Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни. Преемственность проектного обучения в образовательном учреждении


Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Преемственность ДОУ ШКОЛА


Цель Целью обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не стремление к единству в содержании и методах обучения, а одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенности их поведения, развития, опора на них.


Задачи На дошкольной ступени формировать: Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения. Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению. Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности. Развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).


Задачи На ступени начальной школы формировать: Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования).


Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования: Состояние здоровья и физическое развитие детей. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. Умственные и нравственные способности учащихся. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.


Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы: Выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения; Завышение требований к готовности ребенка к школьному обучению; Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу. Недостаточное количество специалистов-психологов в образовательных учреждениях. Недостаточное обеспечение учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.


Этапы осуществления преемственности между детским садом и школой: Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности; Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности; Проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.; Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей); Проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора; Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе; Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.


Вопросы 1)Как Вы думаете, кто из участников непрерывного образовательного пространства вовлечен в схему взаимодействия? Вывод: - Администрация образовательных учреждений; - воспитатели и учителя; - родители подготовительной к школе группы; - родители первоклассников - бывших воспитанников детского сада; - специалисты дополнительного образования и учителя предметники школы; - психологические службы дошкольного учреждения и школы; - медицинские кадры. 2) Каких традиций в сотрудничестве со школой и родителями придерживаетесь вы и ваши коллеги-педагоги детского сада для выработки общности взглядов и согласования действий? В чем заключаются достоинства этих традиций? - По возможности, обсудите на педагогическом совете с коллегами практику вашей работы в этом направлении.


Схема организационно-содержательных аспектов преемственных связей ДОУ со школой, семьей и другими социальными институтами Функционирование координационного совета по преемственности Педагогические советы, методические объединения, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов дополнительного образования и учителей-предметников с детьми- дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования) ДОУПсихологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей ШКОЛА Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы Проведение «дней выпускников» в ДОУ Совместное со школой комплектование 1-х классов их выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе Встречи родителей с будущими учителями Анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка в период адаптации к школе Игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста


Формы преемственных связей Знакомство учителя с будущими учениками Совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах. Экскурсии дошкольников в школу Проведение «Дней выпускников» Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов детского сада, родителей и учителей начальных классов.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Берёзка»

детский сад № 10 «Берёзка»

за 2015-2016 учебный год

г. Радужный

Отчет о работе по преемственности

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 10 «Берёзка»

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа» №4

за 2015-2016 учебный год

На современном этапе (в связи с введением ФГОС ДО) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.

В законе «Об образовании в РФ» обозначено, что образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными (статья 63), а образование – непрерывным. Преемственность обеспечивается прежде всего федеральными государственными образовательными стандартами ДО и НОО.

Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, потом впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Сравнивая документы в поиске точек соприкосновения мы видим:

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Цели ФГОС НОО являются как бы продолжением целей, поставленных ФГОС ДО. Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Образование и в ДОУ, и в начальной школе несет развивающий характер, с учетом ведущих видов деятельности и форм общения, разнообразных особенностей детей.

Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Если мы обратимся к портрету выпускника ДОУ, то увидим, что по основным позициям он совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги формируют у детей одни и те же качества личности.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. «Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования» (выдержка из ФГОС ДО)

В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

В МАДОУ ДС № 10 «Берёзка» реализация преемственности осуществляется с МБОУ СОШ №4.

Выдвигаются три вида преемственных связей: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями.

Одной из важнейших для нас задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.

Детский сад и школа расположены в одном микрорайоне. Это позволяет детям детского сада ежедневно общаться со школьниками, наблюдать за их играми на улице, уроками физкультуры, трудом и принимать активное участие в совместных мероприятиях. Для совместной работы школы и детского сада составляется план по преемственности.

Сотрудничество педагогических коллективов осуществляется на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

Перед началом каждого учебного года мы, дошкольное учреждение и школа, заключаем договор по обеспечению преемственности, составляем проект плана совместной деятельности на учебный год. В договоре мы обязательно обозначаем цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности ДОУ и школы на учебный год.

Следующим этапом работы по осуществлению преемственности становится утверждение плана совместной работы между дошкольным учреждением и школой. План совместной работы утверждается ежегодно. Составление и обсуждение проектов плана происходит еще в июне – июле для того, чтобы мероприятия планов были включены в планы работы на учебный год, как школы, так и дошкольного учреждения.

