Социально экономические реформы хрущева 1953 1964. Альтернативы развития страны после смерти И.Сталина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Московский Педагогический Государственный Университет

Исторический факультет

Курсовая работа

Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964гг.

Москва 2011г.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ

1.1 Развитие СССР в послевоенный период

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМ

2.1 Аграрная реформа: этапы, особенности, итоги

2.2 Реформирование промышленности

2.3 Решение социальных проблем

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Период 1953-1964 гг. является важным в отечественной истории. После смерти И.В. Сталина происходят изменения в политической, социально-экономической и духовных отраслях государства. Можно сказать, происходит либерализация советской системы. Данный период получил название "Оттепель", данное слово было впервые употреблено с подачи писателя Ильи Эренбурга, у которого имелась одноименная повесть, написанная в 1955г.

Период оттепели связан с именем Никиты Сергеевича Хрущева. В это десятилетие было проведено множество реформ, некоторые из них были противоречивыми, но нельзя их назвать полностью неудачными. Возможно, причиной неудач была не ошибочная политика правительства, а нереформированность советской системы в целом, потому что она успешно отторгала любые инновации, выходящие за рамки логики индустриальной системы, основанной на технологиях определенного типа и централизации управления. Именно неутешительные результаты социально-экономической политики и показали пределы реформирования системы.

Изучение социально-экономической стороны оттепели является актуальным и до сих пор, потому что в целом и до конца данная проблема рассмотрена не была, несмотря на большое количество работ по данной теме.

Целью представленной курсовой работы является изучение всех аспектов социально-экономических реформ и их последствий в период 1953-1964гг. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Изучение причин реформирования.

2. Рассмотрение наиболее важных реформируемых социально-экономических отраслей.

Многосложный процесс развития советского общества на данном этапе отечественной истории получил неоднозначное, подчас противоречивое отображение в научных трудах, публицистике, литературе и искусстве. В отечественной историографии взятый для исследования период рассматривается и оценивается различно. Экономические реформы 1950-1960-х годов, проводившиеся в СССР, остаются малоизученными. Советская историография не смогла объективно, глубоко и всесторонне их оценить. В течение 1953-1964 гг. политическое руководство страны вырабатывало официальную трактовку современных событий, которая в первоначальном виде формулировалось либо в решениях партийных съездов, либо в речах Н.С.Хрущева, а затем входила в учебники и тиражировалась пропагандистской литературой.

Видное место в советской историографии занимает исследование по данной теме П.А. Игнатовского. В нем сделана попытка обобщить и проанализировать действие и специфику закономерностей развития производительных сил и экономических отношений сельского хозяйства во всех его воспроизводственных процессах (включая производство, распределение, обмен и потребление), а также воздействие надстроечных категорий на экономику. Прослеживаются сдвиги в структуре производства, общественных затрат, в характере труда, уровне доходов, условиях быта и культуры советского крестьянства. Именно в совокупности исследования экономических и социальных проблем советской деревни в начале 1950-х - второй половине 1960-х гг. заключается особенность данной работы.

ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ

В ХХ веке отчетливо прослеживается зависимость социально-экономического развитии страны от уровня развития социальной сферы. Формально всестороннее развитие человека являлось главной темой всех программных документов КПСС, но на самом деле экономический рост утратил свою социальную направленность еще с периода первой пятилетки. Следует сказать, что несмотря на повышение уровня образования рабочих и крестьян в 40-50-е годы, он продолжал оставаться достаточно низким. Это отрицательно сказывалось на производственном процессе из-за недостатка квалифицированных рабочих. Такое явление было обусловлено тем, что государство развивалось не интенсивными, а экстенсивными факторами. В условиях "Холодной войны", когда необходимо было не уступать Америке в её достижениях, большое вниманию уделяли количеству, а не качеству.

К тому же промышленность в большинстве своем была ориентирована на самопроизводство. Работников ничего не побуждало к более напряженной и эффективной работе, кроме чувства патриотизма, потому что величина зарплаты была совсем не тем стимулом, ради которого стоило упорно работать. В большинстве колхозов зарплата вообще являлась символической.

Власть в этом случае не действовала исходя из потребностей населения, а применяла механизмы принуждения. Жизненный уровень был второстепенной социальной целью в сфере экономики и из-за этого он оставался низким и в послевоенные годы. Самыми острыми социальными вопросами в то время были вопросы обеспечения населения продовольствием и жильем.

Учитывая все эти факторы приемники Сталина должны были, не откладывая скорректировать цели социально-экономической политики, убедить население в том, что пришел конец неблагополучному времени и в скором времени ситуация изменится в лучшую сторону.

1.1 РАЗВИТИЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Для выяснения необходимости реформ 1953-1964гг. требуется изучить реформы, которые проводились в период предшествующий этому, а так же общее положение социально-экономического развития в послевоенный период.

Самое важное в этот период было то, что хозяйственная система сохраняла свою целостность. Основные параметры политики страны определялись решениями, принятыми еще в военные и первые послевоенные годы. И тем более не несли антисталинской направленности.

Основной проблемой в эти годы являлась проблема обеспечения новейшим оборудованием машиностроительной и других отраслей производства. Важнейшим источником технического прогресса со времен первых пятилеток являлось заимствование западных технологий и работа западных специалистов. Среди стран, предоставлявших оборудование и специалистов, были США и Германия, но в связи с ухудшением отношений с Америкой, СССР был вынужден работать только с Германией. Оборудование было получено в качестве возмещения ущерба, оно позволило обновить и модернизировать основные фонды промышленности. Вывезенное из Германии не только не помогло восстановить народное хозяйство, но и навредило в установлении добрых отношений с Германией. Поэтому необходимо было создавать собственные ресурсы, с помощью которых народное хозяйство не только восстановилось бы, но и достигло бы высоко развития. Но это было сложно сделать в тех социальных условиях, которые сложились на тот момент.

Тяжелым было положение и с сельским хозяйством, к 1952-му году становится ясно, что применение в послевоенные годы модели индустриализации за счет ресурсов аграрного сектора подходит к пределу своих возможностей. Но после смерти Сталина у советского руководства даже не возникало серьезной дискуссии по вопросу о радикальном изменении аграрной политики. Конечно, были проведены небольшие изменения, но о том, чтобы поменять все основательно не заходило даже речи. И это в целом кажется неправильной политикой государства, потому что нельзя было следовать старым планам в послевоенное время, и в условиях "Холодной войны". Необходимо было не только восстановить экономику, но и поднять её на уровень, соответствующий мировому. Стране был необходим инициативный и энергичный глава государства, который был бы готов радикальным и основательным изменениям.

После смерти Сталина за право быть главой боролись Маленков и Хрущев. Маленков в своем докладе на XIX съезде партии (1952г.) обозначил такую задачу, как "обеспечить высокие темпы роста производства предметов массового потребления". Решениями съезда намечалось строительство большого количества предприятий легкой и пищевой промышленности. Новый курс был провозглашен. Социально-экономическая политика теперь была направлена на поддержку деревни. Но Маленков не дал серьезного анализа ситуации в народном хозяйстве и не предложил комплексного решения его проблем. Такой курс отражал мнение большинства нового руководства и не содержал угрозы командно-административной системе.

По этой же теме со своим докладом выступил и Н.С. Хрущев на сентябрьском Пленуме ЦК (1953г.). Хрущев во многом повторил и развил положения речи Маленкова. Но главным отличием явилось то, что Хрущев предложил обширную программу развития экономики на ближайшие годы. Его основное внимание переносилось со структурных реформ на проблемы механизации сельского хозяйства и усилении организаторской и политической деятельности партийных организаций и т.п.

Можно сказать, что таким образом в рамках послевоенного времени создаются определенные предпосылки изменений в социально-экономической политике, но они оказываются недостаточными, чтобы можно было увидеть результаты.

К середине 50-х годов, новое руководство наконец-то смогло заняться экономикой и перейти к реальному изучению проблем. Для анализа ситуации были чрезвычайно важны материалы "закрытого" Всесоюзного совещания работников промышленности, прошедшего в мае 1955г. Вследствие изучения данных материалов было выделено четыре основных вопроса: 1. Быстрая разработка и внедрение передовой техники, совершенствование технологии и организации производства для резкого подъема производительности. 2. Лучшее использование имеющегося оборудования и существующих производственных площадей. 3. Укрепление государственной дисциплины и как ближайшая задача - выполнение и перевыполнение государственного плана текущего года. 4. Сокращение и удешевление административно-управленческого аппарата в промышленности. Из этого можно сделать вывод, что очень сильно отставало в развитии машиностроение и следствием этого являлись проблемы народного хозяйства. На самих машиностроительных заводах техника внедрялась медленно и была качества хуже, чем в других станах, это не могло не тормозить развитие экономики. Но если посмотреть на это с ругой стороны - политической, то можно понять, что советское руководство было обеспокоено состоянием экономики в стране.

Сразу же после Всесоюзного Совещания работников промышленности ЦК КПСС и Советом министров СССР 28 мая 1955г. было принято постановление "Об улучшении дела изучения и внедрения в народное хозяйство опыта и достижений передовой отечественной и зарубежной науки и техники".

На развитие страны огромное влияние оказывает уровень научно-технического прогресса. СССР в начале 50-х годов, несмотря на некоторые достижения, все же отставал от Запада. Но даже тот факт, что СССР является отстающей страной, не подталкивал власти к тому, чтобы развивать науку вглубь, а не вширь, как это делалось.

Пик развития научно-технической мысли приходится на 50-60-е годы. В этот период был совершен ряд крупнейших достижений мирового уровня: сооружались атомные электростанции, в частности, первой в мире подобной электростанцией является Обнинская; так же был запущен первый в мире атомный ледокол "Ленин"; был осуществлен первый в мире запуск ракеты Р-5М с ядерным зарядом; запущен первый в мире искусственный спутник; так же был совершен первый полет человека в космос в 1961г. Гагариным.

Главным противоречием являлось то, что на протяжении 50-60-х г. существовали ограничения на свободу слова, передвижения - это противоречило сущности научно-технического прогресса, когда необходимо было наличие инициативной, самостоятельной, думающей личности. Впервые с момента создания советской системы эти ограничения становились серьезным тормозом её социально-экономического развития.

Мы видим, что многие проблемы оставались нерешенными во многом из-за того, что руководящая партия уделяла этим проблемам недостаточно внимания. Попытки решить данные проблемы носили скорее экстенсивный нежели интенсивный характер. Средства направлялись на то, чтобы строить новые заводы, осваивать новые земельные территории, хотя правильнее было бы усовершенствовать оборудования на старых заводах, потому что новые открывались все с тем же старым оборудованием, и о качественной продукции не могло идти и речи. Что касается земельных проблем, то их невозможно было решить, все во лишь увеличив количество посевных площадей, скорее нужно было удобрять и развивать старые.

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМ

Мало было просто обозначить проблемы, необходимо было их решать. Основными направлениями являлись сельское хозяйство, промышленность и социальная сфера. Для реализации всех намеченных целей необходимы были средства и силы, а так же поддержка членов партии, что не всегда можно было встретить. Потому что за предыдущий период было устойчиво мнение об отсутствии необходимости предпринимать радикальные методы изменения устоявшейся системы. На протяжении всего послевоенного периода Сталин, а затем и его преемники лишь реагировали на периодически возникавшие проблемы.

2.1 АГРАРНАЯ РЕФОРМА: ЭТАПЫ, ОСОБЕННОСТИ, ИТОГИ

На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. Хрущев, надо отдать ему должное, по происхождению, да и по интересам, всегда был ближе к нуждам крестьян, чем кто-либо из других высших политических руководителей. На Пленуме ЦК Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства. С позиций сегодняшнего дня они могут показаться недостаточными, но тогда они имели немалое значение. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д.

Хрущев осудил практику существования слабых хозяйств за счет передачи им средств сильных, критиковал раздутый управленческий аппарат, недостаточную помощь города сельскому хозяйству. Начало несколько поощряться разведение крестьянами птицы, мелкого домашнего скота. Во многих хозяйствах появились коровы, что было немыслимо для колхозника еще год назад.

Высказанные идеи, принятые постановления могли дать отдачу лишь несколько лет спустя. А поправлять зерновое хозяйство требовалось немедленно. Выход нашли в освоении целинных и залежных земель. Это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Пригодные земли находились на территории Казахстана, Южной Сибири, в Поволжье, на Урале, на Северном Кавказе. Среди них наиболее перспективными выглядели Казахстан, Урал и Сибирь. Сама идея освоения этих земель была не новой. Мысли о возможности их использования высказывались еще в начале века. Особенностью середины 50-х годов - возрождение массового энтузиазма, особенно среди молодежи. Перемены медленно, но неуклонно шли в стране, вызывая у миллионов молодых людей искреннее желание внести свой личный вклад в укрепление материальных основ советского общества. Энтузиазм жил в душах людей, а не только в лозунгах, призывах и маршах. Создался благоприятный, момент, когда массовый энтузиазм, будучи подкрепленным материальными стимулами и вниманием к социально-бытовым проблемам, мог бы дать долговременный экономический и политический эффект. Однако вспышка энтузиазма молодежи была воспринята руководством как постоянная, неизменная и всегда в будущем управляемая сила.

К весне 1954 г. на казахстанской целине было организовано свыше 120 совхозов. Первоцелинникам приходилось жить в палатках, в условиях бездорожья, смены жестоких холодов и изнуряющей жары. Круглосуточная работа в период посевной и уборочной сменялась в период относительно короткого отдыха строительными работами. Первые результаты целинной эпопеи не могли не внушать оптимизма. В 1954г. целина дала свыше 40 процентов валового сбора зерна. Увеличилось производство мяса, молока. Все это позволило несколько улучшить продовольственное снабжение населения.

Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. Сказывалась и традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику со всей страны, что удорожало стоимость зерна, а, следовательно, мяса, молока и т.д.

Освоение целины отодвинуло возрождение старопахотных земледельческих районов России. И все же начальный этап освоения целины останется в истории как подлинная эпопея труда, как реальный всплеск энтузиазма, как яркая черта времени, когда страна шла к историческому повороту, совершенному ХХ съездом партии.

Страна жила обновлением. Проходили многочисленные совещания с участием работников промышленности, строительства, транспорта. Само по себе это явление было новым - ведь раньше все важнейшие решения принимались в узком кругу, за закрытыми дверями. На совещаниях открыто говорилось о необходимости перемен, об использовании мирового технического опыта.

Но при новизне ряда подходов наблюдались и стойкие стереотипы старого. Причины отставаний виделись в том, что "со стороны министров и руководителей" осуществляется "слабое руководство", для внедрения новой техники предлагалось создавать новые ведомства. Но принцип планово-централизованной, командно-бюрократической системы сомнению не подвергался.

1956 год - год ХХ съезда - оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Именно в этом году обозначился большой успех на целине - урожай был рекордным. Хронические в предыдущие годы трудности с хлебозаготовками, казалось, стали уходить в прошлое. Да и в центральных районах страны колхозники, избавленные от наиболее угнетающих оков сталинской системы, напоминавшей зачастую государственное крепостничество, получили новые стимулы к труду, увеличилась доля денежной оплаты их труда. В этих условиях в конце 1958г. по инициативе Н.С.Хрущева принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам. Дело в том, что до этого техника находилась в руках машинно-тракторных станций (МТС). Колхозы имели право покупать только грузовые автомобили. Такая система сложилась с конца 20-х годов и являлась следствием глубокого недоверия к крестьянству в целом, которому не позволено было владеть сельхозтехникой. За использование техники колхозы должны были расплачиваться с МТС натуроплатой.

Продажа техники колхозам положительно сказалась на сельскохозяйственном производстве далеко не сразу. Большая часть их оказалась не в состоянии сразу купить и выплачивала деньги в рассрочку. Это поначалу ухудшило финансовое положение значительной части колхозов и породило известное недовольство. Другим отрицательным последствием была фактическая потеря кадров механизаторов и ремонтников, до этого сосредоточенных в МТС. По закону они должны были перейти в колхозы, но это означало для многих из них понижение жизненного уровня, и они находили себе работу в районных центрах, городах. Отношение к технике ухудшилось, так как колхозы не имели, как правило, парков и укрытий для ее хранения в зимнее время, да и общий уровень технической культуры колхозников был еще низок.

Сказывались и традиционные недостатки в ценах на сельскохозяйственную продукцию, которые были чрезвычайно низки и не окупали затрат.

Но не обсуждалось главное - необходимость предоставления крестьянству свободы выбора форм хозяйствования. Господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находящейся под пристальной опекой партийно-государственных органов.

Но какое-то решение найти было нужно. Будучи с визитом в США в 1959г. Хрущев побывал на полях американского фермера, который выращивал гибридную кукурузу. Хрущев был буквально пленен ею. Он пришел к выводу, что поднять "мясную целину" можно, лишь решив проблему кормопроизводства, а та в свою очередь опирается в структуру посевных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу на силос. Там же, где кукуруза не растет, решительно заменять руководителей, которые "сами засохли и кукурузу сушат". Хрущев с большим рвением стал внедрять кукурузу в советское сельское хозяйство. Ее продвигали вплоть до Архангельской области. Это было надругательством не только над вековым опытом и традициями ведения крестьянского сельского хозяйства, но и над здравым смыслом. Вместе с тем покупка гибридных сортов кукурузы, попытка внедрения американской технологии ее возделывания в тех районах, где она могла дать полноценный рост, способствовали приращению зерна и корма для скота, действительно помогали справиться с проблемами сельского хозяйства.

На сельское хозяйство, как и прежде, давили стереотипы рапортомании, стремления аппаратных работников добиться значимых показателей любым, даже незаконным путем, без осознания негативных последствий.

Сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Увеличение денежных доходов населения в городах стало опережать рост аграрного производства. И вновь выход был, казалось, найден, но не в путях экономических, а в новых бесконечных реорганизационных перестановках. В 1961г. было реорганизовано Министерство сельского хозяйства СССР, превращенное в консультативный орган. Хрущев сам объезжал десятки областей, давая личные указания, как вести сельское хозяйство. Но все его усилия были тщетны. Желаемого рывка так и не произошло. У многих колхозников подрывалась вера в возможность изменений. Усиливался отток сельского населения в города; не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь. С 1959г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам, что выручало снабжение жителей маленьких городов. Затем гонению подверглись хозяйства и сельских жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что главное - общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются "спекулянты и тунеядцы", торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.

Однако чудо не наступило, и в 1962г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них в г. Новочеркасске подавили силой оружия. Были жертвы.

Были в стране и сильные, зажиточные хозяйства, возглавлявшиеся умелыми руководителями, умевшими ладить как с начальством, так и с подчиненными. Но они существовали скорее вопреки сложившейся ситуации. Трудности в аграрном секторе нарастали.

В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки, укрепления и развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению. Зато организаторы этого "обмена" получили новый, и, казалось, неиссякаемый источник личного обогащения.

Семилетний план развития народного хозяйства (1959-1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70 процентов рост составил лишь 15 процентов.

2.2 РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

социальный реформа политический аграрный

СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство, которое составило к началу 60-х годов 3/4 общего подъема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства вырос в 4-5 раз.

Предприятия группы "Б" (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10 процентов. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Выводы западных экономистов о неизбежном "затухании" темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались, как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки.

Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности - 40 процентов, в сельском хозяйстве - 75 процентов). Эти проблемы обсуждались на пленуме ЦК в 1955г., на котором был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.

Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек - Юрий Гагарин. Покорение космоса потребовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес. Верили, что недалеко то время, когда советские космонавты как радушные хозяева будут встречать в далеком космосе посланцев других стран, в том числе и США. Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества.

Впечатляющими для советских людей, для всего мира стали введение в эксплуатацию первого атомного ледокола "Ленин", открытие Института ядерных исследований. Безусловно, это были крупные события. Но ничего тогда не говорилось об опасностях, которые несет массовое освоение ядерной энергии, о необходимости строжайшего соблюдения технологической дисциплины, повышения уровня безопасности на ядерных объектах. Не узнал советский народ и об аварии в г. Кыштым близ Челябинска, в результате которой произошло заражение радиоактивными веществами территории ряда областей. Сотни людей облучились, свыше десяти тысяч сельских жителей были отселены из радиоактивной зоны, хотя десятки тысяч сельских жителей продолжали там жить еще долгие десятилетия.

В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - советы народного хозяйства. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики. Однако в характерном для административно-командной системы духе эта реформа преподносилась ее авторами как чудодейственный одномоментный акт, способный коренным образом изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным. Имевшиеся сомнения относительно реформы не высказывались, поскольку она исходила от самого Хрущева.

Следует сказать, что организация совнархозов дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятиях разных министерств. Высвободившиеся площади были использованы для производства новой продукции. Ускорился процесс технической реконструкции многих предприятий: за 1956-1960гг было введено в строй в три раза больше новых типов машин, агрегатов, приборов, чем в предыдущую пятилетку. Произошло существенное сокращение административно-управленческого персонала на производстве.

Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили мелочную опеку совнархозов. До предприятия, до рабочего места реформа не дошла, да и не могла дойти, так как не была даже сориентирована на это. Недовольны были и хозяйственные высшие руководители министерств в столице, которые теряли немалую часть своей, ставшей уже привычной власти. Но провинциальная бюрократия эти шаги Хрущева поддержала.

2.3 РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

К середине 50-х годов вопросы социального характера рассматриваются практически на каждом заседании Президиума ЦК КПСС.

Указом "Об отмене запрещения абортов" от 25 ноября 1955 года женщине вновь было разрешено сознательно решать вопрос о деторождение и материнстве. Так же опять разрешили браки с иностранцами, было позволено целевыми группами выезжать за границу. Самым важным было то, что работников открепили от предприятий, теперь рабочие и служащие получили право менять место работы по своему усмотрению, предупредив администрацию за две недели до ухода.

С одной стороны власти предоставляли права, а с другой пытались их ущемить. Закон "Об укреплении связи школы с жизнью", обязывал выпускников 11-летней школы перед поступлением в вуз заработать двухлетний трудовой стаж.

В этот период очень важно было решить жилищный вопрос, и он из бытового превратился в политический. Главным достижением социальной политики Хрущева явилось расширение жилищного строительство. 1957 г. стал началом массового переселения граждан из коммунальных квартир, бараков, сараев в отдельные квартиры со всеми удобствами. Новое жилье предоставлялось бесплатно. На предприятиях и по месту жительства организовывались очереди нуждающихся.

Так же очень важным шагом властей было повышение зарплат, именно благодаря этому люди получили возможность улучшить свое питание. Но улучшить жизнь по всем параметрам власть не имела возможности, поэтому были выбраны те отрасли социальной жизни, где положение было наихудшим. Именно из этой политики вытекает решение Хрущева по улучшению жилищных условий населения.

С 1958 г. государство прекратило выпуск внутренних займов и отсрочило на лет их погашение. Впоследствии решение об отсрочке данных создало немало проблем для советского высшего руководства.

Социальная политика 50-60-х годов имела уравнительную ориентацию. Увеличивались возможности рабочих и служащих в области получения образования и медицинской помощи, потреблении более ценных продуктов питания и предметов домашнего обихода.

Несмотря на многие запреты и ограничения, социальная политика Хрущева была направлена на рост благосостояния населения, то есть ориентирована на человека.

Правительство СССР пыталось поднять уровень жизни населения, развития промышленности и сельское хозяйство на более высокий уровень. Некоторые реформы были уместны, а некоторые неудачны. Эти неудачи можно объяснить тем, что правительство действовало при условиях "Холодной войны", т.е. это значило в короткие сроки догнать зарубежные станы по развитию. Но такая политика наносила непоправимый ущерб всему социально-экономическому развитию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1964 году завершилась политическая деятельность Н.С.Хрущёва, в течение десяти лет возглавлявшего Советский Союз. Его десятилетие реформ было очень трудным временем.

Причиной многих неудач Н.С.Хрущёва, действительно, была спешка и его взрывной характер. Однако во всех его делах всегда четко просматривалось стремление к тому, чтобы наша страна была первой. И она действительно была первой. Без Советского Союза отныне не решался ни один важный международный вопрос. Гегемония США была ликвидирована, и они вынуждены были считаться со взглядами СССР.

Цена побед советских людей была немалой. Мировое лидерство предъявило счёт, и этот счёт был немалый. Всё меньше средств оставалось в бюджете на улучшение жизни рядового советского человека. Естественно, это не вызывало восторга людей. Но всё же забота о нуждах проявлялась не на словах, а на деле. Советские люди лично убедились, что такая острейшая проблема как жилищная решается и решается ощутимо. В магазинах появлялось всё больше и больше промышленных товаров. Стремилось накормить людей сельское хозяйство. Однако трудности продолжали иметь место. На этих трудностях и сыграла оппозиция Н.С.Хрущёва. Он был лишён всех государственных и правительственных постов. Последние годы персональный пенсионер союзного значения Н.С.Хрущёв прожил в кругу своей семьи на загородной даче, практически в политической изоляции. Тяжело переживал свои ошибки и свою участь. Сумел написать свои мемуары, в которых попытался проанализировать и свою деятельность, и жизнь страны. Но издать их не удалось. Любые попытки выяснить генезис террористического режима сурово пресекались. Это почувствовал на себе и сам Хрущев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксютин Ю. Хрущевская "Оттепель" и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М., 2004

2. История Советского Союза. т.2, М., 1990

3. Пыжиков А. Хрущевская "оттепель". 1953-1964 гг. М., 2002

4. Шестаков В.А. Социально-экономическая политика советского государства в 50-е - середине 60-х годов. М., 2006

5. Опенкин Л. А. "Оттепель": как это было (1953-1955 гг.). М., 1991

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Альтернативы развития Советского Союза после смерти Сталина. Реформы и контрреформы Н.С. Хрущева в области сельского хозяйства, политической системы. Экономические преобразования в 1953-1964 гг. Недовольство политикой Н.С. Хрущева среди населения.

    презентация , добавлен 25.09.2013

    Факторы мирового масштаба, повлиявшие на механизм возникновения Великой Отечественной войны. Социально-экономическое развитие страны в 1945-1953 гг., ее общественно-политическая жизнь. Особенности контрнаступлений советских войск под Москвой и Курском.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2015

    Проведение историко-политологического анализа внутренней и внешней политики СССР 1953-1964 годов через призму феномена личности руководителя Советского Союза Никиты Сергеевича Хрущева. Определение положительных и негативных моментов хрущевской "оттепели".

    статья , добавлен 01.05.2010

    Конец эпохи сталинизма и приход СССР к дипломатии мирного сосуществования - внешнеполитический аспект жизни государства в период 1954-1964 гг. Борьба за власть: смещение Хрущевым своих соперников в 1953-1955 гг. Значение хрущевского десятилетия.

    реферат , добавлен 09.12.2009

    Лібералізація суспільно-політичного життя за часів Микити Хрущова. Етапи процесу десталінізації. Аналіз економічних реформ у промисловості, сільському господарстві та соціальній сфері. Характеристика наслідків реформ. Основні зміни у зовнішній політиці.

    презентация , добавлен 18.01.2013

    Экономические преобразования в СССР, проводимые Хрущевым в 1956-1964 г., их сущность и результаты. Выработка основной линии реформирования в промышленности и сельском хозяйстве. Реорганизация системы управления народным хозяйством Советского Союза.

    реферат , добавлен 31.07.2011

    Методы послевоенного восстановления экономики в Советском Союзе, влияние "холодной войны" на развитие. Новая волна репрессий в 1948-1953 гг. Экономическое истощение деревни, разрыв торгово-экономических связей с Западом. Альтернативы развития в 1953 г.

    презентация , добавлен 01.09.2011

    Развитие народного хозяйства во второй половине 40-х - начале 50-х гг. Итоги четвертой пятилетки. Трудности послевоенного восстановления экономики СССР. Увеличение масштабов жилищного и бытового строительства. Изменения в социальной сфере жизни общества.

    реферат , добавлен 24.09.2015

    Предпосылки и причины появления "оттепели" как эпохи правления Н.С. Хрущева после смети Сталина. Определение понятия "культ личности". Сущность и значение изменений в сфере культурной, научной и духовной жизни советского общества в 1954-1964 годах.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2012

    Экономическое состояние СССР после выхода Н.С. Хрущева на пенсию в 1964 году. Принятый мартовским пленумом курс на стабилизацию села и сельского хозяйства, его результаты и значение. Сущность реформы 1965 года, усиление централизованного управления.

Экономический курс в деревне. Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Их характер и направленность свидетельствовали о некотором изменении экономического курса. Перемены касались, прежде всего, сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Изменялась система планирования сельскохозяйственного производства. Отныне государство определяло лишь объем заготовок подлежащей сдаче продукции. Увеличивалось финансирование отраслей сельского хозяйства. Были упорядочены расчеты хозяйств с МТС: устанавливались твердые ставки по оплате услуг в зависимости от фактического урожая. Предпринимались шаги по улучшению технической оснащенности колхозов и совхозов. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин. в 1958 г. была проведена реорганизация МТС. Колхозы получили право покупать у МТС технику. На базе МТС создавались ремонтно-технические станции. Вся совокупность экономических мер позволила добиться определенных успехов в развитии аграрного производства. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пятью годами 34%. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы). После визита Н.С. Хрущева в США (1959 г.) всем хозяйствам по его настоянию рекомендовалось переходить к посеву кукурузы. Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.
Реформа управления промышленностью. Переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в области экономики. Восстанавливался принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашлю отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959-1965 гг.). Высокими тепами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство. Были сооружены и сданы в эксплуатацию тысячи крупных промышленных предприятий (например, Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий заводы). Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитее промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Но этого не произошло. Административные методы хозяйствования сохранялись. Более того, была нарушена единая техническая и технологическая политика внутри промышленных отраслей.
Социальная сфера. К концу 50-х годов произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн. человек против 190,7 млн. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. Размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. Во второй половине 50-х годов почт четвертая часть населения страви переселилась в новые квартиры. Хороший урожай зерна, полученный в 1956 г. на целине, вдохновил руководство на продолжение эксперимента. Попытки закрепить в качестве постоянных мер то, что задумывалось как временный выход из положения, имели плачевные последствия. Чрезмерная эксплуатация районов нового освоения привела к падению средней урожайности и удорожанию производимого на этих территориях зерна. Освоение целинных земель, превращенное из временной меры в постоянный источник получения около половины товарного хлеба, могло бы быть менее рискованным, если бы климатические условия там являлись более благоприятными, а хозяйство велось постоянным крестьянским населением на основе рационального севооборота. Все это в конечном счете привело к экологическому и экономическому кризису 1962-1963 гг.
Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами. Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися странами) Индией Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов. Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба. Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. В конце 50-х годов осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики. Возникли конфликты во взаимоотношениях с США. Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении "карантина" на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева. Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки. В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Н.С. Хрущевым. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформировать советское общество. Стремление руководства страны преодолеть сталинское наследие, обновить политические и социальные структуры удалось лишь отчасти. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. Ухудшение экономической ситуации вызвало недовольство политикой реформ и ее инициатором Н.С. Хрущевым. В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был освобожден от всех занимаемых постов и отправлен в отставку.

Для построения коммунизма предполагалось решить триединую задачу: в области экономической - построить материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально-политической - перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической - воспитать нового, всестороннего развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были, в основном, ограничены двадцатью годами.

В начале 60-х годов образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами. Социальные программы-обязательства сводились к следующему:

во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального и бесперебойного питания;

во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления;

в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждую семью отдельной благоустроенной квартирой;

в-четвертых, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве.

В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур, невиданной прежде, гонки вооружения.

СССР в 1953–1964 гг.

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. После непродолжительной борьбы за власть между его соратниками – Г.М. Маленковым, В.М. Молотовым, Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым – последнему удалось захватить лидерство и продержаться на первой роли до 1964 г. Часть историков условно разделяют время правления Н.С. Хрущева на два этапа: 1953–1957 гг. – время ревизии сталинского наследия и начало реформ, освобождение узников ГУЛАГа, либерализации внутренней и внешней политики; 1958–1964 гг. – поворот в политике Хрущева от реформаторства к волюнтаризму; в эти годы глава СССР утратил понимание народных нужд, ссорился с интеллигенцией, без видимой отдачи реорганизовывал бюрократические структуры. Сторонники другого подхода считают приведенную выше периодизацию чересчур условной и умозрительной, т. к. гонения на церковь и ввод советских войск в Венгрию (1956) произошли именно в период так называемой «оттепели». Поэтому они говорят не о двух периодах, а о двух тенденциях в политике Хрущева: либеральной и репрессивной.

Основное внимание в экономике Хрущев уделял сельскому хозяйству. В этой области был осуществлен ряд мер: увеличены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и снижены налоги; взят курс на освоение целинных и залежных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая (за 1954–1957 гг. было освоено 37 млн гектаров земли, что составляло 30 % всех обрабатываемых в СССР земель). С 1955 г. начинается массовое возделывание кукурузы, часто в непригодных для данной культуры местностях. Кроме того, в соответствии с лозунгом «Догнать и перегнать Америку!» по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения проводились «мясная кампания», борьба за «молочные рекорды» и т. п. По инициативе Хрущева были ликвидированы МТС и техника передана в собственность колхозам, однако отсутствие у них ремонтной базы приводило к быстрому износу тракторов и комбайнов. В 1955, 1957, 1960 гг. проводились кампании по слиянию мелких колхозов в крупные, параллельно шло сокращение личных приусадебных участков, которые воспринимались партийным руководством как частнособственнический пережиток.



Огромным производственным комплексом страны все труднее было управлять из Москвы. По инициативе Хрущева произошли изменения в области управления промышленностью: в мае 1957 г. были ликвидированы 10 отраслевых промышленных министерств, их функции передавались совнархозам, организованным по территориальному принципу. Реформой управления промышленности надеялись устранить отраслевую изолированность, эффективнее использовать местные ресурсы, улучшить управляемость производства. Но реформа вызвала серьезное недовольство среди министерских чиновников и внесла неразбериху в работу управленческого аппарата.

Ощутимый удар был нанесен по сталинскому наследию в социальной политике. Были отменены дисциплинарные законы 1938–1940 гг., повышена заработная плата на заводах, удвоился размер пенсий, была сокращена продолжительность рабочей недели. Широкое развитие получило жилищное строительство. С середины 50-х годов было построено жилья больше, чем за все предыдущие годы советской власти.



Выдающиеся достижения в освоении космоса, атомной и авиационной технике стали возможны в результате высокого уровня научных исследований, неразрывной их связи с производством. Экспонируются памятная медаль Макса Планка Союза германских физических обществ, диплом и медаль лауреата Нобелевской премии, врученные советскому ученому Л.Д. Ландау за исследования в области физики, а также Международный приз им. И.Сикорского, присужденный в 1961 г. авиаконструктору М.Л. Милю. В центре зала представлена модель ледокола «Ленин» с атомной установкой, предназначенного для проведения караванов судов в Арктическом бассейне.

Во второй половине 1953 года начались кардинальные преоб­разования в экономике страны.

Перемены касались прежде всего ус­коренного подъема сельского хозяй­ства с целью обеснечения населе­ния продовольствием и легкой про­мышленности - сырьем. Повыше­ние благосостояния народа объяв­лялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее решения ндчалась разработка новой аграрной политики, основы которой были ут­верждены на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК КПСС. Проведение эко­номических реформ связано с име­нем Н.С. Хрущева, ставшего в сен­тябре 1953 года первым секретарем ЦК КПСС.

Для усиления материальной за­интересованности колхозников и ра­бочих были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, значи- 1 тельно снижены нормы обязатель­ных поставок с личного подсобного хозяйства, наполовину уменьшен де­нежный налог, взимаемый с каждо­го колхозного двора. Изменилось со­циальное и правовое положение кол­хозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако крестьяне не получили права выбора форм хозяйствования.

С 1954 г. развернулась кам­пания по освоению целинных и залежных земель в Северном Ка­захстане. Сюда направили 500 тыс. добровольцев, 120тыс. тракторов, 10 тыс. комбайнов. Однако эта мера имела кратковременный успех.

С середины 50-х годов пред­принимались усилия для реше­ния жилищной проблемы. За 1956-1960гг. новоселье справили около 54 млн человек (четверть на­селения страны). Был принят закон о пенсиях, установивший один из са­мых низких в мире возрастной ценз. Отменялись все виды платы за обу­чение. Росла зарплата: в среднем на 3% в год. К концу 50-х годов по срав­нению с 1950 г. реальные доходы ра­бочих и служащих выросли на 60%, а колхозников - на 90%.

В 1957 г. Н.С. Хрущев пытается реформировать управление народным хозяйством. Вместо отраслевых ми­нистерств и ведомств были созданы совнархозы - территориальные уп­равления.

Многие экономические проблемы в те годы хрущевское руководство пыталось решать политическими ме­тодами, посредством административ­ных реформ и кампаний («кукурузная кампания», «мясная кампания» в Ря­зани, «молочные рекорды» и т.д.).

В начале 60-х годов возникли пе­ребои с мясом, молоком, хлебом, маслом. СССР был вынужден заку­пать продовольствие и корма за ру­бежом. Это было связано с недаль­новидной политикой в отношении се­лян (у деревенских жителей урезали | приусадебные участки, им запреща­лось иметь коров), а также с беско­нечными перестройками управления сельским хозяйством. Однако 10-лет­ний период хрущевского реформатор-; тва стал периодом наиболее замет­ного подъема в экономике страны, уровня жизни советских людей. В 1956-1958 гг. в среднем в год всту­пало в строй около 800 предприятий. В 1957 г. на воду был спущен атом­ный ледокол «Ленин». В рамках госу­дарственных программ решались проблемы освоения космоса, разви­тия электроники и другие.

Противоречивость и непоследо­вательность многих начинаний были обусловлены тем, что Хрущев сло­жился как партийный и государствен­ный деятель в условиях жесткой цен­трализации административно-коман­дного стиля руководства.

Тема урока: “СССР в 1953-1964гг.Политические и экономические реформы Н.С.Хрущёва”.

Цель урока : показать учащимся особенности и противоречивый характер экономических и социальных преобразований в СССР в рассматриваемый период; выяснить значимость и последствия проводимых реформ; продолжить развивать логическое и аналитическое мышление учащихся; формировать гражданскую позицию учащихся; воспитать уважение к отечественной истории.

Оборудование урока : учебная карта “СССР в 50-60 гг.”, атласы по истории Отечества 11-го класса,презентация, видеофильм «Хрущев.Оттепель.»(фрагмент)

Тип урока : изучение нового материала.

Формы и приемы учебной деятельности с учащимися : беседа с учащимися, сообщения учащихся, обсуждение проблемных вопросов.

Эпиграф урока: “Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие..."Н.С. Хрущев (из выступлений на ХХI съезде КПСС)

Ход урока .

Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

11 сентября 1971 г на 77 году жизни умер пенсионер всесоюзного значения Н.С. Хрущев. Через несколько лет на его могиле была поставлена стела, выполненная скульптором Э. Неизвестным (показ фотографии с надгробным памятником).

Работая над памятником, Э.Неизвестный говорил: “Покойный при жизни испортил мне несколько лет, теперь сделает это и после смерти, но заказ я выполню, я сам этого хочу. Он стоит того”. (Рис.3)

Проблемный вопрос урока: “Какие особенности в деятельности Н.С. Хрущева хотел передать автор надгробного памятника?”

Чтобы ответить на этот вопрос, сформировать свое представление о о личности Н.С.Хрущева о его роли в истории надо познакомится с основными направлениями его государственной деятельности.

Цель нашего сегодняшнего урока – знакомство с исторической личностью, основными направлениями его государственной деятельности, дать собственную оценку этой исторической личности

План урока

1.Необходимость смены курса

3.Реформы 50-60-х годов

а)политические реформы

б)экономические реформы

в)административные реформы

1.Необходимость смены курса

(работа учащихся с текстом параграфа стр.284-285)

-тяжелое положение в сельском хозяйстве,обнищание крестьян;

-напряженная обстановка в тюрьмах и лагерях;

-новые подходы требовались во внешней политике. (сложная международная обстановка в условиях «холодной войны», конфронтация со странами Западной Европы и США)

- надежды общества на прекращение репрессий

-недовольство национальных окраин ущемлением их прав и стремление к самостоятельности

2.Альтернативы развития страны после смерти И.Сталина

Необходимость реформ, необходимость смены сталинского курса понимало общество.Понимало это руководство страны.

Со смертью Сталина закончилась эпоха штурмового продвижения к экономическим и социальным вершинам. Но никакой народ не может постоянно приносить жизни одного поколения за другим в жертву даже самым важным задачам. Смерть вождя расколола общество на тех, кто его искренне оплакивал, для кого это стало настоящей трагедией. На тех, кто искренне обрадовался смерти тирана, только в лагерях и тюрьмах находилось 2,5 млн. человек. А у партийно-государственной элиты это вызвало своего рода вздох облегчения. Многие считали, что избежали репрессий. Возникла новая для страны ситуация. Впервые за 30 лет страна осталась без вождя. Надо заметить, что ярко выраженного лидера не было, т.к. выделиться, проявить способности, а уж тем более способности лидера, было просто не возможно. Любой политик, который входил в круг «приближённых», со смертью Сталина получил возможность стать тем самым лидером, тем более что в той или иной степени каждый имел своих сторонников и противников.

Важно было выбрать правильное направление, которое поддержало бы советское общество, которое после тяжелейшей войны, репрессий ждало перемен во всех сферах жизни.

Смерть Сталина вызвала неоднозначные чувства. Но все –скорбящие и ненавидившие, потрясенные и равнодушные –задавались одним вопросом КТО? (Кто станет преемником?)

СТАРЕЙШИЕ(дореволюционный партийный стаж, огромный опыт работы):

Каганович Лазарь Моисеевич- занимал пост Первого секретаря Московского комитета ВКПб),был народным комиссаром тяжелой промышленности. Троцкий о нем писал: «…имеет главные качества сталинской школы: решительность, ограниченность, хитрость.»

Молотов Вячеслав Михайлович- возглавлял СНК,был наркомом иностранных дел. Исполнителен, предан Сталину

Ворошилов Климент Ефремович- кадровый военный, занимал пост наркома обороны, но,по мнению коллег, в военных вопросах был не компетентен.

Берия Лаврентий Павлович-нарком внутренних дел, член Политбюро.Властолюбив, жесток, циничен, не связан идейными принципами

Булганин Николай Александрович- занимал посты министра обороны, председателя правительства.Пользовался репутацией мягкотелого и не вполне самостоятельного человека

Маленков Георгий Максимилианович- во время войны входил в круг ближайшего окружения Сталина. Образован, интеллигентен. Рассудителен, на роль вождя не претендовал.

Хрущев Никита Сергеевич- обладал незаурядными качествами: личным мужеством, стремлением к лидерству. Умением отстаивать свою точку зрения, жесток,эмоционален, непримирим к чужому мнению

Программа Л.П.Берии

1.Предлагал подвергнуть критике куль личности И.Сталина, признать частичную вину за репрессии.

2.Провел амнистию по уголовным и частично политическим делам(1184264чел)

3.По его инициативе пересмотрено «дело врачей»

4.Начал ликвидацию ГУЛага

5.Заморожены строительство объектов, требовавших огромных затрат

    Активность Берии вызывала настороженное отношение к его «нововведениям

    Для многих олицетворяет прежний репрессивный курс

    Его боялись

Сложился заговор, к которому были привлечены и военные (Г. Жуков)Инициировали «дело Берия», где предъявлены обвинения в шпионаже, предательстве и попытке свержения коммунистического строя

Декабрь 1953- приведён в исполнение смертный приговор

Учащиеся работают с текстом учебника (стр288)

Программа Маленкова

Отрицательное отношение к нему партаппарата

Отсутствие бойцовских качеств

Хрущев обвинил его в организации «ленинградского дела»

1.По его предложениию в 2 раза была снижена сумма сельхозналога

2.Ликвидировалась задолженность колхозов государству

3.Повышались закупочные цены на сельхозпродукцию

4.Разрешалось увеличение крестьянских приусадебных участков

5.Критиковал культ личности И.Сталина

6.Предлагал увеличить средства на развитие легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства

Почему победил Хрущев????? Беседа с учащимися.

Это был наиболее покладистый из всех членов бывшего сталинского окружения. Руководство страны считало его управляемым, послушным воле руководства. Это был тот самый Хрущев, который по приказу Сталина плясал гопака на заседаниях Политбюро, а все хохотали и хлопали ладошками в такт.

Опора на партаппарат. Решительность, предлагал быстрые перемены, а Маленков был сторонник эволюционного пути

Итак в сентябре 1953 года Хрущев стал во главе партии и государства

Сообщение учащегося «Исторический портрет Н.С.Хрущева»

Вопрос классу: Почему после смерти Сталина развернулась борьба за власть, что мешала единству в верхних эшелонах власти?

Дело в том, что каждый из них видел по-своему развитие СССР. Каждый предлагал свою программу развития страны.

3.Реформы 50-60-х годов

а)политические реформы

б)экономические реформы

в)административные реформы

Политические реформы

Результаты

положительные

отрицательные

1.Выступление с докладом на ХХсъезде КПСС(1956) с докладом « О преодолении культа личности и его последствий»

2Начало реабилитации жертв репрессий

3 1957 г. признаны необоснованными репрессии против некоторых народов

4.В 1961 году (ХХ11съезд КПСС) была принята новая Программа партии

Впервые сказано открыто о сталинских репрессиях

Доклад был прочитан на закрытых заседаниях съезда

В докладе не затрагивался вопрос о насильственной коллективицации,не ставилась под сомнение обоснованность репрессий против некоторых оппозиционеров

Пресекались попытки полностью пересмотреть политику Сталина

Экономические реформы

Результаты

положительные

отрицательные

1.Освоение целины в 1954гг

2.В 1959г(ХХ1съезд КПСС) была поставлена задача – догнать и перегнать США по производству сельскохозяйственной и промышленной продукции на душу населения

3.В 1958 году началась ликвидацияМТС

4.Укрупнение колхозов, преобразование некоторых колхозов в совхозы(с сер.50-х годов)с91т до 39т.

4.Переселение крестьян в агрогорода. Уменьшение личных

5.Увеличение посевов кукурузы за счет уменьшения посевов пшеницы и ржи(1955)

Объем сельхозпродукции увеличился на 34%

Солкращение аппарата управление, индустриализация колхозов

Экстенсивный путь развития с.х.

Земли Центральных районов остались без поддержки

Началась принудительная скупка государством скота у крестьян

Колхозы вынуждены были покупать технику у государства, что привело к росту их задолженности

Снижение производства сельхозпродукции.Подорвана заинтересованность крестьян в результатах своего труда

Административные реформы

Результаты

Положительные

Отрицательные

1.В 1957 году вместо министерств создавались Совнархозы

2. В 1962 для управления народным хозяйством создан ВСН

3.В 1962 году обкомы и райкомы партии разделились на промышленные и сельскохозяйственные

4.В 1962году создан Комитет партийно-государственного контроля

5.Укрупнение районов(1963)

6.Переход к Семилетнему планированию(1959-1965)

7.Совмещение Н.С.Хрущевым постов Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР

    сократились затраты на транспортировку сырья и комплектующих,

    Усилилась кооперация между предприятиями, расположенными на одной территории,

    укрепилась местная промышленность.

Ослабло влияние партии на принятие решений на высшем уровне

Борьба с коррупцией и злоупотреблениями властью

Сокращение аппарата управления

Усложнилась структура управления, возросло число чиновников

Отраслевая несбалансированность

Рост аппарата управления

1958 –попытка смещения Н.С.Хрущева

1962-события в Новочеркасске

1964 -Отставка Н.С.Хрущева

Не стоит забывать и о том, чтос именем Н.Хрущева связано:

    Развитие НТП

    Жилищное строительство

    Пенсии и паспорта для жителей деревни

    Первый в мире атомный ледокол(1959)

    Первая в мире АЭС

    Первая в мире водородная бомба(1953)

    Первый в мире искусственный спутник Земли(1957)

    Первый в мире полет человека в космос!1961)

    Сокращение рабочего дня до 7 часов

    Снижение пенсионного возраста

Подведение итогов урока. Ответ на проблемный вопрос

Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

Все время, схватывая нить

Судеб, событий.

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья. (Б. Пастернак

Смерть Сталина (5 марта 1953 г.) произошла в то время, когда возможности политической и экономической системы уже исчерпали себя, породив серьезные социально-экономические и политические трудности в обществе. Поэтому сталинские преемники должны были осуществить несколько взаимосвязанных задач, среди которых выделялись главные: обеспечение преемственности социально-политического курса, распределение важнейших партийно-государственных постов, осуществление некоторых реформ.

Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась продолжением борьбы за власть. Был сокращен состав Президиума ЦК. Г. Маленков получил пост Председателя Совета Министров и возглавил Секретариат ЦК. Его заместителями стали: Л. Берия, возглавлявший МВД, В. Молотов, занимавший пост министра иностранных дел. Н. Хрущев не имел никаких государственных должностей, занимая второе, а затем первое место в Секретариате ЦК. Наиболее реальным претендентом на власть был Берия, однако высшее руководство не могло допустить его усиления. Берия был обвинен в шпионаже в пользу мирового капитализма и расстрелян. Позиции Маленкова ослабились с падением Берии, с которым он был связан как организатор послевоенных репрессий. Хрущев, напротив, сумел укрепить своей авторитет: контролируя партийный аппарат, он начал расставлять на ведущие позиции своих сторонников. В начале 1955 г. Г.Маленков был снят с поста Председателя Совета Министров из-за обвинения в причастности к фабрикации «ленинградского дела», в слабом руководстве сельским хозяйством, др.

Политические реформы Н, Хрущева

После, отстранения Маленкова фактически главой государства становится Хрущев. XX съезд КПСС в феврале 1956 г. и выступление на нем Н. Хрущева с докладом о культе личности Сталина стали поворотным пунктом в истории, началом частичной десталинизации и демократизации жизни страны. В докладе приводились примеры беззаконий сталинского режима, которые связывались в основном лишь с деятельностью отдельных конкретных личностей, но о существовании тоталитарной системы вопрос не ставился. Это выступление укрепило авторитет Хрущева, что вызвало недовольство других партийных лидеров. В июне 1957 г. на Пленуме ЦК Ворошилов и Каганович попытались отстранить Хрущева от руководства. Но благодаря поддержке партийных лидеров представители оппозиции были осуждены коммунистами как «антипартийная группа». На том же Пленуме Хрущев добился введения в состав Президиума ЦК новых лиц, поддержавших его в трудный час, - Брежнева, Жукова, Игнатова и др.

Продолжая свою реформаторскую линию, Хрущев успел сделать радикальные шаги в перестройке правящей партии. На XXII съезде в октябре 1961 г. были внесены изменения в Устав КПСС, которые касались демократизации самой партии, условий приема в нее, расширения прав местных партийных организаций, расширения прав союзных республик. В 1957 г. восстанавливались права депортированных при Сталине народов, в конце 50-х гг. стали возникать различные формы общественного самоуправления и т.д.

Экономические реформы Н. Хрущева (50-е - середина 60-х гг.)

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом}" вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г. проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., разгон демонстрации студентов в 1958 г.). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.