Игровые обучающие ситуации в дошкольном образовании. Применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей - обобщение опыта работы

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №41

«ЧЕБУРАШКА»

Игровые технологии в детском саду

Подготовил: Морозова Т.М

Воспитатель, специалист по изобразительной деятельности

Мытищи,2013

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как

деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека

(как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.

Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-

волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в

соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры,

которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект

Их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду:

Они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся

более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Роль игровых технологии в формировании условий повышения

Качества образовательного процесса в ДОУ

К.п.н., педагогический колледж Волкова Э.И.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателей доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-

педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Это связано с тем, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве

ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении.

В деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Приведем примеры.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить

малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие

Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Зарубежные исследователи, Данский и Силверман, получили экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу о том, что использование игровых технологий в работе с детьми могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений, способствует формированию индивидуального стиля когнитивной деятельности.

Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Приведем пример.

Не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее, чем даже 5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий - игровая терапия.

Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования, как говорит М.М. Поташник.


Решетникова Оксана Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска "Детский сад № 13"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "Игровые обучающие ситуации как одна из игровых форм работы с дошкольниками"
Дата публикации: 21.03.2016
Раздел: дошкольное образование

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
«
Игровые обучающие ситуации

как одна из игровых форм работы

с дошкольниками»

Форма проведения
: беседа с элементами практикума.
Цель
: Раскрыть значение совместных игр детей и воспитателей для развития ребенка; упражняться в решении педагогических ситуаций, ознакомить с современными игровыми технологиями и использования игровых обучающих ситуации в работе с дошкольниками.
Предварительная работа
:  Мониторинг детей по методике «Незаконченное предложение» Цель: провести исследование игровых интересов детей. Детям предлагается завершить следующие предложения: Моя любимая игра - это... В детском саду я люблю играть…... С (Имя отчество воспитателя) мы играем в... С ребятами мы играем...  На мольберте оформлен девиз метод.объединения: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький), в котором выделены цветом ключевые понятия совместной игровой деятельности: «интерес», «удовольствие», «развитие».  Оформлена выставка книг «Играем с детьми вместе», выставка игр и игрушек.
План проведения
: 1. Открытие методического объединения (игра «Разброс мнений») 2.Анализ результатов социологического исследования «Незаконченное предложение». 3. Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение» 4. Решение педагогических ситуаций (Работа в микрогруппах) 5. Игровые обучающие технологии 6. Практическая часть: определить вид ИОС; фрагмент НОД с использование ИОС. 7.Подведение итогов встречи. Рекомендации по теме метод. объединения. Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, состра дать во время игры? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Условия сегодняшней школы, дошкольного образования, требуют от нас педагогов внедрение современных образовательных технологий. Разнообразие их велико. Учитывая особенности детской деятельности, а основным видом деятельности детей дошкольного возраста, является игра, особое внимание уделяется применению
игровых технологий.
Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность.
Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности. Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников, можно выделить задачи социального и нравственного развития ребенка, а также развития его творчества, воображения, познания. Игра «Разброс мнений» Ведущий раздает карточки с первыми словами предложения, а участники его продолжают: Дети моей группы любят играть….. Мы с детьми играем в игры... Эти игры могут научить ребенка...
Анализ результатов социологического исследования
В е д у щ и й. О результатах анализа «Незаконченное предложение» нам сообщит психолог... (Ф.И.О.)
Беседа «Игра дело серьезное. Ее значение»
Ведущий: Обратите внимание на мольберт, на котом помещен девиз нашей встречи. Вы видите следующие слова: «интерес», «удовольствие», «развитие». Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот в чем секрет воспитательных возможностей игры. - Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку? (Высказывание воспитателей) Игра - путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры - важное средство самовоспитания. Для детей игра - это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами. Игра - это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 минут, но, если это игра «Море волнуется...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит неподвижно и 5 минут.
Игра - школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится и, наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы. Ведущий: Надо помнить, что игра - ведущая деятельность в детском возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры эффективнее идет обучение и воспитание ребенка. Это и средство диагностики психического состояния, и личностного развития ребенка. Это и ме- тод коррекции дефектов, недостатков, отставания в развитии. В игре у детей появляются желания помочь неумелому, проявить сопереживание удачам и неудачам каждого, предостерегают («Смотри, здесь бугор!»), успокаивают («Не бойся, мы с тобой!»). Во многом все зависит от того, как мы педагоги создадим условия, сумеем учитывать внутренние особенности детских позиций, мотивы поведений. Рассмотрим несколько ситуаций. Наша задача проанализировать поведение воспитателя в ситуации, правильность выбора его действий в соответствии с особенностями детских мотивов.
Решение педагогических ситуаций
Цель: проанализировать поведение взрослого и подвести итоги решения ситуации. В каждой из приведенных на слайде (фотография играющих детей) ситуаций показаны основные особенности внутренней позиции дошкольника. 1. Дети старшей группы детского сада играли в игру «Гараж». Саша и Андрей захотели быть начальниками. Назревал конфликт. Воспитатель пришел им на помощь: «В вашем гараже много разных машин, и одному начальнику трудно будет справиться с работой. Должны быть инженеры, механики, слесари, водители». Андрей согласился быть инженером, а Саша - начальником, в игру включились и другие дети. Задание. Определите, каково содержание мотивов поведения дошкольника в ситуации? Как влияет на развитие личности ребенка его общение со сверстниками и взрослыми? 1. Мотив поведения дошкольников в данной ситуации вызван созданием условий воспитателем для нормальных взаимоотношений детей в игре. Дети сумели договориться о своих совместных действиях, подчиняясь общему замыслу игры. . Основной мотив поведен детей в этой ситуации - проявление интереса к миру взрослых. 2Дети подготовительной группы играли в игру «Моряки». Климу надоело играть, и он захотел выйти из игры. Воспитатель предложил Климу спросить разрешение у капитана. - Товарищ капитан, - обратился Клим к Саше, товарищу в роли капитана, - разрешите мне уйти с корабля? Саша твердым голосом ответил:
-Запрещаю! Клим беспрекословно повиновался и сошел с корабля на берег вместе с другими только тогда, когда корабль вернулся из плавания. Задание. Определите, какие качества личности формируются у детей в данной игре? (В игре «Моряки» формировались такие качества личности, как коллективизм, умение согласованно действовать и при необходимости подчиняться. Действия педагога были направлены на формирование правильных ролевых отношений, развивающих общение детей.)
Игровые обучающие технологии.
Ведущий: Обратимся к нашему сегодняшнему девизу Игра - дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу...» Эта мысль принадлежит А. Макаренко, замечательному педагогу, который подчеркивал огромное значение детской игры. В развивающих играх заключается один из основных принципов обучения – от простого к сложному, когда ребенок может самостоятельно, по способностям, подняться до «потолка» своих возможностей. Ряд современных методик позволяют использовать в работе различные развивающие игры. На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования использует разные виды мероприятий интегрированного характера в целях воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Игра была и остается основной формой работы с детьми и ведущим видом их деятельности. Если игра, организованная воспитателем для процесса обучения, имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют
игровой обучающей

