Основные направления внешней политики. Достижения и просчеты внешней политики

Советская внешняя политика в рассматриваемый период была довольно активной. Несмотря на развернувшуюся гонку вооружений и усиление международной напряженности в 70-х годах Советский Союз выступил с рядом миротворческих инициатив. В 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан договор, в котором обе стороны отказывались от применения силы и подтверждали послевоенные границы. В 1972 г. наша страна и Соединенные Штаты Америки подпи­сали Договор об ограничении стратегических воору­жений (ОСВ-1)-, а в 1978 г. заключили Договор по огра­ничению ракет средней дальности. Были подписаны Договоры о сотрудничестве Советского Союза с Вели­кобританией и Японией в области строительства про­мышленных предприятий на территории СССР.

Кульминацией «разрядки напряженности» стало общеевропейское Совещание по безопасности и со­трудничеству в Европе (СБСЕ) с участием США и Ка­нады. Оно начало свою работу в 1973 г. в городе Хельсинки (Финляндия). Затем два года работало в Женеве и завершилось вновь в Хельсинки, где был подписан Заключительный акт, направленный на урегулирование отношений и обеспечения мира в Европе. Предусматривалось проведение встреч пред­ставителей государств-участников для проверки вы­полнения его положений. Советское руководство во главе с Л.И.Брежневым расценивало Хельсинкский процесс как собственную победу в деле разрядки меж­дународной напряженности. Итоги совещания интере­совали СССР только с точки зрения признания границ в Европе, сложившихся после Второй мировой войны, и своего особого положения в ней. Западные же стра­ны считали, что главным пунктом является нарушение прав человека в СССР и странах Восточной Европы. Процесс «разрядки» вскоре сменился новым витком гонки вооружений. В СССР постоянно увеличивались ассигнования на оборону, продолжалось вмешательство в дела других государств. Советские войска находились в восточно-европейских странах, во Вьетнаме, Сирии, Анголе, Мозамбике, Эфиопии.

Но главным просчетом во внешней политике СССР, стал ввод советских войск в Афганистан в декабре I 1979г. В 1978г. в результате военного переворота к власти в Афганистане пришла Народно-демократичес­кая партия, поддержанная партийно-государственны­ми лидерами СССР. Советское руководство, оказывая военно-политическую помощь Афганистану, стреми­лось включить эту слаборазвитую страну в социали­стический лагерь. В 1979г. в Афганистан были на­правлены советские войска. Мировая обществен­ность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Снизился авторитет советской страны на международной арене. Свыше полутора миллионов советских воинов десять лет участвовали в афганской войне. Афганская война стала тяжелой травмой для советских людей. Она унесла жизни 17 тысяч молодых «воинов-интернационалистов», до конца не осознав­ших, за что они воевали.

СССР оказывал материальную и военную помощь многим развивающимся странам, среди которых были Ангола, Мозамбик, Никарагуа и др. Однако эта помощь негативно влияла на советскую экономику, ухудшала социально-политический климат в нашей стране, сни­жала ее авторитет на международной арене.

В последние годы пребывания Л.И.Брежнева у власти он много болел и, по существу, не мог в полной мере справляться с обязанностями главы государства. К концу своей жизни он получил, наверное, все, о чем мечтал: был первым лицом в партии и государстве, являлся маршалом Советского Союза, четырежды Ге­роем Советского Союза и Героем Социалистического Труда.

По воспоминаниям ближайшего окружения, Брежнев, в отличие от Сталина и Хрущева не обладал яркими лич­ностными характеристиками. Он был человеком аппа­рата и, по существу, слугой аппарата. Если же иметь в виду человеческие качества, то Брежнев был непло­хим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, хлебосольным хозяином. Так было до первой половины 70-х годов, а дальше он стал разру­шаться как личность и как политик. В ноябре 1982 г. Л.И.Бреж­нев умер.

Преемником Брежнева стал Ю.В. Андропов. Являясь здравомыслящим политиком, он, посредством усиления контроля и служебной дисциплины, пытался увеличить эффективность бюрократической системы, не затрагивая при этом её структуры. В массовом сознании зародилась надежда на перемены к лучшему. После смерти Андропова в феврале 1984 г. высшие государственные посты занял престарелый и больной К.У. Черненко, чьё правление во многом напоминало брежневское. Период руководства Черненко оказался коротким – до 10 марта 1985г.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте внутриполитическое и социально-экономическое развитие страны в 1965-1985 гг.

2. Назовите причины возникновения диссидентского движения в СССР.

3. Проанализируйте основные достижения и трудности политики разрядки.

Литература:

1. Георгиева Н.Г. Русская культура: история и современность: Учебное пособие / Н.Г. Георгиева. – М.,1998.

2. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов / М.Н.Зуев. – М.,2005.

3. История России: IX-XXI вв. От Рюрика до Путина: Учебное пособие/ Отв. ред. Я.А.Перехов. –М., Ростов-на-Дону, 2005.

4. История России: В 2 т / А.Н.Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А. Рахматуллин. – М.,2003.

5. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.,2003.

6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова. – Брянск, 1995.

7. Струков А.В. Отечественная история с древнейших времен до современности: Учебное пособие / А.В. Струков. – Воронеж,2005.

8. Шаповалов В.М. Истоки и смысл российской цивилизации: Учебное пособие / В.М. Шаповалов. – М. 2003.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Курс лекций по дисциплине Отечественная история Лекция №1 Тема: Образование и развитие Древнерусского государства. Киевская Русь в IX-XII вв

Воронежский институт высоких технологий.. Факультет заочного обучения.. А В Струков Н В Божко..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема происхождения, расселение, хозяйственная деятельность и общественный строй восточных славян
Проблема происхождения восточных славян до сих пор является дискуссионной: существуют различные версии относительно того, где располагалась прародина славянских народов. Но основой большинства теор

Образование Древнерусского государства. «Норманнская теория»
Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Следует, вероятно, говорить не об единичных

Киевская Русь в X-XII вв
Процесс формирования Древнерусского государства растянулся примерно на полтора столетия. Первые киевские князь Олег (882-912), Игорь (912-945), Ольга (945-964), Святослав (964-972), Яропол

Культура Древней Руси. Значение принятия христианства
Обращение в христианство - одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культу

Причины и характер феодальной раздробленности
Согласно общепринятой точке зрения, с середины XI - начала XII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории - эпоху политической и феодальной раздробленности. Киевская

Особенности политического и социально-экономического развития Владимиро-Суздальского и Галицко-Валынского княжеств, Новгородской земли
Крупнейшими государственными центрами, на которые распалась Киевская Русь, не уступавшими по занимаемой тер­ритории крупным европейским государствам, стали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская

Монгольское нашествие на Русь. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния
Феодальная раздробленность, сопровождавшаяся междукняжес­кими столкновениями, разорением городов и сел, привела к ос­лаблению Руси. Этим обстоятельством не преминули воспользовать­ся иностранные за

Предпосылки объединения русских земель
Процесс образования русского централизованного государ­ства начался во второй половине XIII в. и завершился в на­чале XVI столетия. В это время была ликвидирована поли­тическая независимость ряда в

Основные этапы объединительного процесса
1. Конец XIII- 1-я половина XIVв.: усиление Московско­го княжества и начало объединения русских земель во главе с Москвой. Основателем династии московских князей был младший сын Александра

Завершение формирования единого российского государства. Иван III и Василий II
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV- начале XVI вв. Образование Российского государства. Процесс завершения образования Российского государства хронологически со

Россия в середине XVI в
В конце XV - начале XVI в. на месте множества самосто­ятельных княжеств и земель образовалось Московское госу­дарство. Произошло резкое сокращение феодальных иммуни­тетов, бывшие великие князья пре

Реформы Ивана Грозного. Опричнина: ее сущность, цели и итоги
После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинс­кого - выходца из Литвы. В годы

Внешняя политика
Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе- борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке - борьба с Казанским и Астрахан­ским ханствами и начало освоени

Русская культура XVI века
Русская культура XVI столетия, хотя и не была чужда заимствованиям с Запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествующего периода. Она развивалась преимущественно в рамках тр

Кризис российской государственности. «Смутное время»
В исторической литературе события конца XVI-начала XVII в. принято называть Смутой. Это период глубокого социально-экономического, политического и духовного кризиса русского общества. Посл

Социально-экономическое и политическое развитие страны при первых Романовых
Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяй­ство. Рост объемов производства достигался за счет вовлече­ния в хозяйственный оборот новых земель: Черноземья, Сред­него Поволжья, Сибири.

Народные движения
Экономическое и политическое развитие страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII столетие не случайно назва­но «бунташным веком». Именно в этот период произошли две крестьянских «с

Церковный раскол
Изменения в социально-экономической и политической жизни страны в XVII в. затронули и церковь, поставив ее пе­ред необходимостью преобразований. Реформа началась с ис­правления и унификации богослу

Преобразования Петра I
Общей закономерностью мирового развития в восемнадцатом столетии является тесное переплетение характерных черт "старого" и "нового" мира, средневековья и последствий английской

Особенности развития России в эпоху дворцовых переворотов
В январе 1725 г. Петр I умирает. Ещё в 1722 г. он издал указ, по которому престол наследовал человек, названный в завещании императора. Однако назвать своего наследника он не успел. С этого момента

Внутренняя и внешняя политика Екатерины II
28 июля 1762 г. на русский престол в результате очередного дворцового переворота взошла Екатерина II, правившая 34 года. Это была высокообразо­ванная, умная, деловая, энергичная, честолюбивая и лиц

Александр I: попытки либерализации существующего режима
В результате переворота в марте 1801 г. на российский престол взошел император Александр I (1801-1825) характерной чертой александровского царствования ста­новится борьба двух течений - либеральног

Внутренняя политика Николая I
Особенности внутренней политики Николая I (1825-1855) определялись, с одной стороны, впечатлениями от декабристского заговора, что заставляло его думать об укреплении собственной власти, о борьбе с

Идейные течения и общественно-политические движения первой половины XIX в
В общественном движении второй четверти XIX в. на­чалось размежевание трех идейных направлений: радикально­го, либерального и консервативного. Консерватизм в России опирался на теории, доказываю­щи

Внешняя политика России первой половины XIX в
Международное положение России в начале века было весьма сложным. С одной стороны, необходимы были активные действия в борьбе за укрепление позиций на Черном море, Балканах и в Закавказье, где инте

Буржуазные реформы 1860-70-х гг. и их значение
19 февраля 1855 г., после смерти Николая I, на престол всту­пил Александр II. Его правление (1855-1881 гг.) стало перио­дом радикальных преобразований российского общества, глав­ным из которых стал

Промышленный переворот и становление индустриального общества в России
Экономическое и социальное развитие России напря­мую зависело от условий реализации крестьянской рефор­мы. Со второй половины XIX в. капитализм начал утвер­ждаться как господствующая общественно-эк

Политика контрреформ Александра III
Рассматривая правительственный курс Александра III (1881-1894), следует иметь в виду, что он вошел в историю как период « контрреформ». Ближайшее окружение Александра III составляли наибо­

Особенности общественного движения в пореформенный период. Народничество
Вторая половина XIX в. в духовной сфере характеризу­ется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, во второй половине 50-х годов XIX в. (период подготовки кре­стьянской реформы) в общественно-п

Внешняя политика России второй половины XIX в
Во внешней политике России второй половины XIX в. можно выделить три основных направления: 1) Европейская политика России: борьба за пересмотр ито­гов Крымской войны, укрепление позиций Ро

Российская культура XIX века
Главной отличительной чертой развития российской культуры в XIX веке было то, что она, стремительно развивалась, сумела достичь мирового уровня, а по отдельным направлением даже пре

Социально-экономическое и политическое положение
Характерной особенностью начала XX в. являлся процесс утверждения монополистического капитализма. Этому способствовало развитие производительных сил общества. Достижения в области естествознания ко

Революция 1905-1907 гг.: предпосылки, основные этапы и результаты
Началом революции стали события 9 января 1905г. в Петербурге. Священник Г. А. Гапон, связанный с 1902 г. с Зубатовым и с 1904г. возглавлявший Собрание фабрич­но-заводских рабочих Санкт-Петербурга,

Реформы П.А. Столыпина
Проведение реформ связано с именем П.А. Столыпина, провозгласившего принцип: «сначала успокоение, а потом реформы». В таком духе и была выдержана правительственная программа, опубликованная 24 авгу

Участие России в Первой мировой войне
Еще в 1882 г. был заключен Тройственный союз в составе Германии, Авст­ро-Венгрии и Италии. Противостоял ему возникший перед самым началом войны союз между Англией, Фран­цией и Россией, созданный в

Февральская революция 1917 г
К началу 1917г. в России сло­жилась критическая ситуация. Экономика преодолела трудности первых месяцев войны и сравнительно непло­хо обеспечивала вооруженные силы всем необходимым. Однако под влия

Альтернативы развития России и социально-политическая практика весной-летом 1917 г
Февральская революция, свержение самодержавия поставили Россию пе­ред выбором пути дальнейшего развития. Ситуация в стране радикально изменилась, но перспективы были еще не ясны. В России предстоял

Политическая ситуация осенью 1917 г. Приход к власти большевиков
Провал «корниловщины» в конце августа 1917 г. от­крыл путь приходу к власти большевиков. Па местах началась большевизация Советов. С сентября 1917 г. руководство Советами переходило к ним и их со­р

Гражданская война в России: причины, ход, результаты
Провозглашение Советской власти в результате Октябрьской революции усилило открытое противостояние в обществе. Уже в следующем году накал политических страстей в России разжег без­жалостны

Переход к новой экономической политике. Преобразования на основе НЭПа
20 - 30-е гг. XX века занимают свое вполне определенное место в миро­вой и отечественной истории. Именно в это время складывается новая геополи­тическая и экономическая ситуация в Европе, происходи

Внутрипартийная борьба в годы НЭПа
С переходом к НЭПу происходит определенная либерализация политиче­ского режима. Были значительно сокращены (в 10 раз) вооруженные силы, ос­лабла система принуждения, происходило "оживление&quo

Образование СССР
Характеристика общественно-политического развития страны в 20-е годы была бы неполной без анализа проблем национально-государственного строи­тельства и отношений страны с внешним ми

Социально-экономическое развитие: курс на индустриализацию и коллективизацию
Индустриализация - создание крупного машинного про­изводства, прежде всего тяжелой промышленности (энерге­тики, металлургии, машиностроения, нефтехимии и других базовых отраслей); п

Формирование тоталитарной системы и установление режима личной власти В.И.Сталина
Современные исследователи по-разному оценивают харак­тер изменений, произошедших в политической системе со­ветского государства 30-е годы. Большинство называ­ют это время победой ко

Внешняя политика советского государства в 1920-30-е годы
Окончание первой мировой войны (под­писание Версальского мирного договора в 1919 г.), граждан­ской войны и иностранной интервенции на территории Рос­сии создали новые условия в межд

Культура в 1920-30-е годы
Политика Советского государства в области культуры в 20-30-е гг. была ориентирована на превращение системы воспитания, общественных наук, литературы, искусства в инструменты “воспит

Начало войны. Причины неудач Красной Армии
Какова же была политика Советского Союза после на­чала второй мировой войны? В 1939-1940 гг. Сталин был озабочен прежде всего присоединением к СССР территорий Восточной Евр

Коренной перелом в ходей войны
В июле 1942 г. германские войска под командованием фельдмаршала Ф. Паулюса начали наступление на Сталинград (ныне - Волгоград), бывшим ключевым пунктом в Поволжье. 23 августа фашист

Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войны. Итоги и цена победы
В 1944 г. наступательные операции Красной Армии продолжились. Их особенностью было то, что наступление велось на протяжении всего фронта, от Одессы на юге до Печенги на севере (так

Восстановление и развитие народного хозяйства
За годы Великой Отече­ственной войны Советский Союз понес не только величайшие людские потери но и огромный материальный урон, который составил астрономическую сумму около 3 триллио

Внутриполитическая жизнь страны. 1945-1953 гг
Переход к мирному строительству потребовал реформации органов госуправления. В сентябре 1945 г. упраздняется Государственный коми­тет обороны (ГКО), функции которого передаются Сове

Социально-экономические и политические преобразования Н.С.Хрущева
В марте 1953 г. умер И.В. Сталин. Сразу же после его смерти состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были распределены должности в управлении государством и партией. Ключевые позиции в

Внешняя политика СССР. 1945-1964
Геополитическая структура мира в результате поражения Германии и ее союзников приобрела новые центры влияния, мир становился все более биполярным. В расстановке сил главная роль принадлежала теперь

Реформа 1965 г. и социально-экономическое развитие страны
После смещения Н.С.Хрущева на октябрьском (1964 г.) Пленуме ЦК КПСС Первым секретарем Цен­трального Комитета партии был избран Л.И.Брежнев. Сначала многие из партийного окр

Особенности политического и духовного развития
В 1977 г. была принята новая советская Конститу­ция. В основу ее была положена концепция развитого социализма. К середине 70-х годов стало ясно, что по­строение коммунизма, намеченное Программой па

Поиски путей «совершенствования социализма»: изменения в экономической, социальной, политической сферах
После смерти Черненко в Политбюро ЦК КПСС началась борьба за пост руководителя страны. В этой борьбе победил М.С. Горбачев, имевший за своими плечами многолетний опыт партийной рабо

Политика «нового мышления» в международных отношениях
Идеологической основой, на которой строились международные отношения СССР в период перестройки стало так называемое новое политическое мышление. Новая политика, объявленная советски

Обострение национальных проблем. Распад СССР
Одной из проблем, ставшей причиной краха пере­стройки и распада СССР, стало обострение межнаци­ональных отношений, которое объяснялось многочис­ленными проблемами в национальных отн

Социально-экономические преобразования
В 1992 году были продолжены экономические мероприятия по переходу командно-административных принципов управления к рыночной системе регулирования. Стержнем экономической реформы стала программа «шо

Радикальная политическая модернизация
Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результ

Главные направления внешнеполитической деятельности современной России
После распада СССР произошло изменение положения России на международной арене. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации предусматривала следующие задачи: - сохран

Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются:

Недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия);

Создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве;

Интеграция в международные экономические и политические структуры;

Участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.

Важным аспектом деятельности дипломатов стало установление связей со странами “ближнего зарубежья”. 5 лет существования СНГ показали, что Содружество не состоялось в том качестве интеграционного объединения государств, в каком оно первоначально провозглашалось. Принятые в его рамках совместные решения (более 800), в том числе Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994), фактически остались на бумаге. Координирующие институты не оказывали заметного влияния на ход событий. Пробивавшиеся с трудом ростки интеграции, за редкими исключениями, были следствием не коллективных, а двусторонних договоренностей.

Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половине 90-х гг. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апреле 1997 г. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.

Серьезную роль в ослаблении интеграционных тенденций сыграла целенаправленная политика Запада и ряда мусульманских государств, поощряющих дистанцирование стран СНГ от России. При всей важности экономических связей с РФ началась их переориентация на Западную Европу и страны Среднего Востока. Обозначилось тяготение к различным внешним группировкам государств (“восьмерка” исламских государств, инициированная Турцией, организация ЭКО, создаваемая по предложению С. Ниязова; тяготение Украины к НАТО).

Специфика интересов отдельных стран, возникших на постсоветском пространстве, привела к возникновению в СНГ нескольких уровней интеграции. Менее всего она проявляется в отношениях России с Украиной, Азербайджаном, Туркменистаном. На более высокий уровень вышли отношения с Казахстаном и Киргизией. Растущее стремление к сближению с Россией проявляется в Армении. Наконец, несмотря на противодействие влиятельных внутренних и внешних сил, в апреле 1997 г. заключен договор о создании Союза России и Белоруссии и принят его Устав. 25 декабря 1998 г. президенты Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали декларацию о создании в 1999 г. союзного государства. В документе говорилось, что государства сохраняют национальный суверенитет.


На Востоке постсоветского пространства наибольшее значение для России имеют отношения с Казахстаном - прежде всего, потому что немногим менее половины жителей этой страны - русские и русскоязычные. На Казахстан приходится самая протяженная часть южных российских границ. В свое время экономика значительной части Сибири и Южного Урала создавалась как единый комплекс с экономикой Казахстана. С одной стороны, налицо позитивные сдвиги в интеграции - Россия и Казахстан вместе с Белоруссией и Киргизией заключили Таможенный Союз. С другой стороны, в отношениях двух стран пока превалируют чисто утилитарные задачи (поставки в РФ “целинного зерна”, использование космодрома Байконур и др.), мало внимания уделяется политическому и военному сотрудничеству.

Оценивать внешнюю политику РФ за 1997-2000 гг. однозначно нельзя. Президент Б.Н. Ельцин дал высокую оценку усилиям дипломатов по установлению стратегического партнерства со странами Запада. В то же время, будучи министром иностранных дел, Е. Примаков заявил, что попытки Москвы установить особые отношения с Западом после распада СССР не увенчались успехом.

1997 г. ознаменовался включением РФ в “большую семерку” и Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также подписанием соглашений по разоружению и сотрудничеству с НАТО.

2 сентября 1998 г. в Москве состоялась встреча на высшем уровне Президентов РФ и США Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона. Основным обсуждаемым вопросом была экономическая помощь США России. Главный итог встречи - Америка обеспокоена положением дел в российской экономике, но пережить кризис России предстоит самостоятельно.

Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 г. Обвинив Югославию в притеснении албанского населения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки традиционного союзника России. Вскоре в западных странах стало ясно, что удар нанесен по отношениям с Россией. Еще большую напряженность между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война.

В первые два года правления Горбачева внешняя политика СССР основывалась на традиционных идеологических приоритетах. Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные коррективы. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно серьезно изменило к лучшему международные отношения, существенно снизило напряженность в мире. Однако некоторые серьезные просчеты советского руководства и экономический кризис в СССР привели к тому, что от нового политического мышления больше всего выиграл Запад, а авторитет СССР в мире заметно упал. Это стало одной из причин крушения СССР.

Причины перемен во внешней политике СССР.

В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.

1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.

2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.

4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.

Новое политическое мышление.

Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.

Основные принципы «нового мышления»:

Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

Нормализация отношений с Западом и разоружение;

Разрешение международных конфликтов;

Широкое экономическое и политическое сотрудничество со различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления».

Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений – началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

Отношения СССР с Западом

Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Д. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.

В 1987 году между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 году подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.

В 1991 году подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.

Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.

СССР и региональные конфликты

В 1989 году СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР афганская война была признана грубой политической ошибкой.

В том же году начался вывод советских войск из Монголии. Одновременно СССР содействовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Все это привело к улучшению отношений с Китаем. Между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже и Никарагуа прекратилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.

Советский Союз значительно снизил безвозмездную помощь союзным режимам и идейным единомышленникам. Перестал поддерживать режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе в 1990 году впервые поддержал действия Запада.

В 1991 году было заключено международное соглашение, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами. Большую роль в этом событии сыграл СССР.

Все эти шаги существенно снизили напряженность в мире, способствовали оздоровлению международного политического климата. Однако воспользоваться плодами своих усилий Советскому Союзу не было суждено.

Отношения с соцстранами. Распад соцлагеря. Политическое поражение СССР.

В 1989 году СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы.
Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.

В 1989-1990 годах здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.

Югославия распалась на несколько государств. Хорватия и Словения, входившие в состав Югославии, объявили себя независимыми республиками. В Боснии и Герцеговине вспыхнула война за территории и независимость между сербской, хорватской и мусульманской общинами. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория.

В 1990 году две Германии объединились: ГДР вошла в состав ФРГ. При этом объединенная Германия сохранила членство в НАТО. СССР особых возражений против этого не высказал.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.

Весной 1991 года прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. Причина была не только в новом политическом мышлении. К концу 80-х годов экономика СССР переживала катастрофический кризис. Страна катилась в экономическую пропасть и была слишком слаба, чтобы осуществлять сильную и достаточно независимую внешнеполитическую деятельность. В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.

Западные страны не оказали СССР серьезной финансовой помощи. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм. Это тоже стало одной из причин развала СССР.

После крушения Советского Союза в мире осталась лишь одна сверхдержава – США. Вторая сверхдержава, СССР, потерявшая старых друзей, не обрела на Западе тех союзнических отношений, на которые рассчитывала. Она распалась под влиянием внешних и внутренних факторов. В декабре 1991 года президент США Джордж Буш-старший объявил об окончании «холодной войны» и поздравил американцев с победой.

Вьетнамские войска. Отношения со странами «третьего мира». Сотрудничество с СССР. Позитивные и негативные последствия. Внешняя политика. Призывы к обединению. Горбачев. Идеи. Новое политическое мышление. Результаты политики «нового мышления». Распад социалистической системы. Советско-американские отношения. Утверждение главенствующей роли США.

«СССР в годы перестройки» - Альтернативные варианты развития СССР. Советские и партийные руководители. Раскол. Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Политическое и экономическое развитие СССР. Итоги перестройки. Этапы Перестройки. Причины провала. Социальная база. Идеологи и руководители. Уроки перестройки. Замедление темпов развития СССР. Мероприятия. Перестройка. Конвергенция социализма и капитализма. Характерные черты. Концепция ускорения социально- экономического развития.

«Внешняя политика Горбачёва» - Встреча Горбачева с руководителями «Большой семерки». Революция в Бухаресте. Встреча М.Горбачева с Чжао Цзыяном. Просчеты. Договор о ликвидации ракет. Региональные конфликты. Берлинская стена. Направления внешней политики. Советско-Американская встреча на высшем уровне. Объемы безвозмездной помощи союзным режимам. Организация Варшавского договора. Вывод войск из Афганистана. Министр иностранных дел СССР.

«Перестройка 1985-1991» - Штурм был отменён. 22 августа - Михаил Горбачёв возвращается из Фороса в Москву. Антиалкогольная компания (май 1985 г.). Проявление гласности. Введение хозрасчёта. В 1990-1991 годах в стране, безусловно, произошла мировая геополитическая катастрофа. В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. Н.И. Рыжков. Причины «перестройки». Экономические преобразования. Секретарь Московского горкома КПСС.

«М.С.Горбачёв» - Двусторонние встречи. Вывод войск из Афганистана. Генеральный секретарь ЦК КПСС. Перевод предприятий на хозрасчёт. Официальное признание ответственности руководителей СССР за трагедию в Катыни. Реабилитация жертв сталинских репрессий. Ослабление международной напряжённости. Кампания усиления борьбы с нетрудовыми доходами. Михаил Сергеевич Горбачёв. Жёсткие меры по локализации национальных конфликтов.

«Культура перестройки» - Театр. «Вор» П.Г.Чухрая не рассказывает напрямую об ужасах репрессий. Современные композиторы. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов. Отказ от канонов. Тема социальной ответственности человека за подрастающее поколение. Изобразительное искусство-многолико, многожанрово. Музыка. Выдающиеся картины эпохи «перестройки». Культура России в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный период».

Новое политическое мышление. Министр иностранных дел СССР Э. А Шеварнадзе В июле 1985 г.пост министра иностранных дел занял Э. Шеварнадзе. Вскоре были определены основные черты нового курса - нормализация отношений с западом, прекращение противостояния с США и их союзниками. Эта политика была названа «Новым мышлением» . Эти идеи не были новыми. Их ранее выдвигали видные ученые, философы и политические деятели И. Кант, М.Ганди, А.Эйнштейн, Б.Рассел и др. Заслуга Горбачева состояла в том, что он первым из властных политиков положил эти принципы в основу реальной внешней политики. Основные направления внешней политики Советско-американская встреча на высшем уровне Москва 1988г. 1. В 1987 г.был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. 2 . В 1989 г. Горбачев заявил, что «доктрина Брежнева» мертва. 3. В 1991 г.был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. Основные направления внешней политики Сокращение численности ВС СССР и расходов на оборону. 1989-90 гг. Летом 1991г. Дж.Буш выдвинул Горбачеву «6 условий» ,на которых Запад продолжит сотрудничество с СССР - демократия, рынок, федерация, изменение политики на Ближнем Востоке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Основные направления внешней политики Революция в Бухаресте. Перемены в Восточной Европе начались в 1987 г. Под давлением Горбачева здесь начался процесс смены политического руководства, демократизация общества. С 1989 г.начался процесс вывода из региона советских войск. В результате «бархатных революций» пали тоталитарные режимы в ПНР,ЧССР, ВНР, БНР, Албании. В 1989 г.был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Берлинская стена Падение Берлинской станы Основные направления внешней политики

  • Весной 1991 г. Организация Варшавского договора была распущена и это усилило критику Горбачева внутри страны.
Основные направления внешней политики Вывод войск из Афганистана Самой острой региональной проблемой для СССР была продолжавшаяся война в Афганистане. В 1988 г. Было заключено соглашение о прекращении американской помощи моджахедам и выводе из страны советских войск.15 февраля 1989 г.последние советские части покинули Афганистан. Наши потери составили 14,5 тыс. человек убитыми, 54 тыс. - ранеными. Встреча М.Горбачева С Чжао Цзыяном. При содействии СССР выли выведены вьетнамские войска из Кампучии и кубинские из Анголы. В 1989 г.состоялся визит М.Горбачева в Китай, в его ходе было объявлено о нормализации отношений. В 1986-89 г.СССР сократил объемы безвозмездной помощи союзным режимам, одобрил военные действия Запада во время кризиса в Персидском заливе. В этот период были восстановлены дипломатические отношения с ЮАР, Ю.Кореей, Тайванем, Израилем. Основные направления внешней политики Встреча Горбачева с руководителями «Большой семерки». Политика «Нового мышления» имела противоречивые результаты. С одной стороны ослабла угроза мировой ракетно-ядерной войны, начался процесс сокращения и уничтожения ядерного оружия. «Холодная война» сходила на нет. Оздоровилась обстановка в ряде регионов, где прежде соперничали СССР и США.В ряде стран прошли демократические преобразования. Утилизация самолетов. В то же время результатом разрушения Биполярного мира, стало утверждение главенствующей роли США на международной арене. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН. Вся система ялтинско - потсдамских отношений оказалась под угрозой, а это таит в себе возможность нового передела мира на «сферы влияния».