Рождест чтения. Состоялось торжественное открытие XXVI Международных Рождественских образовательных чтений

28 января в Государственном Кремлевском дворце состоялось торжественное открытие XVI Международных Рождественских чтений «Православные ценности и современное образование». В рамках чтений пройдут многочисленные конференции, секции и круглые столы в ряде московских вузов и научных организаций.

Рождественские чтения проводит Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской Академии наук, Российской Академии образования, Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова и других светских учреждений.

Церемонию открытия возглавил председатель Международных Рождественских образовательных чтений, Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. В зале Государственного Кремлевского дворца присутствовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, несколько десятков архиереев Русской Православной Церкви, представители других Поместных Православных Церквей.

Органы государственной власти Российской Федерации на чтениях представляли полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе Г.С.Полтавченко, заместитель Председателя Совета Федерации А.П.Торшин, заместитель Председателя Государственной Думы Л.К.Слиска, министр образования и науки РФ А.А.Фурсенко, многочисленные представители государственных органов и общественных организаций.

Церемония открытия началась с трансляции видеообращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, являющегося почетным председателям Международных Рождественских образовательных чтений.

Затем перед участниками чтений выступили митрополит Климент и министр образования А.А.Фурсенко.

В конце церемонии открытия участники форума пропели «Вечную память» скончавшемуся в тот день Предстоятелю Элладской Православной Церкви Архиепископу Афинскому и всея Эллады Христодулу.

В тот же день на пленарном заседании чтений выступил с докладом митрополит Ювеналий.

ВЫСТУПЛЕНИЕ
МИТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО ЮВЕНАЛИЯ
НА XVI МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЯХ
«ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ»

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Тема нынешних Международных Рождественских образовательных чтений предлагает нам сосредоточить свое внимание на том, какое значение имеют вечные ценности Православия для современного образования в России. Сама постановка вопроса показывает: столь много уже достигнуто на пути церковного возрождения, что сегодня стало актуальным и возможным обсуждение проблематики, связанной с просветительской деятельностью Церкви в самом широком смысле этого слова. В рамках общей темы чтений в мою задачу входит рассмотреть влияние православного воспитания на подрастающее поколение.

Нравственная деятельность является важнейшим содержанием человеческой жизни. Личность только тогда исполняет свое предназначение, когда направляет все силы своего самосознания и нравственного чувства на борьбу с грехом. Формирование навыка стремления к добру — вот идеальное содержание воспитательной деятельности.

Святая Церковь преподает миру евангельский нравственный закон, возвещенный Иисусом Христом. Сущность его особенно выражена в двух заповедях. Одна состоит в любви к Богу и ближнему (см.: Мф. 22:37). Вторая учит самоотвержению: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

В течение многих веков вера Православная являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в духовных подвигах русской святости; и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение; и в патриотических подвигах героев Отечества; и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека.

Святые отцы указывали на важность воспитательного воздействия на мягкую, как воск, детскую душу, помогающего человеку с раннего возраста воспринять основы веры и образцы благочестия. С юных лет взращенные в вере, русские люди находили в ней опору для своей деятельности в истории и в то же время осознавали себя сопричастниками вечности.

Православие определяющим образом воздействовало на формирование нравственных качеств наших соотечественников. Они осознавали, что живут на земле, сотворенной Богом, и должны в своем жизненном делании соблюдать Его заповеди. Святая Церковь учила людей и любви к Отечеству, ответственному отношению к его судьбе. Молитва и труд — таково было главное содержание жизни человека. Благочестие являлось прочным основанием для большой и дружной семьи. Религиозные идеалы лежали в основе представлений о смысле жизни, об уважительном и заботливом отношении к окружающим, о непреложности странноприимства, сострадания и милосердия. Конечно, наша история в разные периоды знала также печальные примеры человеческого отступничества и падения, но они никогда не оказывали определяющего влияния на общий строй жизни. А он был Православным.

Трагические события ХХ века, господство воинствующего безбожия прервали вековые традиции воспитания. Мы теперь пытаемся восстановить связь времен, и о масштабности цели можно судить по тому, что нынешний период в жизни России называют «вторым Крещением».

В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к пагубным результатам. И не только наша страна переживает прискорбные последствия богоотступничества. Оказалось, что и в государствах, не бывших объектами атеистических экспериментов, тем не менее произошла дехристианизация общественной жизни.

В своем выступлении на праздновании 15-летия Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй сказал: «Потеряв свои христианские корни, народы Европы подписывают себе приговор утраты культуры. Нынешняя Европа уже не создаст постхристианской культуры, а просто уйдет из истории. Но русский народ, — сказал Его Святейшество, — слава Богу, ищет свои православные корни. В этом залог его жизни, его будущего».

Действительно, мы являемся свидетелями готовности людей обрести истинный смысл жизни на основе ценностей Православия. И мы должны соответствовать этим высоким ожиданиям. Необходимо продолжение и расширение просветительства и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются естественными соработниками.

Школа всегда была не только передатчицей знаний, но и активной участницей формирования личности ребенка. Сегодня ее задача стала ответственнее и шире. Раньше вместе с ней воспитательную функцию выполняла еще и семья. Теперь же этот общественный институт находится в состоянии кризиса. Добавьте к этому разрыв преемственности поколений. И станет понятной судьбоносность труда педагога. В сотрудничестве с Церковью он поможет подрастающему поколению наших граждан научиться добру на примере великого сонма святых Русской земли, в особенности тех подвижников, которые по времени близки нам, — новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

На последнем заседании Священного Синода в Собор новомучеников и исповедников Российских был включен преподобномученик Агапит (Таубе, +1936), постриженик священномученика Никона Оптинского. Новопрославленный святой был и защитником Отечества в годы Первой мировой войны, и хранителем святынь в музее разрушаемой безбожниками Оптиной Пустыни. А с усилением страшного преследования Церкви, не убоявшись, стал монахом, чтобы послужить Христу. Он самоотверженно принял все муки от гонителей, даже до смерти. Житие этого угодника невозможно читать без слез. Разве это не достойный пример для подражания в служении Богу и Родине?

Надо сказать, что Церковь в течение минувших двух десятилетий не занималась пустыми дискуссиями, а решительно осуществляла многообразную образовательную и воспитательную деятельность. Время Первосвятительства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго можно назвать эпохой возрождения православной педагогики в России. Ныне нива уже не только вспахана, но и приносит обильные плоды.

Минувшие двадцать лет показали, насколько православное просветительство оказалось востребованным в нашем обществе. Это очень хорошо видно на примере Международных Рождественских чтений, которые прошли путь от скромной конференции энтузиастов до регулярного авторитетного форума, привлекающего к себе широкое внимание педагогической общественности как у нас в стране, так и за ее пределами. Невольно вспоминается евангельская притча о горчичном зерне (см.: Мф. 13:31), воплощение которой можно видеть в частности в том, как выросшее большое дерево православной педагогической деятельности покрыло своими ветвями всю Россию. Каждый из присутствующих здесь мог бы рассказать, как это происходит на местах.

Одной из ветвей этого великого древа являются Московские областные Рождественские образовательные чтения, которые в минувшем году отметили пятилетие — свой маленький юбилей. Это плод конструктивного и взаимоуважительного сотрудничества между нашей епархией и Министерством образования Московской области, которое развивалось с 2001 года. Надеемся, что нам удалось посредством проведения этого форума создать в регионе единое православное культурно-образовательное пространство, вовлеченными в которое оказались сотни тысяч людей.

Опыт показал: вслед за священнослужителями и педагоги стали активно участвовать в разработке новых методик и программ преподавания знаний о Православии. Если говорить о практических результатах, то в настоящее время факультатив «Основы Православной культуры» и предмет «Духовное краеведение Подмосковья» преподаются в тысяче двухстах из тысячи шестисот средних школ Московской области.

В Московской епархии стали регулярными встречи Правящего архиерея с руководителями муниципальных органов управления образованием. Входит в практику проведение массовых открытых уроков для школьников, посвященных важным духовно-нравственным и культурно-просветительским темам.

Православные образовательные программы разного рода включают не только учебный процесс, но и культурно-оздоровительный отдых детей, деятельность молодежных православных движений, проведение летних лагерей, участие юношества в социально-благотворительной работе. С течением времени и учителя, и родители увидели на практике, что в результате всего этого происходит не только накопление знаний, само по себе полезное, но и позитивное преобразование нравственного облика подростка. Все более широкое признание получают слова великого учителя Константина Дмитриевича Ушинского, который может быть и резко, но верно сказал: «Для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди» (Сочинения. Т. 2. С. 452).

В этом году Подмосковные Рождественские чтения были посвящены теме «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения». В опубликованном сборнике докладов есть и детские сочинения. Вот, что написала школьница из Красногорска: «Жизнь на нашей планете меняется очень быстро. Человечество на пороге новых открытий. Недалеко то время, когда машина сможет во многом заменить человека. Но мы-то знаем, что никакая машина не заменит душу человека. Люди должны сохранить веру, которая делает нас добрее». А педагог из Серебряных Прудов процитировала в своем выступлении на пленарном заседании чтений отрывок из сочинения своей ученицы: «В нашем поселке есть две православные церкви… Я часто в них бываю с учителем и своей семьей. Мне там нравится: много икон, горящих свечей, звонят колокола. В церкви я мысленно прошу у Бога прощения, и мне становится спокойнее на душе».

Да, наше молодое поколение совсем не потеряно, как говорят некоторые! Когда читаешь такие слова, а я еще много мог бы цитировать, то чувствуешь недоумение по поводу того, что продолжают звучать голоса оппонентов преподавания знаний о Православии. Выходит, что многие взрослые не в состоянии понять, прочувствовать и принять то, что доступно и близко современным детям! Юношеству как воздух нужно приобретение знаний о том, что составляет основу отечественного духовного и культурного наследия.

А нам вместо этого сейчас говорят об альтернативном предмете под названием «основы нравственности». Какие это основы? Мы все равно вернемся к десяти заповедям. В интервью журналу «Тайм» Президент России Владимир Владимирович Путин высказал мысль, с которой нельзя не согласиться: «Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

Не одухотворенная верой, нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «критерием всех вещей». Это мнение, имеющее весьма древнюю историю, продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма. Плодом его релятивистского подхода к человеческой совести является мрачный облик современного общества.

Вспомните судьбу «морального кодекса строителя коммунизма». Ничем не одухотворенные, его положения были мертворожденными и уходили в небытие задолго до того, как в одночасье рухнула советская держава. И вновь нашему народу, имеющему столь негативный опыт нескольких поколений, пытаются предложить опасную затею.

Может быть, в качестве основ предложат взять расхожие представления современного общества о морали и смысле человеческой жизни? А они не только не соответствуют новозаветному учению, но, как подчас кажется, занижены настолько, что фактически откатились во времена доветхозаветные. Во весь голос звучат слова героя Достоевского Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все дозволено». Будем откровенны: это ложное понимание свободы, подмена ее апологией греха.

Семья является основой общества. Через ее оздоровление становятся возможными и крупномасштабные положительные изменения в жизни народа. В связи с этим для нас важно, что 2008 год объявлен Годом семьи. Выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «История показала…великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».

У нас нет сомнений в том, что возрождение семьи в России возможно только на основе вечных евангельских ценностей, на основе заповедей Божиих. Я имею в виду любовь как основу отношений между супругами, между родителями и детьми, а также взаимную верность и жертвенность участников брака, который является нерасторжимым. Есть три заповеди, имеющие непосредственное отношение к семье: о почитании отца и матери, о недопустимости прелюбодеяния и убийства. А мы являемся свидетелями того, как пропагандируется блуд и так называемый «гражданский брак», как ежедневно по всей стране во множестве совершается грех детоубийства — аборты. Такая «свобода» в кавычках может только погубить наш народ.

А ведь истинная свобода человеческой души обусловлена тем, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Святость, праведность и вера — вот оружие для победы над тем рабством, в которое поверг людей грех, подчас маскирующийся в овечью шкуру свободолюбия.

Подводя итог пройденному Церковью пути, можно сказать, что минувшие годы ее служения нашему народу оставили значительный след в душах людей. Сегодня наша общая задача состоит в том, чтобы продолжать трудиться ради спасения России, помогать возрождению страны. Делать это нужно совместными усилиями, не в разномыслии и противостоянии, но в соработничестве и взаимопомощи. И здесь Церковь выступает провозвестницей тех высших ценностей, которые она бережно хранила на протяжении веков. Она призывает к любви, миротворчеству и милосердию, жертвенности и самоотверженному общественному служению. Разве не это так необходимо детям в качестве противоядия от массированной пропаганды насилия и разврата — всего того, что противно духу Закона Божия?

В мою задачу сегодня не входит анализ тех многоразличных, разноприродных и настораживающих мотивов, которыми руководствуются противники просветительской деятельности Церкви. Однако хочется их спросить: зачем вы противитесь добру?

Нам нужны широкая общественная консолидация, объединение усилий в области воспитательной работы. В декабре прошлого года в Калуге прошла конференция, посвященная соотношению новых образовательных стандартов и проблем воспитательной деятельности. В ее резолюции говорится: «Формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства».

Международные Рождественские образовательные чтения

Начиная со 2-ых Чтений, на которых присутствовало уже свыше 1000 человек, постоянными участниками Чтений стали министр образования РФ, руководители Российской Академии образования, Московского Комитета образования. Государственные образовательные структуры стали соучредителями Рождественских чтений. В Рождественских чтений активное участие принимают и другие синодальные отделы Московского Патриархата, а также православные учебные заведения.

Значимость

Для сотен православных священнослужителей и мирян со всей России и из стран ближнего зарубежья Рождественские чтения - это практически единственная возможность встретиться друг с другом и обсудить наболевшие проблемы. Чтения предоставляют возможность широкого обсуждения многих насущных вопросов, стоящих перед российским образованием и общественной жизнью нашего Отечества, способствуют углубленному осмыслению явлений нашей современной жизни с православной точки зрения, помогают лучшему взаимопониманию людей, стоящих на разных позициях, и открывают пути для их сближения и плодотворного сотрудничества. Совместными усилиями церковных, государственных и общественных деятелей можно избежать односторонности и ограниченности в суждениях, приступить к выработке общей позиции, базирующейся на фундаментальных ценностях.

Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Русской Православной Церкви , педагогической общественности, заинтересованной в нравственном возрождении школы, интеллигенции, ищущей пути выхода из духовного тупика.

Чтения активизировали духовное просвещение в российской провинции. По примеру международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения.

Место проведения

Местом проведения Чтений в разное время были Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова , Парламентский центр Совета Федерации , большой зал Московской Мэрии , Государственный Кремлёвский Дворец .

Программа чтений

Ежегодно на Чтениях выступают более 300 докладчиков. Лучшие доклады Чтений регулярно публикуются в сборниках докладов.

В программу Чтений также входят ознакомительные экскурсиями по православным образовательным учреждениям Москвы.

Завершаются Чтения благодарственным молебном участников у раки преподобного Сергия Радонежского, почитаемого небесным покровителем всех учащих и учащихся, в Троице-Сергиевой Лавре.

Список Международных Рождественских образовательных чтений в Москве

  1. 1993 года :
  2. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1994 года :
  3. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1995 года :
  4. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1996 года :
  5. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1997 года :
  6. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1998 года :
  7. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 1999 года :
  8. Международные Рождественские образовательные чтения - с 23 по 29 января 2000 года :
  9. Международные Рождественские образовательные чтения - с 21 по 27 января 2001 года :
  10. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 2002 года :
  11. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 2003 года :
  12. Международные Рождественские образовательные чтения - в январе 2004 года :
  13. Международные Рождественские образовательные чтения - с 24 по 30 января 2005 года : «Школа, семья, Церковь - соработничество во имя жизни».
  14. Международные Рождественские образовательные чтения - с 29 января по 4 февраля 2006 года : «Школа и Церковь - традиции и реформы образования».
  15. Международные Рождественские образовательные чтения - с 28 января по 3 февраля 2007 года : «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке».
  16. Международные Рождественские образовательные чтения - с 27 января по 2 февраля 2008 года : «Православные ценности и современное образование».
  17. Международные Рождественские образовательные чтения - с 15 по 17 февраля 2009 года : «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития».
  18. Международные Рождественские образовательные чтения - с 24 по 29 января 2010 года : «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования».

Примечания

Ссылки

  • Сайт Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ: XVIII Международные Рождественские образовательные
  • Старый сайт Отдела Религиозного Образования и Катехизации РПЦ: Рождественские чтения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Международные Рождественские образовательные чтения" в других словарях:

    Рождественские чтения (полное название Международные Рождественские образовательные чтения) церковно общественный форум, в ходе которого ежегодно подводятся итоги в сфере развития православного образования. Проводится в Москве в начале… … Википедия

    XIX Рождественские образовательные чтения Рождественские образовательные чтения, прошедшие 24 25 января 2011 года в Москве в Храме Христа Спасителя. Тема «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач».… … Википедия

    Владимир Николаевич Катасонов Страна: … Википедия

    - ← Декабрь 2011 годаФевраль 2012 года → 1 января Исполнительный директор канадско британской информационной корпорации Thomson Reuters Том Глосер ушёл в отставку. В Аргентине стартовал ралли марафон «Дакар 2012». Вступила в должность… … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Основы православной культуры (ОПК) учебный предмет, включённый Министерством образования и на … Википедия

Рождественские образовательные чтения - крупнейший в России ежегодный форум православной общественности. Первые Рождественские чтения состоялись в Москве в 1993 году. Сегодня их тематика охватывает практически все стороны современной церковной и общественной жизни. Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни Церкви. Среди важнейших задач Чтений - развитие духовно-нравственного просвещения, осмысление проблем науки и культуры в православной мировоззренческой перспективе, расширение сотрудничества Церкви и государства в области социального служения и гуманитарной деятельности.

Рождественские образовательные чтения ежегодно проводятся Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и собирают более пяти тысяч участников.

Первые Рождественские чтения прошли в Москве в 1993 году. Они выросли из конференции православных педагогов Москвы. В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного миропонимания, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования.

Начиная со вторых Чтений, на которых присутствовало уже свыше 1000 человек, постоянными участниками Чтений стали министр образования РФ, руководители Российской Академии образования, Московского Комитета образования. Государственные образовательные структуры стали соучредителями Рождественских чтений. В Рождественских чтений активное участие принимают и другие синодальные отделы Московского Патриархата, а также православные учебные заведения.

Для сотен православных священнослужителей и мирян со всей России и из стран ближнего зарубежья Рождественские чтения - это практически единственная возможность встретиться друг с другом и обсудить наболевшие проблемы. Чтения предоставляют возможность широкого обсуждения многих насущных вопросов, стоящих перед российским образованием и общественной жизнью нашего Отечества, способствуют углубленному осмыслению явлений нашей современной жизни с православной точки зрения, помогают лучшему взаимопониманию людей, стоящих на разных позициях, и открывают пути для их сближения и плодотворного сотрудничества. Совместными усилиями церковных, государственных и общественных деятелей можно избежать односторонности и ограниченности в суждениях, приступить к выработке общей позиции, базирующейся на фундаментальных ценностях. Чтения стали одним из самых представительных, интересных и значительных событий в жизни нашей Церкви, педагогической общественности, заинтересованной в нравственном возрождении школы, интеллигенции, ищущей пути выхода из духовного тупика.

Чтения активизировали духовное просвещение в российской провинции. По примеру международных Рождественских образовательных чтений во многих регионах России проводятся областные и районные конференции и семинары по проблемам религиозного образования и духовного просвещения.

Местом проведения Чтений в разное время были Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова, Парламентский центр Совета Федерации, большой зал Московской Мэрии, Государственный Кремлевский Дворец.

Ежегодно на Чтениях выступают более 300 докладчиков. Лучшие доклады Чтений регулярно публикуются в сборниках докладов.

В программу Чтений также входят ознакомительные экскурсиями по православным образовательным учреждениям Москвы.

Завершаются Чтения благодарственным молебном участников у раки преподобного Сергия Радонежского, почитаемого небесным покровителем всех учащих и учащихся, в Троице-Сергиевой Лавре.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rel.org.ru/

25-27 января 2017 года от Рождества Христова в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла XXV Международные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия».

Крупнейший церковно-общественный форум, отмечающий в этом году свой юбилей, объединил архипастырей, представителей государственной власти, священнослужителей, монашествующих, педагогов, деятелей образования, науки и культуры, представителей разных общественных групп и молодежных организаций. От имени свыше 10 000 участников Чтений, собравшихся в Москве, а также сотен тысяч, принявших участие в региональном этапе, свидетельствуем:

1. Обозревая путь, пройденный нашим народом за минувшее столетие, участники Чтений выражают свою веру в то, что Бог, действующий в истории непрестанно и направляющий человечество к конечной цели бытия ― ко спасению, Своим Промыслом исправляет и обращает во благо даже человеческие грехи и заблуждения. Ярким примером этого является судьба нашего народа в минувшем столетии. Вопреки отступлению многих людей от веры, утрате духовных устоев и потере христианских нравственных ориентиров, целенаправленной политике по изничтожению Православной Церкви в странах канонической ответственности Московского Патриархата в период после 1917 года Господь устроил все поистине премудрым образом: рубеж XX и XXI столетий стал временем нового обращения людей ко Христу, временем духовного возрождения и преображения нашего народа.

2. Глубинной причиной нескольких революций, приведших к захвату власти радикальными политическими силами, братоубийственной Гражданской войне, репрессиям в отношении отдельных лиц и социальных групп, страданиям людей и многочисленным жертвам, следует признать утрату обществом живой и искренней веры в Бога, порожденное этими утратами и оказиями способность критически воспринимать привнесенные извне философские и политические идеи, отказ от сохранившихся в религиозной традиции нравственных норм.

3. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, кровью засвидетельствовавших верность Христу и Божественной правде, стал подлинно евангельским ответом на беспрецедентные гонения на Русскую Церковь в нашей стране, разрушение храмов, глумление над святынями, над религиозными чувствами и убеждениями людей. Во многом благодаря именно их подвигу стало возможным возрождение веры и церковной жизни в странах канонической ответственности Московского Патриархата.

4. Промыслительным видится восстановление Патриаршества и избрание святителя Тихона на московский Патриарший престол, осуществленные на Поместном Соборе 1917-1918 гг., накануне гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. Фигура Патриарха стала символом стояния в вере и преданности святоотеческой традиции.

5. Эмиграция православных соотечественников, сохранивших веру в условиях иноверного и инославного окружения, создала условия для знакомства иностранцев с Православием. Следствием этого стало приобщение многих из них к Православной Церкви. В этом также нельзя не видеть промыслительное действие Господа, заботящегося о Церкви Своей.

6. Особым испытанием для Церкви и нашего народа стала Великая Отечественная война. Эта трагедия подвигла наших соотечественников к осознанию важности духовных основ жизни. Переживаемые тяготы способствовали объединению людей, недавно разделенных братоубийственной бранью, обращению к нравственным идеалам служения Отечеству и ближним.

7. Патриотическая позиция Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны содействовала изменению отношения государства к Православию, что сделало возможным избрание Патриарха, открытие храмов и монастырей, возобновление деятельности духовных учебных заведений и появление официального церковного журнала. Это, однако, не устраняло конфликта государства с Церковью, которая мыслилась прямым конкурентом советской идеологии.

8. Показателем внутренних противоречий между советской властью и Церковью стало возобновление в конце 50-х в начале 60-х годов XX века репрессий против тех, кто осмеливался публично высказывать религиозные взгляды, закрытие и разрушение храмов, дискриминация верующих.

9. 1988 год ― 1000-летний юбилей Крещения Руси ― стал новой вехой в истории нашего народа. Фактически государство отказалось от политики атеизма и признало ошибочность дискриминации в отношении религии. Это стало очередным подтверждением слов Спасителя о том, что «врата ада не одолеют» созданную Им Церковь (Мф. 16:18).

10. Следует признать, что вопреки давлению атеистической формы секуляристской идеологии христианские ценности сохранились как в свидетельстве верных чад Русской Православной Церкви, так и в лучших проявлениях культуры, включая целый ряд созданных в советское время произведений литературы, искусства, кинематографа. Важное свидетельство о Боге продолжала нести и русская литература XIX века. Искусство имманентным образом доносило до людей богозаповеданные идеалы.

11. Давая справедливую оценку преступлениям против веры и Церкви, совершавшихся в эпоху господства советской идеологии, нельзя не отметить жертвенность многих людей, готовность проявлять лучшие качества, искренне служить своей Родине. Следствием этого стали, в частности, многие важные научные открытия и технические достижения, подъем образования, развитие и всемирное распространение культуры нашего народа.

12. 1990-е годы стали временем духовной свободы. Разрушение препятствий для духовного возрождения народа и церковной миссии открыло возможность обращения ко Христу миллионов людей, открытия тысяч храмов и сотен монастырей, развития богословского и религиозного образования.

13. Вместе с тем серьезной проблемой, возникшей в тот же период, стала ценностная дезориентация общества, а также абсолютизация псевдо-гуманистических идеалов, пропаганда морального произвола, потребительства и социал-дарвинизма. Христианство подверглось новому давлению, когда вместо атеизма навязывалась необходимость секулярной реформации. Церковь противопоставила этому евангельскую проповедь с использованием всех возможных, имеющихся у нее общественных и медийных ресурсов.

14. Распад единого государства, также произошедший в начале 1990-х годов, был сопряжен с многочисленными конфликтами между отдельными этносами и социальными группами. Произошли разрывы экономических, культурных и общественных связей. Но во всех переживаемых испытаниях Русская Православная Церковь оставалась со своим народом.

15. Сегодня для объединения общества, укрепления связей между странами с общей историей и культурой принципиально важно усиление роли Русской Православной Церкви как консолидирующего института и гаранта сохранения духовной традиции, предупреждения ее новых разрывов.

17. Представители и особенно лидеры любых политических и общественных сил должны осознавать ответственность за последствия своих действий, какими бы благими намерениями они ни руководствовались. Этому нас учит опыт потрясений ХХ века и в особенности 1917 года. В основе любых преобразований должно лежать стремление к консолидации народа, сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей, преодолению разобщенности и розни.

18. Следует признать, что Русская Православная Церковь является единственным социальным институтом, не терявшим преемственности на всем протяжении истории стран ее канонической ответственности: дореволюционной истории во всем многообразии ее эпох, советской и постсоветской истории. Причина тому - основание Церкви Богом и Спасителем, и сочетание в ней земных трудов с устремлением к вечному. В историческом бытии это влечет за собой, в том числе, особую роль Церкви в объединении общества и сохранении в нем мира.

24 января 2018 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось торжественное открытие XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Церемонии открытия предшествовала Божественная литургия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, за которой молились участники чтений.

Открытие форума возглавил председатель Международных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В числе почетных гостей на церемонии в Государственном Кремлевском дворце присутствовали: первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров, первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жуков, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева, министр культуры РФ В.Р. Мединский, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучков, министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев, первый заместитель министра образования и науки РФ В.В. Переверзева, полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов, президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.С. Горбенко.

В зале находились более 6 тысяч человек: члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета , главы митрополий, епархиальные архиереи и духовенство Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, члены Межрелигиозного совета России, члены Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений, главы и представители дипломатических ведомств, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководители федеральных служб Российской Федерации, руководители департаментов федеральных министерств и ведомств, главы регионов, ректоры и представители около 300 российских и зарубежных вузов, директоры общеобразовательных организаций.

На центральном экране Государственного Кремлевского дворца был показан видеоролик «Традиционные нравственные ценности».

После краткого вступительного слова председателя Оргкомитета чтений, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия с докладом выступил Святейший Патриарх Кирилл.

Затем выступила министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева.

Трансляция пленарного заседания осуществлялась на телеканалах «Россия-24», «Союз» , «Спас» , на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru, а также на портале «Православное образование» и официальном сайте Рождественских чтений.

Международные Рождественские образовательные чтения ― это крупнейший церковно-общественный форум, уникальное по значимости явление в сфере образования, культуры, социального служения, духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания и других значимых направлений церковной и общественной жизни.

На заседании Высшего Церковного Совета 17 февраля 2017 года было принято решение о проведении XXVI Международных Рождественских образовательных чтений с 24 по 26 января 2018 года в Москве на тему «Нравственные ценности и будущее человечества».

Традиция проведения форума родилась в 1992 году, когда в Москве впервые прошла конференция православных педагогов столицы. Сегодня это ― глобальное, широкомасштабное мероприятие, которое ставит перед собой не только задачи развития православного образования и духовно-нравственного просвещения общества, но и переосмысления с позиции православного мировоззрения различных вопросов науки, культуры, социальной и молодежной работы, межгосударственных и межконфессиональных связей.

Работа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений будет вестись по 16 направлениям, участники обсудят многие насущные проблемы, среди которых просветительское и социальное служение, вопросы образования и воспитания, жизнь Церкви и святоотеческая традиция, история православного храмостроительства и другие.

Рождественские чтения проходят под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Чтения начались 24 января 2018 года Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

25 и 26 января пройдет работа по направлениям. Заявки на участие в мероприятиях чтений поступили из всех регионов России, Белоруссии, стран ближнего и дальнего зарубежья.

25 января состоятся VI Рождественские Парламентские встречи в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Они будут посвящены обсуждению актуальных вопросов социального взаимодействия, общественного служения, исторического пути России, современного развития государства. Планируется участие сенаторов, руководителей Федерального Собрания, аппарата Правительства Российской Федерации, глав профильных думских комитетов, руководителей синодальных отделов, сотрудников министерств и ведомств.

Некоторые мероприятия чтений в этом году отмечают свои юбилеи. Так, в 20-й раз в рамках чтений в Кремле пройдет конференция «Церковные древности». В этом году она будет посвящена истории и святыням Архангельского собора Московского Кремля. Оргкомитет конференции возглавляет генеральный директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина. Также в 20-й раз состоится конференция «Православное краеведение и просвещение», посвященная в этом году женскому подвигу в истории Церкви, поскольку в 2018 году отмечается 100-летие образования Союза православных женщин.

В рамках Международных Рождественских образовательных чтений состоится награждение победителей Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» и Всероссийского конкурса детского творчества «Красота Божьего мира», а также проводимого в 2017 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла конкурса детского творчества, посвященного празднованию 100-летнего юбилея Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона и Всероссийского Церковного Собора.

В работе чтений участвуют более 15 тысяч человек из России, ближнего зарубежья, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Германии, Канады, Франции, Швейцарии, а также Греции и Грузии.

Более 60 архиереев возглавляют мероприятия чтений.

Число отдельных мероприятий, в том числе проходящих в рамках более крупных конференций, с каждым годом увеличивается. В этом году в программе заявлено около 190 мероприятий. Некоторые из них ― небольшие мастер-классы и круглые столы продолжительностью 1,5-2 часа, некоторые ― большие научные двухдневные конференции.

Площадкой проведения чтений станут Государственная Дума Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Храм Христа Спасителя и другие храмы Москвы, Патриарший дворец Московского Кремля, Московский городской дом учителя, МГУ им. Ломоносова и другие вузы Москвы, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный и Российский православный университеты, образовательные, культурные и духовно-просветительские центры, школы, музеи ― всего свыше 70 площадок.

В последние годы чтения включают в себя региональный этап, в котором принимают участие все регионы России, а также епархии Русской Православной Церкви за рубежом, и международный этап, который, по сложившейся традиции, проходит в Москве в конце января.

Организатором и координатором проведения чтений многие годы является Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, которым руководит митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Оргкомитета Международных Рождественских образовательных чтений. В организации и проведении чтений участвуют все синодальные структуры Русской Православной Церкви.

Синодальные отделы проводят семинары повышения квалификации для руководителей епархиальных структур. Участники чтений могут посетить мероприятия культурной программы ― выставки, спектакли, кинопоказы, экскурсии по музеям. Все это отражено в программе чтений и на официальном сайте чтений, где по окончании форума размещаются материалы конференций, секций, семинаров и круглых столов.