В 2015-2016 учебном году педагогические коллективы ДОУ и школы продолжали работу над решением главной цели – обеспечение качественного дошкольного образования путем совершенствования системы работы по созданию единого образовательного пространства по преемственности воспитания и обучения детей между дошкольным учреждением и школой в направлениях:

Совершенствование системы совершенствование системы непрерывного дошкольного и начального школьного образования;

Сохранение специфики содержания форм и методов в обучении, воспитании и развитии на начальном этапе образования.

Работая над проблемой преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением, педагогические коллективы ДОУ и школы решают основные задачи взаимодействия:

    Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный перспективный характер;

    Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;

    Создание единой стратегии в работе с родителями;

    Обеспечение профессионального роста педагогов.

Основными объектами работы по преемственности были:

    Методическая и психолого-педагогическая работа;

    Работа с родителями;

    Воспитательная работа (связь детских коллективов).

Сотрудничество осуществлялось на уровне планирования работы, анализа содержания программ и проведения методических и практических мероприятий.

В плане работы указаны формы сотрудничества и их содержание, намечены сроки выполнения и ответственные за их выполнение.

В течение учебного года с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения и начальных классов школы в реализации современных подходов по подготовке ребёнка – дошкольника к школьному обучению, изучалась методическая и психолого-педагогическая литература, обсуждалось: содержание и требования программ дошкольного и начального общего образования, планы работы; организовывались педагогические встречи, консультационные дни.

Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомить с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику. При переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и взрослых.

В сентябре месяце педагоги на встрече учителей выпускных 4-х классов и воспитателей подготовительных групп обсуждали задачи и направления, знакомились с планом совместной работы.

Очень важное место в работе по преемственности занимает воспитательная работа (связь детских коллективов ДОУ и начальной школы). Детский сад совместно со школой организует различные мероприятия, на которых встречаются дошкольники и младшие школьники (экскурсии, походы, акции, посещение музеев, спортивные мероприятия, выставки детского творчества). В этом учебном году после праздника проведенного в ДОУ «День знаний» дети подготовительной группы приняли участие в торжественной линейке в школе «1 сентября - День знаний».

Такие мероприятия усиливают интерес детей к школе в большей мере, чем любые другие мероприятия.

В октябре месяце педагоги ДОУ провели информационную компанию: обновили страничку «Родителям будущих первоклассников» на Интернет-сайте ДОУ; в методическом кабинете детского сада организовали выставку методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе»; воспитатели подготовительной к школе группе №9 Рамазанова А.Т. и Рахманова М.Р. оформили в приемной уголок для родителей «Скоро в школу!».

Традиционнойформой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии-обозрения для ознакомления с социумом школы: классами, кабинетами, залами, библиотекой.

В ноябре воспитатель Рамазанова А.Т. совместно с учителями школы провела ознакомительную экскурсию детей подготовительной к школе группы №9, в конце месяца дети подготовительной к школе группы №9 приняли участие в школьном празднике «Посвящение в первоклассники».

Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями велась на протяжении всего учебного года. План работы по преемственности со школой включает разнообразные формы работы с родителями: беседы, встречи, консультационные дни, выставки литературы, педагогические встречи, круглые столы, анкетирование. Особый интерес у родителей вызывают встречи с учителями.

В начале года в подготовительных к школе группах провели родительское собрание на тему «Ваш ребенок будущий первоклассник» , где основными вопросами были: подготовка ребёнка в школу, развитие познавательных и творческих способностей, выбор школ для будущих учеников.

В декабре старшийвоспитатель Шашка О.П. совместно с завучем Власовой И.В. организовали консультационный день «Школа профессиональных родителей» для родителей детей старшего дошкольного возраста по вопросам предшкольной подготовки. Консультационныйдень мы проводим ежегодно педагоги – психологи ДОУ и школы отвечают на возникающие вопросы родителей при подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе.

Огромное значение в преемственности играет взаимодействие педагогических коллективов детского сада и школы, основополагающими факторами здесь становится поиск точек соприкосновения форм, средств и методов дошкольного и начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО.

В ряде мероприятий необходимо отметить семинар-практикум «Подготовка детей к школе посредством использования педагогических технологий» для воспитателей ДОУ проведенный совместно с учителями школы.

Для детей в преддверие новогодних праздников была проведена акция «Мастерская Деда Мороза » изготовление новогодних сюрпризов с участием детей старшей группы №13 и первоклассников МБОУ СОШ № 4.

