Чем основано суждение. Простые и сложные суждения


Введение

Общая характеристика суждения

Бессмысленные суждения

Неопределенные суждения

Заключение

Список литературы


Введение


Познавая предметы и явления окружающего мира, выделяя у них определенные признаки, мы выражаем суждение. Например: "Право есть надстройка"; "Преступление есть деяние общественно опасное"; "Кража осуществляется только умышленно" и т.д.

Суждением называется мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах и явлениях объективной действительности.

Суждение отображает наличие или отсутствие у предметов определенных свойств, признаков, связей и отношений. В суждении выражается наше знание о самом существовании предметов и явлений и обо всех многообразных связях и отношениях между предметами, явлениями и их свойствами. С помощью суждений мы охватываем предмет в самых разнообразных его проявлениях. Так, выражая суждение: "Право есть воля господствующего класса"; "Право есть надстройка"; "Право есть совокупность правил поведения"; "Право не существует без государства"; "Право есть способ проведения политики" и т. д., мы обнаруживаем самые разнообразные стороны права и его связь с другими явлениями.

Таким образом, суждение - это не просто связь понятий или представлений, за которыми нет никакой реальности, как твердит идеалистическая логика, а отображение действительно существующих существенных связей и отношений между предметами.

Особое место среди суждений занимают бессмысленные суждения и неопределенные суждения.

Целями данной работы является:

Дать определение суждению

Рассмотреть сущность и особенности бессмысленных, а так же неопределенных суждений и привести конкретные примеры.

суждение субъект бессмысленность логика

1. Общая характеристика суждения


Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами.

Примеры суждений: Космонавты существуют, Париж больше Марселя, Некоторые числа не являются четными. Если то, о чем говорится в суждении, соответствует действительному положению вещей, то суждение истинно. Указанные выше суждения являются истинными, так как в них адекватно (верно) отражено то, что имеет место в действительности. В противном случае суждение ложно (Все растения являются съедобными).

Традиционная логика является двузначной, потому что в ней суждение имеет одно из двух значений истинности: оно либо истинно, либо ложно. В трехзначных логиках - разновидности многозначных логик - суждение может быть либо истинным, либо ложным, либо неопределенным.

Например, суждение На Марсе есть жизнь в настоящее время не является ни истинным, ни ложным, а неопределенным. Многие суждения о будущих единичных событиях являются неопределенными. Об этом писал еще Аристотель, приводя пример такого неопределенного суждения: Завтра необходимо будет морское сражение1.

В простом атрибутивном суждении имеются субъект, предикат, связка и кванторное слово. В суждении Некоторые птицы являются хищными субъектом является понятие птица, предикатом - понятие хищник, кванторным словом - некоторые, связка выражена словом являются. В суждении Ледоколы существуют субъектом является понятие ледокол, а предикатом - понятие существования предмета; он выражен словами то, что существует.

Субъект атрибутивного суждения - это понятие о предмете суждения. Субъект суждения обозначается буквой S (от латинского слова subjectum). Предикатом атрибутивного суждения называется понятие о признаке предмета, о котором говорится в суждении. Предикат обозначается буквой Р (от лат. praedicatum). Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является), или группой слов, или тире, или простым согласованием слов (Все бабочки суть насекомые, Рим является столицей Италии, Некоторые книги не относятся к букинистическим).

Перед субъектом суждения иногда стоит кванторное слово: все, или ни один, или некоторые и др. Кванторное слово указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. Простые суждения, о которых шла речь, называются ассерторическими.


Бессмысленные суждения


Под обоснованием суждений в общем случае понимается обоснование их истинности, т.е. справедливости приписывания суждению семантической оценки истина. Истина есть соответствие приписывания присущности. Ложность - это логическое отрицание истинности. Истинность может быть самых разнообразных семиотических типов, видов, индивидуальных для каждой теории характеристик, о чем ниже будет сказано. В соответствии с этим и методы обоснования истинности бывают самые различные.

Кроме истинностных значений "истинно" и "ложно" суждения могут иметь другие семантические оценки, например, "неопределенно", "правдоподобно", "бессмысленно", и т.п.

Итак, рассмотрим понятие бессмысленного суждения. В книге Петрова Ю.А., Захарова А.А. «Практическая методология» авторы дают такое определение бессмысленного суждения: суждение называется бессмысленным, если его нельзя оценить ни как истинное и ни как ложное.

Рассмотрим две основные причины бессмысленности суждений.

Первая причина состоит в том, что не все термины суждения определены. Иначе говоря, достаточно хотя бы слову суждения быть неосмысленным (неопределенным), как все суждение не будет иметь смысла. Особое значение имеет наличие хорошо определенных основных терминов.

Другой причиной бессмыслицы является утверждение о присущности или неприсущности объекту видовых признаков, когда ему не присущ родовой признак. Например, суждение "число 2 зеленое" бессмысленно, так как нельзя сказать ни того, что оно истинно, и ни того, что оно ложно, хотя интуитивно кажется, что это суждение ложно.

Дело в том, что число - это абстрактный (нематериальный) объект, в природе не существующий. Такой объект не может отражать каких-либо лучей, а потому не обладает цветом. Если объект обладает цветом, то возможно утверждение о видовом отличии этого цвета. Например, можно утверждать, что цвет этого объекта зеленый, т.е. то, что этот объект отражает волны определенной длины. Если это так, то суждение истинно. Если объект обладает цветом, но не зеленым, а каким-то другим, то наше утверждение о зелености объекта ложно. Оба утверждения (и истинное, и ложное) осмысленны, так как они говорят о специфике цвета объекта, т.е. его родового признака, который присущ данному объекту.

Но родовой признак иметь цвет не присущ числу. Поэтому он не имеет ни видового отличия зеленого цвета, ни видового отличия незеленого цвета. Т.е. объект не обладает ни зеленым, ни незеленым цветом, ибо никаким цветом вообще не обладает. Отсюда нельзя утверждать ни об истинности обладания этим объектом зеленым цветом, ни об истинности обладания им незеленым цветом. Но тогда нельзя утверждать и о ложности утверждения об обладании объектом зеленым цветом. Значит, суждение о зелености числа 2 бессмысленно.

Теперь допустим, что дается характеристика человеку, который никогда не совершал преступлений. В этой характеристике пишется, что данное лицо никогда не привлекалось к уголовной ответственности за совершение преступлений. Кажется, что утверждение истинное: ведь человек действительно не привлекался к судебной ответственности. Правда, при этом как бы само собой подразумевается, что он все же совершал преступления, но либо не был пойман, либо сумел избежать ответственности. Этим самым ложная посылка о его преступной деятельности принимается за истину, что конечно, недопустимо.

Если же такую посылку не принимать, то упомянутое утверждение в характеристике бессмысленно, так как объект (человек) не обладает родовым признаком (совершение преступлений), а поэтому нельзя утверждать и о видовых признаках (привлечение или непривлечение к ответственности за преступление).

Для методологии обоснования существенна классификация процессов обоснования по признаку независимости или зависимости обоснования данного суждения от обоснованности других суждений.

По этому признаку суждение, обоснование которого не зависит от наличия других суждений, а стало быть, и от их обоснованности, назовем безотносительным, или непосредственным обоснованием. Суждение, обоснование которого зависит от обоснованности других суждений, назовем относительным, или опосредованным обоснованием. Рассмотрим вначале принципы истинности, а затем указанные виды обоснования истинности суждений.

В заключении хотелось бы добавить следующее: процессе анализа литературных источников был замечен следующий интересный парадокс. В словаре по логике А.А. Ивина, автор даёт определение бессмысленного высказывания: бессмысленное высказывание не истинно и не ложно, его не с чем сопоставить в действительности, чтобы решить, соответствует оно действительности или нет. Таким образом, если попытаться сопоставить это определение с вышеуказанным определением бессмысленного суждения, то получается, что они похожи.

Возникает вопрос: Чем отличается бессмысленное суждение от бессмысленного высказывания, если суждение называется бессмысленным в том случает, когда его нельзя оценить ни как истинное и ни как ложное (например: число 2 зеленое), в то же время высказывание называется бессмысленным если его нельзя оценить ни как истинное и ни как ложное (например, Если на улице идет дождь, то трамвай).

Если исходить от обратного - то смысл высказывания всегда исходит от суждения. Если суждение ложное, либо истинное - то высказывание будет соответствующее: ложное либо истинное. Так как эти две вещи взаимосвязаны то и вопрос сам собой является бессмысленным суждением.


Неопределенные суждения


В логике неопределенные суждения относят к частным суждениям. Частным называется суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов некоторого класса. Частные суждения выражаются в предложениях, имеющих в своем составе слова: некоторые, многие, немногие, большинство, меньшинство, часть, «не все», «отдельные» и др.

В современной логике они носят наименование «квантор существования» и обозначаются символом «$» (от англ. exist - существовать). Формула $ х Р(х) читается так: «Существует х такой, что имеет место свойство Р(х)». В традиционной логике принята следующая формула частных суждений «Некоторые S есть (не есть) Р».

Примеры: «Некоторые войны справедливы», «Некоторые войны несправедливы» или «Некоторые свидетели правдивы», «Некоторые свидетели не правдивы».

В зависимости от значения, в котором употребляется слово некоторые, различают два вида частных суждений: неопределенные частные и определенные частные.

В неопределенных суждениях логическая схема такова: "Некоторые S есть Р". Слово "некоторые" придает им неопределенность. Например: "Некоторые проблемы политологии носят философский характер".

Определенное суждение содержит знание и о той, и о другой части субъекта суждения. Оно имеет такую логическую схему:

"Только некоторые S есть Р". Например: "Только некоторые проблемы языкознания носят философский характер". Общие- суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается в каждом предмете данного класса. Логическая схема таких суждений имеет вид: Все S есть Р" или "Ни одно S не есть Р" ,Например, цитата из "Евгения Онегина" А.С. Пушкина: "Мы все учились понемногу" - является общим суждением, так как объем субъекта включает весь класс отображаемых предметов.

В определенных частных суждениях что-либо говорится лишь о части какой-то группы предметов и не может быть распространено на всю группу предметов в целом. Слово «некоторые» здесь понимается в смысле «только некоторые». Примеры «Некоторые люди красивы», «Некоторые книги не интересны»; «Некоторые юристы - депутаты Государственной Думы».

В неопределенных суждениях что-либо высказывается о части предметов так, что может быть отнесено ко всей их группе вообще. Слово «некоторые» используется здесь в другом смысле: «По крайней мере некоторые, а может быть, и все». Например, увидев на первых столах студенческой аудитории новый учебник логики, я уже могу высказать суждение: «Некоторые студенты имеют учебник логики». Опросив остальных, я могу убедиться в том, что «Все студенты имеют учебник логики». Значит, предыдущее суждение было неопределенно частным.

Разумеется, в живой практике мышления не всегда так просто можно решить, в каком смысле высказывается частное суждение. Возьмем для примера пословицу «Не все то золото, что блестит». Ясно, что это частное суждение. Найдем вначале субъект и предикат суждения, а для этого выразим его в соответствующей грамматической форме: «Не все то, что блестит, есть золото», т.е. «Лишь некоторые блестящие вещи есть золото». Теперь ясно, что это определенное частное суждение.

Заключение


Суждения - это мысли о предмете, в которой по средствам утверждения ил отрицания раскрывается его признак или отношение к другим предметам. По средствам суждений мы охватываем предмет в различных его проявлениях.

Суждение находит материальное воплощение в словах, устной, письменной речи. Выраженное в словах суждение составляет грамматическое предложение. Предложение - это грамматическая форма суждения (не тождественное ему и не сводимое к нему). Логический строй мысли и грамматическая форма не всегда совпадают. Всякое суждение можно выразить в виде предложения, но не всякое предложение может выражать суждение.

Структуру суждения представляют три элемента: субъект (понятие предмета, мысли - S), предикат (понятие о свойствах и отношениях предмета мысли - Р) и связка (слово, выражающее отношение между субъектом и предикатом). Связкой могут выступать слова «есть», «не есть», «является», «состоит». Каждый элемент либо присутствует, либо подразумевается. Любое суждение можно выразить следующей формулой: S есть Р или S не есть Р.

В работе были рассмотрены понятие суждения, бессмысленные суждения и неопределенные суждения. Были приведены конкретные примеры для каждого из перечисленных видов суждений.

Процессе написания работы было замечено, что бессмысленные суждения тесно переплетаются с бессмысленным высказыванием.

При анализе литературных источников по теме данного реферата было замечено, что бессмысленные и неопределенные суждения рассмотрены в литературе крайне недостаточно, что является поводом для дальнего исследования этих понятий.

Список литературы


1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник. - М.: Инфра - М, 2008. - 126 с.

Ивин А.А. Логика: Словарь. - М.: Владос, 2008. - 176 с.

Кириллов В.И. Упражнения по логике: Учебник. - М.: Гардарика, 2005. - 432 с.

Малахов В.П. Основы формальной логики: Учебник. - М: Велби, 2007. - 280 с.

Петров Ю.А., Захаров А.А. «Практическая методология» - Озерск - ОТИ МИФИ, 2006. - 210 с.

Практическая логика / под ред. Полянского Ю.И. - М.: Омега, 2007. - 247 с.

Суворов О.В. Основы логики: Учебник - М.: Академический проект, 2006. - 224 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Суждение - это мыслительный акт , выражающий отношение какого-либо лица к содержанию (смыслу и истинностному значению) высказываемой им мысли . Суждение выражается повествовательным предложением (простым или сложным, в форме утверждения или отрицания) и необходимо сопровождается той или иной модальностью , сопряжённой, как правило, с психологическим состоянием сомнения, веры, знания относительно каких-либо положений дел или убеждённости в чём-либо. Таким образом, de facto суждение выходит за рамки чистой логической рефлексии. Выражая оценочный акт, оно тесно связано с такими понятиями, как «определение» и «понимание», и тем самым характеризует способность рассудка к классификации понятий (И. Кант). Правда, в послекантовскую эпоху (в основном, стараниями Б. Больцано и Г. Фреге), стало складываться иное толкование термина «суждение». Главное, что отличает это толкование от традиционного, - абстрагирование содержания повествовательного предложения не только от его языковой формы выражения, но и от его возможной оценки, и выделение суждения в качестве абстрактного объекта «той же степени общности, как и класс, число или функция» (Чёрч А. Введение в математическую логику. - М., 1960. С. 32). В этом случае суждение объявляется своего рода оператором, определяющим истинностное значение предложения, а процесс суждения сводится к признанию истинности некоторой мысли. Такое понимание позволяет, с одной стороны, рассматривать суждение как инвариант в классе его возможных языковых представлений, а с другой - избавляет от психологического оттенка, свойственного традиционному пониманию термина «суждение». По сути, оно и открыло путь к формализации логических рассуждений за счёт переосмысления традиционного учения о структуре суждения.

Термин «суждение» широко использовался традиционной логикой (см. ). В современной логике (см. ) обычно пользуются термином «высказывание», обозначающим грамматически правильное предложение, взятое вместе с выражаемым им смыслом (см. ). На сегодняшний день суждения в их традиционном понимании фактически остаются предметом специального изучения только в модальной логике (см. ), при их обычной классификации, которая представлена ниже.

Традиционно принято различать простые и сложные суждения. Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, то есть часть, не совпадающую с целым, в свою очередь являющуюся суждением. Основными видами простых суждений являются атрибутивные суждения и суждения об отношениях :

  1. Атрибутивными называются суждения, в которых выражается принадлежность предметам свойств или отсутствие у предметов каких-либо свойств. Атрибутивные суждения можно истолковать как суждения о полном или частичном включении или невключении одного множества предметов в другое или как суждения о принадлежности или непринадлежности предмета классу предметов. Атрибутивные суждения состоят из субъекта (логического подлежащего), предиката (логического сказуемого) и связки, а в некоторых имеются ещё так называемые кванторные (количественные) слова («некоторые», «все», «ни один» и другие). Субъект и предикат называются терминами суждения. Субъект чаще всего обозначается латинской буквой S (от латинского слова «Subjectum»), а предикат - Ρ (от латинского слова «Praedicatum»). Так, в суждении «Некоторые науки не являются гуманитарными» субъект (S ) - «науки», предикат (P ) - «гуманитарные», связка - «не являются», а «некоторые» - кванторное слово. Атрибутивные суждения делятся на виды «по качеству» и «по количеству». По качеству они бывают утвердительными (связка «суть» или «есть») и отрицательными (связка «не суть» или «не есть»). По количеству атрибутивные суждения делятся на единичные, общие и частные. В единичных суждениях выражается принадлежность или непринадлежность предмета классу предметов. В общих - включение или невключение класса предметов в класс. В частных суждениях выражается частичное включение или невключение класса предметов в класс предметов. В них слово «некоторые» употребляется в смысле «по крайней мере некоторые, а может быть и все». Суждения форм «Все S суть P » (обще-утвердительное), «Ни один S не суть P » (обще-отрицательное), «Некоторые S суть P » (частно-утвердительное), «Некоторые S не суть P » (частно-отрицательное) называются категорическими. Термины в категорических суждениях могут быть распределены (взяты в полном объёме) и не распределены (взяты не в полном объёме). В общих суждениях распределены субъекты, а в отрицательных предикаты. Остальные термины не распределены.
  2. Суждениями об отношениях называются суждения, в которых говорится о том, что определённое отношение имеет место (или не имеет места) между элементами пар, троек и так далее предметов, называются суждениями об отношениях . Они делятся по качеству на утвердительные и отрицательные. По количеству суждения о двухместных отношениях делятся на единично-единичные, обще-общие, частно-частные, единично-общие, единично-частные, обще-единичные, частно-единичные, обще-частные, частно-общие. Аналогично деление на виды по количеству суждений о трёхместных, четырёхместных и так далее отношениях.

Кроме атрибутивных и суждений об отношениях в качестве специальных видов простых суждений выделяют суждения существования и суждения тождества (или равенства типа «a = b »).

Указанные суждения, а также образованные из них сложные суждения называются ассерторическими . Они являются [просто] утверждениями или отрицаниями. Наряду с утверждениями и отрицаниями выделяют так называемые сильные и слабые утверждения и отрицания. Сильные и слабые утверждения и отрицания являются алетическими модальными суждениями. Среди них выделяют суждения необходимости (аподиктические), возможности и случайности.

Среди сложных суждений выделяют несколько видов. Соединительные суждения - это такие суждения, в которых утверждается наличие двух или более ситуаций. В естественном языке они образуются из других суждений чаще всего посредством союза «и». Этот союз обозначается символом ∧, называемым знаком (коммутативной) конъюнкции. Суждение с этим союзом называется (коммутативно) конъюнктивным. Определением знака конъюнкции является представленная ниже таблица, показывающая зависимость значения конъюнктивного суждения от значений составляющих его суждений. В ней «И» и «Л» - это сокращения для значений «истина» и «ложь».

A B (A B )
И И И
И Л Л
Л И Л
Л Л Л

Суждения, в которых утверждается последовательное возникновение или существование двух или более ситуаций, называются некоммутативно-конъюнктивными. Они образуются из двух или более суждений при помощи союзов, обозначаемых символами Τ 2 , Т 3 и так далее в зависимости от числа суждений, из которых они образуются. Эти символы называются знаками некоммутативной конъюнкции и соответственно читаются «…, а затем …», «…, затем…, а затем …» и так далее. Индексы 2, 3 … и так далее указывают на местность союза.

Разделительные суждения - это суждения, в которых утверждается наличие одной из двух, трёх и так далее ситуаций. Если утверждается наличие по крайней мере одной из двух ситуаций, суждение называется (нестрого) разделительным, или дизъюнктивным. Если утверждается наличие ровно одной из двух или более ситуаций, суждение называется строго-разделительным, или строго-дизъюнктивным.

Союз «или», посредством которого выражается утверждение первого типа, обозначается символом ∨ (читается «или»), называемым знаком нестрогой дизъюнкции (или просто знаком дизъюнкции), а союз «или…, или…», посредством которого выражается утверждение второго типа, - символом у (читается «или…, или…»), называемым знаком строгой дизъюнкции. Ниже представлены табличные определения знаков нестрогой и строгой дизъюнкции.

Суждение, в котором утверждается, что наличие одной ситуации обусловливает наличие другой, называется условным. Условные суждения чаще всего выражаются предложениями с союзом «если…, то…». Условный союз «если…, то»… обозначается стрелкой «→».

В языках современной логики находит широкое распространение союз «если…, то…», обозначаемый символом «⊃». Этот символ называется знаком (материальной) импликации, а суждение с этим союзом - импликативным. Часть импликативного суждения, находящуюся между словами «если» и «то», называют антецедентом, а часть, находящуюся после слова «то», - консеквентом. Знак импликации определяется таблицей истинности, представленной ниже.

A B (A B )
И И И
И Л Л
Л И И
Л Л И

Суждение эквивалентности - это суждение, в котором утверждается взаимная обусловленность двух ситуаций.

Союз «если и только если…, то…» употребляется ещё в одном смысле. В этом случае он обозначается символом «≡», называемым знаком материальной эквивалентности, который определяется таблицей истинности, представленной ниже.

A B (A B )
И И И
И Л Л
Л И Л
Л Л И

Суждения с этим союзом называются суждениями материальной эквивалентности.

Выше охарактеризованы простые алетические модальные суждения. Сложные суждения, образованные из других суждений посредством выражений «необходимо, что», «случайно, что», возможно, что» тоже называются алетическими модальными суждениями. Алетическими модальными суждениями являются также сложные суждения, отдельные составные части которых являются алетическими модальными суждениями. Алетические модальные понятия («необходимо», «случайно», «возможно») делятся на логические и фактические (физические). В них положение дел может быть логически возможно или фактически возможно, логически необходимо или фактически необходимо, логически случайно или фактически случайно.

Суждение - это форма рационального мышления, в которой утверждается или отрицается существование предмета мысли, связь предметов с их признаками или отношения между предметами.

Языковой формой определения суждения является предложение, но только повествовательное , в котором существует информация о чем-то («Кризис перепроизводства - циклическое явление в экономике»). Вопросительные («А где он?»), побудительные («Дай Бог всем людям доброго здоровья»), назывные («Какая зазнобушка сердечная!») и безличные («Уже рассвело») предложения суждения не выражают. По своему содержанию любое суждение отражает в языке определенные признаки, которые принадлежат предмету суждения. Предметом суждения является все то, о чем нечто утверждается или отрицается. Следует знать, что грамматическая структура предложения нетождественна логической структуре суждения. Несмотря на их сходство по наличию основных и вспомогательных элементов, для логики является основным в предложении логическое подлежащее и логическое сказуемое, а также, отражающая их связь, логическая связка. Разнообразные второстепенные члены предложения (определения, обстоятельства места, времени, образа действия, дополнения) логически несущественны, т.е. существенной информации не выражают.

Формальная логика изучает суждения со стороны их формы и структуры. Традиционная и классическая логика являются двузначными . В ней каждое суждение является либо истинным , т.е. в котором утверждается/отрицается существование (даже не существующего)/несуществование предмета и присущих/неприсущих ему признаков, наличие/отсутствие связи между предметами или их признаками, о которых идет речь в суждении («Киев является столицей Украины», «Харьков не является столицей Украины»), либо неистинным , т.е. в котором все происходит наоборот («Киев не является столицей Украины», «Харьков является столицей Украины»). Является ли неистинное суждение заблуждением (неосознанное несоответствие знаний действительности) либо ложью (преднамеренное, осознанное искажение действительности), логика не выясняет, т.к. субъективное осознание неадекватности отражения действительности самому объекту или отсутствие такого осознания - за пределами предмета логики. Значение истинности суждения является логическим значением.

Но некоторые утверждения не принадлежат ни к истинным, ни к неистинным суждениям.

Например, «a является таковым. Это выражение превратится в суждение тогда, когда на место логических переменных (а, b ) будут подставлены имена объектов (a=8, b=9 ), после чего логическая постоянная превращает выражение с неопределенным логическим значением на истинное (в данном случае) суждение - «8<9 ».

Это является пропозициональной функцией, т.е. высказыванием, в котором речь идет об определенном свойстве предмета или отношении между предметами по неопределенности самого предмета (предметов ), обозначенного лишь переменной, содержание которого (высказывания ) превращается в истинное или неистинное при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области.

Выделяют также именную функцию. Именная функция - это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета.

Так, в именной функции «отец у », подставив имя «философ Вл. С. Соловьев», получим «отец философа Вл. С. Соловьева» - имя предмета (здесь имя человека).

Некоторые суждения могут иметь неизвестный или невыясненный характер и требуют дополнительного исследования.

Структура суждения:

- субъект (от лат. subjektum - предмет), или логическое подлежащее - элемент суждения, который обозначает предмет мысли - материальный объект, явление или процесс S );

- предикат (от лат. praedikatum - признак), или логическое сказуемое - элемент суждения, который обозначает признак предмета мысли (обозначается прописной латинской литерой P );

- связка - элемент суждения, который выражает отношение между субъектом и предикатом, т.е. утверждает или отрицает наличие у предмета мысли S признака P (обозначается символом «-» , т.е. «тире» или выражается глаголами (словосочетаниями) «есть» , «не есть» , «является» , «не является» , «суть» , «не суть», которые могут опускаться и лишь подразумеваться);

- квантор , который показывает, в каком количестве берется субъект суждения (выражается словами «все» , «некоторые» , « ни один» и др.).

Следовательно, логическая структура суждения («Ни один двигатель не является вечным») состоит из субъекта (S - «двигатель»), предиката (P - «вечный»), связки («нет») и квантора («ни один»). Здесь главными элементами являются первые три, среди которых логическое подлежащее (субъект ) и логическое сказуемое (предикат ) называются терминами суждения.

Виды простых суждений

Простое суждение - это суждение, которое не содержит в себе в качестве самостоятельной части любого другого суждения, т.е. в простом суждении содержится не более одного утверждения или отрицания о признаке предмета или об отношении между различными предметами либо о существовании одного предмета мысли.

Суждения подразделяют на виды суждений по количественному, качественному и качественно-количественному основаниям.

Качество суждения определяется логической связкой, а не содержанием терминов.

Простые суждения по качеству делят на такие виды суждений по качеству: утвердительные и отрицательные, атрибутивные (от лат. attributo -приписывание; атрибутивные категорические - от греч. κατηγορικες - ясный, безусловный), суждения существования (экзистенциальные категорические - от лат. existential - существование) и суждения отношений (релятивные - от лат. relativus - относительный).

Виды простых суждений по качеству:

- атрибутивное , или суждение свойства - это суждение, в котором утверждается или отрицается наличие определенных свойств у предметов (общая формула: S - P: утвердительного: S есть P: «Украина - суверенное государство», отрицательного: S не есть P, или ¬(S есть P ), т.е. «Неверно, что S есть Р »: «Украина не является членом НАТО»). Связки: «есть», «не есть», «суть», «не суть», «является», «не является» и др. Атрибутивное суждение является категорическим, т.е. атрибутивным категорическим суждением , т.к. оно строгое и однозначное, не допускает неопределенности в понимании его содержания. В атрибутивном суждении о принадлежности или непринадлежности признака предмету выражается в безусловной форме, третье исключено. Поскольку постоянными элементами атрибутивного суждения являются субъект, предикат и связка, данное суждение имеет субъектно-предикатную структуру, где связка есть имманентный закон и выполняет конструктивную функцию, а квантор непостоянен. Субъект и предикат могут быть как совместимыми, так и несовместимыми. А значит, между терминами могут иметь место все виды отношений между сравнимыми понятиями: тождество, пересечение, подчинение, соподчинение, противоречие и противоположность: (Термины суждения «Московская немощенная улица 17 в. была очень неопрятна» являются общими, положительными, сравнимыми, совместимыми понятиями, находящиеся в отношении субординации. Термины суждения «Моральные нормы не являются ценностями материальной культуры» - общие, сравнимые, несовместимые понятия, находящиеся в отношении координации. Термины суждения «Язык есть форма общественной культуры, представляющий собой материальную знаково-символическую систему для общения и передачи информации между людьми» - общие, положительные, сравнимые, совместимые понятия, находящиеся в отношении тождества. Термины суждения «Некоторые свидетели обязаны давать показания» - общие, положительные, сравнимые, совместимые понятия, находящиеся в отношении пересечения. Термины суждения «Ни один монист не является дуалистом» - общие, положительные, сравнимые, несовместимые понятия, находящиеся в отношении противоположности. Термины суждения «Ни один человек не является лицом, освобожденным от исполнения закона» - общие, сравнимые, несовместимые, находящиеся в отношении противоречия );

- экзистенциальное , или суждение существования - это суждение, в котором выражается факт существования или несуществования предмета суждения (формула: S - ): утвердительного: S есть: «Бытие есть», отрицательного: S не есть , или ¬(S есть ), т.е. «Неверно, что S существует»: «Небытия нет». Связки: «есть», «не есть», «существует», «не существует». Здесь четко выделяется только субъект. Предикат всех экзистенциальных категорических суждений объединен со связкой, ибо в предикате не указывается иных признаков, кроме отношения к бытию («то, что есть (существует)»);

- релятивное , или суждение отношений - это суждение, в котором устанавливаются или отрицаются объективные отношения между двумя и более предметами мысли - пространственные, временные, причинно-следствен-ные, количественные, родственные (aRb, где а, b - члены отношения, а R - отношение между ними: «Белое море холоднее Черного»). Связки: «больше», «меньше», «равно», «старше», «младше», «выше», «ниже», «быстрее», «медленнее», «правее», «левее», «севернее», «южнее», «западнее», «восточнее», «детерминируется», «порождается» и т.п. Специфика данных суждений определяется отсутствием субъекта и предиката. Постоянная составляющая релятивных суждений - понятия-термины и понятия-связки. Понятия-элементы релятивного суждения, обозначающие предметы мысли, называются терминами (от лат. terminus - граница), или членами отношения . Понятие-элемент, обозначающее отношения между предметами, - предикатор . В зависимости от места по отношению к связке выделяют два вида терминов: предшествующий и последующий члены отношения. Количество терминов в релятивном суждении называется местностью . Если отношение связывает два термина, то суждение называется двухместным , три - трехместным и т.д. С трехместного суждения («Внук младше отца и деда»), а также с суждения, в котором отражается более одного отношения («Рейкьявик севернее и западнее Дели»), начинаются сложные релятивные суждения;

- утвердительное - это суждение, в котором констатируется существование предмета мысли, наличие связи между предметами либо принадлежность предмету определенного признака: (формула: «Все (некоторые, данное) S есть P »: «Все люди являются живыми существами»; «Некоторые из стран мира расположены в Европе»; «Париж является столицей Франции»);

- отрицательное - это суждение, в котором констатируется отсутствие у предмета определенного признака, отсутствие связи между предметами либо несуществование предмета мысли: (формула: «Все (некоторые, данное) S не есть P »: «Ни один лев не является травоядным животным»; «Некоторые из людей не являются частными предпринимателями»; «Ханин И. О. не работает в театре»).

Простые суждения все являются либо утвердительными («Дифференциальная рента есть избыток прибыли сверх средней прибыли»), либо отрицательными («Цена производства товара не меньше издержек его производства»), независимо от их видов по другим основаниям.

Количество суждения определяется количеством понятия, отражающего предмет мысли. В суждении количество выражено квантором (от лат. quantum - сколько). Квантор - это дополнительный элемент суждения, выражающий количественную характеристику предмета мысли.

Существует два вида кванторов: общности и существования.

Квантор общности указывает, что в объеме субъекта мыслятся все элементы данного класса (обозначается символом - , и выражается словами: «все», «любой», «всякий», «каждый», «без исключения», «ни один» и т.п.): «В любой рыночной экономике действует закон стоимости».

Квантор существования указывает, что в объеме субъекта мыслится лишь часть элементов данного класса (обозначается символом - , и выражается словами: «часть», «большинство», «меньшинство», «не все», «не каждый», «некоторые», «отдельные» и т.п.): «Не все граждане обладают избирательными правами».

Простые суждения по количеству делят на такие виды суждений по количеству: общие, частные и единичные.

Виды простых суждений по количеству:

- общее - это суждение, в котором за каждым мыслимым в субъекте элементом множества утверждается или отрицается определенный признак: (формула: «Все S есть (не есть) P »): «Все самолеты предназначены для полетов в воздухе»; «Ни один человек не живет на Марсе»;

- частное - это суждение, которое содержит знание о наличии или отсутствии определенного признака у части предметов, которые мыслятся в субъекте: (формула: «Некоторые S есть (не есть) P »): «Некоторые военные являются курсантами»; «Некоторые рабочие не работают на госпредприятии»;

- единичное - это суждение, субъектом которого является единичное понятие, которое обозначает один предмет мысли: (формула: «Данное S есть (не есть) P »): «Планета Марс находится в Солнечной системе»; «Киев не является столицей Франции».

Простые суждения по качественно-количественным основаниям подразделяют на такие виды суждений по качественно-количественным основаниям: общеутвердительные (А ), частноутвердительные (І ), общеотрицательные (Е ), частноотрицательные (О ).

суждения

Обо значе ние

Формула

Как

читается

Распределенность

терминов

Диаграмма

отношений S и Р

Определения типов суждения

Общее по кол-ву и утвер-

дительное

по кач-ву

Частноутверди-

Некото-рые

Частное по кол-ву и утвер-

дительное

по кач-ву

Обще-отрица-

S не есть P

Общее по кол-ву и отрица-тельное

по кач-ву

Некото-рые

S не есть P

Частное по кол-ву и отрица-тельное

по кач-ву

А - образовано по 1-й букве лат. слова affirmo - утверждаю: «Каждый человек имеет право на счастье» ( S есть P ); «Все принимающие участие в этих выборах кандидаты существуют» ( S есть ).

I - образовано по 2-й гласной лат. слова affirmo - утверждаю: «В библиотеке случаются интересные книги» ( S есть P ); «Некоторые мертвые языки по-прежнему используются» ( S есть ).

Е - образовано по 2-й букве лат. слова nego - отрицаю: «Никто не может быть наказан за правду» ( S не есть P); «Неверно, что все позвоночные - животные» ¬( S есть P )); «Ни одно идеальное государство не существует» ( S не есть ); «Неверно, что существуют беспричинные явления» ¬( S есть ).

O - образовано по 2-й гласной лат. слова nego - отрицаю: «Некоторые студенты не являются спортсменами» ( S не есть P ); «Неверно, что некоторые электроны являются положительно заряженными» ¬( S есть P ); «Некоторые языки более не существуют» ( S не есть ); «Неверно, что некоторые абсолютно черные тела существуют» ¬( S есть ).

Выделяют также единичноутвердительные и единичноотрицательные суждения.

Единичноутвердительные (обозначения нет) - это суждения единичные по количеству и утвердительные по качеству. («А. В. Суворов - генералиссимус» - атрибутивное, «Численность населения Киева больше Донецка» - релятивное, «Сбербанк Украины существует» - экзистенциальное).

Единичноотрицательные (обозначения нет) - это суждения единичные по количеству и отрицательные по качеству. («Алхимия не является наукой» - атрибутивное, «Объем выборки данного КСИ не больше объема генеральной совокупности» - релятивное, «Корпорация «Пронто» не существует» - экзистенциальное).

Любое суждение имеет и качественную, и количественную характеристику, т.е. является либо утвердительным, либо отрицательным по содержанию и либо общим, либо частным, либо единичным по объему.

Важным аспектом для последующего рассмотрения суждения как формы мышления есть вопрос о распределенности терминов суждений. Терминами суждения являются субъект и предикат. Вопрос о том, какая информация в суждении имеется, а какая отсутствует (но может домысливаться) решается с помощью следующих понятий:

- распределенный термин (знак «+» ) - это термин, который мыслится в полном объеме, т.е. объем которого полностью включается в объем другого термина («Все параллелограммы - четырехугольники») или полностью из него исключается («Ни один химический элемент не есть сложное вещество»);

- нераспределенный термин (знак «-» ) - термин, объем которого только частично включается в объем другого («Только некоторые религии мировые») или лишь частично исключается из него («Только некоторые религиозные организации не зарегистрировали свой устав в органах государственной власти»).

Распределенность терминов в суждениях типа А, I, Е, О:

- в общеутвердительных суждениях типа А («Все S есть P» ) субъект всегда распределен, а предикат в большинстве случаев - нераспределен. 1) «Все (квантор общности) православные (S ) - христиане (Р )». Здесь S , т.к. речь идет о всех предметах, составляющих данный класс (объем понятия-субъекта), а именно о всех православных, т.е. S является видовым понятием и всем объемом полностью включен в объем Р , а Р , т.к. речь идет лишь о той части объема Р , которая совпадает с объемом S , т.е. Р является родом, и часть элементов его объема не тождественна элементам, мыслимым в объеме S : не все христиане - православные. Потому, как правило, Р в суждениях А . Отсюда, если объем Р больше (шире ) объема S , то Р. 2) Однако, как исключение, Р в суждениях А , если S и Р связаны отношением тождества, т.е. если в Р мыслятся те и только те предметы, которые мыслятся в объеме S . «Все (квантор общности) квадраты (S ) - равносторонние прямоугольники (Р )». Здесь S и Р , т.к. их объемы полностью совпадают; различаются они только содержанием. Если S равен по объему Р, то Р , что бывает в определениях и в выделяющих суждениях;

- в частноутвердительных суждениях типа I («Некоторые S есть P» ) распределенность и субъекта, и предиката нельзя определить сугубо логическими средствами, т.е. по структуре. 1) «Некоторые (квантор существования) инженеры (S ) - электрики (Р )». Здесь S , т.к. в нем мыслится только часть инженеров, т.е. объем S Р . Но и Р , т.к. он также лишь частично включен в объем S : только некоторые электрики являются инженерами. Это значит, что S и Р связаны отношением пересечения: не все инженеры - электрики и не все электрики - инженеры. Отсюда, если понятия S и Р перекрещиваются, то Р. 2) Однако, как исключение, Р в суждениях I , если S и Р связаны отношением субординации, т.е. если в Р мыслятся те и только те предметы, которые полностью включаются в объем S как подчиняющего понятия. «Некоторые (квантор существования) писатели (S ) - драматурги (Р )». Здесь S , т.к. в нем мыслится только часть писателей, т.е. объем S лишь частично включается в объем Р , а Р , т.к. объем Р уже объема S и полностью входит в него, т.е. в объем S . Р , если объем Р меньше объема S , что бывает в частных выделяющих суждениях;

- в общеотрицательных суждениях типа Е («Ни одно S не есть P» ) и субъект, и предикат всегда распределены. «Ни один (квантор общности) депутат ВР Украины (S ) не может состоять на государственной службе (Р )». Здесь и S , и Р , т.к. объем S полностью исключается из объема Р, и наоборот. Необходимо дополнить, что всегда в суждениях Е (как и в суждениях А ) S , т.к. в нем мыслятся все предметы данного класса, а Р всегда, т.к. его объем полностью исключается из объема S . Ни один предмет, обладающий признаками, отраженными в Р S .

- в частноотрицательных суждениях типа О субъект является нераспределенным (за исключением некоторых случаев ), а предикат всегда распределен, поскольку мыслится в полном объеме, т.е. его объем полностью исключается из объема субъекта, или (как и в суждениях Е ) в суждениях О ни один предмет, обладающий признаками, отраженными в Р , как установлено связкой, не входит в объем S . «Некоторые (квантор существования) студенты (S ) не являются спортсменами (Р )». Здесь S , т.к. мыслится лишь часть студентов, а Р , ибо в нем мыслятся все спортсмены и ни один из них не включен в ту часть студентов, которая мыслится в S .

Таким образом, S распределен в общих суждениях и нераспределен в частных; Р всегда распределен в отрицательных суждениях, в утвердительных же он распределен тогда, когда по объему Р≤ S .

Выделяющие и исключающие суждения как специальные виды суждений используются в логике для того, чтобы избежать неоднозначности предиката по признаку распределенности. Выделяющими и исключающими могут быть как утвердительные, так и отрицательные суждения.

Выделяющими являются суждения, в которых признак, мыслимый в предикате, характеризует только данный, но никакой другой предмет (предметы ) мысли. В выделяющих атрибутивных категорических суждениях используется логический оператор «только». Данный оператор может быть опущен, но подразумеваться содержанием суждения.

Примеры:

− единичноутвердительное суждение: «Только студент данной группы Сытин С.П. - отличник», или оно же: «Студент данной группы Сытин С.П., и только он, является отличником»;

− единичноотрицательное суждение: «Только студент данной группы Немов Е.М. не является успевающим», или оно же: «Студент данной группы Немов Е.М., и только он, не является успевающим»;

− частноутвердительное суждение: «Только некоторые студенты данной группы являются троечниками», или «Некоторые, и только некоторые, студенты данной группы являются троечниками»;

− частноотрицательное суждение: «Только некоторые студенты данной группы не выполняют учебную программу вуза», или «Некоторые, и только некоторые, студенты данной группы не выполняют учебную программу вуза».

В частных выделяющих суждениях установлены и объем субъекта, и объем предиката, в отличие от определенных частных суждений , в которых точно установлен только объем субъекта.

Пример: «Лишь некоторые, а не все студенты - отличники» - определенное частное. В нем не установлен объем предиката, ведь отличниками являются не только студенты. В частноотрицательном суждении «Некоторые государства, и только, являются тоталитарными» точно установлено и отношение субъекта - «государство» - к предикату, и отношение предиката - «тоталитарное государство» - к субъекту. Действительно, тоталитарными могут быть или не быть лишь государства: весь объем предиката включен в объем субъекта.

Исключающими являются суждения, в которых признак, мыслимый в предикате, характеризует все предметы, кроме определенной их части. В исключающих атрибутивных категорических суждениях используется логический оператор «за исключением», «кроме», «помимо». Он может быть пропущен, но подразумеваться содержанием суждения. Здесь (в отличие от выделяющих) единичные и общие суждения исключающими быть не могут. Исключающими могут быть только частные суждения. Действительно, с одной стороны, в субъекте мыслится множество элементов, а с другой - наличие подмножества элементов объема, которые признак, отражающийся в предикате, не характеризует (в утвердительном суждении этот признак не принадлежит, а в отрицательном - принадлежит предмету мысли). Потому исключающее суждение не может быть общим.

Примеры: «Вузы данного города, за исключением семи, не являются государственными», «Обязательными для государства являются все международные договоры, кроме нератифицированных».

Отношения между видами простых суждений

Между суждениями различных видов устанавливаются логические отношения. бывают сравнимые и несравнимые. Сравнимые простые суждения, имеющие в своем составе общий термин S или P , но которые разные по качеству и по количеству, иногда называют суждениями одной материи: «Некоторые люди являются студентами» и «Некоторые люди не являются студентами».

Сравнимые простые суждения - это суждения с общими терминами, различающиеся по количеству или качеству: «Все зрители аплодировали» и «Некоторые зрители аплодировали». Эти суждения имеют одинаковые S («зрители») и Р («аплодирующие зрители»), но лишь различные кванторы: первое суждение: «» - «все», второе суждение: «» - «некоторые».

Несравнимые простые суждения - это суждения, различающиеся хотя бы одним термином: «Дефицит бюджета существует» и «Профицит бюджета существует». Здесь различные S .

Сравнимые простые суждения бывают совместимыми и несовместимыми:

- совместимые - это суждения, которые выражают мысль полностью или частично: «Т.Г.Шевченко жил в 19 в.» и «Автор поэмы «Сон» жил в 19 в.».

Отношения совместимости: отношения тождества, подчинения (субординации ) и подпротивоположности, или частичной совместимости (субконтрарности );

- несовместимые - это суждения, которые выражают противоречащие («Все люди имеют высшее образование» и «Некоторые люди не имеют высшего образования») и противоположные («Все люди имеют высшее образование» и «Ни один человек не имеет высшего образования») мысли.

Отношения несовместимости: противоположности (контрарности ) и противоречия (контрадикторности ).

Отношения между простыми суждениями удобно рассматривать с помощью мнемонической фигуры (мнемоника: от греч. μνημονικόν - искусство запоминания), которая имеет название логического квадрата.

Логический квадрат - это искусственная схема, которая, апеллируя к воображению человека, облегчает ему запоминание характера отношений между суждениями типа А, I , Е, О, в которых речь идет об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении :

Вершины символизируют простые категорические суждения: А, I , Е, О, стороны и диагонали - логические отношения между суждениями:

- верхняя сторона символизирует отношение (А - Е ) противоположности (контрарности ):

А «Все люди трудятся добросовестно» и

Е «Ни один человек не трудится добросовестно»

(отношения несовместимости ).

Отношение противоположности - нестрогое по истинностной характеристике суждений.

Отношение противоположности простых суждений определяется так:

Противоположность (контрарность ) - это отношение между двумя простыми общими суждениями, различающимися по качеству.

Отношение (А - Е ) противоположности (контрарности ) - это отношение между суждениями, которые не могут быть одновременно истинными, но бывают одновременно неистинными.

Отсюда: 1) если одно из них истинное, то второе - неистинное; 2) если одно из них неистинное, то это не значит, что и второе неистинное, ибо оно может быть либо неистинным, либо истинным.

Символично это можно записать следующим образом (« - истинность (от англ. truth - истина), « - неистинность (от англ. false - ошибочный), «→» - знак импликации, который отвечает союзу «если, то» , « Ú » - знак нестрогой (слабой) дизъюнкции, отвечающего союзу «или» ):

А (t )E (f ), E (t )A (f ), A (f )E (t ) ÚE (f ), E (f )A (t ) ÚA (f );

- нижняя сторона - отношение (I - О ) подпротивоположности, или частичной совместимости (субконтрарности ):

I «Некоторые свидетели дают истинные показания» и

О «Некоторые свидетели не дают истинных показаний»

(отношения совместимости ).

Отношение подпротивоположности простых суждений определяется так:

Подпротивоположность (субконтрарность ) - это отношение между двумя простыми частными суждениями, различающимися по качеству.

Отношение (I - О ) частичной совместимости (субконтрарности ) - это отношение между суждениями, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно неистинными.

Это отношение характеризуется особой неопределенностью. Здесь не существует прямой взаимозависимости между суждениями. Об отношении этих суждений иногда можно сделать выводы, исходя из знания отношения противоречащих и противоположных суждений, или противоречащих суждений и тех, которые находятся в отношении подчинения. Если суждение I неистинное, то суждение О истинное. Так же, если суждение О неистинное, то суждение I истинное. Однако, если суждение I истинное, из этого не вытекает ни неистинность, ни истинность суждения О . Это касается и истинности суждения О :

I (f )O (t ), O (f )I (t ), I (t )O (t ) ÚO (f ), O (t )I (t ) ÚI (f );

- две вертикальных стороны - отношение (А - I , Е - О ) подчинения (субординации ):

А «Все студенты этой группы - спортсмены» (подчиняющее ) и

I «Некоторые студенты этой группы - спортсмены» (подчиненное ),

Е «Ни один человек не является долгожителем» (подчиняющее ) и

О «Некоторые люди не являются долгожителями» (подчиненное )

(отношения совместимости ).

Отношение подчинения простых суждений определяется так:

Подчинение (субординация ) - это отношение между двумя простыми суждениями, одинаковыми по качеству и различающимися по количеству.

Подчинение (субординация) всегда устанавливается между общими и частными простыми суждениями. Субординативные суждения могут быть как утвердительными, так и отрицательными, но качество их должно быть одинаковым. Либо они оба должны быть положительными, либо - отрицательными. Общее суждение является подчиняющим, частное суждение - подчиненным.

Подчиняющее - это общее суждение в числе двух суждений, связанных отношением субординации.

Подчиненное - это частное суждение в числе двух суждений, связанных отношением субординации.

Отношение (А - I , Е - О ) подчинения (субординации ) - это отношение между суждениями, истинность одного из которых необходимо влечет за собой истинность другого.

Здесь суждения А и Е будут подчиняющими, а суждения I и О - подчиненными: суждение I - подчиненным суждению А , а суждение О - подчиненным суждению Е .

Если суждение А истинное, то и суждение I истинное. Это касается и отношения суждений Е и О . Однако, если суждение А неистинное, из этого не вытекает неистинность суждения І . Это также касается и отношения суждений Е и О . Знание о суждении I не дает знания об истинности или неистинности суждения А . Это касается и суждения О относительно суждения Е :

А (t )I (t ), E (t )O (t ), I (f )A (f ), O (f )E (f ), A (f )I (t ) ÚI (f ), E (f )O (f ) ÚO (t ),

I (t )→A (f ) ÚA (t ), O (t )→E (f ) ÚE (t );

- диагонали - отношение (А - О, Е - I ) противоречия (контрадикторности ):

А «Все люди обладают даром слова» и

О «Некоторые люди не обладают даром слова»,

Е «Ни один летчик не является космонавтом» и

I «Некоторые летчики - космонавты»

(отношения несовместимости ).

Отношение противоречия простых суждений определяется так:

Противоречие (контрадикторность ) - это отношение между двумя простыми суждениями, различающимися по качеству и по количеству.

Отношение противоречия - самое строгое по истинностной характеристике суждений.

Отношение (А - О, Е - I ) противоречия (контрадикторности ) - это отношение между суждениями, истинностные характеристики которых не могут совпадать.

Эти суждения не могут быть одновременно истинными и одновременно неистинными. Знание об истинности одного из них свидетельствует о неистинности второго, а неистинность одного свидетельствует об истинности другого.

A (t )→O (f ), O (t )→A (f ), E (t )→I (f ), I (t )→E (f).

Знать отношения между перечисленными суждениями - значит быть способным определить логическое значение (истинность или неистинность) одного суждения относительно других.

Зависимость истинного значения суждений А, I , Е, О , в которых речь идет об одном и том же, можно передать схемой (где 1 - истинное, 0 - неистинное):

Отношение тождества логическим квадратом не иллюстрируется.

Тождество - это отношение между суждениями, являющимися либо не являющимися истинными.

Тождественными являются суждения, между которыми наблюдаются лишь нелогические различия: лексико-грамматическая или языковая форма выражения. Тождественными будут одинаковые суждения, в которых для выражения S и/или Р используются понятия-синонимы, суждения, различающиеся грамматической формой квантора («все», «ни один», «всякий», «любой», «без исключения» и т.п.) или лексической формой выражения отношения («детерминируется», «обусловливается», «порождается», «вызывается» и т.д.).

В тождественных простых суждениях должны быть одинаковыми термины: субъекты и предикаты (в атрибутивных категорических суждениях), члены отношения (в релятивных суждениях), субъекты (в экзистенциальных категорических суждениях), связки (в категорических атрибутивных и экзистенциальных суждениях) или отношения (в релятивных суждениях), количественные характеристики терминов (кванторы).

Истинностные характеристики суждений логического квадрата

Противо-

положность

Подпротиво-

положность

Подчинение

Противоречие

Тождество

Зависимости неопределенных по истинностной характеристике суждений можно выразить формулами противоположных: ¬А→(Е¬Е), ¬Е→(А¬А); подпротивоположных: I→(О¬О), О→(I¬I); субординативных: ¬А→(I¬I), ¬Е→(О¬О), I→(А¬А). О→(Е¬Е).

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • – определение понятия "суждение",
  • – структуру и виды суждений;

уметь

  • – графически изображать структуру простых и сложных суждений,
  • – применять логический квадрат в мыслительной и практической деятельности;

владеть

навыками табличного построения таблиц истинности.

Общая характеристика суждения

Суждение, как форма мышления, наряду с понятием играет основополагающую роль в процессе познания человеком окружающего мира.

Всякое знание существует в значительной мере, прежде всего в форме суждения. От того, насколько мы обладаем навыками правильно формулировать свои суждения о явлениях и предметах окружающего мира, в определенной мере зависит четкость и ясность нашей речи, а также умение адекватно воспринимать и прочитывать информацию, поступающую в процессе межличностного взаимодействия.

В формальной логике под суждением понимают форму мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, а также отношения между предметами или факт существования предмета.

Суждение есть мысль, в которой при ее высказывании нечто утверждается или отрицается и которая объективно является либо истинной, либо ложной и при этом непременно верно одно из двух.

В процессе познание суждения выполняет следующие функции:

  • 1) образование понятий (суждение – развернутая форма понятия);
  • 2) установление связей и отношений между понятиями;
  • 3) фиксация, хранение и передача познавательного опыта.

Формальная логика изучает не все стороны суждения. Она занимается рассмотрением структуры готовых суждений.

Языковой формой суждения является повествовательное предложение, которое может быть истинным либо ложным.

Истинным называется суждение, соответствующее действительности.

Ложным является суждение, которая искаженно отражает действительность.

Например: "Железо тяжелее воды" – истинное суждение; "Железо – цветной металл" – ложное, так как железо не относится к группе цветных металлов.

Суждение и предложение различаются но составу. Если суждение состоит из двух терминов: субъекта – (S), предиката – (Р) и связки, то в распространенном предложении кроме главных членов – подлежащего и сказуемого – имеются второстепенные члены предложения: определение, дополнение и обстоятельство. Основной логической характеристикой суждения служат значения: истина и ложь.

Если предложение – это выражение естественного языка, группа слов, выражающая мысль, а суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается, то высказывание – это суждение, выраженное в естественном языке.

По аналогии с естественным языком, где все предложения делятся на простые и сложные, суждения также делятся на простые и сложные.

Простые суждения и их виды

Простым называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть и которая, в свою очередь, является самостоятельным суждением. Среди простых суждений выделяются:

  • 1) атрибутивные (категорические) суждения;
  • 2) суждения об отношениях (реляционные);
  • 3) суждения существования (экзистенциальные).

Атрибутивные (категорические) суждения, их виды

Суждения, отражающие связи предметов и их признаков, называются атрибутивными и изучаются в силлогистике.

Атрибутивные суждения называют также категорическими (греч. kategorikos – ясный, безусловный, не допускающий иных толкований).

Всякое атрибутивное, или категорическое, суждение имеет субъект, предикат и связку.

Субъект суждения – это понятие о предмете суждения.

Предикат суждения – это понятие о признаке предмета в рассматриваемом суждении.

Связка – это элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака.

Связка выражается словами "есть", "является", "суть". В этом случае она называется утвердительной. Если связка выражена словами "не есть", "не является", "не суть", то она называется отрицательной. В русском языке утвердительная связка часто опускается, а от отрицательной связки остается лишь частица "не".

Например, если восстановить пропущенную в следующих суждениях связку:

"Русские дворяне преданно служили своему императору.

Русские дворяне не уклонялись от дуэлей",

то получим суждения:

"Русские дворяне есть те, кто преданно служили своему императору.

Русские дворяне не есть те, кто уклонялись от дуэлей".

Субъект и предикат называются терминами суждения.

Пример . В суждении "Московский университет – ведущий государственный вуз России" понятие "Московский университет" – субъект суждения (S ). Понятие "ведущий государственный вуз России" – предикат суждения (Р), "есть" – связка, в данном примере она заменена на тире "–".

Кроме субъекта, предиката и связки в каждом суждении присутствует (или подразумевается) еще один элемент – квантор.

Квантор (лат. quantum – сколько) – элемент суждения, стоящий перед субъектом и показывающий, о какой части субъекта идет речь.

Кванторы бывают трех видов: общности; существования; единичные.

  • 1. Квантор общности. Выражается с помощью слов "каждый", "любой", "всякий", "ни один" и т.п.
  • 2. Квантор существования. Это слова "большинство", "меньшинство", "значительная часть", "малая часть", "многие", "иногда" и т.п.
  • 3. Квантор единичности выражается с помощью слов "вот этот", "этот", "это", "тот". Квантор единичности означает, что речь идет о субъекте, объем которого состоит из одного предмета. В символической логике (в логике предикатов) вместо кванторных слов используются знаки:

" – квантор общности (первая перевернутая буква немецкого слова "alie" – "все");

$ – квантор существования (первая перевернутая буква немецкого слова "existiren" – "существовать").

Атрибутивные суждения выражаются формулой "S есть (не есть) Р".

Атрибутивные суждения делятся на виды по количеству и качеству.

Количество – логическая характеристика суждения, раскрывающая, в каком объеме взят субъект суждения (полностью или частично), выражается кванторами.

Качество – логическая характеристика суждения, выражающая наличие утверждения или отрицания в связке.

По количественной характеристике все суждения делятся на единичные, частные и общие.

Единичное суждение имеет следующую логическую схему: "Это S есть (не есть) Р".

Частное суждение имеет логическую схему: "Некоторые S есть (не есть) Р".

Общее суждение: "Все S есть (не есть) Р".

По качественной характеристике все суждения делятся на утвердительные и отрицательные.

Утвердительное суждение: "S есть Р".

Отрицательное суждение: "S не есть Р".

Найти количество суждения – означает выяснить, утверждается ли (или отрицается) предикат относительно всего объема или только относительно части объема субъекта.

Признаком, указывающим на то, что суждение является общим, может служить слово "каждый", "всякий", "любой", "ни один" и т.п., стоящее (или подразумеваемое) перед субъектом. Слова "некоторые", "часть", "большинство", "обычно", "порой", "иногда" и т.п. показывают, что данное суждение частное. Слова "вообще", "как правило" также являются обычно признаком того, что данное суждение частное.

Например, предложение: "Спортсмены – вообще физически хорошо подготовленные люди" означает, что в большинстве своем спортсмены физически хорошо развиты.

Часто бывает, что ни одного из перечисленных "опознавательных" слов в предложении нет. Это, однако, не значит, что нельзя определить количество суждения. Для этого нужно попытаться подставить к слову, обозначающему субъект, слово "каждый" или "ни один"; если при этом смысл суждения сохранится, то оно общее; если же смысл суждения нарушится, то оно частное.

Пример . "Книга – могучее орудие воспитания молодежи". Проверяем: "Всякая книга – могучее орудие воспитания молодежи". Здесь смысл искажен, значит, это суждение не общее, а частное.

Сказанное выше относится к суждениям, у которых субъект – понятие общее. Если же субъект – понятие единичное, то и суждение будет единичным, которое рассматривается как частный случай общего суждения.

В логике принято следующее сокращенное обозначение категорических суждений по их объединенной классификации. Утвердительные суждения обозначаются первыми двумя гласными буквами (А, I) латинского слова affirmo – "утверждаю", отрицательные – двумя гласными (Е, О) буквами латинского слова nego – "отрицаю".

Для определения качества суждения необходимо найти или восстановить связку суждения, отражающую характер взаимосвязи субъекта и предиката. Если связка выражена глаголом без частицы "не", то суждение является утвердительным, в противном случае оно отрицательное.

Следовательно, чтобы определить количество и качество суждений, необходимо следующее.

  • 1. Найти субъект и предикат.
  • 2. Найти или восстановить связку суждения.
  • 3. Установить количество путем прибавления к предложению слов "каждый" (если суждение утвердительное) или "ни один" (если оно отрицательное).
  • 4. Привести его к одной из следующих логических форм:
    • а) "Всякое S есть Р" – (А) – общеутвердительное суждение;
    • б) "Ни одно S не есть Р" – (Е) – общеотрицательное суждение;
    • в) "Некоторые S есть Р" (I) – частноутвердительное суждение;
    • г) "Некоторые S не есть Р" (О) – частноотрицательное суждение, где S – субъект суждения, Р – предикат суждения.

Анализ естественного языка показывает, что суждения, как и понятия, не совпадают со своим языковым выражением и требуют поэтому специального анализа для своей формулировки. Чтобы сформулировать понятие, его необходимо сконструировать. Чтобы сформулировать суждение, его надо привести к нормальной форме, т.е. указать в явном виде все его основные характеристики.

Привести суждение к нормальной форме означает следующее.

  • 1. Установить, какое понятие является субъектом суждения.
  • 2. Установить, какое понятие является предикатом суждения.
  • 3. Определить универсум суждения – класс вещей, разновидностями которого являются субъект и предикат.
  • 4. Заменить глагол, управляемый субъектом суждения, там, где это необходимо, сочетанием слов, начинающихся со слов "есть" или "не есть".
  • 5. Определить знак количества суждений, т.е. установить, с каких из слов – "все", "ни один", "некоторые" – должно начинаться суждение.
  • 6. Расположить полученные сведения в порядке, в котором формулируются все простые суждения: знак количества – субъект – связка – предикат.

«Суждение» в логике 1. Суждение как форма мышления

Познание действительности начинается с установления сходства и различия между предметами. Понятие при этом не всегда может точно передать наши мысли. О тех или иных свойствах, качествах предметов и явлений мы высказываемся при помощи более сложной структуры, обладающей устойчивым характером и внутренней закономерной связью. Эта структурасуждение.

Суждение - это такая форма мышления, в которой, сочетая понятия, что-либо утверждается или отрицается о связи между предметом и его признаком, об отношении между предметами или о существовании предметов. Например: «Шекспир - автор трагедии «Гамлет», «Некоторые свежие булочки вкусные» (Л.Керролл), «Нет правил без

Основой суждения выступает понятие. Между суждением и понятием существуют определенные различия:

возникает на основе

логических операций

выявлению существенных признаков предметов,

а суждение

образуется на

основе установления связи между понятиями.

Понятие, как уже было

сказано, выражает предмет только в существенных признаках, суждение же отражает любые

признаки предмета.

Понятием

выражается предметный характер нашего мышления,

а в суждении - активное отношение мысли к окружающему миру.

Суждение отличается от понятия и формой выражения в языке. Суждение выражается предложением.

Истинность суждения, как и понятия, определяется его соответствием объективной действительности. Истинные суждения утверждают реально существующие или отсутствующие свойства и отношения между предметами. Если же в суждении утверждается отношение, которое в действительности не имеет места, или отрицается существующая в действительности связь, то такое суждение ложное.

Предложение представляет собой грамматическую форму суждения. Однако это вовсе не означает полного совпадения между суждением и предложением. Между ними

Суждение и предложение различаются по своему составу. Суждение состоит из двух терминов суждения:субъекта (S), предиката (Р) и связки .Субъект суждения - это понятие о предмете мысли, т.е. то, о чем говориться в данном суждении.

Предикат суждения - то, что говориться о субъекте суждения.

Связка - это элемент суждения, который соединяет оба термина, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака. Обозначается тире «-» или словами: есть, суть, не является и т.п.

Состав суждения можно выразить формулой: «S есть P» или «S не есть Р»

Предложение, в отличие от суждения, имеет другую структуру. Кроме главных членов (подлежащего и сказуемого) в нем могут присутствовать и второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Логическая структура суждения, в отличие от предложения, одинакова независимо от его выражения в том или ином языке.

2. Простые суждения, их виды и состав

Все суждения делятся на простые и сложные. Простым называется суждение, которое выражает связь двух понятий. Например: некоторая валюта не является долларом; некоторые монархи - завоеватели.Сложным называется суждение, которое состоит из нескольких простых. Например: он отлично владеет приемами самбо и каратэ, а кроме этого он превосходно играет на гитаре и неплохо поет.

В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждении (принадлежность признака предмету, отношения между предметами или факт существования предмета), они делятся на: . Атрибутивные суждения. Суждения с отношениями. Суждения существования.

Атрибутивное суждение - это суждение о признаке предмета. В нем либо утверждается, либо отрицается связь между предметом и его признаком. Например: Все короли - люди богатые; преступник - опасный человек. Схема такого суждения: S есть Р или S не есть Р.

Суждение с отношениями - это суждение, отражающее отношение между предметами. Это могут быть отношения равенства, неравенства, родства, пространственные, временные, причинно-следственные отношения. Например: А=В; С>D; этот угол меньше 90о; Анэль - кузина Доры; Алма-Ата южнее Москвы. Схема такого суждения А R B, где А и В - имена предметов, аRотношение между ними.

В суждении существования отражается сам факт существования или несуществования предмета суждения. Например: нет людей без недостатков; материя существует; нет беспричинных явлений; нет ничего сказанного, чего не было бы сделано раньше. Предикаты этих суждений - понятия о существовании или несуществовании. Связка, как правило, в языке не выражается.

В логике все три вида указанных суждений представляют собой категорические суждения.

3. Деление суждений по количеству и качеству

Деление по количеству

В зависимости от того, обо всем классе предметов, о части этого класса или об одном предмете идет речь в субъекте, суждение делятся на общие, частные и единичные.

Вединичных суждениях что-либо утверждается или отрицается об одном предмете класса. Например: это умозаключение - правильное; это музыкальное

произведение - ноктюрн Фридерика Шопена. Формула такого суждения: Это S есть (не есть) P.

Вчастных суждениях что-либо утверждается или отрицается о части предметов класса. Такие суждения выражаются, как правило, предложениями, имеющими в своем составе слова: некоторые, многие, немногие, большинство и т.п. Например: большинство цветов имеют приятный запах; некоторые писатели являются классиками; многие люди хотят побывать в Европе. Формула такого суждения: некоторые S есть P.

Часть предметов может быть определенной или неопределенной. В зависимости от этого различают Неопределенные частные суждения и определенные частные суждения. В неопределенных частных суждениях слово «некоторые» обозначает «некоторые, а может быть и все». Например: некоторые банкноты в этом кейсе являются франками; некоторые дети посещают детский сад. Вопределенных частных суждениях слово «некоторые» обозначает «только некоторые, но не все». Например: только некоторые проблемы языкознания носят философский характер; только некоторые звуки являются музыкой.

Утвердительные суждения выражают принадлежность предмету некоторого признака. Например: все права авторов защищены; все бриллианты драгоценны, некоторые дети капризны.

Отрицательные суждения выражают отсутствие у предмета некоторого признака. Например: ни одна демократия не является тоталитарной; ни одна стрекоза не является птицей; некоторые писатели не являются драматургами.

Особое место в классификации суждений занимают выделяющие и исключающие суждения:

Суждения, отражающие факт принадлежности (непринадлежности) признака только данному предмету, называютсявыделяющими . Например: только Сергей

непринадлежность) признака всем предметам, за исключением некоторой части, называются исключающими . Например: все письма, за исключением последнего, были с хорошими новостями; все стулья, за исключением последнего справа, были из красного дерева.

Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по количеству и качеству. В ней представлены четыре вида суждений: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные.

Общеутвердительное суждение (суждение группы А) – общее по объему субъекта и утвердительное по качеству связки. Формула таких суждений: все S суть Р. Например: каждый талантливый человек способен создать выдающееся произведение; все книги – творение человека;

все аксиомы самоочевидны. Общеотрицательные суждения (суждения группы Е) – общие по объему субъекта и отрицательные по качеству связки. Формула для таких суждений: ни один S не есть Р. Например: ни один слабый духом не способен совершить подвиг;

ни один из римских рабов не имел гражданских прав;

ни одна планета не является астероидом. Частноутвердительные суждения (суждения группы I) – частные по объему субъекта, утвердительные по качеству связки. Формула таких суждений: некоторые S суть Р. Например: некоторые свечи сделаны из воска;

часть народов мира принадлежит к негроидной расе; некоторые вещества хрупки. Частноотрицательные суждения (суждения группы О) – частные по объему субъекта и отрицательные по качеству связки. Формула

таких суждений: некоторые S не суть Р. Например: некоторые растения не употребляются в пищу; некоторые христиане не являются православными; некоторые соли не растворяются в воде.

На основе данной классификации формулируются правила распределенности терминов в суждениях.

Распределенным называется термин, если он мыслится в данном суждении в полном объеме (относится ко всему классу предметов или полностью исключается из него).

Нераспределенным считается термин, если он мыслится только в части своего объема (речь идет о части класса предметов).

В общеутвердительных суждениях

распределен,

предикат

не распределен.

Например:

– учебники; все вокалисты – исполнители.

Распределенными оба термина будут в случае их равнозначности, например, «Богатство языка – богатство мыслей» (Н.М.Карамзин).

В общеотрицательных суждениях оба термина всегда распределены, они полностью исключают друг друга, являясь несовместимыми понятиями.

Например: ни один треугольник не является кругом; ни одно

поражение

не является победой;

является

реальностью. В частноутвердительных суждениях оба термина выражены перекрещивающимися понятиями. Их объемы частично совпадают. Оба термина не распределены.

Например: некоторые рабочие – новаторы. В некоторых частноутвердительных суждениях объем субъекта шире объема предиката; например: некоторые писатели – герои России. Объем предиката здесь входит в объем субъекта, но объем субъекта только частично совпадает с объемом предиката.

В частноотрицательных суждениях объемные отношения субъекта и предиката напоминают аналогичные схемы в частноутвердительных суждениях с той лишь разницей, что в частноотрицательных суждениях речь идет о несовпадающей части объема субъекта с объемом предиката. Субъект не распределен, а предикат всегда распределен. Например: некоторые водные животные не являются рыбами; некоторые решения суда не являются англоговорящими.

4. Сложные суждения и его виды

Сложные суждения образуются из простых при помощи логических связок. В соответствии с функциями логических связок сложные суждения делятся на следующие виды:

Соединительные суждения (конъюнктивные) - это такие суждения, которые включают в свой состав в качестве частей другие суждения, объединяемые связками «и», «а», «но», «как», «так и», «так же» и др. Например: он работает менеджером и учится в институте; он сдал все экзамены, но еще не защитил диплом.

Разделительные суждения (дизъюнктивные) - это такие суждения, которые включают в качестве составных частей суждения, объединяемые связкой «или». Различаютслабую дизъюнкцию, когда союз «или» имеет соединительно-разделительное значение, не придает исключающего смысла входящим в сложное суждение составляющим, например, «Я подарю ей цветы или конфеты»; «Он будет цитировать Толстого или Чехова», исильную дизъюнкцию, когда союз или имеет исключающе-разделяющий0 смысл, например, «Я полечу на Юг на самолете или поеду на поезде»; «Я куплю новую квартиру или перееду жить к своей сестре».

Условные суждения (импликативные) - это такие суждения, которые образованы из двух посредством логических союзов: «если…то», «там…где», «поскольку…постольку». Например: «Если у меня будет свободное время, то я зайду в компьютерный салон»; «Поскольку партнеры не приехали в тот вечер в

гостиницу, то сделка не состоялась». Аргумент, начинающийся со слова «если» - основание, а составляющая, начинающаяся со слова «то»- следствие.

Таблицы истинности - ложности для сложных суждений конъюнктивные A

строго дизъюнктивные AvB (либо, либо)

слабо дизъюнктивные AvB

импликативные A^B (если, то)

3.5. Логические отношения между суждениями.

Основу отношений между простыми суждениями составляет их сходство по содержанию. В соответствии с этим логические отношения устанавливаются между сравнимыми суждениями.

Сравнимые суждения имеют в своем составе общий термин - субъект или предикат.

Несравнимые суждения имеют различные субъекты или предикаты. Сравнимые суждения подразделяются на совместимые и несовместимые.Совместимыми являются суждения, которые одновременно могут быть истинными. Различают три вида совместимости:

Частичная совместимость (субконтрарность) характерна для суждений, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными. Например: некоторые люди не имеют высшего образования и некоторые люди имеют высшее образование.

Отношения подчинения характерны для суждений, которые имеют общий предикат, а субъект одного суждения подчиняет субъект другого. Например: всякая потеря есть утрата потеря близкого человека есть утрата

В данном случае первое суждение будет подчиняющим, а второе -подчиненным. При истинности подчиняющего - подчиненное всегда будет истинным. Соотношение истинности и ложности подчиненных суждений определяется следующими правилами:

1. Из истинности общего суждения следует истинность частного суждения.

2. Если общее суждение ложно, частное суждение будет неопределенным.

3. Если частное суждение истинно, общее суждение будет неопределенным.

4. Ложность частного суждения обуславливает и ложность общего суждения.

Несовместимыми называются суждения, которые выражают противоположные или противоречащие мысли. Такие суждения делятся на следующие виды:

Противоположные (контрарные) суждения сходны по количественной характеристике (оба общие или оба частные), но противоположные по качеству связки. Эти суждения не могут быть одновременно истинными. Если одно из них истинно, то другое будет ложным.

Например: истинность суждения «Все предлоги - служебные части речи» сразу дает ответ, что суждение «Ни один предлог не является служебной частью речи» - ложное.

При ложности одного из противоположных суждений, другое остается неопределенным. Оно может быть как истинным, так и ложным. Например, при ложности суждения «Все мосты сделаны из бетона» противоположное ему суждение «Ни один мост не является сделанным из бетона» тоже оказывается ложным.

Противоречащие (контрадикторные) суждения взаимно исключают друг друга; они различаются и по количеству (объему), и по качеству связки. Они одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными. При истинности одного из них, другое будет ложным, а при ложности первого второе будет истинным.

Например: при ложности суждения «Все певцы поют басом», суждение «Некоторые певцы поют басом» будет истинным.

Сравнимыми среди сложных называют те суждения, которые имеют одинаковые составляющие и различаются типами логических связок. Например: все

неправдоподобные истории вызывают сомнение или смех и все неправдоподобные истории вызывают сомнение и смех Сравнивать эти суждения можно потому, что у них общие составляющие, хотя по логической форме они отличаются друг от друга.

Несравнимыми среди сложных суждений являются такие суждения, которые частично или полностью различаются составляющими. Например, нельзя сравнивать следующие два суждения: «Иванов получил сегодня «незачет» и «Чем дальше в лес, тем больше дров». Различия в составляющих не позволяют установить смысловую и истинную зависимость между этими суждениями.

Отношения между суждениями иллюстрируют с помощью схемы, получившей название логического квадрата . Вершины квадрата обозначают вид суждения по объединенной классификации A, E, O, I. Стороны и диагонали символизируют логические отношения между суждениями. Верхняя сторона – отношение А и Е – противоположность (контрарность), нижняя сторона – отношение I и О – частичная совместимость (субконтрарность), две вертикальные стороны – отношения A и I, E и О – подчинение, диагонали – отношения А и О, Е и I – противоречие (контрадикторность).

6. Понятие модальности суждений.

Модальность суждения

Операторы таких суждений:

Аксиологическая хорошо, плохо, превосходно.

О предмете можно просто сказать, что он имеет определенное свойство. Но можно сверх того уточнить, является ли связь между предметом и его свойством случайной или эта связь необходимая, доказано или не доказано, что эта связь существует или это только предположение.

Модальность суждения - это выраженная в суждении явно или неявно дополнительная информация: указывается на отношение человека к ситуации, дается характеристика его поступков и знаний. В результате таких уточнений мы получаем модальные суждения разных групп: .Алетическая модальность включает суждения необходимости и случайности, возможности и невозможности. Например: возможно завтра будет солнечный день; невозможно, чтобы человек в своей жизни никогда не ошибался.

Эпистемическая модальность включает суждения с выраженной в них информацией о характере и степени обоснованности знания. Суждения первой группы выражают знание. Например: доказуемо, что курить - вредно; недоказуемо, что женщина за рулем представляет серьезную опасность. Операторы таких суждений:доказуемо, недоказуемо, неразрешимо, опровержимо. Суждения второй группы выражают убеждения; в рамках этого типа модальности мы выражаем не знания, а наши предположения. Например: предполагается, что после полосы неприятностей наступает полоса удач; вызывает сомнения, что автор статьи доказал свои предположения.

Операторы таких суждений: предполагается, вызывает сомнение.

Деонтическая модальность (самая строгая) включает суждения с выраженным в них побуждением к конкретному поведению в форме разрешения, запрета, долженствования, обязанности. Например: граждане нашей страны имеют право на отдых; запрещено посещать библиотеку без читательского билета; в нашей стране разрешено получать паспорт с 14-ти лет, а водительские права - с 18-ти. В таких суждениях часто присутствуют операторызапрещено, разрешено, имеет право, обязан, должен. . Аксиологическая модальность. В таких суждениях часто присутствуют операторыхорошо, плохо, превосходно. Например: хорошо, что завтра выходной; превосходно, что в наш офис установили еще один компьютер; плохо, что сегодня я задержался на работе до позднего вечера.. Временн а я модальность. В таких суждениях встречаются следующие операторы: всегда, никогда, одновременно, раньше, позже. Например: всегда можно найти выход из сложной ситуации; раньше я любил бродить по тихим улочкам и мечтать; никогда не вороши прошлое.