Памятник Александру Невскому. Памятники Александру Невскому в России

Сегодня в Долгоруково состоялось знаковое событие - совершен чин закладки камня в основу храма святого равноапостольного великого князя Владимира. Даже прохладное ноябрьское утро не помешало землякам прийти на службу. Не только пожилые, но и молодые семьи с детьми поспешили на праздник. И пролетавший в вышине косяк птиц как бы «говорил» нам с небес: «Доброе дело, доброе!»
Чинопоследование закладки храма возглавил Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский, в сослужении духовенства Долгоруковского благочиния. В праздничной церемонии принял участие глава района Константин Моргачев.
«Братья и сестры! Мы сегодня собрались для того, чтобы Господь благословил строительство храма, - обратился к мирянам, духовенству епископ. - Это яркое, светлое событие не только для жителей села, но и для всей епархии». Далее он коснулся истории, сказал о 100-летии Октябрьского переворота, положившего беспрецедентные по своим масштабам гонения на верующих. Но в 1917 году произошло и большое церковное событие - восстановление Патриаршества. В лице новоизбранного Патриарха Тихона Собор дар церкви духовного вождя, символ ее единства, верности Христу. Правящий архиерей отметил, что это великое благо и честь - возродить наши святыни. Он пожелал людям веры в душе. «Впереди - огромный труд по возведению церкви. Но я верю, что в скором будущем мы будем свидетелями освящения храма и того дня, когда его приход посетят первые прихожане». Поздравил всех присутствующих с праздником. Затем епископ поблагодарил главу района Константина Моргачева за помощь и содействие в возведении церковной обители. И подарил ему икону святого равноапостольного великого князя Владимира. Выразил благодарность всем благотворителям, людям, чьими стараниями будет строиться храм.
В ответном слове Константин Анатольевич сказал о том, что Долгоруково - единственный райцентр, где нет храма, напомнил цитату из Ветхого Завета: всему свое время, время разрушать и строить, время разбрасывать камни и время собирать камни. До революции на нашей территории действовали 18 храмов, а сейчас - 12, остальные стерты с лица земли. Я уверен, что времена разрушений святынь, нашей духовности не вернутся. И нашему храму быть! Он также поблагодарил депутатов облсовета Владимира Архипенко, Бориса Богатикова, генерального директора ГК «Трио» Евгению Уваркину, а также всех неравнодушных земляков за вклад в благое дело.
После молебна в основание будущего храма епископ Елецкий и Лебедянский и устроители опустили капсулу с закладной грамотой, в которой указано, когда, кем и в честь какого события был заложен храм.
На память об этом всем присутствующим Правящий архиерей подарил иконки святого равноапостольного великого князя Владимира и сладости.

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
"В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...
... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!".

Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников, А. Витберг, В. Стасов. Во втором - К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя - на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля., и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового Храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед Храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи Храма.

Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.

Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение Храма, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел Храма - во имя св. Александра Невского. С этого времени в Храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.

Весной 1912 года в сквере возле Храма установили памятник Императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н. Померанцева и скульптора А.М. Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

В Храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник - Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
15 августа 1917 года, в тревожное для России время, в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха - им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

Благодаря тому, что в штат Храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф. Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по Храму специально для рабочих.
В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при Храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей.
Пожертвования, постоянно собираемые в Храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.
В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство Храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия Храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен.

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма".

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.

История Храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм - Главный Храм Русской Православной Церкви, Храм-памятник, Храм-мученик - Храм Христа Спасителя.

Божественной Литургией, совершенной под сводами возрожденного Храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила православная Россия великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова - Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Подобно древним волхвам она принесла Рождшемуся Господу свой дар - возрожденный Храм - символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды.

Красив храм святого Александра Невского, построенный в неорусском стиле у подножия горы Дарсан в Ялте.


В Крыму до революции было три храма в честь святого князя- воителя. Самый первый появился в Феодосии в позапрошлом веке, для этого был издан специальный указ императора Александра I, затем в Симферополе Долгая и тяжкая история собора в честь Александра Невского и только в начале прошлого века в Ялте.

Святой Александр Невский был святым покровителем российских императоров Александра I, Александра II и Александра III. Святым покровителем в христианской религии считается святой, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельных профессий. Среди славной когорты русских святых достойное место занимает русский князь Александр Невский, который также является небесным покровителем русского воинства. Примечательно, что ордена Александра Невского существовали как в царской России, так и во времена СССР, а также в современной России.

1 марта 1881 года был убит российский император Александр II (1818 -1881). По всей Российской империи начали строиться храмы и часовни в честь святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Считалось, что небесные покровители защищают интересы подопечных даже после их смерти. Не осталась в стороне от этого процесса Ялта, уже в июле 1881 года на набережной появилась часовня в честь святого Александра Невского Часовня под брызгами морских штормов .

Большую часть денег на строительство часовни выделил барон Андрей Львович Нил-Врангель фон Губеншталь, бывший ялтинским городским головой с 1879 по 1888 год.

Шло время и общественность Ялты решила, что часовни в честь погибшего императора недостаточно и необходимо построить храм. Собрался комитет по строительству храма аккурат через 9 лет после смерти Александра II, 1 марта 1890 года. Нашли было место возле Ливадийского моста, но Ялтинская городская управа посчитала, что денег в казну храм не принесёт, а выгодное месторасположение возле моста лучше использовать в коммерческих целях. Барон Врангель уже не был городским главой и повлиять на решение не смог. Тогда он предложил безвозмездно принадлежавший ему участок земли в противоположном конце города, где в результате и был построен собор. В очередную годовщину со дня смерти императора был заложен первый камень в основание храма, на закладке которого присутствовала императрица Мария Александровна. Император Александр III не возражал против возведения собора в память об своём отце, но приехать на панихиду и церемонию закладки камня отказался.

Если бы императора Александра II не убили народовольцы, то возможно следующим императором Российской империи стал бы Георгий Первый, а не Александр III. Непростые были времена и взаимоотношения между людьми в императорской семье.

Изначально наследником престола был старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович (1843 - 1865). После того как Александр II стал императором в 1855 году, то Николая Александровича стали готовить к предстоящему восхождению на престол. В 1861 и 1863 годах он совершил многочисленные поездки по России, затем в 1864 году отправился в Европу, где познакомился с датской принцессой Марией Софией Фридерикой Дагмар и сделал ей предложение. Состоялись помолвка и обручение. Но императором стать ему была не судьба - в апреле 1865 года цесаревич умер в Ницце. Так Россия не получила императора Николая Второго раньше и в другом обличье. Наследником престола стал Александр Александрович (будущий император Александр III), который женился на невесте своего покойного брата через полтора года после его смерти и которая стала российской императрицей Марией Федоровной.

Жена императора Александра II императрица Мария Александровна (1824 -1880), мать цесаревичей Николая и Александра, умерла от туберкулёза в ночь на 22 мая 1880 года. Обычно венценосные вдовцы и вдовы после смерти супругов в течение года носили по ним траур и не вступали в брак. Но Александр II плевал на светские правила и 6 июля 1880 года женился на своей давней любовнице (с 1866 год) княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922). У императора и княжны уже было четверо внебрачных детей, старшим был Георгий (1872-1913). 5 декабря 1880 года княжне Долгоруковой был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых. Все дети были узаконены задним числом и получили фамилию Юрьевские. Но тем не менее, несмотря на указы императора, Екатерина была женой императора, но не императрицей согласно законов Российской империи. Её дети не были членами императорской фамилии и не имели прав на престол.

Когда будущий император Александр II женился на Марии Александровне, то его мать императрица Александра Федоровна была категорически против брака, т.к. датская принцесса была незаконнорожденной, была внебрачной дочерью великой герцогини Гессенской Вильгельмины Баденской, и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Её муж великий герцог Людвиг II Гессенский признал Марию свои ребёнком, чтобы избежать скандала в благородном семействе. Эта история вновь всплыла после новой женитьбы императора. При этом Александр II не скрывал, что хочет сделать Георгия Великим Князем. Ведь Георгий был Рюриковичем, а Александр Александрович через мать лишь потомком какого-то беспородного швейцарца. По империи поползли слухи, что император дал указание по учению материалов обстоятельств восхождения на императорский трон Екатерины Первой, незнатной по происхождению.

Но не успел Александр II сделать Екатерину императрицей, да и преобразовать монархию в конституционную - убили его народовольцы. Не везёт претенденткам на российский императорский престол, если их звать княжна Екатерина Долгорукова. За полтора века до этого, 30 ноября 1729 года, российский император Пётр Второй обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой (1712-1747) На 19 января 1730 года была назначена свадьба, но в этот день император Пётр Второй умер.

Когда после смерти отца Александр III стал императором, то княжне Юрьевской стало неуютно в пределах Российской империи и она уехала с детьми во Францию, на виллу под Ниццей.

Отношение Александра III к матери и отцу было совершенно различным: "Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама... Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!"

На территории возле собора находится несколько стендов с различной информацией. На одном из них список тех, кто "Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание собора Александра Невского внесли".

А вот тех, кто вносил деньги на строительство собора здесь нет. В памяти потомков сохранились лишь имена генерал-майора Богдана Васильевича Хвощинского и винопромышленника И.Ф. Токмакова 1000 рублей, а имён простых ялтинцев, которые жертвовали деньги, не сохранилось.

Первый проект храма, созданный Карлом Ивановичем Эшлиманом (1808 - 1893) венценосному семейству не понравился. Второй проект, созданный двумя главными архитекторами Ялты, действующего Платона Константиновича Требнева (1841 – 1930-е) и будущего Николая Петровича Краснова (1864 - 1939), был одобрен. Храм начали строить и затянулся этот процесс на 11 лет. Зато на освящение храма 1 декабря 1902 года прибыли император Николай Второй с супругой и многочисленной свитой.

Иконы для храма были изготовлены в Мстере Владимирской губернии.

Для колокольни собора были отлиты 11 колоколов в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Колокола стали даром от крымского винопромышленника и мецената Н.Д. Стахеева Дача мецената - прообраза Кисы Воробьянинова . Об колокольном звоне нового собора с теплотой отзывался Антон Павлович Чехов: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию"

На колокольне две мозаичные иконы: святого Зосимы Соловецкого (дата рождения неизвестна - 1478) - одного из основателей Соловецкого монастыря и Святого Архиппа, одного из семидесяти апостолов.

На юго-восточной стороне храма, в гранитном киоте с луковицей находится мозаичная икона святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати.

Внутри собор оформляли архитектор С.П.Крошечкин и художник И.Мурашко.

Храм задумывался как собор Александра Невского, но, как это часто бывает в Крыму, в нём находится два храма.

Верхний - во имя Александра Невского (на 1200 человек), нижний - во имя святого Артемия (на 700 человек), этого святого церковь чествует 20 октября и в этот день умер император Александр III. Получилось, что собор строился в память одного императора, а после постройки оказался посвященным двум императорам, отцу и сыну. При освящении храма же присутствовал император, внук и сын.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Федора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Алупке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский. В том же 1918 году в стенах собора скрывались жители Ялты от обстрелов.

На территории собора есть несколько отдельно стоящих зданий. В одном находится церковная лавка.

Трёхэтажное здание под церковно-приходскую школу.

Было построено в 1903-1908 годах. Помимо школы здесь размещался большой актовый зал для Александро-Невского братства и приют для слабогрудых больных. Школу носила имя цесаревича Алексея.

Приблизительно в одно время со зданием школы был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем.

Храм был закрыт в период с 1938 по 1942 году, колокола были сняты и в храме размещался спортивный клуб. Во время немецкой оккупации богослужения были возобновлены и не прекращается до сию пору. А вот купола вновь засияли золотом лишь в 2002 году.

В школьном здании после закрытия храма разместился Дом учителя. Возобновление богослужений в храме не повлекло автоматического возврата здания школы, оно было возвращено только в 1995 году.

Когда Вы идёте к храму от набережной, то необходимо пройти через небольшой подземный переход под улицей Кирова, но это совсем не страшно. Храм достоин рассмотрения вблизи.

Собор, воздвигнутый в честь оберегателя и защитника земли Русской, святого благоверного и великого князя Александра Невского, находится в центре нашего города.

Это первый каменный храм города. Собор – одно из первых каменных зданий Новосибирска, прежде Новониколаевска.

Вопрос о постройке Храма возник с появлением в устье реки Каменки посёлка строителей Транссибирской железной дороги, названного позднее Новониколаевском. Не мыслили верующие наши предки поселения без Храма.

Ещё в 1891 году Николай II, тогда ещё наследник престола, проехал по маршруту будущей Транссибирской магистрали. Набожного наследника поразила малочисленность церквей на пути его следования. Разговаривая с местными жителями, воочию убеждался, что ходит народ «во тьме и сени смертней».

По результатам поездки в 1892 году ставший императором Николай II учреждает Особый Комитет по строительству церквей и учебных заведений вдоль Транссибирской магистрали. Был создан Фонд имени Александра III, который складывался из взносов ревнителей церкви.

10 октября 1895 года жители посёлка (мостостроители, купцы, мещане. чиновники – всего 21 человек) решили ходатайствовать перед Томским и Барнаульским епископом Макарием о том, чтобы построить церковь во имя благоверного князя Александра Невского, а пока возвести временный молитвенный дом. Был организован Комитет во главе с Межениновым. Комитет организовал сбор пожертвований на сооружение храма, выбрал для него площадку, поручил архитекторам В.Косякову, Д.Пруссаку разработать проект храма вместимостью 500 человек, назначил попечителем стройки инженера В.А. Линка. 24 ноября 1895 года был открыт молитвенный дом, построенный в течение месяца на благотворительные средства, освящён священником Константином Львовым в декабре 1895 года.

Клировые ведомости церкви за 1897-1898 годы свидетельствуют:

1. Временный молитвенный дом построен в 1895 году тщанием прихожан.

2. Зданием деревянный и отдельной колокольней на столбах. Ограды нет.

3. Престол в нем – один во имя Святаго Благовернаго Князя Александра Невского.

4. Утварью достаточен: семь облачений для священников, три стихарей для диакона..

5. Указом Св.Синода от 10 февраля 1896 года открыт самостоятельным приходом с причтом из священника и псаломщика. Оба на лицо.

6. Земли усадебной, пахотной и сенокосной нет.

7. Дома для священника и псаломщика есть, деревянные. Удобные…..

В приходе имеется школа, принадлежащая Алтайскому Горному Управлению, на средства которого и содержится. В школе обучаются 83 мальчика и 23 девочки. На содержание школы Горное Управление затрачивает около 600 рублей в год.

Приходское попечительство открыто с 10 апреля 1898 года. Имеется Комитет по построению храма.

Кроме означенной Горной школы, в поселке имеются 3 церковно-приходские школы.

1-я школа открыта 18 сентября 1897 года для девочек и содержится на средства местного священника Василия Посельского. Обучается 45 девочек.

Другая школа для мальчиков открыта 15 октября 1897 года на средства благотворителей, обучается 80 мальчиков, с 26 сентября 1898 года преобразована в двух-классную церковно-приходскую школу.

6 октября месяца 1898 года на средства местного приходского попечительства открыта школа грамоты, в которой обучаются 41 мальчик и 19 девочек.»

Первым священником в посёлке стал Василий Алексеевич Посельский.

По указу Священного Синода от 18 марта 1898 года за № 2877 штат церкви увеличился ещё на одного священника, диакона и псаломщика.

Распоряжением от 2-го марта 1896 года Император Николай II жалует под строительство храма и дома причта 1878 кв. саженей земли, от 20 сентября 1902 года 1000 кв. саженей.

Строился храм Александра Невского в память Императора Александра III, основателя Великого Сибирского пути, поэтому строительству храма императорский двор придавал особое значение.

Император Николай II пожертвовал на строительство храма 5 0000 рублей, да на изготовление иконостаса 6500 рублей. Основные же средства выделил Фонд имени Александра III - 47 тысяч рублей, из них 19 тысяч доля купцов Баевых.

И вот 15 мая 1897 года в присутствии Томского губернатора, начальника Средне-Сибирского участка Транссиба, инженеров Меженинова и Линка состоялась закладка храма. Стройку возглавил инженер-путеец Николай Михайлович Тихомиров (1857-1900)- строитель последнего пролёта моста для Транссиба.

В 1899 году церковь была построена и освящена.

В 1912 году в своём Рапорте Высокопреосвященнейшему Макарию, Архиепископу Томскому и Алтайскому, Благочинный градо Ново-Николаевских церквей протоиерей Николай Завадовский сообщает: «Александро-Невская церковь построена в 1899 году на средства из фонда Имени Александра III и на пожертвования частных благотворителей, из коих главным жертвователем был Государь Императора Николай Александрович, пожертвовавший 4 апреля 1896 году 5000 руб., в декабре 1899 г. – 6500 рублей; и купцов супругов И.Д. и А.З. Баевых и других лиц при пособии из церковных сумм, разрешенных Епархиальным Начальством.

Храм каменный с тремя престолами: главный во Имя Св. Благовернаго Князя Александра Невскаго и два боковых - во имя Св. Чудотворца, Николая Мирликийскаго и св. великомученика Георгия Победоносца.

Главный придел освящен Вашим Преосвященством 29 декабря 1899 года, а последние два по благословению вашего Преосвященства в 1904 г. (1 и 29 декаб.) Причт состоит из трех священников и одного диакона и трех псаломщиков…»

7 декабря 1899 года Государь Император пожертвовал священническое и диаконское облачения, сшитые из весьма ценной золотой парчи, которая служила покровом на гроб Великого князя Георгия Александровича.

Императором Николаем II были также пожертвованы храму иконы афонского письма: Иверская икона Божией Матери и икона святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Украшением храма также был образ Георгия Победоносца, пожалованный вдовствующей императрицей Марией Федоровной в память об умершем наследнике Великом князе Георгии Александровиче Романове.

Клировая ведомость указывает, что церковь имела достаточную утварь: восемь священнических облачений, семь стихарей, в том числе один из золотой парчи, три серебряных потира с приборами весом от 1 до 5 фунтов, три напрестольных Евангелия, в том числе одно - в серебряном окладе, три серебряных напрестольных креста. (Гано, Ф. Д-159, оп. 11. Д. 113-а). Иконостас собора был застрахован в Синодальном страховом обществе на сумму 35 тысяч рублей. Для размещения штата церковнослужителей были построены три деревянных дома.

Окончание строительства великолепной церкви и освящение ее можно считать одним из самых крупных успехов церковного строительства в Сибири. На крутом берегу Оби, над широко раскинувшимся внизу многолюдным посёлком был красив этот храм и настолько удачно было выбрано для него место.

Церковь была самой крупной и красивой из всех церквей, построенных из средств Фонда Александра III.

За построение храма инженер Тихомиров был удостоен ордена Святой Анны. Исполненный в византийском стиле, восходящим к традициям ко времени становления Христианства, вознёсся храм своими куполами над двухэтажными купеческими домами, украшенными кружевами деревянной резьбы, и каменными торговыми рядами, идущими вверх по широкому Николаевскому проспекту.

Первым настоятелем храма стал переведенный к церкви из причта Богоявленской церкви села Боготол 35-летний священник Николай Антонович Завадовский.

Завадовский Николай Антонович родился в 1848 году в семье священника, окончил Томскую духовную семинарию и 2 мая 1871 года был рукоположен в иерея. Поочередно служил в храмах Нарыма, Убинска, с. Устъ-Сергиевского, г. Ишима, с. Боготол. 29 января 1899 года указом Томской консистории переведен к Александро-Невской церкви г, Новониколаевска. В 1902 году получил назначение на должность благочинного 8-го округа. 30 августа 1904 года был возведен в сан протоиерея. 6 мая 1909 года награжден орденом святой Анны III степени, 12 февраля 1910 года назначен благочинным церквей г. Новониколаевска.

В 1900 году, в возрасте 43 лет, от кровоизлияния в мозг неожиданно скончался Николай Михайлович Тихомиров." Его похоронили в ограде построенной им церкви, установив на могиле мраморную плиту с надписью, сделанной золотом: "Здесь покоится прах строителя храма сего, Тихомирова Николая Михайловича".

Священнослужители Александро-Невской церкви занимались просветительской деятельностью. В 1900 году в соборе по воскресеньям в вечернее, а иногда и в утреннее время проводились чтения. Всего за год было проведено 12 чтений, на которых присутствовало около 800 человек. С лекциями выступали священник Николай Завадовский, диакон Михаил Чистосердов и псаломщик Павел Смолин.

На территории прихода Александро-Невской церкви размещались следующие учебные заведения: реальное училище имени Дома Романовых, женская гимназия, учительская семинария, городское четырёхклассное училище и 10 школ (одна из них церковно-приходская).

В феврале 1910 года Александро-Невский храм стал центром благочиния новониколаевских церквей.

В 1911 году церковь насчитывала 4442 прихожанина, 28 из которых были раскольники.

В приходе Александро-Невской церкви существовало два приписных храма: Воскресенский клабищенский и храм в честь Покрова Божией Матери. В 1913 году эти храмы были выделены в самостоятельные приходы.

В 1915 году, когда в Новониколаевске было построено уже несколько церквей, храм получил статус собора. В 1924 году с образованием Новониколаевской епархии стал именоваться кафедральным.

В 1915 году храм св. Александра Невского получает статус собора.

В первые послереволюционные годы приходская деятельность продолжается 25 июня 1918 года на общем собрании прихожан под председательством отца настоятеля протоиерея Николая Никольского обсуждался вопрос об открытии при храме Сестричного общества, а 28 июня Преосвященнейший Анатолий, епископ Томский, благословил это начинание Старшей сестрой избрали Марию Васильевну Востокову, казначеем - священника Иоанна Россова. Вскоре были изданы правила, в которых излагались главные задачи общества: оказание помощи престарелым и больным.

Первый храм и первый каменный собор в разрастающемся с огромной скоростью в Новониколаевске. Но как же недолго он оставался центром Православия!

В 1923 году случился в России раскол, и святыню молодого города захватили обновленцы. С 1923 по 1938 год собор принадлежал раскольникам-"обновленцам". В нем с 1923 по 1934 год находилась кафедра "митрополита всея Сибири" Петра Блинова, а с 1934 по 1938 год -"архиепископа" Александра Введенского (тезки организатора и идейного вдохновителя обновленческого раскола). В 1938 году по постановлению облисполкома храм был закрыт.

Были сняты колокола, кресты, снесена колокольня. В 30-годы трижды делались попытки взорвать его, но закладывали заряд за зарядом, а разрушили лишь подвальные перегородки. На храме не было ни единой трещинки! Конечно можно было уложить столько взрывчатки, чтобы храм взлетел на воздух целиком, но тогда, по расчетам инженеров, легли бы в прах и здания краевой администрации и Запсибкрайисполком. Однако в планы города это не входило. От разграбленного храма с изуродованными подвалами власть в бессилии отступила, решив использовать даром доставшееся народное достояние по собственному усмотрению.

Позднее собор Александра Невского признали памятником культуры местного значения. В его техническом паспорте была сделана запись: "Собор как памятник культовой архитектуры значимости не имеет, Ценен прежде всего тем, что является первым каменным зданием в городе".

За годы советского периода здание храма перестраивалось в зависимости требований его занимавших и разрушалось.

В 40-годы в соборе разместили проектный институт, а заодно уничтожили часть росписей внутри собора.

Внутренний вид храма

В 1957 году здание передали Западно-Сибирской студии кинохроники и внутри собора учинили полный произвол! Чтобы соорудить второй этаж, огромными швеллерами прошили насквозь стены собора, настелили пол. Из купола сделали комнату и, наконец, добрались до росписей собора, выполненных томскими иконописцами мастерской И.А.Панкрышева. Росписи соскоблили, замазали толстым слоем краски. Клиросная лестница вела теперь в зал для просмотра киноматериалов. На первом этаже разместились администрация и киноархив.

Мрачное зрелище являл собой внешний вид храма; купол без креста, выкрашенный зеленой краской, которая от времени местами облезла; грязные, давно не мытые окна, деревянный забор вокруг храма.

В 1971 году решили проложить кабель. Траншея привела к склепу с останками строителя храма Н.М. Тихомирова Останки выдающегося человека города были перенесены на Заельцовское кладбище. Скромный гранитный памятник стоит на полузабытой могиле одного из основателей нашего города.

В апреле 1984 года студия кинохроники покинула помещение собора. Здание перешло в ведение управления культуры Новосибирского облисполкома, предполагавшего переоборудовать его под концертный зал для камерного хора. Уже был разработан проект реставрации и переоборудования, предполагавший сооружение дополнительного подземного яруса для размещения гардероба, буфета, туалета. На протяжении нескольких лет из-за отсутствия необходимых денежных средств работы по реконструкции помещения не велись. Наконец в 1988 году филармония заключила договор с кооперативом "Эхо" на проведение реставрационных работ, которые вскоре были приостановлены благодаря вмешательству общественности города Новосибирска. Начало работ по переоборудованию храма вызвало волну протеста. На проходившей в декабре 1988 года научно-общественной конференции "Христианство в истории и культуре России" было принято решение добиться передачи храма в ведение Русской Православной Церкви.

8 февраля 1989 года газета "Вечерний Новосибирск" опубликовала статью Александра Плитченко "Дорога "Дорога к храму" с призывом спасти памятник истории, культуры и архитектуры города. Объединенный пленум творческих союзов города поставил вопрос о пересмотре решения о передаче здания собора филармонии и возвращении его Церкви. В Новосибирский облисполком, в Совет по делам религий при Совете Министров СССР пошли письма: "Совет клуба научных контактов при Доме ученых СО АН СССР счел, что здание бывшего собора Александра Невского должно быть передано Новосибирской епархии" . Клуб организовал сбор подписей в поддержку этой инициативы. К письму прилагались листы с подписями работников Вычислительного центра, Центрального конструкторского бюро, Новосибирского государственного университета, Ботанического сада, Дома ученых, жителей Академгородка, обращения верующих: "Сколько наших деток погибло в Афганистане Мы, матери погибших детей, просим вернуть нам церковь, чтоб свечка горела и лампадка за них. Все мы перед Богом. С низким поклоном Дарья".

В городе возникали инициативные группы по сбору подписей в пользу передачи храма Церкви. В Советском районе было собрано 700 подписей жителей. Одна из активисток писала: "Считаю, что передача Храма в любые другие руки, любые организации, кроме церкви, является кощунством по отношению к верующим, к истории нашего города". В канун празднования 1000-летия Крещения Руси к председателю Новосибирского облисполкома Владимиру Анатольевичу Бокову "с сердечной просьбой рассмотреть вопрос о передаче храма Александра Невского верующим" обратился митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон..

Осенью 1989 года глава Русской Православной старообрядческой церкви Митрополит Московский и всея Руси Алимпий обратился в Новосибирский облисполком с ходатайством о передаче здания старообрядческой общине Новосибирска: "Уважаемый Владимир Анатольевич! В настоящее время нахожусь в городе Новосибирске и хотел бы Вас приветствовать и высказать большую просьбу - речь идет о Храме Александра Невского. К Вам уже обращались мои верующие с просьбой передать его Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Новосибирска. Прошу Вас, поддержите их, пойдите навстречу, именно в ЭТОМ будет проявлен, на мой взгляд, новый подход в государственно-Церковных отношениях и справедливость к Старообрядцам. С искренним уважением Высокопреосвященнейший Алимпий Митрополит Московский и всея Руси. 22 сентября 1989 года" (ГАНО. Ф. Р-1418.Оп. 1. Д. 289. Л. 39)..

На рассмотрение в Городской совет поступил пакет документов с предложением организовать на базе храма музей истории православия и атеизма в Сибири. План предполагал восстановление собора по проекту 1897 года, оборудование внутренних помещений традиционными для начала века системами отопления, освещения и вентиляции, сигнализации и связи, определение набора сменяемых экспозиционных установок без нарушения интерьера, витрин для выставок редких книг, живописных произведений, ритуальных предметов. Авторы этой идеи предполагали организовать курс лекционных программ, установить для музея правила и режим работы на правах самостоятельного филиала Новосибирской картинной галереи.

Ситуация в обществе оставалась напряженной. Городская газета продолжала публиковать письма жителей Новосибирска о необходимости пересмотра решения городских властей. 9 июля 1989 года в Нарымском сквере инициативная группа организовала митинг. Его участники приняли резолюцию активизировать борьбу за передачу собора Церкви и применить новые формы протеста: голодовки пикетирование для привлечения внимания общесоюзных средств массовой информации. Было принято обращение к депутатам Новосибирского горсовета: "Уважаемые товарищи депутаты! Десятая сессия Новосибирского городского Совета народных депутатов вопреки ожиданиям общественности города так и не решила судьбу собора Александра Невского. Стало очевидным, что областное и городское руководство категорически против передачи собора Православной Церкви, а проводимые опросы общественного мнения - лишь отвлекающий маневр. Затягивание решения проблемы, навязывание альтернатив использования собора - все говорит о стремлении аппарата измотать общественность в дискуссиях и решить вопрос по-своему. Проблема собора А. Невского давно уже приобрела политический характер. Отказ возвращения храма его истинному хозяину - Русской Православной Церкви - это нежелание развития демократических начал в нашем городе, боязнь победы общественного мнения, в конечном счете - нежелание перемен.

Собор А. Невского - это не только культовое сооружение, это русская святыня! Возвращение его Церкви - это не идеологическая у ступка, как утверждают некоторые функционеры, а один из путей духовного возрождения нашего общества. Уважаемые товарищи! Вспомните год закрытия собора -1937, год разгула беззакония. Почему же сейчас, во времена пробуждения демократии, времена создания правового государства, наши руководители под благовидными предлогами пытаются закрепить произвол? Неужели вы допустите, чтобы это сделали вашими руками? Уважаемые депутаты, голосуя за возвращение храма Александра Невского Русской Православной Церкви, вы не только восстановите историческую справедливость, но и создадите в городе прецедент победы общественного мнения, заложите основу демократического подхода к решению общегородских проблем! Ответственные за митинг: Степанова А. Д., Чернецкий B.C. и 271 подписавшийся участник митинга. (ГАНО. Ф.Р-1418.Оп. 1.Д. 289. Л. 85)

Воздвижение Животворящего Креста Господня

25 августа 1989 года Новосибирский городской совет, "учитывая общественное мнение жителей города, предложения общественных организаций, а также просьбу Новосибирского епархиального управления", принял решение о передаче собора Александра Невского Новосибирской епархии.

Сразу после возвращения собора началось его восстановление. Была вновь отстроена колокольня, перекрыты купола храма, обновлены и восстановлены пришедшие в негодность фрагменты внешних стен, восстановлена внутренняя планировка и заново отштукатурены внутренние стены.

6 мая 1990 года Преосвященнейший Тихон, епископ Новосибирский и Барнаульский, освятил колокола для возрожденной звонницы собора. А 15 мая 1991 года происходит событие в истории Собора, духовное значение которого трудно переоценить: впервые прибывший с визитом в наш город Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает собор. Знаменательно, что событие это совершилось в тот день, когда 94 года назад был освящён закладной камень будущего храма.

С этого момента возрождается духовная жизнь прихода: ежедневно совершаются богослужения, открывается воскресная школа.

В 2002 году рядом с собором было завершено возведение крестильного храма и административно-хозяйственного комплекса по проекту известного новосибирского архитектора А.Г. Скоробогатько. Неоценимую помощь в строительстве оказало руководство Западно-Сибирской железной дороги.

Центром общины Александро-Невского собора является православное Братство Александра Невского, которое действует с 1993 года, ведёт активную антисектанскую и миссионерскую работу в Новосибирской епархии.

Созданное при активном участии прихожанок Александро - Невского собора православное сестричество во имя святых Жен-Мироносиц неустанно служит нуждам ближних в областной клинической больнице, много трудится по укреплению нравственности подрастающего поколения.

Сестричество

Православное братство и сестричество за счёт добровольных пожертвований и средств прихода окормляют малоимущих, осуществляют поддержку многодетных семей, ведут просветительскую деятельность.

При соборе действует информационный центр по вопросам сектантства, возглавляемый настоятелем протоиереем Александром Новопашиным.

Работает воскресная школа для детей и взрослых. Организована дружина во имя святого и благоверного князя Александра Невского, которая объединяет молодых людей-прихожан. Основными целями дружины являются охрана православных храмов и церковных мероприятий, участие в миссионерской и просветительской деятельности, возрождение русских боевых традиций, участие в антисектантской деятельности. В дружине молодые люди находят применение своим моральным и физическим силам и реализуют своё желание служить Вере и Отечеству. Миссионерская деятельность дружины: это участие в миссионерском плавании корабля-церкви, в организации и деятельности летнего православного лагеря для детей в с. Завьялово Искитимского района и молодежного военно-спортивного лагеря, миссионерские поездки.

Собор является миссионерским отделом Новосибирской епархии. Ежегодно по территории Новосибирской области совершают миссионерские поездки поезд «За духовное возрождение России» и корабль-церковь « Андрей Первозванный».

С 2005 года при соборе действует епархиальный паломнический центр (председатель - протоиерей Владимир Бобров).

Многократно священнослужители собора были свидетелями снисхождения Благодатного огня в Иерусалимском Храме Гроба Господня в Великую субботу и доставляли великую святыню в Новосибирск.

Величайшим событием в жизни собора явилось перенесение частицы чудотворных мощей небесного покровителя храма - святого благоверного князя Александра Невского из Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга в 1994 году.

В 2004 году собор отметил своё 105-летие.

Сегодня в соборе, по милости Божией, находится множество православных святынь.

Храмовые святыни:

  • Храмовая икона с частицей мощей и с частью схимы святого благоверного князя Александра Невского (расположена в центральной части на амвоне)
  • Икона с частицей мощей святого преподобного старца Амросия Оптинского (расположена в левом приделе храма)
  • Икона с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского
  • Икона с частицей мощей святого праведного Феодора Кузьмича, старца Томского
  • Ковчег с частицами мощей многих святых (находится в алтаре)
  • Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых
  • Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Иверской» (расположена в иконостасе правого придела)
  • Частица мощей преподобного Стефана Пиперского-Сербского (находится в алтаре)
  • Икона св. апостола Андрея Первозванного с частицей мощей.

Эти святыни (кроме тех, что находятся в алтаре) доступны для поклонения всем верующим и служат утешением и укреплением многим страждущим нашим соотечественникам.

Собор является памятником истории и культуры регионального значения (решение облиспокома № 236 от 14.04.1976 г.)..Советская, 1а.

Источники и литература:

Александр Новопашин «К прежнему облику храма» из книги «Возвращение к свету». Изд-во «Благотворительный Фонд во имя Святителя Николая», г.Новосибирск 1995 -1996

Л. Петрович «Внемлите этому звону» , НЕВ

Е. Шабунин «Александро-Невскому собору -100 лет», НЕВ № 7(12) 1999

Е. Шабунин «Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель.» Новосибирск, 2002.

Документы Гос.архива Новосибирской области: Фонд Д-159, опись 1, дело № 10, лист 32; дело № 64, лист5, 17; дело № 35, лист 1, 2.

«Новониколаевск-Новосибирск - 100 лет. События. Люди. Изд-во «В.О.Наука», Новосибирск, 1993

Интернет-сайт собора во имя святого и благоверного князя Александра Невского,


Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея . С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани , который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади . Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж . Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь - во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь - во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь - во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная - во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.