Зачем читать ветхий завет. Читать ветхий завет

Павел говорил:

«А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15:4).

Очевидно, что он имел в виду Ветхий Завет, т.к. предыдущий стих содержит цитату из Пс. 68:10.

Ветхий Завет содержит множество историй людей, благословенных Богом на основании их веры и долготерпения (ср. Евр. 11). Такие места Писаний дают надежду и утешение христианам (ср. 2 Пет. 3:9).

Также в нем есть много примеров, когда люди были уничтожены и жестоко наказаны за их неповиновение Богу (ср. 1 Кор. 10:1-12; Иуд. 5, 7). Эти события сегодня являются предупреждением, что никто не избежит суда, кто «небрежит о толиком спасении» (Евр. 2:1-3; 10:28-31). Хотя и Его Закон изменился, Бог остается тем же самым (Мал. 3:6; Иак. 1:17).

Кто-то сказал: «Ветхий Завет является скрытым Новым Заветом, а Новый Завет является открытием Ветхого Завета».

Писания определенно подтверждают это (1 Кор. 2:7-10; Еф. 3:3-5; 1 Пет. 1:10-12). Трудно будет полностью понять и оценить первосвященство Христа, Его искупительную жертву, истинную скинию, Царство Божие и другие новозаветные понятия без некоторых знаний из Ветхого Завета (Евр. 4:14-12:29).

Ветхий Завет предсказал приход Мессии (Деян. 3:18, 24; Ин. 1:45). Иисус и Его апостолы аппелировали к этим Писаниям для доказательства Мессианства Христа (Ин. 5:39, 46; Деян. 17:2, 3). Если кто-нибудь прочтет множество ветхозаветных пророчеств о Мессии и затем обнаружит их исполнение в Иисусе Христе, ему ничего другого не останется как обязательно поверить в них (Лук. 24:27, 44; ср. Деян. 10:43).

Ветхий Завет содержит самую раннюю историю человека. Он повествует о сотворении мира и всего, что в мире (Быт. 1:1). Его записи точны и надежны (Пс. 118:160).

160 Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей.
(Пс.118:160)

Пятикнижье Моисея предвосхищает писания Геродота (называемого «отцом истории») и Тацита почти на 10 веков. Даже поэмы Гомера и Хесиода примерно на 600 лет моложе книг Моисея.Существует много причин по которым необходимо читать книги Ветхого Завета, но ни одна из них не должна восприниматься как средство для того, чтобы узнать что делать, чтобы спастись или как жить жизнью христианина. Этому необходимо учиться из Нового Завета.

Что лучше читать: Библию или Новый Завет?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Отвечает архимандрит Амвросий (Фонтрие):

«Библия включает в себя и Ветхий Завет, и Новый. Само слово «библио» греческого происхождения, оно означает «книги». Прежде чем читать Ветхий Завет, надо хорошо изучить Новый Завет, чтобы лучше понять пророчества.

Например, в Ветхом Завете (Быт.22:3) мы читаем, что Господь благословил Аврааму сына Исаака, и сказал ему, что он должен принести его в жертву. Авраам привел Исаака на гору Мариям. Там соорудил жертвенник, связал сына, занес над ним нож, но Ангел удержал его. Это пророчество о событиях Нового Завета: приношение Богом Отцом в Жертву Сына Своего – Иисуса Христа. Исаак нес дрова на гору, а Христос Крест на Голгофу. На том месте, где…

Зачем каждый день читать Евангелие? Чему может научить Ветхий Завет? Нужно ли искать в Апокалипсисе параллели с сегодняшним днем?Почему аскетическую литературу полезно читать людям семейным? О чтении Священного Писания и духовной литературы мы беседуем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином

Ветхий завет относится только к Иудеям, Бог не заключал заветов с язычниками (т.е не евреями) до пришествия Иисуса Христа. Поэтому если вы христианин, то читать ветхий завет в первую очередь не нужно. Важно понять Зачем Бог заключил с людьми Новый Завет, по той причине что Ветхий завет не был дан, что бы люди могли через него спастись, а только как средство которое приведет людей к Спасителю Иисусу Христу. Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. (Евр.8:13) Ветхий и Новый Заветы совершенно разные по своей природе, ветхий — это оправдание через закон, Новый оправдание по вере в Иисуса Христа. Суть Нового Завета изложена в посланиях апостола Павла.

