Общественно историческая природа сознания. Отличие психики человека от психики животных

Биологической предпосылкой общественных отношений была стая, в которой каждая особь чувствовала себя защищенной, получала помощь от других. Фактором, который обусловил превращение стаи в общество, выступила трудовая деятельность, то есть такая, которая осуществляется людьми при совместном изготовлении и использования орудий.

Изменение условий жизни, ухудшение климата обусловили уменьшение возможностей удовлетворения первичных потребностей. Предки человека вынуждены были или вымереть, или качественно изменить свое поведение, приспособиться к новым условиям, чтобы выжить.

Первобытный человек нашел выход в осуществлении совместных трудовых действий. Инстинктивно общение постепенно менялось общением на основе «производственной» деятельности. Совместная деятельность и взаимный обмен продуктами деятельности способствовали превращению стаи в общество.

Возникновение трудовой деятельности влияло на развитие общественных отношений, которые, в свою очередь, способствовали совершенствованию трудовой деятельности. С усложнением трудовых процессов связано развитие высшей формы психики человека — сознания, для которого характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и преобразование окружающей среды.

Постепенно орудия труда, которые делают люди, усложняются, и происходит специализация, за ними закрепляются постоянные операции. Именно из-за этого возникают качественные отличия среды человека и среды животного, которое не живет в мире постоянных вещей.

Созданные людьми орудия выступают материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, действий, деятельности. С усложнением орудий их изготовление происходит через разделение операций между многими членами общества одновременно. Деятельность постепенно становится осознанной, осмысленной, поскольку конечная цель ее — удовлетворение потребности в пище — становится все более удаленной, и понять это может только человек с развитым логическим мышлением.

Таким образом, изменяя природу, человек изменяет прежде всего себя.

Под влиянием труда закрепляется новая функция руки: она развивается одновременно и как орудие для хватки, и как орган познания объективной действительности через активное обследование (прикосновение), которое дает знания о существенных свойствах предметов материального мира. То есть рука является не только органом труда, но и продуктом.

Вследствие специализации руки как органа труда сформировалось ее представление в головном мозге, что повлекло увеличение массы и изменения структуры мозга. Развилось прямо хождение. Эти изменения способствовали быстрому удовлетворению потребностей человека и рождению новых, материальных, собственно человеческих потребностей.

Таким образом, работа обусловила развитие человеческого общества, формирование человеческих потребностей и развитие человеческого сознания, которое уже не только отражает, но и преобразует мир. Это, в свою очередь, формировало потребность в общении и речи. Язык и сознание неотделимы. Язык расширяет границы сознания. Итак, речевое общение, как и труд, является важным фактором развития сознания и самосознания людей.

Высшим уровнем отражения является сознание. Согласно материалистической концепции сознание-это способность высокоорганизованной материи отражать материю.

Для возникновения сознания одних биологических предпосылок недостаточно. Новый способ жизнедеятельности человека – его предметно-практическая деятельность – есть необходимое условие формирования человеческого сознания. Общественный труд формирует человеческое сознание. Трудовой способ деятельности порождает надобность в знании, потребность в понимании объективных законов вещей и процессов. Это необходимо человеку уже для первого акта его трудовой деятельности – изготовление орудий труда. Сознание продуцирует продукты второй природы, которыми живет человек и которые удовлетворяют его потребности. Человек начинает противопоставлять себя природе, выступая субъектом ее познания и преобразования. Одновременно с этим и сам человек становится объектом познания. У человека возникает самосознание.

Феномен общественного сознания невозможно понять верно, не уяснив в достаточной степени значение ключевого слова этой философской категории - собственно сознания и особенно его свойства быть продуктом, функцией, способом или формой существования высокоорганизованной материи - головного мозга человека.

Идея о том, что мозг есть орган мысли, возникла в глубокой древности и ныне является общепринятой в науке. Вся попавшаяся в поле моего зрения марксистская литература едва ли не слово в слово приводит положения, уходящие своими корнями в высказывания К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Вот как об этом говорится в книге "Диалектический и исторический материализм".

"Развитие науки и практики убедительно показало, что именно головной мозг является органом психической деятельности человеческого индивида. Он представляет собой сложно организованную систему, реализующую и постоянно совершенствующую функции отражения. Головной мозг насчитывает примерно 12 миллиардов нервных клеток. Но сложность системы определяется не столько числом элементов, сколько числом связей между ними. В этом отношении головной мозг демонстрирует поистине грандиозное, практически неисчислимое множество функциональных связей.

Сознание не существует вне деятельности головного мозга, отрыв сознания от мозга неизбежно ведет к идеализму и дуализму." (1)

В других источниках приводится еще большая цифра - до 15 миллиардов нервных клеток, входящих в структуру мозга. Дело, конечно, не в абсолютно точном определении этого количества, тем более, что вполне вероятно, что оно не постоянно в процессе жизни человека и может отличаться у разных людей. Дело в том, что это количество, и, главным образом, количество и характер связей между нервными клетками, возникающих в головном мозге человека в процессе его функционирования, позволяет говорить об его уникальности, об отсутствии его природных аналогов на нашей планете, о единственности головного мозга человека, как субъекта сознания.



В связи с этим необходимо говорить о двух аспектах этой уникальности. С одной стороны, это уникальность мозга "человека вообще", человека абстрактного, как субъекта сознания, его единственность среди всех известных объектов и систем материального мира.

С другой стороны, это уникальность, неповторимость, единственность головного мозга и его сознания каждого конкретного человека, каждого из миллионов и миллиардов представителей рода "homo sapiens". Весь ход развития естествознания, наши новейшие представления о функционировании мозга позволяют сделать вывод о том, что мозг каждого конкретного человека реализует лишь одну систему связей нервных клеток, лишь одну структуру из громадного, трудно представимого числа потенциально возможных связей и структур. И каждая такая конкретная реализация многообразных потенциальных возможностей есть единичное проявление всеобщего человеческого разума, человеческого гения.

Сознание является продуктом мозга, продуктом высокоорганизованной материи, функцией мозга; мозг же является органом сознания, органом мышления. Называя сознание продуктом материи, мы не хотим сказать, что сознание, порождаемое материей и зависимое от нее, существует как нечто внешнее ей, наряду с ней

Итак, сознание есть продукт деятельности мозга. Но оно возникает и формируется в мозгу только благодаря материальной связи мозга с внешним миром. Мозг связан с внешним миром через периферические органы чувств: глаз, ухо, слизистые оболочки носа, сосочки языка, нервные окончания кожи и т.д. Ощущения возникают в мозгу только тогда, когда до мозга доходит нервное возбуждение, вызванное раздражающим действием на органы чувств тех или иных материальных факторов.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений

Основа трудовой теории антропогенеза была заложена в диалектико-материалистической философии и базировалась на материалистической теории эволюции (исторического развития) органического мира Земли.

Трудовую теорию антропогенеза можно свести к четырем основным положениям:

1. Ключ к разгадке происхождения человека и его сознания заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Как говорится, оббивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировались человек и общество. Труд создал самого человека и его сознание - это первое условие человеческой жизни

2. Сознание с самого начала есть общественный продукт, и остается им до сих пор, пока вообще существуют люди - и в этом его сущность. Поэтому переход (скачок) от биологической формы отражения к социальной (сознание) есть одновременно переход от высших животных (человекообразных обезьян) к человеку, от природы к обществу.

3. Вместе с тем, как подчеркивал Ф. Энгельс, сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков), а потом к социальной системе знаков - к языку.

4. Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее коллективного (общественного) характера стали возможны благодаря переходу некоторых видов обезьян к прямохождению и, следовательно, к развитию руки.

Социальная сущность сознания

Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. Человеческое сознание зависит не от биологических факторов, телесной организации, хотя зависит - пол, возраст, национальность, физическое самочувствие, но от общения с людьми, через приобретения навыков, предметных действий.

Сознание возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. В ХХ веке возникает теория отражения. Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения.

Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Это целостное духовное образование, включающее в себя идеи, чувства, взгляды, теории, в которые общество не только осознает себя и свое общее бытие в реальном существовании, но и его активно преобразующую роль, которая начинает свое преломление в поступательном развитии общества и его бытия. Индивидуальное сознание - продукт деятельности отдельного индивида в предметном мире.

Фомы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Классификация:

1) по предмету отражения: политическое сознание отражения отношения между классами, нациями, государствами к проблеме власти.

2) по формам отражения: наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий, моделей.

3) по особенностям своего развития, сопоставляя науку и искусство.

4) по выполнению ими социальных функций.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека
Сознание - высшая форма психики. Сознание не является результатом естественного природного процесса. Наличие сознания дает возможность переживать такие состояния, которые естественным образом сами по себе появиться не могут. Деятельность животные осуществляют по отношению только к тем предметам, которые для них жизненно значимы (биологически значимы) Т.е. мотив и предмет деятельности слиты (направлены биологической потребностью).
Строение деятельности человека принципиально носит другой характер. Появляется разделение предмета и мотива деятельности, хотя в основе многих действий лежат биологические потребности. Для осуществления деятельности человеку одного мотива явно недостаточно. Необходимо учитывать еще и объективные свойства тех условий, в которых деятельность осуществляется, необходимо учитывать объективные свойства самого предмета деятельности. Человек должен контролировать себя, свою деятельность, т.е. возникает масса опосредованных звеньев на уровне сознания.
невозможно вывести из его индивидуального опыта. В ходе своей жизни человеку приходится осваивать опыт предшествующих поколений.
Можно сказать, что сознание - это нечто между нашими головами, полевое образование. Наличие сознания всегда связано с погружением в определенное символическое поле. Человек способен воспринимать символы в отличие от животных. Символ подразумевает всегда нечто большее, чем его непосредственное значение. К пониманию содержания символа невозможно прийти чисто логическим путем и также нельзя его получить только из опыта.
Сознание формируется под влиянием характера, особенности человека, окружающих факторов. Человек воспринимает то, что для него значимо.
Сущность сознания социальная. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в т.ч. и физиологических предпосылок. С. могло возникнуть только на уровне общества, а способность мыслить лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений, овладением миром культуры. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует. Выделяют следующие моменты:
1. в процессе биологической эволюции человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка и т.п.)
2. используются предметы труда
3. простейшие трудовые навыки совершенствуют мозг
4. потребность передать информацию
5. возникает язык
 переход от обезьяны к человеку. Необходимость труда вызвала появление труда и органов речи. Труд оказал влияние на совершенствование органов чувств. Сознание это высшая форма отражения действительности, это результат длительного общественно-исторического развития. Сознание это свойство высокоорганизованной материи.
Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения.

6. Общественная природа сознания

Возникновение сознания связано прежде всего с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.

В этой включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры и заключаются принципиальные основания общественной природы человеческого сознания. Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщение ее к общественному сознанию и формирования в силу этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в активном их включении в реальную совместную деятельность, в конкретные общения в процессе этой деятельности.

К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых закреплен, отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и пр. человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм, выступая их носителем. Осуществляя оценку ситуации, человек вынужден фиксировать свое отношение к действительности и тем самым выделять себя в качестве такового. Эта фиксация определенной позиции по отношению к заданной ситуации, выделение себя как носителя такой позиции, как субъекта соответствующего ей активного отношения к ситуации и составляет характерную черту сознания как специфической формы отражения.

Взгляд сознания на мир – это всегда взгляд с позиций этого мира культуры и соответствующего ему опыта деятельности. Отсюда и характерное для всех видов сознания – практически-предметного, теоретического, художественного, нравственного и т.д. – своеобразное удвоение отражения – фиксация непосредственно данной ситуации и рассмотрение ее с позиций общей нормы сознания. Тем самым сознание носит четко выраженный характер целенаправленного отражения действительности; его нормы, установки, представления всегда заключают в себе определенное отношение к действительности.

Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим людям, гордость и т.д., также воспитываются под воздействием норм и идеалов человечества. Выделяя себя из мира в качестве носителя определенного отношения к этому миру, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден как-то в своем сознании вписывать себя в мир.


II. Самосознание

1. Понятие самосознания

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосо­знание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это - сознание, делающее своим предметом, объ­ектом сознание. Как это возможно с точки зрения мате­риалистической теории познания - вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действи­тельности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни ка­жется странным для обычного мышления, является оче­видным и постоянно наблюдаемым фактом.

Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и проти­воположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деле­ние, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме раз­деления сознания на объект и субъект в акте самосо­знания.

Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, го­ворим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосозна­ние людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

Наибольшую гносеологическую трудность представ­ляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосо­знание общества является либо познанием общественных явлений (форм общественного сознания, личности и пр.) отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми (этим занимает­ся психологическая наука). В обоих случаях мы не вы­ходим из рамок обычного соотношения общего и отдель­ного, соотношения между объектом (обществом) и субъектом (человеком, отдельными людьми). В индиви­дуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия и психология рассмат­ривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности («духа», «души»), де­лающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех те­кучих явлений сознания. Материалистическая философия, психоло­гия, физиология и психопатология накопили уже боль­шой материал для научного объяснения явления само­сознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трак­товку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы со­знания: предметное сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не яв­ляется созерцанием собственного изолированного инди­вида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек высту­пает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта. Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении, что в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, «нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют меж­ду собой или с внешним миром.

Однако способность «я» в процессе самосознания от­влекаться от всех переживаемых им состояний (от ощу­щений до мышления), способность рассмотрения субъек­том всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызы­ваемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно по­стоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Проблема внутреннего тождества «я», единства само­сознания была предметом размышлений многих филосо­фов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о транс­цендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта.

Следует затронуть и вопрос: что возникает раньше - предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью созна­ния или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для философии. Самосознание-это процесс, проходящий раз­личные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

Избранный вариант или сочетание в работе с подростками обеспечивает максимально эффективную реализацию возможностей социально-психологического тренинга. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленное в данной дипломной работе исследование особенностей морального самосознания в подростковом возрасте весьма актуально, так как отражает необходимость психологического анализа ситуации, связанной с решительным...

Материале показаны результаты контактов разных этносов, проживающих в Казахстане. Весьма важным является социолингвистический материал, касающийся взаимодействия русского и казахского этносов и контактирования их языков. Следует также подчеркнуть работу К.М.Абишевой, в которой подробно описаны языковые контакты названных этносов на протяжении многих веков. Если рассмотреть контакты русского и...

3.0.1.Представление о взаимосвязи психики и мозга


В наше время существует несколько альтернативных теорий, требующих ответить на вопрос, как связаны психика и мозг.

Согласно теории психофизического параллелизма , психическое и физиологическое создают два самостоятельных ряда явлений, которые соответствуют друг другу, но не пересекаются и не влияют друг на друга. Тем самым допускается существование души, которая соотносится с конкретным физическим телом, но действует независимо от него по своим собственным законам.
В теории механического тождества психические явления рассматриваются как физиологические по своей природе и происхождению. Эта теория не учитывает качественных отличий психических и нервных процессов.
В теории единства мозга и психики утверждается, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но имеют отличия по существенным качественным характеристикам. Поэтому психические явления соотносяться не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с их организованными совокупностями - функциональными системами мозга. Тем самым утверждается, что психика - системная особенность мозга, которая реализуется с помощью многоуровневых функциональных систем, которые формируются у человека на протяжении жизни в процессах индивидуальной и общей деятельности, обучения и общения.

3.0.2. Строение и функции нервной системы


Согласно с представлением, которое сформировалось в рамках физиологии высшей нервной деятельности, а также в психофизиологии, психика является интегральным продуктом функционирования нервной системы. Таким образом, нервная система и высшая нервная деятельность создают анатомо-физиологический субстрат (основу) психической активности организма.

Нервная система - это иерархическая структура нервных образований у позвоночных и человека; центральный регулятор, который обеспечивает жизнедеятельность организма как целого.

Основные функции нервной системы:
1. Организация взаимодействия индивида с окружающей средой:
а)переработка и интеграция сенсорной информации, которая поступает из внешней и внутренней среды организма.
б)программирование адекватной реакции и поведения индивида
2. Координация работы внутренних органов
3. Постановка и реализация целей поведения\деятельности
4. Активная и целостная адаптация организма к условиям существования.

Возникновение нервной системы - результат длительной эволюции, которая выявилась в непрерывном усложнении и дифференциации физиологических механизмов поведения.

Структурный и функциональный элемент нервной системы (независимо от уровня ее организации) - нейрон. Это нервная клетка, основная составляющая нервной ткани. Назначение нейрона состоит в проведении возбуждения - передаче нервного импульса от одного отдела нервной системы к дургому.

Структура нейрона идентична у всех позвоночных, он состоит из тела клетки и отростков, которые отходят от него - дендритов и аксонов.

Нервная система делится на 3 части:
-центральную, которая состоит из головного и спинного мозга
-периферическую, которая состоит из спинномозговых и черепно-мозговых нервов
-вегетативную, которая обеспечивает иннервацию внутренних органов и желез

Головной мозг - центр психической деятельности. Он состоит из двух полушарий - правого и левого; промежуточного, среднего, заднего, переднего мозга. Наиболее значительную часть последнего составляет кора больших полушарий.

Кора головного мозга состоит из отделов, которые по своему расположению имеют названия: затылочная (отвечает за зрительное восприятие), височная (слух, у человека также и речь), теменная (реакции на сенсорные стимулы и управление руками), лобная (координация функций других отделов коры).

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, которые занимают 30% общей поверхности коры больших полушарий. Повреждение лобных долей влияет на высшие формы поведения, связанные с интеллектом, обучением, мышлением. Многочисленные клинические факты свидетельствуют, что повреждение лобных долей приводит к нарушениям в личностной сфере человека, ее характере.

Также установлено, что психические функции определенным образом поделены между правым и левым полушариями. Оба полушария способны получать и обрабатывать информацию в виде образов и в форме вербальных стимулов (слов), но существует межполушарная функциональная асимметрия головного мозга - разная степень выявленности тех или иных функций в левом и правом полушариях.

3.0.3 Рефлекторная деятельность мозга


В основе всех форм системной деятельности мозга находится универсальный принцип - рефлекторность, т.е.организация нервных процессов по типу условных и безусловных рефлексов.

Схема действия любого рефлекса носит название "рефлекторная дуга", или в более сложном и точном варианте - "рефлекторное кольцо". Эта схема отражает характер связи между афферентными и исполнительными отделами нервной системы, т.е. между анализатором (органом чувства, который поставляет сенсорную информацию) и эффектором (органом движения, который обеспечивает коррекцию поведения).

Согласно фундаментальной теории Павлова, различают условные и безусловные рефлексы.

Безусловный рефлекс (от лат. reflexus - отражение) - случайно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые влияния внешнего мира или изменения во внутренней среде организма. Безусловные рефлексы осуществляют приспособление к относительно стойким условиям.

Условный рефлекс - один из двух основных типов рефлексов, открытый и исследуемый великим русским физиологом Павловым. Разнообразные виды условных рефлексов образуются при определенных условиях в процессе жизнедеятельности организма на базе врожденных безусловных рефлексов. Условный рефлекс возникает вследствие многоразового соединения действия безусловного раздражителя (например, пищевого) с действием любого фактора, который хоть и воспринимается организмом, но является индифферентным касательно его жизненных потребностей (например, звонка, вспышки электролампы). При этом,индифферентный раздражитель должен опережать во времени или действовать одновременно с безусловным раздражителем. Возникновение условного рефлекса состоит в приобретении организмом особенности давать на раздражитель, который ранее был для него индифферентным, такую же самую реакцию, которую до этого мог вызвать только безусловный раздражитель. Это изменение объясняется тем, что ранее индифферентный раздражитель начинает исполнять роль сигнала о следующем закономерном появлении безусловного раздражителя. Этот раздражитель, ставший сигнальным (или просто сигнал), называют также условным, потому что роль сигнала он приобретает и исполняет лишь при определенных условиях. Отсюда также и название условного рефлекса, которым обозначается описанный выше механизм замыкания и функционирования временных нервных связей.

3.1. Проблема возникновения психики. Этапы развития психики в филогенезе


Отражение
- всеобщее свойство материи, которое заключается в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов

Психика - функция мозга, но этого недостаточно для понимания природы и происхождения психического. Психика детерминирована не мозгом, а внешней действительностью. Такое влияние действительности на организм возможно только в процессе реального взаимодействия организма с окружающей средой. Поэтому проблема происхождения психики возникает как проблема происхождения особой деятельности на определенном этапе развития жизни в целом, с изменением условий жизни

На протяжении истории развития науки были предложены такие взгляды на "момент" появления психики:

панпсихизм
- психикой обладает вся материя, живая и неживая;
биопсихизм - психику имеет только живая материя;
нейропсихизм - психика есть только там, где есть нервная система;
антропопсихизм - только человек имеет психику.

Решить эти вопросы нельзя, если не рассматривать особенности взаимодействия организма и среды.

Выделяют такие уровни отражения:

Физическое - существует на уровне неживой природы, это непосредственный физический след, изменение физического состояния одного объекта под влиянием другого.

Физиологическое (раздражительность) - существует на уровне живой природы, это реакция на биологически важные раздражители. Раздражительность существует в форме тропизмов - у растений, и таксисов - у животных.

Психическое (чувствительность) - отражение абиотических влияний, которые являются сигналами или признаками биологически важных. Отражение признака дает возможность более адаптивному поведению.

По мнению Леонтьева, элементарной формой психики являются ощущения, которые отражают внешнюю объективную действительность.

Леонтьев выделяет также два объективных критерия психики: чувствительность и способность к обучению.

А.Н. Леонтьев: "Появление чувствительности - первый объективный критерий появления психики "

Этапы психического отражения:
Филогенез - историческое эволюционное развитие.
Онтогенез
- прижизненное развитие человека.

Этапы развития психики в филогенезе


По мнению Леонтьева, касательно возникновения психики, психическое отражение проходит такие этапы, или стадии:
  • Элементарная сенсорная психика. Отражение отдельных свойств, предметов, явлений. (От амебы до насекомого). Основная форма поведения - инстинкт.
  • Перцептивная психика. Отражение целостных предметов и явлений. (Позвоночные) Форма поведения - навык - индивидуально приобретенная форма поведения, обеспечивающая приспособление к изменяющимся условиям. Импринтинг - у некоторых видов животных с момента рождения генетическая программа есть, но она зависит от той среды, в какую попадут животные.
  • Интеллектуальное поведение . Отражение отношений между предметами. (Человекообразные обезьяны). Форма поведения - интеллектуальное действие. Ручной интеллект (работа руками), способность решать двухфазные задачи: 1)фаза подготовки 2)исполнение
Характеристики интеллектуальной деятельности животных:
1. На низкой ступени развития операции формируются медленно, путем многочисленных проб, в процессе которых удачные движения постепенно закрепляются, лишние же движения затормаживаются. У обезьян ранее идет период полной неудачи - множество попыток, которые не приводят к осуществлению деятельности, а потом - как бы внезапное "открытие" операции, которая сразу приводит к успеху.
2. Если опыт повторять, то данная операция, несмотря на то, что она была осуществлена только один раз, воссоздается, - обезьяна исполняет задание уже без всяких предварительных попыток.
3. Найденное решение обезьяна очень легко переносит в другие условия, лишь подобные тем, в которых впервые возникло решение.
4. Возникает способность решения двухфазных заданий (короткой палкой достать длинную, а за ней - плод)

Эти характерные черты сохраняются и в более сложном поведении человекообразных обезьян.

В двухфазных заданиях выявляется двухфазность любой интеллектуальной деятельности животных , которая имеет такие фазы:

1) подготовительная
- побуждается не самим предметом, на который она направлена, вне связи со второй фазой она избавлена биологического смысла. Эта фаза связана не с самой палкой, а с объективным отношением палки к плоду.

2) осуществление
- направлена уже на предмет, который непосредственно побуждает животное, это операция, которая становится достаточно крепким навыком.

Наличие подготовительной фазы составляет определенную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает там, где возникает процесс подготовки возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

С точки зрения отражения первая фаза соответствует объективному отношению между предметами.


Различие психики человека и животного


Отличие психики животного от психики человека состоит, прежде всего, в условиях ее развития. Животное развивается по законам биологической эволюции, человек покоряется законам общественно-исторического развития.

Разногласия психики человека и животного:


Параметры сравнения
Психика животного Психика человека

1.Филогенез
Биологическая эволюция Культурно-историческое развитие

2.Факторы психического развития в онтогенезе
Биологические Социокультурные и социально-психологические
3.Форма активности Инстинктивное и поисковое поведение
Целенаправленная и осознанная деятельность, общая или индивидуальная.
4.Характер активности
Непосредственно связанный с биологическими потребностями организма и особенностями конкретной ситуации
Надситуативный и опосредованный социокультурным опытом.
5.Регуляторы активности/поведения Инстинкты, безусловные и условные рефлексы
Знания, социальные нормы, традиции и ценности культуры, символические и знаковые системы.
6.Характер саморегуляции
Преимущественно непроизвольный, бессознательный
Произвольный: сознательный самоконтроль, воля
7.Информационный обмен со средой
Первая сигнальная система: информация о мире в виде ощущений - сигналов, которые поступают в мозг от органов чувств
Вторая сигнальная система: информация о мире поступает в словесной форме; сигналы являются знаками языка.

8.Форма коммуникации между особами одного вида (индивидами)
Невербальная: экспрессивные движения, звуковые сигналы Вербально-знаковая: язык, система знаков и значений.
9.Уровень развития психических функций
Низшие/натуральные (генетически запрограммированные) психические функции
Высшие/опосредованные (обусловленные культурой) психические функции
10. Характер интеллектуальной/умственной деятельности
Зачатки наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способность к решению сложных (двухфазных) заданий в конкретных проблемных ситуациях.
Словесно-логическое (вербально-опосредованное) понятийное мышление, способность к обобщению и абстрагированию

Фактором, повлиявшим на превращение обезьяны в человека, стада - в общество (по гипотезе Ч.Дарвина), была трудовая деятельность, т.е.такая деятельность, которая осуществляется людьми при общем изготовлении и использовании орудий.


3.2. Общественно-историческая природа сознания человека


Сознательное отражение в отличие от психического отражения животных - это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные и устойчивые свойства

Любая деятельность животных направлена на предметы биологических потребностей и побуждается этими предметами, предмет деятельности и биологический мотив у животных всегда слиты, всегда совпадают между собой.

Сложная деятельность высших животных покоряется природным связям и отношениям. У человека она покоряется связям и отношениям изначально общественным. Это и есть тот непосредственный фактор, благодаря которому возникает специфически человеческая форма отражения действительности - сознание человека.

Действительность открывается человеку в объективной стойкости ее особенностей, в ее обособленности, независимости от субъективного отношения к ней человека, от ее имеющихся потребностей.

Это возможно благодаря тому, что обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством, фиксируется в системе значений (понятий, норм, знаний, способа действия). Человек находит уже готовую, исторически сформированную систему значений и овладевает ей так же само, как она овладевает орудием.

Поведение современного культурного взрослого человека - это результат двух разных процессов: биологической эволюции животных и исторического развития человечества.

В филогенезе это две независимые линии. Приспособление человека к природе вызывает к жизни приницпиально иную, чем у животных, иначе организованную систему поведения. Эта новая система поведения формируется при достижении опреденной ступени биологической зрелости, но без изменения биологического типа человека.

В онтогенезе эти две линии слиты воедино, ребенок одновременно формируется и как биологическое существо, и как продукт культурно-исторического развития.

История человеческой психики -отношения повторяющихся, низменных особенностей этого мира, вне зависимости от потребностей человека, в их объективных устойчивых низменных свойствах.

Трудовая деятельность человека :

сопровождается употреблением и изготовлением орудий ;

труд совершается в условиях совместной коллективной деятельности , так что человек вступает в этом процессе не только в определенные отношения с природой, но и с другими людьми

Сущность различий психики человека и животных:

1. Конкретно-практическое мышление животных подчиняется их непосредственному впечатлению от данной ситуации

2. Человек способен создавать и сохранять орудия, создавать впрок

3. И человек, и животное передают опыт поколений в виде инстинктов
и человек и животное передают индивидуальный опыт в виде навыков , только человек передает общественный опыт , т.е. способы изготовления орудий, способы общения и т.п.

4. Различия в чувствах.

5. Принципиально различаются “язык” животных и человеческая речь


3.3. Развитие сознания в онтогенезе. Высшие психические функции


Усвоение или присвоение общественно-исторического опыта
- специфически человеческий путь онтогенеза, полностью отсутствующий у животных.

У животного генетическую основу поведения составляют безусловно-рефлекторные механизмы, инстинкты, в ходе индивидуальной жизни они развиваются, формируются, приспосабливаются к меняющимся элементам внешней среды, это процесс "развертывания" наследственного опыта.

Процесс усвоения человеческого видового опыта происходит в индивидуальной жизни ребенка, в ее практической деятельности, которую опосредует взрослый человек.

Наиболее совершенно исследовал этот процесс Л.С.Выготский в рамках культурно-исторической теории развития сознания , главным принципом которой является историческое понимания психических процессов. Исходя из того, что психика детерминируется трудовой деятельностью, Выготский выдвигает идею "психологических орудий", которые изготовлены человечеством искусственно и представляют собой элемент культуры. Изначально они повернуты внешне на другого человека, потом оборачиваются на себя, т.е. становятся способами управления собственных психических процессов.


Основные положения культурно-исторической теории такие:

1. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой - благодаря использованию орудий человек оказался способен к овладению природой. (а не только приспосабливаться к ней )

2. Способность к овладению природой для самого человека обернулась тем, что он научился овладевать собственной психикой - появились произвольные формы деятельности или высшие психические функции.

3. Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода - психологических, эти психологические орудия - знаки. (человек способен овладевать собственной психикой с помощью специальных психологических орудий)

ЗНАКИ - символы, имеющие определенное, выработанное в истории культуры значение:

  • различные формы нумерации и исчисления
  • мнемотехнические приспособления
  • алгебраические символы
  • произведения искусства
  • диаграммы, карты, чертежи
  • условные знаки и пр.

Введение в структуру психической функции знака превращает ее в функцию высшую, опосредованную. Когда человек, например, завязывает узелок на память, он сам создает дополнительный стимул, опосредует свою реакцию с помощью знака, который выступает как способ запоминания, или психологическое орудие. Этот дополнительный стимул не имеет органической связи с ситуацией, поэтому существует искусственное средство-знак, с помощью которого человек овладевает поведением: запоминает, делает выбор и т.д.

С оздавая стимулы-средства, человек освобождается от зависимости от независящих от него стимулов-объектов. С помощью знаков человек извне создает связи в мозгу, руководит мозгом и через него собственным телом. Между низшими и высшими психическими функциями существуют определенные отличия.

Знак всегда сначала является средством социальной связи, средством влияния на другого, и только потом он становится средством влияния на себя. Высшие психические функции - интериоризованные отношения социального порядка.

Высшие и низшие психические функции:

Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека из внешних отношений приказа-подчинения. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены и весь процесс был интерпсихологическим, т.е.межличностным, потом эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Это и есть процесс интериоризации. В онтогенезе он осуществляется так же.

Интериоризация - процесс формирования внутренних структур психики , обусловленный усвоением структур и символов внешней социальной деятельности

Интериоризация - процесс присвоения ребенком знаков.

Стадии интериоризации в онтогенезе:
1) взрослый действует словом на ребенка , побуждая его что-то сделать;
2) ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого ;
3) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя (вначале в громкоречевой форме, затем - внутренняя речь).

Т.е. не развертывание природно заложенного, а присвоение искусственного, культурно-созданного - генеральный путь онтогенеза человека. Этот путь и определяет социальную природу ее психики.

3.4. Характеристики сознания

Основные психологические характеристики сознания как высшего уровня психического отражения:

1. Сознание содержит знания о внешнем и внутреннем мире человека. Со-знание (совокупность знаний)
2. Знание как ядро сознания окрашено сложной тканью эмоциональных переживаний , намерений и интересов. Человек всегда как-то относиться к тому, что он отражает.
3. Разграничение субъекта и объекта, отделенность Я от не-Я (наличие самосознания)
4. Сознание человека имеет активный характер. Активность (не только форма отражения, но и способность преобразовывать мир)
5. Связь сознания человека с языком (связь с речью, язык как система знаков)

Сознание - это высшая , свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга , заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и творческом преобразовании действительности , в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека


3.5. Измененные состояния сознания

  • гипноз
  • медитация
  • действие наркотиков
  • состояния перед смертью
Традиционная западная психология выделяет два состояния сознания - сон и бодрствование. То, как мы осознаем внешний мир, изменяется на протяжении дня, изменяется способность воспринимать и обрабатывать сигналы. Зависимость между уровнем активации и эффективностью деятельности описывает закон Йеркса-Додсона: поведение будет эффективным, если уровень волнения будет близок оптимальному, он не должен быть ни слишком высоким, ни слишком низким. При низком уровне активации готовность субъекта к действиям постепенно снижается, и вскоре он засыпает, а при высоком - он будет очень взволнован, и его поведение может быть дезорганизованным.

Состояние бодрствования, состояние экстравертированного сознания до недавнего времени рассматривалось научной психологией как единственный нормальный аспект, достойный изучения. Но все больше психологи и физики обращаются к восточной культуре, которая рассматривает жизнь в ее полноте не как цепочку явлений, которую необходимо объяснить, а скорее, как неотъемлемую часть Вселенной, к единству которой она причастна. Это глобальное единство постигается через состояния медитации и транса.

К измененным (или необычным) состояниям сознания относят такие состояния, которые возникают под влиянием: гипноза, медитации, действия наркотиков, приближения смерти.

Даже поведение, которое традиционно считалось анормальным (шизофрения, депрессия) все чаще рассматривается теперь как способ найти внутреннее равновесие и избежать давления внешней реальности. Их следует понимать как нормальное выражение внутреннего мира, а не как "ненормальность" сознания, которого следует избегать.

Таким образом, сознание - это мозаика состояний, которые играют более-менее значительную роль как во внешнем, так и внутреннем равновесии.