Субъекты малого и среднего предпринимательства понятие виды. Малое и среднее предпринимательство - это что такое? Субъекты малого и среднего предпринимательства. Рыночная экономика и малое предприятие

Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство - это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

8, 5 млн. Малых предприятий = 99% всего бразильского бизнеса

Мы являемся бразильской службой поддержки малого и малого бизнеса. Наша роль заключается в содействии предпринимательству, предоставлении руководства, чтобы помочь малым предприятиям расти и увеличивать занятость, помогая развивать бразильскую экономику. У нас есть сеть почти 700 центров обслуживания на месте по всей стране. Мы рассчитываем на более чем пять тысяч экспертов малого бизнеса и большой пул внешних консультантов, работающих над передачей знаний и ноу-хау тем, кто владеет или намерен начать компанию.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики - свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство - это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство - это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Мы являемся партнерами на каждый момент вашего бизнес-цикла

Когда вы начинаете свой бизнес

Мы всегда готовы поддержать тех, кто мечтает встать на ноги и начать бизнес. С этой целью мы предоставляем наш опыт, чтобы вы могли понять свой рынок, клиентов и получить возможность разработать хороший бизнес-план. Вы можете рассчитывать на наших экспертов в области малого бизнеса либо на месте, либо через нашу виртуальную платформу. Ознакомьтесь с рекомендациями, которые мы создали для разработки вашей бизнес-модели и начала вашей деятельности. Посещение.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Когда у вас уже есть бизнес

Проснись - первым шагом к достижению успеха является выяснение, есть ли у вас поведение и навыки предпринимателя. Затем вам нужно собрать информацию, чтобы последовательно поддерживать ваш бизнес-план и разрабатывать бизнес-модель. После этого вы должны проверить возможность своей бизнес-модели и выяснить, как определить, будет ли проект генерировать финансовую прибыль. Записаться - последний шаг - зарегистрировать бизнес. Узнайте, что необходимо для регистрации вашего бизнеса в соответствии с правовой базой вашего сектора.

  • Соберите.
  • Знать - третий шаг - организовать и проанализировать собранную информацию.
  • Консультируйтесь.
Ни индустрия, ни время не являются препятствием, вы всегда можете рассчитывать на наших экспертов, чтобы советовать и поощрять вас постоянно развивать свой бизнес.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство - это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве - не более шестидесяти, в оптовой торговле - пятидесяти, в розничной же - до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства - физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Рыночная экономика и малое предприятие

Мы знаем, что требования постоянно меняются и что бизнесмен - это тот, кто отвечает за корректировку своего бизнеса, чтобы предлагать продукты и услуги в соответствии с требованиями своих клиентов. Таким образом, мы предоставляем знания и инструменты, чтобы вы могли внедрять инновации в свой бизнес, повышать административное и финансовое управление, расширять свою рыночную позицию и повышать конкурентоспособность своего бизнеса. Узнайте больше, обратившись.

Расширяя свои возможности

Знайте, как лучше иметь дело с вашими клиентами и другими заинтересованными сторонами. Инновации и рост. Сделайте это по-другому.

  • Проверьте характеристики успешного предпринимателя.
  • Доступ к информации о предпринимательстве.
  • Узнайте о преимуществах стать партнером в других компаниях.
  • Определите конкурентоспособную цену продажи.
  • Квалифицируйте команду продаж для обслуживания своих клиентов.
У нас также есть решения для хорошо зарекомендовавших себя компаний, которые хотят идти дальше. Вам нужно улучшить свои бизнес-процессы?


Налоги

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Вы хотите искать новые рынки? Мы предлагаем курсы, лекции, обучение и консультации по всей Бразилии, которые помогут вам лучше понять проблемы рынка, воспользоваться возможностями и расширить свой бизнес. Узнайте больше о программах Себри и будьте готовы расти.

Когда ставка на «едином мы стоим, разделяем, мы падаем»

Будьте более конкурентоспособными на рынке. . Мы поощряем сотрудничество для расширения возможностей малого бизнеса и повышения их конкурентоспособности. В качестве примеров можно привести кооперативы, ассоциации, центры закупок и сети. Межфирменное сотрудничество - это способ сделать их более конкурентоспособными и более эффективно достигать общих целей.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

И даже когда вам нужно зарегистрировать свой бизнес

Они могут стремиться к тому, чтобы средства ценят и сворачивают свою продукцию через доступ к более благоприятному и справедливому рынку в качестве способа повышения занятости и доходов сообщества, обеспечения его устойчивости. Узнайте, какое доступное содержимое доступно для доступа. Бизнес Ассоциация. Общественная организация гражданского общества. Бизнес центр. Культура сотрудничества.

  • Кредитный кооператив.
  • Общественный бизнес.
  • Специальное предприятие.
  • Консорциум предприятий.
  • Ассоциация кредитных гарантий.
При формализации индивидуальный микропредприниматель также имеет доступ к таким льготам, как отпуск по беременности и родам, имеет право на пособие по болезни, пенсия по старости и другие.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

Эксперты по поддержке агробизнеса

Подсчитайте наши знания, чтобы формализовать и улучшить свой бизнес. Узнайте больше. Те, кто работает с агробизнесом, всегда могут рассчитывать на нашу поддержку. Мы предлагаем руководство, информацию, обучение и консультации в области производства и управления мелким фермерам и фермерам, бизнес-ассоциациям, кооперативам и мелкомасштабной агропромышленности.

Эксперты в отрасли, использующие

Субпродукты сахарного тростника. Цветочное садоводство. Плодоводство. Садоводства. Молоко и молочные продукты. Кассава. Разведение овец и коз.

  • Сельскохозяйственная энергия.
  • Пчеловодство.
  • Рыболовство.
Многие из них являются инструментами, которые мы используем для расширения сетей поставок и повышения конкурентоспособности малых предприятий, участвующих в качестве поставщиков, таких как информация, квалификация и продвижение доступа к технологиям, инновациям и рынкам. Четко подчеркнуты поддержка центров бизнес-сервисов, развитие кластеров и деловых связей между крупными и малыми предприятиями в цепочках поставок.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства - как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Подсчитайте наши знания в области управления, такие как. Дерево и мебель. Металлургия и механика. Нефти и газа. Химия и пластик. Ювелирные и декоративные камни. Текстиль и одежда.

  • Биотехнология.
  • Керамическая керамика.
  • Гражданское сооружение.
  • Косметика.
  • Кожа и обувь.
Бизнес-консалтинг и обучение маркетингу, обслуживанию клиентов, методам продаж, ценообразованию, финансовому контролю, управлению запасами и персоналом являются примерами того, как мы можем поддерживать развитие розничной торговли, сектор, который уже имеет более 3, 1 млн.


Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля - пятнадцати человек, непроизводственная сфера - двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера - пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание - ста человек, промышленность - двухсот человек.

Эксперты по улучшению услуг

Активных микро и небольшие компании. Мы хорошо знаем управление малым бизнесом в следующих областях.

  • Кустарные.
  • Сектор розничной торговли.
  • Электронная коммерция.
В настоящее время сектор услуг является одним из наиболее быстрорастущих секторов в Бразилии. При нашей поддержке он будет продолжать расти. Мы предлагаем распространение технологий, стимулирование инноваций, помимо квалификации бизнесменов и их команд. Подсчитайте нашу поддержку и ноу-хау в следующих областях.

  • Творческие индустрии.
  • Сервисы.
  • Цифровая экономика.
  • Туризм.
Владельцы малых предприятий могут рассчитывать на наши несколько бесплатных курсов, доступных в Интернете, таких как курсы по предпринимательству, «Как начать бизнес», «Финансовый анализ и планирование» и другие.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ "О малом и среднем предпринимательстве").


Закон

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Независимо от того, какой вид деятельности у вас есть, у нас всегда есть решение для вас

Информация. Мы предоставляем публикации, исследования, статьи, новости и многие другие полезные материалы для микро и малых предприятий из разных секторов экономики. Инновации - сделать малый бизнес более конкурентоспособным на постоянно меняющемся рынке, одним из наших основных направлений является помощь компаниям в продвижении инноваций в их процессах, услугах и продуктах.

Консалтинг. У нас есть команда из тысяч консультантов, расположенных по всей Бразилии, готовых провести полный анализ вашего бизнеса в наших сервисных центрах или непосредственно в вашей компании. Мы продвигаем торговые ярмарки, круглые столы и выставки в масштабах всей Бразилии, предоставляя компаниям, которые хотят покупать, продавать и генерировать новый бизнес ближе друг к другу благодаря нашей сватовской деятельности. Есть курсы и лекции, как на месте, так и в Интернете, для тех, кто хочет открыть, улучшить или внедрить новшество в свой бизнес.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Награды - награды в конкретных темах - это способ распознавания высокоуровневой работы и предоставления предпринимателям и владельцам малых предприятий национальной и международной видимости. Эти награды призваны стимулировать выдающихся владельцев малого бизнеса и предпринимателей в их стремлении к совершенству и высокой производительности.

Мы также являемся агентством по развитию

Издание - для предпринимателя, который ищет знания, мы предоставляем специализированные публикации по нескольким предметам и секторам. Доступное содержание для изучения дома или даже в вашей компании.

Эксперты в продвижении более продуктивной и конкурентной среды

Мы активно участвуем в усилиях по обновлению законодательной базы для поддержки малого бизнеса.


Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий - от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых - до ста человек, в микропредприятиях - до пятнадцати человек.

Мы также поощряем предпринимательство и обмениваемся знаниями, чтобы привлекать более мелкие предприятия в качестве поставщиков в конкурентоспособные производственно-сбытовые цепочки. Мы поощряем предпринимательскую культуру и образование на разных уровнях - от начального до университетского. Это происходит в компаниях, через интернет и во многих учебных заведениях посредством предложения конкретного контента.

Мы поддерживаем и осуществляем промежуточное создание деловых связей между малыми и крупными компаниями. Благодаря наращиванию потенциала мы открываем новые и важные рынки для малых предприятий, которые хотят предъявлять большие требования, используя производительность и конкурентоспособность всех.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть - балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства"). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Важность наличия Закона о поощрении, защите и развитии микро и малого бизнеса

Мы продвигаем учебные программы, стимулируем ассоциативность, территориальное развитие и доступ к рынкам посредством партнерских отношений с государственным и частным секторами. Статья 115 Конституции Республики устанавливает, что целью закона является поощрение и развитие торговли, промышленности и предоставление услуг небольшими.

Необходимо сделать дифференцированное отношение к великой компании, чтобы повысить уровень конкурентоспособности. Закон позволяет консолидировать благоприятные условия для развития микро - и малых предприятий в Сальвадоре, что приводит к повышению доходов семей предпринимателей и предпринимателей, а также созданию рабочих мест.

Категории

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную - основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.


Документы

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Сроки

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.


Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

Участие

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.

Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.

Признаки субъектов предпринимательского права

1. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией РФ и Основными законами субъектов РФ они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

2. Наличие хозяйственной компетенции , т. е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях – на основании лицензии.

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.

а) общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ);

б) ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).

в) специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.

г) исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

3. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество учитывается субъектов на балансе и служит основой самостоятельной имущественной ответственности.

4. Самостоятельная имущественная ответственность – означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.

Например, по обязательствам хозяйственных товариществ субсидиарную ответственность несут полные товарищи; Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Виды субъектов российского предпринимательского права:

1) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные и муниципальные органы;

2) индивидуальные предприниматели;

3) юридические лица;

4) хозяйственные объединения.

3.2. Правовое положение индивидуального предпринимателя

Индивидуальным предпринимателем признается дееспособное физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), состоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющее предпринимательскую деятельность и зарегистрированное для этих целей в установленном порядке.

Для того, чтобы заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью, необходимо соблюсти ряд условий.

1. Физическое лицо, желающее получить статус индивидуального предпринимателя, должно быть дееспособным . Полная дееспособность гражданина РФ наступает с 18 лет, а в случаях, закрепленных в законодательстве, и до достижения указанного возраста (ст. 21, 27 ГК РФ). Граждане, ограниченно дееспособные, вправе заниматься предпринимательской деятельность с согласия попечителя (ст. 29, 30 ГК РФ).

2. Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной пошлины.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в налоговых органах по месту жительства в течение 5 рабочих дней.

Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Правовое положение индивидуального предпринимателя определяется тем, что наряду с коммерческими организациями он признается полноправным участником гражданского оборота. К предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются нормы права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не установлено законом. Споры, возникающие в связи с индивидуальной предпринимательской деятельностью, рассматриваются в арбитражном суде.

3.3. Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и малые предприятия.

Под малыми предприятиями понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

1) в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек,

2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,

3) в оптовой торговле – 50 человек,

4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,

5) в остальных отраслях и бытовом обслуживании населения – 60 человек.

Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные) относятся к малым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки, которая состоит в применении к ним следующих мер:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий (ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

3.4. Правовое положение товарных бирж

Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (ст. 2 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).

Товарная биржа характеризуется перечисленными ниже специфическими особенностями .

1. Ее деятельность связана с товаром, определяемым родовыми признаками, который реализуется оптом (партиями). Индивидуально-определенные вещи не могут составлять предмета деятельности биржи;

2. Товарная биржа является носителем исключительной компетенции. Основной целью ее деятельности является организация и регулирование биржевой торговли, то есть она должна стать местом средоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену данного товара на основе соотношения на бирже спроса и предложения. Под регулированием понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, предупреждающей искусственное завышение или занижение цен путем сговора, распространения ложных слухов и т. д.

3. Гласность и публичность торгов, что позволяет выполнять функцию котировки цен, то есть установления в масштабах региона или всей страны объективного уровня цены на данный товар в данное время с учетом всех факторов, воздействующих на этот уровень. Это отличает биржу от оптовых баз.

4. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 %. В учреждении биржи не могут принимать участие: служащие данной или иной товарной биржи; юридические лица, руководителями которых являются служащие данной биржи; органы государственной власти и местного самоуправления, банки и кредитные учреждения, страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность (например, государственные и муниципальные служащие).

5. Члены биржи (лица, участвующие в формировании уставного капитала, либо вносящие членские и иные целевые взносы в имущество биржи) не только имеют право участвовать в управлении ее делами, но и быть участником биржевой торговли в качестве членов биржи.

6. Создание биржи как предприятия осуществляется в обычном порядке, но биржевая торговля может проводиться только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам.

В биржевой торговле принимают участие две категории членов биржи:

1) полные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях биржи, а также на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены – члены биржи, которые имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи

Кроме того, в торгах могут принимать участие посетители биржевых торгов – лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они могут быть постоянными и разовыми и приобретают право на участие в биржевой торговле в течение определенного срока за соответствующую плату. Статья 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» ограничивает время участия постоянных посетителей в торгах на конкретной бирже тремя годами, а их общее количество не может превышать 30 % от общего числа членов биржи. Разовые посетители имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи.

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки:

Непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами;

Через организуемые ими брокерские конторы;

На договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, то есть биржевыми посредниками;

Непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

В зависимости от вида биржевого товара выделяют следующие виды биржевых сделок :

1) реальные сделки – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара;

2) форвардные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении реального товара с отстроченным сроком его поставки;

3) фьючерсные – предусматривают взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;

4) опционные – предполагают уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара и др.

Не являясь участником сделок, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Однако закон предусматривает следующие гарантии в биржевой торговле:

Биржа обязана организовать расчетное обслуживание путем создания расчетных учреждений (клиринговых центров) либо путем заключения договора с кредитной организацией о расчетном (клиринговом) обслуживании.

Бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками. Однако биржа имеет право устанавливать отчисления в свою пользу от получаемых биржевыми посредниками комиссионных, различные платежи с членов биржи и участников биржевых торгов за оказываемые ею услуги, штрафы за нарушение правил биржевой торговли.

Биржа обязана проводить по требованию участника биржевой торговли экспертизы качества реальных товаров.

3.5. Понятие и виды хозяйственных объединений

Хозяйственные объединения – объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, участники которых осуществляют согласованную предпринимательскую деятельность.

Хозяйственные объединения являются одним из видов партнерских связей между организациями. Они создаются для реализации следующих целей:

1) консолидация участников и концентрация капитала;

2) повышение устойчивости фирмы на рынке и снижение финансовых рисков за счет их дифференциации и перераспределения;

3) повышение конкурентоспособности на рынке (превращение конкурентов в партнеров);

4) оптимизация управления;

5) открытие кредитных линий с целью доступности и удешевления кредитных ресурсов

Классификацию хозяйственных объединений можно провести по нескольким критериям.

1. По способу организации хозяйственные объединения делятся на:

а) горизонтальные объединения – объединения, основанные на договоре и равноправии участников (ассоциации (союзы)), некоммерческие партнерства, простые товарищества.

б) вертикальные объединения – объединения, основанные на экономической субординации (холдинги).

2. В зависимости от организационно-правовой формы :

а) ассоциации (союзы) – договорные объединения коммерческих организаций, созданные в целях координации предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов (ст. 121 ГК РФ). Ассоциации имеют статус юридического лица. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов, члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами.

б) Некоммерческое партнерство – основанное на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ (ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7 «О некоммерческих организациях»). К таким целям могут относиться, в частности, защита интересов участников, разрешение споров, оказание юридической помощи и т. п. В качестве некоммерческих партнерств, например, могут создаваться фондовые биржи.

в) холдинговая компания – совокупность юридических лиц, состоящая из основного (преобладающего) общества или товарищества и дочерних (зависимых) хозяйственных обществ, ведущих согласованную производственную, торговую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному обществу (товариществу) определять решения дочерних хозяйственных обществ.

г) Финансово-промышленная группа (ФПГ) – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Правовое положение финансово-промышленных групп – определяется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах».

В соответствии со ст. 7 указанного закона договор о создании ФПГ должен содержать следующие условия:

Наименование ФПГ;

Порядок и условия учреждения ФПГ,

Порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих ФПГ;

Порядок внесения изменений в состав участников ФПГ;

Объем, порядок и условия объединения активов;

Цель объединения участников;

Срок действия договора.

Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ.

В силу закона или договора ведение дел ФПГ осуществляется центральной компанией, которая представляет собой юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом. По обязательствам центральной компании ФПГ, возникшим в результате участия в ее деятельности, участники несут солидарную ответственность в порядке, установленном договором. В качестве высшего органа управления ФПГ выступает совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Компетенция совета управляющих устанавливается договором о создании ФПГ.

Основными функциями центральной компании ФПГ являются:

Представительство от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ;

Ведение сводного (консолидированного) учета, отчетности и баланса ФПГ;

Подготовка ежегодного отчета о деятельности ФПГ;

Выполнение в интересах участников ФПГ отдельных банковских операций в соответствии с законом о банках и банковской деятельности и т. д.

Законодатель допускает установление в уставе и договоре иные виды деятельности центральной компании ФПГ.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной ФПГ не допускается. Исходя из сущности ФПГ обязательно наличие среди ее участников организаций, работающих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и других кредитных организаций.

Статус ФПГ приобретается в результате ее государственной регистрации. Регулирование ее создания (в т. ч. государственная регистрация), деятельности и ликвидации ФПГ осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом РФ. Для регистрации ФПГ в частности представляются:

Заявление;

Договор о создании ФПГ;

Копии свидетельств о регистрации, учредительных документов;

Согласие собственника имущества государственного и муниципального унитарных предприятий;

Заключение федерального антимонопольного органа;

Организационный проект (пакет документов, содержащих необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых результатах деятельности и др.)

Действующим законодательством предусмотрен разрешительный порядок регистрации ФПГ. Проводится экспертиза проектов создания ФПГ с точки зрения целесообразности и эффективности. В случае положительного заключения ФПГ подлежит регистрации и внесению в государственный реестр финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Государственная поддержка ФПГ осуществляется через предоставление государственных гарантий для привлечения разного рода инвестиций, передачу в доверительное управление центральной компании временно закрепленных за государством пакетов акций участников и др.

Контрольные вопросы

1. Какие признаки присущи субъектам предпринимательского права?

2. Перечислите виды субъектов предпринимательского права.

3. Каковы особенности правового положения индивидуального предпринимателя?

4. Кто относится к субъектам малого предпринимательства в России?

5. Какие льготы предоставлены законодательством для субъектов малого предпринимательства?

6. Сформулируйте определение товарной биржи и перечислите присущие ей специфические особенности.

7. Какой товар может быть предметом биржевых сделок?

8. Охарактеризуйте основные виды биржевых сделок.

9. Назовите организационно-правовые формы хозяйственных объединений.

10. В чем заключаются отличия и сходства холдинговых объединений и финансово-промышленных групп?