В январе был организован «Круглый стол» с участием педагогов детского сада и школыпо теме:«Проблемы адаптации воспитанников детского сада к условиям школьной жизни и пути их решения», в ходе которого обсудили вопросы привыкания выпускников ДОУ к обстоятельствам школьного бытия.

Дети подготовительной к школе группы №9 приняли участие в празднике «Прощание с букварём» и выставке художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста детского сада и первоклассников школыв ДОУ № 10 «Берёзка» на тему:«Школа будущего»

Для родителей (законных представителей)детей старшего дошкольного возраста воспитателями Рамазановой А.Т. и Рахмановой М.Р. проведена консультация «Как развить у ребёнка любовь к чтению», и семинар – практикум «Профилактика нарушений чтения и письма».

В феврале старший воспитатель Шашка О.П. совместно с членами методического совета обновили выставку методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе» для воспитателей и родителей. Педагог-психолог Маркова Н.П. провела анкетирование родителей (законных представителей) «Мой ребенок - будущий первоклассник» по результатам которого подготовила консультацию для родителей (законных представителей) «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?».

В рамках празднования дня защитника отечества инструктор по физической культуре Курмеева Н.Н. провела спортивный досуг с детьми подготовительной к школе группы № 9 и команды первоклассников МБОУ СОШ № 4«Будем в Армии служить...» , а воспитатели Рамазанова А.Т. и Рахманова М.Р. организовали посещение школьного музея «Военной славы», что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают стихи, много спрашивают; спортивный зал, актовый зал; беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети сидят за партами, бывают на уроках, ученики обязательно дарят ребятишкам сувенирчики, сделанные своими руками.

В марте продолжили работу с родителями:старший воспитатель Шашка О.П. совместно с воспитателями Рамазановой А.Т. и Рахмановой М.Р. организовали семинар – практикум «Игры для подготовки детей к обучению в школе» для родителей (законных представителей) детей старшего дошкольного возраста.

Педагог-психолог Маркова Н.П. для педагогов ДОУ провела консультацию«Готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению» .

Воспитателями Рамазанова А.Т. и Рахманова М.Р. с детьми подготовительной к школе группы №9 и команды первоклассников МБОУ СОШ № 4 провели познавательную викторину «Я и мои права».

В апреле в детском саду прошел день открытых дверей «Мы сегодня дошколята, завтра мы ученики!» для учителей начального звена МБОУ СОШ №4 и родителей детей подготовительных к школе групп, родители и учителя посетили режимные моменты, занятия по развитию речи и математике, интеллектуально-развлекательную викторину по ПДД «Красный, жёлтый, зелёный» с участием детей подготовительной к школе группы № 9 и команды первоклассников МБОУ СОШ № 4. В конце дня состоялось родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Готовность ребёнка к обучению в школе» с участием учителей, учителя – логопеда, педагога – психолога МБОУ СОШ № 4.

Основными задачами таких дней в детском саду является:демонстрация на практике методов работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также направлений и областей, в которых получают знания наши воспитанники; информирование родителей (законных представителей) о формах, методах, средствах реализации основной общеобразовательной программы.

Просмотренные занятия и образовательные ситуации обсуждались и анализировались, учителя и родители отметили качественную работу воспитателей по подготовке детей к школе, хороший уровень интеллектуального и познавательного развития детей.

Педагогическое мастерство воспитателей получило высокую оценку педагогов школы. Такие встречи позволяют нам педагогам-дошкольникам ориентироваться на требования школы, формировать те знания, умения и навыки, которые необходимы детям для дальнейшего воспитания и образования в соответствии с принципами дошкольной педагогики. Учителя же могут опираться на знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, организовать работу в школе с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

В мае месяце стало традицией обсуждение итогов работы, с участием педагогов ДОУ и МБОУ СОШ №4, в 2015-2016 учебном году провели в форме круглого стола по теме: «Подведение итоговработы по преемственности со школой за истекший учебный год. Проблемы. Поиски. Решения» . В процессе четырёхлетнего пребывания ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который учитывается педагогами при переходе в начальную школу. В конце учебного года педагоги-психологи, логопеды ДОУ и школы обсуждали вопрос перехода дошкольников на начальную ступень образования.

Также традиционно из года в год в детском саду проводится праздник для дошкольников «До свидания, детский сад» с участием бывших выпускников ДОУ.

