Экспериментальная психология как научная дисциплина. Шпаргалка: Экспериментальная психология

Учебно-методическое пособие содержит рабочую программу, тематический план и курс лекций по дисциплине «Экспериментальная психология», специальности 01 «Психология». В пособии изложены методологические основы психологических исследований и эксперимента, дана характеристика этапов подготовки и проведения эксперимента, освещены вопросы обработки и интерпретации полученных данных. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов.

История развития экспериментальной психологии. Роль экспериментального метода в психологических исследованиях

План лекции

1. Исторические контексты развития психологического знания.

2. Экспериментальный метод в психологии. Вильгельм Вундт.

3. Экспериментальное исследование высших психических функций. Герман Эббингауз.

4. Структурное направление экспериментальной психологии и функционализм.

5. Прикладные аспекты экспериментальной психологии.

6. Экспериментальные психологические исследования в российской психологии.


1. Исторические контексты развития психологического знания. Психология – одна из самых древних наук и одновременно одна из самых молодых. Подчеркивая эту противоречивость, немецкий психолог Г. Эббингауз говорил, что психология имеет очень длинную предысторию и очень короткую собственную историю. Психология на протяжении тысячелетий развивалась в лоне философского знания, осмысления и объяснения мира, ее собственная история начинается с середины XIX в., когда она выделилась в самостоятельную науку.

С мифологических времен человека занимали собственные переживания, страдания, страсти, поведение, отношение к окружающему миру, что находило выражение в одухотворении тела и природных вещей, в приписывании телу и окружающим предметам особой таинственной нематериальной субстанции, называемой «духом».

В более поздние времена размышления о человеческой природе составляют значительную часть философских и теологических трактатов. Уже в VI-V вв. до н. э. Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и других античных мыслителей интересовали многие из тех проблем, над которыми и сегодня работают психологи: природа ощущений, восприятия, памяти и их механизмы, побуждения, аффекты, страсти, обучение, виды активности, особенности характера, патологии поведения и др.

К середине XIX в. применение экспериментального метода в познании человеческой природы не представляло особой проблемы. Во-первых, отказ от средневекового авторитаризма и схоластики в естественных науках, сопровождавшийся повсеместным распространением в них различных форм эксперимента, стал к тому времени установившимся фактом. Во-вторых, многие ученые-естественники (физики, медики, биологи, физиологи) в своей практической деятельности все чаще сталкивались с явлениями, понимание которых требовало конкретных знаний об устройстве человеческого организма, особенно о работе его органов чувств, двигательного аппарата и мозговых механизмов.

Уже с середины XVIII в. в физиологии применяются разнообразные экспериментальные методы: искусственное раздражение препарата или живого органа, регистрация или наблюдение вызванных этим раздражением ответов, простейшая математическая обработка получаемых данных. В «Руководстве по физиологии человека» немецкого биолога И. Мюллера (1801-1858) отразился богатейший опыт физиологических исследований всех функций человеческого организма.

В середине XIX в. работавший в Лондоне шотландский врач М. Холл (1790-1857) и профессор естествознания Французского колледжа в Париже П. Флоранс (1794-1867), исследуя функции мозга, широко применяли метод экстирпации (удаления), когда функция определенной части мозга животного устанавливается путем удаления или разрушения этой части с последующим наблюдением за изменениями в его поведении.

В 1861 г. французский хирург П. Брока (1824-1880) предложил клинический метод – посмертное изучение структуры мозга с целью обнаружения поврежденных участков, которые отвечали за поведение. Вскрывали мозг умершего и отыскивали повреждения, обусловившие аномалию поведения при жизни пациента. Например, в результате исследования мозга мужчины, неспособного при жизни внятно говорить, был открыт «центр речи» (третья лобная извилина коры головного мозга).

Развитие экспериментальной физиологии привело к оказавшим решающее влияние на антропологические науки того времени последствиям: быстро увеличивался фактический материал, относящийся к различным сторонам жизнедеятельности организмов, получаемые в экспериментах данные нельзя было установить умозрительным путем; многие жизненные процессы, ранее бывшие монопольным предметом религиозных и философских размышлений, получили новые, главным образом механистические объяснения, поставившие эти процессы в один ряд с естественным ходом вещей.

Развитие психология как самостоятельной науки начинается с экспериментальной психологии, у истоков которой стояли немецкие ученые. Впервые экспериментальные методы изучения сознания применили Г. Гельмгольц (1821-1894), Э. Вебер (1795-1878), Г. Фехнер (1801-1887), В. Вундт (1832-1920).

Стремительно развивающаяся физиология нервной системы постепенно отвоевывала у философии все большее и большее пространство. Немецкий физик и физиолог Г. Гельмгольц (1821-1894), осуществляя замеры скорости проведения нервных импульсов, начал исследование зрения и слуха, явившееся базой для становления психологии восприятия. Его теория восприятия цвета затрагивала не только периферические аспекты, исследуемые физиологией органов чувств, но и многие центрально обусловленные явления, которые еще не удавалось контролировать экспериментально и в полной мере (например, его резонансная теория слухового восприятия).

Немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878), главный научный интерес которого был связан с физиологией органов чувств, изучал кожную и кинестетическую чувствительность. Его эксперименты с осязанием подтвердили наличие порога ощущений, в частности, двухточечного порога. Варьируя места раздражения кожи, он показал, что величина этого порога неодинакова, и объяснил это различие. Благодаря работам Э. Вебера стала очевидной не только возможность измерять ощущения человека, но и существование строгих закономерностей в осознаваемом чувственном опыте.

Изучением законов связи между психическими и физическими явлениями занимался Г. Фехнер (1801-1887), основоположник психофизики. Глубокие знания по физиологии органов чувств, физическое и математическое образование, философские познания интегрировались в простую, но гениальную идею, сформулированную впоследствии как основной психофизический закон. Г. Фехнер разработал ставшие классическими психофизические методы: метод границ, метод постоянных стимулов и метод установки. Они стали мощным инструментом для решения научных проблем не только в психофизике, но и в общей психологии.

2. Экспериментальный метод в психологии. Вильгельм Вундт. С середины XIX в. складывается ситуация, когда становится возможным применить экспериментальные методы естественных наук к исследованию философско-психологических проблем соотношения души и тела, психического и физического. Несмотря на то, что на становление теоретических и методологических основ психологии оказали влияние такие древнейшие науки, как философия, медицина, биология, считается, что современный подход в психологии берет свое начало образования в 1879 г. первой психологической лаборатории в Лейпциге, руководил которой немецкий физиолог, философ, психолог Вильгельм Вундт.

Вильгельм Вундт (1832-1920) поступил в университет на медицинский факультет, однако понял, что медицина не его призвание, и посвятил себя изучению физиологии. В 1855 г. (в 23 года) получил докторскую степень и в течение десяти лет читал лекции и работал лаборантом у Г. Гельмгольца в Гельдельберге. В 1875 г. стал профессором философии в Лейпцигском университете, где проработал 45 лет. Это был самый важный период его научной карьеры.

В 1879 г. В. Вундт основал знаменитую психологическую лабораторию, в 1881 г. – журнал «Философские учения» (с 1906 г. «Психологические учения»), печатный орган своей лаборатории и новой науки. Подобные лаборатории были образованы впоследствии во Франции, Англии, США, России, Японии, Италии. В Москве в 1912 г. была оборудована лаборатория, ставшая точной копией вундтовской.

Основными трудами В. Вундта, отразившими результаты его исследований, являются: «К теории чувственного восприятия» (1858-1862), «Элементы психофизики» (1860), «Лекции о душе человека и животных» (1863), «Основы физиологической психологии» (1873, 1874). Основав лабораторию и журнал, В. Вундт наряду с экспериментальными исследованиями обращается к философии, логике, эстетике (1881-1890). В конце жизни он издает десятитомный труд «Психология народов» (1900-1920). За период с 1853 по 1920 гг. В. Вундт подготовил более 54 тысяч страниц научного текста, т. е. он писал по 2,2 страницы ежедневно. Большинство сочинений ученого переведено на русский язык.

Психология В. Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук, в первую очередь на физиологии. Предметом исследований выступало сознание. Основой концептуальных взглядов являлись эмпирицизм (направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания) и ассоцианизм (направление в психологии, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации).

В. Вундт считал, что сознание есть сущность психики, сложное явление, для изучения которого лучше всего подходит метод анализа, или редукционизма. Он отмечал, что первым шагом в исследовании какого-либо явления должно быть полное описание его составных элементов.

По мнению ученого, психология должна изучать в первую очередь непосредственный опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций и «доопытных» знаний, от опосредованного опыта, который дают знания. Этот опыт не является составляющим непосредственного переживания.

Основным методом новой науки явилась интроспекция – метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Поскольку психология – наука об опыте сознания, значит, и метод должен предполагать наблюдения над собственным сознанием. Чтобы получить информацию об органах чувств, исследователь использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились в Лейпцигской лаборатории по строгим правилам: точное определение момента начала эксперимента; наблюдатели не должны снижать уровень своего внимания; эксперимент должен быть проведен несколько раз; условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля за изменением факторов раздражения.

Интроспективный анализ был связан не с качественной интроспекцией (когда испытуемый описывал свой внутренний опыт), а с непосредственными представлениями испытуемого о величине, интенсивности, диапазоне действия физического раздражителя, времени реакции и др. Таким образом, выводы об элементах и процессах сознания делались исходя только из объективных оценок.

В Лейпцигской лаборатории изучались психологические и физиологические аспекты зрения и слуха и других чувств. Исследовались зрительные ощущения и восприятия (психофизика цвета, цветовой контраст, периферическое зрение, негативное остаточное изображение, ослепление, объемное зрение, оптические иллюзии), тактильные ощущения, а также «чувство» времени (восприятие или оценка разных промежутков времени). Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на изучение времени и скорости реакции, внимания и чувств, вербальных ассоциаций.

Таким образом, В. Вундта можно назвать основоположником современной психологии. Благодаря ему в науке возникла новая отрасль – экспериментальная психология. Он пытался разработать строгую теорию природы человеческого мышления. В. Вундт проводил исследования в специально созданной лаборатории и публиковал результаты в собственном журнале. Некоторые из последователей Вундта основали лаборатории и продолжили его исследования, добившись замечательных результатов .

3. Экспериментальное исследование высших психических функций. Герман Эббингауз . Всего через несколько лет после заявления В. Вундта о невозможности экспериментального исследования высших психических функций немецкий психолог-одиночка Г. Эббингауз (1850-1909), работавший вне каких-либо университетов, начал успешно применять эксперимент для изучения процессов памяти, обучаемости и др.

Изучение Г. Эббингаузом процессов заучивания и забывания – пример гениальной работы в экспериментальной психологии – первый опыт рассмотрения собственно психологических, а не психофизиологических проблем. В течение пяти лет Г. Эббингауз провел на себе ряд серьезных исследований. Он утверждал, что трудность заучиваемого материала можно оценить числом повторов для последующего его безошибочного воспроизводства. В качестве материала для запоминания использовались бессмысленные списки трехбуквенных слогов. Отыскать подобные сочетания было чрезвычайно трудной задачей для Г. Эббингауза: он владел английским, французским так же, как родным немецким, изучал латынь и греческий.

Слоги должны быть подобраны таким образом, чтобы не вызывать ассоциаций. Его бессмысленные слоги состояли, как правило, из двух согласных и одной гласной (например lef, bok или аус, тап, сип и т. п.). Он расписал все возможные буквенные сочетания, получив 2300 слогов, из которых наугад выбирал слоги для заучивания. Причем лишенными смысла должны были быть не только отдельные слоги, но и текст (список слогов) в целом.

В ходе экспериментов определялись особенности обучения и запоминания в разных условиях, разница в скорости запоминания бессмысленных слогов и осмысленного материала, зависимость объема запоминаемого материала от числа повторов. Исследование Г. Эббингауза отличалось своей тщательностью, строгим контролем за соблюдением условий эксперимента, математическим анализом данных.

Другими важными его работами являются «О памяти»; «Принципы психологии» (1902); «Очерки по психологии» (1908).

Большого теоретического вклада в психологию Г. Эббингауз не внес, он не создал психологической системы, не основал собственной школы, не воспитал учеников. Его место в истории психологии определяется тем, что он положил начало экспериментальному исследованию процессов памяти.

4. Структурное направление в экспериментальной психологии и функционализм. Первоначально экспериментальная психология развивалась в рамках структурного направления по исследованию проблем сознания, следуя в основном традициям методологического подхода Р. Декарта. Первые психологические лаборатории и психологические исследования (В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, О. Кюльпе, В. М. Бехтерев, Э. Крепелин, Г. И. Челпанов, И. А. Сикорский и др.) были направлены на выявление структуры и элементов сознания (как основного предмета психологии). Психология на данном этапе накапливала эмпирический материал, разрабатывала методологию и инструментарий изучения психических явлений. О широком прикладном использовании полученных знаний не было и речи. Данную позицию в ее крайности отчетливо выразил Э. Титченер (1867-1927), американский психолог, ученик В. Вундта. Он считал, что структурная психология представляет собой «чистую науку», не имеющую прикладного значения, и верил в то, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований.

Но в это же время возникает и другое направление в психологии – функционализм, сложившийся в к. XIX – н. ХХ в. прежде всего в американской экспериментальной психологии, и ставший осознанным протестом против структурной психологии («чистой науки»), не имеющей прикладного значения.

Функционализм – научное направление в психологии, исследующее проблемы, связанные с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды. Представителями функциональной психологии являются Ф. Гальтон, У. Джемс, Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и их последователи, разрабатывавшие прикладные аспекты психологии (С. Холл, Дж. Кеттел, А. Бине и др.).

Приверженцы функционализма не стремились к формальному образованию собственной научной школы, но, изучая поведение организма в условиях его взаимодействия с окружающей средой, они стали интересоваться и вопросами практического применения результатов психологических исследований в решении повседневных задач.

Английский психолог и антрополог Ф. Гальтон (1822-1911) при исследовании проблем психической наследственности и индивидуальных различий в развитии детей использовал статистические методы, применял опросники и психологические тесты. Конечной целью исследований было способствовать рождению «качественных» личностей и препятствовать рождению «некачественных». Ф. Гальтон создал новую науку евгенику, имевшую дело с факторами, которые могли улучшить наследуемые качества людей, и утверждал, что человеческий род, подобно домашним животным, может быть улучшен путем искусственной селекции. Для этого необходимо, чтобы талантливые люди выбирались из общей массы и сочетались браком только друг с другом в течение многих поколений. Ф. Гальтон был первым, кто в целях отбора высокоодаренных мужчин и женщин для дальнейшей селекционной работы разработал тесты умственных способностей, хотя появлению этого термина наука обязана американскому психологу Д. Кеттелу, ученику В. Вундта.

Для обоснования данных исследований, обеспечения их объективности, надежности и достоверности Ф. Гальтон использовал методы статистики. Работы Ф. Гальтона в области статистики привели также к открытию одной из самых важных величин – корреляции, первое упоминание о которой появилось в 1888 г. При поддержке Ф. Гальтона его студент К. Пирсон вывел использующуюся по сей день формулу определения коэффициента корреляции, получившего название «коэффициент корреляции Пирсона». Впоследствии на основе работ Ф. Гальтона были разработаны многие другие методы статистических оценок, применяющиеся для анализа результатов психологических исследований.

Окончательная версия функционализма изложена в книге американского психолога Г. Кэрра «Психология» (1925 г.), где указывается, что предметом изучения психологии является психическая деятельность, т.е. такие процессы, как восприятие, память, воображение, мышление, чувства, воля; функция психической деятельности заключается в приобретении, фиксировании, сохранении, организации и оценке переживаний и использовании их для руководства поведением. Подобная направленность психологических теоретических изысканий соответствовала нуждам и запросам экономического и социального развития американского общества. Сфера прикладного использования психологии начала стремительно расширяться.

5. Прикладные аспекты экспериментальной психологии. Одним из «первопроходцев» в американской психологии, занявшимся прикладными ее аспектами в области школьного образования, является С. Холл (1844-1924), организатор первой психологической лаборатории при университете Джонса Хопкинса (1883). При изучении детской психологии С. Холл широко использовал метод анкетирования, с которым познакомился в Германии. К 1915 г. С. Холл и его студенты разработали и успешно использовали для разнообразных исследований 194 опросника.

Значительный вклад в разработку основ психодиагностики как прикладного аспекта экспериментальной психологии внес Д. Кеттел (1860-1944). В одной из статей, написанной им в 1890 г., появилось определение тестов умственных способностей (тесты моторных, или сенсомоторных способностей). Работая в Пенсильванском университете, Д. Кеттел провел серию таких тестов среди своих студентов и к 1901 г. собрал достаточно информации, чтобы установить связь между результатами тестов и показателями академической успеваемости студентов. Результаты оказались неутешительными. Сопоставляя их с аналогичными, полученными в лаборатории Э. Титченера, Д. Кеттел пришел к выводу, что подобные тесты не могут служить показателем успеваемости в колледже, а следовательно, и умственных способностей студентов.

Хотя понятие «тест умственных способностей» ввел Д. Кеттел, тестовый метод получил широкое распространение благодаря работам А. Бине (1857-1911), французского независимого психолога-самоучки, который использовал более сложные критерии умственного развития. Он не согласился с подходом Ф. Гальтона и Д. Кеттела, применявших тесты сенсомоторных функций для измерения интеллекта. А. Бине полагал, что наилучшим критерием умственного развития может служить оценка таких познавательных функций, как память, внимание, воображение, сообразительность. Его метод обеспечил возможность эффективно измерять умственные способности человека, что стало началом современной тестологии.

В 1904 г. А. Бине представилась возможность на практике доказать свою правоту. По инициативе Министерства народного образования Франции была создана комиссия по изучению умственных способностей детей, испытывавших трудности в школьным обучении. А. Бине и психиатр Т. Симон участвовали в работе комиссии и вместе разработали ряд интеллектуальных задач для детей различных возрастных групп. На основе этих задач и был составлен первый тест на интеллект. Первоначально он состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастанию трудности.

В последующие годы тест неоднократно пересматривался и модифицировался. А. Бине и Т. Симон предложили понятие умственного возраста , определяемого по уровню тех интеллектуальных задач, которые способен решать ребенок.

После смерти А. Бине в 1911 г. развитие тестологии «переместилось» в США, там его работы получили даже большее признание, чем во Франции. В 1916 г. Л. Терман , бывший ученик С. Холла, модифицировал тест Бине-Симона, который с тех пор стал стандартным. Он назвал его шкалой Стенфорд-Бине по названию Стенфордского университета, где тест был впервые представлен, и ввел в широкое обращение понятие коэффициента умственного развития (IQ). Шкала Стенфорд-Бине претерпела несколько редакций и широко применяется в современной тестологии.

С началом первой мировой войны и возросшей технической оснащенностью войск перед армией стояла задача распределить огромное число новобранцев по родам войск и поручить им соответствующие задачи. Для того чтобы проводить тестирование по сложной шкале Стэнфорд-Бине, требовались специально обученные люди. Этот ориентированный на индивидуальность тест не подходил для крупномасштабной программы тестирования, когда за короткое время надо было оценить способности множества людей. Руководил специальной комиссией, группой, включавшей 40 психологов, президент APA (Американской психологической ассоциации) Р. Йеркс . После анализа множества тестов был взят за основу тест С. Отиса и после доработки подготовлен «армейский альфа-тест» и «армейский бета-тест» («бета» – это версия «альфа» для неанглоязычных и неграмотных людей).

Работа комиссии шла медленно, и фактически к тестированию новобранцев приступили за три месяца до окончания войны. Было протестировано более миллиона человек. И хотя программа почти не имела прямого влияния на военные успехи (к тому времени армия больше не нуждалась в этих данных), тем не менее она оказалась очень важной для развития практической и прикладной психологии в целом. Армейские тестирования стали прообразом последующих массовых психологических обследований.

При проведении групповых тестов по отбору рекрутов в армию на сложные технические специальности поощрялось также определение личностных характеристик. Когда армии понадобились тесты для отсева новобранцев с неврозами, американский психолог Р. Вудвортс (1869-1962) разработал бланк личностных данных – опросник, в котором обследуемые отмечали те признаки невротических состояний, которые, по их мнению, у них имеются. Бланк личностных данных послужил моделью для дальнейшего развития группового тестирования.

Еще один ученик В. Вундта американский психолог У. Скотт (1869-1955), оставив позиции структурной интроспективной психологии, применил психологические методы в бизнесе и рекламе, исследуя проблемы эффективности рынка и мотивации в сфере производства, торговли и потребления. Для нужд армии им была разработана шкала оценки качеств младших офицеров. Во время первой мировой войны У. Скотт предложил военным использовать его знания в подборе персонала для армии. К концу войны он был удостоен медали «За отличную службу» – самой высокой военной награды США, которую может получить гражданское лицо. В 1919 г. У. Скотт основал собственную компанию, которая оказывала консалтинговые услуги по работе с персоналом и повышению эффективности более чем сорока крупнейшим корпорациям США. В 1920 г. он стал президентом Северо-западного университета и пробыл на этом посту почти 20 лет.

К моменту окончания Второй мировой войны прикладная психология получила свое научное признание. «Прикладная психология, – говорил Э. Торндайк, – это научная работа. Создать психологию для бизнеса, промышленности или армии тяжелее, чем создать психологию для других психологов, и потому это требует большего таланта».

6. Экспериментальные психологические исследования в российской психологии.

В России психология развивалась под влиянием рефлекторной теории И. М. Сеченова, получившей дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах. В российской психологии в дооктябрьский период (до 1917 г.) условно выделяли естественнонаучное и эмпирическое направления, представители которых внесли наибольший вклад в развитие и разработку проблем экспериментальной психологии. Классические экспериментальные исследования, проводившиеся в лабораториях И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, а также психологами Н. Н. Ланге, Н. А. Бернштейном, клиницистами С. С. Корсаковым, А. Р. Лурия и другими, составили естественнонаучную основу психологических знаний. Идеи Ч. Дарвина об эволюции психики животных развивались в трудах А Н. Северцова и В. А. Вагнера.

В 20-30-е гг. XX в. советская психология переходит на позиции диалектико-материалистического метода познания. Этот процесс был довольно противоречивым. Наряду с этим продолжают расширяться экспериментальные исследования в психофизиологических лабораториях, размах получают тестологические обследования в целях профориентации и профотбора при распределении на сложные виды профессиональной деятельности.

В этот период было основано более 12 научно-исследовательских институтов, около 150 лабораторий по экспериментальной психологии, издавалось много научно-методической литературы. Была принята программа научно-исследовательской и практической работы, в которой указывалось на три основных направления исследований: изучения человека («субъективный момент труда»), изучение и приспособление орудий труда к «материальной обстановке труда», изучение рациональных методов организации труда.

В 30-е гг. ХХ в. в СССР получила широкое распространение психотехника – отрасль психологии, изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором. Считалось, что зарубежные психотехнические наработки носят «архибуржуазный характер», так как известная формула «все имеют равные возможности» подверглась экспериментально обоснованной критике со стороны советских психологов. Требования нейтральности и объективности, внеклассовости и внепартийности психологии поставили психотехнику и психологию труда в трудное положение. Критики экспериментальной психологии активно утверждали, что тестологическая процедура становится орудием расовой дискриминации и возложила на себя функцию социального регулирования, основываясь на ложной идее о том, что наука может стать над обществом, его процессами, нормами и установками.

После постановления ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» психотехника (как и вся практическая психология) попала под разгром. В короткий срок были закрыты все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, уничтожена или сдана в закрытые фонды архивов психотехническая литература. Немногочисленные труды ученых-психотехников 20-30-х гг. ХХ в. сохранились лишь в личных библиотеках и труднодоступны для широкого круга читателей.

В 40-е гг. XX в. экспериментальные психологические исследования переместились в военную сферу. В сотрудничестве с К. Х. Кекчеевым в 1941 г. А. Н. Леонтьев исследовал проблему адаптации зрительного анализатора, в 1942 г. аналогичная задача решалась ими в пограничных войсках. В 1945 г. вышла книга «Восстановление движения. Психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения», где были подведены итоги работы А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца по данной теме за годы Великой Отечественной войны. Для периода 40-50-х гг. XX в. характерны экспериментальные наработки в области анализа отдельных высших психических функций, а именно мышления, речи, эмоций, также наметился значительный прогресс в исследовании проблем детской психологии.

Только к концу 50-х гг. XX в. экспериментальная психология вновь вышла на научно-исследовательскую ниву. В частности, в 1958 году под руководством К. К. Платонова началась первая научно-исследо-вательская работа по психотехнической проблематике. В 60-е гг. XX в. отмечается бурный рост количества и качества психологических исследований. Развивается компьютерная, или «адаптивная», психодиагностика (В. А. Дюк, А. Анастази, С. Урбина), где ключевое место занимают компьютер и математические методы. Психологическое экспериментирование насыщается электронно-вычислительной техникой, превращается в пробы искусственного интеллекта. Между философами, психологами и кибернетиками разгорается дискуссия о возможности создания «искусственного интеллекта» подобного «естественному». Формализованные компьютерные психологические методики все громче и отчетливее заявляют о себе.

Таким образом, психологический эксперимент на рубеже XIX-XX веков приобрел индивидуальный статус основного метода психологии. Под влиянием экспериментальной психологии изменился статус самой психологической науки. «За несколько десятилетий, – писал С. Л. Рубинштейн в 1946 году, – фактический экспериментальный материал, которым располагает психология, значительно возрос, методы, которыми она работает, стали разнообразнее и точнее, облик науки заметно преобразился. Внедрение в психологию эксперимента не только вооружило еe этим новым, очень мощным специальным методом научного исследования, но и вообще по-новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии. Именно поэтому введение экспериментального метода в психологию сыграло такую большую, пожалуй, даже решающую роль в оформлении психологии как самостоятельной науки».

В настоящее время экспериментальная психология является самостоятельной отраслью психологического знания, без тесного взаимодействия с которой не обходится ни одна другая отрасль психологии. Любое исследование в любой отрасли психологического знания опирается на методологию и методы проведения психологического исследования, эксперимента, методы, приемы и способы математико-статистической обработки психологических данных.

Экспериментальная психология является отдельной отраслью психологической науки, которая структурирует знания, относящиеся к проблемам исследования в области психологии и способам их решения. Это специальная научная дисциплина о в психологии.

Начало дисциплины было связано с необходимостью приведения психологии к удовлетворению главных требований, предъявляемым к науке. Любая наука имеет предмет исследования, терминологию, методологию.

Экспериментальный метод в психологии с начала его применения в науке обеспечил расширение области интересов науки. Все начиналось с разработки принципов эксперимента психофизиологического. Итогом стало превращение психологии в самостоятельную научную дисциплину, которая призвана обобщать знания о методах исследования, которые актуальных для всех направлений психологической науки. Экспериментальная психология занимается не просто классификацией исследовательских методов, а развивает их и изучает степень их эффективности.

К настоящему времени эта дисциплина достигла значительного уровня развития, но не прекращает развиваться. До сих пор отсутствует в психологии выработанных взгляд на роль эксперимента и его возможности в научном познании, который мог бы считаться общепризнанным.

Методология экспериментальной психологии базируется на общенаучных методологические объективности, фальсифицируемости) и специфичных для психологии принципах (единства физиологического и психического, единства сознания и деятельности, принципе развития, системно-структурном принципе).

В истории развития экспериментальной психологии можно выделить такие ключевые этапы. XVI век - зарождение экспериментальных методов психологии. XVIII век - систематическая постановка экспериментов в психологии, имеющих научные цели. 1860 —книга «Элементы психофизики» Г. Т. Фехнера, которая считается первой работой в области экспериментальной психологии. 1874 —книга «Физиологическая психология» В. Вундта. 1879 — основание лаборатории Вундта и создание первой научной психологической школы. 1885 — публикация работы «О памяти» Г. Эббингауза, в которой приводится доказательство связи определенных явлений с определёнными факторами через решение конкретных задач.

Сегодня экспериментальная психология и ее методы широко применяются в совершенно различных областях. Достижения экспериментальной психологии базируются на использовании методов биологии, физиологии, математики, психологии.

Термин «экспериментальная психология» имеет, по крайней мере, четыре значения.

1) Под экспериментальной психологией понимают (вслед за В. Вундтом, С. Стивенсом и другими учеными) всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии. Эта точка зрения отражена в «Экспериментальной психологии» под редакцией П. Фресса и Ж. Пиаже (Экспериментальная психология, 1966).

2) Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Типичным учебником, который предлагает студентам такое понимание экспериментальной психологии, является «Экспериментальная психология человека» М. В. Мэтлин.

3) Термин «экспериментальная психология» часто употребляется в расширительном значении для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4) Наконец, под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента , базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающую его планирование и обработку данных Классическим учебником такого рода стала «Экспериментальная психология» Ф. Дж. Мак-Гигана

Наука — это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений , которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.

Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое — теоретическое знание»: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как человеческая деятельность прежде всего характеризуется методом .

Научный метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это — правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой. Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины.

Любая теория есть временное сооружение и может быть разрушена. Отсюда — критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

Каждая теория — всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментом. К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем — мы можем только предполагать».

С позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззрение Поппер и его последователи) эксперимент — это метод опровержения правдоподобных гипотез.

Принцип потенциальной опровержимости научной теории Поппер назвал принципом фальсифицируемости.

Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:
1. Выдвижение гипотезы (гипотез).
2. Планирование исследования.
3. Проведение исследования.
4. Интерпретация данных.
5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).
6. В случае опровержения старой — формулирование новой гипотезы (гипотез).

Парадигма современного естествознания стала основой психологического метода.

Цель науки — постижение истины, а способ постижения истины — научное исследование.

Исследование основано на научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Научное исследование бывает:

Теоретическое
Эмпирическое
Теоретико-эмпирическое

Исследования по их характеру можно разделить на

фундаментальные (направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний)
и прикладные (проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи)

монодисциплинарные (проводятся в рамках отдельной науки) и междисциплинарные (проводятся на стыке нескольких научных дисциплин)

аналитические /однофакторные (направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности) и комплексные (проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности).

По цели исследования:

Поисковые (подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями «методом тыка»: «Попробуем так, может, что-то и получится». Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области).

Критические (проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента).

Уточняющие (их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание).

Воспроизводящие (его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки).

Этапы научного исследования

1. Постановка задачи: что неизвестно?
На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной методики.

2. Формулировка предположений - гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта — группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследова¬ний и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.

3. Проведение исследований по намеченному плану . В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.

4. Первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные.

5. Формулировка выводов

Получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени. Исследователь должен быть убежден, что найденная им закономерность справедлива и для психического процесса (например, мыслительного), который происходит у человека, живущего в Лондоне, и для жителя Москвы. Научное знание интерсубъективно , т.е. научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д.

Валидность

Соответствие реального исследования идеальному - внутренняя валидность.
Соответствие реального исследования изучаемой объективной реальности - внешняя валидность.
Отношение идеального исследования к реальности -теоретическая, или прогностическая валидность, поскольку план «идеального исследования» строится исходя из теоретической идеализации реальности — гипотез исследования.

Теория - высшая форма научного знания

Эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности (предмете теории).

Формы теоретического знания - законы, классификации и типологии, модели, схемы, гипотезы.

Теория выступает в качестве высшей формы научного знания. Каждая теория включает в себя следующие основные компоненты:
1) исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности);
2) базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории;
3) логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории;
4) множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.

По способу построения различают
аксиоматические (строятся на системе аксиом, необходимых и достаточных, недоказуемых в рамках теории) и
гипотетико-дедуктивные теории (строятся на предположениях, имеющих эмпирическую, индуктивную основу).

Различают теории:
качественные , построенные без привлечения математического аппарата. Это концепция мотивации А. Маслоу, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, экологическая концепция восприятия Дж. Гибсона и пр.;

формализованные - в их структуре используется математический аппарат, — это теория когнитивного баланса Д. Хоманса, теория интеллекта Ж. Пиаже, теория мотивации К. Левина, теория личностных конструктов Дж. Келли.;

формальные - например, стохастическая теория теста Д. Раша (IRT — теория выбора пункта), широко применяемая при шкалировании результатов психолого-педагогического тестирования. «Модель субъекта со свободной волей» В. А. Лефевра (с определенными оговорками) может быть отнесена к сильно формализованным теориям.

Различают эмпирическое основание и предсказательную мощность теории. Теория создается не только для того, чтобы описать реальность, ценность теории заключается в том, какие явления реальности она может предсказать и в какой мере этот прогноз будет точным.

Научная проблема

Постановка проблемы — начало любого исследования. Не нуждается в исследовании лишь подтверждение очевидности. Однако очевидность субъективна.

В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. Проблемы порождаются изменчивостью мира и духовной активностью людей.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы.

В науке формулирование проблемы — обнаружение «дефицита», нехватки информации для описания или объяснения реальности.

Этапы порождения проблемы :

выявление нехватки в научном знании о реальности;
описание проблемы на уровне обыденного языка;
формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

Уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования. Проблема — это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и философскую трактовку понятия «проблема». «Проблема» — объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес» [Философский энциклопедический словарь, 1989].

Проблемы подразделяются на реальные проблемы и «псевдопроблемы», которые кажутся значимыми. Кроме того, выделяется класс неразрешимых проблем (превращение ртути в золото, создание «вечного двигателя» и пр.) Доказательство неразрешимости проблемы само по себе является одним из вариантов ее решения.

Гипотеза

Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения , которые подлежат экспериментальной проверке. Первые входят в структуры теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.

Второй тип гипотез — предположения, выдвигаемые для решения проблемы методом экспериментального исследования. Это экспериментальные гипотезы, которые не обязательно должны основываться на теории. Точнее, можно выделить, по крайней мере, три типа гипотез по их происхождению.

Гипотезы первого типа основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели.
Второй тип — научные экспериментальные гипотезы, также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу Фейерабенда: «все подходит». Их оправдание — в интуиции исследователя: «А почему бы не так?»
Третий тип — эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории, модели, то есть формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: «Щелкни быку в нос, он махнет хвостом».

По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии:
А) явления; (попытка установить истину: «А был ли мальчик?» Все это гипотезы о фактах).
Б) связи между явлениями; (к таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой).
В) причинной связи между явлениями. (в экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных).

Исследователи различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических ги-потез используются лишь два понятия: Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве).

Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров.

Теорию в эксперименте непосредственно проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.

Гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

Методы научного исследования

-Теоретические. Ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией, теоретическая работа совершается «в уме».
-Эмпирические. Проводится для проверки правильности теоретических построений; ученый взаимодействует с самим объектом

-Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.. Классической наблюдательной наукой является астрономия.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Главными особенностями метода наблюдения являются:
— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

Эксперимент -проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы и причинно-следственной связи. Позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных условиях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий.

Измерение - эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаимодействия объекта с измерительный прибором, изменения состояний которого зависят от изменения состояния объекта. С методической точки зрения, измерение — это регистрация состояния объекта на основе регистрации изменения состояний другого объекта (прибора).

Психологическим измерением считают оценку величины тех или иных параметров реальности или оценку сходств и различий объектов реальности, которую производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь измеряет особенности субъективной реальности испытуемого.

При измерении невозможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объектов.

Наблюдение является непосредственным, «пассивным» методом исследования.
Измерение — «пассивный», но опосредованный метод.
Эксперимент — «активный», но также опосредованный метод изучения реальности.
Теоретически возможен и четвертый вид эмпирического исследования: непосредственный и «активный», при котором исследователь без приборов регистрации и воздействия взаимодействует с объектом, активно меняя его состояние. Такой метод возможен, наверное, только в психологии, и называется он беседой, а шире — коммуникативным методом.

-Моделирования. Модель — аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. К таким объектам относятся уникальные системы, недоступные экспериментальному изучению, или системы, на которых эксперимент производить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная система.

Физическое моделирование - исследуется экспериментально
Знаково-символическое моделирование - реализуется в виде более или менее сложной компьютерной программы

Интерпретационные

Экспериментальная психология.

1. Предмет и задачи экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

Экспериментальная психология – это не отдельная наука, это область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальная психология отвечает на вопрос – «как сделать эксперимент в психологии научным?».

1) Под экспериментальной психологией (Вундт и Стивенсон) понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения психических процессов, личностных свойств и поведения человека. Она противопоставляется философским вопросам и интроспекции (самонаблюдению).

2) Экспериментальная психология – система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Как правило, так трактуется экспериментальная психология в американской школе.

3) Европейская школа под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента.

Таким образом, экспериментальная психология – это научная дисциплина, занимающаяся проблемой психологического исследования в целом.

Можно выделить три основных задачи экспериментальной психологии в психологическом исследовании:

1. Выработка адекватных методов обследования, соответствующих предмету исследования.

2. Разработка принципов организации экспериментального исследования: планирование, проведение и интерпретация.

3. Выработка научных методов психологических измерений. Применение математических методов.

2. Основные методологические принципы психологического исследования

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Принцип детерминизма. Его суть сводится к тому, что все психические явления предопределены взаимодействием организма с внешней средой. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы. (Что бы ни происходило, это имеет свои причины). Без причинных связей исследования были бы невозможны.

2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие. Возможна независимость познания объекта от субъекта. Психологические методы позволяют объективно познавать реальность. Цель – максимально объективизировать сознание. Методы математической статистики позволяют сделать знания объективными.

3. Принцип единства физиологического и психического. Жесткого разрыва между физиологическим и психическим не существует. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно. С одной стороны психическое и физиологическое представляют собой некоторое единство, но это не тождество.

4. Принцип единства сознания и деятельности. Говорит о том, что нельзя отдельно изучать поведение, сознание и личность; все взаимно переплетено. Леонтьев: Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R - поведение, P - личность, а S - ситуация. В русской психологии существует разделение:

Принцип единства личности и деятельности;

Принцип единства сознания и личности.

5. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Развитие – всеобщее свойство материи; мозг – тоже результат длительного эволюционного развития. Согласно данному принципу психика субъекта - результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе. Принцип подчеркивает, - любое наше функционирование бесконечно и зависит как от стимулов внешней среды, так и от воздействия социальных и исторических факторов.

6. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.) Принцип утверждает, что все психические явления следует рассматривать как включенные в иерархическую лестницу, в которой нижние этажи управляются высшими, а высшие включают в себя нижние и опираются на них. Нельзя в человеке отдельно рассматривать внимание, темперамент и… вне зависимости от всего остального и друг от друга.

7. Принцип фальсифицируемости - предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

3. Структура экспериментального исследования

Структура экспериментального исследования состоит из следующих этапов:

1. Постановка задачи или определение темы. Любое исследование начинается с определения темы (она ограничивает то, что будем исследовать). Исследование проводится в трех случаях:

1- проверка гипотезы о существовании явления;

2- проверка гипотезы о существовании связи между явлениями;

3- проверка гипотезы о причинной зависимости явления А от явления В.

Первичная постановка проблемы заключается в постановке гипотезы. Психологическая гипотеза, или экспериментальная, - гипотеза о психическом явлении, инструментом проверки которой служит психологическое исследование.

Психологическую гипотезу часто путают со статистической, которая выдвигается в ходе статистического анализа результатов эксперимента.

2. Этап работы с научной литературой – теоретический обзор. Создается первоначальная база. Теоретический обзор обязательно связан с темой исследования. (В курсовой работе – цель – показать, насколько знакомы с литературой на выбранную тему). Включает в себя: поиск определений базовых понятий, составление библиографии по тематике исследования.

3. Этап уточнения гипотезы и определения переменных. Определение экспериментальной гипотезы.

4. Выбор экспериментального инструмента и условий эксперимента (отвечает на вопрос – «как организовать исследование?»):

1- Позволяет управлять независимой переменной. Независимая переменная - в научном эксперименте переменная, которая намеренно манипулируется или выбирается экспериментатором с целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.

2- Позволяет регистрировать зависимую переменную. Зависимая переменная - в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.

5. Планирование экспериментального исследования:

1- Выделение дополнительных переменных.

2- Выбор экспериментального плана.

Планирование эксперимента - один из важнейших этапов организации психологического исследования, на котором исследователь пытается сконструировать наиболее оптимальную для воплощения на практике модель (то есть план) эксперимента.

6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом.

7. Проведение эксперимента

1- Подготовка эксперимента

2- Инструктирование и мотивирование испытуемых

3- Собственно экспериментирование

8. Статистическая обработка

1- Выбор методов статистической обработки

2- Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу

3- Проведение статистической обработки

9. Интерпретация результатов и выводы

10. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала.

4. Психологическая гипотеза исследования

Психологическая гипотеза, или экспериментальная, - это гипотеза о психическом явлении, инструментом проверки которой служит психологическое исследование.

Можно выделить три типа гипотезы, по ее происхождению:

1. Основывается на теории или модели реальности и представляет собой прогнозы следствия этих теорий или моделей (проверяем возможное следствие из теории).

2. Экспериментальные гипотезы, выдвигаемые для подтверждения или опровержения теорий или ранее обнаруженных закономерностей, но они не основываются на уже существующие теории (поиск противоречий, исключений).

3. Эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно какой-либо теории или модели, то есть формулируются для данного случая. После проверки такая гипотеза превращается в факт (опять же только для данного случая); ее цель попытаться понять общие единые причины этого явления; это научное исследование по факту. Простой перенос на другой случай не возможен; в другом случае этих закономерностей не существует.

Готтсдангер, в дополнение к предыдущим, выделяет несколько видов экспериментальных гипотез:

1. Контргипотеза (в статистике – нулевая гипотеза) – альтернативная гипотеза, которая отрицает общую гипотезу.

2. Третья конкурирующая экспериментальная гипотеза (не совсем то, и не совсем другое).

Г1 – они склонны к депрессии.

Г0 – они не склонны к депрессии.

Г2 – среди детей страдающих заиканием, есть дети, которые депрессией не страдают.

Если общая гипотеза подтвердилась частично, то необходимо провести проверку третьей гипотезы.

Выделяют несколько видов гипотез:

1. Экспериментальная гипотеза по максимальной или минимальной величине, которая проверяется только при многоуровневом эксперименте.

2. Экспериментальная гипотеза об абсолютных или пропорциональных отношениях – это точное предположение о характере количественного изменения зависимой переменной с постепенным количественным изменением независимой. Гипотеза взаимосвязи.

3. Комбинированная экспериментальная гипотеза – это предположение об отношении между определенным сочетанием двух или более независимых переменных с одной стороны и зависимой переменной с другой стороны, которая проверяется только в факторном эксперименте.

1- из факторов готовности ребенка к школе – интеллектуальная готовность;

2- личностная или социальная готовность;

3- эмоционально-волевая готовность.

Эти факторы являются причинами успеваемости (при выпадении одного из факторов, нарушается.

5. Статистическая гипотеза исследования

Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорему), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Гипотеза – основа для организации эксперимента. Экспериментальная гипотеза – первична, но помимо этого в эксперименте выделяют статистические гипотезы исследования. Любая психологическая гипотеза имеет статистическое оформление, - нельзя строить гипотезы, которые невозможно записать на языке математической статистики.

Статистическая гипотеза – утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики; выдвигается в ходе статистического анализа результатов эксперимента. Статистической называют гипотезу о виде неизвестного распределения или о параметрах известных распределений.

Статистическими называются гипотезы следующих типов:

1. о виде распределения исследуемой величины;

2. о параметрах распределения, вид которого известен;

3. о равенстве или неравенстве параметров двух или нескольких распределений;

4. о зависимости или независимости двух или нескольких распределений.

Итак: при помощи статистических гипотез мы подтверждаем или опровергаем экспериментальные гипотезы, которые, в свою очередь, подтверждают или опровергают наши эвристики. Статистическая гипотеза - это математическая формализация интуитивного озарения. После того, как статистические гипотезы сформулированы, производится анализ данных.

Различают гипотезы: нулевые и альтернативные.

Гипотезу, утверждающую, что различие между сравниваемыми характеристиками отсутствует, а наблюдаемые отклонения объясняются лишь случайными колебаниями в выборках, на основании которых производится сравнение, называют нулевой (основной) гипотезой и обозначают Н0. Наряду с основной гипотезой рассматривают и альтернативную (конкурирующую, противоречащую) ей гипотезу Н1. И если нулевая гипотеза будет отвергнута, то будет иметь место альтернативная гипотеза.

Альтернативная гипотеза - предположение, принимаемое в случае отклонения нулевой гипотезы. Альтернативная гипотеза утверждает положительную связь между изучаемыми переменными.

Нулевая гипотеза - предположение об отсутствии взаимосвязи или корреляции между исследуемыми переменными. Различают простые и сложные гипотезы. Гипотезу называют простой, если она однозначно характеризует параметр распределения случайной величины. Сложной называют гипотезу, которая состоит из конечного или бесконечного множества простых гипотез.

6. Немецкая школа психологии (Г.Т. Фехнер и В. Вундт)

Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920). Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов. Задача психологии, как и всех других наук, состоит, по Вундту, в том, чтобы: а) выделить путем анализа исходные элементы; б) установить характер связи между ними и в) найти законы этой связи. Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигается путем интроспекции, которую не следует смешивать с обычным самонаблюдением. Интроспекция – особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания. Последняя состоит из элементарных, далее неразложимых "нитей составных частей". Им присущи такие качества, как модальность и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения: а) удовольствия – неудовольствия, б) напряженности – расслабленности, в) возбужденности – успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы также объективные показатели изменений физиологических состояний человека при эмоциях.

Стремясь отстоять самостоятельность психологической науки, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а изучаемые ею явления подчинены особой "психической причинности". В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник, и они, соответственно, требуют других законов. К этим законам Вундт относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов – например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

Согласно Вундту, экспериментальному изучению подлежат только элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства). Что же касается более сложных форм психической жизни, то здесь эксперимент со всеми его преимуществами, доказанными-прогрессом науки, непригоден. Это убеждение Вундта было развеяно дальнейшими событиями в психологии. Уже ближайшие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие процессы, как мышление и воля, так же открыты для экспериментального анализа, как и элементарные.

От Вундта принято вести родословную психологии как самостоятельной дисциплины. Он создал крупнейшую в истории этой науки школу. Прошедшие эту школу молодые исследователи из разных стран, вернувшись на родину, организовали там лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания, достойно преобретшей самостоятельность. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих других ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями. С внедрением в психологию эксперимента открывается первая глава ее летописи в качестве самостоятельной науки. Именно благодаря эксперименту поиск причинных связей и зависимостей в психологии приобрел твердую почву. Наметилась перспектива математически точной формулировки реальных психологических закономерностей. Опыт радикально изменил критерии научности психологического знания. К нему стали предъявляться требования воспроизводимости в условиях, которые могут быть вновь созданы любым другим исследователем. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения в разряд научных.

Густав Теодор Фехнер: основы психофизики. Немецкий физик, психолог, философ, профессор физики Лейпцигского университета Г.Т.Фехнер из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрительных ощущений при наблюдениях за Солнцем, занялся философией, уделяя особое внимание проблеме отношений между материальными и духовными явлениями. С улучшением здоровья он стал изучать эти отношения экспериментально, применяя математические методы. В центре его интересов оказался давно установленный рядом наблюдателей факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Занявшись изучением того, как изменяются ощущения различных модальностей (опыты ставились над ощущениями, которые возникают при взвешивании предметов различной тяжести, при восприятии предметов на расстоянии, при вариациях в их освещенности и т.д.), Фехнер обратил внимание на то, что сходные эксперименты проводил за четверть века до него его соотечественник Э.Вебер, который ввел понятие об "едва заметном различии между ощущениями". Причем это "едва заметное различие" не является одинаковым для всех видов ощущений. Появилось представление о порогах ощущений, т.е. о величине раздражителя, меняющего ощущение. В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить о разностном пороге. Была установлена закономерность, гласящая: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отношение получило имя закона Вебера-Фехнера. Общую формулу, выведенную из своих опытов, Фехнер обозначил следующим образом: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя). Фехнер тщательно разработал технику экспериментов для определения порогов ощущений с тем, чтобы можно было установить минимальное (едва заметное) различие между ними. Фехнеру принадлежит и ряд других методов измерения ощущений (кожных, зрительных и др.). Данное направление исследований было названо психофизикой, поскольку его содержание определялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий.

Книга Фехнера "Основы психофизики" имела ключевое значение для разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки. Во всех вновь возникающих лабораториях определение порогов и проверка закона Вебера-Фехнера стали одной из главных тем, демонстрирующих возможность математически точно определять закономерные отношения между психическим и физическим.

Наряду с психофизикой Фехнер стал создателем экспериментальной эстетики. Свой общий экспериментально-математический подход он применил к сравнению объектов искусства, пытаясь найти формулу, которая позволила бы определить, какие именно объекты и благодаря каким свойствам воспринимаются как приятные, а какие не вызывают ощущения красоты. Фехнер занялся тщательным измерением книг, карт, окон, предметов домашнего обихода, а также произведений искусства в надежде найти те количественные отношения между линиями, которые вызывают позитивные эстетические чувства.

Работы Фехнера стали образцом и для последующих поколений исследователей, которые, не ограничиваясь изучением психофизики в узком смысле слова, распространили методические приемы Фехнера на проблемы психодиагностики, изучение критериев принятия решений, эмоциональных состояний у отдельных индивидов.

Выведенная Фехнером всеобщая форумула, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологию строгих математических мер.

Развитие психофизики начиналось с представлений о, казалось бы, локальных психических феноменах. Но она имела огромный методологический и методический резонанс во всем корпусе психологического знания. В психологию внедрялись эксперимент, число, мера. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, к поведению субъекта, когда ему приходится определять едва заметные различия между явлениями. Прорыв от психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том отношении, что разделил принципы причинности и закономерности. Ведь психофизиология была сильна выяснением причинной зависимости субъективного факта (ощущения) от строения органа (нервных волокон), как этого требовало "анатомическое начало". Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны ее явления.

7. Английская школа психологии

8. Французская школа психологии

9. Американская школа психологии

10. Русская школа психологии

11. Классификация методов в психологии

Классификация методов в психологии (европейская классификация Пирьова):

1. Наблюдение. Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Существует несколько видов наблюдения:

Объективное:

Непосредственное в процессе жизненной активности;

Объективно-клиническое – используется в стационарах;

Опосредованное наблюдение, которое представляет собой некоторые анкетные методики либо анализ продукта деятельности человека.

Субъективное наблюдение или самонаблюдение. Интроспекция - метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Интроспекция - метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п.

Непосредственное самонаблюдение или словесный отчет человека о том, что с ним происходило или происходит.

Опосредованное самонаблюдение, построенное на изучении дневников, писем, рисунков или воспоминаний человека.

2. Эксперимент. Психологический эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Различают:

Лабораторный эксперимент или искусственный эксперимент, - в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Лекция 1. Экспериментальная психология как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Психологическое исследование и его специфика. Методологическое обеспечение психолого-педагогических исследований

Актуальное состояние экспериментальной психологии. Предмет и задачи экспериментальной психологии. Связь теории метода с методологией научного познания.

Развитие экспериментальной психологии и дифференциация поня­тий «метод» и «методика исследования». Метод как способ сбора дан­ных. Психологические методики и проблема выделения психологичес­ких переменных. Типы эмпирических данных в психологии.

Естественнонаучное и психологическое исследование. Теория и ее структура. Научная проблема. Гипотеза. Основные общенаучные исследовательские методы. Классификация методов психологического исследования.

Экспериментальная психология - научная дисциплина, занимающаяся проблемами эмпирических психологических исследований. Предмет экспериментальной психологии – система психологических методов, особенно эмпирических. Все эмпирические методы подчиняются требованиям теории эксперимента.

Задачи экспериментальной психологии :

1. Выработка единого взгляда на предмет экспериментальной психологии.

2. Уточнение сути соотношений между теорией и экспериментом, между принципами верифицируемости и фальсифицируемости.

3. Разработка единых методологических подходов к проблемам психологических измерений.

4. Проведение исследований, вносящих вклад в фундаментальную общепсихологическую теорию.

Метод научного исследования - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, признанной научным сообществом обязательной нормой, регулирующей поведение исследователей. Б.Г. Ананьев определял метод психологического исследования как системы операций с психологическими объектами.

Методика психологического исследования – метод, описанный относительно конкретных условий в форме технологии.

Методология научного познания – набор основополагающих принципов, определяющих общую стратегию исследования. На основе методологических принципов разрабатываются конкретные методы исследования.

Методологические принципы экспериментальной психологии:

Общенаучные методологические принципы:

· Принцип детерминизма (поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы).

· Принцип объективности (объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие).

· Принцип фальсифицируемости - предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.


Cпецифичные для психологии принципы:

· Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

· Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Принцип развития. Согласно данному принципу психика субъекта - результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

· Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы.

Переменная в психологическом эксперименте - это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены, зафиксированы.

Выделяют следующие виды переменных:

Независимые переменные (НП);

Зависимые переменные (ЗП);

Побочные переменные (ПП);

Дополнительные переменные (ДП);

Смешивающиеся переменные (СП).

Независимая переменная (НП) - экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор - управляемая (переменная), т.е. активно изменяемая исследователем.

Зависимая переменная (ЗП) - переменная (любое психическое явление, характеристика), вариации которой рассматриваются как следствие ответа на экспериментальное воздействие (НП).

Проблема выделения независимой переменной предполагает следующие аспекты:

Выделение из экспериментальной гипотезы таких следствий, физическая проверка которых подразумевает управление некоторыми условиями или контроль независимой переменной как причинно действующего фактора;

Обоснование контролируемой (управляемой) переменной как психологической, т. е. включение ее в причинную связь на уровне психологического объяснения;

Возможность реализации причинного воздействия с точки зрения практического применения в научных целях.

Выделяются следующие виды независимых переменных (НП) как основания задания экспериментальных условий (Кэмбелл Д., 1980):

Управляемые переменные, или факторы: метод обучения, стимульные условия, отдельные стимулы;

Потенциально управляемые переменные, которые исследователь мог бы изменить, но не делает этого из-за сложности изменения условий: система школьного образования, предметы.

Относительно постоянные аспекты социального окружения: социально-экономический уровень, населенный пункт, школа и т. д.

Они выступают как основания разбиения испытуемых на группы как уровни воздействия независимой переменной:

- «оргазмические» переменные - пол, возраст и т. д., определяющие возможность подбора групп, эквивалентных или отличающихся по этой характеристике;

Тестируемые или измеряемые переменные, т. е. весь тот арсенал психологических методик, по данным которых возможны классификации или выделение испытуемых в отдельные группы.

Типы эмпирических данных:

L - данные (от англ. life record data) – данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни, например: успеваемость, дисциплина, обращение к врачу и т. д., а таже путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых. «L»-данные также часто используются как внешний критерий, относительно которого измеряется валидность результатов, полученных с помощью других методов.

Q- данные – это данные. Полученные при изучении личности с помощью личностных опросников, методов самооценок, самоотчетов, анкет, шкал самооценок состояний.

Т- данные - данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или экспертам.

Научная теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории: 1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п. 2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов. 3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы. 5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основных положений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Научная проблема – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.

Гипо́теза (др.-греч. ὑπόθεσις - предположение; от ὑπό - снизу, под + θέσις - тезис) - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а также, если она соответствует другим научным критериям. Психологическая гипотеза – предположение, сформулированное относительно определенных аспектов психической реальности в рамках тех или иных психологических представлений.

В структуре общенаучных методов чаще всего выделяют три уровня:

· методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;

· методы теоретического познания (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному);

· общелогические методы и приемы исследования (анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия. Моделирование, системный подход, вероятностно-статистические методы).

По сущности реальности, с которой взаимодействует исследователь методы исследования делятся на: теоретические, эмпирические, моделирования и интерпретационные (В.Н. Дружинин)

Теоретические методы: субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования). Результат применения теоретических методов - это знание о предмете в форме описания на естественном языке.

Теоретическими методами психологического исследования, по Дружинину, являются: 1) дедуктивный – размышления от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон; 2) индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.

Эмпирические методы - осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта посредством показаний приборов, состояний субъекта, памяти компьютера, продуктов деятельности и др. Делятся на неэкспериментальные (наблюдение, измерение, коммуникативный метод (интервью, беседа), архивный метод, контент-анализ, проективный метод, метод анализа продуктов деятельности) и экспериментальные (собственно эксперимент)