Сочинение: Отношение студентов к образованию. Современные проблемы науки и образования Отношение разных категорий людей к современному образованию

ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)

Я.М. Ахметова, Л.К. Мухаметзянова, Р.Р. Хизбуллина1

1Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Республики Татарстан (проект №14-13-16003)

Аннотация. В представленной статье рассматриваются процессы социальной трансформации, происходящие в российском обществе, связанные с отношением к системе и качеству образования студенческой молодежи. С методологических позиций определяется проблемное поле и обозначается вектор развития системы подготовки кадров в высшей школе в современных условиях. Проанализированы результаты исследования по изучению отношения студенческой молодежи к организации учебного процесса и учебного заведения на региональном уровне, определены мотивы выбора профессии.

Ключевые слова: высшее образование, качество образования, студенческая молодежь, самооценка качества образования, организация образовательного процесса, профессиональное образование.

THE ATTITUDE TO EDUCATION OF THE STUDENTS (ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN)

Ya. Akhmetova, L. Mukhametzyanova, R. Khizbullina

Abstract. In the article the authors review the processes of social transformation that are happening in the Russian society and are connected with the system and quality of student’s education. The authors define the problem itself and direction of the development of personnel training system from the methodological point of view. The results of research on the studying of the student"s youth attitude towards the educational process and educational establishment at the regional level are analysed, motives of choice of occupation are defined.

Keywords: higher education, quality of education, student"s youth, self-assessment of quality of education, educational process management, professional education.

Актуальность изучения проблемы, касающейся места и роли высшего образования в системе ценностей и жизненных стратегий молодежи, детерминирована повышением роли и значимости системы образования в современном российском социуме.

Поскольку система образования является важнейшей подсистемой социальной сферы нашего государства, которое обеспечивает получение систематизированных знаний, умений и навыков с дальнейшей целью применения их в профессиональной деятельности, постольку она сохраняет и поддерживает существование человеческой цивилизации в целом .

Получать высшее образование в нашей стране всегда было престижно, а в последние годы число поступающих в высшие учебные заведения, заметно выросло. Количество поступающих в вузы и число выпускников школ в 2015 году составило 719 тыс. школьников. Количество бюджетных мест для

поступающих в вузах РФ в 2015 году увеличилось до 576 тысяч .

Согласно авторскому социологическому исследованию, посвященному выявлению отношения учащейся молодежи Республики Татарстан к качеству образования, организации образовательного процесса, выбора профессии и учебного заведения , 78% опрошенных из числа сельской молодежи Республики Татарстан ориентированы на получение высшего образования и делают выбор в пользу обучения в высшем учебном заведении, в то время как только 22% сельских старшеклассников для получения дальнейшего профессионального образования выбирают колледж (училище, техникум). Что касается городских школьников, то данные распределились следующим образом: 87%

опрошенных ориентированы на поступление в вуз (институт, академия, университет) и получить высшее образование и только 13% респондентов желают ограничиться начальным и средним профессиональным образованием .

В целом, среднее значение по выбору начального и среднего профессионального образования по состоянию на 2014 соответствует 17% выбора старшеклассников и 83% ориентируются на получение высшего образования. В основном, повышение доли выпускников школ, получающих высшее образование - это общемировая тенденция.

Ценности являются самым сильным регулирующим фактором развития общества. В последнее время ценностная компонента получения высшего образования неизменно повышается. Тем не менее, в современных условиях ценность образования реализуется у молодежи через преодоление дисбаланса между высоким престижем получения высшего образования и сложностью его реализации по завершении вуза .

Данные авторского исследования в период 2014 - 2015 гг. позволяют говорить о том, что опрошенные старшеклассники, потенциально находящиеся на этапе профессионального самоопределения, по значимости приоритетов профессиональную деятельность ставят на 4-е место, в то время как, в первую очередь, старшеклассники ориентированы на «жизненный успех». Последний, по мнению, сельских и городских школьников, в первую очередь зависит от целеустремленности и от наличия высшего образования, на втором месте стоит высокооплачиваемая работа, на третьем месте - материальная обеспеченность . Из полученных данных следует, что сегодня высокооплачиваемая работа,

материальная обеспеченность и наличие высшего образования являются

приоритетными факторами в системе профессионального самоопределения

современных старшеклассников.

В результате формирования жизненных и профессиональных стратегий молодежь, как правило, рассматривает высшее образование как обязательный, инструментальный фактор для достижения жизненного успеха .