В 2015-2016 учебном году 34 выпускника: 29 воспитанников планируют поступить в первый класс МБОУ СОШ № 4; 2 воспитанника - в первый класс МБОУ СОШ № 6; и по одному воспитаннику поступить в школы №2,3,8.

Работа по подготовке детей к обучению в школе осуществляется в течение всего учебного года всеми педагогическими работниками детского сада:

Воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре реализуют рабочую программу, разработанную на базе основной общеобразовательной программы МАДОУ ДС №10 «Березка» формируя необходимые знания, умения и навыки детей необходимые для обучения;

Педагог-психолог, осуществляя психологическое сопровождение основной общеобразовательной программы, помогает педагогам осуществлять профессиональную деятельность в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, подбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания; организует консультирование родителей по вопросамподготовки детей к обучению; проводит игровые ситуации общения с элементами психологическоготренинга по формированию мотивационной готовности детей к обучению.

В рамках психодиагностической работы в ДОУ проводятся исследования уровня интеллектуального развития и познавательных процессов детей групп общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет: (подготовительные группы): памяти, внимания, восприятия, наглядно-образного и логического мышления.

В апреле 2016 года была проведена диагностика выявления психологической готовности ребенка к школе с детьми групп общеразвивающей направленности от 6 до 8 лет – 34 ребенка.

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (мотивационная готовность) за 2013-2016 гг.

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Сформирована

Не сформирована

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (волевая готовность) за 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (интеллектуальная готовность) за 2013-2016 гг.

Учебныйгод/ количествовыпускников

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Уровень школьной готовности детей-выпускников детского сада (моторно-зрительная готовность) за 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Результаты обследования уровня сформированности социально – коммуникативной компетентности детей-выпускников детского сада 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Уровень социально-коммуникативной компетентности

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Результаты исследования тревожности детей детей-выпускников детского сада 2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Уровни тревожности

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Результаты диагностики уровня развития самооценки детей-выпускников детского сада2013-2016 гг.

Учебный год/ количество выпускников

Уровни самооценки

Количество детей, %

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Оптимальная самооценка

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Результаты исследования мотивации учения детей-выпускников детского сада2013-2016 гг.

Критерии

2013 – 2014уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

72 воспитанника

63 воспитанника

34 воспитанника

Познавательная

Внешне позиционная

Ориентация на оценку

Игровая дошкольная

В 2015-2016 учебном году совместно с 24 воспитанниками подготовительной группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет, в школу выбывает 10 воспитанников старших групп общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет. Этим, можно объяснить наличие выпускников имеющих недостаточную сформированность отдельных видов готовности к обучению в школе, в случае прохождения ими программы обучения и воспитания в детском саду в подготовительной группе уровень их готовности мог бы быть сформирован в более высокой степени.

Результаты психологического обследования детей-выпускников детского сада носят стабильно высокий характер, незначительные колебания динамики обусловлены индивидуальными особенностями их психического развития.

У 33 воспитанников(97%) детей сформирована мотивационная готовность. Низкий уровень волевой готовности наблюдается у 1 воспитанника (3 %).

Высокий уровень интеллектуальной готовности детей к обучению в школе составляет 35% (12 воспитанников), средний - 62% (21 воспитанник), низкий - 3% (1 воспитанник).

Моторно-зрительная готовность детей составляет 44 % высокого уровня, низкого – 15 %.

Анализ результатов психологического обследования свидетельствует о устойчивых положительных показателях по всем компонентам психологической готовности.

Результат, достигнут за счет качественной, системной работы педагогического коллектива по воспитанию, обучению и подготовке детей к следующей ступени образования - обучению в школе.

Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.

Проблема адаптации первоклассников к новым условиям обучения отличается особенной актуальностью. Её изучению достаточно много внимания уделяют детские психологи, учителя, врачи и деятели науки. Изучив вопрос всесторонне, специалисты пришли к выводу, что одним из факторов, влияющих на успешность адаптации первоклассника в социуме, является преемственность в работе детского сада и школы.

Создание целостной образовательной среды

Время дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования и развития основополагающих навыков и умений. Ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игровая. Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, мышления, воображения - также происходит активно в период дошкольного возраста. При переходе из детского сада в школьное учреждение в организме и психологии ребёнка происходит перестройка. Переход от игры к связан с возникновением некоторых трудностей в восприятии ребёнком самого процесса обучения. Преемственность в работе детского сада и школы подразумевает создание особой, целостной образовательной среды между этими звеньями непрерывного образования в единой системе. Главная цель, преследуемая учебными учреждениями при организации такой единой образовательной среды, - это обоснованная выработка единого подхода к обучению и воспитанию.

