Проблема происхождения человека философия. Происхождение и сущность человека

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Вопрос о природе человека, его происхождении, месте в мире и назначении – один из самых значимых в системе знаний об обществе. Проблема человека – одна из основных в философии .

Исследует феномен человека особый раздел философского знания – антропология.

Сложный и дискуссионный вопрос о происхождении человека – антропогенезе , и формировании человеческого общества – социогенезе .

Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека

· Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

· Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

· Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

· Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования - адаптация.

2. Человек – существо социальное. Он неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

· Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

· Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

· Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Для философии проблема происхождения человека (антропогенеза) неразрывно связана с определением его сущности, которая эмпирически не обнаружима.

Сущность – то главное, что делает человека человеком , нельзя установить на опыте. Она постулируется философом с учетом мировоззренческих установок его времени и собственными убеждениями. В зависимости от того, как определяется, «то, что делает человека человеком», решается и проблема антропогенеза, т.е. дается ответ на то, как и откуда появилось это главное.

Проблема сущности, или того, что делает человека человеком, на философском уровне, поднимается в Античности. Античные философы предлагают и первое решение этой проблемы – идеально-телесное . Для первых мыслителей, сущность человека заключена в «гармонии телесных частей» , ближе всего подобной космической гармонии. Человека делает человеком соразмерность частей его тела, более совершенная, чем у животных. И различия людей между собой видятся античным мыслителям, в первую очередь, как чисто внешние, телесные отличия. Причем, для греков, совершенство тела служило показателем духовного совершенства, что нашло отражение в лозунге – «в здоровом теле, здоровый дух». Показателем данного подхода к определению сущности человека, может служить один из аргументов противников Сократа, который, как известно, был далеко не красив, - может ли добродетельный человек иметь такой отталкивающий облик как у Сократа.

Подобный же подход – телесного определения сущности человека, мы находим в новоевропейской философии . Однако, в отличие от античности, для философов 17 – 18 веков, человек это не «гармония частей», а скорее механическое сочетание органов. Отталкиваясь от сделавшей скачек, механики и физики, Декарт, а за ним и прочие философы, определяли человека как сложный телесный механизм , отличный от тела животного многообразием потребностей, большим набором функций и произвольностью действий. Показательна в этом плане работа врача, физиолога и философа Ламетри – «Человек – машина». Соотношением элементов этого механизма и правильностью их функционирования объяснялись и эмоциональные состояния, потребности, деятельность человека.

Большинство современных антропологов так же подчеркивают важность телесной организации человека . Так, развитие прямохождения, и связанные с ней изменения позвоночного столба и формы кисти, указывают как первопричину формирования абстрактного мышления. Изменение формы черепа и гортани – как начало формирования второй сигнальной системы. То есть, на вопрос, что делает человека человеком, многие ученые, не так однозначно, как их предшественники в Античности и Новом времени, но все же, указывают на организацию тела человека.


С позиции телесного определения сущности человека вопрос о происхождении человека решается как эволюция его тела и мозга. Именно в этом случае он приобретает форму вопроса, центрального для антропологии – «Когда? Из-за чего? и Каким образом? Началась, протекала и завершилась эволюция человека». В этом аспекте обсуждается проблема «недостающего звена» между человеком и его животным предком, обсуждаются различные природные и неприродные факторы эволюции.

Второе решение вопроса «Что делает человека человеком?» заключается в выделении его психических и интеллектуальных характеристик – души и духа . Этот подход, наметившийся в поздней Античности, в полной мере разрабатывается в эпоху Возрождения . Для мыслителей этого периода, отличительной чертой человека являются его творческие способности, способность создавать и воспринимать прекрасное . На этой базе мыслители Ренессанса отказывались признать человечность всех людей. С их позиции, лишь немногие из человеческих индивидов, могут назваться людьми, все прочие, лишенные творческого потенциала, являются лишь материалом для людей. Как же возникает эта эстетическая человечность? Двояко. Заложенная в «избранных» людей свыше, она должна еще быть развита самим человеком. Вообще, можно сказать, что проблема антропогенеза здесь решается субъективистски – человек делает себя сам.

Французскими Просветителями (Вольтер, Руссо, Дидро) сущность человека виделась в его мышлении, причем, рациональном, логическом мышлении. Соответственно, очеловечивание всех людей трактовалось как их «просвещение» - обучение, воспитание, приобщение к культуре.

В эпоху Романтизма (Байрон, Шлегель, Гете) специфическая человечность виделась в эмоциональности, способности к переживанию и сопереживанию .

Третий подход к определению сущности человека и решению проблемы антропогенеза представлен религиозной философией, и наиболее разработан был в Средневековье. Определяя человека как образ и подобие Божие, мыслители связывали появление человека с актом божественного творения.

Четвертый подход к определению сущности человека представлен такими мыслителями как Аристотель, Гоббс, Гельвеций, Маркс изаключается в подчеркивании общественного характера жизни человека. Сторонники данного подхода считают, что человека делает человеком жизнь с другими людьми. Труд и общение определяют развитие человеческого сознания. С этой позиции происхождение человека связывается с культуро- и социо- генезом. Соответственно, вопрос не в том , когда и из-за чего человек стал собой, а в том, как происходил этот процесс .

Проблема человека - его сущности, происхождения, возможностей, перспектив и смысла бытия - с давних времен волновала мыслителей. Очень остро она стоит и в наше время, когда решается дальнейшая судьба человека и людс ства, поскольку не кто-то извне, а люди определять свою судьбу, и каждый несет за это свою долю ответственностиі.

О сущности и происхождении человека существовало много концепций - мифологических, религиозных, научных. Наибольшие достижения науки о человеке сделаны в последние два столетия. По современным научным взглядам, человек - высокоорганизованное существо, которое имеет природную основу, но формирует и реализует свою сущность только в обществе, как его член. Человек осуществляет активную, целенаправленную, осмысленную трудовую, предметом тно-практическую деятельность, применяя при этом создаваемые ею же орудия труда, технику. Она обладает сознанием и самосознанием, членораздельной речью, умом, волей, определенной (исторически растущей) степенью свободы, которая проявляется в способности ее выбора и самоопределенияення.

Человек - это субъект деятельности и общения, познания, эстетического восприятия и освоения действительности, существо творческое, моральная, ответственная за свои поступки. Формирование и развитие человека - это одновременно формирование и развитие общества, материальной и духовной культуры, вне которой человек как таковой не может существоватьи.

Происхождение человека по-разному трактуется религией и наукой. Религия исходит из идеи креационизма (лат creare - создавать), то есть творения мира, всех вещей и существ богом. Как сказано в. Библии:"И создал. Господь. Бог человека из праха земного, дыхание жизни вдохнул в лице его - и стал человек душею живою"(книга. Бытие 2, 7а. Буття 2, 7).

Наука доказывает, что предпосылки возникновения человека сложились естественным путем. Наша. Вселенная (Метагалактика) имеет такие физические свойства, в нем возможно образование сложных систем, а - при определенных условиях - ж живых организмов. Наукой достоверно установлено, что человек произошел от животных предков, следовательно, ее появлению предшествовал очень длительный (несколько миллиардов лет) путь биологической эволюции. Процесс преобразования животного в человека начался несколько миллионов лет назад. Непосредственными предками первобытных людей считаются австралопитеки, далее последовательно формируются такие переходные типы, как"человек умелый"(лат homo habi lis), питекантропы, синантропы,. Гейдельбергский человек, неандертальцы (ранние и поздние). В этом процессе действовали закономерности естественного отбора, но его объектами становились не только отдельные индивиды, а цил и группы передлюдей: преимущество имели те, в которых больше проявлялись сплоченность, взаимно поддержка, а также пластичность, вариантность поведения, способность приспособиться к меняющимся обстоятельствам. Существенную роль в этом процессе сыграл такой биологический фактор, как мутации (генетические изменения), которые повлияли на анатомические и физиологические характеристики, значительно расширили возможности мозга. Вопрос о биологических предпосылки возникновения человека, бесспорно, еще требует исследованияимагає дослідження.

На завершающей стадии формирования человека решающее значение имели уже не биологические, а социальные факторы: возникновение и развитие трудовой, предметно-практической деятельности, членораздельной речи, пре орення стада передлюдей в первоначальное родовой коллектив, основанный на экзогамии (такая форма кровнородственных связей, при которой исключаются браки между близкими родственниками) и на первых, сначала еще напивинст иктивних социально-нравственных норма.

В результате относительно недавно, 50 -. ЗО тысяч лет назад возникает человек современного биологического типа - homo sapiens («человек разумный»), или, по названию мест нахождения ее остатков, кроманьонский человек на. Попутно отметим, что по традиционным утверждениям христианских богословов весь мир был создан за 5508 лет до не (или до. Рождества. Христова), а по мнению иудейских богословов, даже в 37 61 год до не. Как видим, наука пришла других выводовінших висновків.

Известное изречение"Труд создал человека"справедливый, если понимать, что он не исчерпывает факторов антропогенеза , а выделяет ту ключевую обстоятельство, которое отличает человеческую жизнедеятельность от животной. Ведь сложные формы жизнедеятельности, поведения животных биологически запрограммированы и в основном стереотипны: кот действует по-кошачьи, собака - по-собачьи, корова - по-коровьего и проч. А человек - по-люд ски: она работает, производит. Труд - это изготовление и применение орудий. Пользуясь изготовленными ею орудиями, чтобы из предметов природы вырабатывать ей необходимо, человек разрывает жесткую зависимость ь от человеческих (биологических) свойств, от сложившейся ситуации, она получает возможность действовать в любой способ, т.е. универсально, исходя из свойств тех предметов, с которыми имеет дело. А у и разнообразие этих предметов все растут, сложнее становятся орудия, создается особый,"сверхъестественный"мир техники. Действуя универсально, человек и сам становится существом универсальной, что проявление ся в ее языке, сознания, мысли. Над биологической наследственностью надстраивается и становится для человека специфической, определяющей культурная преемственность, которая осуществляется через передачу вол поколения к поко ления созданных предметов, орудий, техники, опыта, через обучение и воспитание через навчання й виховання.

Исключительно важную роль в формировании человека и человечества сыграла членораздельная речь, которая возникла и развилась вместе с трудовой деятельностью и социальными формами жизни. Язык - это универсальная, т.е. все еохоплююча, знаковая система, имеющая свою внутреннюю целостность, поскольку между ее элементами, словами устанавливаются грамматические связии.

Речь выполняет, прежде всего, функцию средства общения (коммуникативную) - сначала как звуковая, а позже и как письменная. Соответственно, расширялись возможности общения - в пространстве и времени

Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то,что человек- это существо разумное, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, то есть существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Встает вопрос о том, каким образом происходило формирование человека как разумного, социального и деятельного существа. Теории,объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза,а теории о развитии человека как разумного,общественного существа - антропосоциогенезом.

Происхождение человека до сих пор остается далеко не выясненным. Существуют разнообразные теории, объясняющие происхождение человека. Всем хорошо известно религиозное представление о сотворении человека Богом. Было бы преувеличением сказать, что оно полностью и окончательно опровергнуто современной наукой. Вопрос о происхождении человека относится к разряду «вечных вопросов», «вечных тем» философской мысли. Ведь невозможно чисто научными способами, с помощью эксперимента подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию происхождения человека.

Существует множество различных теорий о происхождении человека. Хотелось бы выделить самые основные:

  • 1) Эволюционная теория (научная теория)
  • 2) Теория творения (религиозная концепция)
  • 3) Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория)

Эволюционная теория

Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов -- человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционисты имеют разнообразный арсенал доказательств: палеонтологический, археологический, биологический, генетический, культурный, психологический и т.д. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать её.

Согласно данной теории, имели место следующие основные стадии эволюции человека:

  • - периоды последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек и др.);
  • - существование древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или протерантропа или архантропа);
  • - стадия палеоантропа, то есть древнего человека (неандертальцы и др.).
  • - развитие современных людей (неоантропов).

Теория творения

Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.

Например, по месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат, кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Индуисты имели свои воззрения на сотворение мира и человека в нем. Согласно их представлениям, в мире властвовал триумвират -- Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. У древних инков, ацтеков, дагонов, скандинавов были свои версии, которые в главном совпадали: человек -- творение Высшего разума или попросту Бога.

Христианские взгляды на происхождение человека и «научный креационизм»

Значительное распространение в мире получили христианские религиозные взгляды на сотворение мира и человека в нем, связанные с божественным творением Иеговы-- единственного Бога во Вселенной, проявляющего себя в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Святой Дух.

Область исследований, направленных на поиск научных доказательств этой версии, называется «научным креационизмом». Современные креационисты стремятся подтвердить тексты Библии точными расчетами. В частности, они доказывают, что Ноев ковчег мог вместить всех «тварей по паре» -- если учесть, что рыбам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных позвоночных животных -- около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. животных. Средней величины автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось бы -- для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из Института креационных исследований, наверняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее.

Креационисты в большинстве своём отвергают эволюцию, приводя при этом факты, свидетельствующие в их пользу. К примеру, сообщается о том, что эксперты по вычислительной технике зашли в тупик в попытке воспроизвести человеческое зрение. Они вынуждены были признать, что не могут искусственным путем воспроизвести человеческий глаз, в особенности сетчатку с ее 100 миллионами палочек и колбочек, а также нейронные слои, выполняющие по меньшей мере 10 миллиардов вычислительных операций в секунду. При этом цитируют высказывание Ч. Дарвина: «Предположение, чтобы глаз… мог быть выработан естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей степени нелепым».

Креацианистские идеи развиваются в рамках ортодоксального иудаизма, а также ислама. В то же время мировым научным сообществом теории «научного креацианизма» не признаются убедительными.

Теория внешнего вмешательства

Согласно этой маргинальной паранаучной теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте паранаучная теория считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты теории внешнего вмешательства предполагают:

  • 1) скрещивание иномирян с предками людей
  • 2) порождение человека разумного методами генной инженерии
  • 3) создание первых людей гомункулярным способом
  • 4) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума
  • 5) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.

В разнообразных популярных сочинениях на эту тему упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из созвездий Весов, Скорпиона, Девы как прародители или «производители» землян. Многие сообщения подчеркивают, что якобы земляне -- плод неудавшихся экспериментов, причем уже не раз этот «подпорченный» плод уничтожали (например, сообщества атлантов), поэтому не исключается, а, скорее, предполагается и на сей раз гибель всего человечества.

Антропогенез

Процесс происхождения человека, называемый антропогенезом, и процесс происхождения общества , именуемый в науке социогенезом, на деле представляли собой единое явление в истории нашей планеты. Другими словами, процессы формирования человека и социума шил в тесной взаимосвязи. Формирование человека, проявлявшееся прежде всего в развитии способностей к сознанию и речи, было тесно взаимосвязано с возникновением новых и усложнением имеющихся общественных форм организации жизни индивидов и правил их взаимоотношений. Индивидуальное сознание как феномен психической жизни субъекта формировалось параллельно с сознанием коллективным как феноменом социальной психики, проявления которой разделяются всеми членами общества.

Замечание 1

Среди основных концепций антропосоциогенеза обычно выделяют естественно-материалистические, креационистские и уфологические.

  • Первые теории исходят из идеи об эволюционном происхождении человека, согласно которой человек есть результат закономерной эволюции животного мира (Ч. Дарвин). Среди факторов формирования человека и общества в данных теориях наибольшее внимание уделяется труду (Ф. Энгельс).
  • Креационизм (от лат. Creationis творение) исходит из идеи сотворения мира и человека высшим абсолютом - Богом. Данный подход характерен для большинства религий.
  • Наиболее экзотическими представляются нам уфологические концепции, согласно которым человек был занесен на землю внеземными цивилизациями.

Уникальность бытия человека

Формирование человека и общества знаменовало собой отделение человека от природы, которое некоторые философы называют «трагическим разрывом», поскольку получив сознание, человек столкнулся с проблемой осмысления собственной жизни и смерти, поиска духовных оснований собственного существования. Его жизнь, в отличие от животного состояния, стала сопряжена с необходимостью совершать выборы и нести за них ответственность. С другой стороны, сознание – это величайший дар, благодаря которому человек освоил природный мир и достиг физического и материального комфорта. Немецкий философ И. Кант утверждал, что в мире природы человек не свободен, так как подчиняется природной необходимости. В царстве же морали, то есть в обществе, человек может проявлять свободу, выбирая между подчиненностью природной необходимости или соблюдению моральных норм и идеалов.

Замечание 2

В социальной философии в XIX веке сформировалось натуралистическое направление, представители которого (наиболее известный Г. Спенсер) распространяли естественнонаучные законы на анализ общества и процессов, в нем происходящих. Крайним вариантом подобного рассмотрения общества был социал-дарвинизм, постулировавший идею о господстве в обществе закона конкурентной борьбы и выживания сильнейшего. Стоит отметить, что данная теория была немаловажным элементом фашистской идеологии.

Но все же общество и природа – это два качественно различных вида реальности. но общество отличается от природы прежде всего тем, что в нем нет столь жесткой определенности и причинно-следственной зависимости (детерминизма). Социуму присущ скорее индетерминизм (отсутствие изначальной определенности, нелинейность, альтернативность и многовариантность развития), что обусловлено прежде всего спецификой основного субъекта социальной жизни – человека, который наделен сознанием и свободой выбора. Поведение человека зачастую непредсказуемо, человек противоречив и неоднозначен. Хорошо эту идею выразил отечественный писатель и философ Ф.М. Достоевский, демонстрируя через художественные образы своих романов, что в человеке сочетаются и добро, и зло, и что абсолютно добрых или абсолютно злых людей не бывает.

Однако общество тесным образом связано с природой, что проявляется прежде всего в том, что развитие общества шло по мере преобразования природы, ее освоения и формирования на этой основе культуры, то есть совокупности всех материальных и духовных достижений человечества. Таким образом, общество развивалось и развивается за счет использования природных ресурсов.