Отдел социального служения Екатеринбургской епархии. Об антисемейной политике государства

Поводом для иска стало высказывание отца Евгения, который заявил, что называть улицу в честь Ленина и в честь Гитлера - это, по сути, одно и то же. Полковник посчитал, что своими словами священник оскорбил тысячи людей, чья жизнь, как и у него самого, «проходила под благотворным влиянием политики и практики Владимира Ленина, разработанного им учения о строительстве социализма».

Отец Евгений Попиченко, председатель отдела социального служения Екатеринбургской епархии, - один из активных участников передач православного телеканала «Союз».

Многие слушатели отмечают доверие, которое вызывает в них отец Евгений. «Беседы и проповеди этого батюшки мне нравятся, действительно человек искренний, и ни грубости ни жестокости от него не услышишь»; «Речь протоиерея Евгения Попиченко во мне пробуждает радость, его голос очень спокойный, на лице смирение, глаза весьма добрые», - это лишь пара отзывов из соцсетей о проповедях протоирея (в группе соцсети «ВКонтакте», где собраны записи передач ТК «Союз» с участием отца Евгения, - около 700 подписчиков).

Однако есть среди высказываний протоирея и такие, которые могут оскорбить чувства невоцерковленных людей. Иск Николая Рябчевского - живой пример. Мы собрали самые спорные высказывания отца Евгения.

А чего бы нам не назвать улицу, например, в честь Шамиля Басаева, или в честь Геббельса, или в честь Геринга? Наверное, есть люди, для которых Шамиль Басаев национальный герой, и, наверное, они готовы его именем что-то прославить. Нас такая идея как-то немножко коробит. А Ленин - свое, привычное. Но по сути это одно и то же - Ленин и Гитлер: их существо, их ненависть к человечеству, к людям, их «труды», которые они понесли, причинив столько страданий, горя, крови… Они как две стороны одной монеты.

О божьем спросе с жителей Свердловска и Екатеринбурга

Великая честь, что мы живем в городе, названном в честь святой великомученицы Екатерины, - на всем земном шаре, наверное, лишь несколько десятков, поименованных в честь святых, то есть находящихся под непосредственным покровительством, под молитвенным щитом. Но это и великая ответственность: с жителей Свердловска Бог не будет спрашивать так, как с жителей Екатеринбурга. Что спросить со свердловчан? «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Если город назван в честь убийцы, террориста, чьи руки не то что по локоть в крови, он просто по шею находится в ней. Конечно, это тяжелейший гнет - жить в таком городе. Но и Господь, конечно, меньше спросит с людей из Свердловска.

Но с екатеринбуржцев Господь спросит: «Вы слышали [это имя] каждый день, у вас в паспорте написано, у вас все время звучит: «Екатеринбург», «Екатерина», «город в честь святой» - в честь великой святой, которая сделала правильный выбор. И никто из екатеринбуржцев не скажет: «А я не знал, я не слышал, я не понимал».

О бремени сотовой связи

Взять один сотовый телефон - это такая тяжелейшая связь! Человек ни спать без него не может, ни есть не может, ни в туалет сходить не может, он его все время берет с собой, а когда телефона рядом нет, он начинает себя плохо чувствовать: у него ощущение, что он потерялся, потерял связь с миром. Конечно, это тяжелейшее рабство, зависимость.

О разрушительных свойствах равноправия

Равноправие - это чисто сатанинская выдумка. Бог устроил все разумно, но о таком равенстве, которое предложили большевики, похоже, позаботился враг рода человеческого. Какое может быть равноправие, когда один человек весит 120 килограммов, а другой - 60? Одному нужна двойная доза тетрациклина, а другому одна таблетка. Соответственно, у первого должна быть одна зарплата, чтобы себя содержать, а у второго - другая. Один мужчина, другой - женщина. Один старый, другой - молодой. Какое может быть равенство и равноправие? Господь, наоборот, построил все так, чтобы не было равенства. Поэтому идея светлого будущего, в котором все будут равны, - это сатанинская идея.

В природе есть четкая иерархия. Одни подчиняются другим: в армии, в Церкви, везде. Больные получают помощь от здоровых, богатые заботятся о бедных, сильные о слабых, родители о детях. И в семье должна быть иерархия. Только в таких отношениях возможна любовь - когда человек несет на себе тяготы другого.

Об антисемейной политике государства

Бездуховность [царящая сейчас] - это, во-первых, последствия антисемейной политики государства, которая велась несколько десятилетий. Во-вторых, современные средства разврата, пропаганды потребительского, инстинктивного образа жизни. Гитлер пользовался теми же методами, завозя на завоеванные территории тоннами порнографическую литературу. То же самое происходит сейчас. В любой киоск «Роспечати» загляни - одна порнография. Она, конечно, называется эротикой, но шила в мешке не утаишь.

Такая продукция провоцирует у детей раннее пробуждение определенных инстинктов. Это убивает чувство отцовства и материнства, стремление к созданию семьи. «Поматросить и бросить» - это да. А чтобы взять замуж, взять ответственность на себя до скончания века - такое редко увидишь.

О наказании армией и рождением детей

У прихожанки сын не поступил в институт и «ему грозит армия». Вдумайтесь только. Грозит! Как тюрьма, как наказание. Армию - эту школу, где молодой человек учится защищать Отечество, - воспринимают как наказание (не в церковнославянском значении этого слова, когда речь идет об уроке и помощи свыше, а в современном смысле - беда, проблема).

И семью, рождение детей в современном обществе тоже считают за наказание, с которым нужно бороться, от которого нужно предохраняться и защищаться, как от врагов. Многое, что по замыслу Божию должно дать человеку радость и счастье, воспринимается как источник бед.

Об особях мужского пола и мужиках

Мы - инвалиды нашего времени. Как пел Высоцкий: «Так случилось, мужчины ушли». Дефицит нормальных мужчин - это патология, бич современного общества. Мужские особи есть, а мужиков нет. Как говорит Юрий Шевчук: «Чтобы стать мужчиной, мало им родиться. Чтобы стать железом, мало быть рудой! Надо переплавиться, переродиться и, как руда, пожертвовать собой».

Мужчина - это определенный набор «тактико-технических характеристик»: воля, благородство, ответственность, жертвенность. Почему так произошло, понятно - мужчина вытеснен из системы воспитания. Вытеснен напором женщины. В семье мужчина в лучшем случае выполняет функцию добытчика. Приносит денежки домой, а остальное - вино, кино и домино.

О том, кому стоит идти в крестные

Одна из основных задач крестного - воспитывать родителей ребенка, приводить их к нормальной церковной жизни. И эту задачу потенциальный крестный должен обдумывать «на берегу», еще до того, как он связался с этой семьей духовными узами. Если мы приходим к выводу, что это нереальные задачи, что мы не способны на подобные отношения, то зачем, собственно, лицемерить? Зачем изображать из себя крестных, а из родителей изображать христиан?

Нам по человекоугодию бывает трудно отказать людям в просьбе стать крестными, или мы боимся испортить с друзьями отношения. Но это не основание для согласия. Надо Богу угождать более, чем человеку. Если родители изначально не готовы ребенка посвятить Христу, если для них крещение - это всего лишь магическое мероприятие, то почему христианин должен в этом участвовать? Если я попал в такую ситуацию, то просто должен смириться и сказать: «Извините, братья, но я в такие игры не играю». Главное условия для крещения в отношении родителей - это согласие слушаться и доверять. И за то время, пока ребенок растет до сознательного возраста, нужно и родителей подвести к духовной сознательности.

О Николае II, революции и эволюции

Царь Николай II - выдающийся руководитель нашего Отечества. За период его правления население страны, а это ключевой показатель благосостояния, увеличилось на 60 млн человек. А вот за сто последних лет численность граждан России никак не изменилась, хотя Менделеев прогнозировал, что в начале XXI века население России вырастет до 600 миллионов. Если бы так случилось, то у нас было бы в два раза больше населения, чем в США, а значит, была бы совсем другая расстановка сил на геополитической карте мира.

Но наш народ увлекся вольнодумством, пропагандой либеральных идей, идей французской революции, которая сформулировала все в лозунге: «Свобода, равенство, братство». В результате ни свободы, ни равенства, ни братства - сплошной национальный концлагерь.

Убийство царской семьи, являющейся идеалом для русской культуры, символизировало расправу с прежним строем, с прежней жизнью. С того момента началась вакханалия блуда, распутства, коммуны, первых советских декретов об абортах и разводах.

Ведь что такое революция? Почему-то многие думают, что это прогресс. Нет, революция - это антоним эволюции. Это возвращение в дикость, в прошлое. И каждый своей жизнью или приближает очередную революцию, или ее отдаляет.

О православии и пасьянсах в рабочее время

Нужно осознать, что православие - это не просто в храме со свечкой постоять: это образ жизни, который распространяется на семью в первую очередь, на работу - во вторую. Если ты надел на себя крест, как ты можешь опаздывать на работу? Как ты можешь на работе «чесать языком» или раскладывать пасьянс на компьютере? Ты же работаешь, ты же деньги за это получаешь! А у нас как-то наполовину, то есть мы православные на краткий миг, а остальное время живем хуже язычников.

О «Коловрате» и «нерусских» фильмах

Мы на днях с детьми сходили на фильм - «Легенда о Коловрате». Замечательный русский фильм без всяких перегибов, с очень хорошей идеей подвига, служения Отечеству, самопожертвования, самоотвержения, чтобы немного представить, как жилось русским людям накануне татаро-монгольского ига, с какими трудностями они сталкивались. Потрясающее впечатление производит.

Выйдя с сеанса в торгово-развлекательном центре, первое, что сказала дочка: «Пап, мне кажется, фильм, который рекламировали перед «Коловратом», снимали нерусские люди». Там пошлость, какая-то комедия, полуобнаженные мужчины, стриптиз, как обычно у нас, - ребенок почувствовал чистоту, правду, истину и так среагировал. Правда - это делают нерусские люди: те, кто не любят Россию, глушат ее чернухой, порнухой, грязью, которая изливается с экранов, воспитывая самые низменные ценности - оборжать, опошлить, осмеять все, как будто ничего святого нет.

О своей мечте

У меня мечта - вот бы какой-то талантливый режиссер снял фильм о Георгии Победоносце. «Коловрат» - фильм о воине, а жития святых - это на порядок выше. Они дают такой импульс, пищу для души, которая, перерабатываясь, может вырасти в нужный поступок, когда человек между совестью и выгодой все-таки выберет совесть.

Искусство - это не то, что ты создал, продал, а потом в ящик убрал, один раз посмотрел, поплевался, и больше не хочется, а то, к чему можно возвращаться через 20, 50 лет, то, что будет влиять на душу человека. Я понимаю, что все это связано с бюджетом, что надо будет потом этот товар продать… Но насколько было бы потрясающе!

Вот Мел Гибсон снял «Страсти Христовы» - по-своему, все равно западный оттенок привнесен, но я каждый год накануне Страстной Пятницы стараюсь этот фильм посмотреть, чтобы как-то почувствовать, чего Христу стоило наше спасение (фильм «Страсти Христовы» вызвал неоднозначную оценку критиков, которые увидели в картине антисемитские настроения, - прим. ред .).

В подготовке публикации использованы материалы ТК «Союз», сайта Православие.ru, изданий «Областная газета», «Православный вестник».

«Воздаяние же бывает уже не добродетели и не
труду ради ее, но рождающемуся от них смирению».
Исаак Сирин

Зачем, с какой целью создается сестричество?
- В чем смысл сестринского служения?
- В чем заключается результат наших трудов в Церкви?

Это очень серьезные вопросы, к ответам на которые мне как священнику и духовнику удалось подойти далеко не сразу, потребовались годы жизнедеятельности нашего сестричества.

Реакция на боль

Изначально, мне кажется, любая сестринская организация создается как реакция на человеческую боль, одиночество, просьбу о помощи, когда священник бросает клич среди сердобольных жен и создает приходскую группу милосердия.

Но в любом деле важно ясно понимать цель: ЗАЧЕМ я это делаю? Точно, что это не просто деятельность ради деятельности. Работа без цели - это обыкновенный лошадиный труд. Лошадка работает, много человеку помогает и потом умирает, выполнив достойно свою лошадиную цель. Но человек ведь не лошадь, у него есть конкретная цель в жизни.

Если бы меня сейчас спросили: какая цель вашего сестричества, - по прошествии 15 лет с его образования - я бы ответил, что цель сестричества - это создание особых условий для спасения души сестер посредством церковного социального служения.

Да, жизнь человека должна быть все время подвигом. Невозможно спасти душу, живя в комфорте. Кофморт - это состояние смерти, когда человек абсолютно адаптирован к среде. Это состояние покойника, которому ни холодно, ни жарко.

Для того, чтобы помочь желающим спастись, необходимо создать условия выхода из зоны комфорта. Так вот сестричество - это шаг из ряда вон. Когда христианка осознанно - не на эмоции, не на вдохновении, не на административном воздействии на нее настоятеля или духовника - принимает решение о готовности служения сестры милосердия.

Принятие креста

Сестра берет на себя крест. Во-первых, перед Богом. Это ответственность и, в каком-то смысле, долг. Человек обязательно должен возвращать то, что ему дано. Дано от Бога в виде талантов, от родителей, от учителей и наставников. Способность возвращать долг - это характеристика зрелости. Зрелый человек переходит из позиции «дай» в готовность отдавать.

«Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16:24).

Крест, который берет на себя сестра, становится заметен перед Богом. Дела милосердия, совершаемые ради Христа, это возможность стяжать сугубую благодать Духа Святого.

Крест становится заметен и дьяволу, который боится креста и не хочет, чтобы человек нес крест за Христом. Поэтому сестра испытывает дополнительные искушения от родных, обстоятельств жизни, нередко бывают сложности со здоровьем. И это также часть креста.

Наконец, крест заметен и людям. Когда сестра милосердия заходит в палату к больному, на нее смотрят как на присутствие Церкви. Человек не размышляет, что это за женщина, медицинская ли это сестра, он видит облачение сестры милосердия и понимает: к нему пришла Церковь.

О выгорании

Когда на сестру возлагают плат с крестом, с ней происходит психологическая деформация, которая проявляется в различных неоправданных ожиданиях - милосердия и любви, кротости и смирения, бескорыстности и самоотверженности. Но где взять все эти качества, когда их нет? Как соответствовать всем ожиданиям?

Не так давно в нашем языке появилось выражение «синдром профессионального выгорания», который характеризуется эмоциональным истощением, равнодушием к своей деятельности и формализацией своего служения. Его ввел в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденберг. Об этом часто приходится слышать: «человек выгорел», то есть потерял внутреннее горение.

В Священном Писании есть такая причта, которая тоже нам повествует о выгорании. Было 10 дев, пять мудрых, пять - юродивых. И те, и другие со светильниками ждали Жениха, Который задерживался. Мудрые запасли елей в дополнительных сосудах, а юродивые из-за погасших без елея светильников остались за дверями брачного чертога, за дверями Царствия Небесного.

Так вот сосуд - это наша душа. Чем же горит наша душа, чем живет, что нужно запасать, иметь при себе, чтобы огонь души не погас? Елей - это благодать и энергия Духа Святого Божия.

Если крест будет брошен хотя бы за пять минут до финиша, то все дело жизни потеряется. Не будет награды. И вот этот духовный закон нужно помнить всегда.

На самом деле, светильники души выгорают у всех: огонечек горит, масло расходуется. Но мы должны всегда помнить, что дожидаются Жениха те, кто разумно запасает елей в постоянном режиме. Кто не оставляет благодатной жизни, понимая, что душу нужно не только отдавать, ее необходимо и питать. Это важнейшее условие заботы духовника о своих сестрах. Чтобы елей в сосудах их души был постоянно восполняем. Это принципиальное условие.

О правильной мотивации на пути к смирению

Здесь еще нужно обязательно сказать о мотивации. Потому что неправильная мотивация приводит к разочарованию. Если человек пришел в социальное служение с мыслью всех спасти, или всех полюбить, или всем послужить, или послужить Церкви, то рано или поздно он понимает, что любить не может, что не хватает ни терпения, ни элементарной собранности, что не всегда служение бывает по душе.

Часто бывает усталость, периоды уныния и меланхолии. Бывает огорчение от неблагодарности. Далеко не каждое доброе дело вознаграждается благодарностью и приветливостью пациентов, больных людей. Бывает откровенное хамство и презрение. Соприкасаясь с этим человеческим, сестра может надорваться. Так какая должна быть установка? Напоминаю, что искомый плод - это смирение.

Авва Дорофей говорит, что «путем же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно». Когда я впервые прочел эти слова, мне было сложно понять, что значит физические труды, совершаемые в разуме. И я нашел ответ в словах святителя Игнатия Брянчанинова, который поясняет этот момент.

Вот он: когда человек несет свое служение с мыслью, что это покаянная епитимья за его прежние беззакония, грехи, что он несет перед Богом искупительный труд, тогда у него правильная мотивация. И когда у него возникают трудности в служении, он понимает, что «достойное по грехам своим приемлет».

А когда человека хвалят, целуют ему ручки, он понимает, что это не ему, что он ничего выдающегося не делает, помня слова Христа: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать». (Лк, 17:10). И эта мысль сохраняет от самообольщения и самодовольства.

Спасительный режим

То состояние души или некоторое ее повреждение, которое мы называем унынием или меланхолией, очень часто возникает из-за того, что мы нарушаем режим.

Бог установил в мире законы порядка и гармонии. Наш Бог - это Бог порядка. Хаос - это от лукавого. В жизни все должно быть по порядку. Наш организм работает по определенным законам. Если они нарушаются, то возникают сбои со здоровьем, с самочувствием. Во вселенной все работает по четкому режиму. И в жизни человеку очень важное внимание нужно уделять режиму.

Поскольку человек трехсоставен - тело, душа и дух, то и режим должен включать всего человека. Если говорить о духовном порядке, есть несколько фундаментальных камней в основании духовной жизни.

Первое. Необходимость жить в режиме церковных таинств. Регулярность вкушения благодати Божией посредством таинств постоянно восполняет елеем оскудевающий светильник. Регулярность исповеди и причастия положена святыми отцами в среднем один раз в две недели. Важно осознанно, вдумчиво, без суеты приступать к Святой Чаше.

Когда человек несет свое служение с мыслью, что это покаянная епитимья за его прежние беззакония, грехи, что он несет перед Богом искупительный труд, тогда у него правильная мотивация. И когда у него возникают трудности в служении, он понимает, что «достойное по грехам своим приемлет».

Важнейшим фактором духовного здоровья является режим предстояния перед Богом: шесть дней делай дела свои, а седьмой - Господу Богу Своему. Это наш долг вставать перед Богом в седьмой день. Это не рекомендация, это не «если хотите», это закон! Потому что Господь знает важность и необходимость этого предстояния для нормальной жизнедеятельности души человека.

Еще один долг - обязательный личный молитвенный труд. Каждый день вставать перед Богом утром и вечером. Минимум 20 минут для молитвенного правила нужно находить, при чем относиться к этому добросовестно, хотя бы как к работе. Приходя на работу, мы стараемся трудиться, не халтуря. Богу нужно работать без халтуры. Если ты встал на 20 минут, то собери ум, сердце, внимание, чувства, настройся на предстояние перед Богом. Без зевоты, без качания, без вертения головой.

Следующее духовное упражнение - это обязательное чтение Священного Писания и святых отцов. Это то, что поддерживает ревность, горение огня душевного.

И последнее, что можно положить в порядок духовного режима - это периоды постов. Очень важно быть в церковном режиме поста, держать связь со Христом через среду и пятницу. Пост в эти дни - это ваше личное отношение ко Христу. Если для меня важен Христос, эти дни я буду внимательно проводить в воздержании языка, глаз, лишних увеселений, чрева. Это важное условие духовной жизни.

О телесном

Что касается телесного режима, важно понимать, что наше тело - это очень органичный инструмент для помощи нашей душе. Наше тело должно быть в порядке. Один спортсмен как-то поделился своим наблюдением, задав вопрос: а где у человека находится гормон радости? Оказывается, в икрах.

Человек, для того чтобы чувствовать себя душевно хорошо, должен прилагать физический труд, как минимум ходить в течение дня 7-10 км. Поэтому полезно планировать свой маршрут таким образом, чтобы 40 минут утром и вечером ходить пешком. Очень важен режим питания и сна, и об этом тоже нельзя забывать. Для взрослого здорового человека требуется как минимум семичасовой сон. Очень часто предшествует выгоранию элементарные нарушения правил заботы о своем душевном и телесном режиме. И одна из задач духовника за этим внимательно следить.

Важнейшим фактором духовного здоровья является режим предстояния перед Богом.

Без послушания нет смирения, без смирения нет спасения

У духовников греческой церкви встречается такая мысль: лучше поссорится с Богом, чем с духовником. Удивитесь почему? Потому что с Богом может примирить духовник, а кто примирит с духовником, если с ним поссоришься? И дьявол знает это важнейшее духовное условие, что человек может научиться послушанию, только находясь в послушании.

Необходимо открывать духовнику на исповеди, в том числе всевозможные смущающие помыслы, которые всеваются против него. Если духовник проявляет строгость, это хорошо, это забота. И воспитание невозможно без строгости. Духовника не нужно бояться, и в то же время нельзя человекоугодничать. Нельзя служить человеку вместо Бога, и если объективно не хватает сил или времени со смирением сказать: «простите, я это выполнить не могу».

Духовнику очень важно следить, чтобы в женском коллективе не было никаких интриг, которые разрушают здоровые отношения, очень быстро превращая их в болото, где заводится много разных гадов. Интриги нужно пресекать на корню - сплетни, слухи, осуждения за спиной. Если имеешь, что сказать против кого, то иди и поговори с ним одним, если покается, то помирись, если нет, то возьми двух-трех старших, кто может помочь в разрешении конфликта. Если и это не поможет, скажи церкви в лице духовника, если и его не послушает, то «будет он тебе как язычник и мытарь». Вот основные принципы конфликтологии.

Претерпевший до конца спасен будет

В любом случае, как бы мы ни старались обезопасить, сохранить, укрепить, настроить, чтобы все было гармонично, надо понимать, что тот, кто идет работать Господу, должен приготовить душу свою для искушения, для испытания. Невозможно без скорбей пройти жизненный путь, и душа все равно будет испытывать боль, переживания, скорби, но это необходимое условие для спасения.

Потому что только «претерпевший до конца спасен будет». Кто донесет свой крест до конца, тот получит от Бога венец. Никакое служение нельзя оставлять без явной на то воли Божией. Если ты взял с благословения этот крест, его нужно нести до конца, преодолевая трудности, смиряясь и терпя обстоятельства жизни, но ни в коем случае не бросать!

Если крест будет брошен хотя бы за пять минут до финиша, то все дело жизни потеряется. Не будет награды. И вот этот духовный закон нужно помнить всегда.

Помоги нам Господи!

Протоиерей Евгений Попиченко,
главный редактор «Православного вестника»,
духовник Свято-Пантелеимоновского
сестричества милосердия

В других номерах:

/ 24 июля ‘17

Колонка редактора

Когда ребёнок приходит в этот мир, свою жизнь он начинает криком. С одной стороны - это физиологический процесс для раскрытия лёгких, с другой - это крик боли, печали, страдания. И совершенно не случайно Господь устроил, чтоб именно непростое прохождение родового пути было…

Качество, на которое обратил внимание Господь в сердце самарянки - это отсутствие лукавства, простота. Это то, за что Он призвал Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».




Https://valaam.ru/publishing/68188/
Во время посещения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря отец Евгений побеседовал с насельниками обители об очень важном и интересном вопросе, особенно актуальном в Петров пост: в чем различие исповеди на приходе от исповеди в стенах монастыря?


Стою у дверей и стучу


Дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри


Светоч мира («Се, стою у двери и стучу»). Уильям Холман Хант, 1854


Стою у дверей, и стучу, -говорит Господь. - Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Господь стучится в двери сердца каждого человека, движение должно быть не только от Бога к нам, но от нас к Богу. Иоанн Креститель говорил: «Приготовьте путь Господу, прямым сделайте стези Ему». Господь грядет, но мы должны для Него приготовить путь к нашему сердцу. На этот стих Священного Писания один из художников нарисовал такую картину: хижина, внутри семья сидит, горит очаг, снаружи стоит странник - Господь, и стучится в дверь этой семьи. На выставке эта картина многим понравилась, но критики - народ дотошный. Говорят: «Простите, но тут есть одна неточность, на картине на двери снаружи нет ручки. Художник отвечает: «Все правильно, потому что дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри».



протоиерей Евгений Попиченко


Метки:

Церковь стоит на крови мучеников. Еще в первые века было замечено, что кровь мучеников - это семя христиан, ибо вера распространяется благодаря тем людям, которые настолько доверяют Богу, что готовы за Него отдать свою жизнь.

Кровь мучеников - это семя Церкви, и поэтому всегда самое великое, самое главное богослужение - Евхаристия совершалась на мощах святых. В первые века это были мощи новомучеников. И сейчас освящение Святых Даров совершается на антиминсе, специальном плате, в который вложены частицы мощей святых угодников Божиих. Господь по временам дает Церкви переживать те или иные испытания, гонения, чтобы золото в горниле очищалось от примеси, приобретало большую ценность, большую красоту, большую твердость.

Так и прошлый век явил миру сотни тысяч новомучеников и исповедников Российских. Многие из них явлены, гораздо больше остались в тайне. Недавно было замечено, что с появлением сведений о новом исповеднике, страдальце за веру, в нашей Церкви появляется новый храм - в Православном Свято-Тихоновском богословском университете существует кафедра изучения подвигов новомучеников и исповедников Российских, и заведующий этой кафедрой профессор Н.Е.Емельянов установил такую закономерность. В базе данных находится около 30 тысяч сведений об исповедниках, страдальцах за веру. Собственно, за последние 20 лет более 30 тысяч храмов было открыто в пределах нашего государства.

Надо подумать, почему Господь попустил такие лютые скорби и страдания. Ведь все происходит по промыслу Божию: волос с головы человека не падает без воли Отца Небесного. Почему? На примере целой страны Господь показал, что такое коммунизм, отступление от Бога, тоталитарный режим, строительство светлого будущего, рая на Земле - без Бога. Надо понимать, что, по-видимому, очень уж была затяжная и, наверное, смертельная болезнь, если Господь так жестко смирил русский народ десятилетиями лютых, совершенно безысходных гонений. Некуда было совершенно уйти человеку, который взял на себя бремя веры во Христа.

Так и в жизни каждого человека. Если мы видим тяжесть того или иного испытания, надо понимать, что у Бога не было, по-видимому, других лекарств, подходящих для этой духовной болезни. Как в истории апостола Петра. Когда на Тайной Вечере Господь Своим ученикам говорил: «В эту ночь Я буду взят от вас, и вы все рассеетесь, разбежитесь, вы все уйдете», Петр, по своей горячности и, наверное, по гордости, сказал: «Даже если все отрекутся, я не отрекусь, я жизнь свою положу за Тебя». Господь сказал ему: «Душу свою положишь? В эту ночь, прежде чем петух возгласит, ты трижды отречешься от меня». И все остальные ученики говорили, что они точно так же не отрекутся от Христа.

Господь предвидел, что будет с Его учеником Петром, но не уберег его от этого жуткого испытания смирением. И понятно, что когда Петр все-таки совершает предательство Христа, то он выходит вон горько плача. Заплакал, ибо он любил Христа всей своей горячей душой, всем своим сердцем. Но Петр не отчаялся, и когда на море Тивериадском он встретился со Христом, Господь его трижды спрашивал: «Любишь ли Меня паче сих?» (больше твоих друзей). Петр Ему говорил: «Господи, Ты знаешь все, Ты знаешь что я люблю Тебя». И Господь восстанавливает его в апостольском достоинстве, потому что покаяние Петра, его смирение, принятие им горького лекарства, уврачевало, наверное, самую страшную духовную болезнь. Гордыню.

Так и в жизни каждого человека - Господь пытается привести его ко спасению, к познанию духовной истины. А человек упирается, он сопротивляется воле Божией практически на всех путях. И поэтому еще святой мученик Уар сказал: «Милостив и человеколюбив Господь, Он не оставит тебя до тех пор, пока не сокрушит или сердца твоего, или костей твоих». А здесь надо понимать еще и такую последовательность: всякий тяжкий грех разрушает человеческую душу, отрывает её от Бога и Церкви. И совершенно не случайно, не на пустом месте вырабатывались каноны, то есть духовные законы, по которым живёт Церковь.

Ну, например, за обращение человека к экстрасенсам, к целителям или, в прошлом, к колдунам, всякого рода ворожеям он отлучался от Церкви, от святого Причастия на семь лет. За блуд - на пятнадцать. За убийство, аборт - на двадцать лет. Это было не формальное какое-то законодательство, было опытно замечено, что это необходимый период, который человек пребывал в состоянии кающегося. Он ходил в храм, допущен был до других таинств церковных, до покаяния, но святая евхаристия, святое причастие было на какое-то время для него недоступно: этот период был нужен для восстановления, для заживления ран, которые человек нанес самому себе теми или иными смертными грехами.

Понятно, что сейчас такие меры неприемлемы, поскольку люди крайне расслаблены, немощны и просто не понесут такой груз. Но нужно понимать, что такое понятие, как епитимья, духовное упражнение, всегда должно присутствовать. Потому что грех требует духовного уврачевания, и если человек добровольно, осознанно берет на себя подвиг покаяния и покаянного труда, например, милостыни, поклонов, определенных молитв, определенного настроя духовной жизни, то Господь в этом случае попускает такое промыслительное смирение.

Один священник принимал Исповедь у женщины с такими тяжкими грехами, что даже видавший виды пастырь был потрясен тяжестью состояния её души. И по окончании он сказал: «Я не могу вам дать никакой епитимьи, но я понимаю, что за такие грехи, наверное, Господь какую-то епитимью возложит. И вы должны к этому быть готовы. Или руку сломаете, или квартиру ограбят, или с работы выгонят, или еще что-нибудь в таком роде». На этом расстались. Проходит какое-то время, месяц-другой, женщина появляется и радостно говорит: «Батюшка, вы меня помните?» Он отвечает: «Что-то припоминаю…» Она говорит ему: «Вот вы говорили мне про Божественную епитимью, так все и получилось. Я и руку сломала, и с работы выгнали, и квартиру ограбили. И я это все принимаю, как из рук Божиих, потому что понимаю: все это делается для лечения моей души...».

Так и нашу страну Господь провел через жуткие испытания, прижигая язвы, которые не могли быть исцелены иначе. Будем помнить святых новомучеников и исповедников Российских - их подвигом, их верой Церковь выжила, сохранилась. Церковь передана нам, дорогие братья и сестры, но за нами придут наши дети и внуки, и нам нужно много потрудиться, чтобы передать живую веру, живую жизнь Православной Церкви последующим поколениям. За молитвы святых новомучеников и исповедников Российских да утвердит Господь Церковь Русскую!

Протоиерей Евгений Попиченко

- Как давно существует реабилитационный центр при вашем храме?

Центр основан общественной организацией «Независимость» и сотрудничает с нашим храмом уже 9 месяцев. За это время прошли реабилитацию около 20 человек. В основном мы работаем с юношами, так как смешанные группы доставляют лишние сложности и проблемы, хотя несколько девушек прошли реабилитацию в нашем центре.

- В чем основной смысл вашей программы?

Прежде всего, ребята оставляют прежний образ жизни, друзей, знакомых - уезжают на базу, которая расположена за городом Березовским. На ней строгий распорядок дня: работа, занятия спортом, чтение духовной литературы, работа с психологом и встречи со священником. Ведь проблема наркомании - не физическая зависимость, а психологическая, душевная, и лечить, прежде всего, нужно душу человека.

- А если за помощью обратится человек с ВИЧ-инфекцией?

В нашем центре проходили реабилитацию двое ребят, зараженных этим вирусом.

- Были ли побеги из вашего центра?

Слово «побег» предполагает «заключение», и в этом смысле побегов не было. Ребята, приезжая на базу, уже принимают решение отказаться от праздной жизни и стараются быть честными перед самими собой. Бывали случаи, когда ребята уходили с базы, но от себя-то не уйдешь и, «погуляв» некоторое время, они возвращались.

- Сколько мест в вашем центре?

Пока десять. Этого, конечно, очень мало, и поэтому сейчас ведутся работы по обустройству второго подобного центра примерно на 30 мест. Кстати, одним из пунктов программы реабилитации стоит «социальная помощь, трудоустройство». И ребята, прожившие полгода на базе, устраиваются на рабочие места в городе Екатеринбурге и в том числе могут остаться помогать в центре.

- А помощь вами оказывается платная?
- К сожалению, да, так как организация общественная. Из-за этого содержание, кормление, транспортировка сотрудников и ребят с наркозависимостью осуществляется на общественные деньги, то есть без какого-либо участия государственных и административных структур города.

- Конкретная сумма?

Порядка трех-четырех тысяч рублей в месяц.

- Вы что-нибудь слышали о методике Шичко, где наркоман должен записывать свои мысли, ошибки, срывы в специальном личном дневнике?

Да, я слышал об этом, но мы не применяем ее в своей работе. В Церкви есть гораздо более эффективный способ внутреннего самоанализа - таинство исповеди. Принципы схожи. Но живое слово священника, сказанное лицом к лицу, более действенно, чем пометки и советы на полях дневника.

- Как в вашем центре снимают ломку?

Мне кажется, исходя из опыта работы с ребятами, понятие «ломка» - это в большей степени стереотип мышления. Мы даже специальную формулировку вывели: “Сила ломки обратно пропорциональна расстоянию до Цыганского поселка”, или проще: “Чем дальше в лес - тем меньше ломка”. Когда ты дома лежишь на диване - ноги в потолок, окруженный друзьями, родителями - тебя начинает ломать. Тебя пожалеют, поддержат. Но когда ты отправляешься на базу, ломаться не перед кем, нужно работать, как все, заниматься спортом, и это, честное слово, не ломает ребят.

- Среди организаций, борющихся с наркотиками, есть такие, которые используют программу «Нарконон». Что вы можете сказать по этому поводу?

Эта программа разработана тоталитарной сектой - сайентологией, которая запрещена во многих странах. Стоит ли освобождаться от наркомании таким образом, чтобы попасть в еще большую зависимость - от секты? Программа же «Нарконон» была запрещена министром здравоохранения Царегородцевым (приказ № 254 от 19 июня 1996 года) для использования в медицине и здравоохранении как опасная для здоровья. Я надеюсь на благоразумие и трезвость властей в этом вопросе.

- Как вы считаете, почему в Свердловской области столько наркоманов?

Эта проблема существует по всей России. Объяснение простое. Раньше люди жили чаяниями «светлого будущего». Эта вера ушла, но ведь “свято место пусто не бывает». Душа не может быть пустой. Если в душе нет веры в Бога, то человек эту пустоту, эту духовную жажду начинает утолять суррогатами, в том числе и наркотиком.

- Как можно решить эту проблему?

Поймите, наркотик нельзя вылечить (врачи со мной согласятся), его можно только вытеснить из души чем-то более сильным, светлым, истинным. Нашим ребятам мы предлагаем тысячелетний опыт миллионов людей - опыт святых.

- Но согласитесь, что православию присуща некоторая догматичность.

Совершенно верно. И не нужно этого бояться. Догматы (ограничения), действительно предполагают границы. На что? Отнюдь не на свободу мысли, творчества; нет, на свободу фантазии. Нельзя фантазировать о Боге, придумывать свою веру, свои духовные законы. Очень часто мы наступаем на одни и те же грабли, то есть при появлении какой-либо проблемы забываем об опыте буквально нескольких столетий. За время существования православия опыт накоплен просто колоссальный. Ведь все наши святые - это люди, не лунатики, не пришельцы из космоса, это те, кто в жизни преодолели какую-либо проблему. Их опыт мы и используем.

- Есть ли какая-то альтернатива православию в решении проблемы наркомании?

Наверное, есть, но я не слышал о существовании каких-либо центров, где реабилитация проводится с помощью традиционных для России религий. Тоталитарные же секты я считать альтернативой просто не могу.

- Очень часто родители обвиняют школу, государство в том, что их дети стали наркоманами.

Я вам приведу наши наблюдения. Более всего наркоманов выходит из неблагополучных, неполных семей, где нет отца или он отстранен от воспитания детей. В первую очередь ответственность лежит на родителях, хотя и школа сейчас утратила свою воспитательную функцию. И на уровне государства необходимо изменить отношение к этой проблеме. Можно же, наверное, ввести соответствующие законы и проконтролировать их исполнение. На всероссийском уровне ввести профилактику. Ведь предотвратить болезнь гораздо легче и дешевле, чем ее лечить.

У меня есть небольшой положительный опыт чтения лекций по наркомании в УрГУПСе. Благо, что администрация идет навстречу. Больше сорока групп студентов прошли профилактику. Почему бы такой опыт не распространить на другие вузы и школы?

- Какие будут у вас прогнозы о наркомании на ближайшее время?

Если государство, правительство озаботятся всерьез этой проблемой, и, прежде всего проблемой бездуховности, безнравственности и свободы от совести, то достаточно скоро, я в этом убежден, наркомания пойдет на спад. Без участия государственной власти трудно и представить, до каких масштабов это может разрастись.

Бесплатные консультации проводятся каждую пятницу с 14 до 18 часов в помещении храма Целителя Пантелеимона. Адрес: Сибирский тракт, 8 км. Автобусы: 1, 31, 32, ост. «Психобольница». Телефон: 24–98–89.

Церковь и медицина

Он здесь, вот здесь сидит у меня в голове!» - неестественно визгливый крик заполняет помещение. - А сейчас начал перемещаться через горло в сторону сердца! Что же мне делать?! Я погибаю! Молоденькая девушка с растрепанными волосами рвется из рук матери.

Братиям нашим, в узах заточенным

В 1998 году в Верхотурской исправительной колонии общего режима ИК-53 по инициативе православного христианина Валерия Головкина была организована православная группа милосердия для помощи сиротским домам и детприютам.

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475