Образование содружества независимых государств кратко. Причины развала ссср и создание снг

О роли СНГ на постсоветском пространстве

МОЖЕТ ЛИ РАЗВАЛИТЬСЯ СНГ?

В Интернет-пространстве появилась такая шутка, авторы которой сравнивают ситуацию в СНГ с атмосферой, в которой оказались герои детективного романа Агаты Кристи «Десять негритят». Напомню сюжет: Десять не знакомых друг с другом людей приезжают на некий остров. И тут происходит нечто страшное: гости начинают умирать один за другим в соответствии с детской считалкой про негритят, статуэтки которых исчезают с каждой смертью. Примерно то же самое происходит с Содружеством Независимых Государств, которое в свое время Леонид Кравчук назвал «бракоразводным процессом». В 1991 году, после распада СССР, три прибалтийские республики - Латвия, Литва и Эстония - отказались войти в СНГ. Спустя 17 лет, после августовской войны в Южной Осетии, из состава СНГ вышла Грузия, которая к тому же разорвала дипломатические отношения с Россией. Теперь, судя по всему, становится неизбежным выход из СНГ еще одной страны - Украины, которая попутно хотела бы разорвать дипломатические отношения с Москвой.

По мнению экспертов, выход Киева из этой структуры - вопрос решенный, и власти «незалежной» не торопятся выходить из Содружества лишь по технической причине: они ждут выборов президента Украины, назначенных на 25 мая с.г. Согласно прогнозам многих экспертов, именно после вступления в должность нового главы украинского государства Киев начнет процедуру выхода из СНГ, который украинцы называют «тонущим кораблем».

Чем же вызвано стремление Украины выйти из СНГ. Многие эксперты склоняются к тому, что Киев не видит смысла в участии в программах СНГ после того, как Россия без единого выстрела подчинила своему влиянию Крым и добилась перехода полуострова в состав России. В Киеве случившееся оценили как «аннексию после агрессии». Киев не может понять, почему сразу после начала крымского кризиса ни одна страна СНГ не осудила попытку России «нарушить территориальную целостность Крыма». И только парламент Грузии решительно осудил действия России, а МИД Киргизии косвенно поддержал новую власть на Украине, обвинив Януковича в попытке дестабилизировать ситуацию на Украине». Остальные страны СНГ хранили гордое молчание. Они не поддержали Киев, опасаясь осложнения осложнений с Москвой. Так что обиду Киева можно понять.

КИШИНЕВ ЗАДУМАЛСЯ О ВЫХОДЕ ИЗ СНГ

Между тем, Молдова также собирается выйти из СНГ. На днях Либеральная партия Молдавии зарегистрировала в парламенте страны законопроект о выходе республики из СНГ. По данным СМИ, руководство Молдовы серьезно отнеслось к этому законопроекту, так как в Кишиневе опасаются, что следующим после Крыма объектом внимания Москвы может оказаться Приднестровье. Молдавское правительство еще два десятилетия назад утратило контроль над этим районом, где проживает русскоязычное население и где размещены несколько тысяч российских миротворцев. В Кишиневе опасаются, что Россия вскоре с помощью своих миротворцев добьется выдворения из Приднестровья молдавских полицейских и военнослужащих.

Кроме того, в Модове грозит запылать с новой силой тлеющий огонек другого кризиса - гагаузского. В местах компактного проживания гагаузов Молдовы на днях были созданы отряды Народной гвардии для защиты от Молдавии». Башкан (глава) Гагаузии Михаил Формузал заявил: «Подготовительные работы к действию Народной гвардии будут проведены в двухнедельный срок. В частности, во всех населенных пунктах Гагаузии оборудуют помещения, где будут располагаться участковые полицейские и участники отрядов. Кроме того, будет разработан механизм поощрений жителей автономии, принимающих участие в деятельности организации. "Наша задача обеспечить стабильность и порядок всеми допустимыми законодательством способами». Напомню, что 2 февраля в Гагаузии был проведен запрещенный Кишиневом референдум от 2 февраля «об отложенном статусе независимости Гагаузии.

Если выход Молдовы из СНГ не повлечет за собой серьезных последствий для Содружества, попытка Украины покинуть судно под названием «СНГ», может подорвать саму основу существования СНГ, так как Украина является второй после России крупнейшей по роли и значению страной СНГ. Именно на Украине работают многие предприятия «оборонки» бывшего СССР, и если они прекратят реализацию российских заказов, то под угрозой окажутся не только экономические, но и военные интеграционные связи в рамках Содружества. Кроме того, без Украины почти теряют свой первоначальный смысл такие масштабные проекты, как Таможенный союз и Евразийский союз.

ОТНОШЕНИЯ КИЕВА И МИНСКА ОСЛОЖНЯЮТСЯ

Видимо, поэтому Александр Лукашенко предостерег украинские власти от выхода страны из СНГ, назвав это решение «опрометчивым шагом». «Выход Украины из СНГ будет сильным ударом по Содружеству, но не смертельным, - заявил президент Беларуси журналистам в Минске. - Я думаю, что выход Украины из СНГ будет неправильным, неразумным шагом. Почему бы не использовать эту площадку для того, чтобы хотя бы прозвучала твоя точка зрения, чтобы ты мог донести свой мессидж до других государств? Я буду стараться донести все это до украинцев. В ближайшее время я намерен встретиться с некоторыми украинскими политиками. В том числе я попрошу их, чтобы они не делали опрометчивые шаги. Что, СНГ к чему-то сильно обязывает Украину? Зачем захлопывать дверь, которую можно использовать?”

Однако эксперты скептически относятся к попыткам Минска убедить Киев остаться в СНГ. Более того, на днях после эмоционального заявления Лукашенко о том, что «Крым - это российская территория», в Киеве в МИД для объяснений был вызван посол Белоруссии в украинской столице. Таким образом, в отношениях Украины и Белоруссии, которые минувшие два десятилетия жили дружно, могут образоваться осложнения. Кроме того, Киеву придется вести непростой разговор с Астаной по поводу недавнего заявления Нурсултана Назарбаев о поддержке итогов референдума в Крыму о включении полуострова в состав России. Отвечая на обвинения Запада о том, что Россия, присоединив Крым, перекроила границы в Европе и нарушила нормы международного права, Назарбаев сказал: Разве соблюдалось международное право, когда бомбили Югославию? Точно так же, как сегодня Крым, отделилось Косово. Международное право не соблюдалось, когда нападали на Ливию. Совет безопасности ООН установил бесполетную зону, а получилось фактически нападение. Международное право нарушалось и в Ираке. И вся вот эта "арабская весна", теперь наступает действительно "зима". Откат экономики на десятилетие назад. Все это привело к тому, что случилось там».

