Можно ли после причастия ехать на пляж. Как вести себя после причастия: разъяснения

Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует.

После причащения принято пить «теплоту» - теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить.

Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Некоторые из христиан не придают большого значения этим молитвам. Правы ли они?

Митрополит Вениамин (Федченков) писал, что знал одного благочестивого священнослужителя, который считал причиной многих искушений невычитывание или поспешное легкомысленное чтение правила по Святом Причащении. На своем опыте он испытал, что в последнем случае Божественная благодать, полученная в таинстве, оставляла его, а искушения приступали.

Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам.

Один из прихожан храма, где я служу, рассказал случай, происшедший с его родственником, рабом Божиим Василием. Этот человек имеет очень глубокую веру и старается проводить благочестивую жизнь. Ежегодно он причащается семнадцать раз. Однако при всем усердии к спасению своей души Василий не придавал большого значения чтению благодарственных молитв после причащения. Нет, он, конечно, благодарил Бога, но всегда ограничивался только тем, что, придя домой, говорил перед иконами: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Как-то раз после приобщения Василий в радостном настроении пришел домой, встал перед киотом и, по обычаю, от всей души произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» И вдруг раздался твердый повелительный голос: «Ты почему не читаешь благодарственные молитвы после причащения?!» Василий так испугался, что затрепетал всем телом. С тех пор после принятия Святых Тайн он всегда неукоснительно читает положенные молитвы.

Можно ли своими словами благодарить Господа? Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью.

«С момента причастия Святых Христовых Тайн, - наставлял преподобный Никон Оптинский, - до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет» . Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили:

Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех?

Нельзя, - ответил старец Сампсон. - Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия.

Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения?

Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие!

Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое.

Здесь сказывается инстинктивное физическое «сознание» несоответствия «плотского» тому духовному состоянию, в которое введено и тело общением с Богом, Господом Иисусом Христом и Святым Духом. Знал я человека, который в день причастия почти совсем ничего не вкушал, кроме постного чая.

И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Несродные стихии не могут существовать вместе.

Между тем, как часто на практике мы поступаем именно вопреки и опыту, и сознанию: после причащения не знаем меры пище и питью. И за то теряем и «телесную», и «духовную» благодать Причастия» .

Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами.

Однажды старец Гавриил (Зырянов), будучи больным, причастился Святых Даров. После причащения к нему в келлию зашел монах отец Епифаний. Ощутив в комнате благоухание, он обратился к келейнику:

Чем ты надушил старца? Боже мой, какие, должно быть, дорогие духи? Как хорошо пахнет...

Вскоре навестить отца Гавриила зашел еще один монах - отец Авенир. Он тоже почувствовал необыкновенное благоухание в комнате и также задал вопрос келейнику: где и по какой цене куплены такие прекрасные духи? Между тем ни старец Гавриил, ни его келейник духами не пользовались. «Я, - вспоминал позже старец Гавриил, - лежал разбитым, подобно впадшему в разбойники. Но я был причастником Животворящих Тела и Крови Христовых; и вот: Дух животворит! и все мы слышим Его благоухание обонянием. Он подобно евангельскому самарянину, подливает на раны впадшего в разбойники вино и елей Своей благодати» .

После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. По слову схиигумена Саввы: «После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца» .

Если мы сподобились по милости Божией во время причащения получить благодатные дары, нам необходимо их хранить, строго наблюдая за движениями своего сердца, помыслами ума и употреблением телесных чувств. Преподобный Алексий Зосимовский говорил: «Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами» .

Знаменитый греческий духовный писатель архимандрит Херувим (+ 1979) в дни своей молодости некоторое время жил на Афоне под руководством одного из святогорских старцев. Однажды этот старец пригласил в свою каливу на праздничное богослужение несколько афонских подвижников. Всенощная и литургия длились всю ночь. На рассвете монахи причастились. Отец Херувим был потрясен пламенной молитвой праведников, горением их духа и обильными слезами, которые текли из их очей.

Как только литургия закончилась, отец Херувим побежал готовить кофе для участников богослужения. Однако не успел он зажечь огонь, как все ушли. Тогда отец Херувим спросил своего старца:

Почему отцы ушли, не выпив кофе?

После этого всенощного бдения могут ли они сесть за кофе? Они приняли в себя Христа, много ценную Жемчужину, и сразу же ушли, чтобы не терять в беседах то, что им подарила всенощная, - ответил старец.

Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал:

Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением.

«Подмечено, - писал митрополит Вениамин (Федченков), - что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к своим усопшим» .

Преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам после причащения не торопиться на какие-либо дела, а «дать себе льготу до половины дня, почитать Священное Писание, пребывать в молитве и благодарении Господа»

Вопрос:

Как нужно вести себя в течение дня после причащения?

Зубкова

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.

Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное - быть в радостном настроении и благодарить Бога!

Людмила М
Православный христианин

Как правильно вести себя после причастия-суеверие или нет.

  • Батюшка,меня очень волнует вопрос такого рода-как правильно вести себя после причастия.С воздержанием от осуждения и т.д...и не плеваться все понятно.А вот с тем что говорят давно воцерковленные люди не очень.В частности как поступать с посудой из которой ешь в день после причастия(мыть только отдельно и воду вылить после мытья куда-нибудь так чтобы по ней не топтались,а в канализацию нельзя,и одежды в которой причащался касается тоже -стирать отдельно от другой и с водой поступать также),если ты что-то начал есть то доедать до конца и не давать этого делать другому человеку.Нельзя мыться(ну с некоторыми понятиями в плане мытья не поспоришь-умываясь или моя голову можно неосознанно отплевываться от воды и сплюнуть),разве благодать можно смыть.Стричь ногти и т.д.Благодать уйдет.Объясняют это тем что после Причастия в человеке и на нем освящается все(это про одежду).И все предметы,особенно попадающие в рот человеку(это про пищу и посуду)освящаются в этот день.На сколько это правда,если правда вобще.Если можно по подробнее.
  • И еще вопрос такого плана.Мама постоянно твердит о том что волосы,ногти и ватки,повязки и,простите,прокладки с кровью ни в коем случае нельзя выбрасывать-только сжигать-большой грех.При чем для меня,чем больше я интересуюсь православными обычаями, более не понятны и больше смахивающий на языческий ритуал с целью сохранения себя-любимой от порчи и сглаза.Спросила по этому поводу у батюшки -получила ответ-по поводу ногтей и крови не знаю,а вот за волосы бабушка говорила не выбрасывать.А то птичка в гнездо унесет потом голова болеть будет.Так что и ногти и кровь тоже не выбрасывать в мусор,а сжигать.Прекрасно понимая что батюшки тоже люди спросила у другого священника на что получила ответ-по вере твоей.Если ты с Богом кого убоишься? Из чего сделала вывод что таки язычество и вера в это-грех.Сказала это матери на что получила гневное вразумление и требование слушаться наставления первого батюшки коль у него исповедуешься постоянно и ищи наставлений такого рода в трудах Святых Отцов.Вот теперь и точит червячек сомнения исповедовать грех суеверия или то что нарушила его указ(батюшки) этому же батюшке и своего рода осуждении его в суеверии.Все это как-то можно обосновать или опровергнуть.А то на душе смута и в голове-каша,а вопросов такого плана все больше и больше.

иерей Дионисий

1. "Послепричастных" суеверий больше, чем Вы думаете. некоторые "особо благочестивые" даже собственную "освященную" мочу пьют, чтобы "благодать не пропадала". Конечно, это полная чушь! Ничего из перечисленного Вами не является ни каноническим требованием, ни церковной традицией, не имеет ничего общего с учением Православной Церкви. Мойтесь, мойте, стирайте и т.д.
2. Я вот попробовал себе представить женщин, которые постоянно сжигают прокладки... Жуть какая-то... Полное суеверие! А что нужно было делать древним, у них прокладок не было и, простите, по ногам текло... ? Про волосы - тоже суеверие. Ну как птичка, унесшая волосы в гнездо может повлиять на голову, которая начнет болеть? Где тут законы физики и банальной логики?__________________
Истина в Боге, а Бог есть Любовь!

Людмила М
Православный христианин

Так вот и я о том же,батюшка(это по поводу второго ответа)! Только вот как матери это объяснить(она каждое воскресенье в церковь ходит,часто причащается в отличии от меня-муж у меня совершенно далекий от веры в Бога)...или просто оставить ее в покое и не высказывать ей о своих знаниях и мнении по поводу таких вопросов,а на ее замечания не реагировать вобще или согласно кивать головой,но поступать согласно своим знаниям.Просто начиталась она всякой всячины вроде пророчеств отрока то ли Вячеслава то ли Вениамина не помню.А там написано что к концу существования мира бесы будут обличаться в частички плоти,крови и т.д. людей (выбрасываемых) и жить среди людей(как буд-то они и так не среди нас постоянно)так сказать-во плоти...Ну прям Голливудский ужастик,а не книжка.Может конечно этот мальчик и свят перед лицом Господа,но мира в семье эти публикации не добавляют как и книги Нилуса тоже.Как на мой взгляд многие из них умилительны и для новоначального человека полезны,но от большинства просто веет мистификациями и народными поверьями далекими от православия.
Вы уж простите меня грешную если что не так пишу и поправьте,батюшка.Только мое врожденное качество характера знать и уметь максимально в своей профессиональной деятельности,учебе и т.д.и касательно веры в Бога тоже.Какой же толк от меня будет как от работника...христианки когда я не смогу ответить на задаваемые мне вопросы и не ввести в заблуждение человека,особенно когда это касается спасения его души.
Если не сложно,ответьте еще на пару вопросов в этой теме.Я еще не очень хорошо разобралась как новые создавать:
- Почему нельзя гладить по голове детей(спрашиваю потому что слышала это от батюшек)как собственно вобще любого человека.Только класть руку на голову вроде того как батюшка делает при благословении.Или это опять из области фантастики.
- по поводу телесных наказания ребенка.Почему шлепок по пятой точке ладонью категорически запрещен,а вот ремнем или лозиной по этому самому месту -пожалуйста.Это опять таки от батюшки мама на исповеди услышала когда жаловалась на непослушание внука.Возможно конкретно в моем случае необходимо больше информации чтобы давать советы.Только у нас на приходе у батюшки спрашивать очень тяжело.Он выслушивает вскользь продолжая заниматься чем-то и так же отвечает.А в другой храм ходить проблематично.Муж скрепя сердце последнее время более или менее регулярно стал меня отпускать в церковь.А с двумя маленькими сорванцами тяжело самой ходить-сказывается травма позвоночника в детстве.С мамой не реально-старший в ее присутствии просто невменяемый и неуправляемый.А мне так хочется отсеять все суетное,а не как трусливый заяц бояться не так сесть или не так стать,а то благодать уйдет или птичка чего не так сделает...
Спаси вас Господи!И заранее благодарю за ответ...

Можно ли причащаться каждое воскресенье, если я человек болящий?

Каждое воскресение причащаться можно, но этот вопрос надо обязательно решить со священником, у которого регулярно исповедуешься, т.е. духовником. Если он видит, что от этого будет вам духовная польза, то обязательно благословит причащаться каждую неделю. Самостоятельно принимать такое решение не полезно.

диакон Сергий Правдолюбов

Надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?

Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта. Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е. Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.

иерей Димитрий Туркин

Как правильно принимать Честные Дары?

Как правильно принимать Честные Дары? Прожевать и проглотить до запивки или вместе? И в каком порядке сначала запить, а потом просфору или наоборот?

Вначале вкушают Святые Дары, а затем запивку и просфору.

иерей Николай Фатеев

Как вести себя в день Причастия?

Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков: нельзя в этот день мыться, нельзя есть рыбу, дабы не сплевывать кости, а также ягоду с косточками? Нельзя сплевывать слюну, даже если это мокрота, и что делать если сплюнул? Как быть в случае если младенец срыгнул в этот день? Нельзя целовать причастника, и как быть, если это младенец, которого целу­ешь 100 раз за день?

Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением. Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо. Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь. По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.

иерей Николай Фатеев

Как часто можно причащаться в Великий пост?

Время поста способствует тому, чтобы причащаться чаще, чем обычно. А вот насколько часто следует причащаться, если не можете решить сами, спросите у священника лично.

иерей Димитрий Туркин

Расскажите про чин Литургии Преждеосвященных Даров

Почему древняя Церковь установила чин Литургии Преждеосвященных Даров и кто на ней может причащаться?

В древней Церкви служение божественной литургии свт. Иоанна Златоустого или свт. Василия Великого было связано с торжественными праздничными днями. Седмичные дни Великого поста – время покаяния, а не торжества, поэтому в эти дни служится особая литургия - Преждеосвященных Даров. На этой литургии освящение Даров не совершается, но частицы Святых Даров, освященных на литургии в предыдущий воскресный день, погружаются в Чашу с вином. Поэтому причащаться за этой литургией могут только те, кто способен принять частицу Святого Тела, и не могут те, кто обычно причащается только Святой Кровью; как правило, это младенцы младше двух лет.

иерей Димитрий Туркин

Что делать, если не все понятно в молитвах перед Причастием?

При подготовке к Таинству Причастия я испытываю неловкость при чтении некоторых молитв. Порой мне самой не все бывает понятно, и чтение молитв бывает формальным, так как не идут от моего сердца, а значит, не доходят до Бога. На исповеди я признаюсь в несосредоточении, рассеянности и думаю, что не достойна принимать участие в Святом Причастии, хотя получаю благословение. Мне больно об этом говорить, но получается, что я сама себе мешаю оценить и принять в себе значение этого Таинства. Как решить мне эту проблему?

Причащаясь, нужно помнить о той ВЕЛИКОЙ милости, которую дает Господь нам, недостойным. От чувства вины Господь нам дает избавление в Таинстве исповеди. Надо каяться в своих грехах, каяться искренне и чистосердечно. После же исповеди Господь дает нам великую милость приступить к Чаше. Постарайтесь на досуге просто перечитать молитвы, пользуясь толкованием или словарем, чтобы не оставалось непонятных мест, уделите больше времени чтению молитв, чтобы ум не рассредоточивался. Советую почитать книги митр. Антония Сурожского о молитве, там Вы найдете много ценных советов по тому, как внимательно молиться.

иерей Михаил Михайлов

Как готовиться к причастию внутренне?

Стараться все, что мы должны делать перед причастием, делать не только внешне, но и внутренне. Вот так и будет подготовка к причастию внутренне. Стараться, чтобы наши молитвы перед причастием были внимательны - не просто вычитывание правила. Внимательно и сосредоточенно готовиться к исповеди. И еще один такой важный момент: мы должны считать, что мы недостойны идти причащаться и в тоже время идти. И то и другое должно быть.

Когда мы начинаем так считать, что «мне все можно, вот я пойду и причащусь» - значит, мы теряем страх Божий. Если же считаем, что недостойны, и не идем причащаться, то мы тоже не вы­полняем эту заповедь. Сказано: «Со страхом Божием и верою приступите...». То есть со страхом и верою, но приступите! Значит, мы будем приступать, но со знанием, что мы недостойны.

Св. прав. Алексей Мечев об этом говорил: когда вы идете исповедоваться, считайте, что вы не достойны, чтобы вас допустили. И было много случаев описано близкими к нему людьми, когда приходили люди на исповедь, с виду благочестивые, как будто серьезные, и он их не допускал к причастию: вот человек пришел, с серьезным видом, исповедовался и был не допущен, ушел в великой скорби. И вот о. Алексей на недоумение во взгляде одного своего приближенного так и ответил: подойдешь причащаться, не думай, что достоин, пошел и тебя допустили. Считай себя недостойным. Вот так вот и будем делать, и это и есть внутреннее приготовление к причастию.

иерей Михаил Немнонов

Можно ли целовать руку священника и иконы после причастия?

Скажите, пожалуйста, правильно ли после Причастия, когда целуешь крест, не целовать руку священника? А иконы? Спаси Господь.

После принятия Святых Таин Вы сразу выпиваете запивку и вкушаете кусочек просфоры, таким образом, во рту уже не остается Святых Частиц. После этого можно прикладываться к иконам, а также вместе со всеми подходить к целованию креста. И причастившиеся и непричастившиеся за Литургией при целовании креста по обычаю целуют священнику руку.

диакон Павел Миронов

Говорят, после причастия нельзя христосоваться?

Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?

Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.

диакон Павел Миронов

Как понять, в каком храме можно приступать к Причастию?

Если находишься в путешествии или просто далеко от дома, как понять, в каком храме можно приступать к таинствам исповеди и причастия, а в каком нет? В храмах Московского Патриархата, понятно, можно, а в других православных храмах?

Когда путешествие совершается по России, то, войдя в храм, если есть серьезные сомнения, можно деликатно спросить – относится ли этот храм к Русской Православной Церкви или нет, и тогда решать, можно ли здесь причащаться. Находясь за границей, задать подобный вопрос в храме будет не всегда удобно. Не имея убедительных свидетельств о принадлежности храма Православной Церкви, самому разобраться в этом будет трудно. Поэтому исповедоваться и причащаться лучше в храме, относительно которого сомнений никаких нет.

иерей Димитрий Туркин

На вопросы телезрителей отвечает иерей Александр Асонов, заведующий канцелярией Гатчинской епархии. Передача из Санкт-Петербурга.

- Правда ли, что перед Причастием нельзя чистить зубы и почему?

Очень хороший вопрос. Сразу хочется спросить, можно ли лицо мыть перед Причастием, можно ли душ принимать? Ведь вода тоже может в уста попасть, что-то может произойти неприятное. Отвечу просто: можно и даже нужно. В человеке должно быть все прекрасно, как сказал классик, и надо за собой следить. Поэтому нет никаких канонических препятствий к тому, чтобы перед Причастием следить за свое внешностью: чистить зубы, умывать лицо. Естественно, когда мы говорим о посте перед Причастием, мы предполагаем употребление пищи, а не чистку зубов. В конце концов, может когда-то в детстве мы все пробовали пасту покушать, но во взрослом возрасте мы этим не занимаемся, правда? Хотя не знаю, может быть, некоторые и кушают (смеется) . Но врачи не рекомендуют этого делать, потому что это может быть вредно для организма. Конечно, это не прием пищи, и надо разделять эти вещи, смотреть реально на ситуацию, используя свой разум и мудрость, которую нам дает Господь.

В постсоветской России, к сожалению, пропала традиция красиво одеваться, следить за собой, особенно по-праздничному собираться на Божественную литургию. Как с этим быть?

Советовать людям возрождать эту традицию на семейном уровне, на своем жизненном личном опыте. Посещение храма - это действительно праздник, это встреча с Богом (хотя мы с Богом встречаемся каждый день в молитве, да и во сне, можно сказать, потому что Господь всегда среди нас, христиан). Посещение храма - это особое событие, потому что там мы встречаемся с Богом, становясь причастниками святой Евхаристии, мы принимаем истинные Тело и Кровь Христовы в хлебе и вине, и это праздник. Недаром по церковной традиции в воскресные дни пост не считается необходимым. Мы знаем, что в воскресные дни как в праздничные дни человек должен поститься только ради Евхаристии, а потом уже это праздник, и, конечно, мы должны это сознавать. Вообще посещение храма всегда особое событие. Там мы исповедуемся, получаем отпущение грехов, там мы становимся сопричастниками Тела Христова, мы получаем Божественное откровение во время слышания Слова Божия, чтения Апостолов, Святых Евангелий, во время проповеди. Поэтому это праздник, несомненно. Жалко, что эта традиция утрачена, потому что в советский период все прятались, боялись, и этих людей можно понять, действительно были страшные гонения на христиан. Но сейчас время-то благодатное, это можно и нужно возрождать. Надо храм воспринимать как особое место в жизни, избегая ощущения скорби. Евхаристия, Божественная литургия - это праздник, а не похороны; это не прощание, это встреча. Это встреча с Богом, встреча с жизнью, встреча в молитвах со своими усопшими родными и близкими. Если мы начнем это осознавать, будем об этом помнить, тогда мы будем и особо готовиться, празднично одеваться.

- Подготовка к Причастию вся сводится к вычитыванию правила…

К сожалению, да, мы размышляем только о вычитывании специальных молитв, Последования к Причастию. Мы только думаем о том, можно ли пить воду, чистить зубы, а о самом главном иногда забываем - что состоится истинная встреча с Телом и Кровью Божиими, что мы станем Его сопричастниками. Это самое великое событие в истории всей Церкви, это пик литургии. Некоторые богословы считают, что у литургии 2 пика, 2 важных момента, и они равны между собой: это чтение Слова Божия или слышание Слова Божия (потому что само по себе Слово Божие тоже исцеляет и очень многое дает нам, Православной Церкви) и святая Евхаристия. Это 2 пика, которые не могут быть один выше другого, они на одном уровне находятся, потому что Слово естественно соединено с нашим Причастием в святой Евхаристии. И это 2 праздника.

- Откуда берутся новые души с рождением каждого нового младенца? Бесконечен ли этот процесс?

Михаил, мне интересно, что Вы думаете по этому поводу? Я имею свою точку зрения, а как Вы?

Я считаю, что это непрекращающийся акт творения, создание из ничего. Конечно, можно сказать о том, что в Логосе уже изначально существуют все души как предвечно замысленные. А если говорить о бытовой стороне, я думаю, что это творение.

Это одна из точек зрения. Наверняка, существуют еще другие предположения по этому поводу. Лично я отношусь к этому так. Тайна сия велика, есть вещи, которые мы познаем только после того, как соединимся во всей полноте с Господом, уже оставив этот бренный мир. И поскольку эта тайна велика и никак не влияет на наше спасение, то, наверное, надо размышлять о вещах более важных - не о том, откуда берутся души, а о том, что они уже пришли в мир и о них надо заботиться, об этих людях, наших родных и близких. А кто тебе близкий, об этом хорошо описывается в притче о добром самаритянине. Это главное - заботиться о душах, которые пришли в этот мир; размышлять не о том, откуда они, а о том, что они здесь. Это моя точка зрения, она может быть кем-то не приемлема, может оспариваться.

Часто в околоцерковной среде такой вопрос вызван популярностью представлений о перерождении. Т.е. люди околоцерковные совмещают то и другое.

Реинкарнация. Да, понимаю, это интересный вопрос, и об этом много рассуждают, много было написано статей, даже некоторых богословских исследований. Опять же - тайна сия велика. Для нас, христиан, должно быть важно то, что влияет на наше спасение. Откуда приходят души, как это все происходит до того, как человек приходит в мир - это не связано с искупительной смертью Господа нашего Иисуса Христа, не связано с той благодатью, которую дарует нам Господь Бог в святой Церкви через «орудия» благодати, через святые Таинства. Этот вопрос, я бы сказал, в некоторой степени философский, на бытие Божие он не влияет. Мы можем философствовать хоть бесконечно, но опасность в том, что размышляя на эту тему, мы можем увлечься своим мудрствованием и углубиться в ту или иную ересь. Чтобы этого с нами не произошло, надо помнить о том, что главное в нашей жизни; что первично, а что вторично. Первично - это Слово о спасении, спасительная и искупительная смерть Господа нашего Иисуса Христа, весть о том, что Он сейчас посреди нас.

- Самое главное, что мы знаем, откуда Он и куда Он…

Да, это уже очевидно, Он Сам говорит, что Он от Отца и к Отцу исходит. И то, что Он говорит «Придиите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Мы знаем, что теперь всякий может воззвать ко Господу и иметь спасение, радость общения с Богом, может быть иногда и через страдания и через испытания, но все равно радость. Благодать Божия настолько велика, что она даже страдание превращает в благословение. А для внешнего мира, как бы сказали апостолы, языческого, который находится вне рамок христианской веры, это посмешище, как об этом и говорил святой апостол Павел.

Мои родители, бабушки, дедушки уже умерли, весь род некрещеный - все коммунисты, атеисты, войну прошли. В монастыре мне объяснили, что за некрещеных родителей я могу подавать милостыню, помогать малоимущим, деткам, что я и делаю. А знакомая принесла книгу, где написано, что за некрещеных ни в коем случае молиться и поминать вот так нельзя, потому что тому человеку будет плохо. Как быть?

Это очень интересный вопрос и многие им задаются, когда речь идет о родственниках, которые были не крещены и отошли в мир иной. Действительно, в нашей христианской традиции канонически мы как бы не совершаем специальных молитв о таких усопших, т.е. на проскомидии не поминаем их имена, не вынимаем частички. Во время чтения Ектении они не поминаются, потому что речь идет только о верных чадах Христовых, т.е. тех, кто уже отошел в мир иной, будучи крещеным. Но в своей частной молитве вы все-таки можете их вспоминать и просить у Господа умилостивления по отношению к ним, потому что Суд Божий совершается там. Не надо забывать, что один из Символов Веры (а их самых известных три, мы читаем Никео-Цареградский, а есть еще самый короткий, который считается древней крещальной формой, это Апостольский) подчеркивается, что Христос сошел во ад, а потом воскрес и вознесся на небеса. Господь поработил ад, Он победил смерть смертью. Зачем Он сошел во ад? Естественно, чтобы совершить Свой Суд и наверняка вывести тех, кто там пленен. Об этом не стоит забывать. Естественно, это совершается вне времени человеческого, и в своих частных молитвах вы должны вспоминать своих родных и близких усопших, потому что все-таки это ваши родные и близкие.

- Мне тоже как-то странно слышать о запрете…

Господь нас призывает молиться за наших врагов, которые не являются крещеными христианами и гонят нас. Они тоже являются творениями Божиими и могут однажды стать нашими друзьями. Кольми паче мы должны молиться за наших родных и близких, которые нас родили, воспитывали, вкладывали в нас силы. Очень важно в любом случае вспоминать о них, посвящать им молитвы и просить у Господа, чтобы Он совершил Свой праведный суд так же в отношении этих людей.

- И конечно, дела милосердия оставлять тоже не следует.

Память о наших родных и близких - это тоже дело милосердия, потому что, к сожалению, очень часто мы предаем забвению тех, кто ушел. Это неправильно. Понимаю, иногда это происходит вследствие каких-то обстоятельств, жизненной суеты, отдаленности. Но если нет возможности посетить могилки, давайте хотя бы будем вспоминать их в наших молитвах ко Господу.

А то, что у некоторых людей такой антагонизм (как у вашей знакомой) - это, я считаю, не по-христиански. Она могла сказать «Извини, на литургиях у нас не принято поминать, но тем не менее мы все-таки должны о них помнить». Т.е. как-то можно было все это с братолюбием сказать. Мне бы было морально тяжело, если бы кто-то ко мне так же отнесся. В этом нет христианской любви.

Почему храм считается местом особого присутствия Божьего, ведь все говорят, что Господь везде один и Тот же?

Несомненно, мы все хорошо понимаем, что в жизни человеческой и жизни любого социума существуют определенные традиции. Когда мы рассуждаем о театре, естественно мы имеем в виду игру актеров, пьесы, но так же мы предполагаем и строение, в котором совершается это действие. Когда мы рассуждаем об институте, мы предполагаем процесс преподавания, профессуру, абитуриентов, студентов, канцелярию, но так же и институтские здания. Так устроен этот мир. И когда мы рассуждаем о том месте, где совершаются особые действия среди верующих христиан, мы предполагаем, естественно, какое-то здание, которое мы называем церковью, храмом, часовней, кафедральным собором, где совершаются особые действия. Эти особые действия и придают очень важный характер этому месту. Традиционно литургия совершается среди народа и для народа. Вообще в древности, когда не было людей, священник и не должен был служить, потому что литургия в переводе с греческого - это «дело народа» (литос» - народ, «эрго» - дело), общее дело. И когда верные Христовы собирались, совершалась литургия, богослужение, служба, во время которой слушали Слово Божие, совершалась Евхаристия, т.е. благодарение Богу (в переводе с греческого, евхаристия - благодарение Богу), где люди получали истинные Тело и Кровь Христову. И эта Евхаристия, это событие Причастия и придает любому месту особое значение.

И, конечно, не стоит забывать, что места обладают не только определенной социальной, но и энергетической значимостью. Это всем хорошо известно, не раз подтверждалось физиками, что любое пространство наполняется энергией, которая ниоткуда не появляется и никуда не исчезает. И мы называем место, где совершается литургия, намоленным (во время евхаристического канона совершаются специальные молитвы о призвании Святого духа, чтобы Он благословил Евхаристические дары, благословил весь народ). Естественно, когда все верные чада Христовы молятся, естественно, это место начинает обладать особым значением.

Но не стоит также забывать, что вне храма наша жизнь христианская не заканчивается. Действительно, в жизни каждого из нас пребывает Господь, потому что мы суть сосуды Духа Святаго. В жизни каждого верного чада Христова происходит так называемое преображение, «обо́жение». Об этом много богословы рассуждают, в западной богословской традиции называют это понятием «санктификация», т.е. освящение; мы называем это греческим термином «теозис», т.е. обо́жение. В жизни верующего христианина происходит реальное изменение - изменение его душевного состояния, изменение его жизненных обстоятельств, его духовного внутреннего мира, и это видят окружающие. Даже сам человек может этого не видеть, но это происходит по причине того, что наша жизнь христианская за стенами храма не заканчивается.

Вы говорили, что два главных момента во время Литургии - это Причастие и чтение Слова Божия. Но часто бывает так, что Слово Божие просто непонятно, не слышно по разным причинам. Почему чтение происходит спиной к народу?

Литургия делится на несколько частей - Проскомидия, Литургия оглашенных… И вот во время Литургии оглашенных, до Литургии верных как раз Писание читается. Действительно есть традиция чтения Священного Писания спиной к народу. Т.е. выходит дьякон (если он есть) на амвон, перед ним стоит аналой, и он, обратясь к востоку, к алтарному престолу, в Царские врата, читает Святое Евангелие. Чтец может так же спиной к народу читать Апостолов, но обычно чтец выходит на середину храма, поэтому его слышно. Обращаются на восток, т.к. мы все служим Господу, обратясь в одном направлении. Но это не принципиально. Евангелие может читаться и лицом к людям. Конечно, очень многое зависит от личных данных чтеца, ничего не поделаешь - какая у человека артикуляция, голос, с какой интонацией и скоростью читает он Евангелие. Недавно я был в Греции, имел там возможность служить в нескольких храмах, служил Божественную литургию, и там читали Евангелие лицом к народу. Т.е. когда я вышел на амвон читать Евангелие, передо мной так поставили аналой, что я лицом к народу, обратясь к людям, читал Святое Евангелие.

- В некоторых храмах Петербурга такая же практика.

Да. Исторически после чтений Евангелия должна быть проповедь (у нас ее постепенно отодвинули в конец Литургии, но в некоторых храмах пытаются возродить традицию). Иногда священник по-русски еще раз вычитывает текст из Синодального перевода. Конечно, все зависит от батюшки, от людей, это все вопросы более частного характера. Общей практики не существует.

- На Пасху все храмы придерживаются чтения Евангелия лицом к народу.

Да, это один из ярких примеров.

Вопрос о практике «Сны Богородицы». Некоторые женщины передают друг другу сны Богородицы, считая их оберегающими молитвами. Смысл там такой: жила-была Богородица, спала-проснулась, пошла из ворот в ворота… Женщины, считая это молитвой-оберегом, читают это ежедневно с другими молитвами. Считается ли это ворожбой и колдовством, если женщины чистосердечно считают это молитвой?

Первый раз об этом слышу. Давайте попытаемся вместе порассуждать на эту тему, что я один постоянно говорю! Вы как думаете, можно это считать ворожбой?

- Я придерживаюсь той точки зрения, что ворожба и колдовство - исключительно вымысел.

А как же магические действия, приводящие к плачевным последствиям?

Я как студент психфака считаю, что это плацебо. В случае с такими «молитвами» меня удивляет несознательность, т.е. люди настолько привыкли вычитывать что-либо.

Бывают ситуации, когда человек просто не задумывается, делает что-то по инерции и немного далек от христианского вероисповедания. Не потому, что он плохой человек, а потому, что он еще не понял, что такое христианство, до конца. Т.е. он знает, что есть Церковь, приблизительно представляет, что это такое, но на самом деле с христианством мало знаком. Такая проблематика существует.

Например, у меня однажды был случай. Однажды я был в храме, куда привезли ковчег с мощами одного из святых. Была специальная служба, молебен, было очень много народу, этот ковчег поставили на специальное возвышение, все подходили, прикладывались. Рядом сердобольные служители храма поставили красивую софринскую кружку, на которой было написано «Пожертвования на перенесение мощей». Некоторые люди, не понимая где что, целовали и ковчег, и кружку.

Так же и здесь - надо услышать Слово Божие, войти в общение с Церковью и тогда все встанет на свои места, не будет этих странных вариаций.

- Осуждение священника - грех. А если о священнике говорят в шутливой форме, является ли это грехом?

Я считаю, что с осуждением священника надо разобраться. Во-первых, как Вы понимаете слово «осуждение»? Любой человек обладает правом, которым его наделил Господь, - делать свои умозаключения. Я бы даже больше сказал - Господь призывает нас использовать разум и делать умозаключения.

Да, в Евангелии немного искажен смысл при переводе: когда Господь сказал о фарисеях, что они «…оставили суд и милость…» (Мф., 23:23), на самом деле «рассуждение и милость».

Да, Вы сейчас очень хорошо подметили. Господь нас призывает рассуждать. А в русской речи рассуждение и осуждение где-то очень рядом. Т.е. когда мы осуждаем, мы где-то рассуждаем, мы делаем свои какие-то умозаключения, к каким-то выводам приходим по отношению к тому или иному человеку.

Если мы строим козни - это грех, если мы наговариваем - это грех, и причем неважно, на кого мы наговариваем или кому строим козни - священнику или не священнику. Это одинаково плохо. Но у нас есть полное право иметь свою точку зрения в отношении поступков, действий тех или иных людей. Что касается осуждения священников - я бы не сказал, что мы совершаем грех, если мы делаем выводы по поводу тех людей, которые обречены священным саном. Не надо забывать: люди, пришедшие в клир, ставшие священнослужителями - это живые люди из мира. Когда-то были такими же прихожанами, как и все остальные, соответственно принесли с собою свою субкультуру, свои привычки, свои традиции, ведут себя в соответствии с ними. Мы должны помнить, что это люди, и мы имеем полное право иметь свою точку зрения о том, каковы они. Мы можем, конечно, ошибаться, а можем быть и совершенно правы, поэтому я бы не сказал, что это грех. Нам нужно рассуждать и делать свои выводы.

Вопрос насмешек - это вопрос культурного воспитания. Если добрая шутка без язвительности, то в этом нет ничего плохого. А если с язвительностью, с ехидством - то, конечно, это плохо. Опять же это вопрос чисто моральный. Это касается не только того, что мы говорим о священнослужителях, но и что мы говорим вообще о людях, окружающих нас. Конечно, человек воспитанный, благородный такого себе позволять просто так не будет, а если и будет, то, скорее всего, в сердцах. Я уверен, потом он раскается, ему будет неприятно, и не потому, что он будет бояться кары и наказания, а потому что ему сам факт неприятен, что он кому-то делает что-то плохое. А говорить с язвительностью, как говорит молодежь, «подкалывать» кого-то, естественно неприлично. Есть в этом что-то недостойное человеческого достоинства.

Такие вопросы касаются даже не христианства, а обычных человеческих взаимоотношений, естественной благообразной культуры, которую мы пытаемся сохранить и передать нашим детям. Это не «высота полета» христианства, это элементарные вещи. Для того, чтобы это понять, не надо быть христианином, достаточно просто быть воспитанным, хорошим, я бы даже сказал «советским» человеком. Ведь был же период благообразного советского воспитания, когда неприлично было ругаться на людях, при женщинах, используя тяжелые матерные выражения, было неприлично плохо относиться к пожилым людям, было неприлично хамить кому-то на улице и уж тем более на кого-то руку поднимать. И ведь эти люди не претендовали на звание христиан, они просто претендовали на звание воспитанных людей, «советских». Я с удовольствием смотрю советские фильмы, особенно меня интересует кинематограф времен «оттепели». Ведь сколько было снято красивых картин! Мы не все их увидели сразу, но их сейчас показывают, черно-белые - они же прекрасны, какой удивительной культурой наполнены те персонажи, которых вы там видите! Ведь они рассуждают, в принципе, о вечных вещах - о любви, о верности, о преданности, которые естественно связаны с христианством, но они говорят об этом с позиции светских людей. Тем более это дорого, жалко, что мы сейчас это утратили, это трагедия нашего общества.

Понятно, что у нас сейчас культурный кризис, так давайте молиться друг за друга и хотя бы с себя начинать. Если каждый начнет хоть что-то делать без озлобленности, общество начнет меняться.

Помните «Место встречи изменить нельзя», в оригинале произведение называется «Эра милосердия». Там есть ключевой момент, когда персонажи Шарапова и Жеглова попивают водочку (у них недавно убили друга-сослуживца) и рассуждают о том, как они будут рубить эти «драконовы головы»: зло, предательство, зависть (это и есть, кстати, самые страшные «головы дракона»). А герой Гердта говорит: «Наша страна только что пережила самую страшную войну, и если говорить о добром будущем для нашего общества, то надо говорить не о тех карательных методах, которые вы сейчас вспоминаете, а о том, что является вечным - милосердие, сострадание, любовь к ближнему. Это поможет нам снова стать живым человеческим обществом, которое имеет культурное наследие, и, может быть, тогда наступит Эра милосердия».

Естественно, я перефразировал этот диалог, не процитировал его детально, а передал основную мысль. Культура человеческая связана не с карательными мерами. Невозможно сделать человека благородным «из-под палки», это надо делать личным примером духа. Чтобы кого-то воспитать, надо самому быть обладателем какой-то культуры; невозможно передать какую-то культуру, если ты ее сам не имеешь. Это, кстати, согласуется и с христианским учением - если у тебя нет чего-то, ты не сможешь это передать. Ты можешь много об этом говорить, рассуждать, но не передашь.

Вот у нас в обществе сейчас используют много так называемых законодательно-карательных мер, чтобы общество сделать лучше - это не поможет. Много раз это уже делалось, ни к чему позитивному не приводило. Наоборот, будет противодействие. Заставить человека не плеваться на улице карательной мерой невозможно, он все равно будет это делать, когда никто не будет его видеть. Должен быть внутренний императив, внутренний стимул, а его передать могут лишь милосердные методы и меры. Давайте начинать с себя.

Вот сейчас запретили курение в общественных местах…

- Я рад!

Я тоже рад. Но дело в том, что курить не перестают, и это выглядит, на мой взгляд, по-ханжески. Зачем уподобляться этому, извините за выражение, фарисейству? Это общество не улучшает, это превращает общество в лицемеров. А запретный плод более сладок. Почему-то в советских временах как-то сохранялась культура, притом, что они не задумывались о вопросах, хорошо курить или плохо. А мы смещаем акценты, иногда намеренно. У нас есть реальные моральные проблемы в обществе, и никто не пытается акцентировать на них внимание, в отличие от вопросов, которые в принципе не имеют отношения к морали. Ведь курение не имеет отношения к морали. Вы хороший человек вне зависимости от того, курите или нет. Неважно какого цвета и из какого материала на Вас рубашка, материал может быть неполезен для вашего тела и для меня, т.к. я вдыхаю пары, это можно с помощью химии доказать, но вы не становитесь от этого ни плохим, ни хорошим. Ваше внутреннее духовное состояние от рубашки не зависит, оно зависит от образа мышления. Вот о чем надо говорить. А мы рассуждаем о карательных мерах, при этом становясь ханжами и других в нашем обществе пытаясь так же сделать ханжами. И общество смеется над этим, и мы смеемся, т.е. мы сами над собой начинаем издеваться. Курение - не единственный пример, много других.

- Недавно было ужесточение правил для водителей.

Опять же - стали ли безопаснее ездить? Получается замкнутый круг.

Лично я в определенных запретах вижу и пользу, ведь как Апостол пишет «Закон не для свободного», т.е. закон нужен тому, кто порабощен страстями, иначе он начинает «беспредельничать».

Согласен. Но опять же, если бы в это не втягивали понятие морали. Лично я считаю (подчеркиваю, это мое мнение, а не церковного священноначалия), что не карательными мерами, а через доброе культурное наследие можно изменить в обществе. Каждый должен начинать с себя, и вокруг другие преобразятся. «Спасись ты, и вокруг тебя тысячи спасутся». Надо молиться за наше общество, чтобы это культурное наследие возрождалось, чтобы было приятно смотреть на нашу молодежь, на себя вне зависимости от возраста (бывает, и старики ведут себя не совсем прилично).

Почему, когда человек умирает, первые дни до похорон нельзя открывать окна? И почему занавешивают зеркала, и в них ни в коем случае нельзя смотреть?

Есть разные точки зрения по этому поводу. Я вот слышал, что не открывают окна потому, что усопший дух может попасть обратно. Это языческие традиции, не хочется в это углубляться. По поводу зеркала это тоже отдельная языческая история. Это не касается христианских традиций, это всенародная традиция, которая существует здесь и сейчас. Я как священник Русской Православной Церкви не могу рассуждать об этих вещах в полной мере, потому что они никак не связаны с тем, что для меня дорого - с верой христианской, с богословием христианским, с учением апостольским.

Т.е. можно с уверенностью сказать, что если открыть окна, ничего не случится, и если посмотреть в зеркало, тоже ничего не случится.

Да, для христиан это не опасно. Но есть традиции, которые и не плохие и не хорошие. Они существуют, не повреждая нашей вере, давайте их уважать. Принято так - ну что же, от этого не обеднеем. Корни у этой традиции языческие, ничего общего с апостольским учением не имеют…

- Апостол говорит «Для чистого все чисто».

Да. Могу привести сейчас множество библейских цитат, сослаться на апостольские послания, но мы все хорошо понимаем, что когда посреди нас Господь - нам уже нечего бояться. Я уже сегодня говорил, что мы суть сосуды Духа Святаго, в нас пребывает тот, кто сильнее того, кто в мире, нам бояться-то нечего. Нам только одного надо бояться - зло делать, то зло, о котором говорится в молитве «Отче наш»: «Но избави нас от лукаваго». Нам надо бояться стать злыми. А зло, естественно, не в том, о чем мы сегодня в начале рассуждали - зубы почистили или не почистили. Зло не в том, открыли мы или закрыли окна, когда кто-то умер, смотримся ли в зеркала. Зло состоит в том, когда мы желаем чего-то плохого ближнему. Это элементарные вещи, это вопросы морали. Об этом вся наша христианская вера, об этом говорил постоянно Спаситель - самое главное в жизни человека это его моральное внутреннее становление. Ты можешь не есть мясо, но при этом поедом поедать своего ближнего. Мы вспоминали во время поста высказывания Отцов Церкви о том, что главное во время поста - неупотребление определенной пищи или любовь к ближнему? Любовь к ближнему, это однозначно! Все остальное - это вторичный «продукт» нашей духовной жизни, но никак не первичный. То же самое касается всех этих обстоятельств. Есть традиция - из уважения к культуре надо ее сохранять, почему нет. Здесь в России будет так, приедете в другую страну - там будет иначе, и это никак не повлияет на вашу христианскую мораль. Из уважения к людям проявляйте терпение и думайте о главном - о своем духовном возрастании.

Гость программы: иерей Александр Асонов

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Екатерина Федотенко

Как вести себя перед Святым Причастием? Можно ли утром чистить зубы и пить лекарства? Чего нельзя делать после Евхаристии? Нужно ли продолжать поститься? Почему не стоит класть земные поклоны? Разрешается ли целовать иконы? Существует ли запрет на продукты с косточками? Ответы на вопросы читайте в статье.

Таинство, соединяющее человека с Богом

Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.

И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина. Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту. Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».

Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах.

О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?» . Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.

Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?

В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.

Чистить ли зубы?

Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?

Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.

Причастие и принятие лекарств

Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?

Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.

Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.

Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.

Что можно и что нельзя после Святого Причащения?

Бить ли земные поклоны? Можно ли плеваться? Можно ли в этот день целоваться? Чистить ли вечером зубы? Многим эти вопросы покажутся смешными, но тем не менее, они часто волнуют причастников.

Нельзя грешить

Если вы спросите у священника, что нельзя делать после Причащения, то он наверняка ответит одним словом: «Грешить».
Почему? Потому что вы приняли в свое сердце Христа. А Бог безгрешен. Он не может сочетаться с грехом. Поэтому если мы начинаем преступать заповеди, то в прямом смысле прогоняем Спасителя из нашего сердца.

Вот почему после Таинства Евхаристии советуют быть особо осторожными, чтобы не растерять принятую благодать. Считается, что следует мало говорить, больше молиться, благодарить Бога, по возможности избегать пустых разговоров и компаний.
Ведь если бес не может искусить нас напрямую, то попытается это сделать через родных и друзей или даже случайных людей.

Всегда благодарите

Если человек делает нам что-то доброе или приятное, так и хочется его отблагодарить. Но как отблагодарить Господа, Который ради нашего спасения принял крестную смерть и дал нам возможность соединиться с ним в Таинстве Евхаристии? Никаких земных слов не хватит. Но это совсем не значит, что не нужно и пытаться.

Кланяться или не кланяться?

Считается, что в день Святого Причащения не следует класть земные поклоны. Почему?

Стояние на коленях — это знак раскаяния, плача о грехах. А причастившийся человек радуется, а не плачет и скорбит. Он принял в свое сердце Христа.

Соблюдать ли пост далее?

Некоторые духовники благословляют своих духовных чад на протяжении дня воздерживаться от скоромной пищи и вина. Стоит сказать, что подобных предписаний нет. Откуда же тогда появился такой обычай?

После Святого Причастия очень легко рассеять благодать. И обильная трапеза может этому поспособствовать. Вы хорошенько пообедали, затем вам захотелось поспать. Мысли о молитве и смысле Таинства отошли на второй план. Вот из-за этого некоторые священники и не благословляют вкушать тяжелую жирную пищу и пить вино.

Но умеренная трапеза, даже если на ней присутствуют мясо, молочные продукты и вино, не навредит. Так что главный акцент в этом вопросе — это умеренность.

Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?

Наверняка вам приходилось слышать от верующих людей или даже священников, что после Таинства Евхаристии нельзя ничего выплевывать. Как это понимать и стоит ли придерживаться этого правила?

Этот запрет связан с благочестивым побаиванием, дабы случайно не выплюнуть частичку Святых Даров. Но чтобы минимизировать такой риск, после Причастия мы обязательно принимаем запивку — святую воду или разбавленное вино и кусочки просфоры.

Более того: во время Святого Причащения советуют глотать частичку полностью, не разжевывая ее. Тогда у вас не возникнет страха — а вдруг я случайно выплюну частичку вместе с едой, во время чистки зубов вечером.

Некоторые священники все же для страховки советуют не употреблять определенные продукты, из-за которых нам придется «плеваться»: рыбу с костями, ягоды с косточками и так далее. Если же пришлось употреблять их, то часто советуют аккуратно собрать косточки и сжечь их.

В общем, по этому вопросу мнения священников расходятся: одни говорят, что есть смысл в таких действиях, другие же призывают не отцеживать комара.

Как поступать вам? Либо посоветуйтесь со священником, у которого исповедуетесь, либо действуйте по совести или вообще избегайте возможных ситуаций. Не обязательно же в день Святого Причастия вкушать именно продукты с косточками.

Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?

Если вы приняли Причастие, проглотив частичку без разжевывания, то вряд ли стоит беспокоиться, что вы нечаянно вычистите частичку Святых Даров. Если же остаются какие-то побаивания, то, возможно, стоит воздержаться от вечернего ухода за зубами.

И последний вопрос из этой категории: можно ли прикладываться к иконам и целовать родных?

Запрет целовать крест и иконы выглядит как проявление чрезмерного благочестия. После Таинства Евхаристии можно и нужно прикладываться к святыням.

На целование родных, супружеские поцелуи конкретных запретов нет. Но причастившийся должен по возможности воздерживаться от чувственных переживаний и больше времени уделять молитве. В общем, это сугубо индивидуально.

О том, что нельзя делать после Причастия, также рассказывает священник Максим Каскун:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда усопшего нужно проводить в последний путь, его родственники довольно часто грешат всевозможными суевериями и нелепостями. Современное представление о смерти у многих практически ничем не отличается от взглядов наших далеких предков - язычников.

Многие православные верующие задают вопрос батюшкам очно, через интернет или интересуются у родных: можно ли чистить зубы перед причастием? Но это далеко не единственное, что могут спросить не только новички. Очень много вопросов появляется у воцерковленных. Стоит отметить, что существует огромное количество околоцерковных мифов, заблуждений.

В этой статье кратко пересказаны ответы опытных и благочестивых священников, даны рекомендации и полезные советы начинающим.

Что такое Причастие?

Как говорит Христос в Евангелии о Причастии? Накануне страшной смерти на кресте Он собирает вместе своих учеников и готовит трапезу. На столе хлеб и вино. Христос говорит, что в память о Нем будут пить вино и вкушать хлеб, так как это - символы Его крови и тела.

По настоящее время в храмах совершается литургия и готовится святое Причастие с использованием хлеба и вина. Священники молятся вместе с прихожанами со словами «О предложенных Честных Дарах Господу помолимся».

Что же на самом деле подразумевается под хлебом и вином в Святой Чаше? Молитвы, читаемые перед Причастием дома, так же нужны христианину, как и церковные. Зачем нужна молитва? Потому что Господь соединяется именно с тем человеком, который его к себе призывает.

Что собой представляет Причастие?

Существует несколько свидетельств того, как на самом деле готовится Причастие и что под ним скрывается от людских глаз. Однажды в храм зашел некий человек. Царские врата в храме были открыты. Священники стояли у алтаря. Вдруг зашедший человек увидел, как священник пронзает младенца копием. Он закричал на весь храм: «Зачем младенца убиваешь?» Все стоявшие в храме люди обернулись. Никто не мог понять, о каком младенце идет речь. На самом деле у священника в руках была просфора (маленький хлебушек из пшеничной муки и воды).

Господь невидимо и бесконечно отдает себя в жертву ради людей, но не материально, а духовно. По-настоящему Его распятие видели почти 2000 лет назад на Голгофе в Иерусалиме.

Давайте вернемся к Евангелию и к тем строкам, где Господь находится на тайной вечере. Он ведь говорил: «Отныне будете пить мою кровь (вино) и вкушать мое тело (хлеб) в память обо Мне». Но как это будет происходить, не знали даже апостолы. Тем более не дано знать и нам. Это Божественная тайна. Нам остается только принимать это серьезно, и так как есть, без сомнения. Поэтому молитвы, читаемые перед Причастием, очень нужны, в первую очередь для самого причащающегося.

Еще одно живое свидетельство:

В городе Ланчано (Италия) по сей день существует истинное доказательство того, что Причастие - это не просто хлеб и вино. В католической церкви Сен-Легоций в 8 веке один священник засомневался, что Причастие - это чудо. Когда он взял в руки кусочек хлеба, то увидел что-то похожее на мышечную ткань. Он посмотрел в Чашу и увидел - вместо вина там кровь. Священник закричал от ужаса. Тогда он понял, что сомневаться нельзя. Господь доказал ему, что все по-настоящему. По сей день данное чудо находится в Ланчано. Многие паломники приезжают, чтобы помолиться возле такой святыни.

Что нужно перед причастием христианину?

Конечно же, в первую очередь вера в то, что ему дадут вкусить не просто хлеб и вино, а тело Христово. Разумеется, такая трапеза - это чудо. Господь дарит частичку себя грешному человеку. Поэтому к Причастию надо приступать не только со страхом, но и верой. Просто так причащаться нельзя.

Как относиться?

Выше мы рассмотрели два свидетельства чуда Божия. Стоит отметить, что в алтаре во время Литургии находится не только Иисус Христос, но и Божия Матерь, Архангелы, святые.

Недаром святые отцы говорили, что ангелы скорбят оттого, что не удостаиваются причастия. Ведь у них нет тела, нет необходимости. Они и так с Богом. А человеку Господь дал такой великий дар - соединяться с Собой во время Причастия. Пусть и невидимо.

*канон покаянный Спасителю;

*канон молебный Божией Матери;

*канон Ангелу-Хранителю;

*последование ко Святому Причащению.

Именно все эти молитвы, песнопения, кондаки помогут подготовиться правильно к тому, чтобы принять Святые Дары так, как полагается.

Посты и исповедь:

Священники говорят о том, что нужно поститься как минимум 3 дня. Если человек не воцерковленный, редко посещает храм, грешит, то ему нужно готовиться практически неделю. Вот почему оптимальный вариант для таких людей - это Великий, Рождественский посты, а также Петров и Успенский. Но не нужно именно поэтому выбирать периоды многодневных постов. Ведь важнее - это примирение с Богом, а не удобство.

Что делать перед Причастием тому, кто редко ходит в храм?

Во-первых, обязательно нужно подойти к священнику на исповедь. Когда батюшка принимает кающихся, вы можете узнать в храме, который ближе к вашему дому или который хотите посетить. Будьте готовы к тому, что священник после исповеди может не допустить к Причастию. На это может быть масса причин. Нередко, чтобы допуститься до причащения, нужно поститься, каяться, посещать храм много раз. Обязательно нужно после исповеди спрашивать у батюшки о том, благословляет он подходить к Святой Чаше или нет. Нередко сами священники настаивают, чтобы исповедник причастился. Нужно принять такой совет.

Какой пост перед причащением?

Если вы новичок или давно не были в храме, то обязательно подойдите к священнику на исповедь. Обычно во время этого таинства решаются многие духовные вопросы. Батюшка вам разъяснит, что делать, чего остерегаться, когда можно причащаться.

Что же подразумевается под постом?

Мясо, молоко нельзя кушать, яйца тоже. Кроме того, не потребляются в пищу блюда, изделия, напитки, в которых содержатся вышеперечисленные продукты. Помните, что пост должен носить духовный характер. Пищи употребляйте немного. Например, на завтрак - чай с овсяным печеньем или геркулесовую кашу на воде, в обед - суп на овощном бульоне, за ужином - овощной салат и рис/картофель.

Пить перед причастием, как и во время поста, алкогольные напитки запрещено. От кофе тоже рекомендуется отказаться. Ведь тело должно быть храмом души, спокойным «домом», трезвым и бодрым. Пища скоромная (не постная), кофе и алкоголь никак не могут настроить на молитвы.

Духовная сторона:

Продолжим наш разговор о посте. С пищей мы разобрались. Что касается развлечений, просмотров фильмов, то нужно отложить все это. Любые неважные дела нужно заменять молитвами к Богу, Пресвятой Богородице, своему Ангелу-хранителю и святым.

Давайте поговорим о том, что читать перед Причастием. Выше мы упоминали каноны и последование ко Святому Причащению. Помимо них, советуют читать Евангелие, святых отцов. Опасайтесь брать околоцерковную литературу или ту, которая относится ко лжехристианской.

Не нужно во время поста суетиться. Если есть возможность, то отложите дела на потом. Они могут подождать. Ведь земная жизнь скоропроходящая, а постнику нужно думать о вечности.

Почему такие ограничения?

Во время Литургии, перед выносом Святой Чаши, хор поет о том, что мы (прихожане) оставляем всю земную суету. Далеко не каждый (тем более современный) человек понимает, что рано или поздно земная жизнь закончится и все то, над чем он так трудился, уйдет в небытие. Ведь он не сможет вместе с собой в загробную жизнь забрать паспорт или любимую работу, банковские счета или компьютер с ценной информацией. Он перед Богом предстанет со своей совестью, с грехами и добродетелями. Господь не спросит, были ли вы генеральным директором, Он попросит ответить за то, что обидели бабушку-клиентку. Богу все равно, был ли у вас "Лексус". Он спросит, подвозили ли вы немощных, слабых, не взяв с них денег.

Почему же ограничения в посте по отношению к развлечениям?

Настала пора сесть за стол или встать перед иконами и подумать: что же вы сделали плохого за всю жизнь, за данный период.

Чиста ли совесть?

Важнее для христианина знать не о том, например, можно ли чистить зубы перед Причастием, а о том, какие грехи есть на самом деле и что такое покаяние, как не грешить. Господь огорчается, когда человек совершает грех даже мысленно. Только подумайте: вы мысленно рассердились, даже сердце онемело. Это тоже грех. Нужно покаяться искренне.

Когда не допускают причащаться?

А вы знаете, что нужно избавляться от своих грехов? Если вы покаялись, то должны стараться избегать прегрешений. Чтобы священник допустил до Причастия, нужно каждую субботу присутствовать на вечерней службе, затем утром на Литургии. То же самое следует делать в большие церковные праздники. Нужно дома читать утренние и вечерние молитвы по Молитвослову. Разумеется, времени это занимает по 20-30 минут. Если не успеваете, то можно читать Серафимово правило: трижды «Отче наш», три раза «Богородице…» и один раз «Символ веры». Но при этом в течение дня нужно про себя молиться Богу, святым. Это самые важные правила.

Могут не допустить до Причастия в таких случаях, например:

*убийство, аборт; ворожба, гадание, экстрасенсорика, спиритизм, астрология;

*другая вера, еретические взгляды;

*сожительство вне брака, разврат, гомосексуализм, наркомания и алкоголизм и так далее.

Священнику нужно во время исповеди говорить всю правду, не скрывать никакой грех. Господь стоит рядом невидимо, Он все знает, только ждет покаяния сердечного. Если что скроете, то это будет еще большим грехом. Нужно полностью очистить свою душу перед Причастием.

Что говорят святые отцы и священники?

Душа человеческая должна быть чистой, светлой, с надеждой на исправление и на изменение жизни к лучшему. Не стоит идти к Чаше, если вы не уверены, что хотите жить с Богом.

Если батюшка благословил:

Когда священник дает благословение, то следует принять это серьезно. Вам следует прочитать не только канон Богородице перед Причастием, но и каноны Спасителю, Ангелу-Хранителю, а также Последование. Все это есть в Православных молитвословах.

Объем для чтения очень большой. Поэтому каноны можно прочитать дня за 2-3 до причащения, а вот Последование читается только накануне вечером, после прихода из храма с вечерней службы.

Нужно сделать так, чтобы вас никто не отвлекал. Если вы причащаетесь вместе с семьей, друзьями, паломниками, то читайте по очереди, молитесь.

Утро перед Причастием:

Как известно, православным христианам, ничего кушать нельзя утром перед Причастием. Даже лекарства пить не разрешается.

Но можно ли чистить зубы перед Причастием?

Запрета на это нет. Если вы уверены, что не проглотите случайно воду или пасту, то можете почистить зубы.

Если желудок больной, нет возможности долго ждать до полудня, то лучше пойти на раннюю службу. В небольших городах и в селах Литургию служат рано, а в мегаполисах - в 7 утра или в 9-10 часов.

Ради соединения с Богом можно потерпеть. Стоит читать про себя молитвы.

Утро перед Причастием всегда волнительное. Нужно морально готовиться. Прочитав утреннее правило, идите в храм хотя бы за полчаса до Литургии, чтобы спокойно подать записки, поставить свечи, подойти к любимым святым.

Перед самим Причащением:

На службе следует внимательно слушать молитвы. Когда священники готовят Причастие, молитесь о том, чтобы принять Кровь и Тело Христовы достойно. При этом благочестивый человек искренне должен считать себя недостойным такого Дара.

Вспомните Канон Богородице перед Причастием: нужно молиться, чтобы Матерь Божия заступилась за нас, грешников. А канон Иисусу Христу о чем говорит? Каемся Господу в грехах своих. Об этом и помните, когда ждете Причастия.

Самый момент Причастия:

Когда открываются Царские врата и священник выходит с Чашей, нужно сделать земной поклон. Затем встать в очередь, скрестив руки на груди. Когда подходите к Чаше, нужно назвать батюшке свое православное имя и широко открыть рот. Причастие следует проглотить сразу, чтобы частичка не застряла в зубах. Примите теплоту и просфору. Многие люди спрашивают: «Можно ли есть перед Причастием?» Знаете, почему ответ - нет? Потому что первым в тело христианина должен войти Господь. Ведь для нас важнее Бог, а не пища.

ЧТО ГОВОРИТЬ НА ИСПОВЕДИ?

Довольно часто задумываются о том, что нужно говорить на исповеди те, кто впервые решил сходить в церковь на данное таинство.

Важно понимать, что исповедь - это не просто задушевный разговор со священником, а религиозный обряд, направленный прежде всего на покаяние.

В исповеди важна полная решимость исправить свою жизнь. Осознание того, что вам стало тяжело жить из-за совершения какого-то греха или даже нескольких - первый шаг на пути исправления. Лишь после полного этого понимания следует записываться на исповедь.

В некоторых ситуациях не только раскаяние после совершения греха может стать причиной идти на исповедь. Если вам трудно отличить хорошее от плохого, или жизнь кажется бесполезной и тягостной - также можно прийти на исповедь, ведь церковь всегда открыта для тех, кто нуждается в ней.

Про какие грехи говорить на исповеди:

Одна из главных ошибок людей, которые приходят на исповедь - это перечислять все свои согрешения за всю жизнь. Крайне важно выделить именно то, зачем вы пришли. Грех - это поступок против церкви, Бога. Это некое нарушение морали - своей, чужой, общественной. В христианстве существует восемь смертных грехов, свершение которых несет тяжёлые последствия для человека - гнев, печаль, чревоугодие, блуд, уныние, тщеславие, гордыня и сребролюбие. Кроме того, существуют и личные грехи - это различные действия против совести и Бога. Как правило, некоторые грехи человек может определить лишь сам, они не прописаны ни в одной священной книги. Грехом может быть тот поступок, который всячески тяготит вашу жизнь.

Не важно, с чем вы придете в церковь. В исповеди главное полное раскаяние и внутреннее понимание содеянного.

Что говорить священнику на исповеди:

Исповедь в православии, как и в большинстве других религий - это разговор с Богом о ваших проступках, просьба о помощи. Священник служит лишь свидетелем этой беседы, помощником Бога на земле.

Поэтому, в исповеди важно быть предельно откровенным и не скрывать ничего о том, что вас тяготит. Особенно важно рассказать то, что больше всего беспокоит вас на данный момент, не забывая о мелочах и деталях проступка, за который вы хотите покаяться.

Священнику можно доверить свои самые большие тайны, ведь он не имеет права никому рассказывать о вашей исповеди. Помните, что не нужно бояться осуждения со стороны церкви, сам факт, что вы пришли на покаяние уже является достойным поступком верующего человека.

Важно помнить , что говорить на исповеди про грех, по которому вы уже исповедовались не нужно, если он не был совершен ещё раз. И, зачастую, одной только исповеди будет недостаточно. Нужно просить Бога в молитвах о прощении, приходить в церковь, как только вам этого захочется, чтить традиции и обряды.

Церковь советует, что исповедь, как и причастие должна быть регулярной. О частоте исповеди вам сможет рассказать ваш духовник. Помните, что именно священнослужитель будет для вас главным помощником в соблюдении церковных обрядов.

Как вы видите, исповедь весьма сложное таинство. На него готов далеко не каждый человек. Если вы решили исповедоваться, то нужно взвесить для себя все за и против, а что говорить на исповеди вам подскажет ваша душа. Помните, что раскаяния и освобождение себя от совершенного греха длительный процесс, который потребует от вас множество сил и терпения.

ВНУТРЕННЯЯ ИСПОВЕДЬ.

Болезни и прочие неприятности не сваливаются на человека просто так. Человек - существо космическое и развивается по законам не только материального, но и духовного мира. Если им нарушаются эти законы, возникает болезнь или некие трагические обстоятельства, создающие угрозу для жизни.

Достаточно устранить эти нарушения, и в вашей жизни всё нормализуется. Именно это и помогает сделать внутренняя исповедь

Исповедь состоит из двух частей:

Часть первая: вы должны припомнить все случаи, когда вас кто-либо сильно обидел или оскорбил. Ведь обида - источник непрерывного поступления отрицательной психической энергии.

Спокойно вспоминайте свою прошлую жизнь с 12-летнего возраста (именно с этого возраста человек начинает нести кармическую ответственность за свои поступки). Обидчика (даже если этот человек умер) необходимо представить мысленно, а затем крепко обнять и поцеловать!

Порой обида достигает такой силы, что обнять и поцеловать, даже мысленно, не получается. В таких случаях «врага» можно представить несмышленым ребёнком 2-3 лет. Но обнять и поцеловать надо обязательно - это непременное условие Механизма Спасения!

Вторая часть : не только у вас есть недруги, кто-то, возможно, и вас считает своим врагом. Не исключено, что вы и сами являлись нарушителем нравственных истин.

В этом случае представьте, что вы на суде, а судья - ваше собственное сердце. Становитесь перед ним на колени и рассказывайте все свои дурные поступки, ошибки, пороки с 12-летнего возраста. Проговаривайте всё, что помните, - отдавая отчёт в том, что больше не совершите этого вновь.

Ведь каясь, вы убираете весь негатив, копившийся годами. Если внутренняя исповедь была проведена правильно и искренне, то выздоровление и избавление от неприятностей наступят в ста случаях из ста, независимо от тяжести болезни или масштаба свалившейся на вас беды. Это только вопрос времени.

После внутренней исповеди постарайтесь не повторять прежних ошибок - иначе несчастья вернуться в двойном объёме.

Избежать этого вам поможет Единая молитва, которую может творить любой человек, независимо от своих религиозных убеждений. Эта молитва, как показывает практика, способна за считанные минуты снизить температуру, снять любую боль.

Молитву нужно творить в уединении, при зажжённой свече, стоя на коленях:

«Господи! Боже милостивый!
Да святится Имя Твое на Небесах и на Земле.
От края и до края Вселенной!
Господи! Укрепи силы в противостоянии силам мрака, дабы не токмо противостоять ему, но и очищать Землю-матушку от сего мусора.
Научи отделять благо ото зла и пребывать в спокойствии и твёрдости духа, дабы достойно творить меж людей Волю Твою.
Укрепи силы братьев и сестёр моих - как близких, так и неведомых мне.
Да узрят они истинную Славу Твою и исполнятся любви в сердце своем.
И одолеют преграды темные в движении по Пути к Свету.
И да протянут друг другу руки свои и отдадут безмерно тепло души.
Господи! Да свершится Воля Твоя! И пребудет на Земле Единый Народ.
Любящий Матерь свою - Природу, воссоединенный с Тобою любовью своей и идущий по Пути Истинного Духовного Развития, опираясь на Последний Завет Твой».

УТРОМ: «Благослови, господи, на деяния дня грядущего, и да будут встречены трудности его яко и подобает идущим под Светом Твоим».

ВЕЧЕРОМ: «Восполни, господи, утраченные силы на благо, дабы уготовиться к встрече дня будущего».

«Ложусь спать, на мне Крестовая печать. Ангелы-Хранители! Сохраните мою Душу с вечера до полуночи, а с полуночи до утра».

И молитву «Отче наш» трижды.

Молитва является мощнейшей силой во Вселенной! В Библии сказано:

"Всё, чего ни попросите в молитве С ВЕРОЮ, получите." (Матфей, 21:22) "ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ" (Матф.9:29).