История волшебника елизара и принцессы лауры. История мага не желавшего принять свой путь

В преддверии Нового года мы любим смотреть хорошо знакомые советские новогодние комедии, которые даже через десятки лет не теряют своего «киношарма». Каждому человеку, даже самому взрослому и не верящему в чудеса, в Новый год просто необходимо чудо, пусть и на экране: в «Чародеях» чудеса не просто случаются, их там творят.

Представляю Вам любопытные факты из истории создания этого прекрасного фильма, которая не менее интересна, чем сама кинокартина

Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего - например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила» - эта картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.

Написанный по мотивам книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели…

Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино.

Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли.

Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр».

Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма удачным

Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня»

В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Александра Абдулова играет на трубе, а сестрёнка Вани задорно поёт «Три белых коня», Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью»

Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу). Не смотря на слова режиссер Бромберга в самом начале съёмок: «Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли» (у актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно

Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».

Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты

Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская царица»)

Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев - интриган и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть» Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии - он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и «чиновника от науки», устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе

На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили при монтаже

Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная - гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу

Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь!..»). А вот за Яковлеву и Ашимову пели, соответственно, Ирина Отиева, Ольга Рождественская и Лариса Долина

Директора института доктора волшебных наук Шемаханскую хотели сыграть такие «маги» искусства, как Наталья Гундарева, Алиса Фрейндлих, Маргарита Терехова. Гундарева пробовалась в паре с Золотухиным, претендующим на роль помощника Шемаханской, но дуэта у них не сложилось. Фрейндлих была невероятно занята, и это могло сорвать съемки. «Интересная колдунья вышла бы из Тереховой, я вел с ней переговоры, - говорит режиссер. - Но, как только появилась Катя Васильева, я понял: лучше Шемаханской не сыщешь!»

«Для Шемаханской - Васильевой искали зама по науке, этакого вальяжного чародея, супермага Киврина, всесильного и одновременно беззащитного, - вспоминает режиссер Константин Бромберг. - Пробовали Николая Гринько, Олега Басилашвили, Александра Попова, но они «уступили» место зама Валерию Золотухину, немного неуклюжему, очкастому, забавному. Он словно обратил глаза зрачками внутрь и это состояние смог протянуть через всю роль!»

Стать чародейкой в сфере услуг Аленой Саниной режиссер предлагал талантливым актрисам Алферовой, Муравьевой, Прокловой, Цыплаковой, Удовиченко, Вавиловой (Александре из «Москвы слезам не верит»), Белохвостиковой, Кореневой. «Коренева только вернулась в Союз, я очень хотел с ней поработать, но на пробах убедился, что она замечательная актриса, правда, к сожалению, не для нас, - вспоминает Бромберг. - Белохвостикова показалось слишком аристократичной. Муравьева с ее потрясающим темпераментом интересно сыграла бы, но возрастные параметры помешали - оказалась старше героини. Красавица Алферова заставила всех осветителей остолбенеть, оператору приходилось по нескольку раз требовать их поправить свет. Ирина очень лиричная, нежная актриса, но ведьма из нее получалась весьма условная (а по сцена- рию Алена на три четверти ведьма)! Этакого «ведьманизма», демонизма не увидели и в пробах Цыплаковой и Прокловой. Ведьму смогла изобразить только Александра Яковлева. Утвердив ее, стали подыскивать ей «суженого Иванушку».

Сценаристу Стругацкому Иван мерещился в актере Филозове, но его кандидатура быстро отпала. Олег Янковский не прошел на роль по возрасту. Игорь Старыгин, по словам режиссера, не смотрелся в паре с Яковлевой. Претенденты Еременко, Калныньш тоже не попали в фильм. Проханов в образе Ивана проработал с Яковлевой съемочный день и был обижен, когда худсовет категорически отверг и его. «Руку и сердце» предлагал Алене Игорь Костолевский. По мнению режиссера, он смотрелся в паре с Прокловой. Пробовался и с женой Еленой Романовой из Театра сатиры. Но когда «Чародеи», планируемые как кинофильм, руководство приказало делать телевизионным (поскольку в те годы творчество Стругацких было под надзором) и обязательно новогодним, то и Костолевского забраковали. «Костолевский - герой-любовник, но не экшн, - признается Бромберг. - В нем скорее некая вальяжность, барственность, потому предпочтение отдали динамичному Абдулову, очень понравившемуся Александре Яковлевой; с ним у нее сразу иное действо шло

Первым на роль Сатанеева режиссеру приглянулся Евгений Евстигнеев, но он не смог играть из-за болезни. Претендент Гафт пришел к режиссеру с готовой ролью. Он говорил, что вся любовь Сатанеева бюрократична, то есть он должен ухаживать за Аленой, думая о собственной карьере, и потрясающе изобразил этого персонажа! Правда, на съемках между Гафтом и Яковлевой возникали трения, но это даже помогало. По сценарию героиня заколдована и ведет женскую игру с раздражающим ее Сатанеевым. Внутренняя робость актрисы в работе с легендарным актером помогала передать конфликт в отношениях их героев

Помните в фильме смешную парочку Виторгана и Светина в образе Коврова и Брыля? Роль Виторгана в фильме могли исполнить Бурков (но его игра нарушала стилистику картины), Ширвиндт (слишком вальяжный), Андрей Миронов (Ковров по сценарию - человек-трудоголик, у которого не остается личного времени. Кто бы поверил, что у Андрея Миронова нет личной жизни?). Также на роль претендовали Стеблов, Жариков, Ледогоров, Кузнецов, Мартынов, Смехов. - А почему не подошел Вениамин Смехов? - интересовались у режиссера. - У Смехова есть ирония, черты Коврова. Но я даже не могу представить, какой бы получился фильм со Смеховым. Спустя столько лет это уже как бы зацементировалось, что Ковров - Виторган. Действительно есть в нем что-то волшебное, немножко нереальное

К нему в партнеры (на роль Брыля) обсуждались кандидатуры Никулина, Лебедева, Мишулина, Штиля, Харитонова, Боярского, Потапова, Анофриева (потому что пел хорошо), Трофимова, Носика. Боярский приезжал на пробы, но признался, что это сильнохарактерная роль не для его амплуа, намекал, что взял бы другуюѕ Штиль - актер интересной фактуры, но на пробах был как бы на равных с Виторганом и не очень взволновал съемочную группу. Приглашать гайдаевского персонажа Никулина ездил я лично. К предложению он отнесся хорошо. Сказал: «Ну что ж, давай попробуем, но я не могу выпадать из моей команды Вицина, Моргунова. Может, найдутся у тебя роли для них?» Но тогда я бы шел по «тропе Гайдая»! А с утверждением Светина получилось так. Светин с Виторганом текст перед пробами повторяли. И вот мы увидели, как они стоят и общаются, как Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд, это было настолько ярко, смешноѕ Безусловно, они - классическая пара! Они и создали практически всю атмосферу этого волшебного института

Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше шансов у него было получить роль

Все древние люди искренне верили, что в мире действует великое множество невидимых могучих сил. У американских индейцев это – «Оренда» и «Вокан» (сила духа), у древних инков – «Охала». Но в наш рациональный век в такие тайные силы почти никто не верит, считая, что все это – игра воображения. Всю истину о Вселенной, уверены люди, человеку может сообщить лишь здравый разум.

Хота думающий человек в какой-то мере способен понять окружающий его рациональный мир, но он до сих пор не в состоянии оценить мир иррациональный. Он не знает, что творится там, в другом, не подвластном его пяти чувствам мире, более широком, еще не познанном, в котором столько неразгаданных пока тайн.

«Фауст» Гете – это не просто рассказ о взаимоотношениях человека с Дьяволом. Это – символическая драма. Великий ученый Фауст хочет проверить с помощью сокровенных «оккультных» наук, существуют ли на самом деле в нашем мире невидимые властные силы.

Да и не он один настолько любопытен. Во все времена у всех народов пытливый человеческий ум стремился ко всему чудесному, необъяснимому, таинственному, старался открыть и исследовать то, что казалось ему загадочным, необъяснимым, ускользающим от познания, не дающимся в руки.

Первобытный, примитивный человек, конечно, понимал, насколько он беззащитен перед могущественными стихийными силами природы.

Совершенно естественно, он боялся их и все то, что ему было непонятно, относил к непроницаемой тайне высших сил. Так зарождался оккультизм (латинское слово occultus означает тайное, скрытое). Чем менее развит человеческий ум, чем менее обременен он знаниями, тем шире, необъятнее представлялась ему область чудесного и сверхъестественного. Искренне удивляясь чудесам», человек в то же время не сдается, не хочет быть обреченным на бездействие. Он в глубине души абсолютно уверен, что в мире существует невидимая сверхъестественная сила, управляющая по собственному разумению всеми видимыми, но недоступными для понимания явлениями. И она, эта сила, наделена неоспоримым, трудно вообразимым могуществом.

Люди всегда относились к такой невидимой силе с трепетным благоговением, особой робостью и почтительным уважением. И не только к ней одной.


Со временем, признав эту силу за высшее божество, люди воздвигали ей алтари, выбирали из своей среды самых достойных, самых умных, самых исключительных и сильных. Те по праву становились жрецами, то есть посредниками между божеством и простым народом, между привычной землей и поражающим своей необъяснимостью небом. Они, эти жрецы, были ближе всего ко Всемогущему и поэтому обладали особыми правами и всевозможными преимуществами.

По твердому убеждению индийцев, например, раса жрецов, или браминов, произошла от мозга Брахмы, и посему их каста почиталась «мудрейшей из мудрейших» и считалась самой привилегированной.

Законодатель Заратустра

У персов маги также считались потомками их Учителя и законодателя Заратустры, а их божество Митpa является источником света и причиной всего существующего под солнцем.

Однако у всех народов бытовало убеждение, что верховное высшее божество не существует одно – в печальном одиночестве. Оно наверняка окружено компанией подвластных ему божеств помельче, послабее, бесплотными, невидимыми духами, произошедшими от Света и Тьмы его власти.

Менее совершенные из них, более склонные по своей природе к злу, считались нечистыми, а беспорочные, пекущиеся только о добре – чистыми.

Так в сознании первобытных людей постепенно крепли представления о существовании духов чистых и нечистых, света и тьмы, добрых и злых, влияющих на весь мир и на живущих в нем людей.


Для тех девушек, которые желают узнать, в каком возрасте они вступят в брак, мы предлагаем следующее гадание. Возьмите стакан с серебряной водой, в золотое кольцо проденьте черную нитку и держите его над стаканом. Мысленно задайте вопрос: «Когда я вступлю в брак?» Кольцо начнет качаться из стороны в сторону. Запоминайте, сколько раз оно ударит о левый бортик стакана - во столько лет вы и выйдете замуж. Такое гадание нужно совершать...

Гадания для девушек с помощью воды

Оккультное строение человека

Оккультное строение человека: Аура человека

Давно уже не секрет для ученных всего мира что существует би0 - оболочка не только у человека, но и у животных и растений, минералов. Ученые в серьез занялись ее изучением, создавая все новые и новые приборы. Но магу для того что бы видеть ауру приборы не нужны он видит ее четко и ясно

Научитесь видеть с начало ауру своих рук Для этого достаточно повторить изложенные методики по проявлению собственной ауры....

Стихии покровители человека. В первую очередь огонь обладает не только силой, но и яростью. Она является его непременной составляющей. Ярость пламени, которое сжигает все на своем пути, - это сила уничтожения, но есть и другая - притяжение. Говоря об энергии огня, можно сказать, что она заключается в самом его сердце. Вы можете увидеть лишь язычок пламени, а можете и огромное феерическое зрелище...

Из такого умозрительного учения о мире духов возникли все суеверия, таинства, чародейские безумства, которых полным-полно в верованиях египтян, халдеев, иудеев, пифагорейцев, римлян, индусов. Знания, представления о сверхъестественном, о волшебстве повсюду черпались из одного источника, из существовавшего на Востоке кладезя знаний – «школ тайных, сокровенных, или оккультных наук».

Разработанная там магия быстро укоренялась во всех областях. Даже умнейший греческий философ и геометр Пифагор не мог преодолеть соблазна и наряду с математикой увлеченно занимался оккультизмом.

Мнимые «чудеса» совершались, конечно, с помощью ловких махинаций или знаний, недоступных народу, и жрецы строго хранили ото всех свои тайны и чародейские деяния.


С Востока школы оккультных наук распространились по всему свету, и они – тайные, сокровенные, эзотерические (от греческого слова «esotericas» – внутренний, тайный, скрытый) становились достоянием немногих избранных, которых было принято повсюду называть «посвященными».

Часть этих наук после определенной систематизации распространялась уже под общим названием – «оккультизм».

Школа Пифагора

В широком значении слово «оккультизм» означает самые разнообразные явления – магию , телепатию, астрологию , герметизм , алхимию , нумерологию , каббалу , спиритуализм , некромантию и другие мало исследованные загадочные явления физической и психической природы человека.

История земли

Введением в оккультизм как науку стала сокровенная история земли , в которой фигурируют четыре расы людей, которые из поколения в поколение передают священные тайны, полученные от Величайших Божественных Посланников.

В сферу этого предания входят еврейское учение каббалы, греческая философия, отрывки из арабских ученых трактатов, легенды о таких магах-жрецах, как Зороастр, Симон, герой сказаний о короле Артуре Мерлин, скандинавские саги, христианские апокрифы и сочинения гностиков.

Четыре расы

Согласно древнеегипетским представлениям все человечество делится на четыре расы: красную – это сами египтяне, черную – нубийцы, желтую представляют евреи и азиаты, а белую – ливийцы.

Каждая из этих рас осуществляла собственную интеллектуальную эволюцию под влиянием наук и преданий, вдохновляясь при этом проявлением божественного в каждой из них. Каждая раса заимствовала у других определенные, своеобразные способы перехода от природного инстинкта к состоянию божественного озарения.

Египет долгое время был колонией красных, а лучшие, поражающие воображение памятники, были обнаружены в далеком Перу.

После гибели Атлантида передала свое могущество черной расе, очень скоро завоевавшей большую часть земли. В это время белая раса только зарождалась где-то поблизости от Северного полюса.

Черная раса долгое время господствовала на нашей планете. Она занимала территорию почти всей Америки и большую часть Азии, где подчинила себе желтую расу.

Говоря о герметизме как некоем сплаве религиозных верований, нельзя не вспомнить о религии Древнего Египта, безусловно повлиявшей на становление учения Гермеса Трижды Величайшего.

Книга Тота

Герметизм – учение эпохи эллинизма и поздней античности, вобравшее в себя высочайшие достижения мысли Древнего Востока. В книгах Гермеса Трижды Величайшего посвященному открываются все тайны мироздания. Согласно книгам Гермеса, вначале существовал горний свет (верховный ум).

Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста

С исторической точки зрения, пифагорейцы – сторонники древнего мистического учения – жили и творили раньше, чем адепты герметизма. Основателем их учения был тот самый Пифагор – автор теоремы о равенстве квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов.

Волшебник Мерлин относится к британскому циклу легенд. Он известен в качестве наставника а до этого его отца - короля Утера. По одной из легенд, после гибели Артура Британию захватывают саксы. Волшебник проклял их, напророчив падение Белого Дракона (символ завоевателей). В истории так и случилось, когда Вильгельм Завоеватель в убил последнего короля саксов Гарольда. Позже потомки кельтов, валлийцы, смогли вернуть себе королевскую власть в лице Тюдоров. Так исполнилось проклятие Мерлина, о котором пойдет речь в статье.

Значение имени

Исследователи выделяют два основных направления относительно имени, которое носил волшебник. Мерлин в переводе с означает название крепости, которую именовали как Кармартен, или от бриттского Мориданон, то есть «морская крепость».

В латинском языке имя Мерлин относилось к названию птиц, которые принадлежат к отряду соколиных. В кельтских легендах его отождествляли с покровителем леса, и считалось, что он может повелевать лесными животными и принимать их облик.

Происхождение

Жизнь и рождение волшебника окутаны мифами. Существует легенда, по которой будущий волшебник был внебрачным сыном короля и ведьмы. По этой версии, он был старшим братом Морганы.

По схожей легенде, он был сыном обычной женщины и волшебника. С детства он овладел магическими способностями и мог повиновать себе птиц и зверей. О его способностях волшебника узнали все, после того как он усмирил двух драконов по просьбе короля Вортигерна.

По одной из легенд христианского времени, его мать была очень чистой и доброй девушкой, в душе которой не было места злу. Ею захотел овладеть дьявол, но не мог найти подход, пока однажды девушку не разгневала ее сестра, отличавшаяся плохим нравом. В этот момент девушка открыла свою душу тьме, и дьявол смог ею овладеть. Во время беременности девушка молилась за своего ребенка, а сразу же после его рождения окрестила дитя со священником Блезом. Это уничтожило все зло в мальчике, но сохранило в нем необычайные способности. Так появился волшебник Мерлин.

Связь с Артуром

Из собраний сочинений о Мерлине известно, что волшебник был наставником Артура - будущего короля Британии. Мальчик был сыном короля Утера и леди Игрейн. Волшебник Мерлин помог Утеру обманом овладеть Игрейн и за это забрал новорожденного Артура себе на воспитание.

Когда юноше исполнилось шестнадцать лет, наставник посоветовал Артуру принять участие в состязании по извлечению меча из камня. Предание гласило, что тот, кто достанет меч, сможет объединить Британию. Артуру это удалось. Чуть позже Владычица Озера, которую призвал волшебник, подарила Артуру особый меч - Экскалибур.

Смерть волшебника

Окутаны мифами не только рождение, но и смерть волшебника. Одна из легенд повествует о том, что волшебник Мерлин, история которого описывается, был погружен в вечный сон чарами злой колдуньи Морганы. При этом он все еще может когда-нибудь проснуться. По другой версии, все та же Моргана заточила волшебника в дуб, где и пришла его смерть.

Существует легенда, по которой Мерлин был обманут Девой Озера и заточен в волшебную воздушную колонну.

Первые упоминания о волшебнике

В современной культуре единицы не знают, кто такой Мерлин. Волшебник, фильмы о котором транслируются по всему миру, впервые упоминается как Мерлин Амброзий в творении Гальфрида Монмутского «История королей Британии». Произведение создано в двенадцатом веке и стало основным источником для формирования мифологического цикла Британии.

Встречается образ волшебника в итальянских "Новеллино" тринадцатого века. Но более полно он описан в произведении «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори второй половины пятнадцатого века.

Образ в кино

Образ волшебника из Британии упоминается со времен Средневековья. Сохранил свою популярность он и в современной фантастике, включая кинематограф. В одних сюжетах Мерлин представлен как мудрый старец, в других из него делают комичного персонажа. Какой же фильм про волшебника Мерлина стоит внимания?

Список лучших фильмов:

  • «Рыцари круглого стола» 1953 года снят по мотивам популярных легенд, повествующих о короле Артуре и его рыцарях. Мерлина играет Феликс Эйлмер. В 1954 году картина была номинирована на Гран-при фестиваля в Каннах.
  • «Великий Мерлин» 1998 года. В телевизионном мини-сериале роль волшебника является главной, сыграл ее Сэм Нилл. По сюжету, Мерлин борется с повелительницей всего волшебного Мэб, которая его и вырастила в качестве сильного лидера. Она надеялась, что он вернет людей к язычеству. Но волшебник направил все полученные знания и силы на борьбу с Мэб.
  • «Король Артур» 2004 года показывает Мерлина (играет друидом и главой пиктов. Он приводит римского генерала Луция Артория Кастоса к мысли о том, что ему следует встать на защиту своей второй родины (по матери) от саксов.
  • «Последний легион» 2007 года повествует о последних днях Римской империи. К концу фильма выясняется, что последний император Ромул оказывается отцом Артура, а Амвросий, которого играет Бен Кингсли - Мерлином.
  • «Мерлин и последний дракон» 2008 года повествует о времени, когда Римская империя покидает британские провинции и начинаются междоусобные войны. Наступают времена насилия, мифических существ и волшебника Мерлина, роль которого исполнил Саймон Ллойд Робертс.

  • Телесериал «Мерлин» 2008-2012 годов повествует о жизни Мерлина и о его взаимоотношениях с Артуром. Проект был создан известным британским каналом ВВС. Главная роль досталась Сериал имел настолько большой успех, что растянулся на пять сезонов.
  • Телесериал «Камелот» 2011 года, состоящий из пилотной серии и одного сезона, повествует о попытке Мерлина спасти Камелот после смерти Утера и его борьбе со Морганой. Роль Мерлина исполнил Джозеф Файнс.

Помимо этих картин существует множество работ, в которых присутствует Мерлин-волшебник: сериал «Однажды в сказке», мультсериал «Трансформеры» и многие другие. Фильмы о Мерлине рассчитаны на зрителей разных возрастов.

Слово «волшебник» приобрело современный смысл (человек, обладающий магическими способностями) примерно в середине XVI века. До этого грань между магией и философией была размыта. /сайт/

Волшебники описаны в легендах разных народов. Хотя все они наделены сверхъестественными способностями, их характеры различаются. В некоторых мифах волшебники ― положительные герои, в других ― злодеи.

Древнеегипетские маги

В Папирусе Весткара упоминаются несколько магов. Текст написан в эпоху Среднего царства (2040-1783 гг. до н.э.) или второго переходного периода (1715 - ок. 1554 гг. до н. э.). Эти легенды рассказывались при дворе Хеопса.

Весткарский папирус в Египетском музее, Берлин. Фото: CC BY-SA 3.0

В одной истории неназванный маг изготовил из воска крокодила, чтобы поймать любовника жены. В другой главный писарь фараона Снофру с помощью чар заставил воды озера расступиться, чтобы девушка нашла зелёный драгоценный камень, который обронила.

Рельеф, изображающий фараона Снофру. Фото: CC BY 2.0

В третьей легенде говорится о Деди, который жил в эпоху Хеопса. Он умел приращивать отрубленные головы животных.

Японский Мерлин

Другим чародеем, служившим при императорском дворе, был Абэ-но Сэймэй. Его часто называют японским Мерлином. Сэймэй жил в X–XI вв, он практиковал оммёдо ― смесь древней японской науки и оккультизма.

Сэймэй занимался экзорцизмом, изгнанием нечистых духов и делал предсказания. После его смерти появилось множество легенд, наделивших Сэймэя сверхъестественными качествами. Например, говорили, что он только наполовину человек, потому что его мать ― кицуне (дух лисы в японском фольклоре, может быть и добрым, и злым). Согласно другим легендам, уже в детстве он мог управлять демонами.

Абэ-но Сэймэй, рисунок Кикучи Йосаи. Фото: Public Domain

Злые волшебники

Не все маги имели положительную репутацию, как Сэймэй. Некоторые колдуны черпали мастерство от злых духов. Один из них ― Киприан.

Святой Киприан. Фото: Public Domain

Киприан был языческим колдуном. Чтобы завоевать любовь непорочной девушки Юстины, он заключил сделку с дьяволами в надежде приворожить её. Но демоны ничего не смогли с ней сделать. Поняв, что христианский бог сильнее его демонов, Киприан принял христианство.

Киприан и демон, манускрипт «Золотая легенда» XIV века. Фото: Public Domain

Маги часто упоминаются в знаменитом сборнике сказок «Тысяча и одна ночь». Как и Киприан до принятия христианства, многие из них были порочными.

Мученики Киприан и Юстина, казнённые по приказу римского императора. Фото: Public Domain

Один из самых известных ― африканский колдун, который обманом заставил Аладдина найти волшебную лампу для него. Менее известно, что Аладдин убил этого колдуна, и его брат захотел отомстить. Об их магических способностях говорится немного. Упоминается лишь, что второй колдун узнал о смерти брата благодаря некромантии.

Колдун заманивает Аладдина в волшебную пещеру. Фото: Public Domain

На заре зарождения мира грубой молодежи, стремящейся к познанию колдовского искусства, настоятельно рекомендовалось проявлять осторожность при встрече с могущественными старцами. Никто не мог оспаривать власть древних колдунов. Это на себе испытал несчастный Йоукахайнен.

Да и Вяйнямейнен не был уникален для своей эпохи, ибо имена прочих колдунов гулким эхом разносились по разрозненным столетиям. Кроме Вяйнямейнена в Финляндии были и другие колдуны: кузнец Ильмаринен, который создал мельницу, вечно перемалывающую соль, зерно и золото; Лемминкяйнен, который с помощью песни обращал песок в жемчуг; а в северных владениях - колдунья Лоухи, которая (если верить преданиям) однажды украла солнце и луну и спрятала их в черные горы. По русским степям бродил воинственный Волга Всеславич, обладавший умением изменять свой облик. В Ирландии были Катбад, знавший значение каждого часа, и бард Каирпре, который скидывал тиранов с трона стихотворными четверостишиями. На острове Мэн в Ирландском море обитал Мананнан Мак Лир. Его заклинания могли поднять туман, чтобы защитить границы королевства или обратить одного солдата в целую роту из ста бойцов.

Британию называли Островом Могущественных, и не без основания. В Уэльсе проживал Талиесин, сын волшебницы Керидвен. Мат, по прозвищу Древний, слышавший в вое ветра каждое слово, произнесенное на острове, также проживал здесь, как, впрочем, и его племянник Гуидион - творец иллюзий. На закате этой эпохи появился величайший из колдунов, коронованный волшебник Мерлин.

Не все из них отличались добротой, ибо жили в жестокое время, и некоторые - наподобие злой Лоухи - посвятили себя служению темным силам. Прочие - Йоукахайнен и Гуидион - в молодости отличались беспечностью в обращении с имеющимся у них оружием. Однако лучшие из них обладали душевной широтой, не уступающей магии, и служили заступниками и наставниками народов, обитавших поблизости. Такими были старый Вяйнямейнен, мудрый Мат, добродушный Мананнан и Мерлин.

Тогдашние колдуны работали в тиши, вдали от любопытных глаз, снимая или назначая правителей. Поэтому об их поступках мы знаем только по песням и легендам. Говорят, что колдуны по желанию могли повелевать ветрами и водами, изменять орбиты движения планет, волшебным образом создавать людские поселения там, где прежде не было ни одного человека, и изменять не только собственные, но и людские тела. Они лечили и насылали болезни или уродства. Кроме того, волшебники прошлого умели предвидеть будущее.

В более поздние времена, когда подвиги первых чародеев вошли в легенды, некоторые мужчины и женщины продолжали заниматься магией. Но эти люди обитали в мире, который постепенно утратил былую невинность. Проходили столетия, и ученые, поначалу духовенство, изучали окружающий мир, открывая элементы, формы и законы бытия. Для достижения вершин первобытной магии чародеям приходилось бороться с новым установленным порядком. Подобную деятельность рассматривали как вредное и злобное занятие.

Величайшие из колдунов, например, Фауст, иногда получали титулы, которые имелись у их прославленных предшественников. Таким образом, этих людей также называли колдунами и чародеями. Последнее слово является всеобъемлющим. Так, "колдун" означает, по сути дела, "мудрый человек", в то время как "чародей" обозначает деятельность колдуна, связанную со словами или заклинаниями. Но гораздо чаще наиболее могущественные из поздних продолжателей колдовского дела назывались магами или волшебниками, то есть людьми, которые могут предвидеть будущее. Самые скромные назывались ведьмами.

В большинстве случаев те, кто преуспел в колдовской магии, теряли природную мудрость и врожденную щедрость первых колдунов. Вместо этого они становились эгоистичными искателями затерянных или скрытых сил, учеными, использующими загадочные системы и сложные, таинственные науки, чтобы проникнуть в суть мистических явлений, которые, по их мнению, считались практически недостижимыми. Эти исследователи вступали на запретную почву и многие жестоко поплатились за знания, которые обрели в своих поисках.

Однако их темные изыскания находились в невообразимом будущем, по сравнению с той эпохой, в которой жил Вяйнямейнен и первые колдуны. Тогда земля была еще очень юной, а предметы окружающего мира менялись, словно опал, по крайней мере, так говорят летописцы.