Органы власти по конституции 1977. Новая конституция ссср

Глава 15 Верховный Совет СССР

Ст 108 . Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР.

Законы СССР принимаются Верховным Советом СССР или все­народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета СССР.

Ст 109. Верховный Совет СССР состоит из двух палат:

Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Ст 110 . Совет Союза и Совет Национальностей состоят из равного числа депутатов.

Совет Союза избирается по -избирательным округам с равной численностью население

Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каж­дой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной рес­публики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каж

Ст 112 . Сессии Верховного Совета СССР созываются два раза в год.

Ст 113. Право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР принадлежит Совету Союза, Совету Национальностей, Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР, союзным республикам в лице и у высших органов государственной власти, комиссиям Верховного Совета СССР и постоянным комиссиям его палат, депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР.

Глава 16 Совет Министров СССР

Ст 128 . Совет Министров СССР - Правительство СССР - является высшим исполнительным и распорядительным органом гос власти СССР.

Ст 129 . Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей в составе Председателя Совета Министров СССР, пер­вых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.

Ст 130 . Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Ст 131 . Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению СССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров СССР:

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством;

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР;

3) осуществляют меры по защите интересов государства;

4) принимает меры по обеспечению государственной безопасности;

5) осуществляет общее руководство строительством Вооруженных Сил СССР;

6) осуществляет общее руководство в области отношений с иностранными государствами;



7) образует в случае необходимости комитеты.

Глава 17 Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Ст 137 . Высшим органом государственной власти союзной республики является Верховный Совет союзной республики.

Законы союзной республики принимаются Верховным Советом союзной республики или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета союзной республики.

Ст 138 . Верховный Совет союзной республики избирает Президиум Верховного Совета.

Развитие государства и права проходило в условиях господства коммунистической идеологии. С самого начала рассматриваемого периода задача построения коммунизма к 1980 г. была фактически снята с повестки дня.

Коммунистическая перспектива была отодвинута в отдаленное будущее. Идеологическим обоснованием этого стали разработанные концепции «общенародного государства» и «развитого социализма». По существу развитой социализм призван был занять в идеологии и общественном сознании нишу «непостроенного» к 1980 г. коммунизма.

Впервые инициатива разработки новой советской Конституции было выдвинута первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым на XXI съезде КПСС в 1959 г. XXII съезд КПСС в 1961 г. принял новую программу партии, предусматривавшую построение коммунизма к 1980 г. К этому времени коммунистический характер должно было получить советское общество, включая его политическую организацию. Новая конституция должна была отразить непосредственный переход к коммунизму. В 1962 г. Верховный Совет СССР принял Постановление «О выработке проекта Конституции СССР». Была образована Конституционная комиссия во главе с Н. С. Хрущевым. После смещения Хрущева с партийных и государственных постов председателем комиссии в 1964 г. был утвержден новый первый секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Однако более десяти лет комиссия по существу бездействовала. Неудача плана построения коммунизма в СССР коренным образом меняла сущность и задачи новой конституции. Лишь в середине 1970-х гг. партийно-государственное руководство поставило вопрос о подготовке новой конституции в практическую плоскость.

В течение нескольких месяцев был составлен проект советской конституции. Работа конституционной комиссии проходила под контролем политбюро и секретариата ЦК КПСС.

Подготовленный проект был рассмотрен и одобрен в мае 1977 г. пленумом ЦК КПСС. Пленум решил провести «всенародное обсуждение проекта конституции». Вслед за этим Президиум Верховного Совета принял указ о порядке обсуждения и утверждения Конституции СССР.

Проект рассматривался в партийных, комсомольских, профсоюзных комитетах. По официальным данным, в обсуждении приняло участие свыше 140 млн человек.

Конституционная комиссия внесла в текст Основного закона поправки и дополнения. 3 октября 1977 г. текст Конституции был одобрен пленумом ЦК КПСС, а 7 октября - утвержден Верховным Советом СССР.

Терминология Конституции соответствовала доктрине «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г. в отличие от прежних советских конституций содержала преамбулу, в которой общество характеризовалось как развитое социалистическое, государство - как общенародное. Высшей целью советского государства объявлялось построение бесклассового коммунистического общества. В преамбуле также отмечалось, что все нации и народности СССР составляют «новую историческую общность людей - советский народ». Авангардом народа названа коммунистическая партия.

Конституция состояла из девяти разделов, а некоторые из них делились на главы. Всего насчитывалось 174 статьи,

Еще по теме 33. Конституция СССР 1977 г. Органы государственной власти и управления.:

  1. 14. Конституция СССР 1936 г. Органы государственной власти и управления. Избирательное право. Характеристика репрессивного аппарата: ОГПУ, прокуратура, судебная система.
  2. Конституция ссср 1977 года, история создания и характеристика.
  3. 3. Превращение большевизма в государственную структуру. Органы государственной власти и управления. Крах попыток создания государственной власти на многопартийной основе.

Подготовка проекта новой союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г.

Структура Конституции 1977 г. :

1) I раздел – «Основы общественного строя и политики»;

2) II раздел – «Государство и личность»;

3) III раздел – «Национально-государственное устройство»;

4) IV раздел – «Советы народных депутатов и порядок их избрания»;

5) V раздел – «Высшие органы власти и управления»;

6) VI раздел – «Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках»;

7) VII раздел – «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор»;

8) VIII раздел – «Герб, флаг, гимн и столица»;

9) IX раздел – «Действие Конституции и порядок ее применения».

Особенности Конституции СССР 1977 г. :

1) впервые утверждала окончательное построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»;

2) общегосударственная цель по Конституции – формирование «бесклассового коммунистического общества»;

3) впервые вводила некоторые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и другое), но этим правам всегда сопутствовали обязанности;

4) коммунистическая партия по-прежнему была официальной политической идеологией, ей принадлежала «руководящая и направляющая» роль;

5) Конституция провозглашала принцип демократической централизации органов власти, т. е. их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, вертикальная их соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим;

6) устанавливалась обязанность органов советского государства соблюдать «социалистическую законность»;

7) устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам, например право коллективов участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР :

1) политическая: СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы всех рабочих классов;

2) экономическая: социалистическая собственность (государственная) на средства производства и землю;

3) социальная: нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г. :

1) народ – единственный источник власти;

2) Советы народных депутатов – единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный совет, Совет автономных республик – высшие органы власти (срок их полномочий – 5 лет; в составе Верховного Совета формировался президиум); местные советы народных депутатов (срок их полномочий равен 2,5 года);

3) высший исполнительно-распорядительный орган – Совет министров СССР.

Компетенция Верховного Совета СССР: вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик: право законодательной инициативы в Верховном Совете.

Конституция 1977 года состояла из преамбулы (введения), 9-ти разделов, 21 главы, 174 статей.

В преамбуле в обобщенном виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после победы Октябрьской революции, дана характеристика советского общества как "развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму".

7 октября 1977 года Верховным советом СССР принята новая Конституция СССР, заменяющая Конституцию 1936 г. Целью Советского государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление». Устанавливалось, что «основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности», т.е., по сути, в стране сохранялась государственная собственность. Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.

Конституция 1977 г. не изменила политическую организацию общества. Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти СССР – представительный законодательный орган власти. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета.

· избрание Президиума Верховного Совета СССР,

· образование Правительства СССР,

· избрание Верховного суда СССР,

· назначение Генерального прокурора СССР.

· назначение следственных и ревизионных комиссий по любому вопросу.

Он состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей.

Совет Союза избирался по норме: один депутат от 300 тыс. человек населения.

В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой а.р., по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа. Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно. Верховный Совет избирал Президиум, который работал между сессиями и обладал широкими полномочиями. Президиум Верховного Совета издавал указы, обязательные к исполнению. Эти указы утверждались на очередной сессии Верховного Совета и становились законами.

Формально исполнительная власть была представлена системой министерств и ведомств, возглавляемых Советом Министров СССР. Это был высший исполнительно-распорядительный орган СССР. Число союзных министерств и госкомитетов постоянно увеличивалось и достигло более 80.

Судебная власть оставалась в значительной зависимости от исполнительной. Министерство юстиции СССР, восстановленное в 1970 г. должно было руководить адвокатурой; в составе Минюста были управления общих судов, военных трибуналов. Высшим судебным органом был Верховный суд СССР. На него возлагался надзор за судебной деятельностью, он обладал правами суда первой инстанции и надзора дел в кассационном порядке. Высший надзор за соблюдением законов Конституция возлагала на Прокуратуру СССР.

О реальном функционировании государственного аппарата страны можно говорить с учетом особенностей политического устройства СССР. Статья 6 Конституции 1977 г. провозглашала, что КПСС является ядром политической системы – дублирование всей системы управления партийным аппаратом. Происходило своего рода срастание высших звеньев партийного и государственного аппаратов. Все руководители высшего партийного звена напрямую вмешивались в деятельность всех ветвей государственной власти. Секретари ЦК руководили отделами аппарата ЦК КПСС. Структура аппарата ЦК, по сути, дублировала органы исполнительной, законодательной и судебной властей, а также детально отражала систему союзных министерств и ведомств, управлявших промышленностью, сельским хозяйством, культурой и идеологией. Любое решение министерства и ведомства, которое затрагивало существенные стороны жизни страны, предварительно согласовывалось с соответствующими секторами и отделами аппарата ЦК, а при необходимости – с Секретариатом ЦК или Политбюро.

Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия очередной Конституции СССР. Она должна была сменить старую, сталинскую 1936 г., а также в известной степени проваленную окончательно Программу КПСС, принятую в 1961 г. на XXII съезде КПСС и обещавшую построить коммунизм через 20 лет, т.е. к началу 80-х гг. В новом Основном законе сохранялось положение о всемирно-историческом повороте человечества от капитализма к социализму: «Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой...»

Определяя социальную природу государства, новая Конституция утверждала: «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни...». Признаками «развитого социализма» она называла «общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ». Целью государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Политическая система СССР была определена как «социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Устанавливалось, что «основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности», т.е., по сути, в стране сохранялась государственная собственность. «В исключительной собственности государства, - было зафиксировано в Конституции, - ...находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и с/х, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий...» При этом «никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях».

Законодательная власть. Конституция 1977 г. не изменила политическую организацию общества. Как и раньше,Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти СССР. Теоретически он олицетворял представительную власть и был законодательным органом. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета. Остальное время они должны были работать на своей прежней работе.


Верховный Совет СССР был наделен правом высшего контроля за деятельностью гос.аппарата. На него же возлагалось избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного суда и назначение Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Он состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат от 300 тыс. человек населения. В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа. Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно.

Верховный Совет избирал Президиум, который работал между сессиями и обладал широкими полномочиями, фактически сопоставимыми с правами самого Верховного Совета. Президиум Верховного Совета издавал указы, обязательные к исполнению. Эти указы утверждались на очередной сессии Верховного Совета и становились законами.

Исполнительная власть. Формально исполнительная власть была представлена системой министерств и ведомств, возглавляемых Советом Министров СССР. Это был высший исполнительно-распорядительный орган СССР. Число союзных министерств и госкомитетов постоянно увеличивалось и достигло более 80. Новые возникали, как правило, в результате деления старых промышленных министерств.

Судебная власть оставалась в значительной зависимости от исполнительной. Министерство юстиции СССР, восстановленное в 1970 г., должно было руководить адвокатурой; в составе Минюста были управления общих судов, военных трибуналов. Высшим судебным органом был Верховный суд СССР. На него возлагался надзор за судебной деятельностью, он обладал правами суда первой инстанции и надзора дел в кассационном порядке. Высший надзор за соблюдением законов Конституция возлагала на Прокуратуру СССР.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР

ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 г.