Союзный договор.

Договор об образовании СССР - договор об объединении в одно союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик, заключённый Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой, Украинской Социалистической Советской Республикой, Белорусской Социалистической Советской Республикой и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой. В январе 1924 года вместе с декларацией об образовании СССР вошёл в состав первой союзной конституции, став её основным разделом.

Оригинал договора:




В дальнейшем содержание договора в конституциях СССР изменялось незначительно и последняя редакция его изложена в статье 73 Конституции СССР по состоянию на 1991 год

Статья 73. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат:

1) принятие в состав СССР новых республик; утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик;

2) определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками;

3) установление общих начал организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;

4) обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик;

5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой страны; определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, утверждение отчетов об их выполнении;

6) разработка и утверждение единого государственного бюджета СССР, утверждение отчета о его исполнении; руководство единой денежной и кредитной системой; установление налогов и доходов, поступающих на образование государственного бюджета СССР; определение политики в области цен и оплаты труда;

7) руководство отраслями народного хозяйства, объединениями и предприятиями союзного подчинения; общее руководство отраслями союзно-республиканского подчинения;

8) вопросы мира и войны, защита суверенитета, охрана государственных границ и территории СССР, организация обороны, руководство Вооруженными Силами СССР;

9) обеспечение государственной безопасности;

10) представительство СССР в международных отношениях; связи СССР с иностранными государствами и международными организациями; установление общего порядка и координация отношений союзных республик с иностранными государствами и международными организациями; внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической деятельности на основе государственной монополии;

11) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР;

12) решение других вопросов общесоюзного значения.

Статья 74. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик. В случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действует закон СССР.

Статья 75. Территория Союза Советских Социалистических Республик едина и включает территории союзных республик.

Суверенитет СССР распространяется на всю его территорию.

Следует заметить, что участниками этого договора выступают не представители народа — депутаты и не квазисубъекты — государства, а именно сами народы, то есть граждане этих республик. Об этом вы можете прочесть в декларации об образовании СССР и понять сами с учетом того, что депутаты и делегаты всяких съездов выступают лишь представителями тех кто их избрал, а не представителями самих себя.

То есть вы лично являетесь участником этого союзного договора как гражданин СССР.

Гражданство в СССР согласно закону О гражданстве — двойное и тройное.

Статья 1. Гражданство в СССР

В СССР установлено союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является одновременно гражданином СССР. Каждый гражданин автономной республики является одновременно гражданином союзной республики, в состав которой входит автономная республика, и гражданином СССР.

То есть, Вы являетесь одновременно и гражданином СССР и гражданином Союзной республики в СССР. И у вас есть права как гражданина республики, так и гражданина Союза, каковые обязались признавать и уважать республики при принятии ими Деклараций о суверенитете.

Так, к примеру, в Декларации о суверенитете РСФСР, на которую часто ссылаются как на основание выходы из Союзного договора, написано ясно, что ни о каком выходе речь и не шла, это ложь. Наоборот, написано:

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР ;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР , вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР .

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР .

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

Что значит в порядке установленном договором и основанным на нем законодательством?

Это значит по тем правилам, что изложены в специальном законе о выходе. Это закон о выходе союзной республики из СССР О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР

Закон Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г. N 1409-I

Ни одна из республик по этому закону из Союза не выходила и своего имущества не выделяла, а так же не разграничивала территорию согласно закону (с учетом того с какой именно территорией она вошла в Союз).

Не выделяли свой доли в общем имуществе СССР и граждане СССР — совладельцы общей совместной собственности СССР. Таким образом режим общей совместной собственности граждан СССР так и сохранился как был — общенародная собственность СССР.

Все иные махинации с этим имуществом являются недействительными и нарушением закона — чаще всего хищением и неосновательным обогащением.

ВОИНР ставит задачу защиты имущественных прав граждан СССР и восстановление права народа на власть и собственность как это предусмотрено действующим договором об образовании СССР.

Логическим завершением нескольких лет усилий государственной власти РСФСР по реализации своей политической доктрины относительно УССР после заключения "Военно-политического союза" и т. зв. "Рабоче-крестьянского союза" стало "добровольное" объединение в составе Союза ССР.

В современной отечественной научной литературе (Я. Брицкий, Я. Дашкевич, С. Кульчицкий, С. Юрийчук) обоснованно отмечается, что история образования СССР густо насыщена идеологическими штампами. Несмотря на то, что в пропаганде последующих десятилетий сам факт образования Союза пытались изобразить как "всенародное объединительное движение", на самом деле в обществе он не вызвал какого-либо резонанса. Потому что события, связанные с заключением Союзного договора, развивались по тщательно спланированным в оргбюро ЦК РКП(б) сценарию. Последний впоследствии и лег в основу официальной истории создания СССР, которая (история) и сегодня освещается ли не в каждом учебнике, энциклопедии и т. др. ее можно передать несколькими тезисами.

10 декабря 1922 p. в Харькове открылся VII Всеукраинский съезд Советов. Его делегаты одобрили Декларацию об образовании Союза PCP и проект основ Конституции СССР, а также обратились ко всем республикам с призывом немедленно начать законодательное оформление единого государства. Было предложено созвать общесоюзный съезд советов. Через несколько недель делегата от УССР прибыли в Москву на i Всесоюзный съезд Советов, который длился только один день - 30 декабря 1922 г.

На съезд было вынесено для обсуждения два подхода относительно будущей государственной конструкции. Сталинская концепция автономизации предусматривала создание унитарного государства. В свою очередь, проект украинского "премьера" X. Раковского ограничивал компетенцию союзных органов, предусматривал ликвидацию союзного гражданства и описывал в общих чертах конфедеративный тип союзных отношений ВКП(б) как носитель нейтралістських тенденций осудила украинскую точку зрения, устранив в то же время наиболее неприемлемые для республик положения проекта "автономизации" и разработав концепцию Союза - федеративного государства, что сохраняет республиканскую государственность.

Съезд утвердил Декларацию об образовании Союза ССР и Договор об образовании СССР (причем неожиданно оказалось, что оба документа, за спиной делегатов съезда, были накануне - 29 декабря 1922 p.- приняты Конференцией полномочных делегаций). Уст.26 Союзного договора торжественно провозглашалось: "За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза". Однако, заметим, что на протяжении всего времени существования СССР механизмы осуществления этого права не прописывались ни в конституциях, ни в законах или подзаконных актах. Был избран Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР и четырех (по количеству субъектов Союза) председателей ЦИК, от Украины - Г. Петровского.

Однако тщательный анализ событий вокруг официальной истории заключении Союзного договора и анализ документов И Всесоюзного съезда Советов ставят под сомнение легитимность образования 30 декабря 1922 г. СССР.

Во-первых, судьбу Украины еще раз решал не ее народ. Исследователи (Я. Дашкевич) справедливо подчеркивают, что будущее уже ранее порабощенной республики решали бы парламентским путем (вспомним большевистскую избирательную систему по Конституции 1919 г.) неукраинцы: на общее количество 782 депутаты было лишь 46% (362 депутата) украинцев. Это происходило в стране, в которой более 80% жителей составляли украинцы. Соответственно, такие обстоятельства ставят под сомнение - из чисто формальных соображений - легитимность решения VII Всеукраинского съезда Советов о желании Украины присоединиться к Союзу.

Во-вторых, Союзный договор 1922 г. так и не вышел из стадии проекта, который еще надо было дополнять, утверждать, вводить в действие. Аргумент - на съезде текст, который имели Союзный договор 1922 p., было принято лишь за основу ("в основном"). Этот проект должен дорабатываться ЦИК вместе с правительствами республик. Лишь после того, то есть после внесения дополнений и изменений, Договор должны были ввести в действие сначала временно на следующей сессии ЦИК СССР. а окончательно его ратификация должна произойти на II съезде Советов СССР. Только после проведения всех мероприятий проект Договора мог и должен был превратиться в настоящий Договор об образовании СССР (Я. Дашкевич).

Действительно, в соответствии с упомянутым постановлением i съезда Советов президиум ЦИК в Москве образовала 10 января 1923 г. комиссию из 13 человек, в которую входили представители союзных республик. Задача комиссии состояла в том, чтобы собирать предложения союзных республик относительно текста и содержания Декларации и Договора. Известно, что и украинское советское правительство (в лице его главы Христиана Раковского, наркомов юстиции Николая Скрипника, образования Григория Гринько) подавал свои предложения по доработке Союзного договора для учета в будущей Конституции СССР. Эти предложения предусматривали, в частности, замену слов "республики объединяются в одно союзное государство" слова: "образующих Союз Советских Социалистических Республик". По украинским проектом Союзного договора предлагалось оставить только три союзные наркоматы (военных и морских дел, путей сообщения, почт и телеграфов), отнеся все остальные вопросы в компетенции республик. Достаточно взвешенные и разумные предложения украинского правительства в Москве учтены не были. Работу комиссии быстро прекратили, а ближайшая, 2-я сессия ЦИК СССР в июле 1923 г. не рассматривала никаких замечаний к Декларации и Договора, не утверждала дополненную Декларацию и новый текст Договора и не вводила их временно в действие.

II Всесоюзный съезд советов должен был быть созван в следующем году, но состоялся 31 января 1924 г., в связи со смертью Владимира Ульянова-Ленина. О Декларацию и Договор на съезде не было сказано ни слова, и никто их тогда, ни позже не утверждал и вводил в действие. Следовательно, постановление i съезда Советов СССР не была выполнена Можно найти лишь одно-единственное объяснение этих фактов: союзные республики, несмотря на грубое давление Центра, забросали комиссию из 13-ти человек таким количеством поправок и дополнений, что ставить Декларацию и Договор на обсуждение и окончательное утверждение означало провалить их централізаторський характер и создать фактически конфедерацию (а это не входило в планы Сталина). Однако, воспользовавшись траурной атмосферой, Сталин вынес на рассмотрение делегатов II Всесоюзного съезда советов проект Конституции СССР, который был принят съездом. Однако "фокус" заключался в том, что Декларация и Договор об образовании СССР были ее составными частями.

в-третьих. Существует еще одно косвенное доказательство провала И съезда советов СССР. 17 апреля 1923 г. генсек Й. Сталин в оргзвіті ЦК XII съезду РКП(б) не сказал о создании СССР ни слова!

А 23 апреля в "Докладе о национальных моментах в партийном и государственном строительстве" он заявлял, что большевикам еще только предстояло "объединить эти республики" тот самый "единственный союз, который называется СССР...Но легко сказка сказывается, да не скоро дело делается". Сталин признает "целый ряд факторов, которые не только способствуют объединению народов в одно государство, но и тормозящих это объединение".

В целом, много фрагментов этого доклада произнесено в гипотетическом плане или касалось будущего времени. Более того, она свидетельствует, что "национальные" республики добивались минимизации все нарастающей зависимости от Кремля. В конце концов, одной из гарантий должно быть функционирование института четырех председателей ЦИК проектируемого, однако, так и не узаконенного СССР. Первый съезд избрал Центральный исполнительный комитет, а его первая сессия - этих первых руководителей. От Российской Федерации, Закавказской Федерации, Белоруссии ими стали председатели ЦИК республик - в соответствии Калинин, Нариманов, Червяков. А от Украины - В. Я. (!!!) Петровский. Так записано в протоколе, хотя конечно имелся в виду Григорий Петровский. Да, это техническая ошибка, однако, с чисто юридической точки зрения, деятельность этого ЦИК нельзя считать законным. Другими словами, Союз ССР тогда не состоялся как юридическое объединение советских республик.

в-четвертых, характер заключения Союзного договора противоречило элементарным нормам международного права (а Союзный Договор 1922 г. имел, без сомнения стать международным актом): его никто не подписывал; в нем не говорилось о сроке действия договора; он не был ратифицирован. А такие вещи вообще несовместимы с понятием "международный договор". Так вот, и как международный акт Договор об образовании СССР никогда не действовал ни формально, ни фактически.

Итак, "проект нереализованного Договора не может считаться юридическим основанием образования СССР и вхождения в него Украины и других т. зв. республик" (Я. Дашкевич). Особенности заключения Договора об образовании СССР удостоверяет проведение сознательной политики подчинения республик единому центру и завершение процесса возрождения единственной сверхдержавы в пределах бывшей Российской империи. А тот факт, что такая политика осуществлялась без соблюдения элементарных процедур и с нарушением юридических норм, дает все основания считать создание СССР нелегитимным. По наблюдениям исследователей (М Днестрянский), даже партийные документы того времени свидетельствуют, что образование СССР понималось значительной частью советских чиновников в центре и на местах "не как союз равноправных государственных единиц, а как шаг к ликвидации республик".

Таким образом, можем утверждать, что на протяжении 1917-1922 pp. продолжался поиск оптимальной модели реализации политической и правовой доктрины России в отношении Украины. Менялись формы ее практического воплощения, однако неизменной оставалась ее сущность. Декларируя на разных этапах различные варианты установления правовых межгосударственных связей, Россия фактически пыталась использовать их для достижения стратегической цели - сохранение полного контроля над всеми важнейшими сферами жизнедеятельности украинского общества. Практически централизаторские принципы большевистской партии переносились на организацию государственных структур. Форма же (образование СССР) имела лишь вуалировать истинную сущность проводимой унитарной государственности.

Союзный договор

договор между двумя или несколькими государствами, в силу которого его участники обязуются действовать сообща для охраны определённого политического положения (включая оказание взаимной помощи на случай войны). Событие, по наступлении которого возникает обязанность участника С. д. оказать обещанную помощь - casus foederis, обычно точно формулируется в самом С. д.

С. д. наряду с мирными договорами - наиболее древние виды международных договоров, они заключались в наступательных или оборонительных целях государствами Древнего Востока, Египта и Индии, а затем в Древней Греции и в Древнем Риме.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Союзный договор" в других словарях:

    Юридический словарь

    СОЮЗНЫЙ договор, в международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща или оказывать помощь друг другу в предусмотренных договором случаях (например, в случаях агрессии какого… … Современная энциклопедия

    В международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща в определенных договором ситуациях (напр., оказание взаимной помощи на случай войны) … Большой Энциклопедический словарь

    В международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща в определенных договором ситуациях (напр., оказание взаимной помощи на случай войны). Политическая наука: Словарь справочник … Политология. Словарь.

    Союзный договор - СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР, в международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща или оказывать помощь друг другу в предусмотренных договором случаях (например, в случаях агрессии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В международном праве договор между двумя или несколькими государствами, участники которого обязуются действовать сообща в определенных договором ситуациях (например, оказание взаимной помощи на случай войны). * * * СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР СОЮЗНЫЙ… … Энциклопедический словарь

    союзный договор - 1) в международном праве договор двух или нескольких государств, участники которого обязуются в определенных ситуациях действовать сообща (напр., оказание взаимной помощи на случай войны); 2) договор о создании союзного (федеративного)… … Большой юридический словарь

    1) в международном праве договорслучай войны); 2) договор о создании союзного (федеративного) государства (например, Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 г.) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Союзный договор между Российской империей и Китаем (империей Цин) был подписан в Москве 22 мая (3 июня) 1896 года. В случае нападения Японии на любую из сторон, а также на Корею, подразумевал совместные военные действия против агрессора. Договор… … Википедия

    Союзный договор между гетманом Мазепой, Карлом ХІІ и Запорожской Сечью Гетман Иван Мазепа … Википедия

Книги

  • Оборонительный союзный договор, заключенный между Россией и Швецией , . Оборонительный союзный договор, заключенный между Россией и Швецией. : Учинено в Дротнинголме 8/19 октября 1791 года. Ратификация дана в Санктпетербурге ноября в 10 день, в лето... 1791:…

) 1746 года в Санкт-Петербурге .

Международная обстановка

В 40-е годы XVIII века продолжалось сближение России с Австрией, имевших общие экономические и политические интересы.

В 1743 году Россия заключила союзный договор с Пруссией , однако он не привёл к реальному русско-прусскому сближению, поскольку Россия не могла рассчитывать на помощь Пруссии в случае войны с Турцией , Персией и Крымским ханством , а территории, присоединённые к России в результате русско-шведской войны 1741-1743 годов , не включались в гарантию. В свою очередь Петербург категорически не желал гарантировать Пруссии захваченные ею у Австрии силезские области.

В 1744 году благодаря французским интригам резко ухудшаются отношения России и Франции , а российским канцлером становится проавстрийски настроенный А. П. Бестужев-Рюмин , считавший агрессивную политику Пруссии слишком опасной.

В августе 1744 года Пруссия начала Вторую силезскую войну . Прусский король нанёс довольно серьёзное поражение австро-саксонским войскам, и его армия стала угрожать северо-западным границам России. Осенью 1745 года на заседаниях Чрезвычайного совета было решено оказать помощь Саксонии . Это заставило Пруссию пойти на подписание в декабре 1745 года Дрезденского мирного договора с Австрией. Одновременно прусская дипломатия активизировала свои усилия по разжиганию антироссийских настроений в Польше и Швеции . Напряжённая обстановка в Европе вынудила Россию отказаться от роли стороннего наблюдателя за развитием прусской агрессии.

Переговоры

В конце 1745 года в Петербурге начались переговоры о заключении нового русско-австрийского союзного договора. Несмотря на общность интересов, переговоры шли непросто, так как Австрия требовала распространения casus foederis на уже идущую австро-французскую войну. Канцлер отклонил это требование, указав на то, что оно является слишком тяжёлым обязательством, не подкреплённым достаточной компенсацией.

Договор был подписан 22 мая (2 июня) 1746 года . С российской стороны под ним поставил свою подпись канцлер Алексей Бестужев-Рюмин , с австрийской - посол Австрии в России барон Иоганн Франциск фон Бретлах и резидент при русском дворе Николай Себастиан Гогенгольц.

Условия договора

Договор состоял из преамбулы, в которой указывалось на оборонительный характер договора, 18 основных статей и 6 секретных:

Ст. I. Договаривающиеся стороны обещали друг другу вечную дружбу и обязались блюсти взаимные интересы.

Ст. II. Стороны обещали в случае нападения на одну из них третьей державы незамедлительно оказать атакованной стороне помощь.

Ст. III. В случае если Россия подвергалась нападению в Европе, Австрия должна была по её требованию в течение трёх месяцев выставить в помощь русской стороне вспомогательный корпус численностью в 30 тыс. человек (20 тыс. пехоты и 10 тыс. кавалерии). В случае же нападения на Австрию Россия обязалась на тех же условиях предоставить австрийской императрице вышеупомянутое число войск. При возникновении у Австрии вооружённого конфликта в Италии или начала войны России с Персией войска союзников должны были быть сосредоточены на границе, но служить лишь для демонстрации.

Ст. IV. В случае если сторона, оказывающая помощь в силу III статьи, сама подвергалась нападению, то она могла через два месяца после предупреждения союзника отозвать вспомогательный корпус для защиты своей собственной территории. В случае же если сторона, которая должна была предоставить атакованной союзнице помощь, сама оказывалась атакованной, то она освобождалась от обязанности предоставлять вспомогательный корпус.

Ст. V. Вспомогательные русские войска должны были быть снабжены полевой артиллерией из расчёта две 3-фунтовые пушки на один батальон , а также боеприпасами. Пополнение корпуса и выплата жалований возлагались на русскую сторону, однако снабжение продовольствием по чётко установленным нормам и предоставление квартир для постоя вменялось в обязанности австрийской императрицы.

Ст. VI. В случае если русскому вспомогательному корпусу по требованию Австрии пришлось бы проходить по территории какой-либо иностранной державы, то Австрия должна была обеспечить ему свободный проход и снабдить провиантом и фуражом, согласно статье V договора. Те же самые обязательства брала на себя и Россия в отношении австрийского вспомогательного корпуса. Однако в случае если русская сторона, согласно V статье договора, была бы вынуждена отправить новых рекрутов, то Австрия брала расходы по их присылки на себя, равно как и по возвращению русских войск до границы России, вне зависимости от того, будут ли они отосланы австрийской стороной или же отозваны российской императрицей для защиты собственной территории, согласно IV статье договора. То же самое обязалась и Россия в отношении австрийских вспомогательных войск.

Ст. VII. Ни один из офицеров вспомогательного корпуса не мог быть лишён занимаемой должности, однако главнокомандующий должен был назначаться просящей о помощи стороной, с тем, однако, условием, что ни одна значительная операция не должна была быть предпринята без предварительного обсуждения в военном совете в присутствии главнокомандующего и представителя вспомогательного корпуса.

Ст. VIII. Во избежание недоразумений, которые могли возникнуть касательно чинов офицеров сторона, просящая о помощи, должна была заранее известить о лице, которому будет доверено общее командование войсками.

Ст. IX. Вспомогательному корпусу дозволялось иметь своего собственного священника и разрешалось свободное исповедание религии. Во всём, что касалось военной службы, корпус должен был руководствоваться Военным уставом своей страны. Однако в случае возникновения каких-либо трений между офицерами или солдатами союзных войск дело должно было рассматриваться комиссией, состоящей из равного количества представителей обеих сторон, а совершивший проступок подлежал наказанию согласно военным законам его страны.

Ст. X. Вспомогательный корпус по мере возможности не должен был разделяться. Кроме того, на вражеской территории он должен был иметь такое же право на трофеи, как и войска стороны, запросившей помощи.

Ст. XI. Если бы договаривающиеся стороны посчитали, что более целесообразно выступить на противника каждый со своей территории, то они должны были согласовать друг с другом свой план действий. Кроме того, они уславливались, что если помощи, предусмотренной статьёй III договора, будет недостаточно, то стороны, не теряя времени, должны будут обговорить размеры оной.

Ст. XII. В случае войны Австрия и Россия обязывались не заключать ни мира, ни перемирия, если они не будут распространяться на союзную сторону.

Ст. XIII. Стороны должны были известить своих министров при иностранных дворах о том, что им следует согласовывать и помогать друг другу в своих действиях и переговорах.

Ст. XIV. Стороны обязывались не предоставлять помощи мятежным подданным другой договаривающейся стороны и в случае открытия каких-либо интриг против своей союзницы вовремя оную о них извещать.

Ст. XV. Австрия и Россия допускали возможность акцессии к альянсу Польши, английского короля в качестве курфюрста Брауншвейг-Люнебургского, а также по согласию сторон и других держав.

Ст. XVI. В случае если Польша не захотела бы приступить к альянсу, то стороны могли пригласить присоединиться к нему польского короля в качестве курфюрста Саксонского.

Ст. XVII. Договор заключался сроком на 25 лет.

Ст. XVIII. Ратификация договора должна была быть осуществлена в течение двух месяцев с даты подписания договора.

Большое значение имели секретные статьи договора. Стороны заявляли, что в случае нарушения Турцией Белградских мирных договоров 1739 года и нападения её на одну из союзных держав другая союзная держава незамедлительно объявит Турции войну.

В 1913 будущий глава первого социалистического государства В.И. Ленин, будучи унитаристом, как Маркс и Энгельс, писал, что централизованное крупное государство «есть громадный исторический шаг вперед от средневековой раздробленности к будущему социалистическому единству всех стран». В период от февраля к октябрю 1917 многовековое государственное единство России рухнуло - на ее территории возник ряд буржуазно-националистических правительств (Центральная Рада на Украине, казачьи круги на Дону, Тереке и в Оренбурге, Курултай в Крыму, национальные Советы в Закавказье и Прибалтике и др.), стремившихся обособиться от традиционного центра. Угроза резкого сокращения территории социалистического пролетарского государства, утрата надежд на скорую мировую революцию вынудили лидера партии, пришедшей к власти в России, пересмотреть свою точку зрения на ее государственное устройство - он стал яростным сторонником федерализма, правда, на этапе перехода «к полному единству «. Лозунгу «единой и неделимой России «, исповедовавшемуся лидерами белого движения, был противопоставлен принцип права всех наций на самоопределение, что привлекло лидеров национальных движений…

Однако Конституция РСФСР 1918 была шагом назад от подлинной федерации, поскольку в ней форма государственного устройства России только декларировалась (не было предусмотрено даже представительство будущих членов федерации в органах власти центра), фактически провозглашалось унитарное государство, созданное сверху по инициативе правящей партии путем присоединения отвоеванных в ходе Гражданской войны территорий. Разграничение полномочий между федеральными органами и местными в Российской Федерации строилось на принципах исключительной компетенции первых и остаточной - вторых…

Первые внутрироссийские национальные границы появились в конце 1918 - начале 1919 с образованием Трудовой коммуны области немцев Поволжья и Башкирской АССР, к концу 1922 в РСФСР было уже 19 автономных республик и областей, а также 2 трудовые коммуны, созданные по национальному принципу. Национально-государственные образования соседствовали с административно-территориальными единицами, и те и другие обладали весьма слабо выраженной самостоятельностью.

Российская Федерация должна была, по замыслу ее основателей, стать моделью более крупного социалистического государства, позволяющей восстановить Российскую империю, распада которой в ходе революции и «триумфального шествия « советской власти избежать не удалось. До середины 1918 в качестве независимых государств существовали лишь две республики - РСФСР и Украина, затем возникли Белорусская республика, три республики в Прибалтике, три - в Закавказье...

С первых дней их существования РСФСР, сама испытывавшая нужду в самом необходимом, оказывала им помощь в разных сферах государственной жизни. Армии независимых республик снабжались Народным Комиссариатом (Наркоматом) по военным делам РСФСР. Декретом ВЦИК от 1 июня 1919 «Об объединении социалистических республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом « был оформлен военный союз. Армии всех республик были объединены в единую армию РСФСР, объединялось военное командование, управление железными дорогами, связью, финансами. Денежная система всех республик основывалась на российском рубле, РСФСР взяла на себя их расходы по содержанию госаппарата, армий, по налаживанию экономики. Республики получали от нее промышленную и сельскохозяйственную продукцию, продовольствие и другую помощь. Союз, наряду с другими факторами, помог всем республикам выйти из войны…

Со временем государственный аппарат всех республик стал строиться по подобию РСФСР, появились их полномочные представительства в Москве, которые имели право входить от имени своих правительств с представлениями и ходатайствами во ВЦИК, Совет Народных комиссаров (Совнарком), наркоматы РСФСР, информировать органы власти своей республики о наиболее важных мероприятиях РСФСР, а органы власти последней о состоянии экономики и нуждах своей республики. На территории республик существовал аппарат уполномоченных некоторых наркоматов РСФСР, постепенно были преодолены таможенные барьеры, сняты пограничные посты.

После снятия блокады Антанты РСФСР заключила торговые соглашения с Англией, Италией, Норвегией, а Украина — с Австрией, Чехословакией и другими государствами. В марте 1921 совместная делегация РСФСР и Украины заключила договор с Польшей. В январе 1922 итальянское правительство от имени организаторов Генуэзской конференции из всех республик пригласило к участию в ней лишь РСФСР. В феврале 1922 по инициативе Российской Федерации девять республик подписали протокол, уполномочивший ее представлять и защищать их совместные интересы, заключать и подписывать от их имени договоры с иностранными государствами. Таким образом, военный, двухсторонние военно-хозяйственные договоры были дополнены дипломатическим соглашением. Следующим шагом стало оформление политического союза.

ЧЕТЫРЕ РЕСПУБЛИКИ ВМЕСТО ОДНОЙ ИМПЕРИИ

К 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложилось 6 республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Между ними с самого начала существовало тесное сотрудничество, объяснявшееся общностью исторической судьбы. В годы гражданской войны сложился военный и хозяйственный союз, а на момент проведения Генуэзской конференции в 1922 г. - и дипломатический. Объединению способствовала также общность цели, поставленной правительствами республик, - построение социализма на территории, находящейся «в капиталистическом окружении».

В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединённый съезд Советов и обсудить вопрос о создании союза советских республик. Такие же решения приняли Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов.

ВЫШЛО НЕ ПО-СТАЛИНСКИ

Единого мнения по вопросу о принципах создания союзного государства не было. Среди целого ряда предложений выделялись два: включение других советских республик в состав РСФСР на правах автономии (предложение ) и создание федерации равноправных республик. Проект И.В. Сталина «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» был одобрен ЦК компартий Азербайджана и Армении. Пленум ЦК компартии Грузии признал его преждевременным, а ЦК компартии Белоруссии высказался за сохранение существующих договорных отношений между БССР и РСФСР. Украинские большевики воздержались от обсуждения сталинского проекта. Тем не менее план автономизации был одобрен на заседании комиссии ЦК РКП(б) 23-24 сентября 1922 г.

В.И. Ленин, не участвовавший в обсуждении проекта, после ознакомления с представленными ему материалами отверг идею автономизации и высказался за образование союза республик. Наиболее приемлемой формой государственного устройства многонациональной страны он считал Советскую Социалистическую Федерацию.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ ИЛЬИЧА

5 - 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял в качестве отправного варианта план В.И. Ленина, однако это не привело к прекращению борьбы в партии по вопросам национальной политики. Хотя проект «автономизации» был отклонен, он все же пользовался определенной поддержкой ряда руководящих работников как в центре, так и на местах. И.В. Сталин и Л.Б. Каменев призывали проявить стойкость против «национального либерализма Ильича» и фактически оставить прежний вариант.

Вместе с тем усиливаются сепаратистские тенденции в республиках, что проявилось в так называемом «грузинском инциденте «, когда партийные руководители Грузии потребовали вхождения ее в состав будущего государства как самостоятельной республики, а не как части Закавказской Федерации. В ответ на это руководитель Закавказского крайкома Г.К. Орджоникидзе пришел в ярость и обозвал их «шовинистической гнилью «, а когда один из членов ЦК компартии Грузии назвал его «сталинским ишаком «, еще и крепко поколотил последнего. В знак протеста против нажима Москвы в отставку подал весь ЦК компартии Грузии.

Комиссия под председательством Ф.Э. Дзержинского, созданная в Москве для разбирательства этого «инцидента», оправдала действия Г.К. Орджоникидзе и осудила грузинский ЦК. Такое решение вызвало возмущение В.И. Ленина. Здесь следует напомнить, что в октябре 1922 г. после болезни он хотя и приступил к работе, но все же по состоянию здоровья не мог полностью контролировать ситуацию. В день образования СССР, будучи прикованным к постели, он диктует свое письмо «К вопросу о национальностях или об автономизации», которое начинает со слов: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик».

СОЮЗНЫЙ ДОГОВОР (ОДИН СОЮЗ ВМЕСТО ЧЕТЫРЕХ РЕСПУБЛИК)

ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗССР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий Союзный договор об объединении в одно союзное государство - «Союз Советских Социалистических Республик»…

1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях;

б) изменение внешних границ Союза;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних государственных займов;

е) ратификация международных договоров;

ж) установление систем внешней и внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;

и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;

к) установление основ организации вооруженных сил Союза Советских Социалистических Республик;

л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;

м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;

н) общее союзное законодательство о переселениях;

о) установление основ судоустройства и судопроизводства а также гражданское и уголовное союзное законодательство;

п) установление основных законов о труде;

р) установление общих начал народного просвещения;

с) установление общих мер в области охраны народного здравия;

т) установление системы мер и весов;

у) организация общесоюзной статистики;

ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

х) право общей амнистии;

ц) отмена нарушающих Союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.

2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.

3. Съезд Советов Союз Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

4. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов.

…11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего, в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,

Заместителей Председателя,

Народного Комиссара по Иностранным делам,

Народного Комиссара по Военным и Морским делам,

Народного Комиссара Внешней Торговли,

Народного Комиссара Путей Сообщения,

Народного Комиссара Почт и Телеграфов,

Народного Комиссара Рабоче-Крестьянской Инспекции.

Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,

Народного Комиссара Труда,

Народного Комиссара Продовольствия,

Народного Комиссара Финансов.

…13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.

…22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.

23. Столицей Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

…26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.

Съезды Советов в документах. 1917-1936. т. III. М., 1960

1917, ночь с 26 на 27 октября. Избирается II Всероссийским съездом Советов главой советского правительства - Председателем Совета Народных Комиссаров.

1918, начало июля. V Всероссийский съезд Советов принимает Конституцию РСФСР, в которой уточнен статус поста Председателя Совнаркома, который занимает В.И.Ленин. 30 ноября. На пленарном заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов утверждается Совет Рабочей и Крестьянской Обороны, Совету предоставляется вся полнота прав в деле мобилизации сил и средств страны на ее оборону. Председателем Совета утверждается В.И.Ленин.

1920, апрель. Совет Рабочей и Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО) РСФСР под председательством В.И.Ленина.

1923, 6 июля. Сессия ЦИК избирает В.И.Ленина председателем Совнаркома СССР. 7 июля. Сессия ВЦИК РСФСР избирает В.И.Ленина председателем Совнаркома РСФСР. 17 июля. Создается Совет Труда и Обороны при Совнаркоме СССР под председательством В.И.Ленина.