Активные участники реформ начала 21 века. Россия в начале XXI века

31 декабря 1999 г. президент Ельцин объявил о сложении президентских полномочий. В соответствии с Конституцией исполняющим обязанности президента должен был стать глава Кабинета Министров - В. Путин. 25 января он стал председателем Совета СНГ. 26 марта 2000 г., набрав 52% голосов, В. Путин стал Президентом РФ. Пост премьер-министра занял М. Касьянов.

Обстановка деидеологизации, разгосударствления и демилитаризации, постоянных политических и экономических кризисов способствовала победе лидера, олицетворявшего сильную военную власть. Умело проведенная предвыборная кампания В. Путина с акцентированием внимания на имидже нового преемника власти, обещании продолжить рыночные либеральные реформы, решить кавказскую проблему по разгрому чеченских террористов, отмежевании от коммунистов - все эти факторы способствовали его победе в выборах.

Реорганизация системы государственного управления

С приходом к власти В. Путина начался процесс формирования новой политической элиты, обусловленный сменой лидера и изменением внутри- и внешнеполитического курса. В кадровой политике делалась ставка на восстановление роли и места силовых элементов в составе политической элиты. Основной опорой нового президента стали ФСБ (бывший КГБ) и МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям). Укрепление этих силовых групп связано с программами и лозунгами по созданию правового государства, укреплению закона, порядка и борьбе с преступностью.

Реформа федеральных округов (13 мая 2000 г- J стала одним из первых преобразований В. Путина и была связана с поставленной задачей по укреплению роли федерального центра, созданию вертикали власти и формированию верных президенту кадров на местах. Значительно облегчить проведение новых законопроектов позволили очередные выборы в Государственную Думу, в которой большинство участников были лояльны президенту (фракции «Единство» и «Народный депутат»). Согласно президентскому указу о создании в стране семи федеральных округов (объединяющих группу федеральных субъектов: областей, краев, республик) были созданы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (позже Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа.

Вместо «полномочных представителей Президента РФ в регионах» каждом из созданных федеральных округов назначался «полномочный представитель Президента РФ в федеральных округах» (полпред). Эти семь полпредов в округах были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента РФ. Полпреды назначаются и увольняются Президентом РФ, подотчетны и подчинены непосредственно ему. В функции полпредов в федеральных округах входила организация работы органов исполнительной власти на местах, представление президенту регулярных отчетов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, внесение предложений Президенту РФ по реформированию федеральных округов. Обеспечением деятельности полпреда занимался аппарат полномочного представителя президента создаваемый в каждом федеральном округе и являвшийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

В качестве нового составного элемента исполнительной власти России создали Государственный совет, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации. В целом реформа укрупнила регионы, сократила бюрократический аппарат федеральных служащих, позволила поставить региональную исполнительную власть под непосредственный контроль правительства, повысила эффективность реализации государственных программ.

В 2000 г. была проведена реформа Совета Федерации РФ, который согласно Конституции 1993 г. являлся одной из двух палат парламента (законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы). До реформы члены Совета Федерации являлись одновременно руководителями каждого субъекта РФ (несколько лет кроме Чеченской республики), что противоречило конституционным принципам разделения властей и отвлекало их от исполнения своих обязанностей на местах. После реформы был изменен принцип и порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации мог стать представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа и представитель от региональной исполнительной власти, назначаемый руководящим лицом высшего исполнительного органа субъекта Федерации.

В 2000 г. были приняты законодательные акты, изменившие символику РФ. Парламент утвердил конституционные законы о Гербе, Флаге и Гимне страны.

Судебная реформа началась с предписания трем федеральным округам (Амурской области, Ингушетии и Башкортостану) привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ (май 2000 г.). Кроме того, было продолжено начатое в 1993 г. постановлением Верховного Совета РФ создание судов присяжных. В 2003 г. вышел Указ о создании судов присяжных в Москве.

В национальной политике важнейшей целью стало разрешение чеченской проблемы. Российское правительство сделало ставку на непримиримую борьбу с террористами, поддержку лидеров, отвергающих вооруженную борьбу и выступающих за проведение мер по восстановлению экономики. Были предприняты шаги по стабилизации жизни мирного населения. В ходе второй чеченской войны (1999-2003) удалось езять под контроль важнейшие населенные пункты Чеченской республики, разбить крупные сепаратистские объединения (февраль 2000 г.). Однако дальнейшее противостояние российской федеральной армии и чеченских боевиков перешло в стадию партизанской и диверсионной войны. После событий в театре на Дубровке в Москве (захват чеченскими террористами заложников) 23 октября 2002 г. правительство было вынуждено пойти на проведение референдума в Чечне (март 2003 г.) и начать разработку Конституции Чеченской Республики.

Социально-экономические изменения. Финансовая политика

Основной задачей нового правительства был выход из экономического кризиса, стабилизация социатьной сферы. Экономическая программа направлена на достижение устойчивого и динамического развития экономики, повышения ее конкурентоспособности. Правительством предприняты шаги по разработке проектов по установлению контроля над теневой экономикой, частичном)" перераспределению крупной

собственности.

В социальной сфере проводятся регулярные индексации доходов населения, выплачиваются пособия по безработице и дотации многодетным семьям, в крупных населенных пунктах организованы курсы по переподготовке и трудоустройству. Однако сохранялось низкое благосостояние 90% населения страны, в особенности работников бюджетных сфер регионов.

В финансовой сфере одной из важнейших реформ, направленных на стабилизацию развития экономики и контроля доходов теневой экономики, стала реформа налоговой системы. Правительству удалось летом 2000 г. провести через Думу проект, предусматривавший установление единой ставки подоходного налога. 1 января 2001 г. был введен единый 13%-ный налог на доходы физических лиц по большинству получаемых доходов. В целом меры по финансовой стабилизации позволили добиться сокращения бюджетного дефицита - в 2001 г. впервые был принят бездефицитный бюджет.

В развитии промышленности в 2000-2003 гг. продолжился процесс денационализации путем продажи акций крупных государственных предприятий (Славнефть, др.). Продолжилось формирование крупной олигархии и дальнейшая монополизация отдельных отраслей промышленности (газовая, нефтяная отрасли, электроэнергетика, др.). Однако, несмотря на достигнутые результаты, правительство не смогло полностью решить накопившиеся проблемы - не был преодолен спад промышленного производства, не проведена назревшая реформа сельского хозяйства.

Внешняя политика

Важнейшей задачей остается укрепление международной позиции России и сотрудничество с бывшими союзными республиками. В 2000 г. была принята новая концепция внешней политики РФ, приоритетом которой стала защита международных интересов России и ее граждан.

События 11 сентября 2001 г. в США, когда был совершен крупнейший в истории террористический акт, способствовали изменению внешнеполитических отношений России и Запада. Объединение против «общего врага» - терроризма, ликвидация российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме (2001), сокращение ядерного оружия, а также личный авторитет В. Путина стали началом нового российско-американского сотрудничества. Временные охлаждения этих двусторонних отношении (особенно после выступления России против англо-американского вторжения в Ирак, 2003 г.) не приводили к серьезным противоречиям в политико-экономическом сотрудничестве США и России.

Интенсивно развивались отношения России с Европой, чему способствовал ряд факторов, важнейшими из которых была поддержка концепции объединения Европы и отказ России от противостояния расширению НАТО на Восток (принятие в НАТО бывших социалистически стран - Польши, Венгрии, Чехии и прибалтийских государств). России поддержала европейскую концепцию «биполярного мира». В современной геополитике концепция «биполярного мира» представляет собой идею баланса мировых политических сил с целью сохранения независимости и безопасности путем отказа от мировой гегемонии одной из держав (США) и противопоставления ему второго полюса - единой Европы (во время «холодной войны» было два мировых политических полюса советский и капиталистический лагерь). Повышение авторитета России на мировой арене позволило правительству развернуть активное сотрудничество со странами «Большой семерки» (7+1), принимать участие в работе ООН, Совета Европы, ОБСЕ. Характерно, что в отличие от предшествовавших периодов важную роль в налаживании международных отношений России сыграла личность самого президента В. Путина, содействовавшего позитивному восприятию России в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Отношения с бывшими союзными республиками были обусловлены экономическим сотрудничеством и решением проблем русскоязычного населения этих республик. Продолжилось укрепление союза с Белоруссией. В апреле 2003 г. были подписаны Омские торговые соглашения с Казахстаном. Регулярно проводились саммиты Европейско-Азиатского экономического сообщества с целью налаживания экономического взаимодействия России с государствами Средней Азии. Регулярно проводились совещания «союза четверки» (Россия, Беларусь, Украина, Казахстан). С целью стабилизации ситуации на Кавказе проведены Сочинские переговоры между руководителями Грузии, России и Абхазии. Благодаря подготовке к вступлению прибалтийских государств в НАТО России удалось добиться решения Калининградской проблемы.

54.Современная россия. внешняя и внутренняя политика.

2.2. Внешняя политика современной России

Изменения в мировой политике пос-ле окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демок-ратизация поставили Россию в по-ложение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитичес-кой деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отноше-ний Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М., 2001..

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направлен-ной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода аль-тернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.) Сирота Н.М. Основы геополитики: Учебное пособие. СПб., 2001..

Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональ-ной державы. В одном случае ее влияние может основываться по пре-имуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локаль-ном политическом пространстве. При другом варианте завоевание по-литического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отка-зом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознатель-ным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо праг-матическую внешнеполитическую позицию, основанную на прин-ципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и госу-дарств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут форми-роваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимос-ти от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на реше-ние экономических и других внутренних проблем Теория политики: Курс лекций: В 3 ч. / Авт.-сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. СПб., 2003..

В реальной политической деятельности государства переплетают-ся элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внеш-неполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001.:

– создание новой системы взаимоотношений с бывшими соци-алистическими странами;

– вхождение в европейское и ми-ровое сообщество;

– разработка новых принципов межгосударственных отноше-ний с бывшими республиками СССР;

– разработка новой военно-поли-тической доктрины в изменив-шемся геополитическом про-странстве;

– активизация отношений с Кита-ем, странами Юго-Восточной Азии;

– равноправное развитие отношений с США;

– противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;

– участие в миротворческих акциях пре-кращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

§1. Внутренняя политика

В канун нового тысячелетия 31 декабря 1999 г. президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации", согласно которому Б.Н. Ельцин с 1 января 2000 г. прекратил исполнение полномочий президента РФ. Временное исполнение обязанностей президента РФ было возложено на председателя правительства РФ В.В. Путина.

5 января 2000 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ принял постановление, согласно которому досрочные выборы президента РФ назначались на 26 марта 2000 года. 12 января 2000 г. В.В. Путин был выдвинут инициативной группой на пост президента РФ. По оценкам политологов и по результатам проведенных социологических опросов накануне выборов предпочтительными шансами на победу обладал В.В. Путин. Открытым лишь оставался вопрос о том, какое количество голосов соберет исполняющий обязанности Президента РФ В.В. Путин и будет ли второй тур на предстоящих президентских выбор.

Высочайший рейтинг В.В. Путина был результатом его работы на посту председателя правительства РФ. 30 декабря 1999 г., за день до отставки Б.Н. Ельцина, была опубликована программная статья В.В. Путина " Россия на рубеже тысячелетий". В ней было изложено видение прошлого и будущего России. На взгляд В.В. Путина, самой главной задачей являлась консолидация российского общества. Неотъемлемой частью этой задачи должно было стать укрепление государственности. Государство должно проникнуть во все сферы общественных отношений: политическую, экономическую, социально-культурную настолько, насколько это необходимо для создания "демократического, правового, дееспособного федеративного государства".

Затрагивая экономические проблемы, В.В. Путин настаивал на необходимости повышения эффективности национальной экономики. При этом одной из приоритетных задач была борьба с бедностью и повышение благосостояния населения страны. Для этого предполагалось вывести на качественно новый уровень образование, здравоохранение, науку, культуру и обеспечить социальные гарантии граждан.

В заключении автор программной статьи призвал все слои населения участвовать в реализации поставленных задач. Только благодаря сплоченности российский народ сможет преодолеть тяжелые испытания на данном историческом отрезке и вернуть былое величие России.

26 марта 2000 г. были проведены досрочные выборы президента РФ. Главой государства был избран В.В. Путин, набрав 52, 94% от числа избирателей, принявших участие в голосование. Отрыв победителя от занявшего второе место на президентских выборах Г.А. Зюганова был значительным. Председатель КПРФ набрал 29,21%. Третье место занял лидер "Яблока" Г.А. Явлинский (5,8%).

Начался новый период в жизни страны. В.В. Путин сразу же взял курс на укрепление государственности и суверенитета (См. дополнительный иллюстративный материал).

В мае 2000 г. председателем правительства РФ был назначен М.М. Касьянов (2000-2004) (См. дополнительный иллюстративный материал). Уже в мае 2000 г. В.В. Путин начал проведение административной реформы, так как ослабленная к этому времени вертикаль власти мешала проведению политических и социально-экономических преобразований. Указом Президента РФ "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" 89 субъектов РФ были разделены на семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Округа возглавляли полномоченные представители президента РФ. Их главная задача состояла в координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также контроль над исполнением решений федеральных органов исполнительной власти России. Важной задачей было приведение Конституций, Уставов, законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Таким образом, полномочные представители президента РФ стали, по сути, связующим звеном между центром и регионами.

Укреплению государственной власти способствовала принятие 17 июня 2000 г. Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Членами верхней палаты парламента РФ - Совета Федерации становились теперь не руководители исполнительных и представительных органов власти субъектов Федерации, а их представители, которые стали работать на постоянной основе. Председателем Совета Федерации стал С.М. Миронов (См. дополнительный иллюстративный материал), представитель законодательного собрания Санкт - Петербурга. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав нового совещательного органа при президенте РФ - Государственного Совета.

В период с 2000 по 2002 гг. произошли значительные изменения баланса сил в Государственной Думе РФ. В 2001 г. коммунисты, выступившие с критикой в адрес министра экономики Г.О. Грефа, лишились руководства большинства комитетов в Государственной Думе РФ. Это значительно усилило позиции пропрезидентского большинства ("Единство", "Отечество - вся Россия", "Народный депутат"), стоявшего на центристских позициях.

Эти и другие меры в течение 2002 - 2003 гг. на политической арене страны усилили позиции президента РФ и правительства РФ.

В 2000 г. были начаты реформы по реформированию армии. В январе 2001 г. был принят "План строительства Вооруженных сил РФ", в соответствии с которым предусматривалось увеличение финансирования армии и сокращение личного состава, перевооружение и модернизация войск. К 2010 г. планировалось перейти на преимущественно контрактное комплектование Вооруженных сил РФ.

Новый импульс получила работа по совершенствованию организационных и правовых основ деятельности государственных органов. Происходит модернизация судебной системы. Все эти меры призваны улучшить работу государственного аппарата и создать необходимые предпосылки для более глубокого проведения реформ.

Руководством страны были активизированы усилия по установлению в Чечне конституционного порядка. В 2003 г. была принята новая Конституция Чечни, сформированы новые органы власти. 5 октября 2003 г. в Чечне были проведены выборы. Победу на них одержал А.А. Кадыров (убит террористами на стадионе в Грозном 9 мая 2004 г.) (См. дополнительный иллюстративный материал). Большая роль в достижения мира в Чечне отводилась экономическому развитию региона. Несмотря на то, что удалось достичь определенных успехов в борьбе с террористами в Чечне, кровопролитные террористические акты напоминали о себе, унося жизни мирного населения Чеченской республики.

В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу четвертого созыва. По результатам выборов пятипроцентный барьер преодолели четыре объединения: блок "Единство" - 38% голосов, КПРФ - 13%, ЛДПР - 11% и народно-патриотический блок "Родина" - 9%.

В конце февраля 2004 г. В.В. Путин распустил правительство М. М. Касьянова. Новый кабинет министров возглавил М.Е. Фрадков (См. дополнительный иллюстративный материал). Дальнейшее развитие получила административная реформа. 9 марта 2004 г. был издан указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Согласно данному указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Сократилось число министерств с 30 до 17, при этом значительно увеличилось количество федеральных служб и агентств.

14 марта 2004 г. в России состоялись очередные выборы президента РФ. Президентом России был переизбран В.В. Путин, набравший 71,31% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Всего на пост главы государства претендовало шесть кандидатов. Второе место по итогам выборов занял представитель КПРФ Н.М. Харитонов (13,69%), третье место - лидер блока "Родина" С.Ю. Глазьев (4,1%), четвертое место - представитель от демократов И.М. Хакамада (3,84%), пятое место - представитель ЛДПР О.А. Малышкин (2,02%) и на шестом месте - председатель Совета Федерации РФ С.М. Миронов (0,75%) (См. дополнительный иллюстративный материал).

7 мая 2004 г. в Кремле состоялась церемония вступления В.В. Путина в должность президента РФ на второй срок. В соответствии с Конституцией РФ В.В. Путин произнес слова президентской присяги и торжественно пообещал хранить государство и верно служить народу, уважать права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ.

Начавшиеся в 90-е годы XX в. либерально-демократические преобразования во всех сферах жизни общества интенсивно продолжаются в начале нового столетия. Предстоит решить ряд сложных проблем для стабилизации политической системы и экономики, для укрепления внешнеполитических контактов России и повышения ее роли на международной арене.

К началу XXI в. окончательно определились границы Российской Федерации, ее территория. Общероссийская перепись 2003 г. показала, что по своей площади она занимала первое место в мире. Численность населения составляла 145,2 млн человек - на 1,8 млн меньше по сравнению с переписью 1989 г. Среди россиян насчитывалось 106,5 млн горожан и 38,7 млн сельских жителей. Россия оставалась одной из самых многонациональных стран мира: на ее территории проживали представители свыше 160 национальностей; более 80% населения составляли русские.

Были утверждены государственные символы России: трехцветный (бело-сине-красный) флаг и герб в виде двуглавого орла. Красный флаг остался за Вооруженными Силами страны. Слова гимна на музыку бывшего гимна СССР (композитор А.В. Александров) написал поэт С.В. Михалков.

Международные связи России. В начале нового столетия заметно активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими странами мира – США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах президента Путина с главами зарубежных стран, а также во время визитов за рубеж министров иностранных дел И. Иванова, затем С. Лаврова и делегаций Государственной Думы.

Существенное воздействие на развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Здания были разрушены, свыше 3 тысяч человек погибли. Это дало США повод для неприкрытого вмешательства в дела других государств под предлогом борьбы с международным терроризмом. В 2001 г. США приняли участие в свержении правительства талибов в Афганистане, а в 2003 г. предприняли военную операцию в Ираке. Вопреки реальным фактам Ирак был объявлен местом пребывания террористов, причастных к событиям 11 сентября, и главным производителем оружия массового уничтожения. Россия не поддержала нападение США на Ирак. Государственная Дума призвала страны к мирному урегулированию конфликта на основе норм международного права. Вместе с тем идея объединения усилий государств в борьбе с терроризмом получила поддержку со стороны российского руководства. Россия ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с международным бомбовым терроризмом. Была достигнута договоренность с Европейским союзом о совместном антитеррористическом сотрудничестве. Было заключено соглашение с НАТО, предусматривающее объединение усилий стран в борьбе за обеспечение международной безопасности.

В мае 2002 г. в Москве во время встречи Путина с американским президентом Дж. Бушем-младшим была подписана декларация, направленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства России и США обсуждались на нескольких последующих встречах глав государств. Однако декларирование курса на укрепление сотрудничества не помешало США заявить об одностороннем выходе из договора о противовоздушной обороне (ПРО) и продолжить строительство военных баз на приграничных с Россией территориях.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция стали наиболее крупными партнерами страны в области внешней торговли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономическими организациями. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями. Недостаточно эффективно развивались отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. При участии российских организаций велись работы на металлургическом заводе в Бхилаи. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование. В России действовали свыше 400 предприятий с китайским капиталом. В то же время в КНР насчитывалось около 1200 фирм с российским участием (в основном в химической и ядерной промышленности). Были определены пути расширения политических и экономических контактов России и некоторых стран Латинской Америки. Договоренности о конкретных действиях в этой области удалось достичь во время поездки президента Путина в Бразилию и Чили.

Как и в предшествующие годы, руководство страны стремилось к расширению отношений с участниками СНГ. В соответствии с двусторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с единой торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Вместе с тем в отношениях Российской Федерации с некоторыми из бывших советских республик сохранялись противоречия и неразрешенные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украиной, где в связи с парламентскими (в другом случае – президентскими) выборами и массовыми беспорядками возникли глубокие внутренние конфликты.

Общественно-политическое развитие. Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный). Во главе округов стояли полномочные представители президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции. Произошла реорганизация Совета Федерации – верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней палаты парламента составили основу совещательного Государственного Совета при Президенте. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти – переход от избрания губернаторов населением регионов к утверждению их региональными парламентами по представлению президента России.

Одно из центральных мест в деятельности Государственной Думы занимала проблема разграничения обязанностей между федеральными, региональными и местными органами власти. Были определены пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе российской Конституции и федерального законодательства.

Продолжалась работа по политическому урегулированию обстановки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции, которая утвердила Чечню как субъект Российской Федерации. Президентом республики стал бывший муфтий, а затем глава администрации Чечни Ахмат-Хаджи Кадыров. Создавались республиканские институты власти. Претворялась в жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы. Однако сепаратистские тенденции в республике не исчезли. При участии международных экстремистских организаций чеченские боевики организовали несколько крупных терактов (взрыв Дома правительства в Грозном, нападение на Ингушетию, захват заложников в Московском театральном центре на Дубровке, захват школы в Беслане и др.). Продолжались террористические действия против представителей местной администрации. В мае 2004 г. был убит президент республики. Новым главой Чечни стал Алу Алханов, прежде возглавлявший республиканское МВД, которого впоследствии на посту главы республики сменил Рамзан Кадыров, сын погибшего президента.

Развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшению многопартийности должен был способствовать закон о политических партиях России (2001 г.). Закон предусматривал превращение партий в общефедеральные организации. В ходе последующей перерегистрации некоторые из них прекратили существование. В то же время создавались новые политические объединения. Наиболее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество – вся Россия». Именно эта партия явилась главной опорой продолжавшихся политических и экономических преобразований.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV (VIII) созыва. В нижнюю палату парламента были избраны 450 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии «Единая Россия» (350). КПРФ получила 52 места, ЛДПР – 36, «Родина» – 36. Группу независимых составили 23 депутата. Представители партий «Союз правых сил» и «Яблоко» в Думу не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов для преодоления 5-процентного барьера. Председателем Думы стал Б.В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации.

Социально-экономическое развитие. Первые годы нового столетия явились переломными для российской экономики. Были преодолены тяжелые последствия экономического кризиса (дефолта) 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы. Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010 г., разработанных Министерством торговли и промышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенствованию рыночных отношений. В этих целях продолжался, хотя и медленно, процесс приватизации. В 2003 г. в стране действовали почти 3,9 тыс. предприятий и организаций, из них 76,8% в негосударственном секторе. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая система).

Совершавшиеся в экономике структурные преобразования потребовали упорядочения отношений государственной власти и частного бизнеса. Принимались меры по предотвращению злоупотреблений со стороны крупных промышленников и компаний. Государственная Дума III (VII) созыва утвердила закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось регулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спецслужбам запрещалось излишнее вмешательство в работу предприятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к нарушителям его применялись жесткие меры. В 2003–2004 гг. были привлечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Было продано главное добывающее предприятие ЮКОСа – Юганскнефть. Позднее оно стало частью крупнейшей государственной монополии Газпрома.

Были приняты новые законодательные акты, направленные на улучшение условий деятельности средних и мелких предприятий. В 2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых предприятий, из них 47% – в торговле, 12% – в промышленности, лишь около 2% в агросфере. Положению дел в аграрном секторе уделялось особенно большое внимание. В 2001–2003 гг. были внесены существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйственных предприятий. Были разработаны меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств. Расширялись возможности развития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

Позитивные результаты реформирования экономики были налицо. В 2004 г. темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) составляли более 6% (в 2001 г. – 5,1%); прирост промышленной продукции превысил 6% (в 2001 г. – 4,9%). На 12% сократилась инфляция. Это означало, что в развитии народного хозяйства наметился определенный поворот. Большую роль в этом сыграли и высокие цены на мировом рынке на предметы российского экспорта, прежде всего на нефть. Вместе с тем многие задачи развивающейся рыночной экономики оставались нерешенными. В частности, предстояло создать действенные рыночные механизмы и структуры, способные успешно управлять всей системой народного хозяйства.

Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Во всех сферах хозяйственной системы сократилось количество работников государственного сектора.

Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в социальной сфере. Только в течение 2001–2003 гг. четыре раза повышался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 гг. доходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза.

Радикальные преобразования политической системы и экономики, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами мира способствовали укреплению внутреннего положения России и ее позиций на международной арене.

Вопрос 1. Что означает принадлежность России к мировому сообществу? Как живёт российское общество в начале XXI века?

Россия всегда была частью мирового сообщества. Древнерусское государство возникло на торговых путях, которые соединяли Скандинавию с Византийской империей и Арабским халифатом. Религии России - православие, ислам, буддизм и иудаизм пришли в нашу страну из других государств. В 1812 году Россия возглавила освобождение Европы от владычества Наполеона, а в 1945 году наша армия спасла человечество от фашизма. 12 апреля 1961 года полёт Юрия Гагарина в космос открыл всем народам Земли возможность освоения Вселенной.

В XXI век Россия вступила динамично развивающимся обществом. Важные изменения происходили в каждой сфере общественной жизни - политической, экономической, социальной, духовной. Значительные изменения затронули политическую сферу жизни российского общества, где произошло укрепление государственной власти. Частью политической сферы общества являются политические партии. В современной России существуют десятки политических партий, которые выражают интересы различных социальных групп.

Вопрос 2. Что связывает Россию с мировым сообществом?

Наша страна находится в постоянном взаимодействии со всем человечеством, и российское общество развивается по тем же законам, какие присущи другим обществам. Такие процессы, как ускорение развития общества, т.е. сокращение каждой следующей ступени развития, социальный прогресс, присуще всем странам, в том числе и России.

Вопрос 3. Как изменялись политическая, экономическая и социальная сферы нашего общества в начале XXI века?

Значительные изменения затронули политическую сферу жизни российского общества, где произошло укрепление государственной власти. Частью политической сферы общества являются политические партии. В современной России существуют десятки политических партий, которые выражают интересы различных социальных групп. Партии принимают активное участие в политической жизни, в том числе в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ - парламент нашей страны, а также в выборах в региональные законодательные органы власти.

Современное общество - очень сложное явление, управлять им нелегко, так как Россия - огромная страна с огромными возможностями: людскими и природными ресурсами. Поэтому происходит постоянный рост численности чиновников - государственных служащих, занятых управлением страной. В то же время возрастает влияние общественности, активно выражающей своё мнение на принятие политических и социальных решений по важнейшим вопросам жизни страны.

Социальная сфера претерпевает в нашей стране значительные изменения. Особенно они касаются роста доходов населения. Например, повысился уровень и качество жизни людей, занимающихся предпринимательством. Кроме того, выросли доходы у тех, кто занят в производстве и продаже электричества, предоставлении услуг тепло- и водоснабжения, продаже нефти и газа, строительстве и производстве строительных материалов. Улучшился уровень жизни людей, работающих в сфере услуг и торговле. Поэтому россияне стали больше покупать автомобилей, бытовой техники, делать евроремонт в своих квартирах. В больших и малых городах выросли кварталы новостроек из многоэтажных домов и коттеджей. Граждане России чаще стали выезжать за границу с деловыми и туристическими целями.

Основное население России составляют средний и низший классы, на долю высшего класса приходится 3-5% населения страны. Средний класс представляют высокообразованные граждане нашей страны. Они заняты в бизнесе, образовании, медицине, высокотехнологичных отраслях, в государственном управлении.

В экономической сфере общества в начале XXI века произошли важные изменения.

На сегодняшний день главными отраслями экономики России являются добыча и экспорт полезных ископаемых, в первую очередь нефти, газа и угля, а также леса. Кроме того, в России успешно развиваются производство чёрных и цветных металлов, вооружений, оборудования для атомных электростанций, химических удобрений, пищевая промышленность и промышленность строительных материалов. В последние годы выросло производство автомобилей. Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров зерна.

Но есть в экономическом развитии России и проблемы. Наша страна производит очень мало собственной обуви, тканей, одежды; сильно зависит от импорта лекарств, мяса, овощей и фруктов, самолётов, бытовой техники и компьютеров. Но наличие этих проблем означает, что российским предпринимателям есть чем заняться в ближайшее время.

Вопрос 4. Что происходило в духовной сфере российского общества в начале XXI века?

В духовной сфере общества укрепляются связи между представителями разных религиозных конфессий (православием, исламом, буддизмом, иудаизмом) и государством, которое не препятствует людям в выборе веры и посещении культовых объектов, как это было при советской власти. Напротив, современную Россию характеризует процесс массового строительства храмов, монастырей, мечетей.

Серьёзные изменения претерпела сфера образования, где были введены новые направления деятельности, такие, как Единый государственный экзамен (11 класс), Государственная итоговая аттестация (9 класс). Расширилось количество школ, где начиная с 8 класса идёт углублённое изучение отдельных предметов в зависимости от способностей и интересов учащихся. Обучение школьников осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Сегодня жители страны активно посещают музеи и консерватории, театры и кинотеатры, ходят на концерты.

Вопрос 5. Что такое «кризис чтения»? В чём он выражается? Вы чувствуете его влияние на себе?

В современной России, как показывают социологические исследования, школьники меньше читают серьёзную литературу и смотрят фильмы из репертуара художественной классики. Книги стали меньше читать как взрослые, так и подростки.

Интернет, который в 2000-е годы стал доступен большинству жителей нашей страны, превратился в конкурента музеев, кинотеатров и библиотек - всю необходимую информацию люди находят в мировой «паутине».

Нет, я не ощущаю на себе кризис чтения, я читаю книги каждый день и часто смотрю познавательные передачи, высокохудожественные фильмы.

Практикум

1. Найдите в средствах массовой информации, Интернете информацию о том, какие российские фильмы получали призы на международных кинофестивалях в 2000-е годы.

1) 2000 г. – Анимационный фильм "Старик и море";

2) 2000 г. – Актёрский ансамбль "Свадьба";

3) 2008 г. – "Все умрут, а я останусь";

4) 2003 г. – "Отец и сын";

5) 2007 Г. – "12".

2. В ходе социологических опросов россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Как часто вы читаете книги?» Результаты опросов представлены в таблице.

Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Найдите их в приведённом списке.

1) За период с 1994 по 2011 год выросло число опрошенных, которые практически никогда не читают книг;

4) уменьшилось число тех, кто ежедневно читает книги.

3*. Напишите два мини-рассказа на следующие темы: «Моя школа в начале XXI века» и «Моя школа в конце XXI века». Сравните эти две школы (настоящего и будущего) и сделайте вывод по тем изменениям, которые произойдут, по вашему мнению, к концу столетия.

Моя школа в начале 21 века становится более совершенной, появляются электронные дневники и журналы,это уже прогресс видимый, вносятся изменения в виде формы, это идет на пользу ученикам так как в форме все равны.

Школа в конце 21 века в моем понимании выглядит как современное учебное заведение, полностью автоматизированное, электронные книги, журналы, дневники, интерактивные доски и т. д. обучение станет более интересным и разнообразным, детям будет интереснее учиться.

Власть и гражданское общество. Избрание В. В. Путина Президентом России в 2000 г. положило начало новому этапу политического реформирования. Его главным содержанием стало укрепление российской государственности, ее федеративного устройства. Были учреждены 7 федеральных округов, главами которых стали полномочные представители Президента. Их задачей стало приведение местных законов в соответствие с Конституцией страны и федеральным законодательством. В короткий срок более 3,5 тыс. нормативных актов субъектов Федерации были приведены в соответствие с Основным законом страны. Это позволило усилить роль Центра на местах, укрепить федеративное устройство, возродить единое законодательное пространство страны.

Была проведена также реформа Федерального собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных законодательными органами и назначенных главами администраций.

Изменения коснулись и российской многопартийности. Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения.

Начавшаяся судебная реформа призвана была обеспечить независимость суда от любого давления и в перспективе построение в России правового государства. Для решения этой задачи был введен суд присяжных, институт мировых судей, предусмотрено обеспечение федерального финансирования судов (для уменьшения их зависимости от местных властей).

Целью военной реформы стало создание профессиональной эффективной армии к 2015 г. Впервые военная реформа рассматривалась не как внутренняя проблема самой армии, а как комплексная политическая задача, затрагивающая изменение политических структур, поддержку военного производства и оборонных научных исследований, создания соответствующей инфраструктуры и бытовых условий для военнослужащих, подготовку военных кадров.

Избирательное законодательство также нуждалось в корректировке. Это показали и выборы в Государственную думу 2003 г., и выборы Президента России в марте 2004 г.

Деятельность В. В. Путина по наведению порядка, укреплению российской государственности и федерализма к концу первого срока на высшем государственном посту поддерживали почти 80% россиян. На выборах в Думу в декабре 2003 г. избиратели отдали большинство голосов за партию «Единая Россия», поддержанную Президентом. В результате впервые в современной истории России было сформировано конституционное большинство в парламенте, что открывало большие возможности для реализации планов правительства. На выборах главы государства в марте 2004 г. В. В. Путин вновь был избран Президентом страны.

С 2004 г. начался новый этап политической реформы. Продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства. Вместо прежних прямых выборов губернаторов регионов населением был введен порядок, по которому их кандидатуры стали вноситься Президентом страны и утверждаться законодательными собраниями субъектов Федерации.

Было решено проводить выборы всех уровней по-новому: президентские и местные - весной, а в Государственную думу - в декабре. Принятые поправки к Закону о политических партиях установили для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Избрание депутатов по одномандатным округам было отменено. Запрещалось создание предвыборных блоков. Весь состав Думы теперь было решено формировать только по партийным спискам, на основе симпатий избирателей к самым крупным политическим партиям страны, а не конкретным кандидатам в депутаты. Был запрещен переход депутатов из одной фракции в другую и установлен более высокий избирательный барьер (7% вместо 5%).

Для обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти, защиты прав и свобод, с целью контроля за деятельностью органов власти была создана Общественная палата РФ.

Укрепление властной вертикали еще более усилило регулирующую роль государства во всех сферах.

Экономика и социальная сфера. Заметные перемены произошли в экономике страны. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам. Начало нового века совпало с изменением конъюнктуры на энергоносители на мировых рынках. В условиях бурного роста цен на нефть Россия значительно увеличила свои золотовалютные запасы (выросшие с 13 млрд долларов в 2000 г. до 236 млрд долларов к лету 2006 г.) и поставила вопрос о досрочном погашении долговых обязательств перед кредиторами. Созданный огромный стабилизационный фонд (к лету 2006 г. - около 70 млрд долларов) играл роль главного гаранта экономики страны от серьезных кризисных потрясений.

Укрепление государства, его институтов вызвало тра­диционное для России усиление роли государства в эко­номике.

Было ослаблено налоговое бремя. Введен единый налог в размере 13% на доходы физических лиц, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Были предложены к обсуждению проекты законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Эти важные рыночные преобразования открывали новые перспективы перед экономикой.

В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке были увеличены расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн операций в секунду, в результате чего открылись перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. После долгого перерыва работы российских ученых получили мировое признание. В 2000 г. академик Ж. И. Алферов был удостоен Нобелевской премии за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров. А в 2003 г. Нобелевская пре­мия была присуждена академикам В. Л. Гинзбургу и А. А. Абрикосову за работы по теориисверхпроводимости и сверхтекучести.

Усилился государственный контроль за уплатой нало­гов крупными компаниями.

Успехи в экономике сделали возможными перемены в социальной политике. В 2005 г. по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем. В 2006 г. руководством страны были намечены перспективы преодоления демографического кризиса.

ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ (2006):

Несколько слов о целях и мерах, предусмотренных национальным проектом «Образование». России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований…

…Еще один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотех­нологичных медицинских услуг.

На президентских выборах в марте 2008 г. Президентом был избран поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев. В. В. Путин стал главой правительства России. Со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. Результатом его стало падение мировых цен на нефть и газ, спад производства, рост безработицы и т. д. Руководство России в 2008 - 2009 гг. принимало меры по преодолению кризиса, социальной поддержке населения.

Динамика культурной жизни. В начале XXI в. главной тенденцией в культурной жизни России стало усиление героико-патриотического начала в творчестве писателей, художников, кинорежиссеров, музыкальных исполните­лей.

Начало нового века было отмечено набирающим силу в кинопрокате российским кинематографом. Была приме­нена западная схема создания блокбастеров («72 метра», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Турецкий гамбит», «9 рота» и др.)» Создавались также многочисленные телевизионные сериалы, которые довольно скоро почти полностью вытеснили аналогичную иностранную продукцию с телеэкранов.

Международное признание получил фильм А. Звягинцева «Возвращение», удостоенный в 2003 г. главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев». Работы А. Сокурова о центральных исторических фигурах XX в. пополнились фильмом «Солнце».

Развивается театральное искусство. Государственной премией России был отмечен спектакль московского театра «На Покровке» «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. Лучшие традиции отечественной режиссуры продолжают многие российские театры.

Широкое распространение получили коммерческие постановки, сезонные спектакли с популярными артистами, спектакли-антрепризы. Появились и балаганные театры с характерным репертуаром.

Героями художественных произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину стали возвращаться художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Реальности XXI в., века информационного общества, воплотились в развитии в России современных средств массовой коммуникации. Если глобальной сетью Интернет в конце 90-х гг. пользовались в России около 4 млн человек, то в 2005 г. - уже около 11 млн. Причем их число за пределами Москвы выросло вдвое. Появились интернет-кафе, позволившие пользоваться Интернетом тем, кто не имеет возможности приобрести персональный компьютер. С каждым годом росла роль электронных СМИ - новостных сайтов в Интернете и др.

Усиление государственного регулирования в начале нового века коснулось и средств массовой информации. Были внесены изменения в Закон о СМИ, усилившие государственный и общественный контроль за содержанием телепередач.

Россия в меняющемся мире. Внешнеполитическая стратегия России в 2000-2006 гг. претерпела серьезные из-rt нения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и докт­рина информационной безопасности России.

Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций, ее усилий по обеспечению мира и международной стабильности. Наша страна придает большое значение сохранению важнейших договоров в области сокращения воору­жений как одной из важнейших основ современной системы международных отношений.

В. В. Путин неоднократно призывал мировое сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. Его голос был услышан лишь после трагических событий в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские авиалайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и военного ведомства США в Вашингтоне.

Россия присоединилась к усилиям США и стран Европейского сообщества по подготовке и проведению антитер­рористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО.

Более энергично развивались отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на выс

шем уровне с их лидерами. Создаются условия для раз­вития экономических отношений между странами СНГ. В то же время, исходя из перемен, происходящих в ряде стран («революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» на Украине, «революция тюльпанов» в Киргизии), руководство России ищет новые подходы к решению проблем в рамках Содружества. В основу своей политики при решении спорных вопросов государство ставит интересы России, ее народов.

Нападение Грузии на Южную Осетию в августе 2008 г. было отражено вооруженными силами России в ходе операции по принуждению к миру. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Отношения стратегического партнерства были установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией, многими странами Латинской Америки. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Все более значительное влияние приобретает новая международная организация - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Она была создана Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2002 г. В дальнейшем о своем стремлении вступить в эту организацию заявили такие страны, как Индия, Пакистан, Иран и др.

В праздновании в Москве 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. впервые приняли участие лидеры ведущих мировых держав, в том числе Германии, Италии и Японии.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала у себя лидеров стран «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.

Все эти перемены свидетельствуют о том, что авторитет Российской Федерации на международной арене заметно вырос.

Российское общество в начале 21-го века:

причины определившие его современное с остояние

Начало 20-го века было ознаменовано завершением деления мира между крупными империалистическими государствами. Так, в 1900 году под их влиянием находилась территория в 73 млн.кв.км. (около 55% мировой территории) с населением в 530 млн. человек (35% от общего населения земли). Толчком к национально-освободительному движению в колониальных странах послужила Великая Октябрьская Социалистическая Революция 1917 года в Российской империи. С этого времени в мире появилась сила противостоящая империализму, это - социалистическая, а в последствии - коммунистическая идеология СССР. Сама по себе идеология социалистического развития предусматривала такие человеческие ценности, как равенство всех перед законом и государством, свобода от эксплуатации наёмного труда, отмена привилегий между разными сословиями общества и пр. Однако находящимся у власти представителям партоменклатуры, криминала, "теневикам" со временем такая идеология и принципы строителей нового коммунистического государства, представляющие по существу заповеди христианской морали, стали в тягость. Следствием этого стало соглашение о прекращении существования Советского Союза, подписанного в Беловежской Пуще кучкой правящей партноменклатуры в пьяном угаре русской бани. По мнению известного писателя М. Веллера (2006) - Место всех "героев" Беловежской Пущи - в тюрьме, если не хуже насчёт измены Родине. Потому, что руководствовались не логикой размонтирования Империи для блага каждой её составной части её народа, а логикой захвата личной власти над республиками, превращающимися в суверенные государства. Это был политически удобнейший момент для захвата власти местными лидерами, чтобы выдернуть коврик из-под ног Союзного Президента и самим стать главными. Но это было политически и экономически не подготовленное и потому преступное действие по отношению к России и русскому народу. Всё это привело к тому, что СССР стремительно превратился в рассыпающуюся на глазах Россию с кучкой транснациональных миллиардеров с нищем и бесправным населением, которому его нищета и измывательства без прав не снились в СССР никогда. Насаждение капитализма в его самом неприглядном виде породило вместе с эксплуатацией человека человеком глубокий классовый раскол общества. В результате на одном полюсе оказался формируемый правящим режимом класс "стратегических собственников", с его основой в виде банковско-спекулятивного и экспортно-сырьевого капитала, экономически тесно связанный с Западом, в то время как национальный капитал, ориентированный на возрождение отечественной экономики, ноходился в чахлом, неконкурентноспособном состоянии. На другом полюсе классового раскола общества оказалась огромная масса людей труда, задавленных обнищанием, угрозой безработицы, страхом неуверенности в завтрашнем дне. Пролетаризация большинства населения сопровождалось и социальным расслоением низов: вчерашние рабочие, служащие, специалисты в поисках средств существования пополняли ряды мелкой буржуазии. Нарастало абсолютное обнищание большинства трудящихся и интелигенции; увеличивался слой деклассированных элементов. В настоящее время период Российского "транзита", то есть перехода куда-либо, в общем завершён. Даже возникает впечатление завершённости новых социальных институтов, а их комбинация обладает чертами взаимодополняемости. В России укрепилась новая социальная структура, в значительной степени блокирующая сейчас и в обозримом будущем какие-либо значительные социальные изменения. Общество вошло в состояние равновесной и долговременной стабильности с необозначенными параметрами этой стабильности. Это состояние представляет собой баланс неопределённости и фрагментации, которые хоть и дефрагментированы, но всё же представляют собой единое целое. И как это ни странно, но именно эта фрагментированность и есть залог стабильности. Данное состояние не только российская проблема, - это общая глобальная тенденция, нашедшая в России своё, быть может, самое разительное проявление в силу резкого снижения сопротивляемости нашего общества. Интерпретации подобного состояния общества многочислены - от рассуждений о снижении "пассионарности" нации, её генетической усталости, вплоть до известной фразы Ю. Корякина: "Россия, ты одурела!" Современная отечественная действительность со всей очевидностью ставит макросоциологические вопросы, ответы на которые с большим трудом просматриваются в рамках современной российской социологии. Последнее десятилетие до неузнаваемости изменило привычные картины жизни, как в сфере массового сознания, так и коллективного разума. Носителем же того и другого считается народ. Собственно говоря, в классической социологии такого понятия нет, зато есть понятие "население", "электорат", "общество", "коллективный носитель действия", "массы" и "народные массы". Как бы то ни было, но российская социологическая традиция, восходящая к народничеству 19-го века, открыто или невысказано опирается на это понятие. "Народ" - это субстанция истории и государства. Причём эта субстанция на современном этапе носит не столько социологический характер, сколько метафизический. А некая бытийственность современной российской социологии опирается на признание наличия этого усреднённого и обобщённого до обезличенности субъекта социального и исторического действия. Но вопрос в данном случае заключается не в том, присутствует ли "народ", как таковой в системе координат социологии, а в том, что происходит с "субъектом массового сознания" и "коллективного поведения". И надо признать, что видоизменился этот субъект за последнее десятилете до неузнаваемости. Вхождение российского общества в постсоциалистическое состояние привело к качественным изменениям, в том числе и к изменению самого населения. Только либеральные критики советского режима могли полагать, что демократизация и последующий переходный ("транзитный") период изменят в нужном направлении выборочные свойства системы оставив другие такими, какими они были ранее. На самом деле изменилось всё, притом эти изменения довольно часто происходили в неожиданном направлении. Система отреагировала на нарушение баланса следуя своей внутренней логике. В результате современное население России ушло от "народных картин" рисовавшихся интеллигенцией не только далёкого, но и близкого прошлого. Образовалась качественно новая российская общность, которую можно охарактеризовать следующим образом: - ориентированность на материальное потребление, пусть даже самого низкого качества, лишь бы было много и дёшево; - необычайная пластичность, способность адаптироваься к любым изменениям. Население практически может выдержать всё - оно в принципе готово спускаться всё глубже вниз по лестнице архаизации и примитивизации, но выживать в любом варианте. Причём, технологическая продвинутость в одной области, скажем, Интернет и домашняя электроника, прекрасно сочетается с рабским, крайне непроизводительным трудом на приусадебных и садовых участках и хищническими заготовками "даров природы" в лесах, в духе доисторического человека; - виртуализация, то есть неосознанное чаще всего вхождение в мир всякого рода "симулякров", искусственных мифологем, не имеющих прямых связей с объективной реальностью. И, как внешнее проявление этого,- подчинённость средствам массовой информации; - постоянное сужение поля социального интереса, вплоть до полной одномерности, однофункциональности - превращение людей в "плоскостные фигуры" лишённые глубинных измерений (снятие любых нравственных вопросов; всеобщее отсутствие регулирующих функций нравственного сознания; преклонение перед любой властью, даже в ситуации относительной свободы выбора альтернатив; культурная нетребовательность и готовность потребить любой "культурный" эрзац); Публицист В. Белоцерковский в ряде своих статей последнего времени прямо указывает на смещение спектра общественной нравственности, граничащего с явной коллективной девиацией и даже эпидемией: "...Звериный эгоизм, жестокость, безразличие к человеческой жизни широко разлились в обществе, в народе, как никогда раньше, как в бдатных лагерях... Столь же широко проросли, разрослись безответственность, гомерическая лживость, цинизм, эпидемия идиотизма"; Несколько более сдержано обращает внимание профессор В.В. Коссов на то, что коллективный эгоцентризм превратился в своеобразный уклад, формирующий не только индивидуальную нравственность, но также экономику и политику всей страны. Причём, эгоцентризм отнюдь не совпадает с индивидуализмом, на котором, собственно говоря, базируется демократическое общество. Эгоцентрическая парадигма исходит из исключительности и абсолютности данного индивида. Именно эгоцентрическая парадигма, по мысли В.В. Коссова, наиболее полно объясняет нынешнее состояние России как социокультурной системы. Возможно именно поэтому кризис России в значительной степени есть не что иное, как тупик эволюции её нравственности. В начале 21-го века под видом "либеральных реформ" народ погрузился в средневековое рабство, когда источником сверхдоходов в России стала сверхприбыль от эксплуатации природных ресурсов, недоплата за труд наёмным работникам, сокрытие от государства прибыли предприятия либо завышение цен в результате злоупотреблений монопольным положением. В любом случае происходит не заработок честным путём, а перераспределение в свою пользу (пользу собственника) чужого дохода. В результате чего, по мнению С. Глазьева, большинство россиян не видят перспективы.Обеднение населения привело к исчезновению реального среднего класса и образованию нескольких десятков сверхбогатых при том, что 20% городского населения уже находится на социальном дне и не имеет каких-либо шансов выбраться оттуда. две трети людей оказались в состоянии хронической бедности. Отсутствие перспективы - вот самая вопиющая несправедливость современности! Доля оплаты труда в структуре национального дохода в России в два раза ниже общепринятых международных стандартов. В результате чего работник на единицу зарплаты вырабатывает в 4-5 раз больше, чем его коллега в Европе или Америке, то есть труд в нашей стране недооценен в несколько раз. Такой степени эксплуатации наёмных работников нет ни в одной из развитых стран. В итоге, 37 млн. человек, по официальным данным, и свыше 50 млн. человек - по данным независимых экспертов, имеют доходы ниже прожиточного минимума, а подавляющее большинство населения еле сводит концы с концами, позволяя себе купить только самое необходимое из необходимого. Это в свою очередь крайне негативно сказывается в первую очередь на здоровье людей особенно, это касается женщин репродуктивного возраста, так как для них питание должно расцениваться, как безусловный фактор здорового внутриутробного развития плода и рождения здорового ребёнка. Возникает резонный вопрос: если всё так плохо, почему на выборах побеждает "Партия власти" и в большинстве случаев абсолютно законно; почему очень много говорят о демократических силах, но никто практически за них не голосует? Может быть власть не даёт право выбора? Но это не так - право проголосовать за демократические силы есть у каждого, тем не менее за демократов никто не голосует просто потому, что демократов в сущности и нет. Дело всё в том, что российская политика, согласно традиционной шкале оценок, представляет собой драматургию, замешанную на экономическом интнресе и крови. Игровой момент, лицедейство превалируют над остальными характеристиками. В этом смысле политологию можно рассматривать, как театральную критику, особенно имея ввиду роль СМИ в политическом процессе. Сама демократия, во имя которой в России последних десятилетий было поднято столько здравниц, превратилась, ещё не сформировавшись, в нечто совершенно нетрадиционное - манипулятивную демократию, когда используются внешние формы демократического процесса для сокрытия глубоко недемократической сути этого процесса. Причём активной стороной этого феномена стал сам электорат, с готовностью принявший правила игры и даже нашедший своё игровое место в ней. Как видим, в России к концу первого десятилетия 21-го века произошёл своеобразный симбиоз активных глобалистических тенденций с традиционалистическими, отчасти полуфеодальными напластованиями. Это и создаёт причудливый, подчас даже экзотический профиль российской ситуации. 2011 год.