Дюркгейм ударение. Эмиль дюркгейм биография


Дюркгейм, Эмиль

Место рождения:Эпиналь

Место смерти: Париж

Известен как: один из создателей социологии как самостоятельной науки

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim; 15 апреля 1858, Эпиналь - 15 ноября 1917, Париж) - французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

В 1898-1913 гг. Дюркгейм руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», центральную проблематику которой составлял научный вопрос о социальной солидарности.

Биография

Родился в Эпинале в семье небогатого раввина. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра по социологии во всем мире. Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы - «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).

В 1898-1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире научного журнала по социологии. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа - «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Проблема самоубийства

С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство - социальный факт - продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом.

Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида:

Эгоистическое самоубийство - намеренный разрыв человеком своих социальных связей.

Альтруистическое самоубийство - возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем.

Аномическое самоубийство - самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые - ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию).

Фаталистическое самоубийство - возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён.

Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности; самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.

На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.

«Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия - это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.

Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.

Философские и социологические взгляды

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии - считается классиком теории социологического метода (подход - «социальный реализм»). Принципы социологии:

Общество - часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.

Общество первично по отношению к составляющим его людям.

Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и т.о. должна иметь свои специфические методы.

Социология

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии - понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Методология социологического познания (исследования) - основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.

Социология - строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций.

Общество

Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей - индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.

Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей - предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.

Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.

Человек - это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

Общество - это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты - образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.

Гражданское общество

На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности - вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи.

Наметившиеся в обществе глубокие перемены 5-7 тыс. лет назад достигли пика в 5 в. до н. э., а потом затихли на 2-е тыс. лет, возобновившись лишь после 3-х великих революций: английской, французской и американской.

Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение.

От механической к органической солидарности

Проблема социальной солидарности - одна из центральных проблем в работах Дюркгейма.

Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.

Разделение труда вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Договор - есть символ обмена, его юридическая форма. Обмен предполагает, что 2 человека берут на себя взаимные обязательства. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация, а договор является формой социального взаимодействия; отношения людей на основе договора регламентируются правилами и законами, на которых покоятся социальные институты общества.

Теория строения и эволюции общества:

Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт.

Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.

Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.

Демократия - вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно широк, а подавляющая их часть склоняется к мягким и косвенным санкциям.

Тоталитарное общество - не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать.

Коллективное сознание

Коллективное сознание - совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. К.с. - «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» - существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества - нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии - аномия (патология общества) - ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы - реформы.

ДЮРКГЕЙМ, ЭМИЛЬ (Durkheim, Emile) (1858–1917) – французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основоположник профессиональной социологии.

Э.Дюркгейм родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина . В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию О разделении общественного труда и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).

В 1898–1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника» – первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», которое играло значительную роль во французской социологии даже после смерти своего основателя. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Э.Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни (1912).

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей. Элементами этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие. Например, с самого рождения люди сталкиваются с определенными законами, изменить которые они не могут, а при нарушении этих законов человек чувствует неодобрение окружающих его людей. Дюркгейм различал материальные социальные факты (закон, бюрократия) и нематериальные (культура, социальные институты).

Центральная проблема в творчестве Дюркгейма – это проблема социальной солидарности . Еще в своей докторской диссертации он утверждал, что солидарность базируется на разделении труда. По его мнению, существует два исторических типа солидарности. Первый тип – механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Этот тип солидарности наблюдается в архаических обществах. С возникновением разделения труда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Этот второй, более развитый тип солидарности был назван Дюркгеймом органическим.

В Самоубийстве Дюркгейм проследил взаимосвязь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей. Эта его работа, в отличие от всех остальных, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В этой книге Дюркгейм предложил термин «аномия » для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств . Аномия – это негативное отношение индивидов к нормам и ценностям, преобладающим в обществе, результат разрушения солидарности. Такого рода моральный вакуум возникает, например, в переходные периоды, когда прежние нормы уже не действуют, а новые еще не сформировались. Не случайно среди современных российских социологов эти идеи пользуются большой популярностью.

В своей заключительной работе по социологии религии Дюркгейм истолковал ее как крайнюю форму нематериального социального факта. Религия необходима обществу, так как она укрепляет социальную солидарность, формирует социальные идеалы. Поклоняясь каким-либо священным предметам или идеям, люди, по мысли Дюркгейма, в действительности поклоняются обществу.

Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру , современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие – гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить ее становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

Труды: О разделении общественного труда; Метод социологии . М.: Наука, 1991; Социология. Ее предмет, метод, предназначение . М.: Канон, 1995; Самоубийство: Социологический этюд . СПб, 1912; СПб.: Союз, 1998.

Наталия Латова

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог, представитель классического позитивизма, активный участник институциализации социологии. На формирование социологических воззрений Э. Дюркгейма оказали влияние рационалистическая методология Р. Декарта, идеи детерминизма и законосообразности развития социальных явлений Ш. Монтескье, этическое учение И. Канта, экспериментальная психология В. Вундта, позитивизм О. Конта и структурный функционализм Г. Спенсера. Э. Дюркгейм был знаком с работами К. Маркса, однако отрицая его влияние на свои исследования, хотя и признавая, что его "метод экономического материализма применим к истории в целом".

В своих основных работах "Элементы социологии" (1889), "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство. Социологический этюд" (1897) и "Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии" (1912) Э. Дюркгейм, утверждая социологизм как ведущий научный метод, сосредоточил внимание на проблемах анализа взаимодействия личности и общества, на исследовании социальных фактов как коллективных представлений, на рассмотрении значения общественного разделения труда в процессе социальной эволюции. Им была разработана концепция механической и органической солидарности, заложены основы социологии религии, проведено эмпирическое и теоретическое исследование социальных причин самоубийства.

Также как и О. Конт, Э. Дюркгейм ставил социологию в один ряд с естественными пауками, считая ее высшей ступенью научного познания. Однако в отличие от основателя позитивистской философии он утверждал, что социология должна быть автономной наукой, а не составной частью философии. Ей следует изучать то, что есть, а не то, что должно быть. Э. Дюркгейм также выступал за разграничение социологии и психологии. Для него психология - это наука об индивидуальном сознании человека, а социология - это наука о коллективном сознании людей. Мышление групп, считал он, иное, нежели отдельных людей, "у него свои собственные законы".

С точки зрения Э. Дюркгейма, социология должна изучать общество как совокупность социальных фактов. В работе "Правила социологического метода" (1895) он определил социальные факты не как биологические и психические процессы, которые индивид отправляет регулярно (например: еда, сои, мышление), а как "способы мышления, действия и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой". Социальные факты имеют свое собственное существование и "навязываются индивиду независимо от его желания". Посредством социальных фактов общество оказывает побудительное воздействие на поведение человека. Социальные факты определяют действия человека как представителя определенной социальной общности (например: супругов, граждан, верующих). По мнению французского социолога, социальным действием следует признать то, субъектом которого выступает группа людей, а не отдельный индивид. Именно социальные факты составляют "собственную область социологии".

Определяя предмет социологии, Э. Дюркгейм расширяет понятие "социальный факт" до понятия "социальный институт", трактуя его как "все верования, все поведения, установленные группой". Поэтому он утверждал, что социологию "можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании".

Э. Дюркгейм выделил две разновидности факторов, обусловливающих поведение человека в обществе: морфологические и психологические. К морфологическим факторам он относил те, которые оказывают побудительное воздействие на поведение человека как социально-биологического существа, к психологическим факторам те, которые оказывают побудительное воздействие на поведение человека как социально-психологического существа. Психологические факторы Э. Дюркгейм называл "коллективными представлениями", совокупностью "общих идей и чувств, которые передаются от поколения к поколению" и обеспечивают "единство и преемственность коллективной жизни" людей. Таковы, по его мнению, например: легенды, религиозные традиции, политические верования, мода, язык. Коллективные представления выступают как нормы и законы, ценности и идеалы, обычаи и традиции, которые вырабатываются такими формами общественного сознания, как право, мораль, искусство, религия. Коллективные представления могут быть "нормальными", способствующими укреплению социальных связей, и "патологическими", приводящими к социальной аномии.

Э. Дюркгейм не отрицал влияния на общественную жизнь "морфологических" факторов, к которым относил плотность населения, частоту контактов между людьми, характер поселений, способы коммуникации, и отмечал зависимость их от географических, демографических и материальных условий жизни людей. Однако, по мнению французского социолога, самое сильное давление на регулирование и изменение процессов общественной жизни оказывают психологические факторы.

Э. Дюркгейм ставил социологию выше других общественных наук и признавал за ней право быть образцом методологии научного исследования общественной жизни и интегратором всех социальных знаний. В структуре социологии он выделил три раздела. Первый - социальная морфология, которая должна изучать естественные основы жизни разных народов и включать в себя географическую и демографическую социологии. Второй - социальная физиология, которая должна изучать социальные факты и включать в себя социологии морали и религии, юридическую и экономическую, лингвистическую и эстетическую социологии. Таким образом, Э. Дюркгейм первым предложил выделение отраслевых социологий. Третий - общая социология, которая на основании синтеза знаний двух первых разделов должна устанавливать общие социологические законы и правила социологического метода.

Основу социологического метода Э. Дюркгейм видел в том, что "социальные факты нужно рассматривать как вещи", т.е. как независимые от сознания конкретных людей реальности, и изучать эмпирически, как это делают естественные науки. Первым действием социолога, утверждал он, должно быть "определение рассматриваемых вещей". Первопричину всякого социального явления следует искать "в организации внутренней социальной среды".

К основным правилам социологического метода, которые должны использоваться при исследовании любого общественного явления, Э. Дюркгейм относил следующие:

  • - использование косвенного наблюдения;
  • - проведение сравнения по аналогии;
  • - выявление общего, закономерного через изучение единичного;
  • - обнаружение причинно-следственных связей;
  • - установление источников исторического развития.

В понимании Э. Дюркгейма общество - это не простая сумма индивидов, а "система, образованная их ассоциацией". Он признавал, что генетически общество возникло в результате взаимодействия индивидов. Но, возникнув, оно начинает существовать по собственным законам. Доказательством этого, с его точки зрения, является то, что "группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены". Отсюда делается вывод о том, что социальное - первично, а индивидуальное - вторично, что общество существует независимо от личности, вне ее и над ней. Противопоставление личности и общества Э. Дюркгейм подчеркивал через различие понятий: "индивидуальные факты" - "социальные факты", "индивидуальные представления" - "коллективные представления", "индивидуальное сознание" - "коллективное сознание".

При рассмотрении взаимодействия личности и общества Э. Дюркгейм отмечал, что личность представляет собой двойственную реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят два начала: индивидуальное и социальное. Однако поведение личности в общественной жизни определяется не индивидуальными различиями, а социальной сплоченностью. Когда в обществе происходит снижение социальной сплоченности, тогда личность утрачивает значимость социальных норм и ценностных ориентаций. В результате наступает социальная аномия: отрицаются общепринятые нормативы и законы, господствует безудержный разгул человеческих страстей. В то же время Э. Дюркгейм был убежден в том, что общество не может развиваться и процветать, если личность угнетается, человек низводится до уровня послушного орудия труда. Счастье и благополучие личности, по его мнению, тем больше, чем больше упорядочена общественная жизнь, чем "более гарантированы права и свободы индивида".

Центральной социологической проблемой Э. Дюркгейм считал проблему социальной солидарности, под которой понимал сплоченность людей как представителей какой-либо социальной группы. Социальная солидарность, объединяя людей, способствует сохранению целостности общества. Выделяя два этапа социальной эволюции, Э. Дюркгейм специфику этих этапов объяснял различием форм социальной солидарности. Согласно его представлению, на первом архаическом (примитивном) этапе эволюции в обществе преобладает "механическая" солидарность, а на втором индустриальном (цивилизованном) - "органическая".

Механическая солидарность характерна для таких исторически первых социальных объединений, как род, клан, племя, союз племен. Она базируется на том, что большинство членов общества выполняет одинаковые виды деятельности, а их индивидуальное сознание растворено в сознании коллективном. Основу механической солидарности составляют общие для всех верования и моральные нормы поведения. Обществу с механической солидарностью присуще запретительно-репрессивное право, карающее за отклонения от норм коллективного поведения. Социальный контроль действий членов общества осуществляется с помощью коллективных представлений в форме религиозных догматов и обычаев.

Если механическая солидарность основана на сходстве деятельности людей, то органическая солидарность основана на различии их деятельности. Органическая солидарность возникает в результате установления общественного разделения труда и формирования относительной самостоятельности индивидуального сознания, с появлением городов-государств. Она преобладает в средневековом обществе и доминирует в современном индустриальном обществе, почти вытесняя механическую солидарность. С точки зрения Э. Дюркгейма, органическая солидарность порождает более прочные и устойчивые социальные связи, так как образуется в соответствии с принципом: "я заинтересован в продуктах деятельности другого, он заинтересован в продуктах моей деятельности". Она является более прогрессивной формой социальных связей, поскольку способствует развитию индивидуальности и реализации творческих потенций человека.

Обществу с органической солидарностью присуще регулятивно-восстановительное право, которое выражается в ограничительных нормах и законах, предупреждающих об ответственности за нарушение норм коллективного поведения. Соблюдение этого права контролируется коллективными представлениями в форме юридических законов и моральных норм.

Признавая разделение труда основой органической солидарности современного общества, Э. Дюркгейм в качестве основных причин проявления разделения труда в обществе называл следующие: рост народонаселения, "физическую плотность" (количество людей, проживающих на данной территории) и "моральную плотность" (интенсивность социальных связей между людьми).

Основным стимулом возникновения общественного разделения труда Э. Дюркгейм считал борьбу людей за существование. В процессе этой борьбы каждый, чтобы выжить, вместо соперничества и уничтожения себе подобных начинает выполнять такой вид деятельности, в результатах которой заинтересованы другие.

Это приводит, в конечном счете, к сотрудничеству и взаимозависимости людей друг от друга, становится важным источником социальной солидарности, "основанием морального порядка" и цементирует социальные связи. Чем более разделен труд, тем более, с одной стороны, проявляется в личности индивидуализм, а с другой - ее зависимость от труда других.

Э. Дюркгейм различал два вида форм проявления общественного разделения труда в современном обществе: "нормальные" и "ненормальные". К ненормальным формам проявления разделения общественного труда он относил социальное неравенство, анархию производства, неограниченную конкуренцию, бесконтрольность рыночных отношений, отсутствие механизмов моральной регуляции поведения людей. Проявление нормальных форм разделения труда виделось ему в социальном неравенстве, основанном на одаренности и профессионализме людей, планировании и нормативном регулировании производства и распределения, снижении конкуренции, осуществлении равенства социальных возможностей.

Нарушение нормальных форм разделения труда, приводящее к кризису социальной солидарности, Э. Дюркгейм назвал "социальной аномией". В обществе состояние социальной аномии наступает тогда, когда люди нарушают традиционные этические нормы и юридические предписания, перестают верить провозглашаемым идеологическим доктринам, утрачивают привычные социальные связи, что, в конечном счете, негативно сказывается на их моральном и физическом здоровье. Состояние социальной аномии обусловлено крахом традиционных, экономических и политических институтов. Однако Э. Дюркгейм был уверен в том, что социальная аномия - это временная патология общества, которая должна закончиться его выздоровлением.

Переход к нормальным формам проявления общественного разделения труда французский социолог связывал с проведением реформ по интенсификации и научной организации труда, с моральным воспитанием в духе ценностей социальной солидарности. Важным условием достижения нормальных форм разделения труда он считал соблюдение соответствия выполняемых работниками функций их индивидуальным способностям и наклонностям. Установление нормальных форм проявления общественного разделения труда, по его мнению, будет происходить тогда, когда общество перестанет навязывать человеку тот вид деятельности, который противоречит его способностям и умениям. А пока этого не происходит, в обществе будет иметь место социальная аномия, антагонизмы, классовая борьба и революции.

Одно из проявлений социальной аномии - самоубийство Э. Дюркгейм подверг эмпирическому анализу. На основании тщательного изучения западноевропейской статистики самоубийств им было установлено, что ни психическое состояние человека, ни его наследственность, ни климат, ни время года и суток не являются основными факторами роста количества самоубийств. Не отвергая важности воздействия природно-климатических, физиологических и психических факторов на самоубийство, главной причиной увеличения числа самоубийств французский социолог признавал снижение степени интеграции личности в семейно-бытовых, национальных, экономических, политических и религиозных социальных общностях. По мнению Э. Дюркгейма, самоубийство совершает не человек как таковой, а личность как представитель определенной социальной общности. Им были выведены следующие социологические закономерности данного вида социальной аномии:

  • - число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид;
  • - чем прочнее социальные связи внутри социальной группы, тем меньше процент самоубийств среди ее членов.

Исходя из характера нарушения нормальных социальных связей личности с социальной группой, Э. Дюркгейм выделил такие типы самоубийств, как "эгоистическое", "альтруистическое", "аномическое" и "фаталистическое". Эгоистическое самоубийство является следствием разрыва самим индивидом социальных связей со своим социальным окружением. К альтруистскому самоубийству приводит утрата личностью, независимо от ее желания, связи с близкими людьми или нарушение привычно сложившихся связей в социальной группе. Аномическое самоубийство, как правило, обусловлено крупными общественными потрясениями, вызывающими нарушения устоявшихся социальных связей, и невозможностью личности приспособиться к новым социальным связям. Фаталистическое самоубийство происходит из-за страха личности перед потерей признания в той социальной группе, социальные связи с которой у нее были достаточно крепкими.

Э. Дюркгейм приводит данные, согласно которым процент суицида больше среди протестантов, разведенных и вдовствующих, в период экономического кризиса. На основании этого он утверждает, что протестантская религия, малочисленные семьи, экономические кризисы и есть те социальные условия, которые способствуют утрате личностью социальных связей со своими общностями и, как следствие, увеличивают возможность самоубийства.

Э. Дюркгеймом была выявлена корреляция между количеством самоубийств и циклами экономического развития. Наибольшее количество самоубийств, с его точки зрения, приходится на периоды глубоких экономических кризисов и на периоды значительного экономического благополучия. Причину увеличения числа самоубийств в период экономического процветания французский социолог объяснял ростом стандартов потребления и изменением социальных ориентаций личности. Невозможность достижения высокого стандарта потребления вызывает у личности стресс и глубокое разочарование в жизни. При слабой интеграции личности в окружающих ее общностях такое состояние приводит к решению о самоубийстве. Уменьшить количество самоубийств, по мнению Э. Дюркгейма, возможно только тогда, когда социальные группы станут достаточно сплоченными, а личность будет чувствовать "свою солидарность с коллективным существом".

Религию Э. Дюркгейм определял как солидарную систему верований и практик, относящихся к вещам "священным, обособленным и запретным"; как систему, которая объединяет людей "в одну моральную общность, называемую церковью". Изучая этнографический материал о религиозных верованиях австралийцев, он стремился выяснить социологические закономерности формирования религиозного коллективного сознания. С его точки зрения, религия создается обществом. Каждый тип общества формирует соответствующий ему тип религии. Э. Дюркгейма интересовало, как религия выражает коллективные представления и влияет на поведение людей. Он считал, что истинная функция религии не в том, чтобы заставлять пас думать, обогащать наше познание, а в том, чтобы "побуждать нас к действию, помогать нам жить". Религия поддерживает нужное обществу социально-адекватное поведение людей, освящая социально приемлемые образцы поведения, способствуя сдерживанию индивидуально эгоистических порывов, требуя готовности пожертвовать собственными интересами во имя общих.

Французский социолог отмечал безграничное влияние религии на повседневную жизнь людей и их культуру, особенно на стадии архаического общества. Он считал, что религия породила мораль, искусство и науку. Э. Дюркгейм также обращал внимание на то, что изменения условий жизни людей приводят к замене одних религиозных верований и обрядов на другие. Мечтая модернизировать религию современного общества посредством соединения религии и морали, Э. Дюркгейм предложил концепцию религии без Бога. Признание значения религии в деле достижения социальной солидарности не помешало ему как педагогу и общественному деятелю в 1905 г. способствовать принятию во Франции закона об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Эмиль Дюркгейм основные идеи французского социолога и философа кратко изложенные в этой статье.

Дюркгейм основные идеи кратко

(1858-1917) был сторонником позитивистской социологической традиции. Он руководствовался принципами точности, эмпирической обоснованности, доказательности теоретических положений.

Цель социологии по Дюркгейму – это исследование причинно-следственных устойчивых связей и закономерностей. Предмет социологии — особая реальность из социальных фактов наподобие вещи. Факты существуют независимо от индивида, безличны, формулируют законы функционирования общества.

Основные идеи Дюркгейма:

  • Факты как аспект общества

Поскольку факты составляют реальность, в которой существует человечество, то выделяется 2 вида фактов – духовные и морфологические. К духовным или нематериальным фактам относят: обряды, традиции, обычаи, правила поведения человека и верования. Они составляют общее или коллективное сознание. К морфологическим фактам относят: уровень рождаемости, плотность населения, уровень смертности, форма жилищ характер путей сообщения и тому подобное. Они составляют количественный аспект общества.

  • Принцип автономности и специфичности социальной реальности.

Идея принципа в том, что общество существует и развивается как целостная система, которая не сводится к сумме индивидов. То есть коллективные представления нельзя выводить из индивидуальных, общество нельзя выводить из индивида, целое нельзя выводить из части. Э. Дюркгейм наделил общество физическим и моральным превосходством над индивидами, отождествляя с Богом. Общество – это богатая реальность (богаче, чем индивид), которая доминирует над человеком и является источником высших ценностей. Все социальные явления можно объяснить социальной средой, где они существуют.

  • Проблема социальной солидарности.

Решение данной проблемы должно объяснить, что объединяет людей в общество. Э. Дюркгейм построил типологию обществ с органической и механической солидарностью, как двумя звеньями эволюционной цепи.

Механическая солидарность присуща доиндустриальным обществам и определяется сходством индивидов, которые живут в нем, а также их одинаковыми общественными функциями и неразвитостью индивидуальных черт. Общество с механической солидарностью подчиняет индивида, обуславливая его поведение и сознание. Основные черты – высокая степень интенсивности общественного сознания, жестко регулирующее поведение индивида, господство религиозных традиций, обычаев и верований.

Органическая солидарность присуща современным обществам и определяется разделением труда. Разделение труда обеспечивает различия индивидов, которые развивают личностные и индивидуальные способности, таланты согласно их профессиональной роли. Каждый член общества зависит друг от друга, так как между ними происходит обмен продуктами человеческой деятельности. Основные черты – обеспечение единства социального организма, интегрирование индивидов, формирование чувства солидарности, свобода, автономия членов общества.

Солидарность по Дюркгейму – это высший моральный принцип и высшая универсальная ценность.

  • Концепция религии без Бога.

Идея Бога или сверхъестественного не является тем атрибутом религии, без которого она не сможет существовать. Религия – это символическое общественное выражение. Поэтому верующий, на самом деле, поклоняется обществу как реально существующему объекту религиозных культов. Религия является порождением общества и формирует социальные идеалы, а также укрепляет социальную сплоченность.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи социологии Дюркгейма.

Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898). В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.

По мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.

Схема 1. Социологизм Э. Дюркгейма

— это совокупность социальных фактов и отношений между ними. являются социальные факты (институты), представляющие объективные явления, доступные наблюдению: брак, семья, общественные группы и т. п. Сущность социальных фактов образуют «коллективные представления» людей. Таким образом, социальные факты (институты) есть единство сознательного (субъективного) и материального (объективного). Например, студенты в процессе обучения совершают какие-то действия (слушают, пишут, читают ит. п.) ради получения профессии. Главным в социальных фактах, по мнению Дюркгейма, является субъективное.

В качестве субъективной составляющей Дюркгейм выделил группу социальных (правовые, моральные) норм , принудительно организующих поведение индивидов. В результате возникают социальные взаимосвязи (семейные, родовые, государственные, экономические и т. п.). Общее (массовое) сознание (коллективные представления), образующее сущность социальной деятельности, представляет собой как предмет социологического анализа, так и главное содержание общественного развития. «Совокупность верований и чувств, — пишет Дюркгейм, — общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием. Несомненно, оно не имеет в качестве субстрата единственный орган <...> Таким образом, оно нечто совсем иное, нежели отдельные сознания, хотя и реализуется только индивидами».

В своей книге «О разделении общественного труда» Дюркгейм развивает идею Спенсера о ведущей роли разделения и интеграции труда в обществе. Это приводит к обособлению людей, преодоление которого требует установления социальной связи (солидарности) между ними. Дюркгейм обращает внимание на то, что разделение труда на протяжении человеческой истории совершенствуется. В зависимости от типа социальной связи (солидарности) он рассматривает два уровня обществ. Дюркгейм выделяет два типа социальной связи-солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность (идентичность) существует в первобытнообщинных, синкретических обществах, где нет достаточного разделения труда и функций между людьми в форме языка, обычаев, верований, мифов и т. п. Эта солидарность одновременно определяет и «чужих». Органическая солидарность возникает в более развитых, постпервобытных, обществах, в которых разделение труда и функций людей ведет к обмену продуктами, деятельностью, знаниями и т. п. Эта солидарность выражается в коллективных нормах, обычаях, ритуалах, мифах, а также появлении органов координации деятельности — государства, церкви и других.

Дюркгейм возражает против утверждения , что общество может эффективно функционировать на принципах личного интереса, без коллективных (общественных) норм регуляции. Между индивидом и государством он помещает профессиональные группы, возникшие в результате общественного разделения труда, которые и становятся носителями норм органической солидарности и смягчают социальные конфликты.

(Теория дифференциации общественного труда оказалась ограниченной. Во-первых, она не объясняет причины дифференциации общественного труда и его распространения среди разных народов. Во-вторых, дифференциация общественного труда даст не только позитивные, но и негативные результаты. Эта проблема стала предметом анализа в работах Талкотта Парсонса, Нейла Смелзера, Шмуэлья Айзенштадса.)

В свете понятия социальной связи и солидарности Дюркгейм рассматривает такой социальный факт, как самоубийство (суицид). Он выделяет три типа самоубийства в зависимости от разных социальных ситуаций, в которых оказался человек. Во-первых, альтруистическое самоубийство, вызываемое сильной механистической солидарностью (например, самоубийство старых и слабых в простых обществах). Во-вторых, эгоистическое самоубийство вследствие развития крайнего индивидуализма. Не случайно оно больше распространено среди протестантов, чем среди иудеев или католиков. В-третьих, аномическое самоубийство — в результате революционного изменения экономических, политических, духовных условий жизни (например, во время либерально-капиталистической революции в России 1985-1993 года).

Классическая социология Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы. Он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии — «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований, что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на ее прикладном характере. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» (1895), в русском переводе — «Метод социологии» (1899). Об этом свидетельствует его фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд» (1897, русский перевод осуществлен в 1912).

Объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества, считал Дюркгейм. Требование «объяснять социальное социальным» — по существу девиз его социологической школы.

Социология — это наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие нормы, ценности, идеи, вырабатываемые коллективным сознанием и оказывающие на отдельного индивида принудительное воздействие, то есть заставляющие каждого действовать в соответствии с этими фактами.

Другими словами, конечными причинами социальных изменений, согласно Дюркгейму, выступают идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. По существу Дюркгейм, как и Конт, разделяет ту точку зрения, что не общественное бытие определяет общественное сознание, как утверждал Маркс, а общественное сознание определяет общественное бытие.

Вместе с тем Дюркгейму был чужд так называемый однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии Конта, который тот провозгласил в рамках своего Закона трех стадий.

«Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно: доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как нравственной реальности. Именно поэтому он считал, что политические революции — это кровавые театральные действа, которые мало что меняют в социальных системах. Для того чтобы политические изменения вызывали изменения социальные, первые должны затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

Хотя Дюркгейм испытывал на себе влияние биоорганического направления (Спенсера и др.), его социология в целом была направлена против биологических и психологических интерпретаций социальной жизни: индивидуализму Спенсера он противопоставил идею «коллективности» как главного признака социальности.

Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма, то есть сведения всего социального процесса к экономическому основанию. По его мнению, экономический фактор — не важнейший или не всегда таковой, а конфликт рабочего класса и предпринимательства — не существенная черта капиталистического общества, а факт плохой организации.

В отличие от Вебера, он считал, что общество — это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». А соединение общего, «коллективного», вытекающего из закономерного, но связанного с индивидуальным, — «социальным фактом».

Дюркгейм большое внимание уделял изучению форм и видов поведения, отклоняющегося от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин «аномия» позволяет объяснить причины отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий, и прежде всего — структурно- фун кционал ьного анализа.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает «социологизм».

При этом различают два аспекта этого понятия:

  • онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия): а) социальная реальность столь же основательна, «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому — развивается в соответствии с определенными законами; б) общество — реальность особого рода, а значит, автономна от других реальностей;
  • методологический (вытекает из онтологического): а) поскольку социология — часть природы, то социология в методологическом плане подобна науке о природе, то есть познавательной целью должно быть исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей; б) «социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные реальности).

Центральная социологическая идея учения Дюркгейма — идея общественной солидарности. Отталкиваясь от двух типов общества — традиционного и современного, он выделяет два типа социальной солидарности:

  • механическая социальная солидарность присуща традиционному обществу. Она основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество моделей. Индивид здесь не принадлежал себе: «Я — это только МЫ». Социальное принуждение выражалось в репрессивных мерах;
  • органическая солидарность порождается общественным разделением труда и основана на разделении индивидов.

Если первая предполагает поглощение индивида коллективом, то вторая предполагает развитие личности, основанное на разделении труда.

Таким образом, разделение труда выступает источником социальной солидарности, а наличие проблем и конфликтов в современном обществе объясняется ученым как простое отклонение от норм, вызванное недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.