Урок формирование политической карты мира. Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира

Открытый урок по географии на тему: Формирование политической карты мира.

Проведен в 10 классе 17 февраля 2015 года в рамках семинара учителей географии «Современные технологии в преподавании географии»

Цель:

Рассмотреть и систематизировать изменения, произошедшие на политической карте мира;

Задачи:

Образовательные: - рассмотреть понятие «Политическая карта мира» в широком и узком смысле;

- изучить периоды формирования политической карты мира и их содержание;

Дать качественную и количественную характеристику политической карте мира;

Познакомить с понятиями «страна» и «суверенитет»,

Развивающие : - совершенствовать навыки работы со специальными картами, статистическим материалом и компьютером, и на основе этого делать соответствующие выводы, умозаключения;

Воспитательные: - продолжить формирование коммуникативных навыков, воспитывать умения работать в малых группах;

Развитие способности к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование высоких моральных и волевых качеств, необходимых привычек поведения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Базовый уровень: давать определения понятиям, различать качественные и количественные изменения на политической карте мира, приводить примеры;

Повышенный уровень: оценивать влияние исторических событий на формирование ПКМ, прогнозировать дальнейшие события на политической карте мира исходя из современной ситуации, используя информацию современных СМИ;

Формировать следующие УУД:

Личностные:

формирование географической культуры личности, расширение географического кругозора, гражданского патриотизма, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, готовность и способность принимать помощь и мнение старших.

Регулятивные : учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, в сотрудничестве с учителем, классом, находить несколько вариантов решения учебной задачи, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные : пользоваться тематическими картами, таблицами, схемами, строить сообщения в устной форме, строить логическое рассуждение и делать выводы, умение определять понятия; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Коммуникативные : выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению, формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение;

Образовательные технологии :

исследовательский метод, метод групповой работы.

Оборудование : настенные карты «Политическая карта мира», «Политическая карта Европы», политический глобус, проектор мульти – медиа, электронная презентация к уроку: «Формирование политической карты мира» , дополнительная литература: «Все о странах мира». Атлас справочник.

Индивидуальное оборудование : учебник Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина, География. Современный мир: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, Географический атлас, мобильные телефоны с выходом в Интернет, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», смайлики.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические; объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, исследовательские, репродуктивные.

Тип урока: изучение нового материала

Винакурова Ж.И.: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я решила начать с загадки.

Слайд 1

В географии чертёж

На ковёр большой похож.

На нём каждая страна

Из конца в конец видна.

Что это такое?

Ответы обучающихся: политическая карта мира.

ВЖИ: Действительно, изучив вопросы, касающиеся культуры, цивилизаций и религий мы подошли к разделу «Политическая карта мира».

Слайд 2

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова:

«Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность: международное положение, место стран в современном мире. Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важнейший инструмент для исследований, в том числе в политической географии – ветви экономической и социальной географии»

Какую информацию несёт ПКМ?

Со всеми ли доводами, сказанными в эпиграфе вы согласны?

Какие процессы не отражает ПКМ?

Ответы обучающихся

С политической картой мира мы работали и в предыдущих курсах географии. Как вы думаете: какие вопросы мы должны рассмотреть сегодня на уроке? Обратите внимание на вопросы в начале параграфа 20.

Ответы обучающихся: вопросы формирования политической карты мира, дать количественную и качественную характеристику политической карты мира, что бы перейти к изучению главных объектов ПКМ.

Тема нашего урока: Формирование политической карты мира (открывается слайд 3)

Слайд 4 Сегодня на уроке мы рассмотрим понятие «политическая карта мира» в узком и широком смысле, используя знания истории, литературные источники, рассмотрим периоды формирования политической карты мира, познакомимся с понятиями «Страна» и «Суверенитет», дадим качественную и количественную характеристику политической карте мира.

Для работы на уроке нам понадобится учебник География. Современный мир Гладкий, Николина, «Мой тренажёр» автор В.В. Николина, географический атлас, таблица «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», дополнительная литература и телефоны с выходом в Интернет.

