Наступил кризис межнациональный отношений. Проблемы межнациональных отношений в условиях кризиса союзного государства

По программе национального развития России через несколько лет 65% ее граждан должны быть удовлетворены межнациональными отношениями, а 85% - стать толерантными. На съезде «ЕР» премьер Медведев заявил, что мигрантам нужны адаптационные центры, и в те же дни увеличен срок работы в России до трех лет таджикам, хотя они только официально вывозят из России 15-16 млрд. долларов ежегодно, а ввозят - основную часть наркотиков.

Прошло несколько дней, и в Бирюлеве (юг Москвы) был убит ночью 10.10.2013 25-летний Егор Щербаков. Судя по видеозаписи, убийца был кавказцем, наверное, поэтому полиция не торопилась задерживать его. Тогда местные жители собрались на сход, потребовав от властей выселения инородцев, которых на бирюлевской овощебазе было несколько тысяч и от которых русским людям не было житья. Но местные власти бирюлевцам толком ничего не ответили, и участники схода - несколько тысяч человек пошли к овощебазе, по дороге разбив стекла торгового центра и перевернув несколько машин и ларьков. Инородцев от народного гнева защитил ОМОН, с которым у местных жителей были мелкие столкновения. Полиция задержала около четырехсот человек. Потом была проверена и овощебаза, принадлежавшая дагестанцам - ее «почетным президентом» оказался известный летчик, Герой России Толбоев, «решавший наиболее трудные вопросы». На базе было много мигрантов, нашлось там и оружие, включая огнестрельное. В итоге базу закрыли на 3 месяца, задержав кое-кого из ее руководства.

Власти настолько были испуганы событиями в Берюлеве, что едва не пустили в дело внутренние войска и даже объявили план «Вулкан» - впервые с 1993 г. Но жители юга Москвы не испугались, и 15 октября у станции метро «Пражская» на митинге под лозунгом «Наш ответ Курбан-байраму» собралась русская молодежь, похоже не забывшая, что 15 октября 1552 г. русские войска взяли Казань. А днем ранее у православных был великий праздник - день Покрова Богородицы, о котором фактически молчало большинство СМИ, заливавшихся о Курбан-байраме с утра до ночи. У «Пражской» полиция задержала 300 человек, вдобавок четырем участникам бирюлевского шествия было предъявлено обвинение в хулиганстве (т.е. до 7 лет заключения). Так власти, называющие межнациональные конфликты «бытовыми», использовали уголовную статью против политических противников. После событий на юге Москвы за бирюлевское убийство был задержан азербайджанец Орхан Зейналов, успевший сбежать за 100 км. от Москвы - в Коломну. А жил он рядом с местом преступления и мог быть пойман за несколько часов. Зейналов успел побывать в России и легалом, и нелегалом, подтвердив, что легальные и нелегальные мигранты одинаково опасны для русских людей, но власти дали указание проверить Москву только по части нелегалов. А о запрете въезда из Средней Азии в Россию и замене азиатов на работников из Белоруссии и Украины негромко заговорили только сейчас. Такую меру можно только приветствовать, ведь она способствует единению русского народа. Добавлю, что протестные митинги состоялись и в Краснодаре, и в Санкт-Петербурге, где у Апраксина Двора задержали 60 человек, некоторым из которых грозит тюрьма.

Не секрет, что инородцы завлекают русских людей в кавказское рабство (рабов сейчас тысяч 15) и открыто вербуют сторонников создания т.н. «халифата» по мечетям даже в Москве. В этой среде популярны теракты: недавно в Кировской области двух молодых кавказцев поймали при подготовке взрыва на предприятии, хранившем и уничтожившем химоружие, что угрожало гибелью сотен людей. Но смертницу из Дагестана Наиду Асиялову вовремя задержать не удалось, и она 21 октября 2013 года взорвала автобус в Волгограде. Вместе с ней погибло несколько человек и многие ранены. Теперь ищут ее сожителя Дмитрия Соколова, принявшего ислам и ставшего Абуджабаром, наверное, под влиянием Асияловой, которая старше его на 11 лет. Соколова даже назвали террористом номер 1, хотя на это звание он явно не тянет, уступая кавказским и азиатским персонажам. Замечу, что вербовку для террора ведут и кавказцы, и азиаты, оставаясь практически безнаказанными, другие же преступления инородцев расследуются неохотно и порой до суда не доходят, а по дошедшим выносятся несправедливые приговоры. Так, в Сыктывкаре с 2005 года тянулось дело о поджоге торгового центра, где погибло 25 человек. В середине сентября 2013 г. суд приговорил двух русских поджигателей к пожизненному заключению, а заказчики поджога Махмудовы и Гаджиев оправданы, хотя за убийство главы Ассоциации женщин-предпринимателей исполнитель Евгений Четвертной и заказчица Людмила Качалова получили по 13 лет.

Вскоре после бирюлевских событий судили охранника бирюлевской овощебазы Ибрагимхалилова. Он 24 марта с.г. 8 раз ранил ножом сотрудника Генпрокуратуры Иванова и угрожал его жене - сотруднице Моспрокуратуры. Обвинение просило для разбойника 10 лет за покушение на убийство, но суд поменял обвинение на «причинение легкого вреда здоровью (?), и преступник получил 1 год исправработ (!). Похоже, что тут не обошлось без вмешательства Толбоева и его связей по части решения главных вопросов. Прокуратура подала протест, но Ибрагимхалилов освобожден, и теперь его ищи-свищи.

Межнациональные отношения ныне подошли к невиданному доселе обострению - по всей России русские люди отвечают на вооруженное засилие инородцев протестными акциями, пока без применения оружия. Ясно, что ответственность за развивающийся межнациональный кризис лежит не только на местных или региональных властях, как заявляет Путин и его сторонники, т.к. серьезные меры борьбы с этнопреступностью на государственном уровне не принимаются.

Да, после бирюлевских событий без промедления поймали трех киргизов, изнасиловавших женщину в Москве, и Мособлсуд отменил приговор Бахтияру Алиеву, получившему всего год за удар, от которого погиб летом 2012 г. Леонид Фролов из Сергиева Посада. Но такие точечные меры, похоже, приняты для отвода глаз. Русские люди понимают это, и авторитет властей России убывает.

Возможность развития кризиса межнациональных отношений показала и передача «Поединок» («Россия», 24 октября 2013 г.), где Жириновский говорил о необходимых мерах по борьбе с этнопреступностью, а ему противостоял журналист Шевченко с позиций, близких нынешним властям.

Передача эта напоминала диалог народа и властей и собрала невиданное количество голосов, выражающих настроения населения. В итоге Жириновский получил поддержку 141 тыс. человек из 220 тысяч - почти 2/3, а Шевченко - 79 тысяч. По данным ВЦИОМ, серьезные меры борьбы с этнокриминалом поддерживают 73% москвичей и 57% жителей остальной России, значит, по всей России тоже около двух третей. В целом же, данные ВЦИОМ, итоги голосования в передаче «Поединок» и, конечно, события на юге Москвы, в центре Петербурга и в Краснодаре говорят о том, что самосознание русского народа вряд ли примирится с засилием инородцев и поддержкой их властями. А развитие кризиса межнациональных отношений может привести русский народ к решению взять будущее России в собственные руки и создать свою программу национального развития.

А.В. ЩЕРБАКОВ,
политобозреватель

Перестройка обнажила долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, вызванное укреплением позиций национальных элит в союзных и автономных республиках СССР.

Политика ускорения Горбачева привела страну к самым низким темпам экономического роста за всю историю ХХ в. Разумеется, это негативно сказалось на общем уровне жизни.

По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г. и, видимо, был лишь пробой сил.

По крайней мере видимых последствий он не имел. 16-18 декабря 1986 г. в Алма-Ате студенты протестовали против назначения первым секретарем ЦК компартии Казахстана вместо казаха Д.А. Кунаева русского Г.В. Колбина. Протест был подавлен.

С лета 1987 г. национальные движения приняли организованный характер. Прежде всего началось движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму.

С конца февраля 1988 г. началось движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией. Армения настаивала на включении Карабаха в свой состав. За это выступали армяне Нагорно-Карабахской АО, составлявшие 80% ее населения. Азербайджан выступал против территориального передела своей республики. Конфликт принял формы кровавой и затяжной войны. Азербайджанцы стали спешно покидать Армению, армяне -

Азербайджан. Уже в 1989 г. количество беженцев в Закавказье превысило 300 тыс. человек. Многие из них стали жертвами террористических актов и вооруженных стычек. Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал очагом будущего всесоюзного пожара. В начале января 1990 г. войска вошли в бунтующий Баку, где велась стрельба с крыш домов. В результате конфликта были убиты около 200 гражданских лиц.

В марте 1989 г. в Фергане (Узбекистан) произошел межнациональный конфликт с многочисленными жертвами среди узбеков и турок-месхетинцев. По настоянию турок-месхетинцев было организовано временное переселение из Ферганской области 16 282 человек в Смоленскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую и Воронежскую области РСФСР.

В Грузии с апреля 1989 г. нарастало движение за выход из СССР. В Грузии стали открыто заявлять, что установление там советской власти в феврале 1921 г. являлось оккупацией страны. Националистическое движение в республике носило откровенно сепаратистский и антикоммунистический характер. Военная сила была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, где сторонники сепаратизма инициировали столкновение толпы с армейскими подразделениями. Итог - 20 убитых.

На одной из встреч с М.С. Горбачевым президент США Дж. Бушстарший напомнил главе СССР, что США никогда не признавали вхождения прибалтийских республик в состав Советского Союза. Он заявил, что если Москва прибегнет там к насилию, то антисоветские чувства захлестнут США и заблокируют улучшение двусторонних отношений. «Народные фронты» Эстонии, Латвии и Литвы оформились весной-осенью 1988 г. События лета 1940 г. они стали называть советской оккупацией и требовали от республиканских властей принять решение о выходе из СССР. Популярными лозунгами их митингов и пикетов были: «Русские, убирайтесь вон!», «Иван, чемодан, вокзал, Россия!». В ноябре 1988 г. сессия ВС Эстонии приняла Декларацию о суверенитете и дополнения к республиканской конституции, позволявшие приостанавливать действие союзных законов. В мае и июле 1989 г. Декларацию и Закон о государственном суверенитете приняли соответственно Литва и Латвия.

В январе 1990 г. массовые демонстрации начались в Молдавии. 11 января по пути прибалтов пошла Армения. 9 марта Верховный Совет Грузии осудил оккупацию своей страны в 1921 г. и ее дальнейшее включение в Советский Союз.

В марте 1990 г. на Украине националистическая организация «Народный Рух» продемонстрировала свою силу на выборах.

Развитие кризиса Союза ССР

7 февраля 1990 года Центральный Комитет КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в течение нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. Многие места в парламентах союзных республик получили либералы и националисты.

В течение 1990-1991 годов произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

«Парад суверенитетов»

Республика Провозглашение суверенитета Провозглашение выхода из СССР Независимость де-юре
Эстонская ССР с 8 мая 1990: Эстонская Республика 16 ноября 1988 20 августа 1991 6 сентября 1991
Литовская ССР с 11 марта 1990: Литовская Республика 18 апреля 1989 11 марта 1990 6 сентября 1991
Латвийская ССР с 4 мая 1990: Латвийская Республика 28 июля 1989 21 августа 1991 6 сентября 1991
Азербайджанская ССР с 19 ноября 1990: Азербайджанская Республика 23 сентября 1989 30 августа 1991 26 декабря 1991
Грузинская ССР с 15 ноября 1990: Грузинская Республика 26 мая 1990 9 апреля 1991 26 декабря 1991
Российская СФСР с 25 декабря 1991: Российская Федерация 12 июня 1990 12 декабря 1991 26 декабря 1991
Узбекская ССР с 31 августа 1991: Республика Узбекистан 20 июня 1990 31 августа 1991 26 декабря 1991
Молдавская ССР с 5 июня 1990: ССР Молдова с 23 мая 1991: Республика Молдова 23 июня 1990 27 августа 1991 26 декабря 1991
Украинская ССР с 24 августа 1991: Украина 16 июля 1990 24 августа 1991 26 декабря 1991
Белорусская ССР с 19 сентября 1991: Республика Беларусь 27 июля 1990 10 декабря 1991 26 декабря 1991
Туркменская ССР с 27 октября 1991: Туркменистан 22 августа 1990 27 октября 1991 26 декабря 1991
Армянская ССР с 23 августа 1990: Республика Армения 24 августа 1990 23 сентября 1991 26 декабря 1991
Таджикская ССР с 9 сентября 1991: Республика Таджикистан 24 августа 1990 9 сентября 1991 26 декабря 1991
Казахская ССР с 10 декабря 1991: Республика Казахстан 25 октября 1990 16 декабря 1991 26 декабря 1991
Киргизская ССР с 30 августа 1991: Республика Кыргызстан 15 декабря 1990 31 августа 1991 26 декабря 1991

В сложившихся условиях руководство СССР принимает срочные (но, как потом оказалось, запоздалые) меры по разработке нового Союзного договора. Первый проект был опубликован в июле 1990 г.

17 марта 1991 г. по инициативе М.С. Горбачева был проведен референдум, и ¾ (71,3%) голосовавших высказались за сохранение СССР.

23 апреля 1991 г. в Ново-Огареве, под Москвой, совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. Оно положило начало так называемому новоогаревскому процессу и вошло в историю как «Заявление 9 + 1», подписанное Президентом СССР и руководителями 9 союзных республик, участвовавших в референдуме 17 марта: РСФСР, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении. К процессу не присоединились руководители трех прибалтийских, двух закавказских республик (Грузии и Армении) и Молдавии.

Но к лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.

Августовский путч 1991 г.

Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. Ряд государственных и партийных деятелей предприняли попытку сохранения единства страны, известную также как «августовский путч».

19 августа 1991 года группа политиков из окружения Горбачёва объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Они потребовали от находившегося на отдыхе в Крыму в Форосе президента введения в стране чрезвычайного положения или временной передачи власти вице-президенту Геннадию Янаеву. Только две союзные республики - Азербайджанская и Белорусская ССР поддержали ГКЧП, другие республики - Латвийская, Литовская, Молдавская и Эстонская ССР отвергли акты ГКЧП.

После объявления о создании ГКЧП и изоляции Горбачёва в Крыму, Ельцин возглавил противодействие ГКЧП и превратил Дом Советов России в центр сопротивления. Уже в первый день событий Ельцин, выступая с танка перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КП РСФСР, а 6 ноября - о прекращении деятельности КПСС.

Поражение и самороспуск ГКЧП фактически привел к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.

Распад СССР и создание СНГ

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Белоруссия) руководители трех славянских республик (Президент России Б. Ельцин, президент Украины Л. Кравчук, председатель ВС Белоруссии С. Шушкевич) подписали Беловежское соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления.

21 декабря 11 республик СССР поддержали соглашение о ликвидации СССР и создании СНГ («Алма-Атинское соглашение»).

25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия. В тот же день ВС России установил вместо РСФСР новое официальное наименование государства - Российская Федерация. Над Кремлем был поднят трехцветный российский флаг.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

Причины распада СССР

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на причины распада СССР и на возможность его предотвращения. Среди возможных причин называют следующие:

¾ некомпетентность союзного руководства, эгоистическое желание лидеров союзных республик избавиться от контроля центральных властей и использовать горбачёвские демократические реформы для разрушения основ государства и общества;

¾ моноцентризм принятия решений (только в Москве, т. н. «союзный центр»), что приводило к неэффективности и потере времени при принятии решений и недовольству региональных властей;

¾ деградация властных элит, резкое старение высшего чиновничьего аппарата (средний возраст Политбюро ЦК КПСС уже к 1980 г. составлял 75 лет), которая привела сначала к Эпохе Похорон, а затем к возвышению Горбачёва в силу его относительно молодого возраста (54 года на момент избрания 5-ым Генсеком КПСС);

¾ центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

¾ глубокие внутренние кризисы и конфликты, в том числе национальные: Нагорно-карабахский конфликт, Приднестровский конфликт, Грузино-южноосетинский конфликт, Грузино-абхазский конфликт и др.

¾ диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

¾ сильное неравенство в развитии республик СССР, в том числе и в плане дефицита товаров, а также возможности построения теневой экономики;

¾ неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы);

¾ кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е годы главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

¾ инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее достаточно слабую, сырьевую экономику СССР;

¾ растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием (особенно в эпоху застоя и Перестройку) и прочими товарами первой необходимости и длительного пользования (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.); постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада и безуспешные попытки «догнать» его;

¾ искусственное закрытие страны, которое к 80-ым годам уже стало понятным для всего СССР, в том числе обязательность выдачи выездных виз для выезда за границу (в т.ч. и в страны социалистического лагеря), запреты на прослушивание вражеских голосов, умалчивание целого ряда фактов о проблемах внутри СССР, а также об объективно хорошей жизни в странах Запада.

¾ жесточайшая цензура в прессе и на телевидении. Отсутствие товаров капиталистических стран в свободной продаже при непрекращающемся и усиливающемся дефиците товаров.

¾ отрицание, а затем резкое признание наличия проблем советского общества - проституция, наркомания, алкоголизм, криминализация общества и др. Активный рост теневой экономики

¾ публикация и вскрытие фактов запрещения целого ряда неугодных произведений, а также публикация неизвестных до этого фактов советской истории: Антисоветский мятеж в Краснодаре, Новочеркасский расстрел;

¾ Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, диспропорциональное развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет, нанося ущерб экономике всей страны;

¾ ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

¾ подрывная деятельность стран Запада во главе с США, являвшаяся составной частью «холодной войны», в том числе, посредством «агентов влияния» внутри руководства СССР - такая оценка (с разной степенью признания данного фактора как решающего) высказывается в некоторых анализах, в частности, рядом бывших высокопоставленных руководителей КГБ СССР, а также некоторыми коммунистическими движениями.

«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных республик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Российской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ельцину и поддерживавшим его демократическим силам.

Вопросы и задания:

1. В чем вы видите причины межнациональных конфликтов?

2. В каких союзных республиках и почему начались движения за выход из СССР?

3. Заполните таблицу «Кризис межнациональных отношений»:

5. Почему распался СССР? Можно ли было его сохранить?

6. Работа с документами:

1) Используя документ, представьте характеристику государственного суверенитета России в составе СССР. Какие противоречия возникали в этой связи? Какие варианты их преодоления возникали в то время? Какие пункты этого документа создавали угрозу для существования в прежнем виде Союза ССР?

ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПРИНЯТА ПЕРВЫМ СЪЕЗДОМ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РСФСР. 12 ИЮНЯ 1990 г.

Первый съезд народных депутатов РСФСР,

Сознавая историческую ответственность за судьбы России,

Свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

Выражая волю народов РСФСР, торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливаются: полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным Договором; исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России; полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах; право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным Договором и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально=государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права. Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11.На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР. Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12.РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13.Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14.РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15.Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного Договора и совершенствования республиканского законодательства.

2) Определите характер действий участников Алма-Атинской встречи исходя из приводимого документа. Чем они руководствовались? Какие договоренности были достигнуты? Что они означали? Опишите эти сюжеты в кратком рассказе. Как бы вы его озаглавили?

Независимые государства

Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина,

Стремясь построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права;

Признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;

Считая, что укрепление имеющих исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;

Осознавая свою ответственность за сохранение гражданского мира и межнационального согласия;

Будучи приверженными целям и принципам Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, заявляют о нижеследующем:

Взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства.

Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.

Государства - участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Государства - участники Содружества обязуются неукоснительно соблюдать принципы настоящей декларации.

3) Напишите сочинение-размышление на тему «Украина и распад СССР», используя приведенные документы. В чем вы видите ключевую роль Украины в распаде СССР?

ИЗ КНИГИ З. БЖЕЗИНСКОГО «ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА. ГОСПОДСТВО АМЕРИКИ И ЕГО ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ»

Потеря Украины явилась геополитически важным моментом по причине существенного ограничения геостратегического выбора России. Даже без Прибалтийских республик и Польши Россия, сохранив контроль над Украиной, могла бы все же попытаться не утратить места лидера в решительно действующей евразийской империи, внутри которой Москва смогла бы подчинить своей воле неславянские народы южного и юго-восточного регионов бывшего Советского Союза…

…Потеря Украины явилась не только центральным геополитическим событием, она также стала геополитическим катализатором. Именно действия Украины - объявление ею независимости в декабре 1991 года, ее настойчивость в ходе важных переговоров в Беловежской Пуще о том, что Советский Союз следует заменить более свободным Содружеством Независимых Государств, и особенно неожиданное навязывание, похожее на переворот, украинского командования подразделениями Советской Армии, размещенными на украинской земле, - помешали СНГ стать просто новым наименованием более федерального СССР. Политическая самостоятельность Украины ошеломила Москву и явилась примером, которому, хотя вначале и не очень уверенно, затем последовали другие советские республики.

ИЗ КНИГИ ДЖ. БУША И Б. СКОУКРОФТА «МИР СТАЛ ДРУГИМ»

За день до референдума (референдум о независимости проходил на Украине 1 декабря 1991 г.) я позвонил Михаилу [Горбачеву], чтобы сказать ему, что как демократическая страна мы должны поддерживать украинский народ вне зависимости от исхода референдума…

Михаила явно не порадовала новость о том, что мы серьезно обсуждаем возможность признания Украины (эта информация, к сожалению, просочилась в СМИ после моих встреч с представителями американцев украинского происхождения). «Похоже, что Соединенные Штаты не просто пытаются оказать влияние на развитие событий, но и прямо вмешаться в их ход», - выразил он свое недовольство. Он заявил, что, хотя большинство республик и провозгласило независимость, это не помешало им участвовать в создании Союза. Он, похоже, полагал, что каким-то образом Украина может быть одновременно и независимостью, и частью Союза.

Очевидно, Горбачев все еще верил, что республики по своей воле останутся в составе Союза. Он призвал меня не предпринимать никаких шагов, которые могли бы подтолкнуть события в «неверном» направлении.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Крайне сложную политическую ситуацию до предела обострил и кризис национальных отношений, приведший в конечном итоге к распаду СССР. Первым проявлением этого кризиса стали события в Казахстане в конце 1986 года. В ходе горбачевской «кадровой революции» был смещен первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев и заменен русским по национальности Г.Н. Колбиным. Это вызвало яростные демонстрации протеста в Алма-Ате. Г.Н. Колбина вынуждены были снять и заменить Н.А. Нузарбае–вым.

В 1988 году начался конфликт между двумя Кавказскими народами – армянами и азербайджанцами – из-за Нагорного Карабаха, территории, населенной армянами, но входившей на правах автономии в состав Азербайджана. Армянское руководство потребовало присоединение Карабаха к Армении, то есть изменения границ внутри СССР, на что московское руководство естественно пойти не могло. Конфликт вызвал вооруженные столкновения и страшный антиармянский погром в г. Сумгаите. Для предотвращения резни в г. Баку и Сумгаит были введены войска – что привело к недовольству позиций Москвы как азербайджанцев, так и армян.

Сепаратисткое движение разгорелось и в прибалтийских республиках. После опубликования секретного дополнительного протокола к пакту Молотова–Риббентропа вхождение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР стало однозначно рассматриваться большинством населения этих республик как оккупация. Сложились народные фронты радикально-националистического направления, выступавшие под лозунгами политической независимости. Опубликование этих же протоколов вызвало массовое движение в Молдавии за возвращение Бессарабии Румынии, усилило сепаратистские тенденции на Украине, в первую очередь, в ее западных областях.

Все эти факторы еще не ставили под угрозу существование Союза. Уровень экономической интеграции между республиками был чрезвычайно высок, было невозможно представить себе их существование по отдельности. Существовала единая армия, единая система вооружений, в том числе ядерных. Кроме того, в результате миграционных процессов в СССР не было ни одной республики, однородной в национальном отношении, на их территориях проживали представители самых разных национальностей и разделить их было практически невозможно.

Но, с нарастанием экономических трудностей, тенденция к сепаратизму усилилась. В результате в любой области – русской или нерусской – появилась и стала пробивать себе дорогу мысль о том, что центр обирает территории, тратя деньги на оборону и на удовлетворение нужд бюрократии, что каждая республика жила бы значительно лучше, если бы не делилась с центром своими богатствами.

В ответ на сепаратистские тенденции быстро стал распространяться русский национализм. Русские, в ответ на обвинение в эксплуатации других народов, выдвинули лозунг об ограблении России республиками. Действительно, Россия производила в 1990 г. 60,5% валового национального продукта СССР, давала 90% нефти, 70% газа, 56% угля, 92% древесины и т. д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик. Первым эту мысль сформулировал А.И. Солженицын. В письме «Как нам обустроить Россию?» он призывал русских предоставить другие народы СССР собственной судьбе, сохранив союз только с Украиной и Белоруссией – славянскими народами.

Этот лозунг был подхвачен Б.Н. Ельциным и активно использован им в борьбе против «центра». Россия – жертва Советского Союза, «империи». Она должна добиться независимости, уйти в свои границы (Московское княжество?). В этом случае, благодаря своим природным богатствам и таланту народа, она быстро достигнет процветания. Тогда другие республики станут стремиться к интеграции с новой Россией, так как в одиночку существовать просто не смогут. Советский Союз становился основной мишенью критики.

Б.Н. Ельцин призвал все республики «брать столько суверенитета, сколько хотят и могут удержать». Позиция российского руководства и парламента, провозгласивших курс на независимость, сыграло решающую роль в развале СССР – Союз мог выжить без любой из других республик, но без России никакого Союза существовать не могло.

Став председателем Верховного Совета РСФСР, Б.Н. Ельцин провозгласил суверенитет России и верховенство российских законов над союзными, что свело власть союзного правительства фактически к нулю.

Между тем, нарастание кризиса в национальных отношениях продолжалось. В апреле 1989 г. в Тбилиси армия открыла огонь по толпе демонстрантов, пытавшихся ворваться в правительственные здания. Приказ об использовании войск для разгона демонстрации отдали местные власти, но гнев и ненависть населения была направлена против Москвы. В Узбекистане, в ферганской долине, начались стычки местного населения с турками-месхетинцами, переселенными туда в годы сталинских репрессий. Появились первые потоки беженцев из Узбекистана, Азербайджана, Армении.

Наконец, 12 января 1991 года в литовской столице Вильнюсе армия открыла огонь по демонстрантам, взявшем под защиту местное телевидение, выступавшее с призывами к независимости. Эти события фактически привели к отделению прибалтийских республик и резкому падению авторитета М.С. Горбачева, на которого была возложена вся ответственность за расправу.

В этих условиях М.С. Горбачев организовал в стране референдум о будущем Союза. Идея обращения к народу была чрезвычайно удачной – свыше 70% населения, участвовавшего в голосовании (не приняли участия прибалтийские республики, грузины и молдаване), высказалось за сохранение Союза, реформированного на демократической основе. Это позволило М.С. Горбачеву начать переговоры с руководителями республик о государственных формах будущего объединения.

В России одновременно с референдумом о сохранении Союза был проведен второй референдум – об учреждении должности президента. В июне 1991 г. были проведены всенародные выборы президента РСФСР. С сокрушительным перевесом их выиграл Б.Н. Ельцин, набрав 57% голосов. Его главный соперник, бывший Председатель Совета Министров Н.А. Рыжков, получил лишь 17% голосов. Вице-президентом был избран полковник А.Н. Руцкой, герой Афганистана, чрезвычайно популярный в стране. Руцкой был членом ЦК Компартии России. Поддержав Ельцина, он обеспечил ему поддержку значительной части коммунистов. День 12 июня был объявлен всенародным праздником – Днем независимости России.

Вслед за Россией посты президентов были введены в большинстве союзных республик. Выборы выиграли представители тех сил, которые выступили под лозунгом независимости от центра. Стремясь любой ценой остаться у власти, национально-патриотические лозунги выдвигали представители национально-партийной номенклатуры (Л.М. Кравчук, А. Бразаускас и др.).

Б.Н. Ельцин принял участие в переговорах о будущем Союза. В результате этих переговоров был подписан, так называемый, Ново-Огаревский документ. Согласно этому договору признавались суверенитет и независимость каждой отдельной республики. Центру делегировались полномочия в области обороны, внешней политики, координации экономической деятельности.

Тожественное подписание договора было назначено на 20-е августа 1991 года. Однако 19 августа произошли события, коренным образом изменившие положение. Подписание нового договора означало ликвидацию ряда единых государственных структур (единого МВД, КГБ, армейского руководства). Это вызвало недовольство консервативных сил в руководстве страны. В отсутствие президента М.С. Горбачева в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других деятелей. ГКЧП объявил о введении в стране чрезвычайного положения, приостановил деятельность политических партий (за исключением КПСС), запретил митинги и демонстрации. Руководство РСФСР осудило действия ГКЧП, как попытку антиконституционного переворота. Десятки тысяч москвичей встали на защиту Белого Дома – здания Верховного Совета России. Уже 21 августа заговорщики были арестованы, М.С. Горбачев возвратился в Москву.

Августовские события коренным образом изменили соотношение сил в стране. Б.Н. Ельцин стал народным героем, предотвратившим государственный переворот. М.С.Горбачев потерял практически всякое влияние. Б.Н. Ельцин один за другим брал в руки рычаги власти. Был подписан его указ о запрете КПСС, руководство которой обвинили в подготовке переворота. М.С. Горбачев вынужден был согласиться с этим, подав в отставку с поста Генерального секретаря. Началось реформирование структур КГБ.

М.С. Горбачев пытался начать новые переговоры с республиками, но большинство их руководителей после событий августа 1991 г. отказались от подписания договора. На Украине был проведен новый референдум, на котором большинство населения высказалось за независимость.

Последний удар по Союзу был нанесен в декабре 1991 года, когда руководители России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.Ю. Шушкевич, не ставя в известность М.С. Горбачева, собрались в Беловежской Пуще под г. Минском и подписали соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и ликвидации Союза СССР. Вместо СССР провозглашалось создание содружества независимых государств – объединения, статус которого до настоящего времени не определен. К соглашениям было предложено присоединиться президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. По его инициативе в Алма-Ате было проведено совещание глав республик, на котором в состав СНГ вошли Казахстан, республики Средней Азии и Азербайджан.

Ликвидация СССР автоматически означала ликвидацию органов бывшего Союза. Был распущен Верховный Совет СССР, ликвидированы союзные министерства. В декабре 1991 г. ушел в отставку с поста президента М.С. Горбачев. Советский Союз прекратил существование.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

межнациональный кризис противоречие перестройка

С началом перестройки в национальном самосознании народов России происходит серьезные изменения. Сепаратистские настроения в балтийских республиках, Грузии, Молдове, принятии в них дискриминационных законов о языке, желание возложить на россиян вину за все ошибки и просчеты союзного центра содействовали формированию у части населения республики национал-патриотических настроений. Процесс национального самоутверждения российских народов носил в своей основе защитный характер. На этой волне порождаются самые различные общественные организации - от крайне правых до крайне левых.

Серьезные изменения в общественном сознании российских народов, быстрая его деидеологизация, возникновение национальных и религиозных чувств заставили политические силы в Российской Федерации воспользоваться наиболее популярными идеями национально-патриотического движения.

Компартия РСФСР, взяла на вооружение концепцию российского суверенитета.

Демократические силы России, включая МДГ и Демплатформу в КПСС до начала 1990 г. окончательно не разделяли идеи суверенизации РСФСР, справедливо считая, что они опасны для России, с ее «матрешечной» внутренней структурой. Но при резком всплеске национальных чувств российских народов демократы широко использовали в предвыборной борьбе идею российского суверенитета, провозглашая духовные и культурные традиции.

Цель данной работы рассказать об условиях и причинах развития межнациональных отношений в СССР в годы Перестройки, а также показать какие меры государством принимались для решения данной проблемы.

1. Межнациональные отношения во 2 - о й половине 80 - х гг .

1.1 Обострение межнациональных отношений в период перестройки

Перестройка, возглавляемая М.С. Горбачевым и стоящей за ним группой реформаторов, обнажила ряд противоречий. Среди них межэтнические противоречия были далеко не последними.

Говорить о том, был ли Советский Союз империей, продолжает оставаться открытым, тогда как экономической помощи со стороны центра национальным окраинам, поддерживалась интернационализмом и понятием «дружбы народов». В следствии чего в советский период межнациональная вражда была очевидна, более того, эта вражда постоянно перерастала в открытые конфликты.

Ситуация удерживалась под контролем по ряду следующих причин, а именно великая народная революция 1917 года выдвигала лозунги как социального, так и национального освобождения, которые не могли не найти поддержки в многонациональной стране. Во-вторых, центр помогал «национальным окраинам» постоянную экономическую помощь, что приводило к экономическому росту и подъему материального благосостояния. В-третьих, многие народы получили символы национальной государственности, что помогло образовать национальную политическую элиты. В-четвертых, при помощи Центра вырос общеобразовательный и культурный уровень населения, что привело к увеличению в стране интеллигенции. В-пятых, введенный в стране режим тоталитаризма пресекал какую либо деятельность.

При попытке перехода из данного режима на другую ветвь власти изъяны системы тут же обнажаются. Так было и в межнациональных отношениях. Сделав шаг на переход к демократизации и гласности, этнополитические конфликты стали реальностью.

Мнение о том, что советское руководство не видело всей глубины и масштабности межнациональных проблем, заблуждение. Первоначально отношение к межнациональным проблемам все же было и выражалось в том, что этнонационализм не только отвлекает от решения социальных проблем, но и противостоит им. Наращивая темпы перестройки советский лидер стремился к единому рыночному пространству, управляемому из единого центра. Он хотел увеличить гражданские права, а не передать гражданские отношений из под контроля союзного центра на уровень региональной бюрократии.

М.С. Горбачев думал, что национальный вопрос создается искусственно, на уровне регионов. В данном вопросе он частично был прав, так как представители региональной бюрократии видели в «перестроечных» реформах угрозу их положению.

Правильно оценив ситуацию, Горбачев не просчитал действие других обстоятельств, «работавших» на разжигание межнациональной напряженности. Это показало решение сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС, посвященного межнациональным отношениям. Руководству КПСС было очевидно, что традиционное массированное использование военной силы, даже подавив массовые национальные движения на окраинах, разбудят диктатуру в центре и приведут к краху реформ. Проблема была не в том, чтобы пресекать массовые национальные движения, а чтобы направлять их в нужное русло, чего руководству КПСС достичь не удалось.

До 1989 г. еще было время решить возникшие проблемы территориального разногласия путем проведение серии референдумов на местах, на что М.С. Горбачев, не пошел. Он хотел в борьбе с республиканской бюрократией опираться на автономии, увеличив их полномочия. Но полностью изменить их полномочия он не решился, чем и вызвал недоверие уже и с их стороны.

1. 2 Кризис межнациональных отношений

Период с мая 1989 г. по декабрь 1991 г. был временем распада советской системы. За шесть лет перестройки поставленные перед ней цели не были достигнуты. Власть запаздывала с решением возникавших вопросов. Тяжелыми последствиями для советской системы и советской государственности были ее бездействие и нерешительность в национальном вопросе.

С середины 1987 г. с повестки дня Политбюро не уходил вопрос о межнациональных отношениях, в свою очередь на заседаниях было видно открытое стремление «оставить проблему на усмотрение жизни и истории», как это было с возвращением крымских татар на историческую родину. События в Нагорном Карабахе в конце 1988 г., когда Армения и Азербайджан оказались на грани войны друг с другом из-за спора об административной принадлежности этой территории, показав отсутствие идей, неспособность партии защитить интересы Союза.

Тлевшие десятилетиями межнациональные конфликты стали разгораться. Чем больше центр делал уступок, тем решительнее становились требования республик по расширению их прав и изменению форм советской федерации. Не целесообразным оказалось решение проблемы силовыми методами, на использовании которых первоначально настаивала консервативная часть Политбюро. Применение войск в ночь на 9 апреля 1989 г. для «вытеснения» демонстрантов с площади перед Домом правительства в Тбилиси привело к гибели 16 человек, несколько сотен было ранено.

Вооруженное противодействие федеральной власти уже не могло остановить начавшийся процесс межнациональный конфликт.

1.3 Причины обострения национальных противоречий во 2 - й половине 80 - х гг .

Во 2-й половине 80-х гг. в стране накаляются национальные противоречия, увеличиваются сепаратистские настроения. Местные лидеры и элиты стремятся к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. В связи с быстро ухудшающейся экономической ситуацией в стране возникает протест в форме национальных движений. Постепенно это выражается в боре против федеральной власти, которая сравнивалась с Россией. В ряде республик (Эстония, Латвия, Армения, Грузия) родились Народные фронты. В течении 1989-1990 гг. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, приняли декларации о национальной независимости. национальный вопрос стал инструментом борьбы за власть.

Конституция не действовала на большей части территории страны. Президент СССР все больше терял власть и уже не являлся единственным президентом в стране, так как было еще 15 президентов и глав республик. КПСС потеряла свою руководящую роль. В сложившемся шатком положении и нарастании центробежных сил одной из главных задач стало реформирование СССР и заключение нового союзного договора между республиками.

С нарушением политических и экономических связей между республиками, имевшие долгие исторические и культурные традиции, ухудшились межнациональные отношения, что привело к обострению конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, (позднее и Абхазией), Ингушетией и Северной Осетией и т.д.) Возникла проблема беженцев. Положение русского язычного населения в национальных республиках ухудшилось.

2. Пути решения межнациональных отношений

2.1 Кризис вооруженных сил СССР

Острой стала проблема этнического состава Вооруженных Сил. Республики, ставшие независимыми и взявшие курс на создание своих армий, одна за другой приняли решение, что их призывники должны служить в своей стране. Становление Вооруженных Сил в более или менее моноэтническая становление не происходит в течение недели или месяца. Много русских, узбеков, казахов служило на Украине, украинцев в России. Это были и солдаты и офицеры. Для кадровых военных это ситуацию создала проблемы с жильем, в новой независимой стране, в которой они служили, но которая для них стала чужой. В результате им стало не до выполнения приказов новых гражданских руководителей. События в Чечне в ноябре 1991 года в живую показали отсутствие на территории СССР боеспособных частей.

Парламент Чеченской республики, во главе с президентом республики Д. Дудаевым издал указ о государственной независимости республики и о создании национальной гвардии. Части российского ОМОНа заняли здание Телевидения в Грозном, но 5 ноября 1991 года национальная гвардия заставила омоновцев оставить здание. 8 ноября 1991 года Б. Ельцын издал Указ «О введении в Чечено-Ингушетии чрезвычайного положения. Его идея провалилась. Прилетевшие на аэродром в Ханкале самолеты со спецназом были блокированы сторонниками чеченского суверенитета. 10 ноября 1991 года исполком ОКЧН прекратил отношение с Россией превратив Москву в «зону бедствия». 11 ноября сессия Верховного Совета РСФСР проголосовала против Указа «О введении в Чечено-Ингушетии чрезвычайного положения». Круг замкнулся.

За не имением в стране армии и органов правопорядка дело не остановилось. У страны не стало охраняемых границ и таможни. Украинские власти после провала августовского путча взяла под свой контроль пограничные войска, расположенные на ее территории. Также поступили Литва, Эстония, Латвия при этом солдаты и офицеры, которые уже не являлись гражданами данных республик, не могли покинуть страну, так как являлись еще военнослужащими. Решение межнационального конфликта федеральными властями, только еще больше накалило межнациональные отношения внутри уже провозгласивших себя суверенными республиках.

2.2 Становление межнациональных отношений в Российской федерации

Новая Конституция России установила основные признаки федеративного устройства страны: ее государственную целостность, разделение полномочий между органами власти в центре и на местах, равноправнее субъектов Федерации, а также признаки равенства и самоопределения народов Российской Федерации.

Законодательные органы республик, краев и областей сильно различались по своему правовому статусу, компетенции и даже по названия. В следствие чего, образование национально-государственного устройства России во многом происходило спонтанно, под воздействием непрерывного «торга» центра и регионов по вопросам полномочий и распределения доходов.

Слабость государственной власти, вынуждена была идти на подписание особых двухсторонних договоров с субъектами Федерации, которые были наиболее богатыми по своим ресурсам этническими республиками. Так Татарстану перешли основные федеральные функции, как защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление или лишение гражданства республики и т.д., что позволило гражданам являющимся не коренными жителями данных республик (т.е. рожденными в них), после изучения национального языка принять гражданство республики и тем самым решить межнациональный вопрос в данной республике. В дальнейшем такие договора были подписаны и с другими республиками, которые вышли из состава СССР.

Основной и самый большой межнациональный вопрос который остался не решенным это был «замкнутый круг» Чечено-Ингушетии, где притеснение граждан не одной с ними религии шло в полной силе.

В конце1994 года российское руководство попыталось разрубить «чеченский узел». За три года с момента прихода к правлению Д. Дудаева Чечня превратилась в опасный источник сепаратизма на Северном Кавказе. Призывы Д. Дудаева к созданию «общего кавказского дома народов» вне России грозило повторным переделом пространства. Чеченский сепаратизм грозил подорвать едва наметившееся согласие между центром и регионами.

Раздувание межнациональных распрей на территории «ичкерии» Д. Дудаевым заключалось в изгнании «неверных». Закрывались русскоязычные школы. Под давлением угроз, а иногда и насильственных мер (таких как убийство) власть заставляла граждан бросать свои дома и переселяться в другие регионы страны. На почве чего межнациональный конфликт рос, а не затихал, как это было в других республиках, которые смогли утвердить свое положение и выйти из состава государства.

Эта тактика принесла свои плоды. «Независимая республика Ичкерия» находилась на грани социального взрыва, когда «брат» шел на «брата», «сын» на «отца».

Попытка власти в лице президента Б. Ельцина провести 10 декабря 1994 года операцию по восстановления суверенитета на территории Чеченской республики понесло поражение. Неожиданностью для политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. Но главное, правильно играя на национальных чувствах и выставляя Россию врагом чеченского народа, Дудаеву удалось переманить на свою сторону население Чечни, которое ранее сохраняло нейтралитет. Большая часть населения Чечни восприняла появление федеральных войск в 1994 году как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.

В итоге операция проводимая федеральными властями по восстановлению законности и сохранения единства России, обернулось для страны кровопролитным конфликтом в нутрии страны на долгие годы.

Заключение

История страны периода «перестройки», перехода от социализма к демократии закончилась «распадом» СССР. Что в очередной раз показало, что в такой мононациональной стране как Россия, власть в первую очередь должна думать о народе, который населяет земли.

Годами люди жили «одной семьей», переезжали на новые места жительства, осваивали новые участки «необъятной» страны.

С переходом на новую ветвь власти, федеральные органы не были подготовлены к тому, что в свете проводимых реформ, республики входившие в состав СССР заходят стать самостоятельными.

Долгие годы навязывания одной системы правления, не позволение общаться на своем родном языке, изучать свой родной язык, притеснение и изгнание (как это было с чеченским народом) привело к межнациональному кризису в пределах одной страны.

Экономический кризис, лишь укрепил в народе веру неспособность государства поддержать свой народ.

Стране понадобились долгие годы, чтобы урегулировать данный межнациональный вопрос в рамках своей страны, позволив ее регионам общаться на своем родном языке, тогда как ранее в стране был единый язык общения. Соблюдать обычаи и почитать свою религию.

При этом сказать, что данный вопрос полностью закрыть нельзя, так как стране еще есть «недовольные» властью, которые проводят пропаганды по разжиганию межнациональных распрей, чего в полной мене не возможно избежать в столь много национальном государстве как бывший СССР и настоявшая Россия.

Список литературы

1. Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. - СПб.: Норма, 2009. - 336 с.

2. Крючков В.Н. Отечественная история. Краткий курс: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 - 304 с.

3. История России с древнейших времен до наших дней: И90 учеб./ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проект, 2012. - 768 с.

4. Шарафулин М.М. Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения // Проблемы образования, науки и культуры. М., 2006, Политика и международные отношения. Выпуск 20

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины глубокого кризиса культуры в 90-е годы ХХ века. Новые тенденции культурной жизни в период перестройки. Школьная реформа 1980-90 гг. Проявления кризиса фундаментальной и прикладной науки. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы.

    реферат , добавлен 28.04.2010

    Основные причины и цели перестройки. Основные события в период перестройки и движения. Реформы, проведённые в ходе перестройки Горбачевым: антиалкогольная, экономическая, в политической системе СССР. Кризис власти, распад СССР и образование СНГ.

    реферат , добавлен 01.03.2009

    Необходимость и причины перестройки. Курс на ускорение, реформирование существующей системы. Смягчение цензуры над средствами массовой информации. Результаты экономической реформы. Распад СССР и коммунистической системы. Последствия перестройки.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2012

    Анализ социально-экономического и политического развития СССР и России в 80-90-е годы ХХ века. Причины, которые побудили М.С. Горбачева начать процесс по внедрению "перестройки". "Период бурь и натиска" - новое видение современного мира. Распад СССР.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Состояние военно-промышленного комплекса СССР в 80-е годы ХХ в., его влияние на экономику страны. Предпосылки осуществления, цели и результаты перестройки. Анализ последствий распада СССР, его место в формировании новой российской государственности.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Суть перестройки и ее основные идеи. Создание института профессионального парламентаризма, как важный реформаторский шаг. Внутренняя политика СССР в годы перестройки и смены власти. Экономический кризис как последствие "перестройки" и всеобщий дефицит.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2014

    Предпосылки проведения реформ М.С. Горбачёва. Причины неудач и стихийности социально-экономических и политических реформ в СССР, основные направления внешнеполитического курса. Оценка последствий "перестройки" в контексте современного развития России.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2010

    Основные причины, цели, замыслы и результаты перестройки, необходимость перемен в СССР. Реформы политической и экономической системы СССР: гласность и многопартийность. Повседневная жизнь в период "перестройки". Кризис власти и распад Советского Союза.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2014

    Причины и цели перестройки, курс на социально-экономическое и политическое обновление страны. Основные лозунги реформ М.С. Горбачева: "гласность", "ускорение", "перестройка". Итоги и последствия распада Советского союза. Причины неудачи модернизации.

    реферат , добавлен 10.02.2015

    Перестройка как название совокупности политических и экономических реформ, проводившихся в СССР в 1986-1991 годах. Основные события перестройки. Реформы в экономике, формирование многопартийной системы и тенденции перестройки. Причины неудач перестройки.

Политика перестройки и гласности, объявленная руководством страны во главе с М. С. Горбачевым, привела с середины 80-х гг. к резкому обострению межнациональных отношений и подлинному взрыву национализма в СССР. В основе этих процессов лежали глубинные причины, уходящие корнями в далекое прошлое. Еще в условиях брежневской парадности и показухи кризисные явления в сфере межнациональных отношений в 60-70-е гг. постепенно набирали силу. Власти не занимались изучением межэтнических и национальных проблем в стране, а отгораживались от действительности идеологическими установками о "сплоченной семье братских народов" и созданной в СССР новой исторической общности - "советском народе" - очередными мифами "развитого социализма".

С середины 80-х гг. в рамках процесса демократизации межнациональные проблемы в СССР, по сути, выдвинулись на передний план. Одним из первых грозных признаков дезинтеграционных процессов и проявлений национал-сепаратизма стали волнения в Средней Азии, вызванные чистками партийного руководства брежневского призыва, обвиненных в мздоимстве и коррупции. Когда на смену Д. А. Кунаеву в Казахстан в качестве лидера республики был прислан В. Г. Колбин, развернувший кампанию по укреплению "социалистической законности" и борьбе с проявлениями национализма в республике, в ряде городов вспыхнули настоящие бунты. Они происходили под национал-исламистскими лозунгами, и основными их участниками были представители молодежи. В декабре 1986 г. в Алма-Ате в течение трех дней происходили крупные волнения, которые удалось "умиротворить" лишь с помощью ввода войск. Впоследствии (1987-1988 гг.) крупные столкновения на национальной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами, вспыхивали в Фергане (против турок-месхетинцев) и в Ошской области (против обосновавшихся здесь выходцев с Кавказа).

Поначалу национальные движения в советских республиках действовали в рамках возникших в этот период народных фронтов. Среди них наибольшей активностью и организованностью отличались народные фронты республик Прибалтики (уже 23 августа 1987 г. в связи с 48-й годовщиной "пакта Риббентропа- Молотова" состоялась акция протеста). После начала политической реформы в СССР, когда благодаря изменениям в избирательной системе были проведены альтернативные выборы депутатов возрожденных съездов народных депутатов СССР, народные фронты Литвы, Латвии и Эстонии, а также Армении и Грузии продемонстрировали, что их кандидаты пользуются значительно большим доверием и популярностью среди избирателей, нежели представители партийно-государственной бюрократии. Таким образом, альтернативные выборы в высшие органы власти СССР (март 1989 г.) послужили важным толчком для начала "тихой" массовой революции против всесилия партийно-государственного аппарата. По всей стране росло недовольство, проходили стихийные несанкционированные митинги со все более радикальными политическими требованиями.

Уже на следующий год в ходе выборов народных депутатов в республиканские и местные органы власти стабильное большинство в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии и Молдавии получили национально-радикальные силы, оппозиционно настроенные по отношению к-КПСС и союзному Центру. Они теперь открыто заявляли об антисоветском и антисоциалистическом характере своих программных установок. , В условиях все более нараставшего социально-экономического кризиса в СССР национал-радикалы выступали за осуществление полного государственного суверенитета и проведение кардинальных реформ в экономике уже вне рамок общесоюзного государства.
Наряду с национал-сепаратизмом союзных республик набирало силу национальное движение народов, имевших статус автономий в составе СССР. В связи с тем, что малые народы, имевшие статус автономных республик, или этнические меньшинства, находившиеся в составе союзных республик, в условиях принятия курса на обретение государственного суверенитета республиканскими титульными нациями испытывали давление своеобразного "малодержавия", их национальное движение носило как бы оборонительный характер.

Союзное руководство они рассматривали в качестве единственной защиты от экспансии национализма республиканских этнонаций. В основе межэтнических конфликтов, резко обострившихся в условиях перестройки, лежали глубокие исторические корни. Одним из первых переломных моментов в перестроечном процессе весной 1988 г. стал карабахский кризис. Он был вызван решением вновь избранного руководства автономной Нагорно-Карабахской области о выходе из состава Азербайджана и переходе карабахских армян под юрисдикцию Армении. Нарастающий межэтнический конфликт вскоре вылился в длительное вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. В это же время волна этнического насилия охватила и другие регионы Советского Союза: ряд республик Средней Азии, Казахстан. Произошел очередной взрыв абхазо-грузинских противоречий, а затем последовали кровавые события в Тбилиси в апреле 1989 г. Помимо этого, активизировалась борьба за возвращение на исторические земли репрессированных в сталинские времена крымских татар, турок-месхетинцев, курдов и немцев Поволжья. Наконец, в связи с приданием статуса государственного языка в Молдавии румынскому (молдавскому) языку и переходом на латинскую графику вспыхнул приднестровский конфликт. Его своеобразным отличием явилось то, что в качестве малого народа выступило население Приднестровья, на две трети состоящее из русских и украинцев.

На рубеже 80-90-х гг. бывшие союзные республики не только прекратили функционировать как единый народнохозяйственный комплекс, но зачастую не только по экономическим, но и по политическим мотивам блокировали взаимные поставки, транспортное сообщение и т. п.

Трагические события в Вильнюсе и Риге в январе 1991 г. подтолкнули М. С. Горбачева и его соратников из числа реформаторов в союзном руководстве на организацию всесоюзного референдума о сохранении СССР (референдум состоялся 17 марта 1991 г. в 9 республиках из 16), На основании положительных результатов всенародного голосования состоялась встреча с руководителями России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана, которая завершилась подписанием "Заявления 9 + I", в котором декларировались принципы нового Союзного договора. Однако процесс формирования обновления Союза суверенных государств был прерван августовским путчем.