Механизмы создания системы преемственности между учебными учреждениями

Прежде чем приступить к решению проблемы, обеспечивающей преемственность детского сада и школы, администрациям обоих учебных учреждений стоит заключить договор о сотрудничестве, на основе которого и будет осуществляться сам процесс. Учитывая разницу в специфике функционирования учебных заведений, стоит разработать совместный проект по созданию благоприятных условий при переходе из одной системы обучения в другую. Первым масштабным совместным мероприятием, обеспечивающим преемственность детского сада со школой, должен стать мониторинг адаптированности детей к разным условиям образовательной среды. Мониторинговое исследование начинается в период пребывания ребёнка в дошкольном учреждении и продолжается в школьном социуме. Комплекс совместных мероприятий специалистами обоих учреждений планируется с учётом первичных данных мониторинговых исследований.

Основные направления создания единого образовательного социума

При создании единого образовательного пространства необходимо учитывать ряд факторов, в первую очередь тот, что в системе должны быть задействованы все участники учебно-воспитательного процесса. Первым направлением создания системы единого социума между учебными учреждениями будет работа с педагогическими коллективами. Следующими будет работа непосредственно с дошкольниками и их семьями.

Основные задачи сотрудничества

Первой и главной задачей, стоящей перед педагогическими коллективами, является создание благоприятных условий для прохождения процесса перевода ребёнка из детского сада в школьное учебное учреждение. В последнее время возникает достаточно много разногласий по поводу структурных составляющих интеллектуальной готовности ребёнка к учёбному процессу, поэтому довольно актуальной задачей также является совместная работа по улучшению подготовки к обучению в школе шестилетних детей. При этом особый акцент делается на формирование у малышей интереса к школьной жизни. Помощь родителям в понимании их роли в сопровождении ребёнка на этапе перехода из одного учреждения в другое стоит ведущей задачей как перед работниками школы, так и перед педагогами детского сада.

Суть методической работы в обеспечении преемственности

Так как методическая работа планируется и проводится непосредственно с педагогическими работниками, то осуществляется она через проведение аналитических и практических мероприятий, совместных педагогических чтений, тематических педагогических гостиных. Тематика проведения планируется заранее, ориентировочными направлениями будут: «Преемственность детского сада и школы: трудности и перспективы», «Основные проблемы первоклассников в первые недели обучения». Целесообразно планирование и проведение взаимопосещения педагогами занятий и утренников. Это даст возможность учителям обратить внимание на имеющиеся трудности у малышей и спланировать будущую учебную деятельность с учётом уже выявленных проблем.

Сотрудничество образовательных учреждений с семьёй

Важную роль в организации сотрудничества семьи и учебного учреждения играет формирование представлений педагогов и родителей друг о друге. Восприятие воспитателей детьми несколько отличается от восприятия ими учителя, в силу специфики деятельности педагога. Преемственность детского сада и семьи в организации воспитательного воздействия на ребёнка начинается в момент поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Воспитатель воспринимается малышом как вторая мама, при условии, что педагог владеет всеми необходимыми навыками эмпатии и профессиональными навыками. Следовательно, сами родители готовы прислушиваться к советам и рекомендациям воспитателя, выполнять их, обращаться за помощью при необходимости.

Учитель начальных классов с первоклассником оказывается на некоторой дистанции, непонятной ребёнку, привыкшему к тому, что педагог - близкий человек и первый помощник. Правильно и вовремя перестроить восприятие ребёнком учителя - совместная задача членов семьи и сотрудников учебных учреждений. Реализуется это направление за счёт проведения общих родительских собраний, встреч родителей с будущими учителями, работы клубов для родителей. При условии профессионального проведения всех запланированных мероприятий преемственность детского сада и семьи максимально способствует формированию адекватной системы восприятия детьми школы и школьных педагогов.

Сопровождение воспитанников на этапе перехода

Главным направлением работы учебных учреждений, обеспечивающим полноценную преемственность в работе детского сада и школы, является работа с детьми. Реализуя это направление, педагоги ставят перед собой задачу расширить представление малышей о школе, школьной жизни, учебных занятиях, специфика которых несколько отличается от специфики проведения занятий в детском саду. Ребёнок при переходе на следующую ступень обучения под названием "школа" не должен ощущать, что он попадает в абсолютно новую для него среду, но продолжает находиться в единой системе "детский сад - начальная школа". Преемственность осуществляется за счёт проведения походов в школу с ознакомительной целью. Происходит знакомство воспитанников с Преемственность детского сада и начальной школы успешнее реализуется в тех учебных учреждениях, где воспитанники контактируют с учениками на игровых и развлекательных мероприятиях.

Адаптационные занятия для семилеток в школе

Для ознакомления детей со спецификой школьной жизни и проведения вводных учебных занятий педагогами школ проводятся ознакомительные уроки для будущих первоклассников в течение некоторого времени перед поступлением в школу. Посещение малышами таких занятий, как показывает опыт, оказывает благоприятный эффект на формирование адаптивных процессов психики ребёнка. Дети, которые посещали адаптационные занятия в системе, легче воспринимают смену на учебную, быстрее адаптируются в новом коллективе. При этом они неплохо также справляются с новой ученика, позитивно воспринимают нового педагога. Преемственность детского сада и школы в этом случае реализуется за счёт совместного посещения школьных занятий воспитанниками совместно с воспитателем.

Школа будущего первоклассника

Дошкольные учреждения, со своей стороны, обеспечивают сопровождение выпускников на этапе перехода на новую ступень обучения, организуя работу "Школы будущего первоклассника". Такая школа функционирует в детском саду ориентировочно с октября по май месяц учебного года. На первое заседание, проходящее под тематикой «Детский сад - начальная школа: преемственность в работе» в обязательном порядке приглашаются учителя будущих первоклассников, где и происходит первое знакомство воспитателя, выпускающего детей, и учителя, принимающего малышей. Последующие заседания школы проводятся с учётом проведённой диагностики детей, анкетирования родителей. С результатами желательно ознакомить и будущих педагогов, тем самым обеспечивая преемственность детского сада и школы. План работы "Школы будущего первоклассника" составляется заранее и согласовывается с администрацией и педагогическими коллективами учебных учреждений.

Профилактика психосоматических расстройств

О благоприятном течении жизни в первую очередь говорит состояние его физического здоровья. Специалисты-медики констатируют рост нарушений здоровья и возникновения заболеваний именно в первый период после поступления ребёнка в первый класс. Это даёт основания предполагать психосоматическую основу таких расстройств, особенно в тех случаях, когда у ребёнка ранее симптомы заболевания не проявлялись. В тех учебных учреждениях, где педагогические коллективы всесторонне организовали преемственность детского сада и школы, психологи констатируют минимальное количество психосоматических нарушений здоровья у первоклассников. Следовательно, организация сотрудничества детского сада и школы с целью обеспечения преемственности в работе учебных учреждений помогает не только улучшить качество учебного процесса, но и сохранить физическое здоровье учеников.

Проект «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС»

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования. К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.

Следует подчеркнуть, что проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Целью проекта является создание и апробация эффективности модели преемственных связей между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО.

Задачи проекта направлены на:

1. Изучение и анализ существующего опыта реализации ФГОС НОО (достижения, проблемы, перспективы).

2. Формирование пакета нормативно-правовой и учебно-методической базы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

3. Установление уровня преемственных связей ФГОС ДО И НОО.

4. Обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

5. Разработку и согласование с начальной школой модели выпускника в соответствии с ФГОС.

6. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу подготовки детей к школе.

Основные формы работы со школой в ДОУ:

Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

Взаимопосещения специалистов дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждения;

Проведение совместных мероприятий (совместные спортивные праздники, развлечения и т. д.);

Проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы.

Работа с детьми:

Экскурсии в школу

Посещение школьной библиотеки, школьного музея

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Совместные праздники и соревнования.

Ожидаемый результат:

Проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, а именно: разработанная Программа преемственности между ДОО и начальной школой, которая будет способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.

Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным, т. к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.

Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада.Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....

Доклад: «Преемственность в коррекционной работе учителей - логопедов детского сада и школы в соответствии с ФГОС»

Цель системы преемственности – развитие всех детей, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка независимо от социального положения, его развития, материального уровня жизни. Проблема преемст...

Татьяна Егорова
Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»

Наш детский сад ведет работу по преемственности со школой уже не первый год . Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким , учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении , помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

При поступлении в школу , важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником , когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых страхов, связанных со школьной жизнью . Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения, поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Актуальность

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы . Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том , что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.