Суть Нового Завета (Жизнь с Богом по вере):

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф.2:9)

Суть Ветхого Завета (Жизнь с Богом через соблюдение закона):

итак, если вы будете слушаться гласа Моего…

Для огромного числа людей мир Ветхого Завета пребывает закрытым, считает Сергей Комаров

Дискутировал недавно с одним знакомым преподавателем катехизаторских курсов по поводу понимания одного фрагмента из «Апостола». В защиту своей позиции я привел цитату из Книги пророка Иеремии. Знакомый недовольным тоном ответил, что Ветхий Завет отжил свое и в христианской дискуссии такие цитаты неуместны.

Подобный взгляд встречается довольно часто в народе. Иногда старозаветные книги даже возбуждают некоторую боязнь в силу их большого объема и непонятности. Известны даже анекдотические пассажи на эту тему, вроде таких: «Правду говорят: Библию читать – с ума сойти можно. Вот и я почитала – Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова… Это что ж такое – мужики рожают! А мы, бабы, на что?»

Для огромного числа наших прихожан мир Ветхого Завета пребывает закрытым (кроме разве что нескольких псалмов, входящих в молитвенные правила). К великому сожалению, на это «неблаженное»…

Всякий мало-мальски образованный христианин скажет, из чего слагается Библия, священное Писание: из Ветхого и Нового Завета. Какое между ними сходство и каково отличие? Это предстоит нам выяснить в нашей статье. Само слово «ветхий» в русском языке подразумевает не только «старый», но и «ненужный». И как тут не вспомнить пассаж из Евангелий о том, что не пришивают новую заплату к старой рубахе? Обветшалую одежду принято выбрасывать. А новое молодое вино способно разорвать старые мехи. Так почему же Ветхий Завет до сих пор является составной частью Библии? Не пора ли его сдать в утиль, сделать памятником письменного творчества древнего еврейского народа? Читая Ветхий Завет, невольно поражаешься аморальности Иеговы: по рекам проливаемой крови эту книгу можно сравнить с каким-нибудь современным триллером. Заповеди Христа на этом фоне выглядят абсолютной противоположностью. В чем загадка комплекса Библии? Давайте разбираться.

Время написания

Само название — Ветхий Завет и…

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Иоан.5:39).

Часть Вашего текста я сократил из-за цензурных соображений. Режет слух…
Но! в целом…
Читаем: «Все это происходило с ними (т.е. древними иудеями — О.С.), как образы; а описано в наставление нам (т.е. христианами — О.С.), достигшим последних веков»
(1Кор.10:11).

«Если же для нас (т.е. христиан — О.С.) было написано (т.е. все библейское откровение — О.С.), мы должны все понимать духовно (аллегорически — О.С.) и ничего по-иудейски или плотски, потому что Апостол говорит: «Закон духовен» (Рим. 7, 14). Итак, если было написано о различных войнах, то написано таинственно о теперешних невидимых войнах духов зла, бываемых против души; или было сказано о некоторых историях из-за бываемых ныне душе тайн, или много других слов сказал в Писаниях Дух Святой, как о городах и о некоторых вещах. Все было написано ради теперь бываемого в душе. И хотя тогда они происходили…

Доброго дня!Скажите,пожалуйста, можно ли читать библию сидя,а еще акафисты и некоторые молитвы? У меня ветхий завет и новый завет и еще другое в одной книге,поэтому она очень толстая и тяжелая.Если положить на стол и стоять,то я не вижу со стола,хотя и в очках.Может быть это в какой-то степени не совсем серьезный вопрос,но для меня это важно.Благодарю Вас!

Уважаемая Лидия!

Для всякого православного христианина будет очень полезным ежедневное чтение Библии. Читать можно и не по одной главе, но важнее всего читать Священное Писание как можно чаще и внимательнее. Перед чтением помолиться, прося Господа благословить Вас на чтение Слова Его и наставить Вас в правильном понимании Слова и помочь применить Слово в жизни. Хорошо читать с толкованиями, чтобы правильно понять прочитанное. Читать стоя или сидя — как Вам удобнее, но не в коем случае лежа. Самое главное, чтобы Слово сеялось в Вашу душу.

Непременно чтение должно быть благоговейным и сосредоточенным:…

Стремитесь к серьезному богословскому образованию?
Поступайте в Евангельскую реформатскую семинарию Украины!
Высокий академический уровень.
Бесплатно. Удобно. Полезно. Интересно.

Скачать в других форматах: DOC

Глава первая. Стоит ли чтение Ветхого Завета наших усилий?

Вера заключается не в цепляний за святыню, а в неустанном паломничестве сердца.

Дерзновенный замысел, пылкие песнопения, отважные мысли,

захватившие все сердце, порыв, подчинивший разум,

Все это стремление к Любящему, Который звонит в наше сердце, словно в колокол.

Абрахам Хешель

Мой брат, учившийся в библейском колледже, в пору легкомысленной юности любил шокировать группы верующих, произнося свои «любимые стихи». Дав время всем остальным процитировать благочестивые высказывания из Притчей, Послания к Римлянам или к Ефесянам, он поднимался и с непроницаемо серьезным лицом быстро…

Христианская традиция чтения и понимания1 Ветхого Завета дорога для меня. Она имеет безграничное значение для нас, поскольку мы остро ощущаем, что в течение многих лет, если не веков, будучи православными, мы так или иначе пренебрегали чтением книг Священного Писания и, в частности, книг Ветхого Завета.

Я думаю, что начать следует с главного утверждения: речь идет о том убеждении, которое ставит нас в определенную связь с великой церковной традицией, представленной как Отцами Церкви, так и святыми писателями книг Нового Завета. Это убеждение сводится для нас к пониманию Ветхого Завета в соответствии с апостолом Павлом (ср. 2 Кор), а именно - как совокупности книг глубоко и по существу христианских.

Очевидно, что утверждая это, мы впадаем в опасность задеть наших иудейских братьев и сестер, чего я бы вовсе не хотел. Для иудеев, и в особенности иудеев ортодоксального склада, наш Ветхий Завет, еврейская Библия, означает Тору, Закон Божий, истину, правило, иначе говоря,…

Я вчера нашел на сайте www.chesterton.ru чудесное эссе Г.Честертона:

Книга Иова
http://www.chesterton.ru/essays/54.asp

Среди других книг Ветхого Завета «Книга Иова» - загадка, и философская, и историческая. Сейчас, в таком предисловии, нам важна загадка философская, и потому мы можем сперва очень коротко объяснить то, что касается истории, или предупредить читателя.

Давно спорят о том, что в книге исконно, что вставлено позже. Учёные, как им и положено, не сходятся во мнениях; но более или менее признано, что интерполяции (если они есть вообще) - это пролог, эпилог и, может быть, речь молодого человека, который возражает друзьям Иова к концу поближе.

Я в таких вопросах не разбираюсь. Однако - к какому бы выводу ни склонился читатель - нужно помнить одну истину. Когда речь идёт о древних творениях, не думайте, что они стали хуже, если создавались постепенно. Возможно, «Книга Иова» создана не сразу, как Вестминстерское аббатство. Но те, кто создавал древние…

Нередко можно услышать, что христиане, у которых есть Новый Завет, в Ветхом уже не нуждаются. Почему же тогда его продолжают печатать в изданиях Библии? Просто как некий памятник древности, или у него есть свое место в Церкви и сегодня? Если да, то зачем он нам нужен?

Сдаем полбиблии в музей?

И в самом деле, зачем? Ветхую одежду или мебель обычно ведь не используют, заменяют на новую. Название «ветхий» как будто подсказывает, что и первая часть Библии «обветшала», утратила для нас значение. Так ли это? Дело не только в названии (славянское «ветхий» означает просто «старый, прежний»). Прочитав Новый Завет и перейдя к Ветхому, человек нередко испытывает разочарование: и скучно бывает, и неактуально, но главное - слишком много на его страницах крови. В Новом Завете тоже не всё понятно и не всё интересно, но едва ли что-то настолько отталкивает читателя. Кто-то может подумать, что речь вообще идет о двух разных богах…
Подобную мысль высказывал богослов II века от Р….

священник Иоанн Брек

Речь, произнесенная священником Иоанном Бреком, профессором Свято-Сергиевского Богословского института, на встрече участников молодежного движения Nepsis при Архиепископии Румынского Патриархата в Западной Европе 21 апреля 2001 года. Опубликованов: Mensuel Service Orthodoxe de Presse (SOP)….

Ветхий Завет - первая и более древняя из двух частей христианской Библии, наряду с Новым Заветом. Ветхий Завет – это Священной Писание общее для иудаизма и христианства. Считается, что Ветхий Завет был написан с XIII по I в. до н. э. В основном большинстве книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском, однако некоторые из них написаны на арамейском языке. Данный факт связан с изменением политической ситуации.

Читать Ветхий Завет онлайн бесплатно.

Книги исторические

Книги учительные

Книги пророческие

Широкое распространение тексты Ветхого Завета получили после их перевода на древнегреческий. Данный перевод датируется I веком и называется Септуагинта. Септугианта была принята христианами и сыграла ключевую роль в распространении христианства и становлении христианского канона.

Название «Ветхий Завет» — калька c древнегреческого. В библейском мире слово «завет» означало торжественное соглашение сторон, которое сопровождалось клятвоприношением. По христианской традиции разделение Библии на Ветхий и Новый Заветы основано на строках из Книги пророка Иеремии:

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет».

Ветхий Завет – авторство.

Книги Ветхого Завета создавались десятками авторов на протяжении веков. Большинство книг по традиции носят имена своих авторов, однако большинство современный исследователей Библии сходятся во мнении, что авторство было приписано много позже и что на самом деле основное большинство книг Ветхого Завета были написаны анонимными авторами.

К счастью текст Ветхого Завета дошел до во многих копиях. Это и оригинальные тексты на древнееврейском и арамейском, и многочисленные переводы:

  • Септуагинта (перевод на древнегреческий язык, выполненный в Александрии в III-I веках до н. э.),
  • Таргумы - перевод на арамейский язык,
  • Пешитта - перевод на сирийский язык, сделанный в среде ранних христиан во II веке н. э.
  • Вульгата - перевод на латынь, сделанный Иеронимом в V веке н. э.,

Кумранские рукописи считаются самым древним источником (неполным) Ветхого Завета.

Основой для церковнославянских переводов Ветхого Завета — Геннадиевской, Острожской и Елизаветинской Библий – стала Септуагинта. А вот современные переводы Библии на русский язык – Синодальный и перевод Российского Библейского Общества были выполнены на основе масоретского текста.

Особенности текстов Ветхого Завета.

Тексты Ветхого Завета считаются боговдохновенными. Боговдохновенность книг Ветхого Завета признается в Новом Завете, подобную точку зрения разделяют раннехристианские историки и богословы.

Каноны Ветхого Завета.

На сегодняшний день есть 3 канона Ветхого Завета, несколько различающихся по составу.

  1. Танах – иудейский канон;
  2. Септуагинта – христианский канон;
  3. Протестантский канон, возникший в XVI веке.

Канон Ветхого Завета формировался в два этапа:

  1. Формирование в иудейской среде,
  2. Формирование в христианской среде.

Иудейский канон подразделяется на 3 части:

  1. Тора (Закон),
  2. Невиим (Пророки),
  3. Ктувим (Писания).

Александрийский канон отличается от иудейского по составу и расположению книг, а также по содержанию отдельных текстов. Данный факт объясняется тем, что александрийский канон основан не на Танахе, а на протомасоретской версии. Возможно также, что некоторые из тестовых различий объясняются христианским переосмыслением оригинальных текстов.

Структура Александрийского канона:

  1. Законоположительные книги,
  2. Исторические книги,
  3. Учительные книги,
  4. Пророческие книги.

С точки зрения Православной церкви Ветхий Завет состоит из 39 канонических книг, тогда как Католическая Церковь признает каноническими 46 книг.

Протестантский канон появился в результате пересмотра авторитета библейских книг Мартином Лютером и Якобом ван Лисвельдтом.

Зачем читать Ветхий Завет?

Читать Ветхий Завет можно с различными целями. Для людей верующих это сакральный, священный текст, для остальных Ветхий Завет может стать источником неожиданных истин, поводом для философских рассуждений. Читать Ветхий Завет можно наряду с «Илиадой» и «Одиссеей» как великий памятник древней литературы.

Философские и этические идеи в Ветхом Завете богаты и разнообразны. Речь идет и о разрушении ложных моральных ценностях, и о любви к истине, и о понятиях беспредельности и предела. В Ветхом Завете изложен своеобразный взгляд на космологию, обсуждаются вопросы личностной идентификации, вопросы брака и семьи.

Читая Ветхий Завет, Вы будете рассуждать и о каждодневных вопросах, и о вопросах глобальных. На нашем сайте Вы можете читать Ветхий завет онлайн бесплатно. Мы также снабдили тексты различными иллюстрациями на ветхозаветные сюжеты для того, чтобы чтение было еще более приятным и познавательным.

Библия («книга, сочинение») - собрание священных текстов христиан, состоящее из многих частей, объединяемых в Ветхий Завет и Новый Завет. Библия имеет четкое разделение: до и после рождения Иисуса Христа. До рождения - это Ветхий завет, после рождения - Новый завет. Новый завет и называется Евангелие.

Библия это книга, содержащая священные писания еврейской и христианской религий. Еврейская Библия, сборник древнееврейских священных текстов, входит и в христианскую Библию, образуя ее первую часть - Ветхий Завет. Как христиане, так и евреи считают ее записью договора (завета), заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай. Христиане верят, что Иисус Христос возвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного в Откровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие о деятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом. Новый Завет составляет вторую часть христианской Библии.

Слово «библия» - древнегреческого происхождения. На языке древних греков «библос» означало - «книги». В наше время мы называем этим словом одну определенную книгу, состоящую из нескольких десятков отдельных религиозных произведений. Библия представляет собой книгу, объемлющую свыше тысячи страниц. Библия состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет.
Ветхий Завет, рассказывающий об участии Бога в жизни еврейского народа до прихода Иисуса Христа.
Новый Завет, дающий сведения о жизни и учении Христа во всей Его правде и красоте. Бог через жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа даровал людям спасение - в этом состоит главное учение христианства. Хотя только первые четыре книги Нового Завета непосредственно повествуют о жизни Иисуса, каждая из 27 книг по-своему стремится истолковать значение Иисуса или показать, как его учение приложимо к жизни верующих.
Евангелие (греческого - «благая весть») - жизнеописание Иисуса Христа; книги, почитаемые как священные в христианстве, в которых рассказывается о божественной природе Иисуса Христа, его рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении. Евангелия входят в состав книг Нового Завета.

Библия. Новый Завет. Евангелие.

Библия. Ветхий Завет.

Тексты Книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, изложенные на данном сайте, взяты с Синодального перевода.

Молитва перед чтением Святаго Евангелия

(молитва после 11-й кафизмы)

Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего Богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи, во Евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти, вся поправше, духовное жительство пройдем, вся яже ко благоугождению Твоему и мудроствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

„Есть три способа читать книгу, – пишет один мудрец, – можно читать ее для того, чтобы подвергнуть ее критической оценке; можно читать, ища в ней утех для своего чувства и воображения и, наконец, можно читать совестью. Первые читают, чтобы судить, вторые – чтобы развлечься, третьи – чтобы совершенствоваться. Евангелие, не имеющее себе равной между книгами, нужно читать сначала только простым разумом и совестью. Читаемое так, оно заставит трепетать вашу совесть на каждой странице пред добром, пред высокою прекрасною моралью“.

«При чтении Евангелия, - внушает еп. Игнатий (Брянчанинов), - не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину.
Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это книга жизни, и надо читать ее жизнию.

Правило касательно чтения Слова Божия

Читающему книгу должно исполнить следующее:
1) Должен читать не много листов и страниц, ибо много прочитавшему не можно все выразуметь и в памяти содержать.
2) Мало прочитывать и много рассуждать, что читается, ибо так лучше читаемое понимается и в памяти углубляется, и наш ум просвещается.
3) Смотреть, что из читаемого в книге понятно, или непонятно. Когда понимаешь, что читаешь, хорошо; а когда не понимаешь, оставь и далее читай. Непонятное или от следующего чтения изъяснится, или повторенным другим чтением, с помощью Божиею, прояснится.
4) Чего учит книга уклоняться, чего учит искать и делать, о том старайся, чтоб самым делом исполнять. От зла уклоняйся, и твори доброе.
5) Когда ум от книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будешь, нежели был; понеже злейшие бывают ученые и разумные дураки, нежели простые невежи.
6) Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко; лучше красно жить, нежели красно говорить: «разум кичит, а любовь созидает».
7) Чему сам с помощью Божией научишься, тому и иных при случае любовно учи, дабы семя посеянное росло, и плод творило».

Для огромного числа людей мир Ветхого Завета пребывает закрытым, считает Сергей Комаров

Дискутировал недавно с одним знакомым преподавателем катехизаторских курсов по поводу понимания одного фрагмента из «Апостола». В защиту своей позиции я привел цитату из Книги пророка Иеремии. Знакомый недовольным тоном ответил, что Ветхий Завет отжил свое и в христианской дискуссии такие цитаты неуместны.

Подобный взгляд встречается довольно часто в народе. Иногда старозаветные книги даже возбуждают некоторую боязнь в силу их большого объема и непонятности. Известны даже анекдотические пассажи на эту тему, вроде таких: «Правду говорят: Библию читать – с ума сойти можно. Вот и я почитала – Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова… Это что ж такое – мужики рожают! А мы, бабы, на что?»

Для огромного числа наших прихожан мир Ветхого Завета пребывает закрытым (кроме разве что нескольких псалмов, входящих в молитвенные правила). К великому сожалению, на это «неблаженное» неведение часто смотрят «сквозь пальцы» и наши пастыри. Редко-редко приходится слышать проповедь на ветхозаветные тексты, хотя последние в изобилии читаются на всяком богослужении. И совсем не услышишь открытых призывов изучать Книги Моисея и пророков. Почему-то считается, что людям это не нужно.

Мы говорим о православных, но, кстати, протестантский мир – не исключение. Протестанты разных направлений, сыплющие новозаветными цитатами, вряд ли достанут из памяти так же хорошо выученные ветхозаветные стихи. Недавно один протестантский руководитель библейского кружка вообще поразил: «Книга Иова, говорите? Простите, я до нее еще не дошел. Давно хочу прочитать, и все некогда…»

Можно долго рассуждать о причинах такого положения вещей, но в итоге все равно придется сказать одно: незнание верующим человеком ветхозаветных книг не есть норма. И это не моя выдумка, но взгляд древней Церкви.

Дело в том, что христианская Церковь первого тысячелетия имела одинаковый интерес и к книгам Ветхого Завета, и к книгам Нового. До того как был полностью написан и оформился в канон новозаветный корпус книг, на христианских собраниях читали Книги Моисея и пророков. Только впоследствии прибавились тексты апостолов Марка и Луки, Матфея и Иоанна, Иакова и Петра, Иуды и Павла. Но и после этого Церковь любила и изучала Писания – а под этим словом понимались все книги Библии. Древним христианам одинаково дороги были и Послания апостола Павла, и Книга Исаии, и Евангелие от Матфея, и Песнь Песней Соломона, и Деяния Апостолов, и Псалмы Давида. Если посмотреть, на какие библейские книги святые отцы любили писать толкования, то мы увидим, что ветхозаветные отнюдь не в меньшинстве.

«Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом раскрывается», – говорил блаженный Августин. И действительно, все книги Писания имеют удивительную взаимосвязь. Более того, без знания Ветхого Завета мы не сможем адекватно понять ни одной новозаветной книги. Это становится понятным при взгляде на самую первую страницу Нового Завета – родословие Иисуса Христа. Долгий перечень героев дохристианской библейской истории не скажет нам ничего, если мы не знакомы с «законом, пророками и писаниями»*. И далее – то же самое. «Четвероевангелие» и «Апостол» настолько насыщены ветхозаветными цитатами и аллегориями, что незнание первоисточника исключает возможность воспринять эти тексты в должной полноте смысла.

Замечательно, что Новый Завет имеет в себе множество свидетельств о необходимости изучения Завета Ветхого. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39), – говорил Сам Христос. Несомненно, Спаситель имел в виду старозаветные книги, ведь «Четвероевангелие» и «Апостол» еще не были написаны. Кстати, из слов Христа мы можем определить для себя цель и общее направление христианского изучения еврейской Библии. Христианский взгляд всегда ищет в ветхозаветных строках Христа. «Они свидетельствуют» о Нем, и Он воистину присутствует там в каждой букве.

Более того, только христианину и могут быть понятны в полной мере эти книги, ведь именно христианство снимает с сердца пелену непонимания Ветхого Завета. Апостол Павел во Втором Послании к коринфянам открывает очень важную вещь. Вспоминая схождение Моисея с горы Синай, апостол отмечает, что «Моисей… полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2 Кор. 3, 13–16). Если вера в Христа снимает покров непонимания в отношении ветхозаветного текста, если Сам Христос дарит Церкви это знание, имеем ли мы право отказаться от него, признав ненужным? А апостол Павел, дарит еще одну замечательную мысль. Вспоминая историю израильского народа, он пишет: «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10, 11). Здесь мы видим важнейший принцип христианского прочтения старозаветных текстов, из которого произрастают такие виды святоотеческой экзегезы, как типологический (лица или события Ветхого Завета толкуются как прообразы Нового), духовно-аллегорический (извлечение из текста вероучительных или догматических истин), тропологический (проведение нравственных параллелей), анагогический (раскрытие тайн будущего века).

Сам Павел демонстрирует эту методику на страницах своих Посланий. Например, в Послании к галатам (см. Гал. 4, 23–31), когда объясняет, что значит история Сарры и Агари и как эти события в духовно-нравственном смысле относятся к нам, или в Первом Послании к коринфянам, где сказано, что камень, из которого пили евреи в пустыне, есть Христос (см. 1 Кор. 10, 1–11).

Воскреснув и явившись апостолам, Христос «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45). Нам открывает ум к пониманию Ветхого Завета Церковь Христова, которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Нехорошо отвергать дары церковные, данные нам для спасения. Преступно считать ненужным то, что для апостолов было свято и любимо.

Грешно не обращать внимания на заповедь Христову «Исследуйте Писания». Христианин, не любящий Ветхого и Нового Завета, непонятен. Трудно представить, о чем он думает и чем живет. Нелюбовь к обеим частям Библии есть опасная болезнь церковного сознания, которая неминуемо родит такую же больную духовную практику. Голос церковного Предания зовет нас лечить эту болезнь, и исцелиться от нее просто: Святая Библия стоит на полке в каждом христианском доме, ожидая внимательных глаз и любви.

Сергей Комаров

*Еврейский канон Библии подразделяется на три части: Закон (Тора), Пророки (Невиим), Писания (Кетувим).