Теоретические модели общества в социальной философии. Понятие общества

  • 7.Проблемное поле и основные этапы развития античной философии. Специфика древнегреческого философского мышления.
  • 8. Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой культуре.
  • 9.Философия эпохи Возрождения: основные направления и этапы развития.
  • 10.Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Дилемма эмпиризма и рационализма.
  • 11.Философия и идеология в эпоху Просвещения.
  • 12.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.
  • 13. Марксистская философия: ее сущность, основные этапы развития и значение в истории цивилизации.
  • 14. Философия и национальное самосознание. Основные идеи и этапы развития философии в Беларуси
  • 15. Классики философской мысли Беларуси. Роль и влияние их наследия на развитие современной культуры.
  • 14-Й вопрос – обзорный, внимание больше на периодизацию, меньше на особенности учений отдельных философов. 15-й вопрос – наоборот.
  • 16.Основные особенности и этапы развития русской классической философии.
  • 17.Тематическое пространство и основные традиции в русской философии конца хiх–хх вв.
  • 18.Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции.
  • 19.Понятие «метафизика». Изменение статуса метафизики в истории философии.
  • 20.Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
  • 21.Природа как объект философского и научного анализа.
  • 22.Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосферы».
  • 23.Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.
  • 24.Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии
  • 25. Научные и философские модели антропогенеза.
  • 26. Экзистенциальные характеристики личности.
  • 27.Сознание человека как предмет филос. Рефлексии. Основные традиции анализа сознания в философии.
  • 28. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа
  • 29. Основные интерпретации проблемы субъекта и объекта познания в истории философии
  • 30. Структура и основные характеристики познавательного процесса
  • 31. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Знание и вера
  • 32. Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и ее альтернативы
  • Наука, ее когнитивный и социокультурный статусы
  • 34. Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение
  • 35.Основные философско-теоретические модели общества
  • 36.Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике
  • 37.Проблема субъекта и движущих сил истории
  • 38.Развитие общества как цивилизационный процесс. Основные типы цивилизаций
  • 39.Система хозяйствования в цивилизационном процессе: понятие техники и технологии
  • 40.Социальная структура общества и стратификационные отношения в современном мире
  • Вопрос 40 – более общий по отношению к вопросу 41.Особое внимание в вопросе 41 – соотношению понятий «народность», «этнос» и «нация.
  • Феномен власти в жизни общества. Структура и функции власти
  • Власть и политика. Политическая система общества, ее сущность, типы и функции.
  • 44.Власть и государство. Исторические типы и формы государства
  • 45.Культура как предмет философского анализа. Философия культуры и культурология
  • 46. Традиции и новации в динамике культуры
  • 47.Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как феномены культуры
  • 53.Проблема начала и конца науки.
  • 54.Научное и вненаучное знание: их возможности и границы.
  • 35.Основные философско-теоретические модели общества

    Раздел философии, посвященный исследованию общественной жизни, называется социальной философией . Становление социальной философии как особой дисциплины философского знания относится к 20–40-м гг. XIX в.

    Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества. В литературе приводятся разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:

    – выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;

    – система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;

    – система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;

    – система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;

    – система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;

    – система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

    – система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.

    Проблемное поле социальной философии составляют исследования качественной специфики социальной реальности, фундаментальных закономерностей функционирования общества, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и перспектив социальных процессов.

    Специфика метода социально-философского познания обусловлена тем, что в отличие от познания естественнонаучного, которое ориентировано на исследование объективно-предметной реальности, социальное познание имеет дело с объект-субъектными и субъект-субъектными взаимодействиями. Социальные события и процессы характеризуются:

    – принципиальной контекстностью: никакой предмет нельзя взять «сам по себе», абстрактно;

    – сложным сочетанием объективных и субъективных факторов;

    – переплетением материальных и духовных проявлений социальной жизни.

    Развитие представлений о социальной реальности происходило в условиях подчас острого противостояния различных подходов. К середине ХIХ в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы.

    Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIII в. под влиянием успехов естествознания, развивался в XIX в., а также был распространен и в XX в. Его представители (Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах, Шарль Монтескье, Герберт Спенсер, Александр Чижевский, Лев Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества.

    Культуроцентристский подход, опиравшийся на труды Иоганна Гердера, Иммануила Канта, Георга Гегеля и др., рассматривал общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

    Психологический подход, представленный работами Лестера Фрэнка Уорда, Жана Габриэля Тарда, Вильфредо Парето, а затем продолженный в социально-психологической традиции в творчестве Зигмунда Фрейда, Эриха Фромма, Карен Хорни и др., рассматривал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.

    Идеи, развитые в рамках этих традиций, оказали большое влияние на развитие социальной философии, для них был характерен определенный редукционизм – стремление мыслителей найти единую субстанцию социального разнообразия, объяснить его близко к идеалам точности и объективизма классического естествознания, преимущественно внеисторическая и созерцательная интерпретация человека как социального субъекта.

    Стремлением преодолеть редукционизм были продиктованы такие влиятельные течения в социальной философии конца ХIХ в., как социологизм и историцизм.

    Социологизм - социально-философская традиция, связанная с трактовкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Концептуальное оформление социологизма связано с именем Эмиля Дюркгейма (1858–1917). Классическое выражение социологизма - марксистская модель социальной реальности. Марксизм отверг субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, выдвинул материалистическую идею, согласно которой общество - результат развития общественно-исторической практики людей. Выделение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную социально-экономическую обусловленность многообразных общественных явлений социально-политического, духовного порядка.

    Историцизм - традиция познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции социальной и исторической реальности на основе имманентной включенности в нее познающего субъекта. Основатель традиции Вильгельм Дильтей предложил предметное разграничение естествознания как комплекса «наук о природе» и обществознания как ряда «наук о духе» и обратил внимание на то, что исследование социального, исторического события предполагает не только его объяснение, но и понимание . В рамках программы историцизма представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема особых социогуманитарных методов исследования социальной реальности.

    В деятельности этих направлений, если попытаться суммировать все их наработки, сложились три фундаментальных теоретических концепции общества , оказавших заметное влияние на развитие современного обществознания.

    Общество как реляционная система («система общественных отношений»). Исходным для этой концепции является сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества (то есть способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ) определяет его духовную жизнь (совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей). Общество прежде всего «выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу».

    Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые Маркс называет также материальными и базисными. Материальными они являются, поскольку складываются между людьми с объективной необходимостью, существуя вне и независимо от их воли и желания – чтобы существовать, люди вынуждены совместно участвовать в производстве материальных благ, вступать в торговые связи и т.п.. Базисными же они выступают, поскольку определяют экономический строй общества, а также полностью определяют соответствующую ему надстройку – политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие отношения, а также соответствующие им учреждения (государство, политические партии, церкви и т.д.) и идеи.

    Общество как структурно-функциональная система . Основатель школы структурного функционализма в американской социологии ХХ века Толкотт Парсонс , интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. Он исходит из того, что системообразующим элементом общества является именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе.

    В дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма , ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества – его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к системам:

      адаптации (к физическому окружению);

      целедостижения (получения удовлетворения);

      интеграции (поддержания безконфликтности и гармонии внутри системы);

      воспроизводства структуры и снятия напряжений, латентность системы (поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

    В обществе эти четыре функции социальной системы, известные под аббревиатурой AGIL (А – адаптация, G – целеполагание, I – интеграция, L – латентность) обеспечиваются соответствующими социальными подсистемами (экономика – политика – право – социализация). Вместе с тем, они дополняют друг друга как части единого социального организма, позволяя соизмерять социальные действия акторов, избегать противоречий. Это достигается с помощью символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают деньги (А), власть (G), влияние (I) и ценностные приверженности, обеспечивающие общественное признание и доставляющие удовлетворение от занятия любимым делом (L). В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

    Общество как результат рационализации социального действия . Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX – начала ХХ вв. Максимилиан Вебер , являющийся основателем «понимающей социологии», также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании того, что собой представляет современное общество, выступает характер социальных действий индивидов. Понять его – значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследовательского подхода М. Вебера, получившего название методологического индивидуализма .

    Системообразующим элементом в теоретической модели общества М. Вебера является социальное действие, которое в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками – «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.

    Характеризуя социальные действия индивидов, М. Вебер выделяет четыре его основных типа, которые встречаются в современном обществе:

      аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

      традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющим характер социального автоматизма;

      ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованиям принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;

      целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и рассчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.

    Если в традиционных (доиндустриальных) обществах господствовали первые три типа социального действия, для современной западной цивилизации типичным является целерациональное действие. Приобретая универсальный характер, целерациональное действие ведет к рационализации всей общественной жизни и «расколдованию мира», устранению ориентации на традиционные ценности как предрассудки. Формально-рациональное начало конституирует и определяет существование всех сфер общества и деятельности людей.

    В рассмотренных теоретических моделях общества, также как и в приобретших популярность в ХХ веке концепциях Дж. Г. Мида, Ю. Хабермаса, П. Бурдье и ряда других мыслителей, отчетливо просматривается философское понимание социума как субъективно-объективной реальности. Различие же между ними в том, что рассматривается в них в качестве системообразующих элементов общества, в конечном счете – социальное действие как субстрат «субъективного смысла» или обезличенные социальные структуры, функции которых приобретают объективно-закономерный характер.

    Общество представляет собой не только специфическую, но и чрезвычайно сложную систему. Познание закономерностей функционирования и развития этой системы имеет определенные особенности. Теоретический, научный анализ общества как определенной системы, происходит на базе определенной идеальной модели общества. Каждая отрасль науки фактически создает свою модель или теоретический объект. Иными словами, рассматривается не весь объект социальный организм, а только какая-либо его конкретная часть. Так, для историков реальный исторический процесс предстает не сам по себе, а через отдельные фрагменты действительности: архивные материалы, документы, памятники культуры. Для экономистов экономика предстает в виде цифровых выкладок, материалов статистики.

    Общество можно анализировать по-разному. Например, русский мыслитель А.А.Богданов(1873 - 1928) рассматривал общество со стороны организации и управления. Это характерно для общей теории систем. Всякая человеческая деятельность, считал он, объективно является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, общественную, познавательную, художественную - можно рассматривать как некоторый фрагмент организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения.

    Хорошо известны попытки описать общество как живую популяцию без выявления специфики социального. Современный философ-обществовед В.С. Барулин подходит к обществу с позиций рассмотрения различных сфер деятельности людей, обеспечивающих их жизнь.

    Исследователи не ставили и не ставят своей целью охватить весь объект. Рассматривая его под определенным углом зрения, как идеальную модель, ученые получают возможность анализировать явления «в чистом виде».

    Идеальная или теоретическая модель того или иного фрагмента общества и реальное общество различны. Однако анализ модели позволяет выявить существенное, закономерное в объекте, не заблудиться в сложнейшем лабиринте социальных явлений, фактов и событий.

    Мировоззренческим основанием построения и последующего изучения теоретической (идеальной) модели общества выступают: натурализм, идеализм и материализм.

    Натурализм - закономерности функционирования и развития общества пытается объяснить законами природы. Он исходит из того, что природа и общество едины, а отсюда, нет различий в функционированием природного и социального.

    В XVII - XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Сторонники этой концепции пытались объявить социальные явления исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др.

    Французский социалист-утопист Шарль Фурье (1772 - 1837), например, пытался создать «социальную науку», исходя из закона всемирного тяготения И. Ньютона. Задачу своей жизни он видел в разработке «социальной теории» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.

    Высшие формы бытия натурализм сводил к низшим. Так, человека он сводил до уровня сугубо природного существа. Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основная ошибка заключалась в принижении человеческой активности и отрицании человеческой свободы.

    В самом деле, если субъект рассматривается только как природное явление, растворяется в природе, лишается своей качественной определенности, то это неизбежно приводит к жесткому включению человеческого поведения в цепь природных причин и следствий. Здесь свободной воле не остается места, а концепция социальных событий неизбежно принимает фаталистическую окраску.

    Отрицая свободу и принижая духовную сущность человека, материализм становится антигуманным, «враждебным человеку».

    Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподобляется социальному атому, а общество - механическому агрегату индивидов-атомов, замкнутых только на своих собственных интересах. Механицизм органически вытекает из натурализма и становится теоретическим обоснованием индивидуализма, анархизма и эгоизма.

    Иными словами, натурализм замечает в человеке лишь природную субстанцию, абсолютизирует ее. В результате и человеческие связи обретают природный характер. Суть натуралистического подхода в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и, в конечном счете – Космоса. Тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л.Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Монтескье, Л.Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э.Уилсон, Р. Докинс). В рамках этого направления предполагается, что общество может изменить форму своего бытия, начать космическое бытие как новый виток своей эволюции (К.Э.Циолковский).

    Идеализм - принимает сознание (абсолютную идею или комплекс ощущений) за конечную и определяющую причину социального развития. Идеализм одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Такое понимание истории возникает как результат абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии. На практике это означает следовать просветительскому принципу «мнения правят миром».

    Идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Но если с точки зрения натурализма развитие общества полностью определяется действием законов природы, то в идеализме эту функцию творящего начала, социального перводвигателя выполняет или мировой разум, или не детерминированная ничем человеческая и прежде всего духовно-волевая активность. В первом случае в социальную философию вносится фатализм (что имеет место и в натуралистическом материализме); во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода.

    В некоторых идеалистических системах, к примеру, в кантианстве и русской религиозно-нравственной философии, содержалось положительное начало в подходе к человеку и истории. Оно заключалось в обосновании свободы субъекта, его творческой активности. Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя же предполагает наличие свободы. Духовно-нравственным может быть только свободный человек, поэтому нужно преодолеть узкие рамки натурализма, повернуться лицом к гуманистическим ценностям. А это предполагает усвоение всего богатства духовных традиций.

    Отрицательными последствиями идеалистического понимания социальных феноменов являются: отрыв теории от практики, идеала от интереса, формирование отчужденных, фетишистских форм сознания, которые начинают господствовать над людьми. Идеалистическое понимание истории порождает социальную мифологию и обрекает социальные субъекты, оказавшиеся во власти мифов, на погоню за миражами.

    В идеалистическом подходе сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В истории существует множество примеров теократических государств. В таких государствах единство обеспечивалось одной верой, которая становилась государственной религией. Тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая выполняла роль основы общественного устройства. В центре этой идеологии выступал обычно лидер, не редко религиозный, от которого зависела судьба страны (войны, реформы и т.п.).

    Таким образом, и натурализм, растворяющий человека в природе, излишне заземляющий его, и идеализм, отрывающий человека от природы и превращающий духовное начало в нем в самодовлеющую сущность, ори­ентируют на одностороннее понимание общества.

    Материализм - за основу принимает общественное бытие, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит определенный способ производства, уровень развития культуры, сложившийся образ жизни и соответствующий ему менталитет, т.е. склад ума, характер чувств и мышления.

    Материалистический подход связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые имеют определяющий характер и которые возникают в соответствующих природных условиях, при наличии тех или иных социальных идей или религиозных верований. Общество – это определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью не сводиться. Человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем социальном процессе жизнедеятельности. Отношения людей определяются не договором (контрактом), а консенсусом (согласием членов общества). Связывает людей в «социальный организм» производительные силы и производственные отношения и соответствующая социокультурная сфера.

    Каждый из рассмотренных выше мировоззренческих подходов имеет свои достоинства. С их помощью были даны объяснения социальных процессов, сделаны определенные шаги в познании общества. Но критическое отношение к этим подходам дает возможность аргументировано обосновывать достоинства и недостатки каждого из них.


    Похожая информация.


    Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества

    Тема 8. Социальная философия

    1. Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества.

    2. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

    3. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. .Политика и право. Гражданское общество и государство.

    4. Социальные отношения. Источники, механизмы и субъекты социальных изменений.

    5. Линœейные и нелинœейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

    6. Понятие и основные философские интерпретации культуры. Философия и диалог культур в современном мире.

    7.Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации в контексте стратегии устойчивого развития.

    Раздел философии, посвященный исследованию общественной жиз­ни, принято называть социальной философией. Проблемы соотношения личности и общества, смыс­ла, направленности, закономерности исторического процесса и др.
    Размещено на реф.рф
    всœегда интересовали философию, однако вплоть до начала XIX в.они занимали в ней второстепенное место. Становление социальной философии как особого раздела философского знания относится к 20-40-м гᴦ. XIX в. Ее появление внутренне связано с началом активного развития социально-гумани­тарных дисциплин - социологии, политологии, культурологии, экономики и др., и в связи с этим крайне важно выделить собственно философский ракурс изучения общества. Так, история описывает и объясняет события, произошедшие в конкретном месте и условиях, а политология занимается проблемами, связанными с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти. Несмотря на то, что общество яв­ляется объектом изучения различных наук, это не отменяет не­обходимости философской рефлексии над обществом, над раз­личными концепциями и направлениями, в которых предпри­нимаются попытки анализа и объяснения самых разнообраз­ных явлений социальной жизни. Предметом социальной философии являются наиболее общие ос­нования, условия и закономерности жизни общества. Она также исследует общие законы становления и развития общества, специфику и взаимовлияние общественного бытия и духовного мира людей, виды общественных отношений, функционирование и роль разнообразных социальных институтов.

    Общество - это сложноорганизованная саморазвивающаяся система, включающая в себя индивидов и социальные общности, объединœенные кооперативными связями и процессами саморегуляции и самовоспроизведения. Ее проблемное поле составляют исследования качественной специфики социальной ре­альности, фундаментальных закономерностей функционирования обще­ства, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и пер­спектив социальных процессов.

    Философия выстраивает различные иссле­довательские программы в обществознании, предлагает аль­тернативные модели философии истории, философии морали, философии искусства, философии власти, философии религии, обосновывает критерии стратификации (выделœения социальных слоев), рассматривает типы цивилизаций, разрабатывает футурологические модели развития человечества. Социальная философия ставит перед собой следующие воп­росы: какова специфика социального бытия, существуют ли за­коны общественной жизни, как сочетаются свобода и творчес­кая устремленность личности с социальными традициями и нормами, каково соотношение власти и нравственности, эмпиричес­кого и теоретического познания в общественной жизни, в чем смысл истории, возможно ли воплощение идеальных моделœей об­щества в действительности?

    Центральным понятием социальной философии является общество в различных его измерениях, выступающее в процес­се философской рефлексии как социальное бытие. В широком смысле слова под обществом принято понимать обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятель­ности. В более узком смысле слова общество - это определœенный этап человеческой истории (к примеру, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (к примеру, современное белорусское).

    Общественное, социальное - это всœе то, что характеризует со­вместное существование людей и отлично от их природной, био­логической основы. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует, как и становле­ние человеческой личности невозможно вне общества, вне усвое­ния социального опыта͵ мира культуры и науки, программ пове­дения, общения и деятельности.

    В отличие от природы общество есть деятельность преследу­ющего свои цели человека. В случае если в природе действуют слепые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявля­ются общие законы, то в обществе действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно, сознательно или порою под влиянием страсти, желания властвовать, но всœегда стремя­щиеся к определœенным целям. В обществе ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

    Общество не просто обособившееся в результате практики от природы системное образование, но это и сама практическая, ду­ховная и субъективно-личностная деятельность, материальные и духовные ценности, которые оказывают мировоззренческое влияние на человека, живущего в нем.

    В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчинœенными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоя­тельности. Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, кото­рые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти невидимые социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, в связи с этим чаще всœего поступает ʼʼкак нужноʼʼ, как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования совместными усилиями.

    Развитие представлений о социальной реальности происходило в условиях острого противостояния различных подходов. К серединœе XIX в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы. Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIII в. под вли­янием успехов естествознания, развивался в XIX в., а также был рас­пространен и в XX в. Его представители (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ш. Мон­тескье, Г. Спенсер, А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; опре­деляли географические, космические факторы в качестве ведущих в раз­витии общества.

    Культуроцентристский подход, опиравшийся на труды И. Гердера, И. Канта͵ Г. Гегеля, рассматривал общество как надиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценнос­тями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

    Психологический подход, представленный работами Л. Уорда, Г. Тарда, В. Парето, а затем продолженный в социально-психологической тра­диции в творчестве 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др., рассматри­вал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всœего общества.

    Идеи, развитые в рамках этих традиций, оказали большое влияние па развитие социальной философии, однако в силу присущей им односторонности (редукционизма) не смогли отразить системную специфи­ку социального бытия. Общественную жизнь сводили либо к природным, материальным проявлениям, либо к ду­ховным, субъективным.

    Преодоление методологической редукционистской традиции стало одной из центральных проблем таких влиятельных течений в социаль­ной философии конца XIX в., как социологизм и историцизм, с кото­рыми было связано концептуальное оформление социальной философии уже в рамках неклассической западной фило­софии.

    Социологизм - социально-философская традиция, связанная с трак­товкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Концептуальное оформление социологизма связано с именем Э. Дюркгейма. Классическое выра­жение социологизма - марксистская модель социальной реальности. Отвергая субъективизм и идеализм в объяснении социальных явле­ний, марксизм выдвинул материалистическую идею, согласно кото­рой общество - результат развития общественно-исторической практики людей. Выделœение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную со­циально-экономическую обусловленность обще­ственных явлений социально-политического, духовного порядка. В оп­позиции социологизму развивалась методология и проблематика историцизма.

    Историцизм - традиция социального и исторического познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции со­циальной и исторической реальности на базе имманентной вклю­ченности в нее познающего субъекта. Основатель традиции В. Дильтей предложил предметное разграничение естествознания как комплекса ʼʼнаук о природеʼʼ и обществознания как ряда ʼʼнаук о духеʼʼ и обратил внимание на то, что исследование социального, исторического собы­тия предполагает не только его объяснение, но и понимание. Представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема социогуманитарных методов исследования. Οʜᴎ выработали понятие о номотетической науке (естествознании), ис­пользующей методы обобщения при познании законов природы, и об идеографической науке, которая использует методы описания при изуче­нии единичных исторических событий. Яркое воплощение идеи исто­рицизма получили в культурно-исторической монужнологии О. Шпенглера и А. Тойнби. В XX в. эти идеи получили дальнейшее развитие также в трудах М. М. Бахтина, в герменевтике и т. д.

    Односторонность социологизма и историцизма, в свою очередь, стала предметом критической рефлексии в целом ряде синтетических со­циально-философских программ: в концепции социального действия М. Вебера, структурно-функциональной модели общества Т. Парсонса, концепции коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса, теории социальной прак­тики П. Бурдье и других концепциях, выдвинутых в конце XIX и в XX в. Общая концептуальная и методологическая черта синтетических исследовательских программ - установка на преодоление оппозиции объек­тивизма и субъективизма.

    Современная стратегия познания общества отличается методологическим плюрализмом. Наряду с прежними исследовательскими установками важнейшую роль приобрели системный и деятельностный подходы. Общество - это системное целостное образование, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. В качестве таких элементов могут выступать: система человеческой де­ятельности; взаимодействия между людьми; характер социальной ком­муникации; система отношений между большими социальными группами - классами, нациями и др.; система социальных институтов - экономических, политико-правовых и др.; сферы общественной жизни - материальная, духовная, управленческая, социальная. Идею сис­темности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX- XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

    Специфику социальной системе придает ее основной элемент - человек, который обладает способностью познавать общественные про­цессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении обще­ства на базе социального опыта и знаний. Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул плодотворную идею о том, что основой жиз­ни общества, причиной его многообразия и системности является со­вместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. А. Сороки­ным, Т. Парсонсом и др.

    Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия че­ловека, связанный с целœенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения - это отношения и связи меж­ду большими социальными группами, а также внутри них, возникаю­щие в процессе совместной деятельности и общения. Интеграция деятельностного и системного подходов к обществу позволила рассмотреть общество как открытую систему, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя ус­ловия своего существования.

    Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности философского познания социальной реальности. Основные теоретические модели общества" 2017, 2018.

    Основные философско-теоретические модели общества

    Раздел философии, посвященный исследованию общественной жизни, называется социальной философией . Становление социальной философии как особой дисциплины философского знания относится к 20–40-м гг. XIX в.

    Предметом социальной философии являются наиболее общие основания, условия и закономерности жизни общества. В литературе приводятся разнообразные определения общества. В частности, общество определяется как:

    – выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, характеризующаяся системной организацией и спецификой объективных законов развития;

    – система («мир») человеческой деятельности, а также ее объективное условие и результат;

    – система взаимодействия между людьми, обеспеченная их коллективным образом жизни и способствующая координации усилий в достижении поставленных целей;

    – система социальной коммуникации между людьми, реализующими свои интересы на основе существующих общих ценностей культуры;

    – система отношений между социальными группами с характерными для них корпоративными интересами;

    – система функционирующих социальных институтов, обеспечивающих стабильное развитие социума;

    – система взаимосвязанных и взаимодополнительных сфер (экономической, политической, социальной и духовной), в каждой из которых реализуются соответствующие потребности и интересы общества.

    Проблемное поле социальной философии составляют исследования качественной специфики социальной реальности, фундаментальных закономерностей функционирования общества, его ценностных устоев и социальных идеалов, а также логики и перспектив социальных процессов.

    Специфика метода социально-философского познания обусловлена тем, что в отличие от познания естественнонаучного, которое ориентировано на исследование объективно-предметной реальности, социальное познание имеет дело с объект-субъектными и субъект-субъектными взаимодействиями. Социальные события и процессы характеризуются:

    – принципиальной контекстностью: никакой предмет нельзя взять «сам по себе», абстрактно;

    – сложным сочетанием объективных и субъективных факторов;

    – переплетением материальных и духовных проявлений социальной жизни.

    Развитие представлений о социальной реальности происходило в условиях подчас острого противостояния различных подходов. К середине ХIХ в. в обществознании утвердили свои позиции натуралистический, культуроцентристский, психологический подходы.

    Натуралистический подход в социальной философии активно формировался в XVIII в. под влиянием успехов естествознания, развивался в XIX в., а также был распространен и в XX в. Его представители (Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах, Шарль Монтескье, Герберт Спенсер, Александр Чижевский, Лев Гумилев и др.) уподобляли общество природным объектам: механическим, биологическим; определяли географические, космические факторы в качестве ведущих в развитии общества.

    Культуроцентристский подход, опиравшийся на труды Иоганна Гердера, Иммануила Канта, Георга Гегеля и др., рассматривал общество как внеиндивидуальное образование, развитие которого определяется духовными ценностями, идеалами, культурными смыслами и нормативами.

    Психологический подход, представленный работами Лестера Фрэнка Уорда, Жана Габриэля Тарда, Вильфредо Парето, а затем продолженный в социально-психологической традиции в творчестве Зигмунда Фрейда, Эриха Фромма, Карен Хорни и др., рассматривал общество как особую психическую реальность: в обществе действуют воля; инстинкты; желания; бессознательное индивида; психология групп, масс людей или всего общества.

    Идеи, развитые в рамках этих традиций, оказали большое влияние на развитие социальной философии, для них был характерен определенный редукционизм – стремление мыслителей найти единую субстанцию социального разнообразия, объяснить его близко к идеалам точности и объективизма классического естествознания, преимущественно внеисторическая и созерцательная интерпретация человека как социального субъекта.

    Стремлением преодолеть редукционизм были продиктованы такие влиятельные течения в социальной философии конца ХIХ в., как социологизм и историцизм.

    Социологизм - социально-философская традиция, связанная с трактовкой общества и его развития как объективной реальности, внеположенной индивидуальному сознанию. Концептуальное оформление социологизма связано с именем Эмиля Дюркгейма (1858–1917). Классическое выражение социологизма - марксистская модель социальной реальности. Марксизм отверг субъективизм и идеализм в объяснении социальных явлений, выдвинул материалистическую идею, согласно которой общество - результат развития общественно-исторической практики людей. Выделение объективных (экономических) оснований общественной жизни позволило К. Марксу выявить системную социально-экономическую обусловленность многообразных общественных явлений социально-политического, духовного порядка.

    Историцизм - традиция познания, которая опирается на идею снятия субъект-объектной оппозиции социальной и исторической реальности на основе имманентной включенности в нее познающего субъекта. Основатель традиции Вильгельм Дильтей предложил предметное разграничение естествознания как комплекса «наук о природе» и обществознания как ряда «наук о духе» и обратил внимание на то, что исследование социального, исторического события предполагает не только его объяснение, но и понимание . В рамках программы историцизма представителями баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) была поставлена проблема особых социогуманитарных методов исследования социальной реальности.

    В деятельности этих направлений, если попытаться суммировать все их наработки, сложились три фундаментальных теоретических концепции общества , оказавших заметное влияние на развитие современного обществознания.

    Общество как реляционная система («система общественных отношений»). Исходным для этой концепции является сформулированное К. Марксом материалистическое понимание истории, гласящее, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иными словами, материальная жизнь общества (то есть способ производства и те экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ) определяет его духовную жизнь (совокупность общественных взглядов, желаний и настроений людей). Общество прежде всего «выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг к другу».



    Основу общества составляют производственно-экономические отношения, которые Маркс называет также материальными и базисными. Материальными они являются, поскольку складываются между людьми с объективной необходимостью, существуя вне и независимо от их воли и желания – чтобы существовать, люди вынуждены совместно участвовать в производстве материальных благ, вступать в торговые связи и т.п.. Базисными же они выступают, поскольку определяют экономический строй общества, а также полностью определяют соответствующую ему надстройку – политические, правовые, нравственные, художественные, религиозные, философские и другие отношения, а также соответствующие им учреждения (государство, политические партии, церкви и т.д.) и идеи.

    Общество как структурно-функциональная система . Основатель школы структурного функционализма в американской социологии ХХ века Толкотт Парсонс , интерпретируя общество, констатирует важную роль индивидуальной деятельности людей. Он исходит из того, что системообразующим элементом общества является именно единичное социальное действие, структура которого включает актора (действующее лицо), цели деятельности, а также социальную ситуацию, представленную средствами и условиями, нормами и ценностями. Поэтому общество можно понять как систему социальных действий субъектов, каждый из которых выполняет определенные социальные роли, положенные ему в соответствии с тем статусом, который он имеет в обществе.

    В дальнейшем Т. Парсонс начинает использовать в интерпретации общества парадигму социологического универсализма , ориентированную не столько на изучение мотивов и смыслов индивидуальных социальных действий, сколько на функционирование обезличенных структурных компонентов общества – его подсистем. Используя системные представления биологии, он сформулировал четыре функциональных требования, предъявляемых к системам:

    1) адаптации (к физическому окружению);

    2) целедостижения (получения удовлетворения);

    3) интеграции (поддержания безконфликтности и гармонии внутри системы);

    4) воспроизводства структуры и снятия напряжений, латентность системы (поддержание образцов, сохранение нормативных предписаний и обеспечение следования им).

    В обществе эти четыре функции социальной системы, известные под аббревиатурой AGIL (А – адаптация, G – целеполагание, I – интеграция, L – латентность) обеспечиваются соответствующими социальными подсистемами (экономика – политика – право – социализация). Вместе с тем, они дополняют друг друга как части единого социального организма, позволяя соизмерять социальные действия акторов, избегать противоречий. Это достигается с помощью символических посредников – «средств обмена», в качестве которых выступают деньги (А), власть (G), влияние (I) и ценностные приверженности, обеспечивающие общественное признание и доставляющие удовлетворение от занятия любимым делом (L). В итоге достигается равновесие социальной системы и стабильное, бесконфликтное существование общества в целом.

    Общество как результат рационализации социального действия . Известный немецкий социолог и социальный философ конца XIX – начала ХХ вв. Максимилиан Вебер , являющийся основателем «понимающей социологии», также исходит из интерпретации общества как субъективно-объективной реальности. Однако в этом процессе для него определяющим в понимании того, что собой представляет современное общество, выступает характер социальных действий индивидов. Понять его – значит объяснить происходящее в обществе. В этом сущность исследовательского подхода М. Вебера, получившего название методологического индивидуализма .

    Системообразующим элементом в теоретической модели общества М. Вебера является социальное действие, которое в отличие от обычных действий человека обладает двумя обязательными признаками – «субъективным смыслом», который придает человек своему поведению и который мотивирует поступки человека, а также «ожиданием», «ориентацией на Другого», представляющей возможную ответную реакцию на предпринятое социальное действие.

    Характеризуя социальные действия индивидов, М. Вебер выделяет четыре его основных типа, которые встречаются в современном обществе:

    1) аффективное – основанное на актуальных аффектах и чувствах и определяемое эмоционально-волевыми факторами;

    2) традиционное – побуждаемое традициями, обычаями, привычками и не являющееся достаточно осмысленным, имеющим характер социального автоматизма;

    3) ценностно-рациональное – характеризующееся сознательным следованиям принятой в обществе или социальной группе системе ценностей, независимо от реальных его последствий;

    4) целерациональное – определяемое сознательной постановкой практически значимой цели и рассчетливым подбором соответствующих и достаточных для ее достижения средств, критерием чего выступает достигнутый успех совершенного действия.

    Если в традиционных (доиндустриальных) обществах господствовали первые три типа социального действия, для современной западной цивилизации типичным является целерациональное действие. Приобретая универсальный характер, целерациональное действие ведет к рационализации всей общественной жизни и «расколдованию мира», устранению ориентации на традиционные ценности как предрассудки. Формально-рациональное начало конституирует и определяет существование всех сфер общества и деятельности людей.

    В рассмотренных теоретических моделях общества, также как и в приобретших популярность в ХХ веке концепциях Дж. Г. Мида, Ю. Хабермаса, П. Бурдье и ряда других мыслителей, отчетливо просматривается философское понимание социума как субъективно-объективной реальности. Различие же между ними в том, что рассматривается в них в качестве системообразующих элементов общества, в конечном счете – социальное действие как субстрат «субъективного смысла» или обезличенные социальные структуры, функции которых приобретают объективно-закономерный характер.

    Одной из существенных характеристик системности обществу является его структура.

    Структура общества - это совокупность устойчивых координационных и субординационных связей между элементами содержания общества, которые обеспечивают его целостность и самодостаточность.

    1. По субстратному (по основным представителям) общество состоит из системы индивидов, а также из групп, этнических, социальных, демографических, профессиональных, региональных и других общностей.

    2. По способу организации жизнедеятельности и управления в структуре общества выделяются социальные институты и связи между ними. Они могут быть официальными (государственными) и неофициальными (негосударственными), различаются по предназначению и составу, конкретным организациям и другим основаниям.

    3. По наличию в обществе различных отношений и многообразию деятельности его структуру составляют виды отношений: экологические, демографические, материально-производственные, социальные, политические, правовые, нравственные, эстетические, научные, религиозные, образовательно-воспитательные, семейные и др. Существуют также аналогичные виды деятельности.

    4. В зависимости от нацеленности жизни людей на удовлетворение их материально-физических или духовных потребностей выделяют два уровня жизни общества:

    Материальная жизнь общества как первичный, естественно-необходимый уровень;

    Духовная жизнь общества как вторичный, но не менее важный уровень жизни.

    5. В зависимости от существования главных сфер жизнедеятельности общества в его структуре выделяются:

    o материально-производственная сфера жизни общества;

    o социальная сфера жизни общества;

    o политико-правовая сфера жизни общества;

    o духовная сфера жизни общества;

    Существуют и другие сферы жизни общества. Особой сферой является военная жизнь общества.

    6. Обобщенной характеристикой структуры общества следует считать подход, выделяющий три типовых элемента, обладающих своей спецификой и связями:

    o функционирование сознания субъектов общества;

    o совокупность институтов общества;

    o система общественных отношений (деятельности).

    Философские основания теоретической модели общества. Общество можно анализировать по-разному. Русский мыслитель А.А.Богданов (1873-1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления. Это характерно для общей теории систем как научной дисциплины. "Всякая человеческая деятельность, - писал он, - объективно является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, общественную, познавательную, художественную - можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения".



    Хорошо известны попытки описать общество как живую популяцию без выявления специфики социального. Современный философ-обществовед В.С.Барулин подходит к обществу с позиций рассмотрения различных сфер деятельности людей, обеспечивающих их жизнь.

    В основе социальной философии могут лежать и другие подходы, но тогда возникают иные философские модели. Рассмотрим некоторые из них.

    В XVII-XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Натуралистический философский принцип требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др.



    Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Так, человека он сводил до уровня сугубо природного существа. Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основная ошибка заключалась в принижении человеческой активности и отрицании человеческой свободы. Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподоблялся социальному атому, а общество механическому агрегату индивидов-атомов, замкнутых только на своих собственных интересах.