Новая жизнь начинается. Под покровом Божией Матери

«Воздаяние же бывает уже не добродетели и не
труду ради ее, но рождающемуся от них смирению».
Исаак Сирин

Зачем, с какой целью создается сестричество?
- В чем смысл сестринского служения?
- В чем заключается результат наших трудов в Церкви?

Это очень серьезные вопросы, к ответам на которые мне как священнику и духовнику удалось подойти далеко не сразу, потребовались годы жизнедеятельности нашего сестричества.

Реакция на боль

Изначально, мне кажется, любая сестринская организация создается как реакция на человеческую боль, одиночество, просьбу о помощи, когда священник бросает клич среди сердобольных жен и создает приходскую группу милосердия.

Но в любом деле важно ясно понимать цель: ЗАЧЕМ я это делаю? Точно, что это не просто деятельность ради деятельности. Работа без цели - это обыкновенный лошадиный труд. Лошадка работает, много человеку помогает и потом умирает, выполнив достойно свою лошадиную цель. Но человек ведь не лошадь, у него есть конкретная цель в жизни.

Если бы меня сейчас спросили: какая цель вашего сестричества, - по прошествии 15 лет с его образования - я бы ответил, что цель сестричества - это создание особых условий для спасения души сестер посредством церковного социального служения.

Да, жизнь человека должна быть все время подвигом. Невозможно спасти душу, живя в комфорте. Кофморт - это состояние смерти, когда человек абсолютно адаптирован к среде. Это состояние покойника, которому ни холодно, ни жарко.

Для того, чтобы помочь желающим спастись, необходимо создать условия выхода из зоны комфорта. Так вот сестричество - это шаг из ряда вон. Когда христианка осознанно - не на эмоции, не на вдохновении, не на административном воздействии на нее настоятеля или духовника - принимает решение о готовности служения сестры милосердия.

Принятие креста

Сестра берет на себя крест. Во-первых, перед Богом. Это ответственность и, в каком-то смысле, долг. Человек обязательно должен возвращать то, что ему дано. Дано от Бога в виде талантов, от родителей, от учителей и наставников. Способность возвращать долг - это характеристика зрелости. Зрелый человек переходит из позиции «дай» в готовность отдавать.

«Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16:24).

Крест, который берет на себя сестра, становится заметен перед Богом. Дела милосердия, совершаемые ради Христа, это возможность стяжать сугубую благодать Духа Святого.

Крест становится заметен и дьяволу, который боится креста и не хочет, чтобы человек нес крест за Христом. Поэтому сестра испытывает дополнительные искушения от родных, обстоятельств жизни, нередко бывают сложности со здоровьем. И это также часть креста.

Наконец, крест заметен и людям. Когда сестра милосердия заходит в палату к больному, на нее смотрят как на присутствие Церкви. Человек не размышляет, что это за женщина, медицинская ли это сестра, он видит облачение сестры милосердия и понимает: к нему пришла Церковь.

О выгорании

Когда на сестру возлагают плат с крестом, с ней происходит психологическая деформация, которая проявляется в различных неоправданных ожиданиях - милосердия и любви, кротости и смирения, бескорыстности и самоотверженности. Но где взять все эти качества, когда их нет? Как соответствовать всем ожиданиям?

Не так давно в нашем языке появилось выражение «синдром профессионального выгорания», который характеризуется эмоциональным истощением, равнодушием к своей деятельности и формализацией своего служения. Его ввел в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденберг. Об этом часто приходится слышать: «человек выгорел», то есть потерял внутреннее горение.

В Священном Писании есть такая причта, которая тоже нам повествует о выгорании. Было 10 дев, пять мудрых, пять - юродивых. И те, и другие со светильниками ждали Жениха, Который задерживался. Мудрые запасли елей в дополнительных сосудах, а юродивые из-за погасших без елея светильников остались за дверями брачного чертога, за дверями Царствия Небесного.

Так вот сосуд - это наша душа. Чем же горит наша душа, чем живет, что нужно запасать, иметь при себе, чтобы огонь души не погас? Елей - это благодать и энергия Духа Святого Божия.

Если крест будет брошен хотя бы за пять минут до финиша, то все дело жизни потеряется. Не будет награды. И вот этот духовный закон нужно помнить всегда.

На самом деле, светильники души выгорают у всех: огонечек горит, масло расходуется. Но мы должны всегда помнить, что дожидаются Жениха те, кто разумно запасает елей в постоянном режиме. Кто не оставляет благодатной жизни, понимая, что душу нужно не только отдавать, ее необходимо и питать. Это важнейшее условие заботы духовника о своих сестрах. Чтобы елей в сосудах их души был постоянно восполняем. Это принципиальное условие.

О правильной мотивации на пути к смирению

Здесь еще нужно обязательно сказать о мотивации. Потому что неправильная мотивация приводит к разочарованию. Если человек пришел в социальное служение с мыслью всех спасти, или всех полюбить, или всем послужить, или послужить Церкви, то рано или поздно он понимает, что любить не может, что не хватает ни терпения, ни элементарной собранности, что не всегда служение бывает по душе.

Часто бывает усталость, периоды уныния и меланхолии. Бывает огорчение от неблагодарности. Далеко не каждое доброе дело вознаграждается благодарностью и приветливостью пациентов, больных людей. Бывает откровенное хамство и презрение. Соприкасаясь с этим человеческим, сестра может надорваться. Так какая должна быть установка? Напоминаю, что искомый плод - это смирение.

Авва Дорофей говорит, что «путем же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно». Когда я впервые прочел эти слова, мне было сложно понять, что значит физические труды, совершаемые в разуме. И я нашел ответ в словах святителя Игнатия Брянчанинова, который поясняет этот момент.

Вот он: когда человек несет свое служение с мыслью, что это покаянная епитимья за его прежние беззакония, грехи, что он несет перед Богом искупительный труд, тогда у него правильная мотивация. И когда у него возникают трудности в служении, он понимает, что «достойное по грехам своим приемлет».

А когда человека хвалят, целуют ему ручки, он понимает, что это не ему, что он ничего выдающегося не делает, помня слова Христа: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать». (Лк, 17:10). И эта мысль сохраняет от самообольщения и самодовольства.

Спасительный режим

То состояние души или некоторое ее повреждение, которое мы называем унынием или меланхолией, очень часто возникает из-за того, что мы нарушаем режим.

Бог установил в мире законы порядка и гармонии. Наш Бог - это Бог порядка. Хаос - это от лукавого. В жизни все должно быть по порядку. Наш организм работает по определенным законам. Если они нарушаются, то возникают сбои со здоровьем, с самочувствием. Во вселенной все работает по четкому режиму. И в жизни человеку очень важное внимание нужно уделять режиму.

Поскольку человек трехсоставен - тело, душа и дух, то и режим должен включать всего человека. Если говорить о духовном порядке, есть несколько фундаментальных камней в основании духовной жизни.

Первое. Необходимость жить в режиме церковных таинств. Регулярность вкушения благодати Божией посредством таинств постоянно восполняет елеем оскудевающий светильник. Регулярность исповеди и причастия положена святыми отцами в среднем один раз в две недели. Важно осознанно, вдумчиво, без суеты приступать к Святой Чаше.

Когда человек несет свое служение с мыслью, что это покаянная епитимья за его прежние беззакония, грехи, что он несет перед Богом искупительный труд, тогда у него правильная мотивация. И когда у него возникают трудности в служении, он понимает, что «достойное по грехам своим приемлет».

Важнейшим фактором духовного здоровья является режим предстояния перед Богом: шесть дней делай дела свои, а седьмой - Господу Богу Своему. Это наш долг вставать перед Богом в седьмой день. Это не рекомендация, это не «если хотите», это закон! Потому что Господь знает важность и необходимость этого предстояния для нормальной жизнедеятельности души человека.

Еще один долг - обязательный личный молитвенный труд. Каждый день вставать перед Богом утром и вечером. Минимум 20 минут для молитвенного правила нужно находить, при чем относиться к этому добросовестно, хотя бы как к работе. Приходя на работу, мы стараемся трудиться, не халтуря. Богу нужно работать без халтуры. Если ты встал на 20 минут, то собери ум, сердце, внимание, чувства, настройся на предстояние перед Богом. Без зевоты, без качания, без вертения головой.

Следующее духовное упражнение - это обязательное чтение Священного Писания и святых отцов. Это то, что поддерживает ревность, горение огня душевного.

И последнее, что можно положить в порядок духовного режима - это периоды постов. Очень важно быть в церковном режиме поста, держать связь со Христом через среду и пятницу. Пост в эти дни - это ваше личное отношение ко Христу. Если для меня важен Христос, эти дни я буду внимательно проводить в воздержании языка, глаз, лишних увеселений, чрева. Это важное условие духовной жизни.

О телесном

Что касается телесного режима, важно понимать, что наше тело - это очень органичный инструмент для помощи нашей душе. Наше тело должно быть в порядке. Один спортсмен как-то поделился своим наблюдением, задав вопрос: а где у человека находится гормон радости? Оказывается, в икрах.

Человек, для того чтобы чувствовать себя душевно хорошо, должен прилагать физический труд, как минимум ходить в течение дня 7-10 км. Поэтому полезно планировать свой маршрут таким образом, чтобы 40 минут утром и вечером ходить пешком. Очень важен режим питания и сна, и об этом тоже нельзя забывать. Для взрослого здорового человека требуется как минимум семичасовой сон. Очень часто предшествует выгоранию элементарные нарушения правил заботы о своем душевном и телесном режиме. И одна из задач духовника за этим внимательно следить.

Важнейшим фактором духовного здоровья является режим предстояния перед Богом.

Без послушания нет смирения, без смирения нет спасения

У духовников греческой церкви встречается такая мысль: лучше поссорится с Богом, чем с духовником. Удивитесь почему? Потому что с Богом может примирить духовник, а кто примирит с духовником, если с ним поссоришься? И дьявол знает это важнейшее духовное условие, что человек может научиться послушанию, только находясь в послушании.

Необходимо открывать духовнику на исповеди, в том числе всевозможные смущающие помыслы, которые всеваются против него. Если духовник проявляет строгость, это хорошо, это забота. И воспитание невозможно без строгости. Духовника не нужно бояться, и в то же время нельзя человекоугодничать. Нельзя служить человеку вместо Бога, и если объективно не хватает сил или времени со смирением сказать: «простите, я это выполнить не могу».

Духовнику очень важно следить, чтобы в женском коллективе не было никаких интриг, которые разрушают здоровые отношения, очень быстро превращая их в болото, где заводится много разных гадов. Интриги нужно пресекать на корню - сплетни, слухи, осуждения за спиной. Если имеешь, что сказать против кого, то иди и поговори с ним одним, если покается, то помирись, если нет, то возьми двух-трех старших, кто может помочь в разрешении конфликта. Если и это не поможет, скажи церкви в лице духовника, если и его не послушает, то «будет он тебе как язычник и мытарь». Вот основные принципы конфликтологии.

Претерпевший до конца спасен будет

В любом случае, как бы мы ни старались обезопасить, сохранить, укрепить, настроить, чтобы все было гармонично, надо понимать, что тот, кто идет работать Господу, должен приготовить душу свою для искушения, для испытания. Невозможно без скорбей пройти жизненный путь, и душа все равно будет испытывать боль, переживания, скорби, но это необходимое условие для спасения.

Потому что только «претерпевший до конца спасен будет». Кто донесет свой крест до конца, тот получит от Бога венец. Никакое служение нельзя оставлять без явной на то воли Божией. Если ты взял с благословения этот крест, его нужно нести до конца, преодолевая трудности, смиряясь и терпя обстоятельства жизни, но ни в коем случае не бросать!

Если крест будет брошен хотя бы за пять минут до финиша, то все дело жизни потеряется. Не будет награды. И вот этот духовный закон нужно помнить всегда.

Помоги нам Господи!

Протоиерей Евгений Попиченко,
главный редактор «Православного вестника»,
духовник Свято-Пантелеимоновского
сестричества милосердия

В других номерах:

/ 24 июля ‘17

Колонка редактора

Когда ребёнок приходит в этот мир, свою жизнь он начинает криком. С одной стороны - это физиологический процесс для раскрытия лёгких, с другой - это крик боли, печали, страдания. И совершенно не случайно Господь устроил, чтоб именно непростое прохождение родового пути было…

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы г.Екатеринбурга. Передача из Екатеринбурга.

Сегодня у нас в гостях протоиерей Евгений Попиченко, настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринбурге, руководитель православной службы «Милосердие», действующей при Социальном отделе Екатеринбургской епархии, до недавнего времени ведущий программы «Церковный календарь» на телеканале «Союз», кроме того, первый ведущий программы «Беседы с батюшкой» и программы «Архипастырь», а также, можно сказать, заслуженный работник телеканала «Союз».

