Еврейское гетто в годы войны. Краковское гетто во время немецкой оккупации Польши (Краков)

Для чего немецким властям нужно было создавать гетто для всех евреев Европы? Немецкие власти приводили различные доводы в пользу создания гетто: чтобы бороться со спекуляцией; чтобы положить конец распространению пораженческих политических слухов; чтобы ограничить распространение заразных болезней, источником которых являются евреи, и даже, чтобы охранять евреев от враждебности местного населения.

Все эти утверждения были безосновательными. На самом деле у евреев оккупированных стран не было ни малейшей возможности нанести Германии экономический ущерб. Наоборот, существование гетто помогало развитию подпольной экономики, поскольку возникла контрабандная торговля продуктами и товарами между гетто и внешним миром. Что касается проблемы заразных болезней, которые возникали среди евреев в результате тяжелых условий жизни при оккупационном режиме, то закрытое гетто вовсе не являлось способом их уничтожения или локализации, а наоборот, приводило еще к большему их распространению. Таким образом, понятно, что настоящей целью властей было изолировать евреев от окружающего населения, исходя из идеологических и бюрократических намерений. Гетто было еще одним этапом антиеврейской политики, последовательно развивавшейся с начала войны. Трудностей с созданием гетто на территории Белоруссии, как видно из меморандума А.Розенберга», немцы не видели, вследствие «наличия целых еврейских общин и поселений, что делает это особенно простым» .

С созданием гетто расистская теория стала реальностью: евреи, которым нацистская концепция не отводила места в человеческом обществе, действительно были от него изолированы.

21 сентября 1939 года был издан приказ шефа РСХА Р. Гейдриха о создании в городах вблизи крупных железнодорожных станций специальных еврейских кварталов («гетто»), куда переселяли евреи из прилегающей сельской местности. Это был подготовительный план уничтожения еврейского народа. Именно тогда впервые упоминается термин «окончательное решение» . Подготовка же к осуществлению этого плана велась в течении 1939-1941 годов, то есть до нападения Германии на СССР. Первое гетто было создано в октябре 1939 года . Время и сроки создания гетто были различными, их появление необходимо рассматривать как продолжительный процесс.

С первых дней войны на оккупированной территории Беларуси фашисты начали создавать в городах и местечках гетто - изолированные части города, отведенные для проживания евреев. Более полное определение этому понятию дается в энциклопедии Республики Беларусь: «Гетто - территории, отведённые для принудительного поселения людей по расовым, профессиональным, религиозным и др. признакам» . В меморандуме А. Розенберга «Указания к разрешению еврейского вопроса» подчеркивалось, что «первой основной целью немецких мер, проводимых в этом вопросе, должно быть строжайшее отделение евреев от остального населения. ...Все права на свободу должны быть отняты у евреев, они должны помещаться в гетто» .

Гетто являлись частью оккупационного режима, политики расизма и геноцида. В Белоруссии в конце июля - начале августа 1941г появились первые гетто (в литературе их число определяется по-разному, от 70 до 120) . В работе Э.Иоффе указано, что на территории 153 населенных пунктов Белоруссии находилось 163 гетто .

Всего на территории Белоруссии, в границах на 22 июня 1941 г., нацисты создали более 250 гетто . По подсчетам Е. С. Розенблата, только в Западной Белоруссии было организовано 211 гетто .

На территории генерального округа «Белоруссия» (рейхскомиссариат «Остланд») одним из первых было создано гетто в Минске распоряжением полевого коменданта от 19 июля 1941 г. Это было самое крупное по численности (более 80000 узников) гетто, которое просуществовало около 27 месяцев .

Кроме того, есть основания выделять и такое понятие, как «гетто в гетто», по причине нахождения на одной территории местных и депортированных евреев . В Минске вообще выделяют 3 гетто: «Большое гетто» - существовало с августа 1941по 21-23.10.1943 (39 улиц и переулков в районе Юбилейной площади). «Малое» гетто - находилось в районе завода им.Молотова (теперь завода им.Ленина) с 1941 до конца июня 1944 3. «Зондергетто» (часть гетто по улице Сухой и обувной) - гетто для депортированных евреев из семи стран Западной, Центральной и Восточной Европы. Существовало с ноября 1941 по сентябрь 1943г» . Кроме того, этих евреев называли «гамбурскими», так как большая часть их прибыла из Германии . Таким образом, в одном гетто оказались представители трех разных групп еврейского населения, каждая со своим родным языком (русским, идишем и немецким), культурой и мировоззрением. Отметим, что большая часть советских евреев Минска, в значительной мере утратила традиционную еврейскую ментальность (за исключением представителей старшего поколения), в то же время беженцы из Западной Белоруссии были более инициативны и предприимчивы, что явилось важным фактором выживания в гетто. Знание языка и контакты с немецким административным персоналом разного уровня давали узникам определенный шанс на спасение.

Созданием гетто занимались военные комендатуры, службы полиции безопасности и СД, айнзатцгруппы. Их деятельность была организована по определенному шаблону: по вступлении в какой-нибудь город или местечко они сразу же устанавливали с помощью местных жителей имена раввинов и наиболее известных членов еврейской общины и требовали от них собрать все еврейское население для регистрации и отправки в "еврейский район". Евреи, не подозревавшие об истинных замыслах нацистов, подчинялись распоряжениям оккупантов. Их загоняли за колючую проволоку, гетто.

В приказе по кавалерийской бригаде СС № 8 от 28 сентября 1941 г. отмечалось, что создание гетто возможно тогда, если нет возможности ликвидировать евреев сразу .

В западных районах Белоруссии (вошедших в рейх-комиссариат «Украина») формально гетто не создавалось, но еврейское население (после регистрации и соответствующего обозначения, а также создания еврейских советов) фактически было лишено свободы передвижения (запрет передвигаться вне рабочих колонн, появляться в определенных кварталах и даже покидать свои дома). Оно интенсивно использовалось на принудительных работах, подвергалось коллективным контрибуциям. Такая ситуация сохранялась (за некоторым исключением) до конца 1941 - начала 1942гг, когда план и темпы «окончательного решения» еще находилась в стадии обсуждения. Некоторые гетто на территории Белоруссии (Минск, Белосток, Брест, Пинск, Глубокое и некоторые другие) можно отнести к типичным для Восточной Европы. Здесь активно действовали юденраты с многочисленным штатом сотрудников, включая еврейскую полицию; в гетто и самих городах были организованы производства, где активно использовался принудительный труд еврейского населения.

Гетто организовывали, прежде всего, в городах, районных центрах, местечках вблизи железных дорог, рек . Туда также переселяли уцелевших после акций уничтожения евреев из сельской местности (чаще всего - лишь специалистов-ремесленников с их семьями). Тенденция концентрации еврейского населения в средних и крупных городах и переселение проводилось не с целью ликвидации еврейского населения, а в целях использования их профессиональных возможностей. Обычно переселялись отдельные семьи, не превышающие нескольких десятков человек. Однако это распоряжение касалось иногда и еврейских общин численностью не менее нескольких сот человек. Так, в Западной Белоруссии оккупанты предприняли уникальную попытку создать еврейский город («Judenstadt») в Пружанах . Сюда было переселено несколько тысяч евреев из 14 населенных пунктов. В гетто Глубокое были направлены евреи из 42 городов, местечек и деревень . Оно стало своеобразным еврейским центром.

Необходимым условием при организации гетто была обязательная регистрация всех евреев. Людям меняли паспорта, заменяя их на немецкие «аусвайсы», с обязательной пометкой «юде» . Параллельно с этим шло заполнение анкет с приложением фотографий и вписыванием детей до 14 лет .

Сроки для переселения, как правило, устанавливались в несколько дней. Для переселения в Минское гетто было отведено 5 дней . В Борисове на переселение давали нереальный срок - 1 день . Во Дворце давалось две недели . Иногда переселение растягивалось на более длительный срок.

Все гетто условно можно разделить на два основных типа: «открытое» и «закрытое». Первый из них (без физической изоляции евреев в охраняемый квартал или помещение) носил временный характер-до уничтожения либо до переселения в «закрытое» гетто, депортации, отправки в трудовые лагеря .

Узники «открытого» гетто чаще всего оставались в своих домах. Выселять и затем охранять жителей нацисты считали нецелесообразным.

В местах, где охрана была слабее, евреи могли торговать с местным населением, а еврейские ремесленники - ходить на работу в селения с собственными инструментами и зарабатывать своей семье на жизнь. Политика умеренного принуждения в маленьких гетто объяснялась ограниченной численностью сил местной полиции, не позволяющей осуществлять постоянное наблюдение, а также отсутствием колючей проволоки (как пример - гетто в Слониме) .

Крупные гетто были более закрытыми. Наглядным примером этого является подтверждение о Дворецком гетто: «Сначала в гетто был режим «открытого типа»: заключённым разрешалось выходить из гетто, но они были обязаны являться на вечернюю поверку. Все трудоспособные заключённые должны были трудиться. Чаще всего, евреи работали на погрузке, вывозе щебеня с бывшего советского аэродрома возле деревни Васевичи, на работах по укреплению и ремонту полотна железной дороги Барановичи - Лида. Осенью 1942 года гетто перевели на «усиленный» режим. Был увеличен конвой, пополнение конвоиров прибыло из Латвии и Литвы. Жителям гетто запретили выходить из зоны. На работу выводили под усиленным конвоем. Евреям запретили контакты с местным населением» .

Открытыми являлись также гетто в Новогрудке , Осиповичах .

Создание «закрытых» гетто имело целью переселение всех евреев в определенное место: квартал, улицу или помещение. Его внешней приметой был забор, который устанавливался силами самих евреев и за их счет. Выход и вход в гетто был возможен только через один или несколько пропускных пунктов, которые охранялись с внешней и внутренней сторон.

Заключение в гетто лишь предшествовало поголовному уничтожению еврейского населения. Это было звено в цепи продуманных мероприятий, еще одна ступень, приближающая миллионы людей к уничтожению. Из гетто было удобней вести на казнь, в гетто легче контролировались все слои населения, в гетто производилось отделение способных к сопротивлению от беспомощных детей и стариков.

Каждое гетто ограждалось и охранялось по-своему: либо ограждение колючей проволокой, либо кирпичной стеной или глухим деревянным забором. К примеру, в Бресте воздвигались проволочные заграждения от 1,5м , а в Барановичах их высота достигала 2,5 метров. Заграждения возводилось силами узников и за их счет, как в Новогрудке. где стараниями 100 человек было огорожено 28 домов , или пленными и местными жителями, как в Бресте .

Площадь и границы гетто, не были фиксированными: когда людей вывозили с него, гетто сужали .

Вокруг гетто устанавливались особые десятиметровые зоны, в которых сносились все объекты и запрещались строительство, складирование товаров, посадка деревьев и кустарников. Вход и выход из гетто могли быть осуществлены только через один или несколько пропускных пунктов, которые охранялись с внешней и внутренней стороны полицейскими. Охрану Брестского гетто осуществляла местная украинская и еврейская полиция, «но и те и другие, - как отмечает свидетель, - были одинаково жестоки» . В основном, многие узники подтверждают, что кроме дубинок, никакого оружия у еврейской полиции не было. «Обходов по домам они не делали. У них были списки, и они знали, кто где живет», - так об этом говорит малолетний узник Брестского гетто .

Из свидетельских показаний видно, что существовали гетто, которые не охранялись. «9 марта 1942 года наступили изменения в жизни Смольян, когда евреев согнали в гетто на улицу Шкловскую. Здесь примерно в 30 домах и жило от 700 до 840 евреев. Они были только обнесены колючей проволокой, и в них существовал «мягкий» режим проживания. Такой режим обусловлен и тем, что туда приходили евреи, бежавшие из Минска, Борисова, Орши, Дуброво» .

Оккупационные власти стремились оторвать евреев от внешнего мира, ограничить возможности проживания в привычной для них среде. С этой целью вводились запреты: запрещалось закупать продукты, ходить по тротуарам, громко разговаривать, - словом воспрещалось все, напоминающее о человеческом существовании и достоинстве. Учитель Давид Плискин из м.Глубокого заплатил штраф в 500 рублей только за то, что съел несколько ягод малины с лесного куста . Полный перечень запретов можно прочитать в директиве Г.Лозе, рейхскомиссара Остланда от 13.08.1941года .

При создании гетто, немцы часто прибегали к своему любимому провокационному методу: разделению на два гетто. Во второе гетто, как говорили немцы, должны попасть "малополезные", "малоценные" евреи. К ним относились старики и дети . Люди прекрасно понимали, что они составляют очередную партию обреченных. О переселении людей во второе гетто п.Глубокое известно, что оно продолжалось около двух недель, от 20 мая до первых чисел июня 1942 г. Каждый день в течение 2-х недель сюда возили на подводах стариков и старух . На самом деле, во второе гетто в Глубоком попало много специалистов (сапожников, столяров, портных) - людей физического труда, которых ждала работа на предприятиях, находящихся в ведении германского вермахта. В Беларуси одним из самых ярких приверженцев временного сохранения евреев для экономических потребностей был гебитскомиссар (районный комиссар) Слуцка - Кароль. Именно он выступал против уничтожения ремесленников, аргументируя это в октябре 1941 г. тем, что ремеслом в Беларуси занимаются только евреи. Для стимуляции этой фактически рабской силы Кароль, как и другие администраторы, сохранявшие ремесленников и вообще так называемых жизненно-важных работников, сохранял и их семьи (редко родителей, но часто жён и детей). Гебитскомиссар Эррен, находясь на территории Слонима, писал: «Как будут проведены вспомогательные работы, евреи будут уничтожены, кроме необходимых ремесленников и квалифицированных рабочих… В моих ремесленных училищах я заставлю еврейских специалистов обучать своему ремеслу сообразительных учеников, чтобы затем можно было в этих профессиях обойтись без евреев и ликвидировать последних» . Рейхкомиссар Остланда Г.Лозе указывал «следует срочно позаботиться о подготовке квалифицированных рабочих из местной молодежи», что еще раз подчеркивает стремление в короткие сроки решить «еврейский вопрос» . Потребность в использовании еврейских квалифицированных трудовых ресурсов в зонах немецкой военной и гражданской администрации отчасти влияла на последовательность уничтожения еврейского населения. Одной из первоочередных задач оккупационного режима было скорейшее открытие ремесленных мастерских и предприятий сферы обслуживания. Отсутствие или недостаток квалифицированных рабочих вынуждал власти использовать еврейских специалистов. Еще накануне или после первых расстрелов в немецкой зоне оккупации нацисты отбирали таких специалистов (сапожников, кузнецов, портных) и использовали их труд от недели до нескольких месяцев, а иногда и в течение полутора лет.

Это кажется невозможным. Нацисты силой сгоняли евреев в резервации, а здесь живут так добровольно.

Квартал ультраортодоксов меньше всего похож на остальной Израиль. Некоторые даже не признают еврейское государство, расплачиваясь долларами или евро.

Туристам сюда лучше не соваться, могут закидать камнями. Но Меа Шеарим - один из самых интересных районов Иерусалима.

1 Иерусалим сам по себе очень религиозный город, человеку светскому здесь будет не очень комфортно. Но всё-таки, обычные люди здесь тоже живут.

2 Если же девушки в коротких юбках пропали, и всё чаще попадаются мужики в чёрных сюртуках, вы на верном пути.

3 На входе в квартал предупреждают: организованным группам туристов, а также людям в неприличной одежде вход воспрещён. В неприличной это значит в шортах, футболках и с непокрытыми головами. Девушкам нельзя в джинсах или юбках не “в пол", мужчинам в кроксах.

4 Фотографировать здесь тоже нельзя. Увидят - побьют. Так говорят, по крайней мере. Рисковать не стал, и все кадры сделал “от пуза”. Что-то получилось.

5 Район Меа Шеарим переводится как “сто ворот”, и построен по образу и подобию бедных еврейских местечек Восточной Европы. Тех, в которых жили предки здешних жителей до Второй мировой войны.

6 Неразрывная связь с прошлым, жить как жили деды. Вот главная идея этого квартала. Они не говорят на иврите, только на идише. Не пользуются телевизором, телефонами и интернетом. И редко контактируют с другими жителями города. Даже с другими верующими иудеями.

7 Ещё всё время молятся. Даже на ходу.

8 Колорита тут как отбавляй.

9 Эта женщина похожа на религиозную арабку, но на самом деле это религиозная еврейка. Так ходят очень немногие ультраортодоксальные женщины, это крайность.

10 На стенах висит много ящиков, но это не почта. Почтой ортодоксы тоже не пользуются.

11 Цдака , или пожертвование, одна из заповедей иудаизма и одна из особенностей жизни в этом районе. Нужно жертвовать деньги тем, кто беднее тебя, и в местную общину для развития религиозных проектов. Меа Шеарим и так один из беднейших районов города, но они ещё и жертвуют.

12 Местная социальная реклама и объявление о продаже бобровой шапки. Такая стоит 1300 долларов, ничего себе!

13 Стены квартала похожи на московские остановки, все увешаны объявлениями. Эти большие листы заменяют ортодоксам фейсбук и телевизор. Эти стенгазеты для меашеаримцев главный источник информации. В них сообщают о свадьбах, похоронах и семейных торжествах. Это главное, что нужно знать в общине. Весь остальной мир их не касается.

14 У нас тут не зоопарк! - как бы намекают надписи на плакатах. И ещё раз повторяют про неприличное поведение и одежду. Современные средства связи оскверняют душу, поэтому в некоторые дома запрещено входить с мобильными телефонами.

15 Владелица магазина просит не входить к ней в неприличной одежде.

16 Некоторые жители этого ультрарелигиозного квартала не признают государство Израиль, не имеют документов и не пользуются местными деньгами. Более того, они активно поддерживают арабов, одобряют теракты и считают Холокост справедливой карой для евреев.

17 Детки в клетке. Чтобы спиногрызы не выпадали из окон, на них ставят решётки. Так они “гуляют”. Детей в семьях очень много. Десять - не предел. И их никто не считает, дети это счастье.

18 Чем-то эти решётки напоминают китайские, но там они часто стоят на всех окнах в доме. Не бывает же, чтобы у всех поголовно маленькие дети. Хотя вот в Меа Шеарим как раз бывает!

19 Так одеваются молодые девушки, которым бы на дискотеках и пляжах зажигать или в армии служить. Нет, ортодоксы не служат. Чем вызвают дикую неприязнь у остальной части израильтян.

20 Кока-кола, кстати, кошерная.

21 Несмотря на то, что район проездной, в шаббат улицы перекрывают, а если увидят машину, могут забросать её камнями.

22 Ультраортодоксы часто нигде не работают, а только молятся и изучают Тору.

23 Такие люди живут только за счёт пожертвований от заграничных еврейских общин.

24 Гуляешь, удивляешься, а через дорогу - обыкновенная, нормальная жизнь. Вот это тоже религиозные иудеи, например. Стоят в очереди к банкомату. Курят, пьют, смеются.

25 Ортодокс-мотоциклист.

26 Архитектура в Меа Шеарим отсутствует, застройка хаотичная и очень плотная. Люди живут в маленьких квартирках по 10-15 человек. Ещё здесь очень грязно. Но вы и сами заметили.

27 Это настоящее гетто, и мне кажется, его обитатели - сектанты. Не знаю, правильно ли их так называть. Они замкнулись в своём маленьком правоверном мирке и считают себя лучшими иудеями, чем другие. Поэтому, с теми даже разговаривать не о чем.

28 Что за Моисей не знаю, но сандалии он носит с носками.

29 Пройдя несколько улиц, мы снова возвращаемся в “нормальный” Иерусалим.

30 Здесь тоже много религиозных людей, как положено, скромно одетых.

31 Но разница с меашеаримцами сразу ощущается.

32 Я писал когда-то про

Чтобы объяснить, что такое гетто, нужно обратиться к истории. В Европе и мусульманском мире к евреям относились весьма предвзято. Ещё с XIII века они были обязаны жить в отведённых для этого местах, но впервые название «гетто» у таких зон появилось в Венеции в 1516 году, и сохранилось до наших дней

Гетто - что это?

С того момента и до ХХ века значение слово гетто было таково: отгороженная часть города, в которой обязаны жить евреи. В ХХ веке значение расширилось и стало допускать возможность обособленного проживания любой этнической, религиозной или культурной группы. Основная черта любого гетто - бедность, законы жизни в таком отделённом месте могут вступать в противоречие с законами государства, на территории которого оно расположено.

Гетто во время Второй мировой войны

Первоначально эпоха, допускавшая еврейское гетто, закончилась в Европе с началом Наполеоновских завоеваний. В каждом покорённом государстве император утверждал гражданские права и свободы, делавшие невозможной идею расовой сегрегации. Но это понятие возродил Гитлер. В Третьем Рейхе гетто начали появляться с 1939 года в Польше. Понятие «лагерь смерти, гетто» появилось не сразу, изначально эти выделенные зоны в городах оставались местами для обособленного проживания евреев. Но эти городские гетто являлись первой ступенькой подготовки массовых убийств, так как позволяли:

  • сконцентрировать в одном месте всех, подлежащих уничтожению;
  • упростить организацию массовых убийств;
  • избежать возможности побегов или сопротивления;
  • эксплуатировать жителей гетто как рабочую силу.

Всего во время Второй мировой войны насчитывалось более тысячи гетто, в которых проживало около одного миллиона евреев. Самыми крупными из них были Варшавское и Лодзинское, в совокупности там находилось больше половины всех изолированных евреев. Узниками гетто становились не только жители города и прилегающих территорий, туда свозились пленные, появлявшиеся по мере захвата нацистами новых областей.

Современные гетто

С поражением Гитлера гетто не исчезли с лица планеты. Для США характерно такое понятие, как цветное, зачастую афроамериканское, гетто. Облик современных обособленных городских районов начал складываться в 70-80-х годах прошлого века, когда белые жители Америки начали переезжать из городов в пригороды, чтобы избежать проживания рядом с афроамериканцами. Покупка загородных домов для большей части негритянского населения была недоступна и они оставались в городах, формируя целые этнические районы.

Исследователи расходятся во мнениях о том, что значит гетто в современном мире, по каким законам оно формируется. Есть две основные теории.

  1. Цветные (преимущественно негритянские) гетто - продукт целенаправленной расовой сегрегации, призванной разделить национальные меньшинства и белое население по уровню доступных возможностей и месту проживания. Сторонники этой теории считают, что у этнического большинства страны есть инструменты, позволяющие обходить закон 1968 года «О запрещении дискриминации в сфере жилья».
  2. Некоторые исследователи отвечают на вопрос, что означает гетто, с точки социального, а не расового разделения. Они говорят о том, что после 1968 года чёрный средний класс, имевший возможность жить в респектабельных районах, переселился, а представители низшего класса оказались изолированы как от всех белых, так и от более обеспеченных чёрных. Теория Оскара Льюиса говорит о том, что, после долгого пребывания за чертой бедности, возможности социально-экономического успеха значительно снижаются. Поэтому обстановка в гетто со временем только ухудшается.

Типы гетто

Современные гетто подразделяются только по своему этническому составу. Во время Второй мировой войны существовали следующие типы гетто:

  1. Открытая зона гетто характеризовалась обособлением евреев от прочего населения. На её территории действовал Judenrat (еврейский совет) или другие органы еврейского самоуправления, жители обязаны были зарегистрироваться и не менять место проживания. Также действовали трудовые обязательства. Формально у жителей такого гетто не было запрета на общение с нееврейским населением.
  2. Закрытое гетто - охраняемый жилой район, отгороженный от остального города. Выход за пределы этого гетто был ограничен и осуществлялся только через КПП, в дальнейшем жителям запретили покидать место проживания. Еврейское население перемещалось в такой район после того, как уже было приговорено к уничтожению.
  3. Гетто за партами . Ещё до начала Второй мировой войны, в 1935 году, в Польских учебных заведениях появилась инициатива о создании для представителей национальных меньшинств выделенных зон в классах и аудиториях. С 1937 года эта мера стала обязательной.

Правила гетто

Жизнь в гетто эпохи Второй мировой войны протекала по следующим правилам:

  • запрет на покупку и продажу чего-либо;
  • невозможность пользоваться общественным транспортом, учреждениями культуры и досуга, религиозными зданиями и сооружениями;
  • ношение идентифицирующих повязок (лат);
  • запрет на передвижение по крупным улицам.

Книги о гетто

Таким процессам, как создание гетто и жизнь в нём, было посвящено множество книг. Вот некоторые из них:

  1. «Продай твою мать» Эфраим Севела . История эмигрировавшего в Германию мальчика из каунассокого гетто, чью мать убили фашисты.
  2. «Отдайте мне ваших детей!» Стив Сем-Сандберг . Рассказ о том, что такое гетто, через историю главы его юденрата.
  3. «Рождённая в гетто» Ариела Сеф . История еврейской девочки, чудом спасшейся из каунасского гетто.

Сериалы про гетто

Гетто и концлагеря вдохновляли и на создание сериалов:

  1. «Гетто/Ghetto» . История о семье афроамериканцев, переехавших в белый район.
  2. «Щит и меч» . Двухсерийный фильм, главный герой которого - русский разведчик, работающий в нацистской Германии

21 октября 1943 года было ликвидировано Минское гетто, в котором (с начала оккупации Беларуси гитлеровцами) были убиты почти 100 тысяч евреев из Беларуси и со всей Европы…

Ровно три года Минск находился под оккупацией войсками вермахта.

Новая власть в первые же дни наложила «контрибуцию» на минских евреев, отбирая у них драгоценности и валюту.

Был создан еврейский комитет («юденрат», как и в других оккупированных европейских городах), председателем которого, благодаря знанию немецкого языка, стал Илья Мушкин (работавший до войны начальником одного из трестов).

В июле 1941 года, подчиняясь гитлеровской «Endlösung der Judenfrage» (программе уничтожения евреев), немцы начали создавать гетто. Начальник СС и полиции округа «Белоруссия» Ценнер вместе с генералом Шенкендорфом (командующим «Центром») провели совещание, на котором обсудили план уничтожения евреев столицы Белорусской ССР, а также евреев, свезённых с Минск со всей Европы.

Неограниченными правами в этом районе города отныне обладал представитель немецкого командования Городецкий – патологический садист, наполовину немец, проживавший ранее в Ленинграде.

Юденрад же никаких прав не имел. Ему вменялось только собирать с евреев деньги, а также проводить санитарные мероприятия (немцы опасались начала возможных эпидемий).

К 1 августа 1941 года было полностью завершено переселение в гетто всех евреев – 80 тысяч человек. К октябрю того же года их число уже превысило 100 тысяч.

Всего существовало три различных участка: «Большое» гетто, «Малое» гетто (в районе радиозавода им. Молотова) и «Зондергетто» (как раз для двух десятков евреев, депортированных из стран Восточной, Центральной и Западной Европы).

По периметру гетто было огорожено колючей проволокой и высоким забором. Охрана состояла из бойцов СС, а также литовских и белорусских полицаев.

Под страхом смерти все узники обязаны были носить спецзнаки – тканевые жёлтые «латы» и нашивки белого цвета с номерами домов (на спине и груди).

Фото из Могилёва, лето 1941 года —

Полицаи и немцы совершенно безнаказанно насиловали девушек, убивали и грабили обитателей гетто…

Жизнь узников была обожжена всевозможными запретами, за нарушение которых безоговорочно следовал расстрел. Территорию гетто, как уже упоминалось, покидать не разрешалось, запрещено было выменивать продукты у неевреев, носить меховые вещи, снимать опознавательные знаки, ходить по тротуарам и центральным улицам (только по мостовой), заходить в общественные места, сады… За 15 метров до встречи с немцем еврей должен был снять свой головной убор.

Несколько раз Городецкий собирал с гетто т.н. «контрибуции»: в первый раз 10 килограмм золота, 2 центнера серебра и 2 миллиона рублей, во второй раз 50 кг серебра и золота… Под страхом смерти в этом грабеже принимали участие и представители еврейского комитета.

Обычной пищей в гетто были оладьи из кожуры от картофеля, а также сало, которое удавалось соскоблить со свиных шкур, найденных на старом кожзаводе. Тем евреям, которые привлекались для работ, раз в сутки выдавали миску баланды.

На фото – колонна узников, 1941 год —

На фото – железнодорожные принудительные работы, Минск, зима 1942 года —

Также – принудительные работы минских евреев —

Существовал и нелегальный рынок обмена материальных ценностей через колючую проволоку и рабочие колонны (в таких обменах участие принимали и немецкие офицеры). Любопытен курс этого рынка: например, за золотые часы давали 3 луковицы и одну буханку хлеба.

Плотность населения была чудовищной – в двух квартирах проживали иногда до ста человек! Без учёта детей выделялось от 1,2 до полутора квадратных метров на человека.

Конечно, антисанитария, голод и скученность заселения были причинами постоянных эпидемий и повальных болезней.

На фото — типовые здания гетто –

Массовые убийства заключённых (которые немцы называли «акциями») имели место в ноябре 1941 года (убиты более 30 тысяч человек), в марте 1942 (до 10 тысяч евреев), в июле 1942 года (25 тысяч) и октябре 1943 года (когда за три дня до освобождения узников гетто были в спешке уничтожены 22 тысячи евреев, привезённых из европейских государств).

С весны 1942 года детей евреев убивали в газвагенах – душегубках, хватая их прямо на улицах и запихивая вот в такие автомобили —

Проходили и многочисленные погромы (самые известные и кровопролитные: в августе, ноябре 1941, январе, июле и декабре 1942 гг.) – как ночные и дневные. Популярным вариантом были массовые убийства днём, когда все трудоспособные евреи уходили на принудительные работы…

В исторической литературе есть понятие «бойня 2 марта» обозначающая погром 2-3 марта 1942 года, когда в сторону Дзержинска была отправлена большая группа узников. Тех, кто не замёрз по дороге, расстреляли в Путчинском сельсовете. В тот же день ещё 3,5 тысячи евреев были расстреляны к западу от Минска.

Тем временем в сам гетто въехали грузовики в полицаями и немцами, которые убили более 5 тысяч человек, трупы которых были сброшены в карьер, на месте которого (минская улица Мельникайте) в 2000 году был создан мемориальный комплекс «Яма» —

Но кровавые события «бойни 2 марта» на этом не закончились. К 10 часам утра, по причине того, что необходимого количества людей для расстрела не было найдено, немцы ворвались на территорию детского дома, построили всех детей (от 200 до 300 вместе с воспитателями и медперсоналом) в колонну, отвели в сторону по улице Ратомского и сбросили в яму…

К этой яме подошёл комиссар Вильгельм Кубе —

Он приказал подать ему конфеты и начал их бросать в яму детям, засыпаемым землёй заживо…

Гауляйтер прожил ещё более года, пока не был взорван бомбой с часовым механизмом. Вообще этот мерзавец получил кличку «везунчик», так как всякий раз умудрялся ускользать от многочисленных покушений, организованных советскими партизанами…

Фото Кубе в Минске, май 1943 года —

В завершение «бойни 2 марта» немцами были расстреляны ещё и люди, возвращавшиеся вечером с работы…

Вообще, некоторые истории из минского гетто просто заставляют кровь стыть в жилах. Так, например, начальник полиции Рибе 29 декабря 1942 года вошёл в детское отделение больницы и лично зарезал семь больных детишек ножом. После чего, вышел из здания, снял белые перчатки, съел шоколадку и закурил…

Разительна разница с кабинетными червями типа идеолога «окончательного решения вопроса» Гиммлера, который во время визита в Минск (на фото ниже) начал блевать и в итоге упал в обморок, когда в его присутствии расстреляли ОДНОГО минского еврея.

Всего из исходных ста тысяч человек к началу 1943 года остались в живых лишь 6 тысяч человек, то есть были убиты более 90 тысяч евреев!

К 21 октября 1943 года ВСЕ жители минского гетто были убиты. Выжили только 13 человек, несколько месяцев прятавшихся в подвале дома на ул. Сухой и вышедшие на свободу только в июле 1944 года (в день освобождения Минска), а также квалифицированные мастера, вывезенные оккупантами в Германию.

Уже с первых месяцев существования гетто было организовано подвольное сопротивление, состоящее из 22 групп, объединивших несколько сотен человек и координируемое Михаилом Гебелевым

В телефонной трубке я услышал взволнованный голос моей приятельницы, живущей в Германии:

– Недавно путешествовала по Италии. Впечатления незабываемые. Была, конечно, и в Венеции. Там я узнала, этот город – родина первого в Европе еврейского гетто, и что слово «гетто» означает «литейная фабрика». Сегодня гетто – это название одного из семи венецианских городских районов. Посетив его, я пришла в шоковое состояние. Сделала там несколько фотографий. Пришлю обязательно.

Должен сказать, что и меня это сообщение потрясло. И дело не только в том, что понятие «гетто» заставляет сжиматься сердца многих людей, тем более, евреев, каковыми мы с ней являемся, но и в том, что мы с приятельницей еще и профессиональные литейщики – люди, полностью посвятившие себя этой трудной и очень интересной профессии. Моя национальная и профессиональная причастность к понятию «гетто» породила во мне множество вопросов. И вот к чему привели поиски ответов на них.

Положение евреев в христианской Европе в эпоху Возрождения было тяжелым. Великая диаспора сефардов, хлынувшая из Испании в 1492 г. и из Португалии в 1497 г., привела евреев к активной миграции. Венеция, крупный центр торговли в Средние века, была естественным местом поселения евреев. Со временем, когда их численность достигла «критического значения», им пришлось столкнуться там с враждебностью христианского населения. Монахи своими проповедями спровоцировали кампанию выселение евреев из города. Ее кульминация пришлась на 1515-1516 г. Власти Венеции были, отнюдь, не в восторге от изгнания евреев. Дело в том, что иудеи были мощным источником пополнения городской казны. И тогда 29 марта 1516 г. Сенат венецианской республики издал указ, узаконивающий проживание евреев в Венеции и одновременно ограничивающий их права:

Все иудеи, живущие на разных улицах нашего города, а также те, которые прибудут к нам из других мест, должны будут селиться в домах Гетто, что около церкви св. Иеронима. Иудеи должны селиться все вместе, а чтобы не выходили они оттуда по ночам, с одной стороны через мостик, а с другой – через большой мост, должны быть построены двое ворот, … которые будут охранять четверо стражей-христиан, оплачивать которых будут иудеи…

Первый еврейский квартал получил название «гетто нуово», что переводится как «новая литейка». (Ит. Ghetto – getto; венецианск. ghetum – литейная фабрика, от ghetta’r – лить.) Квартал этот расположен в части центральных островов, наиболее удаленной от центра города – площади Св. Марка. Напомним, Венеция – островной город. Новая литейка была превращена в остров при помощи каналов, по которым плавали две патрульные лодки с шестью стражниками-христианами. Кроме того, гетто ограждалось высокими стенами, а все окна домов, смотрящие наружу, были заложены кирпичом. Снаружи оно ничем не отличалось от других жилых районов города. Улицы такие же узкие и темные. Дома обшарпанные и совсем не похожи на великолепные строения, поныне стоящие в районе Сан-Марко и Санта-Кроче. Простота внешнего вида гетто диктовалась желанием не вызывать зависти христиан.

Ко всем упомянутым выше ограничениям жизни в гетто надо отметить и увеличенную на одну треть плату за аренду собственности. Конечно, унизительные ограничения не могли не вызывать у евреев протест и сопротивление. Однако в те времена они нередко сами поднимали вопрос об ограждении их кварталов стенами и о наращивании их высоты. Дело в том, что стены ограждали евреев от проявления религиозного фанатизма и от завистливых глаз. В то же время жизнь внутри гетто никем не притеснялась. Поэтому, войдя в еврейский дом, можно было обнаружить мир красоты и хорошего вкуса. В гетто существовали консерватория и театр, проводились занятия в музыкальных и танцевальных школах, работали великолепные музыканты, которых нередко приглашали в самые благородные венецианские дома. За высоким забором трудились великие мудрецы над переводами древних текстов, развивалось книгопечатание. Благодаря жителям гетто Венеция в XVI в. стала признанным центром еврейской культуры. Правда, за все это приходилось платить… Евреев облагали большими налогами, им запрещали заниматься ремеслами, земледелием и коммерческими сделками, но разрешали торговлю, занятия медициной и банковско-денежные операции. Последние были запрещены христианам.

Со временем в Венеции возникли еще два гетто. Были они расположены, как и первое, на двух близлежащих островах. В 1541 г. евреев выходцев из Леванта (городов восточной части Средиземного моря – Сирии, Ливана, Египта, Турции, Греции и др.) поселили около старой литейки. Так возникло «гетто векью», а в 1633 г. поселение евреев в Венеции было расширено путем присоединение к нему «гетто новиссимо», или «новейшей литейки».

В XVIII в. венецианские евреи подвергались сильным притеснениям, и население гетто стало сокращаться. В 1797 г. генерал Наполеон, будущий император Наполеон I, своим указом снял все ограничения на перемещение евреев по городу и отменил статус венецианского гетто как резервации. Видимо, и в этом сказалась верность генерала принципам Французской революции. В наши дни евреев в Венеции практически нет, а бывшее гетто стало объектом туризма.

Итак, термин «гетто» родился в Италии, и, начиная с 1562 г., им начали называть изолированные еврейские поселения в городах христианских стран. С этого года слово «гетто» стало официальным термином, употреблявшимся в папских буллах и антиеврейских законах.

Пора обратиться к «литейной стороне» столь зловещего термина. В многочисленных литературных источника абсолютно ясно только одно: все литейки, вокруг которых возникали гетто в Венеции, были брошенными и когда-то в них отливали пушки. Если учесть время и место, когда и где они функционировали, то можно предположить с высокой степенью вероятности, что это были бронзовые изделия. И, по всей вероятности, в венецианских гетто трудились отличные литейщики. Из исторических документов известно следующее. В XIII-XIV вв. Венеция, Византия, Генуя и Флоренция славились своими литыми изделиями. В 1474 г. русский царь Иван III дал наказ своему послу в Венеции С. Толбузину пригласить в Москву опытного зодчего, который бы хорошо знал литейное производство. Этот наказ был выполнен блестяще. Посол в том же году привез с собой мастера Аристотеля Фиораванти. В 1478 г. Фиорованти построил в Москве пушечный литейный завод, находившийся в Китай-городе и носивший название «Пушечная изба». Позднее он возвел на реке Неглинке новый завод – «Пушечный двор».

В связи с упомянутыми выше различными аспектами возникновения гетто в Европе нельзя не обратить внимания на следующее. В течение всего XV в. шла активная миграция евреев, изгнанных из Испании и Португалии. Большая их часть осела тогда в Османской Империи. Среди прибывших было множество ремесленников. Именно они привезли в Турцию порох и высокое искусство литья. Вот как оценил роль прибывших евреев султан Турции Баязет: «Вы считаете Фердинанда (испанский король; В. С.) умным королем, однако он разорил собственную страну и обогатил нашу». К этому можно добавить, что в XVI в. в руках евреев была вся дипломатия Османской империи.

Вскоре после первых двух упомянутых выше гетто в Италии возникло еще одно – римское (1555). Без рассказа о нем история еврейского гетто была бы неполной.

В XVI веке политика папства, как и князей, нередко была благосклонна к евреям, поскольку их использовали с выгодой. Папа Павел III (1534 – 1549) даже поощрял поселение в Риме евреев, изгнанных из Неаполя (1541), и спустя шесть лет он удостоил аудиенции марранов (так называли евреев, обращенных в христиан и возможно поддерживающих Иудаизм в тайне), пообещав им защиту от инквизиции. Его преемник Юлиан III возобновил эту гарантию. Однако в мае 1555 года на папский престол взошел под именем Павла IV кардинал Караффа. При новом папе отношение к евреям резко ухудшилось. Он считал, что иудаизм несет смертельную угрозу христианской вере. Через два месяца после избрания Павел IV специальной буллой (папский документ, скрепленный свинцовой, а иногда и золотой печатью) распространил на Рим венецианское решение о выселении евреев в гетто. В результате 26 июля 1555 года римские евреи были вытеснены на левый берег Тибра и два месяца спустя окружены стеной. При этом они были вынуждены продать всю свою недвижимую собственность, находящуюся вне территории гетто. Кроме того, согласно папскому решению, евреям запрещалось владеть землей, торговать зерном, а христианам лечиться у еврейских врачей. Почти все синагоги в Риме были закрыты.

Итак, римское гетто стало районом проживания самой древней общины Вечного города. Евреи начали приезжать сюда задолго до того, как был построен Колизей, задолго до того, как на противоположном берегу Тибра появился Ватикан. Поначалу гетто было не очень крупным – на 2000 человек, и занимало небольшую площадь. Его обитатели вынуждены были ютиться в невероятной тесноте. Из-за ограниченности территории дома приходилось строить по тем временам очень высокие – 5-6 этажей. Через 30 лет территорию расширили к Тибру, но это не повлияло на условия жизни, так как в гетто сгоняли евреев со всего папского государства. К концу XVII века там проживало больше 9000 человек. Место, где размещалось гетто, было «гнилым», нездоровым, оно затоплялось при наводнениях. Была там также проблема с питьевой водой: из-за недостатка фонтанов люди пили прямо из реки. В свете всего изложенного жителей гетто непрестанно косили эпидемии. Условия жизни в гетто были тяжелые: его ворота от заката до восхода солнца запирались.

В 1826 году гетто несколько расширили: стену перенесли к площади Маттеи, но за это евреи обязаны были посещать христианские богослужения. За отказ полагался драконовский штраф. И жителям пришлось подчиниться, правда, во время службы они плотно затыкали уши воском.

В 1870 году со светской властью папы в Италии было покончено. Тогда-то и произошло освобождение евреев римского гетто от заточения. Вместе с его стеной разрушению подверглись многие здания, включая старинную синагогу. Казалось, черная страница истории на этом перевернута. Но, увы… Спустя семьдесят лет фашисты возродили гетто.

В октябре 2008 года в средствах массовой информации появилось сообщение, что 5 числа в итальянской столице скончался Леоне Сабателло, последний из обитателей римского еврейского гетто, которые пережили расправу, учиненную гитлеровскими оккупантами 16 октября 1943 года. В тот день он был отправлен в концлагерь Освенцима вместе с тысячами своих товарищей. Сабателло, заключенного с лагерным номером 158621, освободили советские солдаты. Позднее он категорически отказывался посетить Освенцим в качестве «туриста».

Любителям русской словесности, особенно поэзии, хорошо известно стихотворение И. Бродского «Пьяцца Маттеи» (1981). Первое слово переводится как «площадь», а второе – известнейшая итальянская аристократическая фамилия. В комментарии Петра Вайля к упомянутому стихотворению сказано: «Площадь – на краю старого римского гетто, где теперь попадаются кошерные лавочки и закусочные, неподалеку – лучшее в городе заведение римско-еврейской кухни «Piperno”, со специально панированной треской и жаренными артишоками alla giudea». Главной достопримечательностью площади является, пожалуй, один их многочисленных фонтанов Рима – «Фонтан черепах»: четверо бронзовых юношей подталкивают черепах в чашу в виде вазы. Первые четыре строчки стихотворения Бродского буквально завораживают: «Я пил из этого фонтана/ в ущелье Рима./ Теперь, не замочив кафтана, / канаю мимо». Ощущения поэта от описываемой части Рима Вайль передает нам такими словами: «То, от чего становишься физически счастлив».

В нынешние времена бывшее римское еврейское гетто стало «кварталом художников», местом обитания богемы, «римским Монмартром». Шарм этого шумного района завораживает. Здесь встречается старое и новое, библейское и богемное.