Составные элементы интонации. Компоненты интонации

Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют одинаковую долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наибольшей силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое ударение.

Ударение - это тот музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как, например, в большинстве тюркских языков, во французском (где ударение падает на последний слог), в польском (ударение - на предпоследнем слоге), в чешском и венгерском (ударение - на первом слоге)). Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, пон"ять в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог - п" онял, а в женском роде - на последний - понял" а.

Большие группы слов, меняющих ударения в зависимости от формы, есть и среди глаголов. Это глаголы жить, быть, вить, лить, дать, пить и их префиксальные образования. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прошедшего времени - с ударением на окончании.

Подвижность русского ударения приводит к необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть внимательными и к ударению, которое, как видно, не остается постоянным. Это трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит по-новому.

Эти два свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, которое основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлаботоническим (слогоударным). В силлаботоническом стихосложении различают пять основных размеров: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется.

Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией. Различия в интонации зависят от изменения четырех акустических компонентов:

Интенсивности звучания;

Длительности звучания (чем больше звуков произносится в

Единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи);

Степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков.

Изменения этих первичных компонентов интонации улавливают на

Слух и более точно вычисляют на специальной аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах.

Каждый говорящий имеет свой средний тон речи. Но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Такие движение тона вверх или вниз от среднего уровня называют интонацией. В научной лингвистике в понятие интонации включают также изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы.

В русском языке можно выделить шесть интонационных конструкций (сокращенно - ИК). Каждая из них имеет центр - слог, на который падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), пред - и постцентровую части (они в ряде случаев могут отсутствовать). Та часть, которая находится перед центром, обычно

Произносится на среднем тоне. Одну ИК от другой отличают направление движение тона в центре и после центра:

Первая ИК: на гласном звуке центра происходит понижение тона, тон посцентровой части ниже среднего;

Вторая ИК: гласные центра произносится почти так же, как и гласные в предцентровой части, а тон постцентровой части ниже среднего уровня; третья ИК: на гласном центра тон резко поднимается, а в постцентровой части он ниже среднего;

Четвертая ИК: на гласном центра тон резко восходит, тон постцентровой части также выше среднего;

Пятая ИК: имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон после центра - ниже среднего;

Шестая ИК: на гласном центра тон восходит, тон посцентровой части выше среднего.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное или субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций.

Интонация тесно связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее.

Например, в предложении: «Усталые дети быстро уснули», может быть поставлена запятая после слова усталые, если определению придать добавочное обстоятельственное значение причины, и тогда его следует выделить интонационно.

Итак, любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из нескольких компонентов:

1) в каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра

Мы (наш класс, а не другой) поедем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в театр (а не в цирк);

2) интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя;

3) речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп;

4) интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки;

5) пауза - остановка, перерыв в движении тона - бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания: Как удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата! Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами).

Если домашнее задание на тему: » Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение – понижение голоса, тон речи и др.) оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Экзамен: Современный русский язык В речевом потоке различается ударение фразовое, тактовое и словесное. СЛОВЕСНЫМ УДАРЕНИЕМ называется выделение при произношении одного из Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе специального (коррекционного) обучения по теме "Ударение. Роль ударения в Экзамен: Современный русский язык Вопрос 29: а) Что общего и различного содержится в предмете изучения фонетики и фонологии? б) Какие аспекты характеристики звуков Ю. Н. Гребенева Для ознакомления с особенностями омографов учащимся могут быть предложены различные задания. Рассмотрим некоторые из возможных вариантов. 1. Цель этого вида лингвистического анализа слова состоит в выявлении звукового состава последнего. При этом необходимо: - определить количество слогов, -

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Интонация - это совокупность действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.

Основные элементы интонации:

  • 1. Сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
  • 2. Направление, определяющее мелодику речи выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты (мелодика);
  • 3. Скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительности звучания и остановках (паузах);
  • 4. Тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи);

Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия» , - утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносительному предложению значение сообщения, вопроса, приказания. Всякая речь ситуативна. Интонация - это ответ на ситуацию разговора. Она в известной мере непроизвольна. В процессе своей собственной речи человек не задумывается над ней. .

Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как неразделенное целое. Одна для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом отдельно.

· Ударение как компонент интонации; фразовое и логическое ударение.

Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. С конца августа | в воздухе начинает холодеть.

Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение: августа, холодеть.

Практически это достигается небольшим усилением или повышением голоса, замедления темпа произнесения слова, паузой после него.

От фразового нужно отличать логическое ударение. (Правда иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое и логическое ударение). Главные по мысли слова в предложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Эти выдвижения тоном голоса и силой экспирации слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением.

Логическое ударение очень важно в устной речи. Если логическое выражение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверно.

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

Вы сегодня будете в театре?

В каждом предложении нужно найти слово, на которое падает логическое ударение. Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логические ударения. Эти правила изложены в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова».

1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.

В зале собрались зрители. Стол был накрыт.

2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.

Сегодня морозный день. Благодарю вас. Вы извините меня.

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется.

Мне нравится не синий цвет, а зеленый.

Мне нравится, а не тебе.

4. При сочетании двух существительных ударения всегда падает на имя существительных ударение всегда падает на существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?

Это приказ командира.

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением.

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.

6. Перечисление во всех случаях требует на каждом слове самостоятельного ударения.

Я встал, умылся, оделся и выпил чая.

  • 7. При объединении авторских слов с прямой речью логического ударения сохраняется на главном слове собственной речи.
  • - Да хорошо, по-моему, - сквозь зубы процедил Фёдор.

Механически применять эти или другие правила постановки логических ударений нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории. .

  • · Пауза, темп, ритм

Речевой поток разделяют паузы. При этом линейно расположенные элементы речевой последовательности объединяются и в то же время разграничиваются именно в точке перерыва между ритмическими отрезками речи - фразами.

По длительности паузы различны. Короткие паузы отделяют в предложении такты (фразы). Средние по длительности паузы отделяют предложения и носят название логические паузы. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность, стройность. Это как бы сигналы перехода от одного предложения к другому, от одной части целого текста к другой.

Иногда длительная пауза перерастает в психологическую, действующую как выразительное средство художественной речи и усиливающее содержание высказывания.

Особое место занимает ритмическая пауза в стихотворных текстах. В конце каждой стихотворной строчки обязательно соблюдается так называемая стиховая пауза. Стиховая пауза - короткая, если её не перекрывает логическая или психологическая паузы.

Паузы любой длительности и значения органически входит в ритмическую структуру речи. Речь занимает какое-то время. Мы произносим звуки разнообразной длительности. Звуки соединяют в слова, слоги, т.е. ритмические группы. Одни группы требуют краткого, отрывистого, другие растянутого, напевного произношения. Одни притягивают ударения, другие произносятся без ударения.

Между словами и сочетаниями слов делаются остановки - паузы, тоже разные по времени. Всё это вместе составляет темп и ритм речи - движение речи, скорость протекания ее во времени. Сюда относятся ускорение и замедление речи. Различают быстрый темп речи и медленный, плавный и прерывистый. Для быстрой речи характерно редуцирование гласных, пропуск некоторых звуков. Особенности речи медленной заключаются в том, что слова выступают в полных формах.

Ритмом называют равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи. Наиболее ощутимое выражение ритма мы находим в стихотворной речи. Ритм ощущается лишь в единстве с содержанием. Он переплетается с интонационным строем стиха.

· Мелодика речи

Движение голоса по звукам разной высоты составляет мелодику речи. От того, насколько легко переходит голос от средней, постоянно присущей чтецу высоте к более низкой или высокой, зависит одно из основных качеств речи - гибкость, музыкальность. Одновременно с повышением или понижением голоса изменятся и его сила. Повышение или понижение тона и силы голоса контролируется слухом и мышечным ощущением, мышечным чувством, точно так же, как и тембр голоса.

  • 1. Полная форма включает повышение, кульминационный пункт и понижение;
  • 2. Нисходящая форма - с понижением голоса к концу;
  • 3. Восходящая форма - с повышением голоса к концу;
  • 4. Монотонная форма - с незначительными повышениями и понижениями голоса (обычно на низком регистре).

При подготовке текста к произнесению вслух чтецу помогают авторские знаки препинания, которые выражают ритмо-мелодические особенности речи: точка, вопросительный и восклицательный знак, многоточие, точка с запятой, кавычки при прямой речи, скобки и тире при вводных словах и предложениях.

Мелодические изменения (подъем и падение тона) делят предложения на две части: кульминация подъема - ударный слог слова сирени. Предложение представляет полную мелодическую фигуру.

Следует сказать о роли мелодики в выразительности чтения отдельных частей произведения. Каждая часть стихотворения, рассказа, сказки отличается темой, содержанием, настроением. Соответственно этому чтец выбирает и средства словесного выражения.

Тембр голоса - это средство выразительности устной речи и чтения. Волнение, грусть, радость, подозрение - всё это отражается в голосе. В состоянии возбуждения, подавленности и др. голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. Это отклонение называется эмоциональной окраской, тембром.

Только посредством анализа содержание текста возможно определить нужную окраску. Необходимо внимательно вчитаться в содержание произведения, понять замысел автора, его творческую задачу, идею произведения, поставить цель чтения. .

Раздел 1 Техника речи.

Произносительная сторона речи: интонация и её элементы.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующей­ся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (зву­ки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация - это совокупность звуковых средств языка, кото­рые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые от­ношения между частями фразы, сообщают фразе повествователь­ное, вопросительное или повелительное значение, позволяют го­ворящему выражать разные чувства. В письме интонация в из­вестной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм. темп, тембр речи и логическое ударение.

Мелодика речи - повы­шение и понижение голоса для утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп - скорость произнесения речи. Он может быть уско­ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоцио­нальной окраски высказывания. При ускоренном теме речи сни­жается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых час­тей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы - остановки в потоке речи. В детс­кой речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформирован-ностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить ре­чевой выдох в соответствии с длиной высказывания.

Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивле­ния, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окра­шенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение - смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать: речевой слух - такие его компоненты, как восприятие соот­ветствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух - восприятие движений тона голоса (повышение и понижение); основные качества голоса : сила и высота;



речевое дыхание - его длительность и интенсивность.

Существует два основных термина для обозначения па­тологии голоса: афония (лат. а - отрицательная частица и греч. phone - звук, голос) - полное отсутствие голоса;

дисфония (дис. и греч. phone) - частичные нарушения вы­соты, силы и тембра.

Высота звука - субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений.

Частота основного тона измеряется в герцах и может из­меняться в обычной разговорной речи у мужчин в преде­лах от 85 до 200 Гц, у женщин - от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразитель­ность речи.

Периферические органы речи.

Исполнительными приборами звуковой речи, деятельность которых регулирует мозг, являются:

1) воспринимающие и контролирующие речь органы слуха, отчасти зрения;


Рис.1.Речевой аппарат.

2) звукопроизводящие органы: дыхательные мышцы живота и грудной клетки, диафрагма, легкие, гортань, мягкое нёбо с язычком, полости рта и носа, язык, зубы и губы (рис. 1).

В произношении важную роль играет чувство движе­ния органов, производящих звук (особенно языка), а в некоторой степени и осязание. Чем чаще и лучше рабо­тают эти органы, тем больше под влиянием Поступаю­щих с них раздражений развивается самый мозг и точ­нее управляет ими.



Особо следует отметить чрезвычайную роль слуха в звуковой речи: ребенок, лишенный слуха с раннего воз­раста, без специального обучения не может подражать речи взрослых и поэтому остается немым, для общения же пользуется примитивным средством - жестом и ми­микой 1 .

Какие же у человека периферические органы речи?

Аппарат дыхания (рис. 1 и 2).

а) Легкие, которые представляют как бы меха, на­полненные воздухом и состоящие из отдельных эласти­ческих сообщающихся пузырьков (альвеол). Легкие дают в гортань, рот и нос струю воздуха, необходимую для звукопроизношения.

б) Грудная клетка, к стенкам которой плотно при­мыкают легкие. Сокращением сильных наружных меж­реберных мышц она расширяется и растягивает легкие (при вдохе); вследствие тяжести ее стенок, эластичности легких, отчасти сокращения более слабых внутренних межреберных мышц она спадается и сжимает легкие (при выдохе).

в) Диафрагма - мощная плоская мышца, отделяю­щая грудную полость от брюшной. При сокращении уплотняется;и, опускаясь вниз, освооождаег месш дли легких и тем самым увеличивает их емкость (вдох); выпячиваясь двумя куполами кверху и надавливая на основания легких, вытесняет из них воздух (выдох).

г) Мышцы брюшного пресса при сокращении давят на кишечник! и через него на диафрагму - содействуют выдоху; выпячиваясь при усиленном вдыханий вперед, облегчают опускание диафрагмы при вдохе.

Дыхание, осуществляемое движениями грудной клет­ки, называется грудным; производимое при помощи ди­афрагмы и брюшных мышц - диафрагмальным, или брюшным. Дети пользуются комбинированным грудоб­рюшным типом дыхания, наиболее выгодным для речи и полезным для здоровья (как наиболее легким,: экономным,плавным, и богатым по количеству выдыхаемого воздуха). У некоторых детей наблюдается (верхнегруд­ное, или ключичное дыхание (при нем поднимают пле­чи, а воздух попадает преимущественно в верхушки лег­ких). Этот тип дыхания вреден для здоровья, от него надо отучить детей.


Рис. 2. Схема дыхания.

.а- грудная клетка; б - диафрагма; --- положение двигательного механизма при вдохе; = = - при выдохе.

Вдох требует значительно больших усилий, чем вы­дох, при котором грудная клетка спадается под действи­ем собственной тяжести, а легкие сами стремятся к сжа­тию. Об этом надо помнить при всякого рода играх и упражнениях для развития дыхания.

2. Гортань (рис. 3, 4, 5). Этот голосовой аппарат представляет собой небольшую коробку, состоящую из целой системы крупных и мелких хрящей подвижно сочлененных один с другим и приводимых в движение системой мышц. Главной частью ее являются голосовые связки - две мышечные эластические складки, выпячи­вающиеся в виде валиков с внутренних стенок щитовид­ных хрящей. Спереди хрящи сходятся под острым углом (кадык). Сзади связки прикреплены к двум подвижным хрящикам, которые, сходясь и расходясь, то раздвига­ют, то смыкают их (голосовая щель то раскрывается, то закрывается). Кроме того, голосовые связки, сокраща­ясь, могут сами по себе сближаться одна с другой. В движении связок участвуют и другие мышцы гортани.

При обыкновенном дыхании голосовая щель раскры­та, и воздух свободно проходит через нее. Голос же образуется так. Струя воздуха, поступающая из легких, наталкивается на замкнутые голосовые связки и с усили­ем, мелкими толчками прорывается между ними. Под давлением воздуха связки ритмически колеблются (виб­рируют), - получается музыкальный звук,; который на­зывается первичным тоном. Эти колебания вызывают в свою очередь колебания во всех полостях, сообщающих­ся с полостью гортани (подсвязочное и надсвязочное пространство - глотка, рот, нос и др.). А в них образуются основной для каждого звука речи и дополнитель­ные тоны (обертоны), которые, слившись с основным тоном, образуют слышимый нами звук человеческого голоса. Действие гортани подобно действию язычковой органной трубы (рис. 5): язычки под действием струи воздуха и пружинок быстро и ритмично смыкаются и размыкаются, в результате чего образуется звук.


Рис. 3. Внутренний вид передней части гортани. 1 - щитовидный хрящ; 2 - перстне-видный хрящ;3 - надгортанник; 4 - разрез подъязычной кости; 5 - трахея;

размах их колебаний), чем больше резонирующие полости, тем сильнее голос. Высота же голоса зависит от количества колебаний голосовых связок в секунду.

В зависимости от соотношения времени выдыхатель-но струи воздуха и сближения голосовых связок различаются три типа голосообразования, или приступа (ата­ки, голосоначала): твердый, мягкий и придыхательный.

Твердый приступ чаще наблюдается при выражении голосом отрицательных эмоций (гнева, злобы, раздра­жения). Твердый приступ получается потому, что воз­дух подходит к голосовым связкам в момент, когда они успевают уже напряженно сблизиться. От прорыва их воздухом и слышится резкое, напряженное для слуха начало голоса, например: "Ах, как жарко!" или раздраженно: "Катя, сядь на стул". Кричать и говорить напря­женно, раздраженно, браниться вредно для голоса.

Мягкий приступ образуется постепенным сближени­ем связок уже в момент прохождения воздуха - слы­шится приятный, мягкий голос. Например: "Ах, какой красивый цветок!", "Оля, поцелуй меня".

Придыхательный же приступ вызывается прохожде­нием воздуха до начала сближения голосовых связок, поэтому перед голосом слышится легкий выдох, вроде немецкого звука h.

Практическое занятие №1.

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

3). Раскройте значение слуха в процессе формирования голоса. Как снижение слуха отражается на качествах голоса? Рассмотрите эту проблему с учетом возраста ребенка.

4). Раскройте механизмы голосообразования (роль центрального отдела нервной системы центрального отдела речедвигательного анализатора и периферического отдела). Раскройте значение струи выдыхаемого воздуха в процессе голосообразования. Данный материал можно офор­мить в виде! сообщения в группе (доклада).

5). Расскажите, какие требования предъявляются к «раз­говорному» голосу. Обоснуйте эти требования.

7). Расскажите, в каком возрасте происходит резкое изменение голоса ребенка. Объясните причины.

б) практические:

1). Ответьте на следующие вопросы: если ребенок родился глухим, будет ли у него голос во время гуления, лепета? Рассмотрите и другой вариант: человек оглох в воз­расте двух лет (в пять-шесть лет, в одиннадцать-пятнад-цать лет, в зрелом возрасте). Как глухота будет отражаться на его речи, в частности, на состоянии голоса? Какие качества голоса будут страдать в первую очередь?

Выполнение практических упражнений по освоению содержания игр на дыхание для дошкольного возраста (Приложение).

1.В специальном детском саду послушайте речь (голосовое оформление речи) детей с разной степенью снижения слуха. Сделайте выводы о состоянии их голосовой функции. Проследите, как снижение слуха влияет на голос и на всю: речь в целом в разные возрастные периоды. Результаты наблюдений обсудите в группе.

2. Проверьте состояние дыхательной функции у ребен­ка с нарушением голоса. На основе обследования сделайте выводы о взаимосвязи голоса и дыхания.

3. Послушайте в детском саду речь (голос) детей из разных возрастных групп. Проанализируйте свои наблюдения и сделайте выводы об изменении голоса ребенка в период с трех до семи лет. Во время наблюдений в разных группах дошкольного учреждения обратите внимание на силу, высоту, тембр и диапазон голоса детей. Свои наблюдения оформите письменно.

Раздел 2.

Практическое занятие №2

1.Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

3. Что понимается под органическими нарушениями голоса периферического характера? Приведите примеры.

4. Назовите дефекты речи, при которых будет наблю­даться нарушение голоса (как один из симптомов).

5. Раскройте содержание понятий «слабость голоса», «форсированный, резкий звук голоса», «сдавленный горло­вой звук», «прерывистый дрожащий», «захлебывающий­ся», «назализованный», «сиплый», «квакающий», «монотон­ный». Назовите причины этих нарушений.

б) практические:

1. Если у ребенка сильный насморк, как будет нару­шаться его голос? Как вы будете классифицировать это нарушение голоса? По каким параметрам будет нарушен голос?

2.Если учитель (воспитатель) много и громко говорит в тече­ние длительного времени, может ли у него появиться на­рушение голоса? Какое? В чем оно будет проявляться?

2.Выполнение практических упражнений по освоению содержания игр на дыхание для дошкольного возраста (Приложение).

Составьте со­общение (реферат) на тему «Нарушения голоса у детей: дошкольного возраста».

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1).В комплексный метод исправления дефектов голоса включена артикуляционная гимнастика. Назовите ее це­ли, виды, особенности использования.

3). Объясните, из каких разделов состоит работа по восстановлению голоса при различных видах его патоло­гии. Перечислите, над какими качествами голоса необхо­димо работать при той или иной голосовой патологии. Обо­снуйте свои выводы.

4). Назовите задачи, стоящие перед логопедом на каж­дом этапе работы над голосом при его нарушениях.

5). Назовите основные направления работы над голо­сом детей в дошкольном учреждении. Чем отличается ра­бота над; развитием голоса от работы при его нарушениях?

б) практические

1). Составьте список упражнений пассивной артикуля­ционной гимнастики. Поупражняйтесь в проведении ее на товарищах по группе (проиграйте ситуацию «ребенок - логопед», меняясь ролями), Объясните, почему при нару­шениях голоса полезно использовать пассивную артикуля­ционную; гимнастику.

2). Какие упражнения артикуляционной гимнастики и в каких случаях можно использовать? Назовите эти упраж­нения, запишите их в рабочую тетрадь. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений.

3). Как проводится работа над. высотой голоса? Под­берите необходимые упражнения, потренируйтесь в их реализации. Составьте конспект занятия по развитию силы и высоты голоса. Обсудите его в группе. Проведите такое занятие в детском саду. (При составлении конспекта не забудьте учесть возраст детей.)

4). Вспомните, что такое тембр голоса. Подберите уп­ражнения для работы над тембром голоса при его нару­шении. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Перечислите задачи, которые стоят перед логопе­дом при работе над тембром голоса.

5). Как при нарушениях голоса проводится работа над интонацией? Известно, что интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, уточняет семан­тическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содер­жание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Объясните это положение. Подберите необходимый дидак­тический материал. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений

6). Одной из составных частей комплексного метода кор­рекции нарушений голоса является психотерапия. Раскрой­те содержание этого понятия. Расскажите, какие виды психотерапии применяются при коррекции нарушений го­лоса. Какова цель применения психотерапевтического воз­действия? В течение, какого времени оно применяется?

Выполнение практических упражнений артикуляционной гимнастики и интонационного развития речи. (Приложение).

1). Подберите из приложения или приду­майте сами упражнения статической и динамической ды­хательной гимнастики и запишите. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Поупражняйтесь в ее проведении в своей группе.

2). Какие условия необходимо соблюдать при проведе­нии дыхательных упражнений с детьми, имеющими нару­шения голоса? Перечислите эти условия и запишите.

План занятий.

1. Вступительная беседа.

2. Гимнастика артикуляционного аппарата.

3. Дыхание.

4. Дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих проторных со­гласных (ф, с, ш, х).

5. Дыхание с артикуляцией на звонких проторных согласных (в, з, ж, м, н, л, р), т.е. постепенное включение голоса.

6. Гласные.

8. Пользование оздоровленной речью в чтении, разговорной речи и пении.

1. Гимнастика артикуляционного аппарата:

челюсти:

а) опускание челюсти,

б) движение челюсти вправо - влево,

в) движение челюсти вперед;

губы:

а) вытягивание и растягивание губ на «у-и»,

б) подтягивание верхней губы («пф»),

в) опускание нижней губы («вы-вы»),

г) натягивание губ на зубы при открытом рте;

язык:

а) высовывание языка,

б) движение языка вперед и вниз за зубами,

в) движение языка вверх и вниз на губах,

г) круговое движение языка под губами,

д) укладывание языка «чашечкой»,

е) дутье на кончик языка,

ж) выбрасывание языка из-под верхней губы,

з) промазывание широким языком нёба и др.

Речевое дыхание.

Выявляется правильность дыхания в процессе речи, так назы­ваемое «речевое дыхание». Оно, как известно, характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нарушении или недостаточном умении владеть им, занятия начинаются по упо­рядочению дыхания.

Вот несколько первых упражнений.

1. Плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох тоже через нос.

При речи и пении мы пользуемся комбинированным носо-ротовым дыханием, поэтому тренируется то и другое. Мы не на­стаиваем на диафрагмальном дыхании для всех; каждому челове­ку свойственен индивидуальный тип дыхания.

2. Вдох - небольшая задержка (1-2 сек.) - выдох.

3. Вдох через нос - задержка (1-2 сек.) - выдох через рот (слегка приоткрытый).

4. Комбинированный вдох - задержка, выдох через нос.

5. Комбинированный вдох - задержка, выдох через рот (слег­ка приоткрытый).

Постепенно вдох укорачивается и углубляется, выдох удлиня­ется. Например, на «раз» - вдох, на «раз-два» - задержка, на «раз-два-три» выдох и т.д. Вариаций здесь много. Счет ведет ло­гопед.

Одновременно с дыхательными упражнениями начинается подготовка к артикуляционным упражнениям:

1. Укрепляются губы на п (добиваться крепости взрыва).

2. Укрепляется кончик языка на т (добиваться крепости удара).

3. Укрепляется движение корня языка на к (избегать резкого звука).

4. Последовательные, движения губ, кончика языка и корня языка на сочетаниях птк... птк ...

Затем идут упражнения в дыхании через артикуляцию. Выдох дается на глухих проторных согласных ф, с, ш, х, сначала отдель­но на каждый звук, потом в объединенных в слоги. Здесь воз­можны различные вариации:

1) слоги со взрывными (пап, пат, пак ),

2) слоги с проторными (фас, фаш, фак ),

3) слоги смешанные (паф, фап, cam ).

Вначале на выдох дается один слог, потом два, три, четыре и больше. Например, вдох, на выдохе пап , вдох, на выдохе пап-пап ; вдох, на выдохе пап-поп-пуп и т.д. Гласные берутся только артикуляцией.

Раздел заканчивается упражнениями в четком произнесении сначала на беззвучной артикуляции, потом на шепоте слов, фраз, поговорок, скороговорок.

Группа слов: папа, пока, Капа, кипа, пакет, пика, кот, ток, пакт, паук, кушак, фактам т. д.

Фразы: У Таты паук. У кота усы. У Саши пакет. В хате паук. Купи паштет и др.

Поговорки и скороговорки: Попытка не пытка; Добыл бобов бобыль; Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит и т.д.

После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начинаются голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым ртом или стон (контролировать рукой, положенной на грудь) фиксируется один из звонких проторных звуков (обычно в или з) и закрепляется коротким выдохом на артикуляции. Постепенно вводятся звуки ж, л, р, н. м .

Для закрепления длительности звучания даются слоговые -упражнения:

1.Ав ов ув ы в
2. Аз оз уз ы з
3Аж ож уж и т.д.
4Пав паз паж пал пар пан пам
пов поз пож пол пор пон пом
пув пуз пуж пул пур пун пум
пыв пыз пыж пыл пыр пын пым
пив пиз пиж пил пир пин пим
пев пез пеж пел пер пен пем

и другие сочетания.

Вначале на одном выдохе дается один слог, потом два, три и т. д.

В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного звучания. Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.

В дальнейшем к длительности проторных согласных прибав­ляются упражнения в силе звука. Сначала тренируется усиление, потом ослабление звучания и после этого совместные упражне­ния в усилении и ослаблении:

Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выдоха и голоса на проторных звонких согласных с постепенным и осто­рожным включением гласных (у, о, э, ы, и, а). Звук у берется первым потому, что этот звук ближе к согласной по артикуляции и при нем, как отмечает Фомичев, гортань более устойчива.

Вот целый ряд таких упражнений:

вув вов вэв выв вив вав
вуз воз вэз выз виз ваз
вуж вож вэж выж виж важ
вул вол вэл выл вил вал
вур вор вэр выр вир вар
вун вон вэн вын вин ван
вум вом вэм вым вим вам

В таком же порядке следуют упражнения с з, ж, л, р, н, м, и затем переходим к длительности гласных. Вышеуказанные уп­ражнения берутся уже в такой вариации:

Ву___в, во__в, вы__в, ви__в,ва__в и т.д.

Согласные вводятся все еще для помощи, как опора слабой фонации. Дальше укрепляются гласные» без согласных в различных со­четаниях:

2. уо уэ уы уи уа
оу оэ оы ои оа
эу эо эы эй эа
ыу ыо ые ыи ыа
иу ио иэ иы иа
ау ао аэ аы аи
3. уоэ уоы уои уоа
уэо уэы уэи уэа
>ио уиэ уиы уиа
уыо уыэ уыи уыа
уао уаэ уаы Уаи
4. уоэиа и т. д.

Потом берутся упражнения для развития силы голоса на гласных:

у______у_________у----о______о______о-----э_____э______э

В дальнейшем после упражнений на чистых гласных переходим к словам, фразам, поговоркам, скороговоркам, проработанным на первом этапе занятий на беззвучной артикуляции, «оз­вончаем» их и вводим новые слова и фразы.

Следующей идет работа по развитию гибкости голоса- упражнения на интервалах. Начинаем с уменья ставить вопрос, когда голос идет вверх: который час и давать ответ - голос идет вниз, например: пятый, восьмой и т. д.

Экономия с движением голоса на секунду, терцию, квинту, октаву, например, в фразе: Но я не знала, что это так важно, может быть интонирована на различных интервалах. Желатель­но с помощью инструмента показать голосоведение в гамме.

Заключительные занятия:

а) упражнения в различных интонациях (вопрос, удивление, испуг, радость, страх); хорошими материалами для этого явля­ются басни;

б) ознакомление с регистрами (грудной, средний, головной);

в) ознакомление с эмоциональной окраской и тембром (ма­жор, минор). Например, Уж тает снег, бегут ручьи... (мажор); «Анчар» Пушкина (минор);

г) ознакомление с темпом речи (быстрый, медленный);

д) пользование оздоровленной речью в чтении, разговоре, пе­нии.

Сроки занятий варьируются и индивидуализируются в зави­симости от тяжести заболевания и культурного уровня пациента от 1 до 8-9 мес. Конечно, при расстройствах голоса типа задер­жавшихся мутаций так называемых функциональных возможно­стей для развития голоса больше, чем, например, при афониях после трахеотомии. В таких случаях приходится довольствовать­ся иногда ложносвязочной грубой фонацией с тщательной про­работкой дыхания и артикуляции.

2. Четкая работа органов артикуляции и дыхания, являясь свое­образным массажем, помогает правильному функционированию голосовых связок.

3. Переход к фонации должен быть осторожным, после доста­точной тренировки всего речевого аппарата.

4. Необходима широкая пропаганда вопроса о гигиене голоса у педагогов и лиц других профессий, связанных с постоянным пользованием громкой речью.

5. В целях профилактики специалистам по речи нужно вклю­чаться в работу по охране детского голоса.

Вопросы охраны и культуры голоса еще не имеют широкого распространения среди населения. Еще нередки случаи так на­зываемых профессиональных заболеваний у педагогов, лекторов, массовиков и людей, профессии которых связаны с голосовой работой. Еще недостаточно поставлена охрана детского голоса.

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1). Ответьте, какие специалисты участвуют в обследо­вании лиц с нарушениями голоса. Как реализуется при об­следовании принцип комплексности? Какова функция каж­дого специалиста?

2). Раскройте влияние органических нарушений голоса на речевое развитие детей, особенно если нарушение го­лоса возникло в раннем возрасте. Может ли в таких слу­чаях наблюдаться задержка речевого развития?

б) практические

1).Составьте конспект занятия по вызыванию голоса у детей с афонией. Какие упражнения можно предложить с этой целью? Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Почему вызывание голоса в большинстве случаев начинают на звуке м? Объясните это положение.

2).Перечислите упражнения для активизации нёбной занавески. Запишите их. Потре­нируйтесь в их выполнении. Составьте план занятия по активизации нёбной и глоточной мускулатуры.

3).Составьте конспект занятия по развитию мелодико-ннтонационной стороны речи. Подберите упражнения, развивающие модуляции, тембр, диапазон голоса. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Проведите такое занятие сначала в своей группе, а потом на практике.

Выполнение практических упражнений по развитию мелодико-ннтонационной стороны речи. (Приложение).

3.Методические указания для самостоятельной работы студента

1). Подберите и запишите упражне­ния для развития силы голоса. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений. Можно организовать на эту тему занятие с детьми.

Практическое занятие №5

Вопросы для обсуждения.

а) теоретические:

1.Какие условия необходимо соблюдать при проведе­нии дыхательных упражнений с детьми, имеющими нару­шения голоса? Перечислите эти условия и запишите их в рабочую тетрадь.

3.Составьте конспект занятия по вызыванию голоса у детей с афонией. Какие упражнения можно предложить с этой целью? Почему вызывание голоса в большинстве случаев начинают на звуке м? Объясните это положение.

б) практические

1.Подберите и запишите в рабочую тетрадь упражне­ния для развития силы голоса. Потренируйтесь в проведе­нии этих упражнений в своей группе. Можно организовать на эту тему занятие с детьми.

2.Как проводится работа над. высотой голоса? Под­берите необходимые упражнения, потренируйтесь в их реализации. Составьте конспект занятия по развитию силы и высоты голоса. Обсудите его в группе. Проведите такое занятие в группе детей. (При составлении конспекта не забудьте учесть возраст детей.)

3.Вспомните, что такое тембр голоса. Перечислите задачи, которые стоят перед логопе­дом при работе над тембром голоса. Подберите уп­ражнения для работы над тембром голоса при его нару­шении. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений

Выполнение практических диалоговых упражнений по развитию выразительного чтения и нормы литературного произношения. (Приложение).

3.Методические указания для самостоятельной работы студентов

1.Раскройте положение о том, что интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, уточняет семан­тическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содер­жание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Объясните это положение

3.Подберите необходимый дидак­тический материал для работы с дошкольниками по выразительному чтению. Потренируйтесь сами в проведе­нии этих упражнений

Формы и виды контроля

Формой итогового контроля является устный зачет.

2. Перечень примерных вопросов для зачета

1.Что составляет предмет фонопедии, его предмет и задачи.

2.От каких факторов зависит становление речи ребенка.

3.Как развивается речь ребенка.

4.Определите значение интонации.

5.Как образуются звуки речи.

6.Основные этапы работы по исправлению звукопроизношения

7.Какие требования предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики.

8.Какими упражнениями вы владеете для выработка направленной воздушной струи.

9.Какие звуки называются опорными.

10.Назовите цель и содержание работы по постановке голоса и выразительности чтения.

11.Какие основные способы постановки силы звука вы знаете

12.Как проводиться автоматизация звуков в словах.

13.Какие упражнения используются для автоматизации звука во фразовой речи.

14.В чем выражается интонационное логическое выделение слова.

15. Что составляет систему техники речи.

Основная литература

1. Калягин В.А., Овчинникова Т.С.Логопсихология /В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. Логопсихология.-М.Академия.2008

2. Лохов М.И. Заикание:неврология или логопедия. /М.И.Лохов. Заикание:неврология или логопедия. -СПб. «Элби-СПб».2005.

3.Жукова Н.С.Логопедия. /Н.С.Жукова. Логопедия. -Екатеринбург.2005.

4. Фомичева М.Ф..Воспитание у детей правильной речи. /М.Ф.Фомичева. Воспитание у детей правильной речи.- Просвещение.1989.

Приложение .

СЧИТАЛКИ

Ребенок при произнесении каждого слова считалки дотрагивается указательным пальцем руки до груди играющего:

Клен, клен, выйди вон!

Плач, плач, галка, Мне тебя не жалко!

Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост.!

Бена-бена-барбарис,

Два мальчишки подрались,!

Кады-дады,

Налей воды коров поить,

Раз, два, три, четыре, пять.

Заяц белый и русак

Танцевали краковяк

Раз, два, три, четыре, пять - в прятки мы хотим играть.

Да и нет не говорить, Все р

Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.

Понятие об интонировании

Без интонации кажется скучной, сухой и безжизненной. Только с помощью переливов голоса можно сделать любое повествование живым и экспрессивным. Поэтому интонацией называют ритмико-мелодичную сторону процесса говорения.

Более узкое значение интонации подразумевает колебания голосового тона, что в общих чертах отождествляется с мелодикой устной речи. Более широкое понимание расширяет понятие мелодики, дополняя его паузами, темпом и другими составляющими речевого потока, вплоть до тембра голоса и его ритма. Есть и менее привычные и очевидные основные элементы интонации. Ударение относится к ним как нельзя лучше. При этом речь идет не только о словесном, но и о логическом его варианте. Выделение в речевом потоке одного слова существенно изменяет всю тональность предложения.

Мелодика как основа интонации

Чтобы понять, в чем различие смысловой нагрузки одной и той же фразы, но в разных нужно посмотреть на ее мелодику. Именно с нее начинаются основные элементы интонации.

Для начала отметим, что мелодика организовывает воедино одну фразу. Но также с ее помощью выполняется смысловое различение. Одни и те же высказывания обретают новых оттенков в зависимости от того, как проявляет себя мелодика.

Рассмотрим это на конкретном примере: «Сидеть!» произнесенное с резкой и громкой интонацией, делающей выделенное ударение на гласный, показывает категорический приказ. «Сиде-е-еть?!» - выражает вопрос и возмущение за счет протяжности ударного гласного и восходящей интонации в конце фразы. Таким образом, мы видим, что одно и то же слово, обогащенное разной мелодикой, имеет совершенно отличимую смысловую нагрузку.

Интонация в синтаксисе

Для разграничения частей предложения, выделения его смыслового центра, завершения речевой фразы, человек использует разные интонационные средства. Поскольку это крайне важно для такой науки, как синтаксис, она больше всех изучает эти средства.

Русский язык имеет шесть типов конструкций по интонированию. Центральной его частью есть слог, на который идут все типы ударений. Также этот центр делит конструкцию на две части, которые выделяются не во всех фразах.

Самыми распространенными типами, а, следовательно, и предложения по интонации бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Именно вокруг этих интонационных моделей и строится основная мелодическая картинка речи.

Типы предложений

Синтаксисты различают предложения по цели, интонации. Каждый из них выражает совершенно разную информацию и имеет свою мелодику.

Спокойно, ровно и без каких-либо явных интонационных выделений передают информацию. Большинство эмоциональных оттенков в таких предложениях оформляется на лексическом уровне: "У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…"

Для вопроса характерна восходяще-ниспадающая интонация, при которой в начале вопроса тон существенно повышается, а к его окончанию - понижается: "Когда ты сюда пришел?"

А вот восклицание имеет ровную восходящую интонацию. Тон фразы поднимается постепенно, и в ее конце обретает наивысшее напряжение: "Она пришла!"

Делаем вывод, что интонация, примеры которой мы рассмотрели выше, служит для того, чтобы выражать эмоции и отношение того, кто говорит, к содержанию сказанной им информации.

Другие интонационные средства

Если рассматривать этот вопров более детально, то предложения по интонации бывают не только трех типов. Дополнительные ее средства дают неограниченную картинку эмоционально-интонационного выражения.

Голос человека имеет разные качества. Он может быть громким и тихим, сиплым и звонким, скрипучим, напряженным и текучим. Все эти качества делают речь более мелодичной и выразительной. Но они слабо передаются на письме отдельными знаками.

От скорости речи также зависит ее интонационная картинка. Мелодика быстрой речи свидетельствует о взволнованном состоянии человека, который говорит. Медленный темп свойственен в ситуации неуверенности либо торжественности.

Ну и, пожалуй, самые интонации - паузы. Они бывают фразовые и тактовые. Служат для выражения эмоций и разделения речевого потока на завершенные блоки. По своей модальности паузы бывают завершенными и не завершенными. Первые употребляются в абсолютном конце предложения. В его же середине есть место для незавершенных пауз, которые оформляют конец такта, но не всей фразы.

От правильности использования паузы зависит смысл предложения. Всем известен пример: "Казнить нельзя помиловать." От места паузы зависит, выживет человек или нет.

Отражение интонации на письме

Интонирование текста более характерно для живой речи, когда человек может управлять голосом, и с его помощью менять мелодику высказывания. выглядит довольно сухо и неинтересно, если не использовать средства, с помощью которых передается интонация. Примеры таких знаков известны всем со школы - это точки, тире, восклицательный и запятые.

Конец мысли оформляет точка. Последовательное разворачивание фразы оформляется запятыми, указывающими на место пауз. Неоконченная, оборванная мысль - это многоточие.

А вот причинно-следственные отношения выражаются при помощи тире. Перед ним в речи интонация всегда повышается, а после - идет на спад. Двоеточие, наоборот, характерно тем, что перед ним голос немного утихает, а после паузы начинается новый виток его развития с постепенным угасанием к концу предложения.

Общая интонация текста

С помощью интонационных средств можно добавить общего тона звучания тексту. Романтические рассказы всегда напряженные и интригующие. Они вызывают эмоции сопереживания и сочувствия. А вот строгие доклады никак не откликаются на эмоциональном уровне. В них, кроме пауз, нет других существенных интонационных средств.

Конечно, нельзя утверждать, что общее звучание текста полностью зависит от частных интонационных средств. Но общая картина отражается только при условии использования неких элементов мелодики для раскрытия главной мысли. Без этого суть сообщения может быть непонятной людям, которые с ним ознакомились.

Интонация разных стилей речи

Каждый стиль речи имеет свою интонационную картинку. В зависимости от она может быть как максимально развитой и разносторонней, так и минимальной, без особых эмоциональных переливов.

Официально-деловой и научный стили в этом плане можно назвать самыми сухими. Они повествуют о конкретных фактах, построенных на сухой информации.

Самыми эмоциональными стилями можно назвать разговорный и художественный. Для передачи всех красок устной речи на письме используются основные элементы интонации, и другие, менее популярные средства. Часто, чтобы читатель представил речь персонажа, авторы прибегают к подробному описанию процесса произношения. Это все дополняется письменными интонационными знаками. Поэтому читатель легко в голове воспроизводит ту интонацию, которую он видит посредством визуального восприятия.

Слова делятся на слоги. Не все слоги имеют один. долготу и силу. Один из слогов в слове выделяется наиб. силой и длительностью произношения гласного звука. Он называется ударным. Русскому языку свойственно силовое ударение.

Ударение - это тот музык. тон, на кот. настраивается слово, тот "голос", по кот. мы узнаем слово. Все слова, явл. самост. частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение прав. ударения сопряжено с рядом трудностей, объясн. его особенностями.

Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к опр. слогу в слове (как, например, в большинстве тюркских языков, во французском (где ударение падает на посл. слог), в польском (ударение - на предпосл. слоге), в чешском и венгерском (ударение - на первом слоге)). Такое ударение называют свободным , оно может быть на любом слоге слова.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол пон`ять в неопр. форме имеет ударение на втором слоге, в прош. времени в мужском роде оно передвигается на первый слог - п`онял, а в женском роде - на последний - понял`а.

Большие группы слов, мен. ударения в зависимости от формы, есть и среди глаголов. Это глаголы жить, быть, вить, лить, дать, пить и их префикс. образования. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прош. времени - с ударением на окончании.

Подвижность русского ударения приводит к необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть внимательными и к ударению, кот., как видно, не остается постоянным. Это трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит по-новому.

Эти два свойства русского ударения учитываются в русском стихосложении, кот. основывается на количестве слогов и числе ударений, а также на соотношении ударных слогов с безударными. Такой стих называется силлаботоническим (слогоударным). В силлаботоническом стихосложении различают 5 осн. размеров: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест.



Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется.

Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией . Различия в интонации зависят от изменения 4х акуст. компонентов:

· интенсивности звучания;

· длительности звучания (чем больше звуков произносится в единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи);

· степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков.

Изменения этих перв. компонентов интонации улавливают на слух и более точно вычисляют на спец. аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах.

Каждый говорящий имеет свой средний тон речи. Но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Такие движение тона вверх или вниз от среднего уровня называют интонацией . В научной лингвистике в понятие интонации включают также изменения интенсивности, длительности, тембра речевого такта и фразы.

В русском языке можно выделить 6 интонац. конструкций (сокращенно - ИК). Каждая из них имеет центр - слог, на кот. падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое), пред- и постцентровую части (они в ряде случаев могут отсутствовать). Та часть, кот. находится перед центром, обычно произносится на среднем тоне. Одну ИК от другой отличают направление движение тона в центре и после центра:

· первая ИК: на гласном звуке центра происходит понижение тона, тон посцентровой части ниже среднего;

· вторая ИК: гласные центра произносится почти так же, как и гласные в предцентровой части, а тон постцентровой части ниже среднего уровня;

· третья ИК: на гласном центра тон резко поднимается, а в постцентровой части он ниже среднего;

· четвертая ИК: на гласном центра тон резко восходит, тон постцентровой части также выше среднего;

· пятая ИК: имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем гласном - нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон после центра - ниже среднего;

· шестая ИК: на гласном центра тон восходит, тон посцентровой части выше среднего.

Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтр. или субъект. отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообр. оттенки эмоций. Интонация тесно связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее.

Например, в предложении: "Усталые дети быстро уснули", может быть поставлена запятая после слова усталые, если определению придать доб. обстоят. значение причины, и тогда его следует выделить интонационно.

Итак, любое высказывание произносится с интонацией. Интонация - явление сложное, она состоит из неск. компонентов:

1) в каждой фразе есть логич. ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логич. ударения можно уточнить смысл высказывания, например:

а) Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе);

б) Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр;

в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем);

г) Завтра мы поедем в театр (а не в цирк);

2) интонация состоит из повышений и понижений голоса - это мелодика речи. Она в каждом языке своя;

3) речь протекает ускоренно или замедленно - это образует ее темп;

4) интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки;

5) пауза - остановка, перерыв в движении тона - бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы.

Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания: Как удивили его слова / брата! Как удивили его / слова брата! Паузы бывают логическими (смысловыми) ипсихологическими (диктуемыми чувствами).