Патронажная служба: в гостях у Дии Егоровны - Православная служба милосердия.

Количество записей: 13

Здравствуйте,у меня такой вопрос. Несколько лет назад у меня был конфликт с девушкой из за молодого человека. После этого девушка начала изводить хамством в социальных сетях и по телефону. После смены номера она все равно его находит через общих друзей. Пишет в основном пожелания смерти, чтоб сдохла или тому подобное. Как это может повлиять на здоровье или жизнь в целом?

Лера

Лера, совершенно не переживайте за себя, все будет хорошо. А за ту девушку лучше помолиться – подайте записочку в храм, если она крещенная, а нет – так помолитесь сами. Может быть, она вразумится и успокоится.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста. Не могу избавиться от неприязни к первой жене своего мужа как к человеку. Нет, нет не из-за мужа, у нас с ним все хорошо. Мы живем в маленьком населенном пункте, я о ней как о человеке не слышала ни одного хорошего слова. Я стараюсь не поддерживать этих разговоров, но себя не обманешь, мне тоже не нравиться она - неприятная женщина по характеру, нраву. Как мне научиться хотя бы спокойно относиться к ее персоне? Прошу у Господа дать любви к ней, пока ничего не чувствую. Помогите советом, так как мне не свойственно такое состояние.

Светлана

Светлана, один замечательный батюшка, живший в Одессе, и к которому вся Одесса шла за советом и молитвой, говорил: "Всяк человек – ложь, и я – тож". Вот этим принципом и руководствуйтесь. И потом – займитесь лучше собой, смотрите внутрь себя, за своими грехами, а не вокруг, кто какой. У нас самих внутри еще много неустроенности.

игумен Никон (Головко)

Где в писании и в деяниях соборов сказано, что нужно крестить младенцев, почитать мощи святых, изучать священное писание через призму творений святых отцов, поклонятся Богородице, апостолам, святым, молиться за умерших, освящать воду, поклоняться кресту, причислять людей к лику святых, крестное знамение, почитать предание святых старцев, отпевание мертвых? Заранее прошу прощение за дерзость написания таких вопросов, просто нужно же что-то отвечать протестантам на их упреки православию. Они ведь считают, что после апостольского времени все учение напрочь исказилось, поэтому протестанты его сейчас и "восстанавливают". Если можно, то ответьте на эти вопросы со стороны Евангелия и учения апостолов, и, если можно, где в деяниях соборов все вышеперечисленное засвидетельствовано?

Максим

Максим, вопросы, заданные Вами, настолько разноплановые, что, к сожалению, в формате нашего сайта ответить сразу на все просто не получится. Дело в том, что здесь придется привести огромное количество источников, рассуждений и исторических фактов по каждому вопросу, ток что мы рискуем превысить все допустимые лимиты. Поэтому я думаю посоветовать Вам некоторую литературу. Во-первых, конечно, непосредственно "Закон Божий" Слободского (по его книге на нашем сайте создан видеокурс), во-вторых, учебники по догматическому богословию, наиболее популярный из которых принадлежит иерею Олегу Давыденкову. Наконец, книжку С.В.Булгакова "Православие. Расколы. Ереси. Секты", а вместе с нею - любой учебник по сравнительному богословию. Ну, и, наконец, подборку литературы на сайте Православного общества "Азбука веры" по этому адресу: http://azbyka.ru/religii/ Вам совсем не придется штудировать все эти источники, чтобы найти ответы на вопросы, нет - просто пролистать и просмотреть, так как уже по заглавиям можно будет понять, в какой главе о чем говорится. Этого будет вполне достаточно.

игумен Никон (Головко)

Батюшка благословите! Я встречаюсь с девушкой уже долгое время, и мы любим друг друга, она мусульманка, я православный, она хочет принять крещение, ей родители запрещают, разрешили перед свадьбой. Мы студенты, и крыши над головой нет (дома), чтобы жениться, а самое главное, венчаться! Я хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь на протяжении двух лет, но самая страшная проблема в том, что мы грешим блудом - ведь это очень страшный грех. Батюшка, вразумите, прошу Вас. Спаси Вас Бог.

Сергий

Сергий, если я Вас правильно понял, ее родители все-таки разрешили ей принять христианство перед свадьбой, чтобы венчаться? Что ж, не откладывайте тогда в долгий ящик, женитесь, а то, что негде жить – проблема общая для всех молодых семей, ничего, со временем решится.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, игумен Никон.Спасибо Вам за ответ. Я на многих православных сайтах читала, что можно по электронному письму заказать неусыпаемую Псалтирь, и также перевести деньги, где есть все реквизиты. Скажите, а вообще так можно, или лучше самой ехать и заказывать?.

Ксения

Ксения, лучше, конечно, приехать самой. Бывает ведь и так, что за всеми эти новшествами кроются мошенники и просто не очень чистоплотные и пунктуальные люди: деньги могут потеряться, не дойти. Если нет опыта, может быть трудно отличить настоящий сайт православного храма. Лучше уж сделать все самой.

игумен Никон (Головко)

Беспокоит меня такой вопрос - я была замужем 4 года, от первого брака двое детей (живут со мной). Последний год жизни в браке появилась веская причина для развода (начались драки, вплоть до вызова скорой). Я спустя почти год после официального развода подала прошение в епархию на церковный развод (брак был венчанный). Осенью этого года пришел ответ, что венцы снимают, но в письме указывался номер расчетного счета, на который необходимо оплатить епитимию (за то, что я стала инициатором церковного развода на меня наложили епитимию, как сказали в канцелярии, что-то вроде денежного штрафа). Вопрос мой такой - могу ли я оплатить епитимию пожертвованием в один из храмов нашего города или в виде помощи нуждающимся, а не на этот расчетный счет. Возможно, сомнения мои греховны, но меня смущает именно денежная форма епитимии, и что перечислить деньги необходимо на определенный счет. Благодарю за ответ.

Анастасия

Дорогая Анастасия, точно ли Вы обратились именно в епархиальное управление Русской Православной Церкви? Лично я впервые слышу о подобной практике. Уточните. Может быть, Вы по ошибке обратились к еретикам или раскольникам. Если это так, обратитесь в епархию РПЦ МП. Если же ошибки с Вашей стороны не было, отошлите копию письма в Патриархию. В любом случае, денежных епитимий в традиционном Православии нет. Платить Вы ничего не обязаны.

протоиерей Андрей Ефанов

Доброго времени суток. В Дмитрове есть провидица Ефимия, она монахиня, соответственно, церковь ее поддерживает, и чтобы к ней пойти, нужно взять благословение у батюшки. Однако, батюшка, к которому я хожу, запретил мне к ней ехать, аргументировав это тем, что Иисус запрещал обращаться к магам, знахаркам, чародеям и т. д. Возможно, я не так объяснила ему. Подскажите, пожалуйста, как мне ему объяснить? Или не стоит, действительно, к ней обращаться? И стоит ли верить таким людям?

Елена

Елена, я сам некоторое время служил в Дмитрове и до сих пор имею множество знакомых оттуда, и мирских, и духовного чина, но ничего никогда о Ефимии не слышал. Вполне возможно, что Ваш батюшка абсолютно прав: сейчас время самозванцев и духовно заблудившихся людей, которые к тому же норовят поучать народ. Поосторожнее с этим!

игумен Никон Головко

Здравствуйте, очень нужен Ваш совет, т. к. более обратиться не к кому. У меня такая ситуация. Я всегда верила в Бога, но никогда не молилась, было дело, что воровала, не слушала родителей. потом переехала в другой город, и тут жизнь началась очень тяжелая, я сильно изменилась, правда, в хорошую сторону. Слава Богу, мне 22 года. 2 года назад, придя в спорт, я познакомилась с девушкой, мы с не сразу подружились, но сейчас я без нее не представляю своей жизни. Она с Украины, и относится к пятидесятникам, благодаря ей я стала ходить в церковь, только в нашу, православную. Она очень хорошая. Мы с ней никогда не спорим из за веры, т. к. обе считаем, что Господь судит за наши дела, а не за то, в какую церковь ходишь, это единственный человек, с которым я могу духовно каждый день разговаривать. И с которым я могу молиться. Благодаря ей я сильно изменилась, хожу в церковь, причастилась. Я хотела спросить у Вас, почему пошло такое разделение христиан? Мне очень хотелось бы, чтобы моя подруга ходила со мною в нашу церковь, она очень хорошо знает Слово Божье, молитвы, песни поет. Я была бы счастлива. Но она говорит, что они не крестятся и иконы не признают, что в Библии написано, не создавать образов и не молится на них. И еще, у них не носят нательных крестов. Я один раз ходила в их церковь, посмотреть, как подруга поет, но мне не понравилось, там совершенно все по другому, все сидят, на сцене играют на инструментах. Больше я туда не приходила. Я благодарна Господу за мою подругу, ведь благодаря ей я встала на Божий путь...

Людмила

Людмила, еще апостол Павел в первом веке христианства писал: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1Кор.11:19) . Этими словами он предсказал, что между последователями Христа будут расколы и ереси, т.к. слово "разделения" в данном отрывке с греческого языка переводится именно, как "ереси". Чему же нам удивляться? Враг человеческого рода не дремлет. Только вот Вы, пожалуйста, держитесь истинной Православной Церкви и на рассуждения и мудрствования надменного человеческого ума не поддавайтесь.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, мне 18 лет, зовут Дмитрий, я сирота, живу дома один, есть 2 брата, нет друзей, или я просто не могу их заводить. Дома жить одному трудно, хочу с кем-нибудь поговорить, но не с кем, для меня это стало адом, в голову лезут одни нехорошие мысли, как, например, сделать самоубийство (но я не хочу это делать, Бог не одобряет это). И вот я думаю уйти в монастырь (там я хоть служить буду Богу), посоветуйте, как мне быть?

Дмитрий

Дмитрий, действительно, попробуйте поехать в монастырь - в тот, который Вам больше всего по душе - и пожить там месячишко или два. Посмотрите, потрудитесь, а понравится - так и оставайтесь. Бог благословит!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Одной популярной мужской эстрадной группой исполняется песня, в которой есть такие слова: "Я душу дьяволу продам за ночь с тобой". Очень хочется узнать мнение церкви по этому поводу. Спасибо.

Протоиерей Федор Грибов не только настоятель Георгиевского прихода в селе Колталово Тверской области. В прошлом кадровый офицер МВД, он еще и руководитель реабилитационного центра для бездомных, многие из которых страдают от алкогольной зависимости. За 14 лет существования центра через него прошло больше 200 человек. В первые годы к нормальной жизни (нашли работу, создали семью, преодолели пагубную страсть) возвращалось, по оценке священника, примерно 25% подопечных, теперь не больше 16%. О работе центра, проблемах работы с алкоголезависимыми, судьбах его подопечных наш рассказ.

Георгиевский храм

– Как это на Троицу дождя не будет? – отец Федор хитро поглядывает на меня. – Хоть маленький, но обязательно будет, тем более такая засуха.
– Да нет же, – наивно спорю я, – это в Духов день обязательно, а на Троицу – нет.
– Вот увидите, будет дождь, – убежденно говорил мой собеседник.

Отец Федор до рукоположения служил в милиции и не думал, что станет священником, пока в его дом не постучалась беда. Тяжело заболел первенец, Алеша (у священника шесть детей). К каким только врачам не обращались Федор с Ириной, ничего не помогало, пока у ребенка не начались приступы с потерей сознания. Когда несчастным родителям позвонили из больницы и сказали, что сын впал в состояние клинической смерти, им осталось только молиться. И случилось чудо: Бог вернул жизнь девятилетнему Алешке (позже Алексей закончил медицинский институт, а сейчас работает хирургом в областной больнице и учится в аспирантуре). Чудесное исцеление сына навело супругов на мысль о паломничестве, и Федор с Ириной отправились в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. «То, что сына Господь на землю вернул, не ваша заслуга, – сказал им один из лаврских духовников, с которым им удалось побеседовать. – Это кто-то за гробом за вас молится». И добавил, взглянув на Федора: «А ты майор, учись читать Псалтирь, будешь священником». «От этих слов у меня глаза округлились, – вспоминает отец Федор, – я такого в то время даже вообразить себе не мог. Старец благословил отслужить еще два года до милицейской пенсии, а затем увольняться из МВД».

В благодарность за счастливое исцеление сына супруги решили построить в своем селе обетную часовню на средства, накопленные на собственный дом. Но духовник Федора благословил его строить часовню с алтарем, то есть храм. Так уж получилось, что строить его помогали отцу Федору сельские алкоголики. Думал ли он тогда, что именно одержимые винопитием и бездомные (которых на своем веку перевидал он немало) станут главными его помощниками и будущей паствой. За Георгиевским храмом последовали еще три. Совершая требы по окрестным селам и служа панихиды в полуразвалившихся деревенских и кладбищенских храмах, не мог отец Федор спокойно видеть, как разрушаются святыни. «Сердце мое кровью обливалось, – говорит батюшка, – и казалось, ничем помочь не могу. А местные прихожане просят: помогите нам восстановить храм». И тогда он решил: грош ему цена как священнику, если будет он радоваться только одному своему храму, когда вокруг все рушится. Постепенно нашлись и благотворители, которые жертвовали деньги и материалы, помогали со строительной техникой. А местные жители расчищали поруганные церкви от мусора. Когда пришло время строительных бригад, ответ на вопрос, где их найти, пришел сам собой: набрать из бездомных, временами посещающих Колталово в своих бесконечных путешествиях.

Отец Федор нанимает на работу одного специалиста – каменщика или жестянщика, а бездомные делают всю вспомогательную работу: убирают мусор, месят раствор, подносят кирпичи или железо для крыши. По гражданству подопечных отца Федора можно изучать географию стран СНГ, и среди них, по словам батюшки, немало квалифицированных мастеров. Так, огромную дыру в потолке Троицкого храма замостил православный узбек, а штукатурил стены православный казах. Именно там, возле Троицкого храма, и появился 14 лет назад реабилитационный центр.

Программа одна – спасение души

Реабилитационный центр, он же скит, или подворье Георгиевского прихода, находится в 4 км от трассы Тверь-Ржев. 100 лет назад здесь стояло село Малое Троицкое, от которого давно остались одни воспоминания. «Программа одна – спасение души, а во всем остальном уповаю на Волю Божию, – рассказывает отец Федор, пока мы едем в скит. – Если человек хочет у нас остаться, то правила простые: сухой закон, работа по силам во Славу Божию. Курить в келье и валяться в обуви на постели запрещено. Пьяным застану – выгоню. Ходи со всеми на службы, исповедуйся и причащайся каждую неделю, выучи «Отче наш», а затем «Символ веры»…
– Невольник не богомольник.
– О том и речь. Мы никого за уши не тянем и в шею не толкаем. Но без регулярной исповеди и Причастия прогресса в нравственном выздоровлении не будет, значит, и все остальное – бесполезно. А шанс на спасение должен быть у каждого.

Для новичка жизнь в Центре начинается с горячего обеда и бани. Сытым, отмытым и в чистой одежде он предстает перед отцом Федором и как на духу рассказывает о себе: кто, откуда, имеет ли судимости, находится ли в розыске… Поскольку многие здесь без документов, то священник проверяет достоверность их слов по «милицейским» каналам. Так что врать бессмысленно. Но при этом батюшка помогает и в восстановлении документов.

Отец Федор навещает подопечных ежедневно – такой контроль не позволяет тем расслабиться. Взыскания и «постановка на вид» следуют тут же: почему немытая тарелка, чашка, грязная обувь, почему курили в прихожей? Так день за днем, работая бок о бок с православным священником, потерявшиеся люди обретают свое человеческое достоинство и приходят к Богу. По словам батюшки, меняются они не только внешне, меняются и их души. Конечно, у тех, кто не перезимовать пришел, а изменить свою жизнь.

Какие только судьбы не встретились отцу Федору среди его подопечных. «Жил у нас один человек по имени Гриша (имена изменены), ему и 30 лет не было, – поясняет отец Федор. – Пил так, что его мать родная прокляла, а жена на порог не пускала. Родная сестра со слезами просила: “Если вы его к себе не возьмете, мы его убьем”. Из военного училища Гришу выгнали за наркоманию, дослужился в армии до прапорщика, но и оттуда выгнали за пьянство. В скиту Григорий мало-помалу пришел в себя и восстановил отношения с родственниками. Все знали, что у него родился сын, которого назвали Павлом. И вот чтобы Гриша про своего маленького сына не забыл, ребята повесили над умывальником, рядом с Гришиной кельей, картонку с надписью: "Пашка, мы тебя любим". Через полгода реабилитации Григорий вернулся в семью. Потом опять ушел, снова бродяжничал, а когда тяжело заболел, раскаялся, и семья его приняла. Так, примирившись со всеми, ко Господу и отошел» .

Есть и более счастливые примеры. Валерий приехал в Москву на заработки из Донецкой области, но не повезло. Работал то там, то сям, но везде его обманывали. Денег, что мечтал заработат,ь не заработал, а те, что были, быстро закончились. Запил, два года бродяжничал и жил на вокзалах, пока не услышал о Колталово от таких же бездомных. Отец Федор помог ему с документами, устроил учиться на газосварщика. На Георгиевском приходе Валерий познакомился с женщиной из Ржева и женился. Сегодня у него есть и хороша работа, и семья, растет дочка. По мере сил он помогает отцу Федору в восстановлении храмов.

«Если человек принимает Господа, исправление идет на глазах, – делится своими наблюдениями супруга отца Федора матушка Ирина. – А если исповедуется "для галочки", только и думает, как с Литургии сбежать, долго у нас не задерживается. Часто в храме, кроме служб, бывают еще и молебны. Ребята во всех богослужениях участвуют. И работу начинают тоже с молитвы. Сами признаются: "Не помолимся – работа не идет"».

Подъезжаем к скиту. Издалека его можно узнать по высокой неспешно восстанавливаемой колокольне Троицкого храма. В 1806 году его построил вместе с крепостными местный помещик. Со стороны скит похож на небольшую ферму, где сбились в кучу несколько избушек и сараев, прикрывшие от дождя выступами крыш дрова. В каждой избе – печка с плитой, облезлая, но еще пригодная мебель, простая посуда, молитвослов на полке и иконы в красном углу. Пару лет назад в скит-ферму, благодаря стараниям батюшки, провели электричество. Удобства на улице. Моются бездомные в бане. Если нет экстренных ситуаций, трудятся 5 дней в неделю. Рабочий день начинается в 9 утра, заканчивается с наступлением сумерек. «Чтоб подопечный усталый пришел домой, истопил печку, поужинал и лег спать, – улыбается батюшка. – На случай досуга есть духовная литература, молитвослов, Библия. Газеты получаем православные». Иногда батюшка устраивает подопечным просмотр христианских фильмов.

В центре скита – пара тракторов, телега, плуг, картофелекопалка и сажалка, культиватор, косилка. Все это – пожертвования благодетелей. Самому священнику столько не купить. По двору важно вышагивают гуси, где-то в загоне хрюкают поросята, в сарае блеют козы. Есть еще две коровы, так что на столе у подопечных всегда парное коровье и козье молоко, мясо и молочные продукты. Овощи тоже свои: картошка, свекла, морковь.

– Вам только лошади не хватает.
– Была раньше кобыла, – отвечает батюшка. – Ни с того ни с сего звонят однажды: «Мы вам хотим кобылу подарить, возьмете?» Возьмем. А сено и зерно уже сами купили в хозяйстве. Трактора точно так же появились. Ни местная, ни областная власть нам ничем не помогают. Но уже проверено: Господь благое намерение не оставит.

Лихо перебирая лапами, мимо нас проносятся подросшие цыплята. «Повадился к нам ворон летать, уже четверых цыплят забил, такая вот напасть. И чучела не боится. Володя! – окликает отец Федор мужичка, кормящего коз. – Вот корреспондента вам привез – накормить и обустроить».

Володе почти 60 лет. Худенький, невысокий, но расторопный, длинноволосый, с густой темной бородой, загорелыми руками и лицом, он похож на крестьянина из фильмов о царской России. Он провожает меня в трапезную, на стене которой висит большая вышитая на ткани икона Спаса Нерукотворного. Предлагает рисовую кашу, ставит на стол трехлитровую банку козьего молока: «Есть еще коровье, будете?». Козы, коровы – это его, за ним и их утренняя и вечерняя дойка. У каждого в скиту свое послушание, для каждого найдется работа.

Ласточка под куполом

После обеда по просьбе батюшки мы косим с Володей траву для Троицкого храма, где пройдут и Всенощная, и Литургия. Он сетует, что косы сейчас плохие, быстро тупятся. И действительно, нашу приходится все время подтачивать. Володя рассказывает, что в скиту уже второй раз, до этого несколько лет жил в заброшенном селе, в «уединении», молился, читал духовную литературу. Развел там коз, а когда почувствовал, что одному тяжело, попросился обратно к отцу Федору. Позже я узнаю, что в лихие 90-е он занимался лесоторговлей. Обороты были сумасшедшие, деньги лились рекой И закрутила-завертела его стремнина жизни, что едва сумел он выбраться из нее, когда конкуренты начали убивать его компаньонов, прибирая к рукам доходный бизнес. В итоге он потерял свое дело и, спасая душу и жизнь, прибился к отцу Федору, нисколько об этом не жалея.

В большом Троицком храме, в который до революции собиралось до тысячи человек, на Всенощной не больше десяти. Но зато утром на Божественной литургии в честь праздника Святой Троицы уже человек 50. Местных жителей примерно треть, остальные из окрестных сел, из Твери, Ржева и Питера.

Радостно и легко стоять на службе в Троицком храме. Восемь лет назад, когда я впервые побывал здесь, это были руины с протекающей крышей; казалось, никому нет до них дела: еще несколько лет – и рухнут стены. Под куполом всю службу парит ласточка. Накануне вечером их было две. Но одна нашла выход и вылетела, а другая все кружит и кружит, напрасно подлетая к застекленным окнам. «Так и многие подопечные отца Федора: все ходят и ходят по кругу, страдая и мучаясь, – думаю я, – уходят из скита, совершают преступления, отбывают сроки и потом больные, никому не нужные возвращаются сюда снова, пока не коснется их души Божья благодать и не увидят широко раскрытые двери в новую жизнь».

После службы всех ее участников ждет праздничная трапеза, многие прихожане специально принесли приготовленную своими руками снедь. Давно я так вкусно не ел. Поздно вечером в Колталово идет дождь. Жутко грохочет гром, и барабанят по крыше крупные капли. Прав был все-таки отец Федор насчет дождя. В памяти всплывают его слова на проповеди после праздничной Литургии: «Если бы каждый русский человек хотя бы раз в месяц вставал на молитву, как мы сегодня с вами в храме, как бы изменилась наша земля и наша с вами жизнь!» «И в этом он тоже прав, – засыпая, думаю я, – но как еще далеко нам всем до этого и сколько еще предстоит пережить, чтобы понять эту простую истину».

Алексей РЕУТСКИЙ,
корреспондент Журнала Московской Патриархии,
специально для интернет-журнала.

December 11th, 2012 , 05:16 pm

Бывает так, что, живя в большом городе, имея соседей и даже родственников, человек остается один на один со своими проблемами - телесными, душевными и духовными. Именно для таких людей действует патронажное направление Православной Службы Милосердия. Сестры милосердия и добровольцы приходят на дом, чтобы помочь в уходе и душевно поддержать подопечного.

Дия Егоровна Шибанова родилась в 1936 году, в самый разгар гонений на Церковь, однако ее родители решили дать ей имя по церковной традиции - посмотрели, память каких святых в этот день празднуется, и назвали ее Дия. Большую часть своей жизни Дия Егоровна провела без Церкви, однако стремление к добрым делам у нее было немалое - у себя в Кургане при райсобесе она создала отделение социальной помощи на дому, благодаря ее трудам около двух сотен одиноких пожилых людей получали помощь, и сама она тоже ходила по адресам. Сохранились фотографии и многочисленные благодарственные грамоты. Никакое доброе дело не остается у Господа забытым, и вот теперь, когда Дия Егоровна после инсульта безвыходно сидит в квартире (сейчас она живет у родственников в Екатеринбурге), к ней приходят сотрудники Православной Службы Милосердия.

Каждый будний день к Дии Егоровне приходит Алевтина Евгеньевна Шаврина, профессиональная сиделка. Она помогает совершить утренний туалет, причесаться, умыться, покушать, и, конечно же, просто разговаривает по душам со своей подопечной. Дия Егоровна очень общительная, привыкла быть с людьми, и сейчас ей особенно тяжело находиться в замкнутом пространстве. Она смотрит телеканал «Союз», но телевидение, конечно, не способно заменить живое общение.

Очень важен уход за телом и эмоциональная поддержка, но все-таки без самого главного - без духовной работы - жизнь остается пустой. Поэтому многие подопечные рано или поздно начинают стремиться к Богу и просят пригласить к ним священника. Вот только на всех подопечных одного батюшки не хватает, поэтому сначала приходит сестра-катехизатор. Она помогает приготовиться к исповеди и причастию, разбирает вместе с подопечным, какие страсти у него есть и как с ними бороться, напоминает о том, что в первую очередь нужно готовиться к жизни вечной, переход в которую может совершиться в любой момент. В зависимости от степени воцерковленности требуется разное количество занятий.

И вот, когда, наконец, подопечный разобрался со своими основными духовными проблемами, к нему приходит священник. Подопечных патронажной службы окормляет отец Димитрий Муравьев, клирик храма великомученика и целителя Пантелеимона. Он совершает таинство исповеди и затем причащает Святых Христовых Таин.

Вместе с Анастасией Саушкиной, сестрой-катехизатором, Дия Егоровна занималась по дневнику кающегося, и вот теперь к ней пришел отец Димитрий. Совершается небольшая, но проникновенная служба, за которой молятся и сестры милосердия, после чего отец Димитрий исповедует и причащает Дию Егоровну. Делясь впечатлениями, Дия Егоровна отмечает, что раньше всегда не было времени на заботу о своей душе, в церковь она ходила редко, и только сейчас она обратился к Богу. Мы уходим, а Дия Егоровна остается радостной, и снова ждет нас в гости.

P. S . Если вы тоже хотели бы помогать тем, кто нуждается в уходе и простом человеческом общении, присоединяйтесь к патронажной службе. Возможно, именно ваша забота и участие спасут кого-то от одиночества и уныния.

Подробную информацию о предстоящих встречах можно уточнить по тел. 200-07-04 (Ирина).
Мы ждем добровольцевкаждое воскресенье в 13:00 в храме св. Пантелеимона по адресу: Екатеринбург, ул. Лучевая, 35

Добраться до храма можно на общественном транспорте:
Автобусах: 1, 31, 32

Маршрутных такси: 015, 026, 031, 047, 6
Остановка «Психбольница»

Илласит - кенийский город на границе с Танзанией. На въезде стоит полицейский патруль и выборочно проверяет документы. Несмотря на близость национального парка Амбосели, иностранцев здесь почти не бывает. Редкие белые люди вызывают неподдельный интерес у местных жителей. Как правило, это туристы с большими рюкзаками, которые пытаются в одиночку подняться на Килиманджаро. Это экономно: организованный подъем на самую высокую гору Африки (с носильщиками и палатками) стоит не менее 1500 долларов. Здесь в Илласите живет православный священник отец Марк Мванги, провести один день с которым мы и собираемся.


В Африке - это обычное дело, если один священник служит сразу на нескольких приходах. "Основной храм, где я служу - храм свв. Константина и Елены, - рассказывает отец Марк Мванги, - но у меня есть еще приход свт. Василия Великого в маисовом поле. Кроме этих двух православных храмов, в округе есть только один, примерно в 100 километрах отсюда, но у них пока что нет священника, поэтому в нем тоже служу я". На фото: храм свт. Василия, построенный из листов гофрированного железа, пол - земляной, электричества нет.

(FLV файл. Продолжительность 3 мин. Размер 13.5 Mb)

Оказалось, что мы в московских церквях и африканцы в храме с земляным полом молимся друг за друга на воскресной литургии в одно и то же время: разница между Россией и Кенией - всего один час. Сегодня обычный будний день - отец Марк навещает "своих сирот", а после обеда в храме свт. Константина и Елены будет организовано лечение местных бедняков. Но до этого нужно объехать 15 домов сирот (всего их около 60, отец Марк с матушкой обходят их по очереди течение месяца). Сироты отца Марка - это дети, оставшиеся без одного или обоих родителей, которые умерли от СПИДа. Как правило, если взрослых нет (или есть, но тяжело больны), старшие сестры и братья заботятся о младших. «Детские дома в Кении существуют, - говорит матушка отца Марка Алиса, - но обычно в них проживают дети богатых родителей, которые устраивают их как в пансион. Чтобы отдать сироту в детский дом, нужно заплатить очень большие деньги - у этих детей денег нет. Если старшие дети растят младших, они не могут учиться в школе и, соответственно, не умея читать и писать, не могут устроиться на работу. Все они кормятся крестьянским трудом». Навещая сирот, матушка проводит с ними разговоры о здоровье, следит за тем, чтобы они кипятили воду, рассказывает, как обеззараживать воду, если нет огня - в черном пластиковом пакете на солнце, учит их мыться, стирать одежду, правильно питаться при скудном выборе еды в Африке. У матушки Алисы есть блокнот, куда она записывает, кто из сирот в чем имеет нужду. С этим блокнотом она потом ходит по местным магазинчикам - собирает пожертвования. Например, недавно она обнаружила, что 6 детей одинокой женщины больной СПИДом спали на мусорном мешке, постеленном на земляной пол, и выпросила им в магазине матрас. На фото: Отец Марк и матушка Алиса у ворот дома своих подопечных. . Этот мальчик - сирота. Его родители умерли от СПИДа несколько лет назад. Сам он, к сожалению, тоже болен. О нем заботятся чужие люди, которые согласились принять его в семью. Но живет он отдельно на кухне, так как принявшая его семья опасается заразы. Матушка Алиса следит за тем, чтобы мальчик получал полноценное питание и поддерживающее лечение.

Обстановка в деревенских домах крайне скудна. «Мы стараемся помогать нашим прихожанам получать образование, - говорит отец Марк, - а когда они устроятся на работу, то, я надеюсь, сами будут помогать приходу. Сегодня среди моих прихожан нет ни одного человека, кто имел бы постоянную работу и получал бы зарплату. Все живут сезонными заработками: сажают маис, продают его два раза в год - и это все деньги, которые они видят. Хотя образование в Кении бесплатное, чтобы пойти учиться, нужно купить учебники и форму, без них в школу не берут. Получается, что люди, у которых нет денег, не могут себе позволить учиться, а, следовательно - и вырваться из этого круга». Отец Марк с маленьким прихожанином Френсисом. Тем временем, во дворе дома отца Марка собирается группа взаимопомощи больных СПИДом. Ведет группу матушка Алиса, которая прошла специальные курсы при местном госпитале. На группу приглашают и психолога, работу которого оплачивает отец Марк из приходских денег. Члены группы собираются четыре раза в месяц. Два раза - на беседу, и два раза - на работы в небольшом огороде, который им за небольшую плату сдает одна из участниц. Во время бесед они делятся своими переживаниями, рассказывают, как им помогают лекарства, поддерживают друг друга в трудных ситуациях. Если кому-то нужны деньги, они скидываются понемногу. В Кении больные СПИДом составляют примерно 8 процентов населения. Бесплатные поддерживающие лекарства - практически единственная социальная помощь, которую оказывает государство. В стране нет ни пенсий по старости, ни льгот, ни выплат по инвалидности, ни бесплатной медицины - рассчитывать можно только на Бога, особенно если ты болен и одинок. У отца Марка дома тоже нет электричества, как и у 80% населения страны. Мобильные телефоны (как мне показалось, они есть у 100%) заряжают от мотоциклетного аккумулятора, который, в свою очередь, питается от небольшой солнечной батареи. Тем временем, у храма уже начинают собираться люди, ожидающие приезда докторов. Рядом с храмом расположен небольшой сарайчик-кухня - в нем и ведется прием. . Сироп от кашля. Много лет назад отец Марк начал строительство каменного храма свв. Константина и Елены рядом с ныне действующим (из гофрированного железа). Четыре года назад деньги закончились, и строительство пришлось заморозить. Так и стоят только одни стены. Но даже их отец Марк умудряется использовать: во время приема больных в апсиде храма врачи делают бесплатные тесты на СПИД. То, что муж этой женщины болен СПИДом, стало известно, когда она ждала третьего ребенка. Они пришли сдавать кровь вместе с детьми. Идет прием детей. поэтому доктора взвешивают, измеряют детей .

На фото: отец Марк раздает конфеты сидящим в очереди в детское отделение. Сегодня прием врачей длился около 5 часов. На него пришли 172 человека, которые не имеют другой возможности получить консультацию медиков. Пациенты - местные бедняки. Прихожан отца Марка среди них - примерно половина. Все мероприятие - организация лечения, оплата труда врачей, доставка лекарств - обошлось отцу Марку в 90 долларов... «Я рад бы устраивать лечение раз в месяц, но, к сожалению, средства позволяют делать это только 3-4 раза в год максимум, - говорит отец Марк».

. В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

Иудеи всякий праздник называли субботой, ибо суббота – значит покой. Часто праздник встречался в пятницу, а эту пятницу, ради праздника, называли субботой. Потом собственно субботу называли второпервой, как вторую после предшествовавшего иного праздника и субботы. Подобное случилось и тогда, и суббота сия названа "второперв ой".

. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

. Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

. Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

Фарисеям, обвиняющим учеников за то, что они в субботу ели, "срыва я», то есть сощипывая, колосья и кроша, то есть «растирая руками» , Господь указывает на Давида, взалкавшего и евшего «хлебы предложения» . Ибо он, бегая от Саула, прибыл к первосвященнику Авиафару и обманул его, сказав, что царь послал его на одно нужное дело, и в алчбе взял от священника хлебы предложения, которых каждый день предлагалось на священной трапезе по двенадцати, по шести с правой и по шести с левой руки (). Получил он также и меч Голиафа (). Господь, напоминая им эту историю, поступком Давидовым пристыжает их. Если вы, – говорит, – Давида почитаете, то как же осуждаете Моих учеников?

. И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

И иначе: «Сын Человеческий... , то есть Я, господин субботы» , и как Создатель и Творец, и Владыка, и Законоположник, имею власть разрушить субботу. «Сыном Человеческим» мог быть назван не иной кто, как Христос, который будучи Сыном Божиим, ради человеков пречудно соизволил быть и именоваться Сыном Человеческим. Ибо нет ничего нового в том, что меня и тебя называют сыном человеческим, а то замечательно, что Он, пречудно вочеловечившийся, называется Сыном Человеческим.

. Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

. И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

. Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что́ бы им сделать с Иисусом.

Что мы сказали в объяснении на Евангелие от Матфея, то известно (см. гл. 12 . А теперь скажем, что сухую имеет руку тот, кто не совершает никаких дел благочестия. Ибо рука есть орудие деятельности, а у кого она иссохла, тот, без сомнения, празден. Итак, кто желает вылечить свою руку, уврачует ее в субботу. Поясним. Не может тот совершать дела благочестия, кто прежде не успокоится от злобы. Уклонись прежде от зла, и тогда сотвори благое (). Итак, когда будешь субботствовать, то есть покоиться от злых дел, тогда прострешь руку твою на дела благочестия, и она у тебя восстановится. Прилично сказать: «стала рука его здорова» . Ибо было время, когда человеческая природа имела деятельность добрую и руку, то есть деятельную силу, здоровую; потом утратила ее и по благодати Христовой снова приобрела ее, и возвратилась к прежнему добру.

. В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

Господь все творит в наше научение, чтобы и мы также делали, как Он. Вот, например, Он намерен молиться. Он восходит на гору. Ибо молиться должно, успокоившись от дел и не пред лицом многих, и молиться через всю ночь, а не так, чтоб стать на молитву и сейчас же перестать.

. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

. Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,

. Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,

. Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

Избирает учеников после молитвы, желая научить, чтобы и мы, когда нам приведется поставить кого-нибудь на духовное служение, брались за это дело с молитвой, искали руководства от Бога и Его просили показать нам достойного.

. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

. которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

Избрав двенадцать, сходит с горы, чтобы исцелить пришедших из городов и облагодетельствовать вдвойне, именно: по душе и по телу. Ибо слушай: «пришли послушать Его» – это врачевание душ; «и исцелиться от болезней своих» – это врачевание тел.

. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Пророки и другие святые не имели силы, исходящей от них, ибо они не были сами источниками сил. А Господь имел силу, исходящую от Него, ибо Он Сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную силу свыше.

. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их

Господь, рукоположив учеников, через блаженства и учение приводит их в более духовное состояние. Ибо Он ведет речь с обращением к ним. И, во-первых, ублажает бедных; хочешь, разумей под ними смиренномудрых, хочешь – ведущих жизнь несребролюбивую. Вообще же все блаженства научают нас умеренности, смирению, уничижению, перенесению поношений.

. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Подобно как "горе" назначается в удел тем, кои богаты в нынешнем веке (о коих говорит, что они получают утешение, то есть здесь, в настоящем веке, вкушают радости, веселятся, наслаждаются удовольствиями и получают похвалы). Устрашимся, братие, поскольку горе тем, кои имеют похвалу от людей. Ибо должно заслужить похвалу и от людей, но прежде от Бога.

. Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

. благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Апостолы имели быть посланы на проповедь и потому ожидали себе многих гонителей и наветников. Итак, если б апостолы, тяготясь гонением, потом желая отомстить оскорбителям, умолкли и перестали бы учить, то солнце Евангелия погасло бы. Поэтому-то Господь предварительно убеждает апостолов не приступать к мщению врагам, но все случающееся переносить мужественно, будет ли кто обижать их, или неправедно злоумышлять против них. Так и Сам Он поступил на Кресте, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ().

. И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.

Потом, чтобы апостолы не сказали, что такая заповедь – любить врагов – невозможна, Он говорит: чего желаешь ты себе самому, то делай и другим, и будь в отношении к другим таков, каковыми желаешь иметь в отношении к тебе самому других. Если желаешь, чтобы враги твои были для тебя суровы, несострадательны и гневливы, то будь и ты таков. Если же, напротив, желаешь, чтобы они были добры и сострадательны, и непамятозлобивы, то не считай невозможным делом – и самому быть таковым.

. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.

. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Видишь ли врожденный закон, в сердцах наших написанный? Так и Господь сказал: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (). Потом предлагает им и другое побуждение, именно: "если вы любите любящих вас» , то вы подобны грешникам и язычникам; если же вы любите злобствующих на вас, то вы подобны Богу, который «благ... к неблагодарным и злым» . Итак, чего вы желаете: грешникам ли быть подобными, или Богу? Видишь ли Божественное учение? Сначала Он убеждал тебя законом естественным: чего желаешь себе, то делай и другим; потом убеждает и кончиной, и наградой, ибо в награду вам обещает то, что вы будете подобны Богу.

. Не суди́те, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

Господь отсекает от наших душ самую трудную болезнь, разумею, корень высокомерия. Ибо кто не надзирает за самим собой, а только за ближним подсматривает и желает его опорочить, тот, очевидно, плененный высокомерием, забыл самого себя. Он всеконечно думает о себе, что он не грешит, и поэтому осуждает других, когда они грешат. Итак, если не желаешь быть осужденным, не осуждай других. Ибо скажи, пожалуй, почему ты другого осуждаешь, как преступника Божественных Законов во всем? А ты сам разве не преступаешь Божественного Закона (не говорю о других грехах) тем самым, что других осуждаешь? Ибо Закон Божий решительно повелевает тебе не осуждать брата. Значит, и ты преступаешь Закон. А будучи сам преступником, ты не должен осуждать другого как преступника; ибо Судия должен быть выше природы, впадающей в грех.

. давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

Итак, отпускай, и тебе отпущено будет; давай, и тебе дано будет. Ибо меру хорошую, надавленную, натрясенную и преисполненную дадут в недра ваши. Ибо Господь будет возмерять не скупо, а богато. Как ты, намереваясь отмерять какой-нибудь муки, если желаешь отмерять без скупости, надавливаешь ее, натрясываешь и накладываешь с избытком, так и Господь даст тебе меру большую и преисполненную. Быть может, иной остроумный спросит: как Он говорит, что дадут в недра ваши меру преисполненную, когда сказал, что возмерится вам той же мерой, какой вы мерите, ибо если переливается через верх, то не та же самая? Отвечаем, Господь не сказал: возмерится вам «тою же» мерой, но "такою же" . Если бы Он сказал: «тою же мерою», тогда речь представляла бы затруднение и противоречие; а теперь, сказав: "такою же" , Он разрешает противоречие, ибо можно мерить и одной мерой, но не одинаково. Господь то и говорит: если ты будешь благотворить, и тебе будут благотворить. Это – такая же мера. Преисполненной названа она потому, что за одно твое благодеяние тебе заплатят бесчисленными.

. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

То же самое и об осуждении. Ибо осуждающий получает той же самой мерой, когда его впоследствии осуждают; поскольку же он осуждается более, как осудивший ближнего, то мера сия преисполнена. Господь, сказав это и запретив нам осуждать, представляет нам и притчу, то есть пример. Он говорит: осуждающий другого и сам те же грехи делающий! скажи, пожалуй, не подобен ли ты слепцу, руководящему слепца? Ибо если ты осуждаешь другого, а сам впадаешь в те же грехи, то вы оба слепы. Хотя ты и думаешь, что через осуждение руководишь его на добро, но ты не руководишь. Ибо как он будет наставлен тобой на добро, когда ты и сам падаешь?

. Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

«Ученик не бывает выше... учителя» . Если, поэтому, ты, мнимый учитель и руководитель, падаешь, то, без сомнения, падает и руководимый тобой ученик. Ибо и приготовленный ученик, то есть совершенный, будет таков, каков его учитель. Сказав сие о том, что нам не должно осуждать слабейших нас и, по-видимому, грешных, Он присовокупляет и нечто другое на тот же предмет.

. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

. Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Что, – говорит, – видишь "сучок" , то есть малый своего брата, и не замечаешь "бревна" – великого своего греха? Это может относиться и ко всем, а особенно к учителям и начальникам, которые и малые погрешности своих подчиненных наказывают, а свои, как бы ни были они велики, оставляют безнаказанными. Потому-то Господь и называет их лицемерами, что они иными кажутся (ибо, наказывая погрешности других, они кажутся праведными), и иное – на деле, ибо и сами грешат, да еще хуже. Потом подтверждает речь Свою и примером.

. Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

. ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

. Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Как хорошее дерево, – говорит, – не приносит плода гнилого, а дерево гнилое не приносит хорошего плода, так и тот, кто намеревается уцеломудрить других, исправить и привести в лучшее состояние, сам не должен быть зол; если же сам будет зол, то других не сделает лучшими. Ибо сердце каждого есть сокровищница. Если она вмещает добро, то и человек добр, и говорит доброе; если же сердце полно зла, то и человек зол, и говорит злое. Всю эту речь можешь разуметь и о фарисеях. Ибо Он, обращаясь к ним, сказал: выбрось прежде бревно из своего глаза, и тогда уже сучок из глаза брата своего, подобно как и в другом месте сказал: «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (). Как же, – говорит, – вы, фарисеи, будучи гнилыми деревьями, можете принести добрые плоды. Ибо как учение ваше гнило, так и жизнь, так как вы говорите от избытка сердца. Как же вы будете исправлять других и наказывать преступления других, когда сами грешите больше?

. Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что́ Я говорю?

. Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

Это необходимо относится к нам, которые устами исповедуем Его Господом, «а делами отрека емся" от Него (). Если, – говорит, – Я – Господь, то вы во всем должны поступать как рабы. А долг рабов – делать то, что Господь повелевает. Потом говорит нам, какая польза тому, кто слушает Его и не только слушает, но и на деле исполняет. Таковый «подобен человеку, строящему дом» , построившему оный "на камне" . «Камень же... , – как свидетельствует апостол (), – Христос."

. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Копает и углубляет тот, кто принимает слова Писания не поверхностно, а изыскивает глубины их духом. Таковый основывает на камне; потом, когда случится наводнение, то есть гонение или искушение, река подступит к этому дому, то есть искуситель, бес ли то, или человек, и, однако ж, не может поколебать его. Искушающий человек очень справедливо может быть сравнен с наводнением реки. Ибо как наводнение речное производит вода, сверху падающая, так и человека искусителя возращает сатана, спадший с неба. Дом тех, кои не соблюдают слов Господа, падает, и разрушение сего дома бывает большое. Ибо падения слушающих, но не творящих, велики, потому что не слышавший и не сделавший погрешает легче, а слышавший и, однако ж, не исполняющий согрешает тяжелее.