Для всех наших зрителей стало шоком Ваше отсутствие в программе «Церковный календарь». Первую неделю они часто звонили и, общаясь с секретарем, постоянно спрашивали, что случилось и почему отец Евгений не ведет эту программу. На следующей неделе ажиотаж немного спал, в третью неделю еще меньше людей позвонило, но анонс, который мы разместили «ВКонтакте», свидетельствует о том, что многие зрители благодарны за все Ваши слова, которые были произнесены в этой программе в течение десяти лет. Хотелось бы начать с того, почему так получилось, почему Вы больше не ведете «Церковный календарь»? Думаю, что это вопрос всех наших зрителей, которые смотрят телеканал «Союз».

Так получилось, и слава Богу. Наверное, мы все должны стараться жить по воле Божией, которая является в нашей жизни через обстоятельства, через благословения священноначалия. Послушание - это добродетель, и терпение - тоже добродетель, и потом: «Молодым везде у нас дорога…» - и дальше по тексту.

На самом деле десять лет этих трудов выработали определенный навык: изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год приходилось наблюдать за жизнью и делиться тем, что было на душе - что заметили, что случилось, где побывали, с кем встретились… Это находило отклик в сердцах и душах людей, потому что все мы очень похожи друг на друга: и болезни у нас одинаковые, и добродетели одинаковым образом развиваются, потому что человек по природе един. Слава Богу, что этот небольшой опыт кому-то оказался полезен. Много было и откликов, и писем, и сообщений, и душа как-то трепетала, не думал, что со многими людьми мы так духовно породнились, стали духовно близки, но потихонечку все устроится.

Дорогие телезрители, давайте в первую очередь поблагодарим Бога за то, что у нас с вами есть такая возможность общаться, она никуда не делась. В ту меру, в какую я был занят в «Церковном календаре», я не был в «Беседах с батюшкой», чтоб не «мельтешить». А сейчас мы с вами будем видеться чаще. Очень хочется поблагодарить Бога за то, что столько замечательного времени было проведено вместе, поблагодарить телеканал «Союз», его сотрудников, руководителя за все эти годы совместного труда по созданию передачи «Церковный календарь», поблагодарить всех вас, которые и писали, и пишут и с которыми установилась духовная связь.

- Хочу напомнить нашим зрителям о том, что есть замечательный сайт www.sobor-uspenie.ru - это сайт прихода, настоятелем которого является о. Евгений. Существует также группа этого прихода в сети «ВКонтакте»: www. vk.c om/sobor_uspenie. Мы с о. Евгением обсудили такой способ вашего общения с ним: вы можете оставлять свои вопросы либо на сайте собора, либо в группе социальной сети «ВКонтакте». Мы будем встречаться с определенной периодичностью с о. Евгением и отвечать на поступающие вопросы.

Нужно уточнить, что потребность общаться с телезрителями сохраняется, и священнику очень хочется делиться опытом, чтением, жизненными ситуациями, поэтому возникла идея создать на сайте собора Успения какой-то ежедневный формат общения: к примеру, проповедь на тему дня, в которой также обсуждать какие-то вопросы христианской жизни в современном мире. В ближайшее время мы попробуем это сделать, и те, у кого есть возможность общения через Интернет, могут задавать вопросы, оставлять комментарии, пожелания.

Вопрос телезрителя из г. Екатеринбург: «Как Вам удается совмещать и семейную жизнь, и послушания, и паломничать успеваете, и окормлять духовных чад? Понимаю, что это очень большой труд и времени на отдых у Вас совсем нет. Как Вам удается оставаться на плаву в духовном смысле и делиться этим с людьми?»

Еще можно добавить, что наш проект ведущих дня начинается с 8 утра, и я помню, когда приезжаешь к этому времени и начинаешь готовиться к рабочему дню, то о. Евгений уже находится в студии с 7 утра, а то и раньше: записывается передача. Как удается все это совмещать? Где эта «золотая середина»?

Есть такой замечательный закон, что время зависит от скорости движения. Этот закон действует, поэтому чем быстрее мы научимся двигаться, реагировать на вопросы, ситуации, тем больше будет времени. И время на самом деле растяжимо: на все, что для человека важно и ценно, времени всегда хватит, просто нужно учиться управлять временем, оно - дорогое сокровище. Кстати, это очень интересная тема для общения, потому что, например, к деньгам мы относимся гораздо бережнее, чем ко времени. А деньги, даже если ты их потеряешь, всегда найдешь. Потерянное же время никогда не восполнишь. Человек тысячу рублей потеряет и будет переживать из-за этого целый день, настроение испортится, будет жаловаться, а потеряет час времени - и совершенно не болит об этом голова. От управления временем, от понимания того, насколько оно ценно, зависит его качество. И самое важное, что за время жизни человек приобретает вечность. Потому что на самом деле времени очень немного, всего 400 тысяч часов (средняя продолжительность 70-летней жизни), мы не миллионеры, поэтому жалко тратить время на пустое: блуждание в сети Интернет, бесполезное телевидение. А отдыхать можно в смене деятельности.

- Эти 400 тысяч часов включают сон? Потому что если посчитать время на сон, то еще треть урезается.

Четыреста тысяч часов - это время активной жизни.

Вопрос телезрителя из г. Белгород: «Еще в Ветхом Завете была заповедь: "Помни день субботний". В Евангелии Христос говорит: "Не человек для субботы, а суббота для человека", то есть отношение уже другое. А как нам сейчас относиться к этой заповеди? Современная суббота имеет какое-то отношение к той субботе, о которой говорилось в Ветхом Завете? Потому что воскресенье имеет совсем другой смысл, хоть сейчас и говорят, что воскресенье вместо субботы».

Заповеди Божии непреложны: Господь, сказав однажды, узаконил на века Свое слово. Заповедь о субботе была дана евреям - кочующему племени, у которого долгое время их жизни не было святого места, поэтому у них было святое время: один день из семи был освящен особым богослужением, богопочитанием. Когда совершилось спасение человеческого рода воскресением Христа, этот день приобрел большую значимость, потому что в нем и совершилось исцеление человеческой природы. У христиан Нового Завета в приоритете празднование воскресенья, но суббота не забыта, тоже является праздничным днем, и это очень заметно по богослужению Великого поста. Есть будни, когда строгий пост, идут определенные богослужения (очень строгие, великопостные), а суббота и воскресенье - это праздничные дни: облегчается устав поста и богослужение совершается совершенно по другому чину. Поэтому христиане почитают и субботу как заповедь Божию, и особо почитают воскресенье.

Думаю, что можно вернуться к вопросу дальнейшего появления программы «Церковный календарь» и программ, касающихся каких-то размышлений на каждый день: я так понял, что эти программы в ближайшем будущем появятся на тех сайтах, которые мы чуть ранее называли зрителям.

Живы будем - обязательно появятся.

Вопрос телезрительницы из Свердловской области: «Как научиться радоваться в страданиях, чтобы не впадать в отчаяние и уныние? Потому что когда нет никаких скорбных событий, все вроде приемлется и с Богом легко общаться, а когда страдания, очень трудно сохранить тот дух, чтобы не было уныния, отчаяния, чтобы не впасть в ропот. Как преодолеть эту грань, чтобы благодарить Бога за все? И еще: хотелось бы, чтобы Вы попросили телезрителей помолиться о рабе Божией Любови, это моя дочь. Очень прошу Вас, спасибо».

Давайте помолимся, дорогие телезрители, о рабе Божией Любови, чтобы Господь даровал ей сил, здравия, крепости душевной и телесной. А в остальном Вы сами ответили на свой вопрос: нужно учиться говорить молитву «Слава Богу за все» - это совершенно реальная молитва, которая исцеляет душу от печали. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54, 23). Господь укрепляет силы души через благодарение и славословие. У святителя Игнатия (Брянчанинова) в первом томе есть замечательная статья, которая называется «Слава Богу», где он пишет, что самая лучшая психотерапия и исцеление души, если мы приучим себя, особенно в нападениях духа печали, пусть без крепкой веры и пока без надежды, с грустью сердца, но говорить: «Слава Богу за все».

Нужно еще понимать, что только в скорбях душа растет, вне скорбей она не развивается. Не существует такого человека, у которого в жизни нет скорбей, потому что и богатые плачут, и здоровые переживают, и счастливые тоскуют - в этом мире невозможно жить без скорбей, которые есть у всех, у каждого своя мера, «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Просто надо поменять к этому отношение: невозможно избавиться от скорбей, если уйдет одна, придет другая. Но все проходит, и то, из-за чего сейчас болит душа, через десять лет мы будем видеть как самые прекрасные моменты и для духовной жизни, и для развития, потому что Бог был очень близко. Надо обязательно молиться, обязательно благодарить Бога и никогда не отчаиваться, потому что все будет хорошо.

Хульные помыслы - как мыльные пузыри: их абсолютно не надо принимать. Как искра: если плюнешь - погаснет, начнешь раздувать - превратится в пламя. На эти помыслы даже не нужно обращать внимание, потому что это не Ваш грех, это просто нападение духов злобы, их издевательство над душой. Ум можно направлять только на размышления о чем-то полезном, а любые помыслы - от лукавого.

Следующие вопросы из сети «ВКонтакте»: «Почему случается так, что праведные люди (монахи, святые) в конце жизни болеют раком? Почему в Библии часто встречается, что праведные пары (Авраам и Сарра, Иоаким и Анна) до преклонного возраста не имеют детей и лишь в глубокой старости Бог дарует им чадо?»

По первому вопросу: так происходит потому, что болезнь - это благословение Божие, болеющий человек без всяких подвигов может достичь вечной жизни с Богом, если будет безропотно терпеть болезнь. В болезни очень много пользы, просто мы не с той точки зрения к ней относимся: смотрим на нее как на наказание, как на кару, а на самом деле болезнь - это самый короткий путь к стяжанию благодати, потому что она учит терпению и принятию Духа Святого.

Что касается семейных пар, которые в Ветхом Завете являются родителями великих праведников, то «древо познается по плоду», «на осинке не растут апельсинки». Для того чтобы родить праведника, необходимо, чтобы немного засохли те страсти, которые «от юности борют». И это происходит естественным образом с возрастом: многие душевные, телесные страсти увядают, и в ту меру, в которую человек освобождается от страстей, он передает это состояние своим детям, которые должны выполнить определенную миссию по замыслу Божию. Таким образом у Иоакима и Анны родилась Смиреннейшая, Которая стала дверью в мир для смиренного нашего Господа Иисуса Христа. Но для того чтобы был такой плод, необходимо было десятки лет черпать горькое и несправедливое поношение: ничто так не смиряет сердце, как несправедливый позор. И когда души Иоакима и Анны стали способны вместить это, они вместили, и их тела произвели на свет такой замечательный плод; благодаря этому мы сейчас живем в христианском мире.

- Следующий вопрос: «Почему Греческая Православная Церковь отмечает праздники раньше на тринадцать дней?»

Потому что она отмечает праздники по другому календарю. Есть григорианский календарь, а есть юлианский. Часть православных Церквей, в том числе и Греческая, разнятся в праздновании церковных событий с тем календарем, по которому служит Русская Православная Церковь.

- Следующий вопрос: «Сейчас стало модно устанавливать электронные звонари. Не появится ли в будущем электронный хор, и почему колокольный звон в исполнении звонаря для священства стал менее важен? Почему не запретят это кощунство?»

Каково Ваше личное отношение к электронным звонарям?

Наверное, это вынужденная необходимость, потому что всегда хорошо, когда есть человек, когда есть достаточно людей, чтобы обеспечить и церковное пение, и церковный звон. Скорее всего, это неизбежность по причине отсутствия живых людей. Это не есть хорошо, потому что механика не может передать души, и, наверное, к этому не надо стремиться, но это существует как некоторая неизбежность. Надо молиться, просить, чтобы пришли люди, стали живыми звонарями и звонили как нужно: то радостно, то печально, но не механически монотонно.

- Следующий вопрос: «Как бороться с грехом осуждения?»

Очень просто: «Чем кумушек считать… не лучше ль на себя оборотиться?» Дело в том, что у кого что болит, тот о том и говорит - это закон, и каждый видит в ближнем то, чем он сам страдает. Если ставить такую задачу - бороться с грехом осуждения, то даже если мы замечаем какие-то немощи наших ближних, это всегда сигнал: посмотри на себя, ты болен точно тем же. Если бы в тебе не было этой заразы, ты бы ее просто не отразил в другом человеке. Обратившись на себя, найди в себе эту страсть и сосредоточься на ней, потому что наше духовное око, как и телесное, имеет определенный фокус: если я сфокусирован на руке, то остальное вижу очень размыто. Если человек сфокусируется на своей душе, на своих болезнях, ему не будет дела до болезней других. Осуждение других - это всегда беспечность по отношению к себе.

Следующий вопрос: «Подскажите, как быть: покойная мама часто снится, беседует со мной, говорит о том, что будет, и всегда это сбывается. Понимаю, что это грех, но возможно ли, что это Сам Бог меня так утешает за молитвы о ее душе? Хотела услышать совет настоятеля храма, в который хожу, но он и слушать меня не захотел».

Видимо, вопрос о том, как относиться к появлению во сне усопших родственников?

Это всегда сигнал с того света, сигнал напоминания. Сны не нужно ни принимать, ни отметать, то есть спокойно, ровно к ним относиться, не придавать особого значения. А всякое напоминание о наших близких - это повод усилить дела милосердия, потому что ничто так не помогает усопшим душам, как милостыня и молитва бедных людей о них.

Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбург: «Я слышала, что Церковь не приветствует вегетарианство. Мне бы хотелось узнать почему, ведь идея вроде хорошая - не убивать животных. Второй вопрос: я одна воспитываю двух мальчиков, они сейчас в подростковом возрасте. Скажите, пожалуйста, как мне вырастить их хорошими людьми, кому молиться? Они учатся в Суворовском училище, видимся мы не так часто (только на каникулах и в выходные)».

- «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» - один из духовных законов, обозначенный апостолом Павлом. Вегетарианство - это определенное мировоззрение, в котором отношение к каким-то продуктам - это только часть мировоззрения, это определенная идеология, которая не должна входить в противоречие с Духом Христовым. Если та или иная философия становится для человека важнее, чем учение Церкви, учение Христа, то это опасное учение, которое может в конечном итоге погубить человека для вечной жизни.

Второй вопрос про воспитание детей: наверное, здесь надо чаще плакать Богу о своих детях, потому что дети «воспитываются слезами» (слезами матери выправляются души) и материнским благочестием. В ту меру, в которую душа приобретает благодать Божию, она передается и детям. Дети воспитываются этой благодатью: не словами, не книжками, а тем духом, который живет в душе родителей. Поэтому необходимо совершать подвиг благочестия, в том числе и молитвы.

Следующий вопрос: «Как Церковь относится к случаям, когда человек одушевляет предметы, то есть разговаривает с ними как с живыми? Например, это автомобиль, телевизор, компьютер…»

Когда человек тихо сам с собой ведет беседу, это не очень хороший признак и не очень хороший диагноз. С другой стороны, если у человека есть такая особенность - выражать мысли вслух для того, чтобы как-то яснее себя услышать, понять со стороны, и если это не признак какого-то душевного нездоровья, то ради Бога - пусть говорит.

Следующий вопрос: «В молитве встречаются такие слова, что мы согрешаем и в уме, и в помышлении. Не могу понять разницы между этими двумя словами: в уме и в помышлении. Что в них схожего и в чем разница?»

Это целая аскетическая тема. Ум - это функция нашего организма, тот орган, которым человек должен видеть, чувствовать, слышать Бога. Помышления или помысел - это то, что приходит извне. Это молния, которая вторгается в наше сознание и помрачает наш ум. Научиться управлять умом - одна из высших задач аскетики (науки о духовной жизни), научиться различать помыслы и их отражать - это одна из наук, которая называется трезвение.

- Следующий вопрос: «Объясните, что такое кротость и смирение?»

Господь говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные. Я упокою вас, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Учитель кротости и смирения - это Господь Иисус Христос. Чтобы этому научиться, необходимо вступить с Ним в теснейшее единение. Когда душа человека соединяется с душой Христа в таинстве Причастия, то на этой душе отпечатлевается нрав Христов. «С кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому общение с Богом является лучшей наукой кротости и смирения.

А еще кротость и смирение можно просить у Симеона Верхотурского, который был замечательным учеником Господа Иисуса Христа: усвоил Его нрав, достиг кротости. За это он особо любим и почитаем людьми, потому что каждому человеку в этом мире хочется обрести мир сердца, мир души, без которых человек очень мучается тревожностью, беспечностью, постоянным шумом, отвлечением. А научиться можно у учителей. Симеон Верхотурский, память которого мы будем совершать 25 сентября, является замечательным учителем кротости. Если его просить, он за нас походатайствует перед Богом.

Существуют три даты памяти Симеона Верхотурского: 25 мая, 25 сентября и 31 декабря. Хотелось бы разобраться, почему установлены разные дни памяти? В честь чего отмечается день памяти 25 сентября?

Господь очень любит праведного Симеона и благословил в Церкви сделать его память трехдневной. В три разных времени года мы вспоминаем святого праведного Симеона: 31 декабря - его кончину, 25 сентября - обретение честных мощей, а также второе обретение и перенесение его святых мощей, которое произошло уже в наше время - 25 мая. Все эти дни назидают нас: мы собираемся вместе во святом граде Верхотурье в монастыре, чтобы помолиться праведному Симеону, пообщаться с ним еще раз и воспринять его духовные качества в свои души.

Вопрос телезрительницы из г. Пермь: «Моему сыну 11 лет, он учится в 5-м классе и задал мне такой вопрос: "Если в Писании ничего не сказано про динозавров и первобытных людей, почему нам это преподают в школе?" В чем подвох? Не знаю, что ему ответить».

Потому что программа школьного образования составляется не по Священному Писанию, а порой с совершенно обратной целью - чтобы подвергнуть его сомнению. На самом деле противоречия со Священным Писанием нет. Можно посоветовать почитать христианские антропологические книги, в которых говорится об этом времени, о той науке и о тех переворотах, которые целенаправленно совершались для того, чтобы людей отвлечь от Священного Писания и обосновать теорию происхождения видов Чарльза Дарвина, которая являлась средством борьбы с христианским мировоззрением. А про динозавров я подумаю, дорогие телезрители, и на сайте собора Успения мы обязательно про это поговорим.

- Расскажите, пожалуйста, какое значение лично для Вас имеет святой Симеон? Есть святые, которые нам более близки, а к каким-то мы обращаемся реже. В Вашей жизни какое место занимает праведный Симеон?

Чтобы почувствовать святого, а его обязательно нужно почувствовать, нужно вступить с ним в отношения. В моей жизни действительно есть несколько святых, которые близки по духу. В первую очередь, конечно, огромная благодарность великомученику Пантелеимону, в храме которого я служил 18 лет. В последнее время очень близок стал преподобный Александр Свирский: понимаю, что молитвы, обращенные к нему, слышатся. И Симеон Верхотурский, который рядом даже не территориально, а близок своей простотой.

Так получается, что духовная жизнь все время взбадривается теми или иными скорбями, необязательно внешними. Внутренних скорбей никто не может избежать: при видимом благополучии человек не может жить без боли. И когда душа заболевает, то судорожно ищешь лекарство, как эту боль утолить. И молитвы к святому праведному Симеону, пребывание в святом граде Верхотурье у его цельбоносных мощей приносят утешение, ослабление боли на какое-то время, необходимое для того, чтобы отдышаться, - и снова в бой. Мне кажется, близость святых именно этим постигается: не внешними исполнениями желаний и просьб, хотя это тоже, наверное, очень важно, а когда особо переживаются внутренние трудности и скорби. Праведный Симеон очень кроткий и смиренный, и он может испросить у Бога мир души.

Потому что на сегодняшний день таков церковный закон, такое благословение священноначалия. Для людей печать в паспорте во многом имеет значение. И хоть человек и заявляет о том, зачем все эти формальности, на самом деле это не так. Если не имеет значения печать в паспорте, давайте вырвем страничку, где стоит печать с пропиской. Человек сразу волноваться начнет. Значит печать имеет значение. Если дать повод ищущим повода, тогда далее пойдет легитимность гражданского брака, по сути блудного сожительства, когда люди таким образом выражают свои отношения, не желая брать ответственность друг за друга, потому что все равно государственная регистрация предполагает осознанное взятие ответственности. А венчание многих привлекает красотой, торжественностью, некой таинственностью. И многие люди будут тогда обходить государственную регистрацию, но поскольку нет стремления быть послушными закону, то и венчание для многих будет без веры, без понимания, зачем это нужно, как это и было несколько лет назад, когда венчались, а потом приходили через какое-то время и просили их развенчать, потому что их брак развалился. Государственная регистрация - это хоть какая-то гарантия того, что люди серьезно к этому относятся.

Вопрос телезрительницы из г. Екатеринбург: «Когда мы перед причащением читаем канон, говорим: "Сердце чисто созижди во мне…" Возможно ли вообще очищение сердца в течение жизни? И второй вопрос: когда читаешь книгу Иова, какой вывод мы должны делать? Довериться полностью Богу или какой-то другой вывод? И насчет динозавров: по-моему, на иконе "Всякое дыхание да хвалит Господа" очень микроскопично, но есть динозавр, его можно там увидеть».

Безусловно, чистота сердечная должна быть достигнута, потому что в лукавую душу не войдет премудрость. И если вспомнить степени блаженства, то «блаженны чистые сердцем» - это шестая заповедь, то есть мы должны эти ступеньки обязательно пройти, если хотим радоваться и веселиться. По учению Церкви, сердце очищается, когда человек обретает навык умной и сердечной деятельной молитвы. Это задача-минимум, которая должна быть достигнута любым христианином, стремящимся к Царствию Небесному, потому что только на уровне этой молитвы (третьей ступени молитвенного восхождения) сердце очищается от страстей. До этого момента корни страстей живут в сердце и приносят свои плоды. Сердце обязательно нужно очистить - это реальная задача.

По второму вопросу: Иов - это же прообраз Христа, Который безвинно, по любви взял на Себя наши грехи и безропотно их пронес. Книга Иова - это еще и утешение, что Господь все знает, все видит и, несмотря на тяжелейшие испытания, у Бога в конечном итоге все будет хорошо.

- Следующий вопрос: «Расскажите, как идет восстановление храма Успения Пресвятой Богородицы».

Тяжелая доля на Вас легла - восстановление храма в честь Успения Божией Матери в микрорайоне ВИЗ города Екатеринбурга.

На самом деле это очень радостное послушание, и нет сомнений в том, что собор будет восстановлен, потому что невозможно, чтобы такой прекрасный храм оставался в руинах. Все зависит от времени, и то есть надежда, что не так много времени на это понадобится. Это великая честь - послужить Божией Матери, послужить в Ее соборе, в котором служили мученики. История прихода насчитывает более 250 лет, около 180 лет каменному храму, который сейчас в таком разрушенном состоянии.

На сегодняшний день закончены все работы по демонтажу, то есть храм освобожден от тех оков советского периода, которые были на него наложены, и мы расплатились за демонтаж (это около 10 миллионов рублей), сейчас долгов перед подрядчиками нет. Для того чтобы перейти к следующему этапу, необходим ряд значительных согласований проектов по земле, по техусловиям и т. п. Куратор, который занимается вопросами согласования с министерствами и определенными ведомствами, сейчас обозначил приблизительную дату выхода к реконструкции после всех согласований - это 1 марта 2016 года. Мы не можем перешагнуть через эти формальные действия, потому что это памятник архитектуры, предстоит сложнейшее дело по реконструкции.

Очень хочется, чтобы этот храм был украшением нашего города, и он обязательно будет, поэтому прошу ваших молитв, помощи и поддержки, потому что храмы восстанавливаются, конечно, в первую очередь молитвами. Но и материальными средствами тоже. Приглашаю вас всех стать прихожанами, необязательно вживую, можно и через общение по Интернету на сайте собора, на котором мы будем с вами встречаться, искать ответы на вопросы, говорить о приходской жизни. И пусть нас разделяют сотни и даже тысячи километров, это не помешает нашей взаимной любви, теплу и доброте нашего общения.

- Закончить программу хочу словами благодарности, которые написали наши зрители:

Спаси Вас Господь, отец Евгений! Очень помогали и Ваши советы, и проповеди на пути воцерковления. Очень не хватает программы «Церковный календарь».

- Выражаю слова благодарности за Ваши проповеди и искренние беседы. Помоги Вам Бог!

Как жаль, что Вас не будет в «Церковном календаре», я так ждала Ваш эфир, появляйтесь почаще на телеканале «Союз».

Благодарю Бога, что имела возможность общаться с Вами, стали как родные. Хочется пожелать Вам укрепления и роста в любви, может, в этой жизни не увидимся никогда, но когда придет время, возрадуемся встрече и воссоединимся с любимым Богом.

И таких сообщений очень много.

Дорогие мои, очень трогательны все ваши слова, близки до слез, их трепетно слышать, читать. Я никуда не делся, милостью Божией я пока жив, поэтому до скорых встреч. Помогай нам всем Господь!

Ведущий Дмитрий Бродовиков
Расшифровка: Елена Кузоро

Церковь стоит на крови мучеников. Еще в первые века было замечено, что кровь мучеников - это семя христиан, ибо вера распространяется благодаря тем людям, которые настолько доверяют Богу, что готовы за Него отдать свою жизнь.

Кровь мучеников - это семя Церкви, и поэтому всегда самое великое, самое главное богослужение - Евхаристия совершалась на мощах святых. В первые века это были мощи новомучеников. И сейчас освящение Святых Даров совершается на антиминсе, специальном плате, в который вложены частицы мощей святых угодников Божиих. Господь по временам дает Церкви переживать те или иные испытания, гонения, чтобы золото в горниле очищалось от примеси, приобретало большую ценность, большую красоту, большую твердость.