Эмпирическим путем подтверждено, что жизненные стратегии молодых людей определяются их изначально неравными стартовыми социально-экономическими

возможностями. Уровень материального положения, культурный уровень родителей, место поселения во многом предопределяют возможности реализации жизненных стратегий молодых людей.

Согласно исследованию 55% студенческой молодежи обучаются за счет государственного бюджета, 44% за счет личных финансовых средств и всего 1% - за счет средств

предприятия, работодателя и т.п. При этом для поддержки своего финансового состояния подрабатывают треть опрошенной (30%) молодежи. Вместе с тем 57% из числа опрошенной студенческой молодежи дневного обучения отметили, что нуждаются и регулярно получают финансовую поддержку родителей (родственников). Только 6% респондентов указали, что они живут только на получаемую стипендию и 2% опрошенных затруднились с ответом.

В условиях современного общества успешность жизненного пути человека, в частности, его социально-профессиональной траектории все в большей степени определяются приобретаемыми знаниями, навыками, компетенциями, квалификациями, способностью адаптации к социальным изменениям, что составляет основу человеческого капитала .

Известно, что между планами молодежи «на входе» в систему высшего образования и «на выходе» из нее существует значительное расхождение. Зачастую, молодые люди не видят необходимости в осуществлении профессиональной деятельности в рамках полученной специальности. Данное

утверждение было актуально, скорее, для молодежи 1990 - 2000 гг., поскольку

результаты авторского исследования констатируют, что значительная часть респондентов из числа учащейся молодежи (72%) собираются работать по специальности. Причем, данный показатель соответствует мнению студентов всех вузов Республики Татарстан, принявших участие в исследовании. Не собираются работать по специальности всего 11% респондентов.

В жизненной стратегии молодежи получение высшего образования и специальности рассматриваются в качестве важного составляющего в достижении «жизненного успеха» и ресурса дальнейшего жизнестроительства. По оценкам социологов, молодые специалисты, работа которых в полной мере соответствует полученной специальности, в большей степени обладают не только качествами, которые можно отнести к традиционным для российской ментальности, но и присущими современной этике труда. Современные характеристики трудовых отношений влияют на жизненные позиции молодых специалистов, усиливая мотивацию выбора работы по специальности. Важное место в мотивации студентов отдается надежде в перспективе найти хорошую работу. Профессиональная функция образования,

конечно же, должна играть положительную роль в возможности заниматься интересной профессиональной деятельностью в будущем. К сожалению, в реальности, оказывается «каждый второй» (молодой специалист), чья работа соответствует полученной в вузе специальности, относится к категории малообеспеченных (20,5%), либо

обеспеченных ниже среднего уровня (30,2%)»

образование

специалистом

деятельности,

получив качественное

и став образованным в определенной области должен реализоваться в

профессиональной деятельности. Именно высокое качество профессионального образования должно проявляется в уровне востребованности выпускником учреждений профессионального образования на рынке труда. С этой точки зрения нам было

интересно узнать, насколько студенты оценивают качество обучения и процесс организации образовательного процесса. Термин «качество обучения» включает в себя результат учебного процесса: организация

учебно-методического процесса, состояние материально-технической базы, уровень квалификации профессорскопреподавательского состава и

интеллектуальный потенциал студентов высшего учебного заведения .

Выявлено, что 47% молодежи полностью удовлетворены уровнем организации учебного процесса и учебного заведения в целом. Скорее удовлетворены организацией учебы треть опрошенных - 35%. Менее 10%

респондентов скорее не удовлетворены (9%) и только 7% опрошенных не устраивает ни вуз, ни организация обучения; 2% затруднились с ответом, см. рис. 1.

Рисунок 1. - Удовлетворенность уровнем организации учебного процесса и учебного заведения

(% к опрошенным респондентам)

Процесс профессионального

самоопределения и становления молодежи во многом опосредован удовлетворенностью качеством обучения в учебном заведении. Большая часть опрошенной молодежи (53%) удовлетворены качеством обучения, треть опрошенных (32%) - скорее устраивает, чем нет. Противоположное мнение высказал всего 8% респондентов («скорее нет, чем да») и только 5% учащейся молодежи не удовлетворены качеством образования своего учебного заведения; 2% опрошенных затруднились с ответом, см. рис. 2.

Образовательный процесс, реализуемый в стенах учебного заведения, помимо передачи профессиональных знаний, призван

раскрывать и личностные, индивидуальные способности учащихся. Большая часть опрошенной молодежи (45%) считают, что образовательный процесс учебного заведения помогает им оценить свои индивидуальные способности и раскрывать их в рамках учебного процесса; 27% учащейся молодежи уверены, что индивидуальные способности могут быть раскрыты только после окончания вуза в практической деятельности.

Рисунок 2. - Удовлетворенность качеством образования в выбранном учебном заведении

(% к опрошенным респондентам)

Мнение о том, что образовательному учреждению трудно раскрыть индивидуальные способности учащихся при существующей организации учебного процесса и раскрытие способностей во время обучения не определяет успех профессиональной деятельности специалиста в будущем, в равной степени высказали 12% опрошенных, соответственно.

В результате исследования, респонденты определили причины, снижающие качество образования. Среди факторов негативизации были выделены: 1) изучаемые дисциплины не соответствуют получаемой специальности (18% ответов респондентов); 2) неудовлетворительное качество преподавания дисциплин (13% ответов респондентов); 3) недостаточность практических занятий - 29% (наибольшее количество у студентов медицинского профиля (66%), инженерного профиля - 36% из числа опрошенных); 4) недостаточность теоретических занятий - 3%;

5) перегруженность аудиторными занятиями -8%; таких причин нет - 25% (наибольшее количество опрошенных экономического профиля (51%); 6) другое - 4%.

Современная молодежь достаточно серьезно относится к выбору профессии и учебного заведения. Профессиональные планы молодежи на будущее, так же как и выбор учебного заведения возникают под влиянием различных средств воздействия - мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т.д. В ходе авторских исследований были выявлены мотивы выбора учащейся молодежью учебного заведения. Ответы респондентов о рекомендации учебного заведения демонстрируют, что большинство из опрошенных (55%) сделали выбор в пользу образовательного учреждения самостоятельно (наибольшее значение по определенному учебному заведению - 73%), решение было

принято совместно с родителями - 22% ответов респондентов. О том, что непосредственно родители определили, где будут учиться их дети, отметили 11% опрошенных. На долю друзей, знакомых и других ответов по выбору учебного заведения приходится 12% ответов учащейся молодежи.

Также были выявлены мотивы выбора молодежью учебного заведения. Наиболее распространенными причинами выбора учебного заведения респонденты назвали: хорошая репутация образовательного учреждения (27%), престиж учебного заведения (26%), качественное образование (10%) и низкая оплата обучение, по сравнению с другими образовательными учреждениями. Менее 10% респондентами были определены мотивы - «учатся знакомые, родственники» (9%), «всегда мечтал учиться здесь» (8%), «попал случайно» (5%), другое (5%).

Также выявлено соответствие выбранного учебного заведения ожиданиям респондентов. По мнению, 46% учащейся молодежи выбранное учебное заведение полностью соответствует ожиданиям, частично образовательное учреждение соответствует ожиданиям 41% опрошенных, частично не соответствует ожиданиям у 8% респондентов и 4% опрошенных считают, что выбранное учебное заведение совершенно не соответствует их ожиданиям, см. рис. 3.

В целом учащаяся молодежь Республики Татарстан, принимавшая участие в исследовании оценивает свою учебу преимущественно на «хорошо» (64%), часть на «удовлетворительно» - 21%. Только 15% опрошенных оценивают свою учебу на «отлично».

Рисунок 3. - Соответствие выбранного учебного заведения ожиданиям респондентов (%)

Результаты исследования позволяют говорить, что в современных условиях социальной неопределенности именно система высшего образования может помочь сформировать профессиональные и жизненные ориентиры молодежи, что в конечном итоге предопределяет целостность и стабильность современного общества.

В настоящее время социологами все чаще фиксируется разрыв в доступности получения высшего образования молодыми людьми из различных социальных страт, что в конечном итоге оказывается существенным, а порою решающим фактором дальнейшего

жизненного пути личности. Кроме того, на региональном уровне существуют свои специфические особенности реализации полученного высшего образования при построении жизненной стратегии .

В результате проанализированных данных можно сделать следующий вывод: в настоящее время качество высшего образования остается одним из основополагающих механизмов формирования профессиональной и личностной самореализации, определяя ее характер и направленность.

Необходимость дальнейшего изучения отношения молодежи к образу, характеру и проблемам профессионализации и

профессионального образования в целом продиктована тесной связью формирования будущих специалистов, их профессиональной самореализации с качеством получаемого образования, удовлетворением молодежи организации процесса обучения и социальнопрофессиональных потребностей будущих специалистов.

Литература:

1. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К.

Факторы влияния на выбор профессии у

старшеклассников (на примере Республики

Татарстан) // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19. - С. 28-30.

2. Ефимова И.А. Повышение качества высшего образования в Российской Федерации // Российское предпринимательство. - 2011. - № 5. - Вып. 1(183). - С. 151-154.

3. По данным газеты «Известия».

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia. ru/news/583428

4. В статье использованы данные исследований,

проведенных в 2014 - 2015 гг., среди студентов. В нем приняли участие 1000 студентов из 8 учебных заведений г. Казани Республики Татарстан; возраст - от 17 до 23 лет. В опросе участвовали: юношей -39%, девушек - 61%. Работа выполнена при

финансовой поддержке Российского гуманитарного

научного фонда и Правительства Республики Татарстан (проект № 14-13-16003).

5. Большов В.Б. Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи (региональный аспект): Автореф. дисс. на соискание ученой степени / В.Б. Большов. - Краснодар, 2007.

6. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средней школы // Социологические исследования. -2010. - № 7. - С. 88-96.

7. Хизбуллина Р.Р. Обучение как

профессиональной социализации:

методологический аспект // Молодой ученый. -2014. - № 5(64). - С. 445-447.

8. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: подготовка и востребованность на рынке труда // Социология молодежи. - 2015. - С. 114-122.

Ахметова Язглем Мубаракшевна (г. Казань, Россия), кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранные языки, Казанский государственный энергетический университет, e-mail: yazgul_ahmetova@mail. ru

Мухаметзянова Лилия Касымовна (г. Казань, Россия), кандидат биологических наук, главный специалист, организационный отдел, Академия наук Республики Татарстан.

Хизбуллина Радмила Радиковна (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии, политологии и права, Казанский государственный энергетический университет.

Data about the authors:

Ya. Akhmetova (Kazan, Russia), candidate of philological sciences, assistant professor at the Department of Foreign Languages, Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]

L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of biological sciences, chief specialist at the Administrative Department, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan.

R. Khizbullina (Kazan, Russia), candidate of sociological sciences, assistant professor at the Department of Sociology, Political Science and Law, Kazan State Power Engineering University.

Аннотация

Статья посвящена одному из важнейших ресурсов инновационного развития нашего общества – мотивации молодежи к образованию, ее устремленности в учебные заведения. Анализ осуществляется на материалах проекта «Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи в современной экономической ситуации». Представлены данные о том, какое образование молодые люди считают необходимым для жизненного успеха, какой уровень образования они предпочитают; рассмотрена мотивация предпочтения уровня образования и учебных заведений. Обсуждаются представления молодежи о мире профессий: о престижности, общественной значимости и прибыльности различных занятий; анализируется соотношение оценок по этим критериям. Приводятся результаты изучения выбора будущей профессии молодыми людьми, оканчивающими школу; описаны и проанализированы мотивы выбора. Анализируются данные об уверенности в правильности выбора профессии и отсутствие решения относительно будущего у значительной части выпускников школ. Показана дифференциация предпочтений уровня образования, оценок профессий и выбора дальнейшего пути молодежью из поселений с разным уровнем урбанизации, а также в зависимости от статуса семьи. В заключение обращается внимание на значимость ориентации молодежи на получение образования. Массовая устремленность к высокому уровню образования приобретает огромную ценность в современном мире.

Ключевые слова:

образование рынок труда молодежь выбор профессии социальное поведение образовательные и профессиональные траектории education labor youth choice of profession career choice social behavior educational and professional trajectories

Рубрики:

Социология образования
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
  • D. L. Konstantinovskii & E. S. Popova (2016) Youth, the Labor Market, and the Expansion of Higher Education. Sociological Research 55:4, 245-261.

  • Наследие профессора Шубкина // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 261 - 278.

Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.

Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"

Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).

  • 1. Ваш пол :
    • а) мужской;
    • б) женский.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) младше 17 лет;
    • б) 17–22 года;
    • в) 23–27 лет;
    • г) старше 27 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) неполное среднее;
    • б) среднее;
    • в) неполное высшее;
    • г) высшее.
  • 4. Какую религию Вы исповедуете?
  • а) православие;
  • б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
  • в) иудаизм;
  • г) ислам;
  • д) другая (неавраамическая) религия;
  • с) я не верю.
  • 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?

Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:

Не верю 12 3 456789 10 Верю

  • 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
  • а) да;
  • б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
  • в) нет.
  • 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
  • а) никогда;
  • б) раз в год или реже;
  • в) раз в месяц или раз в полгода;
  • г) раз в неделю или чаще.
  • 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
  • а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
  • б) да, но только самые известные;
  • в) редко, когда как получится;
  • г) нет, в нашем кругу это нс принято.
  • 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
  • а) потому что это необходимо для верующего;
  • б) потому что это выглядит со стороны красиво;
  • в) участвовал(-а) из простого любопытства;
  • г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
  • д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
  • 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
  • а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
  • б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
  • в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
  • г) нет, мой облик с религией не связан.
  • 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
  • а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
  • б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
  • в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
  • 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
  • а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
  • б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
  • в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
  • 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?

Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.

Поступки

Оправдываю

Затрудняюсь

ответить

Не оправдываю

Приобретение денег и имущества при первой же возможности

Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия

Супружеская измена

Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха

Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться

Грубый ответ на несправедливость

Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач

14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?

Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.

Заповеди

Затрудняюсь

ответить

Почитай единого Бога

Не делай себе кумира

Не произноси имени Бога напрасно

Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу

Почитай отца твоего и мать твою

Не убивай

Не прелюбодействуй

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай дома ближнего твоего

  • 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
  • а) однозначно нет;
  • б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
  • в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
  • 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
  • а) терпимое (с пониманием);
  • б) безразличное;
  • в) резко отрицательное.
  • 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
  • а) люди искренне не осознают их важности для общества;
  • б) люди просто пытаются самоутвердиться;
  • в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
  • г) люди уверены, что их не накажут;
  • д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
  • е) другое.
  • 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
  • а) юным возрастом;
  • б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
  • в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
  • г) незнанием норм морали;
  • л) ничем;
  • е) другое.
  • 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
  • а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
  • б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
  • в) личным примером;
  • г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
  • д) другое.
  • 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
  • а) да, нужно ввести как обязательный предмет "Основы религиозного знания", причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
  • б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде "Истории религий" или "Религиоведения";
  • в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
  • г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.

Спасибо за участие!

Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"

Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.

  • 1. Ваш пол :
    • а) женский;
    • б) мужской.
  • 2. Ваш возраст :
    • а) 18–21 год;
    • б) 22–25 лет;
    • в) 26–29 лет.
  • 3. Ваше образование :
    • а) ниже среднего;
    • б) среднее;
    • в) среднее специальное;
    • г) неоконченное высшее;
    • д) высшее.
  • 4. Ваше семейное положение :
    • а) не женат/не замужем;
    • б) женат/замужем;
    • в) гражданский брак.
  • 5. Как Вы считаете, феминизм – это :
    • а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
    • б) стремление женщин к господству над мужчинами;
    • в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
  • 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
  • а) полностью одобряю;
  • б) частично одобряю;
  • в) категорически отрицаю;
  • г) отношусь равнодушно.
  • 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но он сильно изменился за последние годы;
  • в) нет.
  • 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
  • а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
  • б) возможно, но это не имеет смысла в России;
  • в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
  • г) другое (напишите, что именно);
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
  • а) да;
  • б) да, в некоторых вопросах;
  • в) нет.
  • 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это :
    • а) равные социальные права;
    • б) равные права и обязанности;

η) что-то из области фантастики;

  • г) другое (напишите, что именно).
  • 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
  • а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
  • б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
  • в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
  • г) нет, это противоестественно.
  • 12. Если женщина занимает "правящую" позицию в семье, то это :
    • а) недопустимо;
    • б) нормально;
    • в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
    • г) другое (напишите, что именно).
  • 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
  • а) да, в любом случае;
  • б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
  • в) нет, я отношусь к этому спокойно.
  • 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
  • а) никак;
  • б) большинство таких девушек будут одинокими;
  • в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
  • г) молодые люди "сядут на шею" таким девушкам;
  • д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
  • а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
  • б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
  • в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
  • г) любовь к девушке-феминистке;
  • л) влияние пропаганды;
  • е) другое (напишите, что именно);
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
  • а) вполне легко;
  • б) трудно;
  • в) просто невозможно;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
  • а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
  • б) взаимное непонимание;
  • в) желание поменьше общаться друг с другом;
  • г) конфликт из-за стремления молодого человека "перевоспитать" свою подругу;
  • д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
  • е) никаких проблем быть не должно;
  • ж) другое (напишите, что именно);
  • з) затрудняюсь ответить.
  • 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
  • а) привлекает;
  • б) вызывает любопытство;
  • в) вызывает смех;
  • г) отталкивает;
  • д) вызывает равнодушие;
  • е) другое (напишите, что именно).
  • 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
  • а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
  • б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
  • в) да, но с большой осторожностью;
  • г) нет, ни в коем случае;
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
  • а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.

Спасибо!

Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"

Уважаемый респондент!

Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.

  • 1. Как Вы думаете, безработица – это :
    • а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
    • б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
    • в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
  • 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
  • а) высокий;
  • б) нормальный (естественный);
  • в) низкий.
  • 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
  • а) сокращение промышленного производства;
  • б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
  • в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
  • г) другое (напишите)____________________________.
  • 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
  • а) молодые люди;
  • б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
  • в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
  • г) пенсионеры;
  • д) другое (укажите)______________________________.
  • 5. Ваши планы по окончании вуза?
  • а) пойду работать;
  • б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
  • в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
  • г) пойду служить в армию;
  • д) свой вариант__________________________________.
  • 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на :
    • а) содействие родственников и друзей;
    • б) помощь учебного заведения;
    • в) службу занятости;
    • г) агентства по трудоустройству;
    • д) собственные способности;
    • е) благоприятное стечение обстоятельств;
    • ж) другое (укажите)______________________________.
  • 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
  • а) отсутствие практического опыта;
  • б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
  • в) неблагоприятное семейное положение;
  • г) недостаток образования;
  • д) отсутствие вакантных мест;
  • е) предубеждение администрации против "зеленых" сотрудников;
  • ж) иные причины__________________________________.
  • 8. Желали бы Вы пройти "последипломную" стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
  • а) уровень предлагаемого заработка;
  • б) престижность фирмы;
  • в) социально-психологический климат в организации;
  • г) сфера деятельности;
  • д) возможность самовыражения;
  • е) возможность профессионального роста;
  • ж) получение практического опыта;
  • з) гибкий график работы;
  • и) другое___________________________________.
  • 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
  • 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
  • а) понижение социального статуса;
  • б) отсутствие денег;
  • в) узкий круг общения;
  • г) невозможность реализовать себя;
  • д) материальная зависимость от родителей;
  • е) ничем;
  • ж) другое____________________________________.
  • 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
  • а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
  • б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
  • в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
  • г) нежелание самих молодых людей трудиться;
  • д) другое______________________________________.
  • 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена :
    • а) невозможностью трудоустроиться;
    • б) нежеланием трудиться;
    • в) не удовлетворяющими условиями труда.
  • 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
  • а) создание новых рабочих мест;
  • б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
  • в) повышение квалификации работников;
  • г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
  • г) другое___________________________________.
  • 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
  • а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
  • б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
  • в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
  • г) найти работу;
  • д) никакую;
  • е) другую помощь__________________________________.
  • 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
  • а) государство;
  • б) биржи труда;
  • в) молодежь;
  • г) работодатели;
  • д) предприятия;
  • е) учебные заведения;
  • 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
  • а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
  • б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
  • в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
  • г) создание рабочих мест;
  • д) развитие молодежных бирж труда;
  • е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
  • ж) другое (напишите)_________________________________.
  • 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
  • а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
  • б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
  • в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
  • 26. Ваш возраст?
  • а) менее 20 лет;
  • б) от 20 до 25 лет;
  • в) от 25 до 30 лет.
  • 27. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 28. Какое у Вас образование?
  • а) среднее общее;
  • б) начальное профессиональное;
  • в) среднее профессиональное;
  • г) высшее;
  • д) неоконченное высшее.

Спасибо! Успехов в трудоустройстве!

Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"

  • 1. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 2. Ваш возраст?
  • а) до 21 года;
  • б) 21–25 лет;
  • в) 26–30 лег;
  • г) 31–35 лет.
  • 3. Ваше образование?
  • а) среднее;
  • б) среднее специальное;
  • в) неоконченное высшее;
  • г) высшее.
  • 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
  • а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • б) нет, мы живем "гражданским браком";
  • в) я не состою в брачных отношениях.
  • 5. Укажите продолжительность Вашего брака :
    • а) до 1 года;
    • б) 1–3 года;
    • в) 4–6 лет;
    • г) 7–9 лет;
    • д) более 9 лет;
    • е) я не состою в браке.
  • 6. Есть ли у Вас дети?
  • а) да, один ребенок;
  • б) да, двое детей;
  • в) трое и более детей;
  • г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
  • д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
  • 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
  • а) да, полностью;
  • б) скорее да;
  • в) не совсем;
  • г) нет, полностью не устраивает.
  • 8. Укажите Ваши жилищные условия :
    • а) имеем собственное жилье;
    • б) живем с родителями (другими родственниками);
    • в) снимаем жилье;
    • г) взяли жилье в ипотечный кредит;
    • д) живем в общежитии.
  • 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
  • а) полностью устраивают;
  • б) устраивают, но не совсем;
  • в) совершенно не устраивают.
  • 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
  • а) благоприятная;
  • б) удовлетворительная;
  • в) дискомфортная;
  • г) конфликтная.
  • 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
  • а) да, часто;
  • б) да, время от времени;
  • в) нет.
  • 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
    • б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
    • в) проблемы с трудоустройством;
    • г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
    • д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
    • е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
    • ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
    • з) супружеская неверность, ревность;
    • и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
    • к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
    • л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
    • м) желание супруга(-и) делать карьеру;
    • н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
    • о) выплата долга (кредита);
    • п) в нашей семье нет конфликтов;
    • р) другое (напишите, что именно)__________________________.
  • 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа :
    • а) жилищные проблемы;
    • б) низкие зарплаты;
    • в) безработица;
    • г) необходимость сочетать работу с учебой;
    • д) отсутствие поддержки со стороны государства;
    • е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
    • ж) конфликты между родителями и детьми;
    • з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
    • и) другое (напишите, что именно)____________________________.
  • 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
  • а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
  • б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
  • в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
  • а) да, и очень сильно;
  • б) да, но незначительно;
  • в) нет, нс влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
  • а) очень сильно влияет;
  • б) влияет, но только если между супругами нет любви;
  • в) практически не влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но она редко проявляется;
  • в) нет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
  • а) сами супруги самостоятельно;
  • б) супруги при помощи родных и близких;
  • в) государство;
  • г) другое (напишите, что именно)___________________________
  • 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
  • а) считаю ее эффективной;
  • б) считаю ее неэффективной;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
  • а) нет;
  • б) нет, но хотели бы;
  • в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________

В данной работе рассматривается отношение молодых людей – выпускников школы и студентов вузов – к высшему образованию. Постановка этой проблемы на первый взгляд кажется необоснованной, поскольку образование является необходимым компонентом профессиональной подготовки молодежи. Однако, как показывают наши исследования, отношение молодежи к высшему образованию нельзя трактовать однозначно: при направленности на высшее образование наблюдается тенденция к недооценке возможностей, которое это образование дает.

В проведенном нами исследовании мы предложили учащимся 11-х классов (30 человек) и студентам 1–2-х курсов педуниверситета (39 человек) оценить ситуацию и мотивировать свое отношение. Ситуация заключалась в следующем: “Михаил К., 25 лет, очень интересуется музыкой, окончил музыкальное училище. Полученные корочки убрал подальше за ненадобностью. Деньги зарабатывает торговлей на базаре”.

В этой ситуации моделировалась сложившаяся в настоящее время ситуация на рынке труда и стратегии разрешения молодежью проблемы соотнесения личных интересов и оплаты за труд при выборе профессии.

Анализ ответов респондентов позволил нам выделить 4 стратегии поведения молодежи в ситуации, когда полученное образование, соответствующее интересам человека, не позволяет найти высокооплачиваемую работу и человек вынужден прибегнуть к “подсобным” видам труда, чтобы обеспечить достойный материальный уровень жизни. Выделенные стратегии мы классифицировали как активные и пассивные по критерию активности человека, прилагаемых им усилий и как конструктивные и неконструктивные по критерию достижения целей.

Стратегия 1 – пассивная неконструктивная: “В стране неблагоприятная ситуация, на работу устроиться трудно, человеку надо выживать”. Стратегия 2 - пассивная неконструктивная: “Образование и работа никак не связаны друг с другом”. Стратегия 3 – активная неконструктивная: “Деньги важнее интересов”. Стратегия 4 – активная конструктивная: “Деньги нужно зарабатывать любимым делом, отстаивать свои интересы”. Ответы школьников распределились следующим образом: 42% высказываний относятся к стратегии 1; 12% – к стратегии 2; по 23% – стратегии 3 и 4. Ответы студентов распределились так: 25% предпочли стратегию 1; 8% – стратегию 2; 39% – стратегию 3; 28% – стратегию 4.

Заметны изменения в отношении к высшему образованию:

1) заметно меньше доля лиц, готовых “пожертвовать” полученным образованием из-за “ситуации в стране”, т.е. прибегнуть к стратегии 1;
2) среди студентов больше людей, готовых пожертвовать интересами и взяться за более оплачиваемую работу, несмотря на полученное образование, т.е. прибегнуть к стратегии 3;
3) среди студентов больше людей, готовых приложить усилия для достижения поставленной цели, не взирая на объективные трудности;
4) доля молодых людей, выбирающих конструктивную стратегию, меньше доли тех, кто выбирает одну из неконструктивных стратегий.

В связи с вышеизложенным хотелось бы отметить следующее. Поскольку уровень технологий в России на многие десятилетия отстал от развитых стран, необходим качественный интеллектуальный и технологический прорыв. Материальные и интеллектуальные ценности создаются людьми, высокотехнологичный процесс может быть осуществлен только высококвалифицированными специалистами.

Население страны стареет. Благосостояние, уровень жизни все увеличивающегося количества пенсионеров напрямую зависит от производительности труда в будущем у сегодняшних 20-летних. Таким образом, проблема профессионального самоопределения тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет основной производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной. У подавляющего большинства опрошенных нами молодых людей нет установки на рост достижений в определенной сфере (что достигается только при следовании стратегии 4).

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки новых подходов к профориентационной работе с выпускниками школ и студентами вузов, которая должна быть направлена не только на информирование о существующих профессиях и состоянии рынка труда, но и на выработку активных и конструктивных установок.

Пока я не перешёл на последний курс колледжа, я особо не задумывался о том, буду ли учиться дальше. Родители говорили, что буду. «Ну ладно, им наверное виднее», - думал я. И ошибался. Родители советовали то, что было верно в СССР, то есть: главное, чтобы было высшее образование, а какое не важно, да и качество знаний не первостепенно, главное диплом! А сегодня-то как раз первостепенны именно знания. И хотя отправляли они меня в нужное место, на вопрос зачем, отвечали неправильно.

Когда я понял, что со своим средним специальным образованием я промахнулся, я стал возлагать какие-то свои надежды на высшее образование. Однако в голове мысль была и такая: «И без него прекрасно смогу зарабатывать». Когда поступил, был доволен: бюджет да еще и заочный. Круто.

К 20 годам учение уже порядком надоедает, и будь я очником, бросил бы на первой сессии. Но и на заочке я порядком понервничал, и бросить ух как хотелось. И не зря хотелось: понимал, что научить меня тут ничему не научат, а сил и времени потрачу массу. Уже решенные сессии я покупал в ларьке, который стоял напротив универа. Полный комплект решенных задач, написанных рефератов и т.п. Сдавать было гораздо проще с такой помощью, но учиться всё равно не хотелось. Вот какие мысли меня тогда посещали: «Мне УЖЕ 20, и я сам зарабатываю, я сам знаю, что мне лучше, не понадобится мне этот диплом, я буду заниматься бизнесом, а если вдруг понадобится, то пойду и куплю».

Родня давила со всех сторон: не бросай, учись, потом спасибо скажешь. Ну не могли меня убедить взрослые, ведь в 20 лет веришь в свои силы, как никогда. А люди, которые учат меня жизни, родились при социализме, в век промышленности, да еще в прошлом тысячелетии к тому же. И то, что я не бросил учёбу на 2 курсе, - случайность. После третьего семестра, который я закрыл не полностью, решил: ВСЁ! На следующую сессию не поеду. Пусть отчисляют. И в эти пол года, прошедшие между 2 сессиями жизнь меня так помотала, что я понял: мне нужна вышка! К тому же понял и то, какая профессия мне нужна. А то, что я экономлю год или два, решив перевестись, вместо того, чтобы бросить и поступать снова, было очевидно.

Случайно я оказался в чужом городе, среди осени. И имея иностранный паспорт, был вынужден работать там, где устраивали неофициально. В общем стал гастарбайтером. За 6 месяцев я успел поработать на двух автомойках, на двух шиномонтажках, во фрейзерной мастерской, и на стройке. Работал я в это время за копейки, но даже не это произвело на меня большое впечатление. А люди, которые работали там, самый низший класс людей. И вот тогда я понял, что можно прожить жизнь без диплома и без образования, и можно при этом более или менее себя обеспечивать. Но жизнь эта будет проходить на грязной тяжелой работе, в окружении несостоявшихся людей.

Я не считаю получение диплома о высшем образовании необходимым условием успеха. В профессии, которую я выбрал, диплом обязателен, во многих других можно и без него. Самообразование - вот, что важно.

Возраст поступления в ВУЗ, это возраст когда просыпается бунтарский характер. И с этим бунтарским настроем сделать правильный выбор гораздо сложнее.

Эта статья написана мной для родителей, чтобы они, направляя своих детей, понимали, с чем те сталкиваются, как всё воспринимают. И чтобы они старались с одной стороны удержаться от навязывания выбора, а с другой стороны -- не пускали бы всё на самотёк.