Египетские пирамиды. Учёные раскрыли тайну самой древней египетской пирамиды Долгое время считалось что египетские пирамиды

Долгое время ученые считали, что египетские пирамиды являлись усыпальницами (гробницами) фараонов. Однако их истинный (определенный с помощью современной аппаратуры) возраст и технологии возведения доказывают, что строились эти загадочные для нас сооружения задолго до появления самих египтян, а значит какой-то высокоразвитой цивилизацией.
Даже современная цивилизация людей еще не достигла такого уровня, чтобы построить подобные пирамиды из таких многотонных блоков камня, не говоря уже о том, что мы толком до сих пор не знаем назначения пирамид. Например, некоторые люди, находясь внутри их, начинают видеть свои прошлые жизни, будущее, немало и других загадок, не укладывающихся в понятие «пирамида–гробница» (смотрите об этом документальный проект «Пирамиды. Воронка времени»).

Бесспорно лишь одно, что все пирамиды Египта, все их шесть обособленных групп (Гиза, Абу-Роаш, Абу-Гараб, Саккара, Абусир, Дахшур), возводились по единому, хорошо продуманному плану. Это так называемая «Полоса Мира», построенная вдоль Нила и состоящая из двадцати двух пирамид. Причем обратите внимание, что все группы сооружены так, что каждая из них находится в прямой видимости по отношению к предыдущей и последующей.

В Абу-Гарабе находится древняя электростанция

Еще одна удивительная загадка для нас, как и явное доказательство, что и это сооружение – дело рук высокоразвитой цивилизации, - «Хрустальный алтарь» Абу-Гарабе, то есть в одной из групп египетских пирамид. Этот артефакт давно не дает покоя исследователям-египтологам.

Посудите сами: это уникальная платформа, выполненная из чистейшего кварца. В центре ее – идеальной формы каменный круг. Весь этот алтарь, как и фантастические бассейны, выполнены из цельных глыб кварца. Все это можно вырезать, обладая технологиями, которых у нас еще нет и неизвестно, когда будут.

Поражает и то, что мы до сих пор не можем точно сказать, с какой целью построен этот «Хрустальный алтарь». Недавно ученые реконструировали первоначальный его вид, и были поражены, что здесь находился самый большой обелиск Египта. Вкупе с кварцевыми объектами, говорят ученые, он мог служить электростанцией, способной собирать из ионосферы Земли и хранить эфирную энергию «солнечного ветра». То есть для нас - электростанцией будущего, поскольку мы пока строим опасные и не столь эффективные АЭС.

Тому подтверждением могут служить и древние предания, что подобными технологиями обладали, например, гиперборейцы, атланты, то есть представители династии «богов», как говорится об этом в мифах. Вполне возможно, что ими могли быть и пришельцы из других галактик или миров. В любом случае, весь этот комплекс пирамид - «Полоса Мира» - построен явно не самими египтянами и не для таких приземленных целей, как захоронение своих вождей – фараонов. Древняя электростанция в Абу-Гарабе - еще одно доказательство этому.

Вариант № 5920736

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.

2) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоёв населения.

3) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.

4) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.

5) Помогая профессильнальным строителям при строительстве пирамид, крестьяне только осуществляли транспортировку камня, при этом этот труд оплачивался.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Таким образом

Следовательно

Потому что

Благодаря этому


Ответ:

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ТРУД. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ТРУД , -а; м.

1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация т. Производительность т. Право на т.

2) Работа, занятие. Упорный т. Дневные т. Заплатить за т.

3) Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. С т. уговорил кого-н .

4) Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т.

5) Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки т. Преподаватель по т.


(2)Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть от голода.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

(они) правЫ

проведЁнный

нанЯвшийся

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Среди ДОВЕРЧИВЫХ людей нередко встречаются те, кто поплатился за свою доверчивость.

Отношения между начальником и его подчинённым постепенно приобрели более ДОВЕРЧИВЫЙ характер.

Руководство определило ЖЁСТКИЕ сроки для реализации проекта.

ЖЕСТОКАЯ, почти невыносимая боль пронзила его тело.

Проблема была что ни на есть ЖИТЕЙСКАЯ, немудрёная, но хлопотная.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

гарантия ВОЗВРАТА

все ДИРЕКТОРА заводов

НАИБОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ подарок

ведро ВИШНЕЙ

букет ГЕОРГИНОВ

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) ошибка в построении сложного предложения

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) Каждый из создателей этого фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

2) Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей - было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящие русскому сердцу.

3) Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

4) В детстве особенно важно научиться любить природу и понять её красоту и тайну.

5) Все, кто пришёл на матч, остались довольны игрой нашей футбольной команды.

6) Туристы направились к леснику, жившему возле небольшого лесного озера.

7) Помню, как я прятался от людей, скрывался в одному мне известных уголках.

8) В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а проживание в нём - экономичнее.

9) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

опт..мист

усл..жнять

инв_нтарь

ижд_венец

отл..жить

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе...заботный, ра...писанный;

пр...кратить, пр...чудливый;

п...едестал, суб...ект;

пред.. .нфарктный, сверх..нтересный

от..двигать, пр..странство.

Ответ:

претерп..вающий

заманч..вый

остр..нький

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

незабыва..мый

раскол..шь

постро..шь

несгиба..мый

сломл..нный

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)доедала кашу, чтобы остатки отдать щенку.

Теперь (не)легкое беспокойство, а нечто похожее на тревогу обуяло меня.

Остался ящик с рукописями, никому (не)нужными.

Чего только (не)услышишь, когда все матросы соберутся в кубрике.

В книге рассказано о судьбе (не)счастной старухи.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая - даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт.

ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.

Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.

Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник.

НИ(ЗА)ЧТО на свете не соглашалась Маруся расстаться (СО)МНОЙ.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Жизнь художника Айвазовского, великого труже(1)ика, была поглоще(2)а творчеством, насыще(3)ым импровизацией и фантазией.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.

2) На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.

3) На столе всегда можно было увидеть исписанные листы или открытую тетрадь или папку с рукописью.

4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.

5) В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.

Ответ:

Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Стояла жара (1) и (2) если вдруг налетал ветерок (3) и приносил с собой прохладу (4) деревья благодарно кивали ветвями.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Тому, кто умеет быть, не надо заботиться о том, чтобы казаться.

2) Рассказчика не отправили на фронт по состоянию здоровья.

3) Учитель смущался своего внешнего вида.

4) Несмотря на «отнюдь не бравый вид», учителю удалось поразить слушателей.

5) Быть и казаться -это зачастую одно и то же.


(16)Я взялся за ручку двери.

(18)-В класс!

(28)- И этому научу вас!

(По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложении 8 представлено описание.

2) В предложениях 9−11 содержится рассуждение.

3) В предложениях 26−27 представлено повествование.

4) В предложениях 40−41 содержатся аргументы к тезису, сформулированному в предложении 30.

5) В предложении 34-35 содержится рассуждение.


(1)Случилось так, что в качестве преподавателя в аудиторию высшего учебного заведения я впервые вошёл, когда мне не было и двадцати лет, в 1942 году. (2)Мы только что закончили курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков и готовились ехать на фронт. (3)Но нескольких из нас оставили преподавать в институте. (4)Меня предупредили: моими слушателями будут курсанты, уже закончившие общевойсковые училища. (5)Перед ними я робел. (б)Предстоит учить мне и призванных в армию студенток. (7)Они меня смущали. (8)Вид мой был отнюдь не бравый: более чем скромное обмундирование и сущее несчастье - ботинки с обмотками вместо сапог.

(9)Вот тут-то передо мной и встал вопрос: «Быть или казаться?» (10)Я представлял себе ясно, каким покажусь своим первым ученикам. (11)Как сделать, чтобы они почувствовали, каков я есть? (12)Решил начать с лобовой психологической атаки. (13)Продемонстрирую несколько примеров работы военного переводчика, потом скажу: «Вот что я умею и этому научу вас».

(14)Взяв с собой трофейные уставы и письма немецких солдат, я с замирающим сердцем пошёл в класс. (15)Перед дверью маячил дежурный: выше меня на голову, выправка умопомрачительная, обмундирование, какое мне и не снилось.

(16)Я взялся за ручку двери.

(17)- Ты куда? - грозно осведомился дежурный.

(18)-В класс!

(19)- Это чего ради? (20)К нам сейчас преподаватель придёт!

(22)- Брось заливать! - начал дежурный, но вдруг осёкся, широко распахнул передо мной двери и от неожиданности вместо «Встать! Смирно!» гаркнул: «Встать! Руки вверх!»

(23)Отделение, вскочившее со своих мест, рухнуло на скамьи, давясь от хохота.

(24)Растерявшись и видя перед собой аудиторию из одних бравых строевиков и блистательных красавиц, - так мне казалось - я, вместо того чтобы продемонстрировать на примерах, в чём состоит работа военного переводчика, сразу сказал:

(25)- Сейчас я покажу вам, что я умею...

(26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить:

(28)- И этому научу вас!

(29)Слушатели задохнулись от смеха.

(30)«Всё погибло!» - подумал я с отчаянием.

(31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал:

(33)- Раскрыть любой устав на любом месте!

(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек. (35)И я стал переводить с листа, сам себе приказав: «В темпе!» (Зб)Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу трофейным приказом. (37)Особенно впечатлил слушателей перевод трофейного письма, написанного возрождённым в гитлеровские времена готическим шрифтом. (38)Непривычному он кажется иероглифами. (39)И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух дивизий вермахта: пехотной и танковой.

(40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.

(По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов (род. в 1922 г.) - русский писатель, журналист, литературный критик.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Сибирь, вариант 2.

Ответ:

Из предложения 41 выпишите фразеологизм


(1)Случилось так, что в качестве преподавателя в аудиторию высшего учебного заведения я впервые вошёл, когда мне не было и двадцати лет, в 1942 году. (2)Мы только что закончили курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков и готовились ехать на фронт. (3)Но нескольких из нас оставили преподавать в институте. (4)Меня предупредили: моими слушателями будут курсанты, уже закончившие общевойсковые училища. (5)Перед ними я робел. (б)Предстоит учить мне и призванных в армию студенток. (7)Они меня смущали. (8)Вид мой был отнюдь не бравый: более чем скромное обмундирование и сущее несчастье - ботинки с обмотками вместо сапог.

(9)Вот тут-то передо мной и встал вопрос: «Быть или казаться?» (10)Я представлял себе ясно, каким покажусь своим первым ученикам. (11)Как сделать, чтобы они почувствовали, каков я есть? (12)Решил начать с лобовой психологической атаки. (13)Продемонстрирую несколько примеров работы военного переводчика, потом скажу: «Вот что я умею и этому научу вас».

(14)Взяв с собой трофейные уставы и письма немецких солдат, я с замирающим сердцем пошёл в класс. (15)Перед дверью маячил дежурный: выше меня на голову, выправка умопомрачительная, обмундирование, какое мне и не снилось.

(16)Я взялся за ручку двери.

(17)- Ты куда? - грозно осведомился дежурный.

(18)-В класс!

(19)- Это чего ради? (20)К нам сейчас преподаватель придёт!

(22)- Брось заливать! - начал дежурный, но вдруг осёкся, широко распахнул передо мной двери и от неожиданности вместо «Встать! Смирно!» гаркнул: «Встать! Руки вверх!»

(23)Отделение, вскочившее со своих мест, рухнуло на скамьи, давясь от хохота.

(24)Растерявшись и видя перед собой аудиторию из одних бравых строевиков и блистательных красавиц, - так мне казалось - я, вместо того чтобы продемонстрировать на примерах, в чём состоит работа военного переводчика, сразу сказал:

(25)- Сейчас я покажу вам, что я умею...

(26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить:

(28)- И этому научу вас!

(29)Слушатели задохнулись от смеха.

(30)«Всё погибло!» - подумал я с отчаянием.

(31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал:

(33)- Раскрыть любой устав на любом месте!

(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек. (35)И я стал переводить с листа, сам себе приказав: «В темпе!» (Зб)Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу трофейным приказом. (37)Особенно впечатлил слушателей перевод трофейного письма, написанного возрождённым в гитлеровские времена готическим шрифтом. (38)Непривычному он кажется иероглифами. (39)И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух дивизий вермахта: пехотной и танковой.

(40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.

(По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов (род. в 1922 г.) - русский писатель, журналист, литературный критик.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Сибирь, вариант 2.


Ответ:

Среди предложений 27−34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Случилось так, что в качестве преподавателя в аудиторию высшего учебного заведения я впервые вошёл, когда мне не было и двадцати лет, в 1942 году. (2)Мы только что закончили курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков и готовились ехать на фронт. (3)Но нескольких из нас оставили преподавать в институте. (4)Меня предупредили: моими слушателями будут курсанты, уже закончившие общевойсковые училища. (5)Перед ними я робел. (б)Предстоит учить мне и призванных в армию студенток. (7)Они меня смущали. (8)Вид мой был отнюдь не бравый: более чем скромное обмундирование и сущее несчастье - ботинки с обмотками вместо сапог.

(9)Вот тут-то передо мной и встал вопрос: «Быть или казаться?» (10)Я представлял себе ясно, каким покажусь своим первым ученикам. (11)Как сделать, чтобы они почувствовали, каков я есть? (12)Решил начать с лобовой психологической атаки. (13)Продемонстрирую несколько примеров работы военного переводчика, потом скажу: «Вот что я умею и этому научу вас».

(14)Взяв с собой трофейные уставы и письма немецких солдат, я с замирающим сердцем пошёл в класс. (15)Перед дверью маячил дежурный: выше меня на голову, выправка умопомрачительная, обмундирование, какое мне и не снилось.

(16)Я взялся за ручку двери.

(17)- Ты куда? - грозно осведомился дежурный.

(18)-В класс!

(19)- Это чего ради? (20)К нам сейчас преподаватель придёт!

(22)- Брось заливать! - начал дежурный, но вдруг осёкся, широко распахнул передо мной двери и от неожиданности вместо «Встать! Смирно!» гаркнул: «Встать! Руки вверх!»

(23)Отделение, вскочившее со своих мест, рухнуло на скамьи, давясь от хохота.

(24)Растерявшись и видя перед собой аудиторию из одних бравых строевиков и блистательных красавиц, - так мне казалось - я, вместо того чтобы продемонстрировать на примерах, в чём состоит работа военного переводчика, сразу сказал:

(25)- Сейчас я покажу вам, что я умею...

(26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить:

(28)- И этому научу вас!

(29)Слушатели задохнулись от смеха.

(30)«Всё погибло!» - подумал я с отчаянием.

(31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал:

(33)- Раскрыть любой устав на любом месте!

(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек. (35)И я стал переводить с листа, сам себе приказав: «В темпе!» (Зб)Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу трофейным приказом. (37)Особенно впечатлил слушателей перевод трофейного письма, написанного возрождённым в гитлеровские времена готическим шрифтом. (38)Непривычному он кажется иероглифами. (39)И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух дивизий вермахта: пехотной и танковой.

(40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.

(По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов (род. в 1922 г.) - русский писатель, журналист, литературный критик.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Сибирь, вариант 2.


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Монолог рассказчика, молодого преподавателя высшего военного учебного заведения, вспоминающего об одной из непростых ситуаций в своей жизни, создаёт его речевой портрет. Мы понимаем, что перед нами образованный человек. Он использует в своей речи (А)_____ («иероглифами», «готическим шрифтом», «структуру»). Используя лексическое средство - (Б)_____ («не давая себе спуску» в предложении 41), герой говорит о своём жизненном принципе, в основе которого лежит (В)_____ («быть» - «казаться»). Характеризуя рассказчика, автор использует синтаксическое средство - (Г)_____ (предложение 40)».

Список терминов:

1) синонимы

2) фразеологизм

3) парцелляция

4) диалектизм

5) ряд однородных членов

6) риторический вопрос

7) анафора

8) термины

9) противопоставление

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Случилось так, что в качестве преподавателя в аудиторию высшего учебного заведения я впервые вошёл, когда мне не было и двадцати лет, в 1942 году. (2)Мы только что закончили курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков и готовились ехать на фронт. (3)Но нескольких из нас оставили преподавать в институте. (4)Меня предупредили: моими слушателями будут курсанты, уже закончившие общевойсковые училища. (5)Перед ними я робел. (б)Предстоит учить мне и призванных в армию студенток. (7)Они меня смущали. (8)Вид мой был отнюдь не бравый: более чем скромное обмундирование и сущее несчастье - ботинки с обмотками вместо сапог.

(9)Вот тут-то передо мной и встал вопрос: «Быть или казаться?» (10)Я представлял себе ясно, каким покажусь своим первым ученикам. (11)Как сделать, чтобы они почувствовали, каков я есть? (12)Решил начать с лобовой психологической атаки. (13)Продемонстрирую несколько примеров работы военного переводчика, потом скажу: «Вот что я умею и этому научу вас».

(14)Взяв с собой трофейные уставы и письма немецких солдат, я с замирающим сердцем пошёл в класс. (15)Перед дверью маячил дежурный: выше меня на голову, выправка умопомрачительная, обмундирование, какое мне и не снилось.

(16)Я взялся за ручку двери.

(17)- Ты куда? - грозно осведомился дежурный.

(18)-В класс!

(19)- Это чего ради? (20)К нам сейчас преподаватель придёт!

(22)- Брось заливать! - начал дежурный, но вдруг осёкся, широко распахнул передо мной двери и от неожиданности вместо «Встать! Смирно!» гаркнул: «Встать! Руки вверх!»

(23)Отделение, вскочившее со своих мест, рухнуло на скамьи, давясь от хохота.

(24)Растерявшись и видя перед собой аудиторию из одних бравых строевиков и блистательных красавиц, - так мне казалось - я, вместо того чтобы продемонстрировать на примерах, в чём состоит работа военного переводчика, сразу сказал:

(25)- Сейчас я покажу вам, что я умею...

(26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить:

(28)- И этому научу вас!

(29)Слушатели задохнулись от смеха.

(30)«Всё погибло!» - подумал я с отчаянием.

(31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал:

(33)- Раскрыть любой устав на любом месте!

(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек. (35)И я стал переводить с листа, сам себе приказав: «В темпе!» (Зб)Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу трофейным приказом. (37)Особенно впечатлил слушателей перевод трофейного письма, написанного возрождённым в гитлеровские времена готическим шрифтом. (38)Непривычному он кажется иероглифами. (39)И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух дивизий вермахта: пехотной и танковой.

(40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.

(По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов (род. в 1922 г.) - русский писатель, журналист, литературный критик.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Сибирь, вариант 2.

Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Случилось так, что в качестве преподавателя в аудиторию высшего учебного заведения я впервые вошёл, когда мне не было и двадцати лет, в 1942 году. (2)Мы только что закончили курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков и готовились ехать на фронт. (3)Но нескольких из нас оставили преподавать в институте. (4)Меня предупредили: моими слушателями будут курсанты, уже закончившие общевойсковые училища. (5)Перед ними я робел. (б)Предстоит учить мне и призванных в армию студенток. (7)Они меня смущали. (8)Вид мой был отнюдь не бравый: более чем скромное обмундирование и сущее несчастье - ботинки с обмотками вместо сапог.

(9)Вот тут-то передо мной и встал вопрос: «Быть или казаться?» (10)Я представлял себе ясно, каким покажусь своим первым ученикам. (11)Как сделать, чтобы они почувствовали, каков я есть? (12)Решил начать с лобовой психологической атаки. (13)Продемонстрирую несколько примеров работы военного переводчика, потом скажу: «Вот что я умею и этому научу вас».

(14)Взяв с собой трофейные уставы и письма немецких солдат, я с замирающим сердцем пошёл в класс. (15)Перед дверью маячил дежурный: выше меня на голову, выправка умопомрачительная, обмундирование, какое мне и не снилось.

(16)Я взялся за ручку двери.

(17)- Ты куда? - грозно осведомился дежурный.

(18)-В класс!

(19)- Это чего ради? (20)К нам сейчас преподаватель придёт!

(22)- Брось заливать! - начал дежурный, но вдруг осёкся, широко распахнул передо мной двери и от неожиданности вместо «Встать! Смирно!» гаркнул: «Встать! Руки вверх!»

(23)Отделение, вскочившее со своих мест, рухнуло на скамьи, давясь от хохота.

(24)Растерявшись и видя перед собой аудиторию из одних бравых строевиков и блистательных красавиц, - так мне казалось - я, вместо того чтобы продемонстрировать на примерах, в чём состоит работа военного переводчика, сразу сказал:

(25)- Сейчас я покажу вам, что я умею...

(26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить:

(28)- И этому научу вас!

(29)Слушатели задохнулись от смеха.

(30)«Всё погибло!» - подумал я с отчаянием.

(31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал:

(33)- Раскрыть любой устав на любом месте!

(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек. (35)И я стал переводить с листа, сам себе приказав: «В темпе!» (Зб)Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу трофейным приказом. (37)Особенно впечатлил слушателей перевод трофейного письма, написанного возрождённым в гитлеровские времена готическим шрифтом. (38)Непривычному он кажется иероглифами. (39)И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух дивизий вермахта: пехотной и танковой.

(40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться.

(По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов (род. в 1922 г.) - русский писатель, журналист, литературный критик.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Сибирь, вариант 2.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



25.12.2018 в 17:10 · oksioksi · 840

10 интересных фактов о египетских пирамидах

Скажите честно, куда вы отправитесь в обязательном порядке, если попадёте (по работе или просто как турист) в Египет? Конечно, в Гизу! Туда, где величественно возвышаются над песками, скрывающими остатки великой древней цивилизации, огромные пирамиды, – идеально правильные, таинственные и мистические (благо, что Гиза находится прямо на окраине столицы Египта – Каира, поэтому добраться туда не составляет никакого труда). Вы в курсе, что 3 самые большие египетские пирамиды (Хеопса, Хефрена и Микерина) – единственное из семи древних чудес света, которое сохранилось до наших дней?

Давным-давно нет на планете ни садов Семирамиды, ни Александрийского маяка, ни Колосса Родосского, в пыль разрушены храм Артемиды в Эфесе и гробница царя Мавсола в Галикарнасе, канула в веках золотая статуя Зевса Олимпийского, а пирамиды в Гизе – самое древнее из всех перечисленных чудес света, – всё так же отбрасывают огромные тени на пустыню, и будут стоять на том же месте ещё многие-многие века.

Кстати, пирамид в Египте, конечно, вовсе не 3, всего их порядка 140, – помимо Гизы, они расположены ещё в Саккаре, Дахуре, Медуме и Абусире, все – на западном берегу Нила, где заходит солнце, и где, по представлениям древних египтян, стало быть, и находится царство мёртвых. Как египтяне сумели построить эти внушительные сооружения, если, даже имея наши современные технологии, сделать это не так-то просто? Ради чего прилагались такие огромные усилия? Какое практическое значение имеют эти многотонные, внушающие почтение и даже благоговение, геометрически выверенные шедевры? До сих пор учёные так и не нашли однозначных ответов на эти вопросы.

Предлагаем вам 10 самых интересных фактов о египетских пирамидах и связанных с ними тайнах.

10. Где на самом деле находятся склепы египетских фараонов

Долгое время считалось аксиомой, что пирамиды – это монументальные гробницы египетских фараонов, которые должны были стать их «домом» после смерти (или же своеобразной «стартовой площадкой» для перехода в другой мир, – бытовала версия, что именно для этого внутри пирамид и делали вертикальные шахты). На самом же деле, после вскрытия довольно большого количества пирамид (и в том числе, пирамиды Хеопса) в них не было обнаружено ни тел (мумий) фараонов, ни предметов домашнего обихода и дорогих вещей, которые должны были быть ими используемы в загробном мире. Большинство пирамид оказались пустыми.

Само собой, некоторые учёные тут же предложили этому вполне логичное объяснение, – просто пирамиды были давным-давно (ещё в древности) ограблены. (Но тогда возникает вопрос, – как же это произошло? Ведь вход в некоторые из них был с трудом найден только недавно, и только при помощи специального современного оборудования). Зато огромное количество склепов фараонов и их родственников (с вполне сохранившимися мумиями) было найдено археологами в Долине Царей, расположенной рядом с древним городом Фивы (теперь – Луксор). Кстати, одним из самых знаменитых захоронений, обнаруженных здесь, стала гробница юного фараона Тутанхамона. А для чего тогда нужны пирамиды?..

9. Самая большая пирамида

Пирамиду Хеопса (Хуфу), построенную примерно в 2600 году до н.э., называют также Великой пирамидой Гизы. Изначально её высота достигала 146,6 метров, но из-за разрушения облицовки вершины она уменьшилась до 138,8 метров (в любом случае, – это примерно 50 этажей наших современных зданий, что очень даже внушает уважение). Почти 4 тысячелетия (до тех пор, пока в 1311 году в Англии не был построен кафедральный собор Девы Марии в Линкольне) пирамида Хеопса считалась самым высоким строением в мире. Площадь её основания занимает около 5 гектаров, примерный вес – более 6 млн. тонн.

При постройке пирамиды был сделан настолько ровный фундамент, что её грани отличны друг от друга максимум на 5 см (при длине 250 метров в основании каждая!). 2,3 млн. каменных блоков, из которых состоит пирамида, весящие от 2 до 30 (а иногда и до 50) тонн, идеально подогнаны друг к другу.

Грани пирамиды сориентированы строго по четырём сторонам света (лицевая сторона «смотрит» на север с очень незначительной погрешностью, связанной с тем, что более, чем за 4,5 тысячи лет, Северный полюс Земли слегка сместился). Склеп пирамиды Хеопса запросто может вместить в себя две средние двухкомнатные квартиры.

8. Первая египетская пирамида

Самой древней египетской пирамидой считается пирамида фараона Джосера, построенная примерно в 2700 году до н.э. В отличие от Великой пирамиды, она имеет несколько другую форму – 6 трапеций, постепенно уменьшающихся в размере, поставленных одна на другую (общей высотой 62 метра). Пирамида Джосера находится в Саккаре (и она сохранилась гораздо хуже пирамид Гизы).

Архитектором этой первой пирамиды называют Имхотепа – древнеегипетского учёного, инженера и врача. Считают, что именно он изобрёл такую форму для усыпальниц фараонов, а также и способ кладки из отёсанных камней, который использовался для строительства всех остальных пирамид.

7. Особенности кладки блоков и другие архитектурные приёмы

Для многих учёных самой главной загадкой египетских пирамид является способ их постройки (с учётом того, что происходило это в те далёкие времена, когда не знали даже железных орудий труда). Огромные каменные блоки, якобы, вырезали в каменоломнях медными долотами (была версия, что их откалывали при помощи деревянных кольев, разбухавших от поливания водой, но её опровергли).

Каким образом эти многотонные глыбы потом доставляли к месту строительства, – до сих пор до конца не понятно (версия: катили по деревянным каткам, а затем на баржах везли по Нилу). Их обработка и шлифовка осуществлялась уже на самой «строительной площадке». Как потом блоки втаскивали на всё увеличивающуюся высоту пирамиды – тоже огромная загадка (версии: насыпали длинный земляной «пандус» и по нему тащили каменные «кирпичи» наверх, либо же этот «пандус» был спиральным – вокруг уже построенных ярусов пирамиды).

Ещё один момент: как удерживали блоки при транспортировке, если на них не обнаружено никаких следов креплений или технических отверстий? И это всё при том, что, в итоге, они подгонялись друг к другу с идеальной точностью, без малейших зазоров (и для их скрепления не использовался никакой строительный раствор). КАК всё это можно было сделать с помощью одних только примитивных орудий труда?!

6. Теории возникновения пирамид и их возраст

Поражая воображение своей грандиозностью и кажущейся невероятностью того, что люди в столь древние времена могли строить ТАКИЕ сооружения, пирамиды уже с середины XIX века вызывали появление всё новых теорий их возникновения (разной степени адекватности). Так, некоторые «пирамидоведы» на полном серьёзе утверждают, что это – не творение рук человеческих. Основных теорий несколько:

  • пирамиды построили инопланетяне (скорей всего, – пришельцы из созвездия Ориона или с Сириуса);
  • это дело рук древних Богов, которые тогда ещё жили среди людей;
  • их создали атланты (жители легендарной Атлантиды);
  • пирамиды всё-таки построили люди, но они владели магическим кристаллом, полученным от… – дальше варианты (смотри предыдущие теории), и т.д.

Да уж… Проще поверить в высокоразвитых и технологичных инопланетян, чем в то, что эти гигантские штуки построили полуголые древние люди… Что касается возраста пирамид, – споры до сих пор идут и по этому поводу. Официально им 4,5 – 5 тысяч лет. Но некоторые учёные утверждают, что на пирамидах есть следы дождевой эрозии, а сильных дождей не было в Египте примерно 10 (а то и 12) тысяч лет. Этак можно прийти к выводу, что пирамиды построили ещё во времена мамонтов!

5. Энергетическая сущность пирамид

Опять же, некоторые «пирамидологи» утверждают, что пирамиды были построены для приёма и трансформации некой космической энергии (которая, что возможно, способна преобразовываться во вселенское Знание). Мол, вот древнеегипетские жрецы этим Знанием владели.

Другие вариации этой теории гласят, что именно пирамидальная форма этих сооружений (своеобразная большая копия кристалла) позволяет им аккумулировать в себе мощную положительную энергию, способную воздействовать на разум человека и на биологические процессы, протекающие в его теле (буквально на клеточном уровне!).

Поэтому пирамиды – это не гробницы, в них фараоны (совсем наоборот!) оздоравливались, получали свежую жизненную силу, так сказать, проводили сеансы энерготерапии (и даже вылечивали рак!).

4. Строители пирамид отлично знали астрономию

В 1980-х годах бельгийский инженер и египтолог-любитель Роберт Боваль решил, что, якобы, три самые крупные пирамиды Гизы расположены точно в соответствии с тремя яркими звёздами в «поясе» созвездия Ориона (и даже размеры пирамид совпадают в соотношении с размерами этих звёзд). И вполне возможно, что где-то под песками «прячутся» другие пирамиды, являющие собой остальные звёзды Ориона на земной проекции (скорей всего, сильно разрушенные). Почему Орион? Потому что именно туда, по представлениям древних египтян, отправлялись души умерших фараонов.

Другие же учёные (вообще-то – псевдоучёные) утверждают, что строители пирамид обладали также и точными знаниями о строении нашей планеты – например, о длине её экватора, о примерном весе, о протяжённости орбиты Земли и о скорости её вращения (и даже о скорости света!). Якобы, все эти цифры заложены в пропорциях пирамид. Вы серьёзно, ребята?..

3. Строители пирамид использовали «принцип рычага» и число «Пи»

Согласно одной из довольно часто встречающихся «сенсационных» теорий, древние строители пирамид обладали нашими современными математическими знаниями, – они умело применяли «принцип рычага» и с точностью до одной стотысячной вычислили число «Пи». Якобы, мало того, что они были в курсе, что использование рычага позволяет в несколько раз уменьшить прилагаемые для поднятия и передвижения тяжестей усилия, так ещё и отношение высоты и периметра основания каждой пирамиды оказывается точно равным отношению диаметра окружности, описанной вокруг пирамиды, к её же длине (и всё потому, что стены пирамид поднимаются под углом ровно в 52 градуса).

Хм… Вообще-то в любой советской школе дети знали, что если измерить ниткой длину окружности шарообразного предмета, а также его диаметр, то соотношение получится как раз чуть больше 3 (то есть, то самое пресловутое число «Пи»). Так же, как число «Пи» даёт и периметр основания, делённый на удвоенную высоту любого предмета в форме пирамидки. Ну и где тут сенсация?

2. Пирамиды строили не рабы

Долгое время считалось, что пирамиды строили сотни тысяч рабов, которых почти не кормили, били плетьми и, естественно, в огромных количествах хоронили где-то неподалёку. Но массовых захоронений до сих пор так и не обнаружено. Зато археологи нашли несколько посёлков строителей, где были общежития, столовые, хлебопекарни, и даже пивоварни.

Напрашивается вывод – пирамиды строили свободные люди, которые, возможно, даже получали за это оплату (может быть, в виде продуктов). По одной из теорий, из-за климата Египта, где можно заниматься сельским хозяйством всего несколько месяцев (после разлива Нила), в остальное время население страны с трудом находило возможность прокормиться.

Поэтому, с целью занять население (в первую очередь, – мужское), дать ему заработать и предотвратить возможные бунты фараоны и привлекали его к строительству пирамид. А вот в периоды сельхозработ на стройки, возможно, пригоняли рабов.

1. Легенды о проклятии пирамид

С египетскими пирамидами связано множество ужасных легенд, основная суть которых, – любой, кто посягнёт на сокровища фараонов, умрёт в страшных муках. Самое страшное проклятье приписывают гробнице ни в чём не повинного юного Тутанхамона: мол, после того, как она была вскрыта в 1922 году командой лорда Джорджа Карнарвона, в течение 8 лет все её основные члены (а также многие из тех, кто прикасался к мумии фараона или предметам из его гробницы) погибли при различных загадочных обстоятельствах.

Но если внимательнее отнестись к фактам, то никакой сенсации не получится: во-первых, возраст многих «внезапно почивших» людей был, по тем временам, довольно солидным; во-вторых, климат Египта не очень-то благоприятен для жителей Европы; не слишком способствуют долголетию и происходившие тогда в Северной Африке политические события.

Чудо седьмое - самое древнее, самое знаменитое и единственное сохранившееся Египетские пирамиды.

Желал ли египетский фараон Хуфу своему имени вечной славы или строительство гигантских усыпальниц было религиозным требованием - доподлинно неизвестно. Но он добился этого - пирамида его имени, известная нам как пирамида Хеопса (так произносится имя фараона по-гречески), считается самым известным сооружением на Земле. И она имеет на это право. Ведь высота пирамиды достигает ста пятидесяти метров, длина каждой из сторон - двухсот тридцати, площадь её основания - почти пятьдесят три тысячи квадратных метров. Для её сооружения было использовано более двух миллионов каменных блоков, каждый из которых весит около двух с половиной тонн, а самый тяжелый - семнадцать тонн. Как подсчитал во время своего бесславного египетского похода Наполеон, каменных блоков, которые пошли на строительство трех главных египетских пирамид - Хеопса, Хефрена и Менкаура, хватило бы на то, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в три метра и толщиной в тридцать сантиметров. Чтобы представить себе грандиозность такого строительства, достаточно знать, что началось оно четыре с половиной тысячи лет назад, когда и людей было намного меньше, чем сегодня, да и техника была достаточно примитивной.

Строили пирамиды, грубо говоря, при помощи мускульной силы. Но что интересно, несмотря на эти огромные цифры, пирамида Хеопса не самая большая пирамида в мире. Книга рекордов Гиннесса отдает пальму первенства пирамиде Кетцалькоатля в Мексике, которая занимает площадь, в три раза большую, нежели самая большая из пирамид Гизехского акрополя.

Долгое время считалось, что пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, ученые выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоев населения. Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжелым, но за него платили деньги. А если учесть, что строительство велось, в основном, во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такой госзаказ можно считать благом - эта работа не давала людям умереть с голода. Причем крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.

То, что пожелали построить и построили фараоны, полностью отвечало их представлениям о вечной жизни. Лучше всего это выразилось в пословице: Все боится времени, но время боится пирамид. Пирамиды молчаливо взирали на персидские армии, воинов Александра Македонского, железные римские легионы, гренадеров Наполеона. К пирамидам приезжали и философы, и тираны. И никого они не оставляли равнодушным. Свидетельством этому надписи - вся верхняя площадка пирамиды Хеопса, а это десять квадратных метров, исписана именами, пожелавшими оставить в веках память о себе, самая старая надпись датируется 1475 годом. Такое желание абсолютно понятно - традиция оставлять надписи типа здесь был... появилась очень давно. Эту слабость можно понять, ведь пирамиды - самые знаменитые постройки на Земле, с их известностью ничто не может сравниться, и при всем этом пирамиды еще и старше всех других сооружений, а желание оставить упоминание о себе в вечности очень сильно. Сейчас, конечно это делать запрещено, но все равно пишут.

Пирамиды были самым первым чудом света и в то же время самым великим произведением не только древнеегипетской цивилизации, но и всего человечества. Достаточно сказать, что после Великой пирамиды, возведенной около пяти тысяч лет назад, люди долго не могли создать ничего подобного. Ведь только в 1889 году пирамида Хеопса перестала быть самым высоким зданием мира, уступив первенство Эйфелевой башне. Но уступила только по высоте.

И сегодня, как и две тысячи лет назад, к комплексу пирамид в Гизе -самому первому и единственному дошедшему до нас чуду света - приезжают тысячи туристов.

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Таким образом

Следовательно

Потому что

Благодаря этому


Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.

2) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоёв населения.

3) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.

4) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.

5) Помогая профессильнальным строителям при строительстве пирамид, крестьяне только осуществляли транспортировку камня, при этом этот труд оплачивался.

ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте, наиболее полно передана в предложении №1 и 5: работали на строительстве пирамид профессиональные рабочие, а также крестьяне, которым плата за эту работу приносила средства для существования.

Ответ: 15|51.

Ответ: 15|51

Правило: Задание 1. Определение главной информации текста

Задание 1 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.

В нём всегда небольшой объём, всегда только три предложения и всегда два верных ответа.

Это задание, как и 2-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста. При этом экзаменуемые должны иметь представление о том, что одну и ту же информацию можно изложить, используя разные синтаксические конструкции , и задание 1 контрольных измерительных материалов нацеливает учащихся на использование всего богатства синтаксических конструкций, которыми располагает родной язык.

Чтобы решить задание 1, необходимо выделить главную информацию предлагаемого текста. Затем:

Сжать эту информацию в одно предложение самому;

Найти хотя бы одно предложение, в котором есть, на Ваш взгляд, ВСЯ информация, и сравнить с тем, что получилось у Вас;

Обратить внимание на то, что в ТРЁХ из пяти предложений информация будет:

а) искажать текст, внося в него дополнения или нарушая причинно-следственные связи;

б) неполной, то есть будет передавать содержание верно, но лишь частично ;

в) слишком краткой.

Далее находим предложение, как две капли воды похожее по смыслу на вычисленное нами . Та же информация. Те же факты. Но - другими синтаксическими конструкциями. Например, придаточное определительное будет заменено причастным оборотом. Однородные сказуемые - деепричастными оборотами и т. п.

Таким образом, мы получим два верных высказывания.

Андрей Свидерский 24.11.2015 12:09

но ведь в предложении №1 сказано:"в удобное для них время".в тексте ни слова об этом.

по-моему предложение 3 больше подходит.

Татьяна Юдина

Читайте правила к заданию.

Сергей 23.02.2018 17:06

(1)Долгое время считалось, что египетские пирамиды строили рабы, но совсем недавно, вопреки этим утверждениям, учёные выяснили, что возведение пирамид отнюдь не ложилось тяжким бременем на плечи рабов и беднейших слоёв населения. (Опечатка в слове БРЕМЕНЕМ. Правильное ВРЕМЕНЕМ)

Татьяна Стаценко

Нет, именно бременем. Бремя - ноша, тяжёлая обязанность.

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ТРУД. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ТРУД , -а; м.

1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация т. Производительность т. Право на т.

2) Работа, занятие. Упорный т. Дневные т. Заплатить за т.

3) Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. С т. уговорил кого-н .

4) Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т.

5) Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки т. Преподаватель по т.

Пояснение.

В предложении текста слово ТРУД употреблено в значении «2) Работа, занятие. Упорный т. Дневные т. Заплатить за т.»

Ответ: 2.

Ответ: 2

Самостоятельно подберите слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

Пояснение (см. также Правило ниже).

На месте пропуска в предложении следует употребить слово «причём».

Корректно:

Ответ: причём|причем

Ответ: причём|причем

Правило: Задание 25. Средства связи предложений в тексте

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum - ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.

Формулировка задания может быть такой:

Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)

Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.

Помните, что предыдущее - НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание - 1.

Перейдём к теоретической части.

Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .

Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические . Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи . Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.

23.1. Связь при помощи лексических средств.

1. Слова одной тематической группы.

Слова одной тематической группы - это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.

Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата

Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.

2. Родовидовые слова.

Родовидовые слов - слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.

Примеры слов: Ромашка - цветок; берёза - дерево; автомобиль - транспорт и так далее.

Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза . Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом ...

Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок .

3 Лексический повтор

Лексический повтор - повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.

Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе . Повтор того или иного члена предложения - главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес . Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее - подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом - «модель сказуемое - подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу . Берег был усыпан мелкой галькой - модель «обстоятельство - подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:

Вот исчезает с карты Отечества Аральское море .

Целое море !

Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.

(36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но , очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но .

(15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших цен­но­стях жизни. (16) 0 цен­но­стях , поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

Обратите внимание : разные формы слов относятся к другому виду связи. Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.

4 Однокоренные слова

Однокоренные слова - слова с одинаковым корнем и общим значением.

Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться

Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.

Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать , но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.

5 Синонимы

Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование

Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать . Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.

Радость охватила меня, подхватила и понесла... Ликованию , казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!

Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже , об этой связи пойдёт речь ниже.

6 Контекстные синонимы

Контекстные синонимы - слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).

Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица

Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.

Я догадался, что она студентка . Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.

7 Антонимы

Антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.

Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный

Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха . Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.

Слова её были горячими и обжигали . Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ...

8 Контекстные антонимы

Контекстные антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.

Примеры слов: мышка - лев; дом - работа зелёный - спелый

Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой . Дома же в нём просыпался лев .

Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.

23.2. Связь при помощи морфологических средств

Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.

1. Местоимение

Связь при помощи местоимений - это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.

Что необходимо знать:

Местоимения - это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:

1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

2) возвратное (себя);

3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных : его (пиджак) , её (работа) , их (заслуга).

4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);

5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной);

6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);

7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);

8) отрицательные (никто, ничто, ничей);

9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).

Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» - это формы местоимений.

Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .

Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.

1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои....

Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её . Какое из них является той скрепочкой , которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я , то что оно заменило в предложении 1? Ничего . А что заменяет местоимение её ? Слово «школу » из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её .

В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют . Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они .

В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.

2. Наречие

Связь при помощи наречий - это связь, особенности которой зависят от значения наречия.

Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.

Наречия - это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.

В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

Времени и пространства : внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.

Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.

Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

Указательные наречия . (Их иногда называют местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие, а лишь указывают на него ): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.

Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии . Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете. Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.

Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.

Возможно использование и других разрядов наречий , например, отрицательных : В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

3. Союз

Связь при помощи союзов - самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.

Связь при помощи сочинительных союзов : но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.

Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе

Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».

Так было всегда...Или это мне так казалось.. .Связь при помощи разделительного союза «или».

Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что . Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.

Примеры предложений: Я был в полном отчаянии...Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью. Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.

Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.

4. Частицы

Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.

Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.

Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно - любить.. .

Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне... Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

5. Формы слова

Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных

  • если это существительное - числе и падеже
  • если прилагательное - роде, числе и падеже
  • если местоимение - роде, числе и падеже в зависимости от разряда
  • если глагол в лице (роде), числе, времени

Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.

Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.

Я был знаком с сыном капитана . С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.

Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;

«форм слов» - и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

Информация для учителя.

Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»

Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.

Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:

«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».

Ниже приведено начало текста, данного для анализа.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).

Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник» : предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.

Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг» ).

Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).

Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он» ).

Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором - одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.

При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.

1. Все явно не совпадающие формы - это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы - это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.

2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.

3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.

23.3 Синтаксические средства.

Вводные слова

Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.

Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.

Его приняли на работу. К сожалению , Антон был слишком амбициозен. С одной стороны , компании нужны были такие личности, с другой - он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.

(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.

Определим, как связаны предложения в этом тексте.

Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её , которое заменяет имя Маша в предложении 1.

Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её : «она» - это форма именительного падежа, «её» - это форма родительного падежа.

Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже , вводное слово казалось , ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению .

Пояснение.

На месте пропуска в предложении следует употребить слово «Причём».

Корректно:

Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть от голода. (3)(Причём) крестьян использовали в основном на транспортировке камня, а собственно сооружением пирамид занимались несколько тысяч профессиональных строителей.

Ответ: причём.

Ответ: причём