Содержание конституции ссср 1924 года образование. Декларация об образовании ссср

1. Соотношение прав и полномочий Союза ССР и Союзных Республик по конституции СССР 1924 года. Гарантированность прав Союзных Республик

История конституции в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д. Принятие конституций имеет задачей отразить все качественно новые явления.

Характеризуя конституционное развитие России, надо учитывать все вышесказанное. И конкретно важен еще один момент: нельзя сводить конституционное развитие в нашей стране лишь к появлению актов, формально именуемых конституциями. Следует учитывать совокупности актов конституционного уровня и значения.

Конституцию СССР 1924 г., формально говоря, составили краткая преамбула, Декларация и Договор об образовании Союза ССР. Но преамбула весьма кратка и лишь провозглашает, что Декларация и Договор составляют Основной Закон (Конституцию) СССР.

Разделом вторым Конституции стал Договор об образовании СССР, который был существенно дополнен по сравнению с текстом 1922 г. Достаточно сказать, что в тексте Договора, утвержденном I-м съездом, было 26 статей, в вошедшем в Конституцию тексте - 72 статьи. Этот раздел состоял из 11 глав. Новое государство имело весь необходимый набор своих органов. Верховным органом власти Союза ССР являлся съезд Советов, а в период между съездами - ЦИК, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Двухпалатная структура высшего органа власти с того времени сохранилась до конца существования Союза ССР.

Очередные съезды, согласно Конституции, созывались ЦИКом один раз в год, внеочередные - по собственному решению ЦИК, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. Делегаты на съезд избирались на губернских съездах Советов, а в республиках без губернского деления - на съездах Советов республик. Съезд составлялся из представителей городских Советов и Советов городских поселений (по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей) и представителей губернских съездов Советов (по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей).

Съезд избирал Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой (всего 414 членов). А Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 от каждой) и от автономных областей (по 1 от каждой). Состав Совета Национальностей в целом утверждался съездом Советов СССР.

ЦИК работал в сессионном порядке, очередные сессии созывались его Президиумом три раза в год. ЦИК можно рассматривать как главенствующий орган в законотворчестве. Он издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов СССР, должны вноситься на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР.

Президиум ЦИК по Конституции - высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти Союза ССР в период между сессиями ЦИК.

СНК СССР - Правительство - являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК, образовывался последним и был ответствен как перед ним, так и перед Президиумом ЦИК. Народные комиссариаты СССР делились на две группы: общесоюзные (единые для всей страны) и объединенные - когда в республиках имелись одноименные комиссариаты, выполнявшие задания союзных комиссариатов (впоследствии такие органы управления стали называться союзно-республиканскими).

С самого начала на союзном уровне была создана разветвленная система правоохранительных (в том числе и карательных) органов. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Наряду с этим Верховный Суд выполнял функции конституционного правосудия и контроля. К его ведению относились вынесение заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции (ст. 43 п. «в»), разрешение судебных споров между союзными республиками (ст. 43 п. «г»). Учреждалась должность Прокурора Верховного Суда СССР. В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом при СНК учреждалось ОГПУ (ст. 61 Конституции), имевшее своих уполномоченных при СНК союзных республик.

При создании Союза ССР и конституционном оформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставший предметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции Федерации и ее субъектов.

В Конституции СССР 1924 года важнейшие полномочия были зафиксированы именно на союзном уровне. Согласно главе 1 ст. 1 «ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;

б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

е) ратификация международных договоров;

ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;

л) утверждение единого Государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;

м) установление единой денежной и кредитной системы;

н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

р) установление основных законов о труде;

с) установление общих начал в области народного просвещения;

т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер и весов;

ф) организация общесоюзной статистики;

х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками».

Конституция СССР 1924г. не определяла компетенции союзных республик. В краткой главе второй - об их суверенных правах и союзном гражданстве (его установление - также одно из новшеств Конституции) - признавалось наличие суверенитета у союзной республики, который «ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза» (ст. 3). Вне этих пределов, гласила Конституция, «каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно, СССР охраняет суверенные права республик» (ст. 3). За каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза (ст. 4), причем для изменения, ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР. Республики имели свои конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией (ст. 5). Территория республик не могла быть изменена без их согласия (ст. 6). Для граждан республик устанавливалось единое союзное гражданство (ст. 7).

В девятой главе - «О союзных республиках» - Конституция СССР 1924 года фиксировала уже сложившуюся в них систему органов власти.

При этом состав СНК республик определялся исчерпывающим образом, что не оставляло республикам никакой свободы маневрирования и жестко соответствовало разделению компетенции между СССР и его субъектами.

Согласно ст. 67-68 Конституции «Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои исполнительные органы -- советы народных комиссаров в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров;

заместителей Председателя;

председателя Высшего Совета Народного Хозяйства;

народного комиссара земледелия;

народного комиссара финансов;

народного комиссара продовольствия;

народного комиссара труда;

народного комиссара внутренних дел;

народного комиссара юстиции;

народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции;

народного комиссара просвещения;

народного комиссара здравоохранения;

народного комиссара социального обеспечения,

а также с правом совещательного или решающего голоса по решению центральных исполнительных комитетов союзных республик, уполномоченных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.

Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты продовольствия, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик».

Основной Закон 1924г. имел конкретную цель - отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на содержании Конституции. Она исходила из существовавшего в республиках (а, следовательно, и в целом по стране) социально-экономического положения, статуса граждан. Но сама Конституция СССР 1924г. данных вопросов не касалась. Они нашли отражение в конституциях союзных республик, новые редакции или тексты которых были утверждены в период 1925-1931 гг. Конечно, на содержании этих конституций в существенной степени отразился факт вхождения республик в состав Союза ССР.

2. Казус

После смерти Яромира остались проживающие вместе с ним его родители, вдова, сын и дочь, а также сирота-племянник. Что они получат в наследство по русской правде? А по псковской судной грамоте?

Разберем вначале казус с точки зрения Русской Правды. В Русской Правде (пространная редакция) сказано:

85. Аже смердъ умреть, то заднивдо князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будуть за мужем, то не даяти части им.

Задница - наследство, имущество, оставшееся после смерти человека.

Перевод. 85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), то задница идет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить (часть имущества) им; если же дочери замужние, то им не давать части наследства.

86. Аже в боярехъ любо в дружине, то за князя задниця не вдеть, но оже не будеть сыновъ, а дчери возмуть. (...)

Перевод. 86. Если умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если у них не будет сыновей, то наследство получат их дочери.

В данном случае, поскольку дочь Яромира, судя по всему, - незамужняя, то независимо от общественного положения Яромира, все имущество отойдет его сыну.

Проанализирует теперь соответствующие статьи Псковской Судной Грамоты.

15. А у котораго умръшаго а будет отец, или мать, или сын или брат, или сестра, или кто ближняго племени, а животом владеет, а толко не стороннии людие, ино им волно искати без заклада, и без записи умръшаго, а на них волно ж искати.

В ст. 15 делается исключение для близких родственников наследодателя. При переходе к ним наследства не требуется соблюдения всех формальностей, обязательных для сторонних людей. Родственники могли искать и отвечать по договорам наследодателя и без записи или залога.

100. А которой человек при своем животе, или пред смертию а что дасть своею рукою племяннику своему платно или иное что животное, или отчину, да и грамоты даст пред попом, или пред старенными людми, ино тому тем даньем владеть, чтобы и ру(ко)писаниа не было.

На основании ст. 100 можно сделать вывод о том, что племянник не являлся наследником по закону. Чтобы передать ему движимое или недвижимое имущество по наследству, требовалось соблюдение определенных формальностей. Если племянник не был указан в завещании, то доказательством законности владения имуществом умершего могли служить лишь письменные грамоты, подтверждавшие акт дарения или договор купли-продажи, причем эта сделка должна была быть удостоверена попом или сторонними людьми.

В данном случае наследство, за вычетом оставшихся долгов Яромира будет разделено между его родителями, сыном и дочерью (ближнее племя). Вдова и племянник ничего не получат.

Литература

1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. М., 2002.

2. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И.. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.

3. Ронин С.Л. К истории Конституции СССР 1924 года. - М.: Издание АН СССР. 1949.

4. Чистяков О.И. История российского конституционализма. М., Юристъ, 2006.

5. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года / Сост. - П.П. Епифанов и О.П. Епифанова. М., 1987.

Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в Основном законе - Конституции СССР 1924 г. История ее создания начинается с принятия I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г. "Декларации об образовании СССР" и "Договора об образовании СССР".

Декларация и Договор стали основой будущей Конституции СССР 1924 г. I съезд Советов СССР как высший представительский орган союзного государства наметил программу работы над будущей союзной Конституцией и заложил правовые основы этой работы.

В период подготовки проекта Конституции шли ожесточенные споры, борьба мнений с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Так, дискутировались предложения о ликвидации РСФСР,

непосредственного вхождения в состав СССР автономных республик РСФСР и т. д. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б), проходивший в апреле 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы в Конституции были отражены не только потребности всех национальностей Союза, но и специфические процессы отдельных национальностей.

После XII съезда РКП(б) была сформирована Конституционная комиссия из 25 человек, которую возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции этой комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик.

6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление "О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик". В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик.

Завершилась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.

В текст Конституции вошла Декларация об образовании СССР. Конституция насчитывала 72 статьи. Имелись развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР, о народных комиссариатах СССР, ОГПУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор, в свою очередь, подразделялся на 11 глав, а главы - на 72 статьи.

В Декларации отмечалась невозможность решения национального вопроса в условиях капитализма. Его решение, по Конституции, стало возможным только при диктатуре пролетариата. Декларация указала на необходимость борьбы с внешними врагами республик, целесообразность объединения усилий республик для восстановления хозяйства.

Само строение Советской власти, интернациональной по своей природе, также способствовало объединению Советских республик.

В декларации были изложены принципы добровольности и равноправия, лежавшие в основе объединения республик в СССР. За каждой союзной республикой обеспечивалось право свободного выхода из СССР.

Ведению СССР подлежали внешнеполитические сношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы и т.д. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками. Такова была компетенция Союза ССР. Вслед за Декларацией Договор вновь отмечал их право свободного выхода из Союза. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.

Верховным органом власти, по Конституции, являлся съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета национальностей. В двухпалатной структуре ЦИК СССР просматривается будущий двухпалатный Верховный Совет СССР.

В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР образовывал Советское правительство. СНК, состоявший из председателя СНК, председателя Высшего Совета народного хозяйства и народных комиссаров, являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе подотчетен ему и его Президиуму.

Создавалось 10 комиссариатов СССР, в которых сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. Народный комиссар имел право единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегий. Конституция СССР 1924 г. установила следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК.

Специальные главы Конституции были посвящены Верховному суду СССР (глава 7) и ОГПУ (глава 9).

Заключительная глава Конституции СССР говорит о гербе, флаге и столице СССР. Столицей СССР объявлялся город Москва.

Конституция СССР 1924 г. закрепила построение федерации на базе Советов, соблюдение принципа добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправие субъектов союзного государства, принцип демократического централизма. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. была действующей по 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Основные положения. К. СССР 1924 г. завершила оформление принципиально нового государства-Союза Советских Социалистических Республик. Она по существу заменила собой союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. Основной Закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства, отражающим в то же время определенную преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями республик, в первую очередь-с Российской, а также с Закавказской. К. относит к компетенции союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определяет основной закон права Союза СССР в сфере международных отношений-пол-х и эк-х. К. отдает в ведение союза представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение внешних займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров. К ведению Союза К. отнесла и общее управление народным хозяйством, его отраслями.

Основной закон относил к ведению союза также установление основ судоустройства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками. Большое внимание О.з. уделяет и гарантиям прав членов Союза-союзных республик. О.з. содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Что же касается прав членов Союзов, то они ничем неограниченны, за исключением тех сфер, которые переданы союзному гос-ву. Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза. Т.о., К. исходила из идеи ограниченности суверенитета как союзного гос-ва в целом, так и его членов, из идеи разграничения суверенных прав Союза и республик, их гармонического сочетания. Структура Конституции 1924 года: 2раздела: 1)Декларация об образовании СССР 2) Договор об образовании СССР. 1)В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. 2)Договор включал 11 глав: О предметах ведения верховных органов власти СССР, О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве, О Съезде советов, О ЦИК, О Президиуме ЦИК, О Совете народных комиссаров, О Верховном суде, О народных комиссариатах, Об Объединенном Гос-ном пол-м управлении, О союзных республиках; О гербе, флаге и столице.

40. Система высших органов власти по Конституции СССР 1924 г. Высшим органом власти был Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был ЦИК СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявшего из представителей союзных и автономных республик и автономных областей. ЦИК работал в сессионном порядке. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган – Совет Народных Комиссаров, в который входили председатель СНК, его заместители и 10 наркомов. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных, объединенные – через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканские: юстиции, внутренних дел, просвещения, социального обеспечения. Каждая республика, входящая в состав СССР имела свой СНК. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции Конституционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов, право менять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Положения Кон-ии давали центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой полит. Культуры.

41. Изменения в общественном строе и политическая система СССР в 1930-е гг .

В 1930-х гг. в СССР произошли существенные изменения в экономике, что повлекло изменения в общественной жизни. Важнейшим элементом явилось преобразование промышленности, которая создавалась за счет строительства многочисленных новых заводов и фабрик. Индустриализация страны проходила в тяжелых условиях, поскольку внутренние ресурсы гос-ва после Гражданской войны были невелики. Советскому гос-ву пришлось мобилизовать все внутренние ресурсы, чтобы заработать валюту, необходимую для покупки зарубежной техники и оборудования, были максимально использованы и традиционные источники валютных поступлений – экспорт леса, зерна и пр. В результате индустриализации была создана промышленность, которая в основном являлась гос-ной. В с/х тоже существовали гос-е предприятия – совхозы, однако в начале 1930-х гг. их было сравнительно немного, основную массу сельских хозяйств составляли крестьяне-единоличники. Уровень производства с/х-ных продуктов уже не мог удовлетворить потребности страны. Требовалось интенсифицировать с/х-е производство, сделать его более товарным. При этом руководством партии была сделана ставка на форсирование темпов коллективизации с/х принудительными мерами. Искусственное ускорение процесса повлекло за собой сопротивление крестьянства, в том числе в вооруженных формах: в начале 1930 г. произошло более 2000 антиколхозных выступлений крестьян. Принудительное образование колхозов привело к тому, что они с самого начала оказались экономически ослабленными, что особенно отразилось на животноводстве. В годы первой пятилетки уровень с/х-ного производства снизился, в то же время объемы гос-ных заготовок увеличились вдвое, что явилось одной из причин голода в 1932-1933 г г. В то же время в с/х делались все новые капиталовложения, деревня стала лучше снабжаться сельхозтехникой. По мере ликвидации наиболее грубых административных нарушений колхозы начинали постепенно становиться на ноги. Общественно-пол-ми последствиями коллективизации стало обобществление средств производства, что означало построение социализма в с/х. Предполагалось централизованное плановое управление хозяйством, что не исключало товарно-денежных отношений, однако главной целью производства стало не обеспечение экономической эффективности работы, а производство той или иной продукции любой ценой. Убытки предприятий покрывались за счет гос-ного бюджета, т. е. за счет прибыльных предприятий. Изменения в экономике повлияли и на структуру общества. Из промышленности вытеснялись частный сектор и те, кто был с ним связан. В деревне насильственными методами ликвидировался слой кулачества: происходит отобрание имущества, выселение и даже лишение свободы кулаков и их семей.

42. Развитие советского права в 1930-е гг. Закон в формальном смысле - акт, принятый представительным органом, в материальном смысле - это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения. По смыслу К. 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало приниматься совместно с ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Доктрина "социалистической законности" исходила из нормативистского представления о праве. Победа нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы целесообразности, аналогии объективного вменения. Советское право носило императивный характер.

Сужение гражданских прав в сферах трудового, колхозного и уголовного права было особенно очевидно. Сельские жители часто не получали паспортов, были фактически привязаны к месту проживания. В 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях. В июле 1940 г. вместо существовавшего 7- и 6часового рабочего дня устанавливался 8часовой рабочий день; вместо 5дневной рабочей недели - 6дневная. Через месяц новым указом запрещал самовольный уход работников с предприятий. В апреле 1936 г. вводиться институт патроната: дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда могли передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимает постановление ЦК и СНК СССР "О воспрещении абортов, увеличен материальной помощи роженицам, установление гос-ной помощи многосемейным. В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается уголовная ответ-ть за тяжкие преступления (убийства, изнасилование, нанесение увечья, кража) для несовершеннолетних 12-летнего возраста. За все остальные преступления (по майскому 1941г.Указу) ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста.

43. Разработка и принятие К. СССР 1936 г. Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях. Действовала до 1977г. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Автором основной части текста был впоследствии репрессированный Н. И. Бухарин. Конституция 1936 года, по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел., было внесено 1,5 млн. предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием "Враждебные отклики".
Пленумом ЦК ВКП(б) было принято решение внести от имени ЦК ВКП(б) предложение об изменение К. СССР. Изменения касались двух направлений: 1) осуществление демократизации избирательной системы в плане замены не полностью равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытого голосования – закрытым; 2) конкретизации социально-экономической основы конституции, то есть приведения Основного закона в соответствие с образовавшимся соотношением классовых сил в гос-ве (создание современной, социалистической промышленности, разгром кулачества, восторжествование колхозного строя, признание социалистической собственности основой советского общества). Предложение ЦК ВКП (б) было полностью одобрено VII съездом Советов Союза ССР, проходившем с 29 января по 6 февраля 1935 г. В разработке проекта принимали участие множество видных партийных, общественных, военных деятелей, научных работников, представителей республик: Калинин (заместитель председателя Конституционной комиссии), Бухарин, Орджоникидзе, Бубнов, Крыленко, Яковлев, Тухачевский, Акулов. В Мае проект документа был подготовлен, а 12 июня 1936 г. опубликован, после чего в течение полугода происходило его обсуждение. 25 ноября 1936 г. в Москве началась работа Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР, где и развернулось обсуждение проекта. После доклада Сталина в прениях выступили 56 делегатов. Для выработки окончательного варианта конституции с учетом внесенных поправок и предложений съездом была избрана редакционная комиссия, которая внесла ряд изменений в первоначальный вариант текста. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР в 1936 г., 5 декабря путем постатейного голосования, а затем целиком единогласно утвердил проект К. СССР. День принятия К. - 5 декабря - был объявлен всенародным праздником. Съезд также принял решение провести ближайшие выборы советских органов по новой избирательной системе.

44. Государственное устройство СССР, союзных и автономных республик, местные органы государственной власти по Конституции СССР 1936 г. Высшим органом государственной власти по Конституции СССР 1936 года является Верховный совет СССР. Он же является единственным законодательным органом СССР.Ст13. СССР есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик: Российской,УкраинскойБелорусскойУзбекскойКазахскойГрузинскойАзербайджанскойЛитовскойМолдавскойЛатвийской Киргизской Таджикской Армянской Туркменской Эстонской. Ст.14. Ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат: а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами; б) вопросы войны и мира; в) принятие в состав СССР новых республик; г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР; д) утверждение изменений границ между союзными республиками; е) утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик; ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик; л) утверждение единого Государ-ого бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; Ст.15. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в ст.14 К. СССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет гос-ную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик. Ст.18. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия.

Глава VIII МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Ст.94. Органами гос. власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах являются Советы депутатов трудящихся.Ст.95.Краевые…сельские Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися края… сроком на 2 года.Ст.96.Нормы представительства в Советы депутатов трудящихся определяются Конституциями союзных республик.Ст.101.Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и испол-му органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Права, свободы и обязанности граждан и избирательная система по Конституции СССР 1936 г. Граждане СССР имеют право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности., на образование, равноправие между мужчиной и женщиной, обеспечивается право объединения в общественные организации. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: свобода слова; печати; собраний и митингов; уличных шествий и демонстраций. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать К. СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Ст.131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Ст.132. Всеобщая воинская обязанность является законом. Ст.133. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж - караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние. К. СССР 1936 года внесла изменения в избирательную систему. Она провозгласила всеобщее избирательное право без всяких ограничений. Также данная К. осуществила переход к прямым выборам всех звеньев Советской представительной системы, что призвано было усилить народный контроль за деят-ю органов гос. власти, повысить ответ-ть депутатов перед избирателями.

46. Национально-государственное строительство в 1930-х – 1940-х гг. В 1936 г. была преобразована ЗСФСР, которая распалась на три союзных республики: Грузию, Армению, Азербайджан. Существовавшие в качестве автономных республик Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.) были преобразованы в 1936 г. в союзные. В 1939-40 гг. территория СССР расширяется в рамках договоренности между СССР и Германией. Операции строились по единому плану: в начале советские войска оккупировали территории, затем плебисциты и "народные собрания" выносили решения о присоединении к СССР. В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР. В марте 1940 г. после войны с Финляндией часть ранее принадлежавшей ей территории была присоединена к Карельской автономной республике, а последняя преобразована в Карело-Финскую ССР. В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении территорий, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской ССР и вновь образованной Молдавской ССР (часть Бессарабии). В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принимает решение об включении в федерацию прибалтийский республик. В октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла Тува. К концу войны Украина и Белоруссия получают право на непосредственное сношение с иностранными гос-ми. По окончании войны две союзные республики (Украина и Белоруссия) стали первоначальными членами ООН. Организация украинских националистов, пытавшаяся при немцах создать украинские правительства во Львове и Киеве, в июле 1944 г. создала Высший совет освобождения Украины и Украинскую повстанческую армию. В прибалтийских регионах вплоть до 1948 г. действовали антисоветские партизанские формирования. Их сопротивление было подавлено (как и в Западной Украине). В июне 1946 г. был издан указ Верховного Совета СССР о высылке " за коллективное предательство" ряда народностей. На деле высылать стали раньше: перед войной поляков, финнов, прибалтов, в августе 1941 г. переселялись немцы с Поволжья, с октября 1943 г. по июнь 1944г. в Сибирь и Среднюю Азию были депортированы крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, греки, турки, курды. В 1950 г. из Подмосковья начали высылать евреев.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

История принятия

  • Декларация об образовании СССР
  • Договор об образовании СССР.

Декларация об образовании СССР

В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Она задавала ему цель, будучи пронизана царившим в то время чаяньем мировой революции . Цитаты из Декларации:

  • «Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.»
  • «доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем»
  • «новое союзное государство … послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Договор об образовании СССР

Договор в редакции Конституции 1924 года включал 11 глав:

  • Глава I. Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик
  • Глава II. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
  • Глава III. О Съезде советов СССР
  • Глава IV. О Центральном Исполнительном Комитете СССР
  • Глава V. О Президиуме ЦИК СССР
  • Глава VI. О Совете народных комиссаров СССР
  • Глава VII. О Верховном суде СССР
  • Глава VIII. О народных комиссариатах СССР
  • Глава IX. Об Объединенном государственном политическом управлении
  • Глава X. О союзных республиках
  • Глава XI. О гербе, флаге и столице СССР

Основные положения Конституции 1924 года

Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены:

  • внешние сношения и торговля,
  • решение вопросов о войне и мире,
  • организация и руководство вооруженными силами,
  • общее руководство и планирование экономики и бюджета,
  • разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство .

Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР , избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. При этом устанавливалась система непрямых выборов делегатов съезда.

В период между съездами верховным органом власти был Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, который состоял из Союзного совета (избираемого съездом из представителей республик пропорционально населению) и Совета национальностей (составленного из представителей союзных и автономных республик).

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК СССР (избиравшийся на совместном заседании палат), который мог приостанавливать действие постановлений съездов советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР , в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республик были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) их представителями.

По Конституции центр получал значительные полномочия для контролирования периферии. Конституция ставила целью создание новой политической культуры - «пролетарской по содержанию и национальной по форме», и представляла собой компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конституция СССР 1924 года" в других словарях:

    - (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже «Конституция победившего социализма») основной закон СССР, принятый VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Содержание 1… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Конституция СССР. Конституция СССР 1977 года конституция СССР действовавшая с 1977 по 1991 год. Принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Первая редакция существенно не изменила… … Википедия

    Года была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года. Содержание 1 История принятия 2 Структура Конституции 1924 года … Википедия

    Конституция РСФСР 1925 года конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России). Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного … Википедия

    Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года, была основным законом СССР, приближающим закон к правовой практике той эпохи. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую… … Википедия

    Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже «Конституция победившего социализма») основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года. Содержание … Википедия

ОСНОВНОЙ ЗАКОН (КОНСТИТУЦИЯ)

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Принят второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года
и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года

Раздел первый.

Со времени образования советских республик государства, мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.
Там, в лагере капитализма - национальная вражда и неравенство колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны.
Здесь, в лагере социализма - взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.
Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности путем совмещения свободного развития народов с системой эксплоатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.
Только в лагере советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов.
Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападение империалистов всего мира, внутренних и внешних, только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.
Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.
С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.
Наконец, само строение советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.
Все эти обстоятельства повелительно требуют об"единения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов.
Воля народов советских республик, собравшихся недавно на с"езды своих советов и единодушно принявших решение об образовании "Союза Советских Социалистических Республик", служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным об"единением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути об"единения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Раздел второй.

Договор

Российская социалистическая федеративная советская республика (РСФСР), Украинская социалистическая советская республика (УССР), Белорусская социалистическая советская республика (БССР), Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР: советская социалистическая республика Азербейджан, советская социалистическая республика Грузии и советская социалистическая республика Армения), Туркменская социалистическая советская республика (ТуркССР), Узбекская социалистическая советская республика (УзССР) и Таджикская социалистическая советская республика (ТадССР) объединяются в одно союзное государство - Союз советских социалистических республик. (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления ЦИК СССР от 5 декабря 1929 г., постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г.)

Глава I.
Предметы ведения верховных органов власти Союза Советских Социалистических Республик

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;
в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
г) об"явление войны и заключение мира;
д) заключение внешних и внутренних займов Союза ССР и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик:
е) ратификация международных договоров;
ж) руководство внешней торговлей, установление системы снабжения и внутренней торговли; (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г.)
3) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;
и) руководство делом транспорта и связи; (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
к) организация и руководство вооруженными силами Союза ССР;
л) утверждение единого финансового плана и единого государственного бюджета Союза советских социалистических республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик; (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г.)
м) установление единой денежной и кредитной системы;
н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза ССР;
о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;
п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;
р) установление основных законов о труде;
с) установление общих начал в области народного просвещения;
т) установление общих мер в области охраны народного здравия;
у) установление системы мер и весов;
ф) организация общесоюзной статистики;
х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений с"ездов советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;
ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.
2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит исключительному ведению С"езда Советов Союза СCР.


Глава II.
О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве

3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно; Союз ССР охраняет суверенные права союзных республик.
4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
5. Союзные республики, в соответствии с настоящей Конституцией, вносят изменения в свои конституции.
6. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно для изменения, ограничения или отмены статьи 4-й требуется согласие всех республик, входящих в Союз ССР.
7. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

Глава III.
О С"езде Советов Союза Советских Социалистических Республик

8. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является С"езд Советов, а в период между С"ездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей.
9. Съезд советов Союза советских социалистических республик составляется из представителей городских советов и советов городских поселений - по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей и представителей сельских советов - по расчету 1 депутат на 125.000 жителей. (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
10. Делегаты на съезд советов Союза советских социалистических республик избираются:
а) непосредственно на съездах советов союзных республик, не имеющих краевого и областного деления; б) на краевых и областных съездах советов в союзных республиках, имеющих краевое и областное деление; в) на съездах советов советских социалистических республик Азербейджана, Грузии и Армении и на съездах советов автономных республик и областей, как входящих, так и не входящих в состав краевых и областных объединений. (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
11. Очередные Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик одни раз в два года; чрезвычайные Съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. (в ред. постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
12. При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок С"езда Советов Союза ССР, ЦИК"у Союза ССР предоставляется право отсрочки созыва С"езда.

Глава IV.
О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик

13. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей.
14. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Союзный Совет из представителей Союзных Республик, пропорционально населению каждой, в количестве, определяемом Съездом Советов Союза ССР. (в ред. постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г.)
15. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских социалистических республик по 5 представителей от каждой и из представителей автономных областей по 1 представителю от каждой. Состав Совета Национальностей в целом утверждается Съездом Советов Союза Советских Социалистических Республик. (в ред. постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г., постановления 2-го Съезда Советов ССР от 31 января 1924 г.)
16. Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривают все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума ЦИК"а и Совнаркома Союза ССР, отдельных наркоматов Союза, ЦИК"ов союзных республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей.
17. ЦИК Союза ССР издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, об"единяет работу по законодательству и управлению Союза ССР и определяет круг деятельности Президиума ЦИК"а и Совнаркома Союза ССР.
18. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Союза ССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза ССР, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение ЦИК"а Союза ССР.
19. Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые ЦИК"ом, обязательны к непосредственному исполнению на всей территория Союза ССР.
20. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР имеет право приостанавливать или отменять декреты, постановления и распоряжения Президиума ЦИК"а Союза ССР, а также С"ездов Советов и ЦИК"ов союзных республик и других органов власти на территории Союза ССР.
21. Очередные сессии Центрального исполнительного комитета Союза ССР созываются президиумом Центрального исполнительного комитета не менее трех раз в период времени между очередными съездами советов Союза советских социалистических республик. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению президиума Центрального исполнительного комитета Союза ССР, по требованию президиума Союзного совета или президиума Совета национальностей, а также по требованию центрального исполнительного комитета одной из союзных республик. (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г.)
22. Законопроекты, восходящие на рассмотрение ЦИК"а Союза ССР, получают силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей, и публикуются от имени ЦИК"а Союза ССР.
23. В случаях разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей, вопрос передается в создаваемую ими согласительную комиссию.
24. При недостижении соглашения в согласительной комиссии, вопрос переносится на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей, причем, в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета Национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих органов, на разрешение очередного или чрезвычайного С"езда Советов Союза ССР.
25. Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки их сессий и руководства работой последних выбирают свои президиумы в составе по 9 членов каждый. (в ред. постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г.)
26. В период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик высшим органом власти является Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, образуемый Центральным Исполнительным Комитетом в количестве 27 членов, в число которых входят в полном составе президиумы Союзного Совета и Совета Национальностей.
Для образования Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (ст.ст. 26 и 37 настоящей Конституции) устраивается совместное заседание Союзного Совета и Совета Национальностей. Голосование на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей производится отдельно Союзным Советом и Советом Национальностей. (в ред. постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г., постановления 2-го Съезда Советов ССР от 31 января 1924 г.)
27. Центральный Исполнительный Комитет избирает по числу Союзных Республик Председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик из состава членов Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. (в ред. постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г.)
28. Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР ответствен перед С"ездом Советов Союза ССР.

Глава V.
О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза С. С. Р.

29. Президиум ЦИК"а Союза ССР, в период между сессиями ЦИК"а Союза ССР, является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза ССР.
30. Президиум ЦИК"а Союза ССР наблюдает за проведением в жизнь Конституции Союза ССР и исполнением всех постановлений С"езда Советов и ЦИК"а Союза ССР всеми органами власти.
31. Президиум ЦИК"а Союза ССР имеет право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных наркоматов Союза ССР, а также ЦИК"ов и Совнаркомов союзных республик.
32. Президиум ЦИК"а Союза имеет право приостанавливать постановления с"ездов советов союзных республик с последующим внесением этих постановлений на рассмотрение и утверждение ЦИК"а Союза ССР.
33. Президиум ЦИК"а Союза ССР издает декреты, постановления и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом Народных Комиссаров, отдельными ведомствами Союза ССР, ЦИК"ами союзных республик, их президиумами и другими органами власти.
34. Декреты и постановления Центрального исполнительного комитета, его президиума и Совета народных комиссаров Союза советских социалистических республик печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, азербейджанский, узбекский, туркменский и таджикский (фарсидский). (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г.)
35. Президиум ЦИК"а Союза ССР разрешает вопросы о взаимоотношениях между СНК Союза ССР и народными комиссариатами Союза ССР, с одной стороны, и ЦИК"ами союзных республик и их президиумами - с другой.
36. Президиум ЦИК"а Союза ССР ответствен перед ЦИК"ом Союза ССР.

Глава VI.
О Совете Народных Комиссаров Союза ССР

37. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик в составе:
председателя Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Совета Труда и Обороны;
заместителей председателя;
председателя Государственной Плановой Комиссии;
народного комиссара по иностранным делам;
народного комиссара обороны Союза Советских Социалистических Республик;
народного комиссара внутренних дел;
народного комиссара внешней торговли;
народного комиссара тяжелой промышленности;
народного комиссара лесной промышленности;
народного комиссара легкой промышленности;
народного комиссара пищевой промышленности;

народного комиссара зерновых и животноводческих совхозов;
народного комиссара путей сообщения;
народного комиссара водного транспорта;
народного комиссара связи;
народного комиссара финансов. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
38. Совет Народных Комиссаров Союза ССР, в пределах предоставленных ему ЦИК"ом Союза ССР прав и на основании Положения о Совете Народных Комиссаров Союза, ССР, издает декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории Союза ССР.
39. Состоящая при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик Комиссия Советского Контроля осуществляет через свой аппарат в центре и через своих представителей в республиках, краж и областях систематический контроль за выполнением решений правительства. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
40. Совет Народных Комиссаров Союза ССР во всей своей работе ответствен перед ЦИК"ом Союза ССР и его Президиумом.
41. Постановления и распоряжения СНК Союза ССР могут быть приостанавливаемы и отменяемы ЦИК"ом Союза ССР и его Президиумом.
42. Центральные исполнительные комитеты союзных республик и их президиумы опротестовывают декреты и постановления СНК Союза ССР в Президиум ЦИК"а Союза ССР, не приостанавливая их исполнения.

Глава VII.
О Верховном Суде и Прокуратуре Союза Советских Социалистических Республик

(в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)

43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза ССР, при ЦИК"е Союза ССР учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:
а) дача Верховным Судам союзных республик руководящих раз"яснений по вопросам общесоюзного законодательства;
б) рассмотрение и отмена постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик по соображениям противоречия общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других республик; (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
в) дача заключений по требованию ЦИК"а Союза ССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
г) разрешение судебных споров между союзными республиками;
д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.
44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик действует в составе:
а) Пленарного заседания;
б) Судебно-надзорной коллегий;
в) Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегии;
г) Военной коллегии;
д) Коллегии по транспортным делам;
е) Водной транспортной коллегии;
ж) Спецколлегии. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
45. Пленарное заседание Верховного суда Союза советских социалистических республик образуется в следующем составе: председатель Верховного суда, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного суда Союза советских социалистических республик и 4 члена, назначаемые президиумом Центрального исполнительного комитета Союза ССР; в число которых входит один представитель Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза советских социалистических республик. Председатель Верховного суда и его заместитель назначаются президиумом Центрального исполнительного комитета Союза советских социалистических республик. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 3-го Съезда Советов СССР от 20 мая 1925 г.)
46. На прокурора Союза Советских Социалистических Республик возлагается:
а) надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств Союза Советских Социалистических Республик и союзных республик и местных органов власти Конституции Союза Советских Социалистических Республик, постановлениям и распоряжениям правительства Союза Советских Социалистических Республик;
б) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями;
в) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза Советских Социалистических Республик;
г) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий Народного Комиссариата Внутренних Дел и его органов;
д) общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик;
е) опротестование решений Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик в случаях несогласия с ними в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
Прокурор Союза Советских Социалистических Республик назначается Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик; заместители прокурора утверждаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
Прокурор Союза Советских Социалистических Республик ответственен перед Советом Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
47. Право направления указанных в ст.43 вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда Союза ССР может иметь место исключительно по инициативе ЦИК"а Союза ССР, его Президиума, прокурора Верховного Суда Союза ССР, прокуроров союзных республик и ОГПУ Союза ССР.
48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:
а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и
б) дел персональной подсудности членов ЦИК"а и CНК Союза ССР.
Принятие Верховным Судом Союза ССР к своему производству этих дел может иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям ЦИК"а Союза или его Президиума.

Глава VIII.
О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических Республик

49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, входящими в круг ведения CНК Союза ССР, образуются пятнадцать народных комиссариатов, указанных в ст.37-й настоящей Конституции, действующих на основе положений о народных комиссариатах, утвержденных ЦИК"ом Союза ССР. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
50. Народные комиссариаты Союза ССР делятся на:
а) общесоюзные народные комиссариаты - единые для всего Союза ССР;
б) об"единенные народные комиссариаты Союза ССР.
51. Общесоюзными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик являются народные комиссариаты:
по иностранным делам;
обороны Союза Советских Социалистических Республик;
внутренних дел;
внешней торговли;
тяжелой промышленности;
лесной промышленности;
легкой промышленности;
пищевой промышленности;
зерновых и животноводческих совхозов;
путей сообщения;
водного транспорта;
связи. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
52. Объединенными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик являются народные комиссариаты:
земледелия;
внутренней торговли;
финансов. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
53. Общесоюзные народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик имеют при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных, или иные непосредственно им подчиненные органы. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
54. Органами об"единенных народных комиссариатов Союза ССР, осуществляющими на территории союзных республик их задания, являются одноименные народные комиссариаты этих республик.
55. Во главе народных комиссариатов Союза ССР стоят члены Совета Народных Комиссаров - народные комиссары Союза ССР.
56. При каждом народном комиссариате организуется Совет, в составе которого обеспечивается не менее половины представителей местных органов и предприятий. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
57. (Исключена постановлением VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
58. Распоряжения отдельных народных комиссариатов Союза ССР могут быть отменяемы Президиумом ЦИК"а и СНК Союза ССР.
59. Распоряжения народных комиссариатов Союза ССР могут быть приостанавливаемы ЦИК"ами или президиумами ЦИК"ов союзных республик при явном несоответствии данного распоряжения союзной Конституции, законодательству Союза или законодательству союзной республики. О приостановке распоряжения ЦИК"и или президиумы ЦИК"ов союзных республик немедленно сообщают Совету Народных Комиссаров Союза ССР и соответствующему народному комиссару Союза ССР.
60. Народные комиссары Союза ССР ответственны перед СНК, ЦИК"ом Союза ССР и его Президиумом.

Глава IX.
Об об"единенном государственном политическом управлении

61. (Исключена постановлением VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
62. (Исключена постановлением VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)
63. (Исключена постановлением VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г.)

Глава X.
О союзных республиках

64. В пределах территории каждой союзной республики, верховным органом власти последней является С"езд Советов республики, а в промежутках между С"ездами - ее центральный исполнительный комитет.
65. Взаимоотношения между верховными органами власти союзных республик и верховными органами власти Союза ССР устанавливаются настоящей Конституцией.
66. Центральные исполнительные комитеты союзных республик избирают из своей среды президиумы, которые в период между сессиями ЦИК"ов являются высшими органами власти.
67. Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои исполнительные органы - советы народных комиссаров в составе:
председателя совета народных комиссаров;
заместителей председателя;
председателя государственной плановой комиссии;
народного комиссара земледелия;
народного комиссара финансов;
народного комиссара местной промышленности;
народного комиссара коммунального хозяйства;
народного комиссара внутренней торговли;
народного комиссара юстиции;
народного комиссара просвещения;
народного комиссара здравоохранения;
народного комиссара социального обеспечения,
а также с правом совещательного или решающего голоса, по решению центральных исполнительных комитетов союзных республик, - уполномоченных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик по иностранным делам, обороны, внешней торговли, тяжелой промышленности, лесной промышленности, легкой промышленности, пищевой промышленности, зерновых и животноводческих совхозов, водного транспорта и связи.
Во всех союзных республиках, кроме Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в состав совета народных комиссаров входит народный комиссар внутренних дел; в состав Совета Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики входит уполномоченный Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза Советских Социалистических Республик. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
68. Народные комиссариаты земледелия, внутренней торговли и финансов союзных республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик. (в ред. постановления VII Съезда Советов СССР от 5 февраля 1935 г., постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г., постановления 4-го Съезда Советов СССР от 26 апреля 1927 г.)
69. Право амнистии, а равно право помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик, сохраняется за ЦИК"ами этих республик.

Глава XI.
О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик

70. Государственный герб Союза советских социалистических республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках, общеупотребительных в союзных республиках: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". Наверху герба имеется пятиконечная звезда. (в ред. постановления 6-го Съезда Советов СССР от 17 марта 1931 г.)
71. Государственный флаг Союза ССР состоит из красного или алого полотнища, с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение длины к ширине 1:2.
72. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является гор. Москва.