Государственный контроль и государственный надзор. Органы государственного контроля и надзора

В каких случаях должна организовываться служба ОТ и какова ее структура? Когда перед работодателями встает вопрос о ее создании, немаловажным является осуществление управления этой службой. Кто осуществляет контроль за деятельностью службы , будет рассказано в данной статье.

Цель службы охраны труда на предприятии

Основная цель создания предприятий или организаций - это выпуск продукции или оказание услуг по договору. Любой технологический процесс или действие сопровождается факторами трудового процесса, например, при работе на станочном оборудовании работник подвергается опасности поражения током, возможности соприкосновения с открытыми движущимися частями оборудования, а при работе на высоте главным фактором является нахождение человека на большом расстоянии от уровня пола или рабочего настила.

Чтобы контролировать все эти моменты и своевременно устранять замечания, необходимо в штат предприятия вводить должность специалиста по ОТ или создать службу. Введение должности специалиста по ОТ положено, когда в организации одновременно трудится 50 и более человек, это требования нормативной базы. Если по штату менее 50 человек, то такая служба создается по решению руководителя.

Работодатель может:

  • создать службу охраны труда;
  • заключить договор со сторонней организацией о проведении аутсорсинга.

Деятельность службы по охране труда заключается:

  • в проведении проверок по культуре производства, соответствию требований ОТ;
  • организации и контроля за проведением ;
  • контроль за выполнением мероприятий по ОТ, в том числе решения спорных вопросов;
  • организация комплексных проверок сторонними организациями и инспектирующими органами;
  • участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве, в том числе оформление всех документов.

Все перечисленные вопросы должен решать сотрудник, освобожденный от основных производственных задач, чтобы они были выполнены качественно.

О структуре службы охраны труда

При решении руководителя создать службу охраны труда на предприятии можно придерживаться структуры:

  1. Открыть в должности 5 человек.
  2. Назначить руководителя службы, который непосредственно будет подчиняться главному инженеру.
  3. Далее, распределить обязанности среди 4 сотрудников: 1 — несет ответственность за проведение медосмотров, 2 — контролирует проведение инструктажей, 3 — проверяет наличие и использование СИЗ и СИЗОД, 4 — организовывает проверки по ОТ и ТБ сторонними организациями, но при этом они все взаимозаменяемые.

На каждого сотрудника должны быть разработаны и утверждены должностные инструкции, в которых необходимо четко прописать, что они должны выполнять в течение рабочей смены.

Какие функции возлагаются на службу по ОТ

Функции службы охраны труда

На службу по охране труда возлагается большое количество функциональных обязанностей, таковыми являются:

  1. Подготовка документов и локальных нормативных актов в области охраны труда и , в том числе издание распорядительных документов о назначении лиц, ответственных за оборудование, выдачи СИЗ, по наблюдению за зданиями и сооружениями, а также за территорией предприятия и иных вопросов.
  2. Взаимодействие с проверяющими органами по вопросам ОТ.
  3. Контроль за соблюдением работниками требований трудового законодательства и локальных документов.
  4. Профилактическая работа, направленная на предупреждение возможных несчастных случаев и травматизма.
  5. Организация проведения спецоценки условий труда.
  6. Проверки всех зданий, сооружений, технологического оборудования, грузоподъемных механизмов и иных технических устройств совместно с заинтересованными подразделениями.
  7. Рассмотрение технологических процессов в целях дальнейшего их согласования.
  8. Согласование проектов конструкторской и технологической документации.
  9. Участие в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  10. Подготовка отчетных документов по ТБ.
  11. Участие в разработке обучающих программ в области ОТ.
  12. Организация обучения работников безопасным способам труда.
  13. Пропаганда знаний по ОТ и ТБ среди работников предприятия.
  14. Выдача предложений по улучшению ОТ и ТБ на вверенном объекте руководству предприятия.

Стоит отметить, что наряду с функциями, связанными с ведением документации по ОТ на предприятии, в основном на службу по ОТ возлагается профилактическая работа, только в этом случае результат деятельности службы будет ощутим.

Что контролирует служба по ОТ

На службы по охране труда в большинстве своем возлагаются контрольные функции, к которым относятся контроль за:

  • выполнением сотрудниками локальных нормативных и законодательных документов;
  • использованием средств индивидуальной защиты и СИЗОД;
  • исполнением мероприятий по ОТ в соответствии с утвержденными планами;
  • наличием на рабочих местах инструкций по ОТ, а также плакатов и текущих распорядительных документов;
  • организацией проведения в подразделениях;
  • проведением своевременных ТО и иных освидетельствований технических устройств, на которых трудятся работники объекта;
  • эффективностью работы вентиляционных систем на рабочих местах, требующих установки последних;
  • хранением приспособлений и средств индивидуальной защиты;
  • проведением всех видов инструктажей;
  • организацией рабочих мест на вверенном объекте;
  • выделением и расходованием денежных средств на нужды ОТ;
  • начислением компенсационных выплат при работе в особых условиях труда;
  • за соблюдением работниками санитарных и гигиенических требований;
  • исправностью блокировочных устройств.

Все должно быть перечислено в положении или в стандарте предприятия, где функционирует служба ОТ.

Какими правами обладает служба ОТ

Права сотрудников службы ОТ на предприятии

Наряду с возложенными обязанностями и контрольными функциями службе по ОТ устанавливаются следующие права:

  1. Специалистам разрешено посещать помещения и производственные участки, где на данный момент производятся работы, в любое время суток, причем препятствовать этому никто не может, ни начальник подразделения, ни руководитель объекта.
  2. Периодически ознакамляться с документами по ОТ, неважно на каком уровне они приняты, например, на федеральном или локальном.
  3. По факту выявленных нарушений выдать устные замечания, делать записи в журналах, а также выдавать предписания руководителям подразделений. Установить контроль за выполнением.
  4. В обязательном порядке следует требовать от руководства вверенного объекта прохождения сотрудниками медицинских осмотров, проведения по охране труда, использования работниками средств индивидуальной защиты.
  5. Информировать непосредственное руководство предприятия о выявленных нарушениях того или иного лица.
  6. Проводить профилактические беседы с сотрудниками, нарушившими требования ТБ, и требовать от последних объяснений в письменном виде.
  7. Представлять к поощрению работников, которые выполняют требования ОТ, в том числе поддерживают порядок на рабочем месте и не загромождают свободные проходы.
  8. Обсуждать на заседаниях вопросы по ТБ.

Для каждого предприятия или организации эти права будут конкретизированы, но общий смысл заключается в том, что на основании проделанной работы инженер по ОТ имеет право написать замечания, выдать предписания, а также представить к поощрению либо наказанию сотрудников. Все выданные замечания должны быть четко проконтролированы, только тогда деятельность службу будет результативной.

Об органах управления службой

Охраной труда на предприятии в целом управляют не только инженеры по ОТ и ТБ, а еще несколько организационных структур. К ним могут относиться различные подразделения.

Отдел охраны труда выполняет контрольные функции, а также функции по разработке и введению в действие локальных нормативных документов. На этом подразделении сосредоточены все вопросы, связанные с охраной труда.

Подразделение главного энергетика. Это подразделение исполняет роль жизнеобеспечения объекта, то есть в его основных задачах стоит: снабжение электроэнергией, газом, теплоснабжение, водообеспечение, обеспечение работы вентиляционных установок, исправность работы оборудования под избыточным давлением и многое другое. На этом подразделении сосредоточены все узловые моменты, связанные с созданием комфорта и безопасности на рабочих местах.

Отдел кадров. Функция отдела кадров в системе охраны труда заключается в ведении личных карточек работников при поступлении на работу, а также оформление трудовых соглашений, о допуске сотрудников к работе и работе в нерабочее время, начисление надбавок за особые условия трудового процесса.

В системе охраны труда на предприятии функционируют и такие службы, как:

  • комиссии по проведению оценки знаний создаются из числа аттестованных работников распорядительным документом руководителя объекта;
  • комиссии по приему вновь построенных и реконструируемых зданий в эксплуатацию, работа которых осуществляется на основании разработанных положений;
  • комиссии по проведению СОУТ создаются на предприятиях перед проведением оценки, в их состав входят главные специалисты объекта, в том числе инженеры по ОТ;
  • комиссии по расследованию несчастных случаев создаются в случаях травмирования работников на рабочих местах или на территориях предприятия.

Могут создаваться и иные комиссии на основании утвержденной структуры предприятия, их задачи определяются нормативными документами, разработанными на основе законодательных актов.

Как контролируется деятельность службы

Кто контролирует службу охраны труда

Созданная на предприятии служба по охране труда функционирует на основании положения о ней, а также для этого на каждого сотрудника из ее числа разрабатывается профессиональный стандарт. С документами ознакомляют работников службы по ОТ под подпись.

Контроль над деятельностью службы по охране труда осуществляется поэтапно:

  1. Служба по охране труда находится в непосредственном подчинении главного инженера, то есть все узловые вопросы решает последний. С главным инженером проводятся консультации, им же подписываются предписания, контролируется выполнение мероприятий, принимаются технические решения по недопущению несчастных случаев на производстве.
  2. Комплексные , организуемые на предприятии по графику, тоже направлены на контроль за деятельностью службы по ОТ. Проверяются все рабочие участки по всем направлениям комиссионно.
  3. Государственным инспектором периодически и по мере необходимости организовываются проверки по ОТ, тем самым деятельность сотрудников службы проверяется.
  4. Результаты работы службы отражаются в картах СОУТ, а именно в протоколах по травмооопасности, то есть работа комиссии по спецоценке условий труда также выявляет недостатки по работе службы.
  5. Минтруда организовываются проверки в отношении соблюдения работниками трудового законодательства. Эти проверки могут быть запланированными, а также внеплановыми. Во время их проведения проверяется ведение всей документации объекта.

В целом деятельность службы по охране труда должна быть направлена на недопущение травматизма и обеспечение соответствия функционирования объекта требованиям нормативной документации. При правильной постановке задачи работники будут стремиться соблюдать правила ОТ.

Когда необходима служба охраны труда , а когда нужен инженер по охране труда, смотрите в этом сюжете:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.

Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

Состояния оборудования, территории, сооружений;
правильности ведения документации по ОТ;
наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба ОТ подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

Ростехнадзор . С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

Госгортехнадзор . Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.

Госатомнадзор . Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
— радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

Госэнергонадзор . Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

Рострудинспекция . Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.

Госсанэпиднадзор . Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

Государственная противопожарная служба . С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

Госэкспертиза условий труда (УТ) . Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

Госстандарт . Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.

Госавтоинспекция . Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).

Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

Жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?

Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.

Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.

Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.

УК, как социально значимую организацию, контролируют сразу несколько государственных органов. Прокуратура — осуществляет контроль за соблюдением требований закона всеми структурами и организациями государства.

Справка! Кроме прокуратуры, есть организации, контролирующие состояние жилья и предоставление услуг потребителю. Это – Госжилнадзор и Роспотребнадзор.

Роспотребнадзор и ГЖИ осуществляют контроль и проверку деятельности управляющих компаний, как на региональном уровне, так и на местном. Контролируют УК так же и органы самоуправления.

На региональном уровне

На местах Госжилнадзор чаще всего называется жилищной инспекцией, которая проверяет такие нюансы:

Контроль ГЖИ над деятельностью осуществляется путем проверок. Проверка может быть или документальная или с выездом на место.

Обратите внимание! Если выявлены несоответствия и признаки нарушений, то за документальной проверкой последует выездная.

Работа Госжилнадзора (жилинспекции) регламентируется:

  1. В отношении лицензионного контроля — ЖК, статьей 196 .
  2. В отношении предоставления коммунальных услуг – Правилами их предоставления, утвержденных ПП №354 .
  3. В остальных случаях – ЖК РФ, статьей 196, статьями и , Постановлением Правительства №493 «О Госжилнадзоре» от 11 июня 2013 года .

Следующая инстанция, осуществляющая проверку — это прокуратура , которая проверяет управляющие компании только при наличии соответствующих оснований. Обычно ими являются обращения жильцов или конкурентов, освещение каких-либо противоправных действий УК в СМИ.

Иногда она санкционируется органами местного самоуправления или же проводится по инициативе прокурора.

Контроль за деятельностью управляющих компаний осуществляет и Роспотребнадзор . Он контролирует, как исполняются нормы, в том числе санитарные, законодательства, которые определяют предоставление услуг собственникам жилья, их качество и безопасность.

Деятельность его регламентируется Законом «О защите прав потребителя» , санитарными, эпидемиологическим нормами, а так же правилами, КоАП, статьями 6.4 , 6.5 , 6.24 , 14.6 , 14.7 , 14.8 , 14.24 .

Контроль осуществляется над коммунальными услугами, их предоставлением и качеством. Исследуются вода на наличие примесей и микроорганизмов, микроклимат в жилье, уборка мусора, состояние вентиляций, ценообразование на предоставляемые услуги и тому подобное.

На местном уровне

На местах, работу управляющих компаний ЖКХ контролируют муниципалитеты и органы самоуправления в лице жилищной инспекции . В основном, они дублируют функции регионального Госжилнадзора.

В своей деятельности они руководствуются собственными постановлениями, законодательными актами, Постановлением Правительства России №493 от 2013 года и статьей 20 ЖК РФ .

Как проверить работу УК ЖКХ многоквартирного дома?

Если возникли подозрения, что УК ведет свои расчеты с собственниками жилья нечестно и выполняет свои обязанности недобросовестно, то ее всегда можно проверить, в том числе и на воровство.

Обеспечение исполнения обязательств управляющей организации — в ваших силах! Законом гражданам предоставлено такое право. Отметим очень важный момент — коллективное обращение всегда имеет большую силу, чем единоличное .

Поэтому, если возникнет необходимость такой проверки, то лучше действовать сообща. Не стоит забывать, что с каждым собственником заключается договор на обслуживание.

Отсюда следует вывод — любые погрешности в расчетах, халатное выполнение своих обязанностей являются нарушением условий договора . А за это нужно нести ответственность.

Запрос информации

Изучим начисление обязательных платежей за коммунальные услуги. Для этого затребуем у УК документацию, содержащую .

Подобную информацию компания обязана предоставить собственнику по первому требованию. Но, как мы уже говорили, лучше действовать сообща. Поэтому от лица собственников жилья пишется заявление с требованием предоставить нужные сведения. Подробнее о порядке предоставления сведений и подаче заявки, читайте .

Проверка данных

Проверяем правильность расчетов и их обоснованность. Если возникают вопросы, связанные с начислениями, требуем в письменном виде УК обосновать их. Можно проверить расчеты и самим, возможно, что в доме есть люди, как с юридическим, так и с экономическим образованием.

Если таковых не найдется, для проверки данных, предоставленных УК, можно обратиться к сторонним экспертам . Это, конечно, дополнительный расход, но, чаще всего, затраты на экспертов окупаются. После того, как будет проведен анализ тарифов, переходим к следующему этапу.

Ревизия договорных обязательств

Необходимо проверить, как УК выполняет обусловленные договором работы. Для этого снова требуем от УК предоставить в адрес собственников жилья о проделанных работах.

Помимо отчетов стоит потребовать приложения к ним, сметы расходов и прочей подобной документации. Из этих документов можно выяснить, куда и как были израсходованы денежные средства. К анализу можно снова привлечь сторонних экспертов.

Эксперт, имеющий лицензию на проведение подобных экспертиз, закончив анализ, подготовит и передаст собственникам его результаты в письменном виде. В этом документе будет подробно расписано, где и как УК смухлевала и что конкретно она нарушила.

К тому же, документ будет зафиксирован официальным лицом, а это весьма сильный аргумент, как в досудебных разбирательствах с УК, так и в самом суде.

Не стоит напоминать и о том, что до начала анализа документов, нужно припомнить все проведенные в доме работы . Если они обсуждались на общем собрании или кто-то вел им учет — еще лучше.

Обращение в органы контроля или суд

Если выяснится, что УК работает спустя рукава, не выполняет свои обязательства, к тому же завышает тарифы, объемы работ, берет плату за не выполненные работы и тому подобное, то можно сразу обращаться с иском в суд.

Следует заметить, что в делах такого рода лучше воспользоваться услугами юриста . И в самом законодательстве, и в в подготовке иска существует много подводных камней и если ваши интересы будет представлять профессионал — шансы на успех значительно повысятся. Не стоит скупиться на оплату услуг юриста, все затраты в итоге окупятся.

Для обманутых жильцов обращение в жилищную инспекцию и Потребнадзор после завершения анализа является самым выгодным вариантом. В конце концов – это их прямая обязанность разбираться с не чистыми на руку и нерадивыми исполнителями.

Для начала разбирательств, необходимо написать заявление в данные организации в двух экземплярах. Копию оставляем себе.

В УК назначается проверка всей хозяйственной и финансовой деятельности , после которой которой проверяющие органы делают выводы. При подтверждении нарушений, УК принудят без суда возместить гражданам незаконные поборы. Если жильцы останутся недовольны принятым решением — они могут обращаться в суд.

Заключение

Если вы не являетесь юристом или не имеете достаточно практики в делах, связанных с жилищными тяжбами, лучше обратитесь к тому, кто постоянно практикуется в разрешении подобных споров.

Ответчик, то есть УК, при возникновении такого спора найдет себе опытного юриста, который, если и не сможет опровергнуть вашу доказательную базу, всегда найдет процессуальные огрехи — неточно составленное исковое заявление или не выдержаны сроки. А отыскав зацепку, опытный юрист с легкостью может развалить дело.

Не забывайте о том, что вы всегда можете обратиться в специальные контролирующие органы — Потребнадзор либо жилищную инспекцию . Контролировать и разбираться в работе управляющих компаний — их прямая обязанность. Возможно, что после их проверки, спорный вопрос решиться и без суда.

Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ состоят, в частности, в том, что с его согласия Президент РФ назначает государственных должностных лиц, включая Председателя Правительства РФ. К ведению Совета Федерации относится утверждение указов Президента о введении военного либо чрезвычайного положения; его полномочия также осуществляются в форме депутатского запроса Правительству РФ, посредством деятельности образованной Счетной палаты РФ, обеспечивающей контроль за исполнением президентского бюджета, расходованием внебюджетных фондов.

Полномочия Правительства РФ, в том числе по обеспечению контроля, определяются Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", согласно которому Правительство в пределах своих полномочий осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции, федерального законодательства, указов, распоряжений, поручений Президента, международных договоров РФ, а также контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. Федеральные надзорные органы, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контрольную и надзорную деятельность в пределах своей компетенции. Надзорная деятельность органов прокуратуры РФ, контрольная деятельность судебных органов носит достаточно специфический характер и здесь не рассматривается.

Различия в правовом статусе контрольных органов предопределены формой акта, определяющего этот статус, и местом органа, издавшего соответствующий акт, в системе органов государственной власти.

Так, Счетная палата РФ образуется Советом Федерации и Государственной Думой. Состав и порядок ее деятельности определены ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 года. Ее правовой статус является наиболее высоким среди всех иных федеральных органов, осуществляющих контрольную деятельность, за исключением Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ. Это единственный федеральный контрольный орган, осуществляющий свою деятельность на основе соответствующего федерального закона. В рамках задач, определенных названным законом, Счетная палата РФ обладает организационной и функциональной независимостью. Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы, методологии контрольной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, в Счетной палате образована Коллегия Счетной палаты. Этим достигается оптимальное и дифференцированное сочетание принятия коллективных и единоличных управленческих решений.

Контрольные полномочия Счетной палаты согласно Закону распространяются на все государственные органы и учреждения в России, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения вне зависимости от видов и форм собственности. Кроме того, на деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением и использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Вместе с тем в основе ее деятельности находится только контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (финансовый контроль). В связи с этим можно констатировать, что контроль, осуществляемый Главным контрольным управлением Президента РФ, более многопрофилен, имеет значительно большее количество объектов и предметов контроля. Это практически все органы исполнительной власти страны и основные направления их работы.

Счетная палата РФ использует различные формы и методы контроля (схожие с применяемыми КРУ Минфина, а также в ходе президентского контроля), в том числе направление запросов о предоставлении информации; осуществление оперативного контроля за исполнением федерального бюджета, ревизий и проверок. Палата контролирует состояние президентского внутреннего и внешнего долга РФ, использование кредитных ресурсов, средств федеральных внебюджетных фондов, поступление в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью, банковскую систему.

В названном законе определено, что контрольные органы аппарата Президента, Правительства, федеральных министерств и ведомств, иные государственные контрольные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. Счетной палате Законом предписано по итогам проведенных контрольных мероприятий направлять органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций соответствующие представления, а в необходимых случаях - предписания.

При проведении контрольно-ревизионной деятельности Счетная палата, как и контрольный аппарат Президента, в пределах своей компетенции вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы, их представителей, а также (и в этом отличие) на договорной основе - негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.

Анализ организационно-правовых основ работы Главного контрольного управления и Счетной палаты позволяет сделать вывод об определенном совпадении задач, стоящих перед данными государственными контрольными органами, форм и методов их реализации.

Контроль со стороны счетных палат распространен, как уже отмечалось, за рубежом. Так, в ФРГ федеральная Счетная палата после судебных органов осуществляет второй по значению вид контроля. Его практическое осуществление мало чем отличается от контрольной деятельности в других парламентских системах. Главное различие состоит в их принадлежности. В Австралии, Великобритании и США счетные палаты входят в парламенты и пользуются их политической поддержкой. В ФРГ же федеральная Счетная палата традиционно не входит ни в одну политическую структуру и имеет политически нейтральный характер.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в России, осуществляющие контрольную деятельность, образуются указами Президента РФ и действуют на основании положений об этих органах, утверждаемых указами главы государства и постановлениями Правительства РФ.

К числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих межотраслевой специализированный контроль, можно отнести, в частности, Министерство по антимонопольной политике РФ, контролирующее соблюдение антимонопольного законодательства, Президентский таможенный комитет РФ, осуществляющий таможенный контроль.

Значительную роль в осуществлении специализированных видов государственного контроля играют различные инспекции. Эти органы не имеют статуса федеральных органов исполнительной власти и создаются в основном при министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти. Однако образуются они либо указом Президента РФ, либо постановлением Правительства, которыми утверждаются положения об этих инспекциях, как, например, Российская транспортная инспекция Министерства транспорта РФ, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России.

Итак, президент РФ и Правительство РФ по вопросам, относящимся к их компетенции, осуществляют контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности соответственно через уполномоченные на это подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ. Палаты Федерального Собрания РФ в пределах их полномочий, определенных Конституцией РФ, осуществляют контроль за деятельностью указанных органов соответственно через Комитет по вопросам безопасности и обороны Совета Федерации Комитет по безопасности Государственной Думы. Контроль со стороны судебных органов выражается в рассмотрении ходатайств о проведении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, а также дел, возникающих из гражданско-правовых отношений, стороной в которых являются названные органы, и уголовных дел, расследованных следователями этих органов.

Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности предоставляются лишь в том объеме, который необходим для решения вопросов, входящих в компетенцию палат Федерального Собрания РФ. Не могут предоставляться сведения о методах осуществления контрразведывательной, оперативно-розыскной и разведывательной деятельности органов федеральной службы безопасности, о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, а также о штатных негласных сотрудниках, внедренных в иностранные спецслужбы и организации и в Организованные преступные группы, действующие на территории России. Не предоставляются также материалы Дел оперативного учета и следственных дел (последние не могут быть предоставлены в связи с тем, что порядок контроля и надзора за их расследованием определен уголовно-процессуальным законом, не предусматривающим парламентского контроля).

Сведения о деятельности органов федеральной службы безопасности (с учетом перечисленных выше ограничений), составляющие государственную тайну, предоставляются с соблюдением требований ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне".