Факторы стресса. Психические причины стресса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

21 век- эпоха стресса. Стресс реально поглотил жизнь каждого человека. Интересно, что это понятие пришло к нам из физики и появилось в психологии благодаря случайному наблюдению за лабораторными крысами. Все произошло благодаря нобелевскому лауреату - Гансу Селье, более семидесяти лет назад Селье употребил технический термин стресс, означающий нажим, воздействие на человек. Точнее, даже не на человека, а сначала на лабораторных крыс, над которыми он проводил эксперименты. Таким образом, стресс был определен, как «неспецифическая реакция организма на внешнее воздействие». То есть, Селье определил, что причиной патологических изменений является не само внешнее воздействие, а реакция организма крысы на это воздействие.

Статистика стресса.

· Россия: 70% населения постоянно находятся в состоянии стресса

· США: 60% испытывает стресс 1-2 раза в неделю, 30% -- каждый день

· экономические потери США от стресса составляют более 50 млрд долларов ежегодно

· из-за постоянных стрессов 80% людей чувствую хроническую усталость

· Россия: статистика вариантов избавления от стресса:

o Телевизор -- 46%

o Музыка -- 43%

o Алкоголь -- 19%

o Медикаменты -- 15%

o Спорт -- 12%

o Секс -- 9%

o Йога, медитация -- 2%

· 40 млн из 147 занятых в Европейском союзе страдают от стресса, что ежегодно обходится обществу в 19 млрд долларов США

· Часть жителей «Большой Европы» страдают различными последствиями стресса -- 13% отмечают периодические боли в голове, 17% -- в мышцах, 30% -- в спине

· По результатам социологических опросов стресс оказывает сильное негативное влияние на личную жизнь более чем 60% людей .

Думаю, надо признать, что стресс прочно вошел в жизнь современного человека. И каждый человек должен уметь управлять уровнем стресса, чтобы сохранять нормальное здоровье и высокую продуктивность в учёбе и на работе.

1. Стресс и стрессоры

Говоря о стрессах, люди часто имеют в виду события, вызывающие сильные эмоции. Это не удивительно, ведь наши реакции появляются практически одновременно с тем, что их провоцирует, и воспринимаются как часть происходящего. Однако, событие, само по себе, не является стрессом и даже не всегда определяет характер и силу реакции. Например, для кого-то шопинг - радость, другого он раздражает, а третьему - наплевать.

Следовательно, для того, чтобы найти источник энергии стресса важно отличать причину (стрессор) от следствия (стресс).

Стрессор это изменение, которое выводит организм из равновесия и, тем самым, вызывает физиологическую реакцию, направленную на выживание и восстановление баланса. Стрессор может быть внешним или внутренним; физическим, химическим, биологическим или психическим; реальным или воображаемым. Причем, воображаемый стрессор (например, предвкушение поцелуя) может вызвать такую же, а порой, и более сильную реакцию, чем реальный поцелуй. Умеренные стрессоры полезны и даже необходимы для нормальной жизни и развития, они вызывают полезную реакцию - эустресс.

Эустресс стимулирует и развивает ресурсы организма, укрепляя и оздоровляя его.

Однако, если изменения: слишком слабы или слишком сильны, слишком редки или слишком продолжительны, имеют особое психологическое значение для человека, то они могут вызвать дистресс, приводящий к декомпенсации систем и ресурсов организма.

Понятие стресса предполагает существование стрессора, воздействие которого вызывает состояние стресса. Можно выделить следующие стрессоры: действие стихий, ядов, (внешних или вырабатываемых организмом), гомеостатическое рассогласование, когда физиологические переменные выходят за допустимые границы, например, повышение температуры, недостаток воды, или возрастание кислотности или щелочей в крови.

Любой агент внутренней и внешней среды может стать стрессором в зависимости: 1. от интенсивности или от длительности его воздействия и 2. от того, как организм приспосабливается к нему. Например, кратковременное воздействие холода не вызывает стресса. Длительный холод порождает стресс. Поэтому в понятие стрессора входит время как одна из главных его характеристик.

Существует временная граница, временной порог воздействия агента, после чего этот агент может стать для данного организма стрессором. Стресс может быть вызван переутомлением, когда соответствующая деятельность или активность превышает не только временной порог, но и возможности организма.

Для порождения стресса, кроме указанных выше факторов, требуется неспецифическая, адаптивная реакция организма. Например, недостаток воды в организме вызывает приспособительную реакцию - жажда. Однако при продолжении лишения появляются симптомы адаптации к воздействию обезвоживания. Генерализованная реакция представляет собою команду типа «всем, кого это касается», изменить осмотическое давления во всех мембранах, для удержания воды в организме. В данном случае стресс является продуктом адаптивного поведения, которое порождает болезнь адаптации в зависимости от длительности лишения. Еще один стрессор. Поведение и его обстоятельства сами по себе могут стать стрессорами. Препятствия к достижению цели, конфликт становятся стрессорами и вызывают состояние стресса. Однако при низкой мотивации или отсутствия ее, эти же обстоятельства не вызывают стресса. Поэтому блокированное поведение может стать стрессором лишь вследствие возрастания мотивации. Путем сдерживания желания организм может уменьшить возможность стресса. Запрет становится стрессором только при условии сильного желания к нарушению запрета. Неадекватное поведение, как видно из предыдущих примеров, вызывает не приспособительное, а адаптивное поведение организма. Это позволяет рассматривать стресс как состояние, возникающее в результате неадекватного приспособления, изъянов управления функциональными системами организма и управления поведением организма в целом. Пищеварительная реакция на обиду или страх неудачи, является ошибкой в управлении организма собственным поведением и потому при достаточно частом повторении, эта ошибка порождает болезнь адаптации. Нельзя забывать о таком источнике стресса как эмоциональное заражение. В данном случае стрессором становится умственный акт идентификации с другими людьми. Эмоциональное заражение зависит от степени связей между людьми. Страх за любимого человека или сострадание вызывает в человеке состояние стресса. Точно так же происходит заражение иными эмоциями: гневом или злостью. Стресс может быть вызван действием космических факторов. Дисгармонии индивидуальных и космических ритмов могут вызывать болезни и конфликты в человеческих отношениях. Известно, что сдвиг фаз периодов индивидуальных ритмов активности двух человек на величину p и p/2 способствует возрастанию эмоциональной напряженности и конфликтам. Социальные факторы становятся стрессорами, если их изменения выходят за некоторые границы. Война, социальная нестабильность и угроза жизни близких являются сильными стрессорами. Точно так же в мирной жизни: потеря любви, собственности, близких - способны вызывать сильный эмоциональный стресс. Причиной эмоционального стресса, то есть стрессорами могут быть черты личности. Например, обидчивость или чувство неполноценности может вызывать стресс без влияния внешних стрессоров. Черты личности способствуют неблагоприятному для человека определению ситуации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Паранойяльная установка личности создает хронический эмоциональный стресс, приводящий к болезням адаптации, вызываемых постоянной готовностью отразить нападение и враждебного окружения. Эта хроническая готовность к борьбе вызывает и поддерживает стресс. Стиль мышления, обусловленный философией обыденной жизни, часто препятствует нормальному приспособлению к социальному окружению. Стрессорами могут быть и особенности умственною поведения и мышления, которые я именую патогенным мышлением. Например, склонность к интерпретации поведения близких, как отклоняющихся от некоторых культурных стандартов, вызывает у интерпретатора эмоциональный стресс. Отелло неправильно думал о жене в целом и о некоторых аспектах ее поведения и оказался в стрессе ревности и умер, успев, правда, сначала задушить жену. Его способность планировать, и осуществлять агрессию в больших масштабах имела приспособительное значение; иначе в воинственной, торговой венецианской республики он не получил бы звание генерала. Однако это же поведение применительно к жене оказалось адаптивным и для него смертельным .

2. Терминология и трудности определения стресса

В "Словаре физиологических терминов" отсутствует определение термина "стресс". Вместо этого дается определение "эмоциональный стресс" с синонимами - stress, напряжение, психологический стресс, нервно-психическая, эмоциональная напряженность, психофизиологический стресс.

Кроме этого, в литературе встречаются термины: физический, психоэмоциональный, информационный стрессы. В словаре подчеркивается, что прилагательное "эмоциональный" указывает особую роль эмоций в генезе стресса. Эмоциональный стресс, по мнению автора - это состояние тревоги, конфликта, эмоционального расстройства и т.д. - такие эмоциональные состояния, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями, либо считает их неразрешимыми. Иначе говоря, стресс по этому определению - есть эмоция или вызываемое отрицательной эмоцией состояние в неблагоприятных условиях . Очевидно, здесь перепутаны причина и следствие. Во-первых, стресс - это самостоятельный психофизиологический процесс, обеспечивающий определенный уровень активности организма. Эмоции тревоги, напряжения - вторичны. Во-вторых, стресс не всегда вреден. Но обратимся к Г. Селье, который и ввел это понятие. Селье разделял "стресс" и "дистресс". Стресс полезен, ведет к адаптации, дистресс - вреден и ведет к различным психосоматическим заболеваниям. Определение, данное в словаре, отражает реальное положение дел: практически все экспериментальные работы и клинические случаи - это последствия дистресса. Для Селье стресс был синонимом физического или психологического давления, нажима и напряжения, а дистресс - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда. По Селье, стресс может быть приятным и неприятным, дистресс - только неприятным, болезненным . Таким образом, произошла подмена понятий. В этом не было бы ничего страшного, но изменение понятий может привести и привело к изменению мышления исследователей, методологии и стратегии исследований, представлений о роли и значении самого стресса, о взаимоотношениях стресса, эмоций и функциональных состояний. Понять это важно и потому, что стресс - это генетически закрепленные комплексы реакций, имеющих адаптивное значение из-за опережающего включения механизмов, подготавливающих организм к той или иной реакции до осознания стрессора.

Остается неясным, есть ли различия, и в чем, при использовании терминов: психоэмоциональный, эмоциональный, психологический и физический стрессы. Как писал Селье: «Если мы хотим избежать вредных последствий изменения уровня стресса и одновременно не лишать себя аромата и вкуса жизни, нам следует знать природу и роль стресса».

Селье определил стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. В этом определении важно раскрыть понятие "неспецифический". Все стрессоры строго специфичны (будь они эмоциональными или физиологическими). В то же время, эти стрессоры имеют и нечто общее, неспецифическое - требование приспособиться к новым условиям. Это вынуждает организм адаптироваться к возникшей необычной ситуации. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым - это и есть сущность стресса.

Еще трудней для однозначного понимания - психологические определения, когда стресс рассматривают как часть динамической системы взаимодействия среды и личности, где физиологические реакции определяются психологическим воздействием на личность. А последняя уже управляет реакциями человека в стрессовой ситуации. Иногда встречаются даже выражения типа "психологические механизмы". Многочисленные данные нейронаук показывают, что есть мозговые механизмы (нейронные), функционирование которых лежит в основе психологических закономерностей. Здесь необходимо еще раз подчеркнуть, что стрессовые механизмы чаще всего включаются без участия сознания .

Трудности определения стресса упираются и в неоднозначность понимания того, какие требования к организму можно назвать стрессовыми. Мы уже упоминали точку зрения Селье, который считает стресс частью нашего повседневного опыта: умственные или физические усилия, эмоциональное возбуждение, утомление, боль. Иначе говоря, любые требования к организму - это стресс. Целый ряд авторов с этим не согласны. Так, существует точка зрения, что стресс как неспецифическая реакция возникает при действии чрезвычайного по силе раздражителя на организм. Некоторые рассматривают стресс как генерализованную реакцию напряжения в связи с действием угрожающих организму факторов, требующих интенсивной мобилизации адаптогенных механизмов, со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. Другие относят к стрессам только такие реакции, для которых характерно перенапряжение психологических и адаптационных механизмов. Кажется, что такие крайние точки зрения присущи экспериментаторам, для которых критерием служат явные морфо-функциональные изменения висцеральных органов или психические нарушения, больше подходящие для дистресса или вызванной им патологии .

Те или иные психические и психосоматические нарушения, возникающие у человека, зависят от природы действующего стрессора, его силы и продолжительности действия, а также от стрессореактивности самого организма. Стрессореактивность является генетически детерминированной особенностью нейроэндокринных механизмов реагировать на действие стрессоров.

Термин "стресс", предложенный медиками, казалось бы, не встраивается в систему психологических знаний. Однако если рассмотреть динамику изменения стрессового состояния под действием различных по силе стрессоров, то оказывается, что кривая, описывающая эти изменения, полностью совпадает с изменением уровня бодрствования. Известно, что поведение человека тем эффективней, чем ближе его уровень бодрствования к некоторому оптимальному уровню. При более высоких значениях готовность субъекта к действию и его поведение все больше дезорганизуется. При низких значениях эта готовность к действию снижается и может приводить к засыпанию. А если учесть данные биоритмологии о суточных изменениях содержания некоторых гормонов, то становится ясным, что нейроэндокринные механизмы, контролирующие определенный уровень стресса, и определяют тот или иной уровень бодрствования. Существует прямая зависимость: чем ниже уровень стресса, тем ниже уровень бодрствования и наоборот.

Разнобой мнений, касающихся терминологии, делает важным вопрос о выявлении объективных критериев стресса. Считается, что основными критериями возникновения стрессовой реакции должны быть объективные, значимые изменения ритмограммы сердца, индекса Баевского, устойчивое изменение тонического компонента кожно-гальванической реакции и появление в крови повышенных доз катехоламинов, превышение в крови кортизола. Обычно считают, что катехоламины мозга, выступая в роли нейрогормонов (локальных гормонов мозга), выполняют инициирующую роль в дальнейшем развитии стрессовой реакции. Адреналин и норадреналин усиливают выделение релизинг-факторов в гипоталамусе. А это ведет, в свою очередь, к усилению продукции аденокортикотропного гормона (АКТГ) и т. д. .

Предлагаемые критерии позволяют констатировать начало стрессовой реакции в ее первой (по Селье) фазе - фазе напряжения, когда на работу этих стрессовых механизмов не накладывается патология или истощение исполнительных механизмов .

Для более поздних фаз развития стрессовой реакции, когда организм находится на грани нормы и патологии (пограничные состояния), подходят разработанные рядом авторов системы групповых признаков:

1. Клинические - личная и реактивная тревожность, снижение эмоциональной стабильности.

2. Психологические - снижение самооценки, уровня социальной адаптированности и фрустрационной толерантности.

3. Физиологические - преобладание тонуса симпатической нервной системы над парасимпатической, изменение гемодинамики.

4. Эндокринные - повышение активности симпатико-адреналовой и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой систем.

5. Метаболические - повышение в крови транспортных форм жира, сдвиг липопротеидного спектра в сторону атерогенных фракций.

Таким образом, рассматривая существующие в литературе определения стресса, следует считать, что термином "стресс" определяется не реакция, а состояние гомеостаза обеспечивать нужную активность человека в определенных условиях среды. Стрессовая реакция - изменение уровня активности под влиянием тех или иных стрессоров. Дистресс - такое перенапряжение работы нейроэндокринных механизмов, которое вызывает нарушение деятельности (функциональные или морфологические) различных структур организма, приводя к развитию пограничных состояний и психосоматических заболеваний.

3. Ганс Селье

стресс аффект адаптационный

Ганс Селье -- канадский эндокринолог австро-венгерского происхождения.

Биография.

Ганс Селье родился в 1907 году в семье врача, имеющего собственную хирургическую клинику в городе Комарно (Австро-Венгрия). После развала Австро-Венгерской империи городок оказался на территории Чехословакии, и именно в этой стране Селье получил образование -- на медицинском факультете Пражского университета. Затем он продолжил учёбу в Риме и Париже.

В послевоенной Европе Селье не нашёл себе места и эмигрировал за океан, где возглавил институт экспериментальной медицины и хирургии (ныне -- Международный институт стресса).

Ещё в Праге, работая в университетской клинике инфекционных болезней, Селье обратил внимание на то, что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия появляются спустя несколько дней, а начальные симптомы одни и те же.

Тогда же он стал разрабатывать свою гипотезу общего адаптационного синдрома, согласно которой болезнетворный фактор обладает пусковым действием, включающим выработанные в процессе эволюции механизмы адаптации.

Селье рассматривал физиологический стресс как ответ на любые предъявленные организму требования, и считал, что с какой бы трудностью ни столкнулся организм, с ней можно справиться двумя типами реакций: активной, или борьбы, и пассивной, или бегства от трудностей или готовности терпеть их.

Селье не считал стресс вредным, а рассматривал его как реакцию, помогающую организму выжить.

В 1960 г ученики И.П.Павлова - академик П.К.Анохин и Э. А. Асратян пригласили Г. Селье в Москву для выступления с докладом на заседании Московского физиологического общества. Доклад вызвал ажиотажный интерес. С энтузиазмом его слушали члены коллектива кафедры физиологии 1-го и 2-го Медицинских институтов, а также физиологи МГУ и других научно-исследовательских и учебных заведений.

В последующие дни он посетил возглавляемую академиком П.К.Анохиным кафедру физиологии Первого Московского медицинского института, где ему был оказан теплый прием. На следующий день Г. Селье был гостем одноименной кафедры Второго Московского медицинского института, возглавляемого академиком Э.А. Асратяном. Следует отметить, что доклад Г. Селье, его образно и ярко доложенные идеи произвели на слушателей неизгладимые впечатление. Удалось избежать широкой огласки этого мероприятия и общение с ученым прошло в спокойной обстановке кабинета Э. А. Асратяна.

Интерес слушателей побудил Г. Селье, не ограничиваясь во времени, рассказать “за чашкой кофе” (не без армянского коньяка) наряду с научными положениями и случаи из своей жизни (и все на русском языке!).

Эта встреча запечатлена на представленной уникальной фотографии. Среди участников встречи Ганса Селье с академиком Э. А. Асратяном были так же будущий академик РАН П.В.Симонов, будущий заведующий кафедрой физиологии член-корреспондент РАМН профессор Г. И. Косицкий, профессор кафедры нормальной физиологии РУДН С. А. Чеснокова и другие ученики Асратяна.

По воспоминаниям С. А. Чесноковой Г. Селье оставил у всех впечатление не только крупного мыслителя, но и приветливого человека с интереснейшим неординарным мышлением полностью погруженным в свой внутренний мир .

Особенности проявления стресса у людей разных возрастных групп

Не только работа может послужить толчком к возникновению стресса. Часто стресс связан с принадлежностью человека к той или иной возрастной группе. Разумеется, детский, юношеский стресс и стресс людей преклонного возраста различаются по причинам, вызывающим их, но симптомы в большинстве случаев сходны.

Детские и подростковые стрессы.

Дети обычно кажутся менее подверженными стрессу, чем взрослые, так как они более жизнерадостны. Но, не проявляя физических симптомов -- хотя на самом деле они возникают, -- дети реагируют на стресс явными эмоциональными и поведенческими проблемами. Наличие таких проблем может четко свидетельствовать о том, что ребенок переживает стресс. Частые слезы, отстраненность, необъяснимая агрессия являются весьма распространенными признаками стресса.

Насторожить родителей должны и другие симптомы, появление которых свидетельствует о тяжелой травме, нанесенной ребенку, и о том, что он переживает стрессовую ситуацию.

Физические признаки:

1.нарушение сна, бессонница, лунатизм, избыточный сон (гиперсомния);

2.проблемы с едой или весом (избыточный или недостаточный);

3.частый плач без всякого повода;

4.скрип зубами во сне или наяву;

Поведенческие признаки:

1.возврат к поведению более раннего возраста;

Особенности стресса в пожилом возрасте.

Осознание факта старения само по себе иногда является стрессом. Людям, морально не подготовленным к тому, что в определенном возрасте в их внешности и образе жизни произойдут изменения, закрывающим глаза на очевидные признаки старения, приходится испытывать сильный стресс, когда от этой неприятной правды уже не уйти. Особенно тяжело, если процесс осознания совпадает с проблемами в личной жизни: отъездом детей, расставанием с любимым человеком -- его смертью или уходом к более молодому человеку, вынужденным выходом на пенсию, увольнением с работы по сокращению штатов и так далее.

Изменения физические- появление морщин, заболевания, перешедшие в хронические,- часто оказывают тяжёлое воздействие на душевное состояние человека.

Люди старшего возраста обычно испытывают два вида стрессов -- естественные для старения и создаваемые окружением. Стрессы от болезней, личных утрат, уменьшившегося дохода, выхода на пенсию и плохого жилья переплетаются с социальными стрессами, такими, как пренебрежение и отсутствие заботы, и ведут к изоляции, одиночеству и депрессии.

Один из сильнейших физиологических стрессов состоит в понимании, что способность подавляющего большинства стареющих людей учиться и выполнять умственную работу не изменилась. Тем не менее и в обществе, и на работе к ним начинают относиться с предубеждением. Это сильнейшее моральное потрясение вызывает депрессию, которая является самым распространенным душевным расстройством среди пожилых.

Кризис среднего возраста.

К 30--40 годам, так называемой середине жизни, принято подводить своеобразные итоги -- чего мы добились в жизни. Зачастую понимание факта, что прожита уже половина отпущенных лет и никаких особенных высот человек не достиг, становится причиной серьезного стресса. Для многих период между 30 и 40 годами может стать травмирующим.

Первоначальная реакция на наступление среднего возраста у мужчин и у женщин имеет большие различия.

Специалисты считают, что мужчины чаще испытывают тревогу, беспокойство, чувство неадекватности и чаще впадают в депрессию из-за того, что им не удается достигнуть намеченного к этому возрасту.

Различия между тем, как они планировали свою жизнь и положение в ней -- социальное, материальное, семейное, -- и тем, что имеется в реальности, зачастую довольно велики. Мужчины могут впадать в уныние по поводу своей карьеры, которая, как они считают, никуда не движется или перестала приносить прежнее удовлетворение. Работа, еще недавно радовавшая, теперь, под влиянием обуревающих мыслей о собственной никчемности и бесполезности, вызывает раздражение. А начинать какое-то другое дело, даже сулящее несомненные выгоды, мужчины в своем унынии не решаются, так как считают, что слишком стары для этого и, скорее всего, обречены до конца дней тянуть ненавистную лямку. Разумеется, оптимизма подобные мысли не прибавляют.

Женщины, напротив, испытывают больше радости и ощущения самореализации именно в эти годы. Как правило, они не так озабочены, менее одиноки и гораздо более позитивно настроены по отношению к себе и к своему будущему.

Все эти различия сходят на нет, когда средний возраст подходит к концу. И мужчины и женщины к 50--55 годам проходят через худшие стадии среднего возраста, становятся намного мудрее, уже умеют справляться с большинством проблем, разочарования личного плана не переживаются ими настолько остро, как в юношеские годы. Хотя, конечно, нельзя сказать, что окончание среднего возраста полностью защищено от стрессовых ситуаций .

4. Стресс физиологический, эмоциональный. Синдромы, субсиндромы и стрессоустойчивость

Синдром ответно-физической реакции на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма. Он одинаков как для человека, так и для животных. Отличие человека в том, что реакция может быть определена не только присутствием стрессора, но и его психологическим воздействием на личность. Таким образом, по отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психической защиты.

Стресс делят на Физиологический и Эмоциональный. Каким бы ни был стресс физиологический часто служит источником эмоционального, а эмоциональный, несомненно, влечёт за собой физиологический.

Эмоциональный стресс.

При нём фактором, вызывающим напряжение организма до уровней превышающих нормальные приспособительные реакции, является предвидение повреждения вследствие начавшего действие или прогнозируемого неблагоприятного фактора. Таким образом эмоциональный стресс не возникает если ситуация не воспринимается человеком, как опасная. Восприятие и оценка ситуации тесно связаны с когнитивными процессами, особенностями личности и предшествующим опытом человека. Обязательным атрибутом является тревога, затем страх, затем паника.

Физиологический стресс.

Проявляется следующим образом; на ранних стадиях эмоционального напряжения нарушается связь между различными функциональными системами организма человека и они начинают работать изолированно, напряжённо, пытаясь самостоятельно задерживать показатели на оптимальном уровне.

Развитие стрессовой ситуации.

Какова бы ни была причина стресса, в организме человека возникают одинаковые физические симптомы. Приспособительные механизмы, включающиеся в организме человека при воздействие стресса, называются общим адаптационным синдромом или стресс реакцией.

Три стадии развития синдрома:

1. Стадия тревоги (аварийная). Первоначальный отклик организма на опасность или угрозу, возникает для того, чтобы помочь нам справится с ситуацией. Традиционно стадии тревоги выделяют стадии шока и противошока. На фазе шока в кровь выбрасываются гармоны, учащается пульс, печень вырабатывает больше сахара. Поскольку в данной фазе ресурсы организма расходуются не экономно через некоторое время это становится угрозой для жизнедеятельности организма, наступает фаза противошока, при которой активизируются первые механизмы снижающие воздействие стресса.

2. Стадия сопротивления (резистентности). Наступает, если стрессогенный фактор слишком силён или продолжает своё действие достаточно длительный промежуток времени. Возникает стойкая адаптация к изменяющимся обстоятельствам: активность физиологических процессов резко снижается все ресурсы расходуются оптимально.

3. Стадия истощения. Наступает при длительном действии стрессогенного фактора. Но в этой стадии энергия исчерпана, физиологические и психические защиты сломлены, происходят стойкие дезодаптивные нарушения, возможен летальный исход.

Эмоциональные субсиндромы стресса:

1. Эмоционально поведенческий. Острые стресовые реакции направлены на защиту организма и выживание.

2. Вегетативные. Наступает мобилизация организма, сопровождающаяся повышенным вниманием и активностью.

3. Когнитивный. Изменения мыслительной активности.

4. Социально- психологический. Изменение общения в стрессовой ситуации.

Стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость- это устойчивость организма (эмоциональная и физиологическая) к воздействию стрессовых факторов.

Физиологические особенности, обеспечивающие стрессоустойчивость:

1. Тип нервной системы

2. Гармональные особенности.

Личные черты, обуславливающие стрессоустойчивость:

1. Уровень самооценки.

2. Уровень субъективного контроля.

3. Уровень личной тревожности .

5. Стрессовые события

Для того, что бы понять наши психологические реакции в обстановке угрожающей жизни, необходимо узнать больше о стрессе. Стресс - это не болезнь, которую можно вылечить, каждый из нас время от времени испытывает стресс. Стресс - это реакция на напряжение, ощущение, появляющееся в результате физического, эмоционального, ментального и духовного реагирования на жизненные затруднения. Любое событие может вызвать стресс, и, как каждый мог испытать, такие события не всегда приходят поодиночке. Часто стрессовые события случаются одновременно. Сами по себе они стрессом не являются, но вызывают его и поэтому называются стрессорами. Стресс - отклик на стрессоры. Как только организм распознает присутствие стрессора, он пытается защитить себя.

Испытывая стресс, организм стремиться либо побороть его, либо избавиться. Организм посылает внутренний сигнал SOS. Когда органы отвечают на него, возникают различные реакции. Тело освобождает запасенное топливо (сахар и жиры) для быстрого обеспечения энергией; дыхание ускоряется, чтобы насытить кровь кислородом; мышцы напрягаются, что бы быть готовыми к действиям. Механизм свертывания крови активизируется для предотвращения сильного кровотечения, чувства обостряются (слух становится более четким, зрачки расширяются, обоняние становится острее) для того чтобы быть настороже; сердечный ритм и давление крови усиливаются, что бы обеспечить больший приток крови к мускулам. Такое состояние позволяет организму справиться с потенциальными опасностями, однако организм не может поддерживать такой уровень настороженности бесконечно.

Стрессоры не слишком обходительны с нами -- появление другого стрессора не означает исчезновение старого, они накладываются друг на друга. Кумулятивный эффект незначительных стрессоров может привести к значительному расстройству. Сопротивление организма постепенно падает, а источники стресса продолжают свое действие, что приводит к истощению. На этом рубеже способность извлечь из стресса позитивные эффекты иссякает, и появляются признаки тревожного расстройства. Предупреждение стрессов и разработка стратегии избавления от них, это два ингридиента эффективного управления стрессом. Поэтому знать, какие стрессоры вы можете встретить, чрезвычайно важно. Рассмотрим некоторые из них.

Травма, заболевание и смерть.

Травма, заболевание или смерть, это то, с чем вполне реально может столкнуться человек стремящийся выжить. Возможно, нет ничего более создающего напряжение, чем остаться одному в незнакомой обстановке, столкнувшись с угрозой погибнуть от нападения или несчастного случая. Усилить напряжение могут травма или болезнь, ограничив вашу способность к перемещению, добыче пищи и воды, поиску укрытия, и самообороны. Даже если болезнь и травма не ведет к смерти, стресс усилится благодаря боли и дискомфорту. Только контролируя стресс, связанный с уязвимостью к травмам, болезням и смерти, можно набрать достаточно смелости для столкновения с опасностями, связанными с выживанием.

Неопределённость и потеря контроля.

Некоторые люди испытывают затруднения, действуя в обстановке, где не все ясно. Ситуация, угрожающая жизни может дать только одну гарантию: ничто не может быть гарантировано. Действия в ситуации когда информация об окружении и контроль за ним ограничен, приводят к колоссальному напряжению. Неопределенность и потеря контроля накладывается на стресс вызванный возможностью быть травмированным, заболевшим или убитым.

Окружающая среда.

Даже при идеальных условиях природа весьма грозна. Пытаясь выжить, человек борется со стрессорами погоды, местности, и многообразия существ населяющих территорию. Жара или холод, дождь, ветер, горы, болота, пустыни, насекомые, опасные рептилии и другие животные -- лишь некоторые из угроз, подстерегающих человека. В зависимости от того насколько человек сможет справиться со стрессом окружающей среды, она может стать либо источником воды и защитой, либо причиной крайнего дискомфорта, приведя к травмам, болезни или смерти.

Голод и жажда.

Без воды и пищи организм слабеет и, в конечном счете, умирает. Таким образом, запасы пищи и воды, с течением времени пребывания в угрожающей жизни ситуации, становятся все более важными. Для человека использовавшего свои припасы, поиск пищи становится значительным источником стресса.

Усталость.

Чем больше вы стараетесь выжить, тем больше вы устаете. Вполне вероятно, что усталость может достичь той точки, при которой стрессором станет постоянная бдительность.

Изоляция.

Быть частью команды, при столкновении с опасностью, дает определенные преимущества. Контакты с другими людьми обеспечивают чувство безопасности, чувство того, что кто-нибудь придет на помощь, если возникнет проблема. Значительным стрессором является то, что человек или команда должна рассчитывать на свои собственные силы.

Это не полный список стрессоров, с которыми вы можете столкнуться. Запомните, то что является напряжением для одного, может не быть таковым для другого. Ваш опыт, тренировка, личное мировоззрение, физическая и психологическая подготовка, уверенность в себе повлияет на то, что вы почувствуете создающим напряжение. Задача - не избежать стресса, а успешно справиться со стрессорами и заставить их работать на себя .

Заключение

Так как стресс имеет множество позитивных эффектов, он нам необходим. Стресс бросает нам вызов, тем самым давая шанс узнать наши достоинства и сильные стороны. Стресс показывает нашу способность справляться с трудностями, проверяет нашу приспособляемость и гибкость, побуждает нас выкладываться по полной. Так как мы обычно не рассматриваем незначительные происшествия как затруднения, стресс -- отличный индикатор значения события для нас, другими словами, он указывает на важность события.

Мы нуждаемся в некотором стрессе, но его передозировка может принести вред. Целью должно быть напряжение, но не перенапряжение. Слишком сильный стресс ведет к тревожному состоянию. Тревога вызывает напряжение, от которого мы пытаемся избавиться и которое предпочтительнее избежать. Ниже перечислены некоторые симптомы тревожного состояния, которые вы можете обнаружить у себя или своих товарищей, переживая сильный стресс:

· Трудности в принятии решений

· Вспышки ярости

· Забывчивость

· Недостаток энергии

· Постоянное волнение

· Предрасположенность к ошибкам

· Мысли о смерти или суициде

· Удаление от остальных

· Уход от ответственности

· Небрежность

Как вы видите, стресс может быть созидающим и разрушающим. Он может ободрить и обескуражить, продвинуть нас вперед, или остановить, сделать жизнь значимой или бессмысленной на вид. Стресс может вдохновить вас на успешные и максимально эффективные действия в ситуации, угрожающей жизни. Также он может вызвать панику и заставить вас забыть все навыки. Ключом к выживанию является способность справляться с неизбежным стрессом. Стремящийся выжить -- это тот, кто работает над своим стрессом, вместо того, что бы позволить стрессу работать над ним.

Список использованных источников

1. Арсентьев, Д. 21 век- эпоха стресса, статистика [электронный ресурс] http://www.openmindblog.ru/stress_1/

2. Газенко, О. Г. Словарь физиологических терминов / О. Г. Газенко. М.: Наука, 1987.- 445с.

3. Кандрор, В. И. Биография Ганса Селье [электронный ресурс] http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/131284/

4. Орлов, Ю. Стресс и стрессор [электронный ресурс] http://marina-dorih.ru/2010/10/07/

5. Селье, Г. На уровне целого организма / Г. Селье. М.: Наука, 1972.- 122с.

6. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. М.: Медгиз, 1960.- 255с.

7. Щербатых, Ю. В. Психология Стресса / Ю. В. Щербатых. М.: Эксмо, 2008.- 304с.

8. Элкин, Ален Стресс для чайников / Ален Элкин. М.: Вильямс, 2006.- 320 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и содержание, основные фазы стрессового реагирования по Г. Селье. Физиологическое обоснование стресса и оценка его влияния на психическое состояние человека. Способы управления и предупреждения данного явления, сглаживание его последствий.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2013

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Исследование психофизиологических основ стресса. Группы стресса: клиническая ("адаптационный синдром"); событийная (физиологические стрессоры). Понятие фрустрации. Психологическая характеристика аффекта. Стресс и здоровье, психосоматические болезни.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Понятие стрессового состояния, его характерные черты и влияние на деятельность человека. Сущность и стадии общего адаптационного синдрома. Стресс, его определение, механизм, симптомы, психологический и физический статус, способы терапевтического лечения.

    реферат , добавлен 11.10.2009

    Понятие общего адаптационного синдрома. Мобилизация психофизиологических ресурсов организма для адаптации в трудных условиях. Факторы, вызывающие стресс, стрессовая реакция. Генерализованный адаптационный синдром. Психологический стресс и успех.

    презентация , добавлен 24.08.2013

    Определение сущности стресса, его основные виды и причины появления. Фазы "общего синдрома адаптации" по Г. Селье. Выявление стрессового напряжения по физическим и психологическим сигналам. Негативное влияние стресса на здоровье, способы защиты от него.

    реферат , добавлен 08.06.2011

    Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса. Основные положения концепции стресса. Общий адаптационный синдром. Психологические аспекты стресса. Три фазы стресса. Устойчивость человека к стрессу. К чему приводит стресс. Способы борьбы со стрессом.

    реферат , добавлен 28.06.2008

    Понятие об эмоциях и чувствах, их функции и компоненты. Классификация и особенности эмоций и чувств, основные виды. Стадии общего адаптационного синдрома. Понятие о воле и структуре волевого акта. Настроение и аффект, чувство и стресс, их особенности.

    лекция , добавлен 28.06.2014

    Стресс как одна из основных причин расстройств функций органов, различных болезней, снижения сопротивляемости организма к инфекциям. Основные стрессоры семейной жизни: работа родителей, дети, планирование семьи, насилие в семье, финансовые стрессоры.

    реферат , добавлен 17.06.2011

    Основные характеристики стресса, его причины и последствия. Ганс Селье и его последователи. Физиологическое и психологическое понимание стресса. Способы регуляции эмоциональных состояний. Упражнения на концентрацию внимания. Современные взгляды на стресс.

В народе говорят, что все болезни от нервов. И это утверждение отчасти верное. Влияние стресса на здоровье человека - один из самых серьезных и актуальных вопросов сегодня. Быстрый ритм жизни, психологическое напряжение и желание все успеть дают о себе знать. Люди часто болеют, ссылаясь на переутомление или стресс. Что же это такое и каковы

Что мы знаем о стрессе?

Стресс давно является неотъемлемой частью жизни, пожалуй, каждого человека. Психологи под этим словом подразумевают особое и нервно-психическое напряжение. В современных условиях его практически невозможно избежать. При этом разные люди имеют разные реакции на одни и те же нагрузки. Так, например, одна группа реагирует активно, то есть их рабочая производительность продолжает расти до максимально возможного предела (психологи называют этот тип «стрессом льва»). Другая группа людей проявляет пассивную реакцию, т.е. их рабочая производительность сразу падает (это «стресс кролика»).

Кроме того, стресс может иметь острую форму. То есть происходит один раз и характеризуется тяжелым физическим и психическим потрясением. Примером такой формы могут быть несчастные случаи. Человек однажды попадает в затем наступает реабилитация. Однако есть длительная форма, когда стресс постепенно накапливается, подавляя человека. Это могут быть длительные конфликты в семье или типичная рабочая нагрузка.

Стресс и здоровье - взаимосвязанные компоненты. Чтобы отыскать ключ к выздоровлению от недугов, необходимо разобраться в причинах, которые вызывают стресс.

Причины

Причинами стрессов являются внешние раздражители, или стрессоры. Это дискомфортные ситуации, в которые попадает человек на работе, дома, на учебе и т. п. Они имеют различную природу, степень воздействия, последствия.

К стрессорам относятся и любые перемены в жизни человека. Но далеко не все ситуации можно расценить как негативные, давящие, стесняющие. Выраженность стресса глубоко индивидуальна. И корень ее таится в неопределенности и потере контроля над ситуацией. Во многом воздействие стрессоров зависит от осознания человеком личной ответственности и постановки личного участия в создавшейся постановке дел.

Классификация

Специалисты разделяют факторы, вызывающие стресс, на две основные группы: физиологические и психологические. Эта классификация базируется на природе стрессоров. По степени проявления стрессоры - это своего рода ограничения. Они могут быть реально действующими и возможными (или потенциальными).

Виды стрессоров второй категории зависят от психологических установок и индивидуальных способностей человека. Проще говоря, умеет ли он адекватно оценивать степень нагрузки и корректно распределять ее без ущерба своему здоровью.

Однако не всегда стрессоры - это внешние раздражители. Иногда стресс возникает из-за несоответствия желаемого с действительным. То есть фактор стресса фокусируется на самом столкновении внутреннего и внешнего мира человека. С этой позиции стрессоры делятся на субъективные и объективные. Первым соответствуют несовместимость генетических программ с современными условиями, некорректная реализация условных рефлексов, неправильная коммуникация и установки личности и др. К объективным стрессорам можно отнести жилищные и рабочие условия, чрезвычайные ситуации, взаимодействие с людьми.

Физиологические

К физиологическим факторам, вызывающим стресс, относятся:

  • Болевые воздействия
  • Экстремальные температуры, шум и световое воздействие
  • Прием чрезмерного количества определенных лекарственных препаратов (например, кофеина либо амфетаминов) и др.
  • В группу физиологических стрессоров можно отнести и голод, жажду, изоляцию. В зависимости от степени и длительности воздействия эти стрессоры могут нанести как существенный, так и незначительный вред здоровью.

    Типичной реакцией на физиологический стресс могут быть учащенное сердцебиение, напряжение мышц, дрожь (тремор) в конечностях, повышение артериального давления.

    Психологические

    По мнению специалистов, наиболее разрушительными для человеческого организма являются психологические стрессоры. Они условно делятся на информационные и эмоциональные:

  • Угроза самооценке или ближайшему окружению.
  • Необходимость срочного принятия решения.
  • Чрезмерная ответственность за кого-то или за что-то.
  • Конфликтные ситуации (различных мотивов).
  • Сигнал опасности и т.п.
  • Известно, что эмоциональные стрессоры по своему воздействию являются самыми глубокими. Они формируют в человеке обиды и страхи, которые со временем без адекватной оценки ситуации, словно сорняк, будут только разрастаться. Тем самым стресс и здоровье станут единым целым, деструктивным механизмом.

    Профессиональные

    Профессиональные факторы, вызывающие стресс, представляют собой смешанную группу. Они соединяют психологические и физиологические стрессоры. Это внешние раздражители и нагрузки, которые каждый человек испытывает на работе. Рассмотрим пример сотрудника службы спасения. Он наиболее ярко аккумулирует в себе максимальный уровень стрессоров. А именно с высокой ответственностью, психическим напряжением готовности, негативными окружающими факторами, информационной неопределенностью, дефицитом времени на принятие решений и опасностью для жизни.

    Примечательно, что стрессоры имеют свойство «заражать» собою массы. На том же примере сотрудника службы спасения можно увидеть, что стрессу подвергается не только исполнитель задания, но и коллектив, и семья сотрудника. Это обусловлено психологическими факторами взаимодействия, доверия, солидарности в социуме. Таким образом, человек при распределении внутренней нагрузки и резервов избавляется от накапливаемого напряжения.

    Последствия стресса

    Влияние стресса на здоровье человека, независимо от его степени воздействия, является негативным явлением и имеет довольно широкий спектр психологических, физических и социальных последствий. Все их можно разделить на:

    • Первичные - проявляются на психологическом и интеллектуальном уровне в связи с возникновением экстремальных ситуаций (потеря внимания, утомление, психоневротические состояния).
    • Вторичные - возникают в результате неудачных попыток преодолеть дезадаптивное состояние. Среди таковых последствий наблюдаются эмоциональное «выгорание», злоупотребление никотином, алкоголем или успокоительными препаратами, снижение работоспособности, агрессивные или депрессивные состояния.
    • Третичные - соединяют в себе психологическую, социальную, интеллектуальную и физическую стороны. Они могут выражаться в деформации личности, учащении конфликтов с окружающими людьми из-за внутренней неустроенности, в разрыве семейных и рабочих связей, потере работы, учебы, пессимизме и социальной апатии. Крайней степенью третичных последствий выступают суициды.
    Стресс - совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Причиной стресса является стрессор - стимул, который может запустить в действие реакцию борьбы или бегства.
    С. А. Разумов (1976) разделил стрессоры, участвующие в организации эмоционально-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:1) стрессоры активной деятельности: а) экстремальные стрессоры (боевые действия); б) производственные стрессоры (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени); в) стрессоры психосоциальной мотивации (экзамены);
    2) стрессоры оценок (оценка деятельности): а) «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, воспоминание о горе, ожидание угрозы); б) победы и поражения (победа, любовь, поражение, смерть близкого человека); в) зрелища;
    3) стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщение (конфликты в семье, в школе, угроза или неожиданное известие); б) психосоциальные и физиологические ограничения (сенсорная депривация, мускульная депривация, заболевания, ограничивающие общение и деятельность, родительский дискомфорт, голод);
    4) физические и природные стрессоры: мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, травмы, темнота, сильный звук, качка, жара, землетрясение.
    Кратковременные стрессоры - это повседневные неприятности (могут быть малыми или средними по негативной значимости), которые требуют минуты для адаптации.
    К продолжительным стрессорам относятся критические жизненные события, травматические события, которые требуют качественной структурной реорганизации в структуре личности человека и сопровождаются не только кратковременными эмоциями, а стойкими аффективными реакциями; требуют больше времени на адаптацию, чем повседневные стрессоры; Хронические стрессоры долго действует во времени: в результате всё время повторяющихся неприятностей семье, перегрузок на работе, или после серьёзных, субъективно-значимых событий (развод, к примеру).
    Стрессовые реакции бывают:
    Типичные эмоциональные стрессовые реакции - это реакции двух типов: стенические (гнев, злость) или астенические (страх, печаль, обида).Среди поведенческих реакций также можно выделить два крайних полюса поведения: реакция бегства или реакция борьбы.
    Реакция борьбы или бегства иногда называется стрессовой реактивностью. Эта реакция, заключается в увеличении мышечного напряжения, учащении сердцебиения, повышении артериального давления и нервного возбуждения,и др. (подробнее физиологию стресса мы рассмотрим в ходе следующей лекции). Такая реакция готовит нас к быстрым действиям. При этом наш организм вырабатывает вещества, которые в дальнейшем не используются. Потом это сказывается на нашем здоровье.
    Чем дольше мы находимся в измененном физиологическом состоянии (длительность) и чем больше это изменение отличается от нормы (степень), тем больше вероятность, что такая стрессовая реактивность обернется для нас болезнью. Из этих двух показателей — длительность и степень — длительность является наиболее важным.

    Лекция, реферат. 19. Виды стрессоров и стрессовых реакций - кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.






    Введение …………………………………………………………………………….2

    1. Стрессы в организационном поведении ………………………………………...3

    1.1. Сущность стресса …………………………………………………………….3

    1.2. Динамика стресса …………………………………………………………….6

    2. Причины и факторы стресса ……………………………………………………..8

    2.1. Внешние стрессоры …………………………………………………………9

    2.2. Стрессоры, связанные с организацией ……………………………………11

    2.3. Групповые стрессоры ……………………………………………………. 15

    2.4. Роль характера личности на развитие стресса у человека ……………….15

    3. Методы борьбы со стрессом ……………………………………………………18

    Заключение …………………………………………………………………………22

    Список использованной литературы ……………………………………………. 23

    Введение

    Умение саморегуляции становится крайне важным в условиях повышенной стрессогенности нашей деловой и личной жизни.

    Определить, что такое стресс, - трудно, но еще труднее его квалифицировать. Стрессы создаются окружающей обстановкой, которая требует адаптируемого поведения. Причиной их возникновения могут быть различные факторы, начиная с незначительных нарушений привычной обстановки вплоть до серьезных обстоятельств, как, например, болезнь, тяжелая семейная утрата, развод и т.д.

    В организации существуют ситуации, которые провоцируют состояние психического напряжения, отрицательно воздействуя на людей, вызывая у них стресс. Формула стресса такова: «деятельность – перенапряжение – отрицательные эмоции».

    Исследования воздействия стресса на человека связаны с медици­ной и работами Г. Селье, считающегося первооткрывателем стресса. Проводя исследования по поиску гормонов, он обнаружил, что по­вреждение живой ткани вызывается практически любым негативным воздействием, названным им синдромом общей адаптации , а десятилетием позже появился термин «стресс».

    Стресс в современном мире превратился в источник вполне оправданного беспокойства и одну из основных тем теории организационного поведения и практики управления человеческими ресурсами. Например, только в США стресс обходится производству и огромную сумму (порядка 70 млрд. долл. в год). Он снижает производительность труда, способствует прогулам, негативному физическому и психологическому состоянию и самочувствию работников, потере до 10% прибылей компаний. Специалисты в сфере здравоохранения свидетельствуют, что до 90% жалоб пациентов связаны с различными функционально-психологическими расстройствами, вы­званными стрессами.

    1. Стрессы в организационном поведении

    1.1. Сущность стресса

    Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма.

    Стресс обычно воспринимается как негативное явление вызван­ное какой-либо неприятностью (болезнь близких, объявление выго­вора начальником подчиненному за какую-нибудь мелочь в работе, причем, может быть, и не по его вине). Однако есть и позитивный стресс, называемый ю-стресс (от греч. - «хороший»), связанный с радостными событиями (встреча с любимым, привлекательным или уважаемым знакомым, предложение повышения по службе и т.п.).

    Заметим, что стресс:

    · не просто беспокойство, охватывающее эмоциональную и психологическую сферы человека (стресс охва­тывает дополнительно и физиологическую, и социальную сферы);

    · не просто нервное напряжение;

    · не обязательно нечто вредное, плохое, чего следует избегать.

    Ведь существует и ю-стресс. Поэтому главное состоит в том, как человек реагирует на стресс. Стресс неизбежен, однако его негативного воздействия можно избежать или, по крайней мере, эффективно его контролировать.

    Сегодня синонимом стресса все чаще выступает ставшее попу­лярным понятие «истощение», являющееся одним из видов стресса и характеризующееся эмоциональным истощением, потерей лично­стной ориентации, заниженной самооценкой. Оно чаще всего при­суще сотрудникам,

    работающим в сферах, связанных с коммуника­циями людей, а также в образовании, медицине, государственном и муниципальном менеджменте, общественной деятельности и др.

    Нахождение личности в организации, выполнение различного рода заданий, освоение нововведений достаточно часто сопровождает­ся усилением стрессовых состояний человека.

    Понятие «стресс» заимствовано из техники, где оно означает спо­собность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Лю­бая конструкция имеет предел напряженности, превышение которого ведет к ее разрушению.

    Перенесенное в сферу социальной психологии, понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомне­ний. Следует уточнить, что все экстремальные воздействия могут выве­сти из равновесия и физиологические, и психологические функции.

    Действия стресса тесно связаны с потребностями личности, невозможностью реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление физиологических возможностей и включаются психологические механизмы защиты.

    Таким образом, стресс личности - состояние общего напряжения организма, возникающее в результате различных причин. Физиологи­ческий механизм возникновения стресса состоит в следующем. При первом же признаке опасности сигналы из мозга приводят тело в состояние необходимости действовать. Надпочечные железы проду­цируют адреналин, норадреналин и кортикоиды. Эти химические эле­менты приводят организм в состояние повышенной активности на ко­роткий промежуток времени, однако если железы вырабатывают их в течение долгого времени, могут возникнуть негативные последствия. Кровь отливает от кожи к мозгу (усиливается его активность), а также к мускулам, подготавливая их к действиям. Эта цепная реакция разво­рачивается очень быстро, и если она запускается как ответ на единичную экстремальную ситуацию, то не влечет за собой никаких пагубных последствий. При многократном повторении в долговременной перс­пективе может привести к вредным последствиям.

    Человек в состоянии стресса способен на невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки, мобилизуются все резервы орга­низма и возможности человека резко возрастают, но на некотором интер­вале времени.

    Например, когда мать с ребенком переходила улицу, произошла ава­рия и автомобиль наехал на детскую коляску. Чтобы вытащить своего ребенка, хрупкая женщина на глазах столпившихся пешеходов припод­няла машину и вытащила коляску с младенцем.

    Продолжительность этого интервала и последствия для организма у каждого человека свои. Наблюдениями выявлено, что тяжелая фи­зическая нагрузка способствует нейтрализации действия «гормона стрес­са»: чем суровее условия жизни, тем сильнее мобилизуются резервы организма, но при условии, что человек настроен на выживание.

    Как отметил директор Института нормальной физиологии К. Су­даков, если стресс продолжается многие месяцы и стал пусковым мо­ментом какого-то заболевания, вернуть физиологические функции орга­низма в норму практически невозможно.

    В целом стресс - явление достаточно обычное и часто встречаемое. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организации при вы­полнении поставленных задач. Психологи считают, что человек больше и чаще страдает от нанесенных ему оскорблений, чувства собственной незащищенности, неопределенности завтрашнего дня.

    Разновидностей стрессов существует достаточно большое количество, в обобщенном виде они представлены на рис.1.




    Рис. 1. Виды стрессов личности

    Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или сущест­вующей длительное время) значительной нагрузки на человека, в ре­зультате которой его психологическое или физиологическое состояние находится в повышеном напряжении (длительный поиск работы, пос­тоянная спешка, выяснения отношений).

    Острый стресс - состояние личности после события или явления, в результате которого у нее те­ряется «психологическое» равновесие (конфликт с начальником, ссора с близкими людьми).

    Физиологический стресс возникает при физиче­ской перегрузке организма (слишком высокая или низкая температура в рабочем помещении, сильные запахи, недостаточная освещенность, по­вышенный уровень шума).

    Психологический стресс является следствием нарушения психологической устойчивости личности по целому ряду причин: задетое самолюбие, незаслуженное оскорбление, несоответ­ствующая квалификации работа. Кроме того, стресс может быть ре­зультатом психологической перегрузки личности: выполнение слишком большого объема работ, ответственность за качество сложной и про­должительной работы. Вариантом психологического стресса является эмоциональный стресс, который появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды.

    Информационный стресс возникает в ситуациях инфор­мационных перегрузок или информационного вакуума.

    1.2. Динамика стресса

    Для определения наиболее рациональных способов воздействия на человека в состоянии стрессовой ситуации необходимо иметь пред­ставление о динамике развития состояния внутреннего напряжения (рис. 2).

    Воздействия, вызывающие стресс называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на клетки организма, к ним относятся боль, гипоксия, изменение осмотического давления внутренней среды, температуры, чрезмерная физическая нагрузка, давление, длительное голодание, словом все изменения, которые нарушают постоянство параметров внутренней среды организма. Понятно, что все эти стрессоры могут воздействовать как на интеро-, так и на экстерорецепторы. Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют и биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи. В соответствии с видом стрессора принято выделять физиологический и психологический стресс. Мы считаем, что такое выделение не правомерно т.к. на все виды стрессоров организм на первом этапе реагирует стереотипной реакцией. Можно лишь условно, для того, чтобы лучше разобраться в механизмах реакции, выделить физиологические, биохимические и психологические компоненты, или механизмы стресса.

    Генетически-конституциональная модель стресса

    Сущность данной теории сводится к положению о том, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств.

    В генетически-конституциональной теории стресса Fuller J.L. и Thompson W.R. способность организма сопротивляться стрессу, т.е. его стрессоустойчивость, зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генотипом и некоторыми физическими характеристиками (фенотипом), способными снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу. Генетически определяющими реактивность организма являются темперамент и свойства нервной системы, которые обусловливают смену активности индивида и его систем в условиях значимых воздействий, смену субъективной окраски эмоциональных реакций и смену уровней чувствительности к стимулам. Такие свойства темперамента, как экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость не способствуют формированию стрессоустойчивости.

    Психодинамическая модель стресса

    Психодинамические теории стресса. Устойчивость к стрессу может рассматриваться и с позиции психодинамического подхода, наиболее полно отраженного в положениях теории З. Фрейда. Термины «стресс» и «стрессоустойчивость» введены в научный обиход значительно позднее, чем возник психоанализ, однако, многие положения психоанализа имеют непосредственное отношение к проблеме стрессоустойчивости. Это касается, прежде всего, понятия «тревоги».

    В своей теории Фрейд описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства. Сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности, повышая тем самым стрессоустойчивость.

    Второй тип - травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника и выступает фактором понижения стрессоустойчивости. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги, по мнению З. Фрейда, является сдерживание агрессивных инстинктов.

    Для описания результирующих симптомов этого состояния З. Фрейд ввел термин «психопатология повседневной жизни». В ситуациях, способных привести к неврозу, т.е. при втором типе тревоги, «Я» применяет механизмы психологической защиты.

    Модель стресса H.G. Wolff

    Заслуживает внимания исследование H.G. Wolff (Harold George Wolff), который провел большую работу в области выявления связей между стрессом и заболеваниями. По его мнению, стимулы внешней среды и внутренние конфликты приводят к субъективным переживаниям, реакциям и изменениям личности, которые сопровождаются соответствующими физиологическими, биохимическими реакциями и изменениями. Когда организм встречает опасность, в нем возникает интегральная и комплексная стрессовая реакция. H.G. Wolff установлена зависимость таких реакций от природы аттитюдов и мотивов поведения человека, при этом стрессовые реакции возникают как от физических, так и от символических опасностей.