Слайд 5 (из 5 - 6 изображений ПКМ в разные периоды)

Многоликий природный фон Земли дополняется культурно – историческим и социально – экономическим разнообразием стран и народов. Множественный характер состояния культуры и цивилизации отражает политическая карта мира. Она включает взаимосвязанные объекты: географические (страны, территории) и этнические (народы). Поэтому облик мира всегда определяется пространством, где происходят события жизни, временем их свершения и народами, существующими в пространстве и времени в качестве действующих персонажей на театре истории. Поскольку мы будем говорить о политической карте, об этапах её формирования, давайте проанализируем карту и дадим определение: что же такое «Политическая карта»?

Ответы обучающихся

Слайд 6

Политическая карта – 1) в широком смысле – свод сведений о политической географии мира, совокупность стран и народов, взятых во всей исторической сложности общественных отношений;

2) в узком смысле – специальная карта, отображающая территориально – политическое деление земного шара.

Винакурова Ж.И. Современная политическая карта мира – итог нескольких тысячелетий её развития. В процессе её формирования выделяют несколько периодов.

Характеристика исторических периодов формирования ПКМ.

Выступление обучающихся по выполненным опережающим заданиям:

Слайд 5 Древний период Тамарова Т.(работает с картой Древнего Египта + видеофрагмент о Древнем Риме) Проходят столетия и тысячелетия, а интерес к истории народов не утихает.

Слайд:6 Средневековый период Татьянченко Т.

Слайд 7: Новый период: Позднякова А.(карта «Великие географические открытия» и портреты первооткрывателей)

Слайд 8 : Новейший период Гекова изменения после 2 мир.войны

(карта изменения после 1 мир. войны)

Слайд 9: Современный период Рукин Н.

ВЖИ: Как вы думаете, какие изменения возможны на ПКМ в ближайшие 50 лет?

Ответы обучающихся

Коллаж из фото: мировых войн, «горячих точек» и др.

Используя текст п.5 учебника, дополнительную литературу и интернет – ресурсы выполните задание №2 на с.18 в «Мой тренажёр» авторы Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.

По завершении работы обучающиеся называют особенности формирования политической карты мира каждой эпохи.

Александр Украйченко Читает ученик Аникеев А.

Политическая карта мира

Сто лет назад мир был иным

Взгляните - ка на карту:

Колонии рассеялись как дым,

И стали суверенны государства.

Изменчив мир, он не стоит на месте,

Границы движутся туда – сюда.

В мире стран сейчас за двести,

Их чисто меняется всегда.

Далее мы будем работать в группах. Поскольку в классе 8 человек, у нас получится 2 группы. Каждая группа выбирает предложенные задания и работает по ним. Вы можете использовать все имеющееся у вас оборудование и телефоны для выхода в Интернет.

Слайд 7

Задания 1 группы : Распечатано для группы

Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны» и политической картой мира

Ответьте на вопросы:

  1. Какой год можно назвать годом Африки. Почему?
  2. Характерной чертой Политической карты мира после второй мировой войны является крушение колониальной системы и появление десятков освободившихся стан. Укажите часть света с наибольшим количеством стран, добившихся политической независимости в этот период.

Задание 2 группы: Распечатано для группы

1. Работая с таблицей «Страны, добившиеся политической независимости после второй мировой войны», политической и контурной картами мира ответьте на вопросы:

1.Что объединяет следующие страны: Мали, Камбоджа, Габон?

А) Эти страны являются однонациональными;

Б) Это бывшие колонии Франции;

В) имеют выход к Индийскому океану.

2.Нанесите на контурную карту государства Океании, добившиеся политической независимости в 1986 году.

Выступление групп по предложенным вопросам.

Слайд 8. Характеризуя данные изменения на ПКМ уместно объяснить понятия: «страна» и «суверенитет». Попробуйте самостоятельно найти определения этих понятий, используя телефоны с выходом в интернет и словари. Один человек работает с ноутбуком.

Страна - в политико - географическом отношении – территория, имеющая определённые границы, пользующаяся государственным суверенитетом или же находящаяся под властью другого государства.

Суверенитет – независимость государства во внешних или внутренних делах; основной принцип современного международного права и международных отношений.

Сегодня мы познакомимся с качественными количественными изменениями, происходящими на политической карта мира.

Слайд 9

Анализ рис.31 на с.88. Назовите количественные изменения и приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Назовите качественные изменения на политической карте мира и приведите примеры.

Ответы обучающихся.

Наш урок подходит к концу. Давайте выполним несколько заданий на закрепление материала.

Слайд 10

Определите, в каких случаях речь идёт о качественных изменениях на политической карте мира, а в каких – о количественных?

В 1990 г. Йеменская Арабская республика НДРЙ объединились в единое государство – Йеменская республика.

По данным института морской геологии и геофизики ДВО РАН в результате землетрясения в Невельске 2 августа 2007 года морское дно поднялось и образовался участок суши общей площадью 3 км2. К образованию ещё одного участка в 1.5км2 ПРИВЕЛО ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛ КАНА Пик Сарычева на курильском острове Матуа в июне 2009г.

В 1993 году возникло новое государство Эритрея (бывшая провинция Эфиопии на берегу Красного моря).

Часть территории Нидерландов – это земли, отвоёванные у моря, что привело к изменению политической карты страны.

Слайд 11 Какого региона на ПКМ изменения коснулись в наименьшей степени, и его можно считать самым устойчивым регионом на ПКМ?

Слайд 12.Какой регион самый богатый на образование новых государств?.

Ответы обучающихся.

Слайд 13 Баренцево море

15сентября 2010 года Президент РФ и премьер – министр Норвегии подписали договор о разграничении зон юрисдикции в Баренцевом море.

Фото. О каких изменениях идёт речь?

Вывод: ПКМ свойственна высокая динамичность. Она отражает главные политико – географические изменения, образование новых независимых государств, слияние одного государства с другим, изменение площади государства, столиц и многое другое. Все эти элементы составляют основное содержание политической карты мира.

Рефлексия:

Самооценка.

Ребята, каждому из вас предлагается заполнить таблицу, где вы должны оценить свою работу на уроке.

Моя оценка за работу на уроке

Что я узнал?

Чему я научился?

Назовите ваши оценки, что вы узнали, в чем ещё затрудняетесь?

Если бы вы сейчас писали другу СМС о проведенном мероприятии, то какой бы смайлик вы поставили в конце?

Обучающиеся поднимают смайлики.

Сегодня мы рассмотрели этапы формирования ПКМ, работали с разными источниками информации, делали выводы, работали по заданиям. Вы активно работали в течение всего урока. Запишите домашнее задание.

Слайд14

П.20 и для учащихся, желающих получить более высокую оценку предлагаю выполнить задание №9 на с.89.

Слайд 15

Спасибо за внимание

Тема урока: Политическая карта мира.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

    Совершенствовать знания о политической карте мира.

    Познакомиться с этапами формирования политической карты мира.

    Уметь объяснять количественные и качественные изменения на политической карте мира.

    Совершенствовать умения работать с политической картой мира.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: Политическая карта мира, раздаточный материал, атлас 10 класса, учебник.

Ход урока:

    Организационно целевой этап:

Приветствие:

— выявление отсутствующих учеников.

Проверка домашнего задания

2. Актуализация учебных знаний, их обобщение: Путешествие по физической карте мир «5 -ти минутка». Проходит в несколько этапов:

1этап: Ученики в паре спрашивают друг у друга физическую карту мира, по очереди. (Например: горы, равнины, реки, острова и т.д.)

2 этап: У доки по карте показывают учителю географические объекты, на время. (Физическую карту).

3 этап: Закрепление — ученики по памяти пишут все ему известные географические объекты с физической карты мира. Кто больше.

4этап: Подведение итогов.

3. Проверка домашнего задания по вопросам.
— Что изучает социально-экономическая география мира?

(Экономическая и социальная география мира – это общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества. Социология – наука об обществе, о поведении людей.)
— Какие историко-географические регионы существуют в мире?

(Историко-географические регионы мира. Древними цивилизованными районами мира были долины Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ и Янцзы, а впоследствии территории Древнего Рима и Древней Греции.)
— Какие источники географических знаний для вас наиболее удобны в использовании и являются наиболее информативными?(Источником географических знаний служат: карты атласы учебники по географии справочники по географии журналы по географии книги по географии фотоснимки(снимки со спутника и др.)и т.д.
— Какие методы вы применяли при составлении опорных схем «Источники географических знаний» и «Методы географических исследований» ?(При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти географический объект по ассоциации).
— Назовите ведущих ученых экономика – географов. (Баранский Н.Н. и т. Д.)

4. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
— Рассмотрите политическую карту мира в атласах (страница3-4) ,а также на доске, и попробуйте сформулировать понятие «политической карте мира» (все варианты записываю на доске).
— А сейчас из записанных слов выделите существенные фразы, ключевые слова. В результате у нас сформировалось несколько определений.

Ответ: Политическая карта мира - географическая карта , отражающая страны мира , их форму правления и государственного устройства . Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: образования новых независимых государств, перемену их статуса, слияние и разделение государств, утраты либо приобретение суверенитета , изменение площади государств, замену их столиц , изменение названия государств и столиц, перемену форм государственного правления и т. д.

5. Изучение нового материала.
1)Политическая карта мира.
Ваше толкование понятно, поскольку в социально-экономической географии понятие «политическая карта мира» используется в узком и широком смыслах. В узком смысле политическая карта мира – это географическая карта Земли, на которой отображены все страны и государства мира, их границы и столицы, некоторые другие географические объекты, имеющие важное политическое значение (поселения, пути сообщения и др.)

2). Работа с учебником. Параграф №1и 2.прочитать и ответить на вопросы:

Что такое политическая география?(Политическая география — это отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности ее изменения)

Чем отличается политическая география от физической географии? (Если в физическое географии изменения происходят медленно (изменение климата, движение литосферных плит, землетрясения, извержения вулканов), то в экономической, политической и социальной географии изменения происходят ежедневно. География осуществляется здесь и сейчас (изменение границ, вступление России в ВТО, политические потрясения, которые приводят к экономическим и социальным изменениям и др.)

Запись определений в тетрадь

Разберем и запишем. (Устно проговариваем каждую причину)

Причины изменения формирования политической карты мира

    революция

    национально-освободительные движения

    война

    религиозно-этнические конфликты

    изменения экономической формации

    изменения государственного строя

Работа с учебником:

Этапы формирования политической карты

    Древний (до V в. н.э. Возникновение и крушение первых государств)

    Средневековый V –XVI вв. (Возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии)

    Новый XVI – XIX вв. (Формирование колониальной империи)

    Новейший (1 пол. XX в. Формирование социалистических стран, распад колониальной системы)

    Современный:

1 этап – возникновение мировой социалистической системы, образования независимых государств в Азии (40-50-е годы XX в.)

2 этап – образование независимых государств, главным образом в Африке (60-70-е годы XX в.)

3 этап – крушение социалистической системы, глубокие изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы XX в.)

Самостоятельная работа: Найти в учебнике в параграфе №1определения по группам, у каждого варианта свои карточки.
Группа 1. Определите правовой статус понятий «страна», «государство».

(Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории. Страна — это государство, занимающее определенную, строго ограниченную территорию.)
Группа 2. Объясните суть государственного суверенитета. (Суверените́т - верховная власть, верховенство, господство) - независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти.)

6. Закрепление новых знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа в тетради.

На основе политической карты мира в атласе и дополнительного материала выпишите в тетрадь, а затем нанести на контурную карту.

а) семь самых больших по территории стран мира; (1. Россия- 17 102 345 2. Канада- 9 976 139 3. Китай -9 640 821 4. США- 9 522 057

5.Бразилия- 8 511 965 6. Австралия- 7 686 850 7. Индия- 3 287 590)

в) десять стран мира с численностью населения свыше 100 млн. человек (Китай1 347 350 000 2.Индия1 223 442 000 3.США314 347 000 4.Индонезия237 641 326 5.Бразилия197 059 000 6.Пакистан176 728 500 7.Нигерия166 629 383 8.Бангладеш152 518 015 9.Россия145 452 581 10.Япония126 400 000)

с) 5 примеров полуостровных и 5 островных стран, 2 архипелага;

(Полуостровные Саудовская Аравия, Дания, Южная и северная Кореи

Островные Куба, Великобритания, Новая Зеландия

Архипелаги Микронезия, Полинезия, Япония, Индонезия Великобритания (если считать Ирландию северную вместе с ней)

д) 5 примеров внутриконтинентальных стран (1. Андорра
2. Афганистан 3. Ботсвана 4. Австрия 5. Бутан)

7. Итог урока: Так что же собой представляет политическая карта мира?

    По каким признакам выделяют суверенные государства?

    Перечислите основные этапы формирования политической карты мира.

8. Домашнее задание.

    Проработать параграф учебника №1-2.

    Узнать из дополнительных источников информации об очагах военных или политических конфликтов в мире и отметить их на контурной карте.

    Подготовиться к практической работе.

На современной политической карте мира обозначаются географическое положение стран, их политико-административная структура. Отражаются главные политико-географические изменения: возникновение новых независимых государств, смена политического устройства стран, изменение их границ и территорий, названия стран и столиц и др. Политическую карту мира и закономерности изменений на ней исследует отрасль географии, называемая политической географией.
Политическая карта мира отражает государственное устройство стран, особенности их государственной системы управления, взаимоотношения между государствами, а также региональные конфликты, возникающие в связи с определением государственных границ и расселением населения. Политическая карта мира постоянно меняется. Этому способствуют факторы:
- войны на различных уровнях;
-лишение страны независимости, изменение границ территории;
-межгосударственные и международные соглашения;
-формирование новых независимых государств;
-изменение названия страны и столицы;
-распад и объединение государств;
-изменение устройства и государственной системы управления страной;
-перенесение столицы страны в другой город.
Все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира, условно делят на два периода: новый – с 17 века до первой мировой войны и новейший – с Первой мировой войны до сегодняшнего дня. Новейший период делится на 4 этапа. 1-ый этап с 1918 по 1945, 2-ой с 1945 по этап 3-ий этап с 1945 по 1985, 4-ый этап с 1985 г. по настоящее время.
На современной политической карте мира насчитывается более 200 государств, объявивших о своей независимости. Среди них, количество стран, признанных на международном уровне – 191. К ряду объектов современной политической карты мира относятся 67 зависимых территорий, не имеющих статуса самостоятельного управления.

Тестовые вопросы

1.Как называется отрасль географии, исследующая политическую карту мира и закономерности изменений на ней?
A) экология
B) физическая география
C) биология
D) политическая география

2.Сколько независимых государств насчитывается на современной политической карте мира?
A) 400
B) 300
C) 200
D) 100
3. На какие 2 периода условно делят все события, относящиеся к формированию современной политической карты мира?
A) старый и новый
B) новый и современный
C) новый и новейший
D) старый и новейший

2. Сколько независимых территорий насчитывается на современной политической карте мира?
A) 27
B) 47
C) 67
D) 87
Глоссарий
Русский язык
Казахский язык
Английский язык
Социально-экономическая география
Әлеуметтік-экономикалық география
Social-economic geography
Географические открытия
Географиялық ашулар
Geographical openings
Великие путешественники
Атақты саяхатшылар
Great travelliers
Исследования
Зерттеулер
Studies
Политическая карта мира
Дүние жүзінің саяси картасы
Political card of the world
Периоды формирования
Қалыптасу кезендері
Periods of the shaping
Независимые государства
Тәуелсіз мемлекеттер
Independent state
Территория
Аумақ
Territory
Темы СРС

1) Изучить тему «Земля как планета». Л1, стр. 5-9.

Темы СРСП
1) На основе схемы 5 провести анализ изменений, происходивших на политической карте мира на примере одного государства. Л1, стр. 78-81.

учитель географии МОУ СОШ 176

Слайд 2

1. Этапы формирования политической карты мира

2. Деление стран:

3. Политическая география

Слайд 3

Этапы формирования политической карты мира

  • Древний (до V в. н. э.)возникновение и крушение первых государств.
  • Средневековый (V – ХVIвв.) – возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии
  • Новый (ХVI- ХIХ вв.) – формирование колониальной империи.
  • Новейший (первая половина ХХ в.) – формирование социалистических стран, распад колониальной системы
  • Современный (вторая половина ХХв –современный период)
  • Слайд 4

    Изменения на карте

    • Количественные
      • Территориальные
      • приобретения,
      • потери,
      • добровольные уступки
    • Качественные
      • смена формаций
      • завоевание суверенитета
      • введение нового государственного устройства
  • Слайд 5

    Уровень социально – экономического развития. Выраженный через показатель ВВП и ИЧР

  • Слайд 6

    Страны с переходной экономикой

    Бывшие социалистические страны:

    1. Восточная Европа (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария…) Их можно отнести к экономически развитым странам

    2. Постсоциалистические и социалистические страны (Лаос, Вьетнам..). Их можно отнести к развивающимся странам

    Слайд 7

    Развивающиеся страны

    • Ключевые страны – обладают большим природным, людским и экономическим потенциалом. ВВП 350 долларов.
    • Страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. ВВП 1000 долларов.
    • НИС – новые индустриальные страны – «азиатские тигры»
    • Нефтеэкспортирующие страны Персидского залива. ВВП 20 – 30 тысяч долларов.
    • «Классические» развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тысячи долларов в год. Большинство стран Африки, а также Азии и Латинской Америки.
    • Наименее развитые страны «четвертый мир» 47 стран с ВВП 100 – 300 долларов в год. Эфиопия, Гаити, Бангладеш…
  • Слайд 8

    На ПКМ более 200 стран и территорий, из которых более 190 суверенные государства, среди них можно выделить:

    ПО РАЗМЕРАМ ТЕРРИТОРИИ

    • Страны – гиганты, площадь более 3млн. км2 (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия)
    • «Крупные страны», их площадь более 500 тыс. км2 (Франция, Испания..), площадь более 1млн. км2 (Судан, Алжир, Ливия..)
    • Микрогосударства – имеющие незначительную Сан- Марино, Лихтенштейн, площадь (Ватикан, Сингапур..)
  • Слайд 9

    ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

    • Страны гиганты численность свыше 100 млн. человек (Китай, Индия, США, Бразилия, Индонезия, Россия…)
    • Средние страны (Алжир, Мексика…)

    3. Небольшие страны, микрогосударства, с населением 10 – 30 тыс. человек и менее (Ватикан, Сан- Марино, Монако…)

    Слайд 10

    ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПОЛОЖЕНИЮ

    • С приморским положением (Мексика, Аргентина, Конго, Саудовская Аравия, Польша, Россия..)

    2. Полуостровные (Италия, Индия, Португалия, Корея, Дания..)

    3. Островные (Великобритания, Куба, Исландия, Мадагаскар, ..)

    4. Внутриконтинентальные страны (42 государства лишены выхода в океан: Монголия, Австрия, Чехия, Чад, Руанда…)

    Слайд 11

    По формам правления

    1. Республика– ¾ всех стран мира

    Слайд 12

    2. Монархии

    В мире их 30:

    • Океания 2
    • Азия 13
    • Африка 3
    • Европа 12
  • Слайд 13

    3.Государства в составеСодружества

    • 15 стран, бывшие доминионы Великобритании,
    • формально главой государства считается королева Великобритании, которую представляет генерал-губернатор
  • Слайд 14

    4. Представлено одной Ливией

    • Официально Социалистическая народная Ливийская Арабская Джамахерия (государство народных масс)
  • Слайд 15

    По особенностям территориально– государственного устройства

  • Слайд 16

    Политическаягеография

    • Формирование политической карты мира и отдельных ее регионов
    • Изменения в политических границах
    • Особенностигосударственногостроя
    • Политические партии, группировки и блоки
    • Территориальные аспекты массовых избирательныхкомпаний
    • ГЕОПОЛИТИКА– выражает, государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и ее взаимодействию с другими, прежде всего соседними странами
  • Слайд 17

    Выполни задание:

    По форме государственного строя страны бывают:

    А) монархиями

    Б) демократиями

    В) федерациями

    Г) республиками

    По форме государственного территориального устройства страны делятся на:

    А) теократические

    Б) тоталитарные

    В)федеративные Г) унитарные

    Содружество наций – межгосударственное объединение, возглавляемое:

    А) Россией

    Б) Великобританией

    В) Францией

    Слайд 18

    А) Боливия Г) Венгрия

    Б) Израиль Д) Монголия

    В) Украина Е) Мали

    • Всего монархий в мире насчитывается:

    А) 24 Б) 30 В) 37 Г) 43

    • Выберите страныимеющиереспубликанскуюформу правления:

    А) Австрия В) Великобритания Б) Мексика Г) Турция

    Выберите страны, не имеющие выхода к открытому морю:

  • Слайд 19

    • Данную презентацию можно использовать при проведении уроков в 10 классе в курсе «Экономическая и социальная география мира». При изучении темы «Современная политическая карта мира».
    • Знакомит учащихся с новыми терминами и понятиями. Формирует представления и знания о современной ПКМ. Рассматривает особенности и этапы формирования ПКМ представляет основные возможные критерии типологизации стран мира, формирует представления о ведущих критериях современной типологизации стран мира, сформировать представления о геополитике и политической географии.
  • Тема урока

    Цель урока

    • сформировать у учащихся понятие о политической карте мира
    • ознакомить с современной политической картой мира, научиться использовать ее.

    Задачи урока

    • научиться пользоваться политической картой мира, находить страны на карте.

    План урока

    • Структура политической карты. Классификация стран
    • История формирования политической карты
    • Этапы формирования политической карты в новом времени

    Структура политической карты. Классификация стран

    Тематическая карта, на которой определенными выделениями показаны границы всех стран мира, государственные границы всех стран мира. Имеет свойство изменяться со временем.

    В наше время насчитывается около 230 стран, которые различаются между собой по различным показателям, а именно:

    Географическим положением;

    Величиной территории;

    Численностью и национальным составом населения;

    Форме правления;

    Государственному устройству;

    Уровню социально–экономического развития.

    1. монархии

    Конституционные - Норвегия, Швеция, Великобритания;

    Унитарные - Венгрия, Франция.

    История формирования политической карты

    Начало формирования политической карты мира насчитывает несколько тысячелетий, и между собой делится на несколько периодов

    Древний (до V в. н. э.),

    Средневековый (V - XV вв.)

    Новый (XVI - конец XIX в.)

    Новейший периоды (с начала XX в.)

    Как менялась карта Европы на протяжении 100 лет

    Как уже замечалось, политическая карта имеет свойство изменятся со временем, так последние территориальные изменения связаны с ходом двух мировых войн, при которых некоторые государства исчезали с нее, другие наоборот - возникали.

    Этапы формирования политической карты в новом времени

    Первый этап был, который длился между окончанием первой и началом второй мировых войн, дал начало великому государству (РСФСР, а позже СССР). Так же были созданы другие не менее значительные государства, такие как Чехословакия, Австрия и Венгрия. К странам. Распаду подверглась еще одна великая страна - Османская империя.

    Второй этап , который начался по окончании второй мировой войны подверг распаду пост гитлеровскую Германию на два отдельных государства: ФРГ и ГДР. Было создано социалистическое государство Куба, и другие государства в Азии, Океании, Африке, а также Латинской Америке.

    Начало 1990-х дало начало третьему этапу в новейшей истории. В этот период произошел закат самого могущественного государства, из когда-либо существовавших - СССР. После его распада многие республики вошли в состав Содружества Независимых государств (СНГ). С октября 1990г. вновь объединились две части немецкого государства ГДР и ФДР. Чехословакия распалась на два меньших независимых государство - Чехию и Словакию. В 1999 г. Великобритания вернула под юрисдикцию Китайской Народной Республики (КНР) Гонконг. К нашему времени осталось не так много зависимых государств, которые в основном располагаются в Тихом и Атлантическом океане.

    Политическая карта мира с 1800-ого по 2011 год

    Изменения, происходящие на политической карте относят к количественным и качественным.

    Количественные - это изменения, связанные, прежде всего с приобретениями, потерями зависимых территорий.

    Качественные характеризуются сменой одной формации на другую, введением нового государственного университета в замену старого.

    Типология стран мира - это проблема, над которой долгое время занимаются как экономисты и политологи, так и представители других наук. Принято считать, что типология относится к историческим категориям. До начала 90-х существующие страны делили по трем топографическим критериям:

    Социалистические

    Капиталистические

    Развивающиеся.

    В настоящее время, под действием рыночной экономики был добавлен такой критерий как валовой внутренний продукт (это стоимость всей оконченной продукции за год), а также индекс человеческого развития.

    Таким образом, все страны можно поделить:

    • Экономически развитые страны

    Сюда входят страны "Большой семёрки", в которых ВВП на душу населения варьируется от 20 до 30 тыс. долл.

    • Развивающиеся страны

    Страны, которые имеют ключевое значение для мировой экономики в целом, но ВВП на душу населения стоит на отметке 350 долл. Также сюда входят страны - нефтеэкспортеры, такие как Саудовская Аравия и Ирак.

    Место любой страны, как и на политической карте мира, так и по типологии изменяется со временем.

    В 1999г профессор Чувыров нашел на Урале фрагмент карты. Это здоровенная плита, ее размеры около одного метра на полтора, толщина около 16 см. Район, который на ней изображен очень хорошо известен ученым. Это Уфимская возвышенность, Уфимский каньон, это разлом земной коры, протянувшийся от Уфы до Стерлитамака, является важнейшим пунктом доказательств. Геологические изыскания подтвердили нахождения разлома земной коры в том месте, как это указано на карте. Военно-топографическое управление Генерального штаба Вооружённых сил России в 2007г провело космическую съёмку и выдало соответствующее заключение.
    Карта трехслойная. В качестве основания использован очень прочный камень -доломит. На него нанесён слой из т.н. «диопсидового стекла». Именно на этом слое воспроизведён объёмный рельеф местности. Наконец, третий, двухмиллиметровый защитный слой - из белого матового фарфора особой прочности. Такую карту можно сделать только с помощью ныне модных нанотехнологий.

    Кто не верил, что слова – это самое мощное оружие в мире? Что словом можно созидать и разрушать империи? А эти утверждения доказывает политическая карта мира Typomaps, созданная немецким дизайнером Дирком Шахтером (Dirk Schachter), в которой объединены элементы типографики и топографии.

    Домашнее задание

    1. Отметить на контурной карте:

    Федеративные (конфедеративные) страны

    Монархии

    Островные государства

    2. Подготовить карточки со списком стран Европы и их столиц

    Использованные источники

    1. Алексеев А.И., Николина В.В.География
    2. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.География
    3. Душина И.В., Притула Т.Ю., Смоктунович Т.Л.География

    Над уроком работали

    Паутинка Анна
    Посыняк Олег
    Алексеев А.И.
    Душина И.В.

    Скомпонировано и отредактировано Посыняком Олегом

    Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме , где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, но и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ.