Вероисповедание азербайджанцев. Какая вера у азербайджанцев

Сегодня религия - это неотъемлимая часть жизни человека, независимо от расы, языка и страны. Во многих странах мира официально главенствует одно религиозное течение, но есть государства, в которых царит религиозное разнообразие.

Религия Азербайджана насчитывает множество различных религиозных течений и конфессий. В стране проживает большое количество азербайджанцев: мусульман и христиан, зороастрийцев, иудеев и людей с нетрадиционными для азербайджанской среды религиозными течения (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и другие).

Светское государство Азербайджан

Азербайджан - это крупнейшая страна Закавказья с населением более 9 миллионов человек. Важное место в государстве занимают религиозные каноны и принципы, действуют законы, которые определяют положение религий в обществе и положение граждан по отношению к религиям.

Государство является одним из толерантных стран в межрелигиозных отношениях. Согласно Закону, страна придерживается свободы и выбора веры. Конституция гласит, что никто не имеет право пропагандировать ту или иную религию. В Конституции также указывается, что гражданин имеет право не исповедовать какую-либо религию, а также выражать свои взгляды по поводу веры. Наибольшее многообразие религии в Баку.

Исторически вероисповедание Азербайджана включает:

  • ислам;
  • христианство;
  • иудаизм;
  • зороастризм;
  • язычество;
  • манихейство;
  • секты и нетрадиционные общины.
  • католицизм;
  • православие;
  • протестантизм.

В городе Альбане (нынешний Баку), недалеко от Девичьей башни, по преданию, умер за Христа апостол Варфоломей. Сегодня многие христиане страны и иностранные паломники приезжают, чтобы поклониться этому памятному и святому месту.

На сегодняшний день в Азербайджане свободно действуют и распространяются исторически сложившиеся и новые религиозные течения.


Древние религии Азербайджана

Религия азербайджанцев представлена большим количеством древних религиозных верований. К ним относятся язычество, зороастризм, манихейство и другие.

Язычество

Язычество в Азербайджане распространилось в двух направлениях:

  • идолопоклонство;
  • огнепоклонство.

Идолопоклонство как совокупность религиозных верований, связанных с многобожием, возникло в древние времена на основе первобытных религий.

Языческие представления жителей Азербайджана представляют собой многообразные народные верования:

  • анимизм;
  • фетишизм;
  • тотеизм;
  • шаманизм.

На территории древнего Азербайджана жители поклонялись душам умерших предков, деревьям и скалам, различным природным явлениям и небесным телам. Кавказские албанцы обожествляли солнце, луну и небо. Люди поклонялись дубу Танры хан, приносили ему в жертву лошадей.

Истребить идолопоклонство и уничтожить деревянных идолов впервые призвал Моисей Каланкатуйский. Он предложил заняться распространением христианства.

Подобно многим народам Востока, древние азербайджанцы широко распространяли представления о том, что Вселенная состоит из:

  • земли;
  • воздуха;
  • воды;
  • огня.

Огнепоклонство возникло на основе древних народных верований. Большая часть Азербайджана почитала огонь, поклонялась ему. Древние люди верили, что огонь истребляет грязь и низость, очищает человека. В современном Азербайджане о сильных традициях огнепоклонства свидетельствует празднование Новруза - проведение обрядов и церемоний, связанных с огнем.

Храмы огнепоклонников назывались «атешгях». На территории государства они располагались в религиозном центре Атропатены - Газаке (Шиз), а также в Баку, Шемахе, Сальянах и Лянкяране. Атешгях в поселке Сураханы был сооружен в XVIII веке с целью обслуживания огнепоклонников, которые прибыли из Индии.

Несмотря на то, что огнепоклонство преследовалось христианством, полностью искоренить его не удалось. С приходом ислама огнепоклонство постепенно ушло из обихода.


Зороастризм

В древние времена на территории современного Азербайджана жители исповедовали зороастризм. Эта религия доминировала в стране более тысячи лет. Считается, что название государства Азербайджан связано с поклонением зороастризму, так как в переводе с среднеперсидского языка означает «Земля Вечного Огня».

Религия Заратуштры в стране берет свое начало с огнепоклонства. В VI веке до н. э. зороастризм оформился как самостоятельная религия.

Религия зороастризма гласит, что в мире существуют два начала - Добро и Зло, которые постоянно борются между собой. Свет, Добро и Справедливость олицетворяет Армузд (Ахура-Мазда), а Тьму, Зло и Гнет - Ахрима (Анхра-Манью). В этом противостоянии победит Добро, и активные последователи Армузда будут счастливы после смерти.

Представления о счастье в потустороннем мире, грехи и благие поступки свидетельствуют о зрелости религии зороастризма. Пророк Зороастр призывал верующих быть справедливыми и чистыми, бороться против нечистоплотности. Нечистыми считались тела умерших людей, поэтому их не хоронили, а оставляли в специальных горных местах, чтобы их съедали животные. После этого кости собирали и предавали земле.

В древние времена существовали два обычая захоронения костей покойников:

  • после «чистки» их хоронили в горизонтально расположенных крупных кувшинах-могилах;
  • умерших погребали в земле, фаянсовых гробах, подземных склепах и особенных могилах.

Согласно религии, зороастрийцы совершали обряды жертвоприношения, обязательно с молитвой мага в день Мехреган. Позже верующие приносили в жертву старых животных или относили на храмы огнепоклонников деньги. Сегодня этот обряд совершается мусульманами в праздник «Курбан байрамы» и отмечается в Азербайджане.

Зороастрийцы почитали солнце - величайшее из огней - и пять раз в день читали молитву.

Перед началом молитвы верующие проводили обряд омовения лица, рук, ног. Если молитва совершалась вечером, то смотрели на огонь, а если утром - на восходящее солнце. Они одновременно молились и поклонялись.


Традиции зороастризма сегодня

Так как между сасанидами и византийцами постоянно шла жестокая борьба, направленная на расширение сферы влияния на территории Азербайджана, то постоянно чередовалось преобладание зороастризма и христианства. Урегулированием данной ситуации стало распространение ислама, который проник в страну в середине VII века.

С распространением на территории государства ислама и христианства в средние века зороастризм не смог отвечать требованиям культурно-политической жизни и полностью утратил свое значение.

Культурные традиции зороастризма и сегодня популярны в жизни страны. Они проявляются в традиционных празднованиях других религий в виде игр, обрядов, которые очень популярны среди молодежи в сельской местности.

Одним из таких праздников является Новруз Байрамы (астрономический новый год), истоки которого находятся в зороастризме.

Традиции и влияние зороастрийской религии можно наблюдать в Атештяге - главной святыне верующих. В переводе с персидского он означает «дом огня». Этот храм был построен в VII веке индийскими паломниками на Абшеронском полуострове. С древних времен на этом месте было святилище зороастрийцев. После прихода арабов в VIII веке святилище пришло в упадок. Атештяг возродился с приходом огнепоклонников из Индии, где продолжал свое существование культ огня. Богатые индийские купцы на месте зороастрийского святилища построили ритуальные сооружения.

Атештяг действовал до 1880 года, затем был заброшен. В 1975 году после реставрационных работ храм снова открыли для посещения.

В настоящее время Атештяг признан национальным и культурным достоянием Азербайджана.


Манихейство

Манихейство - это религиозно-философское течение, возникшее из зороастрийских, христианских и буддийских представлений в Иране и странах Средней Азии. На территории Азербайджана манихейство распространилось в III веке.

Основателем этого дуалистического учения был Мани. Он связывал творение мира с борьбой света и тьмы.

Согласно манихейскому учению:

  1. Истоки света - великодушие, сострадание, радость, единство.
  2. Показатели тьмы - зло, печаль, унижение, вред.

Манихейское учение полностью противоречило принципам доминирующей религии. Его влияние стало результатом протеста, борьбы крестьян и городского населения против феодалов, поэтому его основатель начал преследоваться зороастрийскими священниками, от рук которых впоследствии умер.

Несмотря на смерь основателя течения, манихейство продолжало существовать, и в конце V века стало идейным источником маздакидов.


Современный религиозный состав населения

На сегодняшний день государство Азербайджан является мультикультурной страной с множеством действующих конфессий, среди которых значительное количество составляют мусульмане, католики, протестанты, православные и различные нетрадиционные религиозные образования.

Мусульмане

Доминирующей религией в государстве является ислам. Его исповедуют около 99% жителей страны. Большинство жителей шииты, но есть и сунниты. Историк Балазури сообщает, что уже в период правления халифа Али ибн Абу-Талиба (656-661) большинство жителей Азербайджана приняло ислам.

Исламские завоеватели на захваченных землях предлагали принять ислам. Те, кто принимал мусульманство, платили закят и получали право участвовать в боях среди мусульман. Участникам боевых действий полагалась доля от военных трофеев.

Евреи и христиане, которые не принимали ислам, платили подушную подать (джизью) и этим получали покровительство мусульман. Идолопоклонники, которые отказались принимать мусульманство, а также евреи и христиане, не желавшие платить подать, были вынуждены воевать с мусульманами.

В пограничных пунктах - рибатах - имели право жить только мусульмане. Местное население, которое не приняло ислам, переселялось в более отдаленные места, называвшиеся «ребед».

Процесс исламизации Азербайджана состоял из нескольких этапов:

  1. Первый этап - период исламских завоеваний (с середины VII до начала VIII века). Завершился падением в 705 году Албанского государства и потерей Албанской церковью своей самостоятельности (автокефальности). В конце этого этапа ислам в Азербайджане становится основной религией, которую для защиты своих привилегий принимали люди высших сословий. Новое религиозное течение распространилось также среди купцов и ремесленников. Древние храмы превращались в мечети.
  2. Второй этап - это период с начала VII века и до начала правления Буидов в Западном Иране и Ираке. В стране появляются независимые государства Ширваншахов, Мазьядидов и Саджидов. Свое существование продолжают иудеи, Албанская церковь восстанавливает самостоятельность, но богослужения проводятся на армянском языке. В горных районах распространяется крайний шиизм.
  3. Третий этап - это период правления Буидов (935-1055). В государстве начинает распространяться умеренный шиизм. Ведущими религиозными течениями становятся: суннизм ханафитского толка и шиизм имамитского толка. Немало последователей обретает суфизм. Один из памятников этого времени - ханега на реке Пирсаат в Ширване.
  4. Четвертый этап - это период правления Сельджуков (середина XI - середина XIII веков). На протяжении этого времени ведущую роль играют последователи шафиитской школы и суфийские тарикаты.
  5. Пятый этап - это период монгольских завоеваний (первая половина XIII - вторая половина XV веков). В этот период широко распространяется суфизм и хуруфизм.
  6. Шестой этап - период царствования Сефевидов (1501-1786) и с XVI века - турков-османов (1281-1924). Сефевиды распространяли шиизм, а османы распространяли по стране суннизм ханафитского толка.

После вхождения Азербайджана в Российскую империю начался новый этап в жизни Азербайджана. Правительство стремилось привлечь на свою сторону мусульманское духовенство, подчинить себе и создать в исламской религии подобную церкви структуру.


Ислам в XX веке

После прихода советской власти мусульманские религиозные деятели преследовались, а большинство мечетей закрывались. Позже они снова начали функционировать.

В настоящее время на территории страны действует около 1800 мечетей. Ислам в Азербайджане возглавляет Духовное управление мусульман Закавказья, которое было создано по инициативе И. Сталина в 1943 году. Главный орган управления этого учреждения находится в столице государства в Баку.

С 1980 года его глава - Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости, эта организация была названа - Управление мусульман Кавказа. Данная организация контролирует 1802 мечети, а также 75 мечетей в Ленкорани и 12 в Массалинском районе.

Старейшими мечетями в стране, которые сохранились до наших дней, являются:

  • Джума-мечеть в Шемахе.
  • Мечеть в Ахсу, построенная в VIII веке.
  • Мечеть Биби-Эйбат.
  • Мечеть Гейдара в Баку.
  • Мечеть Биби-Эйбат - это наиболее чтимая мусульманами-шиитами святыня, памятник исламского зодчества. Она была построена над гробницей Укеймы - дочери седьмого имама Мусы аль-Казима.


Иудеи

Наряду с исламом в государстве исповедуют иудаизм. Еврейская община в Азербайджанской Республике - одна из главных общин страны.

В стране действует три еврейские общины, которые оказывают значительное влияние на общественную жизнь страны:

  • община горских евреев (живут в Губе и Баку);
  • община евреев-ашкенази (европейские евреи, живут в Баку и Сумгаите);
  • община грузинских евреев (живут в Баку).

По инициативе еврейских общин в Азербайджане функционирует агентство «Сохнут», различные организации и советы по сохранению еврейского культурного наследия, религиозные школы и Культурный центр иудаизма. В сентябре 2003 года была открыта первая еврейская школа. В настоящее время в Азербайджане действует 5 еврейских школ, в которых обучаются 1450 школьников.

В столице государства - Баку - и других городах действует 6 синагог. 9 марта 2003 года была открыта синагога, которая считается одной из самых больших в Европе.

В Азербайджане иудаизм исторически представлен горскими евреями. Согласно мнению ученых, горские евреи являются потомками сынов Израиля, которых изгнали ассирийские и вавилонские правители из Палестины. Их предки первыми начали исповедовать иудаизм и жили за пределами Палестины. Они не преследовались христианством. В Мидии они смешались с татами, поэтому говорят на татском языке, одном из наречий персидского языка, который содержит древние арамейские и еврейские слова.

Существует версия, что горские евреи были переселены на Восточный Кавказ Сасанидским правителем Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.), который строил на Кавказе города, заселял их персами и евреями, выселенными из Месопотамии.

В Азербайджане горские евреи появились 15 веков назад. Их появление было связано с политикой Сасанидов, которая была направлена то, чтобы обеспечить безопасность государства. Несмотря на исламизацию страны, евреи сумели сохранить свою религию, обычаи, традиции, образ жизни и мышления.


Принципы иудаизма

Согласно канонам иудаизма каждый еврей верит, что существует только один Бог - творец Вселенной. Название религии происходит от ветхозаветного Иуды.

Иудеи почитают две книги:

  1. Тору.
  2. Пятикнижие.

Эти тексты происходят от Моисея (Мойши) и регламентируют жизнь правоверного иудея.

Каждый правоверный иудей должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, для нееврея достаточно семи:

  1. Верить только в единого Бога.
  2. Нельзя богохульствовать.
  3. Не убивай.
  4. Не кради.
  5. Не прелюбодействуй.
  6. Не употребляй плоть живого животного.
  7. Суди справедливо.

На сегодняшний день иудаизм в Азербайджане находится на одном численном показателе с исламом.

Основные религиозные принципы иудаизма:

  1. Существует только один Бог, которому нужно поклоняться. Он источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости.
  2. Перед Богом все равны, независимо от расы, пола или вероисповедания.
  3. Миссия иудея - просветить человечество божественными законами.
  4. Жизнь - это диалог Бога и человека.
  5. Человеческая жизнь - это абсолютная ценность, так как человек признается бессмертным существом, которое Господь создал по своему образу и подобию.
  6. Поскольку иудаизм - это идеалистическая религия, духовное начало здесь преобладает над материей.
  7. Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии - пророка Бога, задача которого возвратить заблудившегося человека к божьим законам.
  8. В иудаизме существует учение о воскресении мертвых в конце света. Это учение называется «эсхатология».


Католики

Католичество на территории современного Азербайджана начало распространяться с начала XIV века миссионерами доминиканского, францисканского, августинского и кармелитского орденов. Религия католицизма способствовала распространению европейской культуры, появились школы и католические монастыри.

В 2011 году было подписано «Соглашение о правовом статусе католической церкви в Азербайджане между Азербайджанской Республикой и Святым Престолом».

Католики Азербайджана объединены в Апостольскую префектуру Азербайджана, которую возглавляет священник-ординарий.

В настоящее время в Баку действует три религиозных учреждения католиков:

  • храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии был открыт 7 марта 2008 года;
  • часовня Христа Искупителя;
  • приют для бездомных.

На сегодняшний день в Баку действуют католические соборы, приют, работает орден сестер милосердия.


Протестанты

Представители евангелистско-лютеранской церкви появились в Баку со второй половины XIX века с приходом немецких промышленников, которые участвовали в эксплуатации нефтяных месторождений.

В начале 1819 года в Азербайджане проживало 209 немецких семей. В Баку евангелистско-лютеранская община возникла в 1870 году. В 1899 ее представители построили в городе свой храм- кирху (современный Зал камерной и органной музыки).

В 1937 году священнослужители лютеранской церкви вместе с представителями других религиозных общин были сосланы и расстреляны. В 1994 году лютеранская община возобновила свою деятельность в Баку.

На сегодняшний день протестантизм в Азербайджане представлен 25 общинами евангелистских христиан-баптистов, численность которых составляет примерно 3 тысячи верующих.

В настоящее время в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями прошли регистрацию такие протестантские религиозные общины:

  • христианская евангелистская община «Новая Жизнь»;
  • бакинская община евангелистов-лютеран;
  • христианская община «Слово Жизни»;
  • христианская община «Слово Жизни – 2» города Сумгаит;
  • религиозная община «Агапе» евангелистских христиан-баптистов города Баку;
  • христианская община «Нехемия»;
  • христианско-баптистская община города Баку;
  • община Церкви Пятидесятников «Звезда на востоке»;
  • христианско-баптистская община города Гянджи;
  • община «Адвентисты седьмого дня» города Гянджи;
  • христианско-баптистская община города Сумгаит;
  • община «Международная Церковь Братства» города Баку;
  • христианская община «Библейского Общества Азербайджана»;
  • община «Адвентисты седьмого дня».


Православные

В Азербайджане православные христиане занимают второе место по численности после мусульман. По статистике, количество христиан византийской традиции насчитывает 209,7 тыс. человек. Православные азербайджанцы находятся под юрисдикцией Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской православной церкви, которая была образована в 1905 году.

Охватывая территорию Азербайджана, Бакинско-Азербайджанская Епархия делится на два благочиния (административные деления):

  1. Бакинское городское благочиние.
  2. Благочиние районов Азербайджана.

В состав Бакинского городского благочиния входят молитвенные дома:

  • кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц;
  • собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Михайло-Архангельский храм;
  • часовня во имя благоверного и великого князя Александра Невского (расположена на территории посольства России в Азербайджане).

В состав благочиния районов Азербайджана входят:

  • Александро-Невский храм в городе Гянджа;
  • Свято-Никольский храм в городе Хачмаз;
  • молитвенный дом в честь преподобного Серафима Саровского в городе Сумгаит.


История распространения

Распространение православия на территории мусульманского государства было связано с деятельностью апостола Варфоломея и ученика апостола Фадея - Елисея. Согласно преданиям, Варфоломей был первым из учеников Иисуса Христа, который посетил эту землю и представил народу христианскую веру. В Баку есть место, на котором апостол Варфоломей пролил свою кровь и умер мученической смертью за веру. Эта святыня уже на протяжении двух тысяч лет является местом паломничества и поклонения.

Важное значение для православия в Азербайджане имела деятельность Елисея, который был рукоположен первым Иерусалимским Патриархоапостолом Иаковом и которого местная епархия считает апостолом Албании. Считается, что сооружение церкви в Гисе - это результат его деятельности.

Наиболее широко православие в Азербайджане распространилось в IV веке. Считается, что христианскую религию государство приняло в 313 году от Армении, когда святой Григорий Просветитель крестил албанского царя Урнайра и рукоположил предстоятелем Албанской Церкви своего внука Григориса. В это же время была создана автокефальная Албанская церковь. Название «Албанская» она получила из-за старого названия этих земель - Кавказская Албания. В результате христианство стало официальной религией в Республике Азербайджан.

Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году. Позже были сооружены церкви в Гаяндже и Шемахе.

В 1988 году образовалась Бакинско-Прикаспийская епархия Русской православной церкви.

22 марта 2011 года решением Священного синода Русской православной церкви Бакинско-Прикаспийская епархия была переименована в Бакинско-Азербайджанскую.

Сегодня в стране действует 6 православных соборов. Из них 5 относятся к Русской православной церкви. Три из них функционирует в Баку, по одной в Гяндже и Хачмасе. Еще один храм относится к юрисдикции Грузинской православной церкви - церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Кахского района, где проживают грузины-ингилойцы (около 7500 человек).


Секты и нетрадиционные общины

В Азербайджане функционирует большое количество различных сект и нетрадиционных общин:

  • баптисты;
  • адвентисты Седьмого дня;
  • евангелисты;
  • свидетели Иеговы.

Религиозные общины баптистов, адвентистов Седьмого дня и евангелистов относятся к протестантскому религиозному течению христианства.

Многие из общин зарегистрированы в Государственном комитете Азербайджанской Республики. Одной из них является религиозная община города Баку «Свидетелей Иеговы». Она распространена по всей территории страны.


Процентное соотношение последователей

Главенствующее положение в азербайджанском обществе занимает ислам шиитского направления. 15 % населения исповедует ислам суннитского направления.

Согласно статистике, в Азербайджане действует много конфессий и религий, численность которых составляет:

  • мусульмане - 94,2%;
  • православные (Русской православной церкви) - 2,5%;
  • православные (Армянской апостольской церкви) - 2,3%;
  • другие религии - 1,8%.

Вероисповедание азербайджанского народа - это неотъемлимая часть богатой культуры страны.


Видео о православии в Азербайджане

В этом видео вы увидите сюжет о православии в Азербайджане.

Современный Азербайджан в соответствии с действующей Конституцией - светское государство. Религия и государство официально отделены друг от друга, тем не менее, роль ее в обществе достаточно велика. В стране приняты и действуют законы, которые определяю правовое положение религий в обществе и положение граждан относительно религий. Азербайджан, религия в котором многоконфессиональна, относится к числу довольно толерантных государств в межрелигиозных отношениях.

На сегодняшний день основная религия азербайджанцев - ислам шиитского толка. Эту по данным статистики, свыше 99,2 % населения, причем имеется и некоторая часть населения, которые придерживаются суннитской ветви ислама (примерно 15%). Ислам в Азербайджане и других странах Закавказья возглавляется Духовным управлением мусульман Закавказья, которое было создано по инициативе И. Сталина еще в 1943 году. Главный орган этого учреждения находятся в Баку. С 1980 года во главе его находится Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости, эта духовная организация получила новое название - Управление мусульман Кавказа. Под его юрисдикцией на территории страны находится 1802 мечети, кроме того имеются мечети в Ленкорани (75) и Массалинском районе (12).

Христианство занимает второе место в Азербайджане по количеству верующих. Как само государство Азербайджан, имеет долгую историю, насчитывающую более 2000 лет. Его распространение непосредственно связывают с деятельностью апостола Варфоломея. Согласно преданию, именно он первым из учеников Христа посетил эту землю и принес ее народу христианскую веру. В Баку имеется место, на котором апостол Варфорломей пролил свою кровь и принял смерть за веру. По сей день эта святыня является местом паломничества и поклонения вот уже две тысячи лет. Наиболее широко православное христианство распространилось на территории теперешнего Азербайджана в 4 веке, тогда же была создана автокефальная Албанская церковь (такое название она получила в соответствии с тогдашним названием этих земель - Кавказская Албания). Сейчас в стране работает 5 православных соборов, в столице функционирует 3 из них.

Католицизм появился в стране позднее - только в 14 веке, его распространение связано с миссионерской деятельностью католических орденов на территории Закавказья, которая захватила и Азербайджан. Религия католицизма способствовала распространению европейской культуры, появлялись школы, католические монастыри. В 2002 году Азербайджан посетил с пастырским визитом Иоанн Павел II. На сегодняшний день в Баку действуют католические соборы, приют, работает орден сестер милосердия.

Протестантизм в Азербайджане представлен 25 общинами евангелистских христиан-баптистов, в которых начитывается примерно 3 тысячи верующих.

Иудаизм представлен тремя еврейскими общинами, которые, несмотря на свою территориальную разобщенность, являются довольно влиятельным институтом общественной жизни страны. В частности, по ее инициативе в Азербайджане действует агентство «Сохнут», различные организации и советы по сохранению еврейского культурного наследия, религиозные школы, активно функционирует Культурный центр иудаизма. В столице страны работает 6 синагог, а новейшая их них, которая открылась в 2003 году, считается одной из самых больших в Европе.

Особенностью Азербайджана является то, что в этой стане сохраняется такое религиозное течение как зороастризм. Его истоки восходят к первому тысячелетию, когда зороастризм проник в Азербайджан. почти тысячелетие была самой влиятельной на этих землях. Не совсем случайно, наверное, по мнению некоторых специалистов, само название «Азербайджан» в переводе означает «Земля Вечного Огня». И на сегодняшний день культурные традиции зороастризма популярны в Азербайджане. Они проявляются даже во время традиционных праздников других религий в виде игр, обрядов, которые особо популярны среди молодежи в сельской местности.

Религия в Азербайджане (азерб. Azərbaycanda din ) - Согласно действующей Конституции , Азербайджан является светским государством . В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространенных среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана.

Религиозное разнообразие в Азербайджане [ | ]

Азербайджан является многонациональной и многоконфессиональной страной. Так, в разные времена идолопоклонничество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам и многие другие верования распространились в стране и оказали друг другу взаимное влияние. Сегодня многие исторически распространенные религии в Азербайджане продолжают свое существование, в то же время на территории страны свободно действуют и распространяются новые религиозные течения.

Несмотря на то, что на территории Азербайджане действуют разные конфессии, среди них ислам занимает доминирующее положение. По приблизительным подсчётам 96% населения Азербайджана составляют мусульмане, 4% - представители других религий (иудаизм, христианство, бахаи, и тд.), атеисты и агностики. Последние всё чаще прослеживаются среди русскоязычного молодого поколения [ ] . Примерно 60-65 % мусульман страны составляют представители шиитского направления, а 35-40% - суннитского . Из числа христианских конфессий, в Азербайджане проживают представители православия, католичества, лютеранства и протестантизма, «духовного христианства» (молокане) , а также исторической Албанской церкви. В Азербайджане также имеются представители других протестантских направлений – адвентисты, баптисты , пятидесятники, свидетели Иеговы. Наряду с общиной поселившихся с древних времен горских евреев, в стране также есть общины грузинских и европейских евреев (ашкенази). В настоящее время в Азербайджане имеются более 2246 мечетей, 13 церквей и 7 синагог [ ] . Помимо молитвенных домов, в республике функционируют исламские, христианские и иудаистские образовательные учреждения, в том числе Бакинский Исламский Университет, факультет Религиоведения Бакинского Государственного Университета. На факультете Международных отношений Нахчыванского Государственного Университета студенты обучаются по специальности «религиоведения». Также функционируют 10 исламских колледжей, воскресные школы при православных церквях, библейские курсы протестантских общин, курсы иврита, религии и культуры евреев, и т.п.

Регулирование государственно-религиозных отношении и законодательная база [ | ]

После восстановления государственной независимости (18 октября 1991) в Азербайджане была обеспечена свобода совести и вероисповедания граждан, законодательные акты в этой области были приведены в соответствие с нормами международного права. В Конституцию, принятой в 1995 году, были включены пункты, регулирующие государственно – религиозные отношения и обеспечивающие свободу вероисповедания.

В соответствии со статьей 18 Конституции страны, «В Азербайджанской Республике религия отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом. Запрещаются распространение и пропаганда религий (религиозных течений), унижающих достоинство личности или противоречащих принципам человечности. Государственная система образования носит светский характер» . Кроме того, в соответствии со статьей 48 Конституции, которая закрепляет свободу совести, «Каждый вправе свободно определять свое отношение к религии, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять свои убеждения по отношению к религии. Совершение религиозных обрядов является свободным, если не нарушает общественный порядок или не противоречит общественной нравственности. Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают правонарушения. Никто не может принуждаться к выражению (демонстрации) религиозного верования и убеждения, совершению религиозных обрядов или участию в них» .

Азербайджанская Республика находится в числе правительств, подписавших Европейскую конвенцию «О защите прав человека и основных свобод» . Согласно статьи 9 о «Свободе мысли, совести и религии» этой Конвенции, «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц» .

Принятый в 1992 году Закон «О свободе вероисповеданий» создает гарантии для осуществления свободы вероисповедания в Азербайджанской Республике в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики и международными договорами, участницей которых является Азербайджанская Республика, определяет статус религиозных образований, их права и обязанности, регулирует отношения, возникающие в связи с деятельностью религиозных образований.

В соответствии со статьей 1 главы 1 Закона «О свободе вероисповедания» , «Каждый обладает правом исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии» .

Согласно законодательству, граждане могут индивидуально или совместно с другими изучать богословие и получать религиозное образование на любом языке. На основании взаимного согласия, родители в нашей стране могут воспитывать детей в соответствии с собственными религиозными убеждениями и отношением к религии.

Помимо этого, Закон «О свободе вероисповедания» регулирует деятельность религиозных центров и управлений, религиозно – образовательных учреждений, определяет правила государственной регистрации и упразднения религиозных образований .

Государственный комитет по работе с религиозными образованиями [ | ]

Государственный комитет по работе с религиозными образованиями является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающий в Азербайджанской Республике осуществление государственной политики в сфере религии. Государственный комитет был создан 21 июня 2001 года. В соответствии со статьей 48 Конституции Азербайджанской Республики, главными задачами комитета являются создание благоприятных условий для осуществления свободы вероисповедания, обеспечение контроля над соблюдением законодательных актов, связанных со свободой вероисповедания и государственная регистрация религиозных образований.

Государственная регистрация религиозных образований [ | ]

Государственную регистрацию религиозных образований в Азербайджане, осуществляет Государственный комитет по работе с религиозными образованиями. Процесс регистрации довольно прост и прозрачен. Так, для государственной регистрации религиозной общины не менее пятидесяти образовавших ее совершеннолетних лиц или их полномочных представителей обращается в религиозный центр или управление с заявлением с приложенными к нему учредительным протоколом и уставом общины. К заявлению также прилагаются список лиц, учреждающих религиозную общину, с указанием их гражданства, места жительства и даты рождения, копии документов, удостоверяющих их личность, сведения об основах религиозного учения, в том числе дате образования религиозной общины, формах и методах ее деятельности, традициях, отношении к семье, браку и образованию, ограничениях прав и обязанностей членов данной общины, а также другие документы, предусмотренные Законом Азербайджанской Республики «О государственной регистрации и государственном реестре юридических лиц» . Религиозный центр или управление в течение 30 дней направляет эти документы вместе со своим представлением в Государственный комитет.

Религиоведческая экспертиза [ | ]

Государственный комитет в рамках своих компетенций обеспечивает проведение экспертизы литературы религиозного назначения, товаров и изделий и других информационных материалов религиозного содержания, следит за их производством, импортом и распространением и дает согласие на создание специализированных торговых пунктов для их продажи. Выполнение данного процесса контролирует отдел религиоведческой экспертизы ГКРС. Религиоведческую экспертизу проводят квалифицированные в данной сфере религиоведы комитета.

Организация просветительской работы [ | ]

Журнала «Государство и религия»

Комитет проводит последовательные мероприятия по защите в стране толерантной среды и мультикультуральных ценностей, по проведению просветительской работы о радикализме и последствиях дискриминации на религиозной почве, в направлении регулирования государственно–религиозных отношений. Просветительскую работу комитет осуществляет посредством научного журнала «Государство и религия» и газеты «Общество и религия» , являющиеся органом печати, а также авторскими программами по различным телеканалам. В научном журнале, который издается с 2006 года, публикуются научно – публицистические статьи на темы истории религий, религиозных памятников, государственно – религиозных отношений, мультикультурализма и на другие. Газета же начала издаваться в 2009 году. В основном освещается деятельность комитета, население информируется о последствиях религиозного радикализма, экстремизма и сектанства, пропагандируется толерантность. Электронная версия обоих изданий размещается в формате pdf на официальном сайте комитета (scwra.gov.az) .

Первый номер газеты «Общество и религия»

Религиозные образования [ | ]

Бакинский исламский университет

Религиозные образования в Азербайджанской Республике регистрируются в предусмотренном законом порядке в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями. Согласно закону, религия и религиозные образования в Азербайджанской Республике отделены от государства. Государство не поручает выполнение каких–либо государственных функций религиозным образованиям и не вмешивается в их деятельность. Религиозные образования не принимают участие в деятельности политических партий и не оказывают им финансовую поддержку. Все религии, распространенные в стране, и представители религиозных течений самостоятельны в создании своего религиозного образования в любом регионе. В нашей стране, где в основном большинство составляют последователи небесных религий (иудаизм, христианство, ислам), религиозные течения, с небольшим количеством членов, и являющиеся нетрадиционными для азербайджанской среды, (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и т. п.), зарегистрировавшись без всяких препятствий, действуют свободно. Религиозные конфессии, исторически действующие в стране, следующие:

Религиозные конфессии [ | ]

Ислам [ | ]

Управление Мусульман Кавказа [ | ]

Другие религиозные организации прошедшие государственную регистрацию [ | ]

В 2009 году после внесения дополнений и изменений в закон «О свободе вероисповедания» более 750 религиозных общин прошли государственную регистрацию в Государственного комитете по работе с религиозными образованиями. Из них 27 не исламского толка: 17 из них христианские, 7 - еврейские религиозные общины, 2 - бахаи и одна - общество сознания Кришны.

К настоящему времени в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями прошли регистрацию следующие протестантские религиозные общины:

  • Христианская евангелистская религиозная община «Новая Жизнь»
  • Бакинская религиозная община евангелистов-лютеран
  • Христианская религиозная община «Слово Жизни»
  • Христианская религиозная община «Слово Жизни - 2» города Сумгайыт
  • Религиозная община «Агапе» евангельских христиан-баптистов города Баку
  • Христианская религиозная община «Нехемия»
  • Христианско-баптистская религиозная община города Баку
  • Религиозная община Церкви Пятидесятников «Звезда на востоке»
  • Религиозная община «Адвентисты седьмого дня»
  • Христианско-баптистская религиозная община города Гянджи
  • Религиозная община «Адвентисты седьмого дня» города Гянджи
  • Христианско-баптистская религиозная община города Сумгайыт
  • Религиозная община «Международная Церковь Братства» города Баку
  • Христианская религиозная община «Библейского Общества Азербайджана»

Религиозная община города Баку «Свидетелей Иеговы», которая распространена на всей территории республики, также прошла государственную регистрацию. Согласно закону «О свободе вероисповедания», немусульманские религиозные общины имеют право подчинения и изменения своего подчинения действующим за границей религиозным центрам. Также неисламские религиозные образования, организационные центры которых находятся за рубежом, в своей деятельности могут руководствоваться уставами данных центров в случаях, не противоречащих законодательству Азербайджанской Республики. В настоящее время религиозные центры подавляющего большинства неисламских религиозных общин, в том числе Русской Православной, Католической, Лютеранской, Грузинской Православной церквей находятся за границей и религиозные деятели, возглавляющие религиозные обряды в этих церквях, а также в протестантской и еврейской религиозных общинах, назначаются центрами за рубежом. Кроме этого, существующие в Азербайджане религиозные центры и учреждения поддерживают деловые отношения с соответствующими религиозными центрами за рубежом, активно участвуют в международных религиозных мероприятиях. В то же время, правительство Азербайджана материально и морально поддерживает деятельность религиозных образований. Начиная с 2011 года, по инициативе и указанию Президента Ильхама Алиева религиозным образованиям, в том числе неисламским религиозным общинам, выделяются средства из государственного бюджета.

Сохранение и пропаганда толерантной среды [ | ]

Деятельность правительства Азербайджана по пропаганде толерантных и мультикультуральных ценностей построена в двух направлениях:

  • внутригосударственное
  • международное

Пропаганда толерантности, восстановление религиозных памятников и сооружение новых, поддержка деятельности религиозных образований, борьба против религиозного экстремизма и радикализма составляют внутригосударственное направление.

Национальная политика Азербайджанской Республики построена на принципах совместного сосуществования и толерантности различных национальностей, этнических групп и религиозных меньшинств. Глава государства приносит свои поздравления мусульманам в нашей стране по случаю священных праздников ислама, христианской православной общине по случаю Пасхи и Рождества, еврейской общине по случаю Рош-А-Шана -Нового года еврейских граждан. Президент Азербайджанской Республики на церемонии ифтар по случаю священного месяца Рамазан садится рядом с руководителями действующих в стране различных конфессий, участвует в открытии построенных в стране новых культовых сооружений, поддерживает религиозные конференции.

За последние десять лет в стране построены сотни мечетей, в более чем 80 мечетях проведены работы по капитальному ремонту и реконструкции, в том числе за счет государственных средств построены или же восстановлены более 10 мечетей.

В период роста конфликтов на национальной и религиозной почве, Азербайджан, который своей толерантностью на протяжении векой является образцом, выходя за границы внутригосударственной деятельности, определила новые цели за пределами страны. Азербайджанское правительство в области толерантности, мультукильтурализма, межрелигиозного и межкультурного диалога организовало десятки международных и региональных конференций, форумов и симпозиумов, заседание международных религиозных образований.

В 2008 году, впервые в истории, на заседании в Баку министров культуры стран-членов Европейского Совета также были приглашены министры культуры стран-членов Организация Исламского Сотрудничества. В свою очередь, министры культуры стран-членов Европейского Совета присоединились к заседанию министров культуры стран-членов Организация Исламского Сотрудничества, которое проводилось в 2009 году в Баку. Эта инициатива по названием «Бакинский процесс» далее придала импульс проведению в Азербайджане саммита мировых религиозных лидеров, межкультурного диалога и Бакинского международного гуманитарного форума. Проведение в Баку в мае 2010 года саммита мировых религиозных лидеров, а в ноябре организация на высоком уровне мероприятия «Межрелигиозный диалог: от взаимопонимания к совместному сотрудничеству» обусловлено тем, что Азербайджанское государство придает особое значение религиозной толерантности в стране. В апреле 2011 года в Азербайджане было проведено следующее мероприятие - Форум по межкультурному диалогу. Проведение по инициативе Президента Ильхама Алиева под девизом «Совместное проживание в мирных условиях в многокультурном мире» II Всемирного форума по межкультурному диалогу с 29 мая по 1 июня 2013 года и III Всемирного форума по межкультурному диалогу 18-19 мая 2015 года запомнилось как важное событие в политико-культурной жизни страны. В качестве основных партнеров форума выступили ЮНЕСКО, Альянс цивилизаций ООН, Совет Европы, Центр Север-Юг Совета Европы, ИСЕСКО, Всемирная туристская организация ООН. Проведение в 2016 году VII Глобального форума Альянса цивилизаций ООН под названием «Сосуществование в инклюзивных обществах: вызов и цель» имеет большое значение в повышении международного авторитета Азербайджанского государства и широкомасштабной популяризации историко-культурного наследия Азербайджанского народа. Международные мероприятия, проводимые в стране по инициативе руководства Азербайджана, призывают весь мир быть верным гуманистическим ценностям.

В целом, основа стратегии толерантности заложена общенациональным лидером Гейдаром Алиевым. Эта богатая традиция успешно продолжается Президентом Ильхамом Алиевым.

После восстановления независимости общенациональный лидер Гейдар Алиев сыграл исключительную роль в возрождении национально-духовных ценностей. Великий политик придавал большое значение правам и свободам человека, в особенности установлению свободы совести и религии, сохранению национально-духовных ценностей. Обращаясь к народу по случаю национальных и религиозных праздников, великий лидер не ставил различия между гражданами страны, принадлежащим к различным религиям, оказывал поддержку восстановлению мечетей, церквей и синагог.

Азербайджанская модель мультикультурализма [ | ]

В Азербайджане, которая развивает мультикультуральные традиции, ведется целенаправленная работа по сохранению культуры, языка, обычаев и традиций малочисленных народов. Несмотря на этнические и конфессиональные различия малочисленных народов, забота им в стране проявляется в равной степени, традиции толерантности независимо от языка, религии, этнического происхождения, числа являются приоритетными. Национальные меньшинства в полной мере пользуются правом создания центров, ассоциаций и других структур. В целом, все это лишний раз подтверждает, что пример Азербайджанского мультикультурализма находит свое отражение не только в воле народа, но и в то же время в форме государственной политики.

Несмотря на развитие мультикультурных традиций, в 1998-2005 годах близ города Джульфа было разрушено древнее армянское кладбище .

В настоящее время Азербайджанский мультикультурализм преподается в 28 местных и в 15 престижных зарубежных университетах. Целью преподавания данного предмета является представить миру Азербайджан с другой точки зрения, привлечь внимание мировой общественности на толерантные традиции, мультикультуральные ценности народа.

Данный предмет преподается в нижеследующих учебных заведениях:

Также следует отметить, что с целью сохранения, дальнейшего развития и широкой пропаганды в Азербайджане мультикультуральных традиций, в соответствии с распоряжением Президента Азербайджанской Республики 2016 год был объявлен в Азербайджанской Республике «Годом мультикультурализма» .

Заслуги Фонда Гейдара Алиева в области религии [ | ]

Фонд Гейдара Алиева, возглавляемый первой леди страны, послом доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО Мехрибан Алиевой , проводит большую работу по строительству и восстановлению мечетей, святилищ, христианских и иудаистских храмов. Фонд осуществляет весьма значительные проекты по сохранению и пропаганде азербайджанских мультикультуральных традиций. Эти проекты реализуют не замкнутое развитие Азербайджанского мультикультурализма в рамках одной страны, а его функционирование в мире в условиях религиозного и культурного разнообразия. В рамках успешно осуществляемого проекта «Адрес толерантности – Азербайджан», в мечетях, церквях, синагогах ведутся ремонтно-восстановительные работы. Наряду со строительством и восстановлением Фондом исламских храмов, введение в эксплуатацию в Баку Православной церкви и образовательного центра для еврейских детей, реставрация римских катакомб и церквей в регионах Франции, возведение в Астрахани памятника Святому князю Владимиру, создание образовательного центра «Хабад-Ор-Авнер» для проживающих в Баку еврейских детей, выставка в различных странах мира фотографий всемирно известного фотографа Реза Дегати , отражающих религиозную толерантность в нашей стране, служат именно расширению отношений дружбы и взаимного уважения различных народов и конфессий. Благодаря еще одной услуге Фонда, Азербайджан попал в историю как первая мусульманская страна в мире, организовавшая выставку в Ватикане. А это может быть расценен как один из высочайших примеров всемирного мультикультурализма.

Разрушение армянских памятников и кладбищ в Азербайджане [ | ]

В Азербайджане, начиная еще с советских времён, проводится политика присвоения или уничтожения армянских памятников, храмов и кладбищ.

Азербайджан или Азербайджанская Республика – это страна в Закавказье, бывшая советская республика. Граничит с Россией, Арменией, Грузией и Ираном, омывается водами Каспийского моря. Государство многонациональное и поэтому многоконфессиональное. По Конституции религия Азербайджана отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом. В стране запрещается распространять религии, которые бесчеловечны и унижают достоинство личности.

В Азербайджане нет официальной религии по Конституции

Большинство азербайджанцев - мусульмане. Но какая официальная религия в Азербайджане?

По закону «О свободе вероисповедания» каждый азербайджанец «вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии». Кроме того, азербайджанцы могут участвовать в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях.

В Азербайджане нельзя разжигать расовую, национальную, религиозную, социальную неприязнь и вражду. Родители могут воспитывать своих детей по своим религиозным убеждениям.

Большая часть населения страны – мусульмане.

Шамахинская Джума-мечеть – место поклонения мусульман в Азербайджане. Это один из самых древних храмов не только на территории страны, но и на Ближнем Востоке в целом. Построен в 743 году, во времена халифа Халида ибн Валиядина

92,5% азербайджанцев - мусульмане

Кроме мусульман есть и представители других религий – православные, католики, протестанты, иудеи.

Какая вера в Азербайджане наиболее слабо распространена? По результатам общенационального социологического опроса о количестве и качестве верующих в Азербайджане, проведенного в 2004 году, азербайджанцы-мусульмане составляют 55,6%, мусульмане-шииты – 28,5%, мусульмане-сунниты – 8,4%, православные азербайджанцы – 2,1%, азербайджанцы христиане других конфессий – 0,8%, по 0,3% приходится на иудеев, нурчу и ваххабитов.

Меньше всего среди населения Азербайджана бахаистов, баптистов, а также хенефи и ибрагими – по 0,1% респондентов опроса. Всего опросили 1200 человек, это были совершеннолетние жители 12 городов и районов страны.

Ислам в Азербайджане распространился менее чем за сто лет

До ислама на территории Азербайджана были распространены зороастризм, иудаизм и христианство. Ислам там появился во время правления Второго праведного Халифа Абу Хафс Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия (639-644 гг.). Менее чем за сто лет ислам распространился на всей территории Азербайджана. Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать и получали покровительство мусульман.

Когда в начале XIX века Азербайджан присоединили к Российской империи, начался новый этап исламизации страны. Политика российского правительства: привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и создать в исламской религии структуру, как в христианской церкви. В 1832 году Николай I написал Сенату письмо. В нем он просил подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья. Не одобрил ни один из документов, которых ему прислали.

И только в 1872 году Николай I утвердил «Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья». За основу взял принцип организации русской православной церкви. Были созданы два мусульманских административных органа: суннитское и шиитское духовные управления.


Игры должны были открываться с суннитского азана. Это вызвало протест у Пашазаде, так как большая часть населения страны – шииты. В итоге от открытия игр азаном отказались

В чем суть ислама

Основатель религии - Великий Пророк Мухаммад. Священная книга мусульман – Коран. В переводе с арабского слово «Коран» означает «чтение вслух». Существуют два Корана: небесный (или оригинал) и земной (или копия).

Какие сверхъестественные существа есть в исламе? Аллах, ангелы, добрые и злые джинны, гурии и Бурак (в переводе с арабского «Молниеносный», крылатая лошадь с человеческой головой).


Бог у мусульман создал Землю, всех живых существ, семь небес. Ниже первого неба находится ад. Как и в любой другой религии, в исламе существовали посланники и пророки. Шариат (в переводе с арабского «правильный путь») устанавливает правила - что можно и нельзя делать.

Мусульмане считают, что душа - невидимая сверхъестественная сущность человека. Она может существовать и без тела. Душа не является совокупностью мельчайших частиц, как в буддизме, а представляет собой целостное образование. Все людские души сотворил Бог и сотворил их бессмертными. От поведения человека в земной жизни зависит то, куда отправится душа после смерти тела.

Как и в христианстве, в рай после смерти отправляются праведники, в ад – грешники. Надо жить правильно, соблюдать заповеди, молиться, творить добрые дела.

Отличия ислама от христианства:

  • у христиан человек в ад или рай попадает навеки, а мусульмане верят, что можно из ада попасть в рай
  • Аллах существует в единственном лице. Троицу ислам не признает

Азербайджанцы-иудеи


В столице Баку и других городах Азербайджана находятся 6 синагог, одна из которых, построенная недавно, является крупнейшей в Европе. Еврейские общины – очень активные в Азербайджане.