Конспекты в доу по сюжетно ролевой игры. Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БИБЛИОТЕКА»

Возраст : подготовительная группа

Программное содержание:

Образовательная : - расширять представления детей о профессиях работников библиотеки, побуждать познавательный интерес, подвести к пониманию важности труда библиотекаря;

Развивающая : - развивать у детей творческое воображение, способность развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты;

Воспитательная: - формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

Задачи по развитию игры: Формировать умение творчески использовать в играх знания об окружающем, самостоятельно распределять между собой обязанности и роли, выполнять правила в совместной игре, формировать умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете, самостоятельно выбирать тему.

Задачи нравственного воспитания: Учить считаться с интересами и мыслями товарищей, проявлять дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, проявлять в игре честность и справедливость, проявлять инициативу, творчество.

Подготовка к игре . Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Рассматривание картины. «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?». Чтение произведения С. Жупанина «Я - библиотекарь». Показ фильма или мультфильма о библиотеке. Открытие «Книжкиной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Методы приемы : рассказ с показом иллюстраций, беседа, показ действий библиотекаря.

Игровой материал : Книги, журналы, формуляры, читательские билеты, детский компьютер.

Словарная работа : библиотекарь, формуляры, читательский билет, абонементный отдел, читальный зал

Игровые роли : Библиотекари, читатели, гардеробщица, заведующая библиотеки

Основные сюжетные линии : Открытие библиотеки, выбор действий детьми (записываются, выбирают книги, читают книги, др.) Привлечение новых ролей, действий в игру: писатель с книгой приходит в библиотеку и проводит ее презентацию, водитель привозит новые книги, посещение кафе, школьники приходят на выставку книг.

Ход игры . Подготовку к сюжетно-ролевой игре воспитателю следует начать с экскурсии в библиотеку. Во время экскурсии педагогу надо показать детям, как много в ней книг, в каком порядке они содержатся: аккуратно стоят на полках, не порваны, не измяты, все подклеены, многие обернуты в чистую бумагу, чтобы не пачкалась светлая обложка. Также педагогу надо рассказать и показать детям, как пользоваться книгой: книгу можно брать только чистыми руками, нельзя перегибать ее, мять, загибать уголки, слюнявить пальцы, переворачивая страницы, облокачиваться на нее, бросать, и т. д. Воспитатель объясняет детям, что каждую книгу должны прочесть много ребят. Если сначала один ребенок будет неаккуратно обращаться с ней, потом еще один, потом еще кто-нибудь, книга быстро порвется и ее не смогут прочитать многие дети, которые тоже хотят читать ее и смотреть в ней картинки.

Воспитатель должен показать и рассказать детям, что делает библиотекарь: он выдает книги, записывает название в личный формуляр, принимает книги, следит за их сохранностью и т. д. Также нужно осмотреть с детьми читальный зал и объяснить его назначение: толстые книги разрешается брать для чтения домой, а журналы, газеты и книжки-малышки можно читать в читальном зале.

Для проведения игры в первый раз педагогу надо принести в группу несколько новых книг, которых дети раньше не видели. Можно; использовать книжки-малышки и самодельные книжки.

Педагог говорит детям, что открывается библиотека, и в библиотеку можно записаться всем. В первой игре библиотекарем становится воспитатель. Библиотекарь заводит абонемент на каждого читателя, в который он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читателю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внимательно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спрашивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки.

Библиотекарь предупреждает каждого читателя, чтобы он не измазал книгу, когда будет ехать от библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобусе только посмотреть картинки и т. д.

В следующий раз роль библиотекаря берет на себя уже ребенок группы.

При последующем проведении игры педагог может предложить ребятам объединять игру с другими сюжетами (например, с играми в «семью», в «путешествие», в «детский сад», в «школу» и т. д.).

Распределение ролей. Предложить детям распределить роли с помощью конкурса. Напомнить, что библиотекарь знает много художественных произведений, может рассказать о них, посоветовать, что можно почитать, поэтому ребёнок, на эту роль должен отвечать этим требованиям.

При угасании игры педагог может предложить детям различные линии сюжета:

В библиотеку приходит с книгой писатель (эту роль берёт на себя педагог, рассказывает детям о своей новой книге, можно предложить детям нарисовать иллюстрации к ней;

Открытие выставки книг;

Получение книг со склада;

Посещение кафе.

Окончание игры: раздаётся звонок, воспитатель объявляет, что через пять минут библиотека закрывается. Просьба читателям сдать книги библиотекарю. Мы рады будем встречи с вами завтра. Просьба работникам библиотеки навести порядок на своих рабочих местах.

На выходе из библиотеки читателей и работников библиотеки встречает репортёр (педагог):

Вопросы к читателям: зачем вы посетили библиотеку, что нового узнали, понравилось ли вам обслуживание, хотели бы вы ещё раз прийти сюда?

Вопросы к работникам библиотеки: как прошёл рабочий день, были ли вежливы читатели, не грубили ли, какими книгами больше всего интересовались?

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

Тема : Давайте говорить друг другу комплименты!

Цель: Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплементы; учить детей радоваться самим, когда они делают другим приятное.

Ход занятия

Ребята послушайте рассказ Я.Тайц «Кубик на кубик».

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша.

- Дай башню!

-Не дам!

-Дай хоть кубик!

- Один кубичек возьми.

Миша протянул руку – хвать нижний кубик! И вмиг – трах-тарарах – вся Машина башня раз – ва – ли – лась.

-Этот маленький рассказ вы знаете еще с младшего возраста, но сегодня давайте попробуем разыграть его в лицах, да притом по-разному. Ведь такая ситуация часто встречается у нас в детском саду и надо как-то уметь её исправлять. Как вы думаете, какие слова сказала Мише Маша, когда башня развалилась? (Она сказала, что Миша плохой, злой, что она никогда с ним не будет играть, что расскажет маме и бабушке про него и т.д.)

Как вы думаете, что ответит Миша на такие слова? (Он скажет что играть с Машкой неинтересно, что игрушки у неё плохие, что с ней дружить не хочет, и хорошо, что башня развалилась.)

Ребята, как вы думаете, смогут ли дружить дети, когда говорят друг другу столько обидных слов? (Нет, не смогут, их дружба может никогда не склеиться…)

Ребята, как вы думаете, Миша и Маша навсегда поссорились? Или через какое-то время они захотят играть вместе? (Конечно же, захотят. По одному играть очень скучно, но обида им обоим навредить..)

Так что же делать в таких ситуациях? А вот что! Давайте с вами представим Катрину всю наоборот. Как будто дети очень хорошо относятся друг к другу, не любят ссориться, но у них все равно случилась такая же ситуация. Что бы сказал Миша? (Он сказал бы, что не хотел разрушать башню, ему просто понравился нижний кубик, и он не подумал, что все рухнет. Пусть Маша не расстраивается, он быстро все исправит.)

Что бы ответила Маша? (Ничего страшного, всякое бывает. Она сейчас быстро поможет Мише построить башню снова, ещё лучше прежней.)

Ребята, вот видите, любую ситуацию можно исправить, только нужно научиться видеть друг в друге только хорошие качества и постараться не обращать внимания на плохие. Если в человеке видеть всегда хорошие качества, он будет стремиться быть таким. Поэтому давайте поучимся говорить друг другу хорошие, приятные, добрые слова.

Игра «Комплементы»

Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…» По кругу каждый ребенок говорит соседу комплимент, называет хорошие качества характера или внешние отличительные признаки, стараются, что бы комплименты не повторялись, были разными. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они о себе узнали, понравилось ли им говорить комплименты. В упражнении ребенок видит свои положительные стороны, чувствует, что он принимаем и ценим другим и детьми.

Ребята, как приятно говорить друг другу хорошие слова, после не захочешь ссориться с друзьями, обижаться. Часто бывает, что ваши друзья не приходят в детский сад: кто-то болеет, кто-то уехал к бабушке, кто-то отправился на прием к врачу и т.д. И так грустно бывает без друга. Давайте представим, что вы не видели целый день своего друга, а на следующий день его встретили и сказали ему: «Этот день без тебя…»

Дети поворачиваются лицом друг к другу, выбрав своего друга, и говорят:

(Этот день был без тебя неинтересным, потому что ты здорово играешь с мячом.

Этот день без тебя был грустным, потому что ты самый веселый на свете.

Этот день без тебя был долгим, потому что я люблю тебя и очень скучал по тебе.)

- Какие замечательные комплименты вы научились говорить друзьям, в них столько любви, дружбы, привязанности. Есть комплименты, которые отмечают черты вашего характера, ваши внутренние качества. Есть комплименты, которые отмечают вашу внешность. Можно придумать много комплиментов. « У тебя красивые глаза». «У тебя модная прическа». «У тебя нежный голос». « Тебе к лицу твое новое платье». Комплименты можно говорить не только своим друзьям, но и всем людям, которых ты любишь, которым хочешь сказать что-то приятное и порадовать их.

Какие комплименты можно сказать маме? (Мама, у тебя красивые волосы. Мама, какая ты красивая, когда улыбаешься. Мама, ты такая рукодельница! И т.д.)

Какие комплименты можно сказать папе? (Папа, ты самый сильный папа на свете. Папа, ты здорово играешь в теннис. Папа, ты очень трудолюбивый. И т.д.)

Какие комплименты можно сказать воспитательнице? (Нелла Сергеевна, вы очень добрая. Нелла Сергеевна, какое у вас красивое платье. И т.д.)

Молодцы! Вы уже научились говорить комплименты, но надо помнить самое главное: комплимент будет приятен человеку только тогда, когда ты говоришь его искренне, от чистого сердца.

Посмотрите на карточки и подумайте, какие слова говорят герои друг другу. (Работа с карточками)

ЗАНЯТИЕ «МОЯ СЕМЬЯ»

Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи), воспитывать желание заботиться о близких.

Материал к занятию : семейные фотографии, детские рисунки семьи, серия сюжетных картинок о семье.

Ход занятия: воспитатель предлагает показать всем фотографию своей семьи и рассказать, кто сфотографирован. Обращает внимание детей на то, что все на фотографии улыбаются, сидят близко друг к другу. Им хорошо вместе.

Затем спрашивает у ребят, как их называют в семье близкие люди и как они называют своих папу и маму, бабушку, дедушку, других членов семьи. Просить рассказать об одном члене семьи (по выбору и желанию ребенка).

Дети вспомните сказку «Три медведя?». Можно ли сказать что эта сказка о семье? Почему? Потому, что есть папа, мама, сыночек и все они любят друг друга и заботятся друг о друге.

В гости к детям приходит Мишутка из этой сказки. ОН рассказывает о своей дружной семье и просит ребят вспомнить, какие сказки рассказывают им мама, бабушка, какие колыбельные песни поют перед сном.

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены отдельные моменты жизни семьи: больной ребенок лежит в постели и мама дает ему лекарство; бабушка и внучка моют посуду; девочка плачет, а старший брат её успокаивает.

Воспитатель подводит детей к обобщению: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья нужна каждому человеку. Замечательно если она большая. Однако семья может быть и маленькой: например, только мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то и это хорошая, настоящая семья.

Предложить детям перечислить какие добрые дела они могут делать дома, чем порадовать близких.

Игра «Кто я?»

Играют два человека- ребенок и взрослый.

Я – мама, а ты мне кто?

Я - дочка, а ты мне кто?

Усложнение:

Кому ты дочь?

Кто тебе мамина мама?

Кто тебе папина сестра?

А ты ей кто?

Или еще – игра-загадка «СКОЛЬКО НАС?»

Отгадай загадку: «В семье у нас две мамы, три дочки, два папы и три сына. Сколько нас в семье?»

ЗАНЯТИЕ « РИСУНОК - РАССКАЗ О ДЕТСКОМ САДЕ».

Цель занятия : вызвать желание отражать в рисунке свои впечатления и представления; воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход занятия: воспитатель предлагает детям нарисовать письмо ребятам соседнего детского сада № 2 и рассказать в рисунках о своем детском саде.

Нарисуйте то, что вам больше всего понравилось, запомнилось. Можно нарисовать и того, кого вы любите.

В конце занятия трое детей рассказывают всем о том, что они нарисовали.

В свободное от занятий время воспитатель беседует с детьми об их рисунках. Составляет альбом и рассказывает ребятам по их же рисункам о их жизни в детском саду.

ЗАНЯТИЕ «ЧТО ТАКОЕ МИЛИСЕРДИЕ»

Цель занятия: формировать у детей представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне.

Материал к занятию : сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Методы: проблемные ситуации, игровые упражнения на закрепление правил культуры отношений.

Ход занятия:

Ребята мы продолжаем путешествие по Стране Вежливости. Сегодня вы познакомитесь с очень важными правилами, без которых нам просто нельзя обойтись в жизни. Сейчас я прочитаю вам сказку Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович», а вы внимательно будете её слушать. Потом мы побеседуем.

Беседа после прочитанного.

Как звали девочку?

Почему их так звали?

Что случилось с рукодельницей?

Как она помогала Морозу Ивановичу?

Как заботилась о нем?

Какой был Мороз Иванович?

(Выслушав ответы, еще раз читаю соответствующие отрывки из сказки)

Подвести детей к пониманию кого же называют заботливым, милосердным: это человек, думающий о других людях, творящий добро. Подтвердить вывод словами из сказки: «А затем ещё я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали».

А как себя вела Ленивица у Мороза Ивановича? Как она разговаривала с пирожком и яблочками? (Уточнить ответы детей повторным чтением отрывков.)

Как же отблагодарил Мороз Иванович девочек?

А вам не жаль Ленивицу? (Важно вызвать у детей чувство жалости и сострадания к Ленивице: хоть и наказана она по заслугам, но ведь ей тоже плохо обидно).

Предложить детям придумать другой «хороший» конец сказки.

А вы знаете, ребята, как можно сказать о человеке, который проявил сочувствие к другому, пожалел его, помог? О таком человеке говорят «он проявил милосердие». Слово – милосердие очень древнее слово. Наши далекие предки называли человека милосердным, если он проявлял заботу о других людях, сочувствовал им, утешал их, если с ними приключалась беда. Считалось очень плохим поступком не оказать помощь нуждающемуся, не заметить горе другого, не проявить сочувствие, сострадание. Такого человека называли бессердечным.

А сейчас я вам расскажу историю, а вы послушайте и скажите мне, кто из героев проявил милосердие, сострадание к другому человеку, а кто –нет.

«Мальчики во дворе затеяли игру в прядки. Игорь изо всех сил побежал к ящику, чтобы спрятаться в нем, но нечаянно споткнулся и, падая ушиб ногу. Он громко заплакал. К Игорю подбежал Миша и Юра. Миша посмотрел на ссадину и засмеялся: «Подумаешь, ерунда какая. Стоит из-за неё реветь на весь двор!» А вот что сказал Юра:»Да, ты очень сильно ударился, но, пожалуйста, не плачь. Потерпи немного. Вот увидишь, все будет хорошо. Давай я подую на твою ссадину и тебе будет легче. А еще я помогу тебе дойти домой, и там мы перевяжем коленку бинтом».

А теперь, ребята, ответьте мне, о ком из детей мы можем сказать: «Он проявил милосердие»?

Вывод: «Человек, который сочувствует, сострадает другому, никогда не будет смеяться над его бедой, а всегда постарается утешить, помочь ему, облегчить его страдания. О таком человеке говорят – он проявил милосердие».

Игры – упражнения на закрепление правил культуры отношений:

    Оля прищемила палец. Ей больно. Сережа, утешь её. Что ты ей скажешь и как?

    Малыш ушибся и заплакал, пожалейте его.

    У Виталика сломалась машина, которую ему подарили. Он очень расстроен. Подумайте: как вы ему поможете, как успокоите его?

    У няни заболела голова. Скажите ей слова утешения. Как вы еще сможете ей помочь?

ЗАНЯТИЕ «ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРОСТОЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ»».

Цель занятия: познакомить детей с правилами приветствия, история этих правил; вызвать интерес, эмоциональный отклик и желание соблюдать правила приветствия в процессе общения с окружающими.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами узнаем еще одно важное правило, без которого люди не могут обойтись ни дня и ежедневно выполняют его.

Я расскажу вам сказку, слушайте: «Давным-давно это было. Люди тогда одевались в шкуры зверей и были очень не вежливые. Например, встретит один человек другого и вместо того чтобы сказать «Добрый день», «Здравствуйте!» - ударит его или убежит. Хорошего от таких встреч было мало. Так продолжалось очень долго. Но вот однажды вышел человек из своей пещеры в дремучий лес. Идет – идет, кругом никого: видно все друг друга перебили. Лишь через несколько дней встретил он другого человека и так ему обрадовался, что отбросил свой камень и побежал на встречу. Но другой оказался очень боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда первый протянул ему обе руки: смотри мол, у меня ничего нет, не бойся меня».

Вот так получились первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба, первая в мире вежливость. Слышите: дружба и вежливость. А когда люди научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

Как вы думаете, какие это слова? – Дети отвечают:»Добрый день, доброе утро, добрый вечер, здравствуйте».

Удивительное слово «здравствуйте». Знаете, что оно означает? Слово «здравствуйте» - очень древнее. Русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали друг другу доброго здоровья (показ). Слово «здравствуйте» и означает «будь здоров». По – разному можно приветствовать знакомого и незнакомого человека. Но уклониться от приветствия, не ответить на него – всегда считалось невоспитанностью и неуважение к людям. Ведь в поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание:»Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне. Я желаю тебе всего самого доброго – здоровья, веселья и счастья» Вот что означает простое слово «здравствуйте». Слово «здравствуйте» можно легко заменить словом «привет». Но только использовать его можно не всегда. Как вы думаете, кого можно встретить этим словам? (Своих друзей, но не взрослых людей, которым надо говорить «Здравствуйте», «Добрый день»….)

Очень хорошо если, приветствуя человека вы улыбнетесь ему и назовете его имя.

Давайте еще раз вспомним правила приветствия.

Игра «Вежливый ручеек».

Правило игры: выбирая себе пару, «ручеек» должен сказать какие – либо слова приветствия и обратиться по имени (Добрый день Ульяна» «Привет, Антоша», «Здравствуйте, Нелла Сергеевна»).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ на тему «О бабушках и дедушках»

Цель: сформировать осознанное восприятие старшего поколения как источника мудрости, опыта, терпеливого, заботливого отношения к внукам.

Словарь: мудрость, очаг.

К занятию пригласить бабушек и дедушек, приготовить чай из трав, зажечь свечки.

ХОД

Воспитатель. Здравствуйте дорогие! Мы вас очень ждали, рады вам! Как хорошо, что есть бабушки и дедушки в семье! Родители часто заняты, им надо много успеть. И тогда им на помощь приходят их родители – бабушки и дедушки.

А вот как пишет М. Горький о своей бабушке.

« …Она в лесу – точно хозяйка и родная всему вокруг, все видит, все хвалит и благодарит. От неё – точно тепло течет по лесу, и когда мох, примятый её ногой, расправляется и встает – мне особенно приятно было видеть. Однажды я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке. Она живо вытащила меня, повела к ручью, вымыла, перевязала раны своей рубахой, приложив какие то листья, утоливших боль. Как – то вечером вижу: она спокойно срезает грибы, а около неё, вывесив язык, стоит серая, поджатая собака…

- А ты иди, иди прочь! – говорит бабушка.

Собака странно изогнулась, не ворочая шеей, и прыгнула в лес, поджав хвост.

- Видал? – улыбаясь спросила бабушка. – А я вначале обозналась, думала собака, гляжу – ан клыки-то волчьи, да и шея тоже! Испугалась даже: Ну, говорю, коли ты волк, так иди прочь! Хорошо, что летом волки смиренны…»

Что можно сказать о бабушке Алеши?

Кто из вас может рассказать, как и когда помогла вам бабушка? А может быть, кому-то помог дедушка?

Чья бабушка или дедушка много знают о растениях, животных, птицах?

Кто пил у бабушки или дедушки чай из трав? Кого бабушка или дедушка научили прикладывать листочек подорожника к ранке? А еще чему?

О чем вы любите расспрашивать бабушек и дедушек?

О чем они сами любят вам рассказывать? Кто из вас может сказать о бабушке и дедушке, что они люди добрые, ласковые и много знающие, то есть мудрые?

Можно сказать, если очень любишь бабушку и дедушку, что вы гордитесь тем, что они добрые мудрые?

Что можно сказать о детях, у которых нет бабушки и дедушки? (Им не повезло). Так бывает, если поженились мама и папа, которые воспитывались в детском доме, или их родители умерли.

Однажды в газете я прочитала объявление: «Ищем бабушку, ещё лучше с дедушкой. Если старые люди одиноки, мы станем им детьми и внуками».

Почему семья дала такое объявление?

Как вы думаете, нашли они бабушку и дедушку своим внукам? (газета не печатает результаты.)

Что бы вы им пожелали?

А себе бы вы что пожелали?

Вы думаете, а я угадаю по вашим глазам и лицам.

Зажжем свечки. Как будто это наш домашний очаг. И пока горят огоньки, пожелаем бабушкам и дедушкам всего, что вы хотите.

Замечательно, я горжусь вами, вашими добрыми и светлыми мыслями о родных людях.

А сейчас предоставляется слово бабушкам и дедушкам.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ « Мы едем в городском транспорте»

Цель: закрепить правила поведения в общественных местах, воспитывать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам.

Ход.

Разыгрывается ситуация: остановка городского транспорта.

Воспитатель. Ребята подскажите, кто в какую дверь войдет? (Старые, инвалиды, дети – в переднюю).

Что нужно сделать вам, если надо выходить на следующей остановке? (Сказать: извините, мне скоро выходить; разрешите пройти вперед.)

Почему мужчины подают руку женщине и выходят первыми?

Если мальчик подаст руку маме, что о нем скажут?

Если выходят много людей, есть время (возможность) подать руку маме?

Если ребенок просится сесть или требует место у окна, что о нем скажем? (Он еще не знает правил!) А вы как поступите? Уступите место? Скажите негромко? (Водителя отвлекает шум в салоне, другим пассажирам можно помешать).

А если много народу, тебя кто-то зовет сесть на колени – это прилично?

(Да, другим будет свободнее, и если позволят родители, можно сесть).

Почему неприлично в транспорте есть мороженое? (Можно кого-то запачкать). Вообще лучше не есть, не только мороженое.

Тряхнет автобус – прикусишь язык или уронишь еду на свою одежду.

Можно ли писать на обивке? Вы видели разрезанную обивку?

Кто это сделал? Кто заплатит за починку? Приятно ли пассажирам?

Поиграем несколько ситуаций на посадке и выходе и вспомним, как правильно обходить автобус и трамвай.

У меня к вам просьба: вы говорите правила, а я запишу их на этот лист для других детей. Хотите?

Молодцы!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ»

Цель: закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

Ход. Звучит песня «Мальчишки и девчонки»

Воспитатель: Чем отличаются мальчики от девочек? (Одеждой, прической, играми, поведением и т.д.) Сравните голоса девочки и мальчика, жесты девочек и мальчиков, походка девочки и мальчика.

Дидактическая игра «Кому это нужно?» (Банты, машинки, куклы, рогатки, пистолеты …)

Мальчики вы хотите надеть платьица, завязать бантики?

Вам будет неловко бегать, прыгать. Ваша одежда – специально для мальчиков.

Почему же девочки ходят в брюках? Это для похода, физкультуры, поездки. А каждый день – красивее в платьях.

Мальчики вам больше нравятся девочки в платье или в брюках?

Самые красивые принцессы, Аленушки – все в платьях. А принцы, Иванушки – в брюках. Давайте посмотрим эти иллюстрации. (Показывает репродукции картин художников 19 века)

Как интересно одеты дети!

А вот детский журнал мод.

Детям можно предложить зарисовать фасоны для мальчиков и девочек.

Если мальчики и девочки отличаются друг от друга, то они могут вести себя по-разному? В каких случаях?

Кто сильнее? Значит, нельзя бороться с девочкой.

Кто смелее? Значит, мальчик идет впереди в темноте, по мостику, а девочку держит за руку.

Придумайте еще разные правила.

Хорошо, что в группе есть мальчики и девочки?

Хорошо, так как есть действия, которые лучше делают девочки, а есть то, что лучше умеют мальчики. Назовите их … Это замечательно, поскольку можно помогать друг другу.

Что сказал кот Леопольт? (Ребята, давайте жить дружно)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ПРЕДМЕТЫ НА ПРАЗДНИЧНОМ СТОЛЕ»

Цель: сформировать представления и понятия о сервировке стола; совершенствовать навыки поведения за столом и владения различными предметами.

Словарь: сервируем, приборы, манеры, прилично.

Воспитатель. Помогаете ли вы дома накрывать стол? Что делаете?

Отличается ли праздничный стол от ежедневного? Чем?

Хотите, вместе накроем стол и устроим дружеский ужин?

Посмотрите, как заглажена скатерть, зачем?

Чем украсим стол? (Цветами. ) Почему не ставят высокие цветы? (Чтобы не заслонять лица.)

А сейчас сервируем стол, что это значит? (Вместе с детьми ставим все приборы, рассматривает, куда что класть)

Мы будем, есть блины с вареньем, и пить чай с тортом. Что еще поставим? Вазочки для варенья, салфетки из ткани, сахарницы. Стол накрыт. Садимся ужинать Поощряем хорошие манеры, обращаем внимание на то, как пользоваться ножом, вилкой, салфеткой (положить на колени). По чему лучше разговаривать негромко.

Разрезаем торт, разливаем чай, учимся передавать друг другу чашки, не оставляя себе, пока не получили все, кто сидит дальше. Звучат слова «пожалуйста – спасибо».

Негромко советуемся, почему сахар (если кусочками) можно брать рукой, варенье нельзя брать своей ложкой, куда кладут грязные ложку, нож и вилку. Прилично ли выбирать себе кусок торта? Прилично ли разглядывать, как едят и пьют соседи по столу? Если у человека плохие манеры (действия ), приятно ли с ним за столом?

Хочется ли вам, чтобы вас приглашали в гости? Теперь вы сможете сами накрыть стол для своих гостей?

Вместе с детьми убрать все со стола и поиграть в игры «Кто больше назовет предметов сервировки чайного стола?» и «Кто больше назовет предметов сервировки стола для обеда?»

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе

Тема: «Зоопарк»

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о животных нашей страны и других стран; воспитывать культуру поведения, познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветеринар, экскурсовод, афиша).

  • 1. Образовательная:
    • - Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их;
    • - Помочь детям усвоить новые профессии: «Ветеринар», «Экскурсовод»;
    • - Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал;
  • 2. Развивающая:
    • - Развивать речь детей, закреплять звукопроизношение.
    • - Обогащать словарный запас.
    • - Тренировать память, внимание.
  • 3. Воспитательная
  • - Формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры,
  • - Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

Предварительная работа: чтение книг художественной литературы экологической тематики (А. Н. Рыжова) просмотр DVD дисков.

  • - Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке,
  • - Рассматривание альбома «Дикие животные»,
  • - Загадывание и отгадывание загадок о животных,
  • - Чтение художественной литературы о животных.
  • - Изображение животных трафаретами,
  • - Раскрашивание изображения животных,

Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Воспитатель вносит большой музыкальный плакат «Зоопарк».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Сегодня утром я шла в детский сад и на воротах увидела красивую афишу. Кто знает, что такое афиша? (ответы детей).

  • - Афиша - это объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте.
  • - Давайте рассмотрим поближе.

Дети становятся вокруг стола и рассматривают музыкальный плакат «Зоопарк».

Воспитатель: - Как вы думаете, куда нас приглашают? (Ответы детей).

  • - Правильно, нас приглашают в зоопарк! Скажите, кто из вас был в зоопарке? (Ответы детей).
  • - Кто знает, что такое зоопарк? (Ответы детей).

Зоопарк, как всем известно,-- это место, где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные.

Скажите, а кто работает в зоопарке? (Ответы детей).

Ответ: директор, кассир, рабочие по уборке территории, экскурсовод, повар, ветеринар.

Воспитатель: - Кто знает, кто такой экскурсовод? (Ответы детей).

  • - Экскурсовод - это человек, который рассказывает интересные истории о картинах, животных и других вещах.
  • - Кто такой ветеринар? (Ответы детей).
  • - Правильно, ветеринар - это врач, который лечит животных.
  • - Ребята, посмотрите, чьи это следы?

Воспитатель обращает внимание детей на следы зверей, разложенных на полу.

Воспитатель: - Давайте пойдем по ним и посмотрим куда они ведут!

Воспитатель с детьми выстраиваются друг за другом и под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» идут по следам зверей по группе и останавливаются перед вывеской «Зоопарк».

Воспитатель: - Ребята, куда же привели нас следы? (Ответы детей: в зоопарк).

  • - А кто живет в зоопарке? (Ответы детей).
  • - Правильно! А сейчас вам предлагаю поиграть в игру «Зоопарк»

Дети распределяют роли и выбирают атрибуты для игры. Все занимают свои рабочие места.

Воспитатель: - Ребята, чтобы попасть в зоопарк, нам нужны пригласительные билеты. Где мы можем их приобрести? (Ответы детей: в кассе).

Правильно, в кассе. Билеты продает кассир.

Дети и воспитатель подходят к кассе, получают билеты и проходят в зоопарк.

Вдруг раздается телефонный звонок у директора (ребенка) в кабинете:

Алло! Здравствуйте! Да, это зоопарк. Да, конечно, привозите! (Кладет трубку и говорит, что сейчас к нам привезут 10 животных, но для них нет клеток. Их срочно нужно построить).

Воспитатель: - Ребята, давайте построим для животных вольеры. Кто знает, что такое вольер? (Ответы детей).

  • - Вольер - это участок, огороженная площадка (с навесом или открытая), где находятся животные.
  • - Из чего мы будем строить вольеры? (ответы детей: из большого строительного материала).
  • - Да, мы построим их из большого строительного материала. А сейчас предлагаю поиграть в игру «Кто построит лучший вольер для животных»

Дети под руководством воспитателя и под веселую музыку строят вольеры из крупного строительного материала.

Воспитатель:- Молодцы! Все справились! Вольеры готовы!

Звучит сигнал машины. Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными.

Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим каких животных привезли. Отгадайте загадки и они выйдут из машины.

Воспитатель загадывает загадки про каждого животного. Дети с интересом их отгадывают.

Воспитатель: - Скажите, какие это животные домашние или дикие? (Ответы детей: дикие).

Воспитатель: - А теперь предлагаю наших животных показать ветеринару.

Ветеринар (ребенок) осматривает животных: внешний вид, измеряет температуру и т.д.

Воспитатель: - Скажите, доктор, все ли животные здоровы? (Ответ: да).

  • - Тогда предлагаю наших зверей (игрушки) разместить по вольерам.
  • - Ребята, назовите животных, которые находятся в нашем зоопарке. (Ответы детей: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна).
  • - Кто из них спит зимой? (Ответ детей: медведь).
  • - Где он спит? (Ответ: в берлоге).
  • - Что он любит есть? (Ответ: ягоды, мед).
  • - Молодцы! Пойдем дальше. (Подходят к другому вольеру).
  • - Посмотрите, кто это? (Ответ: жираф).
  • - Правильно - это жираф. Самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев.

Воспитатель: - Ребята, кто из вас может рассказать о каком - либо животном?

Дети по желанию рассказывают о том животном, которое они выбрали. Воспитатель дополняет ответы детей.

Воспитатель: - Вот и наступило время обеда.

Повар (ребенок) подносит еду каждому животному.

Воспитатель рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

Воспитатель: - В нашем зоопарке работает фотограф. Желающие сфотографироваться около животных подходите к фотографу.

Выходит ребенок с фотоаппаратом и начинает фотографировать детей.

Воспитатель: - Ребята, наши животные устали и им надо отдохнуть. Давайте придем к ним в следующий раз.

Посмотрите, опять появились чьи-то следы!

Воспитатель обращает внимание детей на следы, лежащие на ковре.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, куда же на этот раз они нас приведут.

Воспитатель вместе с детьми друг за другом идут по следам под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» и подходят к сундучку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это за сундучок?

Воспитатель открывает сундучок, в котором находится печенье в виде животных.

Воспитатель: - Какие тут угощения! Это от жителей зоопарка. Они говорят большое спасибо за то, что мы побывали у них в гостях.

Воспитатель раздает печенье детям.

Воспитатель: - Мы и не заметили как оказались в детском саду. Наше путешествие подошло к концу. Все вы молодцы!

Конспект сюжетно ролевой игры «Школа»

Цель: Уточнить знания детей о профессии учителя, медсестры, буфетчицы. Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события, учить подчинять всех играющих общей игровой цели. Осуществлять скрытое управление игрой, приняв на себя роль директора.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Формировать мотивационную готовность к школе.

Оборудование: колокольчик для подачи звонка, оправа для очков, атрибуты для игры в школу, в больницу, буфет, мультфильм «Маша и медведь», серия «Первый раз в первый класс».

Игровые роли: директор, учитель - 3 чел., ученики, медсестра, буфетчица.

Ход игры:

1. Игра для эмоционального настроя «Волшебные очки»

Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей.

2. Мотивационный момент. Просмотр отрывка из мультфильма «Маша и медведь», серия «Первый раз в первый класс».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите пойти в школу? Воспитатель проводит беседу о школе.

Игра с мячом «Назови школьные принадлежности»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть в школу?

3. Распределение ролей с помощью жребия (дети тянут жребий - свернутые в рулончики бумажки с изображением 3-х учителей, учеников, буфетчицы, медсестры). Воспитатель с помощью вопросов уточняет знания детей о профессии учителя, медсестры, буфетчицы.

Воспитатель: Как вы думаете, что делает директор в школе? Какой он? Я буду директором.

4. Выбор атрибутов для игры.

Воспитатель: «Давайте приготовим свои рабочие места. Выбирайте, кому что нужно. Все готово? Начинаем играть»

Звенит звонок. Первый урок - математика. Учитель дает задание по своему выбору. Например, дидактическая игра: «Назови соседа», «Геометрические фигуры» и т.д. Воспитатель в роли «директора», поощряет инициативу «учителя». Учитель проверяет правильность выполнения игрового задания, ставит оценки, хвалит за хорошую работу.

Перемена. Директор: Ребята, нас приглашают в медпункт, нужно всем поставить прививки, чтоб не заболеть гриппом.

Медсестра: Проходите, пожалуйста, присаживайтесь (далее ролевой диалог с «учениками»)

Звенит звонок на второй урок. «Родной язык». Его проводит второй учитель. Он предлагает игру «Азбука» или другую, по своему усмотрению. Например, ребенок может повторить то, что запомнил из предыдущих занятий по развитию речи.

Перемена. После окончания урока директор приглашает всех в буфет, на завтрак.

Буфетчица: ролевые диалоги с «учениками».

Звенит звонок на третий урок - физкультура. Учитель, желательно чтобы это был мальчик, предлагает поиграть в подвижную игру по своему выбору. После звонка он объявляет об окончании уроков, напоминает, что завтра «ученики» снова встретятся в «школе».

Воспитатель подводит итог: Ребята, вам понравилось играть в школу? Правда, все получилось интересно? Как вы думаете, почему было играть интересно? Какой урок вам запомнился? Что было самым запоминающимся?

Обобщает ответы детей. Это потому, что мы играли дружно, без ссор обо всем договаривались. Вы просто молодцы. Мы еще обязательно поиграем в школу.

Просмотр продолжение мультфильма

Конспект сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская»

Цель, задачи: Формировать у детей умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции. Активизировать ролевой диалог. Воспитывать дружеское отношение друг другу.

Предварительная работа: Составление конспекта с. р. и. «Парикмахерская». Изготовление ножниц из картона. Таблички с изображением мальчика и девочки (для обозначения мужского и женского зала). Подготовка места в игровой зоне для игры «Парикмахерская»

Оборудование для игры: Фартуки для парикмахеров, ножницы, расчёски, полотенчики, косметические шапочки, шампуни, фен, духи и одеколон, деньги из фантиков для оплаты, зеркало.

Словарь: Женский и мужской мастера, посетитель.

Воспитатель предлагает нескольким незанятым игрой детям поиграть. Ребята, а вы были в парикмахерской? Кто там работает? Вы знаете, как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? Правильно парикмахер. Лиза, Ангелина, Рома, Маша и Слава, ну что поиграем?

Рома: А мы будем играть в парикмахерскую?

Воспитатель: Да, в парикмахерскую.

Дети соглашаются и воспитатель вместе с детьми проходят в игровую комнату для игры в парикмахерскую.

Воспитатель: (помогает распределить роли) Лиза- ты мужской мастер и работать в мужском зале, а ты Ангелина- женский мастер и работать в женском зале.

Рома, Маша и Слава посетители.

Ангелина: Нет, лучше вы будете женским мастером, а я буду посетителем

Воспитатель: Пожалуйста, я буду женским мастером, кто хочет подстричься, сделать причёску7

Рома: Я хочу подстричься.

Слава: И я хочу подстричься и по одеколониться

Воспитатель: Хорошо, пройдите к мужскому мастеру, он вас уже ждёт.

Ангелина и Маша: Мы хотим сделать красивую причёску, как у куклы Барби.

Воспитатель: Проходите, девочки в женский зал. Какими инструментами работают парикмахеры? Чем моют голову? Что ещё используют при мытье головы? (Воспитатель подводит детей к тому, чтобы они вспомнили инвентарь парикмахера)

Ответы детей: специальные ножницы, электромашинки, полотенчики, шампуни, фен, кондиционер

Лиза: Слава, ты подожди, сначала Рома, он будет первым.

Рома тебе помыть голову?

А как подстричь?

Рома: Да, помыть, а причёску я хочу как у папы!

Лиза начинает мыть голову Роме, имитируя в одной руке душ, в другой шампунь. После мытья берёт ножницы и начинает стричь, затем сушит феном, спрашивая, нравится Роме или нет?

Рома: Нравится. (Любуется в зеркало). Расплачивается за услуги.

Затем Лиза приглашает Славу в кресло и проделывает с ним аналогичную работу, что и с Ромой, теперь парикмахер Рома. Одновременно происходит работа в женском зале. Воспитатель- парикмахер начинает работать с волосами девочек.

Ангелина: Я уже сама захотела быть парикмахером.

Воспитатель: Хорошо, одевай форму парикмахера.

Воспитатель помогает с выбором шампуня, для какого типа волос? Какой кондиционер? Ополаскиватель для волос.

Ангелина: Маша тебе пенкой или лаком волосы уложить?

Маша: Лаком лучше.

Лиза, Рома, Слава наблюдают за рабой Ангелины.

Когда работа в женском зале закончена, воспитатель обращает внимание на красиво подстриженные волосы Ромы, Славы, уложенную причёску Маши и предлагает вспомнить. Чем работают парикмахеры и что получается?

(Дети образуют относительные прилагательные: красивая причёска, уложенные волосы, хорошая стрижка).

Итоги игры:

Игра в парикмахерскую закончена. Она вам понравилась? Какие вы выполняли роли? Что делали ваши клиенты у вас в парикмахерской?

Все ребята молодцы!

Тема: “ Парикмахерская”

Возраст: средняя группа.

Программное содержание:

Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии, назначении профессии парикмахер; совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре;

Развивающая: способствовать развитию у детей творческого потенциала в придумывании сюжета игры, развивать тем самым интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру;

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к профессиям, к действия и результатам в игре, формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе»;

Задачи по развитию игры:

Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров; намечать игровую роль и обозначать её для партнёров в процессе развёртывания игры; самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение подбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет; развивать сюжет на основе полученных знаний.

Задачи нравственного воспитания : развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь; развивать умение объективно оценивать действия партнёров, подчинять своё поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружелюбные взаимоотношения.

Методы приемы:

рассказ с показом иллюстраций, беседа, показ действий расчесывания, приведения в порядок кукол в группе в индивидуальной работе, создание предметно-игровой среды, внесение игрового материала, опосредованное руководство игрой.

Оборудование:

Фотографии парикмахера за работой, иллюстрация с Петей и Серёжей (для чтения стихотворения С. Маршака), уголок парикмахера, расчески, флакончики, использование предметов-заместителей (кубики, палочки...), телефон, телевизор игрушечный, каталог причесок.

Словарная работа:

Щипцы, виды стрижек, химическая завивка, косметолог, визажист.

Роли:

Парикмахер, помощники, посетители, косметологи, массажисты.

Основные сюжетные линии:

Выбор действий детьми (причёсывание, стрижка, мытьё головы, завивка, окраска и др.)

Приглашение посетить другие виды услуг: визажист.

Привлечение новых ролей, действий в игру: подметать пол, поездка за новыми красками, ножницами.

Ход игры:

По телевизору сообщается об открытии новой парикмахерской:

"Внимание! Внимание! В нашей группе детского сада открылась новая парикмахерская, в ней работают специалисты своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих!

А услуги самые разные:

    создание причёсок на праздники, на каждый день;

    стрижки женские, мужские;

    завивка, окраска волос;

    в скором будущем парикмахерская планирует открыть и косметический салон, и массажный кабинет.

Не забывайте, что можно записаться на услуги и по телефону: 3-44-55

Приходите все! Торопитесь!

Новая парикмахерская ждёт Вас!

Внимание! В новую парикмахерскую требуются специалисты:

    Парикмахер в женский и мужской зал

    косметологи, визажисты

обращаться к новому директору – Марии Петровне»

Распределение ролей: ребята самостоятельно проявляют интерес и устраиваются на работу. Косвенное руководство может заключаться в предложении пройти практику рядом со специалистом; просить директора заместить сотрудника, который в отпуске по визажу.

На улице в окно стучит клоун, просит пустит внутрь! Заходит и сообщает, что пришёл по объявлению об открытии новой парикмахерской. Говорит о том что не успел причесаться, а ведь у него выступление в цирке сегодня! Просит выручить детей.

Ребята предлагают сделать причёску, клоун подсказывает действия - он хочет покрасить волосы, подстричься. Давая пояснения парикмахеру, дети наблюдают, выполняют свои роли, придумывают новые.

Клоун благодарит парикмахеров. Расплачивается. Предлагает всем детям сделать красивые озорные причёски, т.к. он их приглашает в цирк.

Отмечает работу мастеров, красивые причёски. По окончании сюжетно-ролевой игры с ребятами клоун проводит различные игры, показывает фокусы, играют.

Во II половину дня в группу приходит письмо от клоуна! В нём он благодарит парикмахеров за отличную работу. Причёска всем зрителям понравилась. И предлагает сделать журнал - придумать и нарисовать причёски, макияж, костюм для праздников.

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Поликлиника», с учётом требований ФГОС

Цель:

1. Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача,

о работе поликлиники.

2. Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры.

3. Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген, процедуры, градусник, рецепт.

Предшествующая работа:

1. Экскурсия в медицинский кабинет.

2. Наблюдение за работой медсестры, врача.

3. Рассказ воспитателя о работе врача в поликлинике, окулиста, хирурга, педиатра, терапевта, рентгенолога.

4. Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации.

5. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»

6. Кукольный театр «Доктор Айболит»

7. Чтение рассказов о работе врача

8. Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий»

9. Ручной труд: изготовление градусника, фонендоскопа, горчичников для игры «в больницу»

Задачи:

взаимообогащать два вида детской деятельности: конструирование и игру;

создать условия для использования навыков конструирования из крупных блоков игрового модуля в реализации своих замыслов;

помочь создать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации;

формировать умение творчески развивать сюжет;

развивать речевое и ролевое взаимодействие;

развивать воображение;

развивать коммуникативные навыки;

воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры

атрибуты к игре : халаты, шапочки, градусник, фонендоскоп, лекарства, шприцы. Шпателя, рецепты, талоны, схемы, касса. деньги.

План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры

Задачи

Общие методические приемы Методические приемы, используемые в игре

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми

Формировать умения выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников.

Создать условия для возникновения игры (мотивация на игру) .

Предварительное обсуждение с детьми содержания игры.

Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры.

Формировать умения восстанавливать события врач- скорая помощь- служба спасения- аптека.

Состоящих из четырёх эпизодов

Развивать умение детей взаимодействовать с партнерами по игре (врач- пациент- скорая помощь- служба спасения- аптека) .

Подготовить атрибуты к игре, создать игровое пространство и заинтересовывающий момент.

Выслушать мнения детей о том, какими качествами должен обладать врач. из чего можно изготовить таблетки, микстуру и т. д., что надо сделать в первую очередь и т. д.

Помочь детям выстроить последовательность действий в процессе игры.

С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям.

Для поддержания интереса к игре ввести новую сюжетную линию.

Способы руководства игрой

Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий согласно выбранным ролям.

Помочь в развитии сюжетной линии, способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. С помощью вопросов помочь детям определить и распланировать свои действия.

В процессе игры поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять малоактивных детей.

Структура сюжета игры.

Сюжет игры выстраивается через последовательное взаимодействие развертываемых событий

Сюжет игры:

изготовление атрибутов: рецептов, градусников, таблеток, горчичников.

Этапы игровой деятельности

Выявление проблемы Диагностика игровых навыков, игровой среды

I. Подготовительный этап

Обрисовка сюжетной канвы Изучение литературы:

Н. Михайленко, Н. Короткова

«Организация сюжетной игры в детском саду»

С. Л. Новоселова «Игра дошкольника»

Организационная работа Чтение художественной литературы:

В. Маяковский «Кем быть? ».

Чтение рассказов из детских энциклопедий «я и моё тело»

Рассматривание иллюстраций с изображений различных врачей, службы спасения, скорой помощи, аптеки.

Продуктивные виды деятельности:

Изготовление атрибутов к игре

Рисование на тему: «Как я себе представляю врача»

Аппликация на тему: изготовление таблеток, горчичников

Конструирование на тему: шапочка врача, градусники

Беседы с детьми на тему: «я уколов не боюсь, если надо уколюсь», «Если бы я был бы я врачом, спасателем», «Кем быть? »

Дидактические игры: «Найди лишнее», «Кто что услышал? ».

Разработка конспекта игры «поликлиника, больница. Служба спасения».

Организация игрового пространства, подбор и подготовка воспитателем материала для игры:

–врач

Скорая помощь

Служба спасения-

Аптека.

Взаимодействие с родителями

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «поликлиника, больница, служба спасения, аптека»

II. Основной этап

Систематизация информации Принятие детьми на себя роли.

Обсуждение содержания игры.

Организация игрового пространства: поликлиника (терапевт – стоматолог)

Скорая помощь (сумка с лекарствами, инструментами) .

Аптека –касса, лекарственные препараты. Обеспечение руководства:

– распределение ролей;

– взятие на себя второстепенной роли;

– обсуждение содержания игры-вопросы;

– руководство организацией игрового пространства.

Игровая деятельность детей. Игра.

Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером по игре. Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций.

Обучение элементам развития сюжета.

Использование в игре предметов-заместителей.

Принятие на себя второстепенной роли.

III. Заключительный этап

Итог Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе. Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета.

Диагностика игровых умений детей.

Перспективный план по организации сюжетно- ролевой игры «больница ».

1. блок.

Обогащение жизненного опыта ребёнка.

*Познавательно- речевое занятие «о человеке».

*Знакомство детей со строением человека.

* д/и «я и моё тело», «строение человека», «для чего человеку нужны, пять органов чувств», «человек и его настроение», «приключения зуба», «этикет питания», «что полезно, а что вредно».

* Д/и: «малыш-крепыш», «если малыш поранился», «валеологи или здоровый малыш (кожа, питание, сон). «Валеология или здоровый малыш» (зубы, зрение, слух, «наши чувства и эмоции».

*Беседы: «как сберечь своё здоровье», «осанка для здоровья», «витамины для человека», «гигиена и здоровье», «что было бы если… ». «Девочка и мальчик два разных мира» (проводится отдельно) .

*рисование: «человек в движении», выкладывание из геометрических фигур – фигуру человека.

*рассматривание иллюстраций из энциклопедии «моя первая энциклопедия», раздел – валеология и раздел – человек.

*использование музыкальной терапии для психологической разгрузки.

*разные виды гимнастик (пробуждения, дыхательная гимнастика и другие виды гимнастик). Массажи, укрепляющие здоровья ребёнка.

*экскурсии: медицинский кабинет детского сада, в поликлинику, скорую помощь.

*наблюдение за работой врача стоматолога, педиатра.

2 блок.

Обогащение игрового опыта детей.

Совместная игра с одним ребёнком или с не большой Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей подгруппой детей. Групповая игра. Подготовительные периоды к самостоятельной игре детей – по мере необходимости от конкретной ситуации в группе.

3блок.

Развивающая среда.

Создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей.

Журналы «здоровья», атрибуты к игре, игры по валеологии. Плакат «моё тело», д/и «знай своё тело», «полезное и вредное»

Энциклопедии: «Почемучка», «моя первая энциклопедия»,

4. блок

Приёмы управления взаимоотношениями в игре.

1. Организация совместных игр детей.

А) воспитатель учитывает дружеские привязанности между детьми.

Б) объединяет детей общим сюжетом.

2. развитие умений общаться по поводу игры: договариваться, делиться игрушками, проявлять сочувствие и уважение к партнёру.

3. видение возникающих конфликтов и тактичное их улаживание.

4. включение игру детей застенчивых и «изолированных».

5. учет индивидуальных особенностей личности детей (излишне расторможенных и агрессивных) .

5. блок

Пропаганда педагогических знаний об игре среди родителей.

1. Информирование родителей о возможности и значении игры для ребёнка в дошкольном возрасте.

2. Предложить родителям участвовать в изготовлении атрибутов к игре.

3. Показ развлечения для родителей «Айболит в гостях у детей»,

«путешествие в страну «Здоровейку».

6. блок

Сюжетно- ролевая игра «больница».

Предполагаемый результат.

1. умение детей вступать в речевой диалог, отвечать на вопросы, задавать их в соответствии с принятой ролью.

2. умение создавать условия для самостоятельной игровой деятельности.

3. Умение переносить игровой опыт в самостоятельные игры со сверстниками.

Схема этапов проведения игры.

1этап:

врач пациент

действия: врач- принимает больного, опрашивает, записывает, осматривает, слушает, измеряет температуру, проверяет горло, выписывает лекарство.

Пациент- приходит объясняет для чего он пришёл, что у него болит.

2этап:

Линия сюжета: приём больного.

пациент врач

аптека

действия:

Пациент - приходит, объясняет для чего он пришёл, что у него болит.

3этап:

Линия сюжета: приём больного.

пациент скорая помощь

врач

аптека

действия:

пациент- вызывает скорую помощь, для чего он вызвал, что у него болит.

скорая помощь – принимают вызов, приезжают, делают первичный осмотр, оказывают первую медицинскую помощь. Выписывают направление к врачу, выписывают рецепты на лекарства.

врач - принимает больного, опрашивает, записывает. Осматривает, слушает, измеряет температуру, проверяет горло, выписывает лекарство.

Аптека – принимает рецепты, выдаёт лекарства, выдаёт чеки, принимает деньги, предлагает другие лекарства, советует.

Линия сюжета: приём и спасение больного.

Пациент служба спасения

Скорая помощь

Врач

аптека

действия:

пациент- вызывает службу спасения, объясняет для чего он вызвал службу, что у него случилось.

служба спасения - принимают вызов, приезжают, осматривают, помогают, вызывают скорую помощь, объясняют обстановку, ждут скорую помощь.

скорая помощь – принимают вызов, приезжают, делают первичный осмотр, оказывают первую медицинскую помощь. Выписывают направление к врачу, выписывают рецепты на лекарства

врач - принимает больного, опрашивает, записывает. Осматривает, слушает, измеряет температуру, проверяет горло, выписывает лекарство.

Аптека – принимает рецепты, выдаёт лекарства, выдаёт чеки, принимает деньги, предлагает другие лекарства, советует.