Что дает человеку его имя. От имени человека зависит его поведение, а значит и вся его жизнь

ИМЯ ЧЕЛОВЕКА

« Назвать человека, дать ему имя, преодолеть

хаотическую текучесть жизни - значить сделать

мир осмысленным ».

А.Ф. Лосев

Введение

Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности. Недаром оно входит первым компонентом в структуру самосознания.

Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении, и даже после смерти фактического тела имя может существовать очень и очень долго.

В процессе индивидуального развития человек вживается в свое имя, оно становиться частью его сущности. С помощью имени человек выделяет себя как персону. С имени ребенка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенок начинает свое общение с окружающими, когда овладеет речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

При имя наречении важен учет многих обстоятельств, такие как традиции национальной культуры, общества и семьи.

Имя собственное становиться тем первым кризисом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с “Я”, которое также употребляетсядля обозначения человеком себя самого, для выражения сознаваемой им своей сущности, самого себя в окружающем мире.

“ Как тебя зовут? “- с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад.

Именно в дошкольном возрасте происходит процесс осознания имени, которое продолжается всю жизнь.

Депривация имени лишает ребенка уверенности в себе, рождает тревожность и чувство недоверчивого отношения ко взрослому, а затем к миру в целом.

Приступая к исследованию категории имени мы предпологали , что индификация о том как ребенок осознает свое имя, как его воспринимает, как к нему относится чрезвычайно важно и необходимо как педагогам так и родителям. Кроме того все, кто взаимодействует с ребенком должны знать в каких ситуациях происходит подтверждение и депривация имени и как это отражается на развитии и эмоциональном благополучии дошкольника. Необходимость подобной информации еще раз подтверждает актуальность и практическую значимость выбранной темы.

Имя и имянаречения как единицы культуры и социальной действительности.

Приступая к исследованию, мы, прежде всего, обратились к словарям и постарались выяснить содержания понятия «имя». Анализ дал нам следующее:

С психологической точки зрения имя - личное название человека, даваемое ему при рождении: знак, причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу.

Имя –

1. Личное название человека, даваемое при рождении. (Его имя – Виктор.);

2. Личное название человека с отчеством, а также фамилия. (Не забудем имена героев.);

3. Известность; та или иная репутация. (Писатель с мировым именем. Доброе имя.);

4. Об известном, знаменитом человеке. (Крупные имена.);

5. Название предмета, явления.(Дать имя горной вершине.);

6. Грамматический разряд скланяемых слов. (Имя существительное, имя прилагательное.).

Имя присваивается ребенку при регистрации его рождения. Включает только имя либо имя, отчество и фамилию в совокупности.

Далее, обратились к анализу категории имени и выявили, несколько тенденций. Так, имя изучается в языкознании, в психологии, философии, культурологии , энтографии , фольклористике.

Ономастика – это наука о собственных именах. Она изучает становление, распространение имен, заимствование в другие языки, преобразующих в новых условиях и т.д.

Существует много популярных изданий, которые рассматривают имя, его особенности, характер его влияния на человека и так далее. Мы воспользовались содержанием всех изданий для того, чтобы сделать себе целостное и многоаспектное представление об имени и процессе имя наречения.

Мы обратили внимание на то, что каждый автор, приступая к изложению пытаются дать определение категории имени. Общим для многих авторов является мнение, согласно которому, имена как особые слова становятся достоянием человечества лишь благодаря языку. И в языческих действиях, и в религиозных образах важное место отводится имени.

Человека зовут определенным образом потому, что имена каждого народа, кто бы Вы ни были, образуют определенный массив специально подобранных слов, приспособленных для именования людей именно вашей национальности или соседей, у которых заимствовали ваше имя. Имена одного народа, употребляющиеся в одном языке, связаны между собой внутренним единством, численно ограничены, системно организованны.

Мы обратили внимание на то, что существует понятие личное имя, нарицательное имя и имя собственное. Личные имена понимаются широко как индивидуальные наименования субъектов, независимо от происхождения этих слов и их взаимоотношения с нарицательными именами данного языка.

Существуют две самостоятельные, однако, достаточно тесно связанные между собою группы собственных имен: имена сложившиеся естественным путем, и имена, искусственно созданные, выдуманные. Вторые, делятся на употребляющиеся в реальной действительности. Наряду с естественно сложившимися именами (придуманные новые личные имена, искусственные фамилии, переименование географических объектов), имена книжные (имена и фамилии литературных героев произведений, название мест действий).

Существует система личных имен, которые выделяют разные исследователи. У исландцев нет фамилии, чеха, поляка, болгарина не называют по отчеству, у некоторых народов океании нет ни фамилий, ни отчеств.

Древние греки, кельты, германцы, славяне, тюрки, имели по одному имени - личному в узком смысле; второе имя могло появляться в некоторых случаях (по занятиям или месту происхождения).

Китайскую антропомистическую систему сегодня составляют такие члены: син – близкое к нашей фамилии, и мин – личное имя в узком смысле, часто двучленное.

В русской сложился порядок: личное имя (в узком смысле); отчество; фамилия.

Еще раз, обращаясь к категории собственного имени, исследователи отмечают, что все собственные имена, в конечном счете, произошли от имен нарицательных. От каких нарицательныхимен, где и когда произошли личные собственные имена Василий, Антон, Николай, Анна, Мария и многие другие, которые мы слышим на каждом шагу, которыми зовемся сами. Вот Вера, Надежда, Любовь действительно как-то связаны с нарицательными вера, надежда, любовь. А остальные?

Канонические имена (христианские), рассматривая их, мы заметили в них свои особенности. Так, например, почти все имена древнегреческого происхождения подчеркивают в людях моральные и физические достоинства. Вот значения некоторых из них: Андрей – «мужественный», Генадий –«благородный», Никифор – «победоносный», Тихон – «счастливый», Агата – «красивая», Глафира – «изящная», София – «мудрая».

Большинство римских имен также отмечают в людях хорошее: Виктор – «победитель»; Валерий, Валентин – «здоровый»; Пульхерия – «прекрасная».

Старые русские (канонические) имена возникли на иноземной почве и в Х в. Принятие Древней Русью христианства в качестве государственной религии, закрепленное браком Владимира с Византийской царевной Анной, способствовало упрочнению между народных связей Руси, помогло русским знакомиться с западной, особенно византийской культурой. Одновременноиз Византии были заимствованы и христианские имена, которые стали даваться людям церковью (при крещении). Называть разрешалось лишь узаконенными религией (канонизированными) именами, объявленными настоящими, «правильными» и записанных в специальных книгах «святках». Все прочие имена были объявлены неканоническими (имена людей, исповедующих другую религию или просто языческими). Происходил процесс обрусения нерусских имен, процесс превращения их из чужих и трудных для произношения слов в свои, законные, близкие.

Однако, несмотря на то, что подобным изменениям подверглись все без исключения канонические имена, многие из них так и остались чуждыми русскому народу и русскому языку. Встречались случаи присвоения имен против воли родителей. Была такая традиция: называть ребенка именем, которое стояло в церковном календаре против числа, когда он родится.

В некоторых семьях было принято, выбирая имя ребенку, наугад раскрывать календарь или прокалывать его булавкой, останавливаясь на странице с самымпоследним проколом.

Почти все имена в результате многовекового “обкатывания ” в русском языке сделались вполне удобно произносимыми и похожими на другие слова русского языка. Они изменяли свою форму, приспособив ее к условиям русского произношения, склонения, словообразования, но каждое имя сохранило что-то свое.

Среди имен, заимствованных у Византии, были такие, которые в русском языке оказались созвучными с нарицательными именами, но это очень повредило им как именам. Заботливые родители в первую очередь беспокоились о том, чтобы имя, которое они дадут ребенк , не давало повода для всяких нежелательных ассоциаций.

Таким образом, вся эта группа имен на пртяжении долгого времени давались лишь по традиции или в тех случаях, когда отказывались окрестить ребенка другим именем. Их почти не было в городах уже в конце Х I Х в., оставались они лишь в деревне.

Итак, получив информацию о сущьности имени, мы убедились в том, что имя человеку нужно для того, чтобы служить индивидуальным различием его носителя. Исследователи и авторы популярных изданий выделяют некоторые особенности и качества имени, его взаимосвязь с другими характеристиками человека. Так, яростную борьру вела из-за имен церковь. Уловив целостность имени как социального знака, почти все религии воспользовались им, присвоив себе монопольное право давать имя, придав этому акту религиозный характер и превратив личное имя в символ принадлежности носителя имени к данной религии. Видели огромное значение его в обществе, но, не умея объяснить, приписывали ему божественную силу.

На мистификации имени основаны многие религиозные представления и бытовые суеверия. Сущность их – приписывание имени потусторонней силы. Церковь веками вбивала в сознание русского народа, что «в некрещенном ребенке нет души.» Отождествление «имя – душа» свойственно многим верованиям.

Эскимосы представляют человека как соединение тела, души и имени, из которых имя может избежать смерти.

Мистификации имени диктует и выбор имени – пожеланий. Называют ребенка на том или ином языке Умный, Богатырь и тому подобным, ведь не констатируют в новорожденном эти качества, пока еще неизвестны, а заклинают судьбу, чтобы ребенок вырос таким.

Имя также рассматривается как знак судьбы.

Многие считают, что имя в составе обязывает своего носителя быть таким, а не иным (в связи с определенным смыслом, который люди вкладывают в данное имя им образом определенного человека, им звавшегося). В таком случае не достоточно хорошо обдуманный или обснованный выбор имени может в какой-то мере повлиять на судьбу именуемого в психологическом плане. Ведь ребенок постоянно слышит, кто и как, с какой интонацией произносит его имя, сравнивает, как звучат имена других детей. Однако этого сопоставления бывает порой недостаточно, чтобы понять, как относятся к данному ребенку, и чтобы он сам для себя сделал соответствующие выводы.

Проанализировав категорию «имя», разобрались в том, что же представляет собой имя, мы приступили к исследованию имянаречения . Многие исследователи в данной области указывают на большую роль имени в жизни человека. Так, американские исследователи, работавшие над проблемой формирования личности, пришли к выводу, что имя играет очень важную роль в жизни человека. Оно влияет не только на настроение, но ина характер, здоровье и даже на судьбу. И этот факт чаще всего подтверждается. Ребенок, чье имя может быть высмеяно, вынужден бороться за нормальное отношение к себе или желание изменить имя.

О важности выбора имени для ребенка говорили еще в древности. В родовой культуре имя к ребенку нередко переходило от родового предка, уже умершего, но существующего «где-то вверху», «где-то рядом». Имя предопределяло не только прошлое, но и настоящее, но и будующее ребенка, поскольку в этом имени была запечетлена воля родителей.

В родовой культуре формировалось хорошо понимаемые её представителями «образы» каждого имени, которыет определяли то, каким хочет видеть его носителя род, от кого хочет защитить ребенка при наречении.

Ребенку при имянаречении должны были переходить свойства его предка. При обрядах имянаречения обязательно утверждалось: Ты (имя) как твой предок (то же имя!)…

Сталкивались с трудностями – как отличить красивое имя от некрасивого .

Один стремиться дать имя «как у всех»; в старой русской деревне никто не смел выйти из круга 30-40 мужских и 25-30 женских имен, употребляемых там, где он живет. Теперь такие бытовые ограничения не в силе, но и сейчас большенство населения предпочитает давать имена «как у всех».

Другие, напротив стремяться найти имя как «ни у кого». В прошлом такие имена были исключением, да и их связывал заданный святцеми готовый перечень.

Антропонимистка Р. Кац , проведя в Стокгольме опрос школьников, «нравится ли тебе твое имя?» получила такие ответы: Марика , Матина , Диза довольны своими именами, потому что «никого в классе так не зовут», а Еспер и Ральф своими именами не довольны … по той же причине, что «никого в классе так не зовут». Обе стороны ошибаются. При выборе имя для ребёнка, не следует гнаться за модой. Необходимо задуматься над тем, что имя дается не на год. Противопоставление редкого частому обманчиво. Самое редкое имя спустя десятилетие может оказаться лишь подчеркивающим возраст. Наивныпопытки на оригинальность в придумывании имен. При свободе от государственного вмешательства и от заданного церковью списка имен, выбор имени подчинен могущественной власти обычая и моды, а кто пытается встать над ними, жестоко ограничен нормами языка.

Мода на имя – это явление объективное, которое нельзя ни отменить, ни запретить. Связана она прежде всего с психологией. В любом случае, когда имеется проблема выбора, одни люди стремятся к массовому, часто типному . При этом обычно не задумываются, как будет себя чувствовать ребенок с широко распространеным именем.

Продолжая рассматривать различные подходы к выбору имени, мы обратили внимание на то, что одни имена благозвучны, другие неблагозвучны.Т ак , девочку рождёную в феврале, хотят назвать Февралина . По звучанию имя гормонично и благозвучно, но часть имени вралина имеет некоторый отрицательный смысл. Звучны и потому красивы многие древнерусские имена и общеславянские имена многих народов нашей страны и зарубежных стран. Звучны потому, что в течении многих тысячелетий они специально культивировались как особые слова, приспособленные для наименования людей.

Выбирая имя по звучанию, один стремиться к тому, чтобы оно начиналось на тот же звук, что и отчество: Николай Никитич, Вера Васильевна. Другие стараются избегать подобных созвучий. Имя с отчеством должны звучать как строка хорошего стихотворения. Так же исследователи обращают внимание родителей на то, что системы имен, сложившиеся у каждого народа, формировались тысячелетиями, что имена внутри каждой системы хорошо согласуются друг с другом, а принадлежащие к разным системам имена нередко противоречат друг другу.

Имя дается ребенку, когда ему едва исполнилось несколько дней и когда еще невозможно сказать, каким он вырастет.

Также авторы многих исследований говорят, что выберая имя для ребенка, необходимо узнать, какие у него сокращенные и ласкательные формы и не является ли оно само сокращенным вариантом другого имени. Учитывают и то, что от имени мальчика со временем придется образовывать отчество.

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том,ч то имя действительно влияет на жизнь, судьбу человека. И выбор имени для ребенка такой же важный шаг, как и рождение ребенка.

Итак, в данной части работы мы рассмотрели имя и имянаречение , трактовку в языкознании. Теперь логично обратиться к изучению психологической сущности данных категорий.

Имя, как единица структуры самосознания.

С педагогической точки зрения, личность рассматривается как определяемая вклчённостью социальной связи, системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

С психологической точки зрения, личность – это человек, который достиг определённого, достаточно высокого уровня своего психического развития.

Осознание самого себя происходит через присвоение общезначимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок.

Структура самосознания личности – совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе.

Для исследования данной проблемы мы обратились к работам В.С.Мухиной. Она включает имя в структуру самосознания.

Существуют некоторые виды структуры самосознания. Мы, в своей работе, остановились на следующей. Структуру человеческого самосознания составляют имя собственное, самооценка, притязание на признание, представление себя как представителя определенного пола, представление себя во времени, отношение к правам и обязанностям.

Имя собственное – первое звено в структуре самосознания, имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. Феноменологическое значение имени как индивидуального знака человека, представляющего его в мире и определяющего его жизненный путь, имеет место на всех этапах истории человека.

В мифах архаичнго человека просматривается момент ожидания появления новорожденного («Вот придет…»), рождения («Вот пришел…») и его становление как члена рода. При этом имя проявляется прежде, чем родится человек, и остается после его смерти – переходя от предка к потомку.

Глубинно, психологически имя является тем катализатором, который содействует накоплению положительных эмоций, обращенных к человеку с первых дней его появления на свет, формированию базового доверия к людям и ценностного отношения к самому себе. При этом имя глубинно идентифицируется с телесной оболочкой, самим телом человека и его внутренней духовной сущностью. В случае депривации имени (оскорбления, насильственная смена имени и другое ), человек не только испытывает дискомфорт, но и может отреагировать психоастеническими реакциями или деприссивными состояниями. Обращение к человеку по имени, оказание уважительного отношения к нему через адекватно лояльный стиль общения обеспечивают условие успешного взаимодействия и готовности решать общие проблемные задачи.

Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определенному социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу.

Имя – это кристалл личности, который в течении жизни формирует и индивидуализирует человека. Исповедующий традиционное отношение к имени человек бережет его смолоду выгодно отличается от «безымянного» (Вл. Даль) – бродяги, не помнягощяго родства или таящего свое имя.

Самопознание родового человека, безусловно, зависило от его идентификации со своим собственным именем. Для мифологического сознания родовой культуры имя и его носитель представлялись чем-то нерасторжимым. Магия имени не давала возможности убить врага, пока не будет известно его имя (следовало одновременно убить человека и его имя); первобытный воин, настигая свою жертву, требовал: «Скажи свое имя!» Имя, передоваемое внутри рода новорожденному от его предков, в сознании людей охраняло ребенка. В родовой культуре формировались хорошо понимемые и представляли «образы» каждого имени, которые определяли то, каким хочет видеть его носителя род, от кого хотят защитить ребенка. Если ребёнку при имя наречении давали имя предка, он постепенно узнавал о своем предке, идентифицировался с ним и надеялся, что лучшие свойства предка станут его свойствами. Имя глубоко входило в личность с мифологическим мышлением, становилось сутью самой личности.

В условиях современной жизни стран европейской культуры имя потеряло остроту мифологического отношения, но одновременно оно сохраняет мощное значение и смысл для его носителя. Имя имеет психологическое значение; оно становиться тем первым кристаллом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с “Я”, которое также употребляется для обозначения человека самого себя.

Современный взрослый человек из цивилизованного общества также неформально относиться к своему имени, хотя хорошо понимает его знаковую сущность. При необходимости человек может сменить имя. Но в обыденной жизни люди делают это весьма редко.

Насильственная смена имени приводит человека к личностному кризису. Так, проводимая в 80-е годы компания по смене имен так называемых турецких болгар и цыган, привели к личностным кризисам многих людей, которые подвергли этому испытанию. Люди стали чувствовать себя другими личностями и теряли перспективу жизни.

Понятие «имя» может иметь иносказательный смысл как выражение известности, достоинств: «Он приобрел имя.», « Человек с именем». Вл. Даль приводит в словесном обиходе выражения, представляющие имя человека как его человеческую сущность. «Я ведь не без имени овца.», « Хорошо тут и там, где по имени зовут.», «Под чужой потолок подведут, так и другое имя дадут.».

Отношение к имени человека, к различным имянаречениям складывается в процессе истории. Оно не статично на все времена. Некоторые значения при имя употреблении в прежднее время канули в Лету, другие сохранились и поныне. «Отношения» ребенка или взрослого со своим именем в разные моменты быта неоднозначны: от «невосприятия » значения обращения по имени, до болезненного напряженного внимания к тому, как произносится имя. Поэтому только тонкая индитификация с ребенком или взрослым других, выражаемая в способах обращения по имени, обеспечивает правильное взаимодействие, дает возможность поддерживать человека в его притезаниях на желаемое отношение к себе.

«Как тебя зовут?» – один из первых вопросов к ребенку, когда взрослый или сверстник вступает в общение с ним.

Ребенок очень рано индитифицируется с именем и не представляет себя вне его . Можно сказать, что имя человека ложиться в основу его личности. Ребенок отстаивает свое право на имя и протестует, если его называют другим именем.

Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя, к героям литературых произведений. В этом случае ребенок острее переживает события, происходящие с тезкой, заинтересованнее относится к его судьбе. Все, что имеет отношение к имени ребенка, приобретает для него особый, личностный смысл.

Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить. С именем ребенка начинается обращение к нему, поощрение («Толя хороший мальчик!») или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребенка раннего возраста начинает свое общение с окружающими, когда овладеет речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

Тонкая индификация с ребенком, выражаемая в способах обращения по имени, обеспечивает его личностную устойчивость, дает возможность ребенку в его притязаниях на желаемое отношение к себе.

В наше время имянаречение идет, прежде всего, по благозвучию, по сочетанию его с отчеством. И всё-таки во многих семьях его дают ребёнку в память дедушки или бабушки, в честь достойного подражания человека, и малыш знает об этом и чувствует внутреннюю связь с родственником или достойным красивым человеком.

Имя в детстве ложится в основу человеческого «я».«Я – Петя» - зто начало человеческого самосознания.«Именно я – Петя». А дальше начнёт кристаллизоваться вокруг этого ядрышка – структра самосознания личности.

Имя собственное имеет для каждого ребёнка особое значение. Имя представляет ребёнку особый вид отождествления (идентификация) с предком, с нацией. Старший дошкольник, если только ему объяснили это, знает, к какой национальностион принадлежит. Он может хорошо различать имена своей национальности и отличать их от имен других народов.

С имени начинает развиваться самосознание человека.«Я – Петя» - это не разделимо в сознании. И вдруг: «Иванов!» Отчужденное, ранящее. К своей фамилии в качестве обращения ребёнок ещё не привык.«За что? Что я сделал плохого?» – кричат все чувства малыша.

Анализируя литературу по данной проблеме, мы обратили внимание, что авторы условно выделяют два рождения личности, где важную роль отводят имени.

«Первое рождение» личности обусловлено следующими событиями в психической жизни ребёнка: он выделяет себя как персону (эт о происходит в раннем возрасте); формируется самосознание ребёнка, он выделяет себя как носителя определённого имени (имя собственное и местоимение «я» соединяются с определённым физическим типажом); ребёнок начинает отождествлять себя с именем и со своим физическим обликом.

«Второе рождение» личности, связанно с формированием мировоззрения и идеологии, активной воли.

Другие авторы указывают на то, что обобщённое знание о себе происходит вместе с появлением речи и благодаря ей . Сначало дети узнают название предметов внешнего мира, затем начинают соотносить своё имя с самим собой. Это подтверждает мысль о том, что ребёнок сначала познаёт себя как некоторый внешний предмет, а когда приходит к целостному представлению о себе, начинает, следуя за взрослым, называть себя, как и другие предметы, своим именем. Лишь к концу второго года жизни он полностью заменяет собственное имя местоимением «я».

Подводя итог, по материалам представленным в даннойглаве , мы пришли к следующему выводу: имя является не только принадлежностью того или иного человека, а является также той основной структурой, через которую возможно воздействовать на эмоции ребёнка и, следовательно, на общий эмоциональный настрой ребёнка.

Особенности отношения к имени на разных этапах онтогенеза.

«Имя» на разных возрастных этапах развития ребенка, а также его осознание и значение – различно. Так, в раннем возрасте ребенок хорошо усваивает свое имя. Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку, выступает как мерило его социальной защищенности, является решающими фактором в приобретении индивидуальности. Оно отличает ребенка от других и одновременно указывает на его пол (обычно детям не нравятся имена, которые могут пренадлежать как мальчикам, так и девочкам). Ребенок узнает свое имя прежде, чем фамилию, и пользуется именем в общении с другими. Имя индивидуализирует ребенка и одновременно идентифицирует его с определенной культурой.

На этапах онтогенетического развития это звено самосознания проростает сложными интегративными связями и определяет ценностные ориентации человека в его притязаниях на признания, в особенностях половой идентификации, в характере построения жизненных перспектив, а также в системе прав и обязанностей.

Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Идентификация с именем происходит с первых лет – ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложиться в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает возможность представить себя как обособленного от других исключительного индивида. Депривация ребенка посредством отношения к его имени (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия ко взрослому.

Собственное имяпредставляет некую индивидуальность перед другими. Пётр – имя, которое отличает Петра от Ивана, Николая, Василия и прочих. Имя, кроме того, отражает национальную принадлежность ребёнка. Ребёнок на слух усваивает имена своего народа, среди них он находит место и своему имени.

Психологически для ребёнка его имя – это он сам. Вне своего имени ребёнок не представляет себе самого себя.

Но прежде чем рассмотреть путь соединения компонента «имя» и местоимения «Я», рассмотрим, как происходит развитие личности ребёнка с нарушением интеллекта.

У ребёнка в раннем детстве с нарушениями интеллекта не складываются те предпосылки к развитию личности, которые обеспечивают формирование личности у нормально развивающегося дошкольника. Личность ребёнка с нарушениями интеллектаформирунтся с большими отклонениями как в сроках и темпах развития, так и по содержанию. Складывается иное отношение разных сторон личностного развития ребёнка. На базе 3 лет не появляются личностные проявления: самосознание, волевые проявления. Их поведение непроизвольное, «полевое». Ребёнок не может в ходе общения усвоить нормы поведения и понять их смысл.

В 4 года появляется желание подчиняться взрослому.

В элементарной деятельности необученных детей с нарушениями интеллекта наблюдается лишь c амые примитивныемотивы – интерес к внешнему виду игркшки , подчинение требованию взрослого, в редких случаях – интерес к процессу деятельности. Познавательные мотивы снижены. Под влиянием требований окружающих в дошкольном возрастеначинают формироваться навыки самообслуживания, правильного поведения в общественных местах.

Без обучения у детей с нарушениями интеллекта в эмоционально-волевой сфере наблюдаются трудности в регуляции поведения, не возникает потребность в произвольном управлении поведением. В своих действиях дети оказываются нецеленаправленными, у них нет желания преодалевать даже посильные трудности. Не всегда могут оценить трудность нового, не встречающегося в их опыте задания, и поэтому не отказываются от выполнения новых видов деятельности.

У детей не наблюдается также соподчинения мотивов; импульсивные действия, сиюминутные желания – преодалевающие мотивы их поведения. Натяду с этим речь взрослого может организовать деятельность школьника с нарушениями интеллекта, направить её, регулировать процесс деятельности и поведение ребёнка

В младенческом возрасте ребёнок ещё не осознаёт себя как такового, хотя отзывается на своё имя .

В раннем детстве, когда годовалому ребёнку говорят: «Иди ко мне Петенька! Хороший мой!», то он с готовностью и радостью тянет ручки и, если уже научился передвегаться , бежит. Можно сказать, что малыш отзывается на своё имя (по наблюдениям Мухиной В.С. дети уже в год стали соотносить своё имя с самим собой). Мера понимания, что это его собственное имя – Петя, весьма невелика. Здесь ребёнком узнаётся целый комплекс отношения к нему: доброжелательное обращение, ласковый призыв к общению, звучание знакомых уже словосочетаний («Где Петя?», «Иди ко мне, Петя!» и так далее) и многие другие ситуативно-значимые сигналы.

Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, так как постоянно слышит нежное обращение к себе. Ему нравятся все домашние варианты его детского имени, он уже знает, как его будут называть, когда он станет взрослым. «Сейчас меня зовут Митей, когда был маленький, звали Мотя, а когда выросту, меня будут называть Дмитрий Борисович»– с удовлетворением объясняет пятилетний Митя метаморфозы своего имени во время его жизни.

В дошкольном возрасте ребенок постигает ценность имени через утверждение своего достоинства. Имя и достоинство начинают соединятьсяв самосознании ребенка, с одной стороны, через сказки, фольклор, а с другой стороны – через реальные отношения с другими. Поощрение имени («Как тебя зовут!»; «Какое красивое у тебя имя!»), поощрения в достоинствах («Толя хороший мальчик!»; «Это лучше всех сделал Илюша!»), а также демонстрационное искажение имени вместе с обесцениванием личности («Толька дурак !») приучают ребенка ценностно относиться к своей персоне вместе со своим именем. Происходит целостное включение в самосознание ребенка имени и духовной индивидуальности.

Ребенок ограниченно, начиная с раннего возраста, идентифицирует свое имя с собой телесным. В дошкольном детстве он заметно продвигается в этом отношении. При благоприятных условиях ребенок дошкольного возраста чаще всего любит свое имя, т.к. постоянно слышит доброжилательное к себе обращение.

С поступлением в школу, ребенок точно рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем следует считаться.

В то же время, если сверстники с приязнью произносят имя ребенка, он испытывает чувство глубокого удовлетворения или и самим собой. Ведь, как совершенно справедливо писал Дж. Карнеш , для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи.

Именно в школе, в процессе постоянного общения со верстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Свою приязнь ребенок стремиться выразить таким же образом, – он учиться приветливым формам общения и обращению к другим по имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни.

В то же время, поступив в такую школу, ребёнок должен принять и другой тип обращения к себе – учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии.

В детской школьной культуре нередко возникает фамильярная манера обращения друг к другу через унизительные формы: Петька, Васька, Колька, Машка и т.д. Часто это становится детской культурой, нормой взаимодействия, когда дети внешне перестают реагировать на попирание достоинства друг друга. Учителю следует и в этом случае обратить внимание на то, как обращаются дети друг к другу. Пресечение недопустимых форм обращения друг к другу органичено внутренней установкой каждого ребёнка на ценностное отношение к себе и к своему имени. Исторически обусловленное уничижительное обращение людей друг к другу и принятие этого отношение среди непривелигированного сословия возмущало В.Г. Белинского, который в «Письме к Гоголю» с гневом писал: «Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Стёпками, Палашками .» Этоуничежение должно быть прервыно на уровне детской субкультуры. Только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивает ребёнку чувство собственного достоинства, уверенности к себе, дает возможность поддерживать его в притязаниях на признание.

Во многих районах России, где представители более 200 ее этносов проживают рядом, именно в начальных классах ребёнок, впервые вступая в более открытое взаимодействие с разнообразными социальными факторами, открывает удивительное многообразие имянаречений . Ребёнок мог до сей поры не сталкиваться с многообразием имен, которые впервые открываются ему в качестве знака, позволяющего причислить носителя имени к определенному социальному слою, этносу, религии предков.

Особое значение эта работа приобретает сегодня, когда многие дети и их семьи, попавшие в экстримальные ситуации социально-этнических проблем, техногенных катостроф , межэтнитческих и вооруженных конфликтов, вынуждены мигрировать. Наряду с множеством проблем, возникающих перед семьёй в связи с перемещением в новые регионы, у ребёнка может возникнуть собственная проблема, связанная с непривычным для окружающих одноклассников, - его имя.

Подростки проходят сложные социальные инициации в отношении своего имени. Депривируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки «круто» отстаивают своё право на приемлемое обращение по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее обращение по имени, есть показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания.

Итак, проследив особенности отношения ребёнка к своему имени на разных этапах онтогенеза. Можно сделать вывод о том, что с первых же дней жизни ребёнка необходимо бережно и уважительно относиться к ребёнку, прежде всего к его имени. Ведь взрослый обращается к ребёнку по имени, и от того, как он произносит это имя, зависит дальнейшая жизнь ребёнка, его отношение к себе, другим людям, к миру вообще.

Воспитатель обязан называть ребёнка по имени. И если он любит детей, он внемит себе в обязанность называть детей только по имени.

Кроме того, воспитатель должен знать, что каждому ребёнку из полноценной семьи, где его любят, имеет детское имя, которое создаёт особую атмосферу среди близких людей. Это детское имя часто рождено устами самого ребенка, – когда он был маленьким, он так себя называл. Поэтому появляются бесконечные Тусик , Лютик, Ля, Дюка и так далее – домашние прозвища детей, по которым трудно узнать гражданское имя Наташи, Илюши, Лены и Андрюши. Помимо имен в каждой семье присутствуют: «лапочка», «зайчик», «люба», «солнышко» и другие. Эти ласкательные слова употребляются как заместители имени и подчёркивают беспомощность и значимость для семьи самого ребёнка.

В сознании и в сфере чувств малыша его детское имя есть признание его ценности и его индивидуальности.

Воспитатель, приняв малышей на своё попечительство, чтобы успешнее воспитывать и обучать, в те моменты, когда они просто хорошие или когда заслуживают похвалы за усердие, поступит верно, если обратится к ребёнку по его детскому имени, назовёт его добрым словом.

Заключение.

В данной работе были рассмотрены основные этапы развития личности в дошкольном возрасте, отражены особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Было указанно на то, что имя входит первым компонентом в структуру самосознания.

Т.к. имя является единицей культурной и социальной действительности, а цель педагогики развитие гармоничной всесторонне развитой личности, следовательно, оно играет немаловажную роль в становлении личности ребёнка с нарушенным интеллектом. Значит, в дошкольном возрасте необходимо уделять должное внимание к имени ребёнка как личностному компоненту. От того, как обращаются взрослые, и окружающие сверстники зависит эмоциональный настрой ребёнка и отношение к окружающим его людям. Поэтому важно проводить игры, беседы, упражнения направленные на расширение знаний детей с нарушенным интеллектом о вариантах звучания своего имени и имён окружающих его людей. Неодходимо к этому процессу подключать как специалистов, так и родителей.

«Что в имени тебе моем?» — вопрошал неведомую собеседницу поэт. Над этим же вопросом, но в более широком смысле, человечество бьется не одно столетие, однако имена не торопятся раскрывать все свои тайны. Даже отъявленные материалисты и скептики не выбирают для своих детей первые попавшиеся имена, тем самым признавая, что имя становится визитной карточкой человека в социуме, частичкой его самого. Многие люди уверены, что индивидуальное наименование не только содержит в себе информацию о своем обладателе, но и способно участвовать в формировании его характера, влиять на дальнейшую жизнь. В связи с этим часто вспоминают знаменитую фразу «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Что уже говорить о человеке — существе живом и соединенном с мирозданием тысячами нитей!

Личные имена являются объектом изучения антропонимики — раздела науки ономастики. В ее рамках исследователи изучают их происхождение, эволюционное развитие, законы и особенности функционирования. У каждого имени, будь оно исконно славянским или заимствованным из иных языков, например, греческим и еврейским, есть своя история, свое значение. Первоначальное значение многих имен затерялось в толще веков, стерлось, перестало восприниматься буквально. Кроме того, не все люди интересуются значением своего имени, упуская тем самым возможность больше узнать о себе и своих жизненных перспективах. Между тем исследования современных антропонимистов направлены на составление психологического портрета типичного представителя того или иного имени, ведь еще раньше было обнаружено, что одинаково названные люди имеют много общего в характере, судьбе и даже внешности.

Разумеется, не стоит преувеличивать роль имени в формировании личности, но все же она заслуживает самого пристального внимания. Выбор имени для ребенка должен быть осознанным, продуманным, учитывающим разные факторы. В жизни взрослого человека также возможна смена имени, поэтому представленная на нашем сайте информация пригодится не только тем, кто ищет имя для новорожденного мальчика или девочки. Людям, не собирающимся менять свое второе «Я», более близкое знакомство со значением имен тоже может принести немало пользы — в частности, подсказать направления работы над собой, над совместимостью с окружающими и плодотворным взаимодействием с ними.

В этом разделе нашего сайта вы можете найти не только значения имен, но и разнообразную сопутствующую информацию, например, об именинах, удачных днях, полезные практические советы, экскурсы в историю и многое другое.

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА СПИСОК (русские), ЗНАЧЕНИЯ ЖЕНСКИХ ИМЕН:

Августа — царственная, царственная, священная (лат.)

Августина см. Августа

Авелина — см. Эвелина

Аврелия — золотая (лат.)

Аврора — утренняя заря (лат.)

Агата см. Агафья

Агафья (Агата) — добрая, хорошая (греч.)

Аггуль — белый цветок (тюрк.)

Агида — вера (араб.)

Аглаида — блистающая, великолепная, прекрасная (греч.)

Аглая — блистающая, великолепная, прекрасная (греч.)

Агния — чистая, непорочная овечка (лат.)

Агриппина — римское родовое имя (лат.)

Ада — нарядная (др. евр.)

Аделаида — благородная, высокорожденная (др. герм.)

Аделина — благоухающая (др. герм.)

Адель — благочестивая, благородная (др. герм.)

Адина — праздник, пятница (араб.)

Адриана — жительница Адрии (греч.)

Аза — утешение (араб.) или сильная, крепкая (др. евр.)

Азиза — носящая Бога (араб.)

Аида — польза, вознаграждение (араб.)

Айанте — фиалка (греч.)

Айна — зеркало (перс.)

Айта — живущая (азерб.)

Акулина (Акилина) — орлица (лат.)

Алана — самая значительная (араб.)

Алва (Альва) — богатая (лат.)

Алевтина — натирающаяся благовониями, чуждая дурного (греч.)

Александра — защитница людей (греч.)

Александрия — защитница людей (греч.)

Алена — см. Елена

Алешан — высокое достоинство (араб.)

Алима — знающая, ученая (азерб.)

Алина — благородная (герм.)

Алиса — благородная (герм.)

Алия — возвышенная (араб.)

Алла — другая (греч.) или благородная(герм.)

Алма — кормящая (лат.), питающая первым яблоком (казах.)

Алмос — бриллиант (татар.)

Альберта — блестящая, знаменитая (герм.)

Альбина — белая (лат.)

Альфа — первая (греч.)

Аманда — милая, достойная (лат.)

Амата — любимая (лат.)

Амелия — льстивая (греч.)

Амилия — см. Эмилия

Амина — находящаяся в безопасности (араб.)

Анастасия — воскресающая (греч.)

Анатолия — восточная (греч.)

Ангелина — вестница, ангел (греч.)

Андромеда — мужественная (греч.)

Анжела — вестница, ангел (греч.)

Анжелика — см. Анжела

Аника — непобедимая (греч.)

Анита — милая (герм.)

Анисия (Анисья) — исполнительница (греч.)

Анна — миловидная, симпатичная (др. евр.)

Антонина — противница (лат.). Римское родовое имя

Анфиса — цветущая (греч.)

Анфия — цветок (греч.)

Аполлинария — принадлежащая Аполлону (греч.)

Апрелия — апрельская (лат.)

Араминта — властная, спасительница (греч.)

Ариадна — привлекательная, любимая (греч.)

Арина — см. Ирина

Артемида — имя богини охоты (греч.)

Асима — защитница (азерб.)

Асия — утешающая, лечащая (азерб.)

Аста — горожанка (греч.)

Астерия — звездная (греч.)

Ася — воскресающая (греч.) Сокращенная форма имени Анастасия, ставшее самостоятельным

Атина (Афина) — имя богини мудрости (греч.)

Аурика — золотая (лат.)

Афанасия — бессмертная (греч.)

Афина см. Атина

Афродита — рожденная из пены морской волны, имя богини любви (греч.)

Аэлита — воздушная (греч.). Имя героини романа А.Н Толстого

Баву — повелительница (араб.)

Бавхар — драгоценный камень (перс.)

Балимат — пир, угощение (араб.)

Балия — святая (араб.)

Барбара — см. Варвара

Бахар — весна (араб.)

Бахарат — добрая весть (араб.)

Бахти — счастливая (узбек.)

Башарат — редкий цветок (перс.)

Беатриса, Беата — счастливая (лат.)

Белина — белая (слав.)

Белла — красавица (лат.)

Бенедикта — благословенная (лат.)

Береслава — оберегающая (др. русск.)

Берта — яркая, блестящая, великолепная (др. герм.)

Бирсавия — см. Вирсавия

Богдана — Богом данная (слав.)

Богигул — садовый цветок (тадж.)

Божена — данная Богом, божественная (слав.)

Боната — хорошенькая, милая, изящная (лат.)

Борислава — борющаяся за славу (слав.)

Бронислава — славная защитница (слав.)

Валентина — здоровая (лат.)

Валерия — сильная (лат.). Римское родовое имя

Валимат — см. Балимат

Валия — святая (араб.)

Ванда — смелая, бесстрашная (польск.)

Варака — ворона (морд.)

Варвара — чужеземка (греч.)

Василина — см. Василиса

Василиса (Василиса) — царица (греч.)

Васса — пустыня (греч.)

Вацлава, Вячеслава — наиболее славная

Веда — русалка (болг.)

Венгана — увенчанная (груз.)

Венера — имя богини красоты и любви (лат.)

Венцеслава — увенчанная славой (слав.)

Вера — вера (русск.)

Вероника — победоносная, несущая победу (греч.)

Веселина — веселая (болг.)

Веста — имя богини домашнего очага (лат.)

Виктория — победа (лат.)

Вилена — В.И.Ленин (сов.)

Вилора — аббревиатура «В.И. Ленин — организатор революции» (сов.)

Виола — фиалка (лат.)

Виолетта — фиалочка (лат.)

Вирджиния (Виргиния) — девственная (лат.)

Виринея — зеленая, цветущая, молодая (лат.)

Вирсавия — дочь клятвы (др. евр.)

Вита — жизнь (лат.)

Виталия — жизненная (лат.)

Влада — владеющая (слав.)

Владилена — В.И.Ленин (сов.)

Владислава — владеющая славой (слав.)

Власта — родина (чешск.)

Гайя — веселая (англ.)

Галима — преобладающая (араб.)

Галина — спокойная, безмятежная (греч.)

Галя — куница, ласка (греч.)

Ганна — милость (западнослав.)

Гаяне — красавица (тюрк.)

Гелена — см. Елена

Гелия — солнечная (греч.)

Гелла — солнечная, сияющая (греч.)

Генриетта — благородная красавица (др. герм.)

Георгина — от названия цветка

Герда — защитница (сканд.)

Гермина — воинственная (герм.)

Гертруда — воительница (сканд.) или героиня труда (сов.)

Гея — земля (греч.)

Гиля — цветок (азерб.)

Гиляра — успокаивающая, утешающая (татар.)

Глафира — изящная (греч.)

Гликерия — сладкая (греч.)

Глория — слава (лат.)

Горислава — яркая слава (слав.)

Гортензия — цветущая (лат.)

Гражина — грациозная, красавица (польск.)

Грета — жемчужина (герм.)

Гульнара — красивый цветок (араб.)

Гутфия — добрая женщина (араб.)

Дайна (Дина) — отомщенная (др. евр.)

Далара — возлюбленная (араб.)

Дамира — настойчивая, железная (татар.)

Дана — данная, дарованная (слав.)

Данара — золотая монета (араб.)

Даная — гречанка (греч.)

Даниела — «Бог мой судья» (др. евр.)

Дарина — владеющая богатствами (перс.)

Дарья — сильная, побеждающая (греч.)

Дебора — пчела (др. евр.)

Джамиля — прекрасная (араб.)

Джана — любимая (азерб.)

Джаннат (Джаннам) — рай (араб.)

Джемма — драгоценный камень, драгоценность (итал.)

Джулия — см. Юлия

Джульетта — см. Юлия

Диана — имя богини охоты (лат.)

Дина см. Дайна

Дита — народ (герм.)

Дия — божественная (греч.)

Доброслава — добрая слава (слав.)

Доля — судьба (слав.)

Доминика — госпожа (лат.)

Домна — госпожа, хозяйка (лат.)

Дона — зернышко (тадж.)

Дора — см. Феодора

Доросита — роса (греч.)

Дорофея — дар Божий (греч.)

Ева — живая, жизнь (др. евр.)

Евгения — благородная (греч.)

Евдокия — благоволение (греч.)

Евлалия — красноречивая (греч.)

Евлампия — приятный свет (греч.)

Евпраксия — счастье, благоденствие (греч.)

Евсевия — благочестивая (греч.)

Евстолия — нарядная (греч.)

Евфалия — пышноцветущая (греч.)

Евфомия — благочестивая, священная (греч.)

Екатерина — чистая, непорочная (греч.)

Елена — сияющая (греч.)

Елизавета — «клянусь Богом» (др. евр.)

Емилия — см. Эмилия

Есения — благополучная (греч.)

Ефимия — благочестивая (греч.)

Ефросинья (Евросиния) — радость, веселье (греч.)

Жанна — милость Божия (др. евр.)

Жилит — красавица (казах.)

Жозефина — Бог приумножит (др. евр.)

Жюльетта — см. Юлия

Забава — веселая (др. русск.)

Забира — твердая, сильная (араб.)

Зара — золото (араб.)

Зарема — алая заря (тюрк.)

Зарина — золотая (араб.)

Зарифа — остроумная, изящная (араб.)

Зафор — победа (араб.)

Захра — блестящая, светлая (азерб.)

Земфира — непокорная (лат.)

Зиба — красавица (казах.)

Зилите — синица (латыш.)

Зилла — тень (др. евр.)

Зинаида — принадлежащая Зевсу (греч.)

Зиния — гостеприимная (греч.)

Зиновия — жизнь данная Зевсом (греч.)

Зита — девушка (перс.)

Зияда — возвращающая (араб.)

Злата — золотая (слав.)

Зореслава — озаренная славой (др. русск.)

Зоя — жизнь (греч.)

Зулала — прозрачная, чистая (араб.)

Зухра — блеск, красота (араб.)

Иванна — см. Иоанна

Иветта — трилистник (фр.)

Ида — плодородная (греч.)

Изабелла — красавица (исп.)

Изольда — блеск золота (др. герм.)

Илария — веселая (греч.)

Илона (Иляна) — светлая (венг.)

Инга — зимняя (др. сканд.)

Индира — лунная (санскрит)

Инесса — см. Инна

Инна (Инесса) — бурный поток (лат.)

Иоанна — данная Богом (др. евр.)

Иоланта — см. Виола

Иполлита — распрягающая коней, имя мифической царицы амазонок (греч.)

Ираида — дочь героя, героиня (греч.)

Ирен — см. Ирина

Ирида — имя богини радуги, покровительницы женщин и брака (лат.)

Ирина — мир (греч.)

Исидора (Айседора) — дар Изиды (греч.)

Искра — огонек (русск., болг.)

Ия — фиалка (греч.)

Калерия — горячая, пылкая (лат.)

Калиса — прекрасная (греч.)

Камилла — девушка из знатной семьи (греч.)

Капитолина — от названия одного из семи холмов в Риме (лат.)

Карима — щедрая женщина (араб.)

Карина (Карине) — вперед смотрящая (лат.)

Каролина — королева, королевская (герм.)

Касима — распределяющая (татар.)

Касиния — служанка (лат.)

Кассандра — охотница на мужчин (греч.)

Кира (Кириена) — госпожа, хозяйка (греч.)

Кириена см. Кира

Кирилла — госпожа, хозяйка (греч.)

Клавдия — хромая. Римское родовое имя. (лат.)

Клара (Клариса) — ясная, светлая (лат.)

Клементина — виноградная лоза (греч.) или милостивая (лат.)

Клеопатра — слава отца (греч.)

Конкордия — согласие (лат.)

Констанция — постоянная, верная (лат.)

Кора — дева, девушка (греч.)

Кристина (Христина) — посвященная Христу (греч.)

Ксения — чужестранка, гостья (греч.)

Лавиния — изменница (лат.)

Лада — милая, хорошая (слав.)

Лариса — чайка или от названия города Лариса (греч.)

Лаура — увенчанная лаврами (лат.)

Леда — мифическая героиня, пленившая своей красотой Зевса (греч.)

Лейла — ночь (араб.)

Леонида — львиная, дочь льва (греч.)

Леонила — львиная, подобная львице (лат.)

Леонтина — дочь льва (греч.)

Лея — телица, телка (др. евр.)

Лидия — жительница Лидии — области в Малой Азии (греч.)

Лика — сладкая (греч.)

Лилиана — лилия (лат.)

Лилита — ночь (др. евр.)

Лилия — см. Лилиана

Лина — скорбная песнь (греч.)

Линда — красивая (исп.)

Лиона (Леона) — львица (лат.)

Лия — см. Лея

Лола — сорная трава (лат.)

Лолита — скорбь, печаль (исп.)

Лорна — покинутая, исчезнувшая (др. герм.)

Любава — любимая (др. русск.)

Любовь — любимая (ст. слав.)

Людмила — милая людям (ст. слав.)

Люция (Люцина, Люсьена, Лючия) — светлая, светящаяся (лат.). Римское родовое имя

Мавджи — сияние, блеск (тадж.)

Мавра — темная, матовая (греч.)

Магдалина — из города Магдала в Палестине (др. евр.)

Мадина — город (араб.)

Майя — в индийской мифологии имя прародительницы Вселенной, в греческой — богиня, мать Гермеса

Малания см. Мелания

Малика — царица (араб.)

Мальвина — слабая, нежная (герм.)

Манана — милостивая (груз.)

Манефа — данная, дарованная (др. евр.)

Мануш — сладкая (арм.)

Маргарита — жемчужина (лат.)

Мариам (Марьяна, Марьям) — отвергающая, горькая, терпкая (др. евр)

Марианна — морская (лат.) Возможно, контаминация имен Мария и Анна

Мариетта — см. Мария

Марина — морская (лат.)

Марица — венгерский вариант имени Мария

Мария — желанная, печальная (др. евр)

Марселина — см. Марцелла

Марта (Марфа) — владычица, госпожа (арам.)

Мартина — находящаяся под покровительством Марса (лат.)

Марфа см. Марта

Марцелла — молоточек (лат.)

Масума — защищенная (араб.)

Матильда — опасная красота (др. герм.)

Матрена — почетная дама (лат.)

Медея — волшебница (греч.)

Мей — май или цветок боярышника (англ.)

Мелания (Малания) — черная, темная, смуглая (греч.)

Мелисса (Милица) — пчела, медовая (греч.)

Мелитина — см. Мелисса

Мила — милая (слав.)

Милада — милая, ладная (болг.)

Милена — милая, нежная (слав.)

Милитта — имя вавилонской богини плодородия (греч.)

Милица — южнославянский вариант имени Мелисса

Милица см. Мелисса

Минна — любовь, нежность (герм.)

Минодора — дар месяца (греч.)

Мира — см. Мирра

Мирослава — мирное слава (слав.)

Мирра — миртовое дерево (др. евр.); «мировая революция» (сов.)

Митродора — материнский дар (греч.)

Млада — юная, младшая (южнослав.)

Модеста — скромная (лат.)

Моника — одинокая (греч.)

Муза — женское божество, покровительствующее искусствам (греч.)

Надежда — надежда (слав.)

Наиль (Наиля) — дар, подарок (тюрк.)

Наина — невинная (др. евр.)

Нана — маленькая, младшая (груз.)

Наргюль — гранатовый цветок (тюрк.)

Наталья (Наталия) — родная (лат.)

Нелли — светлая (греч.)

Неонила — молодая, новая (греч.)

Ника — победа (греч.)

Нимфодора — дар нимфы (греч.)

Нина — от имени образователя Сирийского государства Ниноса (греч.)

Нира — красивая (др. евр.)

Ниса — женщина (араб.)

Новелла — новенькая (лат.)

Нонна — девятая (лат.)

Нора — предсказательница (др. сканд.)

Ноябрина — в честь победы революции (сов.)

Одетта — благоуханная (лат.)

Ойгуна — луна (киргиз.)

Оксана — украинская форма имени Ксения

Октавия — восьмая (лат.)

Октябрина — в честь победы революции (сов.)

Олеся — лесная (белорусск.)

Олимпиада — воспевающая небо (греч.)

Ольвия — счастливая (греч.)

Ольга — священная, святая (др. сканд.)

Павла (Павлина, Паулина) — маленькая, малая (лат.)

Пальмира — паломница (лат.)

Патриция — аристократка, знатная особа (греч.)

Пелагея — морская (греч.)

Пинна — перламутровая раковина (греч.)

Поликсена — гостеприимная (греч.)

Полина — принадлежащая Аполлону (греч.). Сокращенная форма имени Аполлинария, ставшее самостоятельным

Прасковья — пятница (греч.)

Пульхерия — красивая (лат.)

Рада — веселая, радостная (слав.)

Радмила — милая, радостная (слав.)

Раиса — легкая (греч.)

Рашель — см. Рахиль

Рахиль — овечка (др. евр.)

Ребекка (Ревекка) — верная жена, берущая в плен (др. евр.)

Регина — царица, королева (лат.)

Рема — гребец (греч.) или «революция-электрификация-механизация» (сов.)

Рената — возрождающаяся (лат.)

Римма — римлянка (лат.)

Рита — см. Маргарита

Рогнеда — печальная (др. сканд.)

Роза — роза, красный цветок (лат.)

Розалия — роза (лат.)

Роксана — предсказательница (греч.)

Ростислава — приумножающая славу (слав.)

Руфина — рыжая, золотая (лат.). Римское родовое имя

Руфь (Рут) — подруга (др. евр.)

Сабина — сабинянка (др. евр.)

Саида — счастливая (араб.)

Сакина — спокойствие, тишина (араб.)

Салмаз — немеркнущая (азерб.)

Саломея — мирная, спокойная (др. евр.)

Салтанат — власть, правление (казах.)

Сара — см. Сарра

Сарра (Сара) — родоначальница, мать множества людей (др. евр.)

Сафа — чистая, довольная (татар.)

Светлана — светлая, чистая (слав.)

Северина — серьезная, строгая (лат.)

Севил — любимая (азерб.)

Селина (Селена) — луна (греч.)

Семира — любящая голубей (перс.)

Сепфора — певчая птица (др. евр.)

Серафима — пламенная, огненный ангел (др. евр.)

Сибилла (Сивилла) — пророчица (греч.)

Сильва (Сильвия) — лесная (лат.)

Симона — послушная, услышанная Богом (др. евр.)

Симха — радость (др. евр.)

Сируш — красавица (арм.)

Ситара — звезда (араб.)

Сияна — сильная (болг.)

Славяня (Славена) — славная (слав.)

Снежана — снежная (болг.)

Созия — оберегающая (греч.)

Сона — фазан (азерб.)

Сосанна см. Сусанна

София (Софья) — мудрость (греч.)

Сталина — от И.В. Сталин (сов.)

Станислава — вершина славы (слав.)

Стелла (Эстелла) — звезда (лат.)

Степанида — увенчанная (греч.)

Стефания — см. Степанида

Стояна — прямая (болг.)

Сузанна — см. Сусанна

Сюзанна см. Сусанна

Сулу — красивая (татар.)

Сусанна (Сосанна, Сузанна, Сюзанна) — белая лилия (др. евр.)

Суфия — благочестивая (татар.)

Тавифа — серна, косуля, газель (др.евр.)

Таира — чистая (араб.)

Таисия — плодородная (лат.)

Талия — жизнерадостная (греч.)

Тамара — финиковая пальма (др. евр.)

Тамила — мучительница (др. русск.)

Татьяна — устроительница, устанавливающая правила (греч.)

Текла — см. Фекла

Текуса — рождающая (греч.)

Теодора см. Феодора

Тереза — охраняющая, защищающая (греч.)

Трифена — живущая в роскоши (греч.)

Ульяна — см. Юлиана

Урсула — медведица (лат.)

Устинья (Юстина) — справедливая (лат.)

Фаина — сияющая (греч.)

Фарида — жемчужина (араб.)

Фатима — отнятая от груди (араб.)

Феврония — лучезарная (греч.)

Фекла — слава Божья (греч.)

Фелиция (Фелица, Фелиса, Феликса) — счастливая (лат.)

Феодора (Федора, Феодора, Федотия, Теодора) — Божий дар (греч.)

Феодосия (Федосья) — Божий дар (греч.)

Феона — божественное разумение (греч.)

Феофила (Феофилла) — любезная, любимая Богом (греч.)

Фиврамна — рожденная в феврале (лат.)

Фиделина — преданная (лат.)

Физа — излучающая свет (араб.)

Филиппия — всадница (греч.)

Филофея — боголюбивая (греч.)

Флавия — золотистая (лат.)

Флора — цветущая, имя римской богини природы цветов и весны (лат.)

Флорина (Флорентина, Флорида) — усеянная цветами, цветущая (лат.)

Фортуната — счастливая (лат.)

Фотина — светлая, лучистая (греч.)

Фрида — верная (герм.)

Хава (Хавва) — см. Ева

Хаврония — см. Феврония

Халианта (Гелианта) — солнечный цветок (греч.)

Хариса (Харита, Харитина) — изящная, прелестная (греч.)

Хельга — см. Ольга

Хенриетта — см. Генриетта

Хина (Хиона) — снежная (греч.)

Хиона — см. Хина

Хлоя — нежный цветок, зелень (греч.)

Хриса — золотая (греч.)

Хрисана — златоцветная (греч.)

Хрисия — см. Хриса

Христина — см. Кристина

Хумар — птица счастья (перс.)

Царина — царица (болг.)

Цветана — цветущая (болг.)

Цезарина — режущая (лат.)

Целестина — небесная (лат.)

Цецилия (Сесилия) — слепая (лат.)

Чара — очаровательная (слав.)

Ширафа — священная (араб.)

Шэломоха — мирная, приветливая (др. евр.)

Эвелина — лесной орех (ст. фр.)

Эвредика — найденная (греч.)

Эдина — возвышенная (др. сканд.)

Эдита — отдающая приказы (лат.)

Электра — сияющая, лучистая (греч.)

Элеонора — Бог — мой свет (евр.)

Элиза — милость Божия (др. герм.)

Элина — светлая (герм.)

Элла — светлая (герм.)

Эльвира — защитница людей (герм.)

Эльга см. Ольга

Эльза — неспокойная (др. герм.)

Эльмира — звезда (араб.)

Эмилия — ревностная (лат.)

Эмма — льстивая (др. герм.)

Энигма — загадка (греч.)

Энида — жизнь, душа (др. герм.)

Эра — эра (лат.)

Эрика — богатая, могущественная (др. сканд.)

Эрна — сказочница (др. сканд.)

Эрнестина — см. Эрна

Эсмеральда — изумруд (исп.)

Эстер — звезда (др. евр.)

Эсфирь — звезда (др. евр.)

Ювеналия — юная (лат.)

Ювента — имя римской богини юности (лат.)

Юдифь — иудейка (др. евр.)

Южана — южная (сов.)

Юзефа — Бог прибавит (польск.)

Юлиана — см. Ульяна

Юлия — кудрявая, пушистая. Римское родовое имя (лат.)

Юмру — круглая, полнотелая (азерб.)

Юна (Уна, Юнна) — единственная (лат.)

Юния — римское женской имя (лат.)

Юнона — вечно молодая, имя римской богини — жены Юпитера, покровительницы брака (лат.)

Юстина (Устина) — справедливая (лат.)

Ядвига — воительница (польск.)

Яна (Яна, Янина) — Богом данная, милость Божия (др. евр.)

Ярослава — яркая слава (слав.)

«Как корабль назовешь, таким и будет плавание» - эта поговорка, как и любая другая народная мудрость, возникла не просто так.

Имя человека - это мощный носитель информации о нём. Даже официальная статистика уже давно определила, что носители одного и того же имени похожи друг на друга по характеру, образу жизни, а иногда и внешне.

Влияет ли имя на личность и судьбу его носителя или все зависит от окружения человека?

Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Скорее всего, оба варианта ответа по-своему верны.

Когда человек рождается, и его называют тем или иным именем, он на подсознательном уровне начинает формировать своё Я в соответствии с характеристиками этого имени:

Звуковая характеристика

Сочетание звуков в имени играет очень важную роль. Если звучание вашего имени гармонирует с внутренними ритмами, вызывает в подсознании какие-либо положительные эмоции: гордость, уважение, то есть нравится вам – у вас гораздо больше шансов стать счастливым и успешным человеком, чем если вы будите каждый раз испытывать дискомфорт при его звучании и завидовать людям с красивыми именами. По этому поводу психологи советуют – не бояться бумажной волокиты и обязательно менять паспортное имя на желаемое.

Исторические корни

Каждое имя обладает своим персональным образом, сложившимся в ходе истории. Имена великих людей ассоциируются в общественном сознании с определенными стремлениями и достижениями. Узнавая про подвиги своих тезок, человек обретает источник дополнительной уверенности в том, что и он может так же.

Недаром в королевских династиях разных времен одни и те же имена повторялись из поколения в поколение, и по сей день детей нередко называют в честь успешных и знаменитых людей.

Национальная характеристика

Как правило, когда человека называют его национальным именем, это уже само по себе делает его причастным к обычаям и культуре своей народности.

Но если вы хотите дать ребенку свободу выбора в самоопределении национальной принадлежности, лучше назвать его каким-либо международным именем (например: Лора, Денис и т.п.).

Значение имени

Изначально в качестве имен у наших далеких предков выступали «говорящие» словосочетания, несущие определенный смысл: «Быстрый олень», «Большой клык», «Зоркий глаз». Со временем имена обрели более простую и благозвучную форму, и их значение ушло с поверхности восприятия. Но у каждого имени, тем не менее, осталось своё индивидуальное толкование.

К примеру «Артур» толкуется как «медведь», а «Лариса» - как «чайка». Некоторые имена сохранили буквальное значение: «Любовь», «Надежда», «Гений».

Обычно у человека как минимум, два имени: паспортное (полное) и уменьшительное (Анна - Аня). И он совершенно по-разному реагирует и отзывается на них. Скажем, если бы вас постоянно называли полным именем, вы наверняка выросли бы немного другим человеком: потому что полное имя символизирует более уважительное, строгое отношение, чем его уменьшительная форма. И наоборот. Но вы признаёте, что и то и другое имя - ваши. Как бы "раздваиваетесь", подстраиваясь под них, тем самым расширяя уровень своего восприятия.

Люди же с одним постоянным именем (Денис, Глеб, Вера, Алиса…) более серьёзны и "однобоки", более постоянны и вдумчивы…

Рождаясь, каждый человек получает от своих родителей бесценный подарок – свою жизнь. А с ней – целый букет подарочков: мамины глаза, папин нос, бабушкино терпение и дедушкину целеустремленность. И свое имя.

Значение имени многое предопределяет. Именно оно может влиять на то, каким будет маленький человечек с самого детства – озорным или букой, непоседой или тихоней-увальнем, будет ли хватать все на лету или основательно изучать все новое и непонятное. Тайна имени хранит в себе ответы на эти и сотню других вопросов о характеристике человека.

В далеком прошлом истинные имена людей держали в секрете, только самые близкие люди знали настоящее имя того или иного человека.

А всем остальным было известно лишь выдуманное прозвище. Люди верили, что таким образом получат защиту от темных сил и им удастся избежать, например, насланной порчи.

Во все времена люди обращали внимание на значение имени. Обладая этой информацией заранее, можно как бы наделить человека теми или иными свойствами, а, может, даже и предопределить его судьбу. Ведь тайна имени раскрывает особенности характера, секреты успешного выбора профессии или счастливой личной жизни.

Узнать, что же такого специфического и общего можно заметить в обладателях идентичного имени, помогает характеристика имени. В современном мире ученые-антропонимисты проводят масштабные исследования, помогающие составить психологический портрет носителей одних и тех же прозваний.

Логично, что значение имени, его перевод или толкование не единственное условие, которое будет влиять на формирование личности человека.

Ведь недаром не все Никиты или Виктории – победители. Хотя, казалось бы, одни и те же имена должны сделать разных людей в выбранных качествах схожими.

Однако тайна имени – она на то и тайна. А, значит, кто-то, обладая ей, воспользуется своими преимуществами и реализует свой потенциал, а кто-то нет.

Происхождение имен

Сами имена, а, точнее, их происхождения, безусловно, влияют на то, какая будет соответствовать им характеристика имени. История каждого имени интересна и уникальна.

Некоторые из них, встречающиеся в повседневной жизни, очень органично вписались в нашу историю. А ведь если подумать, то большинство не являются исконно русскими.

И многие имена со значением непонятным или, наоборот, близким нам были в свое время заимствованы из языков разных народов – греков, арабов, скандинавов, тюрков и десятков других.

Даже самые ярые скептики и материалисты не выбирают имя для своего будущего ребенка просто так, наобум. И если не интересуются его значением, то думают хотя бы о его красивом и мелодичном звучании или сочетании с отчеством.

Хотя сейчас нечасто встретишь человека, который бы не задавался вопросом, что значит имя того или иного близкого человека или нового знакомого. Особенно часто задумываются об этом зрелые люди, ведь они могут с высоты прожитых лет и накопленного жизненного опыта сами назвать некоторые общие черты характера, встреченные ими у тех, кто носит одинаковые прозвания.

Подавляющее большинство людей (особенно прекрасная половина человечества) все же интересуется тем, что значит имя, выбранное ими для будущего сыночка или доченьки.

Потому что помимо таких критериев, как: красота, простота или, наоборот, заковыристость и редкость, дословный перевод или хотя бы приблизительное толкование имени имеют немаловажное значение.

И это правильно. Ведь если вы хотите, чтобы будущий человек был решительным и целеустремленным или добрым и отзывчивым, а, может, защитником людей, борцом за мир и справедливость, необходимые качества можно «заложить» в него вместе с выбранным наречением. Чтобы нужные «зерна» изначально были посажены в плодородную почву, а затем подкреплены соответствующим воспитанием.

Изучая происхождение и значение того или иного имени, будет нелишним поинтересоваться также судьбами и достижениями известных его обладателей, благо сейчас найти всю необходимую информацию особого труда не составляет.

Во-первых, это позволит вам расширить свой кругозор, во-вторых, предоставит возможность сделать самим определенные выводы относительно возможных талантов или областей деятельности, приносящих наибольшее удовлетворение или даже пользу обществу.

Иногда случается так, что человек с самого детства ощущает какой-то дискомфорт от того, как его зовут окружающие. Ему самому, а часто и остальным людям кажется, будто ему больше подходит другой вариант наименования. Это происходит, когда значение имени оказывается несовместимым с внутренними ощущениями или унаследованными чертами характера. Тогда он может придумать себе какое-нибудь прозвище, которое будет всем озвучиваться.

Не все об этом знают, но собственное прозвание можно официально поменять, заменив паспорт, достигнув при этом внутренней гармонии.

И помните, имя – не пустой звук. В нем – частичка истории, кусочек надежды, интересная и неповторимая судьба.

Не гонитесь за модой и «свежими» веяниями на имена – это все преходящее. Лучше основательно и всесторонне изучите всю имеющуюся информацию, оцените возможные плюсы и минусы, прислушайтесь к внутреннему голосу и интуиции. Только тогда делайте собственный, ни от кого не зависящий, выбор.

Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров

Адресован: учащимся начальной школы.

Участники проекта: педагоги, дети.

Тип проекта: поисково-исследовательский.

Цели проекта:

  1. с помощью изучения имён показать индивидуальность, неповторимость каждого человека;
  2. выявить роль имени в жизни человека.

Задачи проекта:

  1. изучить историю и значения имён;
  2. развивать навыки исследовательской деятельности;
  3. прививать любовь к своему имени и к имени окружающих.

Работа над проектом: Существует специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.

Что такое имя человека?

Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.

Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.

Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.

Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.

Роль имени в жизни человека:

  1. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.
  2. Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.
  3. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.

Информация, которую несёт в себе имя:

  1. Конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имен, и, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.
  2. Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.

История русских имён

Наши предки относились к именам очень бережно.

Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.

Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

  • Называли по внешним признакам: Крепыш, Хромой, Косой, Милава.
  • Называли по черте характера: Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна.
  • Называли по порядку рождения: Первуша, Третьяк, Одинец, Пятой.
  • Называли по прозвищу: Зайцев, Горяев, Нежданов.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

Социологическое исследование «Какие же имена есть в начальных классах нашей школы?»

Девочки

  • 1 место: Даша, Катя – 8
  • 2 место: Настя – 7
  • 3 место: Кристина, Ксения, Вика – 4

Мальчики

  • 1 место: Кирилл, Саша, Артём, Ваня, Максим – 5
  • 2 место: Илья, Андрей – 4
  • 3 место: Никита, Дима, Рома –3

Редкими оказались следующие имена

У девочек У мальчиков
Оля Айзирек Наташа Володя Эрик Рудик
Назрин Алина Ниана Эльнур Коля Алёша
Милана Саида Аня Марк Христофор Бабкен
Божена Диана Алсу Оганнес Роберт Егор
Сабина Карина Дамир Нурбек Вася
Эля Виталия Матвей Серёжа Антон
Полина Влада Юра Гена Элтун

А что же обозначают эти редкие женские имена?

  • Анна (Аня) (древнееврейское) – милость.
  • Алина (латинское) – другая, чужая.
  • Божена (древнеславянское) – под покровительством Бога.
  • Владислава (Влада) (древнеславянское) – владеющая славой.
  • Диана (латинское) – божественная.
  • Карина (латинское) – вперёд смотрящая.
  • Милана (древнеславянское) – милая.
  • Наталья (Наташа) (латинское ) – родная.
  • Ольга (Оля) (древнеславянское или скандинавское) – святая, священная, ясная, светлая, мудрая, роковая.
  • Полина (греческое) – многозначительная; (латинское) – маленькая.
  • Сабина (латинское) – сабинянка (название племени сабинян).
  • Элеонора (Эля) (греческое) – сострадание, милосердие.

А что же обозначают эти редкие мужские имена?

  • Антон (древнеримское) – вступающий в бой.
  • Алексей (Алёша) (древнегреческое) – защищать.
  • Бабкен (армянское) – младший сын отца.
  • Владимир (Володя) (славянское) – владеющий миром.
  • Василий (греческое) – царь.
  • Геннадий (Гена) (греческое) – благородный, великородный.
  • Дамир (тюркское) – настойчивый.
  • Егор (греческое) – земледелец.
  • Матвей (древнееврейское) – божий человек.
  • Николай (Коля) (греческое) – победитель народов.
  • Роберт (древнегерманское) – неувядаемая слава.
  • Сергей (Серёжа) (латинское) – высокий, высокочтимый.
  • Христофор (древне-греческое) – несущий Христа.
  • Эрик (древне-германское) – благородный предводитель

Социологическое исследование «Анкетирование в моём классе (3 «Б») и среди педагогов начальной школы»

Вопросы анкеты

  1. Что означает моё имя?
  2. Нравится ли тебе твоё имя?
    а) да,
    б) нет,
    в) не очень.
  3. Почему?
  4. Зачем человеку имя?

Результаты анкетирования в моем классе

  1. Что означает моё имя?
    знают – 17; не знают – 10.
  2. Нравится ли тебе твоё имя?
    да – 23; нет – 0; не очень – 4.
  3. Почему?
    «Да» – «имя чудесное и хорошее», «звучит и произносится красиво», «доброе и ласковое», «счастливое».
    «Не очень» – «хочу другое имя».
  4. Зачем человеку имя?
    «Чтобы понять, кого вызывают к доске», «позвать другого человека», «не путаться».
    Затруднились ответить – 4 человека.

Результаты анкетирования среди педагогов начальной школы

  1. Что означает моё имя?
    знают – все.
  2. Нравится ли тебе твоё имя?
    да – всем.
  3. Почему?
    «Очень нежное, красивое», «звучит строго и нежно», «в имени много твёрдых согласных», «значение имени совпадает с моей профессией», «встречается в русских сказках».
  4. Зачем человеку имя?
    «Имя задаёт программу жизни человека, его судьбу», «выделить из числа других людей», «имя даёт индивидуальность человеку».

Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.