Православные активисты и религиозный экстремизм. Православный экстремизм: миф или реальность

Доверенное лицо ответчика, заведующий правовым сектором Синодального отдела по работе с вооруженными силами, органами правопорядка и исполнения наказаний Московского патриархата РПЦ священник Александр Добродеев представил экспертные заключения о том, что лозунг не несет в себе противоправного и антихристианского подтекста. Но судей они не убедили.

Судебные споры вокруг этого лозунга идут уже полгода, причем два районных суда в Москве принимали по этому вопросу противоположные решения.

12 мая 2011 года Минюст, сославшись на решение Черемушкинского районного суда Москвы, принятое 21 декабря 2010 года, включил фразу "Православие или смерть" в список экстремистских лозунгов.

Однако в апреле 2011 года Люблинский районный суд столицы отказался признавать эту надпись экстремистской. Суд тогда принял во внимание экспертное заключение, в котором указывалось, что "монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти".

Как рассказал сегодня в интервью протоиерей Александр Добродеев, представлявший ответчика, к нему обратились адвокаты, и он выступил вчера в суде. "Прочитав материалы, которые связаны с этим делом, я не увидел там ничего экстремистского, - сказал о.Александр. - Тем более, что полгода видными учеными делалась экспертиза, в которой аргументировано доказано, что в лозунге "Православие или смерть" нет ничего экстремистского. Помимо лозунга, в экспертизе разбирается и сама эмблема с черепом, кинжалами и православным крестом".

Как сообщил священник, его аргументация на суде была проста. "Я ознакомился с выводами комиссии и посчитал, что ее аргументация более компетентна, чем выводы, которые были сделаны в Черемушкинском суде. Что касается "смертельной эмблемы", то я напомнил на суде, что на нас ежедневно обрушивается поток информации, где постоянно идет речь о смерти, где постоянно взрывают и убивают. Куда не придешь – везде информация о смерти. Люди к самому слову "смерть" и к этим образам - черепа, демонические физиономии, - уже давно привыкли", - отметил о.Александр.

Также священник подчеркнул на суде, что слова "Православие или смерть" написаны по-русски, а не по-английски или по-арабски, потому что это, по словам о.Александра, "охранительный, предупреждающий знак для русских, которые читают по-русски". "Смысл лозунга таков: "или Православие, или смерть", "если не Православие, то смерть". На суде я подчеркнул, что для большинства людей такая постановка вопроса не покажется странной. В нашей стране большинство – православные люди. То есть это знак, в первую очередь, для православных, а не для представителей каких-то других конфессий. Мы ведь не призываем к "православному джихаду", - заключил протоиерей Александр Добродеев.

Юридические науки

Ключевые слова: ЭКСТРЕМИЗМ; ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ; ПРАВОСЛАВНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ; EXTREMISM; EXTRIMIST ACTIVITY; CRIMINAL RESPONSIBILITY; NATIONAL SECURITY; RELIGIOUS EXTREMISM; ORTHODOX EXTREMISM.

Аннотация: Статья посвящена так называемому православному экстремизму – явлению крайне противоречивому и неоднозначному. Анализируя причины и условия возникновения экстремизма, а также лексическое значение самого понятия «экстремизм», автор приходит к выводу, что экстремистские проявления характерны для лиц, проповедующих любые религиозные ценности.

Поводом для настоящего исследования стало заявление депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В. Поклонской, которое она сделала 27 сентября 2017 года на заседании Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей. В своем выступлении на собрании депутат, в частности, сказала, что православного экстремизма не бывает . Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Экстремизм (от лат. extremus – чрезмерный, крайний) — приверженность крайним взглядам, методам действий (чаще всего в политической сфере). Экстремизму подвержены как отдельные лица, так и целые группы, организации.

Начало двадцать первого века оказалось сопряженным с эксплуатацией экстремизма и терроризма как средства разрешения любых противоречий и конфликтов: от межличностных и групповых, до территориальных, религиозных и национальных. Как справедливо заметил А.В. Павлинов, более эффективного и универсального инструмента воздействия на власть, дестабилизации правопорядка в отдельном государстве и в мире в целом современная история не знала .

Несмотря на то, что проблемы борьбы с экстремизмом уже давно стали предметом научных изысканий, единства в разграничении разновидностей этого явления среди исследователей по-прежнему нет. Вместе с тем, вопросы терминологии и концептуализации экстремизма имеют не только академический, но и практический характер.

Различные аспекты уголовной ответственности за те или иные проявления экстремистской деятельности анализировались в научных трудах многих ученых. В частности, указанная проблема стала предметом диссертационных исследований С.В. Азевой, В.А. Бурковской, И.В. Воронова, К.К. Демирова, А.С. Киреева, Н.Е. Макарова, Д.Е. Некрасова, Д.В. Новикова, А.В. Павлинова, Е.Н. Плужникова, И.А. Сазонова, Е.П. Сергуна, Н.В. Степанова, Р.М. Узденова и некоторых других. Однако в большинстве своем эти работы касались, в первую очередь, политического экстремизма. Вместе с тем, экстремистские проявления присущи не только политически мотивированным лицам, но и представителям различных социальных, религиозных, этнических, национальных и т.п. групп.

Вопросы корреляции религиозного экстремизма с современными угрозами российской национальной безопасности рассматривались в работах Возженикова А.В., Глебова И.Н., Золотарева В.А., Майорова Л.И., Манилова В.Л., Моисеева Н.Н., Панарина И.Н., Пирумова В.С., Прохожева А.А., Шуберт Т.Э. Но проблемы христианского (тем более православного) экстремизма научным исследованиям до сего времени не подвергались.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день проблема противодействия экстремизму (в том числе и религиозному) в нашей стране стоит наиболее остро. В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента России от 31.12.2015 №683, в ряду основных угроз государственной и общественной безопасности указана деятельность радикальных общественных объединений и группировок, которые используют религиозно-экстремистскую идеологию .

Существование в стране религиозного экстремизма в конечном итоге ставит под угрозу религиозную безопасность российского общества, под которой Я.А. Лонский понимает «защиту российского социума от деструктивного влияния псевдорелигиозных организаций на сознание, психику и поведение граждан России, а также сохранение традиционной религиозной системы в пределах исторически устоявшейся нормы» . В целом соглашаясь с ученым, хотелось бы обратить и его внимание, и внимание читателя на тот факт, что религиозные фанатики, какие бы цели они не преследовали и какую бы мировую религию (или отдельное ее направление) не представляли, в конечном итоге бьют по имиджу этой самой религии и потенциально ставят ее в положение изгоя.

Умышленно оставим за рамками исследования ортодоксальные и ультраортодоксальные религиозные секты, по определению не способные увлечь за собой значительные массы людей. А вот мировые религии, несмотря на узость заявленной темы, мы в данном контексте не затронуть не можем.

Религиозный экстремизм существует ныне уже потому, что общество, не раз испытавшее на себе весьма жестокие действия религиозных фундаменталистов, так и не расставило все точки над «i», не дало принципиальной оценки «религиозному беспределу».

Череда разномасштабных религиозных войн в средневековой Европе унесла десятки тысяч жизней, а нежелание принять христианство стало причиной истребления целых народов. То, что сделали в Америке представители католической церкви, иначе как геноцидом не назовешь. Помимо этого, именно католики осуществляли планомерное уничтожение связанных с иноземной наукой и культурой артефактов.

И это далеко не исчерпывающий перечень преступлений, совершенных «святой» церковью…

Однако самое прискорбное состоит в том, что человечество до сегодняшнего дня не дало принципиальной оценки всем перечисленным событиям. Недавние признания католической церкви в том, что она допускала некие ошибки, — лишь исключение, подтверждающее правило. «Ошибки», стоившие жизни миллионам людей и практически приведшие к регрессу цивилизации, бумерангом вернулись в наше время.

Как справедливо утверждают криминалисты, неустраненные недостатки в борьбе с преступностью порождают рецидив . Как результат – мы наблюдаем всплеск исламского экстремизма. Примечательно, что, творя свои зверства, отрезая людям головы и разрушая архитектурные памятники, новые экстремисты по сути своей не совершают ничего нового. Более того, те ужасные вещи, которые мы наблюдаем на экранах телевизоров и о которых читаем в прессе, — слабое подобие того, что вытворяли христиане, вооруженные специальными приспособлениями и письменными наставлениями, способными сделать смерть человека особенно болезненной.

Несколько утрируя свою мысль, можно представить, в каком недоумении находятся сейчас исламские террористы, которые не понимают, почему по ним наносят бомбовые удары войска Западной коалиции. Ведь они фактически занимаются теми же делами, что и их духовные наставники каких-то два-три столетия тому назад.

Ну а как же быть с православием? Да, оно не дискредитировало себя массовыми убийствами и уничтожением интеллектуальных и духовных ценностей. Но является ли это основанием для того, чтобы ставить православие за рамки потенциального экстремизма? Конечно же нет.

Во-первых, отечественное законодательство, нормативно закрепляя понятие экстремистской деятельности , предоставляет правоприменителю возможность достаточно широко его трактовать, что само по себе увеличивает спектр субъектов соответствующих преступных деяний.

Во-вторых, проявления так называемого «экстремизма от православия» в последние годы встречаются все чаще и чаще. Так, 21 декабря 2010 года лозунг «Православие или смерть!», изображенный на футболках, представленных на Интернет-ресурсе «www.russiansymbol.ru», решением Черёмушкинского районного суда города Москвы был признан экстремистским и включён в Федеральный список экстремистских материалов под №865 В соответствии с заключением экспертов Российского института культурологии, данная надпись пропагандирует превосходство граждан одной религии по отношению к другой и возбуждает религиозную вражду .

В январе 2017 года широкую известность в связи с конфликтом, возникшим вокруг выхода на киноэкраны фильма режиссера А.Е. Учителя «Матильда», получила официально незарегистрированная общественная организация «Христианское Государство – Святая Русь», активистами которой в адрес руководителей российских кинотеатров были разосланы предупреждения о недопустимости демонстрации упомянутого фильма. В письмах содержались угрозы об уничтожении и повреждении имущества кинотеатров, а также о возможном причинении вреда людям.

Следует согласиться с А.В. Римским и А.В. Артюхом, выделяющим в качестве основных критериев для определения религиозного экстремизма крайние толкования вероучений и крайние методы по реализации и распространению взглядов и целей, а также крайнюю нетерпимость к инакомыслию .

Таким образом, словосочетание «православный экстремизм» имеет право на существование и как синтаксическая конструкция, и как реальный феномен.

Так почему же православный экстремизм не только остался за рамками сферы деятельности человека, связанной с выработкой и теоретической систематизацией знаний о действительности, но и, по мнению представителя высшего органа законодательной власти в стране, вообще не возможен?

Судя по всему, на этот вопрос нет ответа…

Список литературы

  1. Сайт российского медиахолдинга «РБК» («РосБизнесКонсалтинг») / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/59cba3d49a794726a2f02edb (дата обращения: 26.10.2017).
  2. Павлинов А.В. Криминальный антигосударственный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореферат диссертации… доктора юридических. Москва, 2008. — 48 с.
  3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 27.10.2017).
  4. Лонский Я.А. Религиозный экстремизм как угроза религиозной безопасности // Журнал философских исследований. 2017. Том 3. №2. С. 93-103.
  5. Артемьев Н.С., Бурчихин А.Н. Причины и условия рецидивной преступности и основные меры ее предупреждения // Вестник Вятского государственного университета. 2015. №5. С. 110-114.
  6. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 27.10.2017).
  7. Федеральный список экстремистских материалов // Сайт Министерства юстиции Российской Федерации / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materials?field_extremist_content_value=&page=4 (дата обращения: 27.10.2017).
  8. Футболку «Православие или смерть!» признали экстремистской // Lenta.ru, 02.02.2011 / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://lenta.ru/news/2011/02/02/extremesale/ (дата обращения: 27.10.2017).
  9. Римский А.В., Артюх А.В. Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №10. С. 244-249.

Почему жить проще, когда есть кого ненавидеть

Все знают популярное выражение «православие или смерть», которое красуется на черно-желтом флаге т.н движения «хоругвеносцев». Правда, мало кто знает, что это выражение означает выбор принести себя в жертву, но не отречься от веры. Понимают это как раз совершенно иначе – надо всех, кто не хочет быть православным, ненавидеть, а при возможности – хорошенько отделать по почкам.

Откуда же такая непримиримость к инаковерующим в христианстве, которое предлагает «возлюбить ближнего» безо всяких оговорок?

На самом деле, все довольно прозаично. Дело в том, что наличие внешнего врага сразу делает жизнь наполненной смыслом. Наполняет ее событиями и впечатлениями, эмоциями, особенно, если найти, с кем дружить против кого-нибудь. Это уже не личное дело, а общественное, вот вас уже несколько человек, вас объединяет общая ненависть, и ты уже не один против всех неверных. А если учесть, что идея дружить против них довольно популярна, ты быстро найдешь много горячих (не верой горящих, а горячих голов), разделяющих твою ненависть.

И вот ты уже исповедник веры, ты освятил себя пощечиной врагу, ты попрал сатанинскую ересь всех католиков и протестантов. Но особенно лютой ненавистью ты ненавидишь своих братьев православных, не желающих маршировать под общим знаменем РПЦ. С католиками и прочими все уже понятно, там ад и погибель (тм), а вот эти – неправильные – они опасны. Они сеют соблазны, совращают умы истинно верующих, членов самой истинной из всех православных церквей. Тебе, правда, не объяснили, что кроме РПЦ существуют иные поместные церкви, вполне каноничные и заслуживающие уважения. Но ведь отвлекаться на подобные глупости – значит упустить очередного еретика, который пойдет и соблазнит тысячи! К чему читать книжки или задавать вопросы, если жизнь никогда еще не была такой простой и понятной!

Замечательное свойство бинарной логики – черно-белой картины мира – это простота. Вот свои, вот враги, все очевидно. И жизнь наполняется событиями, подвигами веры, когда ненавистный еретик получает «достойное по своим делам» - то есть, многословное обличение, до отказа насыщенное ругательствами, чтоб доходчивее. Каждый новый обласканный тобой неверный – кирпичик в фундамент твоей веры, на котором, понятное дело, ты строишь Царствие Небесное на земле.

Только представь, как прекрасен будет мир, где не будет ни одного еретика! Свет и добро восторжествует, дьявол будет повержен, и люди наконец-то обретут истинную свободу…

Ничего не напоминает? Так думали инквизиторы, сжигая на кострах христиан, желающих читать евангелие на своем языке. Так думал Сталин, строя коммунизм, бесконечно искажённым прообразом которого явилось Царствие Небесное.

Если довести до абсурда, окажется, что ты в своем прекрасном мире без еретиков – один. Потому что ты один прав, а все остальные уклоняются во всяческие ереси, все запятнали себя теми или иными грехами. Тут уместно вспомнить будет о Боге – ведь это несомненно Он выбрал тебя для этой прекрасной миссии очищения.

Но ты не в курсе, что именно так думали и думают до сих пор иудеи, отвергшие Христа. Они до сих пор ждут своего мессию и царя ради господства в этом мире, а не в каком-то там воображаемом Царствии Небесном. Похоже, что ты, со своими товарищами «правослактами», радетели и защитники православия через ненависть и убийство неверных – те же самые иудеи, Христа распявшие. Или мусульмане, закон которых прямо говорит о даровании рая за защиту веры с мечом в руке? Видимо, сам Христос, приказавший убрать меч, вместо того чтоб навалять всем «плохим парням», был еретиком? Конечно, ведь твоя вера говорит о ненависти и насилии, а Он – про какую-то любовь, подумать только. Наивный.

В Российской Федерации создаются условия для реализации принципов свободы совести и вероисповедания. Однако демократические принципы, позволяющие исповедовать любую религию, привели к тому, что в религиозной сфере практикуется «вседозволенность» и использование религиозных догм в ряде случаев для негативных целей, порождающих религиозный экстремизм. Постоянные заявления о непрекращающихся нападках на Церковь, сделали своё дело. Повсеместно в России стали создаваться организации по защите православия. В своих программах, организации позаимствовали ряд положений из программы гитлеровской НСДАП, используют запрещенную Законом о противодействии экстремизму символику и лозунг "Православие или смерть!", находящийся в списке Минюста РФ запрещенных на территории России экстремистских материалов. Православные активисты приступили к «вразумлению» всей страны по «защите православных ценностей» всевозможными методами, которые они считают верными.

Русское православное движение "Святая Русь", проводит акции с антиконституционными призывами, пародирует православные обряды, возбуждая тем самым вражду и ненависть к православию. Военизированная организация проводит тренировки с боевым оружием. Именно эта организация совместно с "Православными хоругвеносцами" в 2012 году в Москве провела акцию сожжения портретов певицы Мадонны и группы "Pussy Riot", назвав это христианским обрядом изгнания демонов;
- активисты организуют патрули для защиты от «поругания», срывают рубахи с «кощунников» и грозят кирпичом эротическому музею. "Русское православное движение "Святая Русь" выступает против электронного концлагеря и призывает всех православных христиан стать свободными от переходного этапа к электронному рабству населения, т.е. написать заявление на сознательный отказ от универсальной электронной карты";
- православные активисты устраивают потасовку в музеях, требуют запретить преподавание в школах и университетах России астрономии. Также они требуют закрыть обсерватории и планетарии и прекратить продавать телескопы с кратностью увеличения больше 40.

Перечислять все идеи и деяния православных активистов не имеет смысла. СМИ пестрят от освещения событий по деяниям православных активистов. Основу православных активистов составляет молодёжная среда, которая в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных разрушительному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. В данном случае у православных активистов происходит реализация негативного протестного потенциала, происходит развитие безнравственных взглядов и принципов, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права.

Одно из существенных противоправных проявлений православных активистов заключается в том, что они провоцируют государство и общество на ответное насилие, тем самым дестабилизируя демократические институты общества. Если проанализировать их действия, можно увидеть, что они наносят ущерб социальной стабильности и нарушают основные человеческие моральные принципы.

Общество занимается поиском путей предотвращения таких явлений, как расизм, этническая дискриминация, религиозная нетерпимость. Однако события, происходящие в государстве, демонстрируют нам, что по-настоящему действенные гарантии равноправия и свободы человека, различных этносов, конфессиональных групп и обществ отсутствуют.
Предотвращением противоправных действий православных активистов надо уже начинать сейчас, пока их действия не повлекли более масштабные и негативные последствия.

«Много религий разных и все говорят о Любви, но всегда о ней забывают, защищая догматы свои»

С началом нового политического сезона в России страсти вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда» накалились до предела. Из церковно-общественной повестки дня они напрочь вытеснили все другие сюжеты, включая осмысление уроков 100-летия революции.

И если раньше эти страсти кипели только на бумаге (или в интернете), то с конца августа они запылали огнем — в буквальном смысле слова. Сначала была неудачная попытка Учителя «РОК» в Петербурге, затем относительно «удачный» в Екатеринбурге и, наконец, у московского офиса адвоката Учителя. Всякий раз ответственность за эти преступления брали на себя противники «Матильды».

«Визитки», разбросанные у офиса адвокатов режиссера Учителя, рядом с подожженными автомобилями. Фото: Константин Добрынин / Вконтакте

О неизбежности «огненного очищения» земли русской от «Матильдиной скверны» предупреждали активисты полуанонимного «Христианского государства Святая Русь» (название явно скопировано с «Исламского государства Ирака и Леванта», запрещенной в России террористической организации). Но правоохранительная система, чуткая к любым намекам на экстремизм в соцсетях, в упор «не замечала» столь явных призывов к насилию и предупреждений о готовящихся преступлениях.

Такое демонстративное бездействие вынуждает сделать неприятный вывод: мы являемся свидетелями политтехнологии, направленной на «нейтрализацию рисков 17-го года» и реализуемой методом «управляемого хаоса».

Роль «лица кампании» отведена Натальи Поклонской, которую Кремль «большевицкими темпами» сделал сначала прокурором Крыма, а затем — федеральным политиком. В преддверии переезда в Москву Поклонская начала демонстрировать какую-то гипертрофированную любовь к царю-мученику Николаю II.


Наталья Поклонская у бюста императора Николая II. Вскоре она заявит о том, что бюст замироточил. Фото: Юрий Козырев / «Новая газета»

«Неаккуратные» методы работы уже сталкивали депутатшу с руководством Московской патриархии: первый раз, когда она у здания прокуратуры в Симферополе, а второй — когда заявила об отлучении от причастия главы администрации президента РФ, спикера Госдумы и других чиновников, присутствовавших на закрытом показе «Матильды» в начале июня. По мнению патриархии, ни «мироточения», ни тем более отлучения не было.

Поклонская любит подчеркивать свою связь с духовником-старцем — одним из лидеров «царебожнического» движения в РПЦ схиархимандритом Сергием (в миру — Николаем) Романовым из Среднеуральского монастыря Екатеринбургской епархии (более подробно «Новая» писала о нем 15 августа).

Оказавшись в этой среде, неофит Поклонская, слабо знакомая с православным вероучением, доверчиво впитала основные догматы «царебожия», отличающие его от традиционного православия: учение о том, что Николай II — «Христос Господень», искупивший грехи русского народа, что по этой причине он обладал особой природой, чистой от греха, а Россия является Царством Божиим на земле, «удерживающим» весь мир от принятия антихриста и погибели. В то время как традиционное православие ассоциируется у большинства россиян с патриархом Кириллом и иерархией, погрязшими в роскоши, во всем поддерживающими власть, именно «царебожие» предстает здоровой и весьма патриотичной «народной верой», противостоящей лицемерному церковному официозу.

Конечно, дух агрессии и ксенофобии всегда находил себе место в русском православии наряду с духом любви и милосердия.

Протодиакон Андрей Кураев, главный опальный богослов РПЦ, считает, что именно патриарх Кирилл в 2012 году сделал ставку на дух агрессии.

Именно патриарх организовал массовую кампанию «в защиту патриарха» против Pussy riot, добиваясь самого сурового наказания «кощунниц», введения уголовной статьи «Оскорбление чувств верующих», настраивая свою паству выискивать эти «оскорбления» и преследовать виновных при каждом удобном случае.


Патриарх Кирилл. Фото: РИА Новости

Многие «православные активисты» сделали свои «оскорбленные чувства» бизнесом. Появились боевые православные братства типа «Сорок сороков» (СС), воспевающие культ силы и готовые «бить во славу Божию» любых «врагов православия»: например, защитников московских парков от «храмостроя» .

Произошла трансформация официального православия, ставшего частью новой российской идеологии, — из евангельской религии любви и покаяния в «духовную скрепу», нагнетающую в обществе градус агрессии и оправдывающую репрессии против инакомыслящих. «Царебожие» всегда было более радикальным, чем официальная церковная идеология, и по мере радикализации последней меняется и «царебожие». Чем более отчаянные благословения дает тот или иной старец, тем выше его котировки в среде «православной общественности».

По улицам Сергиева Посада, прямо под стенами лавры, основатель которой призывал «преодолеть ненавистную рознь мира сего», маршируют казаки, вскидывая правую руку в нацистском приветствии.

Среди них идут и старцы, например, Корнилий (Радченко). Признанными центрами «царебожия» являются Дивеево и Боголюбский монастырь под Владимиром.


Казачий патруль у Лавры. Фото группы «Казачья Дружина г.Сергиев Посад» / Вконтакте

Казалось бы, никто не скрывается, и властям несложно было бы ограничить «царебожие» под лозунгом «борьбы с экстремизмом». Подобный подход они успешно применяют к мусульманам: жестко преследуя «исламский фундаментализм», Кремль всячески поддерживает «традиционный ислам», деятели которого даже помогают органам в преследовании своих братьев-салафитов. Почему нельзя заявить о такой же несовместимости «православного радикализма» и «традиционного православия»?

Ответ, на наш взгляд, состоит в том, что властям выгодны «православные радикалы»: их «ревность не по разуму» и скандальные акции наилучшим образом переключают внимание общества с серьезных вопросов об актуальности революционного опыта 1917-го на бутафорские — о романе Николая II с Матильдой Кшесинской.

Доводом в пользу этой версии служит и молчание патриарха, который не может сочувствовать «царебожникам», задорно раскачивающим его трон, но и не смеет их осудить, зная о высоком покровительстве, которое они имеют.

Методика «управляемого хаоса» чрезвычайно опасна. При малейшем ослаблении властного контроля хаос вырывается на волю и поглощает своих творцов — такова его природа. Грядущий 2018 год, который пройдет под знаком 100-летия «ритуального убийства» царской семьи, грозит стать апогеем «царебожия» как новой русской «народной веры».

Сторонники Алексея Учителя, явно не так хорошо организованные как их оппоненты, демонстрируют признаки слабости: отменен премьерный показ «Матильды» в Москве, заявлено о намерениях вообще не показывать фильм в Свердловской области… Фильм, конечно, выйдет в прокат. Говорят, на этом настаивает сам Путин, много раз негативно высказывавшийся о Николае II. Но, очевидно, у «царебожников» будет еще не один повод продемонстрировать свою растущую силу.

Можно быть уверенными, что это движение не сбавит своей активности и после того, как будет исчерпан эпизод с «Матильдой». Тень «православного халифата» нависла над Россией…