Что относится к политическим технологиям. Функции паблик рилейшнз

Термин "технологии" (от греч. "techne" - искусство, мастерство, умение; "logos" - понятие, знание) пришел в политику из производства. Этим термином обозначается направленное воздействие человека на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания качеств, необходимых людям. Технологическое знание ориентировало человека не на объяснение происходящих событий и явлений, а на обоснование способов, методов достижения поставленных целей.

Термин "политические технологии" - один из новейших в политической науке. Актуальность данных технологий существенно возросла с появлением на исторической арене "политического человека" в результате развития процессов демократии, превращения его в активного участника политических изменений в обществе.

Политические технологии - совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.

Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии - это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.

Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.

Процессы демократизации в ХХ столетии привели к снижению удельного веса насилия, силового решения проблем в сфере политического управления. Смещение акцентов в способах достижениях политических целей произошло из-за того, что в обществе утвердились ценности и принципы правового государства, идеологического и политического плюрализма, ограничения действий высших государственных должностных лиц законом, провозглашения незыблемости прав и свобод личности и т. п. Таким образом, политические технологии - это такие способы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения, которые исключают применение прямого принуждения и физического насилия.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы - "человеческого ресурса" в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.

Цель политических технологий - оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.

Формы политических технологий

В целом политические технологии выступают в двух формах:

  • 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт;
  • 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование новых политических технологий всегда связано с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Виды политических технологий

Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:

  • 1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе. Правда, кроме государства другие субъекты политики не обладают правом нормотворчества, поэтому можно говорить, что этот активно применяемый прием в системе государственного управления имеет свои ограничительные рамки в тех политических процессах, где главными действующими силами являются негосударственные организации и группы (институты и организации гражданского общества);
  • 2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений.
  • 3) приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.

Манипуляции (от франц. manipulation) в дословном переводе - это скрытые движения рук, приводящие в действие какое-либо устройство. В политике под манипуляцией понимается особый вид воздействия, когда манипулятор побуждает человека к действиям, которые тот не намеревался осуществлять в данный момент. Манипуляция отличается от силового, властного воздействия тем, что здесь отсутствует как прямое указание, приказ, что делать, так и следующее за этим открытое принуждение, или угроза применения санкций. В ходе манипулятивного воздействия человек не ощущает внешнего принуждения, ему кажется, что он сам принимает решение и выбирает форму своего поведения.

Американским ученым Р. Гудином были сформулированы и описаны две основополагающие модели манипулирования - "рациональная" и "психологическая". Для первой из них характерно использование лжи, обмана и секретности. Общей чертой этих методов являются либо полное, либо частичное сокрытие информации, которая может повлиять на принятия решений, либо ее искажение. Для второй, "психологической" модели характерно использование бессознательных реакций индивида, которые "провоцируются" специально смоделированным поведением. Например, в определенный момент своего выступления кандидат подкрепляет свою речь запоминающимся жестом. В дальнейшем жест повторяется, вызывая у аудитории положительные переживания и реакции.

В современном мире теория и практика политического манипулирования получили достаточно глубокую научную разработку и практическое применения. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов - иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемые объектами манипулирований, преимущественно на веру, без критического осмысления (например, политический миф об "американской исключительности").

Миф - это обобщенное представление о действительности, сочетающее и нравственные, и эстетические установки, соединяющее реальность с мистикой. То есть, это всегда представление в значительной мере иллюзорное, но в силу своей этической и художественной привлекательности оказывающее большое воздействие на массовое сознание.

По мнению отечественного политолога Сергея Кара-Мурзы: "Мифы несущие в себе важную иррациональную… компоненту, становятся частью традиции и играют важную роль в легитимации общественного строя в идеократических государствах". Однако миф и в современном обществе не утратил своего значения как важной формы общественного сознания и представления действительности.

В ситуациях нестабильности и неопределенности в обществе классические политические технологии ожидаемого результата не приносят. Так, в современной России наибольшее количество голосов избирателей собирают не те политические лидеры, которые лучше понимают социальные проблемы, а те, которые лучше понимают электорат, учитывают многомерный спектр интересов, настроений и ожиданий. Успех приходит не к тем политическим лидерам, которые стремятся разобраться в сложившейся политической ситуации, а к тем, кто многое обещает, демонстрируя свою деловитость и хозяйственность, играя при этом в патернализм и "социальную озабоченность". право политический манипуляция

Преимущество получают и те политики, риторика которых интертекстуальна, а язык метафоричен, с элементами наглядности и самоочевидности. Используя в политическом лексиконе понятия - образы, смешивая в политическом тексте мифы и реальность, настоящее, прошлое и будущее, адресно направляя политические реляции, политики добиваются больших успехов в своих притязаниях на власть.

Для укоренения социально-политических мифов технология манипулирования предполагает использование богатейшего арсенала конкретных методов воздействия на сознание людей. Среди методов манипулирования выделяют:

  • · уменьшение объема доступной для рядового гражданина информации;
  • · использование пропаганды (предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации);
  • · использование секретности (преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс);
  • · информационная перегрузка (сознательное представление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно ее оценить);
  • · наклеивание ярлыков (для отторжения и компрометации лиц или идей слушателями без доказательств дается неблаговидное определение, например "империалист", "фашист" и т. д.).

Наряду с вышеописанными методами используется и ряд других методов. Так, "лингвистические ловушки" - это навязывание нужных оценок событий через их сопоставление с определенными ценностями. Противоположным ему считается другой метод " лингвистической депривации", состоящий в исключении из политического лексикона отдельных понятий и терминов (по принципу: нет термина - нет проблемы). Широко используется в политической практике и такой метод манипулирования сознанием, как политическая номинация - целенаправленный выбор терминов, понятий и выражений, способных произвести нужное впечатление. "Мы - рабы слов", - сказал К. Маркс, а потом это буквально повторил Ф. Ницше.

Смысл манипулирования состоит в затруднении для индивидов фактического доступа к достоверной информации, что заставляет их полагаться на ее официальную интерпретацию.

Манипулирование широко используется не только в тоталитарных и авторитарных государствах, где часто является доминирующим видом политических технологий, но и в современных западных демократиях, особенно в партийной пропаганде и во время избирательных кампаний. Сегодня ни одна президентская или парламентская избирательная кампания в странах Запада, а также России и других государствах не обходится без использования приемов манипулирования, которые создают у населения весьма далекие от реальности представления об определенном политике.

Политический менеджмент как теория и практика эффективного управления политическими событиями, процессами, ориентированные на реализацию определенных политических интересов тех или иных участников политической жизни включает в себя технологическую подсистему, пользуяясь которой можно подбирать комбинацию конкретных технологий для достижения определенных политических целей. С технологической точки зрения политический менеджмент представляет собой совокупность процедур, навыков и приемов управления в политике. Каждая технология (от гр. techne-мастерство, умение, искуссиво и logos -понятие, учение )- это совокупность приемов и методов воздействия на вещественную, энергетическую и информационную структуру предметов труда. Социальные технологии востребованы в ходе подготовки и реализации решений различных социальных и политических задач. При этом предполагается согласованность и последовательность элементов, среди которых - цели и материальные средства их достижения, мотивы, интеллектуальные ресурсы, организационные процедуры (правила). Технология тесно связана с действием определенных субъектов, обладающих навыками и знаниями. Без таких субъектов технология может оказаться «мертворожденной».

Технология политического менеджмента включает в себя определенные управленческие процедуры, а также соответствующий набор навыков и приемов управления. Технологии - это основное содержание политичес­кого менеджмента. Технологичность политического менеджмента предполагает, что на каждом этапе процесса осуществления цели применяются апробированные сочетания элементов технологии. Однако это не отрицает введение новаций, неожиданных решений, усиливающих инновационность политического менеджмента. На этапах разработки и реализации политических решений, политического курса, отбора и обучения кад­ров, обеспечения прямого или опосредованного участия в этом про­цессе граждан, групп и организаций всегда присутствует контрол за реализацией технологии, ее обновления.

Известны разные подходы к определению сущности политических технологий. Согласно одному из них, политические технологии – это сумма (система) последовательных, заведомо эффективных действий, направленных на достижение необходимого политического результата1.Поэтому в политические технологии включают приёмы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика) и получение глубинных, глобальных, длительных эффектов (стратегия).

В «Политической энциклопедии»(1999) акцет делается на том, что политические технологии – это методы решения политических проблем, выработки политики, её реализации, осуществления практической политической деятельности, совокупность приёмов, направленных на преобразование (изменение состояния) объекта в сфере политики, достижение заданного результата (цели).

Отечественные авторы О.Г. Леонова и Ю.Л. Муравьев определяют технологии управления политическими процессами как совокупность приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности управления политическим процессом и достижение желаемых результатов в сфере политики.

Политические технологии дисциплинируют деятельность людей, организацию систем и поэтому могут использоваться многократно для решения сходных политических задач. Субъектами использования политических технологий являются политическая элита, лидеры, партии, общественные организации. Объект воздействия – политическое сознание и поведение социальных групп людей. Основными инструментами реализации политических технологий выступают средства массовой информации и различные центры политологических (политических) исследований.

В самом широком смысле политические технологии – это деятельностный подход к созданию научно-обоснованной модели преобразования политического пространства с учетом её духовно-нравственного влияния на жизнь людей3. Анализ условий функционирования политической жизни общества показывает, что сущность технологизации политических процессов может быть раскрыта в процессе выявления и использования потенциалов политической системы в целях её оптимального функционирования с помощью совокупности методов, приёмов политического воздействия. Политические технологии включают: цели, содержание, средства, контроль, регуляцию, критерии, этапы, методы и формы диагностики политического пространства, выявления дисфункций, патологии, аномалии и нахождения наиболее эффективных способов регулирования политических событий с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности общества.

Политические технологии в содержательном плане это:

Политическое консультирование и др.

Среди важных методологических проблем исследования политических технологий заслуживает внимания определение критериев (показатели) технологизации политических событий. Исследования показали, что технологизация возможна при наличии следующих условий: объект должен обладать определённой степенью сложности; известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования; субъект управления должен быть способен формализовать реальные процессы, представить их в виде показателей, операций, процедур и создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления и др. Характер и особенности политической технологии обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установки организации (личности) на её разработку и внедрение. Процесс технологизации характеризуется:

Разграничением, разделением политического события на этапы, фазы, операции;

Координацией и поэтапностью действий, направленных на получение прогнозируемого результата;

Однозначностью выполнения процедур и операций.

Система разработки политических технологий включает в себя ряд этапов:

· теоретический;

· методический;

· процедурный.

Политические технологии сегодня – это новый и пока не вполне изученный способ достижения цели во всех сферах политической жизни . При внедрении политических технологий общество сталкивается с проблемами, характерными для любого процесса нововведения. Политические технологии, несомненно, окажутся эффективными при:

· непрерывном наращивании их наукоёмкости;

· преодолении кризисной ситуации в обществе и в экономике, когда инновации не востребованы;

· наличии специалистов – политических технологов, которые реально участвуют в управлении политическими событиями;

· изменении отношения общества к владельцам интеллектуальной деятельности, преодолении антиинтеллектуализма и отрицательного отношения к инновационным импульсам,помогающим преодолевать барьер на пути любого неординарного решения, наукоёмкого проекта.

Возрастание роли и значения политических технологий в России обусловлено рядом причин. Прежде всего, в составе управленческих кадров в настоящее время преобладают люди с инженерно-техническим образованием, для которых идея перенесения на область политических процессов методов индустриальной инженерии с её точностью, чёткостью постановки задач и достижимостью реальных результатов является привлекательной. Кроме того, политические технологии характеризуются отчётливостью цели, постепенностью исполнения задачи, сохранением как бы традиций прошлого. Не на последнем месте и свойственное российской ментальности искушение найти более быстрые, более доступные средства для решения сложных общественно-политических проблем.

Политические технологии по своему содержанию отличаются наличием алгоритмизированных, стандартизованных средств и процедурных приёмов формирования социальных программ, социотехнических проектов. Посредством их реализуется функция выявления, раскрытия, использования потенциала политической системы в условиях оптимального её функционирования через управление политическими событиями. Структура политической технологии характеризуется наличием:

· заданного алгоритма;

· стандарта деятельности;

· последовательности операций;

В политических технологиях заключено единство традиционных, творческих, инновационных действий. Они создаются для решения задач определённого класса (типа) и предполагают определённый вид деятельности, совокупность и качество действий. Для решения однотипных задач та или иная политическая технология может быть перенесена с одного объекта на подобный другой, но с учётом нужных корректив, идущих от характера конкретных условий, места, времени, других факторов существования данного социального объекта. Таким образом, политические технологии есть особая форма деятельности, непосредственно связанной с решением практических политических проблем, получением конкретного результата. Их специфика проявляется в наличии:

· обоснованного социально-политического проекта;

· заданного алгоритма последовательных действий (шагов) на пути процесса решения задачи, достижения конкретного результата;

· стандарта деятельности, предписанных процедур действий, осуществляемых на базе достигнутого опыта и потому требующих высокой культуры исполнения; устойчивых структурных компонентов политических технологий (обоснованный проект, алгоритм его осуществления, стандарт деятельности и поведения, объективные критерии оценки хода, процесса и результата решения практической политической задачи).

Политические технологии представляют собой в определённом смысле завершённую, стройную систему действий по решению практической политической задачи и вместе с тем – это система развивающаяся, так как обогащается новыми операциями по ходу процесса реального воплощения, ибо происходят непрерывные изменения политической жизни, структурная модель технологизации которой может быть представлена следующим образом:

· по характеру решаемых задач политические технологии могут быть частными и универсальными;

· по степени ассоциированности различаются политические технологии общества в целом, наций, национально-этнических групп, партий, ассоциаций, объединений;

· по иерархии управления выделяются глобальные мировые технологии, континентальные, государственные, региональные;

· высокая, средняя и низкая степень зрелости политических объектов и субъектов требуют своего особого специфического подхода к технологизации политического пространства. Почему сегодня не проходят самые современные инновационные технологии? Очевидно, сказывается недостаточная социальная зрелость объектов и субъектов, низкий уровень осознания назревших перемен и наличие сложного многообразного механизма торможения политических инноваций, а, следовательно, и целенаправленного освоения политического пространства.

Политические технологии есть некое связующее звено между теорией и методологией с одной стороны и политической практикой – с другой . Набор таких технологий, как видно из предложенной модели, весьма велик, требует постоянной коррекции на основе инноваций и достаточно скрупулезной, адекватной привязки к конкретным условиям и состояниям политического пространства.

Модель технологизации конкретного уровня политического пространства включает в себя: среду (политическую деятельность) самореализацию личности, факторы и условия, способствующие эффективности, качественному протеканию политической ситуации. Технологизация политических процессов будет увеличиваться по мере продвижения человечества по пути к информационному обществу, в котором одной из главных задач станет опережающее развитие науки, теоретическое обоснование путей сохранения духовно-нравственного потенциала общества, поддержания отношений между людьми, нациями, государствами на принципах гуманности. Опыт показывает, что без должной технологической проработки политических программ и проектов, без серьезного овладения самыми современными методами анализа, достичь экономически процветающего и политически стабильного общества невозможно. Политические технологии дают возможность не только познать политическую жизнь, но и целенаправленно на нее воздействовать. Специфика политтехнологий в их способности к саморазвитию. С начала девяностых годов политические процессы в России связаны с переходом к новой системе общественных отношений, политико-государственного устройства и управления.

Начало XXI века диктует необходимость разработки концептуальных инновационных подходов не только теоретически познавательного характера, диагностирующих состояние общества, но и несущих в себе конструктивные созидательно преобразующие функции, на основе прогнозного видения общественного развития.

С начала девяностых годов политические процессы в России связаны с переходом к новой системе общественных отношений, политико-государственного устройства и управления.


Похожая информация.


В основе политической технологии лежит идея, сформулированная болгарским ученым II. Стефановым, что "реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать".

Политические технологии выступают в двух формах, как структурный элемент политического управления, организационно оформленный программный продукт и как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Функционирование этих технологий всегда связано с потребностью рационализовать политическое управление, быстро и оперативно тиражировать специальные приемы и процедуры. Особое значение для данных технологий имеет наличие условий их реализации: элементов структуры политического процесса, особенностей строения и закономерностей их функционирования; возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур. Характер политической и социальной технологий, их особенности обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установкой на ее разработку и внедрение.

Виды технологий различаются в зависимости от сфер общественной жизни, где они реализуются; экономической, социальной, политической или духовной.

Что касается экономики, то усилия технологов сосредоточиваются на решении социальных проблем труда, на его превращении в действенный критерий оценки потенциала каждого человека. В связи с этим делаются попытки технологизировать воздействие на условия трудовой деятельности, содержание труда и его интеллектуальное развитие. Важное значение имеет решение политических и организационных проблем собственности, поведения людей в условиях рыночной экономики, которые представляют уже не только социальный, по и политический аспект управления, ибо могут привести к серьезным политическим последствиям. И наконец, повышение эффективности общественного и личного труда невозможно без заинтересованного участия человека в совершенствовании производства, что прямо или косвенно коррелирует с его социально-политическим самочувствием.

Это особенно проявилось в период кризиса экономики в 1990-е гг., когда выявились в полном объеме дефект и ограниченность существующего механизма управления, наглядно продемонстрировавшего необходимость учета не столько технико-экономических, сколько социальных параметров, что поставило задачу обосновать основные методы политического решения экономических проблем в стране.

В политико-технологическом решении собственно социальных проблем предметом особой заботы является создание гарантий социальной справедливости, осуществление на деле согласования меры труда и меры вознаграждения. Актуальной является политическая роль взаимоотношений работодателей и работников, методов организации груда в условиях различных форм собственности во всех отраслях национального хозяйства. Управление в социальной сфере охватывает и такие важные стороны жизни людей, как их здоровье, обеспечение отдыха, социальную защиту.

Все более значимой для управления становится демографическая политика, предусматривающая регулирование соответствующего поведения населения, семейно-бытовых отношений, создание условий для слабо защищенных социальных групп.

Требуется также технологизация многих процессов, касающихся государственных структур. В современном обществе предлагается огромное количество новаций, связанных с решением политических проблем. Появляются бесчисленные проекты устройства государственных организаций, замены их новыми образованиями, предложения о проведении экспериментов и проверки некоторых важных, но не всегда продуманных идей.

Как при управлении наукой, в политике важно видеть то, из чего складывается результат, на чем он основывается. Ведь показатели развития социально-политических процессов не всегда могут быть выражены посредством количественных характеристик, например таких, как численность партий, процент участвующих в голосовании, количество и структура депутатского корпуса и т.п. От того, как участвуют люди в жизни общества, какими правами обладают, какое влияние оказывают и могут оказать на принятие решений, зависит нормальное функционирование многих политических структур.

Управление в сфере социально-политических отношений предполагает важные технологические приемы и методы. Речь идет о создании механизма рациональной подготовки, принятия и реализации политических решений, органично сочетающих в себе централизацию с самоуправлением.

Поскольку политика представляет собой не только науку, но и искусство, особое значение приобретает мастерство предвидения последствий принимаемых решений, умение ориентироваться в конкретных и прогнозируемых политических условиях. Однако интуиция, искусство политического прогноза вырабатываются в результате длительной, кропотливой работы. К сожалению, ни теория, ни практика еще не смогли дать сколько-нибудь убедительных примеров политического предвидения и прогнозирования. Наоборот, жизнь постоянно показывала, насколько были близоруки, недальновидны и ограничены многие попытки видеть социальные последствия политических решений: они нередко заменялись эрзацами идей, не имеющих ничего общего ни с наукой, ни с искусством. Это особенно наглядно проявилось в политическом решении о проведении приватизации в России в 1990-с гг.

Возможности технологизации управления в духовной сфере в определенном смысле условны, так как серьезно отличаются от тех приемов, которые присущи управлению в сфере экономики. Здесь не могут применяться методы и действия, ориентированные только на достижение количественных показателей. Глубокий и обстоятельный анализ состояния духовности, выявление тенденций и предвидение возможных изменений в производстве и потреблении духовных ценностей неразрывно связан с решением таких вопросов, имеющих политическое значение, как мировоззренческие и идейно-политические ориентации людей, их отношение к судьбе страны, уважение и настоящему и будущему своего народа и т.д.

Управление духовными процессами нацелено на создание реальных условий для рационального развития культурных запросов и склонностей каждого человека, для наиболее полного и всестороннего их удовлетворения. Оно предполагает гибкое воздействие на тенденции, происходящие в сфере образования, науки, литературы и искусства. Очень трудную и сложную область представляет взаимодействие национальных культур.

Преобразования духовной жизни прямо или косвенно зависят от материального фактора, от уровня общественного производства. Поэтому при управлении учитывается наличие экономических предпосылок для решения возникающих проблем, на которые можно эффективно воздействовать, лишь когда они обеспечиваются политически.

Функции управления в сфере духовной жизни очень сложны, так как каждая из ее составляющих относительно самостоятельна. Это затрудняет возможности познания ее объективных закономерностей, а следовательно, и управления ею.

Имеется еще одна важная особенность процессов технологизации, характерная для политического управления. Речь идет о том, что для организаций и учреждений, занимающихся различными аспектами духовной жизни, нужна бо́льшая самостоятельность при решении поставленных задач. Их деятельность не может регламентироваться до мелочей, ибо они имеют дело со своеобразными продуктами человеческого бытия: социальным настроением, самочувствием, мотивацией, общественным мнением, которые непосредственно связаны с политическими ориентациями людей, с их отношением к реальным институтам политической власти.

Разработка, конструирование и реализация требований политических технологий предполагают несколько этапов: научный, связанный с определением цели, объекта технологизации, операциоиализацией общественных процессов на составляющие и выявлением связей между ними; методический, предполагающий выбор методов и средств получения информации, ее обработки и анализа, принципов трансформации в конкретные выводы и рекомендации, и, наконец, процедурный этап, он связан с организацией практической деятельности но реализации требований разработанных технологий.

Одна из важнейших проблем политического управления – умение видеть перспективу, не теряться в сиюминутных заботах, не упускать ориентиров. Работа на перспективу предполагает возможные потери в пути, но окупается тем, что воплощается в жизнь центральная, ведущая идея.

Политическая власть реализует свои интересы (властвование, организация, подчинение) не только через определенные функции, но и технологии. Они развиваются, трансформируются с учетом конкретной исторической обстановки. Термин "политические технологии" трактуется как интеллектуальные комплексы, нормативные акции, действия, направленные либо на человека, либо на материальные объекты с целью изменения их свойств, придания необходимых качеств, повышающих эффективность политических субъектов.

Структура политических технологий строится на:

  • – анализе цели;
  • – разделении деятельности на отдельные этапы, стадии, операции;
  • – отборе адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от намеченных целей;
  • – решении конкретных политических управленческих задач.

Политические технологии включают в себя:

  • – два основных компонента: универсалистский (характеризуется отсутствием явной зависимости от времени и места реализации стратегии) и конкретно-эвристический (ориентируется на учет и времени, и места);
  • – приемы достижения цели: тактические (немедленного локального кратковременного результата) и стратегические (получение глобального длительного эффекта).

Политические технологии можно охарактеризовать как способы и методы воздействия на индивидов с целью изменения их поведения.

Так как в конечном счете от человека зависит достижение политических целей, то именно индивиды в политическом технологическом процессе являются главным объектом воздействия.

Политические технологии содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов.

Новые политические технологии всегда связаны с потребностью оптимизировать политическое управление, быстро и оперативно распространять специальные приемы и процедуры.

Решающее значение для данных технологий – наличие условий их реализации:

  • – элементы структуры политического процесса;
  • – особенности строения и закономерности их функционирования;
  • – возможности формализовать реальные явления и представить их в виде показателей, операций и процедур.

Все многообразие политических технологических приемов исследователи часто относят к одному из следующих видов:

  • – обновление правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, можно добиться изменения поведения людей в обществе;
  • – внесение в массовое сознание иных представлений, ценностей, формирование новых установок, убеждений;
  • – приемы, позволяющие манипулировать поведением людей.

Среди направлений, в основе которых лежит создание и применение политических технологий, можно выделить следующие: политический менеджмент; политический PR; лоббизм; GR; политическая реклама; политический маркетинг; имиджелогия; политконсалтинг и др. Рассмотрим более подробно некоторые из них.

Политический менеджмент – широкая и постоянно развивающаяся область, охватывающая ряд мероприятий в профессиональном политическом пространстве. Поле включает в себя управление кампанией и консалтингом, рекламное сопровождение создания "продукта" и его транслирование, низовую политику, анализ оппозиции, проблему пропаганды, лоббирования, сбор средств. Политический менеджмент сфокусирован на анализе энергетических ресурсов, тактики и стратегии, используемых участниками организаций, участвующих в политической борьбе. Они сосредоточены на том, как эти участники получают и используют возможность влиять на результаты бизнеса. Мощность менеджера в политическом пространстве во многом зависит от окружающей среды:

  • – состояние экономики;
  • – влияние различных групп, корпораций, союзов и др.;
  • – спрос и предложение на конкретные навыки работников;
  • – наличие государственных законов и т.д.

Одним из наиболее важных вкладов в политический менеджмент стало понимание процесса переговоров в качестве аспекта управления. Основная задача специалистов в области политического маркетинга состоит в способности вести переговоры с различными группами и получать соглашения, необходимые для успешного функционирования политического института (субъекта). Исход переговоров во многом зависит от личностных качеств специалиста.

Политический PR. Главная задача службы по связям с общественностью в органах государственной власти состоит в достижении взаимопонимания между органами государственной власти и гражданами.

В основе концепции политического пиара лежит агитационная, представительная деятельности, управление контекстом. Политический PR представляет сегодня большой интерес, особенно при условии существования в государстве представительной демократии, когда различные конкурирующие интересы могут быть озвучены и услышаны. Политический PR имеет в своем арсенале целый ряд как "жестких", так и "мягких" PR-методов с использованием прямых и косвенных каналов связи. Политический PR способствует активному взаимодействию на различных уровнях между заинтересованными и даже незаинтересованными участниками как политического процесса, так и политического дискурса.

GR-деятельность и лоббизм. Основной задачей работника по связям с правительством является улучшение законодательных и нормативных условий для достижения конкретных целей отдельного субъекта (политического, экономического, социального и т.д.). Достигается это путем:

  • – влияния на законодательную и нормативную деятельность;
  • – проведения лоббирования и массовых кампаний;
  • – участия в различного рода коалициях (национальных, региональных, местных и др.);
  • – ведения форумов;
  • – содействия созданию позитивного отношения к конкретной проблеме (теме).

Основной целью GR-спсциалиста является выстраивание комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами. В его задачи входят: отслеживание возможной опасности со стороны органов власти; своевременное информирование руководства; при необходимости обращение к узким специалистам (лоббистам, политическим консультантам и др.).

Технологии лоббистской деятельности активно развиваются в государствах, в которых допускается и тем более стимулируется участие граждан в политической жизни и признается право индивида влиять па принятие решений на уровне различных государственных структур, представляющих интересы индивида. Основной целью лоббистской деятельности становится получение согласия на принятие политического решения в конкретном органе государственной власти.

Лоббистские организации принимают форму всевозможных комитетов, комиссий, советов, бюро, создаваемых при законодательных и правительственных органах. Специалист в области лоббистской деятельности должен быть способен решить любой вопрос в конкретном органе государственной власти при условии наличия опыта взаимодействия с государственными структурами, желательно при этом иметь возможность неформального доступа к политическим персоналиям .

В политической практике демократических стран существует широкий спектр технологий, форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности. К ним относятся такие как:

  • – сбор и предоставление информации законодателям;
  • – выступления на слушаниях в комитетах конгресса;
  • – участие в разработке и представление готовых законопроектов;
  • – всевозможные неформальные контакты;
  • – пропагандистские кампании;
  • – финансирование избирательных кампаний;
  • – участие в ведении или предоставление персонала для участия в избирательных кампаниях;
  • – воздействие на законодателя через влиятельных избирателей, а также через распространение в избирательном органе результатов его голосования;
  • – совместное лоббирование несколькими организациями;
  • – воздействие на процесс назначения на государственные должности;
  • – политическая поддержка ведомств;
  • – выступления на слушаниях в регулирующих агентствах.

Политическая реклама в последние время стала неотъемлемой частью стратегии крупных политических субъектов (организаций, партий, личностей). Основным отличием политической рекламы от коммерческой является отсутствие "правил", когда речь идет о содержании и форме политической рекламы.

Политический маркетинг воспринимается не только как политическая реклама, партийно-политические передачи и избирательные речи, но и как позиционирование на избирательном рынке. Существует несколько основных характеристик политического маркетинга :

  • – все избиратели делают свой выбор на основании гипотетических представлений в конкретный день – день голосования;
  • – политические партии и кандидаты – сложные нематериальные продукты, которых избиратели не могут разделить, следовательно, они должны принять решение поддержать или нет весь "пакет";
  • – во многих странах трудно сформировать нового и успешного участника политического процесса, в большинстве случаев бренд-лидеры, как правило, остаются прежними.

Некоторые исследователи (М. Скаммелл, Д. Кавана) характеризуют политический маркетинг как деятельность по набору стратегий и инструментов отслеживания и изучения общественного мнения до и во время избирательной кампании, включающую разработку коммуникационной кампании и оценку эффективности. Другие, например П. Марек, концептуализируют политический маркетинг как сложный процесс, результаты более глобальных усилий политика и подчеркивают, что одним из основных средств политического маркетинга является политическая коммуникация. Результатом внедрения маркетинга в политику становится разработка стратегии политической коммуникации – глобальной стратегии проектирования, рационализации и транспортировки современной политической коммуникации .

  • Российский профессиональный портач о лоббизме и GR в России [Электронный ресурс]. URL: lobbying.ru/.
  • Ioannis Kolovos and Phil harris Political Marketing and Political Communication: the relationship revisited [Электронный pecypc|. URL: otago.ourarchive.ac.nz/bitstream/handle/10523/1463/pm-pc.pdf .
  • Maarek P.J. Political marketing and communication. London: John Libbey& Co., 1995.

Политические технологии - это совокупность правил, процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс, обеспечивающих конкретному субъекту оптимальную и эффективную реализацию его целей и задач. Специфика политической технологии в том, что она алгоритмизирует по строго определенным правилам деятельность в сфере политики, т.е. сводит ее к системе действий, совершаемых в интересах выполнения поставленной политической задачи.

В современных условиях власть, политические идеи, организации, политики выступают в качестве политического товара, предлагаемого гражданам. Политические технологии направлены на эффективность рыночного продвижения политического товара. В этой связи вполне оправдано их второе название - «политический маркетинг». Его появление связывают с фактом, когда в США после второй мировой войны кандидаты в президенты начали прибегать к услугам рекламных агентств, для организации своей предвыборной кампании.

Политические технологии переводят в плоскость практической политической деятельности теоретическое политологическое знание, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов при определении целей, средств и методов осуществления политики,- в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды.

Структуру политических технологий образуют три основных элемента, каждый из которых, в свою очередь, имеет сложное строение. Первый элемент - технологическое знание, сочетающее научно-прикладное знание политических проблем с их оценкой. Его содержание складывается из знаний и позиций следующих субъектов политических технологий: технолога, анализирующего политические события и процессы; заказчика, определяющего конкретные цели; исполнителя, непосредственно решающего задачу оптимального применения соответствующих процедур, приемов и способов воздействия на политический процесс. Второй элемент - процедуры, приемы, методики воздействия. В них находят свое отражение те конкретные умения и навыки осуществления целенаправленных действий, которыми обладают субъекты политических технологий. Третий элемент -техническое и ресурсное обеспечение. Оно включает финансовые, технические и другие средства, которые могут быть использованы в процессе применения конкретных технологических приемов («раскручивания» кандидата, формирования соответствующего имиджа и т. д.), а также кадровые структуры и их резервы.

Построение политических технологий осуществляется при помощи аналитического целеполагания и последующего разделения деятельности на отдельные этапы, стадии, операции отбора адекватных эффективных методов, средств и логики их применения в зависимости от реализуемых целей.

Как правило, современные политические технологии имеют ряд этапов: диагностика и мониторинг социально-политической ситуации; постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты при помощи конкретной политической технологии; сравнительный анализ возможных вариантов реализации поставленных целей и др. Наглядным примером политических технологий является технология разделения единой политической власти на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Политические технологии - это совокупности наиболее целесообразных приемов, способов, процедур реализации функций политической системы, направленных на повышение эффективности политического процесса и достижение желаемых результатов в сфере политики. Они включают в себя как приемы достижения немедленного локального кратковременного результата (тактика), так и получение глубинного, глобального, длительного эффекта (стратегия). Использование тех или иных политических технологий определяет эффективность политического управления, регулирования политических процессов, устойчивость политической системы и всего политического пространства. Политические технологии определяются типом общественного развития (доминированием в нем эволюционных или революционных процессов), характером режима (демократический, авторитарный, тоталитарный и др.).

Среди получающих все большее развитие технологий политической деятельности особо выделяются технологии: социального партнерства; лоббистской деятельности; принятия и реализации политических решений; разрешения политических конфликтов; «паб-лик рилейшнз»; избирательные; политического управления; манипулирования; формирования имиджа; оптимизации политического риска и др.

Таким образом, в природе не существует абстрактных, пригодных на все случаи жизни политических технологий. Каждая из них, с одной стороны, конкретна и уникальна, поскольку призвана обеспечить взаимодействие различных политических сил и структур для решения вполне конкретных вопросов. С другой стороны, она многопланова по своему содержанию и характеру, многоаспектна по условиям осуществления, составу исполнителей, видам политической деятельности и решаемым проблемам.