Что после смерти? Куда попадает душа после смерти человека? Есть ли жизнь после смерти? Жизнь души вне тела. Душа между жизнями

Человеческая индивидуальность, составляющая суть нашей личности — или душа (дух), продолжает физического тела. Эти указания основаны на появлении новых доказательств продолжения существования души и возможности ее перевоплощения в другом теле – явление, которое называется реинкарнацией. Более вероятно, что речь идет о сохранении электромагнитной энергии, из которой состоит разум, наше привычное «Я», с которым мы себя отождествляем.

Существует множество рассказов людей, утверждающих, что во время своих околосмертных переживаний (ОСП) они прошли сквозь темный тоннель, в конце которого встретили ангела или фигуру Христа. В некоторых случаях их встречали покойные друзья и родственники, чтобы проводить к месту нового обитания души, лишенной физического тела. Это место обитания находится в Астральном мире, сотканном из электромагнитных колебаний разной плотности и величины.

После смерти каждая душа оказывается на определенном энергетическом уровне существования, который соответствует уровню ее развития и вибраций. Согласно рассказам людей, побывавших в Тонком мире во время внетелесного опыта или околосмертных переживаний, там, как и в физическом мире, существуют ландшафты, океаны, реки, растения, животные и даже здания, созданные посредством разума населяющих этот мир существ, раньше живших на Земле. Люди, входившие в контакт с астральными сущностями при помощи транскоммуникации, сообщают, что астральная материя легко видоизменяется и под влиянием мысли способна принимать любые формы и очертания.

В Тонком мире возможно найти прекрасные места, наполненные красотой и светом, где обитают высокоразвитые души, но там также находятся темные и ужасные области, которые населяют безнравственные и зловредные существа. Эти кошмарные места также созданы мыслями и воспоминаниями своих обитателей, большинство из которых совершали ужасные преступления и причиняли ущерб себе и окружающим своими поступками в своей земной жизни.

Обитатели Тонкого мира способны спускаться на более низкие уровни, но не могут подниматься на более высокие подпланы. Это происходит потому, что каждый план существования в Астральном мире имеет собственную скорость вибраций, которая возрастает с каждым уровнем. Чем выше , тем быстрей скорость вибрации энергии на этом плане.

Скорость вибрации энергии души определяется уровнем ее развития и полностью соответствует энергии того плана, на котором она находится. Если душа поднимается на более высокий план, она не может выносить более сильных, быстрых вибраций и оказывается вынуждена возвратиться на прежний уровень. Но если она спускается на более низкий план, медленные и частые вибрации последнего не наносят вреда ее молекулярной структуре, и она может оставаться на этом уровне столько, сколько пожелает.

Согласно большинству мистических школ, высокоразвитые души спускаются на более низкие уровни Астрала, чтобы помочь духам, населяющим его темные и мрачные области, преодолеть последствия своей духовной деградации и встать на путь исправления.

Давайте обратимся к жизни души в тех сверхзвуковых пространствах, которые лежат за пределами известного нам материального мира. Для этого нам необходимо прибегнуть к ряду предположений и догадок, тем не менее, основанных на логических допущениях.


Прежде всего, если душа состоит из психической энергии – другими словами, если душа и разум представляют из себя единое целое – выходит: то, что мы считаем душой, в действительности является частью физического мира. Это физическая субстанция, какой бы неуловимой она ни казалась, потому как энергия в любой ее форме составляет часть физической вселенной. Мы не можем видеть атом водорода, но несмотря на это он представляет из себя физическую величину. Нам даже известен его фактический вес.

Очевидно, что физический мир является одним из наиболее плотных миров на нижних планах бытия и по своей плотности намного превосходит . Если высокоразвитые души способны спускаться на более низкие планы бытия, они вполне могут находиться в материальном, физическом мире.

Свами Панчадаси и представители других мистических школ Востока считают, что астральные тела умерших могут оставаться на земном плане только на короткий промежуток времени, но они также утверждают, что душа может спуститься на более низкий план и оставаться здесь некоторое время, если она сам того пожелает. Это значит, что после распада астрального тела бессмертная душа, являющийся вместилищем сознания, при желании может вернуться в физический мир.

Если это так, то что может помешать, что бы приходили в физический мир, чтобы причинять боль людям? С другой стороны, по-видимому, также могут возвращаться на Землю, чтобы оказать поддержку и помощь своим близким и всему человечеству в преодолении трудностей и развитии человеческого существа. Эти удивительные предположения основываются на рассказах людей, которым приходилось пережить опыт общения как со злыми, так и с благородными духами-вдохновителями.

Был такой известный случай, который служит подтверждением существования жизни души после смерти, произошел в 30-х годах XX века, когда британский дирижабль под кодовым названием «R101» врезался в горный хребет во Франции. При столкновении 48 из 54-х пассажиров погибли моментально. Среди них был капитан дирижабля молодой лейтенант авиации по имени Х.Ирвин.

Спустя 2 дня после этой трагедии группа медиумов с участием известного исследователя паранормальных явлений Гарри Прайса и журналиста Яна Костера собралась в Государственной лаборатории по исследованию паранормальных явлений, куда была также приглашена медиум Эйлин Гаррет. Исследователи хотели попытаться установить контакт с сэром Артуром Конан Дойлом, который горячо верил в реинкарнацию при жизни.

Конан Дойл, широко известный как создатель произведений о Шерлоке Холмсе, посвятил много времени изучению вопроса продолжения существования индивидуальности человека после физической смерти и на протяжении многих лет безуспешно пытался установить контакт с духами своей матери и сына, погибшего во время первой мировой войны. Исследователи были уверены, что если дух Конан Дойла продолжил свою жизнь после его смерти, он найдет способ выйти с ними на связь.

В скором времени после начала эксперимента Эйлин Гаррет впала в состояние транса. Но вместо голоса сэра Артура Конан Дойла присутствующие услыхали довольно удрученный голос, сообщивший им, что он является лейтенантом авиации Х.Ирвином, капитаном злополучного дирижабля «R101».

Дрожащим голосом лейтенант Ирвин посредством Эйлин Гаррет начал быстро и в подробностях объяснять, каким образом и почему произошла авария, используя при этом специфические технические термины. Не имея каких-то познаний в области аэронавтики, Эйлин Гаррет детально описала внутреннее и внешнее устройство дирижабля, его механические составляющие и предоставила точное объяснение причин произошедшей катастрофы.

Репортер застенографировал весь рассказ и немедля опубликовал его. Описание этой удивительной встречи привлекло внимание одного инженера, принимавшего участие в строительстве дирижабля. Этого инженера звали Чарлтон, и он подтвердил, что информация, сообщенная Эйлин Гаррет в состоянии транса, носит не только достоверный, но и строго конфиденциальный характер и была известна лишь капитану и тем, кто принимал участие в создании дирижабля.

По мнению Чарлтона, лейтенант Ирвин осознанно установил контакт с людьми при помощи Эйлин Гаррет, чтобы известить правительство о недостатках дирижабля, с тем чтобы подобная трагедия больше не повторилась. Через полгода комиссия по расследованию аварии обнаружила, что вся информация, переданная Эйлин Гаррет в состоянии транса, соответствует действительности до мельчайших подробностей.

Это яркое событие, подтверждающее возможность , превратило Эйлин Гаррет в одну из наиболее известных медиумов в мире. Через несколько лет она написала ряд книг на тему оккультизма, включая довольно популярные издания «Телепатия» и «Приключения в мире сверхъестественного».

Среди выдающихся ученых, пытавшихся найти доказательства продолжения жизни души после смерти, был изобретатель электрической лампочки и граммофона Томас Алва Эдисон. Он был уверен в том, что в промежутке между длинными и короткими волнами существует частота, позволяющая установить прямой контакт с Астралом. На протяжении многих лет он пытался изобрести аппарат, при помощи которого возможно было бы установить эту связь, но его попытки были тщетны. Изобретатель радио Гульельмо Маркони тоже втайне трудился над созданием аппарата, который дал бы ему возможность получать сообщения из прошлого. Будучи ярым католиком, Маркони надеялся услышать последние слова Иисуса, произнесенные в момент распятия.

Одним из первопроходцев в записи голосов покойных людей на магнитофонную пленку и телекамеру был родившийся в России шведский кинопродюсер Фридрих Юргенсон. На протяжении нескольких лет Юргенсон записывал пение лесных птиц в Швеции. Как-то раз, возвратившись домой из леса, Юргенсон обнаружил на пленке не пение птиц, а голос своей покойной матери, говорившей: «Фридель, мой маленький Фридель, слышишь ли ты меня?»

В полном изумлении Юргенсон снова прослушал запись и вновь услышал голос своей матери, которая умерла задолго до этого. Он начал ряд продолжительных экспериментов, в ходе которых записал сотни голосов, таинственным образом появлявшихся на магнитной ленте. 1967 год — папа Павел VI узнал об этих экспериментах, и появилась информация о том, что Ватикан очень заинтересовался голосами из Тонкого мира, записанными Юргенсоном.

После того, как работа Юргенсона получила широкую огласку, другие исследователи тоже стали проводить новые различные эксперименты. Среди них был латышский психолог д-р Константин Раудив. Раудив использовал в своей научно-исследовательской деятельности новое, очень точное оборудование. 1968 год — он записал более 70 000 голосов, по его мнению, пришедших к нам из Потустороннего мира. Его работа приобрела такую известность, что в итоге все записи сверхъестественных голосов начали называться «голоса Раудива».

Раудив считал, что любой человек может провести подобные эксперименты, используя точное и чувствительное оборудование для записи обычных звуков природы: пения птиц, журчания воды в реке, грозы или шума морских волн. Но потом среди этих звуков природы мы можем обнаружить отголоски иного, Тонкого мира.

Среди голосов известных людей, записанных Раудивом, были голоса Черчилля, Толстого, Гитлера, Ницше, Кеннеди и Сталина. Большая часть посланий была крайне ограниченна, и почти все они подтверждали продолжение жизни души после смерти физического тела. «Мертвые продолжают жить, Константин», «Мы живы, Константин» и «Пожалуйста, верь нам» – вот типичные примеры сообщений, полученных латышским психологом.

В 70-х годах, XX века студент из Англии по имени Давид Эллис получил грант на изучение голосов, записанных д-м Раудивом. Согласно заключению Эллиса, эти записи не были подделкой, но он высказал предположение о том, что д-р Раудив мог создать эти голоса в своем воображении. Давид Эллис не смог окончательно подтвердить гипотезу о том, что это были голоса духов, населяющих мир астрала, хотя такая версия представляется весьма достоверной.

С учетом всех рассмотренных данных очевидно, что у нас есть достаточно информации в поддержку предположения о том, что некая часть человеческой индивидуальности, или человеческая душа, продолжает свое существование после физической смерти человека. Также имеются подтверждения того, что духи могут пытаться установить контакт с людьми, живущими земном плане. Такой контакт возможен в том числе при помощи записи голосов умерших на разные носители. С другой стороны, имеются случаи, когда обычные люди, не обладающие глубокими познаниями в области паранормальных явлений, встречали физическую оболочку умершего человека.

Некоторое время назад в городке Аресибо в Пуэрто-Рико произошел таинственный случай. Аресибо – один из многочисленных маленьких поселков, раскиданных на Карибских островах, но его история наполнена зловещими легендами и удивительными событиями. Даже окружающая его местность славится своей необычностью.

Этот поселок граничит с обширной равниной с карстовыми ландшафтами. Их протяженность – одна из самых больших в мире. В одной из таких природных воронок Корнелльский университет построил обсерваторию по изучению ионосферы, при помощи которой мировое научное сообщество надеется установить контакт с инопланетянами. Случай, о котором я хочу рассказать, является самым впечатляющим из известных мне примеров физического контакта с умершим человеком. Это настоящая история о призраке.

В одной уважаемой семей городка была дочь, которая незадолго до описываемых событий вышла замуж и жила вместе с мужем. Тогда ей было 25 лет, и она работала в соседнем городе Агуадилла примерно в часе езды от Аресибо. Каждое утро она уезжала на работу на автомобиле, а возвращалась около шести вечера. Однажды днем шел дождь, и на обратном пути домой она не справилась с управлением, врезалась в дерево на обочине дороги и мгновенно погибла. Ее смерть стала тяжким ударом для родителей и молодого мужа. Дом, когда-то наполненный счастьем и радостью, вдруг стал тихим и печальным.

Через несколько месяцев около шести часов вечера один таксист проезжал по шоссе между Агуадилла и Аресибо. В тот день у него было немного пассажиров. Когда он поравнялся с местом, где случилась авария, он увидал молодую женщину, которая появилась практически из ниоткуда и взмахнула рукой, прося его остановиться. Таксист притормозил в надежде, что, в конце концов, сможет немного заработать. Девушка села в такси и попросила отвезти ее в Аресибо. Вначале водитель отказался, потому как не хотел ехать так далеко, но после того, как ему пообещали хорошие чаевые, согласился доставить ее в необходимое ей место.

Пока ехали девушка все время молчала, но когда они въехали в Аресибо, она сказала водителю, что живет в большом, красивом доме в престижном районе города. Подъехав к дому, девушка попросила таксиста подождать, пока сходит в дом и принесет деньги. Водитель согласился подождать возле дома. Он видел, как девушка поднялась по ступенькам, ведущим на широкую веранду, и исчезла внутри дома.

Время шло, а девушка все не возвращалась. Наконец, водитель потерял терпение и начал беспокоиться. Подозревая, что может оказаться жертвой мошенников, он решился постучать в дверь дома. Ему открыл бледный грустный молодой человек. Таксист рассказал о случившемся и потребовал, чтобы девушку позвали и она расплатилась с ним за поездку. Когда молодой человек ответил, что в дом никто не входил, возмущенный водитель окончательно убедился в том, что его хотят обмануть и лишить заработанных денег, и стал угрожать обратиться в полицию.

Вдруг молодой человек побледнел еще больше и попросил таксиста войти в дом и подождать несколько минут. Недоверчивый водитель согласился, но попросил долго не задерживаться. Через несколько минут мужчина вернулся с фотографией девушки и спросил таксиста: «Скажите, это та девушка, которая попросила отвезти ее домой?» – «Да, это она, клянусь своей матерью», – ответил водитель. «Это моя жена, – сказал молодой человек, – которая полгода назад погибла в автокатастрофе».

Если Панчадаси прав, существа, которые появляются в случаях, подобных вышеизложенному, в действительности являются астральными телами недавно умерших людей. С другой стороны, есть много примеров сходной материализации тех, кто умер много лет назад. В соответствии с традиционными представлениями, а распадается на протяжении нескольких месяцев или, в крайнем случае, лет после смерти.

Если подобные рассказы не являются вымыслом, то что или кто делает возможным появление призраков, и каким образом это происходит? В действительности ли мы имеем дело с душой умершего человека? И каким образом в случае в Аресибо духу удалось воссоздать и материализовать облик, голос и манеру разговора погибшей девушки?

Если духи, населяющие , могут устанавливать контакт с нашим материальным миром, также возможно, что эти существа способны влиять на наши мысли и поступки. Это предположение наверняка сильно расстроит тех, кто хочет полностью контролировать свою жизнь. Кроме этого, такое влияние может быть как положительное, так и отрицательное, в зависимости от уровня развития конкретного духа.

По этой причине большинство религиозных и мистических школ учит, что в момент принятия важного решения мы должны удостовериться в том, что это в действительности наше решение, которое соответствует личным убеждениям. В то же время следует избегать импульсивных поступков, которые могут быть продиктованы воздействием сущностей Астрального мира.

Итак, основываясь на изученных научных свидетельствах и паранормальных явлениях, мы можем предположить.

Очень вероятно, что после смерти человека инстинкты и эмоции, составляющие его астральное тело, продолжают некоторое время существовать вместе с воспоминаниями и основными свойствами личности. С течением времени это астральное тело разрушается. Между тем сознательная личность, или эго, называемое душой (духом), отдыхает какое-то время в Тонком мире, а потом переходит на соответствующий ментальный или астральный план, в зависимости от уровня своего развития.

Там душа обитает, трудится, порой создавая произведения искусства, похожие на те, что он создавал при земной жизни. Порой эти произведения проявляются в материальном мире благодаря людям, которые становятся объектами непосредственного воздействия со стороны духа. Примером подобного воздействия может служить случай с Розмари Браун.

Пробудившись от сна и отдыха, душа при желании может спускаться с ментального или астрального плана на более низкие уровни бытия, включая физический мир. В астральном мире жизнь кажется столь же реальной, как и в нашем мире, потому что любое физическое или духовное существо отождествляет себя с тем планом, на котором оно обитает.

Таинственный и непостижимый Тонкий мир открывается нам во всем своем великолепии в сновидениях. Именно потому фантасмагорический мир снов представляется таким реальным, когда мы спим. Просто мы путешествуем при помощи своего тонкого тела в астральном мире, которому и принадлежит наша душа. В состоянии сна мы перемещаемся между подпланами Тонкого мира, испытывая радостные или пугающие переживания.

Только осознанные сновидения помогают понять, что мы спим и способны видоизменять обстоятельства или события астрального мира по своему желанию.

Согласно древним учениям жизнь духа в Астрале является подлинной жизнью, тогда как земная жизнь представляет из себя лишь театр, обучение, временное состояние, своего рода странствие, в которое душа отправляется на определенный период времени, по окончании которого возвращается к себе домой, в Тонкий мир.

Гонсалес-Уипплер

Не так давно в моем блоге вы читали мой рассказ о школьной подруге Галине, которая после кончины любимого человека стала панически бояться смерти . Мы с ней провели немало времени вместе, борясь с этой жуткой фобией, пока ей наконец не полегчало. Она и теперь продолжает думать о смерти , но уже в другом ключе.

После наших бесед, касающихся ухода человека из жизни, Галя стала буквально коллекционировать статьи, книги и фильмы на эту тему. И меня всем подобным заразила. Масло в огонь подлил еще мой собственный сыночек. Он, наслушавшись нашего обмена мнениями на эти темы, заинтересовался концепциями о человеческом сознании и тем, как современные ученые его пытаются оцифровать и поместить в виртуальный мир. Сын, видите ли, мечтает о появлении компьютерных игр, в которые можно было бы внедрять такие оцифрованные души игроков, которые будут жить и развиваться в альтернативной реальности под наблюдением собственных живых прототипов.

Ученые выяснили, куда люди попадают после смерти ?

В итоге наших коллективных усилий в моем ноутбуке накопилось много информации, касающейся всех этих вопросов, которые, к слову сказать, всегда волновали человечество – не только людей религиозных, но и атеистов тоже. Возможно, атеисты и агностики в наше время всем таким интересуются даже больше, чем искренне верующие в Бога, потому что им страшнее умирать. Они боятся исчезнуть в бездне небытия совершенно и без остатка, тогда как религии говорят об обязательном продолжении жизни в ее другом виде. Наверное, поэтому именно неверующие стали первыми рациональными исследователями феномена продолжения жизни после гибели тела. Они захотели научными средствами проверить древние откровения. Я много читала на эту тему и со всем основанием могу утверждать, что практически каждый из ученых, который был вначале типичным неверующим Фомой, в итоге пришел к убеждению: после физической смерти тела человек продолжает существовать.

О том, куда люди попадают после своей смерти , говорится во всех древних верованиях и мировых религиях. Они рождались в разных концах планеты часто совершенно независимо друг от друга, но при этом о жизни души человека после его кончины говорили почти одно и то же.

Все без искл
ючения предки современного человечества были абсолютно уверены в том, что боги смерти в назначенный судьбой миг заставляют душу покинуть тело, после чего для бесплотной сущности начинается новая жизнь в мире мертвых. Каждая религия подробно описывает как путь в небытие, так и само место, где пребывают души после смерти человека. Обязательно рассказывается о трудностях и испытаниях, которые должна перенести душа во время дороги в царство мертвых. Сам потусторонний мир рисуется полным чудес и тайн, божественных и демонических сущностей, которые судят душу и определяют ее место в своем царстве. Некоторые из них (в первую очередь индуизм и буддизм) утверждают, что душа воплощается в новые тела перед окончательным слиянием с божественным Абсолютом неисчислимое количество раз.

Многие скептики, не верящие ни в какую мистику, говорят о том, что все подобные рассказы о душе и ее ответственности за прижизненные деяния человека выдумали священники, которым было выгодно запугать и подчинить людей . А всякие мистические встречи и видения, якобы подтверждающие религиозные рассказы о потустороннем мире, тоже выдумки или трюки тех же служителей культов.

Хорошо, но как же тогда быть со случаями, когда такие видения посещают совершенно неверующих людей ? Взять хотя бы мою тетушку, которая была коммунисткой, героем труда и ни к какой церкви всю свою жизнь даже близко не подходила. Однажды, в начале 70-х годов прошлого века, она была в Москве в командировке. Перед самым отъездом домой решила прогуляться по Калининскому проспекту (теперь Новому Арбату). Шла она себе, рассматривала витрины магазинов, поспешала в Книжный мир за новинками. И вдруг около магазина «Весна» увидела своего подчиненного, который непонятно что там делал вместо того, чтобы находиться на своем рабочем месте в Перми. Он с ней поздоровался и свернул в магазин. Тетушка вначале опешила, потом двинулась за ним следом, но внутри магазина его уже не нашла. А когда она вернулась домой и пришла на работу, то узнала, что этого товарища только что схоронили. В тот день, когда она видела его в Москве, он был уже в морге. После этого случая тетя моя в храмы ходить не начала, но стала читать Библию и интересоваться всякими мистическими случаями.

Что говорит наука?


Многие ученые со всемирно известными именами тоже были изначально верующими или через свой личный жизненный опыт пришли к выводу о том, что жизнь человека после гибели его телесной оболочки как таковая не прекращается. Это утверждали лучшие умы всех времен, начиная с древнегреческих философов Сократа, Платона и Пифагора. Материалисты Галилей, Ньютон, Паскаль, Пастер, Эйнштейн, Павлов, Циолковский и многие другие тоже были людьми , убежденными в существовании высшей реальности, божественного начала и посмертной жизни. Их нельзя назвать слепо верующими, так как они пришли к своим выводам через сугубо научные исследования и размышления, которые привели их к доказательствам разумного, многомерного и одушевленного устройства мироздания. Все исследователи потустороннего с помощью опытов и наблюдений старались ответить на вполне конкретные вопросы.

  1. Насколько правдивыми являются повествования людей о встречах или другом общении с умершими?
  2. Насколько постепенно (или, наоборот, одномоментно) происходит разделение души и тела?
  3. Может ли быть зафиксирована посмертная жизнь личности с помощью каких-либо научных методов?
  4. Возможно ли уловить при помощи современных приборов процессы отделения друг от друга физического тела и тонкой сущности (души)?
  5. Одинаково ли отделяются друг от друга физическая и духовная сущности личности в случае спокойной и трагической смертей ?
  6. Куда попадает душа человека после смерти тела?

Я нашла множество разнообразных научных гипотез и описанных открытий, которые свидетельствуют о том, что жизнь человека, вернее его души, продолжается в так называемом тонком измерении. Приведу лишь некоторые примеры.

Эммануэль Сведенборг был, пожалуй, первым ученым , который системно подошел к изучению потустороннего бытия души. В XVIII веке он делал технические изобретения, читал лекции в крупнейшем Уппсальском шведском университете и написал более 150 научных трудов, в том числе и о жизни души в других мирах. Сведенборг говорил о том, что после смерти личность человека по своей сути не меняется, а продолжает развиваться. Он, задолго до возникновения квантовых теорий, предположил, что мир состоит из частиц, которые представляют собой потоки и завихрения энергии. Души – это тоже энергетические сгустки, невидимые глазу. Сведенборг более 20-ти лет проводил эксперименты по общению с потусторонним миром и обнародовал полученные результаты. Многие современники (включая королеву Швеции) вынуждены были ему поверить, так как ученый сообщал им тайны, которые могли быть известны лишь их покойным родственникам.

Русский биолог В. Лепешкин в 30-е гг. ХХ века сумел зарегистрировать особые энергетические всплески, которые распространяют вокруг себя умирающие тела. Он сделал вывод, что в момент гибели живого существа от него отделяется некое особое биополе. Во время таких экспериментов покидающие земную оболочку биополя даже засвечивали фотопленку особой чувствительности.

К.Г. Коротков – доктор технических наук санкт-петербургского Технического университета – руководит исследованиями тонких тел, которые покидают физическую плоть после ее смерти . Генератор высоковольтных электромагнитных излучений в ходе лабораторных экспериментов фиксирует выход из мёртвого человека его астральной формы и передает волны ее энергетического поля на дисплей. Исход души фиксируется как особое пульсирующее свечение, которое то затухает, то снова усиливается. Ученый убежден, что после телесной гибели человека его судьба продолжается в ином измерении.

Физики Майкл Скотт из Эдинбурга и Фред Алан Вольф из Калифорнии доказывают существование множественных параллельных Вселенных. Они могут быть похожи на нашу собственную реальность или значительно отличаться от нее. Ученые делают вывод: все, когда-либо жившие, не просто не умирают, но существуют в этих параллельных пространствах вечно. Таким образом, смерти как таковой нет вообще, зато духовные сущности людей и животных представлены во множественности воплощений.

Роберт Ланц , профессор из Северной Каролины, сравнивает непрерывную жизнь личности с тем, как существуют растения, которые отмирают зимой и заново вырастают весной. Фактически, Ланц согласен с восточными теориями реинкарнации и с тем, что одна и та же душа физически перерождается много раз в параллельных мирах и вновь и вновь приходит на Землю. Профессор предполагает, что смерть и перерождение происходят одновременно, так как частички тонкой материи, из которых состоит дух (фотоны, нейтрино и т.д.), способны присутствовать в один и тот же миг в разных измерениях.

Стюарт Хаммерофф , анестезиолог из университета Аризоны, в результате длительной работы убедился в квантовой природе души. Он утверждает, что она состоит не из нейронов, а из особой ткани Вселенной. Поэтому после смерти информация о личности уходит в космос и существует в нем в форме свободного сознания.

В целом, эти и другие ученые пришли к тем же выводам,
к которым задолго до них приводили человечество самые разные религии. Эти умозаключения озвучил в своем выступлении на одном из международных симпозиумов научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета А.В. Михеев.

  • Ни один скептик не смог с помощью опытов доказать, что после кончины человека для него все прекращается, что жизнь не имеет своего продолжения в какой-то иной форме и другом месте.
  • После физической (в нашем понимании) гибели людей остаются их так называемые тонкие тела. Они представляют собой носители разнообразной информации о личностях: это их самосознание, память, эмоции, весь внутренний мир.
  • Продолжение существования индивидуума после смерти – это один из естественных законов природы и жизни человека.
  • Последующие реальности многочисленны и отличаются друг от друга разными энергетическими частотами , на которых расположены.
  • То, куда конкретно попадает душа покойного, скорее всего определяется его земными действиями, чувствами и мыслями . Это работает по принципу электромагнитного излучения, спектр которого зависит от его состава. Какова внутренняя составляющая души, таково и ее новое место после смерти .
  • Словами Рай и Ад можно определить два полюса посмертного состояни я. Между данными полюсами есть множество промежуточных состояний. Душа попадает в них согласно тому эмоциональному и мыслительному грузу, который она сформировала на Земле. Поэтому негативные эмоциональные состояния, дурные поступки, стремление разрушать, любой фанатизм очень плохо отражаются на дальнейшей судьбе личности. Таким образом, ответственность души за все, что ее носитель совершил во время своей земной жизни, неизбежна.


Не знаю, как вас, а меня все эти гипотезы и выводы ученых с мировыми именами поразили и заставили по-новому оценить мою собственную жизнь. Получается, что наука полностью подтверждает этическую сторону религии. Сокровенные восточные учения, христианство, ислам давно говорили людям о том, что земной опыт и знания играют огромную роль в посмертной судьбе души. Они указывали на персональную и неизбежную ответственность человека за то, что он совершил на этой земле. Теперь и люди от науки говорят, что абсолютно все прожитое личностью записывается, взвешивается и влечет за собой последствия после смерти ее физической оболочки. Значит, остается один главный вывод: не стоит жить в этом мире так, чтобы было потом за это стыдно в других местах обитания духа. Попасть по собственной вине в плохое измерение тоже как-то не хочется.

В Библии сказано, что "прах возвратится в землю, откуда он и появился, а дух - к Творцу, Который и дал его"... Простите за каламбур, но сегодня только мертвый не пытается выяснить или узнать, что происходит с душой, когда человек умирает. Вот и я озадачилась этим вопросом.

Смерть человека - что это?

С биологической и физической точек зрения, смерть человека - это полная остановка всех процессов его жизнедеятельности. Это необратимое явление, которое никто из нас не сможет обойти стороной. В момент смерти человека происходят процессы, обратно пропорциональные его творению. Мозг необратимо разрушается, теряя свою функциональность. Стирается эмоциональный мир.

Где она - грань бытия?

В Библии сказано, что "прах возвратится в землю, откуда он и появился, а дух - к Творцу, Который и дал его". В соответствии с этим сегодня некоторые ученые вывели формулу На письме она будет иметь следующих два варианта:

  • земной прах + дыхание жизни = живая душа человека;
  • бездыханное тело + дыхание Создателя = живая личность.

Из формулы видно, что любой из нас наделен телом и мыслящим разумом. И до тех пор, пока мы дышим (в нас есть дыхание Бога), мы - живые существа. Наша душа - жива. Смерть же - это всякое прекращение жизни, это - небытие. Тело человека становится прахом, дыхание (дух жизни) возвращается обратно к Созидателю - к Богу. Когда мы уходим - наша душа медленно отмирает, впоследствии перерождаясь. В земле же остается разлагающийся труп. Об этом - далее.

Что происходит с душой, когда человек умирает?

Наша душа освобождается от тела на протяжении нескольких дней, пройдя несколько этапов очищения:


Итак, что происходит с душой, когда человек умирает? Из всего вышеизложенного можно заключить, что она обратно возвращается к Творцу, а не уходит в рай или ад. Однако позвольте! А как же Библия, говорящая о том, что наша попадает либо в рай, либо в ад? Об этом - далее.

Куда уходят души умерших людей?

Сегодня ученые пытаются доказать существование рая и ада, собирая свидетельства людей, которые вернулись "с того света". Кто не понял - я говорю о переживших Их свидетельства совпадают до мельчайших подробностей! Неверующие люди говорят, что видели ад своими глазами: их окружали змеи, бесы и ужасный смрад. Те, кто "побывал" в раю, говорят о свете, благоухании и легкости.

Где находятся души умерших людей?

Священнослужители и медики, которые общались с такими людьми, заметили интересную особенность: "побывавшие" в раю возвратились в свое физическое тело просветленными и спокойными, а те, кто "увидел" ад, очень долго пытались прийти в себя от кошмара. Специалисты суммировали все свидетельства и воспоминания "умерших" людей, после чего сделали вывод, что рай и ад действительно существуют, причем первый находится наверху, а второй - внизу. Все точно так же, как и в описании загробного мира по Библии и Корану. Как мы видим, нет единого мнения. И это совершенно справедливо. Кроме того, в Библии сказано, что "придет судный день, и мертвые восстанут из своих могил". Друзья, остается надеяться, что на наш с вами век зомби апокалипсис не выпадет!

Это важно!

Итак, друзья, мы с вами рассмотрели некоторые аспекты человека. Я постаралась наиболее точно изложить некоторые мнения современных ученых относительно этой проблемы. А теперь серьезно. Вы знаете, что происходит с душой, когда человек умирает? Вот и я не знаю! Чего таить греха, ответа на этот вопрос не знает никто: ни я, ни вы, друзья, ни ученые... Мы можем лишь предполагать, основываясь на тех или иных недоказанных фактах клинической смерти людей. Прямых же доказательств жизни после смерти или смерти после смерти нет, поэтому нам остается лишь оперировать бездоказательными аргументами, которые нам предоставляет наука. Как говорится, все усопшие уносят тайну с собой в могилу...

В статье рассказывается о наблюдении смертельного исхода человека со стороны, с помощью ясновидения. Описаны все процессы, которые испытывает душа (тонкое тело человека) в данной фазе перехода от одного состояния, в другое.

В нашем мире, к сожалению, ничто не вечно. Всё, что имеет начало, рано или поздно приходит к логическому концу, не исключение и человеческая жизнь. Каждому, кто терял близких и испытывал боль утраты, рано или поздно приходят мысли о жизни после смерти, о том, что происходит с человеческой душой после конца её земного существования, и существует ли вообще что-нибудь там, по другую сторону жизни. Вполне однозначный ответ на все эти вопросы даёт учение теософии. «Бог создал человека бессмертным, по образу и подобию собственной вечности» — это основополагающий трактат теософии.

Это учение способно не только дать утешение людям, потерявшим близких, но и даровать озарение, показать, что каждый человек даже при жизни способен приоткрыть завесу тайны и увидеть, что существует другой невидимый мир.

На это способен каждый человек, у каждого человека есть шестое чувство, но у абсолютного большинства оно не задействовано. Лишь немногие в наши дни пробудили его в себе и стали способны видеть гораздо больше, чем обыденность, к которой привыкло сознание большинства людей. Количество людей с расширенным видением растёт, но настолько медленно, что, скорее всего только для позднейших рас оно будет обычным.

Сегодня возможность расширенного видения можно выдвигать только как гипотезу, которая требует подтверждения и проверки, но каждый отдельный человек сможет ощутить это, не как вхождение в транс или некое мистическое явление, а как способность, которая требует определённой тренировки. Здесь уже требуется личное желание каждого человека, и вполне очевидный вопрос, который будет задан первым: «Что я увижу, если открою в себе эту способность? »

Представим себе, что находимся рядом со смертным одром человека, умирающего от старости. Что мы видим? От конечностей тела по направлению сердцу перетекает жизненная сила и образуется сияющий фокус света, который затем перемещается в область головы, точнее говоря, в область третьего желудочка мозга, который на протяжении жизни является вместилищем сознания «я». Умирающий человек может быть как в сознании, так и в бессознательном состоянии. В последнем случае, ясновидящий человек способен увидеть умирающего вне его тела, в его сверхфизическом проводнике, который почти в точности повторяет физическую оболочку. Он состоит из гораздо более тонкой материи, чем наш эфир, обладает сиянием и окружён меняющим цвета свечением. Это свечение и является аурой. Цвета соответствуют состояниям сознания, мыслям и чувствам, о чём существует целая наука. Вкратце о соответствии цветов и состояний человека: зелёное свечение означает сочувствие и желание помочь, жёлтое - интеллектуальное и умственное напряжение, голубое - благоговение, лиловый цвет показывает духовность, а розовый, насыщающийся до малинового - любовь. Красный - это цвет гнева, коричневый - эгоизм и т.д. Ясновидящие могут видеть цвета аур людей в повседневной жизни, но пользоваться этим можно только с разрешения и ради исследования.

Общие черты процесса умирания

Даже вокруг человека, умирающего в бессознательном состоянии можно наблюдать ауру. В этот момент человек находится вне своего физического тела, парит над ним. Остаётся лишь тонкая нить серебряного света, протекающая между физическим телом и телом сверхфизическим. Пока существует эта нить, существует возможность возвращения к жизни, как только связь пропадает, обратного пути уже нет.

Есть случаи, когда умирающий человек приходит в сознание, но видит явления уже из другого мира, называет имена людей, которые физически не присутствуют. Но как только настаёт назначенный момент, тонкая связь рвётся, и возносится.

Момент смерти для человека сродни засыпанию, он так же не осознаётся. В сознании человека проходит прожитая жизнь, подводятся итоги, делаются выводы. Этот процесс очень важен, так как он из него черпает определённую мудрость и опыт, поэтому теософия призывает сохранять спокойствие, находясь на смертном одре умирающего. Свои эмоции нужно направить на любовь и воодушевление любимого человека, на переход к другим мирам и освобождение от ограничений физического тела, так как находясь в своём сверхфизическом образе, он крайне чувствителен к эмоциям окружающих людей.

Покинув тело, человек 46-48 часов находится в полной бессознательности, после чего происходит пробуждение в новую жизнь. Зачастую не осознавая произошедшего, человек начинает осматриваться. Чаще всего его встречает друг, родственник или член великой команды помощников, которые занимаются приёмом новоприбывших, объясняют, что это начало новой жизни, помогают устроиться.

Что же это за новая жизнь? Ответить можно просто. Мы посещаем тот мир каждую ночь, когда наши физические тела спят. Зачастую, сон - это спутанные воспоминания о нашей жизни в том мире, возможно там уже есть друзья и своё место, и, по сути, сон сродни смерти, разница лишь в том, что во время сна связь с физическим телом не прерывается.

Важный момент, о котором стоит упомянуть, это то, что место и обстановка, в которых оказывает человек после смерти, полностью зависят от него: от его характера и темперамента. Если человек в своём физическом существовании был жизнерадостен и дружелюбен, то его окружение будет соответственным, эгоцентричный и мрачный человек может оказаться в полном одиночестве, в сером и скучном мире. Происходит это ради того, чтобы последние были побуждены к переменам в своём восприятии.

Ясновидение. О частных случаях жизни после смерти

Если более подробно рассматривать исследования, сделанные в области ясновидения, стоит сказать, что большинство людей продолжают ту деятельность, которая более всего привлекала их на земле, но на более высоком уровне. Ограничения физического мира и сознания отпадают, все процессы и принципы, по которым существует и развивается вселенная, становятся понятны. Потоки сил, управляющих и направляющих физическим миром, чьим иллюзорным продуктом он и является, становятся видны как таковые. Учёный, попавший в этот мир, понимает, что здесь его деятельность гораздо более плодотворна, потому, что нет больше ограничений сознания, открываются невидимые процессы и тайны. Каждый приверженец своего дела продолжает свою деятельность: преподаватели учат, люди искусства - скульпторы, художники продолжают стремиться к прекрасному, исследователи продолжают научные изыскания и работу, которая доводится до более высокого уровня совершенства. Музыкант обнаружит, что музыка не столько слышима, сколько видима. Ясновидящий человек, при исполнений музыки на физическом уровне, способен увидеть тонкую материю, образующую фигуры и формы, а на внутренних планах можно услышать истинную Песнь Творения.

Тонкая и лёгкая отзывчивость материи на мысли и чувства очень часто становится первым откровением для ученика, при открытии его внутреннего взора. Мыслью можно влиять и управлять окружающим миром, важно уметь правильно этим пользоваться.

На этом основана вся жизнь в мире, в который переносится человек после смерти, а одежда, пропитание, передвижение, всё осуществляется усилием воли и потому уже не представляет цель, для обеспечения которой человек должен заниматься бизнесом и зарабатывать деньги на Земле. Этом мир представляет собой мир более тонкой материи, более глубокого знания и более далекой перспективы для развития и самосовершенствования в абсолютно любой области.

Вот общие черты того, что ждёт каждого из нас после смерти физического тела. Но существуют обстоятельства, когда человек может попасть в несколько иной мир.

  1. Самоубийство - это тот случай, когда есть несколько вариантов развития событий. Первый - это самоубийство, совершённое ради благородной цели, с бескорыстным мотивом. Такие люди после разрыва с плотской оболочкой испытывают шок, так как не было достаточно времени на осмысление и выводы. Оправившись от шока, они как правило присоединяются к нормальной жизни в вышеописанном мире.
  2. Большинство самоубийц преследуют эгоистичные цели, после смерти погружаются в пустую бессознательность, и находятся в ней до момента окончания их жизни, назначенного свыше.
  3. Третий вариант, наименее завидный ждёт самоубийц, совершивших этот поступок из страха, обычно грубые и приземлённые, они и после смерти остаются привязаны к физическому миру. Ими движут страсти и желания, которых они удовлетворить не в состоянии, поэтому они притягиваются к местам, где процветает пьянство и разврат.

Теософия в любом случае определяет самоубийство как ошибку. За всё нужно платить; что посеешь, то и пожнёшь, самоубийство только осложнит постановку вещей, если не в этой жизни, то в следующем воплощении придётся ответить за свои ошибки.

Человек, умерший в пороке тоже обречён пережить незавидные впечатления. При жизни физическое тело заглушало бушующее вожделение и страсть, когда человек начинает существовать вне физического мира, на уровне мыслей и эмоций, он переживает привычные чувства с той силой, которую до этого не в состоянии был представить. Неудовлетворённое желание - это одно из самых худших страданий. Именно это и называется адом во многих ортодоксальных религиях. Человек пребывает в этом состоянии, пока порок не выгорает, длится это может дни, месяцы или годы, после чего человек обретает жизнь в новом мире. Отрадно понимать, что страдания, на которые человек обречен не бесполезны и не бесконечны, это урок, опыт, который будет извлечен и останется в сознании навсегда.

Теперь Вы понимаете, что при достижении смерти, человеческая суть не погибает никогда, кроме оболочки. Каждый человек живёт для того, чтобы завершить свой путь на Земле и двигаться в развитии души дальше.




В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).