Так и прошлый век явил миру сотни тысяч новомучеников и исповедников Российских. Многие из них явлены, гораздо больше остались в тайне. Недавно было замечено, что с появлением сведений о новом исповеднике, страдальце за веру, в нашей Церкви появляется новый храм - в Православном Свято-Тихоновском богословском университете существует кафедра изучения подвигов новомучеников и исповедников Российских, и заведующий этой кафедрой профессор Н.Е.Емельянов установил такую закономерность. В базе данных находится около 30 тысяч сведений об исповедниках, страдальцах за веру. Собственно, за последние 20 лет более 30 тысяч храмов было открыто в пределах нашего государства.

Надо подумать, почему Господь попустил такие лютые скорби и страдания. Ведь все происходит по промыслу Божию: волос с головы человека не падает без воли Отца Небесного. Почему? На примере целой страны Господь показал, что такое коммунизм, отступление от Бога, тоталитарный режим, строительство светлого будущего, рая на Земле - без Бога. Надо понимать, что, по-видимому, очень уж была затяжная и, наверное, смертельная болезнь, если Господь так жестко смирил русский народ десятилетиями лютых, совершенно безысходных гонений. Некуда было совершенно уйти человеку, который взял на себя бремя веры во Христа.

Так и в жизни каждого человека. Если мы видим тяжесть того или иного испытания, надо понимать, что у Бога не было, по-видимому, других лекарств, подходящих для этой духовной болезни. Как в истории апостола Петра. Когда на Тайной Вечере Господь Своим ученикам говорил: «В эту ночь Я буду взят от вас, и вы все рассеетесь, разбежитесь, вы все уйдете», Петр, по своей горячности и, наверное, по гордости, сказал: «Даже если все отрекутся, я не отрекусь, я жизнь свою положу за Тебя». Господь сказал ему: «Душу свою положишь? В эту ночь, прежде чем петух возгласит, ты трижды отречешься от меня». И все остальные ученики говорили, что они точно так же не отрекутся от Христа.

Господь предвидел, что будет с Его учеником Петром, но не уберег его от этого жуткого испытания смирением. И понятно, что когда Петр все-таки совершает предательство Христа, то он выходит вон горько плача. Заплакал, ибо он любил Христа всей своей горячей душой, всем своим сердцем. Но Петр не отчаялся, и когда на море Тивериадском он встретился со Христом, Господь его трижды спрашивал: «Любишь ли Меня паче сих?» (больше твоих друзей). Петр Ему говорил: «Господи, Ты знаешь все, Ты знаешь что я люблю Тебя». И Господь восстанавливает его в апостольском достоинстве, потому что покаяние Петра, его смирение, принятие им горького лекарства, уврачевало, наверное, самую страшную духовную болезнь. Гордыню.

Так и в жизни каждого человека - Господь пытается привести его ко спасению, к познанию духовной истины. А человек упирается, он сопротивляется воле Божией практически на всех путях. И поэтому еще святой мученик Уар сказал: «Милостив и человеколюбив Господь, Он не оставит тебя до тех пор, пока не сокрушит или сердца твоего, или костей твоих». А здесь надо понимать еще и такую последовательность: всякий тяжкий грех разрушает человеческую душу, отрывает её от Бога и Церкви. И совершенно не случайно, не на пустом месте вырабатывались каноны, то есть духовные законы, по которым живёт Церковь.

Ну, например, за обращение человека к экстрасенсам, к целителям или, в прошлом, к колдунам, всякого рода ворожеям он отлучался от Церкви, от святого Причастия на семь лет. За блуд - на пятнадцать. За убийство, аборт - на двадцать лет. Это было не формальное какое-то законодательство, было опытно замечено, что это необходимый период, который человек пребывал в состоянии кающегося. Он ходил в храм, допущен был до других таинств церковных, до покаяния, но святая евхаристия, святое причастие было на какое-то время для него недоступно: этот период был нужен для восстановления, для заживления ран, которые человек нанес самому себе теми или иными смертными грехами.

Понятно, что сейчас такие меры неприемлемы, поскольку люди крайне расслаблены, немощны и просто не понесут такой груз. Но нужно понимать, что такое понятие, как епитимья, духовное упражнение, всегда должно присутствовать. Потому что грех требует духовного уврачевания, и если человек добровольно, осознанно берет на себя подвиг покаяния и покаянного труда, например, милостыни, поклонов, определенных молитв, определенного настроя духовной жизни, то Господь в этом случае попускает такое промыслительное смирение.

Один священник принимал Исповедь у женщины с такими тяжкими грехами, что даже видавший виды пастырь был потрясен тяжестью состояния её души. И по окончании он сказал: «Я не могу вам дать никакой епитимьи, но я понимаю, что за такие грехи, наверное, Господь какую-то епитимью возложит. И вы должны к этому быть готовы. Или руку сломаете, или квартиру ограбят, или с работы выгонят, или еще что-нибудь в таком роде». На этом расстались. Проходит какое-то время, месяц-другой, женщина появляется и радостно говорит: «Батюшка, вы меня помните?» Он отвечает: «Что-то припоминаю…» Она говорит ему: «Вот вы говорили мне про Божественную епитимью, так все и получилось. Я и руку сломала, и с работы выгнали, и квартиру ограбили. И я это все принимаю, как из рук Божиих, потому что понимаю: все это делается для лечения моей души...».

Так и нашу страну Господь провел через жуткие испытания, прижигая язвы, которые не могли быть исцелены иначе. Будем помнить святых новомучеников и исповедников Российских - их подвигом, их верой Церковь выжила, сохранилась. Церковь передана нам, дорогие братья и сестры, но за нами придут наши дети и внуки, и нам нужно много потрудиться, чтобы передать живую веру, живую жизнь Православной Церкви последующим поколениям. За молитвы святых новомучеников и исповедников Российских да утвердит Господь Церковь Русскую!

Протоиерей Евгений Попиченко

Отдел социального служения Екатеринбургской епархии. Для тех, кто участвует в реализации его проектов, за официальным названием сразу же встает жизнь во всем своем разнообразии. В дни празднования 14-летия со дня образования Социального отдела (создан 11 апреля 2002 года) протоиерей Евгений Попиченко поделился своими размышлениями с порталом Отдела soee.ru .

Протоиерей Евгений Попиченко

Преподобный Паисий Святогорец говорит, что миру, уставшему от слов, нужны дела. Все научились очень хорошо, красиво и торжественно говорить. Но эти слова пусты. Пустое слово безжизненно и бессильно. А когда говорил Христос, Его слово всегда было сильным, действенным и даже совершающим чудеса. «Яко той рече, и быша: той повеле, и создашася» (32 Псалом). И сила Его слов заключалась именно в том, что они никогда не расходились с делами.

Апостол Павел говорит женам: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Кор. 3, 1-2) .

Само умножение любви через служение ближним призвано привлекать людей ко Христу и к Церкви. Если человек не находит Христа при жизни, то его жизнь проходит зря. По-разному мы подходим к этой встрече. Но всегда, когда встречаем человека, не только говорящего о вере, но в первую очередь стремящегося и живущего по ней, его пример вдохновляет сердце и воодушевляет на изменения. Так при встрече с верными христианами язычники останавливались и задумывались, что это за люди такие, почему они так любят друг друга?

Служение милосердия - это попытка умножить любовь в своем сердце через заботу о бедных, голодных, брошенных и больных. И, в конечном счете, это служение лично Иисусу Христу, «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (МФ. 25, 35-36).


Служение милосердия - это попытка умножить любовь в своем сердце через заботу о бедных, голодных, брошенных и больных

Служению милосердия - это еще и удивительная возможность формировать приход-общину. Потому что общее служение объединяют людей, делают их друг другу близкими.

Наша жизнь, дорогие мои, идет к цели, которая звучит для нас запредельно: «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». От внешних трудов (пост, поклоны, служение милосердия), мы должны прийти внутрь себя и выстроить свои отношения с Богом (молитвенное делание, покаянный труд, внимание к себе).

Плоды внутренней жизни не отнимутся ни в сей жизни, ни в будущей. Служение милосердия - лишь некоторый стартовый рубеж возможность это возможность изменить свое сердце, повернуть свое сердце в сторону Бога, возможность измениться через дела. Но на этом не должна жизнь зацикливаться. Цель - это встреча со Христом прежде всего в своем сердце, где Царствие Божие пребывает.

Часто люди жалуются, на то, что им не хватает внимания. Отсутствие внимания, невнимательность - это наш современный бич. Человек очень невнимателен ни к себе, ни к своим делам, ни к ближним. Слышим - забываем. Видим - не фокусируем. Обещаем - не исполняем. Невнимательность, несобранность и рассеянность нашей души, воли, чувств приводит к тому, что мы очень часто проходим мимо Бога. Потому что Господь стоит очень кротко на обочине нашей жизни или стучится в дверь нашей души, ожидая подаяния, милости и любви, никогда не решаясь взломать дверь этого сердца. Так мы проходим мимо своего счастья, радости, гармонии и мира.

На логотипе Отдела социального служения изображен добрый самарянин, который заметил ближнего в беде и реально помог ему. Господь дает заповедь всем нам: «Иди, и ты поступай так же», то есть будь внимателен.


Логотип Отдела социального служения Екатеринбургской епархии

Христиане! Не ограничивайте свою духовную жизнь посещением воскресных богослужений. После литургии необходимо жизнь свою отдавать ближним своим. Хотя бы два-три часа в неделю каждый может найти, чтобы послужить нуждающемуся.

Люди доброй воли, которые пока может быть и не нашли путь ко Христу! Вы уже понимаете, что добро - это важно. А значит, у вас есть желание изменить жизнь к лучшему. Это возможно. Нужно начать с одной семимиллиардной части этого мира - самого себя. Измените мир внутри, и мир вокруг тоже изменится.

В эти дни от себя лично хочется поблагодарить Владыку Кирилла за его постоянное участие в служении милосердия, за его отзывчивость и поддержку. Слава Богу, социальное служение епархии постоянно получает импульсы в своем развитии.


Владыка Кирилл в НИИ ОММ

Искренне благодарю всех сотрудников Отдела социального служения и Православной Службы Милосердия - всех наших сестер милосердия, братьев, добровольцев, которых около семисот человек, благотворителей, которые щедро делятся своей любовью. Собранные деньги - это эквивалент потраченных усилий, жизненной энергии, времени. И особенно благодарю наших подопечных, в служении которым добровольцы, сестры и сотрудники осваивают искусство любви!

Справка:

Отдел социального служения Екатеринбургской епархии создан в 2002 году с целью развития и укрепления социальной и благотворительной деятельности в епархии, координации социальной работы в благочиниях, проведения общеепархиальных социальных мероприятий, взаимодействия с церковными и светскими организациями для осуществления благотворительности и социального служения Церкви.

На сегодняшний день Отдел социального служения при поддержке Православной Службы Милосердия объединяет около 700 добровольцев и сотрудников и реализует проекты:

  • Служба помощи нуждающимся
  • Направление «Помощь детям»
  • Служба помощи бездомным и людям в трудной жизненной ситуации
  • Проект «От сердца к сердцу»
  • Центр защиты материнства «Колыбель»
  • Служба психологической помощи «Ладья»
  • Помощь при ЧС
  • Православное братство
  • Сестричество милосердия
  • Служба добровольцев

Отдел социального служения Екатеринбургской епархии:

Качество, на которое обратил внимание Господь в сердце самарянки - это отсутствие лукавства, простота. Это то, за что Он призвал Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства».




Https://valaam.ru/publishing/68188/
Во время посещения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря отец Евгений побеседовал с насельниками обители об очень важном и интересном вопросе, особенно актуальном в Петров пост: в чем различие исповеди на приходе от исповеди в стенах монастыря?


Стою у дверей и стучу


Дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри


Светоч мира («Се, стою у двери и стучу»). Уильям Холман Хант, 1854


Стою у дверей, и стучу, -говорит Господь. - Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Господь стучится в двери сердца каждого человека, движение должно быть не только от Бога к нам, но от нас к Богу. Иоанн Креститель говорил: «Приготовьте путь Господу, прямым сделайте стези Ему». Господь грядет, но мы должны для Него приготовить путь к нашему сердцу. На этот стих Священного Писания один из художников нарисовал такую картину: хижина, внутри семья сидит, горит очаг, снаружи стоит странник - Господь, и стучится в дверь этой семьи. На выставке эта картина многим понравилась, но критики - народ дотошный. Говорят: «Простите, но тут есть одна неточность, на картине на двери снаружи нет ручки. Художник отвечает: «Все правильно, потому что дверь для Бога в нашу жизнь открывается изнутри».



протоиерей Евгений Попиченко


Метки: