Россия в условиях экономического кризиса. Обострение общественно-политического и экономического кризиса

Революционная ситуация 1859-1861 гг. выросла на основе всё углублявшегося несоответствия между господствовавшими в России старыми феодальными производственными отношениями и новым характером неуклонно возраставших производительных сил.

Закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил пробивал себе дорогу, определял объективную необходимость ликвидации устаревшей феодальной системы, тормозившей поступательное развитие производительных сил, требовал установления новых- капиталистических - производственных отношений.

К 50-м годам XIX в. конфликт производительных сил и производственных отношений настолько обострился, а капиталистические производственные отношения настолько выросли, что феодализм оказался глубоко расшатанным и старая система хозяйства - подорванной в своей основе. Именно это вызвало крах феодализма, возникновение кризиса революционного характера и переход к новому - капиталистическому - способу производства. В результате реформы 1861 г. капиталистические производственные отношения стали господствующей формой производственных отношений, несмотря на все сохра­нившиеся после реформы пережитки феодализма.

Значительный рост новых производительных сил, принад­лежавших по своему характеру к капиталистическому способу производства, и рост капиталистических производственных отношений отчётливо видны прежде всего из развития промышленности, основанной на применении вольнонаёмного труда. Такая промышленность-существовала и в начале XIX в., но в результате её интенсивного роста в течение первой половины столетия она в 50-х годах уже стала занимать качественно новое место в общей системе хозяйства страны: к 1860 г. из 859 950 рабочих, занятых в русской промышленности (включая металлургическую), 61,4% рабочих уже были вольнонаёмными. Это значит, что капиталистические производственные отношения стали уже играть преобладающую роль в русском промышленном производстве в целом и вступили в резкий конфликт с оброчным положением рабочих. В отдельных же отраслях промышленности - хлопчатобумажной, шел­коткацкой - крепостной труд в 50-х годах был уже почти полностью вытеснен вольнонаёмным.

Резкое обострение конфликта между старыми крепостническими производственными отношениями и развитием производительных сил наиболее отчётливо видно на примере особенно быстро развивавшейся и передовой в техническом отношении текстильной промышленности, где наиболее ясно проявлялись признаки начавшегося в России промышленного переворота. В Петербурге и Петербургской губернии, по сохранившейся в архиве ведомости 1860 г., в текстильной промышленности преобладающую роль играют уже сравнительно крупные предприятия - паровые фабрики с количеством рабочих от 150 до 1 200 человек, причём рабочие на них почти сплошь вольно­наёмные. В Москве и Московской губернии также начинают преобладать крупные предприятия. По ведомости за 1856 г. из 198 предприятий с количеством рабочих более 16 человек 120 фабрик, или 60,6%, представляли собой предприятия с количеством рабочих более 50 человек; из 31 132 рабочих, занятых на 198 предприятиях, 24 451 человек, или 78,5% всех рабочих, работали на фабриках с количеством рабочих от 100 до 1 400 человек. Многие из этих фабрик с числом рабочих более тысячи человек в действительности объединяли только часть этих рабочих в стенах одного предприятия, а остальные рабочие были крестьянами, работавшими на дому по подмосковным деревням, но и при этих условиях фабрика остаётся по тому времени крупным предприятием с несколькими сотнями рабочих. Развитие производительных сил явно принадлежало капиталистическому способу производства, между тем развёртывалось оно в крепостной стране, где подавляющее большинство непосредственных производителей находилось в крепостной зависимости и даже вольнонаёмные рабочие крупных предприятий, как правило, были крепостными крестьянами, отпущенными на оброк. Феодальные производственные отношения вступали, таким образом, в резкий конфликт с характером производительных сил.

Крепостное право приковывало крестьянина к деревне - между тем рост капиталистической промышленности требовал всё большего количества вольнонаёмных рабочих. В глубоком противоречии с феодальными производственными отношениями, расшатывая их основы, в России развёртывается процесс формирования рабочих кадров для капиталистической промышленности, т. е. начальный процесс формирования рабочего класса, завершившийся лишь в пореформенный период. Кадры рабочих рекрутировались из разных слоев населения - из город­ских мещан, бессрочно-отпускных солдат, основным же источником их пополнения являлось экспроприированное крестьянство. Разложение барщинной системы хозяйства, о котором говорилось выше (см. главу 1), выявилось в разорении крестьян помещиками вследствие роста эксплуатации, увеличения барщины и обезземеливания крестьян помещиками. Разорение приводило крестьян к необходимости искать заработок, вслед­ствие чего к середине XIX в. вырос неземледельческий отход из деревни. Наличие крепостного права тормозило развитие капиталистических отношений, помещик часто задерживал в деревне именно беднейших крестьян, «ненадёжных» с точки зрения своевременной уплаты оброка, но всё же количество отходников в 50-х годах растёт с каждым годом. Среди крепостных помещичьих крестьян в промышленных губерниях процент отпущенных на оброк, по данным редакционных комиссий, собранным в 1859 г., составлял в Костромской губернии 88, в Ярославской - 87, в Вологодской - 84, в Олонецкой - 72, в Петербургской - 70, во Владимирской - 70, в Московской губернии - 68. Большинство отходников из оброчных крестьян были вольнонаёмными рабочими, некоторая их часть занималась ремёслами, мелкой торговлей и т. д. Однако в любом случае такой высокий процент отходников наглядно свидетельствует о том, что феодальный способ производства был подорван в самой основе. Преобладающая часть крепостных крестьян промышленных губерний, юридически являясь крепостной, была уже занята в капиталистическом производстве.

В таких промышленных губерниях, как Владимирская или Московская, расширение промышленного производства усиливало и ускоряло процесс отрыва крестьян от земледелия. Купцы-предприниматели широко практиковали организацию своих фабрик в глухих уездных городах или даже в деревенской местности, что приводило к фактическому превращению части крепостных помещичьих и казённых крестьян в постоянных фабричных рабочих. Так, например, в Московском уезде на казённой земле крестьян сельца Ростокина построил ситценабивную фабрику коммерции советник Молчанов, так как здесь он мог получить дешёвую рабочую силу. Эта большая для того времени фабрика с двумя паровыми машинами в 18 и 40 л. с, с годовым оборотом почти в миллион рублей, расположенная в 6 каменных и 16 деревянных корпусах, занимала в течение года от 630 до 910 рабочих. При Аристовой посаде в Богородском уезде была открыта шелко­ткацкая фабрика московского купца Шишова, на которой работало 416 рабочих. Всего из 198 текстильных предприятий, имевшихся в 1856 г. в Московской губернии, 83 были расположены не в Москве, а в губернии. Из 14 наиболее крупных петербургских текстильных фабрик 9 были расположены в самом городе, а 5 - в уезде.

Наличие крепостного права, крепостнических производственных отношений задерживало развитие капиталистической промышленности, которая не могла получить достаточного количества свободных рук, тормозило развитие производительности труда в сельском хозяйстве, являлось причиной упадка промышленности, основанной на применении труда крепостных рабочих, что особенно ярко видно на примере уральской металлургии.

Действие объективного экономического закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил вело к необходимости уничтожения крепостного строя в России. Закон этот пробивал себе дорогу, несмотря на сопротивление класса помещиков, кровно заинтересованного в сохранении старого способа производства. Старые общественные классы, как известно, не отказываются добровольно от власти и от всех выгод, получаемых ими от сохранения старого способа производства,- они могут быть отброшены с пути развития производительных сил только мощью народного движения, народной революцией.

Основной общественной силой, боровшейся за уничтожение феодально-крепостнического строя, было закрепощённое крестьянство. Антифеодальная борьба крестьянства была не сознательной, а стихийной; установление капиталистических производственных отношений являлось объективным результатом этой борьбы.

Крестьянское движение против помещиков нарастало с каждым десятилетием. Развитие капиталистического уклада в условиях господства феодально-крепостнического строя было мучительным процессом для угнетённых масс. Процесс этот, сопровождавшийся обнищанием помещичьих, государственных и удельных крестьян, особенно усилился во время и после Крымской войны. Война обострила и ускорила развитие этих процессов, что вызывало ещё большее усиление нищеты и бедствий трудящихся масс, содействовало возрастанию их натиска на феодальный строй.

Крестьянство отвечало на рост помещичьей эксплуатации, на обезземеливание и разорение усилением стихийного движе­ния, охватившего к концу 50-х годов всю Европейскую Россию.

Сохранение крепостного рабства становилось всё более не­выносимым для крестьян.

Широкий размах приобретает крестьянское движение народов России в годы Крымской войны в связи с ростом налогового бремени и резким ухудшением положения крестьянства. Вместе с тем неоднократные обращения царя ко всем сословиям с призывом к патриотическим жертвам, с объявлением о наборах ополченцев пробуждали в крестьянстве уверенность, что участием в войне оно купит себе свободу. В апреле 1854 г. вышел указ о наборе в морское ополчение. Набор производился с целью формирования гребной флотилии для обороны Балтийского побережья и распространялся на четыре губернии - Петербургскую, Олонецкую, Тверскую и Новгородскую. От крепостных крестьян при записи в ополчение требовалось разрешение помещика. В крестьянстве прошёл слух о том, что вступление в ополчение освободит ополченцев и их семьи от крепостной зависимости. На этой почве возникли волнения, охватившие кроме указанных ряд внутренних губерний (Рязанскую, Тамбовскую, Владимирскую и др.). Движение было прекращено военной силой. В 1855 г. в связи с призывом в общегосударственное ополчение волнения крестьян приняли ещё более грозные размеры. Особенно остро протекали они на Украине - в Киевской губернии, где ненависть к польским панам-помещикам и воспоминания о казачестве придали им своеобразную форму. В народе заговорили о существовании скрываемого панами и попами указа, которым все крестьяне якобы призываются «в казаки» и освобождаются от крепостной неволи с передачей им в собственность земель и имущества помещиков. Крестьяне отказывались от работы на господ, вводили явочным порядком самоуправление, не слушались «убеждений» начальства и в ряде случаев оказывали сопротивление войскам. В результате столкновений насчитывалось много убитых и раненых крестьян. Это движение перебросилось и в Поволжье. Чрезвычайно резкую форму оно приняло среди татар Казанской и Нижегородской губерний, отказывавшихся нести военную службу.

В великороссийских губерниях движение 1855 г. вырази­лось в массовом бегстве крепостных в города, где они требовали зачисления в общегосударственное ополчение. Значительным упорством отличались волнения в Воронежской губернии. В 1856 г. крестьянское движение проявилось в новой форме - в самостоятельном уходе десятков тысяч крепостных, главным образом украинских крестьян Херсонской и Екатеринославской губерний, на Крымский полуостров, в «Таврию за волей». Толчком к этому движению послужили слухи, что в Крыму крестьяне получат волю. Правительство двинуло крупные военные силы, чтобы подавить это движение.

Наиболее поздним отзвуком военных событий явилось восстание в Мегрелии (Грузия) в 1857 г. Во время Крымской войны Мегрелия подверглась разорению со стороны турецкой армии. По окончании войны помещики, стремясь поправить свои дела за счёт крестьян, резко усилили их эксплуатацию. Волнения начались в январе 1857 г. и к маю приняли характер общего восстания крепостного крестьянства Мегрелии. Крестьяне не выполняли повинностей, требовали упразднения княжеского и дворянского сословий, принятия мер против роскоши и чрезмерных торговых барышей. Основной целью восставших было освобождение из-под помещичьей власти. При активном вмешательстве царской администрации господство местных крепостников было восстановлено.

Особенно усиливается крестьянское движение в последние годы перед реформой. В среднем в первую четверть XIX в. ежегодно имело место более 11 волнений, в 1826-1854 гг.- более 24 и в 1855-1861 гг.- более 79.

Звучит очень часто, поэтому важно понимать сущность кризиса как явление в жизни людей. Слово кризис пришло к нам из древнегреческого языка, где слово κρίσις - krisis или crisis - кризис перевод имеет в смысле: «решение, поворотный пункт, переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы».

Таковое понятие кризис Википедия дает на своей странице определение кризиса.

В данной статье термин кризи с используется для обозначения феномена в отношениях людей (экономических, политических и т.п.), а не в качестве медицинского термина, как переломный момента в ходе болезни.

Термин кризис словарь живого великорусского языка В.Даля определяет аналогично:

кризис – 1) Резкий поворот в каком-л. положении, состоянии. 2) Переломный момент в течение болезни, ведущий к улучшению или ухудшению состояния больного. 3) Тяжелое состояние общества, вызванное противоречиями в развитии какой-л. одной или многих составляющих его жизни. 4) разг. Затруднительное положение (обычно вызванное финансовыми неурядицами или сложностями душевного состояния).

Понятие кризиса

Значение слова кризис определение легче понять через другие понятия. Для слова кризис синоним можно взять из следующего ряда слов: глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой либо сферы человеческой деятельности. Как видим, значение кризиса определяется как негативной явление. Однако при этом роль кризиса подчеркивается как процесс обновления.

Сущность кризиса

Суть кризиса заключена в решении накопившихся проблем, диспропорций, нерешенных конфликтов, которые невозможно решить привычными методами для данной сложившейся структуры отношений людей. Термин кризис применяют для обозначения тех состояний, при которых существующие средства достижения целей становятся неадекватными, а новые средства, которыми можно решить существующие конфликты, могут вызывать непредсказуемые проблемы и ситуации.

Как правило, бытовые понятия экономики часто не совпадают с юридическими формулировками, поэтому, если вы все же решились , надо изучить значение основных экономических терминов.

Основные экономические понятия содержит мой :

К осени 1917 г. общенациональный кризис охватил все стороны экономических и политических отношений. Он нашел свое выражение прежде всего в росте революционной творческой активности народных масс. Они не хотели более жить по-старому и решительно требовали революционных преобразований общественного строя. В ходе развития революции народные массы все теснее сплачивались вокруг партии большевиков, руководимой Лениным.

Росло влияние большевистской партии в профессиональных союзах, фабрично-заводских комитетах и других организациях рабочего класса. Профессиональные союзы объединяли свыше 2 млн. рабочих и служащих. Фабрично-заводские комитеты на предприятиях, по неполным данным, к осени 1917 г. имелись в 34 крупных городах. Состоявшиеся в октябре перевыборы фабзавкомов принесли огромную победу большевикам. Так, в фабрично-заводском комитете Петроградского трубочного завода большевики получили 23 места из 33.

Стачечное движение приобретало ярко выраженный политический характер и проходило под большевистскими лозунгами. Стачка печатников, начавшаяся в первой половине сентября, распространилась на всю страну. В это же время всеобщая стачка железнодорожников заставила правительство пойти на некоторые уступки. Забастовка нефтяников Баку завершилась большой победой рабочих, принудивших предпринимателей заключить с ними коллективный договор. Повсюду рабочие боролись против попыток буржуазии остановить работу на предприятиях, настойчиво добивались контроля над производством и распределением. В забастовке протеста против массовых локаутов на Урале участвовало до 100 тыс. человек. Стачка сопровождалась установлением рабочего контроля на многих предприятиях. Подобные факты наблюдались также в Петрограде, Москве, Донбассе, Харькове, Нижнем Новгороде, в Иваново-Кинешемском текстильном районе и т. д. Рабочее движение в своем развитии вплотную подошло к установлению диктатуры пролетариата в форме Советов.

В ряде событий в России, последовавших после Февральской революции, особо выделяется мятеж генерала Л. Г. Корнилова. Личность Корнилова стала известной в России после событий 1916 года, когда он сумел бежать из австрийского плена. 2 марта 1917 года Корнилов по поручению начальника Главного штаба генерала Михневича был назначен ещё Николаем II командующим Петроградского военного округа.

Лавр Корнилов был сторонником самых жёстких мер в деле наведения порядка. Среди его требований было: введение смертной казни в тылу и на фронте, полное подчинение транспортной отрасли верховному командованию, привлечение работы промышленности исключительно на фронтовые нужды и абстрагирование политического руководства от военных дел.

Отдельным пунктом программы Лавра Георгиевича стояла «разгрузка» Петрограда от нежелательных и вредных военных элементов. Планировалось с помощью сохранивших боеготовность фронтовых частей произвести разоружение Петроградского гарнизона и вывести революционные войска на фронт. Кронштадтский гарнизон при этом подлежал полной ликвидации, как главный очаг революционных настроений. Сам Петроград предполагалось перевести на военное положение. В планах по «разгрузке» Петрограда уже проявляются разногласия в политических целях, которые ставили перед собой её организаторы. А. Ф. Керенский подготавливал почву для избавления от влияния Советов и сосредоточения единоличной власти в собственных руках. Военный генералитет же (в целом оппозиционный Временному правительству) ставку делал на военную диктатуру.

Сам Корнилов, чувствующий словно наэлектризованную атмосферу, подогреваемую уставшими от хаоса и беспорядков простыми людьми, словно поверил в этот момент в свою исключительность и провиденциальность того, что именно он должен стать во главе страны. Несмотря на то, что Корнилов считался плохим политиком даже в своём ближайшем окружении, Лавр Георгиевич разработал перед мятежом целую политическую программу. Она включала в себя множество пунктов: восстановление дисциплинарного права командиров в армии и на флоте, отстранение комиссаров Временного правительства от вмешательства в действия офицеров, ограничение прав солдатских комитетов, запрет митингов в армии и забастовок на оборонных заводах, Кроме этого, Корнилов предполагал перевести на военное положение всю систему железных дорог, промышленность, работавшую на фронтовые нужды, а действие закона о смертной казни распространить и на тыловые части.

Политическая часть программы Корнилова включала в себя упразднение Советов в тылу и на фронте, запрещение деятельности профсоюзных комитетов на фабриках, введение цензуры в армейскую печать. Верховная власть должна была перейти к Совету народной обороны, в который бы вошли сам Корнилов, Керенский, А. В. Колчак, Б. В. Савинков и другие.

Всероссийское Учредительное собрание предполагалось созвать либо после окончания войны, либо же - созвать его и распустить в случае несогласия с решениями, принятыми верхушкой военных диктаторов.

Задумывая своё выступление в Петроград, Лавр Корнилов рассчитывал на поддержку таких организаций, как Союз офицеров, Военная Лига, и руководством именно этих организаций Корнилову был предложен план наступления на Петроград. Под обоснованием того, что 27 августа, - в честь полугодия с момента свержения царской власти, - левые силы начнут в столице демонстрации, которые затем перерастут в беспорядки с целью захвата власти, Корнилов (легально, по согласованию с Керенским) начал перебрасывать военные части к столице.

Это был 3-й конный корпус дивизия генерала А. М. Крымова и Туземная (неофициально называющаяся «Дикой», состоявшей из кавказских конных воинов) генерал-лейтенанта Д. П. Багратиона. Помимо этого, с севера, со стороны Финляндии на Петроград двигался кавалерийский корпус генерал-майора А. Н. Долгорукова.

  • 25 августа верные Корнилову части выдвигаются на Петроград, рассчитывая ко всему прочему на поддержку ранее отбывших в город верных ему офицеров, сотрудничавших с Союзом офицеров, Военной Лигой и прочими организациями. При этом, Корнилов рассчитывал и на поддержку Правительства, считая мелкие разногласия с премьер-министром Керенским несущественными в общей для них цели: осуществления в России диктаторской власти.
  • 27 августа Александром Керенским был подписан указ о смещении Л. Г. Корнилова с поста Главнокомандующего, при этом объявив его мятежником. Керенский распускает кабинет министров, присваивает себе «диктаторские полномочия» и объявляет себя Верховным Главнокомандующим. От каких-либо переговоров с Корниловым Керенский отказался. Корнилов в этот момент уже оказался в проигрышном положении: действиями белорусских Советов военная Ставка (находившаяся в Могилёве) была отрезана от фронтовых территорий, армейские солдатские комитеты армий Юго-Западного фронта арестовали своих командиров, и был арестован главнокомандующий этого фронта - А. И. Деникин. Также были изолированы и другие сторонники Корнилова на фронте, в других российских городах (генерал Крымов, осознавший бесперспективность мятежных действий застрелился 31 августа). Сам Лавр Корнилов был арестован 2 сентября.

После провала корниловского мятежа Александр Керенский провозгласил Россию республикой, власть перешла Директории, состоящей из пяти человек во главе с ним самим.

Таким образом, Корниловский мятеж потерпел поражение, но он положил начало белому движению - главной антибольшевистской политической силе.

Продовольственный:

1. К середине 1916 года

2. Экономическая блокада, беженцы (2 млн из Польши)

3. Введение карточек (уменьшение норм)

4. Грузоперевозки осуществляются на 50%

5. Политический кризис

6. Проблема военнопленных

7. Волнение в национальных окраинах

Политический кризис:

1. Ставка на Ник Ник

2. Постоянная смена министров

3. Открытая дискредитация Н2 и его семьи

Первая мировая война резко ухудшила экономическую ситуацию в России и привела к обострению внутриполитической ситуации в стране.

В деревнях началось разорение крестьян из-за призыва 15 млн. человек в действующую армию и мобилизации лошадей. Это привело к запустению полей, возникла реальная угроза хлебного голода. В ряде деревень прошли голодные бунты.

В промышленности преобладали военные заказы. Для их оплаты государство печатало ничем не обеспеченные деньги, которые обесценивались,– началась инфляция. Узость топливно-энергетической базы и нехватка железнодорожного транспорта способствовали значительному сокращению производства в мирных отраслях. Многие предприятия разорились и закрылись. В городах началась безработица. Были введены продуктовые карточки, за товарами первой необходимости выстраивались очереди. Несмотря на военное положение, в 1916 году бастовало более 1 млн. рабочих, хотя участие в забастовке наказывалось отправкой на фронт.

В армии наблюдалось дезертирство, выражалось резкое недовольство нехваткой оружия, боеприпасов, обмундирования, медикаментов, под влиянием большевистской пропаганды проходили акты братания с немецкими солдатами. К началу 1917 года на нужды фронта выделялось 58 млн. рублей, но этого было недостаточно. Российские заводы ежегодно производили 380 тыс. пудов пороха при потребности фронта 700 тыс. пудов; производилось 525 тыс. винтовок в год, а фронту требовалось не менее 8 миллионов винтовок.

На национальных окраинах причиной недовольства местного населения стала мобилизация мужчин в возрасте от 19 до 43 лет на военно-тыловые работы. Восстания были направлены как против царского правительства, так и против местных феодалов, усиливавших поборы. Наиболее крупным было восстание в Казахстане в 1916 году, возглавленное Амангельды Имановым.

Большевистские организации нелегально создавались на заводах и фабриках, на фронтах и в гарнизонах. Большевики выступили с лозунгом «Долой империалистическую войну», стали инициаторами проведения международных конференций социал-демократов в Швейцарии (в 1915 году в Циммервальде и в 1916 году в Кинтале), где была осуждена империалистическая война. РСДРП(б) требовала превращения империалистической войны в гражданскую, то есть призывала солдат обратить оружие против господствующих классов. Большевики добивались поражения царской России в войне: с одной стороны, это упрощало задачу свержения правительства, но с другой стороны, такое поражение было бы связано с многочисленными жертвами, в первую очередь среди солдат – выходцев из крестьян и рабочих, интересы которых отстаивали большевики. Социально-экономическая обстановка в стране способствовала восприятию частью населения большевистских идей.


Первая мировая война ухудшила положение российской буржуазии. Имея экономическое могущество, она была лишена реальной политической власти. Управление Россией находилось в руках царских чиновников, не связанных с промышленным производством и не заинтересованных в экономическом развитии страны.

Буржуазные партии в IV Государственной думе образовали «Прогрессивный блок» и выступили с идеей создания правительства доверия, в которое в равной степени входили бы как правительственные чиновники, так и представители крупного капитала. Другая идея заключалась в создании «особых совещаний», которые были призваны оперативно решать вопросы обороны, топлива, транспорта и продовольствия. «Прогрессивный блок» предлагал расширить местное самоуправление, легализовать деятельность профсоюзов. Но Никол ай II не пошел на уступки буржуазии и отказался сотрудничать с Думой.

В буржуазных кругах зрела идея замены Николая II на императорском троне его младшим братом Михаилом Александровичем, лояльным к Думе («заговор Думы»). Однако эта идея осталась нереализованной.

Монархисты справедливо полагали, что императора компрометирует Григорий Распутин .

Распутин пользовался своим положением: за огромные взятки помогал устраивать людей на государственные должности, советовал проводить военные операции там, где это было выгодно просителям. По рекомендации Распутина в 1916 году был назначен премьер-министр Б. В. Штюрмер.

В ночь с 16 на 17 декабря 1916 года (29/30 декабря по новому стилю) Распутин был убит в Юсуповском дворце заговорщиками-монархистами, которых возглавляли великий князь Дмитрий Павлович, князь Феликс Юсупов и помещик Владимир Пуришкевич. Однако смерть Распутина не изменила отношение в обществе к Николаю II, который себя дискредитировал.

К началу 1917 года в России сформировались 3 основных политических лагеря:

1. монархический – помещики, духовенство и царские чиновники, выступавшие за сохранение самодержавной монархии;

2. буржуазный – представители всех слоев буржуазии, стремившиеся к реальной политической власти, но предпочитавшие соглашение с монархией, а не ее свержение;

3. революционный – рабочие и крестьяне, руководимые социал-демократами и эсерами, которые заявляли о необходимости свержения самодержавия революционным путем.

В первые месяцы войны все слои общества поддержали правительство. Перед Зимним дворцом прошла многотысячная демонстрация в поддержку войны. Многих охватили антинемецкие настроения. Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Рабочие забастовки практически прекратились (сравните: 1,5 млн. стачечников в январе-июле 1914 г. и 35 тыс. в августе-декабре того же года).

Политические партии, в том числе либералы, выступили за войну до победного конца и проголосовали в Думе за предоставление военных кредитов. Воздержались лишь трудовики и социал-демократы (большевистские депутаты присоединились к декларации меньшевиков), объявившие войну империалистической, но признвшие необходимость обороны страны. Но уже в сентябре Ленин, напомнив слова Маркса: у пролетариата нет отечества, провозгласил тезис о том, что поражение самодержавия и его армии в войне будет для рабочих России меньшим злом, чем его победа. Пораженчество большевиков оттолкнул от них рабочие массы, арест думской большевистской фракции не вызвал протестов рабочих.

Приостановление на полгода заседаний Думы также было спокойно воспринято общественно-политическими группами и партиями.

6.2. В 1915 г. политическая ситуация изменилась.

6.2.1. Общественное движение. Поражения русской армии вновь вызвали недовольство правительством. Возобновилось рабочее забастовочное движение (600 тыс. стачечников). Начались крестьянские волнения, число которых, впрочем, было невелико (177). Сотни общественных союзов и комитетов помощи фронту, прежде всего Земгор, играли все большую роль в социально-политической жизни страны.

^ 6.2.2. Политические партии и Прогрессивный блок. Кадеты, октябристы и умеренные правые обвинили в военных поражениях правительство. Земства и города потребовали созыва Думы. Николай II пошел на некоторые уступки, созвав в июле Думу и уволив ряд министров, вызывавших недовольство общественности, в том числе военного министра В.А. Сухомлинова, обер-прокурора Синода В.К. Саблера и министра юстиции И.Г. Щегловитова.

В августе в Думе впервые образовалось оппозиционное большинство - ^ Прогрессивный блок, объединявший либералов различных направлений, а также умеренных правых, возглавленный правым В.В. Шульгиным и кадетом П.Н. Милюковым. Коалиция потребовала сформирования правительства общественного доверия из политических деятелей, предложенных блоком, а также проведения политических реформ.

Хотя некоторые министры поддержали Думу, император приостановил деятельность парламента и заменил либеральных министров. Казалось, политический кризис завершился.

6.3. Но в 1916 г. в связи с ухудшением положения на фронте антиправительственные настроения усилились.

^ 6.3.1. Протесты солдат, рабочих и крестьян. На передовой увеличилось дезертирство, ослабла дисциплина, проводились стихийные братания российских и немецких солдат. В армии начались открытые выступления, в том числе вооруженные.

Развернулись массовые рабочие забастовки (1 млн. стачечников), многие из которых выдвигали политические и антивоенные лозунги (30% забастовщиков). В октябре произошел резкий подъем стачечного движения, в декабре активность пролетариата, агитируемого не только левыми, но и либералами, выросла еще больше.

Возросло число крестьянских выступлений (294).

^ 6.3.2. Объединенная политическая оппозиция. Думский Прогрессивный блок, поддержанный Земгором, в ноябре 1916 г. выдвинул еще более радикальное требование создания ответственного министерства - правительства, подотчетного парламенту. С речами против правительства выступали уже не только кадет Милюков, октябрист Гучков, но даже ярый монархист Пуришкевич. Прогрессисты, вышедшие из Блока, предлагали вывести движение за стены Думы и обратиться с воззванием к народу и армии.

Ряд либеральные общественно-политических деятелей, генералов и крупных предпринимателей попытались организовать заговор с целью замены Николая II его дядей Николаем Николаевичем и проведения необходимых преобразований.

^ 6.3.3. Реакция самодержавия. Николай II не желал уступить требованию общества, лишь перетасовывая состав правительства, что Пуришкевич назвал министерской чехардой. Ни один из 4 председателей Совмина и 6 министров внутренних дел, сменившихся за 1915-1916 гг. не устраивал Думу и общество.

Крайне правые попытались поднять авторитет монарха, убрав влиявшего на царя Григория Распутина - символ разложения самодержавия. 16 декабря он был убит группой великосветских заговорщиков. Но последовали лишь репрессии: заседания Думы были прерваны, новое правительство Н.Д. Голицына оказалось еще консервативнее, был обновлен Госсовет, во главе которого встал одиозный И.Г. Щегловитов, развернулось подавление возросшего стачечного движения.

Столкновение режима и широких слоев общества стало неизбежным.

К 1917 г. военная программа была выполнена, наладилось производство вооружений, промышленность и сельское хозяйство в целом обеспечивали армию и мирное население. В то же время росла инфляция. Основной проблемой явилась узость железнодорожной сети, что привело к нехватке боеприпасов и продовольствия на фронте и в прифронтовых районах.

Поражения российской армии 1915-1916 гг. обострили внутриполитическую ситуацию в стране. Разрасталось забастовочное движение, вспыхивали выступления крестьян, начались волнения в армии. Работа правительства была дезорганизована. В Думе сложилось антиправительственное большинство, выдвинувшее лозунг, формирования правительства, ответственного перед парламентом.

Николай II проявил неспособность управлять ситуацией. Не идя на уступки общественному движению. Принимая непопулярные меры, он провоцировал падение своего авторитета и новый подъем недовольства и протестов.

Правые уповали на мудрость монарха, либералы разрабатывали планы дворцового переворота, немногочисленные социал-демократы и эсеры пытались организовать рабочих.

Стихия народного протеста, спровоцированная возросшими противоречиями, неуспешной войной, проблемами транспорта и т.д., как всегда неожиданно для реформаторов и революционеров опрокинула все планы, определив вступление России в новую эпоху.

В результате, в феврале-марте 1917 г. многовековая российская монархия рухнула.

Россия оказалась вынужденной вступить в войну, не завершив перевооружение армии и флота. Несмотря на это, на начальном этапе Россия развивала наступление в Восточной Пруссии, чтобы отвлечь немецкие войска с Западного фронта и спасти Францию от поражения. Успешно начались операции против австрийских войск в Галиции. Но уже 1915 год был тяжелым для российской армии. Сказывалась острая нехватка боеприпасов. В 1916 году российская армия прорвала австрийский фронт («Брусиловский прорыв»), значительно продвинулась на Запад. Франция снова была спасена от поражения. Германия потеряла стратегическую инициативу.

Революционные, либерально-буржуазные партии и движения по-своему использовали трудности войны, промахи правительства для дискредитации самодержавия. Большевистские лидеры, находившиеся в эмиграции, поддерживали обращение В.И. Ленина к международной социал-демократии о желании поражения своим правительством и призывали народы превратить войну из империалистической в гражданскую. Они рассчитывали на торжество идей пролетарского интернационализма. Меньшевистская фракция РСДРП и эсеры выступали за немедленное прекращение войны и заключение демократического мира.

Особенно активизировалась либеральная оппозиция в давление на самодержавие. В августе 1915 году шесть буржуазных фракций в IV Государственной думе образовали межпартийную коалицию - «прогрессивный блок», который потребовал создания правительства «народного доверия», ответственного перед думой. Однако это было отвергнуто. Осенью 1916 года лидер кадетов П.Н. Милюков развернул «обличительную» кампанию в Государственной думе против царя и его министров. Царь прервал работу Государственной думы.

В стране возникла революционная ситуация. События февраля 1917года не привели к выходу России из войны. Временное правительство объявило о верности союзническому долгу.

Продолжалась война. Она закончилась уже после выхода из нее России. В ноябре 1918года последовало Компьенское перемирие. Германия и ее союзники потерпели поражение. Военно-политические итоги были зафиксированы Версальско-Вашингтонской системой международных договоров 1919г. Война имела катастрофические последствия: огромные людские потери (около 10 млн. погибших), расхищение национальных богатств, обнищание народных масс, что привело к революциям в России, Германии, Венгрии.


Кризис

" Krisis " - в переводе с греческого - решение, поворотный пункт или исход. Экономический кризис в компании означает тяжёлое финансовое положение, которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей (коэффициентов): платёжеспособности, рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости и других. Таких показателей существует огромное множество. Наиболее универсальными и наглядными индикаторами остаются конечные финансовые результаты деятельности компании: размер валовой прибыли и уровень рентабельности. Как правило, первым признаком кризисного состояния в компании является отрицательный финансовый результат - валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам (если убытки не были запланированы как необходимый этап в развитии бизнеса).

Многозначность экономического, особенно управленческого понимания антикризисного управления обусловливается двойственной природой любого кризиса, который одновременно созидает и разрушает, формирует предпосылки и подготавливает условия для дальнейшего развития и освобождает от прежней стратегии бизнеса.

В соответствии с этим теории, акцентирующие внимание на разрушительной функции кризиса, предлагают воспринимать кризис как ситуацию, остро угрожающую существованию предприятия. Кризисная ситуация в таком случае требует немедленного преодоления, локализации последствий методами антикризисного управления, чтобы сохранить прежде всего материальную основу для продолжения хозяйственно-экономической деятельности при остром дефиците оборотных средств.


  1. Типология кризисов.
Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Можно создать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности процесса.

Кризис может привести к быстрым и глубоким изменениям в экономической системе или к мягкому (постепенному и продолжительному) выходу.

Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - только часть ее. Это разделение кризисов по масштабам их проявления.

Экономические кризисы - это кризисы в производстве и реализации товаров и услуг.

Социальные кризисы отражают противоречия в интересах различных социальных групп, среди них особое место занимают политические кризисы - кризисы власти, которые часто ведут к кризисам экономическим.

Организационные кризисы проявляются как паралич (или резкое ухудшение) организационной деятельности. Наиболее ярко организационные циклы проявляются при смене стадий жизненного цикла предприятий и их продуктов.

Психологические кризисы - это кризисы психологического состояния людей, симптомы которых - стрессы, паника, страх, неудовлетворенность, чувство неуверенности, т. е. кризисы социально-психологического климата.

Явные кризисы протекают заметно и легко обнаруживаются. Скрытые протекают менее заметно, и поэтому их значительно сложнее избежать или ограничить.

Глубокие , или острые , кризисы могут привести к разрушению различных структур экономической системы, здесь множество противоречий завязывается в сложный клубок. Такие кризисы имеют, как правило, затяжной характер. Мягкие , или легкие , кризисы протекают менее болезненно, они в большей степени поддаются управлению, чаще носят кратковременный характер.

Кризисы также могут быть предсказуемыми (могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса - потребностями реструктуризации производства) и неожиданными (часто бывают результатом грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений).

Все возможные кризисы разделяются также на затяжные и временн ы е . Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.


  1. Признаки кризиса: распознавание и преодоление
Классификация кризисов имеет большое значение в их распознавании, а следовательно, и успешном управлении ими. Классификационные признаки реального кризиса могут рассматриваться и как его параметры, «подсказывающие» или определяющие оценку ситуации, разработку и выбор удачных управленческих решений. Опасность кризиса существует всегда. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.

Социально-экономическая система является саморегулирующейся системой. Это значит, что в ее существовании действуют механизмы восстановления необходимого и относительного равновесия. Но ведь управление потому и существует, что, с одной стороны, оно является частью этих механизмов, а с другой - оно необходимо для того, чтобы, опираясь на эти механизмы, обеспечивать менее болезненное и более последовательное с точки зрения интересов человека развитие социально-экономической системы.

Но это возможно только в том случае, если будут известны тенденции поведения и развития социально-экономической системы, ее характеристики и признаки состояния, наступления определенных фаз этого состояния и этапов объективного развития.

Преодоление кризисов - управляемый процесс. Об этом свидетельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления.

Признаки кризиса, в качестве ключевых оценочных характеристик кризиса обычно используются следующие параметры: проблематика кризиса; масштаб кризиса; область развития (охват); стадия (фаза) проявления кризиса; причины кризиса; возможные последствия кризиса; острота кризиса.

В распознавании кризиса большое значение имеет оценка взаимосвязи проблем. Существование и характер такой взаимосвязи могут многое сказать и об опасности кризиса, и о его характере.

Признаки или характеристики (свойства, параметры) кризиса позволяют дать оценку кризисной ситуации и разработать адекватные управленческие воздействия.


  1. Человеческий фактор антикризисного управления.
Кризис - объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что основу функционирования и развития социально-экономической системы составляет деятельность человека, который стремится управлять своей деятельностью и расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов. В определенной мере ему это удается. Можно предположить, что в будущем человек вообще исключит кризисы из тенденций развития социально-экономических систем, а нынешние кризисы характеризуют лишь уровень развития человека, недостаток знаний, несовершенство управления.

Такое утверждение выглядит логичным. Но вся практика развития общества и экономики во все исторические периоды свидетельствует об обратном. Несмотря на «человеческую природу» кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно «человеческая природа» кризиса является его причиной и источником.

Деятельность человека построена на удовлетворении своих интересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии не только у отдельного человека, но и у целых социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изменения определяют как возможность, так и необходимость кризисов. Именно это является основой всех кризисов в социально-экономической системе, даже связанных с природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастание их в кризисы политические и социально-экономические.

Абсолютное управление динамикой и взаимодействием интересов человека невозможно, потому что к системе его интересов относится и вопрос свободы, демократичности управления, самостоятельности и самодеятельности. К этим интересам «привязаны» и многие другие, и именно на интересах человека строится эффективное управление.

По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в ее антикризисном развитии, которое означает не исключение кризиса, не бездумное противодействие ему, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного (с позиций интересов человека) развития.

Только человек может иметь цель и интересы. Именно они являются основой распознавания и преодоления кризисов. Человеческий фактор кризисных ситуаций проявляется не только в отношении человека к кризису, но и в управлении кризисом на разных этапах его проявления, возникновения и протекания.

Управление - это деятельность человека, которая определяется его качествами - опытом, образованием, отношением к действительности и людям, методологическими подходами и т. д. Будучи объективным явлением, кризис всегда несет в себе факторы человеческой природы: менталитет, культуру, интересы, общественное сознание, уровень образованности, мировоззрение.


  1. Сущность и закономерности экономических кризисов.
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестой­кости в окружающей среде

В экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис , который определяется как внезапная и резкая, как правило, смена тенденции от повышения к понижению, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота не бывает. При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности.

Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы:

кризисы неизбежны ; это регулярные, закономерно повторяющиеся этапы циклического развития любой системы. Кризисы могут возникнуть и как случайный результат стихийного бедствия или крупной ошибки;

кризисы начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов системы в основном исчерпан и уже родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл;

существуют фазы экономического цикла ; например, можно рассмотреть следующую пятифазную схему цикла:

кризисы прогрессивны при всей их болезненности, поскольку кризис выполняет три важнейшие системные функции:

а) резкое ослабление и устранение устаревших (нежизнеспособных) элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;

б) расчистку пространства для утверждения элементов (первоначально слабых) новой системы, будущего цикла;

в) испытание на прочность и передачу в наследство тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Жизнеспособные участники рынка вынуждены активнее искать новые пути развития и доказывать свое право на место под солнцем. Кризис - это еще и возможность покупать активы по низким ценам. Он проверяет уровень управления рисками, выявляет слабые места и устраняет необоснованные амбиции;

кризисы конечны ; они могут предшествовать либо новому этапу в развитии системы, либо ее гибели и распаду;

поскольку кризисы неповторимы , разнообразны причины и факторы, их вызывающие, каждый раз выход из кризиса требует специфических мер.

Движущей силой экономического цикла являются инвестиции и инновации . Переход от одной фазы цикла к другой выражается в динамике инвестиций. Для выхода из кризиса следует создавать условия для роста инвестиций.

Переход от одной фазы цикла к другой обычно начинается с изменения спроса, которое и вызывает колебание инвестиций. Выход из кризиса, оживление обычно начинаются с расширения спроса на потребительские товары и услуги, что создает условия для роста спроса на средства производства; растут инвестиции и занятость, значит, снова происходит рост потребительского спроса.


  1. Причины экономических кризисов.
Причиной возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия могут быть внешние либо внутренние факторы:

  • внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура потребностей населения; уровень доходов и накоплений населения; величина платёжеспособного спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция;

  • внутренние: ошибочная рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре.
Указанные причины не являются непосредственными причинами возникновения кризиса на той или иной стадии жизненного цикла предприятия и тем более его банкротства. Однако они влияют на развитие факторов ухудшения финансово-экономического и хозяйственного состояния предприятия. Причины кризиса и банкротства предприятий всегда обусловлены непродуманностью системы менеджмента и ошибками управления.

  1. Фазы цикла и их проявление.
Существуют фазы экономического цикла ; например, можно рассмотреть следующую пятифазную схему цикла:

а) стабильное развитие, завершающееся кризисом; следовательно, существует латентный, скрытый период, когда предпосылки кризиса назревают, но еще не прорываются наружу;

б) падение производства и ухудшение экономических показателей - это период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономических индикаторов. Происходит разрушение или трансформация устаревших элементов системы, набирают силу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

в) депрессия - недолгое равновесие старой и новой систем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшается, но и не улучшается;

г) оживление - начало ускоренного распространения элементов новой системы, расширение производства, уменьшение безработицы, улучшение показателей экономической динамики;

д) стремительный подъем, торжество нового цикла, который становится преобладающим, нормальным (перестает быть новым); период относительной стабилизации, нового устойчивого уровня равновесия, он завершается очередным кризисом;


  1. Виды экономических кризисов и их динамика.
Кризис - экономический дисбаланс, который, помимо субъекта, вызвавшего данный кризис, отражается и на других хозяйствующих субъектах.

Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы бывают национальными и международными.

Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития, с другой.

Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство. Возможности сбыта пока еще кажутся радужными, банки продолжают кредитовать промышленность и торговлю, способствуя тем самым расширению производства и увеличению предложения. Представьте себе, что на автостраде взорван мост и передние машины остановились перед пропастью, но следующие за ними, ничего не подозревая, накатываются и накатываются, пока, наконец, служба безопасности движения не пресечет на каком-то отрезке движение по этой трассе. Чем длиннее образуется «пробка», тем сложнее ее «рассасывать».


  1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций.
В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

Такие меры можно разделить на две группы:


  • финансовая поддержка

  • особое администрирование
Подобные превентивные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий, а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

Основные формы финансовой поддержки:


  • целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;

  • субсидирование процентной ставки по кредиту;

  • предоставление гарантий по кредиту;

  • налоговые льготы;

  • налоговый кредит.
Особое администрирование деятельности предприятий выражается в следующих формах:

  • введение дополнительных форм отчетности;

  • установление обязательных нормативов;

  • лицензирование;

  • обязательное страхование ответственности;

  • законодательное ограничение тарифов;

  • другие законодательные ограничения.

  1. Роль государства в антикризисном управлении.
Государственная политика в регулировании кризисных ситуаций заключается в минимизации экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие.

Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях:


  • поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;

  • предупреждение и недопущение кризисов в экономически - и социально - значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;

  • уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

  1. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
Антикризисное регулирование - это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на микро - и макроуровне и представляет собой систему. Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим .

Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:

правовое - создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

методическое - методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

информационное - учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;

экономическое и административное - применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

организационное - создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

социальное - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

кадровое - поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;

экологическое - защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.

С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий: экономические - налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные - принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.


  1. Механизм государственной власти и кризисы системы управления.
Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом сложный путь развития, принимая различные формы. В период своего зарождения она была анонимной, распыленной среди членов рода и племени, проявлялась в совокупности верований и обычаев, регламентируя поведение человека. Позже приняла форму персонифицированной (индивидуализированной) власти вождей, старейшин, царей, императоров и, наконец, институциализированной - с опорой на институты власти.

Орган государственного управления - учрежденная в установленном (официальном, юридическом) порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые входят в его ведение), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей), которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Сущность органа государственного управления можно определить как целостную совокупность составляющих компонентов: политических (государственно-властный характер), социологических (предназначение - решать общезначимые дела, ориентация на потребности и интересы социума), юридических (принимает нормативные, правовые акты, осуществляет правоприменительную, правоохранительную деятельность), административно-управленческих (выполняет функции по руководству обществом).

Таким образом, государственная власть и управление как способ ее реализации - это:

1) право, возможность и способность государства через государственные органы и должностных лиц оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей;

2) система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;

3) деятельность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями.

Сущностными признаками государственной власти и системы государственного управления являются легитимность, т. е. признание обществом их законности и правомерности; официальный характер, регламентируемый Конституцией и законами; структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти; обязательный характер ее решений; наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб; возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций в установленном законом порядке; обладание исключительными правами, такими, например, как законное изъятие части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Главными аспектами, которые определяют состояние государственной власти и системы государственного управления, являются следующие:

1) в какой мере и каким образом государственная власть в процессе ее реализации учитывает и воплощает общие интересы граждан;

2) как осуществляется практическое управление общественными процессами, обеспечение развития общества;

3) чем больше ожиданий, запросов и потребностей удовлетворяется, тем шире социальная база, глубже и устойчивее доверие к власти;

4) напротив, чем больше разочарований в послевыборной политике государственной власти, тем более сокращаются социальная база и доверие к ней, и может наступить момент, когда она лишится поддержки части избирателей, чья воля послужила первоисточником власти, а это почва для дестабилизации государственного управления, кризиса государственной власти.


  1. Причины и последствия кризисов государственного управления.

  1. Системный кризис государственного управления.
(англ. financial system crisis) - глубокое расстройство функционирования всех основных составляющих финансовой системы страны. Финансовый системный кризис, как правило, выражается в полной неплатежеспособности основных финансовых институтов и сопровождается «финансовой паникой». В мировой истории известны отдельные финансовые системные кризисы, вызванные войнами и другими чрезвычайными экономическими и политическими событиями. Финансовый системный кризис, порождаемый чрезвычайными событиями, нередко сопровождается глубокой инфляцией, поскольку огромные расходы покрываются эмиссией бумажных денег. Так, в США острый финансовый системный кризис был вызван Гражданской войной 1861-65, в царской России - Крымской войной 1853-56. Еще один финансовый системный кризис возник в России по причине политических событий в период 1-й мировой войны и революционных событий 1917, когда непосильные бюджетные расходы финансировались печатанием необеспеченных бумажных денег. Финансовый системный кризис, возникший под воздействием экономических и политических событий в России сразу после распада СССР (конец 1991-начало 1992), носил затяжной характер, т.к. с огромным бюджетным дефицитом сочетались ликвидация традиционных внешних и внутренних рынков России и необходимость перестройки институциональных основ экономики. При глобализации финансовых рынков (см. Глобализация мировой экономики) финансовые системные кризисы могут быть охвачены группы стран или целые субрегионы. Наиболее типичным примером последнего является азиатский финансовый кризис конца 1997, который затронул ряд государств Юго-Восточной Азии: Таиланд, Индонезию, Южную Корею, Японию и в 1998 пришел в Россию. Основой любого финансового системного кризиса, кроме тех случаев, когда он вызван чрезвычайными событиями, являются экономические причины, связанные с недостаточно надежной и адекватной финансовой политикой государства, которая, в конечном счете приводит к тому, что как государственный, так и корпоративный секторы оказываются неспособными в срок и полностью исполнять свои долговые обязательства. К составляющим ненадежной финансовой политики государства можно отнести: чрезмерный дефицит бюджета, финансируемый займами на финансовом рынке или кредитами центрального банка; неэффективное использование займов корпоративным сектором; чрезмерные гарантии по поддержанию стабильности валютного курса; диспаритет (несоответствие) по срочности активов и пассивов банковского сектора и др. Доверие инвесторов, вкладывающих денежные средства в упомянутые долговые инструменты, в какой-то момент (после накопления критической массы негативной информации) оказывается подорванным, и они либо полностью отказывают в дальнейшем рефинансировании долгов и кредитов, либо резко повышают цену заемных средств. Отказ в рефинансировании долгов и кредитов - 1-й этап развития финансового системного кризиса. На 2-м этапе, предвидя сложности с погашением долгов, инвесторы начинают вывод средств с финансовых рынков страны, международные резервы центрального банка подвергаются атаке, возникает угроза девальвации национальной валюты.

  1. Преодоление кризисов государственного управления.
Переход национальной экономики к режиму устойчивого эконо­мического роста требует надежной опоры на государство: его регу­лирующие методы становятся решающим фактором.

Преодоление финансового кризиса требует принятия в качестве исходных следующих мер :


  • разделить функции бюджетной системы и деятельность ее орга­низационных структур в части формирования доходов и обеспе­чения режима финансирования, определив границы ответственности по исполнению Закона о бюджете в рамках установок по формиро­ванию доходов и отдельно - по финансированию расходов бюджетных организаций;

  • поставить бюджетное финансирование расходов субъектов Рос­сийской Федерации по всем статьям в рамки жесткой зависимости от установленных законом сроков и объемов финансирования;

  • ввести в законодательно-правовое русло процесс использования денежной эмиссии;

  • пресечь практику неограниченных заимствований на бесплат­ной и безвозвратной основе средств фондов социального страхова­ния, Пенсионного фонда и других для покрытия текущих расходов бюджета;

  • сбалансировать распределение налогового бремени между от­раслями

  • поставить политику смещения налоговой нагрузки с предпри­ятий на население в четкую зависимость от роста доходов основной массы населения;

  • преодолеть сложившееся за годы реформ недоверие массового потребителя к государству.
Государству надлежит решить проблему несоответствия цен на ресурсы и транспортные тарифы природным условиям и господст­вующим в стране ресурсоемким технологиям. Важно устранить цено­вые диспаритеты, в результате которых значительная часть произ­водства оказалась нерентабельной и прекратила функционирование. Оставшиеся предприятия не получают доходы, позволяющие разви­вать производство. Они функционируют в основном в режиме прос­того и суженного воспроизводства.

С названными выше тесно связана проблема крайне незначи­тельного участия бюджетной системы по поддержке и развитию экономики, отсутствия действенных мер по повышению конкуренто­способности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

Производство. Преодоление кризисного состояния требует созда­ния материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Ни­какой другой институт не в состоянии добиться необходимой опти­мизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырь­евой направленности экспорта.


  1. Реформы как средство антикризисного управления.
Реформа – это глубокое преобразование политических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления.

Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества, с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивно-консервативного характера, когда часть «прошлого» сохраняется не ради прошлого, но ради будущего. Если реформы по своим методам и средствам приводят к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ускоренная модернизация может быть определена как «революция сверху». Она, однако, неизбежно ведёт к расколу общества на сторонников и противников реформ (или методов, какими они проводятся) и способна «взорвать» социальное пространство, привести к политической катастрофе. Стратегия реформ должна предусматривать предварительную оценку социальных последствий этих решений, их корректировку и систему мер по смягчению и компенсации негативных последствий.

Частью социально-политических преобразований, проводимых «сверху», являются административные реформы. Они проводятся во всех странах как ответ на потребности внутреннего развития системы государственной власти и адаптация к изменившимся факторам внешней среды.

В России в процессе административных реформ ставились следующие задачи:

· организационная перестройка в сторону сокращения госаппарата, чёткое определение функций различных структур всех уровней по вертикали и горизонтали, обеспечение механизма административной взаимозависимости и соподчинённости, размежевание в функциях, объёме власти, сферах власти между госструктурами и негосударственными институтами, налаживание горизонтальных связей на всех этажах власти;

· определение концепции преобразований в сфере государственного управления (во имя чего, для чего, какие услуги должны предоставляться государством обществу и т.д.), выделение основополагающих приоритетов внутри- и внешнеполитической деятельности, на основе которой можно было бы создать модель государственного управления с определёнными принципами, структурой и т.п.;

· обеспечение правовой базы и механизма передачи управленческих функций новым негосударственным структурам и рыночным образованиям;

· усиление начал (функций) планирования, координации и контроля, с тем чтобы обеспечить проведение единой государственной политики в рамках реализации полномасштабных рыночных реформ. Сокращение непосредственного административного воздействия и обеспечение функций политического руководства защитой суверенитета и целостности страны, правопорядка, гарантий прав, свобод и законных интересов граждан;

· становление начал федеративных отношений нового типа: управляемой децентрализации, расширения прав и полномочий субъектов Федерации, налаживания их политических и экономических взаимоотношений. Соответственно и в структуре органов государственного управления начались изменения – административная реорганизация.

Характеризуя основные результаты административных реформ, приходится констатировать, что российская система государственного управления и государственной службы как государственно-публичный правовой институт не сложилась, она функционирует не ради общественных потребностей, а исходя из политических целей. Более того, госструктуры, аппарат в первую очередь, оказались вовлеченным в политическую борьбу и сами стали объектом этой борьбы. Так, с лета 1990 г. по декабрь 1991 г. шло противоборство между союзным центром и российским руководством. В этих условиях в России появилась громоздкая управленческая система.

После 1992г. доминантой в политической жизни России выступало противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти. Стремление каждой перетянуть на себя «властное одеяло» и даже «подмять» под себя другую привело к появлению дублирующих функций уже существующих органов, разрастанию госаппарата, появлению новых структур – в итоге численность персонала государственного управления превысила более чем в три раза союзные показатели, а качество управленческой деятельности резко упало.

В поле политических конфликтов появился феномен коррупции как источник дестабилизации государственной власти. Коррупция (лат. сorruptio – подкуп), - продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц, злоупотребление служебным положением, прямое использование ими прав и полномочий в целях личного обогащения. Оно развивается как конфликт интересов внутри истеблишмента (бюрократов, теневиков, криминальных элементов во власти), где доступ к деньгам и ресурсам ограничен, а конкуренция чрезвычайно высока.

Коррупция наносит удар по экономической и политической безопасности. В результате продажности чиновников, недобросовестного выполнения ими служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная), организованная преступность в сфере экономики начинает контролировать значительную часть частных и государственных банков и предприятий. Практически ни один сектор экономики не защищён от её воздействия.

Провал социально-экономических реформ, неспособность системы государственной власти самоорганизоваться и выполнить общественные функции приводят к той критической точке, из которой структурно-функциональный кризис перерастает в дисфункциональный, общесистемный. Это опасный вид кризиса, избежать который возможно только в условиях антикризисного управления.


  1. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации
Экономическая теория подтверждает, что кризисное состояние возможно для всякой организации в процессе ее эволюции, и свидетельствует о накоплении в ней определенной критической массы сдерживающих факторов, устранение или активизация которых необходимы для продолжения процесса воспроизводства либо перехода в новое качество. В кризисное состояние организация входит, как правило, на протяжение достаточно длительного периода по мере накопления негативных факторов. Выход из кризисного состояния может быть как мгновенным в результате разовой акции, так и продолжительным по времени.

Практика показывает, что кризисы в развитии организации не только возможны, они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организа­ции, подчас не совпадающие с ритмами общего развития или разви­тия других организаций. Каждая организация имеет свой потенциал развития, свои условия его осуществления и подчиняется законо­мерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому она находится в состоянии определенного отно­шения к общим циклам экономики, имея при этом собственные циклы и кризисное развитие. Это могут быть факторы внешние и внутренние, общие и специфические.

Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация и от которой она не может не зависеть. Если экономика находится в состоянии системного кризиса, это не может не отражаться на состоянии отдельной организации. Но на каждой это отражается по-разному. Все зависит от характера организации и области ее деятельности (государственная, частная, крупная, малая, коммерческая, производственная и пр.), а также от ее внутреннего состояния (экономический потенциал, професси­онализм управления, персонал, социальная атмосфера и др.). Орга­низация может успешно противодействовать внешним кризисным явлениям или, наоборот, реагировать на них в сторону усиления отрицательных последствий в собственном состоянии.

Для каждой организации существует свое соотношение внешних и внутренних факторов кризиса. Одни оказываются буквально мгновенно на грани разрушения и исчезновения, другие долгое время сопротивляются кризисным явлениям, третьи находят возможности использовать такое положение во благо себе. Все это объясняется такими причинами как: антикризисный потенциал, профессиональное управление, стечение обстоятельств, повышенная экономическая активность и удачный риск..

Возможно и такое положение, при котором организация входит в глубокий кризис даже при весьма благоприятной внешней экономи­ческой обстановке. Причиной также могут быть внутренние фак­торы развития, такие, как деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работы, низкий професси­онализм персонала, старение технологии, просчеты в экономической стратегии, ошибки в принятии экономических решений, неудачный маркетинг и многие другие.