Зависимость от компьютерных игр у взрослых симптомы. Компьютерные игры глазами психолога

В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами. Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны. Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни. А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

Диагноз или увлечение?

Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список. Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр. Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

По статистике, 12 из каждых 7000 человек зависимы от онлайн компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались, что чувствуют игровую зависимость.


Многие врачи настаивают на том, чтобы включить компьютерную зависимость в список серьезных заболевний

Самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. В 2005 году в Китае умерла от истощения девочка-подросток. Она несколько суток играла в World of Warcraft. Годом позже в Башкирии от эпилептического приступа, развившегося на почве многосуточной игры за компьютером, скончался 17-летний парень. Печальную статистику можно продолжать и дальше, ведь такие случаи в последнее время происходят все чаще.

Не секрет, что переигравшие в кровавые «стрелялки» школьники могут устраивать побоища и в реальной жизни. Расстрелы и резню эпизодически устраивают американские и японские школьники.


Увлечение компьютерными играми само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:

  • Он стал меньше общаться на отвлеченные темы . Все разговоры - вокруг любимой игры.
  • Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.
  • Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.
  • Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение – от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.
  • Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.
  • Ребенок перестал следить за собой - без напоминания он может забыть умыться, почистить зубы, переодеться.
  • У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.
  • У вашего чада «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.

Если вы в этом списке обнаружили хотя бы три совпадения, это повод принять срочные меры. В интернете сейчас существуют специальные тесты, позволяющие после заполнения анкеты понять, насколько велик риск развития компьютерной зависимости. Они во многом субъективны, и не позволяют провести стопроцентную диагностику, но общее представление о проблеме составить помогут.


Если при разлучении с гаджетом ребенок закатывает истерики - это явный признак компьютерной зависимости

Причины

За компьютером любят посидеть почти все дети. Но почему у одних развивается зависимость, а у других- нет? Почему одним детям легко провести коррекцию поведения, а другим – трудно? Все дело в личных особенностях вашего отпрыска – в его темпераменте, уровне самооценки, типе организации нервной системы.

Если подросток не уверен в себе, у него мало общения вне дома – с огромной долей вероятности он может стать зависимым от онлайн-общения. Там он найдет то, чего ему недостает в жизни.

Дети с высоким уровнем тревожности, страхами часто «подсаживаются» на героические компьютерные эпосы. Им нравится идентифицировать себя как всемогущего персонажа игры, который одной левой убивает полчища монстров. В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.

Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». Детская психика более лабильна, их легче увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого, страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с такой же проблемой.

Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.


Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

  • Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни ребенка.
  • Дети - холерики и дети - меланхолики. Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.
  • Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие- скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
  • Дети, не приученные беречь время. Если малыша с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.
  • Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.


Если не уделять ребенку достаточно внимания, у него вероятно развитие компьютерной зависимости

Последствия

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: гастрит , нарушение осанки, геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость, дисплейный синдром.

Помощь

Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.


Разговор - первый шаг для избавления от компьютерной зависимости у малыша

Воспитательная беседа

Отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».

Проведите вечер вместе с отпрыском в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.


Скандалы и ругань - ваши главные враги в борьбе с зависимостью

Психоанализ

Сегодня это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат будет положительным. Главное условие- родители должны быть готовы внести перемены в свой собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную стадию.


Гипноз

Лечить компьютерную зависимость при помощи гипноза психотерапевты начали около десяти лет назад. Опыт наработан достаточный. Гипнолог вводит ребенка в транс (с согласия родителей) и аккуратно дает ему психо-установки на безразличие к компьютерным играм и общению в Интернете. Примерно так кодируют алкоголиков.

Однако не стоит думать, что гипноз – это панацея. Во-первых, не все люди поддаются гипнозу, а во-вторых, симптомы зависимости могут исчезнуть, но вот их скрытые причины останутся. И тогда ребенок, из жизни которого ушли компьютерные игры, начнет заполнять пустоты чем-то другим. Не факт, что чем-то хорошим и полезным. На смену компьютерной зависимости могут прийти другие патологические состояния – от воровства до наркотиков.


Гипноз оказывается эффективен не во всех случаях

Медикаменты

Нередко для избавления от компьютерной зависимости (особенно на «запущенных» стадиях) используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускаются строго по рецепту, назначает врач. Обычно, это происходит в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты , седативные препараты.

Надо сразу сказать, что одними таблетками и уколами от компьютерной зависимости избавиться нельзя, поскольку они лечат опять же последствия, а не причину. Как ни крути, а без психологической помощи и реабилитации здесь не обойтись. Да и употребление психотропных препаратов никогда еще не приносило большой пользы детскому организму.

  • Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
  • Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
  • Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
  • Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы - команда».


Дарите своему ребенку яркие впечатления и незабываемые моменты!

  • Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
  • Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
  • Обозначьте ребенку круг его обязанностей . Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
  • Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
  • Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
  • Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.


Врага нужно знать в лицо

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в «World of Tanks ».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов кожа - это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать») . Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Я видела взрослых мужчин, которые большую часть своих доходов «вкладывают» в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.


Если у ребенка интернет-зависимость, начеку нужно быть каждый день. Мошенники, педофилы, извращенцы всех мастей в последнее время подстерегают детей не в подворотне у дома, а в Интернете. Посмотрите, в каких группах в социальных сетях состоит ваш ребенок. Не попал ли он в так называемую группу смерти? Это сообщества, где подростков готовят к совершению суицида. Нет ли среди его контактов незнакомых вам взрослых людей?

Было бы несправедливо все без исключения компьютерные игры записать во вредоносные. Безусловно, есть обучающие игры, развивающие логику, мышление, память.

Так, мой старший сын в свое время изучал английский алфавит. Ему в этом помогал Винни-Пух из игры с пометкой 3+. Когда я заметила, что сынок в 3 классе вместо уроков сосредоточенно уничтожает из дробовика очередную партию окровавленных зомби в «Left 4 Dead», а на вопрос, куда пойдем в выходной, отвечал: «А можно я дома останусь?», вопрос был поставлен ребром – или сейчас, или никогда. Сын к тому моменту, к слову, весил под 70 кило, страдал ожирением первой стадии, и ни в какие секции ходить не хотел в принципе. Стоило отвернуться, как он хватал свою тарелку с ужином и шел есть за компьютер. В качестве подарка к праздникам просил новую игру или очередной диск с продолжением игры…

Так я привела его в кадетскую школу, где он надел военную форму, научился бегать и подтягиваться, прыгать с парашютом и разбирать автомат Калашникова. Поначалу, капризничал, конечно, неимоверно, страдал и сетовал. Когда в пятом классе он заявил, что будет военным, мы почти и не удивились. Сейчас ему 17. Он с отличием заканчивает Ставропольское президентское кадетское училище. Изучает три иностранных языка. Этим летом намерен поступать в высшее военное училище. Его мечта - стать разведчиком.

Ровесников, которые свободное время проводят за компьютерными играми, называет не очень печатным словом и удивляется, как он сам мог столько времени сидеть за компьютером. Сейчас я благодарна судьбе, что смогла вовремя разглядеть симптомы начала зависимости, и быстро ее блокировать. Сейчас приглядываюсь к среднему сынишке. Пока о зависимости речи не идет, но я всегда наготове.


Вовремя распознав зависимость от виртуальных игр у ребенка, можно спасти его будущее

Другие крайности

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу - оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.


Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок . Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.

Прыщи у мальчиков

  • Компьютерная зависимость
  • Компьютерные игры давно выросли из статуса развлечений для детей. Прогрессирующими темпами растет зависимость от компьютерных игр у взрослых.

    Зависимость от компьютерных игр у взрослых имеет . Если виртуальщика оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, начинает испытывать абстинентный синдром. Зависимость от игр часто вызывает различные психические расстройства: сна, внимания, .

    Болезни, к которым приводит зависимость от компьютерных игр

    Выводы экспертов не утешительны. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. К каким же болезням и патологическим состояниям может привести игромания?

    Тендинит

    Головные боли, мигрени

    мигрень у зависимых от компьютерных игр людей является следствием . Концентрация внимания, необходимая для прохождения компьютерной игры, заставляет людей часами сидеть без движения со статически-напряженными мышцами шеи и позвоночника.

    Приступы мигрени могут вызвать сильную боль в течение нескольких часов до нескольких дней, а в тяжелых случаях могут сопровождаться тошнотой, рвотой, болезненной чувствительностью к свету и звуку.

    Летальный исход

    Не хотелось бы вас пугать, но зависимость от компьютерных игр у взрослых может привести к смерти. Прецеденты имеются. Почему именно взрослые люди? Да потому что ребенка можно оттащить от компьютера или игровой консоли, заставить его делать уроки, заняться физическими упражнениями. А кто может помешать взрослому человеку днями находиться в виртуальном мире?

    В 2007-м году в одном из интернет-кафе города Тэгу (Южная Корея) 28-летний мужчина потерял сознание после 72 часов непрерывной игры в "Starcraft". В течении этого времени пострадавший не спал и почти ничего не ел. Прибывшие на место происшествия врачи констатировали смерть от сердечной недостаточности вследствие истощения. И это далеко не единичный случай, когда зависимость от компьютерных игр у взрослых стала причиной смерти.

    Дмитрий Белов

    Встречается зависимость от виртуального общения или характерные для взрослых виды зависимости: покупки в интернете, аукционы, онлайн-казино, изучение информационных страниц, просмотр фильмов. Все это не меньше, чем игры уводит людей из реальности в виртуальный мир. Развивается компьютерная зависимость в 58 % случаев за год, в 25 % – в течение полугода, в 17 % – после года активного пользования компьютером.

    Компьютерная зависимость – навязчивая потребность в использовании компьютера и интернета, сопровождающаяся социальной дезадаптацией личности и психологическими симптомами. Зависимая личность отличается неадекватным восприятием себя и окружающего мира.

    Американский психиатр Айвен Голдберг ввел понятие «интернет-зависимость», но больше предпочитал использовать другой термин – «патологическое использование компьютера». Это более широкий термин, он применяется до сих пор. Под это понятие попадают все возможные ситуации использования компьютера, а не только или онлайн-игры.

    Выделяют три стадии развития компьютерной зависимости:

    1. Знакомство с интернетом и заинтересованность его возможностями. Их применение относительно своей жизни.
    2. Постепенное вытеснение компьютером основных сфер жизни: работа в сети (даже на играх некоторые люди умеют зарабатывать), покупка и продажа вещей, заказ еды, виртуальные экскурсии и т. д.
    3. Почти полный или полный уход от реальности в мир интернета и компьютера.

    Вне зависимости от выраженных признаков зависимости или особенностей поведения личности, принято ориентироваться на потери в реальной жизни, а не на время, проведенное за компьютером. А потери обычно возникают в сфере семейных отношений, повседневных обязанностей, сна и отдыха, занятий спортом, общения и прогулок с друзьями, чтения печатных изданий, хобби, половой жизни.

    Риски

    Игровая или компьютерная зависимость у взрослых грозит , в том числе разводами. Часто возникают финансовые проблемы типа неразумного расходования средств на компьютер и интернет (апгрейд компьютера и плата за услуги интернета), на почве взятия кредитов и залезания в долги (особенно актуально для игр в казино).

    Потеря доступа в интернет или неудача в игре способна вызвать у личности состояние , влекущее за собой нервные срывы и эмоциональные расстройства. Известны случаи смерти из-за хронического недосыпания.

    В ходе реального общения и социального взаимодействия человек усваивает и , получает опыт и знания. При компьютерной зависимости и сопутствующей ей социальной изоляции личность утрачивает способность взаимодействовать с людьми. Человек может общаться и самоутверждаться в кругу себе подобных аддиктов, но в других отношениях он становится несостоятелен. Для него пропадают такие категории, как рефлексия, самоидентификация, утрачивается умение ставить себя на место других людей и представлять, как самого индивида видят окружающие.

    У тех людей, чья профессия связана с работой за компьютером (программирование, написание статей, создание видео и фото и т. д.), зависимость граничит с трудоголизмом, то есть одна зависимость переходит в другую и наоборот. Не обязательно только играть за компьютером, чтобы оказаться оторванным от реальности. Относительно последствий для здоровья все виды компьютерной зависимости одинаково вредны.

    Особенности компьютерных игр

    Большая часть игр построена так, что человек смотрит на виртуальное пространство глазами героя, то есть происходит максимальная идентификация с персонажем. Именно это вхождение в роль и обуславливает потерю связи с реальностью и со своим истинным «Я». Постепенно развивается конфликт между Я-виртуальным и Я-реальным.

    Признаки зависимости

    К признакам патологического использования компьютера у взрослых относится:

    • хорошее самочувствие или эйфория во время, проведенное за компьютером;
    • невозможность или нежелание остановить работу или общение в интернете (в реальном мире нет ничего интереснее, ценнее или важнее);
    • систематическое увеличение времени, проводимого за компьютером (рост толерантности), невозможность планирования сеанса за компьютером, соответственно, и других элементов жизни;
    • неудачные попытки или нереализованное желание контролировать времяпрепровождение за компьютером;
    • много времени уходит не только на саму работу или игру, но и на деятельность, связанную с компьютером (поиск программ и браузеров в интернете, увеличение мощности компьютера, распределение информации по папкам, общение на тематических форумах);
    • пренебрежение семьей, друзьями и работой;
    • , чувство опустошенности и вне работы за компьютером;
    • ложь или утаивание реальной деятельности (активности за компьютером);
    • игнорирование физиологических потребностей, пропуск пищи или нерегулярное питание;
    • нарушения сна;
    • пренебрежение личной гигиеной;
    • пользование компьютером, несмотря на выраженное ухудшение здоровья, проблемы в семье или профессиональной сфере, уход близких людей.

    Кроме того, об интернет-зависимости намекнут:

    • тяга ежеминутно проверять электронную почту или страницу в сети, профиль в игре;
    • тревожное ожидание нового выхода в интернет, который случается, например, сразу после работы и на фоне игнорирования бытовых обязанностей личности и физических потребностей;
    • жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в интернете;
    • жалобы окружающих (членов семьи) на то, что человек тратит много финансов на интернет (многие современные игры требуют вложений).

    Среди физиологических симптомов отмечается сухость и покраснение глаз, ухудшение зрения, спазмы и боли в мышцах, проблемы с суставами, головные боли, боли в спине.

    Диагностическими критериями выступают два признака: использование компьютера вызывает дистресс; причиняет ущерб физическому, психологическому, семейному, экономическому, социальному и межличностному .

    О том, что речь идет именно о проблеме зависимости, свидетельствует также синдром отмены, который наблюдается от пары дней до месяца после того, как индивид прекратил «общение» с компьютером. К проявлениям синдрома отмены относится:

    • психомоторное возбуждение и тревога;
    • навязчивые мысли о том, что произошло за это время в интернете;
    • имитирующие активность за компьютером движения пальцев (произвольные или непроизвольные);
    • фантазии на тему того, что происходит в интернете или что ждет человека, когда он вернется.

    Симптомы пропадают, как только человек возвращается к прежней компьютерной деятельности.

    Личностные особенности зависимых

    До сих пор не установлено точно, что первично: личностные особенности или компьютерная зависимость, то есть открыт вопрос о том, компьютер вызывает следующие личностные изменения или эти особенности являются предпосылками развития компьютерной зависимости:

    • упорство и настойчивость в достижении целей;
    • высокий ;
    • пренебрежение социальными нормами;
    • развитое абстрактное и творческое и склонность к ;
    • нацеленность на процесс деятельности, а не на результат;
    • холодность и неэмоциональность в общении;
    • недостаток эмпатии;
    • конфликтность;
    • недостаток ответственности.

    Следует отметить, что данные черты рассматриваются не только в контексте игровой или сетевой зависимости, но и в условиях зависимости от компьютера ради самореализации, саморазвития. Если предположить, что эти черты первичны, то не удивительно, что возникает компьютерная зависимость – в реальной жизни личности сложно полноценно социализироваться с таким весьма противоречивым набором. Тогда человек находит работу в сети, друзей в сети, курсы образования в сети и т. д.

    Часто развитию зависимости предшествует открытая индивидом возможность и способность регулярно пополнять знания и осваивать новые , что служит источником самоуважения. Вместе с этим происходит неожиданное осознание личностью собственного интеллектуального потенциала, новых интересов и скрытых способностей или забытых талантов.

    Причины зависимости

    Можно выделить несколько предпосылок патологического использования компьютера:

    • низкая , склонность к депрессии;
    • неумение самостоятельно планировать свободное время и жизнь;
    • зависимость от мнения окружающих;
    • чувство незащищенности, и непонятности;
    • тяготы работы, учебы, семьи, то есть неудовлетворенность своей жизнью;
    • поиск новых ощущений и чувств, чего-то нового;
    • стремление получить поддержку, быть понятым и принятым, возможность выговориться, желание освободиться от реальных неприятностей;
    • желание выделить из толпы и повысить свои навыки пользования компьютером, стать «гуру» в мире технологий и интернета.

    Как бороться

    Какой бы деятельностью не занимался человек за компьютером, если мы говорим о зависимости, то цель подобной активности одна – уход от реальности, создание иллюзии безопасности и защищенности, восстановления равновесия и внутренней гармонии. Чем больше человек погрязает в компьютерном мире, тем слабее становятся его возможности к волевой регуляции.

    Таким образом, избавление от компьютерной зависимости предполагает комплексную работу, начинающуюся с определения конкретных причин ухода от реальности. Проблемы эти индивидуальны, но всех зависимых объединяет слабая способность к адаптации, нарушенная , стремление избегать решений и уходить от проблем, низкая .

    Чтобы справиться с проблемой, нужно удалять корни компьютерной зависимости:

    1. Устранить дискомфорт, испытываемый личностью в повседневной жизни, то есть повышать устойчивость к и стрессоустойчивость.
    2. Работать над повышением ответственности и решительности. Как правило, зависимые от компьютера люди наделены повышенной чувствительностью к жизненным трудностям, не умеют противостоять ударам судьбы, отрицают собственную значимость в развитии жизни.
    3. Добиваться изменения психического состояния и настроения с негативного на позитивное. То есть находить интересные для личности занятия в реальном мире и формировать .
    4. Прорабатывать преодоления .

    Самостоятельно справиться с проблемой зависимости невозможно – сам больной обладает измененным сознанием, окружающие редко имеют соответствующие компетенции. Для определения истинных причин стремления уйти от реальности и их проработки рекомендую обратиться на личную консультацию к психологу.

    Профилактика

    Цель профилактики – помочь человеку осознать ответственность за собственное здоровье и жизнь, сделать личность информированной в вопросах принятия решений и их последствий, а также в вопросах риска компьютерного мира. Предотвратить компьютерную зависимость проще, это по силам каждому человеку. Профилактика игровой и компьютерной зависимости предполагает:

    1. Формирование медиакультуры и выработка устойчивости личности к агрессивному влиянию компьютерной среды (подробнее об этом в статье ).
    2. Для оттачивания практических умений и навыков подойдут на повышение психологической устойчивости, снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе, коррекцию самооценки, преодоление трудных жизненных ситуаций.
    3. Самореализация и удовлетворение в реальном мире, уважение себя как , следование своим интересам.
    4. Умение выражать и регулировать свои эмоции, снимать напряжение.
    5. Повышение навыков самоорганизации. Начните с малого – составление плана на день и следование ему.
    6. Умение отдыхать и вовремя выключать компьютер. Сначала компьютер становится средством в достижении цели, но постепенно он сам становится целью. Установите свой лимит дневного пребывания за компьютером, переведите его во что-то значимое именно для вас. Если работа связана с компьютером, то обозначьте дневной заработок, которого будет достаточно. Если увлекаетесь сетями и играми, то переведите это в тот ущерб, который они наносят – вы пропустили ужин с семьей, не успеваете прочитать книгу. На стадии профилактики еще можно цепляться за это, на этапе зависимости никакие «переводы» не помогут.

    Главное правило профилактики игровой и компьютерной зависимости – жить той жизнью, которой хотите вы сами. Безусловно, есть общепринятые социальные нормы, которые нужно соблюдать. Но там, где у вас есть право выбора и голоса (работа, отношения, хобби, самореализация), нужно им пользоваться.

    Ну и, конечно, важно . От самих себя люди бегут гораздо чаще, чем от реальности. Собственно, и реальность потому складывается не так, как хотелось бы – нет любви к себе и понимания самого себя.

    «Компьютерных наркоманов» условно подразделяют на две категории: интернет-зависимых (сетеголиков) и игрозависимых (кибераддиктивных). Сетеголики проводят в Интернете более 12-14 часов в сутки, непрерывно штудируя онлайн-пространство, постоянно переписываясь, скачивая музыку и видео, просматривая новости, статьи и почту.

    Кибераддиктивные люди могут «подсесть» на ролевые (характеризующихся тотальным отрешением от реальности) и неролевые игры. Последние построены на завоевании чемпионства, наборе очков, прохождении максимального количества уровней и т.д.

    Ученые, признающие зависимость от компьютерных игр, определяют ее как форму психологического влечения, проявляющуюся в навязчивых состояниях, вызываемых компьютерными и видеоиграми.

    Игра «Battlefield 3»

    Считается, что активные и опасные формы игровая зависимость приобрела за последние 10-15 лет, после появления качественных 3D-шутеров и сетевых игр, типа MMORPG. С этим утверждением можно не согласиться, если вспомнить, сколько часов проводили, например, за игрой «Тетрис» взрослые и дети. Правда, тогда не доходило до серьезных последствий.

    Вычислить киберзависимого человека очень просто - неконтролируемые эмоции и внешние признаки выдают игромана с головой. Например, увлеченный играми человек очень болезненно реагирует на внешние попытки оторвать его от компьютера, вплоть до резких и грубых высказываний и агрессии. При этом, находясь за игрой он испытывает положительные эмоции, пренебрегая общением, личной гигиеной и распорядком дня. Запущенные формы зависимости ведут к возникновению проблем с учебой и работой. В редкие часы общения, кибераддиктивный говорит в основном об играх и компьютерах (приставках). С течением времени у игромана появляются физические отклонения: лишний вес в силу малоподвижности, проблемы со зрением, спиной, ухудшение мозговой активности.

    Некоторые эксперты настаивают на уравнивании игровой, алкогольной и наркотической зависимости из-за схожести психологического механизма их формирования. Для подтверждения теории ученые регулярно проводят эксперименты над «игроманами», которые ставят целью доказать существование игровой зависимости.

    Доктор Дуглас А. Джентайл (Douglas A. Gentile), автор книги «Жестокие видеоигры, их влияние на детей и подростков: теория, исследования и государственная политика», провел масштабное исследование. При содействии Американской ассоциации педиатров были обследованы 3 тыс. детей. У каждого десятого ребенка была выявлена игровая зависимость в той или иной степени. Они легко определяются среди сверстников из-за частых депрессий, усиливающейся социофобии и беспокойного состояния, а также снижения успеваемости. После курса реабилитации эти параметры снижались до средних значений. Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр выразила сомнения в объективности исследования и не признала его результатов.

    Врачи-неврологи отмечают возникновение слабоумия и расстройства памяти у фанатов компьютерных игр. Современные «стрелялки» вызывают повышенную возбудимость нервной системы, что ведет к нарушению сна и постоянному напряжению. Человеку становится труднее переключать внимание и «выныривать» из водоворота непрерывного игрового процесса.

    Психиатр Джеральд Блок (Jerald Block) считает, что увлеченность компьютерными играми превосходит интернет-зависимость, а его коллега Стив Пол (Steve Paul) сравнивает два часа игры с принятием дозы кокаина. Они указывают на то, что «игроман» постепенно десоциализируется, перестает общаться, разрывает связи с друзьями, начинает питаться фаст-фудом и запускает учебу. У него развивается немотивированная агрессия, склонность к насилию, пренебрежение нормами морали и этики, взаимопомощи. Подобные голословные заявления вызывают негодование в геймерских кругах, ввиду недоказанности и поспешности.

    Российский психолог М. С. Иванов выделил четыре этапа формирования зависимости от компьютерных игр. На начальном этапе происходит адаптация к условиям игры, принятие «роли» персонажа и отведение на игру определенного времени. После легкой заинтересованности происходит быстрый и резкий переход в стадию сильного увлечения игрой, увеличение количества затрачиваемого на игру времени, отказ либо непринятие установок, ограничивающих процесс. За увлечением наступает зависимость, для которой характерно продолжительное воздействие на психику геймера. Постепенно агрессивная зависимость идет на спад, сменяясь привязанностью к игровому процессу в целом и автоматическому выполнению определенных действий (прокачке персонажа, прохождении уровней и т.д.).

    Уровни игровой зависимости

    Определяющим признаком игромана выступает невозможность безболезненного отказа от игры, даже при осознании вредности данного фактора для личной жизни, умственного уровня и иных хобби. Наибольшую опасность представляют ролевые игры, построенные на отождествлении игрока с компьютерным персонажем, его «оживлении» и придании ему индивидуальных черт. В этом отношении безликие гонки, например, считаются гораздо более безопасными.

    Аргументы противников существования патологической игровой зависимости просты - ее нет и быть не может, как не может стать зависимостью хобби или увлечение. Каждый волен уделять своему хобби столько времени, сколько хочет. Доведение до убийства или самоубийства - результат глубоких психологических травм, истоки которых далеки от шутеров и MMORPG. Игры - отличный способ расслабиться, пообщаться и найти новых единомышленников в Сети. Погружаясь в игровой процесс, можно ненадолго отрешиться от забот и отвлечься от проблем. Геймеру предоставляется возможность раскрыть свой потенциал и поднять уровень самооценки, например, побеждая виртуальных противников или выигрывая в компьютерных соревнованиях.

    Игрокам вторят производители игр. Они считают, что родители, родственники потерпевших и общественность пытаются переложить вину за конкретное преступление или причинение ущерба на разработчиков игр. При этом миллионы пользователей продолжают проходить уровни и «прокачивать» виртуальных персонажей, не нанося вреда себе и окружающим. И, наконец, главный аргумент защитников игр - Международный классификатор болезней (издаваемый Всемирной организацией здравоохранения) не содержит такого заболевания как «компьютерная игровая зависимость».

    Несмотря на непринятие некоторыми учеными зависимости от компьютерных игр и отрицание ее существования самими игроками, уже накопился внушительный список реальных жертв «виртуального пространства».

    В 2004 году игра GTA: Vice City находилась на пике популярности. Двое братьев из Денвера (США), 16-ти и 13-ти лет, были ее большими поклонниками, поочередно играя дни и ночи напролет. Однажды ребята вооружились двумя винтовками и начали обстреливать проезжающие машины, а затем и людей. В ходе стрельбы один мужчина был убит, а одна женщина ранена.

    Сентябрь 2007 года. Во время московской встречи членов клана InquisitorS и Dragon Hunters сетевой игры Lineage II, 25-летний гражданин Украины до смерти избил одного из «инквизиторов». Сам он принадлежал к враждебному клану RedSquad и нередко вступал в перепалки на форумах и во время игры с одним из игроков. У игромана-убийцы была семья, на тот момент его дочери было два года.

    В ноябре 2007 года 13-летний вьетнамец задушил 81-летнюю старушку и похитил у нее 6 долларов. Этой суммы было достаточно, чтобы продлить пребывание в онлайн-игре. За год до этого 15-летний юноша вымогал для тех же целей 300 долларов у местного бизнесмена. В случае отказа он обещал плеснуть младшей дочке предпринимателя кислотой в лицо.

    Май 2008 года. Трагедия в Новосибирске. 14-летний поклонник игры Counter-Strike убил своего оппонента по игре, 17-летнего школьника, прямо за компьютерным клубом, в котором игроки вступали друг с другом в виртуальные перестрелки. Проявившаяся ярость и жесткость в выборе метода убийства никак не вязались в сознании следователей с хилым телосложением убийцы.

    В апреле 2010 года 14-летний подросток из г. Туапсе (Краснодарский край) убил кувалдой спящего отца, а затем разбудил мать и, угрожая расправой, потребовал вернуть спрятанную клавиатуру. После получения заветного девайса, мальчик спокойно вернулся к неоконченному квесту в игре «Готика» (Gothic). Первым его вопросом при задержании был: «А есть ли в тюрьме компьютер?».

    Игра «Готика»

    В июле 2012 года 18-летний юноша из Тайваня заперся в отдельной комнате местного интернет-кафе и намеревался провести за игрой Diablo III все выходные. Он играл почти 40 часов, не прерываясь на сон и еду. Администрация вспомнила про парня лишь воскресным утром. Он спал на столе, а проснувшись сделал несколько шагов и упал без сознания. Смерть наступила от тромба, вызванного застоем крови.

    Эти и десятки им подобных случаев позволяют сторонникам теории игровой зависимости однозначно удостовериться в ее реальности и опасности не только для геймера, но и окружающих.

    Одним из самых громких процессов стал коллективный иск родственников погибших во время «бойни в Колумбайн». 20 апреля 1999 года двое друзей, Эрик Дэвид Харрис (Eric David Harris) и Дилан Беннет Клиболд (Dylan Bennet Klebold), устроили теракт в школе «Колумбайн», убив 13 и ранив 24 человека. После этого они покончили с собой.

    Эрик Дэвид Харрис и Дилан Беннет Клиболд

    Родители погибших учеников, решив, что с родни убийц и администрации школы не удастся получить солидной компенсации, обратились в суд с иском против 9 компаний-разработчиков игр. При этом они не потребовали компенсации, к примеру, от группы «Rammstein» или Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson), чьи диски старшеклассники обожали слушать. Иск был отклонен.

    У зависимости от компьютерных игр (кибераддикции) и приверженности, например, к рулетке, покеру и другим азартным играм (лудомании) имеются схожие корни. Подчинение человека игровому процессу происходит за счет активной стимуляции центра удовольствий. Нежелание оторваться от компьютера/игрового автомата блокирует нервные центры, отвечающие за удовлетворение естественных потребностей. Принудительное ограничение игрового времени вызывает у зависимых ломку, схожую с испытываемой наркоманами.

    Несмотря на «неверие» игровых корпораций и нежелание игрозависимых признавать свой недуг, в некоторых странах уже действуют реабилитационные центры и методики по его преодолению. Так, в Южной Корее игрозависимыми считаются 2 млн. чел. Местные провайдеры применяют действенный способ - они постепенно снижают скорость доступа в Интернет тем пользователям, которые играют в MMORPG дольше определенного времени. В Китае с 2007 года действует реабилитационный лагерь для подростков, которые слишком много времени уделяют онлайн-играм.

    Китайские геймеры на реабилитации

    Прежде всего, следует определить причины, толкающие геймера на погружение в виртуальный мир. Среди основных - неудовлетворенность личной жизнью, работой, учебой, семьей, бытовые и финансовые трудности, психологические травмы и др. Дети и подростки острее переживают проблемные ситуации, им кажется, что проще «заменить» действительность придуманной картинкой и уделять ей максимум времени. Их психика более подвержена необратимым изменениям, вызывающим проявления агрессии и жестокости. Резкая критика, ругань и лишение компьютера или игровой приставки вызовут лишь негативное отрицательное отношение со стороны зависимого. Для начала следует посмотреть, в каких компьютерных баталиях предпочитает участвовать человек.

    Гонки, логические игры, короткие стратегии на прохождение считаются менее опасными для психики и реже вызывают кибераддикцию. Если же геймер любит жестокие, кровавые 3D-шутеры, с персонажами похожими на героев фильмов ужасов или достиг 80 или более уровня в прокачке эльфа либо танка, возможно, у него сформировалась зависимость. Желательно попытаться предложить человеку другое хобби, которое позволит ему уделять играм меньше времени. Впрочем, случается и так, что очень увлекающиеся люди с головой скачут из одного «омута» в другой. Например, игравший дни напролет геймер начинает круглыми сутками заниматься спортом или оригами. При возникновении трудностей целесообразно сводить киберзависимого на консультацию к психологу или психотерапевту.

    Несмотря на то, что существование зависимости от компьютерных игр отрицается производителями игр и геймерами, некоторые признаки позволяют судить о ее наличии. Компьютерная симуляция стала киберпротезом, который поддерживает людей определенного психологического склада. Разумеется, каждый случай игровой зависимости следует рассматривать индивидуально и все они упираются в понятие меры. Для одних несложно уделять играм 4 и более часов в течение суток без ущерба учебе, работе и другим интересам. Кто-то считает мерой не более 2 часов в день. Чтобы игровая зависимость не стала патологией, геймеру важно четко осознавать, насколько он увлечен играми, не отражается ли это на его поведении и не страдают ли от этого окружающие и, в первую очередь, он сам.

    Как понять, насколько безобидна компьютерная игра? Что такое зависимость от компьютерных игр и как с ней бороться?

    Всемирный технологический прогресс подарил нам много всего нового и интересного. Компьютер, который еще несколько десятилетий назад был уникальным чудом техники, доступным только избранным, теперь присутствует почти в каждом доме. Современному человеку сложно себе представить свой день без этого универсального устройства – оно является нашим верным спутником и на работе, и дома, когда мы «отдыхаем» после тяжелого дня. Бесспорно, нет ничего ужасного в том, чтобы вечером посмотреть интересный фильм во «всемирной паутине» или поискать нужные данные. Но ведь это далеко не все, что может нам предложить компьютер…

    Наверное, мало осталось на Земле людей, которые не знакомы с компьютерными играми, или, по крайней мере, о них не слышали. По утверждению специалистов, история компьютерных игр насчитывает чуть более полувека – первые из них возникли в далеких 50-х годах. По определению, компьютерной игрой называется программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с игровыми партнерами и/или сама являющаяся партнером. Нередко такие игры создаются на основе книг и фильмов. А с 2011 года в США компьютерные игры были официально признаны отдельным видом искусства.

    В последние годы производство компьютерных игр стало целой огромной индустрией. Конечно, спрос рождает предложение, а, значит, все больше и больше людей хотят играть. Естественно, час-два игры раз в неделю «для расслабления» никого не убьет. Но так ли все просто с компьютерными играми, как нам хочется верить? Давайте разберемся.


    Игровая компьютерная зависимость, или игромания - форма зависимости, которая проявляется через навязчивое увлечение компьютерными играми и видеоиграми. Особенно быстро зависимость формируется в случаях, когда с помощью игры человек пробует решать свои психологические проблемы и задачи. Например, в игре можно почувствовать себя совершенно другим человеком, не таким, как в реальной жизни; можно проявлять чувства, которые не принято испытывать открыто: агрессию, злость; можно отбросить реальную тревогу из настоящего времени и уйти в виртуальный мир. По исследованиям специалистов, наиболее сильную зависимость вызывают сетевые игры. В истории известны случаи фатальных последствий подобных забав – например, в 2005 году китайская девочка, много суток подряд проигравшая в «World of Warcraft», умерла от истощения.

    На данный момент игровая зависимость не признана заболеванием. Такой недуг не содержится официально в Международном классификаторе болезней. Но дебаты по поводу принятия данного термина ведутся постоянно. По мнению специалистов, для детального изучения влияния игровой зависимости на организм человека необходимы дополнительные тесты.

    Тем не менее, результаты «на местах» говорят сами за себя. Сетевые игры захватили умы человечества. Количество игроков исчисляется уже миллионами человек. В чем же подвох такого, на первый взгляд, безобидного занятия? А все дело в том, что оно, как и любая другая зависимость, способно затягивать в свои сети. Игрок забывает обо всем на свете: о еде, сне, элементарной гигиене, обязанностях перед семьей, близкими, детьми, не говоря уже о физической активности и прогулках на природе. Не в силах прервать игровой процесс, игроманы могут потерять работу и семью. Реальный мир для них полностью заменяется виртуальным.

    Но, естественно, тяжелее всего приходится подросткам. Эти «уже не дети, но еще не взрослые», переживающие и так один из самых непростых периодов в своей жизни, уходят в игры «с головой». В результате портятся отношения с семьей, «заваливаются» экзамены, не сдаются сессии. Бывшие отличники скатываются на двойки. Кроме того, со временем игры начинают требовать все больше и больше денежных вложений. А где их взять человеку, который еще не зарабатывает самостоятельно? Многие начинают выпрашивать у родителей, а, когда те перестают давать, то и брать без спроса. В таких случаях требуется уже неотложная помощь – молодой человек теперь не способен выбраться из этого бесконечного марафона в одиночку…


    Как же распознать игровую компьютерную зависимость? Специалисты называют такие симптомы:

    1. Нежелание отвлечься от компьютерной игры;
    2. Раздражение при вынужденном отвлечении от игры;
    3. Эйфория или просто хорошее самочувствие, находясь за компьютером и играя в игру;
    4. Неспособность запланировать окончание сеанса игры и время, проведенное за компьютером;
    5. Забывание о домашних и рабочих обязанностях, учебе, договоренностях, запланированных встречах в ходе игры на компьютере;
    6. Большие денежные вложения на обеспечение постоянного обновления устройств и программного обеспечения компьютера;
    7. Пренебрежение сном, гигиеной, здоровьем, в пользу проведения как можно большего количества времени в игре;
    8. Отказ от нормальных приемов пищи, предпочтение механического «поглощения» нерегулярной, однообразной еды перед компьютером;
    9. Злоупотребление психостимуляторами: кофе, различными энергетиками;
    10. Навязчивое желание обсуждать компьютерную игру со всеми, кто хоть что-то в этом понимает.

    Кроме того, зависимость от компьютерных игр негативно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье человека. Нередки такие физические симптомы:

    • Нарушения зрения, сухость в глазах;
    • Головные боли;
    • Изменения режима сна, расстройства сна;
    • Нарушения пищеварения вследствие нерегулярного и неправильного питания;
    • Частые боли в спине, вызванные долгим сидячим положением;
    • Проблемы с осанкой;
    • Снижение иммунитета;
    • Постоянное чувство усталости;
    • Туннельный синдром – поражение нервных стволов в области запястья. Такое нарушение возникает из-за неудобных условий работы с мышкой и клавиатурой и длительного перенапряжения мышц;
    • Пренебрежение личной гигиеной и связанные с этим проблемы.

    Психологические симптомы зависимости менее заметны невооруженным глазом, но от этого не менее значимы. Сам игрок может и не замечать, какую уйму времени он тратит на игры, как забывает поесть и отдаляется от родных и близких.

    По утверждению психологов, наиболее подвержены игровой компьютерной зависимости люди, неуверенные в себе, с низкой самооценкой, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенные жизнью и собой, застенчивые от природы и имеющие комплексы. Игра дает им возможность уйти в другую реальность, осуществить свои желания, испытать новые эмоции, почувствовать себя сильным, значимым, вооруженным. То есть, по сути, происходит подмена реальной жизни виртуальной игрой.


    К основным причинам развития игровой компьютерной зависимости психологи относят:

    1. Нехватка реального качественного общения. Больше всего данная проблема задевает детей и подростков, родители которых чересчур заняты или склонны к сверхопеке. Дефицит реальных коммуникаций заставляет людей искать их в виртуальном мире;
    2. Отсутствие ярких интересных моментов в жизни. Когда будни человека наполнены серостью и скукой, он пытается «добрать» позитивных эмоций в игре;
    3. Сексуальная неудовлетворенность. В основном «жертвами» игромании становятся люди, недовольные своей личной жизнью или не имеющие таковой. Также иногда под патологическим влечением к играм маскируются разные сексуальные расстройства и отклонения от нормы. Ведь вся прелесть игрушек в том, что игрок, по сути, анонимен, никто не «раскусит» его и не будет тыкать в него пальцами, значит, можно проявлять себя по-разному;
    4. Несформированная психика. Нередко игроки «зависают» психически в детском или подростковом возрасте, не желая принимать взрослую жизнь со всеми ее обязанностями;
    5. Социальные страхи, фобии. Часто за повышенной тягой к играм стоит боязнь межличностных отношений, общества в целом, невозможность приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, недостаток креативности, гибкости. Виртуальный мир игры в таком случае может заменить человеку ту реальность, которую он так боится, предоставить более комфортную обстановку. Все это создает серьезную угрозу для успеха в реальной жизни;
    6. Конфликты, разлад внутри семьи. Когда все надоело, «не клеится», не получается, возникает большой соблазн уйти туда, где тебя не будут судить, да и вообще никто тебя не знает;
    7. Шанс ухода от реальных жизненных проблем. Человеку начинает казаться, что с помощью игры он сможет снять свой стресс, беспокойство, депрессию, «спастись» от проблем в учебе, перегрузок на работе, разладов в семье и кругу друзей;
    8. Наличие психопатий. Под психопатией подразумевается не болезнь, а патологические свойства характера, которые в неблагоприятных условиях приводят к затяжному стрессу, хроническим болезням. Психопаты считаются наиболее подверженными различным зависимостям.

    По мнению психологов, наибольшую опасность представляют собой ролевые игры. Сам смысл таких игр предполагает «вхождение» человека в игру, отожествление себя с персонажем, потерю индивидуальности игрока и его интеграцию с компьютером. И, чем сильнее эффект погружения, тем сложнее становится потом оторваться от игры.


    Компьютерные игры привлекают многих людей, но игроманами становятся далеко не все. Игроков условно можно разделить на 4 категории:

    1. Ситуационная игра. Такие люди играют тогда, когда есть внешние факторы: свободное время, конкуренция. Если нет воздействия извне, интереса к игре тоже не возникает;
    2. Эпизодическая игра. В таких случаях люди начинают играть в компьютерные игры время от времени, но они в состоянии контролировать себя и ограничивать время, проведенное в игре;
    3. Систематическая игра. Такие игроки увлекаются компьютерными играми, но потраченное впустую время и невыполненные обязанности вызывают у них угрызения совести, вследствие чего они могут перестать играть;
    4. Азартная игра. Для людей из этой группы игра становится смыслом жизни и занимает фактически все время. Когда в данный момент у человека нет возможности играть, он в мыслях все равно планирует ход игры, ожидая момента возвращения к ней. Невыполненные обязательства, незакрытые дела, проигрыши вместо отстранения от игры, наоборот, провоцируют его продолжать дальше и дальше. В данном случае мы говорим уже об истинной игромании.

    Развитие зависимости от компьютерных игр происходит в несколько стадий:

    1. Стадия легкой увлеченности. На данном этапе происходит адаптация к игре;
    2. Стадия увлеченности. Резкое и быстрое формирование зависимости. Возникает усиленное желание играть, игровые сеансы становятся длиннее. Возрастают ставки в игре (если игра ведется «на деньги»). На данном этапе еще нет борьбы между желаниями играть или не играть, и человек еще может отказаться от игры даже при желании сесть за компьютер;
    3. Стадия зависимости. На этом этапе величина зависимости достигает максимального значения. Ярко проявляется борьба мотивов «играть» или «не играть», все сложнее выбрать «не играть». Резко растет время пребывания за компьютером, возрастает азарт, становится очень трудно оторваться от игры. Если игрок получает денежные выигрыши, они сразу же возвращаются в игру;
    4. Стадия привязанности. Сила зависимости на длительный период времени остается устойчивой, потом немного идет на спад и снова фиксируется и остается устойчивой. Теперь игра превращается в центр всей жизни игрока. Деньги становятся только символом игры. На этой стадии человек уже не может самостоятельно преодолеть желание играть. Целью игры становится сам ее процесс, а не выигрыш. Воздерживаться от игры человеку очень сложно, такие промежутки чрезвычайно малы и возникают только принудительно. Игрок все время погружен в свои игровые фантазии.

    Какие же последствия влечет за собой игровая компьютерная зависимость? К ним психологи относят:

    • частные и затяжные конфликты дома, нередко — распад семьи;
    • утрата друзей и близкого окружения;
    • потеря социального статуса;
    • большие финансовые долги;
    • деградация личности.


    Любое нарушение всегда проще предупредить, чем вылечить. И игромания тому не исключение. По мнению психологов, очень важная часть профилактики игровой компьютерной зависимости (как, впрочем, и других зависимостей) – разъяснительная работа, в первую очередь, среди молодежи. Необходимо приводить им примеры, как подобная зависимость рушила человеческие жизни, приводила игроков к нищете, к потере любимых занятий и прежних интересов. Важно указывать, что нередко игромания является следствием слабого характера и отсутствия силы воли. Также в профилактике игромании среди детей немаловажным является положительный пример самих родителей и близких взрослых – постоянно наблюдая, какой яркой и интересной может быть реальная жизнь, самостоятельно принимая в ней участие, ребенок вряд ли захочет променять ее на виртуальную. И, конечно же, не стоит пренебрегать близким эмоциональным контактом с ребенком – найдя его в кругу родных и друзей, дитя не будет вынуждено гоняться за ним, убегая в компьютер.

    Если же такая зависимость уже возникла, важно знать, что она также поддается лечению. Но, в зависимости от стадии привязанности к игре, на ее лечение могут уйти месяцы или годы, полные запретов и ограничений.

    Среди признанных методов лечения игровой компьютерной зависимости выделяют такие:

    • Беседы с психологом. Задача таких сеансов – убедить игрока в эфемерности его виртуального мира, показать ему всю красоту, совершенство настоящей, реальной жизни;
    • Медикаментозное лечение. Опытный врач может назначить специальные психотропные препараты – антидепрессанты, нейролептики;
    • Внимание к близкому человеку. Очень важно вовремя заметить, когда член семьи погружается в игры, постараться уделять ему больше внимания, разнообразить жизнь, добавить в нее новых красок и впечатлений. Ведь если у человека помимо компьютерных игр есть и другие интересы и увлечения, учеба, работа, занятия спортом, постоянный живой круг общения, вероятность заболеть игроманией ничтожно мала.

    Все эти меры лучше всего работают в комплексе, и под контролем специалистов. Нередко при лечении игромана используют семейную психотерапию – заодно решаются и многие сопутствующие проблемы членов семьи.

    Если вас настораживает патологическая увлеченность члена вашей семьи компьютерными играми, не замалчивайте проблему! Очень важно вовремя заметить тревожные «звоночки» и обратиться за квалифицированной помощью. Но не забывайте – свято место пусто не бывает. Если не заполнить освобождающееся от игр пространство живыми продуктивными делами, есть шанс, что на их место придут другие зависимости – алкоголизм или та же наркомания. Ведь, по сути, человек, попавший в такую непростую ситуацию, старается найти выход для себя, своеобразный «суррогат» нормальной жизни, которой в реале для него не существует. А вот помочь ее найти, создать и полюбить – это уже конкретная задача самого игрока и его близких. Задача сложная, но выполнимая, как показывают многие примеры.


    «Будьте внимательны к своим близким, выбирайте живое общение, реальную жизнь и будьте всегда счастливы!»
    Анна Кутявина