ситуацией
(НОС), основными характеристиками которой являются: ■ короткий и несложный сюжет; ■ оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой; ■ специально организованное игровое пространство; ■ наличие дидактической цели и воспитательной задачи; ■ обязательное проведение и руководство игрой взрослым. Можно выделить несколько
типов ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами
- изображениями реально существующих предметов и объектов - могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3-летнего возраста можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях, например, живых существ на основе типичных признаков, причем сопоставлять изображения можно не только с реальными объектами, но и с их изображениями на репродукциях картин, наглядных пособиях.
ИОС
с
литературными персонажами
используют куклы, изображающие персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Это герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов. Они воспринимаются детьми эмоционально, формируют воображение, становятся объектами подражания.

ИОС в виде воображаемого путешествия
зоопарка, достопримечательных мест города и др. Дети в игровой форме получают новые знания и закрепляют ранее полученные. Роль экскурсовода в игре исполняет воспитатель. Игровые образовательные
ситуации-иллюстрации
используются в работе с младшими дошкольниками. Основу содержания ситуаций-иллюстраций составляют литературные художественные произведения. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий воспитатель демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Игровые образовательные ситуации-упражнения
целесообразно проводить начиная со средней группы, когда ребенок является не только слушателем, но и активным участником. Включаясь в ситуацию-упражнение, дети тренируются в выполнении определенных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Игровые

образовательные

ситуации-проблемы

ситуации-
оценки проводятся в старшем дошкольном возрасте. В ситуациях-проблемах взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в таких ситуациях, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их, постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого потребуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Практическая часть

Задание № 1. Определить,
к какому типу относятся игровые обучающие ситуации. 1. Уж ты котенька, коток, Котя - серенький лобок! Поздоровайся с детьми, Сколько деток, погляди! Как у нашего кота Шубка очень хороша! Как у котика усы Удивительной красы! Глазки смелые, Зубки белые!
{Ситуация-иллюстрация.)
2 . «Путешествие семьи» (стихотворение «Как вести себя в поезде» из книги Г. Шалаевой «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» (М: Эксмо, 2006)). Определить, какие правила нужно соблюдать, отправляясь в путешествие на поезде. Дочка. Я смотрю, смотрю на поезд, Оказалось, длинный он. Значит, надо долго-долго Нам еще искать вагон. Мама. Вот поэтому пораньше Пришлось к поезду прийти. На билетах написали, Что вагон наш номер три. Дочка. Долго мы его искали, Сбились с ног уже совсем, Вдруг смотрю - в окошке цифра. Три! Вот, мама, посмотри!

(Ситуация-упражнение. Необходимо приходить на вокзал заранее до отправления

поезда.)
Сын. Едем мы уже давно, Поезд дальше мчится. Я устал смотреть в окно. Спать пора ложиться. Я б наверх, конечно, лег: Там ведь интересно! Отец. Не ложись там, сынок, Там довольно тесно. Детям спать вверху нельзя - Можно и свалиться, Стукнуться об пол иль стол, Больно ушибиться. С ы н. Ничего, я подрасту - Это же несложно. Вот тогда и наверху Спать мне будет можно.
{Ситуация-упражнение. Маленьким детям нельзя спать на верхней полке, потому

что они могут упасть.)
Задание № 3. Дина коллекционирует открытки. Ее друзья (всего друзей двадцать) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. На дне рождения выяснилось, что все открытки одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью? {Подарить другому, сделать поделку, разрезать на пазлы, превратить в закладку для книги и др.)
(Проблемная ситуация.)

Деловая игра. (Поупражняемся в использовании игровых обучающих ситуации в

Занятие в старшей группе Образовательная область:
«Безопасность».
«Электроприборы и электричество» с использованием

игровой обучающей ситуации-оценки

Задачи: (прописаны на слайде)
обобщать и расширять знания о бытовых электроприборах, их назначении и правилах безопасного поведения при пользовании электроприборами в быту; развивать мыслительную активность, любознательность; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами; формировать умение осторожного обращения с электроприборами; вызывать радость открытий, полученных посредством опытов; в о с п и т ы в а т ь у м е н и е р а б о т а т ь в к о л л е к т и в е.
На столе разложены необходимые пособия для занятия. (карточки с загадками об

электроприборах,
набор слайдов с изображениями электроприборов; экран; прозрачная пластмассовая труба с шариками внутри; подносы; пластмассовые палочки по количеству
детей; бумажные шарики; кусочки вязаных шерстяных шарфиков; аудиозапись с музыкальным сопровождением; звуковоспроизводящая аппаратура. Ход занятия Профессор (ведущий). Уважаемые друзья, приветствую вас в школе фиксов! Демонстрация мультфильма «Школа фиксиков». Звучит музыка, входят, танцуя, два ребенка: один - в костюме Симки, другой - Нолика. Профессор. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. С и м к а. Вот интересно, для чего они нужны? Нолик. Говорят, что без них человеку было бы трудно. Профессор. Да, да, да! Попробуем разобраться в этом вопросе. Присаживайтесь. Для начала давайте разберемся, какими электроприборами пользуется человек? Пыль найдет и вмиг проглотит, Чистоту для нас наводит. Длинный шланг, как хобот нос, Коврик чистит... {пылесос). Профессор показывает слайд «Пылесос». Профессор. Расскажите, для чего нужен пылесос? Ответы детей. - Если кнопочку нажать, Будет музыка звучать. (Музыкальный центр.) Профессор показывает слайд «Музыкальный центр». - Расскажите, для чего нужен музыкальный центр? Ответы детей. Профессор. Гладит платья и рубашки, Отутюжит нам кармашки. Он в хозяйстве верный друг. Имя у него - ... (утюг). Профессор показывает слайд «Утюг». - Расскажите, для чего нужен утюг? Ответы детей. - (О чем еще можно еще поговорить используя данный прием ИОС на занятии?) Холодильник, миксер, настольная лампа и т.д.) Профессор. Зачем люди придумали электрические приборы? (Ответы детей.) А чтобы работали все эти приборы, куда их включают? (Ответы детей.) Для того чтобы приборы работали, их включают в розетку. (Показывает слайд «Розетка».) Розетка - это входные ворота в электрическую сеть. А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? (Ответы детей.) Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем- то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы - электроны. Профессор показывает модель: в прозрачной трубке двигаются шарики, изображающие движение тока по проводам.
Физкультминутка.
Детям предлагается представить, что они превратились в маленькие электроны, которые двигаются друг за другом по проводам. Профессор. Чтобы не произошли неприятности, необходимо соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами. Проверим, знаете ли вы их.
Вопросы:
- Можно ли включать в розетку неисправные электроприборы? (Нет.) - Можно ли прикасаться к оголенному проводу? (Пет.) - Можно ли мокрыми руками трогать электроприборы? (Пет.) - Можно ли оставлять без присмотра включенные электроприборы? (Пет.) - Можно ли вставлять в розетку предметы? (Нет.)
- М о ж н о л и г о р я щ и й э л е к т р о п р и б о р т у ш и т ь в о д о й? (Нет.) Профессор. Симка и Нолик знают одну поучительную историю, которая приключилась с маленькой девочкой, послушайте ее. Симка. В гости к нам пришла соседка, Мы резвились с ней полдня, Спицу вставили в розетку, Из розетки - столб огня! Мы с соседкой еле-еле Прыгнуть в сторону успели. Папа мой, большой знаток, Нам сказал.. Нолик. ...«В розетке - ток. Вам розетку эту я Трогать не советую. Утюги и провода Не хватайте никогда! Ток невидимый без рук Вас ударить может вдруг!» (М. Монакова «Розетки мне неинтересны!») Профессор. Ребята, чему учит нас это стихотворение? {Ответы детей.) Правильно, если не соблюдать правила безопасности при пользовании электроприборами, может случиться беда, может возникнуть пожар. А еще существует электричество, которое называется статическим. Оно живет повсюду, само по себе, и его можно поймать. Я приглашаю вас на время стать волшебниками и поймать статическое электричество.
Опыт.
Взять пластмассовую палочку и прикоснуться ею к бумажным шарикам, лежащим на столе. После прикосновения положение бумажных шариков не изменилось. Затем взять шерстяной шарф и натереть им пластмассовую палочку. Медленно поднести палочку к бумажным шарикам так, чтобы она не прикасалась к ним. Положение бумажных шариков изменится. Бумажные шарики притянутся к пластмассовой палочке. Палочки наэлектризовались и притянули к себе бумажные шарики. При трении палочки о шерстяной шарф возникает статическое электричество. Профессор. Молодцы! Я готов принять вас в школу фиксиков и вручить эмблему школы каждому, кто вспомнить правила обращения с электроприборами. Дети называют правила и получают эмблему. Профессор. Главное правило пользования электроприборами для дошкольников: «Нельзя включать электроприборы самостоятельно, без взрослого». И если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим другом. А более подробно про электроприборы вы узнаете, если будете посещать уроки школы фиксиков Подведение итогов деловой игры: Какие Игровые образовательные ситуации использовались на нашем занятии?
Подведение итогов методического объединения
В е д у щ и й И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей -не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с по - мощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. В конце встречи воспитателям вручается памятка по игровым образовательным ситуациям. (Обзор выставки книг.)

Применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей - одно из приоритетных направлений моей работы.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую эмпатии, доброжелательность, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребёнка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребёнка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослыми. В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми – тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.) встроенных в основное содержание обучения.
Сначала игровые технологии использовала как игровые моменты, которые очень важны, в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей». В дальнейшем добиваюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима. Изучила исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой, которые составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе.
Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на всё их окружение, прививать любовь ко всему живому.Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Интеграция даёт возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. Поэтому я использую множество игровых приёмов с целью стимулирования познавательных интересов. В построении занятий применяю и художественно - развивающие игры. Например, такие как «Подбери цвета, которые художник использовал в своей картине, «Холодные и тёплые цвета», «Найди картинку по палитре» и другие. Так же в занятия включала нетрадиционные техники рисования. Их использование доставляло детям множество положительных эмоций, дарило неожиданные открытия, раскрывало новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве художественных материалов.
Мой опыт посвящен проблеме развития творческих способностей детей 4-5 лет в процессе рисования нетрадиционными техниками.
Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить? Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.
Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.
Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Мои наблюдения в педагогической практике за изобразительной деятельностью детей группы (среднего дошкольного возраста) показали, что дети очень любят рисовать, рисуют с большим удовольствием, однако для получения изображения пользуются традиционными материалами.
Исходя из полученных наблюдений, я определила влияние на развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: проверить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей у детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать нормативно-правовую основу и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Выявить особенности развития творческих способностей детей.
3.Подобрать наиболее оптимальные методы и приёмы для развития творческих способностей в процессе рисования нетрадиционными техниками.
4.В процессе обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов.
5.Осуществить самооценку своей педагогической деятельности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ детей среднего дошкольного возраста.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.
К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».
Изобразительное творчество – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.
Развивая творческие способности надо помнить, что ребёнок – не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества, маленький художник. В нашей совместной работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто, кроме него, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. А дело воспитателя - вести занятия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная.
Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями (С.В.Гусарова, Н.Г.Морозова, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукина, В.С.Юркевич), с уровнем мышления и умственным развитием (Л.А.Венгер, Л.В.Занков, В.Т.Кудрявцев, Н.С.Лейтес, Н.Н.Поддьяков, О.К.Тихомиров). Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л.С.Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе (В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, А.И.Кириллова, Е.Е.Сапогова и др.).
Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:
а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («Дорисуй», «Придумай сам», «Что забыл нарисовать художник?»);
д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т.С.Комарова, Н.М.Конышева, М.В.Крулехт, Н.А.Малышева).
Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.
В работе с дошкольниками я исходила из того, что творческий труд должен быть положительно мотивирован, не нести в себе отрицательных эмоций и переживаний. В соответствии с этим,с детьми среднего дошкольного возраста была проведена предварительная работа по формированию мотивационной готовности к предстоящей творческой деятельности.
Обучение детей в основном строилось на использовании вербальных методов и приемов обучения с проблемно-поисковой и прогностической направленностью. С детьми проводились беседы, читались и анализировались стихотворения, рассказы, создавались проблемные ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно, творчески подойти к правильному осознанию и разрешению возникшего противоречия («сегодня у нас на занятии нет кисточек, но волшебница нам оставила листики мятой бумаги. Как при помощи этой бумаги можно нарисовать ёжиков?»)
Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в детском учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. С этой целью проводилось прежде всего анкетирование родителей по изучению художественных интересов детей (приложение 1). Необходимо было показать родителям необходимость развития у детей творческих способностей. Не менее важным считаю работу по обогащению знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования (использовались различные методы работы: папки-передвижки, консультации для родителей, выставки рисунков в нетрадиционных техниках.)
Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.
При формировании у детей мотивационной готовности к художественно-творческой деятельности были реализованы следующие педагогические условия:
1.Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества в процессе рисования нетрадиционными техниками.
2.Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом:
- проявление доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе рисования, отказ от критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка;
- поощрение высказываний и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению; учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей.
В исследовании также учитывала, что система основных знаний и представлений является важнейшей предпосылкой, условием успешного осуществления творческой трудовой деятельности. В связи с этим дошкольникам сначала сообщались необходимые знания, которые затем закреплялись и переводились в практический план.
Считаю, что свою творческую активность дети в полной мере могут проявить на занятиях в кружке «Радуг красок ». Мной были разработаны занятия в кружке, охватывающие разнообразные виды нетрадиционных техник рисования.
Реализация когнитивного компонента творческой активности обеспечивалась соблюдением системы мер:
-рациональным соотношением объяснительно-иллюстративных и исследовательских, эвристических методов обучения;
-расширением кругозора детей за счет самостоятельного, творческого использования ими различных источников информации (книга, компьютер, телевизор, слово воспитателя и т.д.);
-контролем усвоения сообщаемых дошкольникам знаний на каждом из этапов проводимых занятий;
-использованием тренинговых заданий, направленных на повторение, закрепление ранее изученного материала;
-приоритетным использованием интегративных принципов освоения предлагаемого содержания (интеграция с художественной литературой, игровой, театрализованной и др. видами детской деятельности);
-переносом усвоенных знаний и представлений, способов деятельности в творческий ручной труд.
При формировании данного компонента творческой активности,старалась уйти от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоятельному, инициативному поиску информации. Этому способствовало решение дошкольниками «открытых» задач, предполагающих возможность поиска и нахождения нескольких правильных ответов.
Работа по развитию практико-ориентированного компонента творческой активности предполагала обучение детей технологиям и приемам работы с основными, доступными данному возрасту инструментами и приспособлениями (ножницы, карандаш, линейка, кисть, стека), материалами (ткань, нити, картон, бумага различных сортов и видов), вариантами отделки готового изделия (раскрашивание, аппликация и др.).
Основными методами и приемами, используемыми при формировании у дошкольников данного компонента творческой активности, были: беседа; инструктаж с пропущенным действием; тренировочные упражнения на креативное применение умений; решение проблемно - практических ситуаций; вариативные задания на поиск рациональных способов действия; экспериментирование с художественными материалами и способами их обработки; выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка; игровые задания с креативной динамикой.
Место, роль, характер использования отдельных методов существенно менялся. Так, на начальном этапе приобщения дошкольников к творческой трудовой деятельности большое значение придавалось использованию развернутых объяснений, повторению с целью закрепления нового материала. На этапе самостоятельного применения имеющихся знаний, умений и навыков в практических обстоятельствах использовались вариативные творческие работы и задания.
В процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, работ творческого характера дошкольникам давалась установка на выражение ими индивидуальности, самобытности, инициативы, свободы выбора. Для этого детям предъявлялись вопросы поискового характера, такие как: «Подумай, как выполнить данную работу, с чего ты начнешь?», «Какими инструментами будешь работать?», «Какие материалы и в каком количестве тебе понадобятся?», «Из какого еще материала можно изготовить это изделие, как его лучше оформить?» и т.д.
Одним из основных условий развития творческой активности на занятиях кружка «Радуга красок» являлось создание ситуаций незавершенности, ориентирующих детей на поиск наибольшего количества конструктивных решений игровых проблемных ситуаций. Выполняя работу, дошкольники не получали готовых рецептов по воссозданию конкретного образа, повторению заранее заданной педагогом последовательности операций. Детям объяснялись только общие принципы работы, а способ решения поставленной задачи они находили сами. С этой целью широко использовался прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали. Детям были предложены задания оживить листик дерева, ватную палочку, трубочку и т.п. Данные задания были особенно популярны у детей 4-5 лет, так как позволяли им на одной основе создавать самые разные художественные образы.
Постепенно дошкольники подводились от выполнения заданий по образцу к заданиям творческого характера, по собственному замыслу.
Эффективность разработанной методики можно оценить при помощи диагностических методик. Было установлено, что большинство детей теперь характеризуется высоким (47) и средним (21%) уровнями развития творческой активности, низкий уровень составляет лишь 2% .
Выводы.

Социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
При развитии творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования ставятся следующие задачи:
1. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
2.развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
3. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца;
5. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников.
Одно из условий проявления творчества в процессе рисования - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
Занимательность работы по ручному труду способствуют развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
В настоящее время есть множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами в натуральном виде, а также через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью художественной литературы.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.
Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия.

На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В ФГТ игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). Ее характеризуют следующие моменты:

— она имеет короткий и несложный сюжет;

— оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;

— в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;

— воспитатель проводит и руководит всей игрой.

Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами

Аналоги — это игрушки, которые изображают объекты природы. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Их только увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.

3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, музеи, фермы, экскурсии, поездки, походы,. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природ.

Хочется предложить вашему вниманию конспекты ИОС типа путешествий.

Помнится был такой мультипликационный фильм «Лошарик», сказочный персонаж -лошадка сделанная из воздушных шариков. Он и послужил героем нашей игры

Тема «Путешествие Лошарика в лес»

Старшая группа

Дидактические задачи:

О.о.«Познание»:

— формировать обобщенное представление о диких животных, птицах;

— уточнить представления детей о лесных зверях – медведе, волке, лисе, зайце;

— формировать представление о лесе как сообществе;

— убеждать детей в полезности всех видов животных и растений;

— учить устанавливать причинно — следственные связи между флорой и фауной смешанного леса.

О.о.«Социализация»:

— способствовать творческому использованию в играх представление о природе.

О.о.«Здоровье»

О.о.«Коммуникация»:

— развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами,

Воспитательные задачи:

— воспитывать у детей способность положительно относится к природе;

— воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы, оборудование:

Картинки диких животных, лесных птиц, деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц.

Лошарик вбегает со словами:

Лошарик к детишкам в дет.сад прибежал

«Я по лесу бегал, кого-то встречал

Но так и не понял – кто встретился мне?

Быть может детишки — поможете мне?»

Воспитатель знакомит детей с Лошариком, пришедшим к ним в гости.

Лошарик здоровается с детьми и рассказывает, что был в лесу и встретил там кого-то, но кого точно не знает.

Воспитатель удивлён, что Лошарик не знает что такое лес и как там живут звери которые ему повстречались?

Выясняется, что он про лес совсем ничего не знает!

Воспитатель предлагает Лошарику отправиться вместе с ребятами в лес на экскурсию. Дети садятся на стульчики (автобус), покупают у кондуктора билеты и доезжают до станции «Лесная».

Лес - это сообщество многих обитателей - представителей растительного и животного мира.

Воспитатель загадывает детям загадки о диких животных и о лесе.

Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке.

Воспитатель рассказывает детям, что в каждом лесу много различных птиц.

Воспитатель загадывает детям загадки про птиц.

Дети называют птиц, и показывают их на картинке.

Воспитатель благодарит детей за правильные ответы.

Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.

Ребятам предлагается рассказать гостю о жизни зверей, которые ему повстречались.

Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводит лето и зиму.

Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются.

Ответы детей.

Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.

Ответы детей.

(Самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).

Воспитатель предлагает детям объяснить Лошарику основные правила поведения в лесу. (Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т.п.)

Лошарик благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

Дети садятся в автобус, и возвращаются в детский сад. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.

По приезду в детский сад ребятам предлагается выразить свои впечатления в рисунках, и организовывается выставка детских творческих работ.

Тема « Мы идём в зоопарк»

Средняя группа

Дидактические задачи:

О.о.«Познание»

— расширить представления дошколь​ников о диких животных;

— познакомить с животными, занесен​ными в Красную книгу;

О.о. «Социализация»

— способствовать использованию в играх представление о редких животных

О.о.«Здоровье»

— формировать начальные представления о здоровом образе жизни

О.о.«Коммуникация»

— развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами

— поощрять попытки делиться с детьми и взрослыми своими впечатлениями.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать бережное отношение к животным.

Материалы, оборудование: картонные коробки, игрушки (картинки) зверей, билеты, корм для животных, скребки, совочки, магнитофон, диски с записью голосов птиц и животных.

Из картонных коробок воспитатель делает «клетки», в которых находятся «животные» (игрушки или картинки). На входе в зоопарк работает касса, где кассир продаёт билеты. Кон​тролер, пропуская посетителей и отрывая билеты, просит де​тей не подходить близко к «клеткам», не кормить животных. На территории зоопарка детей встречает экскурсовод (эту роль берет на себя воспитатель), который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание животным, которые занесены в Красную книгу и охраняются государством. Экскурсовод рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.

Экскурсовод возле каж​дой «клетки» ведет с детьми разговор: выясняет, что они зна​ют про это животное, задавая им вопросы.

Ответы детей.

А затем коротко дает новую, небольшую по объему информацию.

При посетителях зоопарка организовать раздачу корма, чистку «клеток». Эти ролевые действия, выполняемые детьми, поддерживают игро​вую ситуацию и позволяют ребятам получать новые сведения.

Исследование И. А. Комаровой показало, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач природоведческих занятий, наблюдений. Выявлены три типа ИОС, использование которых обладает различными дидактическими возможностями. Это ИОС, построенные с привлечением игрушек-аналогов; кукол, изображающих литературные персонажи; различных вариантов сюжета «Путешествие».

Основная характеристика ИОС первого типа – использование игрушек-аналогов, которые изображают различные объек-


ты природы. Следует отметить существование огромного разнооб­разия игрушек-животных и очень ограниченного количества иг­рушек-растений. Главный смысл использования такого рода игру­шек - сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игруш­ка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно (по-разному) действовать с живым объектом и предметом. Послед­няя характеристика позволяет в ряде случаев применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки рыбку-игруш­ку и не могут - живую рыбку, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для младших дошкольников.

Создание игровых ситуаций игрушками-аналогами сводится к сопоставлению живого объекта с игрушечным изображением по самым различным параметрам: внешнему облику, условиям жиз­ни, способу функционирования (поведение), способу взаимодействия с ним.

Следует обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта. Игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) концентрирует на себя внимание, в равной степени является содержательным элементом обучения, что создает благоприятные условия для нахождения различий.



Разнообразные ИОС, включаемые в занятия, показали, что
игрушка-аналог может быть использована в дидактических целях
при формировании реалистических представлений о животных у
детей разного дошкольного возраста. Важен при этом способ ее
включения в занятие, когда игрушка противопоставляется либо
живому животному, либо животному, реалистически изображенному на картине. Момент противопоставления обеспечивает разведение сказочно-игрушечных и реалистических тенденций в знаниях о данном виде животных. При этом важно, чтобы использование игрушки на занятии полностью соответствовало ее функ­циональным назначениям: игрушка помогает создавать игровые ситуации, воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения.

Заметим, что использование игрушек-аналогов может быть в одних случаях более, в других - менее успешным. Присутствие их уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе полученных в процессе наблюдений конкретных знаний. Особенно эффективны игрушки-аналоги, когда с животным невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять в руки живых таких животных исключена. И, наоборот, они мало обращают внимания на игрушечного щенка, если на занятии присутствует живая собака, которую можно погладить, взять за лапу.

Итак, материалы показывают, что образная игрушка может выполнять определенную дидактическую функцию в экологообразовательном процессе детского сада. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о живот­ных и растениях. Требования к ней в этом случае следующие. Иг­рушка должна быть опознаваема - независимо от материала и типа исполнения, в ней должны просматриваться характерные видо-типичные признаки строения животного, растения, главным образом форма отдельных частей объекта, по которой идет узнавание конкретного вида. Игрушка должна быть эстетична - отвечать современным требованиям дизайна, вызывать у ребенка по­ложительные эмоции. Работая над созданием ИОС, включением их в практику экологического воспитания, педагоги могут использовать подходящие игрушки как демонстрационный и раздаточный материал.

Например, дети старшей группы рассматривают картину, на которой медведица купает медвежонка в реке, схватив его зубами за шиворот. Перед воспитателем стоит программная задача: формировать у дошкольников реалистические представления о жизни бурого медведя в лесу. Педагог вносит на занятие мягкую игрушку - симпатичного мишку, сообщает, что он не хочет больше жить в детском саду, не хочет сидеть на полке и есть кашу из кукольной посуды. Он хочет уйти в лес и жить там, как настоящие медведи, - куклы рассказывали ему про это. Взрослый предлагает детям рассказать игрушечному медвежонку все, что они знают про бурых медведей, про их жизнь в лесу в разное время года, показать ему картину, объяснить, что такое лес, что и зачем делает медведица с медвежонком.

Что происходит после включения игрушки-аналога в процесс обучения дошкольников? Как ситуация влияет на детей? Происходит следующее.

У детей появляется положительный эмоциональный настрой при виде симпатичной игрушки и ее намерений.

Дошкольники включаются в игру (они всегда готовы к ней) и удивляются «наивности» мишутки - ведь они в 5 - 6 лет имеют некоторый опыт посещения леса, кое-что знают про медведей.

Повышается познавательная и речевая активность детей: они охотно рассказывают игрушке все, что знают, что видят на картине, внимательно слушают дополнения и пояснения воспитателя, который не им, а мишутке рассказывает, как нелегко жить лесу, как бурые медведи добывают пищу, как залегают на зиму в берлогу, как у медведицы в это время родятся медвежата и как она заботится о них.

Включая данную ИОС в занятие, воспитатель достигает следющего педагогического эффекта.


Полная реализация дидактической задачи: подавляющее боль­шинство детей получают представление о жизни и приспособлен­ности бурого медведя (его строение, поведение, образ жизни, размеры) к различным факторам среды обитания, главными из которых являются лесная экосистема и сезонно меняющиеся погодно-климатические условия.

Уточнение и углубление представлений об отличии живого животного от игрушки, разведение сказочно-игрушечных и реа­листических представлений.

Легкое и высокоэффективное обучение дошкольников благодаря игровой мотивации и включения механизма косвенного обу­чения: все сведения о бурых медведях передавались мишутке, вос­питатель не учил детей, он вместе с ними учил игрушку.

Быстрая активизации интеллектуальных возможностей и способностей всех дошкольников.

Развитие игровой деятельности детей: воспитатель действовал с игрушкой, говорил за нее, сам с ней вел диалог.

Используя метод игры, педагог тем не менее достиг эффекта благодаря правильному сочетанию приемов в этой ИОС и специальной подготовке:

продумал сюжет игры, в который включил программное содержание занятия;

выбрал симпатичную игрушку, продумал ее действия и слова;

во время занятия исполнял одновременно две роли - мишутки и воспитателя, легко переключался с одной на другую;

выполнял с игрушкой игровые действия: поворачивал медвежонка к говорящим детям (он слушает их), подносил его к карти­не (он ее рассматривает), лапой показывал предметы на картине, капризничал («хочу в лес, хочу в лес», «хочу в берлогу...» и т.д.).

Для большего эффекта обучения воспитатель должен оставить игрушку и картину в группе на 1 - 2 дня и разрешить их использовать в игре. В этом случае дети обязательно будут проигрывать и закреплять то содержание, которое они усвоили на занятии (мишку будут обучать, найдут ему маму-медведицу, будут кормить его медом и малиной, на участке покажут кусты, деревья, будут учить лазить по ним, устроят берлогу из снега и пр.).

Значительных результатов в понимании и усвоении материала детьми воспитатель достигнет, если использует прием сопоставления особенностей строения игрушки и настоящего зверя. Например, воспитатель говорит мишутке, поглядывая на детей: «Ты не можешь жить в лесу - ты маленький, ты не сумеешь найти пищу, защитить себя. Медведи - это огромные и сильные звери (показывает рукой выше себя). Посмотри на свои лапы. Где у тебя когти? А у бурого медведя сильные лапы с огромными когтями. Ударом лапы он может убить оленя. С помощью когтей медвежата забираются на дерево. Открой рот, покажи свои зубы.

Что? Не открываешь! Зубов-то, наверно, совсем нет, а собрался в лес! И т.д.»

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знако­мых детям. Анализ практики проведения в дошкольных учреждениях занятий по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах, специально предпринятый И.А.Комаровой, показал, что воспитатели часто используют сюжетные игрушки: кукол, персонажей знакомых сказок (Буратино, Незнайка, Петрушка и др.), чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. При этом было обнаружено, что роль игровых персонажей в обучении чрезмерно мала: они выполняют в основном развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают решению программных задач занятия. Между тем герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектом подражания. На это указывают многие исследователи, изучавшие влияние литературных произведений на игру дошкольников, их поведение (Т.А.Маркова, Д.В. Менджерицкая, Л.П.Бочкарева, О.К. Зинченко, А. М. Виноградова и др.).

И.А.Комаровой было сделано предположение, что куклы – персонажи некоторых сказок на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы на природоведческих занятиях. Для этой цели были выбраны Чипполино, Незнайка, Карлсон. Выбор этих персонажей неслучаен.

Чипполино, герой одноименной сказки Дж. Родари, очень симпатичен детям. Он нравится им за свою смелость, находчивость, дружелюбие. К тому же его сходство с луковицей помогает глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Чипполино много знает об овощах, и дети всегда рады встрече с ним: они уверены, что Чипполино расскажет что-то интересное.

Карлсон - в некотором смысле антипод Чипполино. Он знаком детям по книге Астрид Линдгрен и по мультфильму как хвастунишка, баловник и весельчак.

Незнайка, герой книги Н. Носова, носит свое имя неслучайно. Он много хвастается о своих способностях, на самом же деле ему часто недоступно решение самых простых вопросов.

Предполагалось, что данные сказочные персонажи будут использоваться на занятиях не с целью развлечения, а как факторы, обеспечивающие решение дидактических задач, т. е. куклы должны вписываться в ход занятий на основе программного содержания. Исследование Л. П. Стрелковой , которая изучала влияние литературных произведений на эмоциональное развитие дошкольников, демонстрирует не только уместность, но и целесообразность проведения - после прочтения сказок – игр-бесед


между детьми и куклами. При этом исследователь считает вполне уместным в разговоре с детьми выходить за пределы сюжета сказок, переводить беседы на реальные события из жизни детей, их проявления в коллективе сверстников. Автор настоятельно под­черкивает: от имени отрицательного персонажа должен говорить взрослый, дети имитируют только положительных героев и тем самым упражняются на уровне проговаривания и эмоциональных оценок в хороших поступках.

Выбранные литературные персонажи интересны тем, что с их помощью можно активизировать познавательную деятельность детей. Литературная биография каждого из них позволяет использовать либо его сильную (осведомленность Чипполино), либо сла­бую (незнание Незнайки) стороны их поведения в сказке. Таким образом, литературный герой, привнесенный на занятие, - это и просто симпатичная игрушка, которая развлекает ребят, а персонаж с определенным характером. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации он проявляет свои прежние ти­пичные особенности, иначе говоря, действует в своем амплуа. Именно поэтому Карлсон и Незнайка попадают в такие ситуа­ции, когда необходимы знания и помощь детей. Эти моменты особенно хороши тем, что дошкольники меняют свою позицию: из обучаемых они превращаются в обучающих. Смена позиций
выступает как положительный фактор обучения - активизируется умственная деятельность детей. В традиционном занятии воспитатель всегда над детьми: он задает вопросы, поучает, объясняет, рассказывает - он взрослый и умнее. Но когда Незнайка и Карлсон задают «глупые» вопросы, строят нелепые предположения, проявляют полную неосведомленность в событиях, уже дети стоят над ними. Такое соотношение придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в собственных глазах. Дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель, - они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации дошкольников.

Третий тип ИОС – это различные варианты игры в путешествие: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку (на Северный полюс)», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. Во всех случаях это сюжетно-дидактическая игра (или ее фрагменты),включенная в занятия, наблюдения, труд. По существу, всевозможные путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний. В каждом конкретном случае сюжет игры предпола-

гает следующее: дети посещают новые места, знакомятся с новы­ми явлениями и объектами в качестве экскурсантов, туристов, посетителей и т. д. В рамках ролевого поведения дети рассматрива­ют, слушают пояснения, «фотографируют». Воспитатель, взяв на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, опытного путешественника и т.д., рассказывает и показывает до­школьникам все то новое, ради чего отправились в путь. В ИОС этого типа большую помощь оказывает атрибутика в виде самодельных фотоаппаратов, подзорных труб и биноклей: дети лучше входят в роль, совершают больше игровых действий. «Оптические приборы» в силу того, что объективом они ограничивают пространство обзора, создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Кроме того, фотографирование предполагает изготовление «фотографий» - создание детьми изопродукции на основе впечатлений.

Все обозначенные типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Даже если обучение с использованием ИОС в ряде случаев выходит за рамки отведенного времени, дети не утомляются, так как хорошее исполнение игры, создавая положительный эмоциональный настрой, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Итак, игра как метод экологического воспитания - это игра,специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует следующее:

1) имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

2) в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;

4) игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

5) воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием
сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.