Какие темы в искусстве относятся к вечным. Конспект урока по музыке "вечные темы искусства и жизни"

XXXV Декабрьские вечера завершают год 100-летия Святослава Рихтера. По традиции музыкальный фестиваль сопровождает выставка. В этом году она посвящена «вечным темам искусства». Из множества сюжетов избраны четыре: «Любовь», «Героизм и Доблесть», «Жизнь и Судьба», «Человек и Мир». Каждую из тем сопровождает музыкальная программа к «Декабрьским вечерам».

Экспозиция построена в форме диалога художников разных эпох и стран. На выставке будет представлено 52 произведения: живописные полотна, скульптура, графика.

Тема «Любви» раскрывается в работах мастеров с древнейших времен до наших дней: статуя вельможи Униу с супругой и сыном древнеегипетского скульптора 18 династии и античная Афродита; всеобъемлющий образ духовной любви – «Мадонна с Младенцем» последователя ренессансного художника Бернардино Бутиноне и изображение сердечной заботы на полотне Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом»; любовь-игра в «Затруднительном предложении» Антуана Ватто и чувственное восприятие красоты женского тела в картине Александра Самохвалова «После кросса».

Музыкальную часть этой темы продолжат произведения Роберта Шумана, Рихарда Вагнера и Ференца Листа.

Тема «Героизма и Доблести» представлена несколькими скульптурными композициями, поскольку героические сюжеты требуют масштабности, приподнятости, монументальных форм. Античное искусство показано редким произведением конца II – начала I века до н.э. – надгробием воина с копьем и щитом.

Памятники великим полководцам – защитникам Отечества – встречаются во многих городах мира. На выставке они представлены гермой Перикла и статуей Александра Суворова работы М.И. Козловского.

Впервые в Москве будут показаны вместе полотна Никола Пуссена «Танкред и Эрминия» (ГЭ) и «Ринальдо и Армида» (ГМИИ им. А.С. Пушкина), созданные на сюжеты рыцарской поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».

Тема героических событий прозвучит в произведениях Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича.

Раздел «Жизнь и Судьба» включает картины Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности», Питера ван дер Кроса «Буря на море», Яна Букхорста (?) и Питера Була «Суета сует» и, конечно, шедевр Бернардо Строцци «Аллегория бренности (Старая кокетка)».

Широко представлены работы русских художников: «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» Николая Ге, «Натюрморт с зеркалом» Павла Кузнецова, «Рок. Красная стена» Василия Кандинского.

Музыкальная часть этой темы будет представлена произведениями Модеста Мусоргского, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена и Дмитрия Шостаковича.

Из бесконечного разнообразия возможных вариантов раскрытия темы «Человек и Мир» был выбран мотив предстояния человека земле и небу – масштабные видения природы.

Таковы картины ренессансного мастера Доссо Досси «Пейзаж со сценами из жизни святых», Каспара Давида Фридриха «Исполиновы горы», Александра Иванова «Вода и камни под Палаццуоло», Поля Сезанна «Гора Святой Виктории (Пейзаж в Эксе)». Этим эпическим в своем ощущении мира произведениям соответствует по масштабу мирочувствования пронзительно лирический эскиз «Над вечным покоем» Исаака Левитана. Предчувствием будущего, несущего грозные признаки глобальных изменений, исполнены картины «Небесный бой» Николая Рериха и «Пространство» Наталии Гончаровой.

Зрители услышат произведения Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, Антонио Вивальди и Франца Шумана, отражающие эту тему в музыке.

Произведения, представленные на выставке, хранятся в коллекциях ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Серпуховского историко-художественного музея, Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина.

Направления в искусстве представляют собой систему художественных приемов, средств выразительности, которые призваны выразить определенную идею, мировоззрение, доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке времени. Стили развивались на протяжении последнего тысячелетия, последовательно сменяя друг друга. Иногда новый стиль возникал, как продолжение и развитие предшествующего, иногда становился следствием борьбы с идеями предшественника.

В отдельных случаях выделить стиль настолько сложно, что его скорее относят к категории направления. Так символизм, кубизм можно отнести, как самостоятельно сформированным стилем, так и считать их направлениями всеобъемлющего модернизма.

Каждая эпоха рождала не один художественный стиль. Изучая произведения искусства можно узнать лучше то время, в которое сформировался и господствовал тот или иной художественный стиль.

Основные направления в искусстве X - XIX веков

Романский стиль (X - XIII вв)

Готический стиль (XIII - XVI вв)

Барокко (XVI - XVIII вв)

Классицизм (XVII - XIX вв)

Сентиментализм (XVIII в)

Романтизм (XVIII - XIX вв)

Реализм (XIX в)

Основные направления в искусстве XX века

Модернизм

Символизм

Импрессионизм

Сюрреализм

Сложился в 1920-х годах прошлого века и представляет собой стиль парадоксальных форм и аллюзий, отражающий совмещение сна и реальности. В живописи сюрреализм ярко отражен в полотнах Магритт, Эрнста, Дали, Матты...

Вечные темы искусства и жизни

Цель: через общение с разными художественными произведениями постараться понять, что язык искусства с течением времени не изменяется и в его основе находятся духовные ценности, выработанные человечеством.

Задачи:

    развитие эмоционального и осознанного отношения к произведениям искусства различных эпох и направлений;

    через «звучание» художественных образов учиться понимать, как художник становится летописцем своей эпохи, отражая ее пульс;

    развивать у учащихся умения анализировать, синтезировать, размышлять на основе материала урока (музыки И. С. Баха, репродукций картин, образного исполнения песен «Город золотой», «Свечи»);

    учиться выражать отношение к вечным ценностям, выработанным человечеством;

    расширять культурно-художественный кругозор учащихся через знакомство с музыкой и живописью XVIII-XX вв.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: портреты И. С. Баха, Б. Гребенщикова, Ф. да Милано, свеча, фотографии органа, пламени свечи, репродукции картин (Т. Гейнсборо «Дама в голубом», А. Венецианов «На жатве», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), интерактивная доска.

Сценарий урока

«Идеи меняются, сердце остается одно».

Ф. М. Достоевский

1. организационный момент

Приветствие учащихся. Настрой на работу.

У нас сегодня необычный урок – урок-размышление. О чем мы будем размышлять? Пускай нам поможет высказывание «Идеи меняются, сердце остается одно», принадлежащее русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. (Высказывание и портрет писателя – на экране интерактивной доски.) Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Действительно, проходят годы, пролетают целые эпохи, сменяются поколения людей, но остаются чувства доброты, надежды, веры, которые помогают в трудную минуту. И неважно, когда художник жил – много лет назад или в наши дни. Если он настоящий мастер, он создаст такое произведение, которое будет волновать многие поколения людей, принося им «утешение и подпору». Мы встретимся с произведениями искусства, созданными в разные эпохи, и постараемся понять, как они влияют на наших современников, а значит и на нас с вами.

Прослушивание музыки «Город золотой»

Беседа.

Вы узнали музыку, которая звучала в самом начале? («Город золотой» Б. Гребенщикова, Ф. Канова да Милано)

(Показ на интерактивной доске портретов Ф. Канова да Милано и Б. Гребенщикова.)

О чем эта песня? (об идеальном городе, где нет зла, насилия, где много света)

Каков характер у жителей этого города? (это нежные, мечтательные, отзывчивые люди)

Давайте исполним песню и постараемся правдиво выразить интонацию авторов.

(Исполнение песни «Город золотой».)

Получился ли образ песни? (мы постарались передать образ Красоты, Доброты, Нежности)

И если нас в душе хоть немного затронула эта музыка, значит, она не зря создана. Она становится для нас «утешением и подпорой».

Почему современный рок-музыкант Борис Гребенщиков обратился к мелодии музыканта конца XVI века Франческо да Милано? (это было своеобразное родство душ; в разные эпохи творцы искусства стремились найти тот источник света, который поможет людям преодолевать трудности на их жизненном пути)

Наверное, таким мастером, который помогал людям обрести уверенность в своих силах, был композитор Иоганн Себастьян Бах. (На экране – портрет И. С. Баха.)

Вспомните, какая страна подарила миру Баха? (Германия)

Посмотрите: Бах совсем не похож на наших современников – и одежда другая, и прическа. Композитор жил давно – более 250 лет назад.

Говорят, что по внешнему облику можно понять внутренний мир человека. Как вы думаете, это был легкомысленный человек? (учащиеся рассуждают о внутреннем мире композитора: серьезный, спокойный, внимательный взгляд, наверное, требовательный к себе и окружающим)

То, что это был требовательный к себе человек, говорит тот факт, что основные произведения композитор написал уже в зрелом возрасте.

Сообщение о композиторе (опережающее задание для группы учащихся)

Иоганн Себастьян Бах, младший сын Иоганна Амброзиуса, родился в Эйзенахе в 1685 году, 21 марта. Был придворным музыкантом в Веймаре у герцога Иоганна Эрнста, органистом в церкви в Мюльхаузене и Веймаре, руководителем камерной музыки при великокняжеском ангальткетенском дворе. В 1723 году был назначен в Лейпциг директором хора музыки.

После прослушивания фрагментов из биографии композитора учащиеся отмечают, что его жизнь была «на колесах», композитор переезжал с места на место.

В те времена жизнь музыканта была тяжела, постоянный поиск заработка заставлял его искать новое место работы. Биографы рассказывали также о том, что слишком независимый нрав был у композитора, и музыку он писал «недостаточно подобострастную». Долгое время Бах работал в церкви, сопровождая службу. Поэтому им написано много музыки для органа – могучего, громкоголосого инструмента, по звучанию соперничающего с целым симфоническим оркестром. (На экране появляется изображение органа.)

Бах, как и многие другие люди, преодолевал одну жизненную неурядицу за другой. Вместе с ним была его семья. Уставший приходил Бах с работы. И семья встречала его в гостиной за столом, делились впечатлениями о прошедшем дне. Давайте прислушаемся к этой беседе.

(Слушание органной Прелюдии ми-минор.)

Каков был характер разговора? Как между собой разговаривали? Спокойным или нервным был диалог? (разговаривали с уважением друг к другу, никто никого не перебивал; размеренная, спокойная речь)

Как вы это поняли? (музыка подсказала: спокойный, неторопливый темп, негромкая динамика, голоса звучали поочередно)

О чем мог быть разговор? (ответы детей)

– Такое согласие в музыке называется полифония (с греческого «многоголосие»).

(На экране – определение «полифония».)

Помогала сохранять тепло домашнего очага мама – Анна Магдалена. Первая жена Баха умерла, и Анна Магдалена стала для детей настоящей матерью, а для самого Баха – другом, помогающим преодолевать трудности. Композитор посвятил музыку Анне Магдалене – своего рода письмо-признание.

(Звучит «Скерцо» из сюиты №2 И. С. Баха.)

После прослушивания учащиеся делятся своими впечатлениями, обращают внимание на настроение, средства выразительности, на солирующий инструмент с нежным голосом – флейту.

(На экране – изображение флейты.)

(На экране – определение «гомофония».)

Как бы вы назвали эту музыку? (бабочка, шутка, облако, порхающая) Почему? (ответы детей)

Сам Бах назвал ее «Скерцо». (На доске – новое слово «скерцо».)

Скерцо с итальянского – «шутка». Во времена композитора музыкальные названия давали, как правило, по-итальянски, так как профессиональная музыка появилась в Италии.

Как вы думаете, почему композитор так назвал свою музыку? (ответы детей) Возможно, потому, что хотел видеть своих жену и детей улыбающимися, на мгновение забывающими жизненные неурядицы.

Далее учащиеся делятся на группы. Каждой группе раздаются листы бумаги и фломастеры. Им предлагается изобразить музыку «Скерцо», почувствовать ее пульс, движение мелодии. Также на экране доски один/двое учащихся показывают пульс музыки. После выполнения задания идет обсуждение выполненной работы. Каждая группа защищает свой проект, анализирует работу учащихся у доски. Далее ребята приходят к выводу, что музыка непрерывно движется, увлекая нашу фантазию вслед за собой.

После этого учащимся предлагается рассмотреть женские портреты и определить, какой из образов по своей интонации ближе всего музыке «Скерцо».

(На экране – женские портреты: крестьянки (А. Венецианов «На жатве»), купчихи (Б. Кустодиев «Купчиха за чаем»), дворянки (Т. Гейнсборо «Дама в голубом»).)

Дети размышляют над образами. У «Дамы в голубом» улыбка мимолетная, еле заметная, легкая, изящная, близкая по интонации «Скерцо». Это неслучайно, так как оба произведения создавались примерно в одно время, в XVIII веке, которое современники называли «Галантным веком». Поэтому и шутка изящная, тонкая, немного прикрытая, интеллигентная.

Как вы считаете, можно ли назвать эту музыку современной нам? (можно, потому что Бах выразил искренние чувства к своим родным людям, и мы это поняли; но в наши дни эти чувства выражают более открыто)

Что наиболее вас привлекло в музыке Баха? Может быть, она чем-то вам помогла? (музыка помогает внимательно слушать собеседника, бережнее, с добротой относиться друг к другу)

Действительно, музыка помогает человеку оставаться добрым, отзывчивым к окружающим людям.

Вспомните, что когда встречались члены семьи Баха после трудного дня, они рассаживались за круглым столом, зажигали свечи и рассказывали о своих повседневных делах. С какими чувствами? (с добротой, уважением, искренностью, мягкостью)

Давайте зажжем нашу свечу и представим, что это – кусочек пламени того огня, который согревал семью Бахов.

(Зажигается свеча, на экране появляется изображение пламени свечи.)

Исполняется песня «Свечи» (авт. М. Звездинский).

Посмотрите друг на друга, почувствуйте себя. Теплее стало? Значит, мы не зря с вами постарались.

На уроке мы сами почувствовали, как музыка, даже такая старинная, как музыка Баха, преобразует нашу жизнь через нас самих. Если музыка находит отклик в нашей душе, значит, на какой-то миг мы становимся добрее.

На уроке мы встречались с разными произведениями искусства. По-своему авторы затрагивают проблемы, которые волнуют не только их, но и многих людей. Как вы думаете, что их объединяет? (ответы детей) Они искренне, правдиво выражают свое отношение к жизни, используя разные художественные краски.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский говорил: «Идеи меняются, сердце остается одно». Действительно, проходят годы, рождаются и умирают люди, но остаются вечные ценности – Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь...

Домашнее задание: написать письмо-признание родному человеку (в виде стихотворения, открытки, рисунка, поделки и т. п.).

В художественных произведениях неизменно запечатлеваются (по воле автора или независимо от нее) константы бытия, его фундаментальные свойства. Это прежде всего такие вселенские и природные начала (универсалии), как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п. Все это составляет комплекс онтологических тем искусства.

Неизменно значим и необычайно богат, далее, антропологический аспект художественной тематики. Он включает в себя, во-первых, собственно духовные начала человеческого бытия с их антиномиями (отчужденность и причастность, гордыня и смирение, готовность созидать или разрушать, греховность и праведность и т. п.).

Во-вторых, сферу инстинктов, связанную с душевно-телесными устремлениями человека, каковы либидо (половая сфера), жажда власти, влечение к материальным благам, престижным вещам, комфорту и т. п. В-третьих, то в людях, что определяется их полом (мужество, женственность) и возрастом (детство, юность, зрелость, старость).

И наконец, в-четвертых, это надэпохальные ситуации человеческой жизни, исторически устойчивые формы существования людей (труд и досуг, будни и праздники; конфликтные и гармонические начала реальности, мирная жизнь и войны либо революции; жизнь в своем доме и пребывание на чужбине либо странствия; гражданская деятельность и частная жизнь и т. п.). Подобные ситуации составляют сферу действий и усилий, нередко — поисков и приключений, стремлений человека к осуществлению определенных целей.

Названные (и оставшиеся неназванными) бытийные начала, приходя в искусство, составляют богатый и многоплановый комплекс вечных тем, многие из которых «архетипичны», восходят к ритуально-мифологической древности (архаике). Эта грань художественного творчества является достоянием всех стран и эпох. Она выступает либо как явный центр произведений, либо присутствует в них подспудно, а то и остается не осознаваемой авторами (мифопоэтический подтекст).

В своем обращении к вечным темам искусство оказывается сродным и близким онтологически ориентированной философии и учениям о природе человека (антропологии). Преломление в искусстве бытийных констант стало предметом пристального рассмотрения философами эпохи романтизма, а также учеными школ мифологических Гримм в Германии, Ф.И. Буслаев в России) и неомифологических. (Н. Фрай), психоаналитического искусствоведения, ориентирующегося на труды 3. Фрейда и К. Г. Юнга.

В последнее время появился ряд серьезных работ, в которых исследуется причастность мифологической архаике литературного творчества близких нам эпох (труды Г.Д. Гачева, Е.М. Мелетинского, Смирнова, В.И. Тюпы, В.Н. Топорова). Особого внимания заслуживают теоретические обобщения Д.Е. Максимова.

Констатируя огромную значимость универсалий, восходящих к архаике, для литературы всех эпох, ученый вместе с тем говорил о «мифопоэтической традиции» в литературе XIX-XX вв. как явлении невсеобъемлющем, локальном. Эта традиция, утверждает Д.Е. Максимов, тянется от Божественной комедии» Данте и поэм Мильтона к «Фаусту» Гете и мистериям Байрона; она активизируется после Вагнера, в частности в символизме.

Ученый не соглашается с широко бытующим представлением о тотальном мифологизме искусства и литературы: «Нельзя одобрить то необузданное литературоведческое фантазирование в мифологических толкованиях современных художественных произведений которым часто увлекаются серьезные и эрудированные ученые». Это суждение, на наш взгляд, совершенно справедливо. Собственно мифологическое и мифопоэтическое начало и (шире) сфера бытийных универсалий (при всей ее важности) далеко не исчерпывают того, что художественно познается и осваивается. Это лишь одна из граней тематики искусства.

В.Е. Хализев Теория литературы. 1999 г.

Бесспорно, сохранение культурного наследия человечества представляет собой одно из важнейших направлений деятельности людей, так или иначе задействованных в сфере культуры. Тем не менее, сохранение культурного наследия, по мнению автора статьи, не может являться самоцелью; культура как некий живой организм, динамическая система - подразумевает непрерывные процессы изменения и обновления. При протекании этих процессов нередко наблюдаются «узловые» моменты конфликта новаторской и охранительной тенденций. Названный конфликт принимает совершенно различные формы, от «мирной» полемики до шокирующе-эпатажных лозунгов. Каждая эпоха находит свои варианты соотношения и установления равновесия между каноничностью и экспериментальностью.

Однако, как абсолютный диктат канона, так и абсолютное его неприятие не способствуют развитию культуры в целом или отдельных её областей. В дальнейшем, при увеличении временнуго промежутка, конфликт «сглаживается», и начинаются новые процессы интеграции; после конфликта интеграция протекает иначе, на новом «витке спирали» Данные тезисы можно иллюстрировать, например, дифференциацией видов искусства после первобытного синкретизма - и позднейшим их синтезом. Подробнее об этом см. .. Эта стадия активизирует поиск в «старом» зоны «вечного», в традиции - зоны инварианта Речь идёт о «зоне», так как «старого» больше, чем «вечного», и здесь работает некий механизм отбора.. Именно эта зона выходит за рамки исключительно исторического интереса и становится если не основой, то необходимым элементом формирующихся новых систем.

Одной из таких зон вполне справедливо считать так называемые «вечные темы» в искусстве . «Вечные темы» задействуют пласты психики и мышления, не теряющие актуальности в течение всей истории человечества; нельзя, например, назвать устаревшей тему борьбы добра и зла, тему поиска истины, тему жертвы, тему любви и т.д. Под разным «углом» данные вопросы рассматривались неоднократно: достаточно вспомнить наследие К.Г. Юнга, К. Леви-Строса, Ю. Лотмана, Л. Гумилёва, и др. В любом случае, наблюдаем поиск вневременнуго инварианта - в содержательном или структурном аспекте художественного текста или сознания, в целом. Часто в качестве инварианта выступают мифологические мотивы и образы, являющиеся элементами той самой зоны «вечного» в «старом». Таким образом, формируется стабильный «золотой фонд» наиболее часто повторяющихся образов и ситуаций, вписывающихся в любой исторический контекст и любые конкретные обстоятельства. Так же, как повтор и интонационные арки служат важнейшими креплениями поэтической или музыкальной формы, «вечные темы», вероятно, несут функцию «крепёжных деталей» человеческой цивилизации.

На данном свойстве «вечных тем» основаны многие инновации современного «режиссёрского театра». Споры о необходимости и адекватности «осовременивания» шедевров двух-трёх-вековой давности не прекращаются; есть мнения, что таким образом «протягивается нить» между эпохами, есть мнения, что таким образом современное искусство демонстрирует собственное бессилие. И те, и другие мнения спорны, однако имеют неоспоримое право на существование. Но современный художник не вправе обвинить в «бедности сюжетов» свою эпоху. Повторяющиеся образы и ситуации наблюдаются повсюду, нужно только уметь их «узнавать». Например, тема самопожертвования - простирается далеко в века: это может быть миф об Ифигении, согласившейся взойти на алтарь ради победы соотечественников; может быть рассказ о поэтессе Хуане Инес де ла Крус, лечившей больных чумой и умершей от неё же; может быть рассказ о подвиге Александра Матросова; история Шаварша Карапетяна - чемпиона мира по подводному плаванию, спасшего десятки жизней при падении троллейбуса с Ереванской дамбы, ценой собственной инвалидности; может быть - достаточно прочитать ленту новостей в Яндексе - рассказ о подвиге новгородской санитарки Юлии Онуфриевой, спасшей несколько десятков жизней ценой своей. Это лишь несколько случаев из тысяч происходивших в истории, составляющих великую «вечную тему» самопожертвования Существуют мнения о кощунственности рассматривания таких случаев как «сюжета»; однако, становясь сюжетом, история обретает вечную жизнь, и это, может быть, даже важнее для сохранения памяти человечества о героях, чем возведение обелиска..

Таким образом, «вечные темы» потому и называются вечными, что обладают непреходящей актуальностью. Вместе с тем, они составляют некий понятийно-эмоциональный пласт, существующий в сознании человечества как неразрывное целое; следовательно, вместе с актуальностью темы не теряют актуальности и художественные тексты Под художественным текстом в данном случае понимается локальное образование, основанное на любом языковом коде (будь это живопись, музыка, литература, театр и т.д.)., её воплощающие. Этим, во многом, объясняется доступность для восприятия современным зрителем/слушателем художественных текстов любой эпохи. В этом случае культурное наследие различных эпох оказывается не только сохранённым, но и востребованным, органически вплетённым в целостную систему современного культурного пространства.

Понимание фонда «вечных тем» в искусстве как механизма сохранения культурного наследия предполагает работу по их систематизации, которая является необходимой, так как в настоящее время отсутствует.

Важной представляется перспективность, а не только ретроспективное значение «вечных тем». Они являются механизмом не только сохранения культурного наследия, но и приращения культурных ценностей, дальнейшего развития культуры. «Вечные темы» в искусстве служат как бы «мостиком», соединяющим прошлое, настоящее и будущее, залогом бессмертия художественных образов, человеческого творчества, да и всей культуры в целом.