Заложен камень в основание нового храма. Памятники и храмы в честь Александра II

Страница 63 из 68

Стр. 87

4. Рассмотрите древнюю римскую монету (динарий) с надписью Брут...

  • В память какого события римской истории была отчеканена эта монета? Ответ: В память о заговоре против Цезаря и свержении его власти.
  • Что могли означать предметы на монете? Ответ: Это символы свободы, свободной республики, за которую боролся Брут.
  • Много ли таких монет было отчеканено в Риме? Ответ: Скорее всего, нет. Потому что заговорщики недолго продержались у власти и вынуждены были покинуть Рим.

5. Фотографии "Боги римлян"

  • Имена (слева направо): Янус (с двумя лицами), Посейдон, Марс.
  • Какие слова в русском языке происходят от имен этих богов? Ответ: Янус - январь, Марс - планета Марс, месяц март.


Стр. 88

8. Римский легионер и центурион. Название вооружения и одежды:

  1. гаста (римское копье)
  2. жезл центурион (отличительный знак)
  3. кожаная рубаха с металлическими пластинами (панцирь)
  4. гладиус (меч)
  5. калиги (сандалии)
  6. поножи

7. Рисунок римского военного лагеря...

  • Какие цели преследовали римляне, располагая лагерь так, как показано на рисунке? Ответ: Лагерь должен быть хорошо укреплен и защищен (земляная насыпь, колья на стенах, лагерь стоит на возвышенности, окружен рвом с водой, вход закрывается подъемным мостом. В лагере должен быть строгий порядок, чтобы можно было легко ориентироваться.
  • Почему лагерь в любой местности строили одинаково? Ответ: Это был проверенный способ, им легче было ориентироваться в таком лагере с знакомыми правилами, чем выдумывать что-то новое.

Красив храм святого Александра Невского, построенный в неорусском стиле у подножия горы Дарсан в Ялте.


В Крыму до революции было три храма в честь святого князя- воителя. Самый первый появился в Феодосии в позапрошлом веке, для этого был издан специальный указ императора Александра I, затем в Симферополе Долгая и тяжкая история собора в честь Александра Невского и только в начале прошлого века в Ялте.

Святой Александр Невский был святым покровителем российских императоров Александра I, Александра II и Александра III. Святым покровителем в христианской религии считается святой, защищающий отдельного человека, храм, населённый пункт, народ, страну, представителей отдельных профессий. Среди славной когорты русских святых достойное место занимает русский князь Александр Невский, который также является небесным покровителем русского воинства. Примечательно, что ордена Александра Невского существовали как в царской России, так и во времена СССР, а также в современной России.

1 марта 1881 года был убит российский император Александр II (1818 -1881). По всей Российской империи начали строиться храмы и часовни в честь святого Александра Невского - небесного покровителя императора Александра II. Считалось, что небесные покровители защищают интересы подопечных даже после их смерти. Не осталась в стороне от этого процесса Ялта, уже в июле 1881 года на набережной появилась часовня в честь святого Александра Невского Часовня под брызгами морских штормов .

Большую часть денег на строительство часовни выделил барон Андрей Львович Нил-Врангель фон Губеншталь, бывший ялтинским городским головой с 1879 по 1888 год.

Шло время и общественность Ялты решила, что часовни в честь погибшего императора недостаточно и необходимо построить храм. Собрался комитет по строительству храма аккурат через 9 лет после смерти Александра II, 1 марта 1890 года. Нашли было место возле Ливадийского моста, но Ялтинская городская управа посчитала, что денег в казну храм не принесёт, а выгодное месторасположение возле моста лучше использовать в коммерческих целях. Барон Врангель уже не был городским главой и повлиять на решение не смог. Тогда он предложил безвозмездно принадлежавший ему участок земли в противоположном конце города, где в результате и был построен собор. В очередную годовщину со дня смерти императора был заложен первый камень в основание храма, на закладке которого присутствовала императрица Мария Александровна. Император Александр III не возражал против возведения собора в память об своём отце, но приехать на панихиду и церемонию закладки камня отказался.

Если бы императора Александра II не убили народовольцы, то возможно следующим императором Российской империи стал бы Георгий Первый, а не Александр III. Непростые были времена и взаимоотношения между людьми в императорской семье.

Изначально наследником престола был старший сын императора Александра II, великий князь Николай Александрович (1843 - 1865). После того как Александр II стал императором в 1855 году, то Николая Александровича стали готовить к предстоящему восхождению на престол. В 1861 и 1863 годах он совершил многочисленные поездки по России, затем в 1864 году отправился в Европу, где познакомился с датской принцессой Марией Софией Фридерикой Дагмар и сделал ей предложение. Состоялись помолвка и обручение. Но императором стать ему была не судьба - в апреле 1865 года цесаревич умер в Ницце. Так Россия не получила императора Николая Второго раньше и в другом обличье. Наследником престола стал Александр Александрович (будущий император Александр III), который женился на невесте своего покойного брата через полтора года после его смерти и которая стала российской императрицей Марией Федоровной.

Жена императора Александра II императрица Мария Александровна (1824 -1880), мать цесаревичей Николая и Александра, умерла от туберкулёза в ночь на 22 мая 1880 года. Обычно венценосные вдовцы и вдовы после смерти супругов в течение года носили по ним траур и не вступали в брак. Но Александр II плевал на светские правила и 6 июля 1880 года женился на своей давней любовнице (с 1866 год) княжне Екатерине Михайловне Долгоруковой (1847-1922). У императора и княжны уже было четверо внебрачных детей, старшим был Георгий (1872-1913). 5 декабря 1880 года княжне Долгоруковой был пожалован титул Светлейшей Княгини Юрьевской, что соотносилось с одним из фамильных имён бояр Романовых. Все дети были узаконены задним числом и получили фамилию Юрьевские. Но тем не менее, несмотря на указы императора, Екатерина была женой императора, но не императрицей согласно законов Российской империи. Её дети не были членами императорской фамилии и не имели прав на престол.

Когда будущий император Александр II женился на Марии Александровне, то его мать императрица Александра Федоровна была категорически против брака, т.к. датская принцесса была незаконнорожденной, была внебрачной дочерью великой герцогини Гессенской Вильгельмины Баденской, и её камергера барона фон Сенарклен де Гранси. Её муж великий герцог Людвиг II Гессенский признал Марию свои ребёнком, чтобы избежать скандала в благородном семействе. Эта история вновь всплыла после новой женитьбы императора. При этом Александр II не скрывал, что хочет сделать Георгия Великим Князем. Ведь Георгий был Рюриковичем, а Александр Александрович через мать лишь потомком какого-то беспородного швейцарца. По империи поползли слухи, что император дал указание по учению материалов обстоятельств восхождения на императорский трон Екатерины Первой, незнатной по происхождению.

Но не успел Александр II сделать Екатерину императрицей, да и преобразовать монархию в конституционную - убили его народовольцы. Не везёт претенденткам на российский императорский престол, если их звать княжна Екатерина Долгорукова. За полтора века до этого, 30 ноября 1729 года, российский император Пётр Второй обручился с княжной Екатериной Алексеевной Долгоруковой (1712-1747) На 19 января 1730 года была назначена свадьба, но в этот день император Пётр Второй умер.

Когда после смерти отца Александр III стал императором, то княжне Юрьевской стало неуютно в пределах Российской империи и она уехала с детьми во Францию, на виллу под Ниццей.

Отношение Александра III к матери и отцу было совершенно различным: "Если есть что доброе, хорошее и честное во мне, то этим я обязан единственно нашей дорогой милой Мама... Мама постоянно нами занималась, приготовляла к исповеди и говению; своим примером и глубоко христианской верою приучила нас любить и понимать христианскую веру, как она сама понимала. Благодаря Мама мы, все братья и Мари, сделались и остались истинными христианами и полюбили и веру и церковь. Сколько бывало разговоров самых разнообразных, задушевных; всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения… Папа мы очень любили и уважали, но он по роду своих занятий и заваленный работой не мог нами столько заниматься как милая, дорогая Мама. Еще раз повторяю: всем, всем я обязан Мама: и моим характером, и тем, что есть!"

На территории возле собора находится несколько стендов с различной информацией. На одном из них список тех, кто "Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздание собора Александра Невского внесли".

А вот тех, кто вносил деньги на строительство собора здесь нет. В памяти потомков сохранились лишь имена генерал-майора Богдана Васильевича Хвощинского и винопромышленника И.Ф. Токмакова 1000 рублей, а имён простых ялтинцев, которые жертвовали деньги, не сохранилось.

Первый проект храма, созданный Карлом Ивановичем Эшлиманом (1808 - 1893) венценосному семейству не понравился. Второй проект, созданный двумя главными архитекторами Ялты, действующего Платона Константиновича Требнева (1841 – 1930-е) и будущего Николая Петровича Краснова (1864 - 1939), был одобрен. Храм начали строить и затянулся этот процесс на 11 лет. Зато на освящение храма 1 декабря 1902 года прибыли император Николай Второй с супругой и многочисленной свитой.

Иконы для храма были изготовлены в Мстере Владимирской губернии.

Для колокольни собора были отлиты 11 колоколов в Москве, главный колокол весил 428 пудов. Колокола стали даром от крымского винопромышленника и мецената Н.Д. Стахеева Дача мецената - прообраза Кисы Воробьянинова . Об колокольном звоне нового собора с теплотой отзывался Антон Павлович Чехов: "Здесь, в Ялте, новая церковь, звонят в большие колокола, приятно слушать, ибо похоже на Россию"

На колокольне две мозаичные иконы: святого Зосимы Соловецкого (дата рождения неизвестна - 1478) - одного из основателей Соловецкого монастыря и Святого Архиппа, одного из семидесяти апостолов.

На юго-восточной стороне храма, в гранитном киоте с луковицей находится мозаичная икона святого Александра Невского работы венецианского художника Антонио Сальвиати.

Внутри собор оформляли архитектор С.П.Крошечкин и художник И.Мурашко.

Храм задумывался как собор Александра Невского, но, как это часто бывает в Крыму, в нём находится два храма.

Верхний - во имя Александра Невского (на 1200 человек), нижний - во имя святого Артемия (на 700 человек), этого святого церковь чествует 20 октября и в этот день умер император Александр III. Получилось, что собор строился в память одного императора, а после постройки оказался посвященным двум императорам, отцу и сыну. При освящении храма же присутствовал император, внук и сын.

В июне 1918 года в нижнем храме отпевали жену Федора Михайловича Достоевского Анну Григорьевну. Она была похоронена на кладбище в Алупке, и лишь спустя много лет ее прах перенесли в Александро-Невскую лавру в Петербурге, где похоронен Ф.М. Достоевский. В том же 1918 году в стенах собора скрывались жители Ялты от обстрелов.

На территории собора есть несколько отдельно стоящих зданий. В одном находится церковная лавка.

Трёхэтажное здание под церковно-приходскую школу.

Было построено в 1903-1908 годах. Помимо школы здесь размещался большой актовый зал для Александро-Невского братства и приют для слабогрудых больных. Школу носила имя цесаревича Алексея.

Приблизительно в одно время со зданием школы был построен двухэтажный дом причта, напоминавший древний русский терем.

Храм был закрыт в период с 1938 по 1942 году, колокола были сняты и в храме размещался спортивный клуб. Во время немецкой оккупации богослужения были возобновлены и не прекращается до сию пору. А вот купола вновь засияли золотом лишь в 2002 году.

В школьном здании после закрытия храма разместился Дом учителя. Возобновление богослужений в храме не повлекло автоматического возврата здания школы, оно было возвращено только в 1995 году.

Когда Вы идёте к храму от набережной, то необходимо пройти через небольшой подземный переход под улицей Кирова, но это совсем не страшно. Храм достоин рассмотрения вблизи.

Сегодня в Долгоруково состоялось знаковое событие - совершен чин закладки камня в основу храма святого равноапостольного великого князя Владимира. Даже прохладное ноябрьское утро не помешало землякам прийти на службу. Не только пожилые, но и молодые семьи с детьми поспешили на праздник. И пролетавший в вышине косяк птиц как бы «говорил» нам с небес: «Доброе дело, доброе!»
Чинопоследование закладки храма возглавил Преосвященнейший Максим, епископ Елецкий и Лебедянский, в сослужении духовенства Долгоруковского благочиния. В праздничной церемонии принял участие глава района Константин Моргачев.
«Братья и сестры! Мы сегодня собрались для того, чтобы Господь благословил строительство храма, - обратился к мирянам, духовенству епископ. - Это яркое, светлое событие не только для жителей села, но и для всей епархии». Далее он коснулся истории, сказал о 100-летии Октябрьского переворота, положившего беспрецедентные по своим масштабам гонения на верующих. Но в 1917 году произошло и большое церковное событие - восстановление Патриаршества. В лице новоизбранного Патриарха Тихона Собор дар церкви духовного вождя, символ ее единства, верности Христу. Правящий архиерей отметил, что это великое благо и честь - возродить наши святыни. Он пожелал людям веры в душе. «Впереди - огромный труд по возведению церкви. Но я верю, что в скором будущем мы будем свидетелями освящения храма и того дня, когда его приход посетят первые прихожане». Поздравил всех присутствующих с праздником. Затем епископ поблагодарил главу района Константина Моргачева за помощь и содействие в возведении церковной обители. И подарил ему икону святого равноапостольного великого князя Владимира. Выразил благодарность всем благотворителям, людям, чьими стараниями будет строиться храм.
В ответном слове Константин Анатольевич сказал о том, что Долгоруково - единственный райцентр, где нет храма, напомнил цитату из Ветхого Завета: всему свое время, время разрушать и строить, время разбрасывать камни и время собирать камни. До революции на нашей территории действовали 18 храмов, а сейчас - 12, остальные стерты с лица земли. Я уверен, что времена разрушений святынь, нашей духовности не вернутся. И нашему храму быть! Он также поблагодарил депутатов облсовета Владимира Архипенко, Бориса Богатикова, генерального директора ГК «Трио» Евгению Уваркину, а также всех неравнодушных земляков за вклад в благое дело.
После молебна в основание будущего храма епископ Елецкий и Лебедянский и устроители опустили капсулу с закладной грамотой, в которой указано, когда, кем и в честь какого события был заложен храм.
На память об этом всем присутствующим Правящий архиерей подарил иконки святого равноапостольного великого князя Владимира и сладости.

Собор, воздвигнутый в честь оберегателя и защитника земли Русской, святого благоверного и великого князя Александра Невского, находится в центре нашего города.

Это первый каменный храм города. Собор – одно из первых каменных зданий Новосибирска, прежде Новониколаевска.

Вопрос о постройке Храма возник с появлением в устье реки Каменки посёлка строителей Транссибирской железной дороги, названного позднее Новониколаевском. Не мыслили верующие наши предки поселения без Храма.

Ещё в 1891 году Николай II, тогда ещё наследник престола, проехал по маршруту будущей Транссибирской магистрали. Набожного наследника поразила малочисленность церквей на пути его следования. Разговаривая с местными жителями, воочию убеждался, что ходит народ «во тьме и сени смертней».

По результатам поездки в 1892 году ставший императором Николай II учреждает Особый Комитет по строительству церквей и учебных заведений вдоль Транссибирской магистрали. Был создан Фонд имени Александра III, который складывался из взносов ревнителей церкви.

10 октября 1895 года жители посёлка (мостостроители, купцы, мещане. чиновники – всего 21 человек) решили ходатайствовать перед Томским и Барнаульским епископом Макарием о том, чтобы построить церковь во имя благоверного князя Александра Невского, а пока возвести временный молитвенный дом. Был организован Комитет во главе с Межениновым. Комитет организовал сбор пожертвований на сооружение храма, выбрал для него площадку, поручил архитекторам В.Косякову, Д.Пруссаку разработать проект храма вместимостью 500 человек, назначил попечителем стройки инженера В.А. Линка. 24 ноября 1895 года был открыт молитвенный дом, построенный в течение месяца на благотворительные средства, освящён священником Константином Львовым в декабре 1895 года.

Клировые ведомости церкви за 1897-1898 годы свидетельствуют:

1. Временный молитвенный дом построен в 1895 году тщанием прихожан.

2. Зданием деревянный и отдельной колокольней на столбах. Ограды нет.

3. Престол в нем – один во имя Святаго Благовернаго Князя Александра Невского.

4. Утварью достаточен: семь облачений для священников, три стихарей для диакона..

5. Указом Св.Синода от 10 февраля 1896 года открыт самостоятельным приходом с причтом из священника и псаломщика. Оба на лицо.

6. Земли усадебной, пахотной и сенокосной нет.

7. Дома для священника и псаломщика есть, деревянные. Удобные…..

В приходе имеется школа, принадлежащая Алтайскому Горному Управлению, на средства которого и содержится. В школе обучаются 83 мальчика и 23 девочки. На содержание школы Горное Управление затрачивает около 600 рублей в год.

Приходское попечительство открыто с 10 апреля 1898 года. Имеется Комитет по построению храма.

Кроме означенной Горной школы, в поселке имеются 3 церковно-приходские школы.

1-я школа открыта 18 сентября 1897 года для девочек и содержится на средства местного священника Василия Посельского. Обучается 45 девочек.

Другая школа для мальчиков открыта 15 октября 1897 года на средства благотворителей, обучается 80 мальчиков, с 26 сентября 1898 года преобразована в двух-классную церковно-приходскую школу.

6 октября месяца 1898 года на средства местного приходского попечительства открыта школа грамоты, в которой обучаются 41 мальчик и 19 девочек.»

Первым священником в посёлке стал Василий Алексеевич Посельский.

По указу Священного Синода от 18 марта 1898 года за № 2877 штат церкви увеличился ещё на одного священника, диакона и псаломщика.

Распоряжением от 2-го марта 1896 года Император Николай II жалует под строительство храма и дома причта 1878 кв. саженей земли, от 20 сентября 1902 года 1000 кв. саженей.

Строился храм Александра Невского в память Императора Александра III, основателя Великого Сибирского пути, поэтому строительству храма императорский двор придавал особое значение.

Император Николай II пожертвовал на строительство храма 5 0000 рублей, да на изготовление иконостаса 6500 рублей. Основные же средства выделил Фонд имени Александра III - 47 тысяч рублей, из них 19 тысяч доля купцов Баевых.

И вот 15 мая 1897 года в присутствии Томского губернатора, начальника Средне-Сибирского участка Транссиба, инженеров Меженинова и Линка состоялась закладка храма. Стройку возглавил инженер-путеец Николай Михайлович Тихомиров (1857-1900)- строитель последнего пролёта моста для Транссиба.

В 1899 году церковь была построена и освящена.

В 1912 году в своём Рапорте Высокопреосвященнейшему Макарию, Архиепископу Томскому и Алтайскому, Благочинный градо Ново-Николаевских церквей протоиерей Николай Завадовский сообщает: «Александро-Невская церковь построена в 1899 году на средства из фонда Имени Александра III и на пожертвования частных благотворителей, из коих главным жертвователем был Государь Императора Николай Александрович, пожертвовавший 4 апреля 1896 году 5000 руб., в декабре 1899 г. – 6500 рублей; и купцов супругов И.Д. и А.З. Баевых и других лиц при пособии из церковных сумм, разрешенных Епархиальным Начальством.

Храм каменный с тремя престолами: главный во Имя Св. Благовернаго Князя Александра Невскаго и два боковых - во имя Св. Чудотворца, Николая Мирликийскаго и св. великомученика Георгия Победоносца.

Главный придел освящен Вашим Преосвященством 29 декабря 1899 года, а последние два по благословению вашего Преосвященства в 1904 г. (1 и 29 декаб.) Причт состоит из трех священников и одного диакона и трех псаломщиков…»

7 декабря 1899 года Государь Император пожертвовал священническое и диаконское облачения, сшитые из весьма ценной золотой парчи, которая служила покровом на гроб Великого князя Георгия Александровича.

Императором Николаем II были также пожертвованы храму иконы афонского письма: Иверская икона Божией Матери и икона святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Украшением храма также был образ Георгия Победоносца, пожалованный вдовствующей императрицей Марией Федоровной в память об умершем наследнике Великом князе Георгии Александровиче Романове.

Клировая ведомость указывает, что церковь имела достаточную утварь: восемь священнических облачений, семь стихарей, в том числе один из золотой парчи, три серебряных потира с приборами весом от 1 до 5 фунтов, три напрестольных Евангелия, в том числе одно - в серебряном окладе, три серебряных напрестольных креста. (Гано, Ф. Д-159, оп. 11. Д. 113-а). Иконостас собора был застрахован в Синодальном страховом обществе на сумму 35 тысяч рублей. Для размещения штата церковнослужителей были построены три деревянных дома.

Окончание строительства великолепной церкви и освящение ее можно считать одним из самых крупных успехов церковного строительства в Сибири. На крутом берегу Оби, над широко раскинувшимся внизу многолюдным посёлком был красив этот храм и настолько удачно было выбрано для него место.

Церковь была самой крупной и красивой из всех церквей, построенных из средств Фонда Александра III.

За построение храма инженер Тихомиров был удостоен ордена Святой Анны. Исполненный в византийском стиле, восходящим к традициям ко времени становления Христианства, вознёсся храм своими куполами над двухэтажными купеческими домами, украшенными кружевами деревянной резьбы, и каменными торговыми рядами, идущими вверх по широкому Николаевскому проспекту.

Первым настоятелем храма стал переведенный к церкви из причта Богоявленской церкви села Боготол 35-летний священник Николай Антонович Завадовский.

Завадовский Николай Антонович родился в 1848 году в семье священника, окончил Томскую духовную семинарию и 2 мая 1871 года был рукоположен в иерея. Поочередно служил в храмах Нарыма, Убинска, с. Устъ-Сергиевского, г. Ишима, с. Боготол. 29 января 1899 года указом Томской консистории переведен к Александро-Невской церкви г, Новониколаевска. В 1902 году получил назначение на должность благочинного 8-го округа. 30 августа 1904 года был возведен в сан протоиерея. 6 мая 1909 года награжден орденом святой Анны III степени, 12 февраля 1910 года назначен благочинным церквей г. Новониколаевска.

В 1900 году, в возрасте 43 лет, от кровоизлияния в мозг неожиданно скончался Николай Михайлович Тихомиров." Его похоронили в ограде построенной им церкви, установив на могиле мраморную плиту с надписью, сделанной золотом: "Здесь покоится прах строителя храма сего, Тихомирова Николая Михайловича".

Священнослужители Александро-Невской церкви занимались просветительской деятельностью. В 1900 году в соборе по воскресеньям в вечернее, а иногда и в утреннее время проводились чтения. Всего за год было проведено 12 чтений, на которых присутствовало около 800 человек. С лекциями выступали священник Николай Завадовский, диакон Михаил Чистосердов и псаломщик Павел Смолин.

На территории прихода Александро-Невской церкви размещались следующие учебные заведения: реальное училище имени Дома Романовых, женская гимназия, учительская семинария, городское четырёхклассное училище и 10 школ (одна из них церковно-приходская).

В феврале 1910 года Александро-Невский храм стал центром благочиния новониколаевских церквей.

В 1911 году церковь насчитывала 4442 прихожанина, 28 из которых были раскольники.

В приходе Александро-Невской церкви существовало два приписных храма: Воскресенский клабищенский и храм в честь Покрова Божией Матери. В 1913 году эти храмы были выделены в самостоятельные приходы.

В 1915 году, когда в Новониколаевске было построено уже несколько церквей, храм получил статус собора. В 1924 году с образованием Новониколаевской епархии стал именоваться кафедральным.

В 1915 году храм св. Александра Невского получает статус собора.

В первые послереволюционные годы приходская деятельность продолжается 25 июня 1918 года на общем собрании прихожан под председательством отца настоятеля протоиерея Николая Никольского обсуждался вопрос об открытии при храме Сестричного общества, а 28 июня Преосвященнейший Анатолий, епископ Томский, благословил это начинание Старшей сестрой избрали Марию Васильевну Востокову, казначеем - священника Иоанна Россова. Вскоре были изданы правила, в которых излагались главные задачи общества: оказание помощи престарелым и больным.

Первый храм и первый каменный собор в разрастающемся с огромной скоростью в Новониколаевске. Но как же недолго он оставался центром Православия!

В 1923 году случился в России раскол, и святыню молодого города захватили обновленцы. С 1923 по 1938 год собор принадлежал раскольникам-"обновленцам". В нем с 1923 по 1934 год находилась кафедра "митрополита всея Сибири" Петра Блинова, а с 1934 по 1938 год -"архиепископа" Александра Введенского (тезки организатора и идейного вдохновителя обновленческого раскола). В 1938 году по постановлению облисполкома храм был закрыт.

Были сняты колокола, кресты, снесена колокольня. В 30-годы трижды делались попытки взорвать его, но закладывали заряд за зарядом, а разрушили лишь подвальные перегородки. На храме не было ни единой трещинки! Конечно можно было уложить столько взрывчатки, чтобы храм взлетел на воздух целиком, но тогда, по расчетам инженеров, легли бы в прах и здания краевой администрации и Запсибкрайисполком. Однако в планы города это не входило. От разграбленного храма с изуродованными подвалами власть в бессилии отступила, решив использовать даром доставшееся народное достояние по собственному усмотрению.

Позднее собор Александра Невского признали памятником культуры местного значения. В его техническом паспорте была сделана запись: "Собор как памятник культовой архитектуры значимости не имеет, Ценен прежде всего тем, что является первым каменным зданием в городе".

За годы советского периода здание храма перестраивалось в зависимости требований его занимавших и разрушалось.

В 40-годы в соборе разместили проектный институт, а заодно уничтожили часть росписей внутри собора.

Внутренний вид храма

В 1957 году здание передали Западно-Сибирской студии кинохроники и внутри собора учинили полный произвол! Чтобы соорудить второй этаж, огромными швеллерами прошили насквозь стены собора, настелили пол. Из купола сделали комнату и, наконец, добрались до росписей собора, выполненных томскими иконописцами мастерской И.А.Панкрышева. Росписи соскоблили, замазали толстым слоем краски. Клиросная лестница вела теперь в зал для просмотра киноматериалов. На первом этаже разместились администрация и киноархив.

Мрачное зрелище являл собой внешний вид храма; купол без креста, выкрашенный зеленой краской, которая от времени местами облезла; грязные, давно не мытые окна, деревянный забор вокруг храма.

В 1971 году решили проложить кабель. Траншея привела к склепу с останками строителя храма Н.М. Тихомирова Останки выдающегося человека города были перенесены на Заельцовское кладбище. Скромный гранитный памятник стоит на полузабытой могиле одного из основателей нашего города.

В апреле 1984 года студия кинохроники покинула помещение собора. Здание перешло в ведение управления культуры Новосибирского облисполкома, предполагавшего переоборудовать его под концертный зал для камерного хора. Уже был разработан проект реставрации и переоборудования, предполагавший сооружение дополнительного подземного яруса для размещения гардероба, буфета, туалета. На протяжении нескольких лет из-за отсутствия необходимых денежных средств работы по реконструкции помещения не велись. Наконец в 1988 году филармония заключила договор с кооперативом "Эхо" на проведение реставрационных работ, которые вскоре были приостановлены благодаря вмешательству общественности города Новосибирска. Начало работ по переоборудованию храма вызвало волну протеста. На проходившей в декабре 1988 года научно-общественной конференции "Христианство в истории и культуре России" было принято решение добиться передачи храма в ведение Русской Православной Церкви.

8 февраля 1989 года газета "Вечерний Новосибирск" опубликовала статью Александра Плитченко "Дорога "Дорога к храму" с призывом спасти памятник истории, культуры и архитектуры города. Объединенный пленум творческих союзов города поставил вопрос о пересмотре решения о передаче здания собора филармонии и возвращении его Церкви. В Новосибирский облисполком, в Совет по делам религий при Совете Министров СССР пошли письма: "Совет клуба научных контактов при Доме ученых СО АН СССР счел, что здание бывшего собора Александра Невского должно быть передано Новосибирской епархии" . Клуб организовал сбор подписей в поддержку этой инициативы. К письму прилагались листы с подписями работников Вычислительного центра, Центрального конструкторского бюро, Новосибирского государственного университета, Ботанического сада, Дома ученых, жителей Академгородка, обращения верующих: "Сколько наших деток погибло в Афганистане Мы, матери погибших детей, просим вернуть нам церковь, чтоб свечка горела и лампадка за них. Все мы перед Богом. С низким поклоном Дарья".

В городе возникали инициативные группы по сбору подписей в пользу передачи храма Церкви. В Советском районе было собрано 700 подписей жителей. Одна из активисток писала: "Считаю, что передача Храма в любые другие руки, любые организации, кроме церкви, является кощунством по отношению к верующим, к истории нашего города". В канун празднования 1000-летия Крещения Руси к председателю Новосибирского облисполкома Владимиру Анатольевичу Бокову "с сердечной просьбой рассмотреть вопрос о передаче храма Александра Невского верующим" обратился митрополит Новосибирский и Барнаульский Гедеон..

Осенью 1989 года глава Русской Православной старообрядческой церкви Митрополит Московский и всея Руси Алимпий обратился в Новосибирский облисполком с ходатайством о передаче здания старообрядческой общине Новосибирска: "Уважаемый Владимир Анатольевич! В настоящее время нахожусь в городе Новосибирске и хотел бы Вас приветствовать и высказать большую просьбу - речь идет о Храме Александра Невского. К Вам уже обращались мои верующие с просьбой передать его Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Новосибирска. Прошу Вас, поддержите их, пойдите навстречу, именно в ЭТОМ будет проявлен, на мой взгляд, новый подход в государственно-Церковных отношениях и справедливость к Старообрядцам. С искренним уважением Высокопреосвященнейший Алимпий Митрополит Московский и всея Руси. 22 сентября 1989 года" (ГАНО. Ф. Р-1418.Оп. 1. Д. 289. Л. 39)..

На рассмотрение в Городской совет поступил пакет документов с предложением организовать на базе храма музей истории православия и атеизма в Сибири. План предполагал восстановление собора по проекту 1897 года, оборудование внутренних помещений традиционными для начала века системами отопления, освещения и вентиляции, сигнализации и связи, определение набора сменяемых экспозиционных установок без нарушения интерьера, витрин для выставок редких книг, живописных произведений, ритуальных предметов. Авторы этой идеи предполагали организовать курс лекционных программ, установить для музея правила и режим работы на правах самостоятельного филиала Новосибирской картинной галереи.

Ситуация в обществе оставалась напряженной. Городская газета продолжала публиковать письма жителей Новосибирска о необходимости пересмотра решения городских властей. 9 июля 1989 года в Нарымском сквере инициативная группа организовала митинг. Его участники приняли резолюцию активизировать борьбу за передачу собора Церкви и применить новые формы протеста: голодовки пикетирование для привлечения внимания общесоюзных средств массовой информации. Было принято обращение к депутатам Новосибирского горсовета: "Уважаемые товарищи депутаты! Десятая сессия Новосибирского городского Совета народных депутатов вопреки ожиданиям общественности города так и не решила судьбу собора Александра Невского. Стало очевидным, что областное и городское руководство категорически против передачи собора Православной Церкви, а проводимые опросы общественного мнения - лишь отвлекающий маневр. Затягивание решения проблемы, навязывание альтернатив использования собора - все говорит о стремлении аппарата измотать общественность в дискуссиях и решить вопрос по-своему. Проблема собора А. Невского давно уже приобрела политический характер. Отказ возвращения храма его истинному хозяину - Русской Православной Церкви - это нежелание развития демократических начал в нашем городе, боязнь победы общественного мнения, в конечном счете - нежелание перемен.

Собор А. Невского - это не только культовое сооружение, это русская святыня! Возвращение его Церкви - это не идеологическая у ступка, как утверждают некоторые функционеры, а один из путей духовного возрождения нашего общества. Уважаемые товарищи! Вспомните год закрытия собора -1937, год разгула беззакония. Почему же сейчас, во времена пробуждения демократии, времена создания правового государства, наши руководители под благовидными предлогами пытаются закрепить произвол? Неужели вы допустите, чтобы это сделали вашими руками? Уважаемые депутаты, голосуя за возвращение храма Александра Невского Русской Православной Церкви, вы не только восстановите историческую справедливость, но и создадите в городе прецедент победы общественного мнения, заложите основу демократического подхода к решению общегородских проблем! Ответственные за митинг: Степанова А. Д., Чернецкий B.C. и 271 подписавшийся участник митинга. (ГАНО. Ф.Р-1418.Оп. 1.Д. 289. Л. 85)

Воздвижение Животворящего Креста Господня

25 августа 1989 года Новосибирский городской совет, "учитывая общественное мнение жителей города, предложения общественных организаций, а также просьбу Новосибирского епархиального управления", принял решение о передаче собора Александра Невского Новосибирской епархии.

Сразу после возвращения собора началось его восстановление. Была вновь отстроена колокольня, перекрыты купола храма, обновлены и восстановлены пришедшие в негодность фрагменты внешних стен, восстановлена внутренняя планировка и заново отштукатурены внутренние стены.

6 мая 1990 года Преосвященнейший Тихон, епископ Новосибирский и Барнаульский, освятил колокола для возрожденной звонницы собора. А 15 мая 1991 года происходит событие в истории Собора, духовное значение которого трудно переоценить: впервые прибывший с визитом в наш город Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает собор. Знаменательно, что событие это совершилось в тот день, когда 94 года назад был освящён закладной камень будущего храма.

С этого момента возрождается духовная жизнь прихода: ежедневно совершаются богослужения, открывается воскресная школа.

В 2002 году рядом с собором было завершено возведение крестильного храма и административно-хозяйственного комплекса по проекту известного новосибирского архитектора А.Г. Скоробогатько. Неоценимую помощь в строительстве оказало руководство Западно-Сибирской железной дороги.

Центром общины Александро-Невского собора является православное Братство Александра Невского, которое действует с 1993 года, ведёт активную антисектанскую и миссионерскую работу в Новосибирской епархии.

Созданное при активном участии прихожанок Александро - Невского собора православное сестричество во имя святых Жен-Мироносиц неустанно служит нуждам ближних в областной клинической больнице, много трудится по укреплению нравственности подрастающего поколения.

Сестричество

Православное братство и сестричество за счёт добровольных пожертвований и средств прихода окормляют малоимущих, осуществляют поддержку многодетных семей, ведут просветительскую деятельность.

При соборе действует информационный центр по вопросам сектантства, возглавляемый настоятелем протоиереем Александром Новопашиным.

Работает воскресная школа для детей и взрослых. Организована дружина во имя святого и благоверного князя Александра Невского, которая объединяет молодых людей-прихожан. Основными целями дружины являются охрана православных храмов и церковных мероприятий, участие в миссионерской и просветительской деятельности, возрождение русских боевых традиций, участие в антисектантской деятельности. В дружине молодые люди находят применение своим моральным и физическим силам и реализуют своё желание служить Вере и Отечеству. Миссионерская деятельность дружины: это участие в миссионерском плавании корабля-церкви, в организации и деятельности летнего православного лагеря для детей в с. Завьялово Искитимского района и молодежного военно-спортивного лагеря, миссионерские поездки.

Собор является миссионерским отделом Новосибирской епархии. Ежегодно по территории Новосибирской области совершают миссионерские поездки поезд «За духовное возрождение России» и корабль-церковь « Андрей Первозванный».

С 2005 года при соборе действует епархиальный паломнический центр (председатель - протоиерей Владимир Бобров).

Многократно священнослужители собора были свидетелями снисхождения Благодатного огня в Иерусалимском Храме Гроба Господня в Великую субботу и доставляли великую святыню в Новосибирск.

Величайшим событием в жизни собора явилось перенесение частицы чудотворных мощей небесного покровителя храма - святого благоверного князя Александра Невского из Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга в 1994 году.

В 2004 году собор отметил своё 105-летие.

Сегодня в соборе, по милости Божией, находится множество православных святынь.

Храмовые святыни:

  • Храмовая икона с частицей мощей и с частью схимы святого благоверного князя Александра Невского (расположена в центральной части на амвоне)
  • Икона с частицей мощей святого преподобного старца Амросия Оптинского (расположена в левом приделе храма)
  • Икона с частицей мощей святого праведного Симеона Верхотурского
  • Икона с частицей мощей святого праведного Феодора Кузьмича, старца Томского
  • Ковчег с частицами мощей многих святых (находится в алтаре)
  • Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых
  • Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Иверской» (расположена в иконостасе правого придела)
  • Частица мощей преподобного Стефана Пиперского-Сербского (находится в алтаре)
  • Икона св. апостола Андрея Первозванного с частицей мощей.

Эти святыни (кроме тех, что находятся в алтаре) доступны для поклонения всем верующим и служат утешением и укреплением многим страждущим нашим соотечественникам.

Собор является памятником истории и культуры регионального значения (решение облиспокома № 236 от 14.04.1976 г.)..Советская, 1а.

Источники и литература:

Александр Новопашин «К прежнему облику храма» из книги «Возвращение к свету». Изд-во «Благотворительный Фонд во имя Святителя Николая», г.Новосибирск 1995 -1996

Л. Петрович «Внемлите этому звону» , НЕВ

Е. Шабунин «Александро-Невскому собору -100 лет», НЕВ № 7(12) 1999

Е. Шабунин «Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель.» Новосибирск, 2002.

Документы Гос.архива Новосибирской области: Фонд Д-159, опись 1, дело № 10, лист 32; дело № 64, лист5, 17; дело № 35, лист 1, 2.

«Новониколаевск-Новосибирск - 100 лет. События. Люди. Изд-во «В.О.Наука», Новосибирск, 1993

Интернет-сайт собора во имя святого и благоверного князя Александра Невского,

ЕГЭ. История. Культура.

Храмы в честь побед или исторических событий

Храмы – это культовые здания, в которых проходят богослужения.

На Руси часто строились храмы в честь исторических событий. Это были великие победы над врагами, события, связанные с жизнью князей,царей и императоров.

Храмы олицетворяли мощь государства, силу духа и мужество народа.

Куликовская битва. 1380.

Храм Сергия Радонежского , построен в 1913-1917, архитектор А.В.Щусев.

Храм находится на Куликовом поле и олицетворяет мужество, силу народа в борьбе с Золотой Ордой.


Взятие Казани Иваном Грозным в 1552г.

Покровский собор (храм Василия Блаженного) построен на Красной площади в Москве, архитекторы Постник и Барма.

Строился в 1555-1561 г.

Василий 3.

Церковь Вознесения в Коломенском . Воздвигнута Василием 3 в честь рождения сына- будущего царя Ивана Грозного. Это был первый на Руси шатровый каменный храм, сейчас находится в Москве.

Строилась в 1528-1532 г., архитектор Пётр Фрязин.

Полтавская битва, 1709г.

В честь этой победы построен Сампсониевский храм в Петербурге , архитектор Д.Трезини. Строительство велось в 1728-1740г.


Крымская война 1853-1856 г.

Владимирский собор – «Собор адмиралов»- памятник Лазареву, Нахимову, Корнилову, Истомина и другим. На мраморных досках высечены имена всех офицеров, которые погибли на этой войне. Построен в 1854-1888, архитектор К.А.Тон. Севастополь.

Собор святого Александра Невского в Софии (Болгария) , архитектор А.Померанцев.

1908 г.


Русско-турецкая война 1877-1878

Часовня павшим в боях за Плевну. Москва. Архитектор В.О.Шервуд.

1888 г.

Храм Христа Спасителя , архитектор К.А.Тон. Храм был воздвигнут на собранные пожертвования. Москва.

Строительство: 1838-1883.

Здание разрушено в 1931 г. Воссоздано в 1994-1997 г.

Отечественная война 1812 года.

Новочеркасский Донской войсковой собор (1891-1904, открыт в 1905)), увековечил воинские подвиги казаков в годы войны.

Архитектор Ященко А.А.


Кронштадт.

Никольский Военно-морской собор в Кронштадте, 1901-1913, архитектор В.А.Косяков. Собор поставлен в честь военно-морских побед России.


Русско-японская война 1904-1905.

Храм Спаса – на- Водах в Петербурге, в память о погибших на войне,1910-1911, архитектор М.М.Перетяткович.

Не сохранён. Предполагается его восстановление.

Отечественная война 1812 года.

Казанский собор в Петербурге. 1801-1811, архитектор А.Н.Воронихин.

В нём в 1813 году похоронен М.И.Кутузов, собор стал памятником побед русского оружия.

В 1837 году пред собором были поставлены памятники М.И.Кутузову и Барклаю де Толли, скульптор Б.И.Орловский.

Александр II .

Храм Спаса на Крови в Петербурге, воздвигнут на месте гибели Александра II в 1881 году. Храм сооружён в 1883-1907 на пожертвования со всей России.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна