День интронизации патриарха кирилла. Святейший Патриарх Кирилл

"Нимало вопреки глаголю"

"Избрание меня Патриархом... приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю" , - эти негромкие, но четкие слова, прозвучавшие в соборном кафедральном Храме Христа Спасителя 27 января 2009 года из уст митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Русская Церковь слышала уже не раз.

Казалось бы, традиционный ответ на традиционный вопрос о принятии избрания Предстоятелем. Но какова значимость этих слов, сколько ответственности в каждом из них? Каково осознавать то, что пройдет еще несколько дней, и ты наденешь на себя белый куколь Русских Первосвятителей, приняв на себя не на определенный срок, а до конца своих земных дней ответственность за многомиллионную православную паству: людей, зачастую пришедших в Церковь совсем недавно, за не столь еще долгие постсоветские годы? Понимал ли все это владыка Кирилл в тот исторический момент? В этом нет ни малейших сомнений:

"Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение. Оно велико. Оно ответственно. Но в центре этого служения — Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несёт..."

Можно только догадываться, какие жизненные события пробежали перед мысленным взором избранного Предстоятеля в те зимние дни 2009-го. Скорее всего, вся его жизнь - жизнь Церкви и страны последних шести десятилетий: от послевоенного Ленинграда, в котором 20 ноября 1946 года родился будущий 16-й Московский Патриарх, до дней, когда православные христиане провожали в последний путь Святейшего Патриарха Алексия II и готовились к Поместному Собору.

Увы, в ходе этой подготовки было немало суеты и информационных шумов, но люди Церкви прекрасно понимали: именно сейчас мы должны быть едины как никогда. Ведь враг рода человеческого в покое нас не оставит никогда, а потому наше сплочение в молитвах и конкретных делах - это то главное, что делает нас единым целым, тем самым Богочеловеческим организмом, которым является Церковь Христова.

Ленинградский Промысл

"Мы жили в нищете. На пятерых человек у нас была одна комната 19-метровая и маленькая такая "щель", которая называлась "папина комната". В этой "щели" стояли полки, набитые книгами, папин письменный стол и узенькая такая кроватка. Жили очень дружно, у нас не было ни горячей воды, ни парового отопления, ни газа, готовили на керосинках, потом появилось величайшее изобретение человечества керогаз..."

Так вспоминал свои детские и подростковые годы в документальном фильме "Путь Пастыря". Миллионы русских людей могут вспомнить примерно то же самое. За одним исключением: священническое служение, которое избрал в марте 1947 года уже пострадавший от безбожной власти отец Патриарха Кирилла - главный механик Машиностроительного завода имени Калинина Михаил Васильевич Гундяев - это не карьерный шаг, но вполне возможный путь на Голгофу. Ведь ни для кого не секрет, что в те годы каждый новый день мог стать началом новых богоборческих гонений.

Михаил Васильевич и Раиса Владимировна Гундяевы - родители Святейшего Патриарха Кирилла. Фото: архив СПбДА/patriarchia.ru

Глава Государства Российского Владимир Путин младше Патриарха Кирилла на 6 лет. Они не только жили в одном городе, не только гуляли по одним и тем же прямым улицам нашей Имперской столицы, но и с детства были связаны духовно. Совсем недавно страна узнала, что раба Божия Владимира 21 ноября 1952 года в петербургском Преображенском соборе крестил… отец Михаил Гундяев:

"Крестили меня втайне от отца, он был членом КПСС. Не знаю, насколько эта тайна была действительно серьезной, но так, во всяком случае, мне говорили, когда я уже подрос. Меня крестили в Ленинграде (сегодня - Петербурге) в Преображенском соборе. И батюшка, который тогда там служил, предложил назвать ее сына, то есть меня, Михаилом. Он говорит: сегодня день Михаила, день ангела, и я, говорит, Михаил. Мама извинилась, говорит: батюшка, извините, мы уже назвали в честь отца",

- так вспомнил это событие в своем интервью в документальном фильме "Патриарх" Владимир Путин.

Мы не раз говорили о важности византийского симфонического идеала отношений Церкви и государства, но одно дело - политические схемы, а совсем другое - Божий Промысл. И в этом жизненном случае, затрагивающем судьбы двух правителей Земли Русской - светского и духовного, этот Промысл - очевиден.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин посещают монастырь Св. Пантелеймона на Афоне. Фото: www.globallookpress.com

"Поминайте наставники ваша"

"Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере" , - в этих словах первоверховного апостола Павла прослеживается один из главных жизненных принципов Патриарха Кирилла. Люди верующие прекрасно знают: когда Его Святейшество приезжает в родной город, то всегда, даже если это однодневная поездка, он совершает заупокойное богослужение на трех могилах: своих отца и матери на Большеохтинском Георгиевском кладбище и своего учителя - митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Очень сложно в рамках небольшой статьи даже вкратце рассказать о значении этого человека для Русской Церкви, но одно очевидно: недолгие 48 лет жизни владыки Никодима навсегда вошли в ее историю. И полтора десятилетия из них - тесно связаны совместным служением учителя и ученика: митрополита и… сначала просто Володи, потом Владимира, затем - иеромонаха Кирилла, наконец, владыки Кирилла.

И когда, на рубеже 2008-2009 годов именно митрополит Кирилл стал Местоблюстителем Патриаршего Престола, а затем и Патриархом, многие церковные публицисты обратили внимание на то, что "старые митрополиты", святители, ставшие архипастырями Русской Церкви еще в 1960-х годах, горячо поддержали кандидатуру митрополита Кирилла. Все они прекрасно знали митрополита Никодима и видели в его ученике наследника идеи сильной независимой Церкви, умеющей находить точки соработничества со светской властью, и в то же время - активной в делах просветительских. Несмотря на какое бы то ни было внешнее давление.

Фото: свящ. Игорь Палкин/patriarchia.ru

Церковь Воинствующая и миротворящая

Еще в 1990-х годах, когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил знаменитый ОВЦС (Отдел внешних церковных сношений, ныне - Отдел внешних церковных связей), им была поставлена четко определенная, хотя и не озвученная вслух цель: сделать Русскую Православную Церковь ведущей социальной силой в стране и укрепить международный авторитет Церкви. Цель, достижение которой осуществилось только в годы его Предстоятельства, но шаги к этому делались на протяжении нескольких десятилетий.

Так, именно владыка Кирилл, будучи еще митрополитом, сделал все, чтобы в школах России появились уроки Основ православной культуры. Именно он готовил воссоединение Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью. Именно при нем начался диалог со старообрядцами (напомню, что первые шаги к этому сделал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим), а также начали возрождаться единоверческие приходы Московского Патриархата (до революции их было около 600, а к 1991 году - считанные единицы).

В последние десятилетия Церковь начала формировать собственную информационную повестку дня (во многом это было сделано Предстоятелем еще в 1990-х, когда его телепрограмма "Слово Пастыря" стала одной из самых рейтинговых передач российского телевидения). И одним из важнейших вопросов этой повестки стали миротворческие вопросы. Так, если в советские времена словосочетание "борьба за мир" воспринималось с изрядной долей скепсиса, то сегодня очевидно: Московский Патриархат играет значимую роль в урегулировании ситуации на Ближнем Востоке и, по сути, является единственным подлинным миротворцем в землях Юго-Западной Руси, ныне именуемых "Украиной".

Конечно, на фоне этих миротворческих действий нельзя не отметить и агрессивную антицерковную пропаганду в либеральных СМИ и определенном сегменте социальных сетей и блогосферы. Как очевидно, что существуют вполне определенные политические силы, которым церковная социальная активность - что кость в горле. А потому потоки грязи и клеветы нередко льются и на Предстоятеля. Но, как сам любит говорить Патриарх Кирилл, камни кидают только в то дерево, которое приносит плоды. А плоды в деятельности Святейшего Владыки - налицо в виде тех же многотысячных очередей к мощам Святителя Николы Чудотворца и другим святыням. Именно это - главный символ того, что наш народ возвращается к своим православным корням, и самый наглядный пример просветительских трудов Святейшего Патриарха Кирилла.

Владимир Путин поздравил главу РПЦ

Семь лет назад на патриарший престол Русской православной церкви (РПЦ) взошёл митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, избранный шестнадцатым предстоятелем на Поместном соборе 27-28 января 2009 года. Как и в прошлые годы, в годовщину своей интронизации Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. Вместе с ним торжественную службу совершили иерархи РПЦ.

Президент России Владимир Путин поздравил Патриарха в ходе встречи в Патриарших покоях Московского Кремля. «Ваше Святейшество, позвольте сердечно поздравить Вас! Всего Вам самого доброго! Спасибо Вам большое и за развитие Русской православной церкви, и за укрепление единства российского народа и нашего общества», – сказал глава государства.

В свою очередь, Святейший поблагодарил президента за шаги в укреплении взаимодействия между государством и церковью: «Мы понимаем, как мы далеко уже продвинулись по пути этого замечательного диалога, направленного на консолидацию нашего общества и на развитие всех сторон его жизни, особенно духовной и нравственной составляющей жизни народа. Я Вас благодарю за самое активное и, может быть, самое важное участие».

В ходе беседы Патриарх рассказал В. Путину об итогах состоявшегося в конце января в Женеве Собрания предстоятелей и представителей поместных православных церквей, которое было посвящено подготовке Всеправославного Собора. По словам главы РПЦ, «встреча была очень плодотворная. Не без трудностей – никогда эти встречи легко не проходят».

«Но, как говорят, на выходе, в качестве результата мы имеем очень положительные документы, которые по настоянию Русской православной церкви опубликованы, потому что критическое отношение к предстоящему Всеправославному Собору, а именно этому был посвящён саммит, или, как мы говорим по-гречески, синаксис глав церквей, оно имело своей причиной закрытость процесса», – сказал Патриарх и добавил, что «очень важно то, что в Женеве была достигнута такая договорённость, все документы опубликованы», поскольку «нужно иметь обратную связь с людьми, с верующими, и не только с духовенством, но и с мирянами, чтобы они могли комментировать эти документы».

Глава РПЦ также отметил, что в ходе Собрания «были найдены такие компромиссные, с точки зрения баланса церковных интересов, но положительные для всех, и для Русской православной церкви в том числе, решения». «Поэтому, по милости Божьей, прошли через определённые испытания, но результат хороший», – отметил Святейший.

В. Путин сказал: «Слава Богу. Это ещё один шаг к укреплению единства православия, что очень важно».

Стоит отметить, что с инициативами нынешнего главы РПЦ связан целый ряд важных реформ – они затрагивают не только церковную жизнь. В стране реализуется программа строительства сотен православных храмов, учреждён Отдел по взаимоотношениям церкви и общества, а также Патриарший совет по культуре. С 2012-2013 учебного года учащиеся четвёртых классов российских школ в обязательном порядке изучают по выбору один из пяти модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма или светскую этику. Сейчас идёт работа по подготовке курса для учащихся всех классов, также предложено ввести преподавание православной культуры в детских садах и высшей школе. Патриарх Кирилл неоднократно указывал на важность развития богословского образования. В 2009 г. была создана Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Благодаря усилиям Церкви в 2015 году теология утверждена в России как научная специальность.

Патриарх Кирилл с трибуны Госдумы и в стенах Совета Федерации выступал с предложениями выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования, а также запретить свободную продажу в России химических абортивных средств. Кроме того, духовный лидер считает необходимым запретить в России рекламу «средств, разрушающих здоровье человека», в частности, алкогольной продукции на страницах журналов и газет.

Что касается реформ внутри Церкви, за последние семь лет примерно в два раза увеличилась число епархий: со 159 (на начало 2009 г.) до 293. Образованы 57 митрополий (для координации деятельности епархий, находящихся в одном регионе). Патриархом Кириллом было учреждено несколько новых церковных отделов, например, по тюремному служению, по взаимодействию с казачеством, по монастырям и монашеству, а также информационный отдел и Финансово-хозяйственное управление. Развивается деятельность по увековечению памяти новомучеников. В 2013 г. образован соответствующий Церковно-общественный совет.

С момента начала гражданского противостояния на Украине Патриарх Кирилл неоднократно призывал противоборствующие стороны к мирному разрешению конфликта. По благословению Предстоятеля в храмах РПЦ за каждой литургией возносится особая молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Образован Общецерковный штаб помощи беженцам, открыты десятки церковных гуманитарных пунктов и приютов. Стоит также отметить, что РПЦ оказывает помощь пострадавшим в ходе вооружённых конфликтов на Ближнем Востоке, в результате стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий в России и других странах.

Церковь проводит крупные общественные форумы: Всемирный русский народный собор, Международные Рождественские чтения и Парламентские встречи. Выставку «Православная Русь» каждый год посещают сотни тысяч жителей столицы и других городов России.

Патриарх Кирилл регулярно посещает епархии Русской православной церкви. Всего за 7 лет состоялось 168 поездок в 87 епархий. За последний год Патриарх Кирилл совершил 210 богослужений – это почти 315 часов или две недели беспрерывного служения. А за семь лет патриаршего служения совершено около 1,4 тыс. богослужений. По приблизительной оценке, Патриарх ежегодно благословляет около 500 тыс. человек, посещающих его службы.

МОСКВА, 1 фев — РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в четверг, в девятую годовщину своей интронизации (вступления на первосвятительский престол), совершит литургию в храме Христа Спасителя.

День интронизации предстоятеля по традиции ежегодно отмечается Русской православной церковью как большой праздник. Патриарх Кирилл в это утро по традиции совершает праздничное богослужение в главном кафедральном храме России, в котором участвуют многочисленные иерархи и священнослужители.

После литургии проходит церемония поздравления первосвятителя, во время которой обычно говорится и об итогах развития церковной жизни с момента его вступления на престол, и о будущем.

"Интронизация, или настолование, — это торжественное чинопоследование, во время которого совершается возведение предстоятеля церкви на его кафедру. Интронизация совершается во время литургии с облачением новоизбранного иерарха в одежды согласно сану и "посаждением" его двумя старейшими иерархами на патриарший трон в алтаре кафедрального собора", — пояснили РИА Новости в патриаршей пресс-службе.

Мероприятия за год

По информации патриаршей пресс-службы, в 2017 году предстоятель Русской православной церкви, которому 20 ноября исполнился 71 год, совершил 200 богослужений, освятил 20 храмов и совершил 23 поездки по епархиям на территории России, а также три зарубежных визита (в Киргизию, Узбекистан и Румынию).

В 2017 году под председательством патриарха состоялись Архиерейский собор, семь заседаний Священного синода и восемь заседаний Высшего церковного совета. Первоиерарх также возглавил два заседания президиума Межрелигиозного совета России.

Среди ключевых событий 2017 года, прошедших с участием предстоятеля Русской церкви, в патриархии отметили освящение храма Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре, торжества по случаю 350-летия обретения мощей преподобного Нила Столобенского в Тверской митрополии, конференции "Столетие начала эпохи гонений на Русскую православную церковь" и "Дело об убийстве царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия", литургии в Успенском соборе московского Кремля в годовщину открытия Поместного собора 1917-1918 годов и в храме Христа Спасителя по случаю 100-летия восстановления патриаршества.

Не надо цветов

Накануне интронизации патриарх Кирилл призвал столичное духовенство не дарить ему цветы по случаю девятилетия интронизации и потратить сэкономленные деньги на машину скорой помощи для больницы святителя Алексия.

"Святейший патриарх Кирилл благословил, чтобы средства, направляемые на покупку цветов к дню его интронизации московским духовенством, были потрачены на приобретение автомобиля скорой помощи в больницу святителя Алексия. Машина скорой помощи вместо цветов", — сказал РИА Новости патриарший пресс-секретарь священник Александр Волков.

Это уже не первый случай, когда патриарх отказывается от подарков на праздники и памятные даты. Так, в 2017 году по случаю своего 71-летия предстоятель тоже предложил духовенству потратить деньги на содержание больницы святителя Алексия. С подобными обращениями он выступал также в день своих именин и на Рождество.

"Являть пример людям"

Обращаясь к священнослужителям и простым верующим с проповедью по случаю годовщины своей интронизации, предстоятель Русской церкви традиционно заостряет внимание на особенностях священнического служения, которое сопряжено с большой ответственностью перед Богом и людьми.

По словам патриарха, священнослужители должны являть собой подлинный пример другим людям и не стремиться к показному благочестию, потому что "если примера нет, то нет и доверия ни к словам, ни к действиям, особенно иерархов и патриарха". Чтобы являть пример, "нужно много трудиться, не покладая рук", говорил он.

"Нужно всем нам помнить, исповедовать всей силой своей души, что никакого примера не получится, если мы будем искусственно создавать некий образ благочестия, праведности, справедливости и доброты. Сердце человека обмануть невозможно. Можно обмануть одного, другого, третьего — церковь обмануть невозможно", — сказал предстоятель в одной из своих проповедей.

Биография Патриарха

Патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде в семье священника.

В старших классах он совмещал учебу в средней школе с работой техника-картографа в Ленинградской комплексной геологической экспедиции. В 1969 году был пострижен в монашество с наречением имени Кирилл. С отличием закончил Ленинградскую духовную академию.

В 1989 году архиепископ Кирилл был назначен председателем отдела внешних церковных связей и постоянным членом Синода по должности. В сан митрополита он был возведен в 1991 году.

На экстренном заседании Священного синода Русской церкви 6 декабря 2008 года в связи с кончиной 5 декабря патриарха Алексия II митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл избран местоблюстителем патриаршего престола.

Поместный собор 27 января 2009 года избрал митрополита Кирилла 16-м патриархом Московским и всея Руси.

1 февраля 2009 года в кафедральном соборном храме Христа Спасителя было совершено поставление (интронизация) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он был избран на Московский Патриарший Престол Поместным Собором Русской Православной Церкви 27 января.

Интронизацией называется торжественное чинопоследование, во время которого совершается возведение новоизбранного епископа на его кафедру.

Интронизация совершается во время Литургии с облачением новоизбранного иерарха в богослужебные одежды, соответствующие сану.

В современной Православной Церкви интронизация совершается в отношении, как патриархов, так и Предстоятелей Поместных или Автономных Церквей, имеющих сан митрополита или архиепископа.

По традиции интронизация Патриарха отмечается как общецерковный праздник.

О том, какие люди сформировали Патриарха как человека, мыслителя, пастыря, Предстоятель рассказывает так:

- В первую очередь, конечно, - мои родители, папа и мама. Они очень сильно повлияли на мое духовное, религиозное формирование. И вообще атмосфера семьи, конечно. Большое влияние оказал дед примером своей исповеднической жизни, примером мужественного стояния за веру.

В интеллектуальном плане очень положительную роль сыграл коллектив Ленинградской геологической экспедиции, в которую я ушел работать после восьмого класса, а учебу продолжал в вечерней школе. Это был замечательный коллектив: многие, кто работал в нем, принадлежали к старой петербуржской интеллигенции, люди были религиозные и очень интеллигентные. Они привили мне интерес и любовь к классической музыке, к литературе, я участвовал с ними в разного рода литературных вечерах, мы посещали выставки, филармонию, музеи.

Это был тоже очень положительный фактор, который повлиял на мое становление. Потому что в семье в силу очень сложных материальных условий, условий коммуналки (мы всей семьей жили в одной комнате), как-то было не до филармонии. Хотя, конечно, родители водили нас и в музеи - это я хорошо помню - и на какие-то детские спектакли. Мама была учительницей, прекрасно владела немецким языком, что-то переводила мне с немецкого - это все было. Но такое сильное интеллектуальное и эстетическое влияние оказала, конечно, вот эта среда, в которой я работал.

Наконец, я думаю, самое большое влияние на меня оказал митрополит Никодим (митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1969 году совершил постриг будущего Патриарха Кирилла в монахи - Прим. Редакции). Я пришел с несколько иными взглядами на жизнь, на Церковь, на происходящее в мире. А он сумел привить мне, на мой взгляд, очень реалистический подход, который потом помог мне в решении многих церковных проблем.

Но самое главное, это был пример беззаветной веры и беззаветной преданности церковному делу. В 49 лет человек умер от седьмого инфаркта - ну, о чем говорить? Все было брошено на служение Церкви. Он спал по четыре - по три часа. Все остальное время он трудился, преодолевая, в том числе, и невероятно сложные условия, в которые была помещена Церковь, потому что в его обязанность входила и сфера церковно-государственных отношений (с 1960 по 1972 год митрополит Никодим был председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии).

Поэтому не только его размышления, не только его феноменальная память, не только его знания иностранных языков, но его трудолюбие, его работоспособность, его твердость в отстаивании убеждений, его удивительная преданность литургической, церковной жизни - вот это все в совокупности оказало на меня очень сильное - и, я думаю, решающее - влияние.

Правила жизни Патриарха Кирилла

Патриарх о ближних

Мы можем быть сильными, мы можем быть способными защищать друг друга, мы можем быть способными объединяться для того, чтобы решать важные задачи, материальные и духовные, только тогда, когда мы будем чувствовать друг в друге ближнего своего. А опознать ближнего нельзя, как только через сотворение добрых дел. И как замечательно звучат слова Иоанна Златоуста:
«Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?» В самом деле, какое право мы имеем обращаться к Богу и просить «Господи, помоги мне»? Когда мы так просим, давайте вспомним: может быть, кто-то просил нас помочь ему? За кого-то походатайствовать, кому-то помочь словом и делом, или какой-то, может быть, даже самой незначительной материальной суммой?

И когда мы с настойчивостью просим у Бога «Помоги!», давайте вспомним, помогли ли мы сами кому-нибудь? Если не помогли, нужно остановиться в молитве, потому что такая молитва не достигнет Божиего престола, пойти и сделать доброе дело - либо тем, кого мы ранее отвергли, либо, может быть, тем, кого мы найдем на пути своей жизни. И если, обращаясь к Господу, мы можем сказать: «Господи, помоги мне, ибо и я в меру своих сил, будучи человеком слабым, но по Твоей заповеди живя, помогаю другим людям», - то Господь услышит нашу молитву.

Из слова после освящения храма Сошествия Святого Духа в поселении Первомайское Троицкого административного округа Москвы, 24 ноября 2013 года

Патриарх об Интернете

Сегодня каждый, кто публикует свои мысли и слова в Интернете, становится в ряд тех, кто может оказать страшное, разрушительное воздействие на человеческую природу… И особую ответственность несут те, кто имеет авторитет в обществе <…>, кто оказывает огромное влияние на состояние человека. И как много сегодня тех, кто использует свой талант, свой ум, свои знания, свое влияние для того, чтобы растлевать Божий храм!

Неслучайно возникали монастыри и неслучайно люди ограждались высокими оградами. А некоторые уходили в пустыню, чтобы уберечься от внешних влияний… Но сегодня даже в монастыре укрыться невозможно, потому что информационный поток проникает и за монастырские ограды… Поэтому сегодня и монашествующим, и духовенству, и мирянам, и особенно нашей молодежи и нашим детям требуется особая сила.

Но откуда же взять эту силу? Есть миллионы и миллионы тех, кто разрушает этот храм Божий - человеческую природу, но ведь нет миллионов защитников человеческих душ. Казалось бы, силы несоизмеримы, но есть одна сила, которая способна каждого из нас вооружить должным образом на борьбу с искушениями и соблазнами… В Евангелии от Матфея рассказывается, как апостол Петр, видя идущего по водам Христа, захотел пойти так же по водам, захотел преодолеть тяготение земли. И ведь стал и пошел навстречу Господу, потому что Тот сказал ему «иди», и, только убоявшись сильного ветра и волн, стал утопать.

Сила веры способна победить всякие искушения и всякое, даже самое мощное, идеологическое воздействие на человека. Сила веры способна сделать его непобедимым.

Из слова после литургии в Свято-Троицком соборе Соловецкого монастыря, 21 августа 2016 года

Патриарх о молитве

У преподобного Никодима Святогорца находим слова: «Утруждай себя в молитвенном делании, молясь то готовыми молитвами, то своими, то краткими воззваниями к Господу, то молитвой Иисусовою». И завершает преподобный Никодим эту мысль так: молитвой мы привлекаем помощь Божию. <…>

Каждый верующий человек молится. И нам трудно измерить свою молитву, трудно понять, насколько она угодна Богу… Но в какие-то моменты жизни -
и, наверное, это переживает большинство верующих людей - происходит нечто и становится ясно, что эта молитва отличается от того, что было ранее. Какие-то особые силы появляются.

И не столько умные слова (кстати, умные наши слова Богу не нужны), сколько голос сердца в этой молитве, и скорбь иногда, и радость. Вот эта сердечная молитва, проистекающая не столько от ума, сколько от сердца человека, которую можно назвать состоянием души, и является той самой молитвой, которая замыкает связь между нами и Богом. Господь слышит эту молитву.

Но как же достичь этого состояния, которого действительно достигали подвижники, отцы Церкви, преподобные угодники? <…> Для того чтобы так молиться, нужно, по слову преподобного Никодима Святогорца, утруждать себя молитвенным деланием. Когда нам иногда кажется, что слишком длинны службы, слишком это утомительно, слишком много всего читается, поется, успокоить себя мы должны тем, что, пусть даже ум наш не все понимает и память наша не все удерживает, и внимание наше не может сконцентрироваться на всем том, что произносится в храме, сам факт молитвенного делания, предстояния пред Господом имеет огромное духовное значение.

Патриарх о культуре

Честь, жертвенность, правда, ответственность, справедливость, свобода как Божий дар. Все это хранилось веками в нашем национальном культурном коде. Именно эти ценности - их можно перечислять и дальше - это живое ядро, сердце отечественной культуры в противоположность суррогатам. А если нет этих ценностей, то, какие бы явления ни относили к культуре, какие бы эпитеты к этим явлениям ни прилагались - «современное», «модернистское», «постмодернистское» - это не культура. Культура, утратившая базисные ценности, перестает быть культурой, становится антикультурой.

Никакой живой организм не может долго питаться синтетической продукцией - рано или поздно он заболевает. Так и общество, как живой организм, не может питаться псевдокультурой и глянцем - копеечными бульварными детективами вместо литературы, «звездными» шоу вместо настоящей музыки. Такая синтетическая «культура» тоже несет в себе некие «ценности» - псевдоценности потребительского «рая», любви к роскоши, легкомыслия, безответственности.

Псевдоценности ведут к деградации любого общества. Проблема только в том, что человек не видит этой деградации моментально. <…>

Нам всем остается выбирать между живыми, подлинными ценностями и суррогатной продукцией, подменяющей собой настоящую культуру.

Из выступления на расширенном заседании Патриаршего совета по культуре, 22 февраля 2012 года

Патриарх о прощении

Святой Иоанн Златоуст говорит: если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено. Оказывается, прощение - это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам. И вся наша круговерть, все наше повседневное беспамятство, все наши большие и малые грехи, - все это омывается и стирается из книги жизни и не будет представлено на суд, если мы прощаем. А если к этому прибавить еще и пост с молитвой!

А что означает прощение с социо­ло­гической точки зрения? Ведь большинство проблем, существующих в обществе, проистекают от злобы, от зависти, от непрощения, от желания добить противника до конца. Но действительно ли противник такой плохой? Можем ли мы вообще судить о том, что внутри души человеческой? Если же мы прощаем, мы снимаем всю проблематику конфликта. <…>

Когда святые отцы говорят о прощении, они говорят о состоянии нашей души. Мы не должны держать зла на человека. Даже если он вступает в схватку с нами, мы должны молиться за него и простить его, свидетельствуя пред Богом: Господи, я не виновен пред ним, и я прощаю его. Я предаю его в Твои руки - вот слово христианина. Не мы вершим суд в наших межличностных отношениях - мы должны предать Божественному суду того, кто нас несправедливо обижает, а сами оставаться свободными от злобы, зависти, гнева, желания отомстить. Вот тогда и прощаются наши грехи - чем более страшного человека мы простили, который сильно нас обидел, тем больше прощается грехов. В этом величайшая логика Божественной жизни.

Из слова после литургии на Соборной площади подмосковного Николо-Пешношского монастыря, 24 августа 2014 года

Патриарх о комфорте

Есть такое понятие <…> - relax and enjoy - отдыхай и получай удовольствие. По-русски это иногда иначе звучит: «не напрягайся», «смотри проще на вещи» или «что, тебе больше всех надо? - отдыхай». Для достижения этого состояния расслабленности употребляются огромные усилия, ведь для этого же нужны деньги. И когда деньги появляются, на что их тратить? На достижение самых главных для человека целей. Если его главная цель - комфорт, он и будет тратить на это свои деньги.

Как все это входит в невероятное противоречие с христианским посланием: кто не берет креста своего и не идет за Мной, Меня не достоин (см. Мф 10:38). А как же «не напрягайся»? Забудь о христианстве! А что такое крест? Это что, инструмент отягощения человеческой жизни, это что, орудие мучения? Вовсе нет. Господь не принес нам орудие мучения, Он взошел на орудие мучения, чтобы нам дать свободу и призвать нас к иной жизни, оторвать нас от этой бренной земли и поднять к небу…

Но для того, чтобы взойти на вершину, нужна сила. И вы знаете, наверное, по фильмам, по книгам, сколько труда нужно альпинисту, чтобы вскарабкаться на вершину. А что происходит с человеком, который карабкается в гору? Он напрягает свои силы, он совершает подвиг над самим собой, а иногда и подвиг спасения своего ближнего. Вот так и крестоношение: без подвига не может быть совершенства, без крестоношения не может быть совершенства.

Отбрасывайте всякую пропаганду, когда она говорит, что relax and enjoy - путь к совершенству. Это - путь к деградации, и не просто личности - человеческой цивилизации.

Из выступления на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве, 18 ноября 2014 года

Патриарх о свободе

Сама по себе свобода - великий Божий дар, сама по себе свобода - это возможность выбирать. Бог нас не запрограммировал на добро - кстати, это часто разрушает веру у людей, которые говорят: «Почему же Бог не наказывает грешников? Где же Бог, когда такое творится - войны, преступления?..»

Бог не запрограммировал нас на добро, подобно тому, как мы заводим будильник на определенный час. Он бы мог это сделать, Он бы мог создать удивительное сообщество счастливых и святых людей. Но тогда эти люди были бы святыми и счастливыми не по свободному выбору, а по вложенной в них программе. В них не было бы образа Божия, они были бы созданы иначе. А Бог пожелал создать нас по Своему образу, вложить в нас дыхание Своей жизни. Это привело к тому, что человек имеет возможность выбирать. А дальше вопрос о том, что означает ложный выбор. Это выбор в пользу зла, выбор в пользу смерти, выбор в пользу разрушения, выбор в пользу насилия. Что означает такой выбор с аксиологической точки зрения? Мы можем приравнять этот выбор к выбору в пользу добра, но, приравняв, мы утратим различия между добром и злом. Слава Богу, человечество еще сохраняет эту способность отличать добро от зла, и потому всякий выбор в пользу зла является злом и не может быть оправдан. Поэтому свобода, как говорит слово Божие, есть в первую очередь свобода от греха, свобода от зла. Если мы делаем выбор в пользу добра, тогда свобода реализуется в соответствии с Божиим замыслом. Тогда и созидается личность, тогда и созидаются добрые общественные отношения, тогда Бог присутствует в истории.

По материалам журнала «Фома»

В первый день последнего зимнего месяца, 1 февраля 2009 года в христианском отечественном мире произошло важное событие: Россия официально обрела нового управляющего Русской Православной церковью. Место Алексия II занял Кирилл. Дату интронизации внесли в православные календари, выпускаемые ежегодно. 1 февраля – не тот праздник, который предусматривает соблюдение традиции посвящения дня молитве и благостным мыслям. Он призван задуматься о важности патриархальной деятельности для паствы и церкви, о том, «как это было».


Общие сведения о церемонии

Термин «интронизация» древнегреческого происхождения. Он образован двумя словами: «на» и «стол» (престол, трон, высокое сидение). Синоним понятия «интронизация» таким образом – настолование. Его употребляли в своем лексиконе славяне.

Интронизация представляет собой торжественное чинопоследование. По сути, это церемония возведения предстоятелей церквей (в прошлом – новоизбранных епископов) на их кафедры в рамках общественного богослужения. Во время интронизации иерарха облачают в одежды, определяющие его новый сан.

Православная церковь современной эпохи производит чин «настолования» в отношении представителей разных церковных «должностей»: патриархов, предстоятелей автономных и поместных церквей. Обязательное условие – лицо, подвергающееся интронизации, должно иметь сан архиепископа или митрополита.

История практики

Свое начало в православной традиции процесс «настолования» берет в домонгольский период. Тогда интронизацию совершали как над митрополитами, являвшимися архиереями Константинопольского Патриархата, так и другими епископами Вселенской Церкви. Упоминания об этой церемонии сохранились в некоторых древнерусских летописях и иных документальных источниках того времени, иллюстрирующих историю Русской Церкви.


Они же дают представление о приблизительных сроках проведения интронизации в отношении того или иного митрополита или епископа, однако конкретных деталей торжественного чинопоследования не содержат, к сожалению.

Эти сведения сохранились в информационных источниках более позднего периода - XV века. По примеру византийского варианта чинопоследования, новоизбранного епископа усаживали на предстоятельский (митрополичий) трон, установленный ближе к дверям жертвенника. Обряд интронизации совершали священники и протопоп, по завершении церемонии «настолования» воспроизводились многолетия (особый вид богослужебных песен). Точно так же, как и сегодня, новоизбранного облачали в специфические богослужебные одежды. В источниках XVI – XVII столетий упомянуто об объезде новорукоположенным архиереем города «на осляти». К слову, в Византии данный обряд совершали с использованием лошади.

Что можно сказать об интронизации Московских митрополитов в период XV – XVI вв.? В принципе, обряд настолования в их отношении производился точно так же, как и над епископами, но богослужение отличалось большей пышностью и некоторыми деталями.


Интронизация Патриархов до Патриарха Никона осуществлялась вкупе с совершением над митрополитами полного последования архиерейского рукоположения, даже если учесть тот факт, что избранию на Московскую кафедру предшествовало получение ими епископского чина. Данное обстоятельство вызывало неоднозначное отношение. В итоге указанный обычай был забыт после того, как при своем поставлении на престол Никон получил архиерейскую хиротонию. Традиция облачения Патриарха в одежды, состоящие из двух епитрахилей, также прекратила свое существование после интронизации вышеуказанного лица.

В интронизацию Московских Патриархов Иосафа II, Питирима, Иоакима, Адриана внесли существенные изменения. Была упразднена традиция совершения ритуала настолования на исходе богослужения, то есть символичное усаживание на престол митрополита. Правда, переоблачение Патриарха и вручение ему правящей венценосной особой первосвятительского жезла остались неизменными.

Как только Московским Патриархом был избран Святейший Тихон, появился и дождался утверждении на Соборе чин Патриаршей интронизации.

Интронизация 1 февраля 2009 года


Особый интерес для нас, конечно, представляет процесс посвящения в Патриархи Святейшего Кирилла – нашего современника, руководящего РПЦ МП с 2009 года по сей день, притом весьма успешно. Торжественная церемония происходила в Москве, в главном храме столицы и страны – Храме Христа Спасителя. Святейшего Патриарха Кирилла избрали большинством голосов.


Интронизация 1 февраля 2009 года стала пышным, красивым, светлым, торжественным праздником, запечатлевшимся в памяти всех присутствующих на этом мероприятии. В богослужении участвовало множество служителей церкви: представители всех поместных церквей, архиереи и духовенство, задействованное в работе Поместного Собора.

Обряд посажения новоизбранного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на престол («настолование») осуществляли Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и ныне почивший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Этот трон сохранился с дореволюционных времен и до восстановления храма Христа Спасителя находился в Александро-Невской Лавре. Его установили для интронизации, как и положено, на горнее место Патриаршего кафедрального собора. Со времени смерти предшественника Кирилла оно было закрыто.

В течение всей церемонии на лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси читалось сосредоточение, в глазах, по словам одного из присутствовавшего на празднике протоиерея, не замечалось радости. Патриарх, по всему видно, воспринимал происходящее с ним со всей серьезностью, принимая на плечи свои тяжкий крест. И это неспроста, ведь высокая «должность» патриарха предполагает огромную ответственность, осуществление нелегкого труда во славу Божию длиною в жизнь.

Святейший Патриарх Кирилл

Стоит немного рассказать о личности Святейшего Патриарха Кирилла. В миру полное имя его звучит как Гундяев Владимир Михайлович. Дата рождения Патриарха 20 ноября 1946 года. Он появился на свет в Ленинграде, в семье священника Гундяева Михаила Васильевича, и учительницы немецкого языка Гундяевой Раисы Владимировны. Отец Патриарха Кирилла умер в 1974 году, мать - 10-ю годами позже. У него есть старший брат, который тоже пошел по отцовским стопам – сегодня он является протоиереем, настоятелем Преображенского собора в г. Санкт-Петербург. Владимир Гундяев, будучи еще школьником, 3 года проработал техником-картографом в геологическом учреждении. Духовный путь его начался в 1965 году, когда будущий Патриарх поступил в Ленинградскую духовную академию, и продолжается поныне…