В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу , ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.

Проблема : недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы .

Вид проекта : информационно-практико-ориентированный

Тип проекта

По срокам реализации : долгосрочный

По целевой установке : образовательный

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы ;

Выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы ) ;

Педагоги и специалисты ДОУ;

Учителя начальной школы ;

Родители.

Цель : обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования .

Задачи :

Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;

Обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника ;

Создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;

-выработать единую стратегию в работе с родителями ;

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

Этапы реализации проекта

Создание развивающей среды в группах :

- «Уголок школьника » ;

Уголок «Читаем сами» ;

Уголки для игр «в школу » ;

Картотека разнообразных игр;

Условия для социализации ребенка : обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;

Игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.

Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе

Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни , школьниках , их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей» . Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе . Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами , с работниками школы . Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма.

Встречи с выпускниками и учителями :

Выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём » ;

Проведение выпускного утренника в детском саду ;

Составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.

Результаты реализации проекта :

Речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас;

Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;

Они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;

У детей, родителей, выпускников появился интерес к сотрудничеству, партнерству;

Адаптационный период у первоклассников прошел благоприятно;

У учителя начальной школы появилась мотивация к взаимодействию с ДОУ.

План работы по реализации проекта

«Преемственность в работе МБДОУ ЦРР – Детский сад №7 и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов № 2»

№ Мероприятие Участники Сроки проведения

1. Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы завуч школы , старший воспитатель детского сада

сентябрь

2. Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка » завуч начальных классов , старший воспитатель

сентябрь-октябрь

Проведение праздника «День Знаний» дети старшей и подготовительной к школе групп , педагоги детского сада

4. Оформление уголков в группе для игры «Школа » дети и родители сентябрь

5. Подборка книг о школе . Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников октябрь

6. Организация в методическом кабинете выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе »

педагоги, родители воспитанников

7. Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы октябрь

8. Педагогический совет «Итоги предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы» заведующая, старший воспитатель, педагоги ДОУ

9. Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы ноябрь

10. Посещение учителями начальных классов школы № 2 занятий по математике, обучению грамоте в детском саду учителя начальной школы , воспитатели

11. Оформление наглядного материала для родителей будущих первоклассников (стенды, папки-передвижки) воспитатели ноябрь

12. Концерт для

дошкольников учащиеся школы ноябрь

(в дни школьных каникул )

13. Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Скоро в школу » администрация, учитель начальной школы , родители воспитанников

14. Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности, «Зачем учиться в школе дети и воспитатели подготовительной к школе группы

в течение года

15. Познавательный досуг с элементами кукольного театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения) дети подготовительной к школе группы

16. Экскурсия детей подготовительной группы в школу дети , воспитатели, завуч, учителя начальной школы декабрь

17. Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе » дети подготовительной группы декабрь

18. Консультация для воспитателей «Мотивационная готовность детей к школе » старший воспитатель, воспитатели

19. «Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда) школьники -выпускники ДОУ и воспитанники детского сада

Физкультурный праздник «Юные олимпийцы» дети подготовительной группы, первоклассники и родители

21. Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп

22. Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду ».

педагоги ДОУ и школы

23. Консультация : «Скоро в школу » родители подготовительной группы

24. Анкетирование родителей детей предшкольного возраста педагоги ДОУ, родители

25. Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада дети , родители, педагоги детского сада апрель

26. День открытых дверей в школе . Выступление детей на родительском собрании в школе «Скоро в школу мы пойдем » педагоги, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Собеседование с завучем начальных классов . Анализ успеваемости выпускников детского сада за учебный год старший воспитатель, завуч начальной школы

28. Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники » ; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики ; иллюстрации «Все о школе »

дети, родители, педагоги детского сада

Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства » дети, родители, педагоги детского сада (приглашаются учителя начальной школы )

Литература :

1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе », Москва, Школьная пресса , 2008.

2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе : пособие для родителей; под ред. В. А. Доскина. – М.: Просвещение, 2007.

3. «Поговорим о преемственности » , Р. Стеркина, «Обруч» , №1, 1997г.

4. «Преемственность : так в чем проблема?» , Е. Сербина, «Обруч» , №1, 1997г

5. «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка»,- О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.

6. Преемственные связи ДОУ , школы и родителей будущих первоклассников : Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.