СЮПРИЗ ДЛЯ МОСКВЫ ИЗ ТАШКЕНТА

Неожиданно для Москвы свою полную солидарность с Киевом проявил Ислам Каримов. 25 марта по поручению президента Узбекистана МИД страны выступил с заявлением, в котором выражается полная поддержка территориальной целостности Украины. «Республика Узбекистан, исходя из основополагающих принципов Устава ООН и норм международного права, твердо и неизменно придерживается позиции по разрешению возникающих международных споров мирными средствами, воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства", - говорится в заявлении МИД Узбекистана. Это витиеватое заявление узбекского внешнеполитического ведомства не оставляет сомнений: Ислам Каримов решил бросить вызов Владимиру Путину, словно стремясь доказать, что дестабилизировать политическую и экономическую стабильность в Узбекистане Москве не удастся.

Кстати по иронии судьбы, когда в Ташкенте озвучили заявление МИД, косвенно не одобряющее позицию России в крымском вопросе, Госдума Российской Федерации приняла закон о ратификации протокола о применении в отношении Узбекистана договора о зоне свободной торговли СНГ. Как известно, этот протокол был подписан на заседании Совета глав правительств СНГ в Минске 31 мая 2013 года. В конце декабря президент Узбекистана Ислам Каримов подписал закон, ратифицирующий протокол, который ранее был принят парламентом страны. Замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев, представляя документ на пленарном заседании Госдумы, отметил, что «целью протокола является более активное подключение Республики Узбекистан к сотрудничеству в рамках СНГ, а также унификация торговых режимов между государствами-участниками Таможенного союза и Узбекистаном». Кстати торгово-экономические взаимоотношения России с Узбекистаном развиваются динамично: в прошлом году объем товарооборота между двумя странами достиг рекордной планки - более $4 млрд.

По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» свое мнение о роли СНГ на постсоветском пространстве выразил исполнительный директор политологического центра Север-Юг Алексей Власов:

Если страны, входящие в СНГ, будут стремиться к развалу СНГ, то этой цели им достичь будет легко. Для этого Странам-участницам СНГ придется лишь ликвидировать все преференции и экономические льготы, а также ввести визовый режим на пространстве бывшего СССР. Тем не менее, мне кажется, что СНГ вряд ли распадется в ближайшей перспективе. Более того - роль организации может возрасти в случае появления внешнего фактора, который заставит страны СНГ объединиться вокруг ключевой страны Содружества - России. Сегодня на пространстве СНГ существуют общие для всех 11 стран Содружества риски и вызовы, связанные борьбой с терроризмом, наркотрафиком и религиозным экстремизмом. И для успешной борьбы с этими угрозами страны СНГ должны объединить свои усилия.

Союз Советских Социалистических Республик -- государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год в Европе и Азии.

После Второй мировой войны СССР, наряду с США, был сверхдержавой. Советский Союз доминировал в мировой системе социализма, а также был постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Распад СССР характеризовался острым противостоянием между представителями центральной союзной власти и новоизбранной властью на местах (Верховные Советы, президенты союзных республик). В 1989-1990 годах все республиканские советы приняли декларации о государственном суверенитете, некоторые из них -- декларации независимости. 17 марта 1991 года в 9-ти из 15-ти республик СССР был проведён Всесоюзный референдум о сохранении СССР, на котором две трети граждан высказались за сохранение обновленного союза. Но центральным властям не удалось стабилизировать ситуацию. За неудавшимся государственным переворотом ГКЧП последовало официальное признание независимости прибалтийских республик. После Всеукраинского референдума о независимости, где большинство населения высказалось за независимость Украины, сохранение СССР как государственного образования стало фактически невозможным, о чем было заявлено в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств, подписанным 8 декабря 1991 года главами трёх союзных республик -- Ельциным от РСФСР (Российской Федерации), Кравчуком от Украины (УССР) и Шушкевичем от Республики Беларусь (БССР). Официально СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года. В конце 1991 года Российская Федерация была признана государством-продолжателем Союза ССР в международно-правовых отношениях и заняла его место в Совете Безопасности ООН.

Распад СССР -- процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года.

Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств.

Причины и предпосылки распада Союза ССР

Если обобщить то, на что обычно указывают исследователи и политики, то можно будет выделить следующие объективные и субъективные факторы, приведшие к развалу еще в недавнем прошлом великого государства.

Во-первых, это центробежные факторы исторического порядка. К ним следует отнести, прежде всего, пути и средства формирования Российского государства.

Систематически, методично в течение нескольких столетий расширяя свои пределы главным образом за счет захвата и завоеваний новых территорий и насильственного подчинения новых народов, Российская Империя, как и всякая другая, изначально несла в себе мощный заряд саморазрушения, самораспада. Нужен был лишь благоприятный момент, чтобы это свершилось. Такой момент дважды случался в ХХ веке: в конце 10-х-начале 20-х и в конце 80-х--начале 90-х годов. В каждом из этих случаев резкое ослабление центральной власти без промедления использовалось всеми нерусскими народами, чтобы если не избавиться от диктата Центра, то хотя бы его заметно ослабить. Особенностью второго случая является то, что против "ненавистного Центра" выступило и руководство РСФСР.

К центральным факторам исторического характера можно отнести также некоторые цели образования Союза ССР и конкретную практику сталинской национальной политики. Кроме того, многим народам и особенно национальным элитам была не по душе классовая и в общем весьма дорогостоящая внешнеполитическая линия Москвы, связанная с интернациональной поддержкой на международной арене борьбы народов против империализма, капитализма и колониализма за социализм. Все это отталкивало от Москвы, усиливало недовольство ее политической линией и в конечном счете обильно питало центробежные тенденции.

Но если до определенного исторического момента народы СССР и их элиты были вынуждены мириться со своим подчиненным положением, то по мере повышения уровня их социально-экономического развития, сопровождавшегося ростом национального самосознания, накопления элитами политического опыта, росло их стремление расширить и укрепить свои права, нередко наталкивавшееся на сопротивление Центра. Противодействие и противоборство двух сил вело к росту противостояния, к увеличению напряженности между Центром и республиками, чем дальше, тем больше стремившихся повысить свой статус. И если бы в 60-х и 70-х годах центральные партийные и государственные власти решились на отказ от унитарных взаимоотно шений и перешли на практике к подлинно федеративным с сильными элементами конфедерации, то распада СССР наверняка не произошло бы.

Кроме упомянутых факторов исторического порядка важную роль в распаде СССР сыграли и следующие обстоятельства. Во-первых, все увеличивавшееся отставание Советского Союза, других стран социализма от либерально-демократических государств Запада и Востока. Система государственного социализма все очевиднее проигрывала соревнование своему главному сопернику -- либерально-демократической системе, прежде всего по жизненному уровню населения. Это дискредитировало социализм, побуждало задуматься над причинами отставания, "искать новые пути развития". В этой ситуации освобождение от оков и диктата Москвы, обретение подлинного суверенитета рассматривалось многими национальными республиками чуть ли не панацеей от всех бед.

Кроме названных причин, носивших внутренний характер, важную (но, с моей точки зрения, не главную) роль в развале СССР сыграли и внешние факторы. Это, прежде всего систематическая целенаправленная массированная антисоветская, антикоммунистическая пропаганда западных спецслужб, всесторонняя поддержка националистических сил и центробежных тенденций в СССР. Наложившись на другие факторы, о которых говорилось выше, внешние факторы ускорили процесс, ставший осенью 1991 г. не только очень быстрым, но и трудноконтролируемым. Под контроль ситуацию могла взять лишь единая воля Центра и республик. Но такой воли не было. Политическая воля была, наоборот, раздроблена и направлена в основном против Центра. В этой ситуации решение "тройки" о прекращении действия союзного договора от 30 декабря 1922 г. и создании Содружества Независимых Государств оправдывалось и продолжает оправдываться ими как неизбежное, как единственно верное и возможное в то время, как решение, выводившее проблему взаимоотношений союзных республик с центральной властью из тупика. Именно так это рассматривает и Б.Ельцин в своей книге "Записки президента", изданной в 1994 г., и Л.Кравчук, президент Украины в то время, и С.Шушкевич, тогдашний Председатель Верховного Совета Белоруссии.

К чему же привело разрушение СССР, что дало создание СНГ, оправдались ли те надежды, которые возлагались на это образование в декабре 1991 г.?

Если говорить коротко, то удар, нанесенный по СССР в августе, а затем в декабре 1991 г., был настолько сильным и всеобъемлющим, что практически все союзные республики, входившие в его состав, как и многие миллионы их жителей, до сих пор не могут от него оправиться. По-иному и не могло быть, если не забывать, что практически все основные договоренности, достигнутые в Беловежской пуще 8 декабря 1991 г., были проигнорированы впоследствии всеми странами СНГ. Ни решение "о взаимодействии в проведении экономической реформы", ни стремление "сохранить единую денежную единицу -- рубль", ни договоренности "взять под совместный контроль денежную эмиссию, проводить однотипную бюджетную, налоговую политику, координировать внешнеэкономическую политику, обеспечивать "друг другу свободу транзита", ни решение "о сроках либерализации цен со 2 января", об обеспечении единства военно-стратегического пространства, о создании оборонительного союза "с единым командованием стратегическими вооруженными силами", ни другие жизненно важные для каждой в отдельности республики и для всех вместе решения так и не были осуществлены и остались по существу декларациями о намерениях. Хотя за шесть лет существования СНГ было подписано немало документов, которые должны были способствовать продвижению по пути интеграции, на постсоветском пространстве по-прежнему развиваются центробежные дезинтеграционные тенденции, а бывшие "братья единой советской семьи народов" все дальше отдаляются друг от друга, хотя и делают вид, что сближаются. В общем пользы от создания СНГ оказалось немного, и это признается уже в правительстве России, не говоря о правительствах других республик. В частности, вице-премьер правительства России В. Серов, курирующий в правительстве отношения с государствами СНГ, заявил в конце февраля 1997 г., что из более чем 800 соглашений, подписанных Россией со странами СНГ, действует менее десятой части. Вывод Серова весьма категоричен: "Россия катастрофически теряет свое влияние в этих странах". Другой государственный деятель России, бывший министр РФ по делам сотрудничества со странами СНГ А.Тулеев, характеризует положение дел в Содружестве еще более критически. Беда в том, считает Тулеев, что у интеграционных процессов на постсоветском пространстве "нет механизмов исполнения". По мнению бывшего министра, нет такого механизма и у Договора о союзе России и Белоруссии, подписанного 2 апреля 1997 г.

Если форма содружества неэффективна для стран и народов, некогда входивших в единое государство, то тогда возникает вопрос: какая иная форма будет результативной? Есть ли вообще такая форма? Не поздно и не утопично ли рассуждать о каких-то новых формах?

На мой взгляд, вопрос о будущем устройстве и организации постсоветского пространства будет решаться с учетом прагматических жизненно-важных интересов бывших советских республик. Что это за интересы? С моей точки зрения, они заключаются в едином экономическом и военно-стратегическом пространстве, единой обороне и единых вооруженных силах, единой денежной единице (допустим, что по аналогии с "евро", вводимой в ЕС, это будет "еаз"), в общем во всем том, что предполагалось осуществить по договоренности в Беловежской пуще и что больше соответствует конфедеративной форме устройства, а не форме аморфного содружества.

Одним словом именно экономические, финансовые, оборонные и иные интересы будут подталкивать и даже принуждать правящие круги бывших советских республик продвигаться по пути интеграции. И чем больше будет налаживаться экономика постсоветских республик, тем больше будет крепнуть их потребность в прочных, устойчивых и полномасштабных экономических, финансовых, научно-технических и прочих связях со странами ближнего и дальнего зарубежья. Если не упустить момент (именно сейчас начинается экономическое возрождение на постсоветском пространстве), проявить желание и волю, экономические и иные отношения можно будет не только восстановить в прежнем объеме, но и развить их на новой основе.

Но для этого потребуется немало лет и усилий. И это, скорее всего, произойдет уже при новой генерации политиков, которая не будет отягощена старым багажом взаимных обид и претензий и которая поставит во главу угла всей свой внешней политики жизненные интересы своих народов, а не элит и рациональный прагматизм.

Распад СССР и создание СНГ


содружество государство распад республика

Введение

1.1 Распад СССР

Заключение

Введение

Целостность исторического процесса не должна подвергаться сомнению, что обусловливает новые подходы к изучению, прежде всего, недавнего советского политико-правового опыта.

Советская история требует объективного осмысления. В основу должен быть положен исторический факт, всесторонне изученный, получивший научную интерпретацию. В этом контексте требует своего осмысления одна из наиболее обсуждаемых острых проблем, аккумулирующих многоаспектность советской истории, - проблема распада СССР. Насколько закономерен этот процесс, каковы его причины и оправданы ли последствия - эти и ряд других вопросов возникают на фоне этой сложной темы.

Распад СССР, самой крупной по площади государства, занимавшего 1/6 часть обитаемой суши, безусловно, является крупнейшей геополитической катастрофой XX века, представлявшего собой системную дезинтеграцию в экономической, общественной, политической и социальной структурах Советского Союза.

В настоящее время историки не обладают единым мнением как на то, что явилось основной причиной распада СССР, так и на то, возможно ли было предотвратить процесс распада.

Однако факторов, ведущих к развалу, было достаточно, в том числе и авторитарный характер советского общества, диспропорции экстенсивной экономики, ряд крупнейших техногенных катастроф, межнациональные конфликты в том числе и беспорядки 1972 года в Каунасе, массовые демонстрации 1978 году в Грузии, события 1980 года в Минске, декабрьские события 1986 года в Казахстане и др.: всё это в результате конкатенации привели к дезинтеграции советской системы.

Теоретические и практические основы исследования норм права разработаны такими учеными как: Коршунов М.М., Кочеткова М.В., Абдуллоев И.Р., Федотов А.А., Кислицын С.А., Цурганов Ю.С., Кожевина М.А., Космач В.А., Григонис Э.П., Тимофеева А.А. и другими.

Целью работы является уточнение сущности распада СССР и образования СНГ.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

изучить особенности распада СССР;

дать характеристику причин и последствий распада СССР;

рассмотреть особенности образования СНГ.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности распада СССР и образования СНГ.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. Характеристика распада СССР

1.1 Распад СССР

декабря 1991 г. во время встречи в Белоруссии в Беловежской Пуще, проведенной в тайне от советского президента, лидеры трех славянских республик Б.Н. Ельцин (Россия), Л.М. Кравчук (Украина), С.С. Шушкевич (Белоруссия) заявили о прекращении дейсвия союзного договора 1922 г. и создании СНГ - Содружества Независимых Государств. В сепаратном межгосударственном соглашении говорилось: "Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины, отмечая, что переговоры о подготовке нового Союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образование независимых государств стал реальным фактом… заявляем об образовании Содружества Независимых Государств, о чем сторонами 8 декабря 1991 г. подписано соглашение". В заявлении трех руководителей говорилось, что "Содружество Независимых Государств в составе республики Беларусь, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств-членов Союза ССР, а также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения".

декабря на встрече в Алма-Ате, на которую советский президент не был приглашен, одиннадцать бывших советских республик, а теперь независимых государств, объявили о создании Содружества по преимуществу с координационными функциями и без каких-либо законодательных, исполнительных и судебных полномочий.

Оценивая впоследствии эти события, бывший президент СССР говорил, что считает, что в вопросе о судьбе СССР одни выступали за сохранение союзного государства с учетом его глубокого реформирования, превращения в Союз Суверенных Государств, другие - против. В Беловежской Пуще за спиной президента СССР и Парламента страны все мнения были перечеркнуты, и СССР был уничтожен.

С точки зрения экономической и политической целесообразности трудно понять, зачем бывшим советским республикам нужно было "сжигать дотла" все государственные и экономические связи, но не следует забывать, что кроме ярко проявившихся процессов национального самоопределения в советских республиках был факт борьбы за власть. И этот факт сыграл не последнюю роль в решении Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича, принятом в Беловежской Пуще о прекращении действия Союзного договора 1922 г. Крушение СССР подвело черту под советским периодом современной отечественной истории.

Распад Советского Союза привел к наиболее впечатляющей со времен Второй мировой войны геополитической ситуации. Фактически это была настоящая геополитическая катастрофа, последствия которой и сегодня отражаются на экономике, политике и социальной сфере всех бывших республик Советского Союза.

1.2 Причины и последствия распада СССР

Как происходил распад СССР? Причины и последствия этого события до сих пор интересуют историков и политологов. Интересно оно тем, что до сих пор не все понятно о ситуации, которая сложилась в начале 1990-х годов. Сейчас многие жители СНГ хотели бы вернуть те времена и снова объединиться в одно из самых могущественных государств мира. Так почему же тогда люди перестали верить в счастливое будущее вместе? Это один из самых важных вопросов, который сегодня интересует многих.

Событие, которое произошло в конце декабря 1991 года, повлекло за собой создание 15 самостоятельных государств. Причины развала СССР заключаются в экономическом кризисе страны и в недоверии простого советского народа к власти, какую бы партию она ни представляла. Исходя из этого, распад СССР, причины и последствия данного события связывают с тем, что Верховный Совет Советского Союза после самоотвода президента государства Горбачева М.С. принял решение прекратить существование страны, которая победила в двух войнах.

В настоящее время историки выделяют лишь несколько причин развала СССР. Среди основных версий можно выделить следующие:

слишком жесткий политический строй в стране, который запрещал многие вольности народу в сфере религии, цензуры, коммерции и т.д.;

не совсем удачные попытки правительства Горбачева перестроить политическую систему Советского Союза за счет реформ, которые привели к экономическому и политическому кризису;

отсутствие власти у регионов, потому что практически все важные решения принимала Москва (даже касаемо тех вопросов, которые входили целиком и полностью в компетенцию регионов);

война в Афганистане, холодная война против США, постоянная финансовая поддержка других социалистических государств, несмотря на то, что некоторые сферы жизни требовали существенных реконструкций.

Распад СССР, причины и последствия привлекли к тому, что экономический кризис того времени перенесся и на новые 15 государств. Так что, может быть, и не стоило спешить с распадом. Ведь данная декларация существенно не изменила ситуацию у народа. Может, через несколько лет и Советский Союз мог бы выровняться и спокойно продолжить свое развитие?

Возможно, причины и последствия распада СССР также связаны с тем, что некоторые государства испугались новой формы власти, когда в парламент прошло много либералов и националистов, и сами вышли из состава союза. Среди этих стран были следующие: Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения и Молдавия. Скорее всего, именно они подали отличный пример остальным республикам, и те еще больше стали желать отсоединения. А если бы эти шесть государств немного подождали? Может быть, тогда получилось бы сохранить целостность границ и политического строя Советского Союза.

Распад СССР, причины и последствия данного события сопровождались различными политическими съездами и референдумами, которые, к сожалению, не принесли желаемого результата. Поэтому в конце 1991 года уже практически никто не верил в будущее самой большой страны во всем мире.

Наиболее известными последствиями развала Советского Союза считают такие:

моментальное преобразование Российской Федерации, где Ельцин сразу же провел несколько экономических и политических реформ;

произошло множество межнациональных войн (в основном эти события происходили на Кавказских территориях);

разделение Черноморского флота, распад Вооруженных сил государства и деление территорий, которое происходило между еще недавно дружескими нациями.

Каждый должен сам решить для себя, правильно ли поступили мы в 1991 году, или нужно было немного подождать и позволить стране оправиться от многочисленных проблем и продолжить свое счастливое существование.

2. Содружество Независимых государств (СНГ)

2.1 Создание Содружества Независимых Государств (СНГ)

Содружество Независимых Государств (СНГ) - это международная региональная организация, призванием которой является регулирование сотруднических отношений между странами, ранее входившим в СССР. СНГ действует на добровольной основе. Содружество не есть надгосударственной структурой.

СНГ было создано 8 декабря 1991года под Брестом (Беларусь) в Вискулях, Беловежская пуща. Основано содружество впоследствии принятия "Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" главами БССР, Украины и РСФСР.

В этом документе указывалось, что СССР перестал существовать как субъект геополитической реальности и международного права. Но сторонами было договорено о организации Содружества Независимых Государств, основываясь на тесных связях между народами, на стремлении к правовому демократическому государству, желании развивать отношения на основе уважения суверенитета.

декабря 1991 г. Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали это соглашение. Верховный Совет России ратифицировал его 12 декабря. Но для ратификации соглашения нужно было созывать Съезд народных депутатов РСФСР, высший орган власти. Весной 1992 года Съездом народных депутатов РСФСР не было принято постановление на голосование вопроса о ратификации беловежского соглашения. До своего роспуска он не ратифицировал этот документ. В декабре 1991 года в Ашхабаде была проведена встреча пяти стран: Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Туркменистана. В итоге, было создано заявление о согласии войти в содружество.

декабря 1991 года главами одиннадцати бывших республик была подписана Алма-Атинская декларация о принципах и целях СНГ. В ней шлось об остановлении существования Союза ССР и образовании СНГ. Также говорилось об общем командовании военно-стратегическими силами, о создании и усовершенствовании общего экономического пространства, о едином контроле над ядерным оружием.

В первые годы деятельности организации в основном решались вопросы организационного характера. В декабре 1991 г. в Минске прошла первая встреча представителей стран содружества. На ней было подписано "Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств", говорилось в котором о создании Совета глав государств, высшего органа СНГ. Также подписали "Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках", согласно которому страны имели право на сои вооруженные силы.

Период организационных вопросов был завершен, когда 22 января 1993 года в городе Минск подписали главный документ объединения - "Устав Содружества Независимых Государств".

Государства-учредители СНГ - это страны, которые приняли Соглашение об основании СНГ, а также Протокол к нему до момента утверждения устава. Государства-члены СНГ - это страны, которые приняли Устав на протяжении года уже после его принятия.

В состав СНГ входят следующие страны:

Таджикистан

Молдавия

Киргизия

Казахстан

Азербайджан

Белоруссия

Туркмения - заявила о том, что принимает участие в организации как ассоциированный член

Узбекистан

Украина - не ратифицировала Устав. Это значит, что де-юре она не есть страной-участником СНГ, относясь к учредителям и участникам организации.

Что касается Грузии, то в 1993 году она ратифицировала к Соглашению о создании СНГ. Но в 2009 году официально страна покинула содружество. Монголия принимает участие в СНГ, как наблюдатель. Афганистан высказал о своих намерениях вступить в СНГ.

Наивысший орган СНГ - это Совет глав государств СНГ, который принимает решения по всем вопросам касательно деятельности организации. В Совете представлены все страны-участники содружества. Совет глав государств СНГ дважды в год собирается на заседания.

Совет глав правительств СНГ - это орган, который проводит координацию сотрудничества представителей исполнительной власти стран-участников содружества в таких областях совместных интересов, как, например, социальная или экономическая. Совет в год собирается два раза.

Все постановления Советов принимаются посредством консенсуса. Главы обоих Советов возглавляют по очереди в порядке алфавита названий стран содружества.

К другим органам СНГ относятся:

Совет министров иностранных дел СНГ

Совет министров обороны СНГ

Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ

Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ

Финансово-банковский совет

Статистический комитет СНГ

Совет объединенных вооруженных сил СНГ

Экономический совет СНГ

Совет командующих пограничными войсками СНГ

Межгосударственный банк

Антитеррористический Центр государств-участников СНГ

Межпарламентская ассамблея СНГ

Комиссия по правам человека

Экономический суд.

2.2 Цели Содружества Независимых Государств (СНГ)

Основа организации СНГ - это суверенное равенство участников. Именно поэтому страны-участники - самостоятельные субъекты международного права. СНГ не имеет наднациональных полномочий и не есть страной или государством.

К основным целям СНГ относятся:

1. Сотрудничество в таких сферах, как экономическая, политическая, культурная, гуманитарная и экологическая.

2. Гарантия свобод и прав человека.

3. Взаимопомощь в правовом аспекте.

4. Общее экономическое пространство, интеграция и межгосударственная кооперация.

5. Мир и безопасность, достижение полного разоружения.

6. Мирное решение конфликтов.

Совместная деятельность стран-участников СНГ:

1. Координация вопросов внешнеполитической деятельности.

2. Развитие связи и транспорта.

3. Гарантия прав и свобод граждан.

4. Сотрудничество в развитии таможенной политики и общего экономического пространства.

5. Вопросы относительно окружающей среды и охраны здоровья.

6. Сотрудничество в оборонной, социальной и миграционной политике.

7. Сотрудничество по вопросам борьбы с организованной преступностью.

Заключение

Говоря о Советском Союзе, необходимо указать, что это был достаточно сложный период в истории государства. Именно поэтому причины его раскола столь разнообразны.

Но всё-таки, почему произошёл распад СССР и образование СНГ? Этому способствовали многие нижеперечисленные события:

Социальный и экономический кризис, вследствие чего возник разрыв экономических связей между республиками, появились национальные конфликты, что способствовало уничтожению советской системы.

Так, в 1988 году Прибалтика, Литва, Эстония и Латвия берут курс на выход из Советского Союза. В этом же году начинается армяно-азербайджанский конфликт. А в 1990 г. все республики объявляют суверенитет.

Распад КПСС, что послужило причиной создания многопартийности в 90-91 годах, в свою очередь действующие партии предложили распустить Союз.

Распад СССР и образование СНГ произошло также по причине того, что союзный центр, не имея сил удерживать власть демократическим путём, использует военную силу (в Тбилиси, Баку, Риге, Вильнюсе и Москве, а также в Душанбе, Фергане и др.). Всем этим событиям также способствовала угроза создания иного Союзного договора, разработка которого происходила в Ново-Огарево силами представителей республик.

Обсуждение договора закончилось голосованием, в результате которого большая часть присутствующих высказалась за сохранение Советского Союза. По новому проекту предвиделся распад Советского Союза и создание ССГ, то есть равноправных суверенных республик. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 года, но многие республики отказались это делать и сообщили о сотворении независимых государств.

Множество лиц, которые на тот момент занимали высокие должностные посты в Советском Союзе, советовали Л. Горбачёву установить чрезвычайное положение в стране, но тот отказался. Большая часть государственного руководства сделала попытку захвата власти, она не допускала того, чтобы произошел распад СССР и образование СНГ. Однако попытка переворота не удалась, поскольку народные массы защищали свои политические свободы.

Этот факт способствовал ускорению раскола Союза, Горбачёв потерял авторитет, а Ельцин приобрёл популярность. Вскоре восемь республик заявили о своей независимости.

Уже восьмого декабря Союзный договор прекратил своё существование, при этом Украина, Белоруссия и Россия в ходе переговоров достигли согласия относительно создания СНГ, впоследствии они приглашали иные государства вступить в данное Содружество.

Распад СССР и образование СНГ открыло новые возможности для бывших республик. Было подписано множество договоров между независимыми государствами (о коллективной безопасности, об урегулировании интеграции в различных областях, о сотрудничестве и партнёрстве, о создании единого финансового пространства). Таким образом, за весь период существования СНГ было подписано больше девятисот нормативно-правовых актов касаемо обороны, безопасности, открытости границ и прочее.

Если рассматривать последствия распада СССР, следует отметить следующее:

1. Мир стал одной экономической, политической и информационной системой.

2. Появилось большое количество новых государств, а также республик, которые раннее вели между собою жесточайшие войны.

3. США и страны НАТО начинают сотрудничество с бывшими республиками.

Таким образом, падение Советского Союза имело ряд причин, оно было неизбежным. Впоследствии вместо республик появились независимые государства со своей экономикой, политикой, культурой и уровнем жизни. Хотя и есть негативные последствия образования Содружества Независимых Государств, в целом изъявление воли народных масс было услышано и достигнуто.

Список использованной литературы

1. Значение изучения распада СССР в современном российском обществе. / Коршунов М.М., Кочеткова М.В. // Гуманитарные научные исследования, 2014. - №6 (34). - С. 10.

2. Из истории распада СССР. / Абдуллоев И.Р. // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова Серия: Гуманитарные науки, 2013. - №3 (36). - С. 103-115.

3. Из истории распада СССР. / Федотов А.А. // На пути к гражданскому обществу, 2014. - №2 (14). - С. 84-86.

4. Историография распада СССР. / Коршунов М.М., Кочеткова М.В. // Гуманитарные научные исследования, 2014. - №6 (34). - С. 7.

5. История отечественного государства и права. Земцов Б.Н. Учебно-методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2009 - 336 с.

6. История отечественного государства и права. Кудинов О.А. - М.: МЭСИ, 2010. - 273 с.

7. История отечественного государства и права в вопросах и ответах. Батычко В.Т. - 2010. - 73 c.

8. История. Фортунатов В.В. - СПб.: 2012. - 464 с.

9. История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. - 752 с.

10. История России (конспект лекций). Якушев А.В. - М.: 2011. - 368 с.

11. История России с древнейших времен до наших дней. Под ред. Сахарова А.Н. - М.: 2012. - 768 с.

12. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. - М.: 2010.; Т. 1 - 544 с., Т.2 - 720с.

13. К вопросу о геополитическом значении и уроках распада СССР. / Кислицын С.А. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2013. - №2. - С. 17-25.

14. К двадцатилетию распада СССР. / Цурганов Ю.С. // Посев, 2011. - №12. - С. 26-28.

15. Краткий курс по истории государства и права России. Баталина В.В. - М.: 2009. - 176 с.

16. Отечественная история. Фортунатов В.В. - СПб.: 2010. - 352 с.

17. Отечественная история. Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А. - М.: ЕАОИ, 2008. - 369 с.

18. Причины распада СССР как проблема современной историко-правовой науки. / Кожевина М.А. // Вестник Барнаульского юридического института МВД России, 2013. - №1 (24). - С. 24-25.

19. Распад СССР: причины и геополитические последствия. / Космач В.А. // Актуальные вопросы образования и науки, 2012. - №5-6 (33-34). - С. 084-094.

20. Распад СССР и образование новых государств на постсоветском пространстве. / Григонис Э.П. // Мир юридической науки, 2012. - №10. - С. 15-24.

21. Распад СССР в контексте новейшей истории. / Тимофеева А.А. // История государства и права, 2013. - №8. - С. 45-48.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

25 лет назад в мире произошло одно из важнейших геополитических событий: распад Советского Союза с одновременным образованием Содружества Независимых Государств (СНГ).

2016-й год стал юбилейным для Содружества Независимых Государств (СНГ). К 25-летию объединения ТАСС собрал основные факты об организации, которая не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

Как появилось СНГ?

  • 8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук в резиденции в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) констатировали распад СССР и подписали Соглашение о создании СНГ. В преамбуле документа подчеркивалось, что с этого момента СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.
  • 13 декабря о своем желании присоединиться к СНГ заявили лидеры других республик бывшего Союза.
  • 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была принята Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ.
  • Алма-Атинская встреча завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. В Декларации подтверждалось взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, подчеркивалось, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты.

Кого объединяет СНГ?

СНГ – это региональная межгосударственная организация, объединяющая 11 стран постсоветского пространства

  • Азербайджан (1991)
  • Армения (1991)
  • Белоруссия (1991)
  • Казахстан (1991)
  • Киргизия (1991)
  • Молдавия (1991)
  • Россия (1991)
  • Таджикистан (1991)
  • Узбекистан (1991)
  • Украина (в статусе государства-участника - 1991)
  • Туркмения (в статусе ассоциированного члена - 2005)

Что значит "государство-член", "государство-участник" и "ассоциированный член"?

  • Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
  • Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. - Молдавия.
  • Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.
  • С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.
  • Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
  • Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Какой орган является высшим в СНГ?

  • Совет глав государств, в котором представлены все 11 стран.

Для решения каких задач существует объединение?

  • сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях
  • создание общего экономического пространства
  • обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности
  • борьба с организованной преступностью
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т.д.

Где находится штаб-квартира Исполнительного комитета объединения?

  • в Минске (Белоруссия)

Какой язык в СНГ является рабочим?

  • русский.

По какому принципу осуществляется председательство в организации?

  • Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
  • 1 января 2016 г. председательство в СНГ перешло к Киргизии.
  • Россия будет председательствовать в 2017 г.

Как вступить в объединение и выйти из него?

  • Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
  • Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.

Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?

  • Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна - Грузия.
  • Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.
  • 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.
  • 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.
  • 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.
  • С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством - участником СНГ.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?

  • 19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил , что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, "Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ".
  • Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
  • В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.

Содружество Независимых Государств (СНГ ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Создание организации

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» - 188 голосов, «против» - 6 голосов, «воздержались» - 7. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений.

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт о прекращении существовании СССР с образованием СНГ.

Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия.

Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР - не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

Крупнейшие города СНГ - Москва, Санкт-Петербург, Ташкент, Киев, Баку, Минск, Алма-Ата.

Государства-члены организации

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе.

Государство

Дата ратификации
Устава СНГ

не подписано

не подписано

не подписано

не подписано

не подписан

не подписан

не подписано

  • Туркмения: на казанском саммите СНГ, состоявшемся 26 августа 2005 года, Туркменистан заявил о том, что будет участвовать в организации в качестве «ассоциированного члена» .
  • Украина: Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не является государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества.
  • Грузия: 3 декабря 1993 года Грузия ратифицировала Протокол к Соглашению о создании СНГ, 19 апреля 1994 года - устав СНГ. 12 августа 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о желании выхода государства из состава СНГ, 14 августа 2008 года грузинским парламентом было принято единогласное (117 голосами) решение о выходе Грузии из организации. Согласно Уставу СНГ (статья 9 раздела I) государство-член вправе выйти из Содружества. О таком намерении оно извещает письменно депозитария настоящего Устава за 12 месяцев до выхода. При этом обязательства, возникшие в период участия в настоящем Уставе, связывают соответствующие государства до их полного выполнения 9 октября 2008 года министр иностранных дел России РФ Сергей Лавров сообщил, что Совет глав МИД стран СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ.
  • Монголия участвует в некоторых структурах СНГ в качестве наблюдателя
  • Афганистан в 2008 году заявил о своём желании вступить в СНГ, является наблюдателем в Межпарламентской ассамблее.

В разные годы заявляли о своём намерении войти в СНГ власти ряда непризнанных государств, автономных регионов, а также государств-членов ООН. Практического продолжения такие декларации до сих пор не имели. Заявления самопровозглашённых государственных образований, по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходится. Согласно Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло привести к непредсказуемым последствиям. Такие декларации делали:

  • декабрь 1991 и август 1992 (парламент), январь 1996, май 2006, сентябрь 2008 - президент Республики Абхазия,
  • август 1993 - парламент НКР
  • декабрь 1991, май 1992, январь 1993 (парламент), январь 1994 и май 2006 - президент Приднестровской Молдавской Республики
  • декабрь 1996 (президент), июль 1998 - парламент и президент Чеченской республики Ичкерия
  • 26 декабря 1991 - Татарстан («Декларация о вхождении Республики Татарстан в СНГ»)
  • декабрь 1991 и май 1992 (парламент), март 1994 - президент Республики Крым (Крым как часть Украины уже является наблюдателем в СНГ)
  • февраль 1995 - президент Республики Сербская Краина в Хорватии
  • 11 апреля 1999 - президент Союзной Республики Югославия.

Цели организации

СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.

Основными целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Органы СНГ

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.

  • Кучма, Леонид Данилович
  • Путин, Владимир Владимирович
  • Медведев, Дмитрий Анатольевич (2010)

Постоянно действующий орган СНГ - Исполком СНГ в Минске (Белоруссия).

  • Владимир Путин.
  • Сергей Лавров

Исполнительные секретари СНГ

Должность исполнительного секретаря введена в 1993 году:

Другие органы СНГ

  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Совет министров обороны СНГ
  • Совет министров внутренних дел государств-участников СНГ
  • Совет объединенных вооруженных сил СНГ
  • Совет командующих пограничными войсками СНГ
  • Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ
  • Межгосударственный экономический совет СНГ
  • Экономический суд
  • Статистический комитет СНГ
  • Финансово-банковский совет СНГ
  • Антитеррористический Центр государств-участников СНГ
  • Комиссия по правам человека и др.
  • Координационно-консультативный комитет СНГ
  • Исполнительный комитет СНГ
  • Межгосударственный экономический комитет СНГ
  • Экономический совет СНГ
  • Межгосударственный банк

Альтернативные интеграционные формы

СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

  • Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,Узбекистан.
    • - Задача ОДКБ - координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.
  • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан
    • - Приоритетные направления деятельности - наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.
  • Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) - Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004). 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - то есть фактически решено упразднить ЦАС.
  • Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР
  • Единое экономическое пространство (ЕЭП) - Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина
    • - Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003, но создание отложено до 2005. (Об отношении нового руководства Украины к участию в этом объединении государств см. Внешняя политика Украины).
  • Союзное государство России и Белоруссии.

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).

Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия являются членами ГУАМ - организации, созданной в октябре 1997 года и названной по первым буквам названий её участников.

2 декабря 2005 было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

СНГ - военные организации

На сентябрьском (2004 года) саммите СНГ в Астане (Казахстан) принято решение реформировать структуры СНГ - в частности, создать Совет безопасности СНГ по борьбе с терроризмом.

В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры.

Одна из них - Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 году для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС).

Вторая - Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, армейской авиации.

В 2002-2004 годах сотрудничество в военной области развивалось в основном в рамках ОДКБ. В ОДКБ регулярно проводятся совместные учения.

Одна из оборонных структур - это Объединённая система ПВО СНГ. В 2005 году в рамках СНГ утверждены ассигнования на ПВО в размере 2,3 млрд руб. против 800 млн руб. в 2004 году.

Главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ

  • Шапошников, Евгений Иванович (1992-1993)

Начальник Генерального штаба Объединенных Вооруженных Сил СНГ - первый заместитель Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ

  • Самсонов, Виктор Николаевич (1992-1993)

Начальники Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ

  1. Самсонов, Виктор Николаевич (1993-1997)
  2. Прудников, Виктор Алексеевич (1997-2001)
  3. Яковлев, Владимир Николаевич (2001-2006)

Секретари Совета министров обороны государств-участников СНГ

  1. Ивашов, Леонид Григорьевич (1992-1996)
  2. Волков, Василий Петрович (1996-1999)
  3. Синайский, Александр Сергеевич (с 1999)

Россия и СНГ

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то время в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».

В марте 2005, после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР (Грузия, Украина, Молдавия), и в самый разгар кризиса власти в Киргизии, Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования - от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное - «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство (ЕЭП). Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера».

В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант - он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества:

  • согласованная миграционная политика;
  • развитие единых транспортных коммуникаций;
  • взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах;
  • сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью.

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной - с другой, но особенно - с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России:

  • В июле 2005 года было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня - 120-125 $. В 2005 году цена 1 тыс. м³ газа составляла 92-94 $ для Латвии, 85 $ - для Литвы, 90 $ - для Эстонии.
  • В сентябре 2005 года было объявлено об увеличении цены на газ для Грузии в 2006 с 62,5 до 110 $. На 2007 год «Газпром» предлагает газ Грузии уже по 235 $.
  • В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Армении до 110 $ (контракт на 2005 год предусматривал поставку 1,7 млрд м³ по 54 $). Руководство Армении - стратегического союзника в России в Закавказье - высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006.
  • В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 $. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 $ за 1 тыс. м³. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 $.
  • В декабре 2005 года «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В 2006 году Азербайджан получал газ «Газпрома» уже по 110 $ за тысячу кубометров (в 2005 году - по 60 $). В 2007 году «Газпром» хочет поставлять газ уже по 235 $.
  • В декабре 2005 года разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины. Россия потребовала с 1 января 2006 повысить цену с 50 $ за 1 тыс. м³ до 160 $, а затем, поскольку переговоры не привели ни к каким результатам, - до 230 $. Соглашение о поставках газа в 2006 году (по цене 95 $) было подписано лишь 4 января 2006 (см. статью Внешнеэкономическая политика Украины).
  • Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное положение. В марте 2005 года было объявлено о повышении тарифов на газ для Белоруссии, однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд м³ газа по 46,68 $ за 1 тыс. м³ (то есть цена осталась неизменной с прошлых лет). Сразу же после президентских выборов в Белоруссии вновь объявил о намерении повысить цену на газ. После длительного выяснения отношений цена на 2007-2011 годы была установлена на уровне 100 $/тыс. м³.

После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов - низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» - денежные средства.

Межпарламентская ассамблея СНГ

В состав МПА входят члены парламентов стран-членов СНГ - России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении (с 1995), Азербайджана, Молдовы, Грузии (с 1997), Украины (с 1999).

Представлены партии: Единая Россия, Справедливая Россия, Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России, Родина, Народный блок Литвина, Партия регионов, Коммунистическая партия Украины, Батькивщина, Нур-Отан, Единый Азербайджан, Народная партия Армении, Партия коммунистов Республики Молдова, Партия регионов, Наша Украина, ЛДПУ, НДП, Адалет.

Председатель Ассамблеи - Сергей Миронов, председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ. Место пребывания - Санкт-Петербург.

Критика

  • В новейшей истории стран - участниц СНГ не раз происходили конфликты и даже открытые военные столкновения, как внутригосударственные, так и межгосударственные (см. Горячие точки на постсоветском пространстве). До сих пор далека от разрешения проблема ксенофобии и нетерпимости на национальной почве, а также проблема нелегальной иммиграции. Распространены экономические конфликты, например между Белоруссией и Россией, Украиной и Россией по поводу сырьевых тарифов. Россию, как наиболее крупную и имеющий наивысший военный и экономический потенциал участницу СНГ, неоднократно обвиняли в нарушении фундаментальной договоренности по СНГ - неведении разведдеятельности внутри СНГ.
  • С точки зрения геополитики СНГ формально не имеет целью какой-либо возврат к прошлому, когда все современные суверенные государства входили в состав сначала Российской Империи, а позже СССР, однако на деле официальная власть России, как в собственных речах, так и через СМИ очень часто озвучивает критику властей других стран-участниц. Наиболее часто им приписывается неуважение к общему с Россией прошлому, действия под диктовку развитых стран Запада (прежде всего США), реваншистские настроения (представление событий Второй Мировой войны в противоречащем официальной советской, российской и общепризнанной мировой историографии свете).