Образовательный стандарт - это... Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Образовательный стандарт - это комплекс нормативов, предъявляемых к педагогической деятельности определенного уровня либо к направлению подготовки, специальности и профессии. Он утверждается уполномоченным исполнительным органом. Стандарты, принятые до 2009 г., мы знали как ГОСы. До 2000 г. применялись нормативы и минимумы уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специальности. Рассмотрим далее, что сегодня собой представляет Федеральный образовательный стандарт.

История разработки

В 1992 г. впервые появилось такое понятие, как образовательный стандарт. Это определение было зафиксировано в отраслевом ФЗ. Ст. 7 была целиком посвящена ГОСам. В первоначальной редакции закона стандарты принимались Верховным советом страны. Однако в 1993 г. была принята Конституция, в связи с чем действие данного положения было прекращено. Функции по принятию ГОСов были возложены на исполнительные органы в порядке, предусмотренном правительством. При этом стоит сказать, что Верховный совет за все время наличия у него права на утверждение стандарта им так и не воспользовался.

Структура

Образовательный процесс с введением новых нормативов и минимумов первоначально было предложено строить на 5 компонентах. Это:

  1. Цели педагогической деятельности на каждой ступени.
  2. Нормативы базового содержания основных программ.
  3. Максимально допустимый объем учебной аудиторной нагрузки.
  4. Нормативы подготовки учащихся на разных школьных ступенях.
  5. Требования к условиям обучения.

Однако сторонники предметно-методического подхода настояли на изменении этой структуры. В результате федеральный компонент стандарта был сокращен до трехсоставной формы:

  1. Минимум содержания ООП.
  2. Максимальный объем учебной нагрузки.
  3. Нормативы по уровню подготовки выпускников.

При этом к числу последних относили и детей, оканчивающих начальную школу. Таким образом, из упомянутой ст. 7 исчезло несколько элементов, а ряд других был заменен:

  1. Ликвидирован целевой блок.
  2. Требования к основному содержанию ООП были заменены "обязательными минимумами", то есть фактически все тем же стандартным перечнем тем. В результате образовательный стандарт - это был, по сути, обычный набор предметных планов.
  3. Исчезло понятие о предельно допустимой нагрузке, что неравнозначно понятию максимальной нагрузки.
  4. Были убраны требования к условиям обучения.

Критика и изменения

Бывший министр образования Э. Д. Днепров высказался о том, что "трехмерный" государственный стандарт - это недостаточная, неадекватная схема. Она не удовлетворяла потребностей педагогической практики. Кроме этого, такая система не соответствовала запросам развития непосредственно самого законодательства. В связи с этим уже в 1996 г. после принятия ФЗ "О высшем и послевузовском профобразовании" произошел частичный возврат к первоначальному замыслу. В п. 2 ст. 5 указанного закона появились нормативы по минимуму содержания ООП, а также по условиям их реализации. Нормативный акт, таким образом, обращал внимание на порядок, при котором протекает образовательный процесс.

Этапы

В период с 1993 по 1999 гг. разрабатывались и применялись временные стандарты и федеральные компоненты ГОСов. В 2000 г. были утверждены нормативы первого - для ООП, первого и второго поколения - для ВОП. В целом разработка прошла 4 этапа: с 1993 по 1996 гг., с 1997 по 1998 гг., с 2002 по 2003 гг. и с 2010 по 2011 гг. На каждой из стадий мотивы утверждения и цели самих нормативов, а также направленность работы педагогов при их внедрении изменялись. Корректировки на первых двух этапах были незначительными и находились в пределах общеобразовательной политики. На третьей и четвертой стадиях изменения были кардинальными. Они внедрялись в русле деятельностно-развивающей и личностно-ориентированной педагогики. Новый образовательный стандарт стал разрабатываться в 2009 г.

Формирование системы нормативов

Требования ФГОС могут разрабатываться по:

  1. Уровням.
  2. Ступеням.
  3. Направлениям.
  4. Специальностям.

Замена (пересмотр) нормативов должна осуществляться не реже 1 раза в течение 10 лет. Государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням. Нормативы профобучения устанавливаются также по специальностям, направлениям, профессиям в соответствии со ступенью, на которой находится студент. Требования ФГОС определяются в соответствии с текущими и перспективными потребностями личности, развитием государства и общества, обороны и безопасности страны, техники и технологии, науки и культуры, социальной и экономической сферы. Разработка нормативов осуществляется в порядке, установленном в законодательстве, регламентирующем размещение заказов на выполнение работ, поставки товаров, оказание услуг для муниципальных и госнужд. Образовательные стандарты высшего образования определяются учебно-методическими подразделениями вузов по соответствующим специальностям (направлениям подготовки).

Согласование и экспертиза

Основной образовательный стандарт утверждается после направления проекта в Минобрнауки. Министерство размещает на собственном официальном сайте полученные материалы для обсуждения. В нем участвуют представители заинтересованных исполнительных структур, общественных и государственных объединений, работающие в сфере образования, передовых научных и педагогических учреждений, сообществ, ассоциаций и прочих организаций. После обсуждения проект отправляется на независимую экспертизу.

Заинтересованные субъекты

Независимую экспертизу проводят в течение 14 дней с даты получения материалов из Минобрнауки. В качестве заинтересованных субъектов, выполняющих проверку, выступают:

  1. Институты участия граждан в управлении образованием, исполнительные структуры власти регионов - по проектам нормативов ООП.
  2. Минобороны и прочие органы, в которых по закону предусматривается военная служба, - по стандартам полного (среднего) общего образования, среднего профобразования в части, касающейся подготовки учащихся к пребыванию в рядах ВС.
  3. Объединения работодателей, юрлица, осуществляющие деятельность в соответствующих экономических отраслях - по проектам нормативов среднего и начального профессионального обучения и в/о.

Принятие

По итогам независимой проверки в Минобрнауки направляется заключение. Оно подписывается руководителем органа или организации, проводившей проверку, либо иным уполномоченным лицом. Экспертные заключения, замечания, проекты ФГОС обсуждаются в совете министерства. Он принимает решение о рекомендации проекта к утверждению, доработке или отклонению. Постановление направляется в Минобрнауки. Министерство принимает собственное окончательное решение по ФГОС. Внесение поправок, дополнений, изменений в утвержденные нормативы осуществляется в том же порядке, что и их принятие.

Цели

Ключевая задача, которую выполняет образовательный стандарт, - это формирование единого педагогического пространства на территории страны. Нормативы также преследуют следующие цели:

  1. Духовное и нравственное воспитание и развитие.
  2. Преемственность ООП дошкольного, начального, основного, полного школьного, а также начального, среднего и вузовского профобразования.

В нормативах устанавливаются сроки обучения с учетом различных его форм, педагогических технологий, особенностей определенных категорий учащихся.

Применение

Федеральный образовательный стандарт выступает в качестве основы для:

  1. Организации педагогической деятельности в учебных заведениях, реализующих ООП в соответствии с утвержденным нормативом, вне зависимости от организационно-правовой формы и подчиненности.
  2. Разработки примерных учебных планов, программ по предметам и курсам, контрольно-измерительных материалов, учебных изданий.
  3. Проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на проверку соблюдения законодательства в сфере педагогической деятельности.
  4. Разработки нормативов по финансовому обеспечению образовательной деятельности учреждений, реализующих ООП.
  5. Формирования муниципального или госзадания для учебных заведений.
  6. Аттестации педагогов и сотрудников административно-управленческого аппарата муниципальных и госструктур.
  7. Организации внутреннего мониторинга качества педагогической деятельности.
  8. Проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
  9. Организации подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников.

Внедрение в педагогическую деятельность

Как на практике реализуются ФГОС? Программы, которые действуют в учебных заведениях, должны составляться в соответствии с утвержденными нормативами. Их разработка осуществляется непосредственно учреждениями. Сформированные по ФГОС программы включают в себя:

  1. Учебный план.
  2. Календарный график.
  3. Рабочие предметные программы.
  4. Планы по курсам, модулям (дисциплинам), другим компонентам.
  5. Методические и оценочные материалы.

Поколения

Первые общеобразовательные стандарты были введены в 2004 г. Второе поколение нормативов было принято:

  1. Для 1-4 кл. - в 2009 г.
  2. Для 5-9 кл. - в 2010 г.
  3. Для 10-11 кл. - в 2012 г.

Они были направлены на результат, формирование и развитие УУД у учащихся. Первое поколение стандартов высшего профобразования было утверждены в 2003 г. Следующие нормативы вводились в 2005 г. Они были ориентированы на приобретение студентами знаний, навыков и умений. Третье поколение стандартов утверждается с 2009 г. В соответствии с ними в/о должно вырабатывать у обучающихся профессиональные и общекультурные компетенции.

ЕГС ВПО

До 2000 г. действовал единый госстандарт высшего профобразования. Он был утвержден правительственным Постановлением. Данный стандарт определял:

  1. Структуру вузовского профобучения.
  2. Документы о в/о.
  3. Общие требования к базовым профобразовательным направлениям и условиям их реализации.
  4. Объем и нормативы нагрузки студента.
  5. Академические свободы вуза в определении содержания ВПО.
  6. Общие требования к списку специальностей (направлений) профобучения.
  7. Порядок, в соответствии с которым осуществляются разработка и утверждение нормативов по минимуму содержания и уровню подготовки студентов по конкретным профессиям.
  8. Правила госконтроля соблюдения требований госстандарта высшего профобразования.

С 2013 г. в соответствии с ФЗ №273 должны устанавливаться более прогрессивные нормативы. Новые стандарты внедряются, кроме прочего, для направлений вузовского обучения, касающихся подготовки научно-педагогических работников. Нормативы также разрабатываются для дошкольного воспитания и развития. Для них ранее действовали государственные федеральные образовательные минимумы. Нормативы распространялись непосредственно на структуру программы дошкольного обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это... Определение, цели и структура

Федеральный образовательный стандарт представляет собой документ, который содержит определенные требования к образовательному процессу. Он был составлен для дошкольных образовательных учреждений, школ, средних специальных заведений, а также для высшей школы. Федеральный образовательный стандарт содержит нормы, требования к процессу обучения и воспитания. Он включает определенные рекомендации по составлению учебных программ для учреждений российского образования.

Время появления

Федеральный государственный образовательный стандарт был разработан в 2003 году. Сначала новшества коснулись дошкольных образовательных учреждений, затем они перешли в школы, колледжи, институты и университеты.

При составлении ФГОС учитывалась Конвенция о правах ребенка, а также Конституция РФ. Зачем в российском образовании нужны стандарты?

Актуальность обновлений

Для чего нужен стандарт образования? Государственный образовательный стандарт был разработан для систематизации, объединения образовательного процесса. Документ дал педагогу возможность так организовывать свою деятельность, чтобы у каждого ребенка была возможность развиваться по определенной траектории. Разработчики учли психологические особенности каждого возраста, а также требования к современному образованию, продиктованные обществом.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования стал главным документом, на его базе разрабатываются учебные программы по разным дисциплинам. Именно в нем указано, чему и как именно нужно учить детей, какие результаты при этом должны быть достигнуты, определены и сроки.

Федеральный образовательный стандарт общего образования необходим для планирования работы российских образовательных учреждений, он отображается на их финансировании. ФГОС содержит раздел, касающийся периодичности повышения квалификации сотрудниками, прохождения учителями переквалификации, а также определяет алгоритм деятельности предметных методических объединений. Образовательный стандарт - это документ, на базе которого разрабатываются формы и методы контроля уровня подготовки школьников.

ФГОС в дошкольном образовании

Среди отличительных характеристик нового образовательного стандарта необходимо выделить инновационный подход к образовательному процессу. Если в классической системе в качестве основной задачи рассматривался процесс передачи знаний от педагога к ребенку, то теперь гораздо важнее сформировать целостную гармонически развитую личность, способную к самообразованию и самообучению.

Новый государственный образовательный стандарт в программах ДОУ предполагает акцентирование внимания на социальной адаптации воспитанников.

В программе учитывают следующие факторы:

  • региональные особенности для реализации ФГОС;
  • техническая и материальная база ДОУ;
  • формы, специфика, методы преподавания в каждом дошкольном учреждении;
  • социальный заказ территории;
  • индивидуальные и возрастные особенности детей.

Общий образовательный стандарт предполагает также соблюдение определенных условий в ДОУ. Образовательная программа, используемая в детском саду, не должна противоречить закону «Об Образовании», Конституции РФ, различным региональным распоряжениям. Она должна способствовать сохранению и укреплению физического здоровья школьников, гарантировать взаимосвязь между педагогом и семьей, формировать у дошкольников положительное отношение к процессу обучения.

Новые образовательные стандарты в образовании дают равные возможности для развития всем детям, независимо от социального статуса, религиозной и этнической принадлежности, места проживания.

Цель образовательной программы по ФГОС

Так как новый образовательный стандарт - это основной документ, в нем указана и главная цель дошкольного образования. Она заключается в формировании гармоничной личности ребенка. Дети во время нахождения в дошкольных учреждениях должны получить определенный запас теоретической информации. Основной акцент воспитатели делают на формировании у дошкольников коммуникативных навыков, развитие самостоятельности. В ДОУ создаются оптимальные условия, позволяющие воспитанникам демонстрировать индивидуальные способности, самосовершенствоваться.

Безусловно, для того чтобы получить желаемый результат, у ребенка должен быть сформирован некоторый багаж знаний.

Образовательный стандарт - это документ, в котором указаны все основные критерии, по которым оценивается выпускник дошкольного учреждения. В наше время в задачи воспитателя не входит обучение детей чтению, навыкам письма, математике. Гораздо важнее привить малышу умение общаться со сверстниками, развить логическое мышление, сформировать усидчивость, позитивно настроить к обучению в школе.

Дошкольный образовательный стандарт - это документ, в котором изложены ориентиры ФГОС ДОУ.

Области знаний по новым стандартам

Если анализировать дошкольное образование, в нем можно выделить пять направлений деятельности. Познавательное развитие предполагает формирование у дошкольников стойкого познавательного интереса к социальным и природным явлениям.

Речевое направление связано со способностью дошкольников выстраивать правильную речь. Художественно-эстетическое развитие предполагает знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями, формирование мелкой моторики во время занятий, создание условий для проявления индивидуальных творческих особенностей.

В социально-психологическом разделе предполагается адаптация школьников к жизни в классном коллективе, привитие малышу навыков коммуникативного общения, создание благоприятного климата для развития.

Физическое направление подразумевает проведение оздоровительных процедур, спортивных занятий, знакомство с правилами безопасного поведения.

Целевые ориентиры

Новые стандарты исключают бесконечные итоговые и промежуточные аттестации знаний в дошкольных учреждениях. Необходимо осуществить проверку не заученных фактов, а оценить психологическую готовность дошкольника к последующему обучению в школе. Именно поэтому были сформулированы ориентиры ФГОС для ДОУ, которые позволяют определить настрой ребенка к поступлению в первый класс.

Ребенок должен положительно относиться к себе, окружающим людям, миру. За время нахождения в ДОУ он должен научиться самостоятельности, инициативности, познакомиться с нормами, правилами, требованиями социума. Согласно возрастным особенностям, у дошкольника должны быть сформированы речевые навыки, крупная и мелкая моторика, развита наблюдательность и любознательность.

ФГОС в школе

В связи с существенными изменениями, которые произошли в обществе, возникла необходимость проведения модернизации российского образования. Сначала стандарты второго поколения были введены на начальную ступень обучения, чтобы обеспечить преемственность с дошкольными образовательными учреждениями.

ФГОС является той основой, с помощью которой у каждого российского школьника есть реальный шанс постепенно передвигаться по индивидуальным образовательным траекториям, получая новые знания, практические навыки и умения.

Особенность инноваций

После введения государственных стандартов второго поколения на средней и старшей ступени обучения у педагогов появился реальный ориентир к разработке образовательных программ, учебных курсов, самостоятельных и контрольных работ. Кроме того, ФГОС позволяет контролировать соблюдение государственными образовательными учреждениями законодательной базы РФ, проводить в школах промежуточные и итоговые аттестации учащихся.

Методическая основа

Новый стандарт стал основой для проведения внутреннего мониторинга качества российского образования. Благодаря обновленным стандартам осуществляется переподготовка, подготовка, а также повышение квалификации работников системы образования. Федеральный закон установил, что в каждом стандарте должны быть три основных вида требований. В первую очередь это определенные требования к структуре образовательной программы: объем, соотношение обязательной и вариативной частей.

Особое внимание ФГОС уделяет условиям, создаваемым для успешной реализации образовательного процесса: финансовому, кадровому, техническому оснащению.

Образовательные стандарты второго поколения включают результат обученности по каждой учебной дисциплине, входящей в обязательный минимум российского образования.

Заключение

ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за свою страну. Если в классической образовательной системе внимание уделялось только формированию теоретических знаний, механическую передачу информации от учителя к ребенку, то в обновленном стандарте особое внимание отводится развитию гармоничной личности школьника.

Помимо учебной деятельности, отдельно выделена внеурочная работа с подрастающим поколением. ФГОС позволяет увеличивать количество школьных кружков, секций, исследовательских и проектных клубов, вовлекать ребят в активную внеучебную работу.

Несмотря на то что обновленные стандарты вызвали огромный резонанс среди педагогических работников, они уже продемонстрировали свою состоятельность и своевременность. Основное сопротивление по внедрению в дошкольные и школьные учреждения стандартов второго поколения было оказано педагогами со стажем, которые не хотели менять свою авторитарную систему преподавания, внедрять новые образовательные и воспитательные методики.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Приложение

I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.1

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.2

3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

4. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.3

5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

6. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного начального общего образования;

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

8.В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Государственный стандарт общего образования

Государственный стандарт общего образования - часть государственных образовательных стандартов, нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:

  • равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
  • единства образовательного пространства в Российской Федерации;
  • защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  • преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
  • социальной защищенности обучающихся;
  • социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
  • прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой:

  • разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
  • объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
  • определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
  • установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
  • установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования первого поколения включал три компонента:

  • федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
  • региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
  • компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).

Начиная с 2001 года, когда был начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение, был введён 4ый компонент - ученический: консультации, двигательные занятия и т. д. Но они не относятся к максимальной учебной нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников.

Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования был подписан перед отставкой министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко 17.05.2012 и зарегистрирован в Минюсте России 7.06.2012.

Подробный анализ достоинств и недостатков стандарта, а также истории принятия ФГОС второго поколения для начальной, основной и старшей школы дан в статье Образовательный стандарт для старшей школы: достижение или катастрофа?

В настоящее время актуальной является проблема межгосударственного признания документов об образовании в разных странах. С середины 80-х гг. XX в. ЮНЕСКО и другие международные организации ввели в рассмотрение образовательные документы. Эксперты Совета Европы опубликовали документ, где приводится сравнительная характеристика образовательных документов всех стран Европы. Система образовательных стандартов не осталась в стороне от этих документов. Организация среднего образования становится все более сложной. Таким образом, существует проблема с признанием школьных аттестатов одних стран в других.

Для примера возьмем во многом «несправедливую» оценку университетами в Америке документов об общем среднем образовании, которые были выданы в развитых странах Европы. Во многих заключительных и полностью согласованных документах проглядывается общая тенденция: стандартное (или «полное») среднее образование должно иметь продолжительность не менее 12 лет и обязательно включать заключительную стадию углубленного и дифференцированного обучения в направлении будущего высшего образования длительностью три или более лет.

Заметим, что во всех вышеперечисленных постановлениях не рассматривается вопрос о выпускных экзаменах и конкурсных испытаниях в вузах. В перспективе возможно совмещение этих компонентов и придание им такой объективности, чтобы результаты давали возможность оценивать и сравнивать работу всех школ страны данного типа и уровня.

Но в реальных обстоятельствах это требование объективизации экзаменов не является составной частью сформировавшегося на данный момент стандарта среднего образования.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны равные возможности для получения образования, общедоступность и бесплатность. В какой школе, в каком регионе ни учился бы ребенок, он должен получать одинаковые знания, поэтому на всей территории страны должно быть обеспечено единое образовательное пространство. Недопустима физическая и психологическая перегрузка учеников в ходе процесса обучения. Для обеспечения этих и других требований в российском образовании разработан Государственный образовательный стандарт. В федеральном законодательстве это понятие трактуется следующим образом: «Государственный стандарт общего образования – это система норм и требований, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса».

Кроме обеспечения вышеназванных требований, ГОСТ образования дает возможность для разграничения образовательных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств и за счет учащегося. Он определяет требования к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт.

На основании государственного образовательного стандарта:

1) разрабатываются базисный учебный план, образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений и программы по учебным предметам;

2) производится объективная и единая оценка деятельности учащихся во всех общеобразовательных учреждениях страны;

3) определяется объем финансирования образовательных услуг, реализуемых учебным заведением;

4) определяется уровень оснащенности образовательных учреждений;

5) устанавливается эквивалентность документации об образовании.

2. Компоненты государственного стандарта образования

В состав стандарта общего образования входит три компонента: федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ. В соответствии с федеральным компонентом на территории всей страны установлен единый объем учебной нагрузки и время, в течение которого должен реализовываться процесс обучения. На основе федерального компонента строятся цели обучения, основная социальная направленность обучения, реализуются принципы обучения. Федеральный компонент государственного стандарта является базой для написания учебников по школьным предметам.

2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями. Оставляя неизменным минимум содержания, гарантированный федеральным компонентом, учебное заведение может включить в процесс обучения учебный предмет или расширить изучение уже имеющегося предмета за счет регионального компонента.

3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов. За счет компонента образовательного учреждения, как правило, производится дополнительное внеурочное образование учащихся.

Базовыми для реализации государственного образовательного стандарта являются следующие концептуальные положения:

1. Личностный подход к обучению. Образование должно осуществляться с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Важно обращать внимание на профессиональные и социальные интересы школьников, на их семейно-бытовое положение.

2. Деятельностная направленность. Процесс обучения неотрывно связан с практической деятельностью. Мотивация к изучению материала заметно увеличивается, когда полученные знания могут быть использованы учеником в жизненных ситуациях.

3. Межпредметность. Обучение должно быть выстроено с учетом межпредметных связей.

4. Воспитательный и развивающий потенциал. Обучение не может строиться без учета воспитательных и развивающих моментов. Это гарантирует взаимосвязь и взаимообусловленность образования, развития и воспитания.

5. Профильность. Любой учебный предмет может быть выбран для углубленного изучения, расширения понятийного аппарата.

6. Формирование информационной культуры. Ученик должен научиться самостоятельно формировать свою познавательную деятельность, участвовать в научно-исследовательской деятельности.

Длительность учебного года. Нормативы четко определяют начало занятий 1 сентября и конец занятий 25 мая. Даты каникул также определены достаточно точно: 5-11 ноября, 30 декабря – 9 января, 20–31 марта. Классная учебная неделя определятся вариативно, и ее наибольшая продолжительность превышает минимальную на 2–6 уроков. Будем считать, что математически точное вычисление длительности учебного года в астрономических часах возможно только при рассмотрении условий конкретной школы. Возьмем 9-11-е классы. Число дней обучения формально – 34 недели. Но в реальных условиях от 1 сентября до 25 мая учитываются каникулы и выходные дни. Без их учета получаем, что истинная продолжительность учебного года всего лишь 32 недели (или 167 дней). Кроме того, такое распределение возможно только при отсутствии частых в наши дни забастовок учителей или отмены занятий ввиду морозов или гриппа. Однако и такой расчет в сравнении с другими странами показывает, что продолжительность учебного года в нашей стране меньше типичного западного значения. Чтобы достигнуть этого уровня, нам нужно возвращаться к 6-дневной рабочей неделе и завершать учебный процесс в конце июня.

Наличие государственного стандарта общего образования значительно упрощает работу учителя, поскольку он объективно видит, какой «продукт» требует современное общество. Большой выбор учебно-методических комплектов по предметам, разнообразие предлагаемых программ может запутать педагога. Только четкое следование положениям государственного стандарта может помочь учителю правильно разработать учебный план с учетом требований к подготовке выпускника.

| Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)


1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", реализация программ высшего профессионального образования осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.