Политика как общественное явление. возникновение и сущность политики

Функции. Познавательная. Исследует и объясняет политические явлении и процессы. Обогащает способы и приемы познания политики. Вооружает граждан систематизированными политическими знаниями и практическими навыками политического участия.Инструменталистская .Овладев политическими знания­ми, практическими навыками политического участия, люди обретают способность сознательно оценивать и изменять поли­тическую действительность, свободно в ней самоопределяться. К тому же политология вырабатывает рекомендациидля вла­стных структур и других субъектов политики. Они использу­ются в качестве инструмента совершенствования политических отношений, политических технологий, политического управ­ления обществом.Прогностическую. Прогнозирует развитие и последствия политических процессов, предвидит перспективы политичес­ких систем и отношений.Воспитателъно-мировоззренческую. Способствует приоб­щению личности и общества к демократической политической культуре.Идеологическая . Способ правящим элитам сохранить себя у власти.Место политологии в системе общественных наук.

Изучение политологии, безусловно, важно для юристов, для принятия ими юридически правильных и политически взве­шенных решений.Бесспорно, политическая культура необходима специалистам экономического профиля. Без овладения ее демократическими ценностями невозможно уяснить сущность процессов и явлений в рыночной экономике, выявить ее проблемы и определить пути их решения. Финансы, банковское дело, страхование, менедж­мент, маркетинг, налогообложение, аудиторские услуги, другие хозяйственные сферы предполагают основательную политичес­кую образованность. Экономическая и политическая системы общества органично взаимосвязаны и непрерывно взаимодей­ствуют. Американский политолог Роберт Даль отмечал, что рыночная экономика предполагает такие условия для успешного развития, как политическое равенство, политические и экономи­ческие свободы. Политология взаимодействует и с другими науками. Политология синтезирует и Использует достижения частных наук о политике, развивает м обогащает их новыми выводами, открывает и обосновывает закономерности и законы политической сферы об­щества

Методы . Институциональный (Используется для познания политических институтов (права, го­сударства, политических партий, обще­ственных движений и др.), их структу­ры и взаимодействия). Исторический (политических отношении, институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего). Социологический (социальной обусловленности поли­тики и ее влияния на общественную жизнь) Бихевиористский(политических отношении, институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего) . Системны(политики как целостного общественного явления).Психологический(психологических механизмов полити­ческого поведения людей) Нормативно-ценностный (политического воздействия на обще­ство и личность с точки зрения спра­ведливости, свободы» уважения досто­инства и благополучия граждан) Сравнительный (однотипных политических систем, партий, режимов и других полити­ческих явлений с целью выявления их общих черт и специфики). Также к методам политологии можно отнести: синтеза, классификаций, дедукции, индукции и др. Тенденции развития современной политологии. Современная политология является интегрированной на­укой о политике во всех ее проявлениях, закономерностях раз­вития политической сферы общества

3)4. Политические идеи средневековья

Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них.Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353-430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии.Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225-1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемыелюдьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.

Др.мир . К числу мыслителей, идеи которых оказали значительное воздействие на последующую политическую мысль, относятся древнегреческие философы Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель. Они были не только философами в полном смысле этого слова, но и глубокими политическими мыслителями.

К числу мыслителей, идеи которых оказали значительное воздействие на последующую политическую мысль, относятся древнегреческие философы Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель. Они были не только философами в полном смысле этого слова, но и глубокими политическими мыслителями.

Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним из первых заложил Сократ (468-399 до и. э.). Он познавал политическую жизнь, все формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, но уже в системе определенных категорий, хотя и не излагал свои взгляды в письменной форме, а только в устных беседах. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон. По его мнению, нормальная организация жизнедеятельности общества возможна только на основе закона. Сократ не только осознавал необходимость соблюдения законов для правильного устройства государства, но считал законопослушание главным критерием жизненных поступков человека.

Теоретическая позиция Сократа, согласно которой он отождествлял законное и справедливое, послужила ему отправной точкой для классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Если власть основывается на воле народа и на государственных законах, полагал он, то это будет царство. Если же на произволе правителя, то это тирания. Власть богатства Сократ называл плутократией и т. д.

Интересные мысли Сократ высказал и по вопросу об управлении государством. По его мнению, успешно управленческую деятельность способны осуществлять только знающие, специально подготовленные люди. Он весьма неодобрительно отзывался о порядке назначения должностных лиц па основе жребия, то есть практически без учета уровня профессиональной подготовки и других качеств претендентов. Некомпетентность управляющих для него была синонимом гибели государства, перехода к тираническому режиму правления.

Глубокие мысли о политической мысли высказал крупнейший представитель древнегреческого материализма - Демокрит (ок. 460 до н. э, - год смерти неизвестен),

Демокрит поставил вопрос о возникновении, общества, социальных и политических институтов. По его мнению, первоначально жизнь людей не отличалась от жизни животных. Как и животные люди пользовались готовыми продуктами природы. В последующем, используя орудия труда, удовлетворяя свои потребности, люди научились изготавливать одежду, строить жилища и т. д., а тем самым создали общество. Общество, по Демокриту,- это результат человеческого ума, рук, способностей. Важнейшим условием общественной жизни, полагал мыслитель, является разделение труда.

Идеальным, по мнению Демокрита, является такое устройство общественной жизни, при котором человек не подвержен воздействию страха, страстей.

Политическую мысль Древней Греции па качественно новый уровень поднял Платон (427-347 до н. э.). Он явился не только одним из гениальных последователей Сократа, по и оригинальным мыслителем. Влияние Сократа особенно сказалось на ранних работах Платона. В последующем его взгляды претерпели значительную эволюцию.

В самом сжатом виде суть учения Платона состоит в том, что он в качестве истинного бытия рассматривал не окружающий сто мир, не реальную политическую жизнь с ее многообразными формами проявления, а некие идеальные конструкции, умопостигаемый мир идей.

Политические воззрения Платона изложены в его трудах «Государство», «Политик», «Законы» и других.

Для удовлетворения своих потребностей, считал мыслитель, люди нуждаются в совместном поселении - государстве (обществе). Государство (по Платону, понятия «государство» и «общество» являются тождественными) появляется в результате врожденных людям социальных потребностей. Оно необходимо для поддержания порядка, защиты людей от внешних врагов. Государство должно быть счастливо «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое кто в нем был счастлив, писал Платон в «Государстве», -- но так, чтобы око было счастливо в целом».

Все граждане, по Платону, а их он подразделял на три группы: мудрецы (философы), стражи и ремесленники и крестьяне, должны поддерживать государство. Управление в государстве должны осуществлять мудрецы (философы). «Пока в государствах не будут царствовать философы, - писал мыслитель, - до тех пор... государства не избавятся от зол» (Платон. Соч. - Т.З. - Ч. I-M., 1971. - С. 275).

Платон дал характеристику форм государственной власти. Он полагал, что правильными формами этой власти являются монархия и аристократия, а искаженными - тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Платон высказал много идей, которые сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Это относится, прежде всего, к идее правового государства. В одном из своих основных произведений «Законы» он писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где законы не имеют силы и находятся под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» (Платон. Соч. - Т. 3. - Ч. 2. - М., 1978. - С. 188-189).

По мысли Платона, то государство близко к совершенству, в котором господствуют поправители, а законы. В первом случае, то есть когда правители становятся над законами, правление приобретает тиранические черты. Тирания, как наиболее худшая из форм правления, вырастает на плечах необузданной демократии, перерастающей из власти народа во власть толпы, сметающей на своем пути все ограничения, установленные законом. Чрезмерная свобода превращается, в свою очередь, в чрезмерное рабство. Тиран, по Платону, добивается власти под видом выражения и защиты интересов народа. Такой «защитник» интересов народа, писал Платон в своем труде «Государство», первое время «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает много в частном и общем, народу и близким к себе раздает много земель и притворяется милостивым п кротким по отношению ко всем». В последующем он сбрасывает камуфляж, устанавливает диктаторское правление, основывающееся на его личной власти, произволе.

Платон выдвинул и обосновал идею идеального устройства государства. Таким государством, по его мнению, должны управлять одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди. Первоначальный вариант устройства идеального государства Платон изложил в труде «Государство». В этом труде утверждение такого государства он связывал с далеким будущим. В более поздних работах, например, в диалоге «Законы», Платон нарисовал другие варианты идеального государства. Существование такого государства он отнес к давно прошедшим временам.

Равным по масштабу Платону в истории политической мысли явился его ученик, последователь и оппонент Аристотель

(384-322 до н. э.). Исследователи политической мысли называют Аристотеля основоположником политической науки как отдельной дисциплины. Это имеет достаточные основания.

Для понимания политического учения Аристотеля наибольший интерес представляют его работы: «Политика», «Афинская пoлития», «Этика», «Риторика». Во многом следуя своему учителю, он тем не менее создал собственное оригинальное политическое учение.

По Аристотелю, человек от рождения является политическим животным, высшей и всеобъемлющей формой общественной жизни является государство. Государство имеет естественные причины своего происхождения. Оно является союзом свободных граждан и представляет собой сложный организм, состоящий из различных элементов, выполняющих различные функции. Главная цель государства - воспитание граждан в нравственной добродетели и обеспечение их счастливой жизни. Гражданами, по Аристотелю, являются те люди, которые могут участвовать в законодательной и судебной деятельности данного государства. Рабы гражданами не являются. В молодом возрасте граждане должны выполнять военную функцию, в старости - политическую. Наиболее полезным слоем общества, полагал мыслитель, являются земледельцы, ибо они в следствие специфики своего труда и расселения на больших территориях не склонны излишне вмешиваться в дела управления государством.

Управлением государством, по Аристотелю, должны заниматься средине слои. Эти слои нейтрализуют поляризацию бедных и богатых, обеспечивают стабильность общественной жизни. «Только там, - писал мыслитель в своем главном политологическом труде «Политика», - где в составе населения средине слои имеют перевес над обоими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость».

Сущность политической власти Аристотель трактовал как исходящую из принципа свободы и равенства индивидов. По его мнению, основным признаком политической власти является осуществление господства и подчинения.

Аристотель классифицировал и охарактеризовал формы государственного правления. Он подразделил формы правления па правильные и неправильные. Правильными, по его мнению, являются регулируемые нормами и ограничениями всякого рода формы правления, неправильными - нерегулируемые.К правильным формам правления он отнес монархию - правление одного в интересах общего блага, аристократию - правление немногих лучших ради блага всех, политик? - правление лучшего большинства (лучших представителей бедных и богатых) ради общего блага; к неправильным - тиранию - неограниченное правление одного в своих интересах, олигархию - правление немногих богатых в интересах собственного блага, демократию - неограниченное правление неимущего большинства в своих интересах.Из всех форм правления наихудшей мыслитель считал тиранию, наилучшей - политик), которая должна быть основана на примирении бедных и богатых и обязательном верховенстве закона над правителями.

Политическая мысль античного мира не ограничивалась Древней Грецией. Значительные достижения характеризуют также древнеримскую политическую мысль. Наиболее выдающимся политическим мыслителем Древнего Рима явился Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до п. э.). Он оставил после себя обширное интеллектуальное наследие. Но в наиболее полном и систематизированном виде его политические идеи изложены в работах «О государстве», «О законах».

Будучи образованным человеком, Цицерон был очень хорошо знаком с политическими учениями Платона, Аристотеля и других мыслителей Древней Греции. Воспринимая многие их идеи, он адаптировал их к политическим реалиям Древнего Рима. Государство Цицерон понимал как общее дело, общее состояние всего народа. Он, как и Платон, и Аристотель, при определении форм государственного правления обязательным признаком считал не только выражение общего интереса свободных членов государства, но и их согласованное взаимодействие в рамках действующих законов.

Цицерон, как и древнегреческие мыслители Платон и Аристотель, отмечал односторонность «чистых» форм государственного правления. Для него одинаково неприемлемым было властвование в виде тирании, клики богатых и знатных или толпы. Наилучшей формой правления, полагал мыслитель, является смешанный вариант известных форм правления, представляющий собой совокупность лучших качеств этих форм. Смешанная форма правления стабильна. Ее стабильность, писал Цицерон в работе «О государстве», гарантируется осуществлением «равномерного распределения прав и полномочий с тем, чтобы достаточно власти было у магистров, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа». На современном языке что означает, что в теоретических изысканиях Цицерона содержится прообраз теории разделения властей, как одного из важнейших принципов правового государства.

Значительна заслуга древнеримского мыслителя в обосновании принципа необходимости и обязательности соблюдения договоров в международных отношениях. Им заложены основы теории международного права.

Цицерон, как гуманист, хотя и не был противником завоевательных устремлений своего государства, его претензий на мировое господство, выступал за человеческое обращение с пленными и побежденными.

Политическое учение Цицерона оказало большое влияние на мыслителей эпохи Возрождения и последующего времени.

4).Политические идеи мыслителей эпохи Возрождения.Идеи мыслителей Нового времени о политике и гос-ве.

Отход от чисто теологической интерпретации политики происходит в эпоху Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского теоретика политики Никколо Макиавелли (1469- 1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.По мнению Н. Макиавелли, политика - отражение природы человека, а она отнюдь не благая.Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям - их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает зависимость политики от естественных сил:климата, места, полезных ископаемых. Политика для него - удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

Новое время в Европе - это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588-1679) в книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632-1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” - принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами - на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689-1755). В них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов - правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.В середине XIX в. Карл Маркс (1818-1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в

5)институализация: Политическая наука основывается на обширной интеллектуальной традиции. К ней можно отнести античную философию Платона и Аристотеля, учения о государстве и праве римских юристов, «реализм» Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж. Бодена, учение о разделении властей Ш.-Л. Монтескье, политическую мысль классической немецкой философии и многое другое. Институализация политических знаний, формирование самостоятельной области исследований политического и выработка специфических методов анализа привели к появлению политической науки. Возникновение политологии как науки и как профессионального вида деятельности относится к концу XIX в. Годом «рождения» политической науки многие считают 1880-й, когда Совет правления Колумбийского колледжа (позже – Колумбийского университета) по инициативе Дж. Бёрджеса принял решение о создании Высшей школы политической науки. Как считают некоторые исследователи, «основателем систематического исследования политики в Соединенных Штатах» является профессор того же университета Ф. Либер. Уже в 1886 г. под эгидой Колумбийского университета стало выходить первое серийное издание по политологии «Ежеквартальник политической науки». В 1889 г. в результате активной деятельности американских политологов была образована Американская академия политической и социальной науки. Ее создание – следствие объединения усилий представителей различных наук – юриспруденции, истории, философии и, конечно, зарождающейся политологии. Причиной ее появления можно считать процесс отмежевания от других социальных наук. Образование Американской ассоциации политических наук способствовало институализации и утверждению политологии как самостоятельной области научного знания. В последней трети XIX в. формирующаяся политическая наука была связана с философскими, юридическими и историческими исследованиями. Характерно утверждение английского ученого того периода Э. Фримена: «история есть политика прошлого, а политика есть история настоящего». В 1904 г. президент Американской ассоциации политических наук Ф. Гуднау отмечал, что политическая наука должна заниматься изучением государства и «государственной воли», а также авторитетов, реализующих эту волю. В целом первый период политической науки может быть обозначен как институциональный. Политическая наука в это время имела нормативный характер. Однако уже тогда в ней зарождалась и крепла связь с практическими проблемами, стоящими перед обществом и государством. Уже упомянутый выше Ф. Гуднау отмечал, что «каждая правящая система основана на некоторой более или менее хорошо разработанной теории». По мере развития политической науки становилось ясно, что нормативное описание политических институтов не раскрывает многих причин и механизмов их функционирования. Американский политолог Р. Макридис обращал внимание на то, что традиционный подход фиксирует внимание на формальных институтах государственного управления, оставляя вне поля зрения неформальные структуры общества и политики, играющие не меньшую, а подчас и большую роль, чем институты формальные. С позиций этого подхода невозможно было определить, какие неполитические факторы влияют на функционирование политических институтов. Новые подходы, ориентация не на юридические и исторические аспекты политической жизни, а на ее механизмы, скрытые от посторонних глаз, появились и в европейской науке. Работы В. Парето о правящей элите и Г. Моска о правящем классе, М. Вебера о легитимном господстве, Р. Михельса и М. Острогорского о политических партиях стали мощным импульсом для дальнейших политологических исследований и вошли в «золотой фонд» политической мысли. Еще до начала Второй мировой войны в Европе проводились исследования электорального поведения: во Франции – А. Зигфридом и М. Дюверже, в Швеции – Г. Тингстеном. Их исследования носили преимущественно неформальный, новаторский характер. Историки политической науки отмечают, что многие «основоположники американской политической науки – В. Вильсон, Ф. Гуднау, Ч. Мерриам – либо получили образование в Европе, либо после окончания высших учебных заведений в течение нескольких лет продолжали повышать квалификацию в европейских университетах, прежде всего в немецких (Г. Алмонд). В США в 1920-е гг. новым подходом в политических исследованиях стал бихевиоризм. Появление бихевиористского направления стало подлинной революцией в политической науке. В США бихевиоризм возник и развивался прежде всего в рамках Чикагской школы. Чикаго 1920-х гг. – это город, в котором наиболее ярко и контрастно проявлялись социальные и политические проблемы того периода. Поэтому группа ученых чикагского университета обратила внимание на исследование реальных аспектов политического процесса. Признанным лидером группы стал Ч. Мерриам (1874-1953), который считается не только одним из «отцов» политической науки, но и основоположником бихевиоризма. В центр исследования бихевиоризм ставит политические факты, а единичным политическим фактом выступает поведение конкретных индивидов в политике. В этой связи характерно следующее высказывание Ч. Мерриама в 1925 г.: «Настанет день, и мы возьмем на вооружение, как это делают другие науки, иной, отличный от формального подход и будем считать политическое поведение одним из важных объектов исследований». Сторонники бихевиоризма предметом изучения делали как поведение в формальных структурах, так и в неформальных группах. Ч. Мерриам предпринял попытку вывести структуру политических отношений из «естественной» сущности человека. В изданной им в 1926 г. работе «Четыре американских партийных лидера» дается подробный сравнительный анализ политических биографий А. Линкольна, Т. Рузвельта, В. Вильсона и В.-Дж. Брайна. Он стал основой исследования истоков их лидерства, мотивов их поведения, стиля принятия решений и характера межличностных отношений. Работа Ч. Мерриама повлияла на дальнейшее развитие политологии. Уже спустя четыре года его ученик Г. Лассуэлл (1902-1978) публикует сразу же обратившее на себя внимание исследование под названием «Психопатология и политика» (1930). В этой работе последователь Мерриама на основе фрейдистского подхода пытается выявить бессознательные мотивы поведения лидеров. Следует отметить, что Г. Лассуэлл – юрист, социолог, профессор права и политических наук Йельского университета – ориентировал политическую науку на потребности политической жизни. Лассуэлл одним из первых обратился к исследованию воздействия политической пропаганды на политическое поведение. При этом он особое внимание уделял распространению и воспроизводству символики власти средствами массовой информации. Чикагская школа, будучи одной из первых научных школ, была доминирующей в период между двумя мировыми войнами. Под влиянием Чикагской школы в политологии утверждается позитивистское направление, отмеченное чертами сциентизма. Характерно в этой связи стремление У. Монро выявить в политике действие фундаментальных законов. Для этого, по его мнению, политологи должны использовать «методологию и объективность ученых», а не вступать в методологический альянс с философами и социологами. Политическая наука, вторил ему Дж. Кэтлин (1896-1975), должна вырабатывать точные прогнозы и строиться на суждениях типа «если это сделано, значит, то случится». Достижению этой цели, полагал американский ученый, мешает «ценностный подход». В 1927 г. в своей книге «Наука и метод политики» он резко выступил против любых ценностных суждений. Акцент, указывал он, должен быть сделан на выработке методов, техники исследования. Исследования представителей чикагской школы способствовали развитию и использованию методов математизации и квантификации (преобразование наблюдений в количественные данные для анализа и сравнения). В одном из научных изданий значение квантификации определяется следующим образом: «Данные должны быть квантифицированы, и «результаты» основаны на данных, которые поддаются количественной обработке. В конечном счете…только квантификация может сделать возможным раскрытие и точные утверждения о взаимосвязях и повторяемости. С этим связано и стремление (а изредка и попытка) сформулировать эти взаимосвязи как математические положения и исследовать то, что в них подразумевается, путем обычной математической манипуляции». Предполагалось, что измерения станут основой объективных выводов. Они помогут выявить сходства и различия между определенными показателями и затем понять причины явлений. Реакцией на развитие сциентистского направления в политической науке стал антисциентизм. Наиболее полно это направление представлено в трудах У.Эллиота «Прагматический мятеж в политике» (1928) и «Возможности науки о политике», У. Манро и Дж. Кэтлином (1920). Особым нападкам подвергся метод ценностно-нейтрального анализа в политике. Другой американский политолог – Э. Корвин критиковал сциентизм за абсолютизацию технических приемов. Сциентизм подрывал творческий дух в политической науке, полагал Ч. Бирд. Это происходит потому, что исследования, накапливающие большой объем данных, носят однобокий характер. Сциентизм уводит в сторону от широких обобщений, смелых суждений, от «больших дел политики», оставляя за рамками исследования анализ движущих сил и весь спектр субъективной сферы. В 1930-е гг. в связи со становлением диктатуры в Европе (Испания, Италия, Германия) в Америку перебрались многие ученые, ставшие позже классиками политической науки, - Г. Маркузе, У. Мангейм, Э. Фромм, Х. Арендт и др. Во многих американских университетах преподавали европейские изгнанники. Европейская же политическая наука в 1930-е гг. и во время Второй мировой войны практически не развивалась.

Пол. Теории Нового время:

К политическим теориям ХХ века относятся марксизм, фашизм, терроризм и экстремизм.

Марксизм - философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике.Карл Маркс писал свои работы исходя из принципов материалистической диалектики. Маркс утверждает, что «покуда существуют другие классы, в особенности класс капиталистический, покуда пролетариат с ним борется (ибо с приходом пролетариата к власти еще не исчезают его враги, не исчезает старая организация общества), он должен применять меры насилия»

Социал-демократия - это партии, имеющие разные названия - социал-демократические, социалистические, лейбористские, рабочие. В настоящее время в мире насчитывается более 80 партий этой ориентации, имеющих около 20 миллионов членов, за которых голосуют более 200 миллионов избирателей. Половина этих партий либо возглавляет в последнее десятилетие правительства соответствующих государств, либо входила вразличного рода правящие коалиции. Так, однопартийные правительства в разное время формировали Австралийская лейбористская партия, Социалистическая партия Австрии, Демократическое действие Венесуэлы, Испанская социалистическая рабочая партия, Норвежская рабочая партия, Социал-демократическая рабочая партия Швеции и др. В коалиции входили Партия труда Израиля, Итальянская социалистическая партия, социал-демократическая партия Финляндии и т.д.

Терроризм - любое действие, ведущее к устрашению людей, объединённых по территориальному, национальному, социальному или любому другому признаку.

Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus - крайний) - приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике).

Фашизм (от итальянского fascio - фаши - пучок, связка, объединение) - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем. Фашистами могут быть представители любого класса, любой социальной подструктуры. Не существует класса или социального слоя фашистов: они рассеяны в различных пропорциях по всей социальной структуре общества.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27

1. Политология – это наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями. Сфера властных отношений включает государственно-политические организации общества, политические институты, принципы функционирования власти, взаимоотношения между людьми и государством. Основные проблемы исследования в политологии: политическая теория, политические институты, партии, группы, общественное мнение, международные отношения.

В переводе с греческого политика (politeia) означает искусство управления государством, а также определённый способ осуществления целей государства внутри и за пределами его территории. Таким образом, политику в античном мире понимали как строй общества или способ его организации. В современном обществе политика является сферой отношений между большими социальными общностями по поводу завоевания и использования государственной власти. Политология имеет несколько названий: во Франции её обозначают как «политическая социология», в США – «политическая наука», а в России – «политология». Основная задача политической науки состоит в совершенствовании знания о политической действительности. Поэтому объектом исследования политологии является политическая действительность или политическая жизнь общества, а именно: политические институты, например, государство и парламент; политические партии и организации гражданского общества; политические элиты и лидеры; политическая деятельность и различные формы участие граждан в политике; политическое сознание и другие политические феномены. Политологию, как и другие науки, принято разделять на теоретическую и прикладную. Однако разграничение на теоретическую и практическую (прикладную) политологию является весьма условным, так как обе эти сферы политологии взаимосвязаны и являются взаимодополняемыми. Поэтому для усовершенствования качества прикладных политических исследований необходимо развитие политической теории.

Предмет политологии. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую юриспруденцию, политическую психологию и другие политические дисциплины. Политология предстает здесь как междисциплинарная сфера гуманитарного знания с высокой степенью сложности и многомерной структурой. Ее интересует весь "мир политического" как особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества. Политология в таком ее понимании объясняет не только отдельные аспекты политической действительности, но в синтезе – всю совокупность и развитие политических отношений и политической практики. Политология как интегративная, комплексная отрасль современных знаний имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление ее внутренних и внешних связей и отношений, определение основных закономерностей политического развития. Согласно другой точке зрения, политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Как относительно самостоятельная область политических исследований, она не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения. Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе. Категория власти наиболее полно выражает сущность и содержание феномена политики. Своеобразие политологии заключается в том, что все социально-политические явления и процессы она рассматривает через призму политической власти.

Функции политологии . Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и идейно-воспитательную.

- методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Результатом такого поиска является система социально апробированных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и нормативов построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. Политология, как указывалось выше, выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики в рамках некоторых других общественных наук. Методология и методы политического анализа будут особо рассмотрены в следующем разделе учебного пособия.

- познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Политология призвана дать рациональное объяснение политической действительности, отвечая на вопросы: как, почему, в силу каких причин возникли данные политические явления и процессы, почему им присущи именно эти особенности? Познавательная функция политологии направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития.

Объективный анализ политической действительности является необходимым условием для выработки научно обоснованной политики. Политология не только отражает политическую реальность, но и способна служить мощным инструментом воздействия на нее. Отсюда следующая функция политологии – инструментальная, или регулятивная – связана, прежде всего, с вопросами практической политики. Основным содержанием данной функции является выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность. Политическая наука дает теоретическое обоснование политических реформ и преобразований, разрабатывает технологию относительно безболезненного разрешения социально-политических конфликтов. Тем самым политология призвана способствовать повышению эффективности политического руководства и управления общественно-политическими процессами. К сожалению, на практике политологические знания и рекомендации политической науки не всегда бывают востребованы обществом, органами власти и управления.

- прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Прогнозы должны опираться на вскрытые объективные закономерности и тенденции общественно-политического развития. Прогнозирование – одна из важнейших и наиболее сложных задач политической науки. В последнее время возможности прогнозирования несколько расширились благодаря использованию новейших научных достижений, вычислительной техники, современных методик и т.д.

- идейно-воспитательная, мировоззренческая функция политологии связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан. Политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан. Без развитой политической культуры невозможно функционирование демократического общества. Способность граждан к участию в политике не формируется стихийно, а обретается в ходе систематического приобретения соответствующих знаний и опыта. Во всех развитых демократических странах действуют специальные системы политического образования и воспитания. Какой бы узкопрофессиональной сферой деятельности ни занимался человек, он является гражданином своей страны и в той или иной степени участвует в политической жизни. Говорят, если люди перестают заниматься политикой, политика начинает заниматься людьми. Они превращаются в объект манипуляций, заложников некомпетентности и политического авантюризма властей. Знакомство с основами политологии помогает человеку осознать свое место в обществе, ориентироваться в сложной политической обстановке, занимать гражданскую позицию. Овладение гражданами основами политических знаний и демократической культуры – важное условие успешности политических и общественных реформ в нашей стране.

Как и всякая наука, политология для изучения феноменов социально-политической действительности использует определённый набор методов исследования . Среди методов политологии следует назвать такие, как:

- структурно-функциональный (К. Маркс, Т. Парсонс);

- исторический метод, т.е. описание личностей, событий, политических кризисов и внешней политики в хронологическом порядке;

- описательный, т.е. описание государственных органов, их функций, структуры, роли, которую они играют в политической жизни;

- институциональный метод придает особое значение изучению формальных государственных структур, таких, как исполнительные, законодательные, судебные органы, административные учреждения и т.д.

- сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: политических систем, партий, электоральных систем и т.д.

- социологический подход предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры (использование социологических методов – опросы, анкетирование, эксперимент, статистический анализ, математическое моделирование);

- психологический метод (или бихевиористский) - исследование политических явлений на основе анализа политического поведения людей с целью выяснения реальных причин поведения, психологических мотивов.

Вторая группа методов носит инструментальный характер и относится к организации и процедуре познавательного процесса. Это

- анализ и синтез;

- индукция и дедукция;

- сочетание исторического и логического анализа;

- мысленный эксперимент;

- моделирование;

- математические и кибернетические методы;

Третью группу изучения политической жизни составляют эмпирические методы, т.е. получение первичной информации о политической жизни. К ним относятся:

- использование статистики;

- анализ документов;

- анкетные опросы;

- лабораторные эксперименты;

- теория игр;

- наблюдение, осуществляемое исследователем.

2. Любая наука успешно развивается только во взаимодействии с другими научными направлениями и дисциплинами. Политология также не может развиваться изолированно и тесно взаимодействует с рядом других социальных и гуманитарных наук, с которыми ее объединяет общий объект исследования – политическая жизнь общества во всем ее многообразии. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками. Тесная связь характерна для политологии и философии. Философия, являясь общеметодологической основой любой науки, рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию познания политики, соотношение объективного и субъективного, материального и духовного, рационального и иррационального в политике. Философское обоснование политики используется политологией для определения методологии и мировоззренческой направленности анализа политических явлений и процессов. Важное значение для политологии имеют те разделы философского знания, которые касаются человека, проблем ценностей, в частности, этики и эстетики. Вырабатываемые ими нормы и образцы поведения становятся существенным фактором, влияющим на политику. Наиболее тесно политология связана с социологией и, особенно, с политической социологией. С точки зрения объекта и методов исследования политология и политическая социология часто отождествляются, однако различия в предмете их исследования существуют. Как уже показано, политология изучает политическую жизнь общества во всех ее проявлениях, начиная с сущности власти, ее природы и завершая конкретными формами ее проявления и институционального воплощения. Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Она показывает, как социальная структура общества, различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на социальные отношения, и социальную жизнь. Политология в своих исследованиях опирается на получаемые социологией эмпирические данные о социальной структуре общества и ее динамике, активно использует методы и методики социологических исследований (опросы, анкетирование и т.п.). Экономические науки, изучающие процессы производства, обмена и распределения, материальных благ, интересуют политолога с точки зрения того, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические, а значит, и политические интересы больших социальных групп. Экономические науки дают материал об экономических корнях любых политических явлений, о конкретной экономической политике. Не случайно большая область экономической науки получила название политической экономии. В свою очередь, политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Правовые нормы и отношения получают обязательный характер лишь в системе политической власти, которая, в свою очередь, не может нормально функционировать без правового оформления. Политология по отношению к правовым наукам является более общей теорией. В то же время политологическое исследование будет неполным без учета правовых механизмов разработки и реализации политических решений, правовых аспектов деятельности политических институтов и организаций. Смежными науками являются политология и политическая история, исследующая процессы развития политической жизни общества, становление государственных институтов, партий, движений. По словам английского историка Э. Фримена, история – это прошлая политика, а политика – теперешняя история. История дает политологу обширный фактический материал о возникновении и развитии политических систем, обобщает политический опыт прошлого. Все это необходимо для анализа современных политических процессов и политического прогнозирования. В свою очередь, политическая наука разрабатывает теоретико-методологическую базу исторических исследований, придает им определенную мировоззренческую направленность. Очевидна связь политологии с психологией. Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психологические особенности различных типов политических лидеров. Стили политического руководства также имеют важное значение в политике. На стыке политологии и психологии получает развитие самостоятельная научная дисциплина – политическая психология. Определенная взаимосвязь имеется между политологией и географией. Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Отсюда потребность в развитии таких научных направлений, как политическая география, геополитика, изучающих отношения между политикой и географией. Современная политическая наука проявляет интерес и к таким наукам, как антропология, биология, демография, этнография и др., достижения, которых оказываются полезными при анализе многих политических проблем, например, проблем политического поведения, политического лидерства, конфликтологии, теории управления и др. Необходимо взаимодействие политологии с целым рядом так называемых формальных наук – логикой, кибернетикой, статистикой, общей теорией систем. Эти науки дают общее представление об уровнях и формах связи в мире; предлагают методы обработки эмпирических данных; учат построению моделей любых, в том числе и политических явлений.

Все политические науки условно можно разделить на две груп­пы: дисциплины, изучающие непосредственно саму политику, и науки, исследующие ее взаимосвязь с остальным миром.

Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Политология изучает политическую сферу жизнедеятельности общества и выступает общетеоретической и методологической наукой и таким дисциплинам, как:

1. Политическая философия исследует ценностные аспекты властных отношений.

2. Политическая история рассматривает процесс возникновения политических институтов и учреждений, причины их изменений во времени.

3.Политическая теория изучает основные элементы политической системы общества: государства, партий и т.п. Выявляет характер взаимодействия между ними.

4. Политическая социология занимается исследованием взаимоотношения между гражданским обществом и государством.

5. Политическая психология изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.

6. Политическая антропология исследует влияние основополагающих потребностей и родовых качеств личности, на ее политическое поведение.

7. Политическая география рассматривает влияние климатических, географических и природных факторов на политическую жизнь.

8. Геополитика изучает влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики, геополитические изменения в мире.

9. История политических учений изучает процесс становления и развития политической науки.

Полноправный гражданин должен надёжно ориентироваться в текущей политике, понимать её перипетии. Понимание политики даёт твёрдую основу для личного участия в политическом процессе, будь то выборы, референдумы или другие формы народного волеизъявления.

История политической мысли на Древнем востоке и в Античную эпоху

Древнейшие политические учения возникли в странах Древнего востока: Египте, Индии, Китае, Палестине и др. Наивысшего развития политическая мысль в рабовладельческую эпоху достигла в античных государствах, особенно в древней Греции.

Идеи политической мысли на Древнем востоке : государство – творение высших космических сил, божественного закона; фараон – наместник бога; царь должен обладать высокими качествами, привлекающих поданных; основная добродетель подданных государства – преданность и подчинение правителю (Конфуций).

Для этого этапа характерна мифологическая форма политических воззрений; господствовало представление о божественном происхождении власти.

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима : в государстве кто-то управляет, а кто-то подчиняется; государства отличаются формой организации власти (Аристотель); самая правильная форма государства – полития, когда правит большинство в интересах общей пользы; идеальное государство – правление лучших и благородных – мудрецов-философов; государство сильно мудростью своих правителей (Платон); власть, основанная на воле народа и законах – демократия, правление антинародное, игнорирующее законы – тирания (Сократ); все известные формы государственного правления несовершенны, и наихудшая из них – демократия (Цицерон); создание юриспруденции как самостоятельной науки (Юлиан, Гай); юридическое обоснование концепции мирового государства, политики «разделяй и властвуй».

Для этого этапа характерен философско-этический подход к объяснению политики. Аристотель обобщил опыт социально-политического устройства 158 греческих городов-полисов. Аристотель в отличие от Платона ставил на первое место человека, а не государство. Цицерон предпринял попытку усовершенствования механизмов Римского государства, обоснования правовых норм, регулирующих взаимоотношения правителей и подвластных.

Представление о власти в период эпохи Возрождения и Нового времени

В эпоху Возрождения (14-16 вв.) политические взгляды освобождаются от теологии; анализируются проблемы прав и свобод человека, законы функционирования государства.

Важной вехой на пути становления политологии как научной дисциплины явилось творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Н Макиавелли. Макиавелли в центр своего политического учения ставил проблему государственной власти и подчинял политические исследования решению практических задач государственной жизни: только правитель-реформатор, избранный народом, с отвагой льва и хитростью лисы, хорошо знающий природу человека, может объединить страну, создать крепкое национальное государство. Н. Макиавелли рассматривал учение о политике в качестве самостоятельной области знания, он фактически положил начало существования новой научной дисциплины.

Политические учения Нового времени (16-19 вв.) отражали интересы буржуазии и были направлены против отживших феодальных политических порядков. В период эпохи Нового времени происходит формирование идеологий власти, обосновывается необходимость разделения властей. Дается характеристика правового государства, формируется механизм буржуазной демократии, а также соответствующие концепции прав и свобод человека. (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо)

Учение Локка было самым реалистичным и влиятельным из всех других учений этого периода. Его называют родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как "личность", "общество", "государство", поставив личность выше общества и государства.

Основные направления развития политической теории в России и Беларуси

В России политическая мысль имеет длительную историю. В 11 в. зарождение политических идей о сильной княжеской власти и ее роли в объединении восточнославянских племен. Развитие политической мысли в недрах религиозного, православного мировоззрения до 19 в. В конце 1870-х гг. политическую науку стали преподавать в университетах России. Она включала в себя 4 течения:

Либерализм (Б.Н. Чичерин и П.И. Новгородцев) – практика умеренных социальных реформ;

Консерватизм (В.С. Соловьев) – разработка теорий, защищающих самодержавие, крепостное право;

Радикализм (представлен большевизмом и анархизмом – В.И. Ленин, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров);

Социал-реформизм и меньшевизм (Ю. Мартов, Г. В. Плеханов).

После победы Октябрьской революции политическую науку перестали преподавать как самостоятельную, политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука, вплоть до 1990 г.

Политическая мысль Беларуси имеет богатую историю. Она была тесно связана с экономической, политической и духовной жизнью белорусского народа. Общественно-политическая мысль со времен Полоцкого княжества, находилась в тесной связи с христианской религией. В Беларуси в XV–XVI вв. возникают идейно-политические течения, связанные с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. У истоков этого движения в Беларуси стоял первопечатник и просветитель Ф. Скорина. Идеи единения восточнославянских земель-княжеств, укрепления феодальной власти и утверждения христианской религии (Полоцкая, Туровский); идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей (Скорина, Гусовский, Будный, Волан, Сапега); развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами и католической церковью, национальной независимости Беларуси и ее единения с Россией (Полоцкий, Смотрицкий, Филиппович). Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был К. Калиновский, руководитель восстания в Беларуси и Литве против крепостничества и царского самодержавия. После приобретения независимости РБ провозгласила приверженность общечеловеческим демократическим ценностям, формированию которых способствовал либерализм. В н. XX ст. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и другие.

Объект,предмет и структура политологии

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

Объекты данной науки определяются конкретными задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются, например политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т.д.

Следует иметь в виду, что политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединяемых предметом, которым является или политика в целом, или отдельные ее стороны.

В структуру политологии как достаточно разветвленной системы знаний о политике входят следующие науки:

История политической мысли (история политических учений). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;

Политическая философия (философия политики). Часть политологии, определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;

Политическая социология. Наиболее разветвленная отрасль политического знания, занятая изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных. В наше время служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;

Политическая психология. Она изучает политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

Политическая антропология. Ее объект - человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью. Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить “следы присутствия” человека в политике.

Функции политологии

Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:

Познавательная,-анализ конкретных полит.явлений и процессов,выявлениеважн.полит.проблем и противоречийполит.развития

Прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;

Объяснительная-поиск ответов на вопросы;зачем,почему…

Описательная-изучение,описаниефактов,явленийполит.жизни,определение тенденций полит.развития

Инструментальная-установление достоверных сведений о реальном положение вещей,знание средств достижения полож.результата.

Воспитательная-формирование гражданости,демокр.полит.культуры населения.

Образование - это наиболее эффективный и быстродействующий канал передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь учебной дисциплиной, она приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.

политология в системе общественных наук

Политология тесно связана с;филос,истор,этикой,социологий,правоведением…

1.философия дает полит.ориентацию в том как изучать полит-ое явление и процессы.т.ефил.образует методологическую основу полит.

2.полит.философия кончентитует внимание на сущности природы политического мира:добро или злов политике..

3.полит.история дает политологу большой материал о возник.и развитии полит.систем,обобщаетполит.опыт.(история-прошлая политика,а политика-теперешняя история)фримен

4.эконом.науки дают материал об экон.корнях любых полит явлений,конкретной эконом политики.

5.социология,дает необ.фактический материал о состояние общества в данный момент.полит.социол.расматривает,как политика регулирует взаимоотношения междуклассами и социал.групами.

6.этикой,связь обусловлена тем что изучаемые этикой ценности,нормы рассматриваются полиг.каксущественыйфактор,влияющий на политику.

7.правоведение,связь опред.тем,что без системы полит.власти социальные нормы и отношения не могут получить общеобязательный характер…так же связана с логикой,статистикой,географией,психологией.

Методы политологии

Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Первым назначение метода в Новое время указал французский математик и философ Р. Декарт в работе «Рассуждения о методе». Но еще ранее один из основателей эмпирической науки Ф. Бэкон сравнил метод познания с циркулем. Способности людей различны, и для того, чтобы всегда добиваться успеха, требуется инструмент, который уравнивал бы шансы и давал возможность каждому получить нужный результат. Таким инструментом и является научный метод. Метод не только уравнивает способности людей, но также делает их деятельность единообразной, что является предпосылкой для получения единообразных результатов всеми исследователями.

Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются, таким образом, эмпирические и теоретические методы.

К эмпирическим методам относятся: наблюдение – целенаправленное восприятие объективной действительности; описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; измерение – количественная характеристика свойств объектов; сравнение – сопоставление объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам; эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

К теоретическим методам относятся: формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов; аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом (утверждений, доказательства истинности которых не требуется); гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Другим принципом классификации является сфера использования метода: применение во всех отраслях человеческой деятельности; применение во всех областях науки; применение в отдельных разделах науки. Соответственно выделяют всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы.

К всеобщим методам относятся:

– анализ – расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения;

– синтез – соединение выделенных частей предмета в единое целое;

– абстрагирование - отвлечение от несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным вычленением интересующих свойств и отношений;

– обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;

– индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;

– дедукция - способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

– аналогия - прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве в других признаках;

– моделирование - изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя;

– классификация - разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках).

К общенаучным методам относятся научное наблюдение, научный эксперимент, научное моделирование.

Большое значение в современной науке приобрели статистические методы, позволяющие определять средние значения, характеризующие всю совокупность изучаемых предметов.

Методы политологии, как любой другой науки, делятся на те же три большие группы. Ко всеобщим относятся логические методы: индукция – дедукция, анализ – синтез, аналогия, а также сравнение, классификация, измерение, идеализация и т. п. Они затем конкретизируются.

Политология использует все основные методы, которые применяются в других науках, видоизменяя их в соответствии со спецификой своего предмета. Как любая наука, она имеет в своем распоряжении собственные конкретные методы исследования и пользуется общенаучными подходами. К числу последних относятся системный анализ, получивший широкое распространение в науке в середине XX века; бихевиоризм, пришедший в политологию из психологии; политико-культурологический подход, а также получившие большое применение структурный и функциональный подходы. В рамках сравнительной политологии широко используется сравнительный метод или, как предпочитал говорить М.М. Ковалевский, историко-сравнительный метод.

В политологии широко применяются метод идеализации в двух смыслах: в смысле выделения «идеальных типов» и в смысле создания утопических систем наилучшего государственного устройства; метод классификации – разделение изучаемых явлений на отдельные типы; генетический метод анализа предмета исследований, исходя из особенностей его происхождения и развития.

5. Функции политологии- характерных для нее задач и проблем. Однаиз важнейших функций политологии - познавательная (гносеологическая). Во всех своих структурных подразделениях политолог дает знания о различных сферах политической жизни. Это обеспечивают как фундаментальные теоретические исследования, так и эмпирические, дающие богатый фактический материал, конкретную информацию о различных областях общественной жизни. В рамках этой функции политологии можно вычленить описательную функцию, которая дает ответ на вопрос: какая была или какая есть политическая действительность?

С познавательной тесно связана функция рационализации общественной жизни (пояснительная). Политическая наука дает объяснение сложных политических процессов, раскрывает их рациональный механизм. Отвечая на вопросы: почему? зачем? почему так, а не иначе, политология делает политические действия ясными и доступными сознанию людей.

Политология не только описывает и объясняет политические реалии, но и дает оценку политическим событиям, институтам, идеям и пр. В этом реализуется нормативно-ценностная (аксеологическая) функция политологии. Политология, вскрывая тенденции политического развития, дает конкретную информацию, необходимую для осуществления эффективного руководства и управления общественными процессами. Управленческая функция наглядно выражается в том, что политология (прикладная ее часть) непосредственно участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам повышения эффективности руководства политическими процессами, управления политическими событиями.

Уровни политологии:

Основные парадигмы и школы современной политологии.

В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:

первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;

второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;

третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.

Основные парадигмы: теологическая- божественное объяснение политики; социальная- объяснение через социальные факторы; биополитическая- объяснение политики поведением; натуралистическая- объясняется влиянием окружающей среды, географическими факторами, биологической и психологической природой человека; рационально- критическая- суть политики в ее внутренних причинах, свойствах и элементах.

Политическая мысль Древнего Востока и ее значение для развития политологии.

Одним из самых влиятельных политических учений было конфуцианство (основатель – Конфуций (551 – 479 до н.э.)): идеальное правление гос-вом должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия, как «взаим-ность», «золотая середина» и «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми. Правители должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера.

Прямо противоположную систему организации гос-ва предлагали легисты (законники) – сторонники древнекитайского ученого Шан Яна (400 – 338 до н.э.), стремившегося преодолеть упадок государства и достичь гармонии и счастья с помощью закона, т.е. строгих регламентов, за невыполнение которых следуют суровые наказания. Идеал легистов – правитель-деспот, управляющий с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства.

Исходным положением политической мысли в Древней Индии было утверждение о том, что люди несовершенны и эгоистичны, они не склонны сознательно следовать своему долгу. Сохранение Богом установленного на земле порядка, по мнению Каутильи (IV век до н.э.), возможно с помощью мудрого и искусного правителя. Мудрый государь должен знать, что от него ожидают его подданные. Он может заставить их исполнять свои обязанности, поощряя их правильные действия. Но правитель должен жестоко подавлять неповиновение царской власти, которая должна быть сильной.

Основные концепции власти.

Власть - отношения, в которых воля и действие одних господств над волей и действиями др Мотивы подчиненных могут быть основаны на заинтересованности в цели, на авторитете властвующего и т.д. Мотивы большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Властные отношения объективно присущи обществен жизни. "Власть" означает право и возможн одних повелевать и управлять др., способность и возможность одних осущ-ть свою волю по отношению к др используя при этом авторитет, право, насилие и др ср-ва.

отличительные признаки полит. власти:

Верховенство, обязательное решение для общ-ва и др. видов власти

Всеобщность т.е. публичность

Легальность

Моноцентричность

Широчайший спектр средств для реалиэац власти

Теологическая концепция (Августин) – по своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Биологическая (Марсель, Ницше) – представители этой концепции власть рассматривают как механизм обуздании человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими.

Бихевиористская (Мерриам, Лассуэла, Кетлин) – представители этой концепции выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление к власти. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия полит. сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.

Психоаналитическая – власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Так, американский психоаналитик Хорни определяющим мотивом политического поведения считал страх, порождае-мый враждебной человеку социальной средой. Стремление избежать ситуаций, внушающих страх, определяет модели поведения людей в конкретных обстоятельствах.

Мифологическая (Дюги) – обладание властью одних людей связывается с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывают им свою волю и достигают желаемых целей. Т.о. естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть. Однако для придания законности (легитимности) своим властным притязаниям «сильные» использовали мифы о божественном характере власти. В традиционных обществах персона правителя обожествлялась: он объявлялся либо потомком божества, либо самим божеством. В современных обществах использовался миф об «общественной воле», кот. должна подчиняться «индивидуальной воле» самых «сильных».

Структурно-функциональная (Парсонс) – власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (роль управляющих и управляемых). Власть, по Парсонсу, предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.

Конфликтологическая теория власти (Маркс, Энгельс, Ленин) – власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экон. неравенством, местом и ролью класса в экон. системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экон. господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство.

Дуалистическая концепция (Дюверже) – выделяются два элемента внутри власти: а) материальное принуждение; б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство может выражаться в таких формах, как физическое насилие, экон. принуждение, давление. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета.

Типы и формы государства.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата) и монополии на легальное насилие.

Типы государства:

1) Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В этом случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конститу-ции.

Признаки: - верховенство закона во всех сферах жизни общества;

Гарантии прав личности, возможности её свободного развития;

Взаимная ответственность государства и личности

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

2) Социальное государство – такая форма организации гос.власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип соц.связей между людьми, основанный на принципах соц.справедливости, соц.мира и гражданского согласия. Соц.гос-во принимает на себя ответственность за поддержание стабильного соц.-эконом. Положения своих граждан, соц.мир в обществе.

Форма гос-ва – способ организации политической власти.

Форма гос-ва как сов-ть внешних признаков гос-ва включает 3 эл-та: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Политический режим означает совокупность средств и методов осуществления гос.власти. Он выражает степень политической свободы личности и характер отношения её с властью. История человечества знает различные виды режимов: деспотический(характерен для монархической формы правления, когда власть единолично осуществляется монархом; режим отличается крайним произволом в управлении), тиранический(единоличное правление лица, насильственно захватившего власть; основан на терроре, страхе), тоталитарный(всеобщий контроль и регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности человека)авторитарный(неограниченная власть одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу), и демократический(источник власти народ, свободные выборы, равноправие граждан, гарантия прав и свобод личности..).

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений её органов, степень участия населения в их формировании.

По форме правления гос-ва делятся на: монархию(абсолютная и конституционная) и республику(президентская, парламентская, президентско-парламентская).

Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятие «форма гос.устройства»:

1) Унитарное государство(Польша, Франция, Италия, Болгария, Япония)- наиболее простое и распространенное гос.устройство; такая форма территориально-политического устройства, при которой сущ-ет единое гос-во, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих полит.самостоятельностью.

2) Федеративное гос-во(США, Канада, ФРГ, Австралия, Швейцария, Австрия, РФ) – единое союзное гос-во, состоящее из относительно самостоятельных гос.образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закреплённом в Конституции

3) Конфедерация – союз нескольких независимых гос-в, которые объединяются для проведения совместной политики в определённых целях (оборона, экономика)

Предмет политологии и ее место в системе общественных наук.

Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.

Предметом политологии являются закономерности становления, функционироания и изменения политической власти. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, по существу представляет собой междисциплинарную науку.

Уровни политологии:

Политическая теория, изучающая закономерности становления, развития и смены политических систем;

Рассмотрение реальных политиеских процессов применительнок конкретному этапу общественного развития

Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики

Задачи политологии – формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации.

Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также других политических явлений.

Политическая философия отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной власть, разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, общие критерии оценки политики как явления.

Юридическая наука изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений

Экономическая наука раскрывает основы политических процессов через борьбу субъектов за свои экономические интересы.

Политическая история изучает политические теории, взгляды институты и события в их хронологической последовательности и в связях друг с другом.

Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз луны и т.п. на политические события, на групповое и индивидуальное политическое поведение.

Политическая социология использует макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы и т.п., в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д.

Политическая психология изучает объективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, ценностных ориентаций и установок.

Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность.

Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов в конкретных странах с их пространственным положением, территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

3. Познавательная ценность политологии. Политологические знания как важнейший элемент профессиональной подготовки сотрудника таможенных органов.

Значение политологии. 1) познавательная ф-ция. Развитие теории полит. науки дает возможность глубоко освоить различные проблемы полит. бытия и хорошо разбираться в полит. жизни общества. 2) прогностическая. Изучая полит. реальность, политология прогнозирует события и дает консультации как решить те или иные проблемы, изучая различные стороны полит. деятельности, полтитологи дают прогнозы в избирательных кампаниях, дают консультации представителям администрации, профсоюзам, вырабатывают рекомендации политикам, бизнесменам, предоставляют материал СМИ. Современная пол-гия глубоко вторгается в полит. жизнь, давая советы, прогнозы, предположения, рекомендации заинтересованным лицам, инстанциям, организациям.