Общественные течения. Предпосылки возникновения общественных течений

Дреды - особая прическа, при которой волосы заплетаются во множество прядей, которые сохраняют свою форму долго время. Дреды или же дредлоки означают "ужасающие локоны" или "убоявшийся Бога". По легенде, когда наступит конец света, Бог вытянет за дреды всех верных ему людей.

Существует несколько видов дредов, при изготовлении используются искусственные элементы, также есть и различные техники заплетания волос - начесывание, скручивание, скатывание. Дреды часто украшают декоративными элементами - шариками, кольцами.

Для большинства людей человек с дредами - потенциальный наркоман, тот же, кто решил сделать себе такую экзотическую прическу, сталкивается с большим числом мифов о ее содержании, некоторые из которых мы и рассмотрим.

Все дреды грязные. Дреды будут грязными, если их не мыть и не заботиться о них. Многие думают, что прическа испортится, если помыть голову, на самом деле как раз наоборот - именно грязные дреды быстро потеряют внешний вид. Обязательно принимать водные процедуры минимум раз в неделю. Только при должном уходе дреды выглядят отлично.

Чтобы сделать дреды, достаточно просто не расчесывать волосы. Таким методом пользовались еще пещерные люди, которые вообще не занимались своей прической. Следуя такому правилу, появление дредов придется ждать целый год, при этом неминуемо накопится громадное число перхоти. В таком случае волосы придется только срезать, а дреды придется делать заново, уже с помощью зачесывания.

Воск не натурален для дредов. На самом деле именно воск является самым натуральным продуктом, что может быть ближе к природе, чем пчелы.

Начес не является естественным. Именно начес наиболее естественный метод для заплетания дредов. Те, кто утверждают обратное, попросту ничего не знают об этой прическе.

Дреды могут быть лишь у чернокожего человека. А что делать тогда с теми азиатами и индийцами, которые носят дреды и хорошо при этом выглядят? Многие вообще считают, что дредлоки впервые одеты были индейцами Канады и Аляски. Есть упоминания о таких прическах в библейские еще времена Самсона и Иоанна Крестителя. Дредлоки были у азиатских императоров в средние века.

Резинки использовать нельзя, так как они рвут волосы. Резинки не только нельзя, но и просто необходимо применять, так как они держат волосы вместе при формировании дредов, предотвращая их разваливание. Тем более многие специалисты, как и пособия, письменные и электронные, как раз и советуют использовать резинки.

Дредлоки наносят повреждения коже. На самом деле волосы начинают заплетаться только на расстоянии 2 см от кожи, поэтому кожа, по сути, понятия не имеет о прическе, никакого повреждения нет и в помине.

Чтобы избавиться от дредов, необходимо побрить голову. Для того чтобы отказаться от дредов необязательно даже срезать волосы, а вообще есть три способа избавления от прически. Самым простым из них является бритье головы - быстро и просто. Можно также укорачивать дреды, пока их длина не станет пригодной для вымачивания в кондиционере и расчесывания. Обычно хватает 5-7 сантиметров. При таком способе можно сохранить длину волос до 10 сантиметров. Если есть желание вообще сберечь свои волосы, то тогда придется хорошо вымыть дреды и длительно их расчесывать. За таким занятием можно провести не один час, зато волосы останутся на месте. Не стоит беспокоиться за волосы, которые выпадут при расчесывании - это те, кто погиб своей смертью. В дреде оказались переплетены и здоровые и мертвые волосы.

Для дредов много полезных продуктов - мед, майонез, клей, зубная паста, масло, свечи и так далее. Если Вы хотите, чтобы дреды выпали или значительно пострадали от плесени или бактерий, то можете использовать какие попало продукты, слушая рекомендации неквалифицированных специалистов. Перечисленные же продукты для дредов не предназначены, для прически необходим шампунь и специальный воск.

Дредлоки носят только растаманы. Обычно дреды ассоциируются исключительно с растаманами, многим кажется, что только эти люди их и носят. Но ведь первые дреды были еще у пещерного человека, правда, не из соображений моды или духовных взглядов. Для растаманов же дреды еще и являются элементом религии, так что стоит различать, где прическа является украшением, а где - атрибутом веры.

В переводе с английского dread – страшный, ужасный, т.е. dreads = dreadlocks – «ужасающие локоны». Свое название «ужасающие локоны» получили в середине 50-х годов прошлого столетия на Ямайке. Цивильные граждане Ямайки, увидевшие первых растафари, были шокированы самой прической. Волосы спутаны в жесткие колтуны, висящие на голове подобно сосулькам на крыше.

«Цивилы» сразу прозвали дреды «ужасные локоны». Местные ямайские растафари сразу подхватили словечко и стали себя называть «дредлок». Поначалу отношение к подобному роду причесок было негативным, однако со временем дреды стали одной из основных причесок на Ямайке.

В некоторых странах, например, таких как Эфиопия, заплетание дредов считается негласным договором между раста и богом Джа, который, согласно древней легенде, при наступлении конца света обязательно вытянет каждого растамана за дреды на небо, тем самым спасая от неминуемой гибели всего живого на земле. В Индии иногда можно увидеть садху с дредами, однако для современной Индии это не такое частое явление, и сейчас это не так распространено, как скажем, сто лет тому назад.

Вообще, дреды в Индии появились от бродячих отшельников, людей, которые уже достигли или на пути достижения просветления. Отрекшийся от мирской суеты отшельник уходит далеко в горы, где наедине с природой проще познать свою собственную сущность, окружающий мир и ответить на вопрос самому себе: «Для чего же я пришел в этот мир?»

Один из принципов отшельников – не стричь и не причесывать волосы, это своего рода проявление свободы тела и разума, избавляющая от стереотипов современного мира. По этой причине с годами их волосы скатываются в колтуны-локи, которые со временем могут достигать нескольких метров длины.

Также верят, что дредлоки открывают в человеке способности сверхчувственного познания и ясновидения. Кроме индусов и африканцев, похожие локи носили древние ацтеки, кельты, германцы, тихоокеанские народы, иудейские назареи, исламские дервиши и другие.

Среди известных современных обладателей дредов, наверное, всем хорошо знакомо имя Боба Марли, ямайского музыканта стиля регги, который был особенно популярен в середине 70-х годов. Тогда его влияние на массы ямайского народа было настолько велико, что его проповеди считали святыми откровениями свыше.

Заплести дреды на самом деле не так сложно. Дреды обычно не нуждаются в какой-либо завивке или химической обработке, а естественным образом «сваливаются» и принимают естественную форму. Самый естественный способ от природы, однако требующий времени,- это не расчесываться в течении нескольких месяцев. Волосы отрастая, спутываются сами собой,

образуя колтуны. Тем, у кого от природы вьющиеся волосы, еще проще. Волосы сами спутаются в колтуны-локи. Для тех же, кто предпочитает более современные методы заплетания дредов, можно посоветовать обратиться к мастеру по дредам или в салон красоты.

Дреды можно сделать как из собственных волос, так и из искусственных. Если длина не позволяет (а нужно иметь как минимум длину волос 15-20 сантиметров), то можно нарастить искусственные. Такие дреды по желанию носятся 3-4 месяца после чего удаляются.

Вообще, история дредов уходит еще во времена первобытных племен, когда не существовало ни расчесок, ни ножниц, ни фенов ни других «причиндалов» для ухода за волосами. Ошибочно считать, что дреды относятся к культуре какого-то конкретного народа: африканского, индийского или ямайского. В те далекие времена народ просто отращивал волосы естественным способом, которые со временем превращались в длинные колтуны. Поэтому дреды – это естественное состояние свободных волос.

В нашем мире бытует много легенд о дредах, например, растаманы верят, что длинные волосы делают их сильными и непобедимыми. В одном из заветов Библии утверждается, что сила Самсона была заключена в его волосах, и лишившись их, он стал бессилен. Кроме того, дредлоки напоминают собой львиную гриву, а в Библии лев считается символом божественной силы. Недаром многие пророчества называли императора Эфиопии Хайле Селассие «Львом от колена Иудина», подчеркивая ту силу, с помощью которой он должен объединить африканские народы.

По своему собственному опыту скажу, что когда стоит жаркий климат, дреды помогают – вентилируют голову, когда холодно, наоборот, греют голову. Бытует заблуждение, что раз человек носит дреды, он никогда не моет голову. Хочу огорчить всех противников дредов и сказать, что все это домыслы людей, которые никогда не носили дреды. Дреды моются не реже чем обычные волосы, есть только одно исключение – дреды нежелательно мыть с использованием шампуня с добавками и кондиционером, поскольку после этого дреды «распушатся», будут выглядеть не совсем аккуратными, будут маленькие волоски, торчащие во все стороны.

Уход за дредами требует времени. Чтобы дреды держали форму и выглядели красиво, используют специальный лак для дредов (однако цена такого лака весьма высокая), поэтому каждый находит свой наиболее приемлемый способ удержать форму дредов: втирание сажи в дреды, смазывание белком куриного яйца, медом, воском и т. п. Наиболее естественные способы: белком или медом. Однако пускай читатель не подумает, что, намазав дреды медом, на голову налетят пчелы со всех окрестностей. После обработки волос медом запах меда в течение короткого времени испаряется. То же самое и с белком куриного яйца - запаха нет никакого, однако дреды выглядят более естественными и стильными.

Также бытует мнение, что те, кто носит дреды, в обязательном порядке употребляют легкие наркотики типа марихуаны. Это очередное заблуждение. Я знаком со многими людьми, носящими дреды, и которые ведут здоровый образ жизни, не курят и не употребляют крепкие напитки. Дреды – это прежде всего способ самовыражения, способ выделиться из толпы, серой массы общества.

На русском «ужасающие локоны»(dreadlocks) — такое название было дано этой прическе в середине 50-х годов жителями Ямайки. Конечно, ямайские растафари не были изобретателями этой прически, но именно благодаря им прическа обрела свое название и популярность. В разные времена дреды носили древние германцы, ацтеки, кельты, африканские племена, иудейские назареи, исламские дервиши, индуистские садху, христианы-копты. Хотя появление дред можно отнести еще к первобытному обществу. За неимением тогда расчесок и иных «принадлежностей современности» волосы первобытных людей спутывались, постепенно превращаясь в длинные колтуны.

Зачем делают дредлоки?

У эфиопских и ямайских растафари, заплетение дредов является частью негласного договора между «раста» и «Джа», - где согласно легенде, с наступлением конца света, Бог Джа протянет руку и выдернет их за дредлоки в небо, спасая от неминуемой гибели всего живого на земле. Таким образом дреды делают их непобедимыми

Иные верят, что дредлоки способны открыть в человеке способности к сверхчувственному познанию и ясновидению.

Для многих поклонников регги-исполнителя Боба Марли дреды являются символами свободы и мира.

Для некоторых дреды — способ экономить время, так как такая прическа практически не требует ухода и частого мытья головы.

Для представителей молодежных субкультур, дреды — способ самовыражения и форма протеста общепринятым правилам и бездуховности.

Однако для большинства дреды — стильная, эпатажная прическа, позволяющая выделиться из серой массы.

Виды дредов

1.Натуральные дреды — дреды из своих волос, при условии коррекции носятся в течение года и более. Такие дреды при большом желании можно расплести, однако, чем дольше вы их носите, тем сложнее будет распутать прическу. В большинстве случаев расстаться с ними можно только срезав «локоны». Поэтому их еще очень часто называют «опасными».


2.Индустриальные дреды — натуральные дреды с каркасом из проволоки/тонкого провода. Плюсы — весьма необычный внешний вид и долгая носка. Минусы — спать с железками в голове (не удобно и не приятно).


3.СЕ(single ended) дреды — безопасные (из искусственных волос) дреды с одним концом, аккуратнее чем натуральные дреды, в зависимости от выбора материала и цветовой палитры могут быть приближены как к натуральному цвету волос, так и сильно отличатся от него, нередки сочетания из двух и более цветов в одной дреде.


4.ДЕ (double ended) дреды — безопасные дреды с двумя концами, аналоги, во многом схожим с СЕ дредами, но в отличии от первых имеют два конца, благодаря чему достигается большой объем прически. Делать Де рекомендуется на волосы от 7 см длиной. ДЕ дреды, как и СЕ носятся от 2 до 3 месяцев.


5.Джа дреды — еще одна разновидность безопасных дредов, в отличии от предыдущих изготавливаются в заводских условиях, а не руками мастера. Это очень тонкие гладкие дреды с довольно большой цветовой палитрой. Сенегальские косички и брейды послужат отличным дополнением в создании прически из дредов такого типа.


6.Перманентные дреды — завитые дреды, выглядят безумно красиво, но требуют особо бережного ухода и руки опытного мастера.


Из канекалона или войлока стоит делать дреды?

Материалы для дредов

СЕ И ДЕ дреды могут быть выполнены из различных материалов, как правило, выбор стоит между войлоком, натуральными донорскими волосами и канекалоном.
При выборе между войлоком и канекалоном следует учитывать недостатки и преимущества каждого. С войлоком очень жарко летом, зато зимой можно ходить без шапки. Несомненными плюсами войлока является огромное разнообразие палитры и рисунков, к тому же, от войлока гораздо меньше чешется голова. Дреды из канекалона, в свою очередь, выглядят гораздо натуральнее и хорошо держатся, даже на не очень длинных волосах.
Слева на фото войлок, справа – канекалон.


Как делают дреды?

Существует множество методов плетения дред: начесывание, натирание шерстью, плетение руками, плетение крючком/струной. скручиванием, с помощью щетки и др. Суть любого из них — как можно сильнее запутать волосы, превратить локон в колтун, затем из получившегося колтуна методом валяния придать нужную форму дреду.

Научиться делать дреды в домашних условиях просто, но стоит учитывать, что это очень кропотливая, хоть и несложная, работа требует очень много времени и наличия помощника. В качестве руководства можно взять любое соответствующее видео.

Как делать безопасные дреды?

Стоит ли делать дредлоки?

Наслушавшись сплетен о дредлоках, многие посетители салонов сомневаются стоит ли делать эту прическу, поэтому хотелось бы развеять некоторые мифы:

1.Когда дреды надоедят — придётся побриться на лысо. Это может касаться лишь натуральных дред, так как искусственные дреды никак не навредят вашим волосам. Натуральные дреды также возможно распутать, в зависимости от времени носки, нужно будет заранее подготавливать (от недели и более) свои волосы к этой неприятной процедуре: мыть волосы каждый день с кондиционерами, использовать укрепляющие маски и т.д. Как правило, люди сами предпочитают остаться с короткой стрижкой (не обязательно бриться на лысо, достаточно лишь дождаться, чтобы ваши волосы отросли).

2.Хорошие дреды получаются только из волос африканской структуры .

Людям с африканской структурой волос легче иметь хорошие гладкие дреды, к тому же это, пожалуй, единственный тип волос, который можно довольно быстро «заплести» методом пренебрежения (оставить в покое и не расчесывать), но это не говорит о невозможности заплетения хороших дред из других типов волос.

3.Носители дред плохо пахнут и у них заводятся вши . При правильном уходе таких проблем не будет! Наличие дредов, может и сокращает частоту мытья головы до 1 раза в неделю, но никак не способствует разведению вшей. А если иногда мыть сами дреды мылом (шампунь опасен для ваших дред, шампунем моем только голову (свои волосы у корней)), то и проблем с запахами не будет.

Среди немногих вещей, в которых все старцы соглашались, было то Хайле Селасси является "божественным" , а также что он намеревается возвратить всех негров Нового Света в Африку . Это придало Растафари открыто политическую окраску: все растафарианиты, без исключения, хотели немедленно эмигрировать в Эфиопию. Эта ситуация ни на что более не походила, кроме как на сионизм, и это уже было слишком для властей Ямайки. Однако это было не революционное движение, требующее власти для тех или иных групп людей.

Девизом Расты было " отпусти мой народ ". Ситуация особенно обострилась после 1954 года, когда правительство опустошило растафарианитское мини-государство под названием Pinnacle, управлявшееся Старцем Леонардом Хауэллом в традициях западноафриканских вождей. Последователи Хауэлла переселились в трущобы Кингстона, и таким образом крестьянское сельское сепаратистское движение внедрилось в столичные гетто. В конце 50-х - начале 60-х некоторые доведенные до отчаяния раста отказались от доктрины ненасилия, мира и любви, проповедовавшейся великими Старцами. Эти воинственные дрэды устроили целый ряд восстаний, и в конце концов кровопролитные столкновения между раста и британскими солдатами исказили мирный характер истории движения.

В связи с эти насилием Растафари получило известность (отрицательную) во всем мире. Более позитивный образ сложился уже позднее благодаря популярности пропагандирующей Расту танцевальной музыки рэггей. Классический период изоляции подошел к концу. Обладая "просветленным умом", они по-своему видят Ветхий Завет и традиционно употребляют термины "культура", "идентичность" и "корни". Оспаривать их суждения настолько же неразумно и бессмысленно, насколько вступать на улице в спор с родным, "доморощенным" славянофилом. Тем более что эти рассуждения очень характерны для любого нормального почвеннического движения подобного типа.

Но им сильно хочется верить - до того безудержна в своем великолепии Африка, а рэггей, в свою очередь, уникален парадоксальным, на первый взгляд, но очень органичным соеднненнем Великого ритма Черного континента, его истинного духа и культуры с политическими прокламациями в духе Маркуса Гарви и Нельсона Манделы . Тем не менее, совершенно ясно, почему пролетевшая в 70-х гг. по всему миру мода на расту, затронула не столько внутренние, политико-религиозное содержание, сколько внешнюю форму атрибутику, слэнг и, конечно, в первую очередь музыка рэггей. В общинах растаманов культивировались не только музыка, но и художественные ремесла и искусства, определившие весь облик современной ямайской культуры, но лишь рэггей смогла выйти за пределы Ямайки, покорив мир и сделав "культуру Растафари " явлением поп-культуры.

Боб Марли и его солнечная музыка

С взлетом рэггей растафаризм обретает поклонников повсюду, где проживают цветные общины, т.е. не только в США и Европе, но и даже среди молодежи маори в Новой Зеландии и аборигенов Австралии. Растущая популярность рэггей была объективно связана с творчеством Боба Марли . Боб Марли (Роберт Неста Марли ) родился 6 апреля (по паспорту 6 февраля) 1945 года на Ямайке. В 16 лет Марли познакомился и записал несколько своих песен с ветераном ямайской музыки Джоном Хиггсом.

С этого времени Хиггс оказывает на Марли огромное влияние и, будучи его другом и, в какомто смысле, наставником, учавствует практически во всех музыкальных мероприятиях Марли. Так в 1963 году при помощи Хиггса он создал команду ТНЕ WAILERS , куда помимо него вошли Питер Тош, Банни Ливингстоун, Джуниор Брэйтуэйт и Беверли Келсо. В 1965 году THE WAILERS сократились до трио (Марли, Тош, Ливингстоун ), а в 1966 году распались.

Марли уезжает в Штаты, но вскоре возвращается и воссоздает THE WAILERS. К 1971 году W очень популярны на Ямайке, но практически неизвестны за ее пределами. Марли и Хиггс организуют собственную фирму грамзаписи "Tuff Gong". 1972 г - выходит альбом "Catch a Fire" - первый успех и признание в Соединенных Штатах. 1973 - гастроли по США, уход из W Тоша и Ливингстоуна, начало их сольной карьеры 1974 г - Боб Марли и все тот же Джон Хиггс набирают женское вокальное трио и в мировое турне по Европе Африке и обеим Америкам отправляется вновь созданная команда BOB MARLEY AND THE WAILERS. К середнне 7О-к г г Марли стал признанным лидером рэггей. В Великобритании практически все его новые вещи входили в ТОР 40 (No Woman No Cry 1975; Exodus, 1977; Waiting In Wain, 1977; Satisty My Soul, 1978) и в TOP 10 (Jamming, 1977; Punky Reggae Party,1977; Is This Love, 1978), а в США его альбомы неизменно занимали высокие места и пользовались невероятной популярностью в сферхинтеллектуальной элиты.