Тюремное служение. В каких исправительных учреждениях трудиться церковь «Скиния»? Материальное служение и помощь осужденным

Рассказывает Виталий Новиков, лидер тюремного служения Церкви Святой Троицы:

«Церковь Святой Троицы» участвует в служении христианской миссии «Тюремное братство». С 2000 года мы с руководителем миссии Владимиром Киселевым и другими братьями по вере несем весть о спасении в разные зоны и тюрьмы России.

В «Тюремном братстве» служат верующие разных конфессиий, и многие из них прошли «плохой» жизненный путь. Люди в зонах и тюрьмах больше доверяют тем, кто был, как говорится, в местах не столь отдаленных, но после встречи с Иисусом стал другим человеком.

Я сам в прошлом был судим 2 раза за хулиганство, грабежи и разбой. Отсидев в общей сложности 9 лет, я вышел на свободу. Занимаясь старыми делами, я все больше и больше увязал в своих грехах. Воровство, вымогательство, обман, драки, наркотики. Все это было моей жизнью! И были моменты, когда смерть смотрела мне в глаза. Дьявол, поймав тебя в сети один раз, потом не отпустит, и жизнь пойдет по замкнутому кругу. Cамостоятельно выйти оттуда и не заниматься страшными делами невозможно.
Но даже в тех обстоятельствах Господь хранил меня по молитвам моей семьи!
Я точно знаю, что если бы Иисус не дал мне покаяние, то меня бы уже не было в живых. После покаяния жизнь моя полностью изменилась, и я стал жить по законам Божьего Царства. В 1997 году я принял водное крещение и с тех пор нахожусь в церкви Божией. Господь заботится обо мне и,как говорится, дает мне все для жизни и благочестия: дом, семью, детей, работу, здоровье.
А ведь всего этого могло и не быть…

Во время нашей последней поездки по зонам Мурманской области, в зоне особого режима «Мурманск», после служения к нам подходили люди и говорили, что знают нас. Одни встречали нас в Воронеже, другие — в Калужской области, третьи — в Вологодской. Тогда они слышали наши свидетельства о том, что только Иисус может изменить жизнь, но понадеялись на свои силы. Результат не заставил себя долго ждать: один пробыл на свободе 5 дней, другой — месяц, третий — 3 месяца. Вновь, по замкнутому кругу, они пришли уже в эту колонию. На этот раз — особого режима и с большими сроками.
«Вера от слышания, а слышание от Слова Божьего», — говорит Библия. Побыв на собрании, эти люди поняли, что дьявол не отпустит их, без Бога они пропадут, и все вышли на покаяние.

И как важно поддержать этих людей! Ведь они сделали только самый первый шаг к Иисусу.
Наша с вами обязанность, как христиан, молиться за этих людей и общаться с ними через письма.

В последнее время как-то так сложилось, что мы стали ездить в тюрьмы пожизненного заключения.
«Черный дельфин», «Остров огненный», «Белый лебедь»…
Господь позволил нам не только свидетельствовать, но и преподавать крещение этим людям, которые уже никогда не выйдут на свободу. Мы видели их лица после крещения — они светились! Радости не было предела!
Многие говорили, что даже не могли мечтать о крещении, а здесь — такая радость!
И, как сказал осужденный пожизненно Коровников Игорь, теперь можно и умереть. Не страшно.

Сколько радости приносят наши встречи! Они рассказывают о чудесах, произошедших после наших встреч: одни исцелились, другие бросили курить, хотя раньше считали это невозможным, о третьих вдруг вспомнили родственники — стали писать, приехали на свидание, кто-то не сквернословит, а кто-то уже не мечтает о самоубийстве.
И все понимают, что ЭТО — Господь, которого они приняли в свою жизнь, Он начал заботиться о Своих детях!

Иногда нам говорят, даже служители, мол, зачем ездить к этим страшным людям, они ведь сделали столько зла. Ну ладно малолетки или женские зоны, кто оступился первый раз, им еще можно помогать. А эти? Они сами выбрали свой путь.
Слава Господу за нашего пастора, который не только понимает Божью волю для этих пожизненно осужденных, но и сам готов ехать к ним! Наша церковь не только молится за них — идет переписка. Переписка с братьями из «Вологодского пятака», «Черного дельфина». Посылаем посылки, бандероли, иногда и деньги. Участвуем в поездках в эти зоны.

И Иисус никогда не забывает этих людей! Придя на землю, Он был другом мытарей и грешников. Он говорил: что желающие посетить Господа пусть приходят в тюрьму. (Матф. 25.44-45:» Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? » Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне «)
Господь Сам был в узах, даже закончил жизнь, будучи приговоренным к смерти. Его распяли.
В тот, самый трудный момент Своей жизни, Иисус думал об этих отверженных(вспомните о разбойнике, распятом на соседнем с Иисусом кресте).
Вот воля Господа для этого служения, для этих людей!

Новиков В.В .

На днях в Москве в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами состоялась конференция, посвященная проблемам тюремного служения. В ней приняли участие общественные организации и церковные приходы Москвы и разных регионов России, которые оказывают поддержку заключенным. Что же такое тюремное служение, нужно ли оно и зачем, и чего уже добились те, кто самоотверженно им занимается.

Подобные конференции проходят два раза в год в Синодальном отделе Московского Патриархата. Тема тюремного служения будет обсуждаться и в рамках предстоящих Рождественских чтений. Значит, тюремное служение сегодня набирает силу? - именно с таким вопросом я обратилась к руководителю Центра духовного просвещения и миссионерства сектора по взаимодействию с Уголовно-исполнительной системой Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Наталье Пономаревой :

"Тюремное служение в России именно сейчас вышло на достаточно стабильный уровень действия. Показателем этого является то, что в уголовно-исполнительной системе не просто возникла идея о тюремном священстве, но в нескольких епархиях эта идея реализуется уже полным ходом. Практика тюремного священства была широко распространена до революции, но потом ее упразднили. И вот сейчас тюремное священство восстанавливается.

Показателем является и то, что на этих конференциях собирается все больше и больше представителей разных приходов Москвы и областей России. Начиная это служение 6 лет назад, мы видели, как тяжело оно идет, как редко священники посещают тюрьмы. Потому что, во-первых, раньше их не часто туда пускали; во-вторых, священники настолько заняты, что у них часто даже не бывает возможности доехать до тюрьмы, чтобы там послужить. Если на территории колонии нет храма, Церковь должна сама идти к человеку, который там находится. И когда она не могла попасть туда в лице священника, она приходила в виде катехизаторско-миссионерской переписки. С этого, собственно, тюремное служение и началось".

Так что же такое тюремное служение, в чем оно заключается? Об этом рассказывает член группы милосердия по тюремному служению Храма Успения Пресвятой Богородицы Маргарита Ломова :

"Тюремное служение - это служение тем людям, которые попали в затруднительное положение. Да, разумеется, большинство из них преступники. Но в каждом человеке заложены зерна добра. Если эти зерна не взращивать с малых лет, то со временем человек озлобляется и в результате, как правило, становится преступником. Наше служение заключается в том, чтобы взращивать эти зерна добра. Если относиться к человеку по-доброму и с любовью, можно искоренить все злое, что было заложено в него обществом на протяжении всей его жизни, начиная с малого возраста, и возрастить семена добра.

Поэтому, тюремное служение - это очень сложный процесс. Принимать человека-преступника, очень злого, видеть в нем эти крупицы добра и прежде всего добро, а не зло, которое мы замечаем и которое действительно является его внешним проявлением, - вот наша основа. Не отторгнуть человека, а принять его таким, какой он есть и верить в то, что он возродится.

Наше тюремное служение в основном заключается в том, что мы, во-первых, ведем духовную переписку с осужденными. Во-вторых, собираем и отправляем посылки. Сейчас обозначился еще и третий пункт - реабилитация осужденного после его освобождения. Это новый для нас этап, еще не опробованный. У нас есть один такой осужденный, который в настоящее время находится в туберкулезной больнице в Сокольниках.

Здесь мы находимся на правильном пути. Это подтверждается и тем, что со стороны общества мы никакого сопротивления не испытываем. Я считаю, что это тот путь, который мы должны проделать. Этого человека могли просто-напросто поместить в больницу для бомжей, то есть в ту же среду, из которой он вышел. А человек начинает реабилитироваться только в нормальной среде, где живут нормальные люди, а не такие как он. Он еще очень слаб и нуждается в духовном лекарстве. Ему нужны нормальные условия для того, чтобы он смог увидеть этот свет, общаться с нами, выйти на новый уровень общения. Другой среды быть не должно".

Нормальные условия нужны не только тем, кто уже вернулся из мест лишения свободы, но и тем, кто находится за решеткой, - считает председатель Карельской региональной общественной организации "Равновесие", председатель Попечительского совета УФСИН России по Карелии Александр Гезалов :

"Посещая исправительные учреждение в первый раз, мы отправились туда со священником. С лязгом открылась дверь следственного изолятора, и мы увидели темную камеру с зарешеченными окнами, едва освещенную тусклой лампочкой. Камера, рассчитанная человек на десять, была до отказа набита около полусотней заключенных. И я вдруг осознал всю глубину проблемы, не только духовной, но в том числе и материальной. Тогда мы со священником договорились, что он будет питать их по своей программе, а мы материально.

Начали мы с ремонта камер, установили душевые кабины , унитазы. Одновременно с этим стали насыщать литературой, не только духовной, но и светской, среди которой произведения Достоевского и других писателей. Со временем стала осуществляться поддержка новорожденных, женщин, подростков следственных изоляторов. В двух учреждениях, в том числе в СИЗО N1, открыты классы для обучения подростков школьным программам. Потому что им предстоит возвращение обратно в социум. И они, зная, как креститься, не будут знать, как вернуться в свой класс".

Но не решат ли в таком случае заключенные, что нас, мол, и здесь неплохо кормят, не пропадет ли у них ощущение наказания, расплаты за совершенное ими преступление?

Александр Гезалов : "Дело в том, что осужденные, оступившись и находясь там, теряют веру в людей, в государство, вообще теряют веру как таковую. По моему глубокому убеждению, веру можно вернуть и таким образом. Чаще всего среди заключенных находятся люди, загнанные в угол, которые совершают преступление в алкогольном опьянении и т.д. И вдруг они видят, что к ним приходят люди, которые начинают относиться к ним иначе, нежели относилось государство и общество, когда они находились на свободе. Когда такой человек к ним приходит, они говорят: "О! у нас камера стала светлее, потому что вы там-то и там-то сделали то-то и то-то...". Я на протяжении 7 лет каждую неделю посещаю исправительные учреждения. Общаясь с женщинами, вижу, как ко многим из них приходит осознание содеянного, и они плачут, понимая, что плачут по своей душе.

Осознав это, мы начали сотрудничать с епархией, создали Фонд Анастасии Узорешительницы. Вместе с нами, с людьми, которые, грубо говоря, дают материальную пищу, исправительные учреждения начали посещать священнослужители, преподавать Закон Божий, давать пищу духовную. То есть сначала человеку нужно на руке что-то подать, а потом уже пытаться приблизить его к тем благам, которые дарует Господь.

"Наказание" - это "наказ" и "покаяние". То есть государство наказывает, а человек сам уже берет на себя ответственность и миссию попытаться покаяться в грехах при помощи священников и своих внутренних переживаний. Государство наказывает и говорит: "Мы тебя наказываем тюремным заключением сроком на 5 лет, попытайся исправиться". Попробуйте покаяться, находясь в каменном мешке. Я думаю, что человек, находясь в таком положении, вряд ли покается. Наоборот, он, скорее, устроит побег, взломает стену и убежит. Или стену равнодушия попытается переломить. А вот когда у него более-менее нормальные условия, то он, мне кажется, готов к исправлению".

Когда у человека есть нормальные условия для выживания, озлобленность становится меньше, и вот тогда он сможет услышать слова, обращенные к нему священником или просто верующими, готовыми помогать. Правда, путь для них не всегда открыт. К сожалению, секте, обладающей финансовыми средствами, порой бывает легче проникнуть в стены тюрьмы, чем православному священнику. И здесь на помощь приходит адвокат. И в наше время находятся юристы, которые готовы помогать безвозмездно. Как соотносится адвокатская деятельность и тюремное служение? - с таким вопросом я обратилась к адвокату Ивану Кузьмину:

"Я думаю, помощь может осуществляться самым непосредственным образом. В наше время, когда адвокатура вынуждена быть частично коммерциалиозованой, то есть когда отношения между клиентом и адвокатом ставятся в силу определенных экономических особенностей на платную основу, должность адвоката, как и любого другого члена общества, обязывает к определенной части благотворительной деятельности.

Очень часто такая помощь бывает нужна, когда возникают препятствия, связанные с контрольно-пропускной системой СИЗО или других исправительных учреждений. Исправительный кодекс как раз и определяет места лишения свободы наиболее закрытыми для посещения. То есть именно те заключенные, наказание которых связано с избранием такой меры наказания как лишение свободы, лишены возможности поучаствовать в общественной жизни.

У каждого адвоката свое представление о благотворительности. По крайней мере, я знаю много своих коллег, которые не чураются подобных мероприятий. Я знаю, что есть адвокаты, которые берут на себя бесплатно категорию дел, кто-то выбирает каждое десятое дело, кто-то каждое двадцатое - кому как позволяют возможности".

Организовать тюремное служение при храме не так уж сложно, - говорит Наталья Пономарева :

"Если найдутся просто двое желающих (не обязательно это должны быть священники или какие-то образованные люди, просто нужна инициатива хотя бы двух людей на приходе), мы готовы им всячески помочь организовывать тюремное служение на приходе, приглашать их еженедельно, обучать, оснастить методически, дать необходимую литературу. По сути дела, ничего особенного от храма не требуется".

Как приходят к тюремному служению люди? Свою историю рассказала Маргарита Ломова :

"У меня это произошло странным образом. Теперь, конечно, когда я читаю литературу, я понимаю, что так действует Господь. В определенный момент жизни у меня возникло такое желание, возможно, это чувство любви, что я должна кому-то что-то давать. У меня трое детей, которым я свою любовь даю и, думаю, что им больше не нужно. Ведь нужно не много, а столько, сколько нужно. А у меня ее было больше, поэтому и возникла потребность кому-то отдавать. В то время у меня в голове созрели два варианта: либо это должны быть дети детских домов, либо, почему-то, - тюрьма. Просто возникли два таких варианта, других и не было. И я выбрала тюрьму. Потому что главное здесь - переписка, здесь есть дистанция. Если бы это были дети, то я могла бы окунуться в детский дом с головой и забыть о своей семье. Для меня это было тяжело, поэтому я выбрала тюрьму. А тюрьма уже привела меня в храм. Я перестала справляться с перепиской, потому что она пошла на другом уровне, на котором это и должно происходить. Я поняла, что-то не так, и обратилась в храм, священник которого как раз и вел тюремное служение. Я стала прихожанкой этого храма, и стала заниматься тюремным служением уже всерьез".

У многих людей, которые сами задумываются о тюремном служении или которым предлагают им заняться, возникают страхи. И страхов этих немало. Ответы на все возникающие вопросы есть в литературе, выпускаемой Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Наталья Пономарева рассказала о самых распространенных заблуждениях и беспокойствах, связанных с тюремным служением:

"Не секрет, что есть люди, которые искренне желают узнать о Боге. А есть и такие, которые спекулируют этим, выпрашивая какую-то материальную помощь. Сейчас мы эту проблему уже научились решать. Мы координируем переписку. То есть каждый приход или каждая организация выбирает себе одну колонию или сразу несколько колоний в своем регионе, с которыми собирается вести переписку. На все остальные письма она не отвечает, а просто передает их по назначению, согласно таблице координат. Со своим регионом люди работают вплотную. Они знакомятся со священниками, с начальниками колоний. Очень часто начальство колоний и как раз и показывают тех людей, которые спекулятивным образом пишут письма во все храмы и организации.

Один из самых распространенных страхов, - как начать переписку. Во всех приходах действует примерно одна и та же схема. На Валаамском подворье, например, под письмами вообще не ставятся личные подписи. Там просто подписываются "братья и сестры" и получают письма на адрес храма. В наш Центр духовного просвещения письма приходят на адрес Свято-Тихоновского института, хотя мы подписываемся именем и фамилией. Иногда, если человек очень беспокоится, он может просто подписать свое имя. Если это, например, мама с двумя детьми, которой трудно ездить в центр за своей корреспонденцией, то она может получать ее на адрес "до востребования". Но, поверьте, ничего страшного в этом нет. Я сама мать троих детей и занимаюсь перепиской почти 7 лет. Слава Богу, Бог миловал, - только положительные плоды. Ребята молятся за нас, за то служение, которые мы несем. И их молитвенная поддержка - это большая сила, потому что их сердце взывает из утесненных обстоятельств, оно кричит к Богу".

Маргарита Ломова занимается тюремным служением уже 4 года. Она по своему опыту хорошо знает, что с находящимися за решеткой людьми ухо надо держать востро:

"Конечно, приходится встречать очень много лукавства. Но это нас нисколько не смущает. Часто нам, как женщинам, приходится проявлять определенную твердость, чтобы не опуститься до отношений на уровне "мужчина - женщина", а держать тот статус, на который благословил нас Господь".

Группа милосердия при храме Успения Пресвятой Богородицы ведет постоянную переписку с 60-70-ю заключенными. Из четверых вышедших на свободу трое опять вернулись в тюрьму. Не заставляют ли такие неудачи бросить все, прекратить это отбирающее немало физических и душевных сил занятие?

"Нет, конечно. Наоборот, это еще больше укрепляет нас и дает возможность искать нужные пути. Трудности закаляют. Я считаю, что 4 года это очень маленький срок. Тюремное служение еще настолько молодо, что настоящий этап можно сравнить с начальной школой. Нас очень мало, всего три человека, и все женщины. И духовный опыт у нас тоже еще очень маленький, но мы растем вместе с ним. Нас как того слепого, который идет и палочкой отмечает свой путь, ведет Господь. И все постепенно развивается".

У тех, кто готов помогать порой опустившимся, порой воспринимаемым как потерянные члены общества людям, обрести твердую почву под ногами, кто готов держать за руку тех, кто уже падает в пропасть, у этих людей есть свой взгляд, почему преступности сегодня становится все больше и больше. Говорит заведующий сектором Отдела по взаимодействию с Управлением исполнения наказаний священник Александр Добродеев :

"Очень большая часть нашего народа находится в местах лишения свободы. Это может показаться парадоксальным, потому что процент очень большой: если население нашей страны занимает одну десятую часть населения всего земного шара, то наши заключенные или как их называют осужденные или подследственные в общей сложности составляют десятую часть всего тюремного населения планеты. Почему такой большой процент преступности? Неужели наш народ действительно такой недостойный? Мне кажется, так считать не правильно. Главная причина кроется в тех условиях, в которых человек существует, и которые способствуют преступности. А следовательно, необходимо менять принципы организации свободного общества".

А то, что это благое дело движется медленно, объясняется многими причинами, - говорит отец Александр.

"Это объясняется нехваткой священников, человеческой косностью, незаинтересованностью государства в этом вопросе. Но мне кажется, что все-таки рано или поздно мы придем к осознанию этого процесса, повернемся лицом к этим людям. Я считаю, что если мы всем миром возьмемся за это, - не за деньги, не за интерес, а по расположению доброго сердца, то картина, конечно, изменится".

Http://www.narodinfo.ru/article/1446

Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения 1

Глава I. Миссия Церкви и правовые основы тюремного служения

Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения, и обращена ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы (задержанным, арестованным, подследственным, осужденным); лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением; членам семей и детям лиц, заключенных под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантам образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС); ветеранам органов УИС.

Действия священнослужителей в учреждениях УИС определены условиями режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений действующим законодательством, а также «Соглашениями о сотрудничестве» между Церковью и государственными системами исполнения уголовных наказаний Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран СНГ, стран Балтии и иных государств, в пределах которых функционируют канонические подразделения Русской Православной Церкви.

Содержащийся в документе материал представлен в форме, допустимой для возможного использования в качестве организационно-методического руководства деятельностью пенитенциарных (тюремных) священнослужителей, с учетом практических проблем, возникающих перед епархиальными учреждениями, занимающимися организацией тюремного служения, а также специфики условий режимных учреждений и пока еще непреодоленного на постсоветском пространстве несовершенства нормативно-правового обеспечения, регламентирующего взаимоотношения религиозных организаций и государственных пенитенциарных учреждений.

Глава II. Основные направления миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях

1. Духовно-просветительская деятельность: проведение духовно-просветительских бесед в местах принудительного содержания; организация Воскресных школ; создание и пополнение библиотек и медиатек при тюремных храмах; катехизация среди заключенных; дистанционное религиозное образование; кабельное телевидение и локальное радиовещание; конкурсы, фестивали, праздничные концерты, спортивные и др. мероприятия; занятия и духовно-просветительские беседы с сотрудниками мест принудительного содержания и членами их семей, ветеранами органов УИС; содействие преподаванию «Основ религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательных школах пенитенциарных учреждений и образовательных учреждениях УИС.

2. Богослужебная деятельность и пастырское душепопечение: организация религиозных общин и оборудование молитвенных помещений для заключенных, сооружение тюремных храмов, создание при тюремных храмах религиозных организаций; совершение богослужений, церковных Таинств и религиозных обрядов; индивидуальные собеседования (индивидуальная исповедь), общие беседы, проповедь.

3. Диаконическое служение и реабилитация (ресоциализация): содействие ресоциализации (социальной адаптации) заключенных — подготовка к освобождению из заключения и жизни на свободе (за полгода до освобождения и первое время после выхода на свободу); установление и последующая поддержка социальных связей осужденных с родственниками, благотворительная помощь членам семей осужденных; юридическая, психологическая, медицинская и иная помощь освободившимся осужденным после выхода на свободу; создание дневных (для приходящих) центров социальной адаптации (реабилитации) для бывших заключенных на базе приходов или монастырей; работа с воспитанниками центров для осужденных подростков, создание православных реабилитационных центров для детей, имеющих проблемы с законом, — для приходящих или с проживанием; участие в реализации программ восстановительного правосудия (принятие преступником обязательств по заглаживанию вреда, причиненного жертве), посредничество в процессах досудебного разбирательства.

4. Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в пенитенциарных учреждениях.

Вместе с богослужебной деятельностью и духовно-пастырским окормлением лиц, находящихся в местах лишения (ограничения) свободы, Церковь считает своим долгом в случае необходимости возвышать голос в защиту осужденных, что сформулировано в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, где сказано, что «с древних времен и до сего дня Православная Церковь печалуется перед властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных, подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления» 2 .

Миссия Церкви в защиту достоинства, свободы и прав человека в сфере тюремного служения касается всех участников уголовно-исполнительного процесса — заключенных, сотрудников учреждений и членов их семей, и реализуется в следующих направлениях: привлечение внимания общественности к идеям ресоциализации (реадаптации) осужденных; содействие выдвижению кандидатур священнослужителей в региональные наблюдательные комиссии и общественные советы при территориальных органах уголовно-исполнительных систем государств; участие в деятельности общественных организаций пенитенциарной направленности; участие в работе комиссий по «социальным лифтам» и иным методикам режимного стимулирования поведения осужденных при учреждениях исполнения наказаний; участие в рассмотрении вопросов помилования и условно-досрочного освобождения.

Глава III. Основные виды миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях

1. Институт пенитенциарных (тюремных) священнослужителей — тюремных капелланов состоит из клириков, которым по благословению епархиальных архиереев поручена организация тюремного служения и духовно-пастырское окормление участников уголовно-исполнительного процесса на постоянной основе в учреждениях УИС.

а) Постоянный тюремный священнослужитель — настоятель или клирик пенитенциарного (тюремного) храма, находящегося на режимной территории в местах принудительного содержания, назначается епархиальным архиереем (по согласованию с руководством пенитенциарного учреждения) и осуществляет богослужебную деятельность и духовно-пастырское окормление на постоянной основе по отношению к заключенным, сотрудникам учреждений и членам их семей.

Принцип включения священнослужителей в работу исправительных учреждений на постоянной основе одобрен Архиерейским Собором 2011 года 3 .

б) Приходской тюремный священнослужитель — настоятель или штатный клирик приходского храма, расположенного в непосредственной близости — «шаговой» доступности от учреждения УИС, которому епархиальным архиереем (по согласованию с руководством пенитенциарного учреждения) поручено в качестве дополнительного к приходскому служению осуществлять богослужебную деятельность и духовно-пастырское окормление в конкретном месте принудительного содержания (СИЗО, тюрьме, колонии, воспитательном центре, спецшколе и т.п.) на постоянной основе по отношению к заключенным, сотрудникам учреждений и членам их семей.

в) Приходской пенитенциарный священнослужитель — настоятель или штатный клирик приходского храма, назначенный епархиальным архиереем осуществлять духовно-пастырское окормление членов семей лиц, находящихся в учреждениях, исполняющих наказания, освободившихся из заключения осуждённых, подростков, имеющих проблемы с законом и направленных судами в специальные воспитательные или реабилитационные центры социальной адаптации для малолетних преступников, а также людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением (в том числе лиц, входящих в круг зарождающихся в последнее время новых, досудебных форм реализации уголовного преследования).

г) Священнослужитель, сферой деятельности которого является защита достоинства, свободы и прав человека по отношению к заключенным, сотрудникам пенитенциарных учреждений и членам их семей, после избрания в установленном порядке участвующий по благословению епархиального архиерея в деятельности региональных наблюдательных комиссий и общественных советов при территориальных органах УИС, попечительских и иных организаций.

2. Координатор тюремного служения — штатный сотрудник религиозной организации. Епархиальный координатор (священнослужитель или мирянин) в своей работе подотчетен епархиальному архиерею, координатор в рамках благочиния — благочинному, приходской координатор — настоятелю.

Координатор тюремного служения занимается координацией диаконической деятельности в сфере тюремного служения, а также организацией социальных проектов реабилитации (ресоциализации).

3. Штатный сотрудник церковного учреждения в сфере тюремного служения (реабилитационного центра для бывших заключенных или подростков, имеющих проблемы с законом, центра для лиц, оказавшихся в трудной ситуации в связи с уголовным преследованием, благотворительного фонда помощи семьям осужденных, нуждающимся членам семей сотрудников УИС и ветеранам, приюта для детей заключенных, оставшихся без родительского попечения, других социальных богоугодных учреждений). Для него церковное тюремное служение является основным родом профессиональной деятельности. Пастырское попечение о таком сотруднике — сфера ответственности духовников церковных учреждений тюремного служения.

4. Доброволец (волонтер) — человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в тюремном церковном служении.

Для выполнения добровольческой работы от волонтера, участвующего в работе с участниками процесса исполнения наказаний, не находящимися в условиях режимного учреждения, как правило, не требуется специальной квалификации. Предпочтительно, чтобы поле добровольческой деятельности максимально отражало личное призвание и способности волонтера.

Однако для выполнения некоторых видов добровольческой работы среди лиц, пребывающих в местах принудительного содержания, волонтеры проходят специальное обучение. Отбор кандидатур для этого служения осуществляется в установленном порядке после прохождения специального обучения.

5. Жертвователь — гражданин, осуществляющий пожертвования на нужды тюремного служения. Пожертвования могут быть регулярными или единоразовыми.

6. Член Попечительского совета, созданного при государственном, церковном или ином учреждении социальной реадаптации и ресоциализации — лицо, оказывающее содействие тюремному служению на основе принятых им обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных.

Глава IV. Основные принципы организации миссии тюремного служения Церкви в пенитенциарных учреждениях

1. Тюремное служение в исправительных учреждениях направлено, прежде всего, на создание условий для полноценной духовной жизни заключенных в местах принудительного содержания. Вместе с тем, Церковь не может сужаться до понятия «Церковь только для заключенных», ибо Церковь состоит из всех верующих во Христа и объединенных вокруг одной Евхаристии в данном месте, поэтому применительно к рассматриваемому случаю она должна быть доступна для всех участников уголовно-исполнительного процесса в местах принудительного содержания: лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, субъектов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием, подопечных зарождающейся службы пробации, участников досудебных разбирательств и программ восстановительного правосудия, персонала и курсантов УИС, членов семей указанных категорий граждан.

2. Тюремное служение Церкви не может сдерживаться или ограничиваться религиозными, национальными, государственно-политическими или социальными рамками. Церковь простирает свое человеколюбие не только на своих членов, но и на тех, кто к ней не принадлежит (Лк. 10:30-37). В основе тюремного служения лежит любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует, … не ищет своего, … не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13:4-7). Тюремное служение, как одна из форм служения милосердия и жертвенного сострадания, помогает человеку обрести любовь, а вместе с ней — самоотверженность, кротость, долготерпение, смиренномудрие и другие христианские добродетели.

3. В своем тюремном служении в местах лишения (ограничения) свободы Церковь имеет возможность тесно сотрудничать с государством, поэтому привлекать к своей работе сотрудников государственных пенитенциарных учреждений (юристов, врачей, психологов, педагогов, воспитателей, социальных работников и иных), в том числе пока не являющиеся активными членами Церкви. Важно, чтобы клирики, вдохновляющие работу в сфере тюремного служения, оказывали пастырское внимание сотрудникам государственных учреждений, зачастую особо нуждающимся в духовной помощи.

4. Современное общество озабочено, с одной стороны, ограждением законопослушных граждан от преступников, а с другой стороны — обеспечением возврата правонарушителей в общество без ущерба для окружающих лиц. Проводимая реформа уголовно-исполнительной системы в духе новой редакции европейских тюремных правил заключается в переходе от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности». Оказание осужденным помощи в социальной адаптации является приоритетной задачей всей уголовно-исполнительной системы.

Русская Православная Церковь, обеспечивая духовно-пастырское окормление заключенных в местах принудительного содержания, способствует также и социальной адаптации осужденных через возрождение религиозности и духовно-нравственных ценностей, которые помогут после выхода на свободу находить в себе духовные и нравственные силы для восстановления утраченных социальных связей.

С этой целью могут создаваться центры по реабилитации лиц, освободившихся из заключения, центры по реабилитации подростков, вступивших в конфликт с законом, социально-адаптационные гостиницы для одиноких беременных женщин и матерей-одиночек, отбывших наказание и попавших в трудные обстоятельства в силу отсутствия своего жилья, центры поддержки семей заключенных или временно находящихся под следствием, а также иные диаконические учреждения.

5. В осуществлении миссии тюремного служения Церковь может сотрудничать с центральными органами государственной власти, а также с органами государственной власти на местах, представителями традиционных религий и конфессий, политическими партиями, профсоюзами, благотворительными и иными некоммерческими организациями, деловым сообществом. Однако такое взаимодействие принципиально невозможно с представителями псевдорелигиозных и оккультных групп, преступными, экстремистскими или дискредитировавшими себя организациями, а также с теми религиозными сообществами, которые стремятся использовать тюремное служение совместно с православными в целях прозелитизма.

6. Деятельность в сфере тюремного служения может быть различной: медицинской, реабилитационной, социальной, психологической, консультационной, духовной, а также материальной, включая финансовую поддержку, сбор и распределение продуктов, вещей и медикаментов.

7. Церковное тюремное служение не может порождать иждивенчество. Совершая дела милосердия и сострадания к нуждам заключенных или освободившимся из мест принудительного содержания и членам их семей, православные христиане должны проявлять рассудительность. Нуждающемуся необходимо не только выделять материальные средства, но и помогать в поиске правильного жизненного пути, в преодолении греховных пристрастий, а также в налаживании связей с профильными государственными службами, ибо тюремное служение Церкви не должно подменять собой ответственность государства в сфере пенитенциарной и постпенитенциарной жизни заключенных.

Глава V. Организация миссии Церкви в пенитенциарных учреждениях

Тюремное служение в Русской Православной Церкви осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях, а также на уровне подворий и приходов.

1. На общецерковном уровне организация и осуществление миссии тюремного служения Русской Православной Церкви отнесены к ведению Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, который является координационным органом по отношению ко всем каноническим подразделениям Русской Православной Церкви.

2. На епархиальном уровне общее руководство епархиальными структурами тюремного служения осуществляет епархиальный архиерей.

Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел или епархиальная комиссия по тюремному служению, которые в своей работе руководствуются общецерковными документами, рекомендациями Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, указаниями епархиального архиерея.

Деятельность епархиального отдела по тюремному служению финансируется епархией, а также из других источников.

3. На благочинническом уровне тюремное служение обеспечивается благочинными.

В епархиях, где имеется достаточное количество храмов в местах принудительного содержания, возможно учреждение должности епархиального благочинного тюремных храмов, осуществляющего благочиннический надзор непосредственно за тюремным служением во всей епархии.

В данном случае оптимальным вариантом было бы возложение обязанностей благочинных тюремных храмов на священнослужителей, возглавляющих епархиальные Отделы тюремного служения, которые могли бы быть одновременно и представителями Церкви при региональных органах управления УИС, контролирующими работу с верующими (заключенными и сотрудниками, включая и членов их семей) в местах принудительного содержания.

При этом, как правило, все священнослужители, возглавляющие Отделы тюремного служения в епархиях, являются членами общественных советов при региональных органах управления УИС, а некоторые дополнительно состоят членами наблюдательных комиссий (члены ОНК), которые по своему статусу обладают правом контроля за состоянием религиозных прав и свобод в местах принудительного содержания.

4. На уровне приходов и подворий общая организация, координация и контроль за осуществлением тюремного служения находятся в компетенции священнослужителей, на которых возложено епархиальными архиереями духовно-пастырское окормление участников уголовно-исполнительного процесса.

Финансирование служения тюремного священника и программ тюремной миссии на данном уровне осуществляется на основании решения органов управления прихода или подворья во главе с настоятелем по согласованию с благочинным округа и епархиальным отделом по тюремному служению, а при наличии возможности — на благотворительной основе.

Заключение

В настоящем документе представлены основные направления, виды и принципы организации в пенитенциарных учреждениях и на постпенитенциарном пространстве миссии тюремного служения на канонической территории Русской Православной Церкви. Документ включает в себя организацию духовно-пастырского окормления всех граждан — участников уголовно-исполнительного процесса, а также учитывает новации досудебных разбирательств, в том числе зарождающийся процесс пробации 4 , которая (пробация) плодотворно развивается во многих европейских странах. В целом — это направление, объемлющее всех без исключения участников процесса исполнения наказаний, представляет собой миссию тюремного (пенитенциарного) служения Церкви в широком понимании этого слова.

Миссия тюремного служения Церкви, направленная на духовно-пастырское окормление и возврат в общество исключительно только тех лиц, которые были осуждены или пребывают до суда под следствием в местах принудительного содержания, выделена Священноначалием Церкви в самостоятельное направление и регулируется Синодальным отделом Московского Патриархата по тюремному служению, а также соответствующими епархиальными подразделениями. Исторически именно контингент лиц, содержащихся под стражей, является основной паствой, духовно окормляемой священнослужителями тюремных храмов, взаимодействующих в контакте с государственными службами исполнения наказаний 5 . Это направление представляет собой миссию тюремного служения Церкви в узком понимании этого слова.

Работа сотрудников уголовно-исполнительных систем по социальной адаптации в местах принудительного содержания, в которой активное участие принимают священнослужители, начинается с момента поступления осужденных к лишению свободы и заключенных под стражу в исправительные учреждения: организуется их общеобразовательное и профессиональное обучение, проводятся занятия по правовому, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию, психодиагностические и психокоррекционные мероприятия, работа по восстановлению социально полезных связей.

Вместе с тем, вышедшие на свободу лица выпадают из-под юрисдикции органов уголовно-исполнительной системы: по завершении срока пребывания в местах лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его освобождении, наличии у него жилья и степени трудоспособности, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, снабжение продуктами питания или деньгами, выделяется одежда и обувь по сезону. Дальнейшее трудовое и бытовое устройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы, возлагается на органы внутренних дел, взаимодействие с которыми не входит в компетенцию службы исполнения наказаний, а соответственно синодального и епархиальных отделов по тюремному служению.

В то же время не заключенные под стражу лица, имеющие возможность свободно посещать храм и духовно окормляться у приходских священнослужителей, не должны быть лишены пастырско-душепопечительной заботы Церкви. К их числу относятся люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием: субъекты досудебных разбирательств, подростки, имеющие проблемы с законом, члены семей и дети лиц, содержащихся под стражей, освободившиеся заключенные, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и прочие. Обустройство и деятельность социально-адаптационных центров таковых лиц не имеют принципиальных отличий от существующих церковных институтов социальной помощи.

Обеспечение деятельности Церкви при решении вопросов социальной адаптации правонарушителей в равной степени является общей прерогативой всех синодальных и епархиальных отделов Русской Православной Церкви (по тюремному служению, по связям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, социальному служению и благотворительности, молодежным отделом и др.), сотрудничающих с соответствующими государственными учреждениями и общественными организациями, задействованными в работе с указанными группами риска.

Организация миссии Церкви по духовно-пастырскому окормлению участников уголовно-исполнительного и пробационного процессов требует дифференциации прерогатив подразделений Русской Православной Церкви с учетом различия функций государственных структур, обеспечивающих социализацию заключенных в учреждениях УИС, и лиц, находящихся на свободе под юрисдикцией органов внутренних дел и региональных властей, хотя это одни и те же люди на разных стадиях своего реадаптационного процесса.

1 — Настоящий документ разработан применительно к законодательству Российской Федерации и существующей в ней системе исполнения наказаний. При его использовании в других странах СНГ, в странах Балтии и других странах должно учитываться местное законодательство и существующую в каждой из этих стран систему исполнения наказаний.

2 — Пункт V.1.

3 — Пункт 42 определения Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».

4 — Пробация — это вид условного осуждения или внесудебного адаптационного воздействия на правонарушителя, в том числе по его добровольному согласию.

5 — В Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством, организация деятельности учреждений, исполняющих наказания, является прерогативой ФСИН России, в ведении которой находятся учреждения уголовно-исполнительной системы: СИЗО (следственные изоляторы), исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, а также уголовно-исполнительные инспекции, контролирующие отбывание уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Аналогичная ситуация имеется в учреждениях систем исполнения наказаний Украины, Беларуси, Молдовы, других стран СНГ, стран Балтии, в пределах которых функционируют канонические подразделения Русской Православной Церкви.

Окормление Исправительной колонии № 1 пос. Ново-Гришино

В условиях современного российского общества все больше внимания уделяется духовной жизни. Особенно важной духовная составляющая становится для людей, находящихся в местах лишения свободы. Христос сказал: в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 36). Таким образом, милость, оказанную заключенным, как и вообще всем, находящимся в трудном положении, Он принимает, как оказанную лично Ему. На этих словах Спасителя основывается тюремное служение Православной Церкви. На этом принципе строится работа Попечительского совета при Храме святых равноапостольных Константина и Елены, находящемся на территории Исправительной колонии № 1 в пос. Ново-Гришино Дмитровского района Московской области и возглавляемым Благочинным Дмитровского церковного округа протоиреем Афанасием Чорногузом.
Колония берет свои корни с дореволюционных времен. В 1904 году в районе станции Икша Савеловской железной дороги (ныне поселок Ново-Гришино Дмитровского района), торжественно был открыт филиал Московского Рукавишниковского приюта - колония для малолетних с «земледельческим уклоном» на площади около 200 десятин. В 1902г Архитектор Дритенпреис возвел по именному указу Императора Всероссийского Николая II домовую церковь для обитателей данного учреждения на средства Константина Васильевича Рукавишникова, которая была освящена в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены (в честь своего святого покровителя и святой угодницы своей матери Елены Кузьминичны).
В двадцатых годах прошлого века, как и многие другие православные святыни, храм был закрыт, а на его территории разместился литейный цех и водопроводная башня. Впоследствии территория, где располагалась церковь, принадлежала различным пенитенциарным учреждениям. Так, начиная с 1922 года, здесь базировалась колония НКВД для беспризорников, которая в 1940 году была реформирована в Икшанскую детскую колонию, а чуть позже в воспитательную колонию. В настоящий момент здесь находится исправительное учреждение для женщин, ранее отбывающих наказание в виде лишения свободы.
В 2011 году по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия руководством УФСИН России по Московской области принято решение о восстановлении этой православной святыни. В храме с более чем вековой историей начались восстановительные и реставрационные работы. В частности, весной 2012 года на куполе храма был установлен православный крест, а в 2013 году на колокольне появились первые колокола. Весь процесс восстановления храма в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены занял всего лишь два с половиной года. Неоценимую помощь в восстановлении этой православной святыни оказали представители различных организаций, причем не только Московской области. Так, Наталья Девятых, возглавляющая один из акционерно-коммерческих банков Казани, узнав от дочери-студентки одного из московских вузов, что на территории женской исправительной колонии будут восстанавливать храм, не задумываясь, приняла активное участие в его восстановлении.
16 декабря 2013 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил Храм, а 16 декабря 2014, на базе ИК-1 УФСИН России по Московской области прошла встреча священнослужителей Московской епархии, окормляющих пенитенциарные учреждения региона с руководителями подразделений УИС Московской области. Мероприятие было приурочено к годовщине освящения восстановленного на территории женской колонии Храма в честь равноапостольных царя Константина и царицы Елены. В храме прошла божественная литургия, которую провел митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, кроме этого, его Высокопреосвещенство освятил социально-реабилитационный центр для осужденных женщин. По окончании службы участники встречи возложили цветы к памятнику основателя приюта для беспризорных детей и подростков - Руковишникову, находящимся на территории учреждения. Проведение столь масштабного мероприятия стало возможным благодаря созданию в Епархии Московской области - отдела по тюремному служению, возглавил который с благословления митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия - благочинный церквей Можайского округа, игумен Даниил.
- Служение в местах лишения свободы накладывает особую ответственность на священнослужителей. Это, прежде всего, исполнение одной из божественных заповедей Христа, а именно, посещение человека в узах. Каждый из нас должен не только нести своим прихожанам духовно-нравственное просвещение, но и помочь им направить свою энергию в нужное русло, а именно встать на путь исправления, - отметил Митрополит Ювеналий, обращаясь к священнослужителям. В ходе мероприятия Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил воскресную школу, а также музей учреждения, встретился с осужденными женщинами. На память об этой встрече, каждая женщина получила из рук Высокопреосвященнейшего Владыки икону «Всех скорбящих радостей» и белую розу.
С возрождением храма руководством колонии и Дмитровского благочиния в июне 2015 было принято решение о создании Попечительского совета при храме, цель которого исправление осужденных через духовно-нравственное воспитание. В функции совета входит организация богослужений в храме, работы воскресной школы, оказание духовной и материальной помощи 130 женщинам, находящимся в ПФРСИ и ожидающим приговора суда.
Каждую неделю по воскресениям и праздникам в храме совершается Божественная литургия с участием всех клириков благочиния. В настоящее время приход храм насчитывает от 40 до 70 человек, из 250 осужденных женщин, отбывающих свой срок в колонии. Радостно видеть женщин, исповедовавшихся и причастившихся первый раз, понимая все тяжесть совершивших ими преступлений.
Особенно торжественно прошли праздники равноапостольных царей Константина и Елены, престольный праздник, Преображение, Рождество, Крещение, Сретение. В праздник Преображения Господня состоялось освящение яблок в колонии и раздача их всем осужденным женщинам. Яблоки были собраны прихожанами храма священномученика Серафима в п. Икша, которые передали часть своего урожая заключенным. В праздник Рождества Христова после
Торжественного богослужения осужденные женщины колонии показали спектакль по рассказу Александра Куприна «Чудесный доктор». Костюмы, декорации, сделанные руками заключенных, профессиональное исполнение актерами своих ролей создали рождественское настроение у всех присутствующих. После спектакля протоирей Дмитрий Пономарев вручил подарки от лица митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия всем заключенным и женщинам, а также женщинам, находящимся в ПФРСИ, ожидающим вступления приговора в законную силу, и всем сотрудникам колонии.
10 ноября икона святой Матроны Московской с частицей мощей «посетила» женскую Исправительную колонию. В храме святых равноапостольных Константина и Елены, находящегося на территории учреждения, благочинный Дмитровского церковного округа протоирей Афанасий Чорногуз отслужил молебен перед прибывшей иконой при большом количестве осужденных. Обращаясь к присутствующим, протоиерей Афанасий сказал: «Сегодня мы молимся святой Матроне и надеемся, что наши просьбы о ее помощи не останутся безответными, что она каждого из нас защитит, каждому из нас поможет». На молебне также присутствовали начальник учреждения подполковник в/с Кириленко М. В., служащие и сотрудники колонии.
Святая блаженная Матрона Московская - одна из самых известных и почитаемых православных святых у осужденных. Более 200 заключенных пришли помолиться перед иконой, передать Матроне свои письма с просьбами, которые были переданы в Покровский женский монастырь, где находятся ее мощи. После молебна всем были розданы цветы от мощей Матроны и небольшие сладкие подарки от Попечительского Совета, возглавляемого, благочинным Дмитровского церковного округа протоиреем Афанасием Чорногузом.
30 ноября, в рамках ХIII Московских областных Рождественских образовательных чтений, состоялось собрание отдела по тюремному служению Московской епархии и пастырский семинар с духовенством Дмитровского благочиния. Собрание проходило в женской колонии. Торжественную Божественную литургию совершил председатель отдела по тюремному служению игумен Даниил (Жирнов) в сослужении благочинного Дмитровского округа протоиерей Афанасия Чорногуза, членов отдела и священников, совершающих служение в ФКУ ИК - 1. На богослужении присутствовали: начальник учреждения Кириленко М. В., сотрудники женской колонии и осужденные женщины - постоянные прихожане храма. После службы в храме, состоялось возложение цветов к памятнику Константина Васильевича Рукавишникова - основателя приюта для беспризорных детей, в связи со 100 - летием его памяти, и экскурсия по учреждению. На собрании начальник ФКУ ИК - 1 Кириленко М. В. Марина Вазиховна рассказала о совместной работе с благочинным протоиреем Афанасием и клириками округа, и дальнейших задачах по развитию приходской жизни. В адрес священнослужителей, совершающих служение в учреждении, были сказаны теплые слова, а также подарены вязаные изделия, изготовленные осужденными женщинами.
В один из дней Великого поста более шестидесяти осужденных женщин пришли в Храм, чтобы принять участие в таинстве елеосвящения,
С 2012 года на территории колонии была открыта воскресная школа, в которой преподает основы православного вероучения иерей Александр Рожнов. Силами Дмитровского благочиния в воскресную школу были приобретены телевизор и DVD плейер для просмотра духовных фильмов, заставляющих задуматься о смысле жизни. Особо запомнился заключенным фильм «Фордпост», заставивших два часа плакать осужденных, пришедших на урок в воскресную школу.
Попечительским советом оказывается содействие в улучшении медицинского обслуживания и снабжения медикаментами. По просьбе осужденных женщин в колонию был приглашен врач -окулист и на средства Совета были приобретены 55 пар очков для остронуждающихся. Часть затрат на изготовление очков взяла на себя руководитель оптической компании ООО «Мидель» из г. Дмитрова Егорова Елена Васильевна. Приобретение лекарств, пломбировочного материала, костылей к большим церковным праздникам входит в задачи Попечительского совета.
Силами прихожан храмов Дмитровского благочиния были собраны для осужденных предметы первой необходимости: мыло, шампунь, зубная паста, а также продукты: белый хлеб, чай, сладости. Особенно заключенные остались довольны зимней обувью, которую передали прихожане. На средства Совета были приобретены порядка 30 пар непромокаемой теплой обуви.
На проведение масленицы в колонии Попечительским Советом была оказана помощь в виде муки, масла, сметаны.
Заключенные идут в храм за духовной и материальной поддержкой, и Попечительский совет старается оказать им посильную помощь. Молитвословы, Евангелие, ладанки, иконки, крестики выдаются заключенному по его просьбе. Белый хлеб, чай, сладости получает каждый прихожанин Храма в конце службы.
ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора) это охраняемое помещение, в котором содержатся подозреваемые в совершении преступлений лица. При этом приговор суда относительно их дальнейшей участи еще не вступил в силу. В следственном изоляторе пребывают и те, которые в скором будущем должны отправиться в исправительно-трудовые учреждения для отбытия наказания. Попечительский совет один раз в две недели оказывает помощь туалетными принадлежностями, а также раздает белый хлеб, чай, сладости, тетради, ручки и, конечно, практически в каждой камере есть молитвослов, Евангелие, духовная литература. В ПФРСИ у каждого православного есть крестик, а желающие креститься могут обратиться в Попечительский совет.
28 февраля, в неделю блудного сына, в ПФРСИ и крестились 5 подследственных женщин, ожидающих решения суда. Совершил таинство настоятель храма священномученика Серафима епископа Дмитровского протоирей о. Александр (Рожнов). Перед этим со всеми была проведена огласительная беседа, в которой о. Александр, отметил, что с момента принятия крещения человек вступает на новый путь, становится воином Христовым, православным христианином, и что эта жизнь требует от него определенных усилий. Это начало новой жизни, жизни во Христе.
Колония, ПФРСИ - это места особые, и неслучайно именуются они пенитенциарными органами. Слово «пенитенция» это церковное слово, в переводе с латинского означает «покаяние». Обращение к Богу в колонии, следственном изоляторе - явление распространенное, поскольку человек, лишенный главного в жизни каждого - свободы, ищет не только путь к спасению, но и реально обдумывает свои поступки.
Учитывая сложный режим работы ПФРСИ, не так часто удается исповедовать и причащать всех желающих, находящихся в изоляторе, но Попечительский Совет совместно с руководством колонии решает этот вопрос.
В настоящее время Попечительский Совет поставил задачи об организации церковного хора из числа лиц заключенных, находящихся в колонии, создании библиотеки православной литературы, организации богослужений два раза в неделю. Несмотря на медленное сближение тюрьмы и церкви, Попечительский совет, возглавляемый Благочинным Дмитровского церковного округа протоиреем Афанасием Чорногузом, делает все возможное, чтобы заключенные чувствовали себя членами церкви.
В преддверии Светлого праздника Пасхи в колонии готовится большой праздничный концерт и спектакль «Господи помилуй маму, папу и разбойника», посвященный воскресшему Христу. А Попечительский Совет готовит на Пасху каждому заключенной и всем женщинам, находящимся в ПФРСИ, по куличу и красному яйцу. Помня, что благоразумный разбойник стал первым человеком, обретшим спасение и искупление посредством Страстей Христовых. Ему не понадобилось долгих лет подвижнической жизни, слез и молитвы, но одного лишь искреннего раскаяния и исповедания Божественности Христа в миг Его величайшего унижения оказалось достаточно, чтобы он удостоился вечных благ. Пожелаем и мы всем заключенным обрести спасение души.