Освятят ли иерусалимский крест в православном храме. Религиозная атрибутика, сувениры Святой Земли

ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ

Крест крестоносцев представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. В первый раз Иерусалимский Крест появляется примерно в 420 году нашей эры при правлении императора Феодосия Второго, поводом для чего было посланное монарху видение данного знака в небесах и проявление его на одеждах свидетелей этого события. После данного случая огромное изображение креста было возведено на холме Голгофа. Монумент стал символом победы над смертью и напоминанием о том, как распяли Иисуса Христа. Он был уничтожен в 614 году персами и иудеями, восстановлен в 628 году, и вновь разрушен в 638 году.

Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем Годфридом Бульонским. После освобождения Иерусалима от власти мусульман (1099, Первый крестовый поход) Годфрид Бульонский, став правителем Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и Защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый крест - это «Крест Иерусалима» («Иерусалимский Крест»), «Крест крестоносцев» - это красный (алый) равносторонний или же с более длинной вертикальной частью и более короткой поперечной) прямой крест на белом или любом ином фоне, который был отличительным знаком участника Крестовых походов.

Есть мнение, что именно от таких «нашивок крестоносцев», которые носили и которыми гордились воины, вернувшиеся с Востока, идёт традиция европейских наградных орденов, многие из которых также имеют форму крестов.

Модифицированный крест красного цвета является символом ордена Гроба Господня, а также иных духовных и военно-монашеских орденов, в частности Ордена Храма Соломонова (тамплиеров).

Крест крестоносцев (или иерусалимский крест) часто используется на покрывалах на алтаре. Большой крест - символ Христа, четыре маленьких - символ 4-х Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света. Один из вариантов иерусалимского креста изображён на флаге Грузии.

Пять крестов, соединённых в один символ, могут символизировать раны Христа, которые Он получил во время Распятия.

Также Иерусалимский Крест может символизировать обретённые в Св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии - 4 гвоздя, которыми было прибито Тело Христа и сам Крест Распятия (по крайней мере именно такое значение вкладывалось в «Иерусалимский Крест» в период до Крестовых походов.

Иерусалимский Крест в православии

Из Святой земли паломники часто привозят освященный на Гробе Господнем Иерусалимский крест. Это не только память о поездке, но и великая святыня, которую хочется носить постоянно, тем более что его выразительная и сложная форма, составленная из пяти равносторонних крестов, очень красива. Однако бытует мнение, что подобный крест является чужим для православных. Его называют «крестом крестоносцев» и видят в нем только герб военного католического ордена Святого Гроба Господня. Подобное представление об Иерусалимском кресте совершенно неверно, и появилось оно только в конце XX века как реакция на прозелитизм Католической Церкви на Святой земле. Помогают этому и популярные справочные сайты в Интернете. В них публикуются переводные западные статьи, в которых история и символика Иерусалимского креста освещается однобоко. Везде можно найти рассказ о первом крестовом походе (1099 г.), Готфриде Бульонском, завоевателе Иерусалима, на флаге которого был Иерусалимский крест, и о латинском государстве на Святой земле, сделавшем Иерусалимский крест своим гербовым знаком. О том же, что пятисоставная крестовая композиция появилась на Востоке задолго до крестовых походов, что она была одним из важнейших символов восточно-христианской цивилизации, в интернет-ресурсах умалчивается.

В действительности иконография Иерусалимского креста, как и все крестовые иконографии, родилась на Востоке. И произошло это в IV веке, когда императором Римской империи, простиравшейся на огромных территориях Малой Азии, Европы, Палестины и Северной Африки, стал Константин I.

После распятия, воскресения и вознесения Христа в 33 году последователи Его учения были преследуемы и гонимы на всей территории Римской империи целых три века. Христиан жестоко мучили и убивали, а при императоре Диоклетиане, который правил с 284 по 305 год, и вовсе началось их методичное истребление, целью которого было полное уничтожение. Дело Диоклетиана продолжили его наследники – два соправителя, которым император оставил огромную страну. И неизвестно, чем бы закончился этот чудовищный по своим масштабам геноцид, если бы в 306 году соправителем императора Максенция не стал Константин, прозванный потомками Великим и прославленный Церковью как равноапостольный. Как и все римские императоры, Константин был язычником. Но, в отличие от других правителей, он был веротерпим, поскольку его мать, равноапостольная Елена, была христианкой.

Между двумя правителями началась война. Решающее сражение произошло у Мульвийского моста в 312 году, в котором победил Константин. Накануне битвы Константин вместе со своим войском увидел знамение на солнце – скрещенные инициалы Иисуса Христа (хризма), рядом с которыми сияли равносторонний крест и надпись: «С ним побеждай». Во сне видение повторилось, только на сей раз император увидел один крест. Этот крест он приказал поместить на знамена своего войска и выиграл сражение. После прихода к власти Константин сделал христианство государственной религией, а перед смертью и сам принял крещение. Свою столицу Константин перенес с разоренного войной и разграбленного варварами Запада на процветающий и культурный Восток, построив здесь новую столицу, Константинополь.

Мать равноапостольного Константина, став императрицей, инициировала раскопки в Иерусалиме, в ходе которых был обретен Животворящий Крест Христов и другие реликвии Страстей Господних.

В течение многих веков в христианском мире равно почитались оба образа креста – Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой. Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа. Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым – Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.

Долгое время образы двух священных для христианства крестов использовали по-разному, в соответствии с их символическим значением. Голгофский крест участвовал в церковных богослужениях, а Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник.

Поперечины креста святого Константина чаще всего изображали с расширяющимися концами или с небольшими перекладинами на концах. Кресты с такой иконографией сохранились во всем христианском мире, но наиболее ранние – в его восточной части. Именно в более развитом восточном регионе складывались все крестовые иконографии, которые впоследствии были заимствованы западноевропейской геральдикой. К Константинову кресту восходят, например, такие знаменитые кресты католических военных организаций, как мальтийский, тевтонский, иерусалимский и другие.

На рисунках священных книг, в украшении храмов и на полотнищах знамен между перекладинами Константинова креста часто помещали дополнительные знаки. Это были символы евангелистов, инициалы Христа, символические сокращения или просто кресты, лучи, звезды. Подобные символы дополняли смысл изображения, придавали ему новые аспекты восприятия, давали возможность глубже интерпретировать священную форму, видя в ней не только историческую реликвию, но и глубокий сакральный смысл. Например, дополненный четырьмя малыми крестами Константинов крест представляет собой проекцию крестово-купольного православного храма. Как православное пятиглавие, он был символическим образом Христа и четырех Евангелистов, а также духовного единства христиан всех четырех концов земли.

Первоначально все христианские страны были частью единой культуры, центр которой был в Малой Азии и Юго-Восточной Европе. Эта часть Римской империи впоследствии историками была названа Византией.

На флаге Византии был изображен равносторонний крест с четырьмя буквами «В» между ветвями. Крест и аббревиатура ВВВВ представляли собой священную криптограмму, прославляющую Христа. Крест символизировал Самого Господа, а буквы вокруг расшифровывались так: «Βασιλεὺς Βασιλέων, Βασιλεύων Βασιλευόντων» (с греческого: «Царь царей, царствующий над царями»). Символика флага сообщала всему миру, что Византия – христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь, в священном обряде помазания на царство, только принимает на себя Его образ. В древних Грузии,

Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийский, только вместо букв между ветвями стояли малые кресты. Сохранились древнейшие карты, на которых указанные территории обозначены такими флагами.

Все эти страны были частью византийского мира, то есть их Церкви, будучи самостоятельными, признавали первенство Константинопольского патриарха. После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году восточными патриархами было решено, что Вселенский собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти патриархатов. Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большого, на флагах восточно-христианских государств стали символизировать также соборное единство Православной Церкви, объединенной вокруг Константинополя. Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом священной иерархии православных народов, на вершине которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.

Был подобный крест и на русских флагах. Когда он стал использоваться на Руси – неизвестно. Первые свидетельства относятся к XVI веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков – первого русского регулярного войска, созданного в середине XVI века. С двумя флагами, расцвеченными пятичастными крестами, стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году. Уже в XVI веке в русских текстах пятисоставный крест называется Иерусалимским. Очевидно, что в символическом сознании русских он был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладиум крестоносцев. Для православных верующих равносторонняя композиция креста связывала его образ с Иерусалимскими святынями, завоеванными мусульманами, а также с царственным градом Константинополем, тоже павшим в 1453 году под ударами турок.

Государственные символы России в древности описывали не часто, поэтому наши знания о них не полны. Но можно сказать с уверенностью: Иерусалимские кресты в русской геральдике не были редкостью. Сведения о них то и дело появляются в документах. Например, известно, что два иерусалимских флага были пожалованы Петром I во время поездки по северным губерниям Архангельскому архиепископу и что под флагами с Иерусалимскими крестами ходили суда Соловецкого монастыря. Но не только на флагах изображались Иерусалимские кресты. Если внимательно посмотреть на какой-нибудь древний иконостас, например Новгородской Софии, то с удивлением можно обнаружить, что большая часть крестов, изображенных в орнаментах и на одеждах святых, имеют такую же равностороннюю пятисоставную иерусалимскую иконографию.

Так что в заключение можно с уверенностью сказать, что только красный крест простой геометрической формы, который является геральдическим символом католического ордена рыцарей Гроба Господня, не может быть использован православными верующими. Иерусалимский крест любой другой формы – православный.

О.В. Губарева

ГОЛГОФА

Крест, возможно, является самым известным символом христианства, но нигде эта иконография не имеет решающего значения или укоренилась в культуре, как в Армении. Армян часто называют людьми креста и их земли; земля креста.

Куда бы вы ни отправились, тысячи хачкаров, или армянских крестов, пронизывают горную цепь древнейшей христианской нации в мире, обеспечивая редкий взгляд на искусство армянского духовного выражения.

Начиная с 4-го века преобразование армян и установление христианства как государственной религии в 301 году н.э. издали новую эру национального самосознания.

Таким образом, крест был размещен в центре армянской иконописи. Результаты которых оставили много недоумений в свое время до сегодняшнего дня. Когда крестоносцы отваживались забраться в высокогорье Армении, они неизбежно вступили в контакт с армянским крестным почитанием.

Армяне в Киликии получили мощных союзников среди франкских крестоносцев, лидер которых Годфри де Буйон принял проект « креста» из армянской иконописи того времени.

Армянская помощь крестоносцам была описана Папой Григорием XIII в его Ecclesia Romana:

«Среди добрых дел, которые армянский народ сделал для церкви и христианского мира, особенно следует подчеркнуть, что в те времена, когда христианские князья и воины отправлялись на Святую Землю, ни один народ или нация, не проявили тот же энтузиазм, радость и веру и не пришли пришли на помощь крестоносцам, как это сделали армяне, которые снабжали крестоносцев лошадьми, обеспечение и командование. Армяне помогали воинам с полной храбростью и лояльностью присущей им во время Священных войн».

Дружеские отношения между армянами и крестоносцами были увязаны между собой между ними часто возникали смешанные браки. До того, как стать царем и основать первое государство крестоносцев, которое приняло этот символический крест, брат Годфри Болдуин из Булони был первым герцогом Эдессы (армянской Урхой, Урфа), которым он стал в результате усыновлением в качестве сына армянского принца Тороса из Урха. Болдуин также женился на дочери принца Тороса, которая стала первой Царицей .

Царство Армянской Киликии происходило в княжестве, основанном c. 1080 году династией Рубенидов, ответвлением более крупной семьи Багратидов, которая в разное время занимала престолы Армении и Грузии.

Армянский королевский дом Багратуни (грузинский Багратиони) позже утвердились как правители Иберии (современной Грузии), распространяющие использование Иерусалимского креста в Грузии в XIV веке.

Средневековый монах Томас Кемпис, по вопросу о Кресте, однажды заметил: «На Кресте — спасение; в Кресте — жизнь; на Кресте — защита от наших врагов; в Кресте — вливание небесной сладости; в Кресте — сила духа; на Кресте — радость духа; в Кресте — превосходство добродетели; в Кресте — совершенство святости … ». С 2010 года армянские Хачкары, их символизм и мастерство записаны в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Давайте посмотрим на некоторые ранние примеры креста в Армении. PeopleOfAr

Таллиннский собор является армянским кафедральным собором седьмого века в городе Талин, Армения.
Монастырь Варагаванк (XII век), с иерусалимским крестом, вырезанным на стенах.
Nor Varagavank monastery (12th century), with Jerusalem crosses carved on the entrace
St. James cathedral (12th century) Khachkar Armenian church in Jerusalem
Хачкары IV века Гегардский монастырь — Армения
Пещерная церковь Авазан (IV век) — Монастырь Гегард — Армения
Geghard Monastery (4th c.) – Armenia
Монастырь Аратес (8 век) хачкар
Geghard monastery cross-stone
Armenian Khachkars of Artzap
Armenian cross-stone at 4th century A.D. Akori monastery at the slope of mt. Ararat
Флаг Киликийского царства 1344
Флаг Corycus Cilicia
Киликийский флаг согласно европейским источникам
Flag of prince Rouben
Флаг Себастии
Военное правление царства Арцах
Флаг Царства Арцах

С. В. Гнутова, заведующая сектором прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева

В Святой Земле - месте паломничества богомольцев из разных частей христианского мира - создавались на протяжении многих столетий различного рода церковные реликвии: от маленьких нательных крестиков, икон и образков, используемых в качестве личной святыни, до дароносиц, дарохранительниц, напрестольных выносных крестов, употребляемых в церковных службах. Большинство этих предметов было изготовлено из перламутра - традиционного материала резчиков Палестины. В Иерусалиме в начале XIX века была открыта даже школа резьбы по перламутру. Уже в первой половине XIX века А. Н. Муравьёв отмечал палестинское происхождение предметов из перламутра. Позднее А. А. Дмитриевский описывал мастерские и базары с большим количеством перламутровых изделий (1).

Будучи в 1881 году в Святой Земле, великие князья получили в благословение от Иерусалимского Патриарха Иерофея кресты с частицей Животворящего Древа Креста Господня. Об этом событии подробно написано в дневнике архимандрита Антонина (Капустина).

Кресты-мощевики с частицей Креста Господня известны с первых веков христианства. Такие кресты были у многих византийских императоров и других представителей царского рода. С первой половины XIX столетия особо именитые русские паломники получали от патриархов подобные кресты в качестве благословения, а позже - и награды.

В 1830 году от иерусалимского наместника получил малый крест на серебряной цепи с частицей Животворящего Древа А. Н. Муравьёв (2, с. 96), в 1835 году - русский путешественник и писатель А. С. Норов. В 1844 году был награждён золотым наперсным крестом на фиолетовой ленте с частью Животворящего Древа будущий начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Порфирий (Успенский) (3, с. 8), а в 1868 году - архимандрит Антонин (Капустин) (4, с. 141).

Иеромонах Вениамин, основатель Вениаминовского подворья в Иерусалиме, вместе с донесением великому князю Сергию Александровичу от 15 декабря 1894 года послал великой княгине Елизавете Фёдоровне икону, вырезанную на спиле дуба Мамврийского, - «Посещение Пресвятою Девою святой праведной Елизаветы». Чуть позже, 8 мая 1895 года, Вениамин ходатайствовал перед секретарем Императорского Православного Палестинского Общества М. П. Степановым об избрании врача русской больницы В. Я. Северина действительным членом ИППО. «Ещё Вам пишу, чтобы Вы уже знали, по смерти своей я все свои дорогие кресты и ордена завещаю великому князю Сергию Александровичу, так как в Миссии никто не имеет права их носить. А Ваше превосходительство прошу принять часть Мамврийского дуба, ветвь которого 30 лет назад отпала во время бури и в складе стояла без пользы, я, по смерти архимандрита Антонина, взял и по частицам отдавал как святыню в Россию, в храмы Божии» (5, с. 593).

В апреле 1891 года состоялся обряд присоединения великой княгини Елизаветы Фёдоровны к Православию. Он был совершён в домовой церкви Сергиевского дворца на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. В память об этом событии Сергий Александрович подарил своей супруге золотой медальон с эмалевым изображением Спасителя, исполненный в византийском стиле. На створках были выгравированы надписи: «Аз есмь Путь и Истина и Живот», «Не бойся, только веруй». Эти евангельские слова стали заветом в дальнейшей жизни Елизаветы Фёдоровны (6, с. 17–22). Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) отправил Елизавете Фёдоровне символический подарок, сопровождая его письмом на имя великого князя Сергия Александровича, в котором, в частности, писал: «…осмеливаюсь через Ваше посредство просить Её Высочество благоволить принять на воспоминание о Палестине несколько античных вещиц, хранившихся в недрах её более тысячи лет и как бы ждавших только случая заявить собою новой поборнице Православия о Православии древнейших времён. В прошлом году, при производившихся внутри Иерусалима частных раскопках, найдены были 11 золотых монет (solidus ) византийских 518–610 годов (императоров: Юстина I, Маврикия и Фоки), два золотых браслета и золотой перстень…» (7, с. 73–74).

Перстень относится к типу византийских обручальных колец VI–X веков, его изображения и надписи достаточно точно раскрывают сущность христианского брака. На щитке в форме круга, креста или квадрифолия размещены изображения жениха и невесты, расположенные по сторонам центральной фигуры Христа, который благословляет их накладыванием рук им на головы, или соединяет руки жениха и невесты (обручение), или держит над их головами венцы (венчание).

В 2004 году в музей имени Андрея Рублёва был представлен на экспертизу крест, находящийся в деревянном футляре, видимо, исполненном иерусалимским мастером. Об этом свидетельствуют технические приёмы резьбы православных резчиков-арабов. На крышке в восьмиугольной рамке размещено резное изображение герба Иерусалимского Патриарха, под ним - буквы «Д. П. I.», означающие «Дамиан Патриарх Иерусалимский», и дата: «1904» - в этом году шли активные переговоры между Русской Духовной Миссией и Иерусалимским Патриархатом о закупке земель в Палестине. В апреле 1904 года правительство России отпустило ссуду 400 тысяч рублей, за что Патриарх Дамиан особенно благодарил русского консула А. Г. Яковлева.

На оборотной стороне коробки есть остатки красной сургучной печати с гербом и датой: «1895». Патриарх Дамиан возглавлял Иерусалимский Патриархат с 1897 по 1931 год. В 1921 году он совершил литию над гробом великой княгини Елизаветы Фёдоровны, привезённым в храм Св. Марии Магдалины в Иерусалиме.

На наградном кресте-мощевике стоят московские клейма. Видимо, в начале XX века такие наградные кресты изготавливались в России и затем отсылались в Иерусалим, где Патриарх вкладывал частицы Животворящего Древа и от имени Иерусалимского Патриархата раздавал подобные награды.

Литература и источники

1. Дмитриевский А. А. Беседы о русском паломничестве и Православном Палестинском Обществе. СПб., 1889.

2. Путешествие в Святую Землю. М., 1994.

3. Епископ Порфирий (Успенский). Святыни земли Италийской. М., 1996.

4. Архимандрит Киприан (Керн). О. Антонин (Капустин), архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1817–1894). М., 1997.

5. Россия в Святой Земле. Т. 1. М., 2000.

6. Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Путь к Православию святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны // Отблеск Нетварного Света / Сб. ст. М., 2005.

7. Россия в Святой Земле. Т. 2. М., 2000.

Иерусалимский крест - одна из древних форм принятых в христианстве крестов, привлекающая внимание выразительной и сложной формой, составленной из пяти равносторонних крестов.
Конечно же, об этой форме креста и о легенде, связывающей его с одним из предводителей первого крестового похода 1096-1099 года Готфридом Бульонским, я был наслышан, когда собрался посетить Святую Землю сам.

Во время поездки к Иерусалиму я услышал от одной из попутчиц и о том, что Иерусалимский крест, или Крест паломника - один из самых популярных сувениров, которые везут паломники и простые туристы из Иерусалима.
Сама дама ехала в Святую Землю во второй раз, и горько сокрушалась, что не приобрела сей сувенир в свою первую поездку, поскольку, будучи верующей, не была уверена в правильности сего шага для православной, а потому специально испрашивала мнения своего духовника по сему вопросу перед второй поездкой.

От неё я узнал, что, хотя православное духовенство в своём большинстве и не благословляет ношения Иерусалимского креста вместо креста нательного, тем не менее, признаёт сей крест равночестным с другими, и не имеет ничего против его приобретения и сохранения паломниками как реликвии, напоминающей им о паломничестве.

Должен сказать, что, будучи закоренелым атеистом, я совершенно не озабочен отношением духовенства той или иной конфессии к тому или иному ритуальному предмету, но и мне сей крест показался весьма достойной вещицей и лучшим сувениром из Иерусалима, который только можно себе представить.

Кроме того, мой атеизм не исключает интереса к мировым религиям, их основам, символам и реликвиям, а потому я решил выяснить все подробности про этот столь выразительный символ, с которыми вас и познакомлю.

В течение многих веков в христианском мире равно почитались оба образа креста - Истинный Крест Христов, на котором был распят Спаситель, и крест, явленный равноапостольному императору Константину на небе перед Мульвийской битвой.

Истинный, или Голгофский, крест имел вытянутую форму с двумя или тремя поперечными перекладинами. Его историческая форма несла в себе символику, связанную с искупительной жертвой и страданиями Господа.

Константинов крест имел правильную равностороннюю форму и был символом охранения и победы. Достоянием христианского мира эти кресты стали примерно в одно и то же время, но первым - Константинов крест, с которым связано распространение христианства во всем мире.

Долгое время образы двух священных для христианства крестов использовали по-разному, в соответствии с их символическим значением.
Голгофский крест участвовал в церковных богослужениях, а Константинов крест помещали на знамена, им украшали храмы и носили как тельник.

Крест Константина начали изображать и на византийских монетах:


ИЕРУСАЛИМСКИЙ КРЕСТ - колоссальный каменный крест, возведенный после 420 года на Голгофе, Иерусалим, при императоре Феодосии II (408-450 гг.).
Поводом для его водружения послужило видение Креста в небесах и проявление его на одеждах всех наблюдавших.

Холму была придана форма четырехступенчатой усеченной пирамиды, на вершине которой, на базе, находился Крест, возвышавшийся не только над зданиями города, но и над его стенами. Напоминал о Распятии и символизировал Божественную победу над смертью.

Уничтожен персами и иудеями после взятия Иерусалима первыми в 614 году.
Восстановлен после 628 года императором Ираклием Великим.
Уничтожен арабами и иудеями после 638 года.

Сохранился обширный нумизматический материал в различных вариациях, отображающий иерусалимский Крест, а также следы террас на холме.

Солид императора Тиверия II (578-582 гг.). Золото.

Впрочем, этот крест на террасном холме встречается на монетах многих византийских императоров:

На флаге Византии был изображен равносторонний крест с четырьмя буквами «В» между ветвями. Крест и аббревиатура ВВВВ представляли собой священную криптограмму, прославляющую Христа. Крест символизировал Самого Господа, а буквы вокруг расшифровывались так: «Βασιλεὺς Βασιλέων, Βασιλεύων Βασιλευόντων» (с греческого: «Царь царей, царствующий над царями»).

Символика флага сообщала всему миру, что Византия - христианское государство, истинным государем которого является Иисус Христос, а земной царь, в священном обряде помазания на царство, только принимает на себя Его образ.

В древних Грузии, Армении и странах Анатолии флаги были похожи на византийский, только вместо букв между ветвями стояли малые кресты. Сохранились древнейшие карты, на которых указанные территории обозначены такими флагами.

Современный флаг Грузии повторяет эти древние знамена.

Все эти страны были частью византийского мира, то есть их Церкви, будучи самостоятельными, признавали первенство Константинопольского патриарха.

После разделения Церквей на Православную и Католическую в 1053 году восточными патриархами было решено, что Вселенский собор Православных Церквей должен состоять не менее чем из пяти патриархатов.

Поэтому четыре малых креста вокруг центрального, большого, на флагах восточно-христианских государств стали символизировать также соборное единство Православной Церкви, объединенной вокруг Константинополя.

Равносторонний крест, составленный из пяти крестов, стал образом священной иерархии православных народов, на вершине которой стоит Сам Господь Бог Иисус Христос.

Во времена Крестовых походов Иерусалимский Крест стал формой и эмблемой Ордена Гроба Господня.

Основателем Ордена по одной из самых достоверных версий считается Готфрид Бульонский, предводитель первого крестового похода, в 1099 г. захвативший Иерусалим, «рыцарь без страха и упрека».

На одном из гобеленов, хранящихся ныне в Храме Рождества Христова в Вифлееме, изображены рядом два символа - Иерусалимский крест - герб Ордена Гроба Господня, слева, и францисканский герб - справа:

Когда Готфриду Бульонскому предложили стать главой Иерусалимкого Королевства, он сказал: «Королём и царём в городе, где Иисус носил терновый венец вынужденно, я никакого венца на свою голову не надену». И принял титул «Защитник Гроба Господня».

Интересно, что Иерусалимский крест в гербе именно Готфрида Бульонского - наиболее древний и известный геральдический нонсенс, представляющий собой золотой костыльный крест с четырьмя золотыми же крестиками в межкрестиях в серебряном поле.

По легенде, бароны Готфрида Булонского по окончанию 1-го Крестового похода убедили этого основателя династии королей Иерусалимских избрать именно такой герб, открыто нарушающий правило о недопустимости наложения металла на металл , для себя и своего потомства.

Был подобный крест и на русских флагах.
Когда он стал использоваться на Руси - неизвестно. Первые свидетельства относятся к XVI веку. Сохранилось описание флагов стрелецких полков - первого русского регулярного войска, созданного в середине XVI века.

С двумя флагами, расцвеченными пятичастными крестами, стрельцы изображены на миниатюре Книги об избрании на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году:

Фрагмент миниатюры с Иерусалимским крестом на знамени крупнее:

Уже в XVI веке в русских текстах пятисоставный крест называется Иерусалимским. Очевидно, что в символическом сознании русских он был одним из знаков христианского Иерусалима, но не воспринимался как палладиум крестоносцев.

В XVI веке четыре восточных патриарха, сохранивших в турецкой оккупации свои кафедры, подписывают документ об установлении в Москве нового патриархата. До этого Русская Церковь была митрополией Константинопольского патриархата. В послании восточных патриархов подчеркивается, что установление нового патриархата делается не по человеческому произволению, а для восстановления канонического числа престолов Вселенского православия. Символом этого канонического числа был пятисоставный Иерусалимский крест.

Иерусалимские кресты в русской геральдике не были редкостью. Сведения о них то и дело появляются в документах. Например, известно, что два иерусалимских флага были пожалованы Петром I во время поездки по северным губерниям Архангельскому архиепископу и что под флагами с Иерусалимскими крестами ходили суда Соловецкого монастыря.

Разумеется, Иерусалимский крест наличествует и в самом Иерусалиме - им украшена Базилика Рождества в Вифлееме:

Есть он и на мозаике, изображающей Базилику Рождества на карте Святых Мест Вифлеема, и находящейся внутри самого храма:

Иерусалимский крест можно увидеть и в Риме - на полу Базилики Санта Кроче ин Джерусалемме (Santa Croche in Gerusalemme), построенной на насыпной земле, по легенде, привезенной самой Святой Еленой, матерью императора Константина I, из Иерусалима на кораблях:

На одной из сохранившихся старинных мозаик этого храма мы можем увидеть и Константинов Крест:

Как видим, толкований символики Иерусалимского Креста несколько - помимо уже упоминавшихся Христа и 4 Евангелистов, а также пяти Православных церквей, есть версии, что Иерусалимский крест символизирует сам Крест Распятия и 4 гвоздя, которыми Иисус был к нему прибит (хотя сам вопрос о количестве использованных гвоздей - 3 или 4 - является спорным).

Источники:

| | | | | | | | | | | | 19 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | >>
Всего: 542

182. Татьяна
195.239.5.102 195.239.5.102 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; .NET CLR 1.1.4322)
Город: Москва
E-mail: [email protected]
Время: 13.8.08 12:13
Вопрос: Многоуважаемый Павел!Не могу найти ответ на вопрос как
использовать 33 свечи, зажженные от Благодатного огня, привезенные из Иерусалима. Можно их зажигать как сретенские во время собо тяжелых периодов жизни?
Все сразу зажигать и до конца или можно по-отдельности? Может вообще строгих правил нет? Заранее благодарю и Спаси Вас бог.
Отвечает: Павел Платонов
Уважаемая Татьяна, именно в тяжелые моменты по отдельности можно зажигать эти свечи или в важные праздники и события в Вашей жизни.

181. владимр и ксения
79.143.230.32 79.143.230.32 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; .NET CLR 1.1.4322; .NET CLR 2.0.50727)
Город: Железногорск Курской области
E-mail: [email protected]
Время: 11.8.08 15:53
Вопрос: Очень хочу с женой поехать в Иерусалим поработать и помолиться месяца на 3 или 4.Подскажите как лучше поступить?Подскажите контактные телефоны для связи.Работа в монастыре во славу Божию.Паломничество,поклонение Православным Святыням
Отвечает: Павел Платонов
Уважаемый Владимир, если в монастыри Московской Патриархии, то надо обращаться в паломнический отдел Данилова монастыря в Москве там подскажут, если в РПЦЗ, то к архиепископу Берлинскому Марку в Мюнхене.

180. Наталья
195.189.80.51 195.189.80.51 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 7.0; Windows NT 5.1; Avant Browser)
Город: Санкт-Петербург
E-mail: [email protected]
Время: 1.8.08 23:14
Вопрос: Здравствуйте!
Мы с мужем в октябре планируем обвенчатся в Израиле...Совершить обряд можно только в Ирусалиме?
Отвечает: Павел Платонов
Уважаемая Наталия, мы рады за Вас.
По вопросам венчания, крещения для российских граждан и граждан СНГ, находящихся в командировке или паломничестве, следует обращаться в Русскую Духовную Мисиию в Иерусалиме (Московская Патриархия)- понедельник-пятница с (9.00 до 17.00) по телефону 02-625-25-65, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме(Русская Православная Церковь Заграницей) - русский монастырь в Иерусалиме на горе Елеон тел. 02-6284373,

179. Наталья
90.188.131.162 90.188.131.162 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; MRA 5.1 (build 02241); MRSPUTNIK 2, 0, 0, 36 SW; InfoPath.1)
Город: Омск
Время: 30.7.08 6:02
Вопрос: Добрый день.Будьте добры, подскажите пожалуйста, мне в подарок из Иерусалима привезли крест, сказали, что это крест поломника. Выглядит он примерно так: в середине четырехконечный крест, без изображения спасителя, и в каждом так называемом углу креста есть еще маленькие кресты, т.е. вокруг одного креста расположены четыре маленьких.Сказали, что маленькие кресты символизируют части света, север, юг, запад и восток, а большой крест в центре- Иерусалим, как символ центра христианских религий.Дело в том, что на сайте крест поломника изображен совсем подругому.Я православная христианка, можно ли мне носить данный крест? Заранее благодарна за ответ.
Отвечает: Павел Платонов
Это крест паломника, такой можно Вам носить

177. Дмитрий
92.113.10.32 92.113.10.32 Opera/9.27 (Windows NT 5.1; U; ru)
Город: Крым
E-mail: [email protected]
Время: 13.7.08 9:09
Вопрос: Кого Церковь причислила в число 12 апостолов вместо Иуды?
Отвечает: Лариса Блинова
Уважаемый Дмитрий, вместо Иуды Искариота после Вознесения Христа по жребию в число 12-ти был избран Матфий, который до этого был в числе 70-ти. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9(22) августа.
http://сайт/history/ort/sv/apostol/12/matfiy/

176. Елена
85.15.181.178 85.15.181.178 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.1; SV1; MRSPUTNIK 2, 0, 0, 20 SW; MRA 5.0 (build 02094))
Город: г.Нефтеюганск
E-mail: [email protected]
Время: 11.7.08 11:18
Вопрос: Здравствуйте! Хочу принять обряд крещения в Иерусалиме или на реке Иордан. я буду в Израиле в период с 17 июля по 5 августа.
Отвечает: Лариса Блинова
Уважаемая Елена, мы рады за Вас.
По вопросам крещения для российских граждан и граждан СНГ, находящихся в командировке, следует обращаться в Русскую Духовную Мисиию в Иерусалиме (Московская Патриархия)- понедельник-пятница с (9.00 до 17.00) по телефону 02-625-25-65, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме(Русская Православная Церковь Заграницей) - русский монастырь в Иерусалиме на горе Елеон тел. 02-6284373,
по вопросам совершения таинств Крещения, Венчания, Отпевания, посещения больных на дому и в больнице и совершения всех церковных треб следует обращаться: в Тель-Авиве-Яффо - храм Архангела Михаила к отцу Александру - тел.050-764-42-18,
в городе Мигдаль Аэмек (Галилея) в храм свят. Николаю к отцу Роману - тел. 0505370439

175. Елена
84.229.140.44 84.229.140.44 Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 6.0; Windows NT 5.0)
Город: Савьен Израиль
E-mail: [email protected]
Время: 4.7.08 11:18
Вопрос: Здравствуйте! Меня интересует вопрос о венчании в Иерусалиме-где можно узнать полную информацию как заказать,сколько это будет стоить,когда?
Отвечает: Лариса Блинова
Уважаемая Елена, по этому вопросу обратитесь в Русскую Духовную Миссию